Меню Рубрики

Как написать анализ о любви

Прежде чем начать анализировать рассказ Чехова «О любви», необходимо понять, что собой представляет жанр этого произведения.

Рассказ – это эпический жанр, отличающийся небольшим объемом и единством событий. Чаще всего рассказ повествует не обо всей жизни человека, а о каком-то конкретном ее моменте, повлиявшем на судьбу героя. Также автор в данном жанре всегда нацелен на максимальную краткость изложения своей идеи.

Невозможно без описания содержания произведения начинать творческий анализ Чехова. «О любви», как и все рассказы писателя, отличается увлекательным и необычным повествованием.

У главного героя Алехина служит горничная Пелагея, влюбленная в хулигана и пьяницу Никанора – повара. Замуж девушка идти не хочет, а возлюбленный не может жить с ней во грехе из-за своей набожности. Это часто порождает ссоры между ними.

Являясь непосредственным свидетелем происходящего, Алехин пускается в рассуждении о любви. По его мнению, это чувство не терпит каких-либо законов и в каждой личности проявляется по-своему. Однако русский человек постоянно стремится все усложнять, поэтому не может просто любить и предпринимать попытки ввести какие-то правила.

Дела героя постепенно налаживаются, и его избирают в мировые судьи. Теперь Алехин часто ездит в город, что доставляет ему немалое удовольствие: общение с обществом привлекает его. У Алехина даже появляется друг – Луганович, в чью жену, Анну Алексеевну, герой и влюбляется. В семье Лугановичей молодому человеку рады, он близко сближается с семейной парой. Супруги проявляют о нем беспокойство и заботу, даже предлагают дать деньги взаймы, чтобы вернуть кредиторам. Однако Алехин отказывается.

Героя терзают мысли о том, как могла Анна Алексеевна выйти замуж за такого заурядного человека, как Луганович. Анна и сама влюбляется в молодого человека, но они оба вынуждены скрывать свои чувства. Со временем у семенной пары появляются дети, Алехин продолжает навещать друзей, ходит с Анной Алексеевной гулять и в театр, что вызывает нелицеприятные сплетни.

Характер Анны начинает меняться, женщина становится раздражительной, нервной, иронично-язвительной, она понимает, что обречена и на дальнейшую несчастную жизнь. Вскоре Лугановичи решают переехать в западную губернию. Анна едет первой, и Алехин вызывается ее проводить. Когда женщина заходит в поезд, герой понимает, что она забыла корзинку. Он направляется в купе, чтобы вернуть оставленную вещь, и тут Анна целует его. Герои обнимаются, плачут и признаются в своих чувствах, они наконец понимают, что все препятствия, мешающие им быть вместе, смешны. Алехин проезжает с Анной одну станцию, потом выходит из поезда и возвращается домой. С этого момента герой живет по-прежнему, много работает и не пытается сделать свое существование счастливым.

Необходимо также рассмотреть образ героя, прежде чем начинать анализ Чехова. «О любви» — это рассказ-монолог. Мы слышим лишь голос главного героя, автор же совсем себя не проявляет.

Главный герой рассказа – Павел Константинович Алехин. Он умный, порядочный и интеллигентный человек. Его жизнь безрадостна и одинока. В подтверждение своим рассуждениям о том, что любовь не имеет законов, герой рассказывает историю своей любви. Именно нравственные законы и сомнения в правильности своих действий помешали ему и Анне быть вместе. Но все то время, пока семейная пара жила в городе, возлюбленные нестерпимо мучились и страдали. А понимание того, что у любви нет преград, пришло слишком поздно и принесло только новую боль.

В этом рассказе трагичен жизненный реализм, как и во многих других, которые написал Чехов. Произведение «О любви» наполнено не радостью и счастьем, как представляется по названию, а одиночеством, болью и безысходностью.

Сложен и неоднозначен в понимании авторской позиции творческий анализ Чехова. «О любви» — рассказ, наполненный невероятным психологизмом. Его герой, пережив боль утраты, осознает свою вину в том, что все закончилось так печально.

Любовь не поддается никаким правилам, и здесь человеческий опыт совершенно бесполезен. И как всегда, Чехов остается верен себе, он никого ничему не учит. Писатель бесстрастно рассказывает истории человеческих жизней, а читатель вправе сам сделать вывод. Поэтому его авторскую позицию так сложно определить.

Рассматриваемый нами рассказ является частью целого, которым выступает трилогия Чехова. «О любви», наряду с произведениями «Крыжовник» и «Человек в футляре», входит в цикл, объединенный тремя героями-рассказчиками.

Таким образом, рассказ Чехова «О любви» — это сложное философское произведение, раскрывающее смысл человеческих чувств, однако не дающее четкого ответа на вопрос о том, что такое любовь.

источник

1. История создания произведения.

Судя по записным книжкам писателя, замысел рассказа возник ещё в 1895 году. Время написания — лето 1898-го года. Одновременно Чехов готовил к публикации «Крыжовник». Оба рассказа должны были выйти в журнале «Русская мысль» в августе. Русская писательница Л.А. Авилова полагала, что рассказ «О любви» — это отражение её отношений с Антоном Павловичем. По мнению отдельных критиков, Авилова в своих воспоминаниях необъективна.

2. Жанр произведения. Признаки жанра.

Небольшой объём, повествование о жизненной ситуации одного человека (одна сюжетная линия) определяют жанр произведения «рассказ».

3. Название произведения и его смысл.

Название «О любви» обещает читателю нечто романтическое и возвышенное. А на деле он получает болезненную историю неутолённой страсти. Или любви? Люди не всегда могут различить подлинную любовь. Автор в своём произведении изложил ещё одну историю отношений мужчины и женщины. В обиходе это называется любовью. А что такое любовь, для Чехова тоже оставалось загадкой. В записной книжке писатель делает предположение, что чувство это может быть остатком чего-то громадного, ныне вырождающегося, или частью того, что когда-нибудь разовьётся в нечто великое. Любовь в настоящем времени он считал не оправдывающей ожиданий.

Чехов однажды замыслил написать большой роман с таким же названием («О любви»). Несколько месяцев писатель бился над черновиками, вымарывал, зачёркивал. В результате уцелело одно предложение: «Он и она полюбили друг друга, женились и были несчастливы…».

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Поскольку в произведении использован приём «рассказ в рассказе», то большая часть повествования ведётся от лица героя, то есть от первого лица. Автор, таким образом, не выражает своего отношения к персонажам рассказа, не выражает своего отношения и к выводам Алёхина в финале произведения. Так писатель будто предлагает читателю самому сделать вывод.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема. Любовь как тайна и обыденная жизнь

Идея. Не стоит жертвовать любовью во имя налаженной жизни, долга и других соображений.

Такой итог подвёл герой рассказа Алёхин. Но авторская ли это позиция?

Проблематика. В этом рассказе затронута проблема «футлярной» жизни: герои изнывают от своих чувств, ходят вместе в театр, Алёхин стал другом дома, но живут они по инерции, ничего не предпринимают, плывут по течению. Их не хватает ни на порыв (довести прелюбодеяние до конца), ни на добродетельное решение прекратить все встречи (как поступила Татьяна Ларина).

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В рассказ включено повествование Павла Константиновича Алёхина о своей истории любви.

После окончания университета Алёхин поселился в имении, оставшемся от покойного отца. Чтобы расплатиться с отцовскими долгами он неустанно работал на своей земле вместе с крестьянами. Будучи мировым судьёй, познакомился с товарищем председателя окружного суда Дмитрием Лугановичем, был принят в его доме и познакомился с женой приятеля Анной Алексеевной. Между Алёхиным и молодой, красивой и, по-видимому, умной женщиной зародилось чувство.

Постепенно герой рассказа стал в доме Лугановичей своим человеком. Между тем взаимное чувство Анны Алексеевны и друга дома только крепло, но оба об этом молчали, как ни в чём не бывало. Анна Алексеевна, вероятно, думала о муже, детях и своей матери, которая очень любила своего зятя. Алёхин сомневался в своих скромных возможностях осчастливить любимую.

