Меню Рубрики

Зимнее утро анализ для детей

Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение «Зимнее утро» всего за один день 3 ноября 1829 года.

В это время он находился в очень живописном месте в имении Вульфов в Павловском селе Тверской губернии. Считается, что именно красота этих мест вдохновила поэта на создание этого произведения.

В произведении автор обращается к «красавице». Кто она — остается загадкой по сей день.

Литературоведы сходятся во мнении, что речь идет о Наталье Гончаровой, с которой поэт познакомился за год до написания стихотворения, и даже успел сделать ей предложение.

Главной темой стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» является красота русской зимней природы. Именно ей уделено наибольшее внимание.

Тематикой произведения является тема жизни, а в данном случае жизни радостной и счастливой.

Жанр произведения — пейзажная лирика.

Большую часть произведения Пушкин посвятил описанию природы и своих чувств.

В стихотворении используется линейная композиция (художественное построение), то есть события разворачиваются перед нами друг за другом.

Композиция состоит из следующих последовательных частей:

  • в начале стихотворения автор восхищается красотой зимы и спешит разбудить свою возлюбленную, чтобы она присоединилась к созерцанию;
  • далее поэт противопоставляет жестокую зимнюю природу, которая бушевала прошлым вечером, и солнечное зимнее утро;
  • в третьей строфе поэт углубляется в описание прекрасной зимней природы;
  • далее он описывает теплый уютный дом, в котором очень здорово проводить время в такие морозные дни;
  • и в завершении автор предлагает покинуть теплый дом и совершить прогулку в этот прекрасный зимний день.

Лирическим героем является сам автор.

Его настроение можно охарактеризовать как радостное и восторженное. На протяжении всего стихотворения он восхищается красотой зимнего пейзажа.

В конце произведения в его настроении появляется легкая грусть, которая связана с посещением родных для него мест.

В стихотворении преобладают настроения радости и восторга.

Только дважды они меняются:

  • во второй строфе, когда автор вспоминает о вчерашней суровой буре, настроение становится более мрачным,
  • и в последней строфе, когда поэт предлагает прокатиться по знакомым местам, в строчках появляется легкая грусть.

Лексику произведения можно охарактеризовать как богатую и разнообразную.

Ключевыми словами являются: солнце, снег, блестит, веселый — чтобы передать яркую картину дня и радостное настроение.

Большинство слов в этом произведении просты для понимания. Исключение составляют устаревшие и редко употребляемые слова:

  • нега — нежиться, наслаждаться;
  • нынче — сегодня, сейчас.

В стихотворении «Зимнее утро» для усиления визуального образа используется множество средств выразительности.

В произведении используются сложные метафоры: навстречу северной Авроры — навстречу зимнему утру, звездою севера — так автор называет свою подругу самой прекрасной девушкой.

Текст богат олицетворениями. Вьюга может «злиться», а мгла «носиться» — так автор описывает снежную бурю, которая была прошлым вечером.

Для более глубокого образа автор активно использует различные эпитеты:

  • чудесный день
  • прелестный друг
  • на мутном небе
  • тучи мрачные
  • голубыми небесами

В произведении приводятся сравнения:

  • звездою севера — автор сравнивает свою возлюбленную со звездой, то есть самой яркой и красивой из всех.
  • луна, как бледное пятно.

В стихотворении очень активно используются звуковые приемы.

Аллитерация, повторение согласной буквы «т»:

«… Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»

Это помогает передать треск горящих в печи дров.

Ассонанс, повторение буквы «о«:

«…Открой сомкнуты негой взоры…»

В стихотворении рифма приходится на четные слоги.

« Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный…»

Используются мужская рифма (ударение на последний слог) и женская рифмы (ударение на предпоследний слог).

Стихотворение выполнено четырехстопным ямбом.

В стихотворении используется смешанная рифмовка по схеме: ААВССВ.

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» — это одно из самых значимых произведений его жизни, написанных в жанре пейзажной лирики.

Гениальность стихотворения заключена в простоте лексики, с помощью которой автор создает яркие и убедительные образы.

Оно отображает трепетное отношение поэта к русской зимней природе. Кроме того, оно передает его настроение на тот момент. Пушкин молод, свободен от ссылок, ведет яркую и насыщенную жизнь. Неудивительно, что стихотворение пронизано настроениями радости и свободы.

Поэт написал это произведение всего за 1 день. Вероятно, он и не подозревал, что оно станет одним из самых известных и любимых его стихотворений.

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» произвело на меня сильное впечатление.

Читая его, я сразу погружаюсь в события, описываемые автором. Будто вокруг меня прекрасные снежные равнины, которые блестят на солнце, темнеющий вдалеке лес, покрытые инеем ели и замерзшая река.

Я не просто представляю эту красоту, а ощущаю ее. Кажется, что щеки начинает щипать от мороза, а глаза щурятся от снежного блеска.

В стихотворении присутствует описание суровой зимы. Я думаю, так автор хочет показать, что после ненастья всегда бывает ясный день.

В произведении преобладают радостные настроения, которые невольно передаются каждому, кто прочтет эти строки.

Прогулка в санях, которую описывает Пушкин в самом конце стихотворения, является символом свободы, радости и раздолья. Эти ощущения очень заразительны, и они передаются каждому читателю.

Может быть, именно поэтому стихотворение «Зимнее утро» так нравится читателям.

  • Стихотворение
    • Полный стих
    • Краткое содержание
    • Отрывок
    • С ударениями
    • Цитаты
  • Подробности
    • Когда написано
    • Где
    • Кому посвящено
    • История создания
    • Биография 1829
  • Разбор
    • Анализ
    • Смысл названия
    • Тема
    • Тематика
    • Главная мысль
    • Идея
    • Смысл
    • Мотив
    • Жанр
    • Основные образы
    • Настроение
    • Эмоциональная окраска
    • Интонация
    • Характер
    • Контраст
    • Главные герои
  • Построение
    • Построение
    • Композиция
    • Количество строф
    • Ритм
    • Рифма
    • Рифмовка
    • Стихотворный размер
    • Последовательность времени
    • Логические ударения
    • Фонетическая транскрипция
  • Средства выразительности
    • Все средства
    • Тропы
    • Лексика
    • Звукопись
    • Эпитеты
    • Олицетворения
    • Сравнения
    • Метафоры
    • Инверсия
    • Антитеза
    • Гипербола
    • Ассонанс
    • Синонимы
    • Метонимия
    • Повторы
    • Анафора
    • Обращения
    • Поэтические зарисовки
  • Лирика
    • Лирика произведения
    • Лирический герой
  • Ученикам
    • Личное мнение
    • Мое отношение
    • Мое восприятие
    • Впечатления
    • Описание
    • Словесная картина
    • Аннотация
    • Рецензия
    • Синквейн
    • Партитура
    • Краткий план
    • Место в творчестве
    • Мастерство поэта
    • Пафос
    • Особенности пейзажа
    • Вывод
    • Отзыв
    • Короткое сочинение
    • Сочинение-описание
    • Сочинение-рассуждение
    • Сочинение «Мое любимое стихотворение»
    • Эссе

Все материалы принадлежат автору сайта. Копирование и распространение для коммерческих целей запрещено. ХРОНИКА

источник

Цель проекта: обучение учащихся проектной деятельности, совершенствование навыков анализа поэтического текста, воспитание чувства прекрасного, развитие умения сопоставлять особенности художественных образов, созданных разными видами искусства (живопись, музыка).

