Меню Рубрики

Анализ и систематизация как метод

Методы СА
Формализованные Неформализованные Смешанные
Есть четкий алгоритм, который приводит к одному конкретному решению. Есть алгоритм, но нет четкого решения (т.е. решения могут быть разными)

Прерогатива СА

Методы СА Краткое описание Примеры
Методы концептуализации (анализ) Методы, связанные с анализом. Здесь нужно проанализировать то, что имеется. SWOT, BOCR, PEST+M, 7S, ADL/LC
Методы генерирования (синтез) Методы, связанные с генерированием. Здесь нужно придумать то, чего еще нет. Это относится к классу задач синтеза. Автор ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – Г.С. Альтшуллер. Delphi, ETE, brain storming (мозговой штурм), scenario approach (сценарный подход), морфологический подход (ящик)
Методы структурирования (анализ) Структурирование – это тоже анализ. Потому что структурируется то, что есть. Самих принципов структуризации много, но все-таки это анализ. Структурная декомпозиция, построение деревьев, теория графов, анализ (расчет) структурных коэффициентов.
Формальные методы (анализ и синтез) Эти методы включают в себя как анализ, так и синтез. Например, поиск оптимального решения – это синтез. Потому что вы что-то новое придумываете. Он может включать в себя и анализ существующего решения. Но в итоге, когда вы предлагаете какое-то решение – это уже синтез. Методы оптимизации (в частности, математическое программирование), методы теории риска, Парето оптимальные решения, методы теории полезности.

Методы концептуализации (см. вопрос №4)

Методы генерирования

Ø Метод Delphi

Метод Delphi был разработан в 1950—1960 годы в США для прогнозирования влияния будущих научных разработок на методы ведения войны (разработан корпорацией RAND, авторами считаются Olaf Helmer, Norman Dalkey).

Тур I. Эксперт анонимно заполняет анкету по данной проблеме и делится своим мнением. Потом его знакомят с мнениями других экспертов (также анонимно).

Тур II. Эксперт может пересмотреть, скорректировать или не менять свое мнение. Эксперты тоже получают оценки. Они заполняют анкеты о себе. На основании этих анкет, эксперт получает оценку, другими словами его мнение по данной проблеме имеет определенный вес.

Ø Метод ETE

Метод ETE (estimate-talk-estimate) – упрощенный вариант Delphi.

Ø Метод Brain storming (мозговой штурм)

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа:

II. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

    • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
    • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
    • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
    • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

    III. Группировка, отбор и оценка идей.

    Ø Метод Scenario approach (сценарный подход)

    Сценарный подход предполагает: мы не прогнозируем будущее, а мы оцениваем возможные варианты. Другими словами, эксперты конструируют возможные траектории движения (в смысле не механического движения, а в смысле движения системы) внешней среды.

    Ø Морфологический подход (ящик)

    Автор метода морфологического ящика – Фр. Цвики.

    По строкам указываются параметры или критерии, а по столбцам – уровни значений этих параметров.

    Параметры Значение
    А 0,1 0,2 0,3
    Б 0,4 0,5 0,6
    В 0,1 0,2 0,3

    II. Полный перебор вариантов с последующим отсеиванием по другим внешним характеристикам.

    Методы структурирования

    Ø Структурная декомпозиция

    Декомпозиция, как процесс расчленения, позволяет рассматривать любую исследуемую систему как сложную, состоящую из отдельных взаимосвязанных подсистем, которые, в свою очередь, также могут быть расчленены на части.

    Ø Построение деревьев (проблем, целей, решений, событий)

    Дерево строится не только как модель структуры самой системы, но и как модель системы. Когда мы говорим о структуре системы, то это модель в смысле «онто». Когда мы хотим исследовать на предмет улучшения функционирования, то это модель в смысле «гносео». Для этого мы должны построить дерево проблем, целей, решений и событий.

    Ø Анализ (расчет) структурных коэффициентов

    На основании структуры можно рассчитывать разные коэффициенты (степень связности, центральности, избыточности и т. д.). Через структуру можно рассчитать целый ряд разных коэффициентов. С помощью этих коэффициентов можно сравнивать между собой разные структуры.

    Ø Методы CPM и PERT (см. вопрос №5 и 6)

    Формальные методы

    Методы формального описания (МФО)
    Методы исследования (анализ) Методы принятия и выбора решений (синтез)
    Исследование модели на чувствительность, устойчивость, эффективность; в качестве инструмента исследования применяется эксперимент. Ищем наилучшее, разумное, оптимальное решение.

    Ø Методы оптимизации

    Ø Методы теории риска

    Ø Парето оптимальные решения

    Ø Методы теории полезности

    4. Системный подход к стратегическому менеджменту. Концептуальные модели (SWOT+PEST-M, концепция 7S компании McKinsey, модель жизненного цикла ADL/LC, DPSIR).

    Эти модели популярны и изучаются менеджерами, применяются в стратегическом менеджменте.

    Концептуальные модели бывают:

    1) SWOT+PEST-M

    Ø SWOT-анализ – метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие.

    Все факторы делятся на четыре категории:

    · Strengths (сильные стороны)

    · Weaknesses (слабые стороны)

    · Opportunities (возможности)

    · Threats (угрозы)

    Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его.

    · Benefits (выгоды)

    · Opportunities (возможности)

    · Costs (затраты)

    · Risks (риски)

    · политический (Political)

    · экономический (Economic)

    · социальный (Social)

    · технологический (Technological)

    источник

    Поиск научной информации может вестись различными методами, которые можно условно разбить на две группы 1571: методы получения готового информационного продукта и методы моделирования (рис. 10.4).

    Рис. 10.4. Основные методы поиска научной информации

    Естественно, для исследователя наибольший интерес представляют свежие данные авторитетных источников. Но прежде чем начинать их поиск, следует уяснить «что нужно искать». Для этого вначале должен быть разработан план научного исследования (его замысел), позволяющий приступить к целенаправленному адресному поиску.

    Начиная информационный поиск, следует сразу решить вопрос отображения и хранения отобранных данных (на магнитных носителях, в картотеке, в рабочей тетради), в противном случае найденные сведения могут быть скоро забыты, утрачен точный смысл информации. Если сразу не зафиксировать полный адрес источника, то будет затруднен возврат к нему, если это потребуется.

