Каждый ученик задает вопрос: как делать анализ текста, когда приходит время выполнять такое задание. Первое, с чего стоит начать — составить план. А далее, следуя по шагам, проанализировать предложенный текст. На самом деле, ничего сложного.
Итак, подробнее. Анализ — это метод краткого описания (краткий пересказ), чтобы лучше понять смысл. Анализировать можно все что угодно: стихотворение, текст, поступок, сказанные слова и так далее. Главное, соблюдать некоторые правила. Что же касается анализа текста по школьным предметам (литературе или русскому языку), то данное занятие помогает не просто читать книги, а читать осмысленно. Так, чтобы после прочтения можно было легко пересказать произведение и уловить мысль автора. Конечно на первых этапах ученик будет задавать себе вопрос, как делать анализ текста. Но в последствие ему станет легче понимать произведения, когда они станут более сложными. Данный метод работы также помогает настраиваться на творческую работу и раскрывает личностное восприятие.
Данное задание включает в себя множество параметров, по которым легче понять отрывок из произведения. Но четкой инструкции или схемы не существует, хотя придерживаться какого-то плана необходимо, чтобы составить текст анализа, где вывод будет вытекать из определенных фактов, подтверждающихся приведенными аргументами.
Стоит начать с того, что после прочтения, необходимо озаглавить текст. Так для себя можно определить тему и тематику и уже вначале ответить на вопрос: «что этим отрывком автор хотел сказать?».
Стоит помнить, что тема — это предмет рассуждения. А тематика — это совокупность тем, которые могут быть в предложенном отрывке.
В помощь при анализе могут быть использованы средства связи, разделяющиеся на лексические и морфологические. Т.е. необходимо определить, используются ли синонимы, повторы, союзы, глаголы и деепричастия.
Упомянуть нужно и о стиле текста, который может быть художественным, официально-деловым, научным или разговорным. А также следует уточнить, какой используется тип речи: повествование, рассуждение или описание.
Знание всех моментов несомненно поможет при разборе, и ученик уже не будет задавать вопрос: а как делать анализ текста. Он сразу по определенному плану начнет исследовать предложенное произведение, и в конце легко сможет сделать вывод с приведенными аргументами.
И напоследок. Анализы текстов по русскому языку и литературе могут несколько отличаться друг от друга. Если он взят из какого-либо произведения, необходимо использовать несколько одинаковых шагов. По-порядку:
- Жанр текста — легенда, стихотворение, притча, воспоминание, очерк
- Тема текста — в любом произведении есть своя тема
- Какие использованы приема построения текста — повторы, противопоставления, усиление, динамичность, созерцание
- Использование изобразительных средств
- Общее впечатление от прочитанного — если вдумчиво читать текст, то определенное впечатление обязательно останется, о нем и следует рассказать в самом конце анализа
Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:
Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.
- Мысль автора — показать и рассказать об участниках охоты, а с другой стороны продемонстрировать величие природы.
- Тип и стиль — это художественное произведение, а точнее повествование с элементами описания.
- Средства связи и художественные средства — союзы (и, но), наречия (долго, крепко, вдали). Основной прием — антитеза, т.е. когда идет противопоставление — глаголы (выскочишь, помчишься и осадишь, замирает), прилагательные (отчаянный, бешенный и мертвый). Также встречаются эпитеты, метафоры, градации.
- Синтаксические особенности — используются простые предложения, которые также входят в состав сложных, распространены определения и обстоятельства.
- Орфографические особенности — безударные гласные в корне (копыта, долина), чередующиеся гласные в корне (замирают, выскочишь).
источник
Как писать обзор литературы для диссертации, научной статьи или в ином отчете об исследовательской деятельности разъясняются еще при работе над дипломом в ходе получения высшего образования. Однако из-за строгости требований к послевузовским научным работам у ученых возникает немало вопросов, касающихся принципов написания и оформления достигнутых по ходу исследования результатов.
Найти на них ответы помогают методические указания ВУЗов и рекомендации ВАК. Такие документы носят обобщенный характер, а потому не всегда могут решить конкретной задачи ученого. Изучите несколько уже готовых обзора литературы, чтобы не только вникнуть в схему работы с литературой или научиться корректно оформлять ссылки и цитаты, но и выбрать наиболее удобный для себя принцип изложения теоретических данных. В кандидатской диссертации глава 1 содержит обзор по теме диссертации. Скачивайте защищенные диссертации по вашей специальности и изучайте литературные обзоры.
