В процессе учебы или исследовательской деятельности, часто приходится писать работы по сравнительному анализу. Например, сравнивать и сопоставлять две исторические личности, две политические теории, две общественных тенденции, два научных процесса и т.п. Классическая структура сравнительного анализа содержит сравнение нескольких объектов. Цель автора – выявить и сопоставить их сходства и различия.
Существуют различные способы сравнительного анализа. Однако остановимся на ключевых моментах, которые должна содержать работа по сравнительному анализу.
1. Контекст. Определите контекст, на фоне которого вы будете проводить сравнительный анализ. Иными словами, опишите проблему, теорию, идею, содержащие объекты, которые вам надо сравнить. Например, если вы анализируете две похожие правовые нормы, целесообразно затронуть проблематику той области права, в которой они применяются. Для большей убедительности, в основу должны лечь не ваши собственные умозаключения, а ссылка на авторитетные источники. Сравнительный анализ вне контекста лишит вас фундамента, на котором вы будете выстраивать свои аргументы в процессе сравнения выбранных объектов.
2. Основания для сравнения. В исследовании необходимо обосновать причину, по которой вы сравниваете именно выбранные объекты. Например, вы решили сравнить, что полезнее для здорового питания: капуста или свекла. Читателям надо показать логику, которой вы руководствовались при выборе объектов для сравнения. И объяснить, почему вы не сравниваете пищевую пользу морковки и огурца? Это нужно для того, чтобы читатель увидел, что ваш выбор логичный и сознательный, а не навязанный или взятый «с потолка». Итак, укажите причины вашего выбора.
3. Аргументы. Вы пишите сравнительный анализ, поэтому логично оперировать фактами, которые можно и нужно сопоставить при сравнении двух объектов. Ваши утверждения призваны показать, как объекты соотносятся друг с другом. Дополняют, обогащают ли эти объекты друг друга? Противоречат, оспаривают, исключают ли они друг друга? Цель выдвигаемых аргументов – показать соотношение двух объектов. Ваши факты выстраиваются на основе контекста идеи (проблемы, теории), из которых вы вычленили сравниваемые объекты (см. Пункт 1). Показывая соотношение объектов, можно использовать следующие слова: «тогда как», «в то время как», «напротив», «к тому же», «дополняя», «исключая» и др.
4. Методы сравнительного анализа. Написав вводную часть работы: контекст, причины для сравнения и аргументы, определите то, как вы будете сравнивать объекты. Для этого существует три метода:
А) изложить сначала все плюсы и минусы объекта Х, потом – объекта Y .
Б) последовательно поочередно сравнить похожие элементы объектов X и Y .
В) сранивать X и Y , делая больший акцент на одном из объектов. Этот метод рекомендуется в случае, если X и Y не могут быть в полной мере сопоставлены. Так, объект X может выступать инструментом для выявления того, соответствует ли объект Y аргументам, которые вы выдвинули в Пункте 3.
5. Связь сравниваемых объектов с аргументами Пункта 3. Работа будет смотреться как единое целое, если вы покажите взаимосвязь между объектами и ключевыми аргументами Пункта 3. Без такой связи читателю будет сложно увидеть, как очередная часть сравнения объектов соотносится с аргументами.
источник
Как сделать анализ работы
Прежде, чем приступать к проведению анализа работы, следует четко представлять значение и взаимосвязь следующих терминов: цель, задачи, направления деятельности, формы и методы работы и, собственно, анализ работы.
Целью работы является желаемый конечный результат
Задачи, которые ставятся и решаются в процессе деятельности, являются промежуточными целями, достижение которых предполагает получение конечного результата
Направления деятельности это пути решения поставленных задач
Формы и методы это те «Инструменты», с помощью которых библиотекарь решает поставленные задачи по различным направлениям деятельности (беседы, выставки, обзоры, литературные утренники, викторины, конкурсы, анализы чтения и пр.)
В отличие от отчета, анализ предполагает обязательное указание желаемых и полученных результатов проведенной работы (как положительных моментов, так и недостатков) и выводов с указанием завершения, изменения или необходимостью продолжения работы по каждому конкретному направлению
Главной целью работы школы вообще и библиотеки в частности является воспитание гармонично развитой личности, социально адаптированной к жизни (образованный, воспитанный, здоровый человек).
Исходя из этого, основными задачами работы библиотеки являются:
Содействие учебно-воспитательному процессу. Включает в себя следующие направления, которые могут быть поставлены как самостоятельные задачи:
Информационная культура. Обучение навыкам поиска и использования информации Преодоление неуспешности в обучении Работа по поддержанию и сохранению родного языка Приобщение к ценностям общемировой культуры Воспитание культуры поведения
Патриотическое воспитание. Включает в себя следующие направления, которые могут являться самостоятельными задачами:
Русская культура Семья Малая Родина Земля наш общий дом. Экология Защита своей Родины
Здоровый образ жизни.
