Меню Рубрики

Что такое анализ и как его делать

Каждый ученик задает вопрос: как делать анализ текста, когда приходит время выполнять такое задание. Первое, с чего стоит начать — составить план. А далее, следуя по шагам, проанализировать предложенный текст. На самом деле, ничего сложного.

Итак, подробнее. Анализ — это метод краткого описания (краткий пересказ), чтобы лучше понять смысл. Анализировать можно все что угодно: стихотворение, текст, поступок, сказанные слова и так далее. Главное, соблюдать некоторые правила. Что же касается анализа текста по школьным предметам (литературе или русскому языку), то данное занятие помогает не просто читать книги, а читать осмысленно. Так, чтобы после прочтения можно было легко пересказать произведение и уловить мысль автора. Конечно на первых этапах ученик будет задавать себе вопрос, как делать анализ текста. Но в последствие ему станет легче понимать произведения, когда они станут более сложными. Данный метод работы также помогает настраиваться на творческую работу и раскрывает личностное восприятие.

Данное задание включает в себя множество параметров, по которым легче понять отрывок из произведения. Но четкой инструкции или схемы не существует, хотя придерживаться какого-то плана необходимо, чтобы составить текст анализа, где вывод будет вытекать из определенных фактов, подтверждающихся приведенными аргументами.

Стоит начать с того, что после прочтения, необходимо озаглавить текст. Так для себя можно определить тему и тематику и уже вначале ответить на вопрос: «что этим отрывком автор хотел сказать?».

Стоит помнить, что тема — это предмет рассуждения. А тематика — это совокупность тем, которые могут быть в предложенном отрывке.

В помощь при анализе могут быть использованы средства связи, разделяющиеся на лексические и морфологические. Т.е. необходимо определить, используются ли синонимы, повторы, союзы, глаголы и деепричастия.

Упомянуть нужно и о стиле текста, который может быть художественным, официально-деловым, научным или разговорным. А также следует уточнить, какой используется тип речи: повествование, рассуждение или описание.

Знание всех моментов несомненно поможет при разборе, и ученик уже не будет задавать вопрос: а как делать анализ текста. Он сразу по определенному плану начнет исследовать предложенное произведение, и в конце легко сможет сделать вывод с приведенными аргументами.

И напоследок. Анализы текстов по русскому языку и литературе могут несколько отличаться друг от друга. Если он взят из какого-либо произведения, необходимо использовать несколько одинаковых шагов. По-порядку:

  1. Жанр текста — легенда, стихотворение, притча, воспоминание, очерк
  2. Тема текста — в любом произведении есть своя тема
  3. Какие использованы приема построения текста — повторы, противопоставления, усиление, динамичность, созерцание
  4. Использование изобразительных средств
  5. Общее впечатление от прочитанного — если вдумчиво читать текст, то определенное впечатление обязательно останется, о нем и следует рассказать в самом конце анализа

Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:

Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.

  1. Мысль автора — показать и рассказать об участниках охоты, а с другой стороны продемонстрировать величие природы.
  2. Тип и стиль — это художественное произведение, а точнее повествование с элементами описания.
  3. Средства связи и художественные средства — союзы (и, но), наречия (долго, крепко, вдали). Основной прием — антитеза, т.е. когда идет противопоставление — глаголы (выскочишь, помчишься и осадишь, замирает), прилагательные (отчаянный, бешенный и мертвый). Также встречаются эпитеты, метафоры, градации.
  4. Синтаксические особенности — используются простые предложения, которые также входят в состав сложных, распространены определения и обстоятельства.
  5. Орфографические особенности — безударные гласные в корне (копыта, долина), чередующиеся гласные в корне (замирают, выскочишь).

источник

Сейчас необходимо уметь правильно делать анализ стихотворения, как школьникам, так и студентам филологических факультетов. В современной школе анализу стихотворений уделяют с каждым годом всё больше внимания, поскольку специфика ЕГЭ обеспечивает высокие требования к знаниям терминологии, практическим навыкам в разных областях. Школьные программы несколько усложняются, ученики должны осваивать объёмные материалы и хорошо ориентироваться во многих литературоведческих нюансах.

Основные особенности анализа стихотворения
Увеличение смысловой нагрузки и количества терминов необходимо гармонично сочетать с освобождением учебных часов в школах для преподавания точных наук. Именно поэтому анализ стихотворения является оптимальным способом преподнести материал и привить практические навыки. Делая анализ, дети быстро повторяют все термины, на практике видят, чем отличаются разные поэтические средства.

Чтобы выполнить анализ стихотворений, необходимо знать целый комплекс художественных приёмов, определять стилевые течения, виды рифм, делать графическое изображение поэтического текста, знать средства поэтической фонетики и синтаксиса. Как правило, анализ поэтического произведения занимает достаточно много времени, кажется сложнее описания прозаического текста. Исследование стихотворений, их описание, создание сочинений, посвящённых анализу, обычно вызывают наибольшие затруднения у школьников. Даже студенты средних курсов лингвистических направлений не всегда способны свободно пользоваться литературоведческим инструментарием, иногда не видят структуру текста и не могут правильно определить тип рифмы, художественные средства, путают образ автора и лирического героя.

Для устранения всех затруднений важно в первую очередь научиться выполнять анализ по строгой схеме, не отступая от заданного алгоритма. При этом нужно опираться только на факты и точно знать значения терминов, когда производится исследование поэтического текста в области его построения. Также зачастую, особенно в рамках школьной программы, требуется осветить собственную читательскую позицию, художественно выразить личные впечатления от прочитанного стихотворения. Обычно это делается в форме мини-сочинения. В таком случае пригодятся навыки грамотного изложения мыслей, умение составить логичный и законченный текст, отвечающий на вопрос, полностью раскрывающий тему.

Таким образом, чтобы выполнить правильный анализ стихотворения, необходим комплекс литературоведческих знаний и практических навыков, умение определять тему, идею текста.

Алгоритм анализа стихотворения
Выполняя анализ стихотворения, рекомендуется придерживаться чёткой схемы. В разных статьях, посвящённых вопросу исследования и описания поэтических текстов, отмечают, что жёсткие рамки могут помешать объективно изучить стихотворение. На самом деле, какой бы тонкой материей ни была стихотворная форма, важно последовательно анализировать текст. В школе и институте желательно просить учащихся выучить схему наизусть, причём подробную, с необходимыми пояснениями. Так будет легче производить анализ, исключая вероятность пропуска нужных пунктов.

Требования и схемы везде имеют свои отличия: в университетах они максимально подробны, в них наблюдается уклон в сторону детального разбора с точки зрения лексики, художественных средств, типов рифм и строфики; в школе больше внимания уделяют содержанию, идее, сюжету и образам.

Существует традиционная схема, по которой можно правильно делать анализ стихотворения, дополняя её пунктами, обозначенными в конкретной учебной программе.

