Меню Рубрики

Звуковой анализ для детей 6 лет

—>

—> —> —> —> —> —> —> —> —> —> —> —>

—>Новости сайта —>
—>
[02.03.2019] [Все новости]
Цифровой детский сад в Твери ()
[16.12.2018] [Все новости]
Всероссийский конкурс детского рисунка «Я — герой леса» ()
[20.06.2018] [Все новости]
Всероссийский конкурс «Необыкновенные приключения детей, их родителей и педагогов в библиотеке» ()
[29.03.2018] [Все новости]
Всероссийская Неделя Детской книги ()
[07.01.2018] [Все новости]
С Рождеством Христовым! ()

—>

—> —>

—> —>Наш опрос —>
—>

В отличие от естественного интуитивного деления слова на слоги, расчленению слова на звуки ребёнка нужно специально учить. Если спросить ребенка, какой первый звук он слышит в слове МАМА, он ответит МА. И это не случайно, Так как именно такое деление слова отражает естественный механизм его членения: сочетание согласного с последующим гласным (слияние) представляет собой настолько неразрывную в артикуляционном отношении целостность, что нужно специально обучаться членить ее на отдельные звуки.

Звуковой анализ предполагает:
— различение детьми звуков по их характеристике: гласные (ударные и безударные) и согласные (твёрдые и мягкие);
— установление последовательности звуков в слове;
— различение количества звуков в слове (например, в самом начале слова «ёжик» не один звук, а два – ЙО);
— соотнесение слышимого и произносимого слова с наглядной моделью («звуковой дорожкой»).

Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Чтобы увидеть звук и материализовать его используются специальные цветные фишки (условные заместители звуков).

В соответствии с Образовательной программой «Развитие» (основой Образовательной программы нашего детского сада) на первом этапе дети знакомятся с «волшебными», особыми звуками, которые можно спеть, при их произнесении воздух свободно выходит изо рта – это гласные звуки. Вводится термин «гласный звук» и его обозначение красная фишка.

Чуть позже вводится термин «согласные звуки» — звуки, которые трудно спеть, при их произнесении воздух встречает преграды (язычок, губы, зубы). Для обозначения твёрдого согласного звука используется синяя фишка, мягкого согласного звука – зелёная фишка.

Собственно звуковой анализ слов заключается в выстраивании «звуковой дорожки» (наглядной модели слова) из цветных фишек. Усложнение наглядной модели идёт за счёт включения знака ударения (дополнительная чёрная фишка над ударным гласным звуком, над красной фишкой).

Важно научить детей различать понятия «звук» и «буква»:

ЗВУК мы произносим, слышим.
Ну а БУКВУ видим, пишем.
Очень важно буквы знать,
Чтобы звуки записать.