Задачи: умение определять цель, задачи проекта, видеть предмет исследования, планировать собственную деятельность и деятельность своих товарищей, готовить публичное выступление в различных формах (текст, графики, схемы, таблицы), демонстрировать владение способами предъявления информации.

Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворения, защита проектов, собирание материалов для сочинения (конспектирование, слушание, беседа).

Оборудование: иллюстрации к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро», созданные учащимися, проектор, компьютер, экран, кафедра.

Организационный момент

Подготовка к восприятию нового материала

Защита проекта: «Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро». (Котляров Костя)

Проверка домашнего задания – черновые наброски к сочинению «О чем, по-моему, стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Учащиеся зачитывают или устно делятся впечатлениями.

Объявление цели урока: постичь смысл стихотворения, путем разрешения вопросов, возникающих у внимательного читателя, т.е. проанализировать стихотворение. Новый материал дается через защиту проектов. Темы проектов, записанные на доске, являются планом к анализу стихотворения. В итоге мы должны получить комплексный продукт: материалы к анализу стихотворения «Зимнее утро».

Задание для класса: во время защиты проектов учащиеся могут составить тезисный план, законспектировать нужную им информацию, что поможет им при ответе на вопрос «О чем стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»?

Защита проекта «Пейзаж как средство создания образов, передачи психологического состояния героя в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»».

Цель проекта: создать иллюстрации к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро». Защищают проект учащиеся – художники (Милютина Настя, Татарова Лиза, Пилюгина Даша). Представлены три иллюстрации к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро», анализ которых позволит учащимся сделать вывод, что описание природных явлений, помогают понять внутренний мир героя, что пейзаж становится средством создания образа героя, раскрытия его духовного мира. Создан продукт – иллюстрации к стихотворению.
Примерное содержание выступления.Мороз и солнце… Первая строка вводит в тему стихотворения, раскрывает идею, а дальше, как экспозиция, рассказ о том, где происходит действие и с кем. Зимний пейзаж виден «в окно». И я вместе с лирическим героем пытаюсь увидеть, вглядеться в то, как ровно лег снег, как заиндевели ветки ели, как блестит речной лед на фоне теней от деревьев в лесу. Статичность (от греческого «стоящий») дневного пейзажа дает возможность рассмотреть его красоту в подробностях. Этот пейзаж, на мой взгляд, Пушкиным рисуется волшебным, сказочным, чудесным. И я подбираю яркие тона, создающие впечатление великолепия. В этот момент, я думаю, лирический герой испытывает чувство любви, радуется жизни, он вдохновлен, ждет от жизни сказки. Настроение бодрое, оптимистичное. Благодаря слову поэта, я использую богатую палитру цветов. Голубой цвет, зеленый…Слова белый у автора нет. Но он видится, предполагается. Чистота, блеск, «великолепными коврами». Как это нарисовать? Вчера была метель, снег еще не примялся, он пушистый, мягкий, именно, как ковер. Автор использует слово небеса, а не небо, может быть, от большого количества солнца и света небо словно уходит ввысь, оно бесконечно. Воздух разрежен, и поэтому лес прозрачен и виден насквозь.

Настя нарисовала картину чудесного дня, которая занимает центральную часть экспозиции. Но этой картине противопоставляется другая, картина зимнего вечера.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
и ты печальная сидела – .

Мне кажется, в этот момент лирический герой смотрит в окно, и в душе у него все переворачивается. Ему тоскливо, пусто, грустно, может быть, он даже испытывает разочарование в любви. И я вижу эти чувства в цвете, именно такую палитру цветов. Черное, мрачное небо; бледная луна. Эту смесь цветов я и постаралась запечатлеть на рисунке. Такой пейзаж зимнего вечера я увидела. Я решила нарисовать именно этот фрагмент стихотворения А.С.Пушкина, потому что. как мне кажется, он отражает мой внутренний мир. Я тоже в жизни часто бываю грустной, мрачной.

