Меню Рубрики

Звуковой анализ у детей с онр

Автор: Зинина Елена Николаевна
Должность: логопед
Учебное заведение: МАДОУ №108 «Воробышек»
Населённый пункт: город Прокопьевск. Кемеровская область
Наименование материала: публикация
Тема: «Особенности развития навыка звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.»
Дата публикации: 25.11.2017
Раздел: дошкольное образование

1.2. Особенности развития навыка звукового анализа и синтеза у детей

Дети с общим недоразвитием речи III уровня, у которых нарушено

произношение фонем и их восприятие, испытывают трудности звукового

анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения

порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество,

последовательность или позицию звуков в слове.

Нарушение фонематического восприятия у детей с ОНР чаще носит

эоспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно.

Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается при

выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-

последовательность звуков его составляющих.

При выполнении заданий — назвать первый или последний согласный

звук в словах типа кошка — камень, ребенок с ОНР, как правило, выделяет

слог. Отмечаются реверсы (перевороты) слов (в слове шар первый звук [р]).

Затрудняется сравнение слов по звуковому составу — определение количества

звуков в слове и нахождение 2-, 3-, 4-го звука.

Типичные ошибки детей с ОНР — пропуск гласных звуков, согласных

в словах со стечением звуков, реверсы слов при назывании по порядку звуков

добавление звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове,

синтез слов из звуков и слогов.

Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только

влияющие на правильность выполнения заданий.

фонематических процессов: фонематического восприятия, фонематического

развивающихся сверстников в умении производить звуковой анализ и синтез.

В связи с этим необходимо специальные занятия по формированию звукового

материала, и целесообразности его применения на

ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим

Звуковой (фонематический) анализ и синтез — это умственные действия

по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом

Операциями звукового анализа являются:

Дифференциация гласных и согласных звуков;

Выделение начального звука в слове;

Определение места звука в слове;

Определение последовательности и количества звуков в слове;

Выделение места звука в слове по отношению к другим звукам;

Составление слова из звуков, данных в правильной последовательности

и в нарушенной последовательности.

Преобразование слова при помощи добавления или замены звука.

Дети с общим недоразвитием речи III уровня, у которых нарушено

произношение фонем и их восприятие, испытывают трудности звукового

анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения

порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество,

последовательность или позицию звуков в слове.

Формирование звукового анализа и синтеза у детей с ОНР III уровня

должно осуществляться в условиях систематической работы с применением

наглядности. Многие авторы методик рекомендуют включать наглядные

модели, символы звуков на занятиях с детьми с ОНР по формированию

навыка звукового анализа и синтеза.

Основные этапы логопедической работы, направленной на формирование

звукового анализа у старших дошкольников

непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического

источник

В ходе исследования, анализ предварительной беседы с детьми показывает, что у детей с ОНР запас знаний и представлений об окружающем не соответствует возрастной норме. Все испытуемые легко отвечают на вопрос о своем имени, фамилии, возрасте и месте жительства, но им трудно описать любимую игрушку или внешность кого-либо из близких. Звуковая сторона речи у них нарушена, но степень нарушения может быть разной. У одних детей речь понятна окружающим, у них страдают лишь сложные по артикуляции звуки, интонация сохранна. У других речь малопонятна, интонационно невыразительна, страдает большее количество звуков, относимых к разным фонетическим группам.

Сравнительный анализ результатов обследования фонематического восприятия в ЭГ и КГ приведен на диаграмме 1

Диаграмма 1- Сравнительный анализ результатов обследования фонематического восприятия экспериментальной и контрольной групп

Результаты обследования фонематического восприятия детей экспериментальной и контрольной групп показало:

Детям с ОНР 3 уровня задание далось тяжело, присутствовали ошибки в различии неречевых звуках (таких как переливание воды, звон погремушки). Наблюдалась сложность в различии слов, близких по звуковому составу (дам дом — дым и т.п.), сложность в дифференциации слогов и фонем. Самым сложным из предложенных заданий было определение звука в слове, выделение первого и последнего звука в слове, определение количества звуков в слове их последовательность и деление слов на слоги. Почти каждый ребёнок за задание получил 1 балл (задание выполнялось с ошибками, даже после помощи логопеда).

Результат обследования контрольной группы можно оценить выше среднего балла. У детей с нормой речевого развития не возникло трудностей в различии неречевых звуков, слов близких по звуковому составу, дифференциация слогов и фонем, подбора слов с заданным звуком, выделение местоположения звука в слове, определение местоположения звука в слове, определение последовательности, деление слов на слоги. Можно сделать общий вывод, что для детей с ОНР задание оказалось нелегким. Всем детям с ОНР потребовалась помощь логопеда. Средний балл выполнения задания детьми, у которых речевое развитие в норме составляет 3,3. У детей с ОНР средний балл выполнения задания составил 1. На представленной диаграмме отчётливо видно, правильность выполнения заданий детьми с ОНР 3 уровня и детьми с нормой речевого развития. Сравнительный анализ результатов обследования артикуляционной моторики детей ЭГ и КГ дан на диаграмме 2.

Диаграмма 2- Сравнительный анализ результатов обследования артикуляционной моторики экспериментальной и контрольной групп.

Результаты сравнительного исследования состояния артикуляционной моторики детей экспериментальной и контрольной групп показало, что детям с ОНР 3 уровня задание далось значительно труднее, чем детям с нормальным речевым развитием. В ЭГ наблюдалась трудность в точности движений, устойчивости, направленности, концентрации и переключаемости. Ограниченность, неточность и слабость движений подвижных органов артикуляции — языка, мягкого нёба, губ и нижней челюсти. Отсутствовало точное соответствие, напряжённое выполнение, с ошибками, длительный поиск позы и не удержание ее, синкинезии и гиперкинезы, в некоторых случаях было невыполнение движений. В отличие от детей с 3 уровнем развития речи, у детей с нормой речевого развития как таковых ошибок в выполнении задания. Объём движений был полон, отклонений в конфигурации не было, полная точность движений. Можно сделать вывод, что у детей с ОНР развитие артикуляционной моторики отстает от нормы.

Результаты показали, что для детей с ОНР это задание оказалось нелегким, всем детям понадобилась помощь логопеда.

Средний балл за выполнение этого задания детей, чье речевое развитие в норме составил 2,3. У детей с ОНР средний балл составил 1,2. На представленной диаграмме отчётливо видно качество выполненного задания детьми с ОНР 3 уровня и детьми с нормой речевого развития.