    Поиск готового информационного продукта рекомендуется начинать с ознакомления с информационными изданиями, которые в отличие от библиографических изданий оперируют не только сведениями о самом источнике, но и фактами, идеями, содержащимися в нем. При этом формируется область (границы) дальнейшего поиска. Научный руководитель порекомендует несколько свежих публикаций по теме исследования и подскажет основные ключевые слова, по которым нужно проводить поиск информации.

    Некоторые опытные ученые рекомендуют начинающему исследователю чередовать небольшими дозами знакомство с источниками информации с проведением экспериментов для того, чтобы, с одной стороны, знать, что уже сделано в сфере исследований, а с другой — лучше понимать, что следует читать, а что нет [581. Вместе с осмыслением результатов экспериментов цикл выглядит так: эксперимент — осмысление — чтение и т.д.

    В конце каждой статьи, главы или книги, как правило, приводится список литературы, который даст еще несколько новых источников информации.

    Вывести на нужную информацию могут также тематические выставки в библиотеке, а также имеющиеся источники у коллег.

    В процессе чтения специальной литературы у исследователя будет формироваться определенный круг журналов, в котором публикуют статьи на интересующую его тему, и перечень авторов, которые имеют авторитет в области исследований. По мере приобретения опыта исследователь начинает понимать, какие статьи надо читать полностью, а с какими достаточно лишь ознакомиться.

    Один из путей поиска нужной информации — использование реферативных журналов, в которых приводится обзор аннотаций работ, выполненных по той или иной теме. Существуют электронные реферативные журналы со ссылками на полные тексты статей.

    Исследователю в процессе поиска источников информации также необходимо ознакомиться с существующими диссертациями по теме исследования, чтобы «не изобретать велосипед».

    Как уже отмечалось, много полезной для исследователя информации можно получить из Интернета. Подставляя ключевые слова в поисковую строку браузера, исследователь получит огромное количество ссылок на страницы самых различных сайтов, в которых встречаются эти слова. Этих ссылок так много, что у исследователя существует реальная угроза утонуть в них. Ниже приводятся рекомендации о том, как надо работать с поисковой системой, чтобы появляющиеся ссылки содержали именно тот материал, который ищет исследователь.

    Итак, чтобы правильно сформулировать запрос в поисковике (браузере), необходимо [45]:

    — определить слова, которые с наибольшей вероятностью присутствуют на страницах, поиск которых осуществляется, например, вместо «сколько людей живет в России» необходимо ввести «население России». Чтобы получить больше релевантных (соответствующих запросу) результатов поиска, необходимо выбирать слова, которые бы могло искать большинство пользователей, например, запрос «аспирин» более информативен, чем «ацетилсалициловая кислота»;

    • — сформулировать запрос, используя как можно меньше слов, при этом использовать наиболее информативные («ключевые») слова (такие слова, как «документ», «веб-сайт», «компания» или «информация», обычно лишние);
    • — для простого запроса в строку поиска браузера вводится слово или недлинное словосочетание, к которым можно добавить уточняющие дополнительные слова, например название города.

    При поиске необходимо избегать:

    • — введения названий с заглавной буквы (это лишнее: системе неважен регистр);
    • — использования нестандартных слов и сложных эпитетов, различных словоформ и синонимов, например: по запросу «население РФ» будут также найдены страницы, содержащие «население России» и «население Российской Федерации»;
    • — использования таких слов, как «где» и «как», а также некоторых одиночных цифр и букв: они замедляют поиск и не влияют на качество результатов.

    Для расширенного поиска используются кавычки, знаки «плюс» или «минус»:

    • — использование кавычек дает команду поисковику рассматривать слова без изменений и втом же порядке, т.е. в выдаче будут только сайты, содержащие запрос именно в том виде, как сформулирован запрос;
    • — добавление знаков «плюс» или «минус» перед словом без пробела приведет к тому, что страницы, содержащие это слово/словосочетание, в первом случае будут, а во втором не будут появляться в результатах поиска (перед знаками «+» или «—» обязательно должен быть пробел).

    Использование команды, содержащей адрес сайта без пробела после двоеточия, позволяет сделать запрос только по этому сайту (например, «отели Египта site:tophotels.ru»).

    Целесообразно заменить вопрос «что такое?» на команду «define:», например, вместо запроса «что такое глобализация» лучше использовать команду «беПпетлобализация» (без пробела).

    Одновременное нажатие кнопок Ctrl + F позволяет искать слово или комбинацию слов на текущей странице сайта (в браузере может сначала появиться поисковое окно, в которое нужно ввести слово или словосочетание для поиска, после выполнения операции поисковые слова выделяются в тексте на странице сайта).

    Очень полезны дополнительные сервисы поиска. Например, если нужна картинка розы, не надо делать запрос «картинка розы», а следует ввести слово «роза» и выбрать сервис «Картинки». То же касается и других сервисов («Новости», «Карты», «Поиск по блогам и микроблогам», «Переводчик» и т.д.) — все они предназначены для того, чтобы нужная информация находилась максимально быстро.

    После того, как отобран источник информации (статья, монография, отчет по НИОКР, диссертация и т.д.), начинается детальное ознакомление с ним. Изучение литературных источников рекомендуется проводить по этапам (рис. 10.5):

    • — анализ содержания произведения по его оглавлению;
    • — беглый просмотр публикации с целью получения общего представления о ее содержании;
    • — детальное изучение той части произведения, которая представляет для исследователя наибольший интерес;
    • — выписка из текста (копирование) наиболее заинтересовавших исследователя фактов (фрагментов текста);
    • — обработка полученной информации (ее критический анализ; редактирование; выбор цитат; «чистовая» запись материала в форме, удобной для исследования).

    Рис. 10.5. Последовательность изучения литературных источников информации

    Следует обратить внимание на следующую рекомендацию при поиске готового информационного продукта: изучая литературные источники, нужно просматривать библиографические списки диссертаций, монографий, обычно помещаемые в конце работы. Это важно, потому что авторы отчетов, монографий, диссертаций в ходе своего исследования уже проанализировали состояние науки и практики в данной области знания, в том числе изучили имеющуюся литературу. По сути дела, они дают исследователю готовое «поле информации».