Защита проекта «Лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Цель проекта: создать словарь трудных для понимания слов, произведя лингвистический анализ текста. Защита проекта проводилась с помощью компьютерной презентации. Защищали проект Тужилкина Полина, Пономарева Маша, Железнякова Даша.
Примерное содержание выступления. А.С.Пушкин был великим мастером изображения картин природы. Стихотворение «Зимнее утро» относится к жанру пейзажной лирики.
При изображении картин природы, а в частности, при описании зимнего утра А.С.Пушкин использует различные художественные приёмы: антитезу, эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение.
Анализ стихотворения показывает, что оно построено по принципу антитезы – противопоставления слов, образов, эпизодов. Стихотворение начинается антитезой: мороз – холод; солнце – тепло, свет; Богиня зари – простая женщина. А.С. Пушкин противопоставляет «вечор» и «день чудесный», «вьюга злилась» и «мороз и солнце», «мутное небо» и «голубые небеса», «мгла носилась» и «блестя на солнце, снег лежит». Благодаря противопоставлению подчёркивается выразительность картин природы.
В своём небольшом произведении автор использует метафору и сравнения.
Например, сравнение: «Луна, как бледное пятно». «Блестя на солнце, снег лежит». Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко и выразительно сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковёр.
Ещё одним художественным средством, придающим динамичность лирическому произведению, является метафора.
Пример метафоры: «И навестим поля пустые». Художник, употребив словосочетание поля пустые, одним мазком показал, что это не только поля, с которых убран урожай, но и что вокруг нас по-настоящему зимняя пустота.
Эмоциональную окраску стихотворению придает использование выразительных слов-эпитетов.
Эпитеты: небеса голубые, снег блестит на солнце, лес прозрачный, речка блестит, блеск янтарный, треск весёлый, печь трещит, снег утренний, берег милый.
А.С. Пушкин рисует образы, напоминающие одушевлённые предметы (то есть использует приём одушевления). У него «вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась», «луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела». С помощью данного приёма он создаёт настроение тревоги или радости, которое передаётся человеку.
Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С.Пушкиным почти 200 лет тому назад. За этот долгий период некоторые слова, которые использует автор произведения, вышли из своего активного употребления и требуют пояснения.
При своей языковой простоте стихотворение « Зимнее утро» не такое уж и простое. Я ставила перед собой цель: выявить непонятные для нас слова, разобраться в их значении.
Обратимся к тексту стихотворения. Уже название стихотворения заставляет задуматься. В нем сочетание слов, называющих зимние умирание природы и пробуждение нового дня. Этот прием в литературе называется оксюморон. Оксюморон – это сочетание противоположных по значению слов.
Обратим внимание на 4 и 6 строчку «открой, сомкнуты негой взоры, навстречу северной Авроры звездою севера явись.». В них содержатся «темные слова». Во-первых, разве не удивляет нас, открой… взоры? Ведь сейчас можно только бросать взоры, устремить взоры, потупить взоры, но не открывать. Здесь существительное взоры имеет старое значение глаза.
А теперь коснемся еще одного слова в этой строке. Это существительное нега. Оно тоже небезынтересно. В словаре Ожегова оно толкуется так: «Нега – и.ж. устар.1. Полное довольство. 2. Блаженство, приятное состояние. На современный русский язык его в данном случае лучше всего перевести, словом сон, поскольку сон это самое полное «состояние безмятежного покоя».
Посмотрим на строчку ниже. Здесь нас тоже поджидают языковые факты, требующие разъяснения. Их два. Во-первых, это слово Аврора. Как имя собственное оно начинается с большой буквы, но по своему значению выступает здесь как нарицательное: латинское имя богини утренней зари нарицает самую утреннюю зарю. Сейчас после предлога навстречу следует дательный падеж, и по современным правилам должно быть «Навстречу северной Авроре». А у Пушкина родительный падеж – Авроры. Это не опечатка и не ошибка, а ныне устаревшая архаическая форма.
Скажем несколько слов о словосочетании «звездою севера явись». Слово звезда обозначает здесь самую достойную женщину Петербурга, а не употребляется в прямом значении – небесное тело.
Строфа вторая. Обратим внимание на слова вечор и мгла. Мы знаем, что слово вечор обозначает вчера вечером. В обычном употреблении слова мгла значит сейчас тьма, мрак.
Остановимся на четвертой и пятой строфах стихотворения. Здесь есть языковые «особинки». Вот поэт говорит: «Приятно думать у лежанки». Незнакомое слово. Даже по деревням сейчас в новых домах нет уже лежанки – невысокого выступа русской печи, на котором, греясь, отдыхали и спали.
В самом конце этой же строфы странно и непривычно звучит слово запречь вместо нормативного, современного запрячь от глагола запрягать. Несомненно, что форма запречь появилась тут у Пушкина для рифмовки как факт поэтической вольности.
Наше замедленное чтение «зимнего утра» подходит к концу. Но прежде чем закончить комментировать стихотворение, два слова о слове берег , заключительной строчке, последней , пятой строфы. Здесь оно употребляется не в основном, прямом, значении «край земли около реки», а в значении «местность около реки». – Около какой реки? – Около Верхней Волги, так как стихотворение было написано в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, находящегося недалеко от нашей великой реки.
Стихотворение « Зимнее утро» А. С. Пушкина одно из лучших произведений пейзажной лирики, которое будут долго читать и помнить наши потомки.

Читайте также:  Анализ на антитела у детей

Защита проекта «Ритмическая организация стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Цель проекта: с помощью ритмического рисунка расширить представление о содержании стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» Компьютерная презентация материала. Проект защищали Сидоров Ярослав, Дубровный Саша.
Примерное содержание выступления. Перед нами гениальные стихи. В них красота, гармония, неповторимость, свойственная искусству. В то же время все просто. В чем секрет? Попытаемся доказать, что ритм играет большую роль в понимании смысла стихотворения.
Ритм – это повторение соизмеримых речевых отрезков. Что повторяется? Строфа! Все стихотворение состоит из шестистиший. Повторяется размер стиха: чередование ударных и безударных слогов. Это четырехстопный ямб. Ямб – быстрый. мажорный, выразительный живописный размер. Отсюда и энергия стиха, светлая, оптимистичная. На мой взгляд, именно эту животворящую картину зимнего утра и хотел показать поэт. Лишь слова «великолепными» и «нетерпеливого» нарушают размеренность четырехстопного ямба (шесть слогов). Это пиррихий. Прием, позволяющий автору задержaтъ наше внимание на чем-либо. Tак ритм служит передаче поэтической мысли, раскрывает внутреннее состояние героя, рисует его внутренний мир. Грусть, воодушевление, стремление в неведомое. С помощью ритма создается ощущение гармонии.
Повторяются и рифмы в стихотворении. Рифма – созвучие окончаний строчек.
Понаблюдаем за рифмами в стихотворении. Первая и вторая строчка образуют парную рифму, третья и шестая строчка образуют опоясывающую рифму, Четвертая, пятая строчка также образуют парную рифму. Порядок таких рифм содержится и в других строфах.
В этом стихотворении преобладает женская рифма. Ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов. Только в двух строчках ударение падает на последний слог, это мужская рифма. Мужская и женская рифма повторяются на протяжении всего стихотворения.
Проведем еще одно наблюдение. Почти все стиховые паузы совпадают со строчкой. Только в одном случае предложение разорвано в 4 строфе. Если граница строки не совпадает с границей фразы, пауза в конце строки все равно обязательна. Фраза паузой разделяется на части, одна из которых остается в предыдущей строке, а другая переносится в следующую. Это явление называется перенос. От французского – перешагнуть, перескочить. Эта пауза, возникшая в связи с переносом, вмещает то, что, на мой взгляд, не сказано автором. Как будто герои, наслаждаясь жизнью, красотой природы задумываются о смысле жизни и решаются на эту зимнюю прогулку. Так ритмическая организация помогает понять смысл стихотворения.

Защита проекта «Звуковая организация в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро». Создана таблица.

Цельпроекта – раскрыть особенности звуковой организации стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро». Проект защищала Чирухина Катя.
Для раскрытия идеи стихотворения чрезвычайно важна его звуковая организация. Уже в ХVIII веке было доказано, что поэт, слагая свои стихи, подбирает слова не только по смыслу, но и по звучанию, так как всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе вызывает в человеке известные представления, создаёт звукообразы.
Один из самых сильных поэтических приёмов – звукопись. Она достигается подбором слов близкого звучания, виртуозным сочетанием звуков, звуковым повтором согласных звуков – аллитерацией, звуковым повтором гласных звуков – ассонансом, а также употреблением слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.
Так аллитерация объясняется тем, что в фонетической системе русского языка доминирующее положение занимают согласные звуки, так как их значительно больше, и они выполняют в языке смыслоразличительную функцию, несут основную информацию.
Однако роль гласных звуков также важна, так как они задают тон речи, наполняют её звучанием, музыкальностью. Повышенная частотность употребления гласных придаёт русской речи напевность, а сочетание возможностей гласных и согласных создаёт необыкновенную красоту фонетического строя русского языка.
В.Г.Белинский так характеризует язык Пушкина «. всё акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нём в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря».
Проанализировав стихотворение «Зимнее утро», мы увидели, что аллитерация и ассонанс здесь не доминируют. Зато прослеживается звуковой контраст. Например, в комбинации звуков [л] и [р], [н] и [р]. Также можно пронаблюдать, что все три звука [н], [р] и [л] разной эмоциональной окраски встречаются в одном слове. Рассмотрим данные утверждения на примерах:

