Меню Рубрики

Вопросы для анализа охраны здоровья детей

I. Система и политика здравоохранения в Российской Федерации.

1. Основы законодательства в здравоохранении. Основы медицинского страхования. Принципы и виды медицинского страхования.

2. Федеральные и региональные целевые программы в области охраны здоровья.

3. Организация, содержание, планирование и учет работы фельдшера школы. Основная медицинская документация в соответствии с установленными формами.

4. Функциональные обязанности фельдшера школы, ССУЗ, подросткового кабинета.

5. Понятие о первичной медико-санитарной помощи. Роль, задачи, принципы первичной медико-санитарной помощи.

6. Роль санитарного просвещения в охране здоровья школьников и подростков. Пропаганда здорового образа жизни. Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании.

7. Медицинская этика и деонтология в работе фельдшера школы, подросткового кабинета, ССУЗа.

II. Валеология детей и подростков.

8. Физическое и половое развитие подростков. Функциональные особенности органов и систем подростка. Акцелерация, ретардация роста и развития.

9. Возрастная периодизация детей и подростков. Основные закономерности их роста и развития.

10. Физическое развитие и факторы его определяющие. Современные методы оценки физического развития. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста, обуславливающих особенности их поведения и способность к обучению.

11. Психофизиологические особенности детей старшего возраста и подростков.

12. Физическое воспитание и медицинский контроль за его проведением.

13. Принципы физического воспитания. Основные средства и формы физического воспитания.

14. Показания к распределению учащихся на физкультурные группы. Медико-педагогический контроль за занятиями физической культурой и спортом.

15. Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Виды вакцинальных препаратов. Активный и пассивный иммунитет. Календарь профилактических прививок для детей школьного возраста. Показания и противопоказания к вакцинации.

16. Приказы, нормативные документы по прививочной работе. Основные положения по организации и проведению прививок.

17. Принципы составления плана прививок. Оценка годности сывороток и вакцин. Принцип «холодовой цепи». Местные постпрививочные реакции. Общие постпрививочные реакции.

18. Наркомания и токсикомания – комплексные медико-социальные проблемы. Причины развития наркомании, токсикомании. Эпидемиология наркомании и токсикомании. Единая конвенция о наркотических средствах.

19. Формы наркоманий. Признаки наркотического опьянения, абстинентного синдрома. Лечение наркоманий и токсикоманий. Профилактика. Работа фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ, подросткового кабинета по выявлению лиц, склонных к злоупотреблению наркотическими и токсикоманическими средствами.

III. Заболевания в школьном и подростковом периоде.

20. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми. Комплексная оценка состояния здоровья учащихся.

21. Новые принципы организации углубленных медицинских осмотров учащихся, скрининг-программа, ее содержание. Роль среднего медицинского персонала в ее реализации.

22. Неревматические заболевания сердца и сосудов. Вегето-сосудистые дистонии. Врожденные пороки сердца. Распространенность, причины, методы диагностики, клиника, принципы лечения. Профилактические прививки. Диспансеризация. Физкультурная группа, вопросы профессиональной ориентации.

23. Ревматизм. Этиология, патогенез, основные клинические проявления, принципы лечения. Профилактика. Диспансеризация. Профилактические прививки. Допуск к занятиям физкультурой и спортом. Вопросы профессиональной ориентации.

24. Неспецифические заболевания органов дыхания (бронхит, пневмония). Распространенность, этиология, патогенез, методы диагностики, основные клинические проявления. Лечение и реабилитация, диспансерное наблюдение, профилактические прививки.

25. Неинфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, язвенная болезнь, ДЖВП). Распространенность, методы диагностики, клиника, лечение и реабилитация. Диспансерное наблюдение, возможность допуска к занятиям физкультурой и спортом, профилактические прививки, вопросы профессиональной ориентации.

26. Пиелонефрит, гломерулонефрит. Распространенность, патогенез, клиника, методы диагностики, лечение и реабилитация. Диспансерное наблюдение, профилактические прививки, допуск к физкультуре, профессиональная ориентация.

27. Заболевания кожи и венерические болезни (сифилис, гонорея, чесотка, дерматомикозы). Распространенность, методы диагностики, клиника, лечение, диспансерное наблюдение. Профилактика кожных и венерических заболеваний среди детей школьного и подросткового возраста.

28. Заболевания эндокринной системы (сахарный диабет, тиреотоксикоз, ожирение). Распространенность, методы диагностики, лечение, диспансерное наблюдение, допуск к физкультуре, профессиональная ориентация.

29. Заболевания нервной системы и психические отклонения. Распространенность, методы диагностики, лечение, диспансерное наблюдение. Профилактические прививки, допуск к физкультуре, профессиональная ориентация.

30. Неотложная посиндромная помощь детям при гипертермии.

31. Неотложная посиндромная помощь детям при судорожном синдроме.

32. Неотложная посиндромная помощь детям при анафилактическом шоке.

IV. Гигиена детей и подростков.

33. Система воспитания и образования. Основные направления реформы общеобразовательной школы, переход на обучение с 6-летнего возраста. Определение готовности к обучению ребенка с 6 лет.

34. Гигиена режима школьника. Суточный режим и его физиологические основы.

35. Понятие об утомлении, факторы, предупреждающие преждевременное утомление. Понятие о переутомлении.

36. Сон. Его физиологическая сущность. Физиологическая потребность во сне детей различного возраста. Факторы, определяющие эффективность сна.

37. Учебная деятельность, изменение работоспособности учащихся с учетом возраста, а также в течение года, четверти, недели, дня, урока.

38. Гигиенические требования к составлению расписания занятий на указанные периоды года.

39. Гигиенические требования к уроку.

40. Система трудового воспитания обучения и профессионального образования Трудовое политехническое обучение. Законы о труде подростков.

41. Гигиенические требования к содержанию трудового обучения учащихся 1-7 классов; режиму труда и условиям труда. Гигиенические требования к содержанию трудового обучения учащихся 8-11 классов, режиму труда и условиям труда.

42. Гигиеническая характеристика и гигиеническая оценка производственных факторов (шум, вибрация, освещение, тепловая энергия, химические вещества, пыль, физическая нагрузка, монотонность труда). Пути профилактики неблагоприятного воздействия факторов на растущий организм. Труд девочек и мальчиков. Гигиенические требования к организации трудового воспитания школьников в кабинетах, мастерских, учебно-производственных комбинатах, на производстве и сельском хозяйстве.

43. Оборудование и оснащение мест трудового обучения учащегося; организация рабочих мест, предупреждение травматизма.

44. Основы рационального питания детей и подростков.

45. Организация питания школьников. Задачи медицинского персонала в организации рационального питания школьников. Санитарные требования к транспортировке, хранению и кулинарной обработке пищи. Правила выдачи блюд питания детям.

46. Гигиеническая экспертиза продуктов и готовность пищи. Гигиенические требования к планировке пищеблока. Оборудование пищеблока, санитарные требования к качеству обработки тары, посуды, инвентаря, оборудования. Личная гигиена сотрудников пищеблока.

47. Пищевые отравления и их профилактика. Основные источники и пути передачи заражения пищи патогенными микробами.

48. Сеть летних оздоровительных учреждений для детей и подростков. Лагеря труда и отдыха, оздоровительно-спортивные, оздоровительные. Гигиенические требования к участку, площади, оборудованию помещений. Режимы дня, гигиенические требования к организации жизни и разнообразных видов деятельности детей в летних лагерях.