    При изучении литературных и иных источников следует собирать не любые, а только научные факты — элементы научного знания. Только на их основе можно выявить закономерности поведения систем и явлений, вывести законы, разработать теории.

    Если точность научного факта вызывает сомнение, надо провести дополнительный анализ, перепроверку факта путем получения его подтверждения (либо отрицания) из других источников. При этом исследователь должен быть объективным: нельзя отбрасывать факты только потому, что они не отвечают нынешним представлениям автора, что их трудно объяснить или применить сегодня на практике. Многие новые научные факты могут быть необычными для первого восприятия, недостаточно доступно раскрытыми и объясненными читателю. История науки имеет много примеров, когда созданное новое знание или отдельные научные факты оказываются востребованными через десятилетия.

    Читайте также:  Какой анализ мочи сдавать при поджелудочной

    При поиске научной информации любой исследователь стремится получить достоверные сведения, а они в значительной мере зависят от достоверности источника и характера самой информации (быстро стареющие сведения могут существенно утратить достоверность, даже будучи полученными из надежного источника, но по прошествии длительного времени после его образования). Наиболее достоверными следует считать описания изобретений, официальные издания государственных органов и организаций. Высокой степенью достоверности обладают учебники, учебные пособия, монографии, в которых публикуются результаты научной работы коллективов наиболее авторитетных ученых; эти издания проходят коллективное рецензирование и экспертизу ученых советов, кафедр, научных подразделений.

    Менее достоверными источниками в связи с этим следует считать научные статьи, доклады на конференциях, симпозиумах. В них авторы могут выражать не только коллективное, но и свое личное субъективное мнение, которое, естественно, может быть ошибочным. Тем не менее подобные источники нельзя игнорировать. Более того, оперативность и свежесть содержащихся в них сведений всегда привлекала и будет привлекать научных работников, но эти источники следует относить к той группе, информацию которой надо перепроверять. Если статья или доклад, наряду с самим научным фактом содержит строгое обоснование, доказательство его содержания, то такая информация, факт и сам источник, безусловно, являются достоверными.

    Особую ценность имеют научно-технические статьи, в которых излагаются результаты завершенных исследований и приводятся сведения об их реализации, внедрении в практику, полученном при этом экономическом или производственном эффекте. Такие публикации обладают не только достоверностью фактов, положений, но и представляют большой научный и практический интерес.

    Статьи о результатах незаконченных исследований и информационные статьи имеют меньшую значимость, так как содержат лишь гипотезы, концепции, идеи, предложения постановочного характера, не имеющие строгого обоснования и подтверждения достоверности. Они могут быть приняты к сведению с последующим продолжением поиска новых данных в порядке развития работы авторов статьи, доклада.

    Достоверность научной информации во многом связана не только с характером ее источника, но и с профессиональным и научным авторитетом ее автора, авторского коллектива. Поэтому, организуя информационный поиск, исследователь должен, в первую очередь, изучать труды наиболее известных в отрасли и в науке вузов, научно-исследовательских учреждений, а также отдельных ученых — признанных авторитетов в науке и практике.

    Методы обработки информации разнообразны [57]. Получаемые исследователем сведения могут в дальнейшем использоваться прямо или косвенно (рис. 10.6).

    Цитирование — наиболее распространенный метод обработки литературных источников, позволяющий использовать в научной работе заимствованные результаты исследований других авторов в их оригинальном виде без искажений и комментариев.

    Цитаты обязательно берутся в кавычки, после которых делается ссылка на первоисточник и страницу (нередко авторы ограничиваются лишь ссылкой на первоисточник).

    Цитаты позволяют исследователю подтвердить свою точку зрения, идею, гипотезу, равно как отвергнуть то или иное утверждение, построить систему доказательств. На основе цитат можно развивать собственную мысль, анализируя их содержание, синтезируя факты, идеи, взгляды других авторов.

    Группировка — метод обработки информации, заключающийся в рассмотрении многочисленных сведений по группам, разделам, классам данных, построенным по определенным признакам (критериям). При этом признаки могут быть различными. Например, автор высказал идею, гипотезу и хочет подтвердить ее, зная, что у ряда авторов он получит поддержку, а некоторые будут возражать. Поэтому, анализируя труды специалистов данной отрасли знаний, автор может «делить полученную в них информацию на две группы: высказывания «за» (т.е. в поддержку своей идеи) и «против». В каждую группу он может заносить цитаты, факты и цифры со своим комментарием и т.п.

    Рис. 10.6. Методы обработки информации

    Классификация данных как метод обработки информации имеет общее с группировкой, так как основана на разбиении сведений на классы, группы. Однако классификация — это не простая группировка, а построение строгой иерархической системы разделения информации по принципу «от общего к частному» или наоборот (т.е. на принципах анализа и синтеза). Примером классификации информации являются информационные системы: универсальная десятичная классификация (УДК), библиотечно-библиографическая классификация (ББК).

    Классификация научной информации может осуществляться по различным критериям и на разную глубину [57]. В рассмотренном выше примере информация, сгруппированная по признаку «за» и «против», может быть классифицирована по схеме, представленной на рис. 10.7.

    Подобная классификация позволит автору не только выявить единомышленников на основе изучения их трудов, но и уяснить логику противников, подготовиться к дискуссии с ними.

    Три рассмотренные метода ориентированы на прямое использование данных. Однако это не всегда возможно (либо нецелесообразно). Допустим, для подтверждения какого-либо факта, суждения имеются несколько источников, из которых исследователь выписал цитаты, сгруппировав их в своем банке данных.

    Цитаты громоздки, имеют некоторые противоречия, и в тексте работы автор должен кратко отразить свое резюме. Для этого надо провести редактирование информации. Редактирование применяется в тех случаях, когда нужно в нескольких фразах сформулировать мысль, аккумулирующую данные нескольких источников, либо когда цитата первоисточника громоздка и ее удобнее изложить в сжатом виде.

    Рис. 10.7. Вариант классификации информации для подготовки к защите научной идеи (гипотезы)

    Агрегирование данных предполагает соединение двух и более разнотипных банков данных в интересах выполнения исследования в целом или его раздела.

    Преобразование информации в новую форму характерно для обеспечения экспериментальных исследований.

    Преобразование данных наиболее характерно в автоматизированных информационных системах. Здесь к форме и содержанию данных предъявляются четкие требования унификации информации, которые воспринимаются техническими средствами.