«весёлым треском»
«прозрачный лес»
«янтарным блеском»
«по утреннему снегу»
«нетерпеливо»

Ещё я заметила, что у этого стихотворения светлый, радостный и нежный тон. И это можно доказать обратившись к теории учёного А.П.Журавлёва. Он считает, что при переплетении разных настроений, меняется и звуковая инструментовка текста. Например, [е, н, в, л, м] – нежные, светлые, а [х, ч, ж, ш] характеризуются, как тёмные, шумные, минорные. В стихотворении же «Зимнее утро», как раз гласная [е] и согласная [л] преобладают, а это как раз те буквы, которые выделены как самые светлые. Поэтому звуковой тон стихотворения «Зимнее утро» светлый, радостный, нежный.
Получается, что поэтический талант включает в себя не только поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которое помогает ему создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить стих звучать музыкой звуков и гореть красками живописи.
Многие музыканты, например Свиридов, почувствовав переплетение тональностей стихотворения, точно выразил этот рисунок в своих музыкальных произведениях. Эту музыку на стихотворение Пушкина «Зимнее утро» мы слышим и сейчас.

Защита проекта «Музыка на стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Исполняется музыкальное произведение, созданное учащейся Аржаевой Полиной, по мотивам стихотворения «Зимнее утро» на скрипке.

– Защита проектов состоялась. Благодарю авторов проектов. Смогли ли для себя открытъ что-то новое? Что дала вам работа над проектом? (Научились вдумчиво и внимательнo вслушиваться в строки писателя, а значит, лучше понимать смысл стихотворения, научились кратко излагать мысли, понравилась работа в группах, интересно готовить презентации, чувствовалась конкуренция, хотелось быть лучше и т.д.)

Вопросы учащихся к проектантам: Где брали информацию? Долго ли пришлось работать? Трудно ли было выступать?

Подводим итог проделанной работы. Решили проблему (как анализировать поэтическое произведение) через совокупность учебно-познавательных приемов в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией этих результатов. Очень важно, чтобы итог сделали сами учащиеся.

Домашнее задание: написать сочинение на тему: «О чем, по-моему, стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».

источник

Среди всех произведений великого русского поэта особую роль играют те, в которых он описывает природные картины. Известно, что с самых ранних лет Александру Сергеевичу была свойственна любовь к родной природе. С течением времени она лишь усиливалась, и была отражена в многочисленных произведениях поэта, например, в «Евгении Онегине». «Зимнее утро» — одно из самых светлых стихотворений А. С. Пушкина. Оно было написано в 1829 году, еще в самом начале его литературной деятельности.

В анализе стихотворения «Зимнее утро» школьник может упомянуть, что оно было написано не в самый лучший период жизни поэта. В то время А. С. Пушкин находился в ссылке в Михайловском. Однако эти годы были полны не только ощущением одиночества, но и счастливыми чувствами, связанными с искренней дружбой и любовью, приливом творческого вдохновения. Стихотворение стало приятной неожиданностью для друзей великого поэта и критиков. «Зимнее утро» было написано Пушкиным очень быстро, за один день. Произведение можно назвать одним из наиболее удачных стихотворений поэта в жанре пейзажной лирики.

Стихотворение «Зимнее утро» — одно из самых популярных поэтических произведений великого русского поэта. Начать анализ стихотворения «Зимнее утро» можно с описания его первой строки. Стихотворение начинается с полного восхищения восклицания: «Мороз и солнце; день чудесный!». И после этого лирический герой сразу же использует приятные и теплые слова, чтобы обратиться к своей возлюбленной: «красавица», «друг прелестный». Лексика хорошо передает настроение рассказчика, и поэтому стихотворение можно по праву назвать лирическим. Яркие, вдохновенные образы утра тесно переплетены с темой любви. Природную картину можно сравнить с чувствами влюбленного лирического героя.

В анализе стихотворения «Зимнее утро» учащийся также может рассказать, что по своему строению оно разделяется на пять строф. Каждая из них является шестистишием. В начале произведения поэт передает свой восторг русской зимой и нежно призывает свою возлюбленную проснуться. Во второй строфе настроение меняется – лирический герой вспоминает хмурый вчерашний день, который был полон негодования природной стихии, буйства ненастья. В лирическом анализе стихотворения «Зимнее утро» можно упомянуть, что такой контраст придает еще больше восхищения красотой природы наутро. После того как была описана красота зимнего пейзажа, читатель возвращается в теплую комнату, слышит треск поленьев в печи.

В своем стихотворении великий русский поэт описывает красоту родной природы, зимнего утра, которое пришло на смену зимней ночи. Это и есть тема произведения, которую требуется упомянуть в анализе стихотворения «Зимнее утро». Идея же заключается в том, что поэт хочет показать необыкновенную прелесть зимних пейзажей, выразить свою любовь и восхищение родиной и ее природой. Что касается размера, поэт использовал для создания своего произведения четырехстопный ямб. Рифмовка в стихотворении – смешанная. Лирический сюжет в произведении выражен слабо. В его основе лежит созерцание рассказчиком красот природы, которое и стало для него импульсом к действию. Произведение относится к жанру пейзажной лирики и принадлежит к литературному течению под названием романтизм.

Иногда требуется не просто написать сочинение, а подготовить структурированный анализ произведения. Приблизительный план, согласно которому школьник проанализирует произведение, может быть таким:

  • История создания стихотворения.
  • Тема и основная мысль.
  • Композиция.
  • Каким представляет поэт лирического героя.
  • Художественные средства.
  • Размер, рифма.
  • Мое мнение о стихотворении «Зимнее утро».

Это приблизительный алгоритм для анализа стихотворения «Зимнее утро» Пушкина по плану. Школьник может добавлять в него свои пункты.

В стихотворении можно найти немало положительно окрашенных эпитетов. Это выражения «прозрачный лес», «янтарным блеском», «милый друг» и многие другие. Есть и эпитеты с негативной эмоциональной окраской: «мутном небе», «тучи мрачные», «поля пустые». Используется поэтом также и прием метафоры: «луна желтела». Читатель встречает олицетворение: «вьюга злилась». Сравнение в стихотворении: «Луна, как бледное пятно…».