Существует две основные концепции написания литературного обзора. В хронологическом подходе материалы излагаются в разрезе исторического развития: описываются переломные моменты в том порядке, каком они происходили, указываются наиболее важные гипотезы и их авторы, характеризуются конфликтующие течения и обязательно раскрывается вклад автора в общую картину. Логический принцип подразумевает написание подразделов, посвященных описанию объекта исследования, характеристике его связи со смежными областями науки и практики, значимости для народного хозяйства или социума.
Хороший обзор научной литературы имеет не реферативный, а аналитический характер. Это означает, что автор при его подготовке должен увязывать найденную в публикациях информацию с задачами собственного исследования. Причем повествование должно выявлять проблемные места в массиве имеющейся научной информации по теме работы. Это могут быть противоречивые суждения или недостаточно разработанные аспекты. Результаты такой аналитической оценки хорошо использовать для обоснования необходимости рассмотрения выбранной тематики.
Логически обзор литературных источников в научной работе создает предпосылки для точного выявления в исследовании цели и постановки задач для ее достижения. При классическом подходе к оформлению диссертации эти пункты размещаются в блоке введения, куда также входит обоснование актуальности, краткая обрисовка текущей ситуации, перечисляются положения для защиты. В хорошей работе все компоненты вводной части согласованы между собой, а формулировка целей и задач подтверждается результатами аналитической литературной сводки. Такая взаимосвязь хорошо прослеживается в приведенном ниже образце литературного обзора по медицине (скачать файл Введение и литобзор диссертации по хирургии), который для большей наглядности приведен вместе с разделом введения.
Обзор может считаться правильным, если в результате его прочтения специалист сможет предположить какие будут использованы методы, понять причины выбора объекта. Если же научный труд попадает в руки неспециалиста, то результаты теоретических изысканий автора должны способствовать пониманию читателем сути проведенного исследования. Достаточно просты для восприятия работы по общественным дисциплинам, убедиться в этом можно если ознакомиться с примером литературного обзора по педагогике (скачать файл образец по Педагогике). Сложнее вникнуть в диссертации по естественнонаучным или техническим дисциплинам, где текст насыщен специальной терминологией и аббревиатурами.
В послевузовском образовании к оформлению отчетов о научной деятельности в России относятся очень строго. Поэтому мало просто подготовить емкую и качественный литературный обзор, крайне важно его грамотно оформить согласно стандартам библиографических записей. В соответствии с логикой повествования набранный 14 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом текст делится на подглавы. Каждая из них должна иметь подзаголовок и быть пронумерована в соответствии с принципами многоуровневого списка.
Разделяют подразделы исходя из хронологических или логических позиций. Более предпочтительный второй подход, который хорошо показан на примере обзора литературы по медицине (скачать файл РОЛЬ ТРОМБОФИЛИИ В РАЗВИТИИ СИНДРОМА ЗАДЕРЖКИ РОСТА ПЛОДА). В некоторых диссертациях, обзорных научных статьях или иных исследованиях целесообразнее подача теоретических данных во временном контексте. Примерами таких работ выступают труды по истории или политологии.
Серьезное внимание при оформлении литобзора любой научной работы нужно уделять ссылкам и цитатам. Цитирование и оформление ссылок регламентируется по ГОСТ Р 7.0.5 — 2008. Допускается два варианта ссылок на упомянутых авторов: первый – это полное указание года работы, фамилии и инициалов автора, второй – это внутритекстовые или затекстовые ссылки числового обозначения источника, приводимые в круглых или квадратных скобках. Второй вариант помогает существенно сократить объем научной работы, поэтому если в диссертациях еще можно встретить ссылки обеих разновидностей, то в обзорной части научной статьи буквенный вид — большая редкость.
Проработанность литературного обзора любой научной работы показывает уровень компетентности автора в затронутой в исследовании проблематике. Качественное написание этого раздела позволяет неспециалистам разобраться в практических изысканиях и выкладках автора работы. При сходной структуре литобзоры в научных статьях, кандидатских или докторских диссертациях сильно различаются по глубине рассмотрения темы и, следовательно, объему.
Диссертационные исследования на соискание кандидатской и докторской ученой степени обычно посвящены изучению узкого вопроса. Поэтому при подготовке главы теоретической подоплеки исследования используются данные из максимально специфичных изучаемому направлению источников. А из них уже выбираются только те тезисы, которые имеют прямое отношение к целям и задачам конкретной диссертации.
Отобрать наиболее ценные источники данных помогут информационные издания, в которых представлена актуальная информация о факте появления и содержании новых публикаций в той или иной отрасли науки и техники. Сборкой и обработкой таких документов занимаются учреждения ВИНИТИ, ИНИОН, ВНТИЦ и некоторые другие.
