Меню Рубрики

Вопросы для психологического анализа поведения детей

С помощью этого теста проводится анализ семейных отношений.

Для прохождения теста ребенку предлагается нарисовать на листе бумаги с помощью карандашей или фломастеров свою семью. Время проведения теста не ограничено. Полученный рисунок помогает определить психо-эмоциональную обстановку в семье, выявить проблемы, волнующие ребенка. Исследование проводится по следующим критериям:

  • состав семьи на рисунке и в реальности;
  • расположение членов семьи по отношению друг к другу;
  • характерные черты в изображении каждого члена семьи;
  • деятельность людей, изображенных на рисунке.

Тест позволяет выявить индивидуально-типологические особенности ребенка.

На листе бумаги карандашом или ручкой необходимо нарисовать любое дерево.

Все фигуры, изображенные на рисунке, группируются по 15 категориям. Тщательное изучение нарисованного по критериям позволяет определить склонности ребенка, его эмоциональное состояние и особенности отношений с окружающими людьми. Исследователь обращает внимание на крону дерева, расположение веток, листов и их количество, на форму дерева и другие параметры.

Данный тест позволяет исследовать личность ребенка и состояние его психики.

Ребенку предлагается нарисовать несуществующее в природе животное и дать ему особенное имя, которое будет характеризовать его. Полученный рисунок исследуется на основе ряда признаков, которые позволяют раскрыть эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему миру. Особое внимание исследователи уделяют таким параметрам рисунка, как расположение изображения на листе, черты и характер выдуманного животного, контуры фигуры, общий характер рисунка и название.

Тест помогает узнать состояние ребенка и его страхи и переживания.

Взрослый рассказывает ребенку сказку, в которой обязательно есть герой, с которым малыш должен идентифицировать себя. После прочтения ребенку задается вопрос по теме сказки. Наблюдение за тоном голоса ребенка, его поведением, скоростью ответа и нетипическими реакциями позволяет узнать больше о ребенке и его состоянии, ведь дети, когда пересказывают или придумывают сказки, как правило, искренне выражают свои чувства и эмоции, как положительные, так и отрицательные.

Темперамент является динамической характеристикой психической деятельности человека, поэтому так важно знать, какой темперамент у ребенка, чтобы понимать его действия и поступки.

Для того чтобы узнать темперамент ребенка, необходимо задать ему 57 вопросов. По результатам опроса можно будет отнести его к одному из четырех характеров с различной устойчивостью нервной системы: холерик, флегматик, сангвиник или меланхолик, которые имеют ряд отличительных признаков.

Цветовая методика Люшера позволяет определить уровень комфортности ребенка в различных местах его времяпровождения (дом, сад, школа) и выявить его возможное депрессивное состояние.

Взрослый предлагает ребенку выбирать по очереди из 8 разноцветных карточек наиболее приятный цвет. Номера цветов, представленные в методическом руководстве, записываются. На основе записей строится индивидуальная характеристика ребенка и даются рекомендации по способам, позволяющим избежать стресс и его симптомы.

Тест позволяет определить особенности отношения ребенка к самому себе, к своему положению среди окружающих.

На листе бумаги изображается лесенка из семи ступеней, на одну из которых ребенок должен вписать свое имя или нарисовать себя в виде человечка. Четвертая ступенька представляет собой площадку между лестничными пролетами. Условное расположение ребенка на лестнице отражает его самооценку. На верхние ступеньки помещают себя дети с завышенной самооценкой, любящие быть в центре внимания. На 2-3 ступеньку ставят себя дети с адекватной самооценкой, знающие свои положительные и отрицательные черты характера. Расположение ребенка на нижней ступеньке или у лестницы свидетельствует о его недовольстве собой, выражающемся в заниженной самооценке.

источник

Материал содержит психологические ситуации с детьми и родителями и пути их решения»

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ.

Как проверить и уточнить гипотезу? (диагностика)

Что делать? (коррекция и развитие)

Ситуация №1 . «Ребенок дерется, агрессивно реагирует на отказы, бросается на пол, кричит, топает ногами (ребенку 3,4 года)…»

1. Агрессивное поведение может быть связано:

— с индивидуально- возрастными особенностями ребенка;

1. Ребенку не более трех лет?

2. Анализ семейной ситуации:

— форм наказаний и поощрений;

— эмоционального фона в семье;

— принятия ребенка родителями.

3. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка.

1. Консультация для воспитывающих взрослых (педагогов и родителей) на тему: «Особенность эмоциональных проявлений у ребенка трех лет»;

2. Тренинговые занятия со взрослыми с целью выработки навыков предотвращения агрессивных реакций ребенка.

3. Тренинговое занятие с ребенком с целью формирования у него навыков конструктивного поведения.

— с особенностями семейного воспитания;

1. Анализ семейной ситуации:

— форм наказаний и поощрений;

— эмоционального фона в семье, семейных ценностей;

— принятия ребенка родителями;

2. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка.

1. Консультация для родителей с целью коррекции детско-родительских отношений;

2. Тренинговые занятия с ребенком с целью формирования у него навыков конструктивного поведения.

— со спецификой социальных контактов со сверстниками.

1. Диагностическое исследование взаимоотношений между детьми группы;

2. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка;

3. Исследование педагогического стиля воспитателей группы.

1. Консультация для педагогов с целью нормализации социальной ситуации в группе;

2. Групповые тренинговые занятия с целью формирования конструктивных взаимоотношений между детьми в группе;

3. Тренинговые занятия с ребенком с целью формирования у него навыков конструктивного поведения.

Ситуация №2 .«Ребенок застенчив, плаксив, играет один, на занятиях отвечает шепотом, на замечания реагирует болезненно…»

1. Ситуация дезадаптации к условиям детского сада.

1. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка;

2. Исследование социальной ситуации в группе;

3. Анализ семейной ситуации:

— уровня требований родителей к ребенку, критики в его адрес;

— степени принятия ребенка родителями;

— эмоциональной близости между членами семьи, между ребенком и родителями в частности;

— уровня тревожности самих родителей.

1. Консультация для воспитывающих взрослых (педагогов и родителей) на тему: «Способы успешной адаптации ребенка к детскому саду»;

2. Консультация для родителей с целью изменения стиля семейного воспитания.

2. Заниженная самооценка, неуверенность, тревожность.

1. Групповые и индивидуальные тренинговые занятия с ребенком с целью повышения самооценки, формирования уверенного поведения, снятия психоэмоционального напряжения, преодоления страхов;

2. Консультация для родителей с целью изменения стиля семейного воспитания;

3. Консультация для родителей и педагогов с целью выработки единой коррекционной стратегии;

3. Коммуникативные расстройства (аутизм, мутизм и пр.)

1. Консультация врача-психиатра;

2. Консультация для родителей и воспитателей с целью помощи в принятии ситуации, формированию адекватного отношения к состоянию ребенка;

3. Индивидуальные и групповые занятия с ребенком с целью его социализации.

Ситуация №3. «Ребенок ведет себя «как маленький»…

1. Регресс в поведении может быть связан:

— с рождением младшего ребенка в семье и/или выраженным предпочтением младшего старшему;

1. Анализ семейной ситуации:

— степени принятия ребенка родителями;

— эмоциональной близости между членами семьи, между ребенком и родителями в частности.

2. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка.

1. Консультации для родителей на тему воспитания нескольких детей в условиях семьи;

2. Индивидуальные занятия с ребенком с целью принятия младшего ребенка в семье, формирования ценности: «Быть старшим – это престижно и интересно!»

— с завышенным уровнем требований к ребенку со стороны взрослых;

1. Анализ семейной ситуации:

— уровня требований родителей к ребенку, критики в его адрес;

— степени принятия ребенка родителями;

— эмоциональной близости между членами семьи, между ребенком и родителями в частности;

2. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка, уровня его психофизического развития;

3. Исследование педагогического стиля воспитателей группы.

1. Консультации для родителей на тему возрастных особенностей ребенка, объективного уровня его возможностей;

2. Индивидуальные занятия с ребенком с целью формирования адекватной самооценки, создания ситуации успеха, приобретения навыков уверенного поведения;

3. Детско-родительские тренинговые занятия с целью принятия ребенка родителями, Создания ситуации эмоциональной близости между родителями и ребенком.

— с задержкой психического развития ребенка.

1. Диагностика уровня психического развития ребенка.

1. Консультация врача-психиатра;

2. Консультация для родителей и педагогов с целью выработки единой коррекционной стратегии;

3. Коррекционно-развивающие занятия с ребенком с целью преодоления задержки психического развития.

Обратилась мама (сыну 3,6 года). Разногласия в воспитание сына, муж постоянно твердит сыну, что он трус что его все будут бить, если он не научится сдавать сдачи. А сын придя из садика спокойно нам рассказывает, что его побили, а сдачи он сдать забыл. Но по его разговорам ясно, что он не хочет сдавать сдачи, чтоб его воспитатели не ругали. Возможно, он боится, потому что я сама ему с детства говорила, что драться нельзя, даже ругала, если гуляя с детьми, он проявлял агрессию. Муж считает что я воспитала труса, маменькиного сынка. Как правильно воспитывать мальчика нашего возраста, чтобы он вырос смелым и в нужной ситуации смог дать отпор обидчику (пусть пока и в детском саду).