источник

  • ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 1 (очень важное) (47)
  • ! — БИБЛИОТЕКА (подборки книг по темам) (374)
  • —— Игротека речевых игр (16)
  • —— Папка дошкольника + Я учусь (50)
  • —— Т Ткаченко+О Жукова Упражнения для подготовк (6)
  • —— Школа для дошколят + Вся дошкольная программ (39)
  • ——Грамматика в картинках, Грамматическая тетра (30)
  • ——30 занятий для развития ребёнка + Умный малыш (31)
  • ——Лото — все выпуски (6)
  • ——Мастерилка +Играем и учимся (40)
  • ——Новогодние поделки (34)
  • ——Самые нужные игры + (26)
  • ——Солнечные ступеньки (35)
  • ——Шевелёв Математика все сборники (33)
  • ——Экспресс-курсы (28)
  • ! ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ (24)
  • . ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (129)
  • дидактические игры 1 (37)
  • игры-ходилки (1)
  • карточки по лексическим темам (19)
  • лото 1 (49)
  • лото 2 (4)
  • настольные игры (8)
  • плакаты (3)
  • . ИГРЫ РАЗВИВАЮЩИЕ и ОБУЧАЮЩИЕ (215)
  • развитие памяти (26)
  • внимание (29)
  • воображения (2)
  • коммуникативность (1)
  • логического мышления 1 (45)
  • логического мышления 2 (13)
  • на развитие дыхания (5)
  • обучающие игры (7)
  • ориентировка в пространстве (6)
  • пальчиковые (11)
  • подвижные игры (14)
  • развивающие (35)
  • речевые игры по дороге в сад (27)
  • сезонные игры (зима, весна, лето, осень) (4)
  • сюжетно-ролевые игры (6)
  • . ПЛАНИРОВАНИЕ и МЕТОДИКИ занятий (10)
  • + —— . ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ (энциклоп,сборники, (14)
  • ++ЗАНЯТИЯ с логопедом ЕЛЕНОЙ НИКОЛАЕВНОЙ (3)
  • +дошк\прог АППЛИКАЦИЯ (4)
  • +дошк\прог ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (1)
  • +дошк\прог ЛЕПКА (2)
  • +дошк\прог МАТЕМАТИКА (46)
  • дискалькулия (1)
  • +дошк\прог МАТЕМАТИКА 2 (33)
  • +дошк\прог ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (22)
  • +дошк\прог ПИСЬМО (67)
  • графомоторика (27)
  • прописи — буквы и цифры (19)
  • прописи детские (15)
  • +дошк\прог РЕЧЬ (64)
  • игры со словами (32)
  • +дошк\прог РЕЧЬ 2 (6)
  • +дошк\прог РИСОВАНИЕ (47)
  • +дошк\прог ЧТЕНИЕ (40)
  • разное ДЛЯ ЧТЕНИЯ (3)
  • +дошк\прог ЧТЕНИЕ 2 (47)
  • грамматический строй речи (5)
  • звуковой анализ слова (7)
  • слоговая структура слова (19)
  • +ФОНЕМАТИКА (24)
  • .-развитие фонематического слуха (21)
  • .-развитие слухового внимания (1)
  • .-развитие слуховой памяти (1)
  • .-фонематическое восприятие (9)
  • +ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА (68)
  • все предметы (матем, русск, ин\яз, окр\мир) (7)
  • иностранный язык (15)
  • математика (20)
  • окружающий мир (2)
  • русский язык (11)
  • учебники (15)
  • . ——ПОДЕЛКИ (79)
  • аппликация (2)
  • из бумаги (11)
  • из пластилина, солёного теста (4)
  • из природного материала (12)
  • к Новому году (40)
  • к празднику (1)
  • рукоделие разное (2)
  • . ——ПОСОБИЯ своими руками (19)
  • ..ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ (58)
  • тесты для 1 — 3 лет (8)
  • тесты для 4 лет (13)
  • тесты для 5 лет (10)
  • тесты для 6 лет (14)
  • тесты для 7 лет (15)
  • ..ЧТО ДОЛЖЕН У МЕТЬ РЕБЁЁНОК (по возрастам) (22)
  • .ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (269)
  • .. речевые и прочие отклонения (задержки) (16)
  • .развитие речи (40)
  • .развитие речи/карточки к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (1)
  • .развитие речи\лексические темы (42)
  • .развитие речи\материалы к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (11)
  • .развитие речи\словарный запас (сущ, прил, глагол (50)
  • c-я (25)
  • артикуляционная гимнастика (24)
  • биоэнергопластика (8)
  • дыхательная гимнастика (7)
  • звуковые таблицы (2)
  • логопедический массаж (10)
  • постановка и автоматизация звуков (48)
  • эйдетика (2)
  • .ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ (35)
  • коррекции ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (дислалии) (1)
  • для корр-ции ДИЗАРТРИИ (5)
  • другие (1)
  • коррекции ДИСЛЕКСИИ (2)
  • МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (16)
  • НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА (дисграфия) (10)
  • .ЛОГОПЕДИЯ-СТИХИ (6)
  • логопедические стихи (2)
  • приёмы для запоминания (4)
  • .МНЕМОТЕХНИКА, МНЕМОТАБЛИЦЫ (27)
  • . РАЗВИВАЮЩИЕ КАРТОЧКИ (КАРТИНКИ) (10)
  • карточки Домана (7)
  • ВАЖНОЕ 1 (49)
  • ВАЖНОЕ 2 (50)
  • ВАЖНОЕ 3 (20)
  • ВРЕМЕННЫЕ ПОНЯТИЯ (ил-ции, стихи, игры и т.д.) (59)
  • весна (2)
  • время суток (4)
  • все времена года (37)
  • дни недели (12)
  • зима (7)
  • лето (3)
  • осень (1)
  • распорядок дня (12)
  • ГЛЕБУ (30)
  • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (10)
  • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 4 (11)
  • КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР (17)
  • настольный театр (13)
  • пальчиковый театр (1)
  • театр теней (2)
  • тканевый, лепка (3)
  • фланелеграфовый (3)
  • КУЛИНАРНОЕ (11)
  • МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ (5)
  • МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (28)
  • логоритмика (22)
  • музыкальные игры (2)
  • обучение музыкальной грамоте (2)
  • ОДЕЖДА, ПРИЧЁСКИ для детей (14)
  • для кукол (7)
  • карнавальные костюмы (4)
  • одежда для внуков (1)
  • причёски для внуков (1)
  • ПСИХОЛОГИЯ детская (32)
  • нейропсихология (5)
  • часть 1 (27)
  • РАСКРАСКИ (21)
  • азбука, алфавит (2)
  • обучающие, тематические раскраски (14)
  • раскраски тематические (дикие,домаш. живот, птицы (2)
  • раскраски-прописи (графомоторика) (4)
  • САЙТЫ ДЕТСКОЙ ТЕМАТИКИ (42)
  • СКАЗКИ, РАССКАЗЫ, ЗАГАДКИ (10)
  • аудио, видео, флеш (1)
  • мультики, диафильмы (2)
  • печатные (7)
  • СТИХИ, ЗАГАДКИ (12)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ (48)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 2 (27)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 3 (8)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 4 (20)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 5 (0)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 6 (0)
  • ФИЗМИНУТКА (5)
  • физминутки (3)
  • ю- КОМП (19)
  • Любаша Каргина (9)
  • разное (1)
  • Ю-РАЗНОЕ (12)
  • Я — (закрытое) для с-ний (13)
  • Я — рамочки (40)
  • Я-ДНЕВНИКИ О ДЕТЯХ (30)
  • Я-ДРУГИЕ ЗАКЛАДКИ (41)
  • я-пппппппппп (2)
  • Я-хлам (11)
  • ЯЯЯ-GGG (6)
  • ___НАЙТИ ПОЛЕЗ\литературу (4)
  • ___РАСПЕЧАТАТЬ (66)
  • Pаспечатать из вКОНТАКТЕ (37)
  • ___РАСПЕЧАТАТЬ НЕМЕДЛЕННО. (18)
  • ___РАССМОТРЕТЬ (26)
  • ___СЕРИЯ СООБЩЕНИЙ (19)
  • ___СКАЧАТЬ (9)
  • ___ССЫЛКИ с ПАНЕЛИ (47)

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Памятка-буклет для родителей «Звуковой анализ и синтез»

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

Наша речь состоит из предложений.

Предложение — это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Звук — это то, что мы слышим и произносим.

Буква — это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

Шесть гласных букв — «а» «у» «о» «и» «э» «ы» — соответствуют звукам.

Четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» — йотированные, то есть обозначают два звука: («я» — [йа], «ю» — [йу], «е» — [йэ], «ё» — [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» — [а], «ю» — [у], «е» — [э], «ё» — [о] (береза, мяч).

Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

источник

Главная Книги ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ Обучение грамоте и чтению. Подготовка к школе

  • Автор: Дурова И.В.
  • Год издания: 2018
  • Наличие: На складе
  • Объем: 60 с., цв. илл.
  • Покрытие: Обложка
  • Формат: 60х90/8 (215х297)

Учим звуки. Звуковой анализ слов. Рабочая тетрадь для детей 5—6 лет. — М.:

Школьная Книга, 2019. — 60 с.: цв. илл. + 2 с. цв. вклейка.

Рабочая тетрадь ≪ Учим звуки. Звуковой анализ слов ≫ предназначена для занятий с дошкольниками старшей и подготовительной возрастных групп (5–6 лет). Она поможет грамотно организовать и провести курс занятий по обучению ребёнка основам фонетики: овладению фонематическим слухом и произносительной системой речи; умению различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные; звуковому анализу методом построения схем; выделению слогов в слове и слов в предложении на слух.