Анна Алексеевна всё чаще стала обращаться к докторам, характер её тоже испортился. Доктора посылают её лечиться в Крым, а муж по назначению должен ехать в западные губернии. Таким образом, настал конец этим двусмысленным отношениям. Уже при расставании, в поезде, герои признались, что любят друг друга. И навсегда расстались.

7. Система образов произведения.

Алёхин Павел Константинович — поместный дворянин с университетским образованием. По природной склонности человек кабинетный, но вынужден работать на земле наравне с крестьянами, чтобы погасить задолженность отца, потратившегося на его образование. Такая жизнь его несколько опростила. Однако должность мирового судьи давала возможность для общения с людьми своего круга. Так он увлёкся женой приятеля Лугановича на долгое время. С одной стороны это говорит о постоянстве натуры, с другой — об инертности и нравственном релятивизме. Ведь Луганович относится к нему с искренней добротой. А как же «не пожелай жены искренняго твоего»?

Дмитрий Луганович, добрый друг Алёхина, состоятельный человек, служит в суде. Алёхин в начале знакомства воспринимает его как «милейшую личность». Дальше, захваченный любовью к его жене, он видит в нём человека скучного, ничем не примечательного и удивляется, как Анна Алексеевна могла выйти за него.

Анна Алексеевна Луганович, супруга Дмитрия Лугановича, мать двоих детей, она много моложе своего мужа. По словам Алёхина, она умна. Симпатия её к Павлу Константиновичу быстро переросла в нечто большее. Анна, очевидно, полагала, что отсутствие физической связи не делает предосудительным её постоянное общение с предметом любви. Между тем, она, несомненно, изменяла мужу в мыслях, что и привело к нервным срывам, к перемене её характера не в лучшую сторону.

8. Композиция произведения.

Композиция в этом произведении определена приёмом «рассказ в рассказе». Такая структура позволяет перейти от упоминания какой-то ситуации к основному рассказу. В данном случае — от упоминания об отношениях красивой Пелагеи и пьяницы Никанора к рассуждению Алёхина о любви, которое плавно перетекает к его повествованию о своей истории.

В рассказе Алёхина завязка — это знакомство с Анной Алексеевной. Кульминация — осознание героями бесперспективности их отношений. Развязка — прощание героев.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Чехов отражает в речи Алёхина обстоятельства его жизни. Когда он загружен работой и хозяйственными заботами, то речь его полна бытовизма. Когда Алёхин говорит о любимой, он переходит на возвышенный поэтический язык: прекрасная, лёгкая тень на душе, жгучая боль, тайна сия велика есть.

Современники Чехова высоко оценили рассказ, главного героя единодушно критиковали за безволие, бесцельность существования и упущенное счастье.

Алёхин сделал вывод в конце рассказа, что не стоит жертвовать любовью во имя долга и прочих соображений. И этот вывод стал идеей рассказа.

Но что имел в виду герой, когда говорил, что нужно исходить из высшего, более важного, чем счастье или несчастье…? Что он называет высшим и более важным? Понимает ли сам? Никакого счастья они бы на несчастьи других (мужа, детей) не построили. Схожая история есть в литературе: Анна Каренина пошла на поводу страсти, деградировала сама, всё разрушила и дошла до последнего греха. И героиню этого рассказа, видимо, не случайно зовут Анной. И она тоже изменилась в худшую сторону, стала нервной, раздражительной. Татьяна Ларина отвергла любимого в такой ситуации, и он остался для неё незамутнённой любовью, а не болезненным воспоминанием о несостоявшемся романе.

источник

Два охотника, ветеринарный врач и учитель гимназии, попадают под сильный обложной дождь, конца которому не видно. И они решают пойти в деревню Софьино, которая находится недалеко.

Хозяин, Алехин, им очень обрадовался: давно не видел он интеллигентных людей. Проводя вечер в гостеприимном доме, ветеринар рассказывает печальную историю своего брата, который мечтал накопить денег, купить поместье и зажить свободно, барином. И чтобы обязательно у него был крыжовник. Мечта чиновника осуществилась, а рассказ не удовлетворил слушателей. Было уже поздно, и они разошлись спать.

А на другой день, после завтрака, стали говорить о любви. Чехов (краткое содержание его рассказов всегда очень емко) поведал читателю историю, отзвуки которой можно найти в более позднем его рассказе «Дама с собачкой». Параллелей найти можно много. Павел Константинович философски подошел к деликатному вопросу о любви. Чехов краткое содержание этой истории начал с вопроса о странностях отношений красавицы-горничной Пелагеи и повара Никанора. Она любила этого мужчину, но замуж идти не соглашалась, поскольку нрав у него был буйный и драчливый. Никанор же не признавал ничего, кроме церковного венчания. Так эта история и не могла никак разрешиться. Оба только мучились. Затем Алехин продолжал рассуждать о любви. Чехов краткое содержание его мыслей до тонкостей понимает. Любя, русский человек постоянно задает себе вопросы, которые его только раздражают: чем это все закончится, плохо это или хорошо.

Ответов нет. Алехин продолжал говорить, и было видно, что ему хочется поведать историю о любви. Чехов краткое содержание повествования заключил в рассказ от первого лица.

Алехин повел спокойный, неторопливый и как бы отстраненный рассказ. Погода была обычная, серенькая и дождливая, и его слушателям больше ничего не оставалось делать. Алехин приехал в деревню давно. На ней был большой долг, оставшийся от отца. И герой повести решил во чтобы то ни стало привести хозяйство в порядок. Первое время, как и положено барину, он жил в верхних комнатах и пытался новую деревенскую жизнь привести в соответствие со своими культурными привычками. Но система быстро дала сбой: тяжко работая, как крестьянин, он стал спать на сеновале, есть в людской, престал мыться, не говоря уже о том, чтобы что-то читать. Но его избрали в мировые судьи и по делам ему приходилось бывать в городе, и ах, как это было приятно – превращаться иногда снова в культурного человека.

Там принимали его радушно, и он завел много приятных знакомств. Так он на свою беду, а может быть, и нет, встретился с семьей Лугановичей. Жена Лугановича, Анна Алексеевна, произвела на Алехина необыкновенно теплое, милое впечатление и вызвала ощущение, что он давно ее знает. Было видно, что это дружная семья, даже по тем мелочам, как они вместе варили кофе, как понимали друг друга, не нуждаясь в словах. Алехин уехал, но воспоминание о милой женщине ненавязчиво было с ним. Осенью ему довелось снова встретиться с Анной Алексеевной. И снова она вызвала те же самые чувства – необыкновенной близости и бьющих в глаза красоты и изящества. Любовь – чувство экзистенциальное. Если его дано пережить, то понять что-то можно. Если оно прошло мимо, то никакие самые лучшие произведения не помогут. Алехин начал довольно часто бывать у Лугановичей и стал «своим», «домашним человеком»: ему предлагали деньги в долг, преподносили подарки, его любили дети и прислуга.

Простая женщина почему-то казалась необъяснимо прекрасной и нужной – и движение руки, и взмах ресниц, и даже молчание рядом с ней были необходимы. Шло время. Алехин был полон горечи, так как в городе он видел, что и Анна Алексеевна ждет его приезда.

Но оба молчали. Что они могли изменить в своей жизни? Им обоим не хватало решимости, такой, какая была у героев Л. Н. Толстого, у Анны Карениной и Алексея Вронского. Что считал сам Чехов о любви? Анализ чувства, приносящего одновременно и радость, и горечь, и муку, и невыразимое счастье, он дал в этом рассказе. Героев терзали вопросы о семье, о лжи и правде, об уходящей молодости. Могло ли дальше продолжиться счастье, построенное на разрушении всего, что у них было? В их отношениях со стороны Анны Алексеевны появилась раздражительность. Это можно объяснить только постоянной неопределенностью, которую и хочется, и страшно изменить.