Анализ работы начинается с перечисления задач, поставленных и решаемых в отчетном году. Самостоятельной задачей так же является методическая тема школы.
После перечисления задач следует перейти непосредственно к анализу проведенной за отчетный период работы.
Следует распределить выполненную работу по следующим направлениям деятельностн:
1. организация библиотечного фонда (основной фонд и фонд учебников);
2. работа с читателями (индивидуальная и массовая):
5. работа с массовыми библиотеками и другими организациями:
Для удобства проведения анализа предлагается в каждом направлении работы сгруппировать различные формы библиотечной деятельности в соответствие с решаемыми задачами. Таким образом, мероприятия, направленные на решение задачи «Преодоление неуспешности в обучении», будут представлены и в направлении «Работа с читателями» (беседы, обзоры литературы, тематические подборки, выставки, анализ чтения и пр.), и в «Работе с учителями» (обзоры методической литepaтуры и др.), и в «Работе с родителями» (выступления на родительских собраниях с анализом чтения детей и пр.)
Для подтверждения результатов проведенной работы можно привести таблицы или графики (диаграммы), демонстрирующие изменение количественных показателей в сравнении с прошлыми периодами. Данные таблицы (графики, схемы) должны сопровождаться комментариями, объясняющими и обосновывающими приведенные показатели.
Организация библиотечного фонда.
Полноценная деятельность библиотеки невозможна без грамотной и функциональной организации книжного фонда. В данном разделе описывается и анализируется работа с фондом, проведенная за отчетный период (оптимизация расстановки и изучение состава фонда, проводимые проверки и списание устаревшей, ветхой и утерянной литературы и т. д.) Также следует обосновать актуальность проведения данных конкретных действий, т. е. с какой целью проводилась эта работа.
Необходимо указать численное и качественное изменение фонда за прошедший год, а также, является ли эти изменение следствием проведенной работы.
Отдельно анализируется работа с фондом учебников. Следует обратить внимание на изменения, происходившие в количественном составе учебного фонда, а так же наличие и применение учебно-методических комплексов (УМК). Особо стоит остановиться на заполнении «Бланка — заказа на учебную литературу». Какая предварительная работа проводилась по изучению наличия учебной литераторы и потребностей школы.
Так же в данном разделе приводятся данные о состоянии, изменении и использовании каталогов и картотек.
Это самая главная н объемная часть анализа. В данном разделе следует сгруппировать всю проделанную в течение года работу с читателями в соответствие с поставленными задачами.
В начале приводятся основные показатели работы библиотеки, и делается сравнительный анализ с данными прошлых периодов. Сюда относятся:
Абсолютные показатели (из «Дневника работы библиотеки»)
Книгообеспеченность—среднее число книг (кроме учебников), приходящееся на одного читателя. Определяется путем деления общего количества книг на количество читателей
Посещаемость — среднее число посещений библиотеки одним читателем. Определяется путем деления общего количества посещений на число читателей.
Обращаемость —среднее число выдач одной книги. Определяется делением количества книговыдач на количество книг (документов), имеющихся в фонде библиотеки.
Читаемость — среднее число книг, выданных одному читателю. Определяется путем деления количества книг, выданных за отчетные период, на общее число читателей библиотеки.
При определении вышеперечисленных показателей следует учитывать специфику возрастных групп, характеризующуюся различной скоростью и интенсивностью чтения. Вследствие этого целесообразно вычислять показатели отдельно для начальной школы, учащихся 5-9 классов и для старшеклассников.
Все эти показатели в сопоставлении друг с другом определяют степень удовлетворенности читателей литературой и библиотечным обслуживанием, позволяют делать выводы о результативности работы школьной библиотеки.
Далее идет анализ непосредственно самой работы с читателями.
Как уже было сказано выше, рекомендуемся объединить проделанную работу по группам в соответствие с определенными задачами. Т. е. сначала говорится о деятельности, относящейся, например, к направлению «Содействие учебно-воспитательному процессу» и оценивается ее результативность, затем анализируется работа по «Патриотическому воспитанию» и т. д.
В этом разделе указывается и анализируется совместная работа с преподавателями различных дисциплин, классными руководителями по решению определенных задач и результативность этой деятельности (информирование о наличии и новых поступлениях методической и предметной литературы, подготовка и проведение общешкольных и классных мероприятий и пр.)
