Меню Рубрики

Бюджетные организации как объекты экономического анализа

Предмет и объекты экономического анализа. Роль анализа финансово-хозяйственной деятельности в управлении организацией

Экономический анализ — это способ познания хозяйственных процессов экономического субъекта, основанный на разложении целого на составные элементы и изучении последних в их взаимосвязи и взаимозависимости путем синтеза, т.е. объединения выделенных ранее частей объекта.

Экономический анализ представляет собой процесс применения аналитических инструментов и методов к показателям различных экономических и финансовых документов с целью выявления существенных связей и характеристик, преобразования экономических данных в информацию.

Являясь важным элементом в системе управления производством, экономический анализ может использоваться:
• как вариант предварительного прогноза при оценке инвестиционных проектов;
• как инструмент прогнозирования финансовых условий и результатов;
• для выявления текущих проблем управления производством, выявления внутренних резервов, присущих каждому функционирующему объекту;
• для оценки финансового состояния организации.

Оценка финансового состояния организации предполагает систему последовательных аналитических процедур:
• рассмотрение каждого показателя, полученного в результате анализа с точки зрения соответствия его уровня параметрам, нормальным для данной организации;
• выявление факторов, повлиявших на величину показателя, и расчет возможных изменений последнего при динамике того или иного фактора;
• прогнозирование необходимой величины показателя на перспективу и установление способов достижения этой величины;
• выявление взаимозависимости показателей финансового состояния с целью обеспечения их целенаправленного воздействия на повышение эффективности деятельности организации;
• обоснование гипотез динамики финансового состояния при изменении условий деятельности предприятия.

В результате экономического анализа повышается обоснованность составления бизнес-планов и нормативов, устанавливается экономическая эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявляются и измеряются внутренние резервы, осуществляется контроль за выполнением и оптимизацией хозяйственных решений.

Экономический анализ является важной составной частью экономических и финансовых наук, составляющих теоретическую основу экономической работы в организации. Он имеет свой предмет, объекты исследования, а также методы (приемы) исследования показателей и взаимосвязи между ними.

Предмет экономического анализа включает:
• экономические процессы, происходящие в результате хозяйственной деятельности организации;
• познание причинно-следственньгх связей в хозяйственной деятельности организации;
• классификацию, систематизацию, моделирование, измерение причинно-следственных связей, складывающихся под влиянием различных объективных и субъективных факторов и получающих отражение в системе экономической информации.

Объектами анализа являются основные экономические результаты хозяйственной деятельности:
• производство и реализация продукции;
• себестоимость продукции;
• использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
• финансовые результаты производства;
• финансовое состояние организации.

Система управления любой организацией включает разнообразные взаимосвязанные элементы, среди которых можно выделить следующие блоки, связанные с экономическим анализом.

Планирование определяет направления и содержание деятельности организации; учет обеспечивает сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления. В ходе анализа проводится первичная обработка экономических данных, что позволяет принять необходимые решения. Это определяет место экономического анализа в управленческом процессе.

Ведущую роль при проверке исполнения принятых решений играет оперативный анализ. Внедрение управленческого учета, действенного коммерческого расчета, соблюдение режима экономии требуют повседневного анализа затрат по статьям и элементам, непроизводительных расходов и потерь. Принятие тактических управленческих решений делает необходимым постоянный анализ различных вариантов экономических параметров.

Выбор наилучшего варианта хозяйственного развития неразрывно связан с текущим и прогнозным экономическим анализом и основывается на экономико-математическом моделировании, системном анализе эффективности.

Без анализа влияния на экономику организации внешней и внутренней среды, состояния рынка, покупателей и потребителей продукции, конкурентной обстановки, рыночных цен, конечных финансовых результатов невозможны разработка маркетинговых программ и контроль за их исполнением.

Экономический анализ и его составная часть — финансовый анализ являются неотъемлемой частью составления практически всех видов бизнес-планов и существенными элементами управления финансами в целом. Практически все пользователи финансовой отчетности используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.

Для управления финансами рассматриваются три взаимосвязанных аналитических блока:
• анализ финансовых результатов деятельности организации;
• анализ финансового состояния организации;
• анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.

Решение взаимосвязанных аналитических задач позволяет обеспечивать основные функции финансового менеджмента:
• управление текущей устойчивостью деятельности организации, ее ликвидностью, платежеспособностью и источниками краткосрочного финансирования;
• управление финансовой рыночной устойчивостью развития организации;
• управление инвестиционной деятельностью организации;
• управление долгосрочными источниками финансирования развития бизнеса;
• управление портфелем ценных бумаг, долгосрочными и краткосрочными финансовыми вложениями;
• управление финансами организации при ее реорганизации и ликвидации, в условиях банкротства, при работе на международных рынках капиталов.

В последнее время необходимым элементом управления деятельностью организации становится аудит. Он предполагает обязательное использование методов экономического анализа для: определения аудитором деловой активности клиента; оценки финансово-хозяйственных перспектив его функционирования; выявления зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок во внешней отчетности клиента.

Аналитические процедуры аудитора в ходе предварительного ознакомления с бизнесом клиента сводятся к следующим действиям:
• сравнению текущих данных с данными предыдущих периодов;
• сравнению текущих данных с данными плана и прогноза;
• сопоставлению текущих данных с нормативными показателями;
• сравнению текущих данных предприятия со среднеотраслевыми данными;
• расчет финансовых коэффициентов в динамике.
Таким образом, экономический анализ является одним из важных слагаемых планирования, регулирования и управления организацией.

источник

Под объектом обычно понимают то, на что направлена познавательная деятельность. Предмет познания – это от- дельные стороны, свойства, отношения в объекте, которые изучаются только данной наукой. Один и тот же объект может быть предметом исследования различных наук.

В экономическом анализе изучают не саму хозяйственную деятельность как технологический, организационный процесс, а экономические результаты хозяйствования как следствие экономических процессов, которые планируются в соответствующих показателях, учитываются по мере фактического их формирования и затем анализируются, т.е. являют- ся объектом изучения не только экономического анализа, но и микроэкономики, управления, организации и планирова- ния производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета и т.д.

Предметом экономического анализа являются причины изменения результатов хозяйствования и их отклонений от целевых параметров. Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность происходящих в ней процессов и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам в сложившейся ситуации, выявить резервы повышения эффективности работы, обосновать планы и управленческие реше- ния, направленные на достижение поставленных целей.

Причинно-следственная связь – это устойчивая связь, которая остается относительно неизменной, закономерной. На выявлении, измерении и понимании этих связей основано эффективное управление предприятием.

Объектом экономического анализа являются результаты хозяйственной деятельности предприятий, которые харак- теризуются системой взаимосвязанных показателей, отражающих отдельные ее стороны и сегменты. Например, на про- мышленном предприятии к объектам анализа относятся показатели производства и реализации продукции, ее себестои- мости, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовых результатов деятельности, финансо- вого состояния предприятия и т.д.

В условиях перехода к рыночной экономике количество объектов экономического анализа значительно увеличива- ется в связи с расширением внешнеэкономической, маркетинговой, инвестиционной деятельности, повышением степени производственных и финансовых рисков в сфере бизнеса. Предметом анализа становятся не только внутренние, но и внешние факторы макроэкономического и институционального характера, определяющие внешнюю среду функциониро- вания предприятий и уровень предпринимательских рисков.

Таким образом, основное отличие предмета от объекта заключается в том, что предмет заключает в себе лишь глав-ные, наиболее существенные с точки зрения данной науки свойства и признаки.