Читайте также:  Какие анализы сдать после укуса клеща

Все кончилось просто, как это и бывает в жизни. Лугановича перевели на службу в другую губернию. Анна Алексеевна ехала сначала в Крым, куда ее послали врачи, а потом – к мужу. Так заканчивает рассказ Чехов. О любви герои наконец-то высказались вслух в купе. Текли слезы, были объятия и поцелуи, было понято сразу, какие мелкие и ненужные чувства вставали перед ними преградой, что все их благонамеренные рассуждения – пустое. О добродетели не стоило думать и вовсе. Но поезд набирал ход, и навсегда разъезжались герои в разные стороны.

Если бы Лугановичи не уехали, то любовь, возможно, невысказанная, робкая, не закончилась бы никогда. Анна Алексеевна потихоньку бы старела и плакала. Блекла бы и вянула жизнь Алехина. Но это была бы любовь. Теперь же от нее остались воспоминания и благодарность, что это случилось.

источник

Анна Ахматова в своей любовной лирике смогла отобразить множество женских судеб. Можно отметить, что для своих читателей писательница предоставила на обозрение целую книгу женских душ. Описываемая любовь в стихах довольно часто несчастливая. Страдания, которые переживают ее героини, неспокойны и мучительны.

Оценивая произведения Ахматовой, литературные критики приходят к выводу, что именно она смогла отчетливо и полно открыть читателю реальный мир любви. Казалось бы, обычный мир, в ее стихах, в новом свете любви, открывается и воспринимается совсем по-другому. Саму же любовь поэтесса изображает чем-то земным и простым, но именно это и вызывает чистое всепоглощающее чувство любви и привязанности.

Стихотворение «Любовь» относится к интимной поэзии Ахматовой. Сильные чувства любви и переживаний всегда найдут место в сердце человека. Любовь не должна жить прошлым, она должна двигаться к настоящему. Произведение понравилось абсолютно всем, кто его читал, в нем все такое настоящее и красивое. Самые яркие и лучшие моменты влюбленности автор изображает змейкой, которая укутала собой все сердце и отпускать его не хочет. Важную роль Ахматова отдает тому, что страшно ждать чувств любви, если ты не влюблен, страшно даже думать, что будет и случится. Любовь может подступить случайно, в обычной улыбке прохожего, который со временем станет самым дорогим сердцу человеком.

Своим стихотворение Ахматова передала ранимость женщины, которая не готова открыть свою душу любви. Все переживания героини сопровождаются красками, формами, различными метафорами и образами. Говорить о любви не вдохновляясь от этого, просто не получается. Весь трепет и переживания героини поражают, и завораживаю многих. Чтобы не чувствовала женщина, любовь чувство очень сильное, для него всегда есть место в нашей жизни и стоит не оглядываясь принять его и встретить достойно, чего бы это не стоило.

Ахматова является поэтессой, которая большую часть своего творчества посвятила теме любви. Можно сказать, что вся её жизнь проходила вместе с этим замечательным чувством — любовь. Данная тема является общей для всех людей, ведь каждый человек испытывал любовь. Поэтому произведения Ахматовой понятны практически всем.

Поэтесса написала множество лирических стихотворений и одним из самых ярких представителей любовной темы, является произведение «Любовь». Ахматова написала его в начале своей карьеры поэта в 1911 году. Любовь не имеет границ, и все её стороны Анна показывает в своем произведении. Мужчина не сможет так описать данное чувство как женщина, ведь красивая половина является более чувствительными к любви. А если женщина поэт, то стихотворение тем более наполнено данным замечательным чувством.

Стихотворение написано в своеобразной форме и имеет особое построение. Читатель погружается в строки и понимает, о каком чувстве нам рассказывает поэтесса. Ахматова очень интересно понимает данное чувство, понимает его по-разному. В одном сравнении любовь становится похожей на некую змейку, которая когда-то свернется. Другое сравнение связано с голубем, который очень красиво воркует у окна. После таких строк читатель чувствует внутри какое-то приятное спокойствие, все вокруг кажется уже другим.

Если проникнутся произведением и внимательно вчитаться в строки, то возможно оно вам напомнит тоскливо играющую скрипку. В конце стихотворения становится понятно, что героиня не боится, но немного опасается этого славного чувства – любовь.

Поэтесса дала понять, что любовь может создавать добро, а также может разрушить многое, что было дорого. Ахматова считала, что данное чувство является самым не предсказуемым, оно может сказаться по-разному на каждом человеке. Некоторым любовь поможет, а некоторых поведёт по неверному пути. В своих произведениях поэтесса старалась показать читателю, как любовь может повлиять на женщину. Все лирические строки в творчестве Ахматовой и данное стихотворение не исключение, даёт женщинам шанс вспомнить былое чувство, если оно было утрачено или принесло боль.

Очень интересно поэтесса рассуждает на счет любви с первого взгляда. Такая любовь мучит людей, ведь они еще не знакомы, а уже испытывают какое-то неземное чувство. Если уж такой любви быть, то с этим ничего не поделать.

Велимир Хлебников – русский поэт-футурист, удивлявший искренностью и необычностью своего творчества. Он открыл всему поэтическому миру новые горизонты. Отойдя от привычной классики, он предпочитал смелые эксперименты,

Современники не принимали стихотворения Фета, по крайней мере, в 50 – 60-е года. В то время лирика писалась на злобу дня, и это было, чуть ли не единственное направление, которое вызывало одобрение читателей. Тогда королём поэзии был Некрасов.

Знаменитое стихотворение «И. И. Пущину» великого русского поэта Пушкина Александра Сергеевича было написано во время пребывания поэта в ссылке в селе Михайловское. Первое, с чего нужно начать анализ, так это указать,

Никто не знает точно, когда написано это стихотворение, но предположительно в 1918 или в 1919 году. В стихотворении описывается дух революции. Есенин в начале поддерживал перемены в государстве, но потом когда увидел перемены

Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт, драматург, прозаик, чье имя по праву считается настоящим достоянием России. Вся жизнь этой необычной личности, начиная от рождения и заканчивая смертью, вызывает огромный