    После поиска информации и ее соответствующей обработки возникает проблема хранения данных. При этом исследователь должен решить несколько вопросов: как долго должна храниться информация (нужна ли она только для промежуточного этапа исследования или к ней он будет возвращаться многократно; она может использоваться в первоначальном виде или будет преобразована и сохраняться в новой форме); на каких носителях следует хранить данные; следует ли их хранить с открытым доступом либо в силу конфиденциальности к ним должен быть санкционированный доступ.

    Сроки хранения определяются: содержанием информации (нормативные документы, сведения фундаментального характера хранятся дольше); скоростью ее старения (быстро стареющие данные, как правило, часто обновляются); видом научного исследования, в интересах которого информация собирается (в исторических, экономических и других науках, где перспектива формируется с учетом ретроспективы, т.е. данных прошлого времени, следует постоянно хранить старые сведения, так как они позволяют установить тенденции развития систем, общества от прошлого в будущее). В науке не существует строгих правил расчета сроков хранения данных. На это весьма сильное влияние оказывают субъективные факторы (опыт и стиль работы исследователя, уровень его информированности и др.).

    Важным вопросом хранения данных является выбор носителей информации. Это могут быть специальные папки для хранения документов (папки- скоросшиватели, папки архивные), картотеки, магнитные и другие современные носители. В качестве носителей используются также рабочие тетради, подшивки газет и журналов и т.п.

    В настоящее время наряду с магнитными носителями информации (гибкими и жесткими дисками) широко используются оптические диски (СЭ, ЭУЭ) и электронные носители информации (йаБЙ-устройства) [49].

    Возможность переноса на оптический диск и ПаБЙ-карту содержания книги, быстрого обновления содержащейся информации, редактирования, копирования и выполнения других процедур обусловила огромную популярность оптических и электронных носителей в среде научно-технических специалистов, аспирантов, студентов. Эта популярность особенно возросла с появлением системы Интернет [37].

    В то же время выявились и недостатки цифровых носителей информации:

    • — хранение данных на жестких дисках компьютеров нередко приводит к утрате информации из-за выхода из строя ЭВМ, нарушения правил пользования ими. Это требует дублирования данных (например, записав их на жесткий диск компьютера, пользователь должен сделать копию на оптическом диске, АазЬ-устройстве либо распечатать ее на принтере и поместить в папку документов);
    • — к информации, хранящейся на цифровых носителях, в компьютерных информационных системах, возможен несанкционированный доступ, что затрудняет сохранение конфиденциальности информации с точки зрения авторского права, новизны, секретности и т.д.;
    • — установление защиты от несанкционированного доступа часто требует значительных затрат.

    Сбор исходных источников информации — это, вероятно, одна из самых простых процедур. Для ее выполнения исследователю достаточно к определенному сроку сконцентрировать большую часть искомых источников вблизи своего рабочего места.

    Систематизация — это не что иное, как упорядочение и группировка собранного материала по содержанию и с учетом последовательности его использования. В результате все собранные источники должны быть разложены по соответствующим главам.

    Рассматриваемая процедура завершается анализом систематизированных источников. Такой анализ — это тщательная проверка полноты отбора источников и проверка соответствия их выходных данных и содержания.

    Рассмотрим основные средства поиска, сбора, систематизации и анализа исходных источников информации. Наиболее часто при подготовке научных работ используются библиотечные каталоги, так как библиотеки по- прежнему представляют собой наиболее полный и доступный информационный фонд.

    Дополнительные возможности для научно-исследовательской работы в настоящее предоставляют электронные библиотеки. Так, электронная библиотека Российской таможенной академии осуществляет:

    • — поддержку образовательного процесса посредством представления учебных изданий в электронном виде;
    • — библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание читателей, используя новейшие информационные компьютерные технологии;
    • — пополнение фонда электронных ресурсов библиотеки;
    • — освоение современных систем хранения и передачи данных;
    • — формирование собственного электронного ресурса;
    • — запрос в случае отсутствия в фондах библиотеки необходимых читателям изданий из других библиотек, используя службу электронной доставки документов;
    • — распространение фондов электронных ресурсов и предоставляемых электронной библиотекой услуг.

    В процессе научно-исследовательской работы, особенно на ее начальных этапах, трудно отрицать очевидные удобства работы с библиотечным каталогом (как традиционным, так и электронным). Каталог представляет собой систематизированный перечень источников, состоящих на хранении в информационном фонде и учтенных в соответствии с установленными правилами. Он содержит в себе документально выверенную справочную информацию о важнейших выходных данных книжного, периодического или электронного издания, состоящего на хранении и учете в данной библиотеке (рис. 10.8).

    Рис. 10.8. Средства поиска, сбора и систематизации исходных данных об источниках информации

    Чаше всего в библиотеках используются алфавитные, алфавитно-предметные, предметные, хронологические, библиографические, архивные, генеральные систематические и специальные каталоги. Все они различаются, во-первых, принципами отбора источников и, во-вторых, принципами расположения описательной (справочной) информации о них.

    Алфавитный каталог — перечень библиотечных источников, систематизированных в алфавитном порядке. При этом за основу могут быть взяты как названия (наименования) источников, так и фамилии их авторов (редакторов, составителей и др.).

    Каталог, организованный по алфавитному принципу, дает достаточно общее описание наличествующих в библиотечном фонде источников. К подобному каталогу прибегают обычно в том случае, когда располагают лишь самыми минимальными сведениями об источнике — его названии и авторе.

    Тематический каталог — перечень библиотечных источников, систематизированных в тематическом порядке. За основу в этом случае принимают тематическую направленность содержания источника.

    Каталог, организованный по тематическому принципу, дает описание библиотечных источников по различным отраслям и разделам знаний. Указанным каталогом пользуются в тех случаях, когда возникает необходимость за короткое время произвести обзор и отбор источников, предположительно содержащих информацию по теме научной работы.

    Предметный каталог — перечень библиотечных источников, систематизированных в предметном (т.е. значительно более дифференцированном по сравнению с тематическим каталогом) порядке. При этом сведения о предметах, непосредственно не связанных между собой, систематизируются по алфавиту, что дает право рассматривать предметный каталог в качестве разновидности алфавитного. Этот каталог используется в тех случаях, когда возникает необходимость за короткое время произвести обзор и отбор источников, самым непосредственным образом относящихся к конкретному предмету (событию, явлению и т.п.).