2. Сущность экономического анализа. Анализ означает в переводе с греческого разложение изучаемого объекта на части, на присущие этому объекту составляющие. Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Экономический анализ — это научный способ по­знания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимо­стей.

АХД является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и уп­равленческих решений.

Управленческая деятельность — системообразующий фактор, обеспечивающий целостное функционирование, сохранение и развитие организации.

Организация (предприятие, фирма) — система сознательно координируемой деятельности двух и более людей, это именно система координируемых деятельностей, поскольку люди могут смениться, но институированная система ролей, организация сохранится.

Основные управленческие функции (Файоль) — циклически повторяющиеся процессы, которые обеспечивают достижение системы целей, эффективное функционирование, сохранение и развитие организации.

Психология управления изучает психологические закономерности реализации основных управленческих функций. Управленческий цикл включает основные управленческие функции: планирование, организация деятельности, регулирование, контроль.

Планирование — это начало и основа управленческой деятельности. Планирование предполагает рассмотрение прошлого развития, анализ настоящей ситуации и постановку реальных задач на будущее. Стратегическое планирование — управленческий процесс создания и поддержания соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга.

Конкретизация планов осуществляется в тактических, оперативных, текущих планах, рассчитанных на текущие месяцы, квартал, год.

Обобщенный бизнес-план фирмы включает финансовый план, план маркетинга, производственный план, инновационный план и т.д.

Эффективность деятельности руководителя и фирмы во многом зависит от того, насколько рационально он планирует свою работу, использует свое рабочее время. Организованность, умение планировать свою работу, составлять личный план — необходимы менеджеру. Как только план составлен, необходимо подготовить, обеспечить его выполнение — в этом суть организации управления. Функция организации предполагает создание такой системы, в которую логично вписываются три компонента: работающий человек или группа людей; экономические отношения; технические средства. Хороший организатор — не тот, кто хорошо работает только сам, а тот, у кого хорошо работают подчиненные.

Среди конкретных форм организации деятельности можно выделить: 1)делегирование полномочий; 2)создание организационной структуры предприятия — структуры подчинения и ответственности; 3)регламентирование прав, обязанностей, профессиональных функций работников (юридическое оформление прав и обязанностей в должностных инструкциях, трудовых контрактах); 4)нормирование трудозатрат и сроков выполнения определенных работ (установление научно обоснованных нормативов выполнения работ); 5)инструктаж работников; 6)принятие управленческих решений, выдача распоряжений, командование.

Делегирование полномочий — передача части управленческих функций более низкому уровню, передача полномочий вниз, но с сохранением ответственности. Полномочия — право принимать решения. Полномочия дает должность. Выделяют: 1)линейные полномочия — право решать все проблемы подразделения подчиненных; 2)штатные полномочия (право советовать, но не решать); 3)функциональные полномочия по решению определенной функции.

В структуре предприятия выделяют четыре подсистемы: технологическая система поведения; формальная организационная структура определяет структуру подчинения и зафиксирована в нормативных документах; внеформальная структура не зафиксирована в документах, но решает деловые задачи на основе человеческих связей; неформальная межличностная структура отношений в коллективе. Руководитель является субъектом всех четырех подсистем.

Формальные структуры бывают разных типов, имею свои достоинства и недостатки: 1)линейно-иерархическая структура; 2)функциональная структура предполагает структуру подчинения и ответственности в зависимости от выполняемой функции; 3)линейно-функциональные структуры, 4)штабные структуры выступают как консультативный орган, 5)матричные структуры управления по проектам.

Контроль — одна из основных управленческих функций. Если контроль плохой или отсутствует, то в целом снижаются результаты работы коллектива, предприятия, но с другой стороны, контроль — не панацея от безответственности и неспособности управлять. Выделяют три основные формы контроля: 1)текущий контроль по отклонениям; 2)упреждающий контроль; 3)результирующий контроль.

Для осуществления текущего контроля необходимы: 1)объективные и существенные показатели, которые контролируются; 2)наличие критериев отклонения; 3)наличие системы и процедуры контроля.

источник

Анализ хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. Сравнение результатов производства с данными за прошлые отрезки времени. Систематическое проведение объективного анализа наличия и использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Роль, значение, направления экономического анализа деятельности бюджетной организации

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Экономический анализ исследует хозяйственные процессы предприятий и конечные производственно-финансовые результаты их деятельности. При этом экономика предприятий изучается в динамике.

Экономический анализ является неотъемлемой частью процесса принятия решений в системе управления бюджетной организации. Предметом экономического анализа в рамках данной работы является хозяйственная деятельность бюджетного учреждения, направленная на осуществление его функций и эффективное использование выделенных ему средств.

Содержанием анализа хозяйственной деятельности бюджетных учреждений является, во-первых, раскрытие механизма действия основных факторов, влияющих на экономические показатели; во-вторых, количественное измерение факторных влияний на динамику этих показателей; в-третьих, качественная оценка тенденций развития организаций, финансируемых из бюджета. В процессе анализа исследуются причинно-следственные связи экономических явлений, структурно-логические и математические модели факторных систем параметров хозяйственной деятельности учреждений.

В процессе экономического анализа первичная информация проходит аналитическую обработку, проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени, определяется влияние факторов на величину результативных показателей, выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности и перспективы. На основе экономического анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Он предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность и эффективность.

Систематическое проведение объективного анализа наличия и использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов, контроль за правомерностью проводимых операций позволяет максимально использовать внутренние резервы, правильно и экономно расходовать средства в соответствии с открытыми кредитами и их целевым назначением по утвержденным сметам расходов. Используя информацию бухгалтерского учета и анализа, руководители и коллективы учреждений могут оперативно принимать меры по устранению просчетов и отклонений от утвержденных нормативов в ходе хозяйственной и финансовой деятельности.

Экономический анализ деятельности учреждений в основном носит ретроспективный характер, т.е. проводится после совершения хозяйственных актов. На практике экономический анализ проводится по итогам работы за определенный период, как правило, за год.

Основой для анализа является отчётность учреждения. Анализ бухгалтерской отчетности — это процесс, при помощи которого можно оценить прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности учреждения, при этом главной целью является оценка финансово-хозяйственной деятельности относительно будущих условий существования.

При проведении анализа должна быть подтверждена достоверность отчётности, проверено развернутое отражение в балансе дебиторской и кредиторской задолженности, закрытие счетов учета расходов по окончании года, соответствие основных показателей всех форм отчетности, составление отчётности в разрезе источников финансирования и кодов бюджетной классификации.

Субъектами анализа выступают заинтересованные в деятельности учреждения пользователи информации. Их можно условно разделить на две основные категории: внешние и внутренние пользователи. Внешними пользователями являются собственники средств учреждения (бюджет), налоговые и казначейские органы, внутренними — персонал учреждения и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию со своих позиций исходя из своих интересов.

Экономический анализ базируется на определенных принципах, таких как государственность, научность, объективность, системность, комплексность, оперативностъ, действенность, массовость.

Принцип государственности заключается в том, что экономический анализ должен основываться на государственном подходе к оценке экономических явлений. Таким образом, при анализе деятельности бюджетных учреждений следует учитывать экономическую, социальную, экологическую, международную политику государства и вытекающие из нее задачи на соответствующем этапе развития народного хозяйства.