В начале стихотворения читатель обнаруживает повествовательные предложения. Именно с их помощью поэт выражает спокойную интонацию своего произведения. Но постепенно голос лирического героя становится все более беспокойным и взволнованным. Несмотря на то, что в стихотворении практически нет восклицательных предложений, за внешним спокойствием рассказчика скрывается глубина его эмоциональных переживаний. Есть в стихотворении и вопросительное предложение – это риторический вопрос.

Читайте также:  Анализ на аст у детей

Великий русский поэт использует и прием аллитерации, что также нелишне упомянуть школьнику при анализе стихотворения Пушкина «Зимнее утро». Это проявляется в нагнетании шипящих ж, ч, ш, з. Также используются и звонкие согласные – б, в, р, л, н. Используется в стихотворении и прием ассонанса – нагнетаются гласные звуки а, о, и, е. При помощи данных звуковых средств поэт стремится передать топот лошади, скрип снега на морозе, звон льда.

В первой строфе стоит обратить внимание на 4-ю и 6-ю строки. В них читатель может увидеть два примера употребления устаревшей грамматики. Проводя анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро», можно рассказать и об этих особенностях. Во-первых, это словосочетание «открой… взоры». В настоящее время последнее слово используется совершенно иначе. Взор можно потупить, отвести или же устремить, однако никак не открывать. Дело в том, что стихотворении оно имеет устаревшее значение – «глаза». И именно в этом смысле оно употребляется во многих стихотворениях поэтов первой половины XIX века.

Также интерес представляет и другое слово – «сомкнуты». Оно является усеченным причастием – его использование представляет собой одну из самых любимых вольностей многих поэтов того времени.

Строчкой ниже также читателя поджидают интересные факты, которые требуют дополнительного объяснения. Во-первых, поэт упоминает слово «Аврора». Оно написано с большой буквы, однако здесь является не именем собственным, а нарицательным. А. С. Пушкин использует имя богини зари, чтобы обозначить сам рассвет. С другой стороны, по правилам русского языка оно должно быть в дательном падеже: «Навстречу северной Авроре». Однако здесь нет опечатки или ошибки – это устаревшая форма. Когда-то предлог навстречу по правилам грамматики требовал родительного падежа, и для Александра Сергеевича и его современников это была норма.

Также стоит упомянуть и о том, что словосочетание «звезда севера» здесь употребляется не в прямом своем значении – «небесное светило», а значит «самая красивая и достойная дама Петербурга». Во второй строфе упомянуты слова «вечор» и «мгла». Первое обозначает «вчера вечером». Слово «мгла» в своем обычном значении обозначает тьму или мрак. А. С. Пушкин использует это слово для обозначения снега, который скрывает в своем тумане все вокруг, словно пелена.

Здесь описывается зимний пейзаж. И та картина, которую описывает поэт, во многом создается при помощи описания цветов: «под голубыми небесами», «лес один чернеет». В третьей строфе стихотворения нет никаких устаревших форм, она не нуждается в дополнительных пояснениях. В последней строфе встречается необычная словоформа «запречь» вместо привычного «запрячь». Это – поэтическая вольность, которая допускается поэтом для рифмовки, что также можно упомянуть, проводя анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро». Кратко описать все устаревшие грамматические средства усердный школьник вряд ли сможет, поэтому, если нужно предоставить сжатый анализ, можно упомянуть одно или два.

Последние две строфы связаны словом «блеск», с помощью которого читатель еще более ясно представляет себе как природный пейзаж, так и уют теплой комнаты. Если в третьей строфе блеск зимний, то в последней – теплый, янтарный. Пушкин использует и тавтологию, однако в данном случае она вполне оправдана. Слыша выражение «треском трещит», читатель будто бы слышит звук затопленной печи.

Итак, мы рассмотрели краткий анализ стихотворения «Зимнее утро». Ощущение радости поэта возрастает к концу произведения. Ему все больше хочется навестить «поля», «леса» и «берег». Под последним не стоит понимать буквально речной берег – скорее, поэт хотел рассказать о тех местах, что являются для него близкими и родными.

источник

Данное стихотворение написано 3 ноября 1829г., когда поэт находился в селе Михайловском. В данном тексте, как ни в одном другом Пушкину удалось максимально ярко и точно изобразить всю прелесть русской зимы. Стихотворение написано четырехстопным ямбом со смешанной рифмовкой. За счёт обильного использования обращений у читателя создается ощущение сопричастности происходящим событиям. Существительные данного текста называют все увиденное лирическим героем, глаголы же призваны создать определенную динамику описываемых событий. Произведение создано в романтическом ключе в жанре пейзажной лирики. Структурно текст можно разделить на пять частей, состоящих из шестистиший.

В первой части мы знакомимся с лирическим героем, который проснулся спозаранку и испытал восторг от красоты зимнего утра. Морозный денек, потрескивают ветки, усыпанные снегом, медленные дымные столбы от печных труб тянутся в небо, и солнце, обливая все своим светом, преображает каждую деталь в истинную драгоценность. Лирический герой жаждет разделить радостные чувства со своей возлюбленной, которая пока спит. Вторая часть построена на антитезе с первой, ведь в ней напротив описана бушующая вечерняя стихия. Все предметы размыты ( мутное небо, бледная луна- эпитеты), погода задает грустное настроение девушки.

Русская деревня зимой действительно прекрасна и поэтична. Бесконечная даль небес, необъятные снежные просторы, метафорично сравниваемые автором с коврами, за счет своей пышности. Словно в сказке лес, елка, с пробивающимися из-под инея несколькими иголочками. И ослепительный блеск реки, скованной морозцем. Но это только улица. Зима задает настроение и в помещении. За счет солнечного света, комнатка превращается в янтарный замок. В доме тепло, приятно потрескивают дрова, все это непременно навевает поэтические мысли. Но нет, лирический герой не может провести весь этот чудный день, сидя у печки, в четырех стенах. Его душа полна чувств, которые требуют немедленного освобождения, поэтому он так жаждет оказаться на улице, на свободе. Даже конь, запряженный в сани, так же нетерпелив, резв, как и душевный порыв героя. Он желает увидеть каждый кустик, рассмотреть каждую деталь, запомнить, как преобразились родные ему сердцу просторы.

Текст стихотворения не только показывает красоту русской природы в зимний период, но и раскрывает глубину привязанности и восхищения человека, живущего в её пределах, встречающего каждое время года вместе с ней, постоянно подмечающего с великим восторгом каждое её изменение.

«Зимнее утро» Пушкина – это стихотворение, описывающее красоту русской зимы. Оно все пронизано ярким солнечным светом и звучит как призыв обратить внимание на все это великолепие. Так же, это произведение пробуждает чувство бодрости, желание к действию.

Написано оно в легком побуждающем стиле. Восторженность и активность звучит в нем. Самая первая его строка, восклицание, сразу же настраивает читателя на оптимистичный лад, ведь наступивший новый день так чудесен!