Объем теоретической главы для кандидатской работы составляет 20-40 страниц из общих 120-150. В докторской диссертации литобзору рекомендуют посвящать 70-80 страниц из общих 350-400. Жестких требований ВАК не ставит, однако отклонения от таких норм могут быть восприняты критично: слишком маленький объем говорит о пренебрежительном отношении, слишком большой – о склонности автора заимствовать чужие идеи. В этом объеме диссертант должен показать свое умение работать со специализированной литературой, компетентность в профильной области, доказать способности к критической оценке достижений предшествующих коллег.
При подготовке диссертации рекомендуется использовать не менее 200 источников, причем лучше, если каждая позиция библиографического списка будет упомянута в тексте. Большая часть таких ссылок обычно приходится именно на литобзор, в котором приведенные сведения оформляются цитатами с указанием страницы, названия и автора цитируемой публикации. Объем заимствований в виде цитат не должен превышать 10% от общего текста, а оформление ссылок соответствовать требованиям ГОСТ Р 7.0.5-2008.
Статьи для отражения промежуточных результатов диссертационных исследований также должны содержать теоретический обзор с правильно оформленными цитатами и ссылками на использованную литературу. С одной стороны это является обязательным требованием рецензируемых изданий ВАК, а с другой – доказывает достаточный уровень академической подготовки автора.
Число листов научной статьи зависит от требований журнала, но в среднем составляет текст объемом 10 страниц. Какой процент отводится под оценку литературных данных? Ответ здесь зависит от типа публикации. Позитивно воспринимаемые журналами Web of Science и Scopus обзорные статьи на 80-90% состоят только из оценки существующих в определенной отрасли наработок. Для публикаций, описывающих конкретные достижения объем теоретического обоснования актуальности занимает не более 10 % от всего текста. В таких статьях литобзор локализуется во введении, а составляется он на основе анализа не менее чем пяти источников. Обзор пишется по общим с диссертацией принципам, однако имеет еще более узкую привязку к определенной стороне изучаемой тематики.
Сориентироваться как передать максимум нужной информации в лаконичной форме можно после изучения примера литобзора статьи по неврологии (скачать файл Лит обзор статьи о невралгии). Объем обзора литературы зависит от научного направления. Сравнительно новые технические дисциплины еще просто не имеют большого массива наработок. Исследования в таких отраслях актуальны, но сопоставить результаты с предшествующими удается не всегда. Аналогично происходит и с работами, находящимися на стыке наук. Образец литобзора статьи (скачать файл Статья применение методов анализа и обработки данных к информационным потокам объектов водного транспорта) о возможностях применения информационных систем на объектах водного транспорта составляет всего пару абзацев текста, суммарно занимающего 6 печатных листов.
Если работа описывает какое-либо изобретение, то в ее теоретическую подоплеку входят не только данные из научной и статистической литературы, но и приводится обзор существующих патентов. Целью таких исследований становится определение научной картины в отрасли и выявление тенденций ее развития на основе сбора и анализа патентной информации.
Особенно актуален поиск патентов и изучение описаний для научных работ технической направленности. При разработке конструкции нового оборудования такая работа помогает сконструировать действительно полезные агрегаты или разработать более выгодные способы применения уже существующих.
Источниками информации для патентных исследований выступают регулярно выпускаемые издания «Изобретения и полезные модели», «Промышленные образцы», «Изобретения стран мира», реферативные журналы ВИНИТИ. Поиск данных рекомендуется производить за последние 20 лет и рассматривать не только российские, но и источники развитых стран: Японии, США, Германии, Франции, Великобритании, Швеции.
Литературно-патентный обзор на выходе должен отражать характеристику объекта и перечень рассмотренных технических решений сходного назначения, сравнение их между собой, заключение по результатам сопоставления.
Этот тип обзора оперирует актуальными данными, взятыми из публикаций в научной и профессиональной периодике России и других стран мира. Выпуская из рассмотрения фундаментальную академическую информацию, обзор научных статей формулируется в виде обоснования необходимости дальнейшей проработки тематики, подведения итогов или подготовки прогноза развития выбранной отрасли. При написании обзора научных статей информацию подают сжато, выделяя из реферируемых источников только суть. Допускается включение в текст информативных таблиц и иллюстраций, использование которых позволит сократить объем.
Соискателям ученых степеней такие типы литобзоров полезны для уточнения темы, целей и задач диссертации. Подготовленные сотрудниками НИИ аналитические сводки применяются при реализации масштабных проектов. Менеджменту производственных предприятий ознакомление с аналитическим обзором статей по своему специфике помогает в составлении стратегии развития бизнеса.
Раздел с теоретическими изысканиями – обязательный компонент отчета о научно-исследовательской деятельности. В квалификационных или научных работах он играет вспомогательную роль, служа опорной платформой для нового исследования. Обзоры по заданной теме востребованы среди представителей бизнес-среды. В этом случае результаты изысканий ложатся в основу разработки новых технологических или конструкционных решений, реализация которых способствует развитию предприятия, повышает его рентабельность.