Читайте также:  Какой анализ соэ при раке

Принцип научности означает, что методология экономического анализа деятельности бюджетных учреждений должна базироваться на материалистической диалектике и политической экономии, т.е. экономический анализ должен носить научный характер и проводиться на основе всестороннего учета требований экономических законов. Принцип научности реализуется путем совершенствования теории анализа деятельности предприятия, широкого применения современных экономико-математических методов и ЭВМ.

Принцип объективности заключается в том, что исследование реальных экономических явлений и процессов, их причинно-следственной взаимосвязи в ходе экономического анализа должно осуществляться в условиях достоверной и объективной информации, а выводы, полученные в результате исследования, должны быть обоснованы точными аналитическими расчетами. Анализ должен быть объективным, конкретным и точным. Использующаяся информация должна точно отражать имущественное состояние учреждения и быть документально обоснованной, так как от ее объективности зависит результативность экономического анализа.

Принцип системности означает, что все стороны деятельности предприятия в процессе экономического анализа должны рассматриваться не изолированно, а во взаимосвязи, при этом хозяйственные процессы должны изучаться в динамике.

Принцип комплексности обусловливает необходимость системного рассмотрения в ходе экономического анализа всех стадий, явлений, показателей деятельности анализируемого предприятия с учетом их взаимозависимости.

Принцип оперативности предполагает быстрое и четкое осуществление экономического анализа, принятие управленческих решений на основе результатов анализа. Кроме того, данные решения должны быть четко и своевременно реализованы в процессе деятельности учреждения. Оперативность анализа заключается в своевременном выявлении и предупреждении причин отклонения от планируемых показателей деятелъности как по количественным, так и качественным показателям, изыскании путей устранения отрицательно действующих факторов. Следователъно, своевременность анализа позволяет превратить его в средстю оперативного контроля выполнения плана. Для получения необходимого эффекта от экономического анализа его результаты исполнителями должны оперативно доводиться до руководства предприятия.

Принцип действенности определяет возможность акгивного воздействия на ход производственной деятельности и ее результаты, своевременного выявления недостатков, просчетов, упущений в процессе деятельности учреждения. Данный принцип указывает на необходимость и важность практического использования материалов экономического анализа для управления учреждением, разработки конкретных мероприятий, обоснования, корректировки и уточнения плановых данных.

Последний принцип, на котором базируется экономический анализ, — это принцип массовости. Он означает необходимость привлечения к аналитической работе в процессе экономического анализа широкого круга работников учреждения, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внугрихозяйственных резервов.

Рассмотренные принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены и составляют основу системы аналитической работы на предприятии, и именно на основе этих пришщпов должен осуществляться экономический анализ деятельности бюджетного учреждения. Следует отметить, что эффективность анализа обеспечивается комплексностью использования перечисленных принципов.

Проведение экономического анализа хозяйственной деятельности бюджетного учреждения возможно при условии применения научного метода познания и соответствующих ему методов исследования.

Метод экономического анализа — это способ комплексного изучения хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, обеспечивающий выявление, измерение и обобщение влияния отдельных факторов на динамику хозяйственного их развития путем специальной аналитической обработки плановых и отчетных показателей. В этом определении кратко отражены общие принципы и особенности изучения экономики бюджетного учреждения. Более углубленная характеристика метода связана с рассмотрением его по двум основным направлениям.

Во-первых, метод изучения хозяйственной деятельности бюджетного учреждения характеризуется определенным порядком, последовательностью ее рассмотрения. Обусловлено это тем, что процесс познания экономических явлений сложный и протекает прежде всего во времени. В связи с этим процесс ее познания подразделяют на следующие временные этапы: предварительная ориентация в хозяйственной деятельности, раскрытие содержания предмета анализа, описание предмета анализа и формирование выводов и предложений по результатам анализа. Перечисленные этапы охватывают действия по восприятию явлений деятельности учреждений, последовательному их изучению, рассмотрению их сущности и обобщению результатов.

Во — вторых, метод анализа хозяйственной деятельности бюджетного учреждения характеризуется различными подходами к рассмотрению объектов анализа. Они позволяют применять определенные математические, статистические и другие процедуры (приемы).

В анализе применяются традиционные методы экономической статистики, средних, абсолютных и относительных величин, наблюдение, группировки, графический, эксперимент, индексный, моделирование, формализация, абстрагирование, элементарные методы обработки рядов динамики и т.д.

Так, под наблюдением понимается систематическое целенаправленное восприятие объекта; под сравнением — установление сходства и различия предметов и явлений в действительности; под экспериментом — сознательное изменение течения естественных процессов путем создания искусственных условий; под анализом (синтезом) — совокупность приемов и закономерностей расчленения (соединения) предмета исследования; под моделированием — процесс познания с использованием моделей, которые заменяют оригинал; под формализацией — изучение объектов и процессов путем отображения их содержания с использованием специальной символики; под абстрагированием — мысленное отвлечение от несуществующих свойств, связей и одновременное выделение интересующих сторон объекта.

Анализ тех или иных показателей, экономических явлений, процессов, ситуаций начинается с использования абсолютных величин (объем производства по стоимости или в натуральных измерителях, объем товарооборота, сумма производственных затрат и издержек обращения, сумма валового дохода и сумма прибыли). Без абсолютных величин в анализе, как в бухгалтерском учете и статистике, обойтись нельзя. Но если в бухгалтерии они являются основным измерителем, то в анализе они используются в большей мере в качестве базы для исчисления средних и относительных величин.

Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. Относительные величины динамики исчисляются путем построения временного ряда, т. е. они характеризуют изменение того или иного показателя, явления во времени (отношение, например, выпуска промышленной продукции за ряд лет к базисному периоду, принятому за 100). Относителъные величины интенсивности — это величины, получаемые в результате сравнения двух, связанных между собой, показателей (фондоотдача и рентабельность, производительность труда и объем выпуска и т.д.). Относительные величины сравнения имеют важное значение в отраслевом анализе, а также при анализе и оценке конкурентных преимуществ, когда сравниваются одни и те же характеристики двух разных совокупностей, групп, единиц (доли рынка конкурирующих фирм).

Аналитичность относительных величин хорошо проявляется и при изучении показателей структурного порядка. Отражая отношение части совокупности к совокупности, взятой в целом, они наглядно иллюстрируют как всю совокупность, так и ее часть (например, удельный вес в валовой продукции готовых изделий основного назначения, вспомогательных изделий и незавершенного производства).

Не менее важное значение, если не более, имеют в процессе анализа средние величины. Их «аналитическая сила» состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, родных показателей, явлений, процессов. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного — к закономерному; без них невозможно сравнение изучаемого признака по разным совокупностям, невозможна характеристика изменения варьирующего показателя во времени; они позволяют абстрагироваться от случайности отдельных значений и колебаний.

В средней величине сглаживаются количественные колебания отдельных объектов исследования. Исчисляется новый самостоятельный показатель, который может выявить качественную сторону исследуемого явления. В средней величине случайные отклонения индивидуальных величин взаимно погашаются. Без средних величин невозможно сравнение изучаемого признака по разным совокупностям, невозможна характеристика изменения варьирующего показателя во времени.

В аналитических расчетах применяют, исходя из необходимости, различные формы средних — средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая моментного ряда, мода, медиана.

С помощью средних величин (групповых и общих), исчисленных на основе массовых данных о качественно однородных явлениях, можно определить общие тенденции и закономерности в развитии экономических процессов.

Сравнение начинается с соотношения явлений, анализируются сравниваемые явления. Обязательным правилом применения приема сравнения являются сопоставимость показателей по структуре и условиям их формирования, так как сравнивать можно только качественно однородные величины.