В данном разделе указывается и анализируется работа, проведенная с родителями (обсуждение проблем детского чтения, выступления на классных часах с обзорами детской литературы и анализом чтения учащихся, индивидуальные консультации, участие родителей в подготовке и проведении школьных и классных библиотечных мероприятий и пр.)
Работа с массовыми библиотеками и другими государственными, частными и общественными организациями
В данном разделе следует указать виды совместной деятельности с городскими массовыми библиотеками, клубами и пр. Так же можно отразить участие сторонних организаций в работе библиотеки (например, оказание спонсорской помощи)
В этом разделе указывается, каким образом библиотекарь повышал свою профессиональную квалификацию (обучение на курсах, изучение специальной литературы, знакомство с опытом работы коллег и пр.) Но нужно не только перечислить где и как были получены знания, но и указать, каким образом они были, или будут, применены на практике.
В конце каждою раздела делается вывод, в котором обобщается проведенная но данному направлению работа. указывается. какие результаты получены, что удалось сделать, что не получилось и почему.
Завершается анализ работы общим выводом. Здесь следует обобщить полученные результаты работы, дать оценку выполнения поставленных задач и наметить перспективные направления деятельности.
источник
Анализ статей – это еще одна немаловажная работа копирайтера, которой многие, почему-то, пренебрегают, почем зря. Анализ статей других авторов может дать Вам гораздо больше, чем создание собственных материалов. Оценивая сильные и слабые стороны текстов других людей, можно не только многому научиться, но и сделать профилактику творческого кризиса. Анализ одной и той же статьи может быть различным и преследовать множество целей. Сегодня мы рассмотрим, какие виды и параметры анализа статей существуют, а также ключевые моменты, без которых анализ не может существовать.
Задачей любого анализа статьи, вне зависимости от его вида, стоит одно – получить вывод. Анализ без вывода – это нонсенс. Это все равно, что купить молоток и забивать гвозди голыми руками. Делать анализ статьи, чтобы потом сказать: «Ну, ничего так, статейка» просто глупо. Вот почему, прежде чем проводить анализ, стоит четко определиться, зачем Вы это делаете и какие цели преследуете.
Статьи, сами по себе, могут быть различными: рекламные статьи, информационные статьи, seo-статьи и другие. В каждом случае цели анализа будут различны. Есть, конечно, и универсальные цели, которые применимы для каждого из вариантов. Например, если Вы хотите сделать рерайт статьи то Вы анализируете смысловое содержание исходного текста.
Анализ статей может преследовать следующие цели:
Обучение. Это одна из самых актуальных целей для новичков, которые приходят в копирайтинг и которым нужны реальные примеры работающих текстов. Реальные примеры из жизни гораздо лучше позволяют постичь ремесло, чем теоретические выкладки учебников.
Новые идеи. Поиск новых идей для собственных материалов – это одна из самых популярных целей анализа статей. Многие авторы раскрывают один или несколько вопросов в своих текстах, оставляя смежные вопросы без внимания, дабы не раздувать объем. Вам ничто не мешает проводить анализ статей и давать ответы на нераскрытые вопросы.
Сравнение. У Вас могут быть свои соображения насчет тех или иных событий, явлений и объектов. Однако порой бывает нужно взглянуть на них под другим углом и увидеть альтернативную точку зрения для получения более-менее объективной общей картины. Анализ статей других авторов в этом случае – решение, которое служит достижению поставленной цели.
Дополнение. Предположим, Вы хотите написать статью на тему, которая уже существует. Нет ничего проще: идеальных текстов не бывает, Вы проводите анализ существующих статей, пишете собственную, основываясь на уже имеющейся информации, и дополняете ее новыми данными.
Еще один вариант – найти статью с неактуальными данными, но правильными принципами и переписать ее, так сказать, на новый лад.
Превосходство. Получение преимуществ – это один из самых острых вопросов в конкурентной борьбе. В этом контексте анализ статей конкурентов должен быть тщательным, поскольку от полученных выводов напрямую зависит прибыль или иная выгода.
Копирование. Эта цель наиболее близка рерайтерам, которые переписывают существующие статьи своими словами.
В зависимости от поставленных целей и характера текста, могут быть различные виды анализа. Так, например, если стоит цель – обучение, то анализ статей будет учитывать все возможные актуальные особенности.
Видов анализа существует масса, вот почему чаще всего они группируются между собой. Так, например, анализ статей можно проводить по следующим параметрам:
Общие параметры
- Количество слов и символов
- Читабельность
- Количество стоп-слов
- Водность
- Тошнота
Несколько слов о последних трех пунктах. Стоп слова – это слова, которые не несут смысловой нагрузки. К ним относятся союзы, предлоги, междометия, частицы и т.д.