источник

Сегодня я буду писать о поэзии. Но не торопитесь с выводами, даже если вы не любите стихи. Читайте дальше, и когда вы дойдете до конца этого текста, то уже точно сможете понять, хотите ли вы продолжать меня читать или нет.
Каждая строчка, каждый столбик стихотворения всегда что-то значат. Как вы относитесь к поэзии? Я положительно, особенно, когда стихотворения действительно хорошие!
Анализируя стихи, я развиваюсь сама и, надеюсь, сумею дать полезные знания и вам! Пытаясь глубже проникнуть в суть стихотворения, мы развиваем свою глубину души и понимания этого мира! Спасибо за то, что вы есть, мои читатели!
«Слово о любви» Э.А. Асадова.
«Любить — это прежде всего отдавать.
Любить — значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость, близкому человеку».
Когда-то, несколько лет назад, это стихотворение было одним из моих любимых. Но, видимо, со временем, я стала на уровень выше и начала относиться к нему менее эмоционально, ибо сама любовь глубже, чем писал об этом Асадов.
Он пишет легкий, восторженный, глубокий стих. Но, чтобы описать саму любовь, как чувство, как явление, то в стихотворной форме все это не передашь. Только проза может приблизить нас к раскрытию любви, как чувства.
Но все-таки Асадов прав, любить – отдавать. Только принимая любовь, ничего не давая взамен, ни мы, ни тот, с кем мы рядом, счастливы не будем. Конечно, очень важно, чтобы любимый человек делился с нами своим духовным миром, но не меньше счастья приносит сам процесс отдачи (чувства свои, как реку, с весенней щедростью расплескать на радость близкому человеку) и осознания, что мы можем быть значительны и полезны для того, кого любим. Именно с этого начинается правдивое стихотворения тонко чувствующего Эдуарда Аркадьевича Асадова.
«Любить — это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!»
Это слова влюбленного, ощущающего восторг предметом своей любви, человека. В тот момент словно его любовь достигла верха восхищения и радости. Слова простые и легкие, их просто читаешь и отдыхаешь душой. Здесь много философии, понимания человеческой души, поэтому я выбрала именно это стихотворение. Поэт отдал ему значительную часть своей души.
«Любить — значит страстно вести бои
За верность и словом, и каждым взглядом,
Чтоб были сердца до конца свои
И в горе, и в радости вечно рядом».
Настроение Эдуарда Асадова в этих строках уже меняется. Он словно вспоминает что-то неприятное. «Страстно вести бои» — эти слова говорят о том, что он переживал свою ревность, но она только укрепила в нем желание любить еще сильнее.
«А ждет ли любовь? Ну конечно, ждет!
И нежности ждет и тепла, но только
Подсчетов бухгалтерских не ведет:
Отдано столько-то, взято столько».
Очевидно, что Э. Асадов неплохо разбирался в жизненных вопросах и сам умел анализировать. Потому что вопрос «ожидания» очень философский. Мы бываем нетерпеливы, и преодолеть это нелегко. Асадов осознает, что нужно быть терпеливым, значит, он работал над собой.
«Любовь не копилка в зашкафной мгле.
Песне не свойственно замыкаться.
Любить — это с радостью откликаться
На все хорошее на земле!»
Последние две строки этого столбика напоминают мне слова Эриха Фромма, что любовь – это само отношение к миру, а не зацикленность на человеке. Когда ты любишь, ты любишь сам мир, саму планету Земля и людей, ходящих по ней, это «с радостью откликаться на все хорошее на земле!»
«Любить — это видеть любой предмет,
Чувствуя рядом родную душу:
Вот книга — читал он ее или нет?
Груша. А как ему эта груша?»
Когда ты скучаешь по родному человеку, то видишь его в любом предмете и задумываешься, чтобы он сделал в тот или иной момент. И стараешься поступить так, как поступил бы этот человек.
«Пустяк? Отчего? Почему пустяк?!
Порой ведь и каплею жизнь спасают.
Любовь — это счастья вишневый стяг,
А в счастье пустячного не бывает!»
Здесь Эдуард Асадов пытается оправдаться. Нередко одни люди осуждают других за то, что те полны эмоций, наивности, веры в добро, считают сокровенное пустяком. Но Эдуард пытается доказать, что это никакой не пустяк!
«Любовь — не сплошной фейерверк страстей.
Любовь — это верные в жизни руки,
Она не страшится ни черных дней,
Ни обольщений и ни разлуки».
Эдуард Асадов понимает, что любовь – это не просто эмоции и мечты о счастье (не сплошной фейерферк страстей), это борьба за любовь, доверие к человеку, верность (не страшится обольщений и разлуки), желание помогать друг другу (верные в жизни руки).
«Любить — значит истину защищать,
Даже восстав против всей вселенной.
Любить — это в горе уметь прощать
Все, кроме подлости и измены».
Эдуард Асадов импульсивен и готов бороться так, как способен на это молодой человек. Теперь его слова все больше похожи на крик души, но уже не на такой радостный. Как бы он ни любил, он не готов простить все. И его светлое, искреннее стихотворение в какой-то момент омрачается словами про подлость и измену.
«Любить — значит сколько угодно раз
С гордостью выдержать все лишенья,
Но никогда, даже в смертный час,
Не соглашаться на униженья!»
Дальше ноты стиха Эдуарда все больше стали петь о плохой стороне жизни. Сначала в этом столбике он твердит, что, если мы любим, то, несмотря ни на что, выдержим все лишенья. Однако нельзя позволять себя унижать, ведь тогда это уже не любовь.
«Любовь — не веселый бездумный бант
И не упреки, что бьют под ребра.
Любить — это значит иметь талант,
Может быть, самый большой и добрый.
И к черту жалкие рассужденья,
Все чувства уйдут, как в песок вода.
Временны только лишь увлеченья.
Любовь же, как солнце, живет всегда!
И мне наплевать на циничный смех
Того, кому звездных высот не мерить.
Ведь эти стихи мои лишь для тех,
Кто сердцем способен любить и верить!»
Любовь – это не бездумные поступки и не просто чувства, это талант, который нужно развивать и становиться в нем глубже. Строить отношения — большой труд. Если любовь уходит, то это было лишь увлечение. А ради любви борются и терпят лишения.

На мой взгляд, Э.А. Асадов заканчивает свой стих слишком резко «и к черту жалкие рассужденья». Он превозносит себя над теми, кто не может понять его, кто осуждает его восторженность и открытость. Но это его защита. Так Эдуард Аркадьевич пытается показать тем, кто причиняет ему боль своей критикой и осуждением, что он все равно видит настоящие ценности и сохранит свою индивидуальность, продолжая заряжать своих читателей энергией и позитивом.

источник

У любого поэта есть стихи, посвященные вечной теме любви. Николай Некрасов не является исключением из правил.

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» является одним из ряда, посвященных своей любимой жене Авдотье Панаевой. В нем автор раскрывает и передает все свои чувства и переживания.

Некрасов описывает один из банальных моментов, когда чувства, буквально вчера еще приносившие тепло и радость, сегодня оказались ничем, они попросту пропали. Этот факт очень сильно ранил лирического героя произведения. Он с такой нежностью вспоминает былые дни: «А нам с тобой, так горячо любившим», а также передает всю суть и противоречие своих мыслей «Нам рано предаваться ей!» Лирический герой в последний, как ему кажется, раз разговаривает и призывает свою любимую его услышать. Он понимает, что ирония уже разбудила совершенно другие чувства в ее душе, и былое никогда не вернуть.

Именно против слово «ирония» и бунтует герой, поскольку настоящей любви это слово и понятие не может быть известно. Не может быть иронии между двумя любящими людьми. Она возникает, по мнению автора, только перед окончанием этих отношений. Свои мысли Некрасов и вкладывает в уста лирического героя, который провозглашает великую роль взаимопонимания и искренности в отношениях к своему близкому и родному человеку.

Лирический герой сравнивает то, что он чувствует своим сердцем, с огнем, который пылает и сжигает все вокруг. Но его дама сердца уже не чувствует этого, от ее любви есть только «остаток чувства». Герой понимает и признает свою вину в том, что его любимая так быстро охладела.

Кульминация наступает в последней строфе, где лирический герой понимает, что от чувств осталось одно только постепенно потухающее «кипение», а в сердце — «только холод и тоска».

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей…» написано в форме пятистопного ямба, с использованием и женских, и мужских окончаний. Это произведение не характерно писателю Некрасову и позволяет нам с совершенно новой стороны узнать и оценить его внутренний мир.

Читайте также:  Какой анализ соэ при раке

Аннотация. В этой статье познакомим учащихся с любовной лирикой Н.А.Некрасова, особенностями выраженного в ней чувства, художественными средствами, использованными автором.

Ключевые слова: Некрасов — певец любви, вечная тема, Авдотья Панаева, глубина и сложность чувств лирических героев, художественные средства выразительности.

Стихи Н.А.Некрасова, передавшие высокое чувство любви, не затерялась среди поэтических шедевров, заняли достойное место в русской любовной лирике и нашли своих читателей. Это потому, что поэт по-новому выразил вечную тему, сказал своё слово в любовной поэзии.

Не будем предварять чтение стихов рассказом об истории любви, вдохновившей поэта на их создание. Открывая поэтический сборник, редкий читатель знает жизненную подоплёку произведения. Оно нравится или не нравится, волнует или нет, близко тебе или не твоё. Читая, думаешь О себе и часто удивляешься, что поэт испытывал то же самое, что и ты. Такова особенность поэзии: интимные переживания под пером мастера приобретают широкое обобщающее значение, становятся выражением наших чувств.

Пусть это будет урок-открытие Некрасова-лирика, человека, способного глубоко и сильно любить, страдать от непонимания любимой женщины, оставаясь певцом «любви, не знающей конца».