Хорошо развитое фонематическое восприятие и умение производить звуковой анализ слов будут способствовать безболезненному переходу ребёнка к следующему этапу усвоения грамоты: звуко-буквенному анализу, а в дальнейшем — и к самостоятельному

Содержание пособия соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования.

Издание охраняется Законом Российской Федерации об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или её части без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке.

© Дурова И.В., составление, 2019

© Иллюстрации, Школьная Книга, 2019 __

Рабочая тетрадь ≪ Учим звуки. Звуковой анализ слов ≫ предназначена для занятий с дошкольниками старшей и подготовительной возрастных групп (5–6 лет). Она поможет грамотно организовать и провести курс занятий по обучению ребёнка основам фонетики: овладению фонематическим слухом и произносительной системой речи; умению различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные; звуковому анализу методом построения схем; выделению слогов в слове и слов в предложении на слух.

Хорошо развитое фонематическое восприятие и умение производить звуковой анализ слов будут способствовать безболезненному переходу ребёнка к следующему этапу усвоения грамоты: звуко-буквенному анализу, а в дальнейшем — и к самостоятельному

Содержание пособия соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования.

Рабочая тетрадь «От звука к букве. Звукобуквенный анализ слов» входит в учебно-методический комплект «Обучение чтению дошкольников». Предназначена для занятий с детьми старшей и подготовительной возрастных групп (5–7 лет). Её цель — грамотно организовать и провести курс занятий по обучению ребёнка основам фонетики: овладению фонематическим слухом и произносительной системой речи; различению гласных и согласных звуков и букв, твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных; звукобуквенному анализу методом построения схем; выделению слогов в слове и слов в предложении на слух.

Хорошо развитое фонематическое восприятие и умение производить звукобуквенный анализ слов помогут ребёнку безболезненно освоить грамоту и перейти к самостоятельному чтению. Содержание рабочей тетради соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования.

Рабочая тетрадь «Я читаю. Слоги. Слова. Предложения. Тексты» предназначена для занятий с детьми старшей и подготовительной возрастных групп (5–7 лет). Она поможет грамотно организовать и провести курс занятий по обучению ребёнка самостоятельному чтению.

Задания в тетради упорядочены по мере усложнения текстового материала. Сначала ребёнок знакомится со слоговыми таблицами, далее переходит к чтению отдельных слов и простых предложений по слогам. После этого предлагается выполнить упражнения на закрепление уже полученных навыков чтения и развитие речи (прочитать слова, «поднимаясь по ступенькам», составить предложения по картинкам, восстановить порядок предложений в рассказе и т.д.)

Во второй части тетради даны художественные тексты для самостоятельного чтения — от простого к сложному. После чтения каждого текста ребёнок отвечает на вопросы, которые направлены на понимание как сюжета, так и смысла прочитанного.

Читайте также:  Анализ проведенных мероприятий день защиты детей

Предлагаемая рабочая тетрадь ≪ Учим звуки. Звуковой анализ слов ≫ входит в учебно-методический комплект ≪ Обучение чтению дошкольников ≫ , подготовленный в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования (образовательная область ≪ Развитие речи ≫ ). Цель рабочей тетради — познакомить старших дошкольников с фонетическим аспектом родного языка: научить воспринимать, правильно произносить, характеризовать и дифференцировать звуки, проводить звуковой и слоговый анализ, строить схемы слов и предложений.

Обучение детей самостоятельному чтению — комплексный процесс; он состоит из формирования представлений о фонетике, грамматике и лексике родного языка. Воспитание звуковой культуры речи — это базовый этап для развития речевых способностей ребёнка.

В процессе занятий ребёнок получит первоначальные представления:

• о важных лингвистических понятиях — ≪ звук ≫ , ≪ слог ≫ , ≪ ударение ≫ , ≪ слово ≫ , ≪ предложение ≫ ;

• о структуре слова (узнает, что в нём есть слоги, гласные звуки, ударный звук, согласные звуки);

• о структуре предложения (оно состоит из нескольких слов).

• правильно произносить все звуки русского языка;

• определять место конкретного звука в слове;

• дифференцировать звуки (гласные — согласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие), давать качественную характеристику каждому звуку;

• графически отображать полный звуковой состав слогов, слов, предложений;

• выделять ударный звук в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения;

• делить слова на слоги и определять количество слогов в слове;

• делить предложения на слова, определять количество слов в предложении и границы между ними;

• определять на слух и графически отображать все лингвистические особенности звуков, слов, слогов и предложений.

В каждом разделе ребёнок знакомится с одним звуком: произношение звука, его характеристика, определение места в слове. Обращаем ваше внимание на то, что последовательность подачи гласных и согласных звуков соответствует структуре и содержанию материала УМК ≪ Обучение чтению… ≫ и значительно отличается от привычной алфавитной последовательности. Это объясняется прежде всего особенностями речевого онтогенеза: первоначально у детей формируются гласные звуки, затем согласные заднеязычные и губные, далее более сложные свистящие, шипящие, сонорные и т. д. 1

Поэтому последовательность изучаемых звуков такова: [А], [У], [И], [О], [Ы], [П], [Т], [К], [X], [С], [Б], [В], [Г], [Д], [3], [Ш], [М], [Н], [Ж], [Л], [Ф], [Ц], [Ч], [Щ], [Р], [Й], [Э].Задания и теоретические сведения по темам ≪ Слог ≫ , ≪ Ударение ≫ , ≪ Предложение ≫ вво-дятся в занятия по мере изучения звукового материала и постепенно усложняются. Не забывайте, что весь учебный материал связан с произносительной стороной языка, поэтому следует чётко разграничивать понятия ≪ звук ≫ и ≪ буква ≫ . Звук мы слышим и произносим; букву мы видим, пишем и читаем. Все звуки в заданиях даны в квадратных скобках — [ ]. Вы также можете параллельно знакомить ребёнка с написанием букв по ≪ Прописям для дошкольников ≫ 2 .

