Меню Рубрики

Воспитательный анализ детей группы риска

Трудный подросток – это учащийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.

Это проблемы в обучении; во взаимоотношении со сверстниками; во взаимоотношении с родителями; рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости; комплексные проблемы.

Их проявлением может быть нарушение поведения (от замкнутости до агрессии); эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.); пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины; нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий).

Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в «группу риска» – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя: посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами); внеклассную деятельность в школе; экскурсии; посещение выставок, музеев, театров и т. д.; туристические походы; участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др.

Алгоритм работы с учащимися «группы риска» (Презентация)

Работа классного руководителя по выявлению «трудных» учащихся.

Шаг 1. Выяснить, кто из ребят относится к «группе риска, по какой причине.

Шаг 2. Выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети.

Шаг 3. Обратиться к школьному психологу для оформления запроса по работе с такими детьми (психолог должен дать рекомендации).

Шаг 4. Составить карту учащегося.

Шаг 5. Определить формы работы с такими учащимися.

1. Каждому классному руководителю необходимо:

  • составить план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который должны быть обязательно включены: индивидуальные и групповые профилактические беседы, игры, родительские собрания, посещения на дому, педагогические диагностики и т.д.;
  • вести дневник классного руководителя, где на каждого ребенка выделена отдельная страница, на которой фиксируется вся работа, проводимая с ребенком и его родителями

Если данная работа не приносит положительного результата, то встает вопрос о постановке ученика на внутришкольный профилактический учет.

Решение об этом принимает Совет профилактики школы.

2. Причинами постановки на внутришкольный профилактический учет могут быть:

  • нарушение Устава школы;
  • систематическое невыполнение домашнего задания;
  • отказ от работы на уроке;
  • нарушение дисциплины на уроке;
  • прогулы учебных занятий;
  • драки, грубость, сквернословие;
  • курение;
  • употребление спиртных напитков;
  • совершение правонарушений с доставкой несовершеннолетнего в органы милиции;
  • совершение преступления;
  • систематическая порча государственного и личного имущества;
  • издевательство над учащимися другой национальности, вероисповедания, цвета кожи, над маленькими или более слабыми учащимися;
  • единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза жизни другого человека;
  • совершение несовершеннолетними правонарушения, за которое установлена административная ответственность.

3. Постановка на учет возможна:

  • по заявлению классного руководителя;
  • по заявлению администрации школы;
  • в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена административная ответственность;
  • в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена уголовная ответственность.

4. Предоставление документов для постановки на учет.

  1. Заявление классного руководителя
  2. Характеристика на учащегося
  3. Акт посещения на дому
  4. Информация о профилактической работе с несовершеннолетним
  5. Выписка оценок за текущую четверть

Родителям отправляется уведомление о приглашении их на заседание Совета профилактики. Если родители не явились, то вопрос все равно рассматривается на заседании.

Школьный Совет профилактики разрабатывает план профилактической работы с данным несовершеннолетним.

Если несовершеннолетний ставится на учет по неуспеваемости, то для него может быть разработано индивидуальное расписание дополнительных занятий.

На учащегося заводится учетная карточка.

5. Результаты работы Совета профилактики безнадзорности и правонарушений.

Обо всех результатах контроля классный руководитель ставит в известность родителей.

Если в результате профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей делается вывод о необходимости особой психологической помощи, председатель Совета профилактики обращается с запросом о психологической помощи в психологическую службу школы или района.

Если пишется заключение, что несовершеннолетнему необходимо всестороннее обследование, родителям предлагается обратиться в школьный консилиум с целью создания индивидуального маршрута психолого-медико-педагогического сопровождения.

Если родители отказываются письменно от помощи, предлагаемой школой, то школьный Совет выносит решение об обращении с ходатайством в Комиссию по делам несовершеннолетних.

6. Снятие учащегося с внутришкольного профилактического учета.

Для того, чтобы снять с учета в результате положительной работы необходимо в школьный Совет предоставить:

  • Заявление классного руководителя
  • Характеристику на несовершеннолетнего
  • Информацию о проделанной профилактической работе с указанием достигнутого результата
  • Выписку оценок из классного журнала.

В помощь социальному педагогу и классному руководителю:

Приложение 2. Информация социального педагога о работе с семьёй

Приложение 3. Работа проводимая классным руководителем

Приложение 4. Личное дело учащегося, требующего индивидуального подхода

источник

В материале предоставлены результаты диагностики личности воспитанника, относящегося к «группе риска». Выявлены области дезадаптации и представлена индивидуальная стратегия педагогического сопровождения ребенка.

Катаева Галина Владимировна,

воспитатель высшей категории

ГКОУ РО для детей сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

детского дома №3, г. Таганрога

Анализ работы с ребенком «группы риска»

Дети, склонные при определенных обстоятельствах, к неадекватному способу поведения относятся к детям «группы риска». Наша цель — проанализировать работу с таким воспитанником.

К.В. – мальчик, 12 лет, поступил в детский дом № 3 в апреле 2012 года.

До этого момента В. жил у бабушки, которая не могла справиться с его воспитанием. Мальчик систематически пропускал занятия в школе, убегал из дома, попал в асоциально ориентированную дворовую компанию.

За время пребывания в детском доме В. проявил себя как неконфликтный, общительный (легко и охотно вступает в вербальный контакт), добрый, активный ребенок.

Социальный статус в группе «принятый».

Для разработки индивидуальной стратегии педагогического сопровождения ребенка была проведена диагностика дезадаптированности по методике Молодцовой Т.Д., которая выявила 2-ой уровень социально-психологической дезадаптации, степень — поверхностная, расширенная, временная. Область наиболее выраженной дезадаптации — отношения в семье. Достаточно высок уровень дезадаптации в учебной деятельности, отношениях с товарищами, участии в общественно-полезной деятельности, отношении к самому себе, в связи с миром.

Исходя из выявленных областей дезадаптации были определены основные направления коррекционной работы с ребенком:

  1. Формирование положительной школьной мотивации:

С целью изменения отношения к учебе была проведена работа по выявлению пробелов в знаниях, диагностика совместно с психологом типа памяти, темперамента, особенностей характера, интеллекта, познавательных интересов, мотивов учения.

Исходя из результатов диагностики были определены методы педагогической поддержки ребенка в обучении:

  1. Ориентация учебно-познавательной деятельности так чтобы:

-выработать умение правильно организовать свой труд (планировать работу);

-распределять время (индивидуальные режимы, устное планирование распорядка дня вместе с воспитателем);

— создавать ситуацию успеха.

  1. Консультативная помощь при выполнении домашних заданий;
  2. Контроль за выполнением домашних заданий. На данном этапе необходимо постепенно переходить от сплошного контроля по всем предметам к выборочному контролю по результатам успеваемости по предметам;
  3. Дополнительные занятия для ликвидации пробелов в знаниях;
  4. Анализ результатов учебы на групповых собраниях и в индивидуальных беседах: «Что было в школе?», «Что мне мешает учиться?» В ходе этих бесед происходит самоанализ ребенком своих достижений и неудач. Задача воспитателя в ходе беседы отмечать все удачи ребенка, его положительные оценки, помогая ему разобраться в том, что послужило причиной успеха.