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей …» (1850).

Краткое содержание стихотворения:

Заставила вздрогнуть резко хлопнувшая дверь. Накопившееся за день раздражение стало причиной очередной ссоры. Словно удар в сердце, больно ранит каждое слово. Прости, что не понял. Прости, что не сдержался. Прости за то, что люблю и боюсь, что ты уйдёшь навсегда.

Вопросы по анализу стихотворения:

— О чём стихотворение? (О сложных взаимоотношениях с любимой женщиной, о
её частом раздражении, которое разрушает любовь.)

— Каков лирический герой? (Он старается сохранить прежние чувства, тревожится о том, что каждая ссора приближает разрыв.)

— Какие художественные средства придают выразительность стихотворению? (Олицетворение: «кипят во мне мятежно ревнивые тревоги и мечты», «не торопи развязки неизбежной». Метафора: «кипим сильней, последней жаждой полны, но в сердце тайный холод и тоска». Сравнение: «так осенью бурливее река, но холодней бушующие волны».

Подобным образом проводится работа над стихотворением «Мы с тобой бестолковые люди …» (1851).

Примерные вопросы:
— О чём стихотворение? (О ссорах с любимой, о прозе любви.)
— Какой предстаёт возлюбленная? (Своенравной, независимой, неуступчивой)
— Обратите внимание на последнее четверостишие. Какова его особенность?

Оно афористично, то же можно сказать и о втором четверостишии.
— Какой вывод можно сделать из этих стихотворений об отношениях лирического
героя с любимой женщиной? (Ясно, что отношения с любимой сложные, их омрачают постоянные размолвки и ссоры. Но лирический герой стремится сохранить чувства, избежать разрыва, продлить совместную жизнь.)

— Чем отличаются по содержанию эти стихотворения от пушкинских? (В стихах Пушкина переданы возвышенные чувства, прекрасные или грустные мгновения любви, а у Некрасова — сложные переживания, связанные с прозой любви.)

Это особенность некрасовской интимной лирики, его вклад в русскую любовную поэзию. Однако в 1855 году поэт создал стихотворение, прочитав которое И.С.Тургенев написал Некрасову: «Стихи твои «К***» просто пушкински хороши – и я их тотчас на память выучил».

Чтение стихотворения «Давно — отвергнутый тобою…»
— Что дало основание Тургеневу сравнить это стихотворение с пушкинским? (Очевидно, это стихотворение напомнило писателю
«Я помню чудное мгновенье … » Пушкина.)
— Как вы думаете, чем? (Здесь переданы переживания возвышенные, не омрачённые повседневностью, обобщённые в поэтические образы. Кроме того, так же, как у Пушкина, говорится о разных периодах любовных отношений. )
— Каких? (Когда чувство только зародилось, когда лирический герой был любим, когда его разлюбили.)
— Какой художественный приём помогает поэту выразить переживания?

(Стихотворный параллелизм: вместе с настроением героя изменяется и картина водной стихии.)

— В чём отличие стихотворений по содержанию? (У Пушкина передано светлое чувство воскресения лирического героя, а у Некрасова показан конец любви, безнадёжность чувства.)

— Это стихотворение отличается от предыдущих и в лексическом плане. В чём суть этого отличия? (В первых двух стихотворениях встречаются непоэтические слова: «бестолковые люди» (неразумные, глупые), «вспышка», «доля (часть) счастья», «ирония», «остаток чувства», «развязка»).

Прозаические, свойственные прозе, выражения в поэтической речи называются прозаизмами.
— Оправданно ли использование прозаизмов в этих стихотворениях? (Да, так как это соответствует характеру любовного чувства, выраженного в стихотворениях, повествующих о прозе любви.)

В последнем стихотворении прозаизмы отсутствуют, так как оно передаёт обобщённо-возвышенные переживания, в нём нет житейских перипетий.

Героиня стихов Н.А.Некрасова — Авдотья Яковлевна Панаева. Она была женой Ивана Ивановича Панаева (1812-1862) — прозаика, мемуариста, редактора журнала «Современник», который он издавал вместе с Некрасовым с 1847 года. Происходил из богатой и славной литературными традициями дворянской семьи, был внучатым племянником Г. Р ,Державина, к литературе имели отношение его отец и дядя.

К моменту знакомства с будущей женой принадлежал к золотой молодёжи своего времени, вёл рассеянный образ жизни, блестящей служебной карьере государственного чиновника предпочёл занятия литературой. Панаев был знаком со многими выдающимися деятелями литературы и искусства своего времени, оставил «Литературные воспоминания», имеющие большое значение для истории литературы.

Его брак с Авдотьей Яковлевной Брянцевой был мезальянсом. Родилась она в Петербурге в 1819 году в актёрской семье. В детстве много страдала от жестоких притеснений своей матери. О том, что пришлось пережить девушке, Некрасов писал:

Ты под своим родимым кровом
Врагов озлобленных нашла
И в отчуждении суровом
Печально детство провела.
Ты в жизнь невесело вступила …
Ценой страданья и борьбы,
Ценой кровавых слёз купила
Ты каждый шаг своей судьбы.
Ты много вынесла гонений,
Суровых бурь, враждебных встреч,
Чтобы святыню убеждений,
Свободу сердца уберечь.

Образование Авдотья Яковлевна получила в Петербургском театральном училище, где готовили к профессиональной сценической деятельности. Но театральная карьера не состоялась из-за встречи с Панаевым. Неравный брак не был принят его роднёй.

Продолжительные переговоры с матерью не дали результата, и Панаев обвенчался без её согласия, получив в письме проклятие. Однако мать вскоре смирилась. Авдотья Яковлевна стала молодой хозяйкой дома Панаевых, в котором привыкли жить безалаберно, роскошно, по-барски. Добрейшей души человек, мягкий, весёлый, Иван Иванович продолжал вести богемный образ жизни.

Его жене отводилась роль робкой и изящной куклы светско-аристократического салона молодого литератора, что не соответствовало сильному, гордому характеру Авдотьи Яковлевны, созданной царствовать, повелевать. Выйдя замуж за Панаева, она вырвалась из гнетущей обстановки родительского дома. Но легкомыслие, рассеянный образ жизни мужа, его холостяцкие привычки заставили её почувствовать полное одиночество.

«Тревожной и одинокой молодостью» назвала она этот период. В 1843 году В.Г.Белинский привёл в дом Панаевых молодого литератора Некрасова, которого он тогда, по словам И.С.Тургенева, «лелеял и всюду рекомендовал и выводил в люди». С того времени личная и творческая жизнь этих людей тесно переплелись.

Несколько лет Некрасов был влюблён в Авдотью Яковлевну, прежде чем она отозвалась на его чувство:

Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей!
(«Да, наша жизнь текла мятежно … », 1850)

В 1847 году по инициативе Некрасова на деньги Панаева был приобретён журнал «Современник». Официальным редактором из-за неблагонадёжности издателей по их просьбе стал профессор Московского университета А.В.Никитенко, а через год — Панаев.

Ближайшей помощницей по изданию «Современника» оказалась Авдотья Яковлевна, имевшая литературный талант. В 1847 году она опубликовала своё первое и лучшее произведение — «Семейство Тальниковых», отразившее впечатления её тяжелого детства.

Некрасова и Панаеву сближали тяжелые жизненные испытания, общие симпатии и антипатии, духовные интересы, совместная литературная работа. Когда в 1848 году цензура запретила почти весь материал, предназначенный для журнала, Панаева и Некрасов, чтобы спасти «Современник», написали вместе обширный роман «Три страны света» (под псевдонимом Н.Н.Ставицкий). Эта работа ещё больше сблизила их, и Авдотья Яковлевна приняла решение уйти от Панаева.

Отголосок их страсти — поэтические строки Некрасова, вставленные в роман:
Когда с тобой — нет меры счастья,
Вдали — несчастен и убит;
И словно волк голодный пастью,
Тоска пожрать меня грозит.