Советуем обращаться к соответствующей букве в прописях после

знакомства со звуком, который она обозначает. Объясните ребёнку, что буква — это графический образ звука. При изучении по прописям йотированных гласных (Е, Ё, Ю, Я) постарайтесь объяснить малышу, что эти буквы обозначают два звука: [Й’] и гласный ([Э], [О], [У], [А]). Когда ребёнок будет осваивать по прописям написание мягкого и твёрдого знаков, попробуйте объяснить ему, что эти буквы не обозначают звуков, но влияют на звуковой состав слова. Так вы постепенно подведёте дошкольника к пониманию того, почему в русском языке букв больше, чем звуков. Для обучения ребёнка звукобуквенному анализу вы также можете использовать пособие ≪ От звука к букве. Звукобуквенный анализ ≫ из УМК ≪ Обучение чтению… ≫ 3 или само пособие ≪ Обучение чтению дошкольников ≫ .

Занятия рассчитаны на активную совместную работу взрослого (обучающего) с ребёнком. Тексты заданий поданы в виде диалога автора со взрослым и диалога взрослого с ребёнком. Поэтому рекомендуем взрослому перед началом каждого занятия детально изучить его содержание (чётко сформулированный вопрос по данной теме, образец рассуждения или выполнения задания ребёнком и т. д.), чтобы увидеть, где диалог направлен на него самого, а где — на ребёнка. Диалог для обучающего взрослого — это правильные ответы на задания и примерные ожидаемые ответы ребёнка, которые выделены курсивным шрифтом. Ожидаемые ответы ребёнка даются ещё и в скобках, в виде ответов на реплики взрослого. Все речевые материалы (звуки, слоги, слова, предложения), предполагающие диктовку со стороны взрослого и восприятие на слух со стороны ребёнка, тоже выделены в пособии — прописными печатными буквами. При рисовании графических схем ребёнок использует цветные карандаши. Если он испытывает затруднения при самостоятельном определении качественных характеристик звука и, соответственно, не понимает, какого цвета кружочек требуется нарисовать, можно воспользоваться разрезным материалом из Приложения (цветная вклейка) и предложить ребёнку не самостоятельно рисовать или раскрашивать схемы, а составлять их из готовых кружочков.

Помогайте ребёнку при возникновении любых затруднений (озвучивании слогов, различении характеристик гласных звуков (ударные и безударные), согласных звуков (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие). Проводите занятия по 15–20 минут ежедневно. Возвращайтесь к уже пройденным разделам, если замечаете, что ребёнок делает ошибки в произношении звуков или в их графическом отображении, затрудняется составить схему слова или предложения.

Помните: развитый фонематический слух и осознанное отношение к звуковой стороне языка помогут подготовить ребёнка к самостоятельному чтению и письму, а развитое умение слушать взрослого и анализировать сказанное сформирует у него предпосылки к успешной учебной деятельности в школьный период.

1См. об этом более подробно: «Обучение чтению дошкольников». Звук — буква — слог — слово — предложение. Рабочая тетрадь. — М.: Школьная Книга, 2017, с. 6.

2 Прописи для дошкольников. Печатаем буквы, слоги, слова. — М.: Школьная Книга, 2018.

3 От звука к букве. Звукобуквенный анализ. Рабочая тетрадь для детей 5–7 лет. — М.: Школьная Книга, 2019.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение . 3
Звук [А] . 5
Звук [У] . 9
Звук [И] . 11
Звук [О] . 13
Звук [Ы] . 15
Звук [П] . 17
Звук [Т] . 19
Звук [К] . 21
Звук [Х] . 24
Звук [С] . 26
Звук [Б] . 28
Звук [В] . 30
Звук [Г] . 33
Звук [Д] . 35
Звук [З] . 37
Звук [Ш] . 38
Звук [М] . 39
Звук [Н] . 41
Звук [Ж] . 42
Звук [Л] . 43
Звук [Ф] . 44
Звук [Ц] . 46
Звук [Ч’] . 48
Звук [Щ’] . 49
Звук [Р] . 50
Звук [Й’] . 52
Звук [Э] . 53
Буквы Е,Ё, Ю, Я, Ь,Ъ . 55
Приложение . 56
Звуки и буквы русского языка . 56
1. Буквы русского алфавита . 56
2. Система соотношения звуков и букв
русского языка . 57
Разрезной материал . 58

Разрезной материал
по 10 кружков красных (маленьких и больших) — для обозначения гласных звуков
по 10 кружков синих (маленьких и больших) — для обозначения согласных звуков
по 5 кружков чёрных (маленьких и больших) — для обозначения позиции в слове гласного звука или согласного звука
по 5 кружков зелёных (маленьких и больших) — для обозначения мягких согласных звуков
по 5 кружков синих (маленьких и больших) с чёрной галочкой для обозначения твёрдых звонких согласных звуков
по 5 кружков зелёных (маленьких и больших) с чёрной галочкой для обозначения мягких звонких согласных звуков

Большие кружки используются для составления звуковых схем слога, слова на рабочем столе, а маленькие кружки — в рабочей тетради.

источник

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Скоро Ваши дети поступят в 1-й класс. Очень важно, чтобы Ваш ребенок к этому времени уже владел звуковым анализом и синтезом слов.

Это даст предпосылки к дальнейшему успешному освоению детьми процессов чтения и письма.

Для диагностики владения детьми звуковым анализом и синтезом

можно предложить следующие задания:

1. На листе бумаги изображены картинки. Под каждой есть полоска, в которой нужно нарисовать столько кружков, сколько звуков в названии каждой картинки (слова состоят из 3 и 4 звуков).

2. На листе бумаги изображены картинки. Нужно найти и обвести карандашом те, в названии которых есть заданный звук, например, звук [Р].

ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий — твердый)

Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов

(кружочков-символов), выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Звуковой анализ слова МАК:

1. Выделим голосом первый звук:

МММ — АК– первый звук М – он согласный, звонкий, твердый — обозначим его синим квадратиком.

2. Выделим голосом второй звук :

М – ААА – К — второй звук А – он гласный – обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук:

МА-ККК — третий звук К – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком.

В слове МАК — 3 звука, 2 согласных и 1 гласный.