Сравнение экономических показателей может осуществляться по разным направлениям. Сопоставляя отчетные данные с плановыми, выявляют степень выполнения (или невыполнения) задания. Сопоставляя фактические показатели отчетного периода с аналогичными показателями ряда прошлых лет, оценивают результаты работы в динамике и тенденцию развития данного экономического процесса. Сравнение показателей анализируемого хозяйствующего субъекта со средними аналогичными показателями по отрасли выявляет место анализируемого субъекта на рынке среди других конкурирующих субъектов, долю на рынке.

Наиболее часто применяется в анализе способ сравнения. Его основные виды:

-сравнение фактических отчетных данных с плановыми и показателей в динамике;

-сопоставление результатов различных управленческих решений с целью выбора оптимального решения;

-сравнение результатов деятельности до и после принятия управленческих решений с целью оценки их эффективности.

В целях контроля за использованием всех видов ресурсов необходимо проводить сопоставление фактических показателей с нормативными, с нормами расходов. В процессе сравнения выявляются изменения тех или иных показателей.

Группировка позволяет изучить те или иные экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить те или иные закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. Нельзя группировать явления по случайному признаку, необходимо сделать обоснованный выбор признаков. В экономическом анализе широко используются структурные группировки при изучении состава хозяйствующих субъектов (по мощности, уровню автоматизации, величине основных фондов и т.д.).

Индексный метод основывается на относительных показателях. Он исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Используя индексный метод, можно выявить влияние на изучаемый совокупный показатель различных факторов. Используя агрегатную формулу индекса и соблюдая установленную вычислительную процедуру, можно определить влияние факторов на изменение результативного показателя.

Балансовый метод используется в планировании, статистике, бухгалтерском учете. В экономическом анализе он применяется там, где существует строго функциональная зависимость. С помощью данного метода анализируется использование рабочего времени (баланса рабочего времени), использование производственной мощности (баланс производственной мощности), баланс трудовых ресурсов, и т.д.

Метод цепных подстановок используется для определения количественного влияния отдельных факторов на общий результативный показатель. Данный способ применяется в том случае, если между изучаемыми явлениями имеет место функциональная, прямая или обратно пропорциональная зависимость. Он используется во всех типах детерминированных факторных моделей при определении влияния факторов.Суть данного метода заключается в последовательной замене плановой (базисной) величины каждого факторного показателя на фактическую величину в отчетном периоде, все остальные при этом считаются неизменными. Каждая подстановка связана с отдельным расчетом. Степень влияния того или иного показателя выявляется последовательным вычитанием: из второго расчета вычитается первый, из третьего — второй и т.д. Число расчетов на единицу больше, чем число показателей. На практике расчеты при плановых величинах можно взять в готовом виде из плана предприятия, фактические величины — из квартального или годового отчета.

Отсюда следует, что можно сделать лишь промежуточные расчеты, а следовательно, число расчетов будет на один меньше. Более точный расчет может быть получен при правильном ранжировании показателей-факторов: вначале учитывают изменение количественных показателей на результат, а затем качественных. Если количественных и качественных показателей несколько, то определяют изменение факторов первого уровня и т.д.

Метод абсолютных отклонений является разновидностью приема цепных подстановок (производной от этого метода). Он основан на исчислении абсолютных отклонений между фактическими и базисными частными показателями и умножении их по каждому показателю на абсолютное значение другого частного показателя. Данный метод нецелесообразно использовать для кратных моделей, то есть при мультипликативной обратной зависимости между показателями-факторами.

Приемы цепных подстановок и абсолютных отклонений — достаточно простые и универсальные аналитические приемы. Однако они не инвариантны относительно порядка замены факторов. От того, в какой последовательности происходит замена, будет зависеть результат разложения.

Существенным недостатком этих методов является также и то, что они обладают свойством неаддитивности по времени. Это означает, что результаты анализа, выполненного за целый год, не будут совпадать с суммой соответствующих данных, полученных по месяцам или кварталам.

Метод процентных разниц базируется на исчислении разниц между отдельными частными показателями по процентному отношению фактических значений к базисному. Полученные процентные разницы умножаются на основной исследуемый показатель по плану. Кроме этих уточнений, следует знать правила построения аналитической таблицы по применению данного метода. Среди таких правил следующее:

-показатели в таблицу располагают так, что на первом месте — первый сомножитель исходного алгоритма, на последующем — произведение двух факторов исходного алгоритма, на третьем месте — произведение трех факторов исходного алгоритма и т.д.;

-для расчета разницы процентов первое значение сравнивают со 100 %, затем разность процентов определяют последовательно по цепочке снизу вверх;

-в таблице отражаются столько строк с сомножителями, сколько факторов, влияющих на основной показатель.

К нетрадиционным (математическим) методам анализа относятся все экономико-математические методы (корреляционный анализ, регрессионный анализ, кластерный анализ, метод построения дерева решений, линейное программирование и другие). Данному подходу уделено дополнительное внимание в ниже представленном подпункте данного учебного пособия.

Баланс исполнения сметы расходов является основным отчетным документом, необходимым для управления анализом хозяйственной и финансовой деятельности бюджетного учреждения, контроля за использованием по назначению предоставленных учреждению средств.

Анализ отчётности бюджетного учреждения может быть горизонтальным и вертикальным.

Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В основе этого анализа лежит исчисление базисных темпов роста балансовых статей.

В основе вертикального анализа лежит представление бухгалтерской отчётности в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа служат динамические ряды этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия.

Можно выделить две основные черты вертикального анализа:

— переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;

— относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление.

Для оценки деятельности бюджетного учреждения и в целях проведения анализа исполнения сметы расходов проводится:

— анализ исполнения сметы доходов и расходов;

— показателей актива и пассива баланса учреждения;

Важнейшим этапом анализа исполнения расходов является изучение соотношения между кассовыми и фактическими расходами. Оно характеризуется равенством между ними, превышением кассовых расходов над фактическими или фактических расходов над кассовыми.

В процессе анализа кассового исполнения сметы расходов особое внимание обращается на недорасход или перерасход выделенных из бюджета средств. Выявление факторов недоиспользования открытых кредитов или их перерасхода в разрезе отдельных статей расходов имеет важное значение и способствует организации использования бюджетных средств по назначению.

Анализ фактических расходов позволяет судить об эффективности использования бюджетных средств, установить степень соответствия расходов объему выполненной работы или установленным нормам.

Отдельно можно выделить анализ дебиторской и кредиторской задолженности учреждения. Выявленную разницу между ними по статьям необходимо учесть при составлении сметы расходов по бюджету и сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам.

Следующий этап анализа — анализ финансирования бюджетных организаций.

При анализе баланса важно рассмотреть движение основных средств и материальных ценностей. Источником информации для такого анализа являются не только баланс исполнения сметы расходов (ф. 1), но и форма 5 «Отчет о движении основных средств», 6 «Отчет о движении материальных запасов» и 15 «Отчет о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях». В них остатки и движение активов отражаются не только общими суммами по всем источникам финансирования, но и раздельно по бюджетным и внебюджетным средствам, что важно для анализа учреждения.

Читайте также:  Как принимают анализы на вич

Анализ движения основных средств и малоценных предметов может производиться сопоставлением остатков на начало и конец года в разрезе первоначальной стоимости, износа и остаточной стоимости. Также рекомендуется провести анализ состава и движения материальных ценностей, основных средств и малоценных предметов на начало и конец года.