Диаграмма 3- Сравнительный анализ результатов обследования звукопроизношения экспериментальной и контрольной групп

Результат исследования звукопроизношения детей экспериментальной и контрольной групп свидетельствовал, что нарушения звукопроизношения присутствуют как и у экспериментальной группы так и у контрольной. У детей с 3 уровнем речевого развития наблюдалось искажённое произношение звуков, отсутствие звука в речи ребёнка, замена одного звука другим, сигматизмы: межзубный, боковой, носовой и др.; парасигматизмы — призубный, шипящий и др. Все разновидности нарушений имеют свои особенности исправления.

В контрольной группе у детей тоже присутствуют нарушения звукопроизношения, но не значительные. У каждого ребенка отдельно нарушена определенная группа звуков. Как в экспериментальной, так и в контрольной группах на ряду с нарушениями произношения отдельных звуков задание далось трудно. Средний балл за обследование звукопроизношения у детей с нормой речевого развития 2,7, а у детей с ОНР 1,3. На представленной диаграмме отчётливо видно качество выполненного задания детьми с ОНР 3 уровня и детьми с нормой речевого развития.

Диаграмма 4- Сравнительный анализ результатов обследования звуко- слоговой структуры слова экспериментальной и контрольной групп

Результат исследования звуко-слоговой структуры слова у детей экспериментальной и контрольной групп продемонстрировал, что у детей экспериментальной группы возникли сложности в выполнении этого задания, наблюдались перестановки слогов в словах, замены, смешения и пропуски. Воспроизведение было замедленное, искажённое, некоторые дети вовсе не смогли воспроизвести слова. Дети контрольной группы выполнили это задание, повторение слов было правильным, некоторым детям понадобилась помощь логопеда, но и после этого воспроизведение было точным. Результаты показали, что для детей с ОНР группы это задание оказалось нелегким, всем детям понадобилась помощь логопеда. Средний балл за обследование звуко-слоговой структуры слова детей чье речевое развитие в норме составил 3,5. У детей с ОНР средний балл составил 1,5. На представленной диаграмме отчётливо видно качество выполненного задания детьми с ОНР 3 уровня и детьми с нормой речевого развития.

Далее нами приводятся все средние показатели обследования ЭГ и КГ.

Таблица 3 Средние показатели обследования детей экспериментальной и контрольной групп

Звуко-слоговая Структура слова

Таким образом, в представленной таблице 3 наглядно видны результаты обследования экспериментальной и контрольной групп. Оценка исследования была в виде бальной системы, в таблице отображены средние баллы за выполнения заданий из четырёх серий обследования. Видно, что результаты обследования экспериментальной группы и контрольной сильно отличались. У детей с 3 уровнем недоразвития речи фонематическое восприятие существенно отстаёт от нормы.

Для более наглядного примера можно составить диаграмму соотношений показателей обследования детей с речевой нормой и ОНР (диаграмма 5).

Диаграмма 5 — Соотношения результатов исследования экспериментальной и контрольной групп

Процент неправильного определения места звука в середине слова составлял 10 %. Проанализировать слово, разложить его на звуки, посчитать число было доступно 60 % детей. 70 % могли разделить слова с помощью внешней опоры. У детей с нормой речевого развития отсутствовали нарушения артикуляционной моторики, наблюдались существенные отличия по уровню сформированности звукопроизношения и слоговой структуры слова. Совершенно иная картина была у детей с ОНР уровня. Почти половине детей требовалась помощь логопеда при воспроизведении слоговых рядов, различающихся по твердости-мягкости, звонкости-глухости, со стечением согласных и сменой гласных звуков. 43 % детей не справились с заданием по определению звуков в слове и подбору слов с заданным звуком. 74 % детей не смогли выделить первый и последний звук в слове определить гласный в середине слова.

Для остальных приходилось прибегать к интонационному выделению звуков в слове, поскольку гласный звук воспринимался как оттенок согласного. Максимальную трудность представлял сложный фонематический анализ. Большинству детей он был недоступен (92 %). Они называли звуки наугад или просто молчали. У детей с ОНР наблюдались существенные различия по развитию артикуляционной моторики, сформированности звукопроизношения, овладению слоговой структурой слова: в двух случаях присутствовали нарушения артикуляционной моторики, треть детей с ОНР имели нарушения звукопроизношения и сформированности слоговой структуры слова. Думается, что основной трудностью, которая препятствовала нормальному овладению речью у детей с общим недоразвитием речи, были недостатки фонематического восприятия.

Проведенное нами обследование позволяет помимо устной речи охарактеризовать особенности психического развития детей с ОНР. У дошкольников с ОНР наблюдается недостаточная концентрация внимания, ограниченный объем кратковременной памяти. Дети быстро утомляются, эмоционально-волевая сфера неустойчива. Контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует. Отмечается использование штампов в выполнении задания. Детям требуется значительно больше времени для включения в работу. Дети испытывают трудности в поиске способов и средств в решении различных задач, ошибаются практически на протяжении всего обследования. Таким образом, видно, что детей с нормой речевого развития отличал от детей с речевой патологией уровень сформированности сенсомоторной стороны речи, в первую очередь уровень развития фонематического восприятия. У детей с речевой нормой в достаточной степени было развито слуховое восприятие. Они не испытывали затруднений при различении слов, близких по звуковому составу, воспроизведению слоговых рядов разной степени сложности. Около половины детей (45 %) имели высокий уровень сформированности определения звуков в слове, подбора слов с заданным звуком, у остальных — соответственно средние показатели. 30 % детей умели самостоятельно выделять первый и последний звуки.

источник

Звукового анализа у детей с ОНР

Исследование проходила на базе ДОУ д/с №71 «Кораблик» и д/с № 44 «Золушка» в 2014-2015 году в городе Набережные Челны. Логопедом было обследовано 20 детей 6 лет в подготовительной к школе группе с диагнозом ОНР: в экспериментальную группу входило 10 дошкольников детского сада № 71 «Кораблик», в контрольную группу — 10 детей детского сада № 44 «Золушка». Исследование проходило в первой половине дня, когда дети меньше утомлены и легче идут на контакт.

Цель исследования: выявить уровень сформированности звукового анализа у детей с ОНР подготовительной логопедической группы детского сада (второй год обучения).

Эксперимент проводился в 4 этапа.

1 этап. Сбор анамнестических данных: особенности течения беременности и родов; какие заболевания перенес в первый год жизни, речевое развитие ребенка, соответствовала ли речь возрастной норме (образец бланка сбора анамнестических данных представлен в Приложении 1).