49. Гигиенические вопросы организации сезонных пионерских лагерей санаторного типа. Организация режима и лечебно-оздоровительной работы в них.

50. Гигиенические требования, предъявляемые к мебели в основных помещениях учреждений для детей и подростков. Основные принципы подбора мебели и способы ее маркировки.

51. Гигиенические требования, предъявляемые к микроклимату учебных помещений (температура, влажность, естественное и искусственное освещение).

V. Инфекционная безопасность и инфекционный контроль.

52. Профилактическая и противоэпидемическая работа фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ, подросткового кабинета.

53. Понятие о дезинфекции, дезинсекции, дератизации, стерилизации. Роль фельдшера в организации дезинфекционных мероприятий в очагах различных групп инфекций. Дезинфекция изделий медицинского назначения. Соблюдение карантинных мероприятий при выявлении лиц с инфекционными заболеваниями в соответствии с приказами.

54. Эпидемиологический процесс, структура, пути передачи инфекционных болезней.

55. Основные воздушно-капельные инфекции (корь, коклюш, скарлатина, дифтерия, ветряная оспа, менингит, тиф). Противоэпидемические мероприятия. Наблюдение в очаге за контактными. Сроки диспансерного наблюдения после инфекционных заболеваний.

56. Основные кишечные инфекции (дизентерия, вирусные гепатиты). Профилактика. Нормативные документы. Мероприятия в очаге.

57. ВИЧ-инфекция. История появления болезни. Возбудитель ВИЧ-инфекции, его свойства. Пути передачи. Симптомы болезни. Правила забора материалов, транспортировка и хранение сыворотки крови. Правила работы с больными ВИЧ-инфекцией. Профилактика. Меры профилактики ВИЧ-инфекции в медицинском учреждении. Основные регламентирующие приказы, инструкции.

58. Туберкулез. Этиология, эпидемиология. Клиника, наблюдение за реконвалесцентами. Специфическая и неспецифическая профилактика. Прогноз. Диспансерное наблюдение.

IV. Неотложная помощь. Медицина катастроф.

59. Определение понятий «чрезвычайная ситуация» и «катастрофа».

60. Служба медицины катастроф и ее задачи.

61. Обязанности медицинских работников при чрезвычайной ситуации.

62. Виды терминальных состояний.

63. Определение понятия «сердечно-легочная реанимация».

64. Методика сердечно-легочной реанимации.

Стандарт действий медицинской сестры при:

65. — термических и химических ожогах;

67. — поражениях электрическим током;

69. — анафилактическом шоке;

71. — стенокардии, инфаркте миокарда;

72. — гипертоническом кризе;

74. — гипо — и гипергликемической коме;

76. — сердечной астме и отеке легких;

77. — синдроме длительного сдавления;

79. — травме грудной клетки;

83. Правила наложения транспортных шин.

84. Виды кровотечений, способы временной остановки кровотечений.

источник

Анализ работы по охране жизни и здоровья детей.

В процессе воспитательно-образовательной работы педагогического коллектива Детского сада № 9 на первое место ставилась задача – Повышение уровня физической подготовленности и снижение заболеваемости детей через создание оптимального двигательного режима и обогащение спектра оздоровительных и закаливающих мероприятий. Руководствуясь основными документами: «Санитарными правилами устройства и содержания детских дошкольных учреждений», «Типовыми правилами пожарной безопасности», «Инструкциями по организации охраны и здоровья детей в детских садах и площадках», а также «Типовым положением детского сада» и «Уставом ДОУ», коллектив создавал условия для успешного физического и психического развития детей.

Оздоровительно – профилактическая работа в ДОУ находилась под систематическим контролем со стороны администрации, медицинского работника и заключалась в следующем:

— контроль над соблюдением санитарно – гигиенических требований;

— поддержание воздушного, температурного режима;

— организация режима дня в соответствии с возрастом детей и сезона;

— соответствие гигиенических норм естественного и искусственного освещения;

— соблюдение питьевого режима;

— осуществление чередования умственной и физической нагрузки на занятиях;

-ежедневный контроль над закладкой продуктов при приготовлении пищи;

— контроль над выдачей готовой продукции в пищеблоке, за раздачей пищи в группах.

По плану проводились углублённые медицинские осмотры детей узкими специалистами, регулярно проводились: антропометрические измерения детей (2 раза в год), ежедневно проводился анализ заболеваемости детей (сдача в Управление образования), закаливающие мероприятия (обязательная утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, умывание прохладной водой), прослеживалась слойность одежды у детей при одевании на прогулку, обновление аптечек неотложной помощи.

В 2014-2015 учебном году снабжение питания соответствовало требованиям: завозились фрукты, в меню присутствовали овощи, мясные продукты, дети получали натуральные соки, свежие фрукты.

Со стороны администрации проводился контроль за закладкой продуктов при приготовлении пищи, выдачей готовой продукции, за раздачей пищи в группах, планомерно осуществлялся медико-педагогический контроль за проведением утренних гимнастик, физкультурных занятий, прогулок, физической активностью дошкольников. Большое внимание уделялось мероприятиям по снижению адаптационного синдрома у вновь прибывших детей (гибкий режим, совместная работа с родителями, наблюдения за детьми, ведение адаптационных карт в 1 младшей группе). В конце учебного года (май) медицинскими специалистами осмотрены дети выпускных групп. В возрастных группах с целью правильной подборки индивидуальной мебели (столов, стульев) 2 раза в год проводились антропометрические измерения детей.

В санитарно — просветительскую работу включались инструктажи с персоналом детского сада «Инструктаж по технике пожарной безопасности, охране жизни и здоровья детей», «Инструктаж о порядке действия персонала по обеспечению безопасности и быстрой эвакуации людей при ЧС», инструктаж «Противоэпидимическая работа в ДОУ», «Санитарно – гигиеническая работа в ДОУ». Проведены общие собрания трудового коллектива ДОУ: «Работа коллектива детского сада по охране жизни и здоровья детей», «Подготовка ДОУ к отопительному сезону», «Функциональные обязанности сотрудников и техника безопасности в летний оздоровительный период»; консультации для воспитателей – «Взаимодействие воспитателя и помощника воспитателя в работе с детьми с ЗПР», «Организация питания детей в возрастных группах», «Гигиенические требования к максимальной нагрузке в учебном процессе», «Формирование оптимальной двигательной активности детей в режимных моментах».

В течение года проводилась своевременная профилактическая работа по простудным заболеваниям: фитонциды, ароматерапия, гимнастика после сна (с учетом теплового режима в здании ДОУ), музыкотерапия.

В педагогическом процессе большое внимание уделялось дозировке, нагрузке в ходе организационной деятельности с соблюдением требований СанПиНа: учитывалось время проведения, продолжительность по возрастным группам (1 мл. гр – 10 мин; 2 мл. гр – 15мин; ср. гр – 20 мин; ст. гр. – 25 мин; подг. гр – 30 мин; ст. гр КН – 25 мин.); своевременно включались физкультурные паузы, во всех группах проводилась пальчиковая и гимнастика пробуждения.

В целях профилактики плоскостопия и нарушения осанки использовались упражнения со спортивными палками, мешочками с песком разного веса: 100 гр, 200 гр., 400гр., скакалками, мячами.