Эта разновидность обзора литературы по теме исследования не ограничивает автора в типе использованных источников. Информация здесь может браться не только из диссертаций, фундаментальных изданий и академических журналов, но и из протоколов тематических конференций, газет, достаточно информативных рекламных публикаций, профессиональной отраслевой периодики, отчетов компаний. Главное требование здесь состоит в сжатости информации, причем крайне желательно, чтобы данные были представлены в доступной для понимания форме.
источник
Литературный обзор — часть исследования, в которой автор знакомит читателей с контекстом своего исследования и/или его теоретической основой. Важно, чтобы в литературном обзоре была рассмотрена соответствующая теме исследования литература и обоснован выбор именно этой литературы.
Литобзор может включаться во введение или выделяться как самостоятельная глава. Кстати, главу совсем не обязательно называть «Обзор литературы». Это может быть «Теоретическая часть», или название можно связать с основными понятиями работы, например, «Классификации мотивов колыбельных» или «Употребление антонимов в современном английском языке».
Как правило, если литературный обзор становится частью введения, то он не превышает трёх тысяч знаков и описывает лишь ключевые работы, являющиеся теоретической рамкой исследования. Посмотрите на этот пример. Это литературный обзор из бакалаврской дипломной работы по культурологии. В нём автор описывает две статьи, в которых содержатся противоположные точки зрения на проблему, рассматриваемую в исследовании. Автор не пытается подробно пересказать эти статьи, потому что включает литобзор во введение.
“В целом, позиции исследователей можно разделить на две условные группы. В первую группу входят исследования, в которых внимание авторов сфокусировано на прагматике отказа от политики «коренизации». Во вторую группу — исследования, в которых анализируются последствия отказа от политики «коренизации» для школ национальных меньшинств. Авторы данных работ склонны отрицательно оценивать действия советской власти относительно советской образовательной политики периода отказа от «коренизации». Ниже опишем два наиболее показательных примера из каждой группы.
1. Тимофей Дмитриев (2013) «Это не армия: национальное военное строительство в СССР в контексте советской культурно-национальной политики (1920–1930-е годы)». В статье анализируется прагматика отказа от политики «коренизации», которая была связана с тем, что советская армия не могла эффективно функционировать без единого языка: призывники из разных регионов СССР, оказавшись в одной армии, не только не понимали друг друга из-за того, что в их школах преподавали только языки титульных наций, но и не могли выполнять приказы военного начальства.
2. М. М. Гибатдинов (2003) «Преподавание истории татарского народа и Татарстана в общеобразовательной школе: история и современность». Автор подробно описывает, как изменялся статус истории в татарской школе, а также разбирает последствия отказа от политики «коренизации» и то, какое влияние это оказало на положение татарского языка и истории Татарстана в образовательной программе”.
Если в рамках вашего исследования имеет смысл выделить литобзор в отдельную главу, то необходимо более подробно описать наиболее важные для вашего исследования работы. В любом случае мы рекомендуем соблюдать несколько правил, чтобы написать качественный литобзор.
- Найдите важную фундаментальную работу. Именно она может стать теоретической рамкой вашего исследования. Например, если вы пишете про венецианский карнавал, то литературный обзор стоит начать с описания книги исследователя культуры Михаила Бахтина “Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья”. Если вы пишете про мобильности в современном городе, то в вашем литобзоре должен появиться социолог Джон Урри с его работой “Мобильности”. Если в своём исследовании вы хотите проанализировать какой-то диалект, то литературный обзор может начаться со статей лингвиста Андрея Анатольевича Зализняка, у которого вы возьмете какие-то методологические аспекты.
- Используйте только релевантную литературу. В вашем литобзоре не должны появляться сомнительные источники с сайтов типа реферат.ру. Вспомните пару НИПСа на эту тему. Всегда проверяйте, есть ли в источнике, который вы хотите включить в своё исследование: 1) аффилиация автора; 2) ссылки; 3) библиография. Используйте для поиска источников ресурсы ВШЭ, сервисы Google Академия, JStor и другие. Не забывайте советоваться со своим научным консультантом.
- Убедитесь, что работы, которые вы хотите рассмотреть в литобзоре, подходят к теме вашего исследования. Не стоит включать то, что очень слабо связано с вашим исследованием, только ради того, чтобы набрать больший объём, или потому что вы хорошо знакомы с этими работами. Когда вы описываете какую-то работу, обязательно объясните, почему именно она необходима для вашего исследования.