В процессе анализа можно определить эффективность использования основных средств и степень их технического состояния; определить уровень обеспеченности и использования материальных ресурсов, провести анализ оплаты труда.

хозяйственный бюджетный ресурс анализ

Балдина, С.В. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ, вводимая с 2001 года / С.В. Балдина // БиНО: бюджетные учреждения. — 2001. — № 3.

Данилов Е.Н. Анализ как функция управления деятельностью бюджетных учреждений. Материалы конференции.- Мн., БГЭУ, 2001.

Данилов Е.Н. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждений. — М.: Новое время, 2003.

Дерявиченко, Т.А. Казначейство — государственный контролер исполнения федерального бюджета / Т.А. Дерявиченко // Финансы. — 2000. — №4.

Доклад об экономике России — февраль 2004. // Российская газета. 2004. № 8.

Захаров Ю. Правовые проблемы перекрестного субсидирования // Экономика и жизнь.- 2004.- №1.

Захарьин В.Р. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. — М.,2003.

Земляченко, С.В. Комментарии к инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях / С.В. Земляченко // БиНО: бюджетные учреждения. — 2000. — № 3.

Земляченко, С.В. Новый порядок бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях / С.В. Земляченко // Главбух. — 2000. — № 5.

Изменения и дополнения в Инструкцию о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства МФ РФ лицевых счетов, утв. Приказом МФ РФ от 31.12.02. // Российская газета. 2004. № 42.

Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях // Официальные документы и разъяснения. — 2000. — № 3.

Комягин, Д.Л. Новое в Бюджетном кодексе / Д.Л. Комягин // БиНО: бюджетные учреждения. — 2000. — № 10.

Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. — М.: Гроссбух, 2001.

Предмет и задачи технико-экономического анализа. Содержание и направления технико-экономического анализа. Основные принципы и методы анализа. Анализ производственной программы, трудовых показателей, использования материальных ресурсов.

дипломная работа [405,2 K], добавлен 08.04.2005

Значение, цели, задачи и источники анализа финансово-хозяйственной деятельности, использование системного подхода. Классификация факторов и резервов роста производства. Анализ ритмичности производства, использования трудовых и материальных ресурсов.

курсовая работа [215,8 K], добавлен 02.08.2011

Экономический анализ, его роль в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Методика и основные этапы проведения анализа использования материальных ресурсов. Оценка финансовых результатов, рентабельности фирмы и использования материальных средств.

курсовая работа [68,5 K], добавлен 21.08.2010

Рассмотрение информационного обеспечения анализа материальных ресурсов и исследование оценки эффективности их использования в легкой промышленности. Проведение анализа использования полезного фонда рабочего времени трудовых ресурсов на предприятии.

реферат [62,8 K], добавлен 19.03.2010

Анализ использования трудовых ресурсов, основных производственных фондов, материальных ресурсов. Анализ себестоимости продукции, финансовых результатов деятельности предприятия. Выявление трудовых факторов, повлиявших на изменение объема производства.

дипломная работа [215,3 K], добавлен 28.03.2014

Анализ хозяйственной деятельности. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами и степени их использования на предприятии. Анализ использования трудовых ресурсов. Теория экономического анализа: проблемы и решения. Современный экономический анализ.

контрольная работа [33,5 K], добавлен 08.10.2004

Теоретические аспекты особенностей анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации, характеристика организаций здравоохранения. Совершенствование экономического анализа деятельности бюджетных организаций здравоохранения в России.

курсовая работа [1,9 M], добавлен 13.07.2010

Объекты диагностики и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его роль в процессе управления. Виды анализа, их классификация. Анализ спроса производства и реализации продукции. Оценка эффективности использования материальных ресурсов.

презентация [215,0 K], добавлен 06.06.2014

Значение, задачи и источники информации анализа материальных ресурсов. Оценка динамики выполнения плана по затратам на них. Анализ эффективности использования материальных ресурсов, пути ее оптимизации на предприятии. Роль экономического анализа.

контрольная работа [176,1 K], добавлен 16.04.2014

Общая характеристика комплексного экономического анализа по основным показателям хозяйственной деятельности. Анализ доходов, продаж продукции и объема производства продукции. Использование материальных ресурсов и основных производственных средств.

источник

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Экономический анализ как финансовый, так и комплексный приобретает все большую значимость, так как позволяет принимать обоснованные управленческие решения.

Знание основных положений теории анализа, умение проводить необходимые аналитические расчеты и правильно оценивать полученные результаты необходимы для выбора оптимальных вариантов управленческих решений, направленных на мобилизацию выявленных в процессе анализа резервов роста эффективности деятельности организации и повышения устойчивости ее финансового состояния.

Тема 1. Содержание, цели и задачи экономического анализа

1. Определение, предмет, цель и основные задачи экономического анализа; требования, предъявляемые к экономическому анализу

2. Объекты и субъекты экономического анализа

3. Экономический анализ как функция управления

4. Сущность, критерии и классификация показателей эффективности

5. Система основных показателей эффективности деятельности организации

5.1. Система основных обобщающих показателей, характеризующих

эффективность деятельности предприятия в целом

5.2. Система основных частных показателей, характеризующих эффективность использования отдельных видов ресурсов

6. Виды экономического анализа

7. Этапы проведения экономического анализа

Определение, предмет, цель и основные задачи экономического анализа. Требования, предъявляемые к экономическому анализу

Экономический анализ – это комплексное (т.е. всестороннее), системное (т.е. направленное на достижение поставленной цели) исследование хозяйственно-финансовой деятельности организации.

Предметом экономического анализа являются хозяйственно-финансовые процессы, происходящие в организациях, их результаты, затраты и экономическая эффективность, слагающиеся под воздействием ряда факторов и отражаемые системой аналитических показателей.

Общая конечная цель экономического анализа – изыскание возможностей повышения экономической эффективности деятельности организации и улучшения ее финансового состояния.

Частные цели формулируются в каждом конкретном аналитическом исследовании.

Основные общие задачи экономического анализа:

1. установление достоверности используемой в процессе анализа экономической информации и прежде всего бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2. объективная оценка деятельности организации, которая дается на базе определения динамики, выполнения бизнес-плана и проведения межфирменных сравнений по основным показателям хозяйственно-финансовой деятельности (объем продаж, себестоимость, прибыль, показатели экономической эффективности, финансовой независимости, платежеспособности и др.);

3. качественное и количественное исследование факторов, повлиявших на результаты хозяйственно-финансовой деятельности, т.е. качественный и количественный факторный анализ.

Поясним примененные здесь термины:

— под факторами понимаются условия, в которых осуществляется изучаемый процесс и формируются его результаты, а также причины, под влиянием которых изменяется анализируемый результат;

— под качественным факторным анализом понимается определение состава факторов, влияющих на исследуемый показатель, установление вида связи между показателем и факторами и построение факторной модели;

— под количественным факторным анализом понимается расчет размера влияния каждого из факторов, учтенных в модели, на исследуемый показатель;

4. выявление резервов более эффективного использования всех видов ресурсов и деятельности организации в целом, а также повышения ее финансовой устойчивости. Поясним, что под резервами понимаются нереализованные или не полностью реализованные возможности повышения эффективности использования ресурсов, имеющихся у организации, и эффективности ее деятельности в целом;

5. разработка вариантов управленческих решений, направленных на использование выявленных резервов, оценка их эффективности;

6. подготовка рекомендаций по принятию оптимальных управленческих решений.