Анализ ситуации: У Вас и Вашего мужа разные подходы к воспитанию ребенка, разные требования и разные представления о том, каким должен быть мальчик в четыре года, как он может себя вести в группе сверстников. Такие противоречия между родителями приводят к тому, что ребенок не может понять, что же он должен делать, как вести себя, как себя защищать и т.п.

1. Необходимо, прежде всего, достигнуть договоренности между собой и выработать общий (уважительный) стиль взаимоотношений с ребенком.

2.Дети дошкольного возраста очень внушаемы, поэтому, называя часто ребенка трусом, есть риск, что он себя трусом и будет чувствовать. Лучше убеждать ребенка в обратном, в том, что он достаточно силен для своего возраста, в том, что он вполне может постоять за себя, что он смелый и что у него всегда есть защитники — мама и папа.

3.Чтобы мальчик вырос смелым, хорошо развивайть ребенка физически (зарядка, закаливание, активные подвижные игры дома и на свежем воздухе, велосипед летом, санки зимой и так далее);

4.Показывайть ребенку пример здорового образа жизни;

5.Не обзывайте ребенка обидным словом — трус, укрепляйте в нем чувство собственного достоинства и веры в свои силы;

6.Показывайте ребенку собственные примеры помощи более слабым, а также оказывайте вместе с ребенком помощь тому, кто в этом нуждается;

7.Полезно дома держать каких-либо животных и заботиться о них вместе с ребенком;

8.Проявляйте терпение (может быть, Вы торопите события и Вам хочется видеть маленького мальчика уже большим и взрослым?);

9.Консультация для педагогов с целью обучения детей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций в общении со сверстниками;

Обратилась мама. Полная семья папа мама, Вика(3,5 года), Леночка (5 месяцев). Воспитанием занимаюсь я, стали посещать д/с. Вика спокойная послушная, по возрасту развитая девочка, но беспокоят бурные истерики, периодически случающиеся. Повод – как правило — нарушение какого-либо установленного правила, которое она решила выполнять, во что бы то ни стало. Например – папа снял ей ботинок, не расстегнув липучку, плачет, требует снова одеть, и т.д. – результат 40-минутная истерика. Бабушки с дедушками уже бояться с ней сидеть, потому что не знают, чем может закончиться элементарный обед. Воспитываю ее свободно, стараюсь минимизировать запреты, бабушки с дедушками наоборот твердят, что я ее балую, т.е. подобные требования она сама к себе предъявляет, а не родители. Я всегда стараюсь не потакать подобному поведению (истерикам), но в последнее время, склонна думать, что это не капризы, что она каким-либо образом сама, же страдает от этого! Просто зацикленность какая-то. Главное, что подобные истерики были и до рождения сестры но с другими ситуациями (кто должен вынимать из ванны и т.д.)

Анализ ситуации: Такая привязанность к правилам, очень часто, сопровождает повышенную тревогу, напряженность. Есть люди изначально предрасположенные к страхам, беспокойству, а соблюдение правил позволяет ощутить постоянство и неизменность мира вокруг, это способ не бояться. В ситуации неопределенности эти качества усиливаются и становятся очень заметными. Причиной может быть очень многое: изменение положения в семье в связи с рождением нового ребенка, недостаток внимания обоих или одного родителя, переезд, поступление в детский сад и т.д. Даже недостаток правил, обязательных дома для соблюдения может стать причиной обострения.

1. Попробуйте понять, что на самом деле беспокоит ребенка;

2. . Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка. Проективные методики, для этого можно порисовать, сочинить сказку. Дорис Бретт «Жила-была девочка похожая на тебя»;

3.Групповые и индивидуальные тренинговые занятия с ребенком с целью формирования у него навыков конструктивного поведения, снятия психоэмоционального напряжения, преодоления страхов, тревоги;

4. Консультация для родителей с целью коррекции детско-родительских отношений;

Ребенку 6 лет, он постоянно грызет одежду — ворот рубахи, рукавицы, воротник куртку. На все просьбы не делать этого он отвечает хорошо и через минуту все повторяется.

Анализ ситуации: Такое поведение может говорить о возникшей тревожности. Но важно знать ее причины. Главное не заострять внимание ребенка на этой проблеме. Можно просто отвести руку ребенка, подержать его немного за руку, отвлечь, понять что именно произошло, в каких случаях ребенок начинает такую своеобразную аутостимуляцию.

1. Анализ семейной ситуации:

— степени принятия ребенка родителями;

— эмоциональной близости между членами семьи, между ребенком и родителями в частности;

— уровня тревожности самих родителей.

2. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка.

3. Диагностическое исследование взаимоотношений между детьми группы;

4. Исследование педагогического стиля воспитателей группы.

5. Групповые и индивидуальные тренинговые занятия с ребенком с целью повышения самооценки, формирования уверенного поведения, снятия психоэмоционального напряжения, преодоления страхов;

6. Консультация для родителей с целью изменения стиля семейного воспитания;

Обратилась мама дочери 5,5 лет. Умная девочка. Не знаю, как научить дочь поддерживать порядок в своем шкафу. Игрушек у нас море, развивающих, развлекающих и просто красивых. Краски карандаши и пр., пр.. Игрушки через время оказываются по всему дому, присесть и где-то ступить становиться все сложнее и сложнее, у папы на этот случай одно слово -«выкину если не уберешь» Я ее защищаю, мол она же сама не справиться, надо помочь. Надо, не знаю как.

Анализ ситуации: Действительно, в пять лет многие дети обычно уже умеют следить за своими игрушками самостоятельно. Однако, сам процесс приучения ребенка к порядку и аккуратности требует от взрослых не только времени и терпения, но и продуманного непосредственного участия. Когда же игрушек «море», то организующая помощь взрослого не только желательна, но и может быть совершенно необходима. В связи с этим, мы можем порекомендовать Вам значительно уменьшить число игрушек. Для этого Вы можете вместе с девочкой разобрать игрушки и отобрать только те, которые сейчас для нее наиболее интересны. Остальные игрушки можно уложить в какие-либо коробки и временно убрать из поля зрения.

Обратилась мама, дочке 3,10 года. В последнее время стала часто грубить, огрызаться, кривляться, может кидаться с кулаками, если делается замечание и т.п. Как нам вести себя при подобных вспышках гнева, особенно, если ребенок в присутствии родителей проявляет агрессию по отношению к бабушке, дедушке и т.д.?

Такое поведение зачастую характерно для ребенка, переживающего возрастной кризис, который называют «кризис 3 лет» или «Я сам!». Ребенок своим непослушанием, капризами и агрессивным поведением пытается показать окружающим людям, что он уже взрослый и требует к себе отношения как к самостоятельной единице. Эти поведенческие проявления пройдут тем скорее, чем быстрее изменится вся система взаимоотношений в семье. Лучшее, что Вы можете сделать в этой ситуации, это установить четкие правила поведения и общежития, обязательные для соблюдения всеми членами семьи, во-первых. И, во-вторых, стараться спокойно относиться к вспышкам гнева. Другими словами, все истерики нужно игнорировать, а дурное поведение пресекать с холодным спокойствием и таким же безэмоциональным наказанием (например, лишить конфет / сказки / мульфильма / похода в зоопарк или поставить в угол / посадить на стул и т.п.). Как только ребенок начинает соблюдать правила, Вы проявите всю любовь и теплоту, которую испытываете к дочке. Вы устанавливаете правила (их должно быть не больше 7-10), объясняете девочке их смысл, и обсуждаете с ребенком адекватное наказание, которое последует, если правило будет нарушено. Например, правило «у нас в семье не кричат (не бьют) друг на друга» нужно потому что крик и побои обижают другого человека, а объяснить все можно и тихим голосом. Каждый, кто нарушает это правило стоит в углу (сидит на стуле / молчит / лишается мультфильмов на 1 вечер и т.п.) 10 минут. Если правило нарушит бабушка, то в углу придется стоять ей, если внучка — то же самое. Обязательное условие успеха в этом случае — это последовательность, постоянство и спокойствие. Ваша дочка должна видеть, что правила полезны, они соблюдаются всегда и всеми, а кроме того, к ней относятся также как к другим членам и семьи и интересуются ее мнением.

1. Тренинговые занятия со взрослыми с целью выработки навыков предотвращения агрессивных реакций ребенка.

2. Тренинговое занятие с ребенком с целью формирования у него навыков конструктивного поведения.

3.. Консультация для родителей с целью коррекции детско-родительских отношений;

Часто пытается обратить на себя внимание других детей, следующим образом: «Девочка давай играть. Не хочу», Берет за руку и пытается, дать настойчиво игрушку. «- Он меня схватил!» и т. д. и родители и воспитатели пытаются объяснить ему, что если дети не хотят, нельзя настаивать. Он соглашается, но все повторяется вновь. Он может обнять ребенка и нечаянно повалить его. Педагоги хвалят его (мальчик хорошо развит), но очень импульсивен.