Назовем звуки по порядку: М А К

Напишем слово буквами: МАК

Звуковой анализ слова КИТ

1. Выделим голосом первый звук:

КьКьКь — ИТ – первый звук Кь – согласный, глухой, мягкий, обозначим зеленым кружочком.

2.Выделим голосом второй звук:

К – ИИИ – Т — второй звук И, обозначим его красным кружочком.

3.Выделим голосом третий звук:

КИ – ТТТ — третий звук Т, он согласный, глухой твердый, обозначим его синим кружочком.

В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И.

Назовем звуки по порядку: Кь, И, Т.

Напишем слово буквами: КИТ

Звуковой анализ слова ЛОСЬ:

1. Выделим голосом первый звук:

ЛЛЛ — ОСЬ– первый звук Л, он согласный, звонкий, твердый — обозначим его синим кружочком.

2. Выделим голосом второй звук :

Л – ООО — СЬ — второй звук О – он гласный – обозначим его красным кружочком.

3. Выделим голосом третий звук:

ЛО – СьСьСь — третий звук Сь – он согласный, глухой, мягкий – обозначим его зеленым кружочком.

В слове ЛОСЬ — 3 звука, 4 буквы.

Назовем звуки по порядку: Л О Сь

Напишем слово буквами: ЛОСЬ

Поиграйте с ребенком в следующие игры:

1. Хлопни в ладоши, если услышишь в слове заданный звук в начале или середине слова.

Например, звук [Б]: бант, шапка, букет, работа, лопата и т. д.

2. Добавь недостающий звук, чтобы получились слова. Например, звук [М]: Кры…(м), со…(м), гро…(м).

3. Назови одинаковый звук в словах. Например: ложка, пила, лыжи.

4. С какого звука начинаются слова. Например: коньки, кошка, ключ.

5. Посчитай, сколько звуков в твоём имени.

6. Определи, в каком слове больше звуков. Например: слова МАК и СТОЛ.

7. Положи у себя на столе столько палочек, сколько звуков в слове :

Буквы, обозначающие звонкие звуки:

Буквы, обозначающие глухие звуки:

Звонкий или глухой звук дети определяют положив руку на горло.

Если во время произнесения звука «горло звенит» — звук звонкий. Если «не звенит» — глухой.

Буквы, обозначающие всегда твердые звуки: Ш, Ж, Ц.

Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки: Щ, Ч, Й.

Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий: Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.

Мягкость и твердость звуков дети определяют на слух:

Родители могут проконтролировать ребенка следующим образом:

Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук.

Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук.

Звуков Е, Ё, Ю, Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.

Читайте также:  Анализ психического развития детей раннего возраста

Звонкие согласные звуки на конце слов в речи оглушаются и заменяются парным глухим : Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.

Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э, О, У, А .

Все это необходимо учитывать при выполнении звукового анализа слова.

Проводимая Вами работа обязательно даст положительные результаты, а дети смогут избежать многих трудностей в дальнейшем школьном обучении.

источник

Звуко-буквенный анализ нужен для того чтобы тренировать ребенка сначала читать слова так как написано, а потом просить его читать орфоэпические, то есть так, как привычно в устной речи. Чем раньше вы начнете такие занятие с ребенком, тем лучше у дошкольников будут навыки чтения и правописания.

Чтобы провести позиционный анализ слов и донести это обучение и умение для дошкольников, нужно провести звуковой анализ. Определите, где слышится звук – в начале слова, в конце или середине. Началом слова считается первый звук, концом – последний. Середина слова – это не первый и не самый последний звук.

Чтобы дети могли понять, в чем состоит такой анализ слова, нужно произнести слово, выделяя, пусть и слегка утрированное, нужный нам звук. Чтобы обучение для дошкольников было более понятным, приведем примеры. В слове аист нам нужно понять, где находиться нужный звук «а».

Звуковой анализ слов

Начните произносить слово а-а-а-аист и вы поймете, что звук находиться в начале слова. В слове ша-а-а-арик «а» находиться в средине слова. Такая схема будет простой и логичной и она сможет помочь провести позиционный анализ слов и закрепить это умение у дошкольников.

Очень удобно проводить звуковой анализ и обучение ему при помощи схем и картинок к ним. Прежде чем начать выполнять звуковой анализ, нужно разобраться с тем, что звуки бывают гласные, согласные твердые и согласные мягкие.

Чтобы каждый ребенок в группе других детей, изучающих русский язык, нормально усвоил все тонкости анализа, нужно будет использовать картинки и схемы. Обычно это картинка, под которой расположены пустые клеточки, в которые нужно схематично вписать буквенно- слоговой анализ слова. Часто подготовительная группа детского сада использует в таких заданиях цветные фишки, которые означают определенные звуки.

Допустимо использование таких же цветных фишек еще и в старшей группе. Фишки могут быть выполнены в виде кружочков, квадратиков или магнитиков, правильное использование которых указывает на то, что ребенок может провести разбор слов по звуковому анализу. Это умение чрезвычайно важно когда происходит обучение ребенка грамоте. Благодаря этому у малышей развивается речь, они лучше усваивают и понимают русский язык.

Использование картинки со схемами разбора слов может использоваться как игра, ведь обучение грамоте не должно быть нудным. Игра может иметь соревновательный характер, а может использовать для того, чтобы дети просто отточили свою речь и лучше усвоили русский язык. Звуковой синтез также очень важен, так как это процесс соединения звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Чтобы провести разбор слов по звуковому критерию, вам нужно будет использовать примерно ту же схему, которую используют все преподаватели, проводя обучение грамоте. Чтобы разбор слова прошел правильно и успешно, нужно:

  1. Слово, выбранное под звуковой разбор, нужно произнести вслух и с использованием правильного ударения. Без понимания на слух звучания слова вы не сможете охарактеризовать его фонетическую сторону. Такое выговаривание должно происходить как игра, не нужно отдельно выговаривать каждую букву, так только исказиться ваша речь. Обычно дети воспринимают такие упражнение как игровое обучение. Деткам прививается умение проводить звуковой синтез, с произношением лучше усваивается русский язык и происходит обучение грамоте.
  2. Нужно записать фонетическую транскрипцию. Оформляя графические звучания слов, нужно будет учитывать некоторые особенности звучания звуков. К примеру, буквы Я, Ю, Е, Ё не имеют отдельного звука. Их обозначают двумя звуками, но в слабых позициях йотированный призвук исчезает.
  3. Каждое из слов нужно будет разделить на доступное количество слогов. Учитывайте, что количество слогов в слове будет равно количеству гласных звуков. Слоговой разбор нужно производить с использование фонетической транскрипции.
  4. После выделения слогов нужно будет поставить ударение. Так можно будет определить главные в слабой и сильной позиции. Если главная в сильной позиции, то она способствует тому, что звук будет более четким и речь будет красивой.
  5. Все звуки нужно будет охарактеризовать. Гласный может быть ударный и безударный, согласный может быть мягким, звонким, твердым или глухим.
  6. Нужно будет указать количество звук и количество букв. Их количество часто бывает не одинаковым. Например Ь и Ъ не оформляются звуками, а такие буквы как Я, Ю, Е, Ё обычно обозначаются двумя звуками.

Дети должны знать, что чтобы речь была красивой, нужно не только обучаться орфографии и грамоте, но еще и пробовать совершать фонетический слоговой разбор и звуковой синтез. Язык достаточно сложен и дети лучше всего воспринимают разбор слогов, синтез и всевозможные правила в грамоте, если они представлены, как обучающая игра.

Звуки А, О, У, Ы, Э указывают на твердый согласный звук. На мягкий согласный звук указывают Я, Е, Ю, И, Е. Изучая язык, речь и фонетический синтез, дети должны понимать, что такой процесс обучения – это своеобразная игра, где язык сначала раскладывается на составляющие и происходит его синтез. Звуки Л, М, Н, Р, Й – непарные звонки согласные звуки. Х, Ц, Ч, Щ – это мягкие согласные. Б, В, Г, Д, Ж, З – парные звонкие согласные звуки, П, Ф, К, Т, Ш, С – парные глухие согласные, Ж, Ш, Ц – твердые, а Ч, Щ, Й – мягкие.

источник

Консультация для родителей по теме: Игры для развития звукового анализа и синтеза у детей 6 лет с ОНР

Хабарова Ольга Георгиевна

«Детский сад комбинированного вида» №71

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема: «Игры для развития звукового анализа и синтеза у детей 6 лет с логопедическим заключением Общее недоразвитие речи III уровня»

У детей старшего дошкольного возраста часто возникают трудности в овладении навыком звукового анализа и синтеза слов. Родителям, которые хотели бы помочь детям преодолеть их, будет полезна данная консультация.

Для начала попробуем разобраться, что представляют собой мыслительные операции анализа и синтеза мышления.

Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.

Синтез – это процесс мыслительного соединения в единое целое частей предмета и его признаков, выявленных в процессе анализа. Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделять гласные от согласных в слове. Звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Чтобы развить это восприятие, я предлагаю родителям поиграть с ребёнком.

Взрослый произносит слово, выделяя один звук, а ребёнок повторяет (м-м-м-мыло, м-м-м-машина). Необходимо, чтобы ребёнок научился выделять звук при произношении слова.

Игра № 2 «Найди место звука в слове»

Чтобы ребёнку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги, разделите её на три части, выберете небольшую игрушку или фишку, которую вы вместе будете передвигать по дорожке. Определитесь, место какого звука и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (с-с-с-свеча, поднос-с-с-с). Если звук слышится в начале слова, то фишка остаётся в начале дорожки. Если звук слышится в конце — фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.

Игра № 3 «Назови первый звук в слове»

Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет первый звук в слове.

Игра №4 «Назови слово на заданный звук»

Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.

Итак, первый этап обучения пройден: ребёнок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово; сам может сказать слово, интонационно выделив в нём любой звук; легко подбирает слова на заданный звук, определяет место звука в слове.

Но это не значит, что ребёнок научился звуковому анализу. Провести звуковой анализ слова — это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся. То есть, если вы спрашиваете ребёнка, из каких звуков состоит слово «кот», а он отвечает вам: «В слове кот есть звук «О», звук «К», звук «Т» – это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет ещё провести его звуковой анализ. А ведь звуковой анализ – основа грамотного письма.

Новый этап обучения – новые задачи и средства для решения этих задач. Если на первом этапе, когда детей учили слышать в словах отдельные звуки, сравнивать слова по звучанию, мы пользовались особым произнесением слова, то при обучении ребёнку звуковому анализу слов этого недостаточно.

Для того, чтобы ребёнок мог анализировать какое-либо явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове «дом» три звука — нарисуем три клеточки. Предложим ребёнку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом — схема этого слова: наш малыш уже знает, что слова состоят из звуков. Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?- Три». — «А сколько звуков в слове?» — «Три».- «Давай будем эти звуки искать. Скажи слово «дом» так, чтобы я услышала в нём первый звук». Это наш ребёнок уже умеет — научился на первом этапе обучения. Д-дом – какой первый звук –«Д». Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук? – «Д».

Итак, перед ребёнком схема звукового состава слова «дом». Первая клеточка уже закрыта – найден первый звук в слове. Можно двигаться дальше. « Давай произнесём слово «дом» так, чтобы услышать в нём второй звук. Помогите ребёнку для первого раза, скажите вместе с ним: «до-о-о-ом».

Здесь нам поможет схема звукового анализа слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем по схеме и надолго остановить его второй клеточке, протяжно произнося слово «Дом». «Какой второй звук в слове?» -«О». Давай обозначим и этот звук фишкой. Ребёнок берёт фишку и ставит её на вторую клеточку. Теперь мы знаем два звука в слове. Давай найдём последний звук в слове. Скажи мне слово дом так, чтобы я услышала в нём последний звук.

И снова ведёте пальцем по схеме слова и произносите: «дом-м-м-м». Какой последний звук в слове. «М-М», — отвечает ребёнок и ставит на схему последнюю, третью фишку.

Очень важно следить за тем, чтобы ребёнок произносил слово в строгом соответствии с движением пальца, иначе он будет терять звуки.