7. прогнозирование на основе проведенного анализа ожидаемых результатов хозяйственно-финансовой деятельности и учет их в бизнес-плане.

Классификация требований, предъявляемых к экономическому анализу (табл. 1) позволяет более глубоко понять его содержание.

Требования, предъявляемые к экономическому анализу

Требования Содержание
1. Объективность Проведение анализа на основе информации, достоверно отражающей хозяйственно-финансовые процессы и их результаты
2. Действенность Активное воздействие на хозяйственно-финансовую деятельность и ее результаты
3. Оперативность Регулярное (своевременное) проведение экономического анализа
4. Научность Проведение анализа на основе современных методов и приемов
5. Комплексность Всестороннее и полное исследование хозяйственно-финансовой деятельности организации
6. Эффективность Результаты экономического анализа должны превышать затраты на его осуществление

Объекты и субъекты экономического анализа

Объектами экономического анализа являются организации и предприятия, осуществляющие хозяйственно-финансовую деятельность.

Характеристика объектов экономического анализа может быть дана на основании следующей классификации:

1.1 коммерческие организации;

1.2 некоммерческие организации;

2. по организационно-правовым формам:

2.1 хозяйственные товарищества;

2.2 хозяйственные общества;

2.3 производственные кооперативы;

3. по формам собственности:

3.2 государственные унитарные предприятия;

3.3 муниципальные унитарные предприятия; и др.

4. по видам деятельности в соответствии с общероссийским классификатором:

Субъектами экономического анализа являются юридические и физические лица, заинтересованные в получении аналитической информации.

Классификация субъектов экономического анализа представлена в табл. 2.

Классификация субъектов экономического анализа

Субъекты анализа Цели проведения анализа
I. Внутренние: собственники, администрация Оценка эффективности деятельности организации, ее финансовой устойчивости, стоимости бизнеса и др.
II. Внешние:
2.1. Банки и другие заимодавцы Оценка уровня кредитоспособности организации и возможности возврата кредита (займа) с учетом процентов
2.2. Инвесторы Оценка выгодности инвестирования средств
2.3. Налоговые органы Оценка правильности начисления и своевременности уплаты налогов, оценка финансовой устойчивости
2.4. Партнеры 2.4.1 поставщики Оценка платежеспособности организации
2.4.2 покупатели Оценка выполнения договорных обязательств, качества продукции и ее ассортимента
2.5. Конкуренты Оценка уровня рыночной устойчивости и ценовой политики организации

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 623 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Тема: Экономический анализ бюджетного учреждения

Тип: Реферат | Размер: 114.88K | Скачано: 77 | Добавлен 03.10.12 в 22:06 | Рейтинг: +3 | Еще Рефераты

1. Экономический анализ бюджетного учреждения 4

1.1. Теоретические основы экономического анализа бюджетного учреждения 4

1.2. Анализ финансирования бюджетных учреждений 11

2. Составление проекта бюджета района 21

Список источников литературы 38

Важным условием эффективного функционирования национальной экономики есть рациональное и экономное использования средств государственного бюджета, направленных на содержание «бюджетных» субъектов хозяйствования.

Анализ деятельности бюджетных учреждений — это функция управления государства бюджетными учреждениями, он является неотъемлемой частью структуры процесса принятия решений и целей в системе управления бюджетных учреждений. Эффективное управление бюджетными учреждениями предусматривает принятие руководителями учреждений обоснованных, мотивированных и экономически целесообразных управленческих решений на основании полученных результатов экономического анализа.

Цель работы — изучение возможных путей усовершенствования деятельности бюджетного учреждения на основе проведения анализа выполнения сметы и соблюдение финансово-сметной дисциплины в бюджетном учреждении.

Объектом исследования является бюджетное учреждение.

Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы учреждения, складывающиеся в результате воздействия объективных и субъективных факторов и получающие отражение в планах, отчетности, бухгалтерском, статистическом и оперативном учетах.

1. Экономический анализ бюджетного учреждения

1.1. Теоретические основы экономического анализа бюджетного учреждения

1.1.1 Понятие бюджетного учреждения и его характеристика

Бюджетное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (Ст.6, Бюджетный кодекс РФ).

Бюджетное учреждение может открывать счета только в Казначействе;

учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, доходы бюджетного учреждения после уплаты налогов и сборов учитывают в смете и отражают в доходах соответствующего бюджета. Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Сравнительная характеристика бюджетного, автономного и казенного учреждений:

(с расширенным объемом прав)

В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя и на содержание имущества

— в соответствии с заданием учредителя,

— на исполнение публичных денежных обязательств перед физическими лицами;

— на осуществление мероприятий в соответствии с нормативными правовыми актами

На основе бюджетной сметы

Приносящая доход деятельность

Доходы поступают в самостоятельное распоряжение

Доходы поступают в самостоятельное распоряжение

Полученные доходы зачисляются в бюджет

Счета в кредитных организациях

Только в органах Федерального казначейства (финансовых органах)

Только в органах Федерального казначейства (финансовых органах)

Распространение действия Федерального закона № 94-ФЗ*

Распространяется, в полном объеме

Распространяется, в полном объеме

План счетов с ведением аналитического учета по укрупненным кодам КОСГУ, а в части средств бюджета – по бюджетному плану счетов

(с учетом льгот, установленных ст. 149 НК РФ)

(с учетом льгот, установленных ст. 149 НК РФ)

(с учетом льгот, установленных ст. 149 НК РФ)

Не уплачивают (платит арендатор – налоговый агент )

(субсидия в налогооблагаемую базу не включается)

(субсидия в налогооблагаемую базу не включается)

Не уплачивают (налогооблагаемая база отсутствует)

Упрощенная система налогообложения

Налог на имущество, земельный налог

(расходы на уплату налога на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество включены в сумму субсидии)

(расходы на уплату налога на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество включены в сумму субсидии)

Уплачивают, (за счет доведенных им на эти цели ЛБО)

*Федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

1.1.2 Предмет, содержание и принципы экономического анализа бюджетного учреждения

Экономический анализ предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить причины отклонения фактических показателей от запланированных, проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности.

В зависимости от времени проведения анализа (иначе говоря, от периодичности его осуществления) различают: предварительный, оперативный, итоговый и перспективный анализ.

Очень важную роль в разработке оптимальных управленческих решений играет итоговый, последующий анализ. Важнейшим источником информации для проведения такого анализа является отчетность организации. Итоговый анализ дает уточненную оценку деятельности организации и ее результатов за определенный период, обеспечивает выявление обоснованных величин резервов повышения эффективности деятельности организации, изыскивает пути мобилизации, то есть использования этих резервов. Результаты итогового анализа, проведенного самой организацией, отражаются в пояснительной записке к годовому отчету. Итоговый анализ является наиболее полным видом анализа хозяйственной деятельности организации.

Содержание экономического анализа — это всестороннее и детальное изучение на основе всех имеющихся источников информации различных аспектов функционирования данной организации, направленное на улучшение ее работы путем разработки и внедрения оптимальных управленческих решений, отражающих резервы, выявленные в процессе проведения анализа и пути использования этих резервов.

Экономический анализ подразделяется на внутренний и внешний в зависимости от субъектов анализа, то есть от тех органов, которые его проводят. Наиболее полным и всесторонним является внутренний анализ, проводимый функциональными отделами и службами данной организации. Внешний же анализ, проводимый налоговыми органами, банками, дебиторами и кредиторами и другими организациями, как правило, ограничивается установлением степени устойчивости финансового состояния анализируемой организации, ее платежеспособности и ликвидности как на отчетные даты, так и в перспективе.