Автор стихотворения обращается не напрямую к читателю, а к некой особе. Из слов, обращенных к ней, сразу ясно, что он испытывает к своей лирической героине теплые и нежные чувства. Он называет ее прелестным другом, красавицей. Эпитеты, употребленные по отношению к ней, призваны подчеркнуть всю прелесть собеседницы автора.

Во второй строфе поэт противопоставляет нынешнему ясному утру вечер накануне. Тогда свирепствовала вьюга, и героиня стихотворения была печальна. Но теперь все переменилось. Автор призывает женщину полюбоваться видом за окном, в надежде развеять ее недавнюю грусть.

А дальше идет описание того, что же так обрадовало автора и разбудило в нем такие радостные чувства. Пейзаж, и впрямь, великолепен. Голубое небо – ясно. Снег блестит на солнце. Блестит и река подо льдом. Комната, в которой находятся лирические герои, вся залита светом солнечных лучей. Янтарным светом, как пишет Александр Сергеевич.

После описания красот природных, автор плавно переходит к описанию внутреннего уюта помещения. Начинается оно с того самого света, который проник в комнату. А затем – подчеркивание комфорта, царящего там. Здесь автор выражает все это просто – весело трещит печь. Этого уже достаточно для того, чтобы представить всю внутреннюю обстановку. Но и печь горит не просто, а весело.

Пушкин выражает то, что в доме хорошо и уютно. Но проскальзывающее в каждой строке его приподнятое настроение не может в этот день удержать автора в четырех стенах. И, он предлагает своей подруге прокатиться в санях, полюбоваться всем этим великолепием не через окно, а в его владениях.

Это легкое и поднимающее настроение стихотворение заставляет взглянуть на привычный глазу пейзаж по-новому. Большое обилие эпитетов подчеркивает еще больше все прелести окружающего мира. И, еще звучит в его строках мысль о том, что человек очень тесно связан с природой: плохая погода – он грустит, а солнечная и ясная – наоборот.

В знаменитом произведение «Зимнее утро» великий русский писатель Пушкин Александр Сергеевич очень красиво, грамотно, а главное правильно описывает русскую природу, её разнообразие, многогранность, неповторимость, своеобразие в каждой мелочи.

Начинается это произведение с некого разговора между писателем и девушкой, которая становится своеобразной музой, пробуждающей его к новому дню. Кстати нужно отметить, что девушка является в этом произведении ярким и довольно таки активным действующим лицом. Проснувшись, утром она решает поехать прокатиться в санях по морозному утру. Нужно отметить, что начало произведения очень радостное и умиротворенное.

Небольшая часть произведения уделена предшествующему вечеру, и буре которая разыгрывалась. Поэт находится в удивление от того, насколько быстро природа может изменяться и совершенствоваться.

Красочные прилагательные, которые Александр Сергеевич использует в данном стихотворении, помогают показать красоту морозного, зимнего утра. Благодаря им поэту удается описать красивый пейзаж, природу, каждую её мелочь, которая на взгляд поэта является очень важной.

Так же поэт широко использует метафоры и описания, поэтому картина утра становится еще более красочной и насыщенной. Каждый читатель с легкостью может уловить настроение поэта.

От любования и описывания природы Александр Сергеевич переходит к описанию интерьера. Ему очень хотелось передать спокойную домашнюю обстановку, в которой он находился. Это для поэта было важно.

Так же нельзя не заметить, что в данном стихотворении присутствует тема любви, которая прослеживает практически в каждой строчке.

Все стихотворение пронизано радостными нотками, светлыми образами, ощущением счастья и умиротворения.

В целом данное стихотворение получилось весьма легким, практически воздушным, при этом очень насыщенным, полным и законченным. Александр Сергеевич полюбил это произведение с первых минут его создания. Ему хотелось, чтобы его так же полюбили и читатели, и нужно отметить, что у него это получилось. Каждый, кто прочтет это произведение, не сможет остаться равнодушным.

Знаменитое стихотворение великого русского писателя Александра Пушкина, написанное в 1826 году, было посвящено его друзьям декабристам. Стоит отметить, для тех, кто не знает декабристы, в те времена были очень жестко наказаны правительством.

Стихотворение Б. Л. Пастернака «Разлука» вошло в число лирических произведений, автором которых выступает не сам поэт, а герой его романа – Юрий Живаго. Поэтому события поэтического отрывка следует соотносить с жизнью книжного

В 1912 году написана элегия Брюсова «Памятник» . Свое творение он срочно посылает к 2 грандиозным подобным творениям Русской прозе. Из 20 века стихотворец знается с Державиным и Пушкиным. Помимо этого, Валерий Яковлевич озирается

«Я помню чудное мгновенье…» — произведение Александра Сергеевича Пушкина, написанное в период Михайловской ссылки в 1825 году, через два года размещено в «Северных цветах» под руководством А. А. Дельвига, друга поэта.

Стихотворение «Зимняя ночь» написано в двадцатом веке, посвящено Ольге Ивинской, которую любил Пастернак. Пастернак в своем стихотворении «Зимняя ночь» обращается к темам любви, философии. Данное стихотворение написано в стиле

источник

“Зимнее утро” – это один из лучших образцов пейзажной лирики Пушкина, произведение, пронизанное трепетной радостью от созерцания прекрасной русской зимы. Краткий анализ “Зимнее утро” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе – с его помощью школьники лучше поймут стихотворение и проникнутся его атмосферой.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимнее утро.

История создания – это стихотворение Пушкина было написано в 1829 году, причем известна даже точная дата – 3 ноября. Поэт гостил в Тверской губернии у своих друзей, в имении которых и были написаны знаменитые строки.

Тема стихотворения – красота русской природы в зимний период года.

Композиция – на протяжении всех пяти шестистиший наблюдается линейная композиция.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой.

Эпитеты“день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.

Сравнение – “как бледное пятно”.

Олицетворения“мгла носилась”, “вьюга злилась”.

1829 год выдался для Пушкина очень тяжелым. Он находился в опале и под постоянным полицейским надзором. Друзья поэта, стремясь подарить ему немного спокойной жизни, звали его к себе погостить. И вот, будучи в гостях у Петра Вульфа, Пушкин пишет чудесный стих, воспевающий красоту окружающего его мира. История создания этого произведения тесно связано с тем, кому посвящено стихотворение. Литературные критики считают, что оно посвящено двум любимым женщинам поэта – его жене Наталье Гончаровой, и его Няне Арине Родионовне.

Читайте также:  Анализ на атипичные инфекции у детей

Находясь среди близких людей, в дружелюбном окружении, Александ Сергеевич не просто отдыхает душой, но и ощущает потребность творить. Созданное им “Зимнее утро” пронизано радостью от общения с природой, от того, что можно просто насладиться ее красотами и не думать больше ни о чем.