2 этап. Исследование навыков звукового анализа у детей с ОНР в начале учебного года и анализ показателей детей с ОНР в контрольной и экспериментальной группе. Данные обследования заносились в протоколы обследования (образец протокола обследования представлен в Приложении 2).

3 этап. Проведение коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа у детей с ОНР в экспериментальной группе.

4 этап. Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп после коррекционной работы.

В ходе исследования использовались: беседа с родителями для сбора анамнеза, изучение медицинских карт, методика исследования фонематических процессов у старших дошкольников, анализ и сравнение полученных данных.

В анамнезе отмечались: частые соматические заболевания; патология беременности у матерей (в первой половине беременности). У некоторых детей по данным медицинской карты и беседы с родителями отсутствовали какие-либо выраженные отклонения в раннем нервно психическом развитии. Анализ анамнестических данных позволил установить наличие у некоторых из них отклонение в развитии в пренатальный, натальный и постнатальный периоды.

Перед процедурой исследования была изучена документация, заполнена речевая карта на каждого ребенка. Обобщая данные состояния звукопроизношения детей с ОНР, можно сделать следующие выводы: все дети с ОНР имеют полиморфное нарушение звукопроизношения. Среди нарушений встречаются: отсутствие звуков, искажения, замены, смешение звуков.

Экспериментальная группа д/с № 71 «Кораблик»

Фамилия, имя Возраст Диагноз
Никита Б. 6 лет 3 мес. ОНР II уровня, стертая дизартрия
Илья И. 6 лет 3 мес. ОНР III уровня
Степан К. 6 лет 1 мес. ОНР III уровня, моторная алалия
Анна П. 6 лет ОНР I уровня
Эльвина З. 6 лет 4 мес. ОНР III уровня
Ольга Р. 6 лет 2 мес. ОНР II уровня, моторная алалия
Антон П. 6 лет 3 мес. ОНР III уровня
Айдар С. 6 лет 1 мес. ОНР III уровня
Петя И. 6 лет ОНР III уровня
Алмаз Х. 6 лет 2 мес. ОНР III уровня

В экспериментальной группе принимало участие 10 детей с разным уровнем речевого развития и психического развития, среди которых было два дошкольника с моторной алалией и 1 ребенок со стертой дизартрией. Речевое развитие 20 % дошкольников с нарушением речи соответствовало II уровню недоразвития речи, 10 % — I уровню, остальные 70 % имели ОНР III уровня. Среди них трое девочек и семь мальчиков:

Читайте также:  Анализ на антитела у детей

6 мальчиков — ОНР III уровня;

1 девочка — ОНР III уровня;

Контрольная группа д/c № 44 «Золушка»

Фамилия, имя Возраст Диагноз
Надя А. 6 лет 1 мес ОНР III уровня
Юля К. 6 лет 3 мес ОНР II уровня, моторная алалия
Андрей Г. 6 лет 2 мес ОНР III уровня
Михаил Б. 6 лет 3 мес ОНР III уровня, стертая дизартрия
Николай С. 6 лет ОНР III уровня, моторная алалия
Мария С. 6 лет 2 мес ОНР III уровня
Света К. 6 лет 4 мес ОНР III уровня
Тамара Г. 6 лет 1 мес ОНР III уровня
Иван К. 6 лет 2 мес ОНР III уровня
Артем Г. 6 лет 3 мес ОНР II уровня

В контрольной группе принимало участие 10 детей с разным уровнем речевого развития и психического развития, среди которых было два дошкольника с моторной алалией и 1 ребенок с дизартрией. Речевое развитие 20 % дошкольников с нарушением речи соответствовало II уровню недоразвития речи. Остальные 80 % имели ОНР III уровня. Среди них пять девочек и пять мальчиков:

4 мальчика – ОНР III уровня;

4 девочки — ОНР III уровня;

Цель — исследование фонематического анализа.

Обследование начиналось с беседы, которая была направлена на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предлагаемой работе. После этого ребенку предлагались задания на исследование звукового анализа. Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально (образец бланка заполнения речевой карты представлен в Приложении 3). Стимульный речевой и наглядный материалы соответствовали традиционным логопедическим требованиям. Все методики подавались в игровой форме.

№ 1. Выделить первый звук в слове:

Инструкция: назови первый звук в слове.

утка, арбуз, Оля, санки, мышка, ложка

3 балла — правильно выполняются все задания;

2 балла – задание выполняется с помощью логопеда;

1 балл – задание выполняется с ошибками после помощи логопеда;

0 баллов — задание не выполняется.

Рис. 1. Результаты обследования экспериментальной группы

«Выделить первый звук в слове» — средний балл за это задание у детей с ОНР экспериментальной группы в начале года, до коррекционной работы, – 1,7 балла (из 3 баллов). Дети испытывали трудности в выполнении этого задания. 3 (30%) детей выполнили задание с ошибками даже после помощи логопеда. 7 (70%) ребенка выполнили задание при помощи логопеда. Судя по результатам, для детей с ОНР экспериментальной группы это задание оказалось нелегким, всем детям потребовалась помощь логопеда.

Рис. 2. Результаты обследования контрольной группы

«Выделить первый звук в слове» — средний балл за это задание у детей с ОНР контрольной группы в начале года, до коррекционной работы, – 1,6 баллов (из 3 баллов). Дети испытывали трудности в выполнении этого задания. 4 (40%) детей выполнили задание с ошибками даже после помощи логопеда. 6 (60%) ребенок выполнил задание при помощи логопеда. Судя по результатам, для детей с ОНР контрольной группы это задание оказалось нелегким, всем детям потребовалась помощь логопеда.

№ 2. Определить сколько звуков в слове:

Инструкция: посчитай, сколько звуков в слове.

3 балла — правильно выполняются все задания;

2 балла – задание выполняется с помощью логопеда;

1 балл – задание выполняется с ошибками после помощи логопеда;

0 баллов — задание не выполняется.

Рис. 3. Результаты обследования экспериментальной группы

«Определить сколько звуков в слове» — средний балл за это задание у детей с ОНР экспериментальной группы – 1,7 балла (из 3 баллов). 3 (30%) детей задание выполнили с ошибками после помощи логопеда. 7 (70%) детей выполнили правильно, но с помощью логопеда. Как оказалось, большинство детей не справились даже с самой легкой пробой из 3 звуков.