  1. В первую очередь нужно указать название самого произведения, имя автора. Зачастую об этом забывают, однако, даже если анализ нужно выполнить в форме сочинения, в его начало понадобится внести данные сведения.
  2. Затем следует рассмотреть историю создания стихотворения, осветить факты авторской биографии, которые имеют какую-либо связь с лирическим сюжетом, уделить внимание времени написания текста и истории его публикации. Если есть посвящение, об этом надо написать. Потребуется осмыслить контекст произведения в целом, соотнести его с конкретным этапом поэтического творчества автора, выделить типичные и нетипичные черты. Таким образом выясняют место данного стихотворения в творчестве поэта.
  3. Когда можно выделить определённое литературное течение, к которому относится автор, его нужно указать. Например, если стихотворение написано в традициях футуризма или акмеизма.
  4. Выделяется тема стихотворения. Это своеобразная основа любого текста. Поскольку нередко возникают сложности с отнесением произведения к той или иной теме, принято для начала указывать ведущую тему, выбрав подходящий вариант из нескольких традиционных: пейзажная тема, лирика дружбы, любовная, философская, гражданская, тема поэзии и поэта. Желательно написать о главных мотивах произведения, то есть более узких формально закреплённых подтемах, таких как мотив одиночества, встречи, вражды, тоски, разочарования, изгнанничества. Определяя тему стихотворения, можно научиться понимать его смысл и подтекст.
  5. Важно сказать о развитии конфликта и сюжета в стихотворении. Следует выделить основные события и постараться изложить их, даже если это описание природы: «лирический герой смотрит на. ». Для лиро-эпического жанра характерен развёрнутый сюжет, а в лирических стихотворениях он заметно ослаблен.
  6. На данном этапе, выяснив основную тему и мотивы, развитие конфликта, нужно написать об идее стихотворения. Эффективный метод – попробовать задать проблемные вопросы к произведению, определяя его суть, подтекст. Проблема обычно вводится в подтекст, редко формулируется открыто. Зачастую ученикам школ сложно уловить отличие темы от идеи. Иногда чёткую границу учителя не проводят, в результате в дальнейшем ещё сложнее запомнить специфику идеи. Тема – это то, о чём рассказывается в стихотворении. Идея – это то, для чего написано произведение. Автор облекает идею, которую желает донести до читателя, в поэтическую форму и придумывает конкретное содержание. Но сначала появляется именно идея, она играет основную роль в произведении, определяет его тему, форму, художественные средства.
  7. Затем нужно определить основное настроение стихотворения, проследить, как оно изменяется. Чаще всего чувства лирических героев описаны в динамике.
  8. Очень важно уметь правильно выделить лирического героя. Даже в литературоведении, среди учёных, мнение о границах этого понятия неоднозначно. Герой лирического произведения проявляет себя только через эмоции, его очень часто полностью уподобляют образу автора, что неверно. Лирический герой и автор могут быть связаны по-разному. Иногда выделяют лирический субъект: мир пропущен сквозь призму выдуманного «я». Порой лирический герой – «двойник» автора, раскрывающий его сознание. В философских поэтических произведениях лирического героя определить сложнее всего, поскольку на первый план выходит проблематика, а не изображение эмоций и чувств.
  9. Далее нужно указать, какую композицию имеет произведение. Разделяя текст на смысловые части, легко проследить за развитием сюжета, темы, трансформацией настроения, увидеть главную поэтическую мысль. Надо определить, является ли строфа законченной мыслью, либо несколько строф выражают одну мысль, противопоставляется или сопоставляется смысл строф. Отдельно пишут о роли последней строфы: насколько она значима для раскрытия идеи, содержит ли вывод. Не каждое стихотворение имеет выраженную композицию, анализ зависит от специфики текста.
  10. Сейчас следует указать, какую лексику использует автор в стихотворении: неологизмы, окказионализмы, архаизмы, бытовую лексику, повседневную, публицистическую, книжную.
  11. Важно правильно перечислить все литературные приёмы, художественные средства, точно определить стихотворный размер. В школе чаще ограничиваются указанием размера (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий или анапест) и изображением его графического рисунка, определением количества стоп. Пишут основные тропы (эпитеты, сравнения, аллегории, гиперболы, олицетворения, метафоры). Студенты университетов обязательно дают более детальный анализ. Расписывают подробно средства поэтического синтаксиса и интонационные фигуры (риторический вопрос, восклицание, обращение, анафора, эпифора, градация, кольцо, стык, антитеза, пропуск, параллелизм, инверсия, бессоюзие, инвектива, сопоставление противоположностей). Также детально пишут о поэтической лексике, подробно обозначают рифму (например, мужская, смежная, точная), указывают ритмообразующие элементы (метрические ударения, концевые паузы, внутренние созвучия и т.д.). Если стихотворение было отнесено к конкретному направлению, важно доказать это примерами, разбирая художественные средства.
  12. Указывается жанровая принадлежность стихотворения (мадригал, элегия, ода, сатира), стилевая (народно-песенное течение, классическое, агитационное).

Заключить анализ лучше всего небольшой зарисовкой: написать о своём личном впечатлении от прочитанного текста, выразить собственное читательское мнение, рассказать, как произведение повлияло на внутренний мир, о чём напомнило.

Очень важно уметь правильно выполнять анализ стихотворения. В процессе исследования текста можно открыть в нём много нового, не замеченного при чтении. Анализ развивает память, литературоведческие навыки.

источник

Мы имеем дело с текстом, если предложения объединены единой темой и связаны друг с другом грамматически и по содержанию. Композиционное единство и относительная завершённость позволяют дать общий заголовок и выделить смысловые части. На уроках литературы требуется комплексный анализ текста, составлению которого и посвящена предлагаемая статья. В качестве примера будет рассмотрена притча «Об уставшем путнике».

Целью анализа является развитие способностей осознания идейно-эстетической ценности произведений и объяснения истоков их выразительности. Благодаря им учащиеся смогут писать сочинения-размышления и иные тексты, пополняя словарный запас и пользуясь различными стилями речи. Что же такое анализ текста, как делать его правильно?

М. Гаспаров выделяет три уровня, которые необходимо освоить в исследовании произведения:

  1. Идейно-образный (впечатления и эмоции, авторские идеи и мотивы написания, основные персонажи и отношение к ним сочинителя).
  2. Стилистический (анализ синтаксиса и лексики).
  3. Фонический (строфика, ритмика, метрика), применяемый для лирических произведений.

Комплексный анализ текста требует определённой подготовки и знаний, на которых мы подробнее остановимся в следующем подзаголовке.

Чаще всего литература имеет дело с художественными произведениями – мельчайшими единицами литературного творчества, где сказанное автором слово о его понимании жизни преломляется через восприятие читателя. Анализ художественного текста требует следующих действий:

  • внимательного прочтения с выделением отдельных частей (глав, подзаголовков, абзацев);
  • размышления над заглавием, несущим основную идею сочинения;
  • составления плана текста;
  • изучения лексики и выяснения значения незнакомых слов по словарю;
  • сбора информации об авторе и его мировоззрении, исторической эпохе и особенностях создания произведения;
  • знания теории литературы, раскрывающей, что такое жанр, композиция, хронотроп;
  • владения навыками выделения художественных средств выразительности (эпитетов, метафор, гипербол).

Для того чтобы рассмотреть произведение в единстве формы и содержания, план должен включать литературоведческий и лингвистический аспекты. Его схема должна предварять анализ текста. Как делать исследование художественного произведения? Предлагается следующий вариант плана:

  1. Тема, основная проблема и смысл заглавия.
  2. Авторская позиция.
  3. Микротемы.
  4. Части текста и средства связи между ними.
  5. Речь, стиль, жанр произведения.
  6. Используемые средства выразительности, их роль.
  7. Композиция текста.
  8. Читательское отношение к проблеме произведения, эмоциональное восприятие.

Анализ текста, пример которого будет рассмотрен в статье, основан на содержании литературного произведения. Небольшая притча «Об усталом путнике» повествует о группе людей, поднимающихся в гору. Все шли весело и легко, и лишь один отставал от остальных и жаловался на усталость. Сначала ему мешала тяжёлая поклажа, и друзья решили освободить его от ноши. Через некоторое время путник снова стал задерживать идущих и брюзжать, что у него болят ноги. Товарищи решили нести приятеля на руках, но услышали стоны о том, что он устаёт и тогда, когда его несут. Путника бережно опустили на землю, но недовольный вновь поведал о том, как ему тяжело лежать.