Читайте также:  Какие анализы сдать после укуса клеща

В зависимости от содержания, функций и задач анализа, выделяют также следующие виды анализа: социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый, инвестиционный, функционально-стоимостной (ФСА) и др.

В зависимости от аспектов исследования различают два основных вида (направления) анализа хозяйственной деятельности:

Объектами экономического анализа являются имущественно-финансовое положение организации, ее производственная, снабженческо-сбытовая, финансовая деятельность, работа отдельных структурных подразделений организации (цехов, производственных участков, бригад).

В процессе проведения экономического анализа используются методы индукции и дедукции.

Метод индукции (от частного к общему) предполагает, что исследование хозяйственных явлений начинается с отдельных фактов, ситуаций и переходит к изучению хозяйственного процесса в целом. Метод же дедукции (от общего к частному) характеризуется, наоборот, переходом от общих показателей к частным, в частности к анализу влияния отдельных факторов на обобщающие экономические показатели. Важнейшим при проведении экономического анализа является, конечно же, метод дедукции, поскольку последовательность проведения анализа как правило предполагает переход от целого к составляющим его элементам, от синтетических, обобщающих показателей деятельности организации к аналитическим, факторным показателям.

После окончания анализа его результаты должны быть определенным образом оформлены. Для этих целей используются пояснительные записки к годовым отчетам, а также справки либо заключения по результатам проведенного анализа. Пояснительные записки предназначаются для внешних пользователей аналитической информации. Справки, а также заключения по результатам проведенного экономического анализа могут иметь более детальное содержание по сравнению с пояснительными записками. Как правило, справки и заключения не содержат обобщенных характеристик организации и условий ее функционирования. Основой упор здесь делается на описании резервов и путей их использования.

Результаты проведенного анализа могут быть оформлены также и в бестекстовой форме. В этом случае в аналитических документах имеется лишь набор аналитических таблиц и отсутствует какой-либо текст, характеризующий хозяйственную деятельность организации. Эта форма оформления результатов проведенного экономического анализа в настоящее время применяется все шире.

Кроме рассмотренных форм оформления результатов анализа, применятся также внесение важнейших из них в определенные разделы экономического паспорта организации.

Таковы основные формы обобщения и оформления результатов проведенного экономического анализа. Следует иметь в виду, что изложение материала в пояснительных записках, а также в других аналитических документах должно быть ясным, простым и кратким, а также должно быть увязано с аналитическими таблицами.

1.1.3 Контроль за расходованием бюджетных средств

Важным условием эффективного функционирования национальной экономики есть рациональное и экономное использования средства государственного бюджета, направленных на содержание «бюджетных» субъектов хозяйствования.

Анализ деятельности бюджетных учреждений — это функция управления государства бюджетными учреждениями, он является неотъемлемой частью структуры процесса принятия решений и целей в системе управления бюджетных учреждений. Эффективное управление бюджетными учреждениями предусматривает принятие руководителями учреждений обоснованных, мотивированных и экономически целесообразных управленческих решений на основании полученных результатов экономического анализа.

Анализ выполнения сметы является необходимым условием эффективного управления расходами бюджетного учреждения и предприятия.

Анализ выполнения сметы и результатов деятельности бюджетного учреждения должны оказывать содействие получению субъектом управления необходимой информации относительно финансово-хозяйственных операций с целью оценки их целесообразности, правомерности и эффективности относительно экономических ситуаций, которые являются причиной осуществления этих операций.

Основным документом, который определяет затраты бюджетных учреждений, есть смета.

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения — основной плановый документ, который подтверждает полномочие относительно получения и распределения доходов и осуществление расходов, контролирует и определяет точность, объем и направления средства для выполнения своих функций и достижение целей, определенных на год соответственно бюджетным назначениям.

Анализ выполнения сметы бюджетного учреждения является необходимым условием, которое разрешает эффективно управлять ее расходами.

Именно анализ выполнения сметы дает возможность объективно оценить эффективность работы учреждения, объемы расходов, которые нужны ей для осуществления своих функций и развития.

Для того чтобы бюджетное учреждение выполняло свои функции, определенные ее Положением или Уставом, ей, в первую очередь, необходимый план доходов, которые она должны получить в течение бюджетного периода, и расходов, которые будут осуществлены на обеспечения функциональной деятельности учреждения, предприятия.

Основной задачей анализа выполнения сметы доходов и расходов есть поиск путей и количественная оценка резервов эффективного расходования средства и снижение на этой основе уровня расходов относительно объема деятельности бюджетного учреждения.

Основная масса ошибок, допускаемых бухгалтерами бюджетных учреждений при формировании отчетности об исполнении сметы расходов, связана с формированием отчетов по финансированию, кассовым и фактическим расходам. Для того чтобы правильно сформировать указанную отчетность, необходимо понимать, для каких целей она составляется.

Бюджетное учреждение обязано расходовать бюджетные средства только на цели, утвержденные в смете расходов. Главный бухгалтер и руководитель учреждения должны следить за тем, чтобы расход бюджетных средств осуществлялся строго на утвержденные цели и строго в установленных объемах. Вместе с тем орган, исполняющий бюджет, должен иметь возможность не только отслеживать правильность расходования средств бюджетным учреждением, но и иметь возможность блокировать расходование средств, если оно осуществляется с нарушением бюджетного законодательства.

Для осуществления подобного контроля недостаточно знать объемы бюджетных ассигнований и суммы затрат бюджетного учреждения в разрезе статей экономической классификации. Дело в том, что между списанием средств с текущего счета учреждения и отнесением этих расходов на затраты учреждения может пройти значительный промежуток времени. Таким образом, может возникнуть ситуация, когда бюджетные средства будут израсходованы не по назначению или сверх установленных норм, а сам факт этого откроется после расходования средств.

Для того чтобы оперативно отслеживать соответствие расходования бюджетных средств утвержденным в смете лимитам, в бюджетном бухгалтерском учете введены понятия кассовых расходов и фактических расходов.

Кассовый расход — операция по списанию средств со счета органа казначейства или в кредитной организации в оплату принятых в установленном порядке получателем обязательств, подлежащих оплате за счет средств соответствующего бюджета. Кассовый расход определяется как кредитовый оборот счетов 091, 097, 101, 102 за минусом сумм, перечисляемых в бюджет.

Фактический расход — операция по оприходыванию (постановке на учет) материальных ценностей, работ, услуг приобретенных за счет бюджетных средств. Фактический расход определяется как дебетовый оборот счета 200.

Необходимо отметить, что по одним статьям экономической классификации сумма кассовых расходов может превышать сумму фактических расходов, а по другим статьям — сумма фактических расходов может превышать сумму кассовых расходов. Итоговые же суммы произведенных за отчетный период кассовых и фактических расходов могут быть одинаковые.

Тем не менее, при составлении отчета об исполнении сметы расходов бюджета и другой отчетности, главные бухгалтеры часто пытаются «свести» эти суммы и «подгоняют» показатели кассовых расходов под объемы фактических расходов. Данная практика составления отчетности не только искажает информацию о хозяйственной деятельности учреждения, но и лишает бухгалтера, руководителя учреждения, а так же орган, исполняющий бюджет, контролировать правильность расходов учреждения. Необходимо отметить, что согласно Инструкции о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 15 июня 2000 г. № 54н, отражаться пропорционально фактическим расходам могут только кассовые расходы по кодам 110111, 110112, 110115.