Как мы видим, у детей с ОНР не сформированы навыки фонематического анализа. Развитие навыков звукового анализа у детей с ОНР отстает от нормы. Для них задание «определить сколько звуков» оказалось сложным.

Рис. 4. Результаты обследования контрольной группы

«Выделить первый звук в слове» — средний балл за это задание у детей с ОНР контрольной группы в начале года, до коррекционной работы, – 1,6 балла (из 3 баллов). Дети испытывали трудности в выполнении этого задания. 4 (40%) детей выполнили задание с ошибками даже после помощи логопеда. 6 (60%) детей выполнили правильно, но с помощью логопеда. Судя по результатам, для детей с ОНР контрольной группы это задание оказалось нелегким, всем детям потребовалась помощь логопеда.

№ 3. Определить место звука в слове:

Инструкция: определи, где находиться звук [Л] в слове — в начале, середине или конце слова.

3 балла — правильно выполняются все задания;

2 балла – задание выполняется с помощью логопеда;

1 балл – задание выполняется с ошибками после помощи логопеда;

0 баллов — задание не выполняется.

Высокий уровень – от 7 до 9 баллов

Средний уровень – от 4 до 6 баллов

Низкий уровень — ниже 3 баллов.

Рис. 5. Результаты обследования экспериментальной группы в начале года (задание №3)

«Определить место звука в слове» — средний балл за это задание у детей с ОНР экспериментальной группы – 1,7 балла (из 3 баллов). 8 (80%) ребенка справились с заданием с помощью логопеда. 2 (20%) ребенка задание выполнили с ошибками после помощи логопеда. Результаты говорят, что у детей с ОНР экспериментальной группы не сформированы понятия «начало», «середина», «конец» слова.

Рис. 6. Результаты обследования контрольной группы

«Определить место звука в слове» — средний балл за это задание у детей с ОНР контрольной группы – 1,5 балла (из 3 баллов). 6 (50%) детей справились с заданием с помощью логопеда. 4 (40%) детей задание выполнили с ошибками после помощи логопеда. Результаты говорят, что у детей с ОНР контрольной группы не сформированы понятия «начало», «середина», «конец» слова.

Обследование позволяет сделать вывод и об особенностях психических процессов у детей с ОНР. У дошкольников с ОНР наблюдается недостаточная концентрация внимания, ограниченный объем кратковременной памяти. Дети быстро утомляются, эмоционально-волевая сфера неустойчива. Контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует. Отмечается использование штампов в выполнении задания. Детям требуется значительно больше времени для включения в работу. Дети испытывают трудности в поиске способов и средств в решении различных задач, ошибаются практически на протяжении всего обследования.

Дата добавления: 2015-07-13 ; Просмотров: 1450 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Марианна Викторовна Глиненко

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Лингвисты, педагоги психологи и учителя считают шестой год жизни ребёнка периодом наиболее высокой «звуковой одарённости», особой восприимчивости к звуковой стороне речи.

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Однако обучающиеся 1 классов с общим недоразвитием речи (НВОНР) испытывают трудности в процессе обучения письму и чтению. Основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

Д.Б.Эльконин определял звуковой анализ как действие по установлению последовательности и количества звуков в составе слова. В.К.Орфинская выделяла простые и сложные формы фонематического анализа, среди которых – узнавание звука среди других фонем и вычленение его из слова в начальной позиции, а также полный звуковой анализ слов. Простые формы анализа формируются в норме спонтанно – до поступления ребёнка в школу, а сложные – уже в процессе обучения грамоте. Несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов. Звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, усложняет и тормозит формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Звуковой анализ требует специального планомерного обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания. А.Н.Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится». И, действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество звуков вряд ли доступно ребёнку без помощи учителя-логопеда. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной.

Д.Б.Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается 1) определение порядка слогов и звуков в слове;

2) установление различительной роли звука;

3) выделение основных качественных характеристик звука»

Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. Без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом. Ключевым моментом в системе коррекции общего недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. «Формирование узловых образований, — отмечает Р.Е.Левина, — позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта» (т.е. коррекции общего недоразвития речи).

Итак, необходимыми предпосылками для обучения младших школьников являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа. Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чтобы ребёнок усвоил письменную речь быстро и легко, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

Звуковой анализ – это определение порядка слогов и звуков в слове; установление различительной роли звука; выделение основных качественных характеристик звука.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств – графических схем слова, звуковых линеек, «светофоров»), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.
Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определённое положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, количество звуков в звуковом ряду и т.д.). В связи с этим предусматривается определённая последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза (от ряда гласных звуков до трёхсложных слов).

Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза делится на несколько этапов:

1.Формирование функций фонематического анализа звукового ряда, состоящего из двух или нескольких гласных (уточнение артикуляции гласных звуков, определение наличия звука в ряду, определение места звука в ряду, определение последовательности звуков в ряду).

2.Формирование функций фонематического анализа и синтеза звукового ряда, состоящего из гласного и согласного звуков (анализ обратных слогов, анализ прямых слогов).

3.Формирование функций фонематического анализа и синтеза слов (выделение (узнавание) звука на фоне слова, вычленение первого и последнего звука, определение места звука в слове – в начале, в середине, в конце).

В работе по развитию фонематического анализа и синтеза активно используется современный метод моделирования (различные обозначения гласных и согласных звуков – красные, синие и зелёные кружки; для дифференциации твёрдых и мягких согласных – домики, вагончики, цветы; модели нот для обозначения гласных звуков; для обозначения глухих и звонких звуков – колокольчик и зачёркнутый колокольчик; для определения места звука в слове — звуковые гусеницы, грузовики, звуковые птички, звуковые полоски, звуковые домики и т.д.). Этот метод помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным для детей. Задания на развитие фонематического анализа и синтеза включаются в каждое фронтальное и индивидуальное занятие.

Таким образом, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество звуков ребёнок выполнить не может без помощи учителя-логопеда. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной и своевременной.

Использование метода моделирования в работе по развитию фонематического анализа и синтеза

Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа и синтеза нуждаются дополнительно к слуховой и в зрительной опоре. В процессе работы над развитием фонематического анализа и синтеза я активно использую зрительные символы звуков. В отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Использую различные обозначения гласных и согласных звуков (красные, синие и зелёные кружки, квадраты). В начале коррекционной работы для обозначения гласных звуков использую геометрические формы красного цвета. Их внешний вид напоминает очертания губ при артикуляции соответствующих звуков ([А] – большой круг, [У] – маленький кружок, [И] – горизонтально расположенная полоска, [О] – вытянутый по вертикали овал, [Ы] – нижняя половинка круга. Звук [Э] вводится во второй половине года).