Опубликовано стихотворение год спустя в альманахе “Царское село”.

Посвящено это произведение русской природе. Поэт всегда особенно любил зиму – его завораживали заснеженные пейзажи, волшебство русской природы вызывало трепет в его сердце. Неудивительно, что темой одного из лучших его произведений стал именно зимний пейзаж. Очевидно, что оно написано под впечатлением от реальной картины, которую он увидел, пока гостил в имении, и которую стремился не просто описать, но и передать свое настроение.

Главная мысль этого произведения достаточно проста: человека в любой время года окружает красота. Важно не проспать ее, не упустить возможность полюбоваться миром вокруг и насладиться его чудесами.

Классическая линейная композиция, тем не менее, заслуживает подробного разбора.

В первом шестистишии главный герой этого лирического произведения восхищается красотой зимы. Он приходит, чтобы разбудить возлюбленную и показать ей, как прекрасен зимний мир за окном.

Вторая строфа построена на антитезе между вчерашним вечером, когда за окном была буря, а возлюбленная сидела в печали, и нынешним состоянием природы. Именно антитеза делает произведение особенным, придает ему колорит.

В третьей строфе показано прекрасное зимнее утро, которое поэт описывает самым восхищенным способом, а в четвертой лирический герой возвращается в комнату, где очень тепло, и можно наслаждаться тем, как весело трещат поленья в камине.

Но последняя строфа вновь возвращает читателя на улицу: Пушкин приглашает его на зимнюю прогулку в санях, чтобы вволю налюбоваться окружающей красотой.

Стройная композиция развивается очень динамично, яркие и точные детали создают прекрасную картину.

Его легко определить уже по названию, которое обещает прекрасные описания русской природы и зимние пейзажи. Итак, жанр – это пейзажная лирика. Пушкин использует достаточно простой и традиционный для себя стихотворный размер – четырехстопный ямб. Он придает стихотворению особенную мелодичность. Интересен и способ рифмовки – так называемый смешанный: женская рифма в сочетании с мужской работает на передачу настроения.

Пушкин использует в своем произведении самые разные выразительные средства, например:

  • Эпитеты – “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.
  • Сравнение – “как бледное пятно”.
  • Олицетворения – “мгла носилась”, “вьюга злилась”.

Кроме того, широко используются разнообразные обращения, такие как “подруга дней моих суровых”, “красавица” .

В произведении радостные эпитеты сочетаются с мрачными, создающими противопоставление, чтобы еще больше подчеркнуть красоту зимнего утра. Есть в нем и метафоры (например, снег “лежит”, блестя на солнце ), гипербола, аллитерации и анафоры. Все это работает на художественную идею и помогает создать лирическое настроение.

источник

Стихотворение «Зимнее утро» Пушкин написал 3 ноября 1829 года. В тот период поэт пребывал не в лучшем душевном состоянии, его жизнь была полна печали и одиночества. Поэтому яркое и восторженное стихотворение «Зимнее утро», воспевающее красоту русской зимы, стало приятной неожиданностью для критиков и друзей Александра Сергеевича.

Творчество Пушкина буквально пронизано лирическими произведениями. Поэт неоднократно признавался, что не только с трепетом относится к легендам, мифам и народным традициям, но и не перестает восхищаться волшебством русской природы. «Зимнее утро» без преувеличения можно считать одним из самых удачных стихотворений Пушкина на эту тему.

Литераторы относят это произведение к жанру пейзажной лирики. Романтично звучит уже его название. В воображении читателя тут же возникают прекрасные картины русской природы, деревья в ослепительном снежном убранстве.

Структурно «Зимнее утро» разделено на пять строф, каждая из которых представляет собой шестистишие. В первой строфе поэт передает свое восхищение русской морозной зимой и нежно призывает возлюбленную проснуться. Во второй строфе настроение автора меняется. Пушкин вспоминает хмурый и ненастный вчерашний вечер, который был заполнен буйством и негодованием стихии. Поэтому лирический герой восхищен замечательной погодой в утренние часы. Антитеза во второй строфе придает всему произведению особый колорит.

Четвертая строфа, после описания погожего утра, возвращает читателя в теплую комнату, где раздается веселый треск поленьев в печи. Последняя часть произведения вновь приглашает читателя любоваться зимними пейзажами, совершив прогулку в санях. Динамично сменяющие друг друга картины природы Пушкин насыщает яркими и точными деталями: янтарный блеск огня, великолепные ковры снега, блестящая река подо льдом.

«Зимнее утро» написано мелодичным четырехстопным ямбом со смешанной рифмовкой (ААВССВ), которая придает произведению особую легкость. Четыре строки с женской рифмой (первая и вторая, четвертая и пятая) разбавлены в каждой строфе двумя строчками с мужской рифмой (третья и шестая).

Существительные в стихотворении создают яркий образ зимнего морозного утра: солнце, небо, лед, иней, речка, ель, мороз. Столь же удачно Пушкин использует глаголы, которые насыщают текст динамикой жизни: явись, лежит, проснись, блестит, чернеет, зеленеет.

Чудесный день, великолепные ковры, прозрачный лес, янтарный блеск, веселый треск, милый друг – такие положительные эпитеты пробуждают в душе читателя радостное настроение. А вот для изображения вечернего ненастья Пушкин использует словосочетания и сравнения с негативной окраской: «луна, как бледное пятно», «на мутном небе», «тучи мрачные». Для вьюги и мглы поэт применяет олицетворение, придает им свойства, характерные для человека: «мгла носилась», «вьюга злилась».

Своеобразна в «Зимнем утре» и синтаксическая структура языка. В начале произведения автор использует повествовательные предложения. Они читаются спокойно. Затем сюжет меняется, становится взволнованным, что отражается в восклицательных предложениях. Имеются также вопросы, один из которых – риторический.

Пушкин широко использует обращения (красавица, друг прелестный, друг милый), вводные слова и прямую речь, что создает у читателя ощущение причастности к событию. Аллитерация с помощью шипящих и звонких согласных, а также удачное созвучие гласных (ассонанс) передают и скрип снега, и топот лошадиных копыт. В первой строфе часто слышится звук холодного зимнего утра – «эс», а во втором шестистишии повторяется звук «эль», передающий ощущения от морозного воздуха. Эффект «янтарного блеска огня» и потрескивания сухих поленьев подчеркивают твердые согласные «т» и «р». Той же цели служит намеренная тавтология – «треском трещит».

Лирический герой произведения предстает перед читателем человеком поэтичным, тонким, любящим родную природу и умеющим разглядеть красоту. Бодрый и радостный тон стихотворения создает ощущение чего-то светлого и праздничного.

В наследии Пушкина есть немало произведений с зимними пейзажами, но «Зимнее утро» отличается от других особым мастерством и жизненной силой.