Детям дошкольного возраста (до 7 лет) свойственна повышенная импульсивность, так как процессы саморегуляции еще не достаточно развиты. Вы можете лишь корректировать проявления импульсивности, но до конца ребенок ее преодолеет только к седьмому году жизни. Прежде всего, определите условия, которые оказывают на ребенка наиболее неблагоприятное возбуждающее воздействие. Постарайтесь лишний раз не подвергать ребенка воздействию таких условий. Введите в его деятельность различные игры, во время которых он может учиться сдерживаться и регулировать свою деятельность. Это могут быть как подвижные игры, так и учебные, например такие, как «Говори — не говори» по команде, «Запрещенное движение», «Съедобное — несъедобное», «Робот», который исполняет команды по словесной инструкции. Поощряйте его во всех случаях и сразу, не откладывая на будущее, когда он пытался сдержаться. Старайтесь давать ребенку короткие, четкие и конкретные инструкции. Постарайтесь заранее обсудить с ребенком правила поведения в той или иной ситуации. Обсуждайте различные примеры правильного и неправильного поведения, проигрывайте актуальные ситуации с игрушками. Почаще предоставляйте ребенку право выбора, при этом он должен объяснить, чем обусловлен его выбор. Необходимость объяснять причину своих поступков поможет ребенку лучше осознавать их, а значит, контролировать свое поведение. И, наконец, самый главный совет. Общаясь с импульсивным ребенком, сохраняйте спокойствие. Помните, что ребенку передается ваше возбуждение.

Читайте также:  Первый анализ у новорожденных детей

1. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка, ;

2. Индивидуальные и групповые занятия с ребенком с целью его социализации.

3.Тренинговые занятия с ребенком с целью формирования у него навыков конструктивного поведения.

Мама ребенка 7 лет (1 класс): Мой сын не хочет ходить в школу, отказывается делать домашние задания самостоятельно. Постоянно просит помощи при выполнении. Отец называет его лентяем . А мне совершенно нет времени с ним заниматься (прихожу с работы, всех кормлю, убираюсь, а потом уже поздно).

Мама девочки 12 лет: Дочь перестала слушаться, в школу отказывается ходить с нормальной прической. Постоянно сидит в Интернете. Стала получать плохие отметки. Огрызается на любое замечание.

источник

Схема анализа результатов психологического обследования ребенка младшего школьного возраста для представления на школьный психолого-медико-педагогический консилиум

В начале анализа результатов обследования желательно кратко описать внешний вид ребенка (состояние одежды, ногтей, кожи, характерные особенности внешнего вида, конституциональные характеристики, наличие каких-либо выглядящих патологически признаков (стигм) и т.п.). Важным показателем также является соответствие антропометрических характеристик (рост, вес, пропорции частей тела) паспортному возрасту. Внешний вид ребенка может быть соотнесен с внешним видом родителей, что дает огромную информацию не только о наследственных особенностях, но и о внутрисемейных отношениях.

Далее необходимо проанализировать специфику поведения ребенка в процессе работы с психологом, его контактность, ориентированность на совместную либо самостоятельную деятельность, критичность к результатам выполнения того или иного задания, адекватность принятия ситуации экспертизы. Следует обратить внимание на темп работы ребенка, заинтересованность в правильном выполнении заданий, общую мотивацию. Обязательно отмечаются проявления элементов негативного отношения к обследованию, отказ от деятельности или контактов со специалистом.

Анализируется характер игровых действий в процессе нахождения ребенка на обследовании, оцениваются творческие и эмоциональные ее характеристики, особенности использования тех или иных игровых материалов либо отсутствие игрового компонента деятельности (как в процессе обследования, так и по описаниям взрослых).

Отмечается наличие гиперактивности – двигательной расторможенности.

Оценивается целенаправленность деятельности ребенка, возможность сосредоточения его на конкретном задании. Отмечается импульсивность в выполнении заданий или наличие элементов импульсивности, неравномерность деятельности, инертность или ригидность выполнения того или иного задания (игры), степень ориентации на родственников, а также возможность критически отнестись к результатам выполнения того или иного задания, адекватность реакций на неуспех или похвалу. Характер деятельности соотносится с наличием двигательной расторможенности или гиперактивности.

Обязательно отмечается изменение характера деятельности в зависимости от истощения, изменения внешних параметров обследования (изменение характера деятельности в те моменты, когда «отвлекается» специалист, приходит кто-то посторонний, реакции родители и т.п.).

В процессе всего обследования отмечаются колебания работоспособности, время, в течение которого ребенок может продуктивно и целенаправленно работать, отмечаются проявления усталости, изменения характера и стиля деятельности на фоне утомления (например, возникновение импульсивности на фоне утомления). Отмечаются изменения эмоционального фона (проявления плаксивости, неадекватного смеха, негативизма как результата утомления). Отмечается влияние смены мотивации на работоспособность (вместо учебной — игровая или соревновательная), а также тип мотивации, который наиболее позитивно влияет на работоспособность ребенка.

При оценке работоспособности также должно быть учтено влияние гиперактивности, двигательной расторможенности, если таковые особенности имеются.

Внимание как феномен, на основе которого разворачивается вся психическая деятельность ребенка, является одной из наиболее важных характеристик, которую необходимо учитывать при проведении практически любой диагностической процедуры. Необходимо оценить возможности ребенка в плане сосредоточения, переключения и распределения внимания по ряду признаков в заданиях, в частности в заданиях неучебного характера, связь устойчивости внимания с объемом восприятия (например, значительные трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала) и временем работы ребенка. Также оценивается наличие флуктуации внимания и характер изменения его на фоне утомления, возбуждения или негативизма ребенка, связь параметров внимания с наличием или отсутствием такой характеристики, как гиперактивность.

При анализе характера латерализации оценивается тип латерализации (правосторонняя, левосторонняя или смешанная латерализация), наличие элементов левшества или левшеских тенденций (знаков). Важным параметром анализа является оценка взаимосочетания доминирующих органов (например, ведущая левая рука и левый глаз или ведущая правая рука и ухо при доминировании левого глаза и т.п.). Психологу в своем анализе необходимо учитывать все особенности деятельности ребенка, в той или иной степени связанные с особенностями латерализации. Здесь можно отметить, в каком направлении ребенок раскладывает последовательность картинок в методике «Установление последовательности событий», с какого угла, начинает рисовать и в каком направлении рисует, движения взора ребенка при описании им сюжетных картин, какой рукой берет карточки или кубики, а какой рукой помогает, какой рукой перелистывает книгу (и даже – какой рукой ковыряет в носу или чешет за ухом при условии, что обе руки свободны!).

Также необходимо проанализировать теснейшим образом связанные с этими особенности моторного развития.

Оценивается общая «уклюжесть» ребенка, характер его движений в замкнутом и «занятом» пространстве (между партами, между стулом и столом), как ребенок тянется за каким-либо предметом, сбивает ли при этом другие находящиеся на столе вещи, часто ли роняет карандаши, карточки, кубики. Анализируется способность делать ритмические и координированные движения (например, марширование или бег на месте), развитие графической деятельности (рисунок, письмо). Здесь необходимо отметить такие важные особенности, как сформированность рисунка, правильные (или неправильные) соотносительные размеры отдельных частей рисунка или письма, характер прорисовки линий, их четкость и «твердость». Особое внимание уделяется оценке сформированности мелкой моторики (скоординированные движения пальцев, манипуляции с мелкими предметами, а также моторным навыкам в графической деятельности; рисунок, лепка, аппликация, владение ножницами). Здесь необходимо отметить такие важные особенности, как умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне (застегивание пуговиц, шнуровка ботинок и т.п.). В том же ключе анализируются и продукты деятельности ребенка (школьные тетради, домашние рисунки и т.д.).

При оценке речевых параметров психолог должен отметить (не присваивая себе прав на логопедическое обследование) речевую активность (слабая, адекватная, чрезмерная), качество звукопроизношения, словарный запас, объем активного и пассивного словаря и разница между этими объемами. Анализируется степень развернутости речевого высказывания, наличие аграмматизмов, наличие в речи так называемых «детских» слов. Необходимо особое внимание обратить на Сформированность диалогической речи в режиме «вопрос – ответ», степень развернутости ответов, а также трудности инициации речевого высказывания, латентность (отсроченность) ответов.

Следует обратить внимание на эмоциональность и интонирование высказываний, их адекватность, соотнесенность с содержанием высказывания. Все характеристики оцениваются с учетом микросоциальной речевой среды, в которой растет ребенок (двуязычие, нарушения речи и/или слуха у родителей, особенности речи родителей, людей, проживающих с ребенком).

Необходимо оценить наличие специфических ошибок как в устной, так и в письменной речи.