    Хронологический каталог — перечень библиотечных источников, систематизированных в хронологическом порядке, отражающем время выхода в свет того или иного издания, чаще всего периодического. За основу в данном случае принимается дата (год) издания источника.

    К подобному каталогу прибегают обычно в том случае, когда об источнике известна лишь предполагаемая или реальная дата его публикации или когда необходимо оперативно подобрать все заслуживающие внимания источники, относящиеся к определенному периоду времени.

    Читайте также:  Какой анализ мочи сдавать при панкреатите

    Архивный каталог — перечень архивных библиотечных источников, систематизированных чаще всего в алфавитном (реже — хронологическом) порядке. Для отыскания требуемого источника по архивному каталогу требуется располагать либо сведениями о его названии и авторе, либо о времени выхода издания в свет.

    Библиографический каталог — перечень библиотечных источников, содержащих в себе библиографические (описательные) сведения о наиболее важных (наиболее часто используемых в работе) книжных и периодических изданиях, состоящих на хранении и учете в данной библиотеке.

    К такому каталогу прибегают в тех случаях, когда сведений общего характера об источнике (полученного из алфавитного каталога) недостаточно и требуется за короткое время получить о нем дополнительную, более обширную информацию.

    Генеральный систематический каталог — перечень библиотечных источников, систематизированных в соответствии с неким основополагающим принципом, отличным от алфавитного и иных, рассмотренных выше. Очень часто в качестве такого принципа используется принадлежность того или иного источника не к условной теме, а к вполне определенной области научного знания или системе учебных дисциплин (история, экономика и т.д.). В свою очередь, каждая область или система разделяется на рубрики, подрубрики и т.д. Генеральный систематический каталог предоставляет оптимальные возможности для поиска, сбора, анализа и систематизации требуемых источников.

    Специальный каталог — перечень библиотечных источников определенного типа. Примером специального каталога может послужить каталог статей, опубликованных в периодических изданиях, состоящих на хранении и учете в данной библиотеке, или каталог новых поступлений.

    Научно-справочный аппарат книги. Важную роль в процессе поиска, сбора, анализа и систематизации основных и вспомогательных источников информации играет и научно-справочный аппарат книги. К научно-справочному аппарату книги (отлат. apparatus — приспособление) принято относить различные дополнительные материалы в составе издания, информирующие читателей об особенностях его содержания, состава, структуры, функциональном предназначении источника.

    Элементы научно-справочного аппарата книги подразделяются на информационные, пояснительные, поисковые и вспомогательные. Информационные элементы научно-справочного аппарата книги служат для того, чтобы помочь читателю составить предварительное мнение об источнике и его особенностях.

    • — сведения о названии источника;
    • — сведения об авторе (авторах) источника;
    • — сведения о функциональном назначении источника;
    • — сведения об издателях;
    • — краткая характеристика издания;
    • — выходные данные издания.

    Информационные элементы научно-справочного аппарата книги обычно располагаются на титульном листе и его обороте, а в ряде случаев — и в конце источника. Перечисленные сведения помогают читателю составить предварительное мнение об источнике и о том, насколько он соответствует его требованиям.

    Пояснительные элементы научно-справочного аппарата книги определенным образом дополняют и разъясняют авторский (основной) текст источника. К ним относятся предисловие и послесловие. Располагаются они до и после основного текста источника. С их помощью читатель получает дополнительную характеристику содержания источника, в том числе о причинах и условиях написания.

    Поисковые элементы научно-справочного аппарата упрощают отбор необходимой читателю информации. К ним относятся содержание (оглавление) и указатели (в том числе предметные, алфавитные, указатели имен, географических названий, псевдонимов, иллюстраций и т.п.). Используя поисковые элементы, читатель имеет возможность быстро разыскать детальную информацию, содержащуюся в источнике (например, относящуюся к определенному году, персоналии и т.п.).

    В ряде случаев научно-справочный аппарат книги включает в себя вспомогательные элементы. Они дают возможность без задержки получить дополнительные, иногда достаточно специфические сведения об исходном источнике информации и его содержании. К таким элементам относятся и комментарии.

    Комментарий (отлат. соттеШапш — заметка, толкование) представляет собой разновидность примечания, несущего в себе дополнительную информацию об отдельных сведениях и фактах, излагаемых в содержании. Автор прибегает к комментариям в тех случаях, когда считает необходимым сообщить читателям информацию, по каким-либо причинам не вошедшую в основной текст, не совпадающую по своему существу со сведениями, изложенными в других источниках, но в то же время являющуюся существенной для понимания отдельных моментов, излагаемых в книге. Комментарии располагаются в конце книги и обычно выносятся в самостоятельный подраздел. Различают историко-литературные, текстологические, реальные и лингвистические комментарии.

    Историко-литературный комментарий содержит дополнительные сведения о времени написания источника, его происхождении, направленности, значимости.

    Текстологический комментарий информирует читателя об изменениях в тексте, а также источнике, на котором основана публикация.

    Реальный комментарий содержит фактологические и биографические справки.

    Лингвистический комментарий содержит перевод иностранных слов, а также толкование устаревших и редко употребляемых слов и выражений.

    Заметим, что не все книги снабжаются полным научно-справочным аппаратом (поскольку в ряде случаев этого и не требуется), поэтому часто элементы научно-справочного аппарата выполняют одновременно несколько функций. Тем не менее важно уметь эффективно использовать их возможности в научно-исследовательской работе.

    источник

    Метод систематизации связан с разделением изучаемых явлений (исходя из целей исследования) и избранными критериями на совокупности, характеризуемые определенной общностью и отличительными признаками.

    Система — это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.

    Систему чаще всего рассматривают в качестве инструмента, способа изучения явлений и процессов и в этом случае она смыкается с понятием модели. Ее рассматривают и как комплекс процессов и явлений, а также связей между ними, существующий объективно. Задача этого комплекса состоит в том, чтобы выделить данную систему из окружающей среды, установить ее входы и выходы, подвергнуть анализу ее структуры, выявить механизм функционирования. Нередко метод систематизации рассматривают как определенный прием, связанный с классификацией, типологией, концентрацией и др.