источник

А.С. Пушкин – русский поэт, человек редкого дарования, благородных убеждений. Какие чудные картины создавал он своей мощной кистью, сколько задушевности и теплоты разлито в его поэтических описаниях. Но не только сам поэт умел наслаждаться прекрасным, не только выражал свой восторг, он умел при этом передавать своё восхищение другим. Стихи Пушкина отличает глубокое философское видение мира.

Лирическое произведение «Зимнее утро» удивляет своей оригинальностью, художественностью. Картина морозного утра ярка и эффектна. Какова же история создания стихотворения «Зимнее утро»? Оно было написано А.С.Пушкиным в 1829 году. Этот год складывался для поэта непросто. Шеф жандармов Александр Бенкендорф всё время беззастенчиво напоминал ему о поднадзорности. Были переживания и по поводу понимания его творчества. Поэма Пушкина «Полтава», опубликованная в 1829 году, была принята не всеми читателями. Это не могло не сказаться на настроении Александра Сергеевича. Проблема заключалась в том, что Пушкин, выразитель национального и универсального духа, «перерос интересы и вкусы своих читателей». Поэт становился более зрелым, чувства менялись, произведения, песни его уже не те. А читатели требовали знакомого и привычного. Отдохнуть от тревожных мыслей, вдохновенно работать, забыть на время столичную суету получалось у поэта в обществе старых друзей. 3 ноября 1829 года, находясь в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии (владения Петра Ивановича Вульфа), А.С.Пушкин пишет ставшее впоследствии знаменитым произведение «Зимнее утро».

Основная тема стихотворения «Зимнее утро» – человек и природа, взаимосвязь человеческой души с миром природы. Достоверные и красочные образы солнечного зимнего утра соединены в поэтической работе с любовными мотивами.

Характерной особенностью стихотворения «Зимнее утро» является то, что за простотой, доступностью слога скрывается глубокий философский и общечеловеческий смысл. Природа мыслится как самостоятельная эстетическая ценность, её состояние оказывает влияние на эмоциональный настрой лирического героя. Поэту удалось достичь своей цели: показать типичный характер русской природы, с которой разумный человек живет в мире и согласии. Поэт ценит человека и природу в гармоническом единстве.

Композиционно стихотворение «Зимнее утро» состоит из пяти строф. В каждой строфе шесть строк.

В первом шестистишии налицо яркая панорама зимнего пейзажа, типичные красоты среднерусской полосы. Лирический герой обращается к красавице, которая ещё не знает о прелести зимнего утра. Он очарован картиной утренней зари и спешит поделиться с красавицей своими впечатлениями.

Далее развитие сюжета потребовало раздвижения временных границ, лирический герой напоминает прелестной особе о вчерашних проказах погоды. Всё было не радужно, печально и уныло: «вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась». Эта напряженность в природе сказалась на настроении красавицы: «И ты печальная сидела…». Человеческое сердце бьется в унисон природе.

Преобладающее настроение третьей строфы – радостное, почти праздничное. Детали пейзажа выразительны, оригинальны. Сколько радостного упоения и прославления природы, жизни в строках поэта. Красочные описания природы в стихотворении – это не фон; пейзаж играет важную роль в раскрытии внутреннего мира лирического героя.

Но вот картины природы на время уступают место картине деревенского быта. Комната, трещит печь своим весёлым треском — привычная и в то же время чудная деревенская зарисовка. В черновике поэта последний стих четвертой строфы выглядел так: «Коня черкасского запречь». Но окончательное стихотворное решение стало иным — «Кобылку бурую запречь», — что указывает на стремление Пушкина к реалистическому стилю.

Пятая строфа — самая динамичная. В ней появляются мотивы дороги, бега. Лирический герой приглашает свою красавицу навестить места знакомые, милые. В последней строфе появляется новый персонаж – «нетерпеливый конь». Конь – символ движения, стремления вперёд. В энергичном движении слиться с природой, насладится и восхититься ею – это ли не чудные реалии жизни?

Одним из средств речевой выразительности стихотворения «Зимнее утро» является антитеза. Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов. Начальная строка стихотворения — «Мороз и солнце…» — первая наблюдаемая антитеза. «Мороз» (холод, беспристрастие, обездвиженность) и «солнце» (пробуждение, тепло, развитие). Образы героев стихотворения «Зимнее утро» также контрастны. Лирический герой активен, полон сил и жизни, а красавица дремлет, она находится во власти сна, забытья, апатии. Во второй и третьей строфах автор вновь прибегает к антитезе, показывает на контрасте картину ушедшего ненастного вечера и нового чудесного утра. «Мутное небо» и «голубые небеса», «вечор» и «день чудесный», великолепные ковры снега и чернеющий лес – всё это антитезы, умело расставленные автором.

Проводя анализ стихотворения «Зимнее утро», можно заметить, что в произведении сочетаются такие восхитительные выражения как «сомкнуты негой взоры», «северная Аврора» с определенно прозаическими — «трещит затопленная печь», «кобылку бурую запречь». При этом не страдает единство художественного впечатления от стихов, напротив, благодаря этому рождается особая прелесть и выразительность стихотворения.

Средства художественной выразительности стихотворения «Зимнее утро» следующие:

— эпитеты (образные определения) — «друг прелестный», «день чудесный», «мутном небе», «прозрачный лес», «поля пустые», «янтарным блеском», «нетерпеливого коня», «милый друг»,

— метафоры — «вьюга злилась», «мгла носилась», «великолепными коврами снег лежит», «веселый треск»

— сравнения — «луна, как бледное пятно».

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

В шестистрочных строфах стихотворения автор применил особую схему рифмовки: первая строка рифмуется со второй, третья с шестой, а четвертая с пятой. Схема рифмовки выглядит следующим образом: аабввб. В этом стихотворении преобладающей является женская рифма. Это строки первая, вторая, четвертая, пятая. Третья и шестая строки – мужская рифма.

Стихотворение «Зимнее утро» мне понравилось звучностью и гармоничностью слога, богатством впечатлений, умением схватывать характерные детали. Лирический герой искренен, полон жизненных сил, он с радостью приветствует рождение нового дня и призывает к тому же свою любимую. В этом стихотворении ощущаются движение, динамика, изменения, причём касаются они и природы, и человека. Стихотворение «Зимнее утро» побудительного плана. Так и хочется, следуя призывам лирического героя, запрячь в санки бурую кобылку, и, предавшись бегу нетерпеливого коня, навестить пустые поля, ещё недавно густые леса и берег. Пушкин зорко вглядывался во внешний мир и показывал его таким, каким он предстаёт в данный момент. Стихотворение «Зимнее утро» написано «живыми» красками — чувствуешь и видишь этот «мороз и солнце; день чудесный», этот снег, блестящий на солнце, чернеющий лес, речку, блестящую подо льдом.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

источник