Их союз был труженическим и одновременно возвышенным. Однако совместная жизнь сложилась не безоблачно: отношения часто бывали сложными, приносившими обоим страдания. Толки и сплетни вокруг этого «незаконного» гражданского брака, характер того и другого, болезнь поэта, его страсть к карточной игре, смерть троих детей — всё так или иначе сказывалось на совместной жизни, вносило разлад. Радость и мучительность этой любви отразились в поэзии Некрасова, ставшей памятником любимой женщине.

— Откройте стихотворение «О письма женщины, нам милой» (чтение стихотворения).

— На мой взгляд, в этом стихотворении выражен внутренний диалог лирического героя с самим собой. Если вы согласны с моей мыслью, то попробуйте её раскрыть, если нет — докажите обратное.

В стихотворении будто слышатся два голоса: разума и сердца. Голос разума говорит о том, что нельзя хранить письма любимой женщины, с которой расстался, так как, перечитывая их, будешь страдать и мучиться.

Однако сердце редко послушно разуму, и избавиться от писем любимой женщины лирический герой не в силах, несмотря на страдания, которые они причиняют.
— Попробуйте кратко сказать, о чём это стихотворение. (Это стихотворение о любви, воспоминанием о которой остались письма, бережно хранимые героем.)

— Через несколько лет Некрасов написал стихотворение, очень похожее на предыдущее — «Прощанье» (чтение стихотворения).

— Как вы считаете, это стихотворение полностью повторяет мысль предыдущего или выражает что-то новое? Какое из них более оптимистично?

В последнем стихотворении есть надежда на продолжение отношений, а в первом остались лишь воспоминания о любви, свидетельство которой — сохранённые лирическим героем письма.

Расстались Некрасов и Панаева в 1862 году. Авдотья Яковлевна после смерти
И.И. Ланаева вышла в 1864 году замуж за публициста А.Ф. Головачёва, который вскоре скончался, оставив её с малолетней дочерью без средств к существованию. Она снова занялась литературной работой: писала повести и романы для журналов. Незадолго до смерти написала «Воспоминания», рассказав о литераторах, среди которых жила и работала долгое время.

Некрасов в 1870 году познакомился с сиротой, дочерью солдата Фёклой Анисимовной Викторовой, которую в среде поэта звали Зинаидой Николаевной. На момент знакомства ей было 19 лет, а Некрасову — 50. Она стала другом, скрасила последние годы жизни. В стихах, посвящённых ей, выражена глубокая благодарность за преданность и верность. За полгода до смерти Некрасов обвенчался с ней и завещал небольшое наследство, стараясь обеспечить её будущее.

Вдохновительницей Некрасова считается «муза мести и печали», но в стихотворении «Зачем насмешливо ревнуешь … «, посвящённом Панаевой, поэт называет Авдотью Яковлевну второй музой:

Зачем насмешливо ревнуешь,
Зачем, быть может, негодуешь,
Что музу тёмную мою

Я прославляю и пою?
Не знаю я тесней союза,
Сходней желаний и страстей —
С тобой, моя вторая муза,
у музы юности моей!

Будучи другом, возлюбленной, единомышленницей, соратницей по «Современнику», А.Я Панаева вдохновила поэта на создание замечательных любовных произведений (так называемого «Панаевского цикла»), любовь к ней одухотворяла поэта, помогала жить и творить даже после разлуки.

Свидетельством этого стали «Три элегии», написанные через 10 лет после расставания, в которых Некрасов предстаёт перед нами певцом «любви, не знающей конца».

Историю страстной и мучительной любви великого поэта достойно завершит замечательное стихотворение «Прости».

Надеюсь, «Панаевский цикл» поможет вам лучше понять поэта, открыть для себя Некрасова-лирика, способного сильно и страстно любить, оставившего нам замечательные лирические откровения, которые не утратили своей красоты и глубины и в наши дни.

Великие поэты оставляют после себя наследие, что живет в веках. Таким был и Н. А. Некрасов. «Панаевский цикл», стихи которого многие слышали и читали, один из лучших образцов интимной лирики. Он всецело посвящен любви поэта к его музе – Авдотье Панаевой.

Этот великий поэт писал особенным языком. Рожденный в дворянской семье, он душою был с простым народом. Писал про него и для него.

Николай Алексеевич родился в ранее богатой дворянской семье в Подольской губернии. Темной тучей над родом висела зависимость его глав от карточных игр. Дед Николая почти все свое имение проиграл в карты. Отец же воинской службой восстановил часть имущества, однако его развратная неправедная жизнь гуляки-помещика привела к тому, что большая семья с четырнадцатью детьми оказалась практически без средств к существованию.

Отдельно стоит сказать и о матери поэта. Именно благодаря ей он смог понять суть истинной, жертвенной любви и добра.

Второй женщиной, которая изменила жизнь свободного юного поэта, стала Авдотья Панаева. Ей посвятил Некрасов цикл «Панаевский». Строки о любви наполнены искренностью и откровенностью, в них легкими напевными рифмами раскрываются истины и вопросы, которые тысячелетиями тревожат умы людей.

Поэты всегда были людьми с особым складом ума. Их творчество рождалось на свет, благодаря дивным музам. Не стала исключением и любовная лирика Некрасова. Стихи «Панаевского цикла» представляют собой некое признание в любви музе поэта – Авдотье Яковлевне. Фамилия этой единственной возлюбленной автора – Панаева. Отсюда, как вы понимаете, и берет свое название цикл.

Эта женщина была петербургской светской дамой, о ее роковую холодность разбились многие сердца. Она отличалась красотой и особым поведением. Кроме внешней привлекательности была в ней еще и незримая загадка, присущая роковым женщинам, из-за которых рушатся судьбы и обрываются жизни.

Кроме литературной ценности стихотворения Некрасова из «Панаевского цикла» имеют и историческую значимость. Все потому, что кроме них практически не сохранилось сведений об этом страстном романе поэта и его вдохновительницы.

Панаева была замужем, и поэт целый год держал свои чувства в себе, но их сила была столь велика, что покорила сердце этой дамы. А дальше был гражданский брак, в котором они прожили полтора десятка лет.

Есть поэты, способные тонко передать малейшие оттенки настроения и чувства. К таким относился и Некрасов. Цикл «Панаевский» – это настоящая картина, изображающая любовь. Читатель, погружаясь в мир образов поэта, словно видит все его же глазами.

Цикл стихов, посвященных любимой поэта, рассказывает о чувствах и переживаниях лирического героя, о его страданиях от ссор и радостях примирения, огорчений от мелких размолвок. Здесь есть место для мучительных философских раздумий о жизни и смерти, любви и ненависти, страданиях и радости.

Практически не сохранились исторические данные об отношениях поэта с Авдотьей Панаевой. Однако именно цикл показывает нам чувства и переживания поэта. Он – отражение пережитого и прочувствованного.

В поэтических строках сборника, лирический герой то воспевает свои чувства к любимой, то совершенно простым языком, почти прозаически говорит о ссорах и непонимании, грустит о том, как же не совершенен характер его возлюбленной.

Несмотря на некоторые сходства этого сборника с «Денисьевским циклом» Ф. Тютчева, он остается самобытным и оригинальным, ярким и необычным. Огромную роль в этом играют биографические элементы и стиль диалога. А диалог автор ведет как с собою, своим рассудком и сердцем, так и с любимой женщиной.

Читайте также:  Как провести психологический анализ поведения

Прежде чем перейти к стихотворениям, стоит напомнить, когда и в какую эпоху они были созданы. Тогда открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, страдания было не принято, обществом откровенность не приветствовалась. Но любовь поэта развязала ему руки и избавила от предрассудков. Он творил, будто выливал на бумаге свои чувства и мысли, радости и обиды.