Читайте также:  Как сдают анализ на цмв мужчины

Господь услышал стоны и послал молодому человеку вечный покой. Смерть от лени испугала спутников, посчитавших такой конец жизни презренным. Для них умереть с честью – это умереть от работы, поднимая свою душу в Гору Жизни.

Тема притчи – это отношение к жизни как к деянию и постоянному труду, что и составляет суть человеческой жизни. Автора интересует проблема соотношения человека и общества, жизни и смерти, труда и бездействия. Его вывод: только труд ведёт личность к самосовершенствованию и душевной красоте. А значит, и к Богу.

В тексте выделяются четыре строфы, разворачивающие микротемы: уставший человек и путники, люди и Бог, моральный аспект, авторское заключение. Первые две строфы связаны цепной, а последующие – параллельной связью. Это помогает отразить последовательность и логичность событий и формирования авторской мысли.

Анализ текста, пример которого рассматривается в статье, позволяет определить произведение как притчу – рассказ, содержащий поучение. Это малая форма эпического произведения, в котором присутствует дидактическая идея. Действие не привязано к конкретному месту, но оно могло произойти в любую эпоху и в любом месте.

Стиль произведения – художественный. Разговорная речь переплетается с книжной, торжественной лексикой.

Автор использует следующие средства выразительности:

  • Богатый синонимический ряд для центрального персонажа, что делает его образ более объёмным (уставший – один – путник – недовольный – горе-путник – утомлённый дорогой).
  • Повторы слов, помогающие подчеркнуть надоедливость главного героя.
  • Парные антонимы, превращающие произведение в сплошную антитезу: все – один, весело – брюзжа, труд – лень, жизнь – смерть.
  • Разнообразие лексики: от пафосных слов (презрен, прах) до отрицательно-оценочных (брюзжал), позволяющее передать иронию автора по отношению к путнику.

Производя анализ текста, как делать переход к композиции? Сначала следует определить, как развивается сюжет. В данном примере – линейно. Есть завязка – отставание уставшего путника и его диалог с товарищами. Кульминацией становится реплика, обращённая к Богу, что и «лежать он тоже устал». Развязка – это обретение вечного покоя.

Система образов выстроена в форме треугольника: путники – уставший – Бог. Всевышний не находится в состоянии взаимодействия с персонажами, он – над ними, выполняя, по сути, мечту страждущих.

Используемые фразеологизмы и заключительные размышления автора об уходе из жизни уставшего путника способствуют тому, что вместо негативного отношения к герою читатель испытывает сочувствие. Так неразумно и нелепо распорядился тот своей жизнью. Бог остаётся с теми, кто продолжает своё нелегкое восхождение на Гору Жизни.

Анализ текста по литературе не может обойтись без личного отношения к прочитанному, ибо любое художественное произведение призвано воздействовать на эмоции человека.

источник

В современном мире, где все меняется очень быстро, а найти информацию легче, чем когда-либо, не нужно учить наизусть энциклопедии, чтобы быть эффективным в работе. Теперь ценится не сама информация, а умение ее искать и обрабатывать. Мы собрали для вас несколько советов по работе с данными, которые помогут сэкономить время на поиск, отфильтровать фейк и сделать правильные выводы.

Работа с информацией включает в себя три основных этапа: поиск, обработку и представление результатов.

В наше время существует огромное количество источников, из которых можно черпать информацию. Это интернет, базы данных, эксперты, различные исследования и прочее. Самое главное — не растекайтесь и не хватайтесь за каждое слово. Если перефразировать закон Парето, «20 % усилий дают 80 % результата». Этот закон, как никакой другой, применим к работе с данными. Заранее обдумайте, какая именно информация будет для вас ключевой, и сконцентрируйтесь на ее поиске.
Существует давний спор о том, как соотносятся качественные и количественные методы при поиске и анализе информации. Какие нужно применять в начале, а какие в конце? Чаще всего сначала лучше использовать качественные методы (этап построения гипотезы о возможных путях решения проблемы), затем количественные (этап ее подтверждения). Но такой подход не является аксиомой, поэтому всегда смотрите по ситуации.

Общая схема поиска информации довольно проста: начать с самых простых источников и постепенно перейти к более трудоемким:​

  • Перед тем как начать поиск, хорошо бы знать, что именно вы ищете. Так что постарайтесь найти аналогичные проекты и вникнуть в тему.
  • Изучите общую картину и сформулируйте вопросы. Пространство для поиска может быть слишком широким, поэтому установите границы.
  • Организуйте первую встречу с экспертом, чтобы определить направление работы.
  • Соберите подробную информацию в открытых источниках. Это самая важная и объемная часть работы.
  • Проведите вторую встречу с экспертом, проясните накопившиеся вопросы.​
  • Готово: вы получили релевантную картину проблемы.

Самый доступный источник информации — это интернет. Но на просторах Сети нужно быть аккуратным и не доверять всему, что находите. Используя поисковики, старайтесь тщательно фильтровать информацию и учитесь писать лаконичные запросы, используя именно те ключевые слова, которые выведут вас на нужные ресурсы. Можно также использовать новостные сервисы.
В консалтинге часто используются собственные базы данных, например Press Search в BCG. Базы данных крупных университетов и международных организаций тоже могут быть полезны. Этот источник полезнее поисковиков, потому что там собрана только проверенная и авторитетная информация. Сайты с презентациями, например Slideshare или Scribd, тоже иногда помогают. Еще обратите внимание на отчеты компаний, разные статистические ресурсы, маркетинговые исследования (они позволят быстро погрузиться в отрасль) и исследования инвестиционных банков (там всегда указаны источники данных, а информация очень высокого качества).

Здесь все чуть сложнее: все же работать придется с человеком, а не с машиной. Перед встречей обязательно проведите самостоятельный ликбез, чтобы чувствовать себя уверенно и как минимум не задавать глупых вопросов. Если кто-то из ваших коллег уже встречался с этим человеком, узнайте, какие вопросы они обсуждали. Эксперты терпеть не могут, когда у них по сто раз спрашивают об одних и тех же вещах.
Впрочем, убедиться в том, что ваш эксперт действительно разбирается в теме, тоже не помешает. Почитайте о нем, пробегитесь по его работам. У детектива Коломбо из одноименного сериала была фишка: самый важный вопрос он всегда оставлял напоследок. Консультанты тоже часто так делают. В самом конце, когда вы уже в дверях, а эксперт (клиент, коллега – кто угодно) расслабился и заказал такси, застаньте его врасплох неожиданным и важным вопросом. В таком состоянии он или автоматически ответит честно, или вы с легкостью поймете, что вам что-то недоговаривают. Впрочем, если сериальные маневры не для вас, завершите разговор открытым вопросом: «Есть ли что-то важное, о чем я не спросил?» Это вполне нормальная практика. Помните, что всегда лучше задавать открытые вопросы, чтобы эксперт говорил как можно больше и поделился с вами всей известной ему информацией.
Рассаживаясь на встрече, всегда оставляйте эксперту самое комфортное и почетное место, чтобы продемонстрировать уважение. Часто люди инстинктивно садятся друг напротив друга, но такое положение напоминает бой «стенка на стенку», и вы автоматически становитесь соперниками. Если формат встречи не один на один, член вашей команды может сесть на сторону клиента или эксперта, чтобы разрядить обстановку.
Будьте тактичны, действуйте в зависимости от ситуации. Всегда просите разрешения делать заметки. Диктофон лучше не использовать. Это может насторожить человека: он начнет говорить менее уверено, стараясь не сболтнуть лишнего. В любом случае держите контакт с собеседником и не слишком увлекайтесь записями, иначе он подумает, что общается со стенографистом. Со временем вы научитесь фиксировать всю информацию, используя минимум заметок. Заведите собственные ключевые слова, сокращения и другие приемы, которые позволят сделать записи лаконичнее.
Некоторые эксперты любят, объясняя что-то, рисовать схемы или писать тезисы. Попросите после интервью воспользоваться их записями. Во-первых, это действительно может пригодиться, во-вторых, это тоже своего рода знак уважения. Если эксперт отходит от темы, можно его тактично перебить. В конце кратко пробегитесь по пунктам, которые вы обсудили, чтобы собеседник в случае ошибки вас поправил. После встречи не забудьте написать эксперту благодарственное письмо, чтобы укрепить контакт. Кто знает, возможно, вам еще не раз понадобится его помощь.