Водность текста характеризует эмоциональную окраску статьи и способствует ее восприятию читателем. В среднем нормальное значение водности статей составляет от 30 до 60 процентов.
Тошнота текста тесно связана со следующим набором параметров поисковой оптимизации. Тошнота текста – это степень избыточности ключевых слов. Чем эта избыточность выше, тем больший рвотный рефлекс вызывает материал у читателя.
Для оценки общих параметров удобно использовать специальные программы или онлайн сервисы. Один из них – сервис Istio .
SEO-параметры
- Плотность ключевых слов
- Наличие синонимов ключевых слов
- Правильность использования тегов
- Позиции в выдаче поисковых систем
- ТИЦ сайта и PR страницы со статьей
SEO параметры играют ключевую роль в поисковом продвижении сайтов. SEO анализ статей чаще всего выполняется специальными программами или онлайн сервисами.
Коммерческие параметры
Эти параметры наиболее важны для анализа рекламных и продающих статей или информационных статей с рекламными вставками. Текст может нарушать все каноны, но если он хорошо продает товар, то победителя, как известно, не судят.
Смысловые параметры
- Информативность
- Завершенность
- Полезность
- Объективность
- Предметность
- Степень доверия
Этот набор параметров наиболее актуален для информационных статей, раскрывающих те или иные вопросы. Степень раскрытия, польза для читателя и объем информации – для получения выводов по этим пунктам проводят анализ статей такого плана.
Лингвистические параметры
И другие. Общим для всех параметров является комплексный анализ статей в контексте достоинств и недостатков. Именно он имеет ключевое значение в конкурентной борьбе, которая чаще всего возникает в сети за «место под солнцем» в топе поисковой выдачи.
Резюме: анализ статей может иметь разные цели, но в конечном итоге всегда должен завершаться выводами. В зависимости от целей, определяются наиболее важные параметры, по которым анализируется статья. Анализ статей может производиться как в сети Интернет, так и в оффлайне и, определенно, может стать козырем в рукаве любого копирайтера.
источник
Сайт полезных советов о всем, что связано с Интернет
Часто у нас возникает потребность изменить что-либо на сайте, добавить слайдер или кнопку, например. Или полностью переделать текущий сайт. То ли по желанию руководства компании, то ли по просьбе коллеги из соседнего отдела. Притом неважно, контент-редактор Вы или программист, либо руководитель проекта. Пришло время поговорить о целесообразности изменений и о том, как с этим бороться.
Ответ на этот вопрос до умиления прост — интернет — это одна из немногих сфер нашей жизни, где фактически все поддается измерению. Сайт — это не формальное определение для нескольких страничек в сети. В наше время сайт — это, прежде всего, инструмент для решения задач. И только от Вас будет зависеть, будет ли этот инструмент блестящим швейцарским ножом, или ржавым куском стали. Как и нож, сайт тоже требует внимания к себе. Причем, постоянного внимания — ведь важно позаботиться не только о том, чтобы он работал, но и работал эффективно.
Анализ сайта следует начинать со следующего:
1) С показателей систем статистики (счетчиков, метрик и прочего), а также анализа отзывов посетителей и тех, кто непосредственно работает с сайтом
2) С перечисления задач, которые должен решать этот сайт
3) С определения первоочередных целей, которые сопутствуют решению задач (см. пункт 2)
Анализ сайта, по сути, это его всестороннее тестирование для выявления слабых сторон, а также учет всей доступной информации (посещаемость, поведение пользователя) для увеличения его (сайта) эффективности. Поэтому анализ сайта лучше проводить при участии разных специалистов, которые смогут дать объективную оценку происходящему. Изменения на сайте — это штука постоянная. Идеальных решений и вещей не бывает, поэтому, если у Вас интернет-магазин или обычный сайт-визитка — будьте готовы к необходимости постоянных изменений.
Итого, мы подготовили необходимый перечень требований и начинаем работать с сайтом. Для этого лучше всего использовать ручку и листок бумаги, лично я обычно использую Google Docs. Структура анализа должна быть четкой: ведь этот документ может стать техническим заданием для Исполнителя в дальнейшем.
1) Абстрагируемся смотрим на сайт, записываем «первое впечатление».
Это лучше делать с помощью нескольких людей. А именно, попросите коллег, друзей и т.п. посмотреть на сайт, поработать с ним. И, естественно, зафиксируйте обратную связь от них.
2) Оцениваем структуру сайта, удобство ее использования.