Результаты проводимой работы можно оценить как положительные, а именно отношение к учебе у В. стало более позитивным, значительно уменьшилось количество « двоек», если он их получает, то сразу же старается исправить сам или просит помощи у воспитателя или детей.

  1. Формирование волевых качеств личности

Согласно проведенной диагностики волевые качества у мальчика развиты слабо, он легко поддается чужому влиянию, идет «наповоду», не умеет и не хочет прилагать усилия для достижения желаемого.

Для коррекции волевой сферы были определены следующие методы и мероприятия:

  1. Создание ситуации, когда необходимо принимать самостоятельное решение;
  2. Создание ситуации, когда надо выполнить задание без четких указаний и инструкций;
  3. Беседа «Сила воли-это важно»;
  4. Упражнение «Мои качества»;
  5. Упражнение «Ассоциации»
  6. Групповой тренинг «Одни в лесу»

Работа по формированию волевых качеств продолжается.

  1. Коррекция и контроль эмоционального состояния

Согласно диагностики по Люшеру для В. характерны тревога, беспокойная неудовлетворенность окружающим, несбывшиеся эмоциональные надежды.. Причиной этого он считает полное отсутствие понимания со стороны окружающих.

С целью коррекции эмоционального состояния целесообразно использовать метод реконструкции характера подростка, который включает в себя:

  1. Выявление положительных качеств личности;
  2. Восстановление качеств, здоровых привычек и потребностей, которые были заглушены неблагоприятными обстоятельствами жизни;
  3. Использование созидающих приемов, способствующих улучшению взаимоотношений между воспитателей и воспитанником, между детьми в группе, устанавливающих душевный контакт между ними (проявление доброты, внимания, заботы: просьба, поощрение, прощение, проявление огорчения);
  4. Использование упражнений, тренингов:

-аутогенная тренировка С.М.Любинской;

-упражнение «Я интересен тем, что…»;

-упражнение «Подарочек самому себе»;

-упражнение «Послушаем тишину».

  1. Вовлечение в коллективные дела и досуговую деятельность.
  2. Создание благоприятной психологической атмосферы в группе, которая необходима для коррекции эмоционального состояния детей.

В настоящее время в эмоциональном состоянии В. наблюдается положительная динамика. Его настроение ровное, редко бывает подавленным.

  1. Повышение социального статуса, формирование активной жизненной позиции, жизненных ценностей.

Для повышения социального статуса в группе важна активная позиция, участие в делах группы, успешность в учебе, желание и умение помочь другим.

Для достижения этих целей В. включается в коллективные творческие дела, такие как оформление группы и спален, уборку территории, подготовка к праздникам, изготовление подарков шефам.

Кроме того в работе с ребенком используются:

  1. Упражнение « Какой я бываю?»
  2. Упражнение «Комплимент»
  3. Беседа « Каким нужно быть чтобы тебя уважали».

Следствием проводимой работы является то, что у В. нет случаев нарушения дисциплины в школе и детском доме. Его эмоциональное состояние стабильно. Положительная динамика наблюдается в формировании волевых качеств личности и положительной школьной мотивации.

источник

Анализ работы с детьми «группы риска»

2011-2012 учебный год

Классный руководитель: Томитова Г.Г.

В 3 «б» классе к «группе риска», испытывающими трудности в обучении относятся: Сергей, Никита, Кирилл. Я, как классный руководитель, изучила индивидуальные особенности учащихся и выявила причины неуспеваемости детей:

Тип успеваемости: относительная (частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по русскому языку и чтению).

Педагогические причины: отсутствуют.

Социально-бытовые причины: недостойное поведение родителей (развод с отцом, в семье четверо детей, Сережа — старший).

Физиологические причины: требуют изучения.

Психологические причины:

· Низкий уровень развития речи

· Особенности развития памяти, внимания

Тип неуспеваемости: относительная (частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по русскому языку и математике).

Педагогические причины: отсутствуют.

Социально-бытовые причины: развод родителей, проживание с отцом, без матери.

Физиологические причины: требуют изучения.

Психологические причины:

· Травма после развода родителей

· Особенности развития памяти, внимания

Тип неуспеваемости: относительная (частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по русскому языку и математике).

Педагогические причины: отсутствуют.

Социально-бытовые причины: очень строгий отец, у мальчика наблюдается сильный испуг.

Физиологические причины: требуют изучения.

Психологические причины:

· Комплексы по поводу лишнего веса

· Особенности развития памяти, внимания

Анализ причин неуспеваемости этих учащихся показал, что у всех снижена школьная мотивация, уровень познавательных притязаний низкий. У учащихся наблюдается снижение контроля со стороны взрослых, наличие пропусков занятий, отсутствие систематической подготовки к занятиям. С данной группой учащихся и с их семьями спланирована профилактическая и коррекционная работа. Работа с данной категорией родителей чаще всего является мало эффективной.

Формы работы с детьми «группы риска»

· Дифференцированная работа на уроках

· Методическая помощь родителям

Целенаправленная и систематическая работа позволила улучшить показатели в обучении: Сергей по математике, но по русскому языку по-прежнему испытывает трудности; Кирилл по математике и русскому языку; у Никиты сдвиги минимальные, но наблюдается некоторое улучшение по математике (стал лучше решать примеры).

Анализ данной работы позволил сделать выводы о том, что необходимо продолжить работу по устранению пробелов в обучении и оказывать своевременную помощь в усвоении учебного материала. Тесно работать с родителями учащихся. Необходимо в этом направлении изыскивать новые формы и технологии.

Данные выводы необходимо будет учесть при планировании все дальнейшее учебно-воспитательной работы.

Анализ работы с детьми «группы риска»

Классный руководитель: Томитова Г.Г.

В 3 «б» классе к «группе риска», испытывающими трудности в обучении относятся: Сергей, Никита, Кирилл. Я, как классный руководитель, изучила индивидуальные особенности учащихся и выявила причины неуспеваемости детей:

Тип успеваемости: относительная (частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по русскому языку и чтению).

Педагогические причины: отсутствуют.

Социально-бытовые причины: недостойное поведение родителей (развод с отцом, в семье четверо детей, Сережа — старший).

Физиологические причины: требуют изучения.

  • Узость кругозора
  • Низкий уровень развития речи
  • Особенности развития памяти, внимания

Тип неуспеваемости: относительная (частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по русскому языку и математике).

Педагогические причины: отсутствуют.

Социально-бытовые причины: развод родителей, проживание с отцом, без матери.

Физиологические причины: требуют изучения.

  • Узость кругозора
  • Травма после развода родителей
  • Особенности развития памяти, внимания
  • Медленность понимания

Тип неуспеваемости: относительная (частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по русскому языку и математике).

Педагогические причины: отсутствуют.

Социально-бытовые причины: очень строгий отец, у мальчика наблюдается сильный испуг.

Физиологические причины: требуют изучения.

  • Узость кругозора
  • Комплексы по поводу лишнего веса
  • Особенности развития памяти, внимания

Анализ причин неуспеваемости этих учащихся показал, что у всех снижена школьная мотивация, уровень познавательных притязаний низкий. У учащихся наблюдается снижение контроля со стороны взрослых, наличие пропусков занятий, отсутствие систематической подготовки к занятиям. С данной группой учащихся и с их семьями спланирована профилактическая и коррекционная работа. Работа с данной категорией родителей чаще всего является мало эффективной.