Собрав информацию, в первую очередь оцените ее качество. Удостоверьтесь в ее релевантности, актуальности и достоверности. Проверьте данные на здравый смысл – проведите так называемый Sanity Check. Это простой тест, который позволяет быстро оценить решение, вывод или предпосылку. Его смысл в том, чтобы сразу отследить очевидно ложный результат. Можно сравнить это с тем, как в консалтинге решают задачи на market-sizing. Быстрые расчеты на основе допущений часто дают довольно точные результаты, так что не стоит недооценивать этот метод.
После того как вы проверили данные, нужно их обработать: разобраться во взаимосвязях и построить выводы. Начнем с банального: приступая к анализу, следует твердо обозначить, что, как и зачем вы будете анализировать. К работе с информацией всегда нужно подходить с готовыми гипотезами и четким представлением о том, что эта информация вам даст. Анализ заключается в проверке гипотез и их дальнейшем подтверждении или опровержении.
Остерегайтесь data paralysis («информационного паралича»), при котором недостаток информации или ее избыток могут дезориентировать команду. Во время работы обращайте внимание на ограничения и по количеству информации, и по времени, чтобы успеть сделать Sanity Check перед тем, как переходить к использованию результатов анализа. Для облегчения обработки информации существует три типа аналитических помощников: общие подходы, специфические фреймворки и графики.

Общие подходы — это ранжирование (иначе приоритизация), матрицы, сценарный подход, инвестиционный анализ, сегментирование и риск-анализ. Первые три способа применяются практически при любом типе анализа, поэтому владеть ими обязательно. Оставшиеся три используются при решении специфичных задач. Например, сегментирование помогает разделить компании по категориям, а инвестиционный анализ применяется для сопоставления затрат с предполагаемым доходом.
К специфическим фреймворкам относятся, например, пять сил Портера, SWOT-анализ и анализ рентабельности задействованного капитала. Они помогают понять ключевую идею стратегических решений. К слову, молодые консультанты любят использовать SWOT-анализ абсолютно везде, но на самом деле этот метод хоть и полезен, но не так применим, как может показаться на первый взгляд.
С графиками все ясно. Это лучший инструмент для наглядного представления больших объемов данных
Возвращаясь к началу, помните, что анализ — не самоцель. Вам нужно проверить гипотезы, поэтому не начинайте анализировать данные, пока не поймете, к чему это должно привести. Так вы сэкономите кучу времени и сил.

Для того чтобы сделать качественную презентацию своего исследования, нужно овладеть лишь одним принципом — пирамидой Минто. Этот простой инструмент заключается в группировке идей в кластеры, поддерживающие и раскрывающие основной тезис. Начинаем с ключевой проблемы, переходим к поддерживающим аргументам, заканчиваем деталями. Как говорила сама Барбара Минто, первая женщина-консультант McKinsey, разработавшая этот принцип, «написать что-либо ясно и понятно — значит сделать два шага. Первый — определить цель, главную мысль, которую вы хотите донести до читателя, второй — изложить эту мысль в словах или письменно».

Используйте специальные техники чтения. Углубленное чтение и чтение-сканирование хоть раз в жизни практиковал каждый, здесь проблем быть не должно. Насчет скорочтения взгляды расходятся. Практика показывает, что без него можно обойтись, но для увеличения своего КПД попробуйте освоить и этот метод. Вам помогут специализированные приложения, основанные на технологиях spritz (слова выводятся на экран по одному за раз, чтобы сократить время на переход глазами по строчкам) и Blankist (программа дробит тексты на части, в каждой заключена основная мысль, которую вы сможете прочитать всего за пару минут).
Для ускорения работы научитесь быстро печатать. Существует много программ для развития этого навыка: «Соло на клавиатуре» — для Windows, KeyKey — для Mac OS или онлайн-тренажер «Все10».
И последнее напутствие: всегда рассматривайте не меньше семи вариантов при выборе чего-либо, будь то холодильник или направление для строительства карьеры.

Другие лайфхаки по быстрому и качественному анализу информации вы сможете узнать на Школе Changellenge >>. На 21-дневном образовательном интенсиве вы разберетесь и в других этапах решения бизнес-задач: от постановки проблемы до защиты проекта перед клиентами.

21-дневный образовательный интенсив, созданный по принципам MBA, прокачает вас для крутой карьеры. Вас ждет четыре кейса из разных индустрий: банкинга, консалтинга, IT, FMCG, 20 экспертов с дипломами MBA и более 100 полезных контактов. Успейте подать заявку!

источник

Итак, чтобы делать анализ стихотворения, необходимо выделить его тему. Это может быть лирика, то есть произведение посвящено любви и чувствам, может быть описание природы (пейзаж), может быть философия (рассуждения о смысле бытия и других категориях), а также стих может быть посвящен социально значимым проблемам.

Следующим пунктом анализа становится сюжет. Его может и не быть, если стихотворение посвящено чувствам. Тогда вы, скорее всего, будете читать описание таковых, хотя за ними наверняка будет прослеживаться линия взаимоотношений. Тем не менее, если событий в стихотворении нет, акцентировать внимание на сюжете необязательно.

Чтобы сделать анализ стихотворения, важно определить его размер. Пожалуй, это самая сложная часть для тех, кто не изучал теорию литературы. Чаще всего встречаются такие размеры, как ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. Их отличия состоят в количестве слогов в строке, а также в размещении ударения, которое и составляет ритм стиха в целом.

Читайте также:  Как сдают анализ на скрытый сахарный

Может отличаться и периодичность рифмы, о чем обязательно следует указать при анализе стиха. Она может быть парной (когда рифмуются две строки подряд), кольцевой (рифмуется 1 и 4 строка, а также 2 и 3-я) и перекрестной (рифмуются четные и нечетные строки).

При анализе стихотворения важно указать на использованные художественные образы, способы их выражения, стилистические фигуры и тропы. К таковым относятся эпитеты, аллегория, метафоры, гиперболы и т.д. Усиливать эффект и расставить акценты помогают также повторы (рефрены) и другие обороты.

Следует учитывать и стилистическое направление произведения. Это может быть романтизм, но сегодня нередко встречается и модернизм, и футуризм, и другие современные течения.

— основную мысль и ее развитие;

— каковы эмоциональная окраска стихотворения и способы ее передачи;

— личностный или общественный пафос является ведущим в стихотворении.