- Литобзор — это не реферат. Не надо полность переписывать своими словами фрагменты текстов, которые вы включаете в литобзор. Выделите основные тезисы и опишите (но подробно) только их.
- Следите за логикой текста. Идеально — если каждая работа, использованная в литобзоре, как-то связана с той, которую вы описали до неё. Можно также объединить описываемые источники и литературу в группы по содержанию, времени написания, позиции авторов и пр.
- Всегда ссылайтесь на источники, из которых Вы берёте информацию. Если Вы приводите конкретную цитату, не забывайте указать номер страницы. Разобраться со смыслом ссылок и их оформлением поможет это видео. О том, что считается плагиатом в исследовательской работе, можно почитать тут.
Как вы могли заметить, литературный обзор может быть составлен несколькими способами. Это может быть в том числе:
— сравнение точек зрения нескольких авторов на проблему, которой посвящено исследование;
— детальный разбор основополагающего для вашего исследования труда с перечислением еще нескольких менее важных публикаций по теме;
— рассмотрение наиболее современных публикаций по теме.
В приложении к этой инструкции есть несколько примеров литературных обзоров из разных областей. Посмотрите их, чтобы понять, как можно реализовать описанные правила 🙂
источник
Анализ любого произведения начинается с восприятия — читателя, слушателя, зрителя. Если рассматривается литературное сочинение, то оно противопоставляется, скорее, другим идеологиям, чем другим искусствам. Слово как таковое является средством не только литературы, но и человеческого языка вообще. Таким образом, основная аналитическая нагрузка падает на обозначение критериев художественности. Анализ произведения — это прежде всего проведение границ между художественным творением и продуктом человеческой деятельности вообще, будь то литература или любое другое искусство.
Анализ художественного произведения требует разграничения его формы и идейного содержания. Идейное содержание — это прежде всего тематика и проблематика. Затем — пафос, то есть эмоциональное отношение художника к изображаемому: трагизм, героика, драматизм, юмор и сатира, сентиментальность или романтика.
Художественность заключается в деталях предметной изобразительности, в последовательности и взаимодействии внутренней и внешней деятельности изображаемого во времени и пространстве. А также анализ художественного произведения требует точности в освещении композиционного развития. Это и наблюдение за развитием в порядке, способах, мотивировках повествования или описания изображаемого, в стилистических деталях.
Прежде всего, рассматривается история создания данной работы, обозначается её тематика и проблематика, идейное направление и эмоциональный пафос. Затем исследуется жанр в его традиционности и своеобразии, а также данные художественные образы во всех их внутренних связях. Анализ произведения выводит на передний план обсуждения и характеризует всех центральных персонажей, одновременно проясняя сюжетные линии в особенностях построения конфликтов.
Далее характеризуются пейзажи и портреты, монологи и диалоги, интерьер и обстановка действия. При этом обязательно нужно обращать внимание на словесный строй: анализ литературного произведения требует рассмотрения авторских описаний, повествований, отступлений, рассуждений. То есть предметом изучения становится речь.
При анализе обязательно распознаются как композиция произведения и характеристика отдельных образов, так и общая архитектоника. Напоследок обозначается место данного сочинения в творчестве художника и его значимость в отечественной и мировой сокровищнице искусств. Особенно это важно, если производится анализ произведений Лермонтова, Пушкина и других классиков.
Необходимо донести информацию об основных проблемах эпохи и прояснить отношение к ним творца. По пунктам обозначить традиционные и новаторские элементы в работе автора: каковы идеи, тематика и проблематика, каков творческий метод, стиль, жанр. Очень полезно изучить отношение к данному творению ведущих критиков. Так, у Белинского получился практически исчерпывающий анализ произведений Пушкина.
Во вступлении необходимо определить место персонажа в общей системе образов данного произведения. Главная часть включает в себя прежде всего его характеристику и указание социального типа, материального и общественного положения. Подробно рассматривается внешний облик и не менее обстоятельно — его мировосприятие, мировоззрение, круг интересов, привычки, склонности.
Обязательное исследование характера деятельности и основных устремлений персонажа весьма способствует полному раскрытию образа. Также рассматривается его влияние на окружающий мир — все виды воздействия.
Следующий этап — анализ героя произведения в области чувств. То есть как он относится к окружающим, его внутренние переживания. Анализируется и отношение автора к данному персонажу. Каким образом личность выявляется в произведении. Дана ли характеристика самим автором напрямую, или он сделал это с помощью портрета, предыстории, посредством других персонажей, через поступки исследуемого или его речевую характеристику, с использованием окружающей обстановки или соседей. Заканчивается же анализ произведения обозначением проблемы в обществе, которая привела художника к созданию именно такого образа. Знакомство с персонажем получится достаточно близким и познавательным, если путешествие по тексту провести интересно.