источник

Описание материала: Предлагаю вам статью, в которой описана моя работа, как классного руководителя, с детьми «группы риска». Данный материал будет полезен классным руководителям младшего и среднего звена.

Вот уже 39 лет работаю в школе. Так называемые «трудные дети» есть в любом из возрастных периодов. Это дети, педагогически запущенные в результате неправильного воспитания в семье или нездоровых отношений в ней. Не случайно советский педагог В.А. Сухомлинский, подчеркивая причину появления трудных детей именно в отрицательном влиянии семьи, говорил: «Причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в подавляющем большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства». Однако наиболее рельефно типичные особенности трудного ребенка проявляются в подростковом возрасте; не случайно этот возраст также часто называют трудным. Говорят, однажды женщина пришла к мудрецу и спросила, когда ей следует начать воспитывать ребёнка. Мудрец спросил, сколько лет ребёнку. Женщина ответила, что шесть месяцев. Тогда мудрец ответил: «Вы опоздали ровно на шесть месяцев». Считаю, что причиной появления таких детей – неправильное воспитание детей в семье в раннем возрасте.
В педагогической среде часто обсуждается вопрос о «трудных» учениках. Многие учителя считают, что с «трудным» учеником можно проводить учебно-воспитательную работу только тогда, когда он «исправится», станет совершенно другим. Если же исправить воспитанника не удаётся, то единственный выход – избавиться от него. Всю свою трудовую деятельность провожу с так называемыми «трудными» детьми. Какие только пути не искало наше педагогическое сообщество по работе с этими детьми, а их меньше не становится. Скажу даже, что таких детей стало больше. Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Нельзя отмахиваться от «трудных» воспитанников, избавляться от них под всякими предлогами. Искусство воспитания заключается не в том, чтобы одним махом сделать из «трудного» воспитанника тихого, послушного (это и невозможно), а в том, чтобы удержать его в сфере своего воздействия и потом поставить на правильную дорогу жизни». Поэтому надо принять каждого ученика таким – какой он есть. А всё остальное зависит только от каждого из нас. Школе достаётся очень сложная роль – роль перевоспитания. Перевоспитание – это трудный и долгий процесс и для воспитанника, и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути. А воспитатель должен поверить в человека, проанализировать прошлое, настоящее и представить будущее воспитанника, не упрекая его прошлым. В решении этой задачи трудовое воспитание обязательно поможет и сейчас, хотя заставить детей трудиться для себя же и делать это с удовольствием почти невозможно.

Читайте также:  Анализ можно иметь детей или нет

1. Семьи, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием.
2. Семьи, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.
4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

В 2014 – 2015 учебном году, в нашей школе, количество учащихся седьмых классов увеличилось и был создан третий седьмой класс. Класс сформирован, в основном, из учащихся, прибывших из других школ нашего района. Количество детей – 11, среди них педагогически запущенные дети и дети из неблагополучных семей. С созданием класса сразу же появились трудности: проблемы с посещением уроков, пробелы в знаниях практически по всем предметам, низкая мотивация к учёбе, социальные (семейные) проблемы. Я являлась классным руководителем этого класса три года. Основная работа с классом легла на плечи классного руководителя. Многие проблемы мне пришлось решать собственными силами.
В первую очередь я составила подробный социальный паспорт класса. Почти во всех семьях, в которых были трудности в воспитании детей; это семьи, где господствует безнадзорность. Ниже – краткие сведения о классе:

Родители безработные – 5,
Родители пенсионеры – 1;

За период обучения в 7 – 9 классах на учёте в КДН были стояли 3 человека; 2 семьи – на учёте в СОП (социально – опасное положение в семье).
В результате этой работы я поняла, что особой помощи от родителей в организации учебно-воспитательного процесса, не предвидится.
В плане воспитательной работы должен быть обязательный раздел работы с детьми из «группы риска», с их родителями, с учителями – предметниками, воспитателями интерната, социальным педагогом школы:
1. Акция: «1 сентября – все за парту»;
2. Осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учебных занятий. Еженедельная информация социальному педагогу по пропускам занятий детей «группы риска»;
3. Незамедлительное информирование родителей о пропусках;
4. Организация бесплатного питания. Помощь в сборе документов при необходимости;
5. Оказание материальной помощи многодетным семьям. Помощь в сборе документов при необходимости;
6. Беседа в классе о правилах поведения учащихся, о школьной форме. При необходимости отдельно с у учащимися из «группы риска»;
7. Беседа в классе о режиме дня. При необходимости отдельно с у учащимися из «группы риска»;
8. Запись учащихся в предметные кружки и в спортивные секции. Индивидуальные беседы учащимися из «группы риска». Контроль за посещаемостью кружков и секций в течение года.
9. Проведение диагностики межличностных отношений с привлечением педагога-психолога, выявление детей, имеющих проблемы;
10. Прогнозирование успеваемости учащихся, особенно у учащихся из «группы риска»;
11. Работа с учителями – предметниками по предупреждению неуспеваемости по предмету, особенно у учащихся из «группы риска»;
12. Координация совместной деятельности учителей предметников и родителей, особенно у учащихся из «группы риска»;
13.Информирование родителей об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом; в девятом классе – информирование родителей с процедурой проведения итоговой аттестации и особенностями подготовки и проведения экзаменов по предметам;
14. Проведение родительских собраний и индивидуальных бесед с родителями «группы риска»;
15. Посещение семей совместно социальным педагогом и работниками полиции при необходимости;
16. Привлечение администрации школы к профилактике возникновения межличностных проблем в классе, пропусков уроков без уважительной причины, неуспеваемости по предметам;
17. Разработка творческих дел и мероприятий в классе с обязательным привлечением детей «группы риска»;
18. Поощрение учащихся класса, особенно из «группы риска» за хорошие результаты в учёбе, в спортивной жизни школы, участие в классных и школьных мероприятиях и т.д.;
19. Координация совместной деятельности классного руководителя и воспитателей интерната.

Для каждого учащегося группы риска я завела индивидуальный лист контроля по форме:
Индивидуальный лист контроля учащегося И.Д.

источник

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2

Анализ работы с детьми «группы риска», воспитательной работы в школе за учебный год.

Во взаимодействии педагогов, родителей и детей общеобразовательные учреждения стремятся к тому, чтобы ученики отвечали требованиям модели выпускника, а именно:

· это человек, призванный решать личные, социальные и производственные проблемы с позиции глобального мышления, ощущая себя гражданином;

· это россиянин, законопослушный гражданин своего Отечества, т. е. человек, ощущающий и переживающий ответственность за состояние того общества, в котором он живет;

· это гражданин маленькой Родины, Курагинского района, той земли и традиции, в которых он родился и живет;

· это член своего класса, детского и молодежного объединения, способный к саморазвитию;

· это семьянин, носитель и продолжатель семейных ценностей, человек, готовящийся стать матерью и отцом;

· это неповторимая индивидуальность, которая живет в своем мире, реализует себя в социальных ролях, которые ей доступны.

Анализируя работу методических объединений классных руководителей, необходимо отметить, что работа классных руководителей была направлена на реализацию проблемных тем школы. На заседаниях методических объединений классных руководителей педагоги обсуждали проблемы, возникающие при работе с учащимися. Задачи методического объединения классных руководителей заключаются в следующем:

1. Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам возрастной психологии и педагогики воспитательной работы.

2. Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся.

3. Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.

4. Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов.

5. Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей.

6. Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов.

Методическая работа дает возможность классным руководителям не только участвовать в реализации школьных программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала педагогов, направленного на формирование и развитие личности учащегося.

В процессе деятельности применялись следующие формы работы:

Форма работы

Совещание для заместителей директоров по воспитательной работе

«Анализ воспитательной работы за уч. год. Планирование воспитательной работы на уч. год»

Семинар для социальных педагогов, психологов, классных руководителей школ района по охране прав детства

«Об организации работы по профилактике употребления наркотических и психотропных средств»

Межведомственный семинар для социальных педагогов, психологов

«Эффективность работы социально-психологических служб ОУ района с неблагополучными семьями. Организация работы школ по профилактике социального сиротства»

Совещание для заместителей директоров по воспитательной работе

«Рейтинг ВР, исполнение ФЗ -ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Совещание с руководителями лагерей дневного пребывания

«Организация работы летних оздоровительных лагерей дневного пребывания на базе ОУ»

Семинар с руководителями лагерей дневного пребывания

«Создание безопасных условий при проведении летней оздоровительнойкампании 2013»

Индивидуальные встречи-консультации с заместителями директоров по ВР, социальными педагогами

«Организация и планирование деятельности в системе воспитательного процесса»

Индивидуальные встречи-консультации с руководителями лагерей с дневным пребыванием детей на базе ОУ

«Организация работы летних лагерей дневного пребывания на базе ОУ»

На совещании заместителей директоров по воспитательной работе, 14.09.2012 г., «Анализ воспитательной работы за уч. год. Планирование воспитательной работы на уч. год» обсуждались следующие вопросы: проведен анализ воспитательной работы за учебный год, в ходе совещания были отмечены положительные и отрицательные моменты в работе заместителей руководителя по ВР. На основании выявленных проблем был составлен предварительный план работы на текущий учебный год.

На семинаре для социальных педагогов и психологов «Эффективность работы социально-психологических служб ОУ района с неблагополучными семьями. Организация работы школ по профилактике социального сиротства» обсуждались вопросы взаимодействия социально-психологических служб школы со специалистами различных структур системы профилактики. – инспектор ОПДН МО МВД России «Курагинский» представила материал о совершении правонарушений, ООД учащимися ОУ Курагинского района. Раннее выявление детско-семейного неблагополучия. Ответственный секретарь КДН и ЗП выступила с вопросом о работе с семьями, состоящими на учете в СОП (находящимися в социально опасном положении). Начальник отдела опеки и попечительства выступила с вопросом «О проблемах скрытого сиротства». Заведующая социально-правовым отделением Центра семьи «Курагинский» представила материал по работе с индивидуальными программами реабилитации с семьями СОП.

На семинаре для социальных педагогов и психологов «Об организации работы по профилактике употребления наркотических и психотропных средств» с приглашением – оперуполномоченного по особо важным делам Минусинского наркоконтроля майора полиции, обсуждались вопросы о взаимодействие между субъектами профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ, которое осуществляется посредством обмена данными мониторинга наркоситуации. отмечена качественная работа общеобразовательных школ района по профилактике алкоголизма, табакокурения, наркомании. На высоком уровне ведется разъяснительная работа с родителями детей «группы риска».

Использование новых форм, методов индивидуального подхода к учащимся в воспитательной деятельности и развитие ученического самоуправления происходило через работу детских объединений: «Ровесники» (7-17 лет, Алексеевская СОШ № 9); «Республика ДНК» (11-17 лет, Черемшанская СОШ №20); «Орбита» (11-16 лет, Пойловская СОШ №21); «Шок» (6.5 лет до 17 лет, Можарская СОШ №15; «Цветочный город» (7-11 лет), КУМиР (12-16 лет, Имисская СОШ №13; «Звездочка» (Поначевская ООШ №28); «Патриот» (Кошурниковская СОШ №8); «Истоки» (1-4 кл.); «Просторы» (5-8 кл.); «Созидание» (9-11 кл., Краснокаменская СОШ №4); «Белоярская республика» (7-15 лет) (Белоярская ООШ №24); «Истоки» (11-16 лет); «Марафон» (7-16 лет, Кошурниковская ООШ №22); «Школьная Республика» (7-17 лет, Курагинская СОШ №1); «Фортуна» (Артемовская СОШ № 2); «Глобус» (Брагинская СОШ № 11); «Школа Единства» (Кордовская СОШ № 14); «Юность» (Курагинская СОШ № 3); «САМиД» (Рощинская СОШ № 17), «Республика школьная моя» (Березовская СОШ № 10), «Гармония» (Кочергинская СОШ № 19), «Искатели» (Курагинская СОШ № 7), «Старт» (Марининская СОШ № 16), «РМиД» (Шалоболинская СОШ № 18),

Планирование работы органов ученического самоуправления осуществлялось с учетом интересов и потребностей детей, направленных на формирование общей культуры личности в эстетическом, трудовом, физическом, патриотическом, духовно – нравственном отношении.

В образовательных учреждениях функционирует Совет профилактики. Профилактический Совет образовательных учреждений призван объединить усилие педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, социально-психологической службы школы в создании единой системы по профилактике безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в школах, координировать действие педагогического коллектива с работой районных структур общественных организаций, работающих с детьми и подростками.

Главными задачами Совета профилактики в ОУ являются:

· разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании и безнадзорности среди учащихся школ;

· разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей родителей и детей;

· проведение просветительской деятельности по данной проблеме;

· проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками девиантного поведения;

· организация работы с социально опасными, неблагополучными, проблемными семьями, защита прав и интересов детей из данной категории семей.

Действующий в ОУ Совет профилактики строит свою работу и принимает решения в рамках закона РФ от 01.01.2001 г. № 000-1 «Об образовании», Федерального закона от 01.01.2001 г. «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений, защиты прав учащихся школы». Заседания Совета оформляются протоколами.

На основании приказа управления образования № 46 от 01.01.2001 г. в образовательных учреждениях Курагинского района с 18 февраля по 18 марта проводился месячник профилактики правонарушений, бродяжничества, безнадзорности, девиантного поведения детей и подростков. Цель проведения месячника: активизация ранней профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и семейного неблагополучия в образовательных учреждениях, ознакомление с системой взаимодействия специалистов, работающих по данному направлению.

В школах района состоялись совещания педагогических коллективов по вопросам проведения данного мероприятия. На совещаниях педагогами образовательных учреждений обсуждались цели и задачи месячника, рассмотрены и утверждены планы работы и основные мероприятия, которые будут проводиться в школах в этот период, также были назначены ответственные за проведение месячника профилактики.

Работа осуществлялась по следующим направлениям:

— профилактика правонарушений, безнадзорности и бродяжничества;

— профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании;

— проведение индивидуальной профилактической работы;

Читайте также:  Анализ мониторинга развития детей по фгос

В целях реализации данных направлений были проведены следующие мероприятия:

2. Анкетирование родителей по выявлению уровня правовых знаний

3. Диагностические модули, психологические тесты, упражнения, тренинги

6. Выступление агитбригад волонтеров

7. Конкурсы рисунков и плакатов

10. Распространение буклетов и писем в семьи с детьми «группы риска», в СОП, состоящих на учете в ОПДН МО МВД России «Курагинский»

11. Консультации специалистов (психологов, педагогов) для родителей по вопросам воспитания и для детей, склонных к правонарушениям

12. Методические объединения классных руководителей.