    Важной чертой эффективной работы является быстрый доступ к необходимым ресурсам. Если работа требует информационного оснащения, то необходимо предусмотреть легкий, быстрый поиск информации, а также систематизацию новой информации.

    Первичным и важнейшим этапом многих бизнес-процессов, происходящих в любой организации, является систематизация информации. Благодаря тщательно проведённой систематизации информации удаётся достичь высоких результатов в процессе оптимизации делопроизводства, а также в экономии средств компании и рабочего времени сотрудников. Без предварительной систематизации информации невозможно представить такие важнейшие бизнес-процессы, как документооборот, делопроизводство, создание материального и электронного архива, создание различных баз данных.

    Систематизация информации включает:

    — методы поиска и накопления информации;

    — классификацию и индексирование информации;

    — способы доступа к информации;

    — способы представления информации;

    — обработку запросов на поиск информации.

    Информация может быть организована одним из двух основных способов:

    — информация в виде свободного текста;

    Под структурированием понимается последовательная систематизация информации. Для этого используются стандартные форматы. Формат – это пустая форма, в которую заносится информация. Информация может быть записана на бумаге или в текстовом редакторе, или в виде входных данных может быть размещена в программе базы данных.

    Стандартный формат составлен из разделов информации, называемых полями. Результатом заполненного формата является запись.

    База данных – это собрание записей, организованных таким способом, чтобы облегчить поиск определенной записи или ряда взаимосвязанных записей, или определенной информации, содержащейся в этих записях. Еще одна характеристика хорошей базы данных – возможность выдавать ранее зафиксированные данные в различном виде: в отношении содержания (от минимального набора до исчерпывающей информации) и в отношении формы, в которой будут представлены выходные данные.

    Под систематизацией информации подразумевается своего рода классификация всех документов организации по различным группам. Каждая компания выбирает для себя наиболее удобный метод систематизации информации, тот или иной тип классификации (или совокупность таких типов). Чаще всего вся документация фирмы распределяется в соответствии с номинальной, предметной, тематической, хронологической, авторской и архивной классификацией. Номинальная систематизация – распределение документов по их типу (счета, договоры, приказы и т.п.); предметная – по принадлежности документа к какому-либо конкретному делу; тематическая – по общей тематике; хронологическая систематизация информации – распределение документов по дате их создания; авторская – по имени автора документа; архивная – по срокам хранения документации.

    Систематизация информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду и интерпретацию информации, позволяющую индивиду определенным образом отреагировать на полученную информацию. Обработка информации располагает ее в определенном порядке, придает ей некие завершенные формы, что наполняет информацию определенным смыслом и значением. Обработка информации создает образы, формы, которые человек может распознать и которые понимаются им определенным образом. При этом происходит процесс сведения комплекса информационных сигналов до упрощенных синтезированных образов и категорий.

    Выделяется три общих правила обработки информации, позволяющих свести ее до образов:

    — установление соотношения фигуры и фона;

    — установление сходства и приблизительности.

    При установлении соотношения фигуры и фона в общей «картине» информации выделяется то, что является «фигурой», т. е. смыслом картины, ее образом. Соответственно то, что не является фигурой, превращается в фон. Часто фигура выделяется однозначно. Однако бывают ситуации, когда фон может быть воспринят как фигура, а фигура рассматриваться фоном. В этом случае обработанная информация может превратиться в совсем другой образ и обрести совсем другой смысл.

    Завершение образов позволяет создать цельный образ по отдельным частям, даже если для этого нет достаточной информации. Часто этот процесс обработки информации может приводить к созданию неверных образов и неверной интерпретации поведения других, а также порождать неверную интерпретацию индивидом воздействий, поступающих в его адрес со стороны организационного окружения.

    Установление сходства и приблизительности приводит к тому, что, во-первых, по отдельным элементам и характерным чертам удается выделить из общего объема информации отдельные образы и формы, имеющие некие обобщающие черты. Во-вторых, этот принцип обработки информации проявляется в том, что различные образы и соответственно явления группируются в некие обобщенные группы путем сглаживания либо же игнорирования индивидуальных особенностей каждого явления.

    Систематизация информации человеком проводится двумя способами. Первый способ — это логическая обработка информации. Для данного способа характерно систематическое и последовательное на основе логических операций преобразование информации. Это так называемый научный способ обработки информации. Но человек не только логически обрабатывает информацию, доводя ее до состояния, позволяющего осуществлять действия в ответ на полученные воздействия из среды. Человек также обрабатывает информацию, используя чувства, предпочтения, эмоции, убеждения. В этом случае информация обрабатывается по принципам «люблю — не люблю», «нравится — не нравится», «хорошо — плохо», «лучше — хуже», «приемлемо — неприемлемо» и т.п.

    Восприятие — очень сложный, многогранный и быстротекущий процесс. Неверно думать, что фазы отбора, обработки и оценки жестко разграничены и следуют одна за другой в четко определенной форме и по однозначной схеме. Поиск решений может быть основан на информации различных типов. Для удобства пользования важно предусмотреть различные варианты подачи информации, или, формы представления информации.

    Рассмотрим несколько типичных видов систематизации информации.

    Номинальная систематизация представляет собой распределение информации по типу документа – договоры, счета, акты, приказы и т.п.

    Предметная систематизация – распределение информации по содержанию документов: например, в одну папку отправляются документы, связанные со строительством объекта №., а в другую – со строительством объекта №2.

    Хронологическая систематизация информации группирует документы в соответствии с определенными временными рамками – например, в «данной» папке хранится вся бухгалтерская документация за 2008 год. Довольно востребованным видом систематизации является классификация документов по автору или коллективу авторов. Обязательной к применению в архивах является экспертная систематизация информации, распределяющая документы по срокам их хранения. После проведения процесса систематизации информации, составляется номенклатура дел – перечень наименований документов, своеобразный справочник. Затем все документы индексируются.

    Систематизация информации применяется как к материальным (бумажным) документам, так и к электронным. Составление классификации бумажных документов, последующее создание номенклатуры дел и индексирование – трудоёмкие процессы, требующие специальных навыков, выполнение которых стоит предоставить профессионалам. В компьютерных программах – «Электронных архивах» — процесс систематизации информации происходит автоматически, по заданным параметрам, но также требует предельной внимательности и аккуратности.