Поскольку специального исследования речи, как уже говорилось, проводить нецелесообразно, анализ речевых особенностей проводится по речевой продукции, полученной в течение всего психологического обследования. Особенное внимание уделяется трудностям понимания речи, в том числе пониманию сложных речевых конструкций.

В соответствии с конкретными педагогическими требованиями к определенному возрасту, программой обучения и с учетом уровня социокультурного окружения ребенка определяется уровень сформированности знаний об окружающем мире, в том числе о родственниках, их родственных отношениях и т.п. Кроме того, выясняются знания ребенка о настоящем (возраст, адрес, место проживания, имя, отчество педагога и т.п.).

Примечание. Трудности в определении последовательности времен года, месяцев и дней недели (а не признаков времен года) часто не являются признаком несформированности социально-бытовой ориентировки, как это обычно оценивается педагогами и психологами. Эти особенности мыслительной деятельности ребенка необходимо анализировать с точки зрения сформированности пространственно-временных представлений.

Оценивается объем непосредственной слухоречевой памяти, скорость запоминания, полнота отсроченного воспроизведения, наличие привнесенных или видоизмененных стимулов как в непосредственном, так и в отсроченном воспроизведении.

Выявляется возможность опосредованного запоминания с помощью доступных для ребенка методов, сопоставляется объем материала, запоминаемого опосредованно и непосредственно. Определяется наличие фактора интерференции (про- и ретроактивной формы), способность к удержанию последовательности ряда стимулов (пять слов для младших школьников). При оценке объема запоминания с помощью Методики 10-ти слов может быть построена кривая запоминания. Точно так же могут быть проанализированы особенности зрительной, тактильной, двигательной памяти при условии проведения соответствующих проб.

Особое внимание следует обратить на сформированность зрительного гнозиса, особенности восприятия отдельных деталей или целостной картины, а также правильного узнавания объектов.

Анализ зрительного восприятия (а при необходимости – слухового и тактильного) производится по результатам исследования в зависимости от выявленных особенностей развития и формирования гипотезы обследования (правило Байеса). Анализ зрительного гнозиса ребенка необходим, помимо всего прочего, для выявления возможных причин недоступности выполнения «интеллектуальных» диагностических проб (установления последовательности событий, опосредованного запоминания, описания сюжетных картин и т.п.). В частности, трудности целостного восприятия объектов специфически сказываются на выполнении большинства невербальных, в том числе и личностноориентированных методов исследования

Сформированность представления о пространственных, временных, пространственно-временных и квазипространственных отношениях

Анализируются знания ребенка о взаиморасположении объектов в пространстве, правильное употребление предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения (в, на, над, под, ,ш, перед – спереди, сзади – позади, сверху, снизу, сбоку, слева, справа, внутри, снаружи, между и т.п.)» на конкретных предметах, в наглядно-образном плане и на вербальном уровне. Здесь же оценивается возможность анализа пространственных отношений и их вербализация, возможность пассивной ориентации в пространственных отношениях («Покажи, где … над, под» на объектном уровне). Оцениваются возможности конструирования аналогичных образцу объектов (на любом материале), сформированность анализа частей сложных объектов.

Анализируется сформированность представлений ребенка о временных соотношениях (дольше, короче, быстрее, медленнее), возможность актуализации серийных (автоматизированных) рядов (времена года, месяцы, дни недели, время суток, в том числе и в варианте «что перед. », «что после. ). А также оценивается умение создания сравнительных степеней прилагательных (близко – ближе, темно – темнее и т.п.).

Оценивается правильность показа по инструкции взрослого с употреблением предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения, называние ребенком наиболее частотных (чаще употребляемых) предлогов, сформированность представлений ребенка о некоторых временных соотношениях (что короче: день или месяц? что дольше: дневной или ночной сон? и т.п.). Также анализируется возможность вербальной актуализации последовательного автоматизированного ряда (времена года, прямой и обратный порядковый счет от 1 до 5-10, от 5 до 1).

Крайне важной является оценка понимания сложных речевых конструкций, в особенности пространственных, временных, пространственно-временных, квазипространственных и инвертированных конструкций.

Трудности понимания сложных речевых конструкций достаточно часто являются одной из основных причин неуспешности ребенка в решении математических и логических задач. В грубых случаях возникают трудности понимания инструкций и заданий, предлагаемых педагогом.

При условии ненарушенного зрительного гнозиса, достаточного объема слухоречевой памяти, отсутствии интерферирующих влияний мнестических следов, при учете мотивационного фактора и характеристик работоспособности ребенка оценка уровня актуального интеллектуального развития производится стандартным способом в соответствии с методическим обеспечением психолога и возрастной соотнесенностью каждой конкретной методики. В противном случае должны быть сделаны соответствующие поправки как в использовании стимульных материалов и подачи инструкций (инструкции даются в дробном виде, упрощаются, выносятся на предметный уровень), так и в оценке результатов выполнения заданий.

Как один из наиболее важных показателей мыслительной деятельности анализируется и оценивается уровень понятийного развития ребенка, выделяется ведущий обобщающий признак, отмечается специфика развития обобщающей функции (например, обобщение на основе ситуативной близости, по функциональному признаку, ориентация на латентные признаки и т.п.).

Определяется уровень сформированности наглядно-действенного, наглядно-образного, логического мышления и их соответствие возрастным показателям и социально психологическим нормативам – СПН (Гуревич, 1997).

Как одна из основных характеристик анализируется способность ребенка к овладению новыми видами деятельности – обучаемость, а также такие критерии обучаемости, как темп (скорость) обучения, необходимый объем помощи и перенос сформированного навыка на аналогичный материал.

Отмечаются такие характеристики мышления, как темп, самостоятельность, инициативность, ясность, абстрактность, оригинальность и прогнозирование.

Учитываются и такие особенности и характерные черты мыслительной деятельности ребенка, как критичность мышления, возможность опосредования. Также оценивается наличие изменений динамики мыслительной деятельности (скачки идей, инертность, ригидность, соскальзывания в процессе мышления и т.п.).

При оценке особенностей мышления прослеживается причинно-следственная связь между результатами выполнения вербальных и вербальнологических заданий и уровнем сформированности пространственных и квазипространственных представлений.

В настоящей интерпретации рисунок оценивается в основном с позиций сформированности графической деятельности в соответствии с возрастными этапами развития рисунка. В первую очередь оценивается связь уровня развития рисунка и качества моторного исполнения.

Отмечается, на какой стадии находится рисунок ребенка, наличие содержания и сюжета. Особая оценка рисунка как проекции личностных особенностей может анализироваться в плане цветовой гаммы, относительной величины фигур и их взаиморасположения, а также наличие зачеркиваний, зарисовываний и стираний и т.д.

Примечание. Проективный анализ рисунка возможен лишь при достаточно сформированном уровне развития графической деятельности в соответствии с возрастом. Только в этом случае возможен классический анализ рисунка с точки зрения проекции личностных особенностей.

Для оценки необходимо учитывать целенаправленность и заинтересованность ребенка в выполнении заданий на протяжении всего обследования, его реакции на успех или неудачу, адекватность этих реакций. Также оценивается степень зависимости от взрослых (в том числе матери) и ориентация на них, умение самостоятельно работать, удерживать инструкцию и следовать ей, осуществлять самостоятельный контроль над процессом выполнения задании и его результатами. Таким образом, анализируется сформированность функции программирования и контроля.

Оценивается ведущий тип мотивации (внешняя мотивация, мотивация достижения, соревновательная мотивация, игровая или учебная, мотивация успеха и т.п.), обеспечивающий наибольшую успешность и продуктивность деятельности в процессе психологического обследования.

Необходимо отметить такие особенности ребенка, как признаки расторможенности, импульсивности, негативизма, упрямства или упорство, умение отстоять свою точку зрения, устойчивость собственной мотивации, ее выраженность.

Необходимо уточнить общую характеристику личностной направленности (на игру или общение, на материальные удовольствия – »что-либо съесть или купить«, эгоистические тенденции).

Определяется характер самооценки, уровня притязаний, их адекватность, устойчивость, взаимосвязь и взаимозависимость.

Одной из важных характеристик ребенка, анализируемых психологом, должно быть выявление характера привязанности к матери и другим родственникам, педагогу или воспитателю, а также поведение ребенка среди сверстников, характеристики его общения, сформированность коммуникативных навыков. Выявляются тенденции к лидерству или конформность, определяется адекватность того или иного стиля общения личностным особенностям ребенка (например, выраженные тенденции к лидерству у незрелого, импульсивного ребенка, конфликтующего со сверстниками, как неадекватный стиль взаимодействия). Анализируется субъективная оценка позиции ребенка среди сверстников, в кругу семьи – по отношению к позициям братьев, сестер, других родственников (отношения конкуренции и ревности). Здесь же приводятся такие личностные поведенческие характеристики, как агрессивность по отношению к сверстникам, взрослым, ожидаемая агрессивность извне.