Начать следует с даты написания, затем дать биографический комментарий. Обозначить жанр и отметить его своеобразие. Далее целесообразно как можно более подробно рассмотреть идейное содержание: выявить ведущую тему и донести основную мысль произведения.
Чувства и их эмоциональная окраска, выраженные в стихотворении, динамика в нем господствует или статика — всё это составляет важнейшую часть, которую должен содержать анализ литературного произведения.
Важно при этом обратить внимание на впечатление от стихотворения и проанализировать внутреннюю реакцию. Отметить преобладание общественных либо личных интонаций в произведении.
Далее анализ лирического произведения входит в сферу профессиональных деталей: конкретно рассматривается структура словесных образов, их сопоставление, а затем — развитие. Какой путь избрал автор для сопоставления и развития — по контрасту или по сходству, по ассоциации, по смежности или по умозаключению.
Подробно рассматриваются изобразительные средства: метонимия, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, символ, сарказм, перифраза и так далее. Особенно необходимо выявить наличие интонационно-синтаксических фигур, таких как анафоры, антитезы, эпитеты, инверсии, риторические вопросы, обращения и восклицания.
Анализ произведений Лермонтова, Пушкина, да и любого другого поэта, невозможен без характеристики основных особенностей ритмики. Необходимо обозначить прежде всего, что именно использовал автор: тонику, силлабику, силлабо-тонику, дольник или свободный стих. Затем определить размер: ямб, хорей, пеон, дактиль, анапест, амфибрахий, пиррихий или спондей. Рассматривается способ рифмовки и строфика.
Сначала указывается автор и название картины, место и время её создания, история и воплощение замысла. Рассматриваются причины выбора модели. Обозначаются стиль и направление данного произведения. Определяется вид живописи: станковая она или монументальная, фреска, темпера или мозаика.
Объясняется выбор материала: масло, акварель, тушь, гуашь, пастель — и характерен ли он для художника. Анализ художественного произведения предполагает и определение жанра: портрет, пейзаж, историческая живопись, натюрморт, панорама или диорама, марина, иконопись, бытовой жанр или мифологический. Также следует заметить его характерность для художника. Донести живописный сюжет или символическое содержание, если таковые наблюдаются.
Далее следуют главные характеристики, которых требует анализ художественного произведения. Живописные: цвет и свет, объём и плоскостность, колорит, линия и художественное пространство. Необходимо обратить внимание на детали и напоследок поделиться впечатлениями личного свойства, полученными при просмотре.
Так же как и предусматривает анализ произведения живописи, для скульптуры сначала указывается автор и название, время создания, место, история замысла и воплощение его в жизнь. Обозначаются стиль и направление.
Теперь необходимо определить вид скульптуры: круглая, монументальная или мелкая пластика, рельеф или его разновидности (барельеф или горельеф), герма или скульптурный портрет и так далее.
Описывается выбор модели — это существующий в реальности человек, животное или его аллегорический образ. А может быть произведение является полностью фантазией скульптора.
Обсуждается пластика как язык телодвижений, моделировка света и тени, взаимодействие скульптуры с окружающей средой, цвет или раскраска и цветовой фон, световые эффекты, использование подсветки и прочие средства художественной выразительности.
Для полного анализа нужно определить, является ли скульптура элементом архитектуры, или она отдельно стоящая. Затем рассмотреть авторский выбор материала и то, чем он обусловлен. Мрамор это, гранит, бронза, дерево или глина. Выявить национальные особенности работы и, наконец, передать личное отношение и восприятие. Анализ произведения скульптора окончен. Схожим образом рассматриваются и объекты архитектуры.
Музыкальное искусство для раскрытия жизненных явлений располагает специфическими средствами. Здесь определяются связи между образным смыслом музыки и ее структурой, а также средствами, которые использованы композитором. Эти особенные черты выразительности и призван обозначить анализ музыкального произведения. Более того, он должен сам стать средством для развития эстетических и этических качеств личности.
Для начала необходимо выяснение музыкального содержания, идеи и концепции произведения. А также его роли в воспитании чувственного познания полной картины мира. Затем нужно определить, какие выразительные средства музыкального языка сформировали смысловое содержание произведения, какие интонационные находки применил композитор.
Вот неполный перечень вопросов, на которые должен ответить качественный анализ музыкального произведения:
- О чём эта музыка?
- Какое название можно ей дать? (Если сочинение не программное.)
- Есть ли в произведении герои? Какие они?
- Есть ли в этой музыке действие? Где происходят конфликты?
- Каким образом проявляются кульминации? Нарастают ли они от вершины к вершине?