    Систематизация документов осуществляется для того, чтобы предоставить пользователям возможность более легкого поиска нужных документов. В документационных центрах на этой стадии выполняется два основных действия – каталогизация и физическое хранение документов.

    Каталогизация, в свою очередь, также состоит из нескольких шагов:

    — описание содержания документа;

    — назначение документу указателя местоположения.

    источник

    Систематизация — это действие (последовательность действий), в результате выполнения которых определенная множество несвязанных элементов превращается в множество элементов, между которыми есть связи. Элемент — это не любые части предм цель, а только такие, сочетанием множества которых можно получить этот предмет. Например, если в стульчике, что имеет плоские поверхности, выделить сферический фрагмент материала (в любом месте стульчика), то эта часть не будет элементом, поскольку с сферических частей нет возможности получить стульчик с плоскими поверхностями время, если в стульчике выделить такие части, как атомы, то из них можно собрать стульчик том атомам можно применить название»элемент стульчика»Подобно этому, в стульчике можно выделить другие части (ножки, сиденье и спинку), из которых состоит этот предмет — эти части, следовательно, такой же можно назвать элементами. Кроме того, если стульчик можно собрать из других компонентов, как это есть в детских наборах для конструирования, то, соответственно, эти компоненты также будут элементами, поскольку в нас лидок установления между ними определенных связей получают систему (множество элементов, соединенных связями) — стильчыами) — стільчик.

    Читайте также:  Какой анализ мочи сдавать при простатите

    Систематизацию можно выполнять разными способами. Например, одним из способов систематизации является классификация. Классификация — это система, элементы которой связаны между собой связями субординации (опор дочения одного элемента другому) и координации (отношения между рядом элементов, которые подчинены какому-то одному элементу). Примером отношения субординации есть логическое отношение подчиненности; примером отношения координации является отношение несовместимости между спивпидпорядкованимы именамами.

    Классификацию можно привести в виде таблицы, в которой числами или графическими средствами (например, разным количеством рисков, как в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности) зафиксирован отношений ния субординации и координации время классификацию можно представить в виде графической схемы, на которой изображен связи координации и субординации. Можно использовать различные способы графического изображения классификационных связей. Один из распространенных способов — изображение в виде графа (рис. 71)7.1):

    Рис 71. Различные способы изображения классификации в виде графа

    Распространенными являются классификации, в которых зафиксировано отношение объемов имен время систематизация, т.е. выявление элементов объекта и связей между ними, — это не обязательно фиксирование отношений объемов. Например, множество отношений между целым и его частями, которую можно представить в виде классификационной схемы, то есть в виде совокупности связей субординации и координации, является способом систематизации позволяет получить классификационную схему, однако не фиксирует отношений между объемами имеен.

    В виде классификации, кроме отношений объемов и отношений»часть — целое», можно воспроизвести также ряд других отношений. Например, отношения между типами признаков и их проявлениями. Скажем, между имена ами вечер и время есть отношения не подчиненности объемов (мы не можем сказать, что вечер является видом времени, а лишь то, что между ними есть отношения»тип признаки — проявление признака»). Кроме того, в виде классификации ийнои схемы можно отразить причинно-следственные, генетические и другие связинетичні та інші зв’язки.

    Построение классификации можно выполнять двумя противоположными действиями:

    1) группировкой объектов на основании наличия у них общих признаков (операция обобщения);

    2) разделением множества объектов на пидмпожины (операция ограничения)

    В случае обобщения начинают с единичных понятий и образуют каждый раз высокие уровни обобщения, каждый раз высокие уровни классификации. В этом случае с каждым этапом построения нового уровня получают понятия меншог го содержания (чем выше уровень разделения, тем меньше признаков зафиксировано в классах, выделенных на этом уровне) время чем выше уровень разделения, тем больший объем понятий, зафиксированных в рубриках этого уровня (чем меньше признаков выделяют в предметах, тем больше будет группа предметов). Итак, в этом случае путем изъятия признаков происходит переход от видовых понятий к родовымвих.

    В случае ограничения, то есть в случае разделения, движение при построении классификации происходит в противоположном направлении — от самого общего понятия (виды и подвиды которого хотят получить) до единичных. К сми истую начального понятия добавляют новые признаки (такие, которые касаются лишь части объема исходного понятия). Поэтому с каждым следующим шагом получают новый уровень разделения, в котором понятие имеют меньший в бсяг, но большее содержание. Последний уровень разбиение множества на пидмпожины — переход к уровню единичных понятий (поскольку понятие, объем которого содержит один элемент, нельзя разделить на виды, кроме добавил ния пустых понятий). Деление понятия — логическая операция, с помощью которой раскрывают объем родового понятия через перечисление подчиненных понятнять.

    Имя, объем которого разделяют, называют разделяемым (делимым), а имена, полученные в результате деления, — членами деления разделяемой находится с каждым из членов деления в отношении подчиненности разделю. Юван имя является пидпорядковувальним, родовым, а результаты деления — подчиненными, видовыми. Последовательно продолжая деление, то есть последовательно разделяя множество на подмножества, получают в итоге единичной и имена (Результат разделения называют видом, если следствием разделения не есть единичные имена. Неправильно говорить:. Земля является видом планет. Солнечной системы, это одна из планет. Солнечной системы. Слово вид всегда сто сится многих объектовєктів).

    Признак, видоизменение или отрицание которой является основой формирования видовых имен, называют основой деления (видотвирною признаку). Когда за основу деления берут различные признаки, то получают различные классификации одни иеи и той же множества объектов. Рассмотрим классификации налогов. Если за основу разделения возьмем уровень государственных структур, определяющих налоги, то налоги можно разделить на общегосударственные и мы сцеви. Если за основу разделения взять объект налогообложения, то налоги разделим на налоги на доходы, налоги на потребление и налоги на имуществайно.

    Различают два вида деления:

    1) по видоизменению признака;

    2) дихотомическое деление (деление пополам)

    Разделение по видоизменением признаки выполняют путем выделения в множестве подмножеств объектов, в каждой из которых разная степень проявления той признаки, являющиеся основой разделения. Например, книжные издания подразделяют на. Брош шуры и книги. Основой деления является количество страниц в книжном издании (от 4 до 48 — брошюра, свыше 48 — книга). Дихотомическое деление — это деление объема имени на две под множества: те объекты, которые имеют опре на видовую признак, и те, которые ее не имеют. Например, граждан разделяют на совершеннолетних и несовершеннолетнихтніх.