В случае, если особенности стихотворной формы помогут раскрыть образность и замысел стихотворения, охарактеризуйте:

— размер и особенности ритмики;

— виды рифмовки; особенности строфы;

— художественные приемы и стилистические фигуры (метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии, литоты);

— звуковые приемы (звукопись).

При работе над стихотворением с самого начала необходимо указать имя автора и название произведения. С этого должен начаться любой текст.

Начинать анализ следует с околотекстового материала. К нему можно отнести дату и историю создания стихотворения, биографический материал, место стихотворения в творчестве автора. Например, в некоторых случаях для понимания текста очень важно знать, кому оно посвящено или когда было написано.

Далее начинается работа с текстом. Здесь надо обратить внимание на тему, составляющую основу произведения. Существует определенная классификация лирики по темам – например любовная, интимная, патриотическая, гражданская, пейзажная, философская и так далее. При отнесении стиха к той или иной теме желательно указать на то, что объединяет их с творчеством других поэтов или с другими стихотворениями того же автора.

Следующим этапом будет раскрытие данной темы в творчестве поэта. На этой стадии есть возможность сравнить поэзию одного автора, если это необходимо. Жанр стихотворения так же играет свою роль, влияет на его оценку. Например, у жанра оды есть определенные формы и признаки, абсолютно отличающиеся от жанра сонета.

При анализе стихотворения необходимо раскрытие темы лирического сюжета, места лирического героя, проблематики стихотворения и его содержания. Следует указать литературное направление – романтизм, реализм, символизм и т.д.; отметить настроение стихотворения и его изменение (если есть).

Еще одним пунктом анализа стихотворения является разбор его композиции. Так, необходимо отметить зачин и концовку, развитие сюжета или отсутствие этого.

Приступая к работе с текстом с лексикографической стороны, необходимо обратить внимание на язык. Под этим понимается употребление высокой или просторечной лексики, другие отклонения от общего фона. Необходимо указать средства выразительности, которые использует поэт, тропы и фигуры, которые он употребляет. Например, в некоторых случаях очень важным является звуковой рисунок произведения, создающий определенное настроение.

Следует отметить, что при анализе творчества каждого поэта необходимо оценивать разные критерии. Например, при анализе творчества Жуковского будет важен размер стиха. Поэтому при анализе стихотворения следует отметить все нюансы, являющиеся важными именно для этого поэта.

Таким образом, при разборе стихотворения необходимо обратить внимание на: личность поэта, историю создания стихотворения, литературное направление, язык автора, его стиль, размер и метр стиха, символы, образ лирического героя, сюжет и проблематику.

источник

1. Система стихосложения: метрическая, силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая.
2. Размер стиха:
силллабический: восьмисложник, одиннадцатисложник, тринадцатисложник и др. ;
силлабо-тонический: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий;
тонический: дольник, тактовик, фразовик, ударник и др.
3. Вспомогательные ритмообразующие элементы — проклитика, энклитика, пиррихий, спондей, сверхсистемное ударение, утяжеленные и облегченные стопы, паузы, ритмическая инверсия и др.
4. Анакрузы и клаузулы — анакрузы: нулевые, односложные, двусложные и др. ; Клаузулы: мужские, женские, дактилические, гипердактилические и др. , открытые, закрытые.
5. Система рифмовки и виды рифм по положению в строфе — смежные (парные) , перекрестные, кольцевые (опоясывающие) ; двойные, тройные и др.
6. Виды строф — астрофическое построение, дистих, терцина, терцет, катрен, секстина, септима, октава, сонет, онегинская строфа и др.
7. Виды рифм по положению в стихе — начальные, внутренние, конечные.
8. Виды рифм по звучанию — точные, неточные: ассонансные, диссонансные, приблизительные; бедные, богатые; усиленные, глубокие, проникающие; др.
9. Виды рифм по лексико-грамматическим признакам — однородные: глагольные и др. ; разнородные, омонимические, тавтологические, редиф, эхо-рифма и др.
10. Виды рифм по составу — равносложные, неравносложные, полные, простые, составные и др.
11. Внутри — и межстиховые повторы — ассонанс, аллитерация, рефрен, поэтическая этимология, анафора, эпифора и др.
12. Тип интонации — декламативная (одическая) ; напевная: куплетная, романсная; говорная.
13. Паузы и переносы — конечные, внутренние, интонационно-логические, структурные, стиховые, строфические, слоговые.
14. Средства поэтического синтаксиса — параллелизм, хиазм, стык, подхват, кольцо, анаколуф, эллипсис, инверсия и др.

Основные особенности анализа стихотворения
Увеличение смысловой нагрузки и количества терминов необходимо гармонично сочетать с освобождением учебных часов в школах для преподавания точных наук. Именно поэтому анализ стихотворения является оптимальным способом преподнести материал и привить практические навыки. Делая анализ, дети быстро повторяют все термины, на практике видят, чем отличаются разные поэтические средства.

Чтобы выполнить анализ стихотворений, необходимо знать целый комплекс художественных приёмов, определять стилевые течения, виды рифм, делать графическое изображение поэтического текста, знать средства поэтической фонетики и синтаксиса. Как правило, анализ поэтического произведения занимает достаточно много времени, кажется сложнее описания прозаического текста. Исследование стихотворений, их описание, создание сочинений, посвящённых анализу, обычно вызывают наибольшие затруднения у школьников. Даже студенты средних курсов лингвистических направлений не всегда способны свободно пользоваться литературоведческим инструментарием, иногда не видят структуру текста и не могут правильно определить тип рифмы, художественные средства, путают образ автора и лирического героя.

Для устранения всех затруднений важно в первую очередь научиться выполнять анализ по строгой схеме, не отступая от заданного алгоритма. При этом нужно опираться только на факты и точно знать значения терминов, когда производится исследование поэтического текста в области его построения. Также зачастую, особенно в рамках школьной программы, требуется осветить собственную читательскую позицию, художественно выразить личные впечатления от прочитанного стихотворения. Обычно это делается в форме мини-сочинения. В таком случае пригодятся навыки грамотного изложения мыслей, умение составить логичный и законченный текст, отвечающий на вопрос, полностью раскрывающий тему.

Таким образом, чтобы выполнить правильный анализ стихотворения, необходим комплекс литературоведческих знаний и практических навыков, умение определять тему, идею текста.

Алгоритм анализа стихотворения
Выполняя анализ стихотворения, рекомендуется придерживаться чёткой схемы. В разных статьях, посвящённых вопросу исследования и описания поэтических текстов, отмечают, что жёсткие рамки могут помешать объективно изучить стихотворение. На самом деле, какой бы тонкой материей ни была стихотворная форма, важно последовательно анализировать текст. В школе и институте желательно просить учащихся выучить схему наизусть, причём подробную, с необходимыми пояснениями. Так будет легче производить анализ, исключая вероятность пропуска нужных пунктов.

Требования и схемы везде имеют свои отличия: в университетах они максимально подробны, в них наблюдается уклон в сторону детального разбора с точки зрения лексики, художественных средств, типов рифм и строфики; в школе больше внимания уделяют содержанию, идее, сюжету и образам.

источник

Категория: Брендинг и маркетинг

Когда речь идет о разработке SWOT анализа для бизнеса, возникают вопросы: «Аа что же такое SWOT анализ, для чего он нужен и как его сделать?» У большинства людей разработка SWOT анализа вызывает панику. Спокойно, не все так сложно как кажется. Специально для вас, специалисты KOLORO расскажут и приведут примеры как правильно сделать SWOT анализ чтобы ваш бизнес процветал.