Для более эффективного результата профилактической работы образовательные учреждения и управление образования осуществляли тесное сотрудничество с заинтересованными службами и ведомствами: ОПДН МО МВД «Курагинский», КДН и ЗП, центром социальной помощи семье и детям «Курагинский», Курагинской ЦРБ. Была проведена большая целенаправленная работа:

— совместно с инспекторами ОПДН и участковыми проводились индивидуальные и коллективные беседы с учащимися и родителями, родительские собрания, круглые столы;

— были проведены рейды по семьям, находящихся в социально-опасном положении, с целью контроля режима дня, занятости учащихся, изучения семейно-бытовых условий. По результатам рейдов составлены акты о посещении семей, с детьми и родителями проведены профилактические беседы, родителям даны рекомендации педагогического характера;

— проведены рейды по местам скопления молодежи, по организациям общественного питания, предназначенных для потребления (распития) алкогольного и спиртосодержащей продукции с целью выявления посещения несовершеннолетними в вечернее время увеселительных заведений (баров, кафе).

— были организованы встречи учащихся с медицинскими работниками школ и фельдшерами ФАПов на темы: «Вредные привычки и их последствия», «Береги здоровье смолоду», «Профилактика и последствия наркомании, алкоголизма, токсикомании, табакокурения». Было приведено множество примеров о том, как организовать свой досуг и избежать данной проблемы.

В адрес образовательных учреждений было направлено информационное письмо (), в котором были даны рекомендации педагогам и классным руководителям о необходимости организации контролируемого досуга детей после учебных занятий и во время школьных каникул, о недопущении нахождения детей во время учебных занятий и прогулок без присмотра педагогов или родителей, а также принятия действенных мер к выявлению неблагополучных семей, в которых дети находятся в социально-опасном положении.

По окончании месячника профилактики в разных формах состоялось подведение итогов: линейки, где особо активные участники были награждены грамотами; совещания, где обсуждались активные методы работы по данному направлению; слайдовые презентации, в ходе которых проводились обсуждения актуальности здорового образа жизни и т. п.

Ситуация по организации профилактической работы в образовательных учреждениях остается сложной. На сложившуюся ситуацию влияют следующие факторы:

· несовершенство правовой базы не позволяет составлять акты обследования жилищно-бытовых условий из-за нежелания родителей идти на контакт.

· неконструктивное взаимодействие классных руководителей, социального педагога, психолога, администрации школы;

· невозможность организации занятости детей и подростков во внеурочное время из-за отдаленности мест проживания и отсутствия ГСМ для подвоза на все мероприятия, секции, кружки;

· отстранённость родителей социально — неблагополучных семей от проблем ребенка, школы;

Исходя из вышеназванного намечены пути решения проблем:

1. Продолжить работу, направленную на взаимодействие классных руководителей и специалистов (заместителя директора по ВР, психолога, социального педагога и др.) в службе социально – психологического сопровождения детей «группы риска»:

— распределить обязанности между членами педагогического коллектива по вопросам профилактики;

— проводить раннюю профилактику, начиная с начальной школы.

2. Для организации занятости детей, проживающих в отдаленных селах:

— использовать собственные педагогические кадры по месту жительства в отдаленных селах для обеспечения занятости во внеурочное время;

— активнее привлекать для проведения досуговых мероприятий работников культуры по месту жительства.

3. Усилить контроль над семьями, находящимися в социально-опасном положении, так как именно в этих семьях дети наиболее подвержены влиянию улицы, и велика вероятность совершения правонарушений несовершеннолетними:

— продолжать качественно вести индивидуальные программы реабилитации по работе с семьями, находящимися в социально — опасном положении;

— регулярно привлекать родителей к организации и участию в школьных мероприятиях;

— популяризация новых активных форм работы с родителями через семинары, методические объединения, СМИ.

В учебном году большое внимание уделялось ранней профилактике. Из поступивших отчетов специалистов образовательных учреждений видно, что в целях профилактики правонарушений и пропаганды здорового образа жизни среди учащихся в образовательных учреждениях района ведется профилактическая и разъяснительная работа, как социальным педагогом, так и классными руководителями (по состоянию на 01.09.2012 г. – 60 человек состоящих на учете в ОПДН, на 01.06.2013 г. – 55 человек, видна положительная динамика (Приложение 1 — сравнительный анализ учащихся состоящих на учете в ОПДН за 3 учебных года).

Анализируя работу классных руководителей можно сделать вывод, что в образовательных учреждениях в течение учебного года проводились и проводятся мероприятия, направленные на позитивное развитие личности. Учащиеся постоянно находятся под наблюдением, с ними регулярно проводится работа по профилактике правонарушений и безнадзорности. Для успешного решения проблемы трудновоспитуемости начальная школа своевременно старается выявить и искоренить самые первые отклонения в нравственном развитии и поведении ребенка.

Дифференцированный подход к профилактической работе, учет возрастных особенностей ребят — необходимые условия для формирования личности ребенка. Так же важное значение имеет социальное окружение, т. е. система условий, в которых воспитывается ребенок с самых первых дней своей жизни.

Школа решает в данном направлении следующие задачи:

— сохранение и укрепление физического и психологического здоровья учащихся;

— профилактика вредных привычек;

— создание пространства для выбора учащимися ориентиров жизнедеятельности.

Ведётся работа по составлению социальных паспортов семей, что даёт определённую картину социального статуса учащихся школ, также помогает отслеживать и проводить профилактическую работу с учащимися, нарушающими школьную дисциплину и семьями, которые не должным образом осуществляют воспитание своих детей.

В образовательных учреждениях регулярно проводятся заседания Советов профилактики по вопросам нарушения школьной дисциплины учащимися, пропусков уроков, неуспеваемости.

Социальные педагоги и классные руководители посещают на дому учащихся, состоящих на разных формах учета, посещают семьи, требующие повышенного контроля со стороны педагогов.

На ребенка «группы риска», требующего особого внимания и индивидуального подхода разрабатывается и составляется индивидуальная программа мер реабилитации и адаптации, в которой намечаются шаги по корректировке его поведения: привлечение к участию в делах класса и школы, посильные поручения, охват дополнительным образованием, занятия во внеурочное время. В течение года в этой программе прослеживаются и фиксируются позитивные изменения в становлении характера, поведении ученика.

Психолог школы проводит раннюю диагностику, дает рекомендации классному руководителю, родителям и проводит сам коррекционно-развивающую работу.

Классными руководителями ежедневно ведется учет посещения учащимися учебных занятий, что дает возможность своевременно реагировать на отсутствие ребенка в школе.

В соответствии с решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Курагинского района № 6 от 01.01.2001 года в образовательных учреждениях Курагинского района с 15 апреля по 30 апреля проходила акция «Остановим насилие против детей». В школах района был разработан комплексный план мероприятий по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними.

В рамках акции были запланированы и проведены следующие мероприятия, направленные на разъяснительную и профилактическую работу:

1. Профилактические беседы с учащимися и родителями

3. Круглый стол с приглашением родителей

4. Встречи – беседы с участковыми и инспекторами ОПДН МО МВД России «Курагинский»

5. Рейды по неблагополучным семьям

6. Оформлены информационные стенды по теме акции

7. Конкурсы рисунков и сочинений

8. Общешкольные родительские собрания

9. Проведение мониторинга информированности населения о соблюдении прав детей и их законных интересов.