    Графически результат деления можно воспроизвести графом (см. рис 71) или изображением разделенного поля (рис 72):

    Рис 72. Разделение книжных изданий

    Разделение бывает многоступенчатым, то есть члены деления можно делить дальше. Разделение может быть комбинированным, то есть на некоторых ступенях разделения его можно выполнять с видоизменением признаки, а на других — дихотомически. Вн результат последовательного деления получают совокупность связей субординации (между объектами разных уровней разделения) и координации (между объектами одного уровня разделения). Этим достигают систематизации объектов ана лизированной предметной области. Чтобы классификация выполняла свою функцию (упорядочение объектов определенной предметной области), основой деления должны быть существенные для этой области деятельности признаки. Если клас фикации адекватно отражает определенную закономерность, то такую ??классификацию называют естественной (природной можем назвать биологическую классификацию или классификацию химических элементовнтів).

    При создании классификации надо соблюдать определенные правила. Эти правила таковы:

    1. Разделение нужно выполнять с одной основой. Эта норма нарушена, например, в таком разделении: издание разделяют на моновидання, сборники и периодические издания. В приведенном примере разделение выполнено по двум а основами: по составу основного текста (издание содержит одно произведение или несколько произведений) и по периодичности. Примером нарушения этого правила есть такой перечень:. Шли два туриста — один в кепке, а другой в ям в упал. В этом примере смешаны две основы (наличие головного убора и какое-то событие, участниками которого стали субъекты сообщения). Здесь надо было бы сказать,»а другой без головного убора»(дихотомически деление), или»а другой в косынке»(разделение по видоизменением признакиоділ за видозміною ознаки).

    2. Подол должен быть соразмерным, т.е. сумма объемов членов деления должна равняться объему разделяемой имени. Возможны два варианта нарушений этого правила:

    21. Неполный, или слишком узкий разделение. Эта ошибка заключается в том, что сумма объемов членов деления полностью исчерпывает объем разделяемой имени. Например:»По темпераменту людей делят на флегматиков сангвиников и холериков»В этом разделе не хватает»меланхоликов «меланхоліків».

    22. Разделение с лишним членом, или слишком широкий подол. Эта ошибка заключается, в частности, в том, что наряду с действительными членами деления называют имена, которые не входят в объем разделяемой имени. Например, события илившы книжные издания на листовки, брошюры, книги и журналы, допустили ошибку, поскольку журналы не относятся к книжных изданий (по материальной конструкции, помимо книжных изданий, выделяют и каждого журнальные издания, газетные издания, буклеты и другие виды изданийань).

    Упомянутое возбуждение возникает также в случае, когда на одном уровне разделения выделяют подмножества по разным основаниям деления. Например, если разделить людей на мужчин, женщин и детей, то все дети входить ь к объему делимого имени дважды (с одной стороны, как элементы объема имени дети, а с другой, — как элементы объемов имен человек мужского пола и человек женского пола).

    Некоторые авторы трудов по логике помещают в учебные издания такое требование, как изъятие членами деления друг друга, т.е. члены деления не должны иметь общих элементов (Так, между членами деления должно бы быть отношение несовместимости). Эта ошибка допущена в следующем разделе: квартиры бывают светлыми, сухими, темными, со всеми удобствами. Например, имена»сильно освещенные квартиры»и»сухие кружки ры»не является несовместимыми, т.е. часть светлых квартир являются сухими, и те квартиры, которые являются одновременно и светлыми, и сухими, названные в такой классификации дважды (и как светлые, и как сухие) время это не самостоятельное на ошибка, поскольку в случае соблюдения предыдущего правила эта ошибка не может возникнутьомилка не може виникнути.

    В некоторых изданиях по логике как требование к разделению названы также его непрерывность, то есть члены деления должны быть одного порядка всеобщности. Это требование называют также как требование отсутствия прыжкам в п разделении. Примером этого нарушения является такое разделение: сделки делятся на устные, заверенные нотариально и незаверенные нотариально. Эта классификация должна иметь следующий вид (рис 73)7.3):

    Рис 73. Классификация сделок

    Однако это требование также является лишней, поскольку соблюдение первого требования устраняет возможность возникновения таких ошибок

    О создании классификаций целесообразно отметить, что последовательность выбора основ разделения на различных уровнях классификации (разделяемое имя зачислюють до нулевого уровня, а следующие уровни называют, соотв но, первый, второй и т.д.) может быть произвольной. Скажем, можно разделить плоские многоугольники сначала на равносторонние и неравносторонние, а затем каждый из этих членов деления разбить на виды по количеству сторон, а можно наоборот, сначала разделить плоские многоугольники на треугольные, четырехугольные и т.д., а уже позже каждый из этих видов разбить на равносторонние и неравносторонние. Та или иная последовательность просмотр ористання основ разделения определена удобством применения классификации (признаки, которые являются более весомыми для виришування тех задач, для которых создают классификацию, следует размещать на высоких ее уровняхх).

    Когда множество объектов, что соответствует определенной рубрике, содержит более одного элемента, то будет правильным такая тождество: если а1 является частью предметов. А, то а1 можно толковать как вид предметов. А. Если скажем, дети являются частью людей, то дети являются видом людей время если ах является частью предмета. А, то а1 нельзя трактовать как вид предметов. А. Скажем, если палец является частью руки, то нельзя сказать, что пальцы являются видом рурук.

    Построение классификации — это комбинаторная задача, и в случае дихотомического деления она тождественна переборке вариантов значений аргументов (точно таком, который выполняют при построении таблицы истинности). С. По количеству уровней классификации можно разделить на одноуровневые (перечни) и многоуровневые (иерархические классификации).

    Систематизация перечня за изменением определенного параметра (основы систематизации) очень удобна для поиска информации. Например, если любой перечень разместить в алфавитном порядке, то, зная этот алфав вит, в таком списке легко искать любой элемент. Это также упорядочения по видоизменением признаки, но уже не самих объектов, а знаков, которыми эти объекты позначаютть.

    источник