Некоторые исследователи предлагают для этого использовать карточки с моделями нот. Нота обозначает гласный звук, так как она поётся. Зачёркнутая нота – согласный, так как его нельзя петь. Для дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков использую домики, вагончики, цветы и другие изображения предметов синего (твёрдый звук) и зелёного (мягкий звук) цветов. Например, ребёнку даются картинки, и он должен расселить их по нужным домикам, вагончикам. Также на занятиях часто использую изображения травы и льда: трава – мягкий согласный звук, а лёд – твёрдый. Аналогично можно сделать домики, вагончики для дифференциации гласных – согласных звуков (красный, синий, зелёный).

Для определения местоположения звука в слове – применяю «звуковые гусеницы», «звуковые домики», «звуковые полоски», «звуковой поезд».

Применение различных символов, моделей и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний. Поэтому советую и родителям детей изготовить из цветного картона такие же пособия (красные, синие, зелёные кружки, карточки для определения места заданного звука в слове и для составления звуковых схем слов.

Таким образом, используя различные обозначения звуков можно составлять разнообразные модели. Задания на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза включаю в каждое фронтальное и индивидуальное занятие.

Использование современных методов моделирования помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным.

Работу над развитием фонематического анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи начинаю с более лёгких в акустико-артикуляционном плане звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного (показ артикуляции определённого звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом), слухового (восприятие звука на слух), тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). Ребёнок запоминает характеристики звуков: гласный – согласный, согласный – звонкий и глухой, твёрдый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционных далёких и близких звуков.

Читайте также:  Анализ на аскарид у детей

Затем в работу подключаю следующие задания, игровые упражнения, дидактические игры:

— на определение наличия или отсутствия заданного звука хлопками, сигналами, картинками;

— отбор картинок, игрушек, в названии которых есть изучаемый звук;

— придумывание слов, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;

— узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;

— нахождение в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;

— раскрашивание или обводка тех картинок, в названии которых есть изучаемый звук;

— рисование предметов, в которых есть определённый звук;

— отгадывание загадок и выделение первого или последнего звука в словах-отгадках;

— выделение из ряда слов, произносимых логопедом, те, в которых имеется заданный звук;

— выделение из предложения слова с заданным звуком;

— игры «Следопыты», «Сыщики» — нахождение в словах звука по картинкам, показывание картинок со звуком, например, [п], [п’]. Сказать, где слышится заданный звук.

— Игра «Фантазёры» — придумывание слов со звуком;

— Игра «Кто внимательней» — угадывание, с какого звука начинается слово (булка, парта, батон, почка и др.);

— Игра «Подари подарки» (дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах, например, подарки для Киры и Коли);

— Игра «Кто больше?» (показывается картинка и предлагается назвать те слова, в которых есть определённый звук);

— Игра «Поймай звуки» (детям предлагается поймать звуки и произнести слово);

— Игра «Какой звук именинник» (предлагается рассказ. Слова, картинки, предметы с часто встречающимся одинаковым звуком);

Детям раздаются пустые коврики и набор разноцветных кружков. Ведущий называет слово, а дети берут кружок такого цвета, начальная буква которого соответствовала начальной или конечной букве предлагаемого слова.

Ход игры.

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников С-Пб, 2004

2. Астафьева Е.О. Играем, читаем, пишем С-Пб, 2003

3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты фронтальных занятий М., 2009

4. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо М., 1995

5. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников М., 1997

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН М.,2001

7. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами М., 1999

8. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно М., 1999

9. Лопухина И.С. Логопедия: упражнения для развития речи С-Пб,1997

10. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе: обучение грамоте детей с нарушениями речи М.,1999

11. Маханева М.Д. Подготовка к обучению грамоте М., 2007

12. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР С-Пб, 2005

13. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов М., 2002

14. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа С-Пб,2000

15. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи С-Пб, 1999

16. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит С-Пб, 1998

17. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать М., 2007

источник

Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Лилия Мунасипова
Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет речевое и познавательное развитие. Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению школьной неуспеваемости. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению служит нормальное развитие речи, особенное значение имеет правильное и четкое произношение звуков, слов и предложений.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.

Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой и звуковой стороне речи. Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: (фонетика, лексика и грамматика).

Общее недоразвитие речи относится к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия.

Для их коммуникативного развития характерно отсутствие или позднее появление спонтанного лепета в ответ на говорение взрослого. Отмечается значительное запаздывание появления первых слов; весьма замедленно, затрудненно протекает процесс овладения фразовой речью: переход от произнесения отдельных слов к построению двухсловного предложения растягивается на долгое время.

У детей с общим недоразвитием речи чрезвычайно медленно образу-ются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в коммуникативном творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в коммуникативности имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность коммуникативного общения.

Владея достаточно большим запасом слов для построения высказы-ваний с целью налаживания общения с окружающими, дети с общим недоразвитием речи фактически лишены возможности словесной комму-никации, т. к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.

В возрасте 5 -7 лет дети с общим недоразвитием речи с большим желанием относятся к игре, чем совместной деятельности с взрослым, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими людьми.

Заслуживает внимания и тот факт, что дети пяти-шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи, поступив в группу специального детского сада, обнаруживают неумение пользоваться своей речью; они молча действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам и взрослым.

Известно, что условия обучения ребенка с общим недоразвитием речи определяются особенностями его речевого развития. Но всем им требуются специальные занятия по накоплению словаря и овладению навыками связной речи. Расширение словарного запаса может происходить либо путем объяснения логопедом значения новых слов, либо с помощью конкретной ситуации и доступного смыслового контекста, раскрывающих значение слова. Понимание значения слова во многом зависит от того, умеет ли ребенок выделять его значимые единицы (приставки, корни, суффиксы, определять родственные слова. Детям с общим недоразвитием речи, как правило, это удается с трудом, что препятствует самостоятельному расширению ими словаря. Поэтому особое значение приобретают занятия по овладению умением различать состав слова, видеть образующие его элементы и понимать их роль.

Процесс звукового анализа предполагает:

— умение выделять устойчивые смыслоразличительные единицы — фонемы из звукового потока слова на основе их слухопроизносительной дифференциации;

— овладение учебным (умственным) действием последовательно, по порядку выделять все звуки в составе слова.

Таким образом, формирование звукового анализа осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, пространственной ориентации.