Затем поиграйте в игру « Кто внимательный». « А теперь, — говорите вы, — я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный, убери, пожалуйста, звук «Д»…»

Занимаясь с ребёнком, нужно помнить: мы учим его звуковому анализу слова, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому звуки следует называть так, как они слышатся в слове. Какой первый звук в слове «весна»? Давай послушаем, выделим этот звук голосом: «Вь-вь-вьесна» — первый звук «ВЬ». А второй? «Вьэ-э-э-эс…». Ребёнок хорошо слышит, что второй звук в этом слове – «Э». А мы, взрослые, привыкнув к написанию этого слова, можем сбить малыша с толку, сказав, что второй звук в слове «весна» — «Е».

В подготовительной группе ребята знакомятся с характеристикой звуков и учатся делать звуковой анализ слова, используя специальные цветовые обозначения. Чтобы помочь ребёнку сделать звуковой анализ, взрослый должен сам ориентироваться в том. Какие звуки гласные, а какие согласные.

Давайте вспомним, что гласные звуки – это звуки, при образовании которых воздух в полости рта встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. Эти звуки можно пропеть. Пропойте их вместе с ребёнком: «А», «О», «У», «Ы», «Ю», «Я», «Е», «Ё», «И». Гласные звуки мы обозначаем красным цветом. Согласные звуки- звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, язык, нёбо.

Читайте также:  Анализ психического развития детей в динамике

Произнесите эти звуки: «Б», «В», «Г», «Д», «Ж», «З», «К», «Л», «М», «Н», «П», «Р», «С», «Т», «Ф», «Х», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ». Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Мягкие звуки мы обозначаем зелёным цветом, а твёрдые согласные – синим.

Чтобы ребёнку было интересно, включайте развлекательные моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребёнок может составлять, не только, используя карточки, но при помощи мелких пуговиц, игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев. Дополнительная нагрузка будет на мелкую мускулатуру, если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или баночке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать. Можно сделать коробочку для звукового анализа и заполнить её жетонами. Работа с разноцветными жетонами развивает и укрепляет память, тренирует мышцы пальцев.

Выберите понравившиеся вам предметы и сделайте звуковой анализ слова «МАК».

«МММАК» — скажи как я. Какой первый звук в слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук, и положи его под картинкой.

«МАААК» – скажи как я. Какой звук ты слышишь после «М». Какой это звук? Возьми жетон, который обозначает гласный звук, и положи его после «М».

«МАККК» (подчеркнуто артикулируется звук «М») – какой последний звук в слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук, и положи его после звука «А».

Назови все звуки в слове «МАК» по порядку.

Где находится звук «А»: в начале, в конце или середине слова?

Какой первый звук в слове «Мак»?

А какой последний звук в этом слове?

Назови гласный звук в слове.

Назови согласные звуки в слове.

Сколько всего звуков в слове?

При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь вы можете предложить ребёнку зарисовать её в тетради в клетку или на листе бумаги и ещё раз предложить произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив звуковой анализ простых слов. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим.

Чтобы развивать синтез мышления – играйте с ребёнком в игру «Угадай слово». Взрослый называет отдельные звуки, а ребёнок отгадывает слово

источник

1. Игры с использованием Звуковичков.

Они — носители и хранители звуков, живут в стране слов. Чтобы узнать, как зовут Звуковичка (какой звук он хранит), смотри рисунок на его крылышках. Если нарисован ландыш, то это Звуковичок Л, если люстра — ЛЬ.

Показывают детям 5-6 Звуковичков. По рисунку на крылышках дети определяют его имя.

1.2 «Кто лучше покормит Звуковичка?» Показывают Звуковичка. По рисунку на крылышках узнают его имя. Кто больше придумает слов на этот звук?

1.3 «Почему заболел Звуковичок?»

На крылышках грустного Звуковичка [м] нарисовано: мак, мох, мыло, машина, миска. Почему он заболел? Так как художник ему по ошибке дал предмет с [мь].

1.4 «Рисуем крылышки Звуковичку»

Дети сами подбирают и рисуют Звуковичку предметы на крылышках.

2. «Подарки Аленке»

Аленке на день рождения подарили много игрушек, в названии которых есть звук [у]. Угадай, что ей могли подарить?

2.1 «Загрузи корабль» (машину, самолет и т.п.).

Корабль собирается в плавание. Он необыкновенный, перевозит грузы только такие, в названии которых есть звук [у]. Ребенок рисует нужные предметы на корабле.

3. «Найди общий звук»

Эта игра хорошо развивает внимание, развивает фонематический слух, формирует навык быстрого звукового анализа.

Логопед произносит 3-4 слова, в которых есть изучаемый звук.

— Какой звук встречается во всех словах?

Попутно выясняем лексическое значение малознакомых и неизвестных слов. Просим детей придумать аналогичное задание.

4. «Найди лишнее слово»

В трех словах есть общий звук, а в четвертом — нет.

Овца, цыпленок, солнце, луна.

Игры, помогающие определить место звука в слове.

1. «Звукоедик»

У Звуковичков есть страшный враг — Звукоедик. Он питается первыми звуками в словах (или последними).

1.1 Звукоедик попал в сад. Теперь он отгрызает первый или последний звук в названии фруктов.

1.2 Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев.

1.3 Звукоедик может попасть в огород, магазин, на улицу, в цирк и т.д.

Играем до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый или последний звук в слове.

2. «Подарки зверюшкам»

Крокодил Гена был в Африке. И оттуда привез подарки. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки.

Что подарил Гена волку? Лисе? Белке?

3. «Цепочка слов»

Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, которые связываются «цепочку»: каждое следующее начинается с последнего звука предыдущего слова.

Играющим раздаются карточки с изображением разных предметов и 3 пустых. Дети выкладывают карточки так, чтобы они составили цепочку слов. Если нет карточки с изображением предмета, в названии которого есть нужный звук, то ребенок рисует этот предмет на пустом листочке.

3.2 Детям дается предметная картинка и альбомный лист. Ребенок рисует 5 предметов в определенной последовательности.

3.3 Незнайка решил поиграть в «Цепочку слов»

Он нарисовал: чайник — чашка – сахар – варенье — печенье. Почему он ошибся? Он сыграл по правилам?

4. «Кто больше?»