Цель SWOT-анализа — разработать бизнес-стратегию, убедившись, что были рассмотрены все сильные и слабые стороны вашего проекта, а также возможности и угрозы, с которыми в будущем можно столкнуться на рынке.

Разработать SWOT анализ можно не только для предприятия, нового бизнеса, товара, услуги. Также можно сделать и самоанализ.

Сильные и слабые стороны являются внутренними для компании (репутация, патенты, местоположение). Их можно изменить с течением времени, но не без какой-либо работы. Возможности и угрозы являются внешними (поставщики, конкуренты, цены) — они находятся на рынке, на них нельзя повлиять напрямую.

Существующие предприятия в любое время могут использовать SWOT-анализ для оценки изменяющейся среды, активного реагирования. Специалисты

рекомендуют проводить совещание по обзору стратегий не реже одного раза в год и обязательно нужно начинать со SWOT-анализа.

Новые предприятия должны использовать SWOT-анализ как часть своего процесса планирования.

Во внешней среде ряд факторов от которых компания не застрахована:

  • политическая ситуация — принятие законов;
    t
  • экономическая ситуация страны — изменение ВВП, курс валют;
    t
  • климатические особенности;
    t
  • технологические изменения — когда на рынке появляются новые усовершенствованные технологии;
    t
  • демографическая ситуация.

Все эти факторы меняются. Сила влияния этих факторов зависит от специфики вашего дела и стиля ведения бизнеса предпринимателями.

Например, компания Apple выпустила на рынок беспроводные наушники AirPods. Благодаря хорошо разработанной рекламной кампанией — они стали главным трендом осени 2016 года. «Эпломаны» сломя голову побежали покупать это чудо техники, чем повысили бюджет компании Apple. После выхода AirPods, главные конкуренты Apple начали производить подобные продукты. Это наушники: Samsung Gear IconX, Motorola Verve Ones+ , Erato Apollo 7 и другие.

Составить SWOT анализ может менеджер вашей компании, который более компетентен и ознакомлен с рынком. Главное — следовать основным правилам SWOT-анализа.

Следуя этим главным правилам SWOT-анализа, вы сможете увидеть сильные и слабые стороны вашей компании и какие факторы могут на нее повлиять.

Рассмотрим пример SWOT-анализа компании McDonald’s.

Для того чтобы лучше узнать себя и добиться желаемого результата в жизни, необходимо знать свои сильные и слабые стороны. Благодаря SWOT-анализу, мы можем проанализировать себя и, возможно, раскрыть новые таланты.

Ниже мы приведем общий пример таблицы SWOT-анализа личности.

Чтобы было более понятно, рассмотрим пример SWOT-анализа личности художника.

Основные факторы PEST анализа:

Чтобы правильно разработать бизнес- и маркетинговый план нужно использовать PEST анализ. Имея информацию о рынке, можно сформировать комплекс целей и стратегий компании.

Рассмотрим на примере, как же политическая ситуация в стране может повлиять на развитие бизнеса. В 2014-2015 году из-за конфликтов между Россией и Украиной, на нашу страну были наложены санкции. Они касалась экспорта и импорта продуктов питания в страны Европы. От этих санкций больше всего пострадали супермаркеты и продуктовые магазины, которые продавали европейские продукты питания, потому что они не могли завезти на отечественный рынок товары.

Компания Apple из-за нестабильности российского рубля на рынке, повысила цены на устройства на 66-69%. Но их конкуренты Samsung, подняли цены только на 10-12%.

Заказать SWOT анализ можно в маркетинговом или брендинговом агентстве. Цена SWOT-анализа может отличаться в зависимости от сложности выполнения задания. Если у вас небольшой бизнес, то стоимость услуги будет от 25 тыс.руб, а если это большое предприятие — 70 тыс. руб.

Не знаете, как разработать SWOT анализ? Обращайтесь в компанию KOLORO, наши специалисты помогут вам найти лучшие стороны вашей компании, и пусть ваши конкуренты кусают локти!

источник

Здравствуйте, дорогие друзья!

Очень часто в своем словесном обиходе мы используем фразы по типу: «логический склад ума» и аналитическое мышление. Но что значит этот вид мышления и что конкретно обозначают термины можем даже и не догадываться.

На самом деле, такой вид построения мысли можно разобрать сразу с двух сторон. Как с теоретической частью вопроса, так и с практической. Если в первом случае аналитическое мышление обозначает высокую способность индивидуума принимать решения с помощью логики и сухого просчета, то в практике ситуация обстоит куда интересней.

Не все знают, что именно аналитический склад серого вещества предполагает под собой доминирование левого полушария над правым. То бишь, рассудок полностью контролирует эмоции, а логика — рождающиеся образы.

Это не мешает личностям проявлять себя, как мирового уровня математики или даже музыканты! Но как научиться анализировать поступающую информацию? В сегодняшней статье мне хочется привести несколько действенных советов по прокачке скилла аналитического мышления. А перед этим, брошу очерк на практическую сторону вышеупомянутого мыслительного процесса.

  • Человек способен мастерски структурировать входящую информацию на логичные блоки. Это может выглядеть, как отдельные составляющие, что формируют общую картинку представления о проблеме или теме вопроса;
  • личность способна быстро произвести качественный анализ инфоповода, а после досконально изучить рубрики по отдельности;
  • в случае нехватки аргументов или фактов, особь с аналитическим мышлением может прибегнуть к восстановлению недостающих пазлов с помощью логических умозаключений, конструктивных домыслов и контраргументов;
  • обязательное условие — всегда просчитывать и видеть сразу несколько способов решения ситуации;
  • производит оценку плюсов и минусов каждого из возможных результатов принятого действия;
  • выбирает наиболее оптимальный вариант решения, удовлетворяющий наивысшее число его запросов.

Личность, в зависимости от возникшего обстоятельства, использует разный тип мышления:

  • например, благодаря логическому типу, человек способен найти взаимосвязь между возникающими событиями в его жизни и обнаружить последовательность;
  • дедукция имеет весомые отличия между логикой. Так, дедуктивный метод поразмыслить не сравнивает то, что происходит, а самостоятельно определяет связку увиденных процессов для умозаключения;
  • а вот аналитический склад разума можно охарактеризовать, как наиболее продвинутый способ определить один из самых оптимальных вариантов решения дилеммы;
  • абстрактное мышление (творческое), позволяет человеку генерировать бесчисленное количество удивительных идей и творческих начинаний.

Помимо удачного переключения между типами, именно благодаря анализу поступающей информации, люди аналитического образа мыслить способны добиться высоких показателей как в профессиональном поприще, так и в личной жизни.

Читайте также:  Как сдают анализ на трихомонаду мужчины

Они менее вспыльчивы и достаточно малословные. Скрывают в себе мощные качества лидера, отмеченные высокой продуктивностью. Но стоит отметить, что «наука аналитика» сопровождают индивидуума до последних дней. Вернее, до тех пор, пока мозг человека полностью не прекратит жизнедеятельность.

Для кого пригодится аналитический склад ума, спросите вы? Он полезен продавцам, и художникам, и физикам, наперевес с блогерами. А все потому, что с его помощью можно увидеть успешность и результативность выполняемых дел.

Как ни странно, но развить навык мыслить аналитически у детей не составит труда. Для этого им понадобится систематически посещать лекции по математике и попросту посещать уроки. Плюс ко всему, обратить внимание на технические основы и направления.

А вот со взрослыми людьми дела обстоят намного сложнее. Сейчас я хочу вам презентовать несколько эффективных способов развить нужные сверхспособности.