Структура сайта = доступность информации. Старайтесь, чтобы структура сайта была древовидной, не более двух-трех уровней вложенности. Анализируя текущую структуру сайта, прикидывайте, как ее изменить. При изменении структуры в дальнейшем не забудьте прописать все необходимые перенаправления с прежних ссылок.
3) Оцениваем дизайн сайта, удобство его восприятия.
Этот пункт перекликается с первым, но дизайн — вещь главная. Не обязательно гнаться за трендовыми эффектами, главное, чтобы дизайн был прост и понятен пользователю. В понимании дизайна Вам может помочь книга Итана Маркотта «Отзывчивый веб-дизайн». Помните, что не все красивое — что яркое. И не обязательно во главу дизайна сайта ставить собственное восприятие мира и красоты.
4) Используем ряд бесплатных сервисов для мониторинга скорости загрузки сайта и прочего (валидности кода сайта, работы под нагрузкой).
Скорость загрузки сайта — важный фактор не только для удобства пользователя, но и один из факторов, важных для поисковиков. Оптимальное время загрузки страницы — 2-3 секунды, не более. Воспользуйтесь доступными Вам инструментами мониторинга (счетчиками, системами мониторинга хостинга и пр.), онлайн-ресурсами (вроде http://www.webpagetest.org/) для того, чтобы прояснить ситуацию и сделать выводы.
5) Оцениваем навигацию на сайте.
Навигация на сайте — важный момент в пути посетителя Вашего сайта к обозначенной цели. Обратите особое внимание на меню, слайдеры, кнопки — их расположение и оформление, наличие «хлебных крошек». Обязательно обратите внимание на наличие / обилие баннеров на сайте — они также влияют на Вашего посетителя.
6) Оцениваем наличие требуемого функционала.
Предположим, на Вашем сайте требуется связь с клиентом. Но для этого только указан телефон (а то 4-5 телефонов) в шапке сайта. И ни одного воспоминания о форме обратной связи, которая запрятана где-то глубоко на странице контактов. Логично, что это нуждается в скорейшем исправлении.
7) Оцениваем актуальность информации.
Часто бывает, что сайт существует «сам по себе». Есть много примеров, когда компании сделали хороший сайт, но обновлять его недосуг — то ли нет ресурсов, то ли есть другие причины. Тщательно проверяйте соответствие информации действительности.
8) Оцениваем удобство использования админки сайта.
Случается такое, что материал на сайте не меняется потому, что никто не знает, как это сделать. Инструкции были утеряны, люди, которые занимались сайтом, более с ним не работают. Тщательно соберите всю обратную связь от контент-редакторов, посмотрите на слабые места. Экономя время своих сотрудников, Вы получаете дополнительный ресурс.
9) Оцениваем загрузку сайта (кол-во посетителей на единицу времени), выявляем слабые места на пути к цели
Сегодня существует масса бесплатных систем аналитики. В странах СНГ широко используют две из них — Google Analytics и Яндекс.Метрика. Интерфейс этих систем предельно прост, а возможности довольно обширны. Пожалуйста, установите себе счетчики этих систем — жалеть не придется.
И напоследок: если Вы приняли решение что-то улучшить/изменить/переделать — не откладывайте это в длинный ящик. Действовать нужно быстро, ведь если Вы это не сделаете, Ваши конкуренты сделают это за Вас.
Вывод напрашивается самостоятельный — подход к анализу сайта должен быть самым серьезным. Не важно, будете ли Вы делать анализ сайта самостоятельно, или делегируете кому-нибудь. Важно то, что без тщательного, взвешенного анализа и внедрения изменений Вашему онлайн-ресурсу путь к успешному развитию заказан.
Напоминаю: при необходимости Вы всегда можете задать вопрос посредством формы комментирования внизу.
источник
Мы имеем дело с текстом, если предложения объединены единой темой и связаны друг с другом грамматически и по содержанию. Композиционное единство и относительная завершённость позволяют дать общий заголовок и выделить смысловые части. На уроках литературы требуется комплексный анализ текста, составлению которого и посвящена предлагаемая статья. В качестве примера будет рассмотрена притча «Об уставшем путнике».
Целью анализа является развитие способностей осознания идейно-эстетической ценности произведений и объяснения истоков их выразительности. Благодаря им учащиеся смогут писать сочинения-размышления и иные тексты, пополняя словарный запас и пользуясь различными стилями речи. Что же такое анализ текста, как делать его правильно?
М. Гаспаров выделяет три уровня, которые необходимо освоить в исследовании произведения:
- Идейно-образный (впечатления и эмоции, авторские идеи и мотивы написания, основные персонажи и отношение к ним сочинителя).
- Стилистический (анализ синтаксиса и лексики).
- Фонический (строфика, ритмика, метрика), применяемый для лирических произведений.