- Каким образом композитор объяснил нам всё это? (Тембры, темпы, динамика и т. д. — то есть характер произведения и средства создания данного характера.)
- Какое впечатление производит эта музыка, какое настроение передаёт?
- Какие ощущения испытывает слушатель?
источник
Структура и требования к обзору литературы по теме дипломной работы.
Обзор литературы является обязательной составляющей любой научной работы. В нем анализируются существующие в настоящий момент точки зрения на вопрос, который поднимается в дипломе (курсовой). Задача автора — изучить взгляды разных ученых и найти место своей работы среди них, выявить ее особенность (уникальность). Обзор может быть представлен во введении или оформлен как отдельная глава.
Главная цель обзора литературы — определение текущих границ познания в избранной области науки, а также вскрытие противоречий в данных предшественников или выявление их данных, не подтвержденных независимыми исследователями. В конце обзора могут быть сделаны выводы о перспективах дальнейших исследований.
Как сделать обзор литературы
Изучить максимальное количество литературы по теме, о которой собираетесь писать научную работу. (Обязательно посещать библиотеку, а не только пользоваться интернет-ресурсами). Лучше всего пользоваться оригинальными изданиями.
После изучения каждого источника составить небольшой конспект, в котором изложить основное содержание прочитанного источника. Кроме того, необходимо выписывать необходимые цитаты и тезисы.
Работу над обзором необходимо начинать заранее.
Сначала определить порядок, в котором должны представляться литературные источники в научной работе. Это зависит от логики, в которой развиваются ваши собственные рассуждения по выбранной теме.
Можно взять за основу хронологический принцип и строить ознакомление с историей вопроса в хронологическом порядке. Описать, какие взгляды на проблему, изучаемую вами, существовали, как они эволюционировали. Назвать основных представителей научной мысли, которые работали над этим вопросом, чего они добились в своих исследованиях.
Анализировать труды необходимо критически. Указать слабые места в их трудах, выявить, какие из вопросов остались не рассмотренными. Указать причины, по которым авторы не рассмотрели ту или иную сторону вопроса. Таким образом, можно определить место своей работы внутри этого вопроса.
Кратко описать научные задачи, которые ставили перед собой исследователи. Насколько им удалось или не удалось достигнуть желаемых результатов. Сформулировать причины, по которым вы решили продолжить исследования данной темы.
Писать литературный обзор можно на протяжении всей работы над дипломом Так будет легче корректировать его, дополнять и вносить изменения на финальном этапе.
Основные требования к литературному обзору
1) Обзор целесообразно писать в два приема. Предварительный вариант, по стилю близкий к реферату, есть смысл подготовить вначале и предоставить для предварительной рецензии научному руководителю с целью обсуждения вариантов систематизации информации, необходимых доработок, дополнительного поиска. После указанной доработки обзор предоставляется научному руководителю. С его согласия включается в курсовую, дипломную работу
2) Объем литературного обзора зависит от темы и вида курсовой (дипломной), включая список литературы, на которые делаются ссылки. В обзоре желательно использование данных российских и зарубежных периодических научных изданий.
3) Обзор не должен ограничиваться литературой, посвященной узкой теме исследования. Источниками при написании обзора должны быть, в первую очередь, монографии, диссертации, научные статьи, также могут быть использованы наиболее авторитетные справочные издания и учебники, публикации, содержащие материалы конкретных исследований.
5) Обзор публикаций, содержащих результаты конкретных исследований, можно начать с краткого описания тех проектов, материалы которых используются в вашем обзоре, и с перечисления основных публикаций по их результатам. Располагать описания лучше в хронологическом порядке. Необходимо указать, кто (какое учреждение) проводило исследование, в какой период, кратко охарактеризовать объект исследования и объем выборки, а также назвать руководителя проекта. Этот раздел не содержит рассмотрения конкретных проблем и результатов данных исследований. Он необходим для того, чтобы читатель представлял, когда, кем и на каком объекте проведено исследование, в котором получены те или иные конкретные результаты, и при необходимости мог бы обратиться к цитируемым материалам.
6) Анализ результатов исследований необходимо строить вокруг проблем, а не публикаций. Это значит, что нельзя просто излагать содержание прочитанных статей и отчетов. Обзор литературы — это аналитический, а не реферативный документ. Главная его задача — выявить те проблемы, которые нашли отражение в результатах предшествующих исследований, показать расхождения в материалах разных исследований (если таковые имеются), сопоставить полученные результаты с теоретическими разработками, приведенными в первой части литературного обзора, выявить те недостаточно изученные аспекты проблемы.
7) Не следует одинаково подробно рассматривать в обзоре все сюжеты, встречающиеся в использованной литературе — сосредоточиться необходимо на тех, которые имеют непосредственное отношение к вашей теме.