10. Освещение в СМИ о роли семьи, о формировании общественного мнения, о здоровом образе жизни, о профилактике негативного проявления к несовершеннолетним в семьях.

11. Размещение информации на школьных сайтах

12. Создание и распространение листовок-памяток и буклетов

Профилактическая деятельность образовательных учреждений в работе с семьями СОП строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями всех специалистов школы: педагогов, психологов, медиков, социальных педагогов, классных руководителей.

Образовательные учреждения выявляют несовершеннолетних и семьи, которые находятся в социально опасном положении с целью профилактической работы с учащимися и для осуществления помощи таким семьям в обучении ребёнка, организуют ежегодные акции «Помоги пойти учиться».

Одним из основных направлений являлась работа по индивидуальным программам, оказания детям «группы риска» социально-реабилитационной помощи, медико-социальной помощи. Образовательные учреждения ежеквартально предоставляют сведения о семьях, находящихся социально-опасном положении в районный банк данных.

Ежеквартально проходят заседания межведомственной экспертной рабочей группы по анализу хода реализации индивидуальных программ реабилитации (ИПР) семей, находящихся в социально-опасном положении (СОП). На заседаниях принимаются решения о снятии семей, в которых происходят улучшения, либо положительная динамика. Также вносятся изменения в ИПР по усилению работы с семьями, где ситуация в семьях не претерпела изменения, либо изменилась в худшую сторону. В данном направлении, осуществляется контроль в конце каждой четверти посредствам поступившей из ОУ информации о проделанной работе с семьями СОП.

В период учебного года проходила работа в составе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Курагинского района, где выполнялись следующие функции:

§ Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования несовершеннолетних.

§ Координация, контроль и анализ деятельности образовательных учреждений по работе с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении, а также состоящих на профилактическом учете в ОПДН.

§ Учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, и осуществление мер по обеспечению получения ими основного общего образования.

§ Контроль за предоставлением образовательными учреждениями в районный банк данных сведений о семьях, находящихся в социально-опасном положении.

В течение 2012 – 2013 учебного года согласно плану работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Курагинском районе были подготовлены и направлены в адрес комиссии доклады:

· О проведении профилактических мероприятий, направленных на предупреждение алкоголизма, пьянства и табакокурения среди несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях Курагинского района.

· Анализ подростковой преступности на территории Курагинского района.

· Профилактика правонарушений и беспризорности несовершеннолетних. Комплексные меры противодействия злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами и их незаконному обороту и распространения ВИЧ инфекции.

источник

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Алексеевка

муниципального района Алексеевский Самарской области

Окружной конкурс профилактических программ, проектов и методических материалов образовательных учреждений

Номинация: Программы коррекционной работы с детьми группы риска (психолого – педагогической поддержки)

Срок реализации программы: 4 года

Автор программы: Головачева Галина Викторовна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с. Алексеевка «Образовательный центр»

Направленность программы: Программа рассчитана на детей 7 – 10 лет (начальная школа).

Программа «Дети «группы риска» направлена на создание условий для развития личности, профилактики правонарушений среди детей, оказание индивидуальной помощи ребенку, семье которые попали в трудную жизненную ситуацию.

Те проблемы, которые волнуют нашу страну, коснулись и системы образования России. Следствием этого явилось обесценивание духовных и нравственных идеалов, рост детской беспризорности, увеличение числа неблагополучных семей, отдаление родителей от процесса воспитания своих детей. Взрослым катастрофически не хватает милосердия и гуманности, что приводит к их дефициту в общении с детьми, им меньше уделяют внимания и в семье, зачастую и образовательных учреждениях.

В этих условиях возрастает потребность работы с детьми «группы риска», это, как правило, дети из неблагополучных семей, дети с плохой успеваемостью по учебным предметам, дети с девиантным поведением. В настоящее время внимание к таким детям возросло: психологическая и социальная служба в школе, дополнительная работа классного руководителя. Все подобные мероприятия направлены на восполнение недостатков воспитания, преодоление педагогической и социальной запущенности.

В последние несколько лет в школе возросло число детей из неполных и неблагополучных семей. Кроме того, произошло ослабление института семьи, ее воздействия на детей.

Особенности работы с обучающимися и семьями «группы риска»

Издавна главным институтом воспитания человека (ребенка) является семья. Приобретенное маленьким ребенком в семье, сохраняется им в течение всей его жизни. Важность семьи как института воспитания обусловливается тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. По длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не сравнится с семьей. Именно в семье происходит закладывание основ личности ребенка.

Но, семья может выступать как в роли положительного двигателя, так и в роли отрицательного. Положительное влияние: близкие ему люди любят его, окружают заботой, нежностью, вниманием, лаской. Отрицательного же такого урона, как семья, тоже никакой из ныне существующих институтов нанести не может.

Семья — это особого склада коллектив, он играет в воспитании существенную, долговременную и очень важную роль. Именно здесь, в своей семье ребенок получает свой первый жизненный опыт, он делает и первые открытия, и самые первые наблюдения в отношении того, как себя вести в различных ситуациях. Важную роль играет то, чтобы все, чему мы учим ребенка, постоянно подкреплялось нашими конкретными примерами, чтобы он воочию видел, что у всех взрослых слова никогда не расходятся с делом.

В настоящее время ситуация в семье осложнилась резким снижением качества жизни, деформацией ее социально-экономической и психологической функции. Существует тенденция снижения роли семьи в воспитании и образовании детей, в обеспечении их физического и нравственного здоровья. Положение семьи усложняется распространением алкоголизма, преступности, наркомании, бродяжничества, сиротства при наличии одного из родителей (или даже полной семьи). Социальная безграмотность многих семей объясняется причинами объективного характера, именно по этой причине они, эти семьи, нуждаются в особой поддержке. Работа классного руководителя в первую очередь направлена на оказание помощи семьям «группы риска».

Дети – это зеркало образа жизни своих родителей.

Причины, по которым появляются дети «группы риска»:

Нет целенаправленной воспитательной работы с детьми с раннего детского возраста.

Окружающие не знают их потребностей детей, их круга интересов.

Неблагополучные отношения в семье.

Нет надлежащего контроля за поведением детей.

Попустительство, или в противовес – жестокость наказания внутри семьи.

Занятость родителей и, как следствие, потеря эмоционального контакта с детьми.

Увеличение количества разводов.

Работа с детьми «группы риска» должна начинаться с коррекции отношений внутри семьи. Кто, как ни классный руководитель, может найти индивидуальный подход для каждой семьи? Цель его работы: увеличение положительного потенциала роли семьи.

Читайте также:  Анализ на адсм у детей

Актуальность проблемы: В настоящее время существует серьезная проблема педагогического персонала образовательного учреждения в работе с детьми, которые относятся к «группе риска». Огромное количество причин, приводящих обучающихся порою к самым крайним мерам. В связи с этим, актуальность лежит на поверхности данной ситуации: с одной стороны – возрастание количества детей, относящихся к «группе риска», с которыми необходимо проводить воспитательную работу; с другой – недостаточная грамотность педагога в этом вопросе, которая происходит от того, что проблема сложная и многогранная, учитель в одиночку, самостоятельно не всегда может решить вопрос, оказать моральную помощь и психологическую защиту ребенку, ведь именно дети этой категории больше, чем все остальные нуждаются в нашем внимании и заботе, именно они, эти дети, больше всего подвержены негативным воздействиям извне.