Комплексный анализ текста требует определённой подготовки и знаний, на которых мы подробнее остановимся в следующем подзаголовке.
Чаще всего литература имеет дело с художественными произведениями – мельчайшими единицами литературного творчества, где сказанное автором слово о его понимании жизни преломляется через восприятие читателя. Анализ художественного текста требует следующих действий:
- внимательного прочтения с выделением отдельных частей (глав, подзаголовков, абзацев);
- размышления над заглавием, несущим основную идею сочинения;
- составления плана текста;
- изучения лексики и выяснения значения незнакомых слов по словарю;
- сбора информации об авторе и его мировоззрении, исторической эпохе и особенностях создания произведения;
- знания теории литературы, раскрывающей, что такое жанр, композиция, хронотроп;
- владения навыками выделения художественных средств выразительности (эпитетов, метафор, гипербол).
Для того чтобы рассмотреть произведение в единстве формы и содержания, план должен включать литературоведческий и лингвистический аспекты. Его схема должна предварять анализ текста. Как делать исследование художественного произведения? Предлагается следующий вариант плана:
- Тема, основная проблема и смысл заглавия.
- Авторская позиция.
- Микротемы.
- Части текста и средства связи между ними.
- Речь, стиль, жанр произведения.
- Используемые средства выразительности, их роль.
- Композиция текста.
- Читательское отношение к проблеме произведения, эмоциональное восприятие.
Анализ текста, пример которого будет рассмотрен в статье, основан на содержании литературного произведения. Небольшая притча «Об усталом путнике» повествует о группе людей, поднимающихся в гору. Все шли весело и легко, и лишь один отставал от остальных и жаловался на усталость. Сначала ему мешала тяжёлая поклажа, и друзья решили освободить его от ноши. Через некоторое время путник снова стал задерживать идущих и брюзжать, что у него болят ноги. Товарищи решили нести приятеля на руках, но услышали стоны о том, что он устаёт и тогда, когда его несут. Путника бережно опустили на землю, но недовольный вновь поведал о том, как ему тяжело лежать.
Господь услышал стоны и послал молодому человеку вечный покой. Смерть от лени испугала спутников, посчитавших такой конец жизни презренным. Для них умереть с честью – это умереть от работы, поднимая свою душу в Гору Жизни.
Тема притчи – это отношение к жизни как к деянию и постоянному труду, что и составляет суть человеческой жизни. Автора интересует проблема соотношения человека и общества, жизни и смерти, труда и бездействия. Его вывод: только труд ведёт личность к самосовершенствованию и душевной красоте. А значит, и к Богу.
В тексте выделяются четыре строфы, разворачивающие микротемы: уставший человек и путники, люди и Бог, моральный аспект, авторское заключение. Первые две строфы связаны цепной, а последующие – параллельной связью. Это помогает отразить последовательность и логичность событий и формирования авторской мысли.
Анализ текста, пример которого рассматривается в статье, позволяет определить произведение как притчу – рассказ, содержащий поучение. Это малая форма эпического произведения, в котором присутствует дидактическая идея. Действие не привязано к конкретному месту, но оно могло произойти в любую эпоху и в любом месте.
Стиль произведения – художественный. Разговорная речь переплетается с книжной, торжественной лексикой.
Автор использует следующие средства выразительности:
- Богатый синонимический ряд для центрального персонажа, что делает его образ более объёмным (уставший – один – путник – недовольный – горе-путник – утомлённый дорогой).
- Повторы слов, помогающие подчеркнуть надоедливость главного героя.
- Парные антонимы, превращающие произведение в сплошную антитезу: все – один, весело – брюзжа, труд – лень, жизнь – смерть.
- Разнообразие лексики: от пафосных слов (презрен, прах) до отрицательно-оценочных (брюзжал), позволяющее передать иронию автора по отношению к путнику.
Производя анализ текста, как делать переход к композиции? Сначала следует определить, как развивается сюжет. В данном примере – линейно. Есть завязка – отставание уставшего путника и его диалог с товарищами. Кульминацией становится реплика, обращённая к Богу, что и «лежать он тоже устал». Развязка – это обретение вечного покоя.
Система образов выстроена в форме треугольника: путники – уставший – Бог. Всевышний не находится в состоянии взаимодействия с персонажами, он – над ними, выполняя, по сути, мечту страждущих.
Используемые фразеологизмы и заключительные размышления автора об уходе из жизни уставшего путника способствуют тому, что вместо негативного отношения к герою читатель испытывает сочувствие. Так неразумно и нелепо распорядился тот своей жизнью. Бог остаётся с теми, кто продолжает своё нелегкое восхождение на Гору Жизни.