8) Особое внимание необходимо уделять цитированию текстов. Использование чужих опубликованных текстов регулируется Гражданским кодексом (Раздел IV «Авторское право»): «Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях…
Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
8.1. Цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати».
8.2. В обзоре, как и в других авторских текстах, категорически запрещено (и этически и юридически) прямое воспроизведение смысловых кусков без кавычек и точного указания, откуда эта цитата заимствована.
8.3. Обзор лучше писать «своими словами», по возможности четко придерживаясь терминологии описываемой работы. Прямое цитирование не должно превышать 5-10% текста обзора. Принятая норма цитирования в пределах своего текста составляет не более 300 знаков одного автора (около 50-60 слов).
8.4. Ссылаясь на какой-либо результат или гипотезу, необходимо обращаться к работам, где они впервые появились, или формулировка которых признана классической. Если такой возможности нет, и вы цитируете «из вторых рук» (например, приводите положение или результат из учебника, справочника или обобщающей монографии), необходимо указать не только «первоисточник» (автора и/или издание), но и то, откуда вы заимствуете цитату. Это не только этично и соответствует правовым нормам, но и избавляет вас от обвинений в неточности (если таковая имеет место), допущенной автором обобщающего издания, из которого вы почерпнули сведения.
8.5. Обзор обязательно должен завершаться краткими выводами, в которых сформулированы положения, вытекающие из вашего анализа литературы, и имеющие непосредственное отношение к формулировке проблемы и гипотез вашего исследования, а также к выбору объекта исследования.
9) Список используемой литературы должен располагаться в конце работы и отвечать следующим требованиям:
9.1. Работы в списке обычно располагаются в алфавитном порядке по первым буквам фамилии автора (если авторов несколько — то по фамилии того из авторов, который в самой книге (статье) указан первым, если больше 3-х, то в алфавите названий ).
9.2. Литература на русском языке располагается раньше литературы на иностранных языках.
9.3. Перечень использованной литературы должен иметь нумерацию. Нумерация облегчает ориентацию в списке, но затрудняет введение новых названий в список, особенно если они появляются в самом конце подготовки обзора (например, новая публикация).
9.4. Сведения о статье или книге оформляются в соответствии со стандартными правилами библиографического описания, определяемыми принятыми стандартами. (В соответствии с ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка)
9.5. При описании источника в обзоре необходимо обращать внимание на два фактора:
• разделительные знаки между элементами.
Оформление списка использованных источников
В первую очередь, в списке располагают нормативные или правовые документы, если таковые использовались. Такие документы располагаются в списке не по алфавиту, а по юридической силе документа. (Например, Конституция РФ, Федеральные законы, Законы, Указы президента, Постановления Правительства, и т.д.)
Затем располагают книги, статьи из сборников, периодических изданий, Интернет-источники располагаются в списке в алфавитном порядке.
Описание в списке также необходимо делать в соответствии с ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка)
Суммируя, стоит выделить основные необходимые элементы обзора:
• сопоставление точек зрения различных авторов по обозреваемым вопросам;
•различные точки зрения по заявленной теме с максимальной объективностью изложения этих точек зрения;
• авторское отношение к взглядам, рассматриваемым в обзоре;
• достоинства и недостатки в работах обозреваемых авторов, противоречия в их суждениях, алогизмы, степень достоверности, новизны и полезности публикаций для дипломной работы.
Начинать следует с более общих понятий и проблем исследования (например сфера PR, которой посвящена дипломная работа), а затем рассматривать источники информации об остальных ключевых понятиях, которые включены в предмет и проблему.
1 раздел — общий анализ проблематики исследований по данному направлению. Здесь необходимо:
• указать наиболее актуальные, с точки зрения мировой науки, проблемы и задачи независимо от того, исследуются ли они в России, и описать важнейшие результаты;
• описать проблематику и важнейшие результаты исследований, проводимых в России;
• охарактеризовать степень влияния российских ученых на решение указанных выше проблем (определяющее, значительное, заметное, несущественное, отсутствует);
• дать качественную характеристику состояния отечественного потенциала в данном направлении (т.е. оценить обеспеченность научными кадрами и научным оборудованием по проблемам).
2 раздел — наличие научных школ в данном направлении. При этом необходимо отразить следующие аспекты:
• сгруппировать научные источники по принадлежности к научным школам
• описать основные характеристики выявленных научных школ
• назвать лидеров научных школ и их публикации
• описать важнейшие достижения указанных научных школ
3 раздел — важнейшие научные результаты, описанные в научных публикациях
• оценить важнейшие научные результаты по данному направлению
• указать основные методологические достижения.
Титульный лист оформляется по правилам реферата, только вместо слова