Формировать культуру здорового образа жизни и общую культуру детей начальной школы.

Воспитать гражданственность, толерантность, уважения к правам и свободам человека.

Создать и развивать правовые и социальные условия для реализации личности, духовного и нравственного воспитания детей.

Формировать мотивы положительной адаптации и социализации личности, повышение самооценки обучающегося младшего школьного возраста, адаптации в окружающем социуме.

совершенствовать образовательной и воспитательную систему класса в интересах развития каждого ребенка;

организовать социальную, педагогическую и психологическую помощь и поддержку детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

обеспечить реальные меры по защите прав и законных интересов детей.

Возраст детей, на которых рассчитана данная программа 7 – 10 лет. В настоящее время данная программа в процессе разработки. Для ее апробации будут выбраны обучающиеся начальной школы.

Сроки реализации Программы: Программа будет выполняться в течение четырех лет (2013-2017 г.) поэтапно:

I этап (2013-2014 учебный год) – организационно – диагностический.

Создание банка данных класса о различных категориях учащихся школы.

Организация работы родительского лектория.

Развитие форм ученического самоуправления.

Организация занятости и досуга детей.

II этап (2017-2017 учебный год) – деятельностный.

С оздание в классе условий и системы квалифицированной и грамотной дифференцированной помощи семьям и детям, которые нуждаются в социальной поддержке.

П одключение родительской общественности для своевременного устранения проблем детей.

Регулярная диагностика детей «группы риска». Анализ и оценка работы с точки зрения эффективности, внесение возможных нужных корректировок.

С оздание в классном коллективе эффективной системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей младшего школьного возраста.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

родительский всеобуч («Школа позитивного родительства»);

работа узких специалистов с детьми и родителями.

отслеживание основных причин появления детей данной группы;

снижение количества обращений в КДН, ПДН;

развитие патриотического воспитания;

улучшение физического, психологического и духовного здоровья обучающихся начальной школы;

повышение социальной активности детей «группы риска» и их родителей;

повышение уровня воспитанности и культуры поведения детей «группы риска»;

формирование у обучающихся культуры поведения и сосуществования в социуме;

увеличение количества родителей, заинтересованных в положительных изменениях своего ребенка.

Способы проверки ожидаемых результатов:

Формы проведения итогов реализации программы:

круглые столы «У меня получилось, подскажу тебе».

1. Работа с детьми «группы риска» (классный руководитель).

Работа в этом разделе мною строится по нескольким основным направлениям:

индивидуальные беседы с детьми «группы риска», цель которых заключается в помощи детям совершать осмысленные поступки, преодолении страха и неуверенности перед другими людьми (одноклассниками, сверстниками, взрослыми, знакомыми и чужими).

Проведение коррекции положительного воздействия различных методов воспитания.

Организация свободного и досугового времени обучающихся.

Изучение интересов детей «группы риска» с целью обучения рациональному использованию свободного времени детей.

Привлечение детей «группы риска» в кружки и секции, общественную деятельность.

Поощрение творчества обучающихся и участие их в общешкольных и классных внеучебных мероприятиях.

2. Работа с родителями (классный руководитель).

В работе с семьей я максимально стараюсь увеличить хорошее и свести к минимуму плохое влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные и псих o -физические конфликты, имеющие огромное воспитательное значение:

принимать самое активное участие в жизни семьи;

находить достаточное количество время, для беседы со своим ребенком;

постоянно интересоваться проблемами детей;

ни в коем случае никогда не оказывать на ребенка никакого нажима, тем самым давая ему возможность самостоятельно принимать те или иные решения;

беспрекословно уважать право ребенка на собственное мнение;

с уважением относится к интересам всех членов семьи.

Диагностика проблем семьи.

Содействие в получении социальной помощи.

Диагностика результатов работы.

Основные направления работы с семьей:

возрождение внутрисемейных традиций, изучение обычаев и быта своей семьи;

формирование семейных ценностей у детей «группы риска»;

организация выставок семейного творчества;

организация работы родительского лектория — всеобуча, «Школы родительского позитива» на интересующие темы.

3. Психологическая консультация и помощь (психолог).

Существуют проблемы, решение которых назрело давно, среди них приоритетной является насилие в семье. Кроме этого, к ним присоединились проблемы детей – жертв вооруженных конфликтов.

Теперь на школу возложена еще большая миссия психолого – педагогической службы, призванной помочь детям и их родителям укрепить психологическое здоровье и развития обучающихся.

В состав психологического раздела входят следующие компоненты:

скрининг – непрерывное наблюдение за психологическим развитием учащихся при помощи экспресс — диагностических методов;

диагностика – углубленный анализ детей «группы риска» при помощи специальных расширенных психодиагностических методов;

коррекция – применение психологических, терапевтических и тренинговых процедур, предназначенных для коррекции нарушения психологического здоровья, а также нежелательных отклонений от оптимального психического развития учащихся.

4. Помощь в социальной адаптации детей «группы риска» и их родителей (социальный педагог).

банк «Сир o ты и опекаемые»

банк «Дети – прав o нарушители»

дети с проблемами в развитии;

дети, оставшиеся без п o печения родителей;

дети из неблагополучных, асоциальных семей;

дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической п o м o щи и поддержке;

дети с проявлениями социальной и психологической дезадаптации.

5. Информационная и просветительская работа с «детьми группы риска» и их родителями.

Тематика родительского правового всеобуча.

Индивидуально — тематические консультации для родителей и беседы с ними:

профилактика вредных привычек у детей «группы риска».

Как возникает интерес к пагубным привычкам.

Необходимость внимания к индивидуальной личности ребенка, его психическому, физическому, психологическому и духовному развитию.

Главная роль семьи в физическом, психическом, психологическом здоровья детей.

Влияние на психическое и физическое здоровье ребенка негативных СМИ.

Адекватность самооценки у детей «группы риска», ее последствия и способы повышения/понижения (как правило, повышения).

создание благоприятных условий для развития личности детей «группы риска».

Осуществление системы внеурочных дополнительных занятий, помощи, консультирования обучающихся «группы риска».

Снятие «синдрома неудачного ребенка».

Забота об укреплении позиции детей «группы риска» в классном коллективе, оказание помощи в выполнении общественно значимых поручений.

Формирование положительной Я — концепции.

Постоянное поощрение положительных изменений у детей «группы риска».

Оказание педагогической и психологической помощи родителям ребенка «группы риска».

Предупреждение вредных, пагубных привычек к курению.

Организация психологической помощи детям «группы риска» направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

I ЭТАП (2013-2014 учебный год) – организационно – диагностический.

Количество часов (частота занятий)

Выявить педагогически запущенных детей из неблагополучных семей.

Провести обследование жилищных условий обучающися, из семей «группы риска»

Классный руководитель, родительский комитет

Определить категории детей, прибывших в класс на основе:

— индивидуальной анкеты обучающихся .