Анализ текста по литературе не может обойтись без личного отношения к прочитанному, ибо любое художественное произведение призвано воздействовать на эмоции человека.
источник
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кирилловская средняя школа имени Героя Советского союза Л.И.Головлева»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЖАТОГО
Николаева Елена Леонидовна
Контроль за ходом работы, учет ее выполнения, оценка итогов эффективности проделанной работы – это составные части аналитической деятельности вожатого.
Ни один вопрос в теории и практике воспитания не вызывает столь острого интереса, как вопрос педагогического анализа.
Анализ – это всегда мысленное расчленение предмета на части, разложение его на элементы, но при этом производится оценочная характеристика каждого элемента, а суммарно это позволяет дать характеристику предмета в целом.
В повседневной жизни мы постоянно обращаемся к анализированию. Например, оценивая себя в зеркале, пробуя на вкус обед.
Педагогический же анализ – это изучение результатов воспитательной деятельности за определенный период. Но это не перечень сделанного за год, а определение того, что способствует или мешает эффективности работы.
Что же служит мотивом для педагогического анализа, если исключить случаи внешнего давления (административного)? Желание удостовериться в плодотворности профессиональной деятельности. Ведь целью любого анализа является определение:
результативности своей деятельности и деятельности детского коллектива в целом,
целесообразности проводимой педагогической работы,
эффективности используемых педагогических средств, степени их влияния на результаты деятельности,
достижений и недостатков в организации педагогической деятельности, их причины,
путей развития педагогического процесса и устранения причин обнаруженных недостатков.
Одним из самых сложных вопросов является вопрос – как осуществить анализ педагогической деятельности?
Как и всякий методический процесс, анализ предполагает последовательное соблюдение следующих этапов:
2. Выбор темы, направления, объекта анализа.
3. Составление четкой программы действий, выбор методов.
4. Собственно аналитическая деятельность.
5. Подведение итогов, обобщение.
7. Разработка методических материалов по результатам анализа.
Определив цель и предмет анализа, необходимо подобрать методы, которые помогут наиболее полно его осуществить. Существует ряд таких методов:
1. Анкетирование (открытое – неограниченные варианты ответов,
закрытое – варианты ответов определены заранее).
4. Наблюдение (открытое, скрытое).
7. Индивидуальное тестирование.
8. Коллективное собеседование.
9. Изучение портрета детской организации, детского школьного коллектива.
10. Создание специальных ситуаций.
Приступая к анализу, необходимо знать важнейшие мыслительные операции, пронизывающие аналитическую деятельность:
описание явления в целом, обобщенная характеристика предмета анализа в целом,
расчленение на составляющие части, выделение основных характеристик каждой части,
обобщение, позволяющее сделать выводы по результатам анализа,
предложения о возможных путях развития данного предмета анализа.
Поскольку за основу анализа чаще всего берутся задачи и их реализация, предлагается такой алгоритм:
1. Вывод о том, как в целом решена поставленная задача (факты, цифры, подтверждающие этот вывод).
2. Что делалось для решения поставленной задачи, какая работа проводилась, что и как повлияло на ее решение.
3. Выводы о наиболее эффективных педагогических средствах, неиспользованных возможностях и резервах, причинах снижения результативности педагогической работы, основных направлениях деятельности.
Существуют различные виды анализа:
1. Оперативный (проводится сразу после мероприятий).
2. Тематический (отдельные направления деятельности), аспектный.
5. Анализ по формам (КТД, этическая беседа, воспитательное мероприятие, занятие с активом и т.д.).
Все вышеизложенное имеет отношение к любому виду анализа. В то же время каждый из них имеет свои особенности. Наиболее часто старшие вожатые обращаются к анализу конкретных форм работы.
Общий анализ воспитательного мероприятия:
1. Актуальность темы и целей (соответствия основным событиям коллектива, возрастным особенностям и уровню воспитанности школьников).
2. Содержание мероприятия и его структура.
Начало — формирование психологической готовности учащихся к восприятию и участию в нем, положительных мотивов деятельности,
Основная часть — целенаправленность содержания, его соответствие возрасту и уровню воспитанности учащихся, новизна содержания, оптимальное сочетание рациональной и эмоциональной информации, логическая последовательность составных элементов,
Заключение — закрепление социально — значимых мотивов поведения и установки, соответствие главной цели мероприятия, постановка перед школьниками конкретной программы действий в соответствии с программой классного часа (любого другого мероприятия).
Целесообразность применения именно этой формы, соответствие формы содержанию мероприятия, возрасту учащихся и основным требованиям, предъявляемых к данной форме.