«Панаевский цикл» Некрасова: список стихов:

  • «Да, наша жизнь текла мятежно. »,
  • «Давно, отвергнутый тобою. »,
  • «Тяжелый крест достался ей на долю. »,
  • «Прости! Не помни дней паденья»,
  • «Мы с тобой бестолковые люди. »,
  • «Прощанье»,
  • «Так это шутка? Милая моя»,
  • «Ты всегда хороша несравненно»,
  • «Я не люблю иронии твоей»,
  • «Страдалица! Стоишь ты предо мною…»,
  • «Тяжелый год — сломил меня недуг».

Это не полный список. По мнению критиков и литературоведов многие стихи, посвященные Панаевой, так и не были опубликованы. Еще часть безвозвратно погибла в сожженных Авдотьей письмах. Однако те, что уцелели, передают общую картину и атмосферу всего цикла.

Общая тема цикла – это любовь и жизнь, взлеты и падения. Многие критики рассматривают поэзию этого цикла и с философской точки зрения. Еще бы, ведь всю жизненную философию, индивидуальный взгляд на многие истины автор заключает в свои строфы.

Подтемы цикла — это любовь и разлука, жизнь и смерть, нежность и ярость, ссора и примирение, понимание и непонимание. Это легко можно понять, посмотрев, какие стихи входят в «Панаевский цикл» Некрасова. Здесь поэзия об отношениях лирического героя и его любимой, горесть его, если в паре случалось недопонимание и разлад.

В одном из стихотворений («Прощание») описывается расставание влюбленных. В строках сквозит не просто грусть – любовь лирического героя настолько сильна, что разлуку он сравнивает со смертью.

Стихотворения, посвященные Авдотье Панаевой, глубоко биографичны. Поэт не скрывает свои чувства, показывает их в своих стихах. Многие моменты их отношений запечатлены в сборнике, при этом, радуясь мгновеньям гармонии и мимолетного счастья, поэт не боится воспевать и горечь, как неотъемлемую часть любви и страсти.

Многие поэты в попытке придать своим стихам яркость и самобытность отдавали предпочтение минимуму средств выразительности, опираясь лишь на свои чувства. Таким создавал Некрасов «Панаевский цикл», стихи которого легки и написаны очень простым понятным языком. Однако если исключить полностью эмоциональную часть, это может сделать поэзию слишком прозаической.

Литературоведы и исследователи «Панаевского цикла» выделили несколько постоянных средств выразительности, которые использовал Николай Некрасов в своих поэтических строках.

На первом месте стоит антитеза. Она применяется поэтом с заметным постоянством. Напомним, что антитезой в литературе называют прием противопоставления двух кардинально отличающихся понятий. Например, первое стихотворение цикла «Ты всегда хороша несравненно»: «уныл и угрюм» — говорит поэт о себе и тут же об Авдотье — «твой веселый, насмешливый ум». Также антонимы «смех» и «слезы» очень часто встречаются в поэзиях, вошедших в сборник. В стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди» чудесно обыграны поэтом такие понятия, как ссора и примирение, гнев и любовь. Прием антитезы как нельзя лучше помогает автору отобразить переменчивое настроение и чувства лирических героев.

Среди средств выразительности на втором месте после антитезы в поэзиях, посвященных Авдотье Панаевой, стоят эпитеты.

Роман поэта и его возлюбленной был совершенно безумным. Страсть и эмоции испепеляли их сердца. Общество обсуждало эти отношения, они были совершенно непонятны для современников.

Н. А. Некрасов «Панаевский цикл» создавал долгие годы. Почти пятнадцать лет длились его отношения, и рифмованые строки ложились на бумагу.

Стихотворение, которое мы будем анализировать, посвящено именно его отношениям с Авдотьей Панаевой. Называя себя и ее «бестолковыми людьми», поэт осуждает свой взрывной характер и неуступчивый нрав любимой. «Что минута, то вспышка готова!» — как нельзя лучше показывает их полные страсти и горечи, тепла и непонимания отношения, наполненные разнообразием и контрастами.

Вначале создается впечатление, что автор осуждает и себя, и любимую, но последующие строки говорят об обратном. Как оказывается, ссоры тоже нужны, в них рождается истина, и выплескивается недовольство. А еще «после ссоры так полно, так нежно возвращенье любви и участья»…

Так тонко, необычно изобразил в поэтических строках свои отношения Н. А. Некрасов. Стихи о любви («Панаевский цикл» вмещает лишь часть их, многие безвозвратно погибли в сожженных письмах к Авдотье) раскрывают чувства со всех сторон. И пусть любовь не всегда прекрасна и безмятежна, но сладость ее должна чередоваться с горечью, иначе ни первый, ни второй вкус не будет ощутим.

Даже не углубляясь в литературоведческие приемы анализа цикла, можно смело сказать, что лирический герой – это не отвлеченный или собирательный образ, а духовное воплощение самого поэта. Это подчеркивает эпистолярный стиль поэзии (стихи напоминают письма поэта к любимой). Цикл – это своеобразный дневник поэта, он создавался на протяжении десятилетий, отображая духовные искания, зрелость и взросление автора.

Эмоции лирического героя постоянно меняется в зависимости от его чувств и настроения любимой.

Он то «уныл и угрюм», то «весел». Биографичность цикла дает нам возможность проследить развитие отношений поэта с Авдотьей, их взлеты и падения, переживания невзгод вместе и порознь. В этом — колоссальная ценность цикла, благодаря ему мы имеем возможность узнать о драматических безумных чувствах поэта к его единственной в жизни музе.

Центральным образом сборника выступает лирический герой. Многие критики не бояться отождествлять его с самим поэтом, слишком велика биографичность и «фотографичность» чувств и мыслей в стихотворениях. Но не менее важен и второй главный персонаж – единственная муза поэта Авдотья Панаева.

Первое стихотворение цикла «Ты всегда хороша несравненно» изображает любимую поэта светлой, нежной и остроумной («твой веселый, насмешливый ум»). Исследователи творчества Некрасова называют это стихотворение самым светлым и нежным. Но это только начало.

«Панаевский цикл» Некрасова, список стихов которого достигает двух десятков опубликованных произведений, в каждой поэзии содержит различное изображение главной героини.

«Расстаться было неизбежно, и за тебя теперь я рад» — эти строки показывают отношения уже в другом свете. Таких расставаний и ссор будет много, но поэт и его муза переживут вместе много бед и горестей, их любовь будет давать им силы побеждать быт и мелочность.

Образ лирической героини цикла все время меняется. Эта женщина добра и нежна, но пережитые невзгоды делают ее все жестче и сильнее. До Некрасова отобразить в поэзии такие глубокие перемены в характерах героев мало кому удавалось.

Одно из стихотворений цикла называет некогда юную и нежную Панаеву страдалицей. «Страдалица! Стоишь ты предо мною прекрасным призраком» — эти поэтические строки показывают ранимую женщину с истерзанным сердцем. Из легкой, жизнерадостной девушки героиня превратилась в «призрак». Почему так случилось, сейчас уже трудно сказать. Любовь умеет не только воскрешать, но и ранить.

Особенности «Панаевского цикла» Некрасова заключатся в его откровенности и тончайшем психологизме. Поэт взмахом пера обнажает самые сокровенные чувства и переживания.

Ярким отличием этих произведений выступает идущие рука об руку поэзия и проза любви. Романтические возвышенные чувства перекликаются, замещаются реалистическими, иногда даже натуралистическими деталями.

Чем выше взлет, тем сильнее падение. «Панаевский цикл» стал своеобразным откровением поэта.

Еще одной особенностью цикла выступает несвойственный поэзии драматизм и эпичность. Своеобразный любовный эпос Некрасова несет в себе множество сюжетных линий и чувств.

Среди прочих средств выразительности поэт применил интересный прием — полифонию. Это звучание двух и больше голосов лирических героев. В стихотворениях идут диалоги автора со своим внутренним голосом, диалог мысли и чувства, мнимый разговор поэта и ее любимой.

Стоит отметить также тонкий психологизм и многогранность переживаний героев стихотворений. Их внутренняя драма была обусловлена не только личными эмоциями, но и постоянным давлением общества, для которого их любовь была преступной и непонятой.