Оздоровительно – профилактическая работа планировалась в календарно – перспективных планах воспитателей.. При обследовании у детей осанки и выявления плоскостопия было установлено: дети с нарушением осанки отсутствуют, с плоскостопием – 2 ребёнка. Анализируя данные показатели обследования, следует рекомендовать участникам педагогического процесса продолжать планировать и проводить работу, направленную на профилактику плоскостопия (упражнения на ребристой доске, ходьба по коррекционным коврикам и др.) и устранение нарушения осанки (упражнения с мячами, гимнастическими палками, наблюдение за осанкой во время еды, во время статической деятельности и т. д.), проводить разъяснительную работу с родителями по вопросам «Условия нормального развития и здоровья ребёнка».

На основании результатов сравнительного анализа (на начало и конец года) по состоянию здоровья и физическому развитию медицинская сестра распределила воспитанников по группам здоровья. В процессе количественной обработки изменений за истекший период не произошло, т. е. на начало и конец учебного года передвижения детей из групп здоровья не было. Итоги включены в таблицу.

Распределение детей ДОУ по группам здоровья.

источник

татьяна пынкова
Анализ работы по охране и укреплению здоровья детей в старшей группе

На базе нашего детского сада созданы уже определенные условия для физического развития и оздоровления детей, для валеологического образования. Создана необходимая макро и микро среда. В детском саду функционируют спортивный зал, физкультурная площадка, музыкальный зал.

Я веду детей старшей группы для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями у нас оборудованы физкультурные уголки:в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми. (Коврики для профилактики плоскостопия, дорожки, палочки, мешочки и т. д)

В «уголках здоровья» разместить материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

В группе проходят занятия по здоровому образу жизни,на которых детям даются представления о индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.

Инструктором по физической культуре проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Во время физкультурных занятий детей необходимо знакомить с комплексом упражнений, целью которого является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки. Педагогу по физкультуре на занятиях активней использовать музыкальное сопровождение, игровые и проблемные методы обучения. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению своего здоровья. В неделю проводиться 2 занятия в зале и 1 на улице, вне зависимости от времени года. Каждые две недели проводятся физ. досуги или развлечения.

Читайте также:  Анализ на герпес у детей положительный

Формирование двигательных навыков и умений способствует и организация двигательной активности детей на прогулке. Все занятия, прогулки и развлечения прописаны в календарном плане, составляется так же перспективный план на месяц, где прописаны все задачи и индивидуальная работа с детьми. Каждый день воспитатель планирует работу по профилактике плоскостопия, утром или вечером, на прогулке индивидуальную работу по физо и 2 подвижные игры.

Задачи соответствуют программе «Детство» по старшему дошкольному возрасту.

Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и самомассажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включать мероприятий на расслабление: минутки радости, минутки музыко- и смехотеропии, сказкотерапии.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Включаем в меню фрукты, соки, напитки из шиповника, чай с лимоном, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, специалистами в работе с детьми.

Благодаря совместным занятиям воспитателей и родителей создается возможность выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания образа жизни ребенка.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей необходимо использовать как традиционные, так и более активно нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала «Здоровье«, тематические выставки, библиотека здоровья, оформить информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду» «Как я расту», проводить консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители в нашем детском саду родители постоянные участники всех спортивных конкурсов, выставок проводимых в ДОУ.

Совместные занятия воспитателей и родителей создают возможность выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания образа жизни ребенка.

Анализ работы по охране жизни и здоровья воспитанников Анализ работы по охране жизни и здоровья воспитанников группа «Муравьи». В течение учебного года продолжалась работа по охране и укреплению.

Памятка для родителей по охране жизни и здоровья детей Памятка для родителей по охране жизни и здоровья детей 1. Лично передавайте и забирайте ребёнка у воспитателя, не передоверяйте ребёнка.

Формы работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Мы здоровы на столько, на сколько чувствуем мир и покой в душе! Наравне со здоровьем физическим большое внимание в нашем учреждении уделяется.

Фотоотчет. Книжка-раскладушка «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей» Большое внимание уделяется на укрепление здоровья детей так как наши дети часто болеют. В своей второй младшей группе,я сделала книжку.

Проект «Логоритмика, как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению их здоровья» Описание проекта: Пояснительная записка. Воспитание здоровых, активных, творческих детей – приоритетное направление деятельности всего.

Работа по укреплению здоровья детей «Праздник здоровья». Укрепление здоровья детей –самая важная из задач в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Во II младшей группе «Непоседы» эта.

Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ. Здоровье детей определяется уровнем здоровья родителей, общества, состоянием окружающей среды. Выдающийся.

Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей» Десять советов по укреплению физического здоровья детей Подготовила: Овчаренко Марина.

Тематическое планирование по охране здоровья для воспитанников 5 группы детей с ОВЗ Режим дня и мое настроение Тема: Режим дня. Цель: Закрепление знаний о режиме дня и навыках его соблюдения. Тема: Охрана здоровья Цель:.

Система работы с семьей по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста Здоровье ребёнка, тесный контакт работы работников ДОУ с семьёй. Забота о развитии и здоровье ребенка начинается по существу с организации.

источник

Справка по проведению тематической проверки «Эффективность воспитательно-образовательной работы по сохранению физического и психического здоровья

1 Справка по проведению тематической проверки «Эффективность воспитательно-образовательной работы по сохранению физического и психического здоровья детей в ДОУ» В соответствии с приказом 21 от г. по МКДОУ детский сад «Теремок» «Об организации тематической проверки» была проведена комплексная проверка состояния психолого-педагогической и физкультурно-оздоровительной работы по сохранению физического и психического здоровья детей в ДОУ. Была создана комиссия в составе: заведующая Степина И.Р., старший воспитатель Ващенко Е.Г. В ходе проверки использовались следующие методы и приѐмы: анализ развивающей среды и документации, просмотр занятий, контрольные диагностические срезы. Проверка показала, что в ДОУ созданы благоприятные условия для физического и психического развития воспитанников, охраны жизни и укрепления здоровья, совершенствования их развития. Для оздоровления детей используются все природные факторы: солнце, воздух, вода, земля (летом хождение босиком). Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды. В ДОУ имеется: — спортивная площадка, оснащѐнная беговой дорожкой, ямой для прыжков, спортивным бревном и кольцебросами; — физкультурный зал, оборудованный мягкими модулями; в достаточном количестве мячами, скакалками, обручами, гимнастическими палками, фитбулами, мешочками для метания, атрибутами для подвижных игр, оборудованием для закаливания, коррекции здоровья (коррекционные дорожки, маты) и т.д.; — в младших группах имеются физкультурные уголки с набором спортивного оборудования; — медицинский кабинет оснащѐн необходимым оборудованием: бактерицидная лампа, ростометр, весы; имеются дезсредства, медикаменты, рекомендованные Минздравохранением РФ для ДОУ; — методический кабинет, оснащенный различными пособиями, научно-популярной, педагогической литературой, методическими разработками, игровыми атрибутами и т.д. В ДОУ разработана программа физкультурно-оздоровительной работы «Здоровье», которая решает следующие задачи: 1. Создание благоприятных условий для нормального физического и психического развития воспитанников. 2. Охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости и защитных свойств организма, улучшение физической и интеллектуальной работоспособности. 3. Формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение необходимого уровня физической подготовки. 4. Воспитание у детей личной физической культуры. Формирование потребности в физическом совершенствовании. 5. Валеологическое образование, воспитание привычки здорового образа жизни. Реализация программы показала, что многие дети, для которых необходима более специализированная помощь, имеют те или иные ограничения в физическом здоровье.