Отмечается наличие опасений, повышенного уровня тревожности или страхов. Желательно постараться выявить причину возникновения данного состояния и проанализировать предмет опасений и страхов. Также должен быть проанализирован характер страхов (конкретные или диффузные) и их возрастная соотнесенность (возрастные или фиксированные страхи). В этом же ключе анализируются другие показатели и параметры фобических проявлений.

Необходимо отметить и не свойственные ребенку данного возраста личностные особенности, такие, как излишняя погруженность в себя, «мудрствование» и «философствование», выхолощенность речевых высказываний, отсутствие эмоциональной дифференцировки, неадекватность в общении.

У детей 9-10-летнего возраста можно проанализировать приобретенные интересы и их свойства (направленность, активность, постоянство, глубина, разносторонность), а также ценностные ориентации.

Все вышеуказанные особенности ребенка должны анализироваться в сопоставлении с его отношением к школе и процессу обучения в целом.

Заключение по результатам психологического обследования, не повторяя описательную часть обследования, должно явиться кратким ответом на вопрос, поставленный перед психологом родителями, педагогом, другими специалистами или самим психологом, что и почему происходит с ребенком. В заключении обоснованно резюмируются наиболее важные результаты, полученные при исследовании. Здесь предельно кратко приводятся данные, имеющие ведущее диагностическое значение, описывается обобщенно совокупный комплекс ключевых, выступающих на первый план особенностей развития ребенка. В первую очередь, должно быть отмечено соответствие (или несоответствие: задержка или, наоборот, опережение) уровня актуального развития возрастным и социально-психологическим нормативам. Как уже указывалось, итогом психологического обследования ребенка должен, на наш взгляд, явиться комплексный психологический диагноз.

В структуре комплексного психологического диагноза отмечается феноменология наблюдаемого состояния ребенка, которая может быть описана в терминах одной из имеющихся современных классификаций (феноменологический уровень психологического диагноза). Кроме того, практическому психологу необходимо в соответствии с имеющейся квалификацией проанализировать причины наблюдаемых особенностей поведения и состояния высших психических функций и сфер ребенка, а также прогноз его дальнейшего развития и обучения.

Читайте также:  Писарев критика отцы и дети анализ

В рекомендациях должны быть четко и ясно сформулированы необходимые для оптимального развития ребенка требования к режиму, нагрузкам, типу программы обучения, необходимая степень ее индивидуализации, типу и форме учебного учреждения (образовательный маршрут). Даются рекомендации по оптимизации взаимодействия в окружении ребенка (семья, учителя, воспитатели, детский коллектив). В данном разделе в обязательном порядке должны быть сформулированы рекомендации педагогам, работающим с ребенком, по организации учебного процесса, с учетом его темповых характеристик, особенностей работоспособности, развития мотивационно-волевой сферы при обучении в режиме фронтального урока, возможный (или необходимый) уровень индивидуализации процесса обучения.

В рекомендациях определяются основные направления развивающей и/или коррекционной работы с ребенком с учетом выявленных особенностей развития высших психических функций, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер. Предположительно намечаются сроки динамического обследования для оценки эффективности предложенных программ обучения и работы специалистов. Здесь же приводится перечень специалистов, которые, по мнению психолога, должны участвовать в дополнительной помощи ребенку, с уточнением сфер их деятельности.

По материалам пособия «Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка.
Комплект рабочих материалов» под общей редакцией М.М. Семаго. 1999 г.

источник

Психологический анализ игры ребенка делается на основе наблюдений за ним или за группой играющих детей. Наблюдение желательно вести так, чтобы дети не видели наблюдателя. Данные наблюдения записываются в протокол по нижеприведенной схеме или наговариваются на магнитофон, затем переносятся в протокол и запись анализируется.

Предварительно вам нужно поставить перед собой определенную задачу: наблюдать за игрой, как она развивается, какой характер носит, соответствует ли возрастным особенностям, как реализуются знания детей, проявляется ли творчество и т.д. В данном случае предметом вашего интереса и соответствующего потом анализа будет характеристика самой игры как деятельности.

Предметом наблюдения могут быть отношения детей внутри деятельности, характер их отношений, распределение ролей и т.д. Наблюдать можно как за отдельным ребенком (характером его поведения, проявления личностных черт), так и за несколькими детьми. Могут быть поставлены и иные задачи.

Примерная схема протокола

Список играющих детей Точная запись игры Время, потраченное на игру
Указываете детей, за которыми вели наблюдение, их количество, возраст. Указываете детей по мере включения их в игру. Точно фиксируете действия, жесты, речь, мимику, взаимоотношения в игре, отношение к роли, к предметам. Какие предметы использовались, как обыгрывались? Как разворачивался сюжет? Как распределялись роли? И т.д (смотри вопросы для анализа) В какое время дня велось наблюдение: утро, вечер, между занятиями? Сколько минут играл каждый участник (фиксируете время включения в игру и выхода из нее)?

Вопросы для анализа игры

  1. Какой характер носила игра (отобразительный, творческий и т.д.)?
  2. Сколько времени было затрачено на игру в целом и на проигрывание отдельных сюжетов внутри игры?
  3. Сколько человек принимало участие в игре? Как долго сохранялось это объединение?
  4. Как начиналась игра: с предварительного планирования, распределения ролей, определение сюжета?
  5. Как распределялись роли и когда: до игры, по ходу игры?
  6. Как разворачивался сюжет игры: последовательно, по предварительному плану, сговору или стихийно? Был ли предварительный замысел?
  7. Какими способами, действиями пользовались дети в игре: действия с предметами, проигрывание про себя, с использованием слова?
  8. Какова роль слова в разворачивании сюжета?
  9. Какие предметы или игрушки использовались детьми в игре? Как?
  10. Как отражалась действительность в игре: механическое копирование, творчески, по памяти, по воссоздающему воображению? В чем и как проявлялись элементы творчества?
  11. Какие знания нужны были ребенку для игры? Какие знания он приобрел?
  12. Как ребенок относился к взятой на себя роли?
  13. Каковы взаимоотношения в игре между играющими детьми: реальные или игровые, какие преобладали, каков характер этих отношений?
  14. Были ли конфликты в игре? Чем они вызваны?
  15. Какие особенности внимания, памяти, мышления, воображения и воли проявились у детей в данной игре?
  16. Каков общий эмоциональный настрой играющих детей? От чего он зависел?
  17. Какими методами нужно было руководить данной игрой, с вашей точки зрения? Какие методы были использованы воспитателем? Считаете ли вы их верными? Какие методы вы бы использовали при руководстве данной игрой?

Полученные результаты соотнесите с таблицей и определите уровень развития с/р игры.

УРОВНИ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО — РОЛЕВОЙ ИГРЫ (по Д. Б. Эльконину)

Показатель игры 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень
Основные содержания игры Действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры В действиях с пред метами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Выполнение роли и вытекающих из нее действий среди которых начинают выде лятся действия, передающие харак тер отношений к другим участни кам игры. Выполнение действий, связанных с отношением к другим людям.
Характер игры Роли есть фантастические, но они не называются и опредляются характером дейст вий, а не определяют действия. Роли называются. Намечается разде ление функций. Выполнение роли сводится к реали зации действий, связанных с данной ролью. Роли ясно очер чены и выде ляются, назы ваются до начала игры. Проявляется ролевая речь, обра щенная к това ри щу по игре, но иногда проры вается обычные внеигровые отно шения. Роли ясно выделены и очерчены, названы до начала игры. Ролевые функции детей взаимо связаны. Речь носит ролевой характер.
Характер игровых действий Действия одно образны и состоят из повторяющихся операций Логика действий определяется жизненной после довательностью. Расширяется число действий и выходит за пределы какого-либо одного типа действий. Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообраз ны. Действия четко, последовательно воссоздают реальную логику. Они очень разнообразны. Ясно выделены действия, направленные к другим персонажам игры.
Отношения к правилам Логика действий легко нарушается без протеста со стороны детей. Правила отсутствуют. Нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется . Правила не вычленяются , но оно уже может победить в случае конфликта непосредственное желание. Нарушение логики действий опротестовывается ссылкой на то «что так не бывает». Вычленяется правило поведения. Оно еще не полностью определяет поведение, но может победить возникшее желание. Нарушение правил лучше замечается со стороны. Нарушение логики действий и правил отвергается не только ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил. Правила ясно вычленены, и соблюдаются.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАДАНИЮ 6 (А).

ЦЕЛЬ: Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада.

Подготовка исследования. Подготовить переводные картинки (красочные, сюжетные), по 3 штуки на каждого ребенка и 6—8 запасных.

Проведение исследования. Исследование проводят с детьми 3—7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется в первую половину дня. Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы. Ставят детский столик с двумя стульчиками (один стул для ребенка, другой — для взрослого).

Инструкция: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают 3 картинки и говорят; «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют». При затруднении можно помочь малышу: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребенок сделает свой выбор, его спрашивают: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?» Затем говорят: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записывают, а на оборотной стороне картинки — имя сверстника, которому она подарена.