Коррекция звукопроизношения ведется общепринятыми в логопедии приемами. Работа по развитию фонематического восприятия включает следующие основные этапы: активизация слухового внимания; развитие внимания к отдельным звукам речи в речевом потоке и в составе отдельных слов; узнавание неречевых звуков; различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем; развитие навыков элементарного звукового анализа.

Содержание работы по формированию слоговой структуры слов определяется анализом имеющихся у детей нарушений. В упражнениях используются только сохранные звуки. Данная работа предусматривает коррекцию нарушений количества и последовательности слогов в слове. Особое внимание уделяется работе над структурой отдельного слога со стечением согласных и над усвоением слов со стечениями. Важность этой работы обусловлена тем, что такого рода ошибки носят стойкий характер.

Содержание работы делится на два этапа:

— подготовительный: проговаривание слоговых рядов, слов, предложений заданной структуры; различение слов по слоговому составу, различение слоговых рядов.

— основной: преодоление нарушений в произношении стечений согласных звуков, введение их в слова различной слоговой структуры, предложения.

При анализе слова можно использовать вспомогательные средства — полоски цветной бумаги, цветные карандаши (длинная полоска или линия — целое слово, полоска покороче — слоги, квадратики или точки — звуки). Вспомогательные средства, как зрительная опора, используются по следам устного анализа.

Такой комплексный подход повышает эффективность логопедического воздействия, служит совершенствованием речевых возможностей детей с общим недоразвитием речи.

В процессе коррекционной работы по развитию навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи был составлен план по следующим направлениям:

1. Работа над речевым дыханием. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо — и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

2. Работа на развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики. Опыт показывает, что дети с общим недоразвитием речи нередко имеют отклонения в общей, мелкой, артикуляционной моторике. Дети недостаточно четко координируют движения.

3. Развитие зрительно – пространственной ориентировки. Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определении направлений в пространстве. Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звукового анализа и синтеза слов.

4. Работа над культурой произношения. Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а так же умение использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм, тембр речи). Развивая у детей правильную, хорошую звучащую речь, необходимо развитие речевого аппарата и воспитание фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

5. Формирование фонематических функций осуществляется в двух направлениях: первое направление — развитие фонематического восприятия. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже

– учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка. Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Второе направление — развитие фонематического анализа (и синтеза). Реализация данного плана осуществлялась систематически, последовательно, целенаправленно через серию логопедических занятий с использованием обучающих игр, упражнений, заданий, направленных на развитие фонематических процессов на всех этапах логопедической работы.

6. Индивидуальный подход к личности ребенка с его проблемами развития.

7. Комплексный подход в коррекционной работе со всеми специалистами детского учреждения.

Таким образом, реализация данного плана должна осуществляться систематически, последовательно, целенаправленно через серию логопедических занятий с использованием обучающих игр, упражнений, заданий, направленных на развитие фонематических процессов на всех этапах логопедической работы по развитию звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

1. Абелева, И. Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека [Текст]: / И. Ю. Абелева. — М.: Логос, 2004.- С. 304.

2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 1997. – 400 с.

3. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : учеб. пособие для студентов педагогических заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – 160 с.

4. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии [Текст]: коммуникативная дифференциация личности / Д. И. Бойков. — СПб.: КАРО, 2007. — 288 с.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза Подготавливая ребёнка к овладению чтением и письмом, важно знать, что наша речь состоит из предложений. Предложение — это законченная мысль.

Формирование навыка творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста: к моменту поступления в школу.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Аныгина Татьяна.

Конспект игры-путешествия по лексической теме «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Цель: Обогащение словаря детей на тему «Посуда». Задачи: 1) коррекционно-образовательные задачи: — Развивать связную речь при составлении.

Игры для развития фонематического слуха и восприятия, формирования навыков звукового анализа и синтеза «Угадай, чей голосок» Цель: определить товарища по голосу. Ход игры: водящий с закрытыми глазами на слух определяет, кто из играющих позвал.

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Маняпова Асия Октябрисовна, воспитатель МАОУ СОШ №14 (структурное подразделение «Детский сад») города Тобольска Тюменской области Народный.

Обобщение опыта по теме «Роль развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой.

Основные направления профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Профилактика — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов.

Читайте также:  Анализ на аскаридоз у детей

Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Аннотация. Особенности развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическим, так и практическом.

Особенности использования театрализованных игр в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в.

источник

Исследование проходило на базе ДОУ д/с №71 «Кораблик» и д/с № 44 «Золушка» в 2014-2015 году в городе Набережные Челны. Логопедом было обследовано 20 детей 6 лет в подготовительной к школе группе с диагнозом ОНР: в экспериментальную группу входило 10 дошкольников детского сада № 71 «Кораблик», в контрольную группу — 10 детей детского сада № 44 «Золушка». Исследование проходило в первой половине дня, когда дети меньше утомлены и легче идут на контакт.

Цель исследования: выявить уровень сформированности звукового анализа у детей с ОНР подготовительной логопедической группы детского сада (второй год обучения).

Эксперимент проводился в 4 этапа.

1 этап. Сбор анамнестических данных: особенности течения беременности и родов; какие заболевания перенес в первый год жизни, речевое развитие ребенка, соответствовала ли речь возрастной норме (образец бланка сбора анамнестических данных представлен в Приложении 1).

2 этап. Исследование навыков звукового анализа у детей с ОНР в начале учебного года и анализ показателей детей с ОНР в контрольной и экспериментальной группе. Данные обследования заносились в протоколы обследования (образец протокола обследования представлен в Приложении 2).

3 этап. Проведение коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа у детей с ОНР в экспериментальной группе.

4 этап. Сравнительный анализ результатов обследования экспериментальной и контрольной групп после коррекционной работы.

В ходе исследования использовались: беседа с родителями для сбора анамнеза, изучение медицинских карт, методика исследования фонематических процессов у старших дошкольников, анализ и сравнение полученных данных.

В анамнезе отмечались: частые соматические заболевания; патология беременности у матерей (в первой половине беременности). У некоторых детей по данным медицинской карты и беседы с родителями отсутствовали какие-либо выраженные отклонения в раннем нервно психическом развитии. Анализ анамнестических данных позволил установить наличие у некоторых из них отклонение в развитии в пренатальный, натальный и постнатальный периоды.

Перед процедурой исследования была изучена документация, заполнена речевая карта на каждого ребенка. Обобщая данные состояния звукопроизношения детей с ОНР, можно сделать следующие выводы: все дети с ОНР имеют полиморфное нарушение звукопроизношения. Среди нарушений встречаются: отсутствие звуков, искажения, замены, смешение звуков.