2 Для данной части детей при определении дальнейшего физического развития необходимо определить индивидуальную траекторию организации образовательной деятельности, уточнить возможности ребенка, исходя из его особенностей: интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, продумать новые модели и формы работы. Коррекционную работу в детском саду в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР осуществляют специалисты: учитель-логопед Слижевская С.А., воспитатели со специализацией по логопедической работе: Доркина Н.Г., Пилипович Т.В. В ходе проверки было просмотрено ряд физкультурно-оздоровительных мероприятий. Воспитатель подготовительной группы компенсирующей направленности Доркина Н.Г. показала проведение подвижной игры на спортивной площадке. Воспитатель подготовила методически верно проведение подвижной игры, удачно выбрала еѐ с учѐтом погодного явления, т.к. игра проводилась на воздухе. Было учтено главное правило подвижных игр движения, были очень хорошо усвоены детьми и разучены воспитателем предварительно на физкультурных занятиях и в индивидуальной работе в режиме дня. В процессе игры воспитатель следила за правильностью выполнения движений, соблюдением правил игры, нагрузкой и взаимоотношениями детей. Регулировала нагрузки повтором игры и уменьшением активности играющих путем назначения водящими детей с разным уровнем развития движений. Во 2 младшей и подготовительных группах была оценена утренняя гимнастика, которую проводит инструктор ФИЗО Конева А.А. Гимнастика проведена на высоком уровне, построена методически верно, с индивидуальным подходом к каждому ребѐнку, под музыкальное сопровождение, в соответствии с гигиеническими требованиями. В средней и подготовительной группах, воспитатели Пимшиной Н.Н. и Рязановой Т.Г. старшим воспитателем была просмотрена прогулка детей. Обе прогулки проведены в соответствии с планами. Интересно и содержательно построены наблюдения, беседы о листопаде, дети с удовольствием играли спортивные и подвижные игры, закрепляли спортивные упражнения с большим желанием трудились. Прогулки построены интересно и методически верно. Предложение — приобрести выносной материал для игр и труда. Воспитатель 1 младшей группы Попенина Л.М. провела игровое физкультурное занятие на тему: «Ловкие ребята, ребята дошколята». На занятии использовалось эстетическое оборудование. Педагог смогла заинтересовать детей, привлечь их к чѐткому выполнению движений. Воспитателю рекомендовано следить за нагрузкой детей во время проведения физкультурных упражнений, применять на занятии музыкальное сопровождение для поддержания интереса детей, а также применять интеграцию с другими образовательными областями. Инструктор ФИЗО Конева А. А. показала 2 физкультурных занятия в средней и подготовительной группе компенсирующей направленности. Оба занятия проведены на высоком профессиональном уровне, под музыкальное сопровождение (грамзапись), которое придало детям уверенности и подняло эмоциональный настрой. Дети выполняли упражнения с интересом и большим желанием, в соответствии с тактом музыки. Оба занятия проходили в нетрадиционной, игровой форме с использованием интеграции образовательных областей. Организованность, слаженность на занятии дало высокий результат.

3 Анализ планирования показал, что воспитатели всех возрастных групп ведут календарное планирование. В планах работы педагогов отражены физкультурные занятия, прогулки, игры, закаливающие мероприятия праздники и развлечения. В группе раннего возраста в процессе планирования уделяется внимание организации утренней гимнастики, физкультурных занятий, закаливающим мероприятиям. Воспитатели широко используют имитационные приѐмы обучения движениям «Вышла курочка гулять», «Прилетели птички» и др. Однако следует больше уделять внимание индивидуальной работе с детьми, чѐтче продумывать программное содержание, включая задачи не только обучающего характера, но и развивающего, воспитывающего, больше уделять внимания индивидуальной работе с детьми, чѐткой постановке воспитательных и образовательных задач. Воспитателями систематически планируются разнообразные подвижные игры во время прогулок; игры с бегом по кругу «Карусель», «Кошки-мышки»; игры с прыжками в длину с места «Через ручеѐк», «Не замочи ног»; игры с бегом «Самолѐты», «Кто быстрее к флажку», но мало используется игр с мячом, скакалкой, кеглями. С детьми проводится гимнастика после сна, уделяется внимание провидению на различных видах занятий физкультминуток. Но вместе с тем, необходимо уделять больше внимания работе с родителями по физическому развитию дошкольников. На родительских собраниях провести консультации на темы: «Организация двигательной активности ребѐнка дома», «Особенности физического развития детей младшего и среднего дошкольного возраста». С детьми проводятся различные формы физкультурных занятий: традиционные, занятия-соревнования, занятия ритмикой, занятия на воздухе. Все занятия проводятся с интеграцией образовательных областей. Выбор методов и приемов определяется целями и задачами конкретного занятия, его содержанием. Четкость и ясность поставленной перед детьми задачи во многом определяет успех ее выполнения. В содержание занятий входят все доступные детям виды физических упражнений: основные, танцевальные движения, ОРУ, строевые, спортивные. В содержание прогулки в первую и вторую половину дня педагоги включают подвижные и спортивные игры. При подборе игр и упражнений преимущественно используются упражнения развивающего характера, направленные на различные группы мышц, а так же упражнения требующие координации движений, ловкости выносливости. Следует обратить внимание на организацию самостоятельной двигательной активности детей. Пребывание детей на свежем воздухе не всегда вызывает у родителей положительный отклик, возникает боязнь простуды своего ребенка. В связи, с чем следует продумать организацию работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни. Анализ документации медицинских работников показал, что вся документация ведѐтся согласно утверждѐнной номенклатуре дел. Имеется меню-раскладка, перспективное меню, журнал витаминизации пищи, бракеражный журнал готовой и сырой продукции, журнал регистрации инфекционных заболеваний, проверки санитарного состояния и т. д. В начале и конце каждого учебного года инструктором ФИЗО Коневой А.А. проводится обследование физического развития детей. Диагностическое обследование показывает стабильность выполнения программы по физическому воспитанию.

4 В ходе тематической проверки было проведено выборочное анкетирование родителей с целью анализа работы детского сада по укреплению здоровья и снижению заболеваемости воспитанников. На вопрос: Часто ли, на ваш взгляд, болеет ваш ребѐнок? мнения родителей разделились почти поровну: 54% — да, 46% — нет. Основными причинами болезни родители назвали: 38% — недостаточное физическое развитие и воспитание ребѐнка в детском саду и при этом ни один родитель не назвал первопричиной недостаточное физическое воспитание в семье. 31% родителей считают, что дети недостаточно развиваются и в детском саду и дома и 31% родителей назвали среди причин заболеваемости — наследственность и предрасположенность. На вопрос: На что, на ваш взгляд, должны обращать особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка? Мнения родителей разделились следующим образом: соблюдение режима 69%; рациональное, калорийное питание 46%; полноценный сон 30%; достаточное пребывание на свежем воздухе 69%; здоровая, гигиеническая среда 61%; благоприятная психологическая атмосфера 46%; наличие спортивных и детских площадок 15%; физкультурные занятия 61%; закаливающие мероприятия 61%. На вопрос: Какие закаливающие процедуры, на ваш взгляд, наиболее приемлемы для ребенка? родители ответили: облегченная форма одежды для прогулок 38%; облегченная одежда в группе (носки, короткий рукав) 7%; обливание ног водой контрастной температуры 7%; хождение босиком 30%; систематическое проветривание группы 61%; прогулка в любую погоду 15%; полоскание горла водой комнатной температуры и ниже 15%; умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры 46%. На вопрос: знаете ли вы, как укреплять здоровье вашего ребѐнка? 61% родителей сказало, что да и 39%, что частично. На последний вопрос: Нужна ли вам в этом помощь детского сада? 61% родителей согласились, что да, нужна; 31% — нет, не нужна и 8% — нужна частично. Из проведѐнного анкетирования можно сделать вывод, что работу по укреплению здоровья надо вести более углублено, просвещая родителей, какая работа проводится в детском саду, что они могут дома сделать для укрепления здоровья своих детей, вести более активную работу по привитию привычки к здоровому образу жизни не только у детей, но и родителей. Опираясь на данные бланка самооценки воспитателей конкретных практических навыков и умений по вопросам сохранения физического и психического здоровья детей можно сделать выводы, что педагоги ДОУ имеют глубокие знания и практические навыки по данному вопросу. Анализ анкетирования педагогов по выявлению проблем физического воспитания и дальнейшего планирования работы показал, что педагоги знают каким образом планировать работу по физическому воспитанию, тесно взаимодействуют с инструктором ФИЗО, но хотели бы получить помощь от администрации ДОУ в обогащении развивающей предметно-пространственной среды. Несмотря на то, что коллектив детского сада уделяет должное внимание укреплению и охране здоровья детей, созданию комфортных условий для жизни детей, проблема физического развития воспитанников, профилактики заболеваемости остается актуальной. Вследствие вспышек гриппа и ОРВИ, увеличения количества детей с хроническими заболеваниями, увеличивается число часто болеющих детей. В результате комплексного решения физкультурно-оздоровительных задач удалось добиться положительных результатов. Большинство детей уходят в школу с хорошей

Читайте также:  Анализ на герпетическую инфекцию у детей

5 физической подготовкой, правильной осанкой, хорошим зрением. Они активны, подвижны, умело организуют самостоятельную двигательную активность. Учителя отмечают высокую работоспособность детей, быструю адаптацию. Выводы и предложения: 1. Продолжать работу над созданием условий для успешной реализации здоровье сберегающих технологий в тесном сотрудничестве с семьей. 2. Педагогам систематически повышать свой профессиональный уровень, личную культуру. 3. Распространить опыт инструктора ФИЗО Коневой А.А. по применению инновационных здоровье сберегающих технологий для внедрения в практику работы другими педагогами ДОУ. 4. Физкультурно-оздоровительную работу строить на основе ранней диагностики, организации работы в коррекционном кружке. 5. В процессе планирования уделять внимание организации самостоятельной двигательной активности, индивидуальной работе с детьми, работе с родителями. 6. В ходе занятий физической культурой следует варьировать нагрузку в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за их самочувствием. 7. Разрабатывать профилактические мероприятия, укрепляющие, поддерживающие здоровье детей в ДОУ, компенсирующие, корригирующие состояние здоровья детей. 8. При организации работы с детьми с ограниченными физическими возможностями продумать новые модели и формы организации образовательной деятельности. 9. Повышать моторную плотность занятий в процессе использования различных способов организации детей, овладении конкретными движениями. 10. Администрации ДОУ приобрести выносной материал для игр и труда детей на прогулке, обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе материалами и оборудованием по физическому воспитанию (мячи, кегли, скакалки и т.д.). 11. Вести работу по просвещению родителей по вопросам физического воспитания как в детском саду, так и дома, 12. Вести более активную работу по привитию привычки к здоровому образу жизни не только у детей, но и родителей. 13. Интегрировать работу по сохранению физического и психического здоровья детей в целостный воспитательно-образовательный процесс детского сада. Члены комиссии: Степина И.Р. Ващенко Е.Г.

источник

/ для медсестер яслей, яслей-садов и домов ребенка/

2. Прививкам АКДС-вакциной подлежат:

1) дети в возрасте с 3 месяцев до 3 лет

3. Вакцина против паротита вводится:

1) для активной иммунизации

2) для пассивной иммунизации

3) для аллергодиагностики туберкулеза

6. Вакцина против кори вводится:

7. Вакцина против полиомиелита вводится:

8. После постановки реакции Манту можно провести ревакцинацию БЦЖ — вакциной:

9. Положительный результат реакции Манту означает:

1) инфицирование туберкулезом или наличие поствакциональной аллергии

2) отсутствие туберкулеза и поствакцинальной аллергии

10. Плановой вакцинации против кори подлежат:

2) дети от 1 года и старше

11.Профилактические прививки повышают:

1) специфический иммунитет

2) неспецифический иммунитет

12. К вакцинальным препаратам относятся:

13. После острого заболевания профилактические прививки производят через:

1) 2 недели после выздоровления

2) 1 месяц после выздоровления

3) сразу после выздоровления

14. Профилактические прививки детям проводятся:

15. По возникновению постпрививочных осложнений различают:

16. Часто болеющих детей относят в:

17. Детей с поражением или наличием заболевания центральной нервной системы

18. Детей, у которых ранее отмечались местные и общие патологические реакции

19. Детей с аллергическими заболеваниями относят в:

1) cистема хранения и транспортировки вакцин

2) cистема хранения вакцин

3) cистема транспортировки вакцин

21. Вакцинальные препараты находятся в холодильнике при температуре:

1) от -4 градусов до 0 градусов

2) от 0 градусов до +4 градусов

3) от +4 градусов до +8 градусов

22. Показания для введения вакцины:

2) неблагополучная эпидемиологическая обстановка

3) лечение больного острой формой болезни

23. Скрининг-программа проводится:

24. II этап скрининг-программы проводится:

25. III этап скрининг-программы проводится:

26. I этап скрининг-программы проводится:

27. Оценка физического развития детям дошкольного возраста согласно

скрининг-программе должна проводиться:

28. Оценка физического развития проводится с помощью:

29. Для оценки физического развития необходимо провести:

2) измерение артериального давления

30. Определение нарушений опорно-двигательного аппарата включает:

1) визуальное выявление сколиоза

2) выявление нарушений осанки

31. Плантография проводится детям:

32. Визуальное выявления сколиоза проводит:

33. Возможные заключения при чтении плантограммы:

34. Срок наблюдения детей с хроническим расстройством питания:

35. Дети с гипотрофией наблюдаются у:

36. Дети с паратрофией наблюдаются у:

37. Срок диспансерного наблюдения детей с экссудативно-катаральным диатезом:

38. Детей с экссудативно-катаральным диатезом консультируют у:

1) аллерголога, дерматолога

39. Оздоровление детей с экссудативно-катаральным диатезом:

1) гипоаллергенная диета, закаливание

40. У детей, страдающих экссудативно-катаральным диатезом, исследуют:

1) общий анализ крови, иммуноглобулины крови

2) общий анализ мочи, моча по Нечипоренко

3) кал на бактериологическое исследование

41. Дети с лимфатико-гипопластическим диатезом наблюдаются у:

42. Пути оздоровления детей с лимфатико-гипопластическим диатезом:

1) закаливание, физкультура

43. У детей с лимфатико-гипопластическим диатезом исследуют:

1) общий анализ крови, 1 раз в 3-4 месяца

3) кал на бактериологическое исследование

44. У ребенка с лимфатико-гипопластическим диатезом и избыточным весом

1) мочу на сахар 1 раз в 6 месяцев

45. Ребенок с нервно-артритическим диатезом наблюдается у:

46. Ребенка с нервно-артритическим диатезом консультируют у:

1) невропатолога 1 раз в 6 месяцев

2) аллерголога 1 раз в год

3) дерматолога 1 раз в год

47. Детей с нервно-артритическим диатезом оздоравливают:

48. Диета при нервно-артритическом диатезе:

1) с ограничением пищи, богатой пуринами

49. У детей с нервно-артритическим диатезом развивают процессы:

50. Ребенок с рахитом наблюдается у:

51. Срок диспансерного наблюдения при рахите:

52. Срок диспансерного наблюдения при гипервитаминозе «Д»:

53. У детей, находящихся на диспансерном наблюдении с гипервитаминозом «Д»

1) измерение АД, анализ мочи и реакция Сулковича

2) общий анализ крови и иммуноглобулины в крови

54. Пути оздоровления детей с гипервитаминозом «Д»:

1) диета, витаминотерапия, гипотензивная терапия

2) физиотерапия, фитотерапия

3) лечебная физкультура, массаж

55. Диета детей с гипервитаминозом «Д»:

1) исключаются продукты, богатые кальцием

3) назначаются продукты, богатые калием

56. Ребенок с ревматизмом наблюдается у:

1) педиатра и кардиоревматолога

57. У детей, находящихся под диспансерным наблюдением с ревматизмом исследуют:

1) ЭКГ, ФКГ, общий анализ крови

2) анализ крови и реакцию Сулковича

58. Пути оздоровления детей с ревматизмом:

1) режим, закаливание, бициллинопрофилактика

2) физиотерапия и фитотерапия

59. Ребенок с врожденным пороком сердца наблюдается у:

2) аллерголога и дерматолога

60. У детей с врожденным пороком сердца исследуют:

2) общий анализ мочи и по Нечипоренко

3) биохимический анализ крови

61. Пути оздоровления детей с врожденными пороками сердца:

1) режим, закаливание, бициллинопрофилактика

2) диета, ограничение физической нагрузки, сердечные гликозиды

62. Диета при заболеваниях сердца у детей:

63. Ребенок с неревматическим миокардитом наблюдается у:

2) аллерголога и дерматолога

64. У детей, находящихся под диспансерным наблюдением с миокардитом исследуют:

1) ЭКГ, ФКГ, рентгенографию, общий анализ крови

2) общий анализ мочи по Нечипоренко

3) кал на бактериологическое исследование

65. Срок диспансерного наблюдения детей с миокардитами:

66. Ребенок с заболеваниями органов дыхания наблюдается у:

1) педиатра и пульмонолога

2) кардиолога и кардиоревматолога

3) аллерголога и дерматолога

67. Пути оздоровления детей с острой пневмонией:

4) общеукрепляющая терапия

68. Срок диспансерного наблюдения за ребенком старше 3 лет, перенесшим

69. Срок диспансерного наблюдения за ребенком с анемией:

70. Ребенок с хроническими заболеваниями органов пищеварения наблюдается у:

1) педиатра и гастроэнтеролога

2) аллерголога и дерматолога

71. Ребенка, находящегося под диспансерным наблюдением с хроническими

заболеваниями органов пищеварения консультируют у:

72. Пути оздоровления детей с хроническими заболеваниями органов пищеварения:

2) санация очагов инфекции

З) противорецидивное лечение

73. Срок диспансерного наблюдения при энтеробиозе:

74. Метод обследования при энтеробиозе:

75. На педикулез осматриваются:

76. Срок диспансерного наблюдения при пиелонефрите:

3) до перевода во взрослую поликлинику

77. У детей, находящихся под диспансерным наблюдением с пиелонефритом,

1) мочу на общий анализ, по Нечипоренко, по Аддис-Каковскому,

2) биохимический анализ крови

78. Пути оздоровления детей с пиелонефритом:

1) противорецидивное лечение 2 раза в год

З) общеукрепляющая терапия

79. Срок диспансерного наблюдения детей с гломерулонефритом:

80. Пути оздоровления детей с гломерулонефритом:

3) противорецидивное лечение 2 раза в год

81. Диета при гломерулонефрите:

2) с ограничением солей кальция

82. У детей, находящихся под диспансерным наблюдением с гломерулонефритом,

3) мочу по Аддис-Каковскому

83. Дети с поражениями нервной системы наблюдаются у:

84. Работники пищеблока обследуются на наличие патогенных кишечных бактерий:

1) при поступлении на работу

2) в плановом порядке 2 раза в год

85. У детей дошкольных учреждений, бывших в контакте с больными дизентерией,

1) термометрию 2 раза в день

86. Срок диспансеризации детей дошкольных учреждений, переболевших острой

87. Срок диспансерного наблюдения детей дошкольных учреждений,

переболевших хронической дизентерией:

88. При диспансеризации детей, переболевших хронической формой дизентерии,

1) клиническое обследование 1 раз в месяц

2) бактериологическое исследование кала 1 раз в месяц

89. Больной вирусным гепатитом А опасен как источник инфекции в:

90. Карантин при гепатите А составляет:

91. У контактных с больным вирусным гепатитом А проводят:

1) термометрию 2 раза в день

2) осмотр кожи и слизистых оболочек

4) пальпацию печени, селезенки

92. Срок диспансерного наблюдения за реконвалесцентами гепатита А:

2) 6 месяцев при нормальных клинико-биохимических показателях

3) 1 месяц при нормальных клинико-биохимических показателях

4) 12 месяцев при нормальных клинико-биохимических показателях

93. Срок диспансерного наблюдения за реконвалесцентами гепатита В:

94. Действия медсестры в очаге вирусного гепатита В:

1) наблюдение за контактными 25 дней, текущая дезинфекция весь период

2) наблюдение за контактными 6 месяцев, текущая дезинфекция весь период

3) противоэпидемические мероприятия не проводятся

95. Для бактериологического исследования на дифтерию берут:

1) слизь из носа и ротоглотки

3) слизь с задней стенки глотки

96. Бактерионосителей токсических коринебактерий:

1) отстраняют от посещения детского сада и госпитализируют

2) не отстраняют их от посещения детского сада

3) консультируют у инфекциониста поликлиники

97. Срок карантина при дифтерии:

98. Детям, контактным с больным дифтерией, проводят:

1) бактериологическое исследование слизи из ротоглотки и носа

4) термометрию 2 раза в день

99. Больной корью опасен как источник инфекции:

1) в продромальном периоде и в разгаре болезни

3) в период реконвалесценции

100. Вакцинацию живой коревой вакциной после контакта с больным корью проводят:

источник

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Текущая страница: 9 (всего у книги 17 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Результаты проведенной в 2002 г. Всероссийской диспансеризации детей показали продолжающуюся неблагоприятную динамику показателей состояния здоровья детского населения (удельный вес здоровых детей составил лишь 32,1 %) [52]. По итогам диспансеризации Министерством здравоохранения Российской Федерации и Российской академией медицинских наук была утверждена программа мер по улучшению состояния здоровья детей на период 2004–2010 гг. [209], в которой обеспечение прав ребенка на жизнь и здоровое развитие было зафиксировано в статусе предмета государственной политики. Анализ содержания программы позволяет отметить, что ко времени постановки задачи создания научно обоснованной концепции государственной политики в области охраны здоровья детей ее методологические аспекты были освоены еще недостаточно. В результате такие разделы программы, как разработка проекта закона об охране здоровья детей, а также обеспечение государственных гарантий детям[59] 59
Соответственно, пункты 1.1. и 1.2. раздела «Правовое обеспечение охраны материнства и детства в системе здравоохранения».

[Закрыть] , оказались вне предметного поля указанного направления государственной политики.

В последующем этот методологический недостаток был преодолен. В 2005 г. в решении коллегии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации [230] «реализация права ребенка на здоровый рост и развитие» зафиксирована в составе задач государственной политики в области охраны здоровья детей, к которым отнесены также:

– совершенствование межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья детей;

– эффективное использование ресурсов здравоохранения, образования, социальной защиты населения и других ведомств в целях охраны здоровья детей;

– приоритетность профилактической работы в комплексе мер по охране здоровья детей;

– обеспечение приоритетного финансирования государственных мер по охране здоровья детей, государственных гарантий бесплатной медицинской помощи детям и доступности оказания высокотехнологичных ее видов;

– создание условий для охраны здоровья детей в образовательных и интернатных учреждениях;

– совершенствование качества медицинской помощи детям и т. д.

В данном документе установлено «считать охрану здоровья детей в Российской Федерации одним из направлений государственной политики», что является вкладом в формирование ее статуса в качестве самостоятельного института.

Решение проблем детства средствами специального здравоохранительного направления государственной политики нашло отражение также в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 годы), где прогнозируется, что меры по созданию эффективной системы охраны материнства и детства будут способствовать обеспечению единой государственной политики в этой области (пункт «д» раздела «Модернизация здравоохранения»)[60] 60
Данное положение Программы усиливает значение государственной политики в обеспечении прав ребенка в целом. Так, в Плане действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году указанной Программы (раздел «Сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи») обозначена необходимость определения «приоритетных направлений государственной политики по решению проблем детства» [219].

Таким образом, значение рассмотренной группы нормативных правовых актов заключается в актуализации задачи выработки государственной политики в области охраны здоровья детей как отдельного направления политики, а также в установлении необходимости использования научного метода для решения этой задачи.

Читайте также:  Анализ на гепатит в для детей
4.5. Отражение проблем охраны здоровья детей в различных (не здравоохраненческих) системах государственной политики

В качестве институционального фактора формирования государственной политики в области охраны здоровья детей необходимо отметить выявленный феномен законодательного закрепления правовых механизмов, частично компенсирующих отсутствие в настоящее время данного направления государственной политики. В определенной мере этот процесс совпадает с развиваемой в Финляндии и некоторых других странах [347, 350, 351, 352, 353, 354] концепцией «здоровья во всех политиках» («Health in All Politics»), подразумевающей включение проблем охраны здоровья во все политические программы и стратегии.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется ряд направлений государственной политики, регулирующих сферы семейных отношений, образования, трудовых отношений и др., в той или иной мере охватывающих также вопросы охраны здоровья детей.

С целью исследования основных характеристик этого явления проведен анализ нормативных правовых актов, регулирующих различные сферы жизнедеятельности общества, что позволило установить следующее.

В «Основных направлениях государственной семейной политики», определенных Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 [265], закреплено право детей на бесплатную медицинскую помощь, а также предусмотрены меры, включающие:

– профилактику врожденной инвалидности, развитие медико-генетической помощи населению, совершенствование и внедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных;

– улучшение медико-социальной помощи детям-инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия и т. д.;

– создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками; развитие системы охраны репродуктивного здоровья семьи;

– укрепление службы планирования семьи; «высококачественное» санитарное просвещение по вопросам полового воспитания, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем;

– разработку и реализацию программы правового просвещения семьи, направленную на разъяснение права семьи и ее членов на государственную поддержку, в том числе в сфере здравоохранения;

– подготовку и переподготовку научных и преподавательских кадров, а также специалистов медицинского профиля.

Указом установлено считать кардинальное улучшение охраны здоровья семьи одним из главных направлений государственной семейной политики.

Таким образом, осуществление мер, относящихся преимущественно к компетенции здравоохранения, поддержано правовыми средствами государственной семейной политики.

Подобное взаимодействие сектора здравоохранения и других секторов, регулируемых методами государственной политики, зафиксировано и в ряде законов.

Так, в преамбуле Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3‑ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [296] определено, что закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту (преамбула). В законе закреплено, что государственная политика в данной сфере «направлена на… постепенное сокращение числа больных наркоманией» (статья 4). Приоритетность мер по профилактике наркомании и государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании установлены в качестве принципов данного направления государственной политики (статья 4).

Анализ Федеральной программы развития образования (далее по тексту – программа), утверждаемой законодательно [311] и являющейся организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования[61] 61
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266–1 «Об образовании» [78].

[Закрыть] , позволяет отметить в этой программе синтез медико-организационных и педагогических мер, нацеленных:

– на разработку предложений по обеспечению прав пациента-ребенка;

– совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, нормализацию учебной нагрузки, создание специальных условий для получения образования лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и особенности развития;

– поддержку и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях различных типов и видов;

– разработку и реализацию системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся;

– введение в действие нормативных правовых актов, касающихся повышения ответственности педагогических работников образовательных учреждений и родителей (законных представителей) за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья обучающихся;

– создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни;

– создание условий для полноценного питания обучающихся;

– защиту обучающихся от игр и игрушек для детей, отрицательно влияющих на физическое и психическое здоровье и не отвечающих психолого-педагогическим, морально-этическим и санитарно-экологическим требованиям.

В качестве ожидаемого результата реализации программы указано создание здоровых и безопасных условий труда и учебы. В программе предусмотрены: разработка и осуществление системных мер по обеспечению здоровья обучающихся на основе оказания доступных оздоровительных и медицинских услуг, обеспечение охраны жизни и здоровья детей, повышение ответственности педагогических работников образовательных учреждений, родителей (законных представителей) за охрану жизни и здоровья детей.

В Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1‑ФЗ «Об образовании» [78] изложены принципы государственной политики в области образования, среди которых закреплен принцип приоритета «жизни и здоровья человека» (статья 2). Закон устанавливает создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения (статья 32). Законом предусмотрена ответственность образовательных учреждений за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса (статья 32). Охрана здоровья детей обеспечивается экспертизой соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательными учреждениями, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм (статья 33). Установлено также (статья 51), что:

– образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников;

– учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения;

– для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа (обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации);

– медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения; образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников и т. д.

Приведенные данные свидетельствуют о широком охвате вопросов охраны здоровья детей в структуре реально действующей законодательно закрепленной государственной политики в области образования.

Государственная политика в области охраны труда (статья 210 Трудового кодекса Российской Федерации) [252] регулирует «обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников». В законе учитываются возрастные особенности несовершеннолетних работников в связи с характером трудовой деятельности, к занятию которой они могут быть допущены (статьи 63, 69, 70, 92, 94, 96, 99, 265, 266).

Таким образом, Трудовой кодекс в пределах своего правового поля взаимодействует с правовой сферой охраны здоровья детей и фактически придает ей статус предмета государственной политики.

В обобщенном виде результаты анализа отражения проблем охраны здоровья детей в исследованных направлениях государственной политики представлены в табл. 11, из которой следует, что вопросы профилактики болезней детского возраста зафиксированы во всех рассмотренных выше нормативных правовых актах. В двух актах установлено предоставление бесплатной медицинской помощи детям. Остальные учтенные признаки, характеризующие исследуемую проблему, отражают специфику отношений, регулируемых соответствующими нормативными правовыми актами.

Анализ полученных данных показал, что включение отдельных аспектов охраны здоровья детей в предметное поле различных законодательно закрепленных направлений государственной политики характеризуется двумя разнонаправленными тенденциями.

Первая тенденция, положительная, заключается в том, что указанный синтез действительно частично компенсирует отсутствие специально сформированной научно обоснованной государственной политики, призванной обеспечивать права детей на охрану здоровья. При этом регулирование общественных отношений в сфере охраны здоровья детей средствами действующих направлений государственной политики свидетельствует о свершившемся правовом закреплении ряда проблем детского здравоохранения в качестве реального предмета политики. Данный факт имеет принципиальное значение, поскольку является методологической и практической основой для разработки и законодательного закрепления государственной политики в области охраны здоровья детей, способной не только интегрировать и обеспечить координацию уже «узаконенного» комплекса медицинских компонентов указанных выше направлений политики, но и существенно дополнить его путем вовлечения в сферу правового регулирования в интересах детей наиболее полного объема общественных отношений.

Таблица 11. Отражение вопросов охраны здоровья детей в различных сферах государственной политики

Примечание. Наименования направлений государственной политики в таблице приведены под следующими номерами:

1. Государственная семейная политика.

2. Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту.

3. Государственная политика в области образования.

4. Государственная политика в области охраны труда.

Пока этого не произошло, в России проявляется другая тенденция, заключающаяся в фрагментарном воздействии на сферу охраны здоровья детей нескольких регулирующих правовых субъектов. В результате, вне правового обеспечения остается разрешение целого ряда серьезных противоречий в функционировании системы «ребенок – общество», в том числе:

– несоответствие между декларированным правом каждого ребенка на охрану здоровья и тем, что реализация этого права не закреплена законодательно в качестве ключевой цели национального развития в целом, как это предусмотрено в пункте 3 Плана действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90‑е годы;

– отсутствие механизмов первоочередного решения вопросов обеспечения права детей на охрану здоровья в условиях различных видов кризисов и нестабильности (обострение экономических и иных проблем в обществе, вооруженные конфликты и т. п.);

– недостаточная эффективность воздействия на конкретные социально обусловленные детерминанты детского здоровья (насилие в отношении детей, эксплуатация детей, в том числе сексуальная эксплуатация, ухудшение состояния здоровья родителей, неполноценное питание в семьях, низкий уровень жизни семей с детьми и др.).

Сложившееся фрагментарное регулирование отношений в области охраны здоровья детей является причиной, поддерживающей статус системы охраны здоровья детей в качестве не активного регулирующего фактора, а пассивного управляемого объекта. В данной ситуации основные условия и причины нездоровья детей оказываются вне непосредственного контроля со стороны здравоохранения.

Основной вывод: в настоящее время в Российской Федерации имеется необходимый объем правовых оснований, представленных международными документами и национальными нормативными правовыми актами, для разработки и законодательного закрепления государственной политики в области охраны здоровья детей. Реализация такой разработки позволит предупредить неблагоприятный процесс дезинтеграции системы правового обеспечения охраны здоровья детей в Российской Федерации.

Глава 5
Научное обоснование структуры и содержания концепции государственной политики в области охраны здоровья детей

В рамках поставленной задачи понятие концепции определяется как «система взглядов на содержание, принципы и основные направления» исследуемой сферы государственной политики [93]. Это определение дополняется также тем, что концепция представляет собой изложение «общих, принципиальных подходов», формирование «общей стратегии и приоритетных направлений» политики с учетом реальной социально-экономической ситуации для «разрешения назревших проблем» в конкретной сфере общественных отношений [172, 266]. В. Ю. Зорин и Т. А. Хабриева (2003) отмечают, что концептуальный подход в осуществлении государственной политики позволяет «четко определить соответствующие ориентиры, порядок их использования» для достижения поставленной цели [85].

Таблица 12. Структура, содержание и другие элементы различных направлений государственной политики, установленные по результатам контент-анализа нормативных правовых актов

При решении методологических вопросов разработки структуры и содержания концепции государственной политики в области охраны здоровья детей было принято во внимание, что:

– во‑ первых, каких-либо стандартов подобных разработок не существует;

– во‑вторых, основные структурные элементы различных действующих направлений государственной политики относительно однородны;

– в‑третьих, наиболее полные данные, характеризующие структуру, объем и другие параметры указанных структурных элементов[62] 62
В данной главе понятия «параметры», «элементы», «признаки», «компоненты» используются в одном значении.

[Закрыть] , могут быть получены на основе изучения определенного числа нормативных правовых актов, регулирующих отдельные направления государственной политики.

Результаты предварительного анализа десяти нормативных правовых актов (табл. 12), в которых закреплены направления государственной политики, имеющие непосредственное или опосредованное отношение к сфере охраны здоровья детей, это предположение подтвердили. Такие элементы политики, как принципы, цели, задачи отражены в большинстве актов. Наибольший объем изучаемых признаков (43 признака) зафиксирован в тексте «Основных направлений государственной семейной политики» [265], в котором представлена дефиниция данного направления политики, сформулирована проблемная ситуация, используется понятие идеологии политики, определены механизмы реализации политики, приоритеты, и т. д.

С учетом полученных предварительных результатов, проведен анализ 126 источников информации по вопросам государственной политики в различных областях жизнедеятельности общества (отечественные нормативные правовые акты, международные документы). Необходимое и достаточное число указанных источников определялось в процессе исследования, при этом ориентиром служил так называемый «пороговый» объем искомых признаков, по достижении которого признаки, выявляемые в новых источниках, начинают устойчиво повторять уже выявленные.

Анализ содержания определенных таким образом и включенных в разработку 58 признаков, идентифицированных в качестве структурных элементов концепции государственной политики в области охраны здоровья детей, позволил большую их часть классифицировать на три группы:

1) базовые (отражающие специфические особенности данного направления государственной политики и не изменяющиеся в период ее реализации);

2) функциональные (также отражающие специфику исследуемого направления политики и предназначенные в силу своей способности к изменению для адаптации политики к существующим реальностям в интересах достижения требуемого результата);

3) динамичные (универсальные, не обладающие специфическими признаками конкретного направления государственной политики, способные к оперативному реагированию на изменение ситуации, в условиях которой политика реализуется).

Ряд выделенных признаков не был классифицирован. К этому ряду отнесены такие достойные специального научного рассмотрения признаки государственной политики, как ее моральные основы, социально-экономические и другие условия, в которых осуществляется исследуемая сфера политики и др.

Полученные и систематизированные таким образом данные использованы для обоснования структуры и содержания концепции государственной политики в области охраны здоровья детей (приложение 1).

В качестве объекта государственной политики в области охраны здоровья детей определен каждый ребенок. Это положение соответствует нормам Конвенции о правах ребенка, устанавливающим, что каждый ребенок имеет право на жизнь (статья 6) и ни один ребенок не может быть лишен своего права на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения (статья 24).

В процессе изложения мы опирались на определения понятий здоровья ребенка и охраны здоровья детей, научное обоснование которых представлено в соответствующих разделах исследования.

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

источник