Несмотря на яркую самобытность сборника, в анналах русской поэзии есть подобный ему сборник другого великого поэта. Речь о «Денисьевском цикле» Федора Тютчева.

Этот цикл поэт также посвятил своей любимой женщине – Елене Александровне Денисьевой. Эта девушка была студенткой Смольного института, где обучались дочери Тютчева. Двадцать лет разницы в возрасте и семья Федора Ивановича не стали преградой всепоглощающей страсти и любви между этими такими разными людьми. Их чувство породило множество осуждений и обсуждений в обществе, однако разлучить их смогла лишь болезнь, которая унесла жизнь еще совсем молодой Елены.

Как и «Панаевский цикл» Некрасова, «Денисьевский цикл» посвящен искренней и сильной любви, которая меняет человека, облагораживает и превозносит его чувства.

В июле 1850 года, когда Тютчев впервые встретил свою Елену, появилось стихотворение «Пошли господь, свою отраду…». Здесь лирический герой молит о любви и сравнивает себя с опаленным солнцем нищим, который видит богатый свежий сад и мечтает попасть туда. В этом иносказании лежит глубокий скрытый смысл. Поэт ассоциирует себя с нищим, которому недоступны услады богатых. Он понимает, что сад чужой, но молит об «отраде».

О Елене Денисьевой известно очень мало. Но ее имя в истории и литературе живет, благодаря посвященным поэтом стихам.

В этих, объединенных одной темой сборниках, очень много общего. Оба цикла посвящены горячо любимой женщине, в каждом из них описываются разнообразные чувства, иногда – совершенно противоречащие друг другу в одном и том же стихотворении.

Как и «Панаевский цикл» Некрасова (анализ которого можно увидеть выше) «Денисьевский цикл» раскрывает самые неожиданные стороны жизни. «О, как убийственно мы любим» у Тютчева и «Мы с тобой бестолковые люди» у Некрасова, например, раскрывают тему любви, которая гибнет в ссорах и предрассудках, осуждении и непонимании.

В обоих циклах также раскрывается идея об ответных чувствах («Пошли, господь, свою отраду» Ф. Тютчева и «Давно — отвергнутый тобою» Н. Некрасова).

Несмотря на серьезное сходство, в этих жемчужинах поэзии есть немало различий. Например, Некрасов цикл «Панаевский» писал более легким и воздушным слогом. Поэт использовал простой и понятный язык. Федор Тютчев отдает предпочтение более напевному, лирическому стилю, в котором можно по желанию отследить черты анакреонтической и пасторальной поэзии.

Каждый из этих циклов несет свой багаж чувств и переживаний. Некрасов цикл «Панаевский» создавал под сильнейшим социальным гнетом. Общими были для поэтов отторжение общества, его осуждение, что не помешало расцвести их чувствам к любимым женщинам, но весьма ощутимо измотало, истерзало их сердца. Оба романа — Некрасова с Панаевой и Тютчева с Денисьевой — были непонятны их современникам.

Разными были и судьбы поэтов и их любимых. Учитывая, что оба цикла биографичны, ожидать тождества любовных историй не стоит.

Почти полтора десятилетия создавал Некрасов стихи о любви. «Панаевский цикл» носит необычно яркий, биографический характер и легкая авторская речь сделали этот сборник настоящей жемчужиной русской поэзии. Это поэтический сборник отдельных стихотворений, но если прочесть его в хронологическом порядке, создается впечатление, что перед нами настоящий роман. Здесь есть любовь и разлука, счастье и горечь, тепло и холод, страсть и безмятежность. Лирические герои цикла со временем меняются, они взрослеют и становятся терпимее, мудрее. В этом сборнике отражена сама любовь длиною не в десятилетие, а в жизнь.

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» написано Некрасовым предположительно в 1850 г. напечатано в журнале «Современник» № 11 за 1855 г. Оно включено в сборник стихотворений 1856 г.

Стихотворение обращено к Авдотье Панаевой, в которую был влюблён Некрасов. Их роман, начавшийся в 1846 г. и длившийся почти два десятка лет, так и не закончился законным браком. В этом смысле стихотворение «Я не люблю иронии твоей» пророческое.

Авдотья Панаева была женой друга Некрасова Ивана Панаева, с которым они вместе возрождали «Современник». С 1847 г. троица жила вместе, Некрасов с согласия ветреного Ивана стал гражданским мужем Панаевой. Оба тяготились этой связью, хоть и любили друг друга.

Отношения Некрасова и Панаевой были неровными. Случались бурные выяснения отношений, временное охлаждение друг к другу. Об этом стихотворение.

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» относится к интимной лирике и входит в так называемый «панаевский цикл». Оно повествует о развитии любовных отношений, реалистично объясняя внутренние причины внешних изменений в общении.

Тема стихотворения – развитие любовных отношений, угасание и охлаждение чувства.

Основная мысль: только любовь – это настоящая жизнь, поэтому любовь нужно беречь, нужно заботиться о её сохранении, заметив первые признаки угасания.

Стихотворение – это обращение к возлюбленной. Поводом к обращению стала насмешка, ирония возлюбленной по отношению к лирическому герою.

В первой строфе лирический герой признаёт, что чувства его угасают, что некогда горячая любовь только теплится в сердце. Ирония, с точки зрения лирического героя, свойственна «отжившим и не жившим», то есть тем, кто не любил вовсе или уже не любит.

Во второй строфе лирический герой описывает нынешнее состояние отношений: женщина застенчиво и нежно желает продлить свидание, в сердце лирического героя «кипят ревнивые тревоги и мечты». Но любовь угасает, что передаётся словами «пока ещё». Последняя строчка второй строфы называет угасание любви неизбежной развязкой.

В последней строфе лирический герой уже не питает иллюзий, не надеется на продолжение отношений, к чему призывает в первых двух строфах, используя восклицательные предложения. Скандалы и конфликты – признак завершения отношений, когда в сердце уже «тайный холод и тоска».

Стихотворение строится на противопоставлении холодного и горячего, кипения и оледенения. Любовь подобна кипящему бурному потоку, что описывается с помощью метафор: горячо любившие, кипят ревнивые тревоги и мечты, кипим сильней, полны последней жаждой. Чувству противопоставлены тайный холод и тоска сердца (метафора равнодушия).

Чувства, предшествующие охлаждению, Некрасов сравнивает с рекой, которая осенью сильнее бурлит, хотя становится холоднее. Таким образом, сила чувств (бурность) не равнозначна для лирического героя их качеству (теплоте или холодности). Река побурлит и замёрзнет, так же и любовь.

Стихотворение имеет законченную мысль и без последних двух строчек, перед которыми стоит многоточие. Сравнение чувств с бурной рекой – тот последний аргумент, который лирический герой приводит, чтобы добиться понимания возлюбленной.

Большое значение в стихотворении имеют эпитеты. Все они негативно окрашены: ревнивые тревоги и мечты, последняя жажда, развязка неизбежная, тайный холод. Им противопоставлены наречные эпитеты с положительной окраской: горячо любившим, желаешь застенчиво и нежно, кипят мятежно. Действия героев лирический герой воспринимает как проявление любви, но состояния (тревога, жажда, развязка ) считает лишёнными желанного чувства. Так идея стихотворения работает на языковом уровне.

В стихотворении необычна и ритмическая организация, и рифмовка. Размер определяется как пятистопный ямб, но пиррихиев так много, что ритм сбивается, как у человека, который от волнения не может выровнять дыхание. Этому эффекту способствует укороченная последняя строчка в первой строфе.

Каждая строфа состоит из 5 строчек, рифмовка в каждой строфе разная. В первой строфе она кольцевая, во второй – перекрёстная, в третьей перекрёстная чередуется со смежной. Эта неупорядоченность соответствует внутреннему мятежу лирического героя. Мужская рифма чередуется с женской тоже неупорядоченно благодаря разной рифмовке.

источник