Экспериментальная группа д/с № 71 «Кораблик»

Фамилия, имя Возраст Диагноз
Никита Б. 6 лет 3 мес. ОНР II уровня, стертая дизартрия
Илья И. 6 лет 3 мес. ОНР III уровня
Степан К. 6 лет 1 мес. ОНР III уровня, моторная алалия
Анна П. 6 лет ОНР I уровня
Эльвина З. 6 лет 4 мес. ОНР III уровня
Ольга Р. 6 лет 2 мес. ОНР II уровня, моторная алалия
Антон П. 6 лет 3 мес. ОНР III уровня
Айдар С. 6 лет 1 мес. ОНР III уровня
Петя И. 6 лет ОНР III уровня
Алмаз Х. 6 лет 2 мес. ОНР III уровня

В экспериментальной группе принимало участие 10 детей с разным уровнем речевого развития и психического развития, среди которых было два дошкольника с моторной алалией и 1 ребенок со стертой дизартрией. Речевое развитие 20 % дошкольников с нарушением речи соответствовало II уровню недоразвития речи, 10 % — I уровню, остальные 70 % имели ОНР III уровня. Среди них трое девочек и семь мальчиков:

6 мальчиков — ОНР III уровня;

1 девочка — ОНР III уровня;

Контрольная группа д/c № 44 «Золушка»

Фамилия, имя Возраст Диагноз
Надя А. 6 лет 1 мес ОНР III уровня
Юля К. 6 лет 3 мес ОНР II уровня, моторная алалия
Андрей Г. 6 лет 2 мес ОНР III уровня
Михаил Б. 6 лет 3 мес ОНР III уровня, стертая дизартрия
Николай С. 6 лет ОНР III уровня, моторная алалия
Мария С. 6 лет 2 мес ОНР III уровня
Света К. 6 лет 4 мес ОНР III уровня
Тамара Г. 6 лет 1 мес ОНР III уровня
Иван К. 6 лет 2 мес ОНР III уровня
Артем Г. 6 лет 3 мес ОНР II уровня

В контрольной группе принимало участие 10 детей с разным уровнем речевого развития и психического развития, среди которых было два дошкольника с моторной алалией и 1 ребенок с дизартрией. Речевое развитие 20 % дошкольников с нарушением речи соответствовало II уровню недоразвития речи. Остальные 80 % имели ОНР III уровня. Среди них пять девочек и пять мальчиков:

4 мальчика – ОНР III уровня;

4 девочки — ОНР III уровня;

Цель — исследование фонематического анализа.

Обследование начиналось с беседы, которая была направлена на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предлагаемой работе. После этого ребенку предлагались задания на исследование звукового анализа. Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально (образец бланка заполнения речевой карты представлен в Приложении 3). Стимульный речевой и наглядный материалы соответствовали традиционным логопедическим требованиям. Все методики подавались в игровой форме.

№ 1. Выделить первый звук в слове:

Инструкция: назови первый звук в слове.

утка, арбуз, Оля, санки, мышка, ложка

3 балла — правильно выполняются все задания;

2 балла – задание выполняется с помощью логопеда;

1 балл – задание выполняется с ошибками после помощи логопеда;

0 баллов — задание не выполняется.

Рис. 1. Результаты обследования экспериментальной группы

«Выделить первый звук в слове» — средний балл за это задание у детей с ОНР экспериментальной группы в начале года, до коррекционной работы, – 1,7 балла (из 3 баллов). Дети испытывали трудности в выполнении этого задания. 3 (30%) детей выполнили задание с ошибками даже после помощи логопеда. 7 (70%) ребенка выполнили задание при помощи логопеда. Судя по результатам, для детей с ОНР экспериментальной группы это задание оказалось нелегким, всем детям потребовалась помощь логопеда.

Рис. 2. Результаты обследования контрольной группы

«Выделить первый звук в слове» — средний балл за это задание у детей с ОНР контрольной группы в начале года, до коррекционной работы, – 1,6 баллов (из 3 баллов). Дети испытывали трудности в выполнении этого задания. 4 (40%) детей выполнили задание с ошибками даже после помощи логопеда. 6 (60%) ребенок выполнил задание при помощи логопеда. Судя по результатам, для детей с ОНР контрольной группы это задание оказалось нелегким, всем детям потребовалась помощь логопеда.

№ 2. Определить сколько звуков в слове:

Инструкция: посчитай, сколько звуков в слове.

3 балла — правильно выполняются все задания;

2 балла – задание выполняется с помощью логопеда;

1 балл – задание выполняется с ошибками после помощи логопеда;

0 баллов — задание не выполняется.

Рис. 3. Результаты обследования экспериментальной группы

«Определить сколько звуков в слове» — средний балл за это задание у детей с ОНР экспериментальной группы – 1,7 балла (из 3 баллов). 3 (30%) детей задание выполнили с ошибками после помощи логопеда. 7 (70%) детей выполнили правильно, но с помощью логопеда. Как оказалось, большинство детей не справились даже с самой легкой пробой из 3 звуков.

Как мы видим, у детей с ОНР не сформированы навыки фонематического анализа. Развитие навыков звукового анализа у детей с ОНР отстает от нормы. Для них задание «определить сколько звуков» оказалось сложным.

Рис. 4. Результаты обследования контрольной группы

«Выделить первый звук в слове» — средний балл за это задание у детей с ОНР контрольной группы в начале года, до коррекционной работы, – 1,6 балла (из 3 баллов). Дети испытывали трудности в выполнении этого задания. 4 (40%) детей выполнили задание с ошибками даже после помощи логопеда. 6 (60%) детей выполнили правильно, но с помощью логопеда. Судя по результатам, для детей с ОНР контрольной группы это задание оказалось нелегким, всем детям потребовалась помощь логопеда.

№ 3. Определить место звука в слове:

Инструкция: определи, где находиться звук [Л] в слове — в начале, середине или конце слова.

3 балла — правильно выполняются все задания;

2 балла – задание выполняется с помощью логопеда;

1 балл – задание выполняется с ошибками после помощи логопеда;

0 баллов — задание не выполняется.

Высокий уровень – от 7 до 9 баллов

Средний уровень – от 4 до 6 баллов

Низкий уровень — ниже 3 баллов.