Прекрасной разминкой для разума являются аналитические игры. Так, отменно рекомендуют себя шахматы и маджонг. В процессе занятия вы сможете ощутить удовольствие и самую настоящую прокачку серого вещества.

Вам предстоит самостоятельно разрабатывать стратегию, следить за противником и наперед просчитывать свои ходы. Так как развитие логики напрямую связанно с аналитическим мышлением, я настоятельно рекомендую вам проводить всевозможные вычислительные операции в уме.

А вот здесь компьютерные игры как никогда кстати полезны. Конечно же, этот вид занятий рассчитан на совсем ленивых людей, но тем не менее квесты и стратегии прекрасно развивают аналитические способности.

Вам предстоит быстро реагировать на ситуации, просчитывать риски и возможности, а также запастись терпением для глубинного анализа ситуации.

В этом виде тренировке каждый сам себе хозяин. Вы можете лично выбирать тему и поток информации для сопоставления аргументов и фактов. Быть может вам придется по вкусу изучение научных передач или журналов, ознакомление со сложной литературой для досконального построения логической цепочки.

Могут подойти аналитические статьи на тему политики, экономики и кибернетики. Также, вы сможете усовершенствовать навык определения главного от второстепенного. То бишь, правильно выставлять приоритеты.

Чтобы освоиться в аналитическом мышлении, вам необходимо привыкнуть оспаривать любую поступающую новость. Сомневайтесь во всем! Я советую вам выступать в роли заядлого любителя дискуссий. Это поможет научиться задавать логические и аргументированные вопросы сначала самому себе, а в дальнейшем и государству, обществу и рамкам.

Я предложу обратить внимание на детальное рассматривание абсолютно противоположных точек зрения. Когда вы начнете пытаться соединить их в один сплошной пласт материала, одновременно развивая каждую из гипотез, вы сможете увеличить и уровень своей терпимости.

Обязательно планируйте свою жизнь наперед. Создайте календарь, в котором четко разграничены долгосрочные перспективы и цели от краткосрочных. После прохождения каждого из выполненных этапов, анализируйте результаты для выведения общих корректировок.

Стоит выделять ярким цветом ключевые события и важные для свершения даты. Благодаря такому образу планирования жизни, вы развиваете и усовершенствуете не только аналитическое мышление, но и свою деятельность в комплексе.

Обязательно вспоминайте о тренировке способностей аналитически мыслить в момент общения с людьми. Перед тем как высказаться, попробуйте в уме просчитать возможные варианты ответа собеседника или ход его мыслей.

Это прекрасно тренирует внимательность и вовлеченность в разговор. Также методика весьма полезна при возникновении конфликтной ситуации или горячего спора.

И при этом, не делайте акцент на развитии одного из полушарий. Человек — существо многогранное и гармоничное. А его успешность зависит только от разностороннего развития профессиональных и личностных навыков, уровня интеллекта, коммуникативных способностей и симбиоза видов мышления. Всего-то!

Подписывайтесь на обновления, впереди вас ждет масса удивительных тем и открытий! В комментариях поделитесь играми по развитию аналитического мышления или интересными задачами на логику!

источник

  • Кино, Кинозвезды (366)
  • 100 Чудес света (33)
  • Аномальные места (62)
  • Археология, раскопки, открытия (475)
  • Архитектура, замок, крепость, форд (986)
  • Астрология, знаки, планеты (12)
  • Биоэнергетика, энергетика вещей, деревьев (25)
  • Видео (458)
  • Восточная жизнь, интересное (50)
  • Время, календари, измерение времени (106)
  • Выживание в экстремальных условиях (79)
  • Вязание, плетение. (38)
  • Гиперборея, Шамбала, Тибет (90)
  • Декоративно-прикладное искусство (431)
  • Дневник, оформление (380)
  • Рамочки для стихов (91)
  • Дом, Дача, Обустройство, Полезные советы (331)
  • Древние города и страны. Наследие Юнеско (64)
  • Древние цивилизации (158)
  • Духовность, творчество, интуиция, медитация (524)
  • Женщина, красота, мода (902)
  • ЖЗЛ. Жизнь Замечательных Людей (205)
  • Живопись, (и натюрморты разные) (1010)
  • Живопись1 (703)
  • Животные (139)
  • Загадки, гипотезы, НЛО (315)
  • Здоровье, Диета, Очищение (930)
  • Здоровье, медицина (1080)
  • Интересно!! (3698)
  • История мира, цивилизации, (1322)
  • История от Руси до России.Славяне, язычество (454)
  • Книги, писатели (524)
  • Компьютер (239)
  • Космос, Вселенная (469)
  • Красивые места Мира! (391)
  • Кулинария, Выпечка, Пироги, Торты (682)
  • Кулинария, Из мяса, Из Рыбы, Салаты, и пр. (775)
  • Культура, Культурология, Нравы (974)
  • Любовь, Семья (543)
  • Мистика, Эзотерика, Шаман, Гадание, Гороскоп, Таро (295)
  • Мифы, легенды, круги на полях, символы, лабиринт. (180)
  • Море, обитатели, тайны. (161)
  • Музыка (1166)
  • Наука, феномены,сверхвозможности человека (896)
  • Парки, Сады (147)
  • Педагогика, воспитание, образование (551)
  • Плейкаст, клипарт (271)
  • Познание мира и себя (416)
  • Политика, экономика (368)
  • Поэзия, лирика, стихи (656)
  • Православие, христианство (155)
  • Притчи, цитаты, афоризмы (345)
  • Психология. (1559)
  • гештальт (27)
  • Психотерапия, практики, упражнения, психогимнастик (479)
  • Птицы (58)
  • Путешествия (374)
  • Религии Мира (71)
  • Скульптура, памятник (156)
  • Спорт (10)
  • Ссылки (79)
  • Стиихийные бедствия (19)
  • Стихи избранные. (158)
  • Страны Мира (486)
  • Тайны века, загадки, непознанное (1102)
  • Танцы, балет (214)
  • Тесты (168)
  • Технологии, изобретения, (590)
  • Тренинг воображения, головоломки, шахматы (252)
  • Философия, мудрость (690)
  • Фото, природа, пейзаж (354)
  • Храмы, Соборы Мира, Монастыри (254)
  • Художники, биография (40)
  • Цветы, растения, деревья (455)
  • Чаепитие. Кофе. Старинная посуда, антиквариат, (95)
  • Чувства (423)
  • Явления природы, экология (392)

С ейчас необходимо уметь правильно делать анализ стихотворения, как школьникам, так и студентам филологических факультетов. В современной школе анализу стихотворений уделяют с каждым годом всё больше внимания, поскольку специфика ЕГЭ обеспечивает высокие требования к знаниям терминологии, практическим навыкам в разных областях. Школьные программы несколько усложняются, ученики должны осваивать объёмные материалы и хорошо ориентироваться во многих литературоведческих нюансах.

Основные особенности анализа стихотворения
Увеличение смысловой нагрузки и количества терминов необходимо гармонично сочетать с освобождением учебных часов в школах для преподавания точных наук. Именно поэтому анализ стихотворения является оптимальным способом преподнести материал и привить практические навыки. Делая анализ, дети быстро повторяют все термины, на практике видят, чем отличаются разные поэтические средства.