Придумать слова, в которых заданный звук был бы:

5. «Подбери слова к схеме»

Материал: предметные картинки, листы бумаги, карточки.

У каждого картинка и 2 карточки, лист бумаги. Закрашенная клеточка обозначает место звука в слове.

Задание: к схеме подобрать карточки. Для активизации внимания используются слова-«ловушки», которые не подходят к данным схемам.

6. «Добавь звук», «Звук заблудился»

К в карман к монтеру — прыг!

Крысу красят маляры. (По А.Шибаеву)

На заводе сделан хобот. (По И.Лопухиной)

7. «Отними (добавь) звук»

косы — осы верь — зверь — дверь

Учимся слышать твердые и мягкие согласные.

1. «Найди свой домик»

Игровой материал: 2 домика, картинки.

В разных концах комнаты крепятся 2 домика: синий и зеленый. У детей карточки с изображением предметов. Все изображают «звуки»: «летают» по комнате и поют свои звуки. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на картинке.

«Была хорошая погода, пошли звуки гулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домики. В синий пускают только твердые согласные, в зеленый — мягкие. Кто неправильно определить свой звук, того в дом не пускают. Этот «звук вымок под дождем».

Если дети легко определяют первый звук по твердости-мягкости, то вводим слова-«ловушки», т.е. такие, которые начинаются с гласного звука. Для таких звуков нет домика.

2.«Мамина сумка»

Догадайтесь, какие продукты принесла мама из магазина, если она покупала только такие, в названии которых есть звук [м]. Нарисуйте их.

Какие блюда приготовила мама, если в их названии есть звук [р] т.п.

3. «Построим дом»

На листе бумаги нарисована стена. Просим ребенка дорисовать дом. Но изображать можно только те детали, в названии которых есть [р]: крыша, труба, крыльцо, рама, забор вокруг дома. Потом рисуют предметы только с [рь]: двери, козырек над дверью, деревья у дома.

Ребенку можно предложить помощь в виде наводящих вопросов:

— Из какого материала сделан дом: он кирпичный, деревянный?

— Какой краской его покрасим: серой, розовой, коричневой?

— Какие кустарники нарисуем вокруг дома: смородину, сирень?

— Какие цветы посадим рядом с домом: астры, розы, ирисы?

Учимся выполнять звуковой анализ слов.

Для совершенствования навыков звукового анализа в работе используются следующие дидактические игры:

1. «Отгадай слово»

Перед детьми звуковая модель слова

Отгадайте, какое слово зашифровано. Дети с помощью вопросов выясняют, к какой группе относится данное слово:

2. «Отгадай загадку»

Логопед загадывает загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.

Не человек, а рассказывает

Ребенок пишет отгадку в виде схемы.

3. «Живые звуки»

Дети “превращаются “ в звуки. Дети-звуки называют свой звук, а остальные догадываются, какое слово получилось.

4. «Назови слово по модели»

Материал: доска, мелки, предметные картинки, цветные схемы, листы бумаги с рисунками предметов и звуковыми схемами слов.

На доске мелками рисуются звуковые схемы слов. Детям задается вопрос: Кто подберет слово, которое подходит к схеме?

Используются разные модели:

3 ребенка превращаются в слова: кит, кот, крот. Из 3 моделей, изображенных на доске, каждый выбирает свою модель и доказывает, что это его схема.

Каждый ребенок получает большой лист бумаги. Справа на нем — рисунки с изображениями предметов, слева — в любом порядке звуковые схемы слов. Надо соединить дорожкой рисунок с нужной схемой.

Можно использовать усложнение: звуковых схем на листочке может быть больше, чем картинок.

Игровые упражнения с буквами.

1. «Исправь букву»

Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы. Догадайтесь, какие это буквы и исправьте их.

2. «Какие это буквы?»

Материал: буквы из картона.

Правила: из картона вырезаны буквы. Ребенку с завязанными глазами предлагают на ощупь определить буквы. ( А кому-то из детей можно предложить определить слово, не открывая глаз.)

3. «Разрезные буквы»

Материал: листочки цветной бумаги для букв.

На отдельных листочках написано по одной букве. Каждая буква окрашена в свой цвет. Лист разрезаем на 2-3 части. Дети собирают буквы, а потом из них слова.

4. В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Поэтому, прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.

Дети должны четко усвоить понятия «верх», «низ», «право», «лево». Для осуществления этой цели используются различные виды заданий и упражнений (смотри дальше).

5. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.

6. «Определение букв», написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

Какие буквы стоят кверху ногами? Впиши их в клетки правильно.

7. «Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами». Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.

8. «Найти недостающие элементы буквы» Для этого обращаюсь к игре «Буква сломалась».

— На шариках нарисованы буквы и их элементы. Преврати их в букву Щ.

9. «Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой и т.п.»

10. «Определение буквы», «написанной» на спине, на ладони, в воздухе (с закрытыми и открытыми глазами).

11. «Систематическое придумывание детьми слов на данную букву» Связь звука и буквы, а также их различие объясняются на каждом занятии. Дети должны четко усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем.

12. «Нахождение букв в геометрических фигурах».

Например, в приведенном квадрате предлагается отыскать спрятавшиеся буквы: о, у, и, м, п, г, т, р, л и т.д. Чтобы легче было увидеть букву, дети параллельно выкладывают контур из палочек.

13. «Поиск букв, наложенных друг на друга.»

14. «Придумывание слов на данную букву в определенной позиции» (в начале, в середине, в конце слова).

15.» Конструирование букв из их элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.»

16. «Мягкие буквы».

(направлено на запоминание формы буквы ,соотношения её частей и пропорций).

Ребенку даётся шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква.

17. «Допиши букву»

Ход игры: Логопед предлагает детям дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ребенок, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента.

18. «Угадай, кто я».

Цель: Закрепление начертания букв, соотнесение их со звуками.

Оборудование: Элементы букв у каждого ребенка. Ход игры: Логопед называет элементы букв. Дети находят их и складывают букву, произносят соответствующий звук.

19. «Соедини одинаковые буквы»

1. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. М., 1989.

2. Шаховская С.Н. Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. Ч.1. М., 1992.

источник