Обработка данных. Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе. Данные заносят в таблицу (см. ниже). Выбор обозначают +, взаимный выбор — Ф). Такая же таблица составляется для девочек.

№ п/п Ф.И.О. Андреев Н. Бобров А. Сергеев К. Смирнов Б. Теплов И.
Андреев Н. Ф Ф +
Бобров А. Ф Ф Ф
Сергеев К. + Ф +
Смирнов Б. Ф + +
Теплов И. Ф +
Сумма выборов
Сумма взаимных выборов

Проводят сравнительный анализ количества выборов у мальчиков и девочек. На основании данных определяют статусное положение каждого ребенка и распределяют всех детей по условным статусным категориям:

I. «предпочитаемые» — 6—7 выборов;

III. «непринятые» — 1—2 выбора;

IV. «изолированные» — не получившие ни одного выбора.

Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I—II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III—ГУ). УБВ высокий при I + II и III + IV; средний при I + II = III + IV (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 15—20%). Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности (KB):

где Р — общее число выборов, сделанных в эксперименте;

Р1 — число взаимных выборов.

На основе определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогрупп в коллективе (KB ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель).

Анализируют критерии положительных и отрицательных выборов.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАДАНИЮ 6 (Б).

Цель: Изучение критериев выбора партнера для общения.

Подготовка исследования. Составить вопросы для беседы с ребенком, в которых моделируются ситуации выбора партнера в разных видах деятельности. Например:

o С кем бы ты хотел играть? Почему?

o С кем бы ты хотел вместе рисовать.

o С кем бы ты хотел сидеть на занятии.

o С кем бы ты хотел сидеть рядом во время обеда?

o Кого из детей ты хотел бы пригласить в гости.

o Кому бы ты дал поиграть с твоей любимой игрушкой.

o С кем бы ты хотел поделиться конфетой.

Проведение исследования. С ребенком 3—7 лет беседуют о выборе партнеров.

Обработка данных. Определяют, какие данные о сверстнике (нравственные качества и пр.) чаще выделяют дети разного возраста. Анализируют, как зависят выборы и их критерии от предполагаемой ситуации взаимодействия или вида деятельности (игровая, трудовая, бытовая и др.).

Детские ответы распределяют на группы. При этом учитывают, что оказывает наибольшее влияние на выбор дошкольника:

· общее положительное отношение, симпатии («Нравится»);

· внешние качества (красивая одежда, яркий бант и пр.)

· оценка взрослых («Его воспитательница хвалит»);

· умения сверстника или его знания («Аккуратно наклеивает»);

· нравственные качества ровесника и соблюдение им правил поведения и деятельности;

· дружеские отношения («Я с ним дружу»);

Делается вывод о том, что оказывает наибольшее влияние на выбор дошкольников.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАДАНИЮ №7.

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

источник

Беседа – диагностический метод получения информации на основе вербальной коммуникации. От анкетирования отличается исключительно устной формой проведения и отсутствием жесткой заданности и регламентации вопросов. Основной целью использования данного метода является сбор сведений о субъекте диагностического обследования, составление психолого-педагогического анамнеза 4 .

Для проведения психодиагностической беседы с детьми младшего школьного возраста был составлен следующий перечень прямых вопросов:

3. В каком классе ты учишься?

4. Какое у тебя сейчас настроение?

5. Что ты делаешь, когда тебе грустно?

6. Тебя часто ругают и кто?

7. Что ты чувствуешь, когда тебя ругают?

9. Что ты чувствуешь, когда обижают твоего(ю) друга (подругу)?

10. Ты заступаешься за друга (подругу) и почему?

11. Как ты думаешь, ты хороший(ая) друг (подруга)? Почему?

12. Ты любишь ходить в школу и почему?

14. Какие ты любишь уроки и почему?

15. Каких оценок у тебя больше?

16. Как ты думаешь, ты хороший(ая) ученик(ца)?

17. Когда ты испытываешь радость?

18. Перечисли дела, когда тебе бывает весело?

19. Ты часто плачешь? В каких ситуациях?

20. Тебе понравилось принимать участие в исследовании и почему?

В процессе беседы с каждым ребенком заполнялся протокол. Протоколы психодиагностической беседы с детьми представлены в Приложении 4.

В ходе обследования за каждым ребенком велось формализованное наблюдение на основе параметрической карты наблюдения «Коммуникативное поведение ребенка во время психодиагностического обследования», разработанной И.М. Богдановской, А.Н. Кошелевой, С.Т. Посоховой, В.В. Хороших (таблица 1).

Целью наблюдения являлось выявление индивидуальных проявлений социальной смелости младших школьников.

Бланк параметрической карты наблюдения «Коммуникативное поведение ребенка во время психодиагностического обследования»

Вербальные и невербальные

Смелость на стадии установления контакта с незнакомым человеком

Входит в помещение (кабинет психолога) один без родителей (без воспитателя, учителя)

Идет впереди родителей (воспитателя, учителя)

Держится за руку, старается быть ближе к родителям (воспитателю, учителю)

Останавливается у двери в замешательстве

Отказывается входить в помещение (кабинет психолога) первым

Инициативность в установлении контактов

Здоровается в ответ на приветствие психолога

Отвечает на приветствие психолога невербально

Никак не реагирует на приветствие психолога

Здоровается после побуждения психолога

Называет свое имя и свою фамилию, класс без вопроса психолога

По своей инициативе начинает подробно рассказывать о себе, классе, своей семье, своих интересах и т.п.

Начинает рассказывать о себе только после вопроса «Как тебя зовут? »

На вопрос психолога «Как тебя зовут?» сам не отвечает

Контакт с незнакомым взрослым

Начинает выполнять задания без дополнительных просьб и вопросов психолога

Переспрашивает, если что-то не понимает

Отворачивается при обращении психолога

Прерывает работу без указания психолога

Отказывается выполнять задания

Обращается за поддержкой к психологу в случае затруднений:

Постоянно обращается за поддержкой к психологу:

В ходе наблюдения фиксировались указанные в карте невербальные и вербальные проявления коммуникативного поведения на стадии установления контакта ребенка с психологом, позволяющие сделать предварительное заключение о его социальной смелости.

Помимо этого была составлена карта наблюдения для диагностики уровня тревожности младших школьников (табл. 2).

Бланк карты наблюдения для диагностики уровня тревожности младших школьников

источник

Заключение психолога в нашем правозащитном центре можно получить по самым разным вопросам:

в ситуации развода, агрессии другого родителя, при конфликте в садике или школе.

  • Такое заключение может быть использовано в суде и других организациях в качестве доказательства.

Я приведу пример психологического заключения в отношении ребенка 7-ми лет, который может быть полезен как родителям так и специалистам (конфиденциальная информация изменена или скрыта).

Первичное психологическое заключение

На приеме ребенок Кинова Мария (обследуемая) с матерью Екатериной. Обследование проводилось в форме беседы и тестирования, в два приема, общее время обследования составило 2 часа. Беседа и тестирование проводились в кабинете психолога.

Дата проведения беседы ??2016 г., дата проведения тестирования . 2016 г.

-ФИО Кинова Мария Сергеевна

-Дата рождения . года рождения.

Отец Кинов Сергей Сергеевич (47 лет, высшее образование, инженер).

Мать Кинова Екатерина Александровна (46 лет, высшее образование, инженер).

В настоящее время проживают совместно мать Екатерина и дочь Мария, с отцом ребенка не живут 8 месяцев, часто приходит для помощи по дому и с ребенком бабушка (мать Екатерины) Иванова Елена Егоровна.

Отец регулярно навещает Марию.

Мария посещала детский сад с 2-х лет (проявляла протестные реакции, много плакала и болела). В настоящее время посещает 1 класс школы, танцевальную студию, бассейн.

К психологу обратилась мать ребенка. Поводом послужила конфликтная ситуация развода в семье родителей, возросшая тревожность ребенка. Перед специалистом поставлены следующие задачи:

— оценить отношение ребенка к ситуации развода, к матери, к отцу и прояснить влияние поведения отца (отец может посадить девочку на колени, целовать ее в губы, а также проявляет агрессию);

— выявить уровень тревожности девочки в настоящее время, и разработать рекомендации для психологического оздоровления и поддержки ребенка.

3. Краткие сведения из истории развития ребенка

На момент обследования девочке 7 лет. Беременность у матери протекала хорошо. Родилась доношенной в срок, роды длительные, завершились кесаревым сечением. До года девочка практически не болела, развитие соответствовало возрасту, без особенностей. После наступления возраста 3-х лет наблюдалась у невролога, диагнозы «гиперактивность», «невроз», «энурез».

Родилась в браке, проживала с отцом и матерью в 3-х комнатной квартире.

Через год после рождения Маши у матери диагностировали тяжелое заболевание (диагноз и характер заболевания не описываю согласно пожеланию матери). В возрасте с 1,5 до 3 лет ребенка ее матери Екатерине проводили длительное лечение. В связи с этими обстоятельствами воспитанием дочери Маши занималась бабушка по материнской линии – Иванова Елена Егоровна.