Чтобы выполнить анализ стихотворений, необходимо знать целый комплекс художественных приёмов, определять стилевые течения, виды рифм, делать графическое изображение поэтического текста, знать средства поэтической фонетики и синтаксиса. Как правило, анализ поэтического произведения занимает достаточно много времени, кажется сложнее описания прозаического текста. Исследование стихотворений, их описание, создание сочинений, посвящённых анализу, обычно вызывают наибольшие затруднения у школьников. Даже студенты средних курсов лингвистических направлений не всегда способны свободно пользоваться литературоведческим инструментарием, иногда не видят структуру текста и не могут правильно определить тип рифмы, художественные средства, путают образ автора и лирического героя.

Для устранения всех затруднений важно в первую очередь научиться выполнять анализ по строгой схеме, не отступая от заданного алгоритма. При этом нужно опираться только на факты и точно знать значения терминов, когда производится исследование поэтического текста в области его построения. Также зачастую, особенно в рамках школьной программы, требуется осветить собственную читательскую позицию, художественно выразить личные впечатления от прочитанного стихотворения. Обычно это делается в форме мини-сочинения. В таком случае пригодятся навыки грамотного изложения мыслей, умение составить логичный и законченный текст, отвечающий на вопрос, полностью раскрывающий тему.

Таким образом, чтобы выполнить правильный анализ стихотворения, необходим комплекс литературоведческих знаний и практических навыков, умение определять тему, идею текста.

Алгоритм анализа стихотворения
Выполняя анализ стихотворения, рекомендуется придерживаться чёткой схемы. В разных статьях, посвящённых вопросу исследования и описания поэтических текстов, отмечают, что жёсткие рамки могут помешать объективно изучить стихотворение. На самом деле, какой бы тонкой материей ни была стихотворная форма, важно последовательно анализировать текст. В школе и институте желательно просить учащихся выучить схему наизусть, причём подробную, с необходимыми пояснениями. Так будет легче производить анализ, исключая вероятность пропуска нужных пунктов.

Требования и схемы везде имеют свои отличия: в университетах они максимально подробны, в них наблюдается уклон в сторону детального разбора с точки зрения лексики, художественных средств, типов рифм и строфики; в школе больше внимания уделяют содержанию, идее, сюжету и образам.

Существует традиционная схема, по которой можно правильно делать анализ стихотворения, дополняя её пунктами, обозначенными в конкретной учебной программе.

  1. В первую очередь нужно указать название самого произведения, имя автора. Зачастую об этом забывают, однако, даже если анализ нужно выполнить в форме сочинения, в его начало понадобится внести данные сведения.
  2. Затем следует рассмотреть историю создания стихотворения, осветить факты авторской биографии, которые имеют какую-либо связь с лирическим сюжетом, уделить внимание времени написания текста и истории его публикации. Если есть посвящение, об этом надо написать. Потребуется осмыслить контекст произведения в целом, соотнести его с конкретным этапом поэтического творчества автора, выделить типичные и нетипичные черты. Таким образом выясняют место данного стихотворения в творчестве поэта.
  3. Когда можно выделить определённое литературное течение, к которому относится автор, его нужно указать. Например, если стихотворение написано в традициях футуризма или акмеизма.
  4. Выделяется тема стихотворения. Это своеобразная основа любого текста. Поскольку нередко возникают сложности с отнесением произведения к той или иной теме, принято для начала указывать ведущую тему, выбрав подходящий вариант из нескольких традиционных: пейзажная тема, лирика дружбы, любовная, философская, гражданская, тема поэзии и поэта. Желательно написать о главных мотивах произведения, то есть более узких формально закреплённых подтемах, таких как мотив одиночества, встречи, вражды, тоски, разочарования, изгнанничества. Определяя тему стихотворения, можно научиться понимать его смысл и подтекст.
  5. Важно сказать о развитии конфликта и сюжета в стихотворении. Следует выделить основные события и постараться изложить их, даже если это описание природы: «лирический герой смотрит на. ». Для лиро-эпического жанра характерен развёрнутый сюжет, а в лирических стихотворениях он заметно ослаблен.
  6. На данном этапе, выяснив основную тему и мотивы, развитие конфликта, нужно написать об идее стихотворения. Эффективный метод – попробовать задать проблемные вопросы к произведению, определяя его суть, подтекст. Проблема обычно вводится в подтекст, редко формулируется открыто. Зачастую ученикам школ сложно уловить отличие темы от идеи. Иногда чёткую границу учителя не проводят, в результате в дальнейшем ещё сложнее запомнить специфику идеи. Тема – это то, о чём рассказывается в стихотворении. Идея – это то, для чего написано произведение. Автор облекает идею, которую желает донести до читателя, в поэтическую форму и придумывает конкретное содержание. Но сначала появляется именно идея, она играет основную роль в произведении, определяет его тему, форму, художественные средства.
  7. Затем нужно определить основное настроение стихотворения, проследить, как оно изменяется. Чаще всего чувства лирических героев описаны в динамике.
  8. Очень важно уметь правильно выделить лирического героя. Даже в литературоведении, среди учёных, мнение о границах этого понятия неоднозначно. Герой лирического произведения проявляет себя только через эмоции, его очень часто полностью уподобляют образу автора, что неверно. Лирический герой и автор могут быть связаны по-разному. Иногда выделяют лирический субъект: мир пропущен сквозь призму выдуманного «я». Порой лирический герой – «двойник» автора, раскрывающий его сознание. В философских поэтических произведениях лирического героя определить сложнее всего, поскольку на первый план выходит проблематика, а не изображение эмоций и чувств.
  9. Далее нужно указать, какую композицию имеет произведение. Разделяя текст на смысловые части, легко проследить за развитием сюжета, темы, трансформацией настроения, увидеть главную поэтическую мысль. Надо определить, является ли строфа законченной мыслью, либо несколько строф выражают одну мысль, противопоставляется или сопоставляется смысл строф. Отдельно пишут о роли последней строфы: насколько она значима для раскрытия идеи, содержит ли вывод. Не каждое стихотворение имеет выраженную композицию, анализ зависит от специфики текста.
  10. Сейчас следует указать, какую лексику использует автор в стихотворении: неологизмы, окказионализмы, архаизмы, бытовую лексику, повседневную, публицистическую, книжную.
  11. Важно правильно перечислить все литературные приёмы, художественные средства, точно определить стихотворный размер. В школе чаще ограничиваются указанием размера (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий или анапест) и изображением его графического рисунка, определением количества стоп. Пишут основные тропы (эпитеты, сравнения, аллегории, гиперболы, олицетворения, метафоры). Студенты университетов обязательно дают более детальный анализ. Расписывают подробно средства поэтического синтаксиса и интонационные фигуры (риторический вопрос, восклицание, обращение, анафора, эпифора, градация, кольцо, стык, антитеза, пропуск, параллелизм, инверсия, бессоюзие, инвектива, сопоставление противоположностей). Также детально пишут о поэтической лексике, подробно обозначают рифму (например, мужская, смежная, точная), указывают ритмообразующие элементы (метрические ударения, концевые паузы, внутренние созвучия и т.д.). Если стихотворение было отнесено к конкретному направлению, важно доказать это примерами, разбирая художественные средства.
  12. Указывается жанровая принадлежность стихотворения (мадригал, элегия, ода, сатира), стилевая (народно-песенное течение, классическое, агитационное).

Заключить анализ лучше всего небольшой зарисовкой: написать о своём личном впечатлении от прочитанного текста, выразить собственное читательское мнение, рассказать, как произведение повлияло на внутренний мир, о чём напомнило.

Очень важно уметь правильно выполнять анализ стихотворения. В процессе исследования текста можно открыть в нём много нового, не замеченного при чтении. Анализ развивает память, литературоведческие навыки.

Процитировано 12 раз
Понравилось: 3 пользователям

источник