Рис. 5. Результаты обследования экспериментальной группы в начале года (задание №3)

«Определить место звука в слове» — средний балл за это задание у детей с ОНР экспериментальной группы – 1,7 балла (из 3 баллов). 8 (80%) ребенка справились с заданием с помощью логопеда. 2 (20%) ребенка задание выполнили с ошибками после помощи логопеда. Результаты говорят, что у детей с ОНР экспериментальной группы не сформированы понятия «начало», «середина», «конец» слова.

Рис. 6. Результаты обследования контрольной группы

«Определить место звука в слове» — средний балл за это задание у детей с ОНР контрольной группы – 1,5 балла (из 3 баллов). 6 (50%) детей справились с заданием с помощью логопеда. 4 (40%) детей задание выполнили с ошибками после помощи логопеда. Результаты говорят, что у детей с ОНР контрольной группы не сформированы понятия «начало», «середина», «конец» слова.

Обследование позволяет сделать вывод и об особенностях психических процессов у детей с ОНР. У дошкольников с ОНР наблюдается недостаточная концентрация внимания, ограниченный объем кратковременной памяти. Дети быстро утомляются, эмоционально-волевая сфера неустойчива. Контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует. Отмечается использование штампов в выполнении задания. Детям требуется значительно больше времени для включения в работу. Дети испытывают трудности в поиске способов и средств в решении различных задач, ошибаются практически на протяжении всего обследования.

План работы по развитию звукового анализа и синтеза

При работе с детьми шестилетнего возраста по развитию звукового анализа и синтеза составляется план индивидуальной работы на каждого ребенка (на основании данных обследования, при этом учитывается общий план обучения) (см. Приложение 4).

В планах отражается какие звуки уже должны быть исправлены и первоначально закреплены на материале слогов, слов, несложных текстов к моменту изучения каждого звука на фронтальных занятиях.

Указывается также, какие звуки ребенок смешивает, опускает или замещает в речи.

Учитываются и остальные осложнения ребенка, касающиеся произношения многосложных слов, анализа звукового состава слова, словаря, грамматического строя речи.

Кроме того, при составлении плана работы принимается во внимание общее развитие ребенка, его работоспособность.

Представленный метод подготовки к обучению детей звуковому анализу и синтезу нуждается в точном режиме во время пребывания детей в детском саду. Сочетание специальных занятий по исправлению недостатков с выполнением обязательных программных требований, безусловно, приводит к добавочной нагрузке на детей. И только рациональное следование режиму дня и осмысленное разделение нагрузки предоставляет вероятность без чрезмерного напряжения и усталости осуществить все стоящие перед этими группами задачи. Значимо также разумно разделить обязанности между логопедом и воспитателем.

В логопедических подготовительных к школе группах проводится каждый день по четыре занятия по 30 минут каждое. В соответствии специально подготовленному расписанию, логопед проводит одно фронтальное занятие каждый день.

После проведения фронтальных занятий логопед до 12 часов занимается с малыми группами детей (3-4 ребенка). В подгруппы набираются дети с похожими дефектами речи. Количество детей в подгруппе в течение года может изменяться в зависимости от определенных целей и задач того или иного периода обучения и личных результатов каждого дошкольника. В начале года, когда огромное количество времени выделяется на постановку звуков, целесообразно группировать детей, имеющих в некоторой степени сходные нарушения произношения звуков. В дальнейшем, когда акцент переносится на закрепление поставленных звуков и постепенно возрастает возможность включить упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, развитие навыка звукового анализа и синтеза, целесообразно перераспределить детей с учетом всего объема речевой работы с каждым из них. Работая с этими группами, логопед концентрирует свое внимание в первую очередь на закреплении произношения звуков, совершенствовании слухового восприятия, дифференциации звуков и анализе звукового состава речи.

Воспитатель находится на занятиях логопеда, потому что некоторые части этого занятия входят в работу, которую воспитатель проводит в вечернее время.Большое значение уделялось работе с родителями. В начале года было проведено родительское собрание. Объяснили, что развитие звукового анализа и синтеза имеет важное значение при овладении письмом (см. Приложение 5).

Бесспорно, что главной задачей логопеда подготовительной к школе группы является профилактика нарушений письма и чтения. Осуществляется эта задача на занятиях определенного профиля, где можно выделить 3 направления коррекционной деятельности логопеда:

1) формирование точных знаний о каждом звуке речи;

2) развитие навыков звукового анализа и синтеза;

3) обучение письму по специальному методу. (На то, что обучение чтению и письму детей с речевым нарушением не может протекать так же, как в массовой школе, высказывали такие ученые как Р.Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер, Г. А. Каше и другие.)

Прежде всего используя особые методы корректируется произношение звуков или знакомим их с артикуляцией. Овладение и закрепление артикуляционных умений, опираемые на осмысленное наблюдение за личными кинестетическими и слуховыми ощущениями на каждой стадии обучения, комбинируются с совершенствованием фонематического восприятия. С данным намерением внимание дошкольников обращается к разнице между твердыми и мягкими звуками, глухими и звонкими, звуками, различающимися способом или местом артикуляции. Дошкольникам всегда предоставляются задания, связанные с сопоставлением тех или иных звуковых частей слова. Улучшается произвольное внимание и слуховая память.

Совершенствование навыков произношения и фонематического восприятия осуществляется параллельно с формированием анализа и синтеза звукового строя речи. Занятие в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на конкретные кинестетические и слуховые ощущения, также благоприятствует осмысленному усвоению звуками речи, что имеет огромную роль для подготовки к овладению грамоты. Следовательно, внедрение в коррекционную систему учреждений, подразумевающий анализ и синтез звукового состава речи, позволяет отрегулировать сразу две цели – убыстрить процесс звукообразования и подготовить дошкольников к овладению грамотой.

Для подготовки дошкольников к овладению грамоты аналитико-синтетическим звуковым способом, помимо всего названного, следует еще научить их следующему: дифференцировать между собой те или иные звуки речи, как гласные, так и согласные, находить все звуки из состава слова; делить слова на слоги, а слоги на звуки; соединять слоги и звуки в слова; знать очередность звуков в слове; разбивать предложения на слова.

Для детей создан особый комплекс заданий, подразумевающий поэтапную подготовку к звуко-слоговому анализу слова.

При создании определенной методики обучения материал подбирался на основании указанных задач, то есть в процессе совершенствования звукопроизношения параллельно, и на том же звуковом материале намечаются задания на анализ звукового состава слова, а на втором году обучения – на письмо и чтение.

Прививание у дошкольников интереса к занятиям способствует применение разнообразных игр и игровых методов.

источник