Активность, внимательность, заинтересованность, дисциплинированность, высокая степень подготовленности к мероприятию.
Эмоциональное состояние вожатого, эмоциональная выразительная речь, организаторские умения, педагогический такт, умение владеть аудиторией, концентрировать внимание, поддерживать дисциплину, вызвать интерес, создать необходимый психологический настрой, готовность к импровизации, достаточно высокая степень подготовленности воспитателя к мероприятию, глубокое знание и понимание проблемы, умение найти ее оптимальное решение.
6. Характеристика методов, технических средств, наглядности, атрибутов и ритуалов.
Соответствие содержанию, задачам мероприятия, уровню воспитанности и возрасту учащихся.
7. Организационный аспект деятельности.
Точность и четкость основных элементов структуры мероприятия: начала, основной части, заключения; оптимальность продолжительности мероприятия; целесообразное и яркое эстетическое оформление; соответствие хода мероприятия заранее продуманной программе; четкое распределение обязанностей между участниками.
8. Общая характеристика результативности:
создание положительного психологического климата, стиль общения.
9. Реализация намеченного плана.
Из всех видов анализов итоговый (за учебный год) – самый сложный. Целью анализа работы по итогам учебного года является оценка результатов педагогической деятельности за истекший период, нахождение лучших вариантов его дальнейшего развития, разработка и обоснование целей и задач на следующий учебный год.
Проанализировать весь ход педагогического процесса, его результаты и организацию очень трудно. Важно вычленить основные блоки, приоритетные направления деятельности. Как показала практика, наиболее удобный способ оценивания – «способ луковицы» – когда один за другим снимается верхний слой.
Схема анализа работы за учебный год:
1. Качественная характеристика детского коллектива.
Количество классов, качество их работы в течение года, уровень развития детских коллективов, лидеры, учащиеся, требующие к себе повышенного внимания, учащиеся, классы и классные руководители, на которых можно опереться в работе и т.д.
2. Особенности, своеобразие и направление данного учебного периода.
Какие цели и задачи ставились в прошедшем учебном году, какие были приобретены направления деятельности, какие исследования проводились, их цели и результаты.
3. Реализация идей, достижение целей, результат работы.
Достигнуты ли, если не достигнуты, то по какой причине, участие школы в городских мероприятиях, недостатки и достижения в работе старшего вожатого, какие условия и средства воспитания были задействованы.
Когда же целесообразно проводить анализ? Если речь идет об анализе итоговом, то целесообразнее его проводить в конце учебного года – в мае, а в сентябре – подкорректировать. Если же речь идет об анализе мероприятия, то при благоприятной ситуации, если позволяет время, можно сразу после завершения. Если ученики устали или возбуждены, или нельзя нарушить эмоциональный настрой, то явно требуется отсрочка. Анализ в этом случае можно провести на следующий день, через день, но, не слишком откладывая, чтобы разговор состоялся по свежим впечатлениям.
Подводя итог, можно сказать: систематический педагогический анализ позволяет выполнить основное требование, предъявляемое к педагогу, — повышение качества и эффективности работы.
источник
1. Анализ художественного произведения
1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы,
затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;
2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;
3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ
человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-
персонажей/;
4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения;
5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы
изобразительно-выразительных средств языка;
6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.
Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при
этом в работе представить также:
1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения,
их поступков и переживаний.
3. Развернутое обоснование выводов.
2. Анализ прозаического литературного произведения
*Текст переведено с украинского, поэтому 100% точность орфографии моего русского языка не гарантирую; ( *
Тема стихотворения:
пейзаж;
общественно-политическая;
любовная/интимная;
философская.
Сюжет:
есть сюжет: образы событий (. каких именно. ) ;
без сюжета: образы чувств (. ).
Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге) ;
‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный;
‘_ _ _ дактиль;
_ _’ _ амфибрахий;
_ _ _’ анапест.
Рифма:
аабб — парная;
абаб — перекрестная;
абба — кольцевая.
Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
эпитет — художественное определение;
сравнение;
аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
ирония — скрытая насмешка;
гипербола — художественное преувеличение;
литота — художественное преуменьшение;
олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют;
паралеллизм.
Стилистические фигуры:
повторы/рефрен;
риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа;
антитеза/противопоставление;
градация — например: светлый — бледный — едва заметный;
инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
Поэтическая фонетика:
аллитерация — повторение одинаковых согласных;
ассонанс — повторение гласных;
анафора — едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
Образ лирического героя, авторское «Я».
Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т. д.
Жанр: эпиграмма (сатирический портрет) , эпитафия (посмертное) , элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви) , ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.
источник
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
26