Маша, со слов матери, особых проблем в воспитании не доставляла, однако с 3-х лет начала проявлять активность и непослушание, агрессивную позицию в отстаивании своих желаний.

Согласно заполненным анкетам, по отношению к дочери обоими родителями применяются физические наказания.

Среди проблем с дочерью Екатерина указывает также боли в животе, запоры, кусание ногтей, бруксизм, навязчивая мастурбация, воровство, раздражительность и плаксивость.

По поводу отношений с дочерью Екатерина пояснила, что они напряженные, и дочь может назвать ее «дурой», сказать «ты ноль», «ты уродина», отказаться выполнять разумные требования. Также со слов матери, девочка может ее, Екатерину, ударить, а Екатерина может ударить в ответ, и тогда получается «драка».

Екатерина полагает, что это связано с тем, что девочка научилась этому у отца или у ее матери (бабушки Маши).

Читайте также:  Пиелоэктазия у детей и анализы

С отцом у ребенка отношения хорошие, как утверждает мать, однако наблюдаются эпизоды, когда девочка жалуется на давление отца, когда тот делает с ней уроки, или отказывается говорить с ним по телефону при звонке отца.

Мать описывает характер дочери так: «Целеустремленная, любит и чувствует людей, плаксивая, имеет лидерские качества, любит командовать, хочет получать все, что пожелала». На вопрос, чем дочь похожа на нее, отвечает «неуверенностью в себе, тревожностью», а также «жизнелюбием». На вопрос, чем дочь походит на отца, ответила «стремится все доводить до конца».

8 месяцев назад муж переехал на отдельную квартиру. С этого времени родители Маши вместе не проживают.

В квартире, где проживает сейчас Маша с матерью, 3 комнаты, у Маши имеется своя комната и кровать, выделена игровая зона. В комнате девочки спит мама.

С отцом Маша видится часто; со слов матери, он приходит к ним домой, играет с Машей, делает с дочкой уроки, читает ей, забирает ее с собой, отвозит ее на занятия в бассейн и к невропатологу.

Возросшую тревожность дочери мать связывает в основном с ситуацией ухода мужа и отца Маши из дома, напряженными отношениями и разводом.

4. Содержание обследования

Проведена анамнестическая беседа с матерью, в ходе которой были записаны необходимые биографические и другие сведения, а также за ребенком и отношениями мать-ребенок произведено наблюдение.

Также в отсутствие матери были проведены психологические тесты с ребенком: «рисунок семьи», тестирование в виде «неоконченных сказок», тестирование САТ, проведен опрос по отношениям с отцом и матерью, наблюдение в ходе игровой деятельности ребенка.

5. Полученные психологические данные и результаты

При первом впечатлении ребенок приветлив: девочка улыбается, здоровается. Адекватно реагирует на общение с незнакомым человеком. Далее проявляет повышенную активность, задает специалисту вопросы, привлекает к себе внимание, знакомится с кабинетом.

На замечания матери реагирует избегающее, с улыбкой, без выражения агрессии, с попыткой продолжать делать выбранное действие. После уговоров матери и выдачи сладостей Маша спокойно отпускает мать из кабинета психолога и демонстрирует готовность к сотрудничеству.

Девочка социально адаптирована в пределах возрастной нормы, легко устанавливает контакт. В начале беседы охотно подчиняется правилам, высказанным доброжелательным тоном. Отвечает на вопросы охотно, однако стремится или переключить внимание на игровую деятельность или играть одновременно.

В незнакомом помещении ведет себя свободно, творчески исследуя его в установленных границах. Движения демонстрирует спонтанные, часто неловкие, иногда хаотичные, резкие. В контакте со специалистом заинтересована.

Несмотря на признаки гиперактивности (двигательную расторможенность, возбуждение), Маша сохраняет устойчивое внимание при недолгом личном обращении – пока длится речь, обращенная лично к ней, или пока она думает над вопросом и отвечает на него. Когда в ходе беседы контакт с ней прерывается, быстро переключает внимание.

Соответственно, можно сделать вывод об избирательности внимания, связанной с объемом личной заинтересованности в объекте внимания. Для ее возраста способность к концентрации внимания представляется адекватной, при условии одновременной игровой деятельности. Проявления способности Маши удерживать внимание при условии запрета на игру не исследовались, такой задачи перед специалистом не стояло.

Маша во время беседы проявляет разные чувства: гнев, радость, грусть, страх и вину, различая их интеллектуально. Внешние эмоциональные проявления отчетливо выражены, разнообразны. Выражение лица также подвижно, как и тело. С эмоциями справляется, речь логически обоснована.

В ответах на вопросы Маша в основном осознает свои желания и опасения. При этом она говорит об обеспокоенности только ситуацией развода в семье. Она не упоминает о друзьях или занятиях в школе или кружках, ее не интересует ничего, кроме мамы и папы. Указанное, а также выбор игрушек, сделанный Машей и характер ее игры в кабинете психолога, позволяет говорить о ранней фиксации на оральной стадии развития психики и заметном стрессогенном влиянии ситуации развода.

В целом складывается впечатление, что незрелость ее личности усиливает эффект травматизации ситуацией развода и реакцией матери на это. Маша упоминает в разное время и в ответах на разные вопросы, что «мама плачет», «мама кричит», «мама ругает папу, а папа не может слушать и уходит». В ходе беседы на фоне игровой деятельности Маша комментирует, что родители разводятся из-за нее, утверждает, что боится, если они разойдутся. В ответах на вопросы о ситуации Машу заметно беспокоит чувство вины, страх потерять родителей как пару. Повышение стресса усматривается в вовлечении Маши в отношения между взрослыми, при лавировании между мнениями отца и матери.

Способность к вербализации чувств согласуется с возрастной нормой. Маша изъясняется короткими предложениями, говорит часто с выражением, темп речи быстро меняется от замедленного до возбужденного и обратно.

Специалистом в начале первой беседы были озвучены правила поведения в кабинете: нельзя ломать вещи и игрушки, нельзя ничего выносить, нельзя нападать на психолога (как и психологу нельзя нападать на Машу); и можно брать и использовать все игрушки, карандаши и бумагу, подушки и пр. вещи. Соблюдая правила поведения в кабинете, Маша, тем не менее, неоднократно просит что-то забрать с собой. Тон просьбы хныкающий, требовательный и снова жалостливый. Когда девочка просит подарить ту или иную вещь и получает отказ и напоминание и сожаление о принятых правилах, она всякий раз выражает сожаление о невозможности получить желаемое.

Это говорит нам о сложности соблюдать и выдерживать все озвученные границы, о привычке получать свое путем повторения просьб и об опыте девочки, что правила можно сдвинуть, если несколько раз попросить или настоять на своем. Также мы можем рассматривать это как призыв ребенка получить от специалиста больше, чем две диагностических сессии и запрос на поддержку, которую можно «унести с собой».

По просьбе специалиста Маша участвует в выполнении заданий, отвечает на вопросы, выполнила рисунок. Проявляет способность к выбору используемых материалов, учитывает свои предпочтения в цветовой гамме карандашей. Осуществляемая деятельность целенаправленна, логична.

Предложенный рисунок семьи выполняет охотно, уточняя – «Можно ли нарисовать только маму». Получив ответ специалиста, что это ее рисунок и она может рисовать как хочет, рисует мамино лицо во весь лист.

Такой выбор может означать переживание ребенком собственной незначимости по сравнению с восприятием личности матери, отсутствие контакта с собственной личностью и нарушение раннего контакта с матерью (в возрасте до 6 мес.). Последнее согласуется в признаками фиксации на оральной стадии в целом, замеченными в ходе тестирования.

Также в ходе обследования была использована методика детского апперцептивного теста (CAT по Л. Беллак), который предназначен для обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет. Исследование проводилось в игровой форме. Маше выборочно были предъявлены картинки с просьбой рассказать о том, что на них происходит. Результаты рассказов были проинтерпретированы.

Например, на картинке 2 «Медведи, перетягивающие канат», где изображен один медведь, тянущий канат в одну сторону в то время, как другой медведь с медвежонком тянут в другую сторону, — ребенок идентифицирует себя с фигурой, которая сотрудничает с матерью.

Это выглядит как серьезная борьба, сопровождающаяся страхом для Маши, однако по поводу расстановки сил она поясняет, что у двоих слабых – мамы и Маши – много сил вместе, и они перетянут канат и победят папу.

По поводу картинки 3 «Лев с трубкой», где изображен лев с трубкой и тростью, сидящий в кресле, а в нижнем правом углу маленькая мышь появляется в норе: Маша пренебрежительно поясняет, что Лев злой и настойчивый, и он как король, но он только вообразил себя королем. На самом деле он не король, а только воображает. По поводу мышки девочка говорит, что та очень добрая, и боится, как бы Лев ее не съел. Мы можем предположить, что Лев представляется отцовской фигурой, при этом агрессивной, и потому ее требуется побыстрее развенчать. Выраженное сочувствие к фигуре мышки говорит нам об идентификации девочки скорее с мышкой, что говорит о переживании ею своей беззащитности и страха, а также незначимости – Лев не замечает мышку.