Тем не менее, стремиться к формированию объективной и достоверной отчетности по расходованию бюджетных средств необходимо.

Знание нормативной базы должно облегчать работу специалистов бухгалтерского учета на предприятиях, оказывать содействие комплексному представлению о системе бухгалтерского учета и финансовой отчетности в бюджетных учреждениях; оказывать содействие работе специалистам экономических и юридических служб при решении разных вопросов, которые возникают в процессе финансово-бюджетной деятельности.

Анализ выполнения сметы в динамике и по структуре расходов необходимо проводить в первую очередь для оценки правильности определения потребности учреждения в ассигнованиях по отдельным направлениям. Этот анализ разрешает определить тенденции в расходах, дать оценку уровню управления бюджетным средством, являясь незаменимым при проведении аудиторских исследований эффективности использования бюджетных средств.

В целом анализ выполнения сметы бюджетного учреждения, предприятия, при условии внедрения существующих проблем, является действенным инструментом принятия управленческих решений, которые призваны обеспечить эффективное, рациональное и правильное расходования бюджетных средств.

Результаты общего и факторного анализа выполнения сметы удостоверили, что наибольший удельный вес (больше 70 процентов) в расходах потребления занимает оплата труда служащих. Для обеспечения рационального и эффективного использования бюджетных средств целесообразно рассмотреть вопрос относительно оптимизации структуры и численности аппарата, с тем, чтобы сократить отделы и должности, функции которых дублируются другими органами власти, избежать вакансий, наличие которых неоправданно увеличивает фонд экономии, который тратится в виде премий и других поощрительных выплат.

Кроме того, как показали данные отчетов о выполнении смет нуждается в усовершенствовании методики расчета потребности в средствах на содержание учреждения. В частности, ни одним нормативным документом не определена нормы приобретения и использование канцелярских, хозяйственных товаров других предметов и инвентаря.

1.2. Анализ финансирования бюджетных учреждений

Финансовая деятельность бюджетных учреждений состоит в получение, организации движения и использования финансовых ресурсов.

Доля финансирования по смешанному методу постоянно возрастает, то есть кроме государственного бюджета учреждениями могут использоваться внебюджетные средства: плата родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях; учащихся за пользование общежитием; за обучение; оказание различных услуг организациями здравоохранения, науки, культуры и т.д. По некоторым учреждениям непроизводственной сферы эта доля уже превысила 50% и будет нарастать далее, так как государству все труднее финансировать за счет государственного бюджета оказание населению и предприятиям различного рода услуг.

Контроль за полнотой удовлетворения потребностей учреждения в денежных ресурсах и эффективностью их использования осуществляется на основе бюджетного нормирования, с учетом бюджетной классификации, которые дают возможность определить сумму затрат на расчетную единицу плана работы и оценить обоснованность затрат по видам и направлениям.

Существенное влияние на организацию бухгалтерского учета, содержание отчетности, проведение анализа исполнения смет расходов учреждений и организаций, финансируемых из государственного бюджета, оказывает бюджетная классификация (группировка доходов и расходов бюджета).

Бюджетная классификация предполагает научно обоснованную обязательную группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам, закодированным в определенном порядке. Бюджетная классификация имеет организующее и правовое значение. Первое проявляется в том, что она позволяет единообразно учитывать доходы и расходы бюджета; составлять отчетность об использовании бюджета; осуществлять контроль и анализ по каждому виду доходов и расходов; кодировать показатели бюджетов и отчетов в связи с необходимостью их машинной обработки. Правовое значение бюджетной классификации заключается в том, что все показатели доходов и расходов, предусмотренные в бюджете и указанные в соответствующих подразделениях бюджетной классификации, являются финансовыми планами, обязательными для исполнения.

Доходы согласно бюджетной классификации систематизированы по источникам доходов бюджета и подразделяются по категориям, группам доходов, детализациям, разделам, подразделам.

Бюджетная классификация включает три направления:

— функциональную классификацию расходов;

— ведомственную классификацию расходов;

— экономическую (предметную) классификацию расходов.

Функциональная классификация расходов бюджетов состоит из двух уровней (разделов и подразделов) и является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций, отражающей направления выделения средств на выполнение основных функций государства.

Ведомственная классификация расходов республиканского бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение прямым получателям бюджетных ассигнований средств по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов.

Экономическая (предметная) классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций по их экономическому содержанию. В данной классификации приняты четыре уровня классификационной структуры:

— категория расходов, например, текущие и капитальные расходы;

— предметная статья, например, закупки товаров и оплата услуг, капитальные вложения в основные фонды;

— подстатья, например, оплата труда рабочих и служащих, приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

— элемент расходов, например, основной оклад гражданских служащих, приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений.

В разрезе категорий, статей, подстатей, элементов расходов по каждому параграфу соответствующего раздела (подраздела) учреждения и организации, финансируемые из бюджета, готовят сметы расходов, организуют учет их исполнения и составляют отчетность.

Такая бюджетная классификация позволяет проводить анализ по локальным сметам, по сводным сметам однотипных бюджетных учреждений, а также по сводным сметам министерств как в целом, так и в разрезе отдельных учреждений.

Основные показатели финансового состояния учреждения – степень обеспеченности денежными средствами и соблюдение финансовой дисциплины, поэтому анализ заключается в проверке соответствия сумм финансирования сметным назначениям, а также фактических расходов — сметным назначениям и кассовым расходам.

Основными задачами анализа финансирования бюджетных учреждений являются:

— оценка обеспеченности учреждения финансовыми ресурсами и использования их по целевому назначению;

— характеристика состояния расчетов и запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ);

— выявление причин финансовых нарушений и затруднения финансирования;

— изучение организации финансирования;

— выявление резервов улучшения финансового состояния учреждений и разработка мероприятий по их реализации.

В качестве источников информации для анализа финансового состояния учреждения используются:

— баланс исполнения сметы расходов;

— справка о движении сумм финансирования из бюджета;

— отчет об исполнении сметы расходов;

— смета расходов, включая сметы на капитальное строительство;

— подробные расчеты по каждой статье сметы расходов;

— отчетность о выполнении плана по сети, штатам и контингентам и другие источники информации.

Финансирование расходов организаций, содержащихся за счет средств республиканского бюджета, осуществляется органами государственного казначейства. Его территориальные органы перечисляют средства в пределах сметных назначений распорядителя средств (организации) по предъявленным им платежным поручениям:

— на счета поставщиков — за поставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы;

— на счета получателей — по обязательным расчетам и нетоварным операциям;

— на текущий счет организации в банке — для получения наличных денежных средств.

Перед перечислением средств учреждению сметные назначения должны быть обязательно уточнены. Это делается в следующих случаях:

— при необходимости изменения данных плана по сети, штатам и контингентам;

— при изменении профиля деятельности или режима работы учреждения;

— при выделении дополнительных ассигнований на содержание учреждения;

— при необходимости учета имеющихся сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ);

— при уменьшении сумм ассигнований в связи с нарушением сметно-штатной дисциплины и превышении утвержденных норм и нормативов, выявленных при проверке сметы;

— при изменениях оплаты труда и цен на материальные ценности и оказанные услуги в связи с инфляцией.

Как правило, в адрес бюджетного учреждения направляются справки-извещения, в которых отражается сумма изменений с указанием причин.

В процессе анализа по каждой статье расходов вносятся уточнения в план финансирования. Расчет полноты использования средств финансирования учреждения приведен в таблице 1.

Анализ полноты использования средств финансирования учреждением, тыс.руб.

источник