Изучить причины социально-педагогической запущенности ребенка

Классный руководитель, психолог, социальный педагог

Провести ряд консультативных занятий «Начало нашего пути ». Познакомиться с обучающимися, установить с ними контакт и их родителями.

Исследовать уровень адаптации детей «группы риска» к школе

Классный руководитель, психолог

Творческая мастерская «Вот теперь я ученик».

Провести мониторинг здоровья детей «группы риска» при помощи анкеты.

Классный руководитель, учитель физической культуры

Провести учебный семинар – практикум «Учимся общаться и дружить»

Организовать и провести диагностики «Социометрия», анализ ее результатов.

Классный руководитель, психолог

Организовать и проведения классные часы на тему толерантности, доброты, вежливого и уважительного отношения друг к другу.

Провести тренировочные занятия: «Навыки общения в социуме».

Разработать и раздать памятки поведения в семье среди детей «группы риска» и их родителей

Организовать и провести рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей

Классный руководитель, социальный педагог, родительский комитет

Изучать положение ребенка в классном коллективе

Организовать и провести консультации для детей «группы риска» и их родителей

Классный руководитель, психолог

Организовать и провести беседы с педагогически запущенными детьми и их родителями по профилактике правонарушений

Классный руководитель, представитель полиции

Организовать и провести лекции — семинары для родителей и педагогически запущенных детей

Классный руководитель, психолог

День профилактики правонарушений

Классный руководитель, учитель физической культуры, родительский комитет, представитель службы «Семьи, материнства и детства»

Классный руководитель, учитель физической культуры, родительский комитет

Организовать раб o ту, направленную на вовлечение детей «группы риска» в кружковую, внеурочную, внеклассную работу, в секции по разным интересам.

Организовать и проводить индивидуальную работу с детьми «группы риска», направленную на коррекцию проблем.

Классный руководитель, психолог

Организовать и проводить с детьми обучающие игры «Социум, общение и мы»

Формировать положительную мотивацию к посещению и обучению в школе.

Организовать и проводить занятия — практикумы «Играя, учимся общаться»

Организация, проведение и анализ диагностики «Социометрия»

Классный руководитель, психолог

Организовать и провести классные часы на темы поведения человека (ребенка) в социуме.

Тренинг: «Сформированы ли навыки моего общения?».

Организовать занятость и досуг детей «группы риска»

II ЭТАП (2014-2017 учебный год) – деятельностный

Количество часов (частота занятий)

Диагностировать учащихся для того, чтобы проследить динамику в отношении учебы и жизни, выявление проблем внутри классных коллективов. На основе полученных результатов своевременная разработка стратегии работы (психолого-социальные, педагогические, воспитательные мероприятия)

Составить и систематически пополнять, обновлять полные педагогические и психологические рекомендации и характеристики на каждого обучающегося класса из «группы риска»

Классный руководитель, психолог, социальный педагог

Организовать коррекционные группы по результатам проведенных диагностических мероприятий

Классный руководитель, психолог

Организовать и проводить практические семинары-тренинги для родителей с целью формирования и развития практических навыков, необходимых для работы с детьми категории «группы риска»

Классный руководитель, социальный педагог

Организовать и проводить консультации и методическую помощь нуждающимся родителям детей «группы риска»

Классный руководитель, психолог

Активно привлекать всех детей «группы риска» к постоянному участию в общественной жизни класса и школы

Активно сотрудничать с родителями и по максимуму привлекать их к процессу обучения и воспитания собственного ребенка.

Осуществлять своевременный и постоянный мониторинг особенностей личностной динамики детей «группы риска» и особенностей протекания групповых процессов в классном коллективе начальной школы

Родительский университет (лекторий + консультации специалистов).

Классный руководитель, психолог

Проведение классных родительских собраний (по запросам родителей, или по разработанным темам).

Своевременное и постоянное осуществление социального патронажа семей, в которых воспитываются дети «группы риска»

Классный руководитель, социальный педагог.

Организовать и проводить интеллектуально-познавательные игры «Мир вокруг меня и я в нем»

Организовать и провести заседания круглого стола на темы «До преступления всего один шаг», «Я и мои права»

Организовать и систематически проводить «Дни здоровья». Привлекать детей «группы риска»

Классный руководитель, учитель физической культуры

Организовать и проводить профилактические беседы о вреде наркотиков, алкоголя, никотина

Классный руководитель, медики

Организовать и провести классные часы и беседы с родителями на тему «Проблемы и вопросы сохранения здоровья»

Организовать и провести учебные занятия — тренинги «Маленькое приведение» (обучение выплескивания своего гнева в приемлемой для этого форме) выплёскивать свой гнев в приемлемой форме

Классный руководитель, психолог

Организовать и систематически проводить игровые занятия на тему «Мой мир: он для меня, он мне, он ради меня. Умей его понять» (познаем себя, учимся контролировать свои эмоции)

Систематически проводить семейные праздники, сделав их традиционными мероприятиями классного коллектива: «Вот они: наши семейные традиции. Смотрите!»

Классный руководитель, родители

Организовать систематические доверительные беседы для детей «группы риска» и их родителей «Я вижу в этом мире. » (установить отношения доверия и взаимопонимания между взрослым и ребёнком)

Классный руководитель, психолог

Организовать и систематически проводить Акции Здоровья

Классный руководитель, учитель физической культуры

Организовать и проводить систематические тренинги для родителей и детей «группы риска» «Убудем учиться понимать друг друга»

Организовать и систематически проводить родительские университеты на темы: «Уют и комфорт в вашем доме и семье», «Учим ли мы наших детей любить? Умеем ли любить мы сами?», «Нравственные законы современной жизни», «Взаимодействие людей друг с другом: модели поведения: взрослый – ребенок, ребенок — ребенок», «Мальчики и девочки. Почему же они разные?»

Классный руководитель, психолог, социальный педагог, специалисты центра «Семья, материнство и детство»

Организовать и проводить игры «Добрым буду я»

Организовать и систематически проводить социально значимые акции с привлечением детей «группы риска»

Организовать и проводить информационно-просветительскую работу с детьми «группы риска» цель которой: профилактика

Осуществлять комплексную коррекционную работу с детьми «группы риска»

Классный руководитель, психолог

Проведение бесед по факту

Организовать и проводить систематические лкции со специалистами необходимых структур и ведомств, классные часы

Организовать ндивидуальную работу с детьми из неблагополучных семей

Организовать летний отдых детей

Организовать и осуществлять постоянный контроль и проверку занятости детей «группы риска» во внеурочное и вечернее время

Организовать и проводить коррекционные и индивидуальные занятия, консультации

Разработать программу коррекционно-воспитательной работы с детьми «группы риска»

В настоящее время можно подвести итоги первого этапы работы по данной Программе с детьми группы риска.

Первый этап был организационно – диагностический, он проходил когда дети пришли ко мне в 1 класс (2013 – 2014 учебный год).

На данном этапе было поставлено несколько целей:

1. Создание банка данных класса о различных категориях учащихся школы.

2. Организация работы родительского лектория.

3. Развитие форм ученического самоуправления.

4. Организация занятости и досуга детей.

1. Создание банка данных класса о различных категориях учащихся школы.

На первом этапе реализации Программы был создан Банк данных детей моего класса. В него вошли не только дети «группы риска», но и все категории обучающихся.

Вывод: Созданный мною банк данных помог грамотно выстроить работу с детьми из семей «группы риска».

источник