При этом важно отметить, что в целом идентификация с конкретным героем представляется для Маши затруднительной.

Приведем также наблюдения в связи с работой с картинкой 7 «Разъяренный тигр и обезьяна». На ней изображены тигр с обнаженными клыками и когтями, прыгающий на обезьяну, которая также прыгает в воздух. Здесь Маша демонстрирует свои страхи, говоря о том, что тигр охотится за надоевшими ему обезьянами. — «Он не хотел играть с обезьяной, а она просила, и теперь он хочет ее разодрать. Ей не убежать, он ее поймает». При рассказе становится очевидной степень напряжения ребенка, что аналогично напряжению из тестирования с помощью неоконченной сказки, где Маша рассказывает о преследующем монстре (далее описано).

Заметно, что Маша не привыкла, что родители спокойно и свободно могут играть с ней. Согласно анкете, Маша не умеет играть. Нарушение игровой способности в возрасте 7 лет говорит нам о серьезных сложностях в психическом развитии ребенка и травматизации.

И комментарий по поводу картинки 8 «Взрослая обезьяна беседует с маленькой обезьянкой», где две взрослых обезьяны сидят на софе и пьют из чайных чашек. И одна взрослая обезьяна сидит на подушечке и беседует с маленькой обезьянкой.

— Маша при описании этой картинки говорит о том, что на переднем плане «бабушка выговаривает что-то сынку, чтобы он не бегал. А он слушается». На заднем плане сидят мама и папа, и шепчутся о своем». В данном случае мы можем заметить, что девочка, идентифицируясь с «сынком» — с ребенком, помещает себя внутри семьи рядом с бабушкой, воспринимая ее делающей выговор, подавляющей фигурой. Причем заметно, что перепутаны роли – бабушка выговаривает не внуку (внучку), но ребенку (сынку).

Так мы видим, что Маша бессознательно не очень понимает, чья она дочь – своей матери или своей бабушки. С этим частично связаны и агрессивные эпизоды нападения Маши на мать – ей необходимо убедиться, что она дочь своей матери, и та сможет за себя (а, значит, и за дочь) постоять.

Это подтверждается элементами анкеты, где в графе описания своего характера мать переходит на описание характера Маши (мать путает себя и ребенка), что подчеркивает межпоколенческую перепутанность — «бабушка воспитывает Машу, хотя не воспитывала меня» — так говорит об этом Екатерина, мать Маши.

Машино убеждение, что сзади родители шепчутся о своем, может говорить как о том, что Маше нет места среди родительской пары, так и о желании видеть мать и отца вместе в связи с травмирующим разводом.

Также во второй день обследования с девочкой проводилось тестирование в игровой форме «Неоконченная сказка».

• Нами была использована сказка «Отъезд».

Цель: позволяет определить отношение ребенка к знакомым ему людям, а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность. «Однажды родители, дедушка и бабушка, дяди и тети и все дети пошли на вокзал и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?»

Маша сообщила, что далеко уехал дядя Федор из мультика Простоквашино. Такое высказывание ребенка может говорить о том, что актуального конфликта с близкими людьми, который при этом можно проявить в предложенной обстановке, у нее не наблюдается.

Мы также можем задуматься о том, кто этот «дядя Федор», может ли он быть отцом, который несет в себе угрожающую часть для слияния с матерью.

• В ходе тестирования была также использована сказка «Новость».

Цель: рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родные могут не подозревать. «Одна девочка возвращается с прогулки, и мама ей говорит: «Наконец-то ты пришла. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ей мама?»

Маша отреагировала сообщением, что мама скажет, что девочка должна остаться одна дома, а мама уйти в магазин. И девочке страшно. Данный вариант ответа говорит о нарушении доверия у Маши к матери, и негативных ожиданиях от нее в виде оставления в одиночестве.

• Также Маше была рассказана неоконченная сказка «Страх», целью которой является выявление наличия страхов у ребенка. «Одна девочка как-то раз сказал себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего она боится?» Маша сказала, что девочка боится, потому что она заснула и ей приснился ужасный сон. Как будто спал монстр, а девочка его разбудила. И она скорее проснулась, а монстр сказал «постой, девочка», а она уже открыла глаза. Данный вариант ответа говорит о том, что Маша находится в напряжении, и не ощущает себя в безопасности.

Спасающей фигуры в этой истории не наблюдается, что подчеркивает, что Маша не воспринимает родителей или бабушку, как гарантов своей безопасности. Это может быть связано как с ранней фиксацией на оральной стадии развития (около 2-х месяцев) – а именно, с нарушением процесса формирования базового доверия к миру в ранних отношениях с матерью, так и с ситуацией развода и агрессивным поведением родителей по отношению друг к другу и к ребенку.

Также этот вариант ответа указывает на повышенную тревожность Маши, связанную именно с актуальной ситуацией – девочка из рассказа едва успела спастись.

Выводами первичного психологического заключения согласно поставленным задачам исследования являются:

— У девочки наблюдается повышенная тревожность и гиперактивность (двигательная расторможенность и моторная неловкость), отсутствие базового доверия к миру, недифференцированная агрессия, страхи и чувство вины по поводу ситуации развода.

— Выявлена незрелость психического развития ребенка (при сохранности интеллекта), фиксация на ранних стадиях формирования психики, что затрудняет возрастную и социальную адаптацию к новым задачам (школа, установление дружеских социальных связей, сепарация от матери).

— К матери выявлено отношение по типу слияния (ребенок не способен опираться на мать, как на сильного взрослого и фрустрирован этим, при этом девочка не ощущает границ между собственной личностью и образом матери, а фигуру матери бессознательно путает с фигурой бабушки) – что дополнительно свидетельствует о незрелости психики.

— К отцу выявлено амбивалентное отношение – девочка испытывает к нему и любовь и страх, что предположительно связано как с реальной агрессией отца, так и с опасным образом мужского, презентуемым матерью. Информация о сексуально-окрашенном поведении отца либо абьюзе не нашла своего подтверждения в заданных рамках исследования, что не исключает указанного.

Страхи и тревога ребенка связаны как с ситуацией развода, когда родители демонстрируют агрессию друг к другу, втягивая в конфликт ребенка, так и с особенностями развития. Мир девочки под угрозой, а ее чувства никто не называет и не может разделить, и без помощи взрослых ей трудно справляться с текущей ситуацией.

Причиной указанных сложностей является не только текущий семейный конфликт, но и сложившийся в ходе роста и развития ребенка климат внутри семьи и отношения, а также недостаточно развитая способность семьи устанавливать и выдерживать межличностные границы, и организовывать диалог.

1. Разрешение конфликта родителей с помощью соответствующих специалистов, достижение взаимного согласия по ситуации развода, сообщение ребенку о достигнутом согласии, демонстрация родителями взаимного уважения.

2. Установление договоренностей по поводу правил в семье, касающихся Марии, и одинаковое соблюдение правил всеми членами семьи, в том числе и бабушкой, участвующей в воспитании Марии. В случае, если с бабушкой договориться не удастся, рекомендована помощь спокойной и устойчивой няни, готовой выполнять общие правила семьи.

3. Также обоим родителям вместе необходимо в спокойной обстановке простыми словами рассказать дочери о том, что означает развод, что родители навсегда останутся ее родителями, хотя их отношения как мужчины и женщины завершены. Марии важно знать, с кем она останется жить, а также как и когда она будет видеться с другим родителем, и быть уверенной, что отношения ее родителей как мужчины и женщины – ее, как ребенка, не касаются.

4. Коррекция воспитательных приемов, применяемых родителями. Устранение насилия в отношении к ребенку или другим членам семьи. Повышение способности к уважительному диалогу. Отказ от вовлечения ребенка в отношения родителей и других взрослых между собой.

5. Устранение перевозбуждения ребенка — а именно, обеспечение сна девочки в отдельной комнате без присутствия взрослых, отказ от совместного сна или нахождения в постели с любым из родителей, отказ отца от поцелуев дочери в губы, и прочих эротизированных действий со стороны взрослых, пояснение для Марии, что ее тело принадлежит ей и никто не вправе ее трогать или обнимать, если она не хочет. Исключением являются случаи экстренной медпомощи.

6. Рекомендован курс психологического консультирования родителя, с кем проживает ребенок либо обоих родителей – по возможности. Возможной целью может стать прояснение межличностных границ внутри семьи, прояснение чувств друг друга и нахождение новых способов их выражения, одновременно с повышением способности выносить тяжелые чувства, и поддерживать ребенка в таких переживаниях.

7. Рекомендована длительная психокоррекционная работа с девочкой согласно выявленным потребностям психики. Возможной целью может стать развитие психического аппарата до возрастной нормы, снятие соматических симптомов и тревоги, перечисленных ранее, повышение адаптации к школьным нагрузкам и установление дружеских контактов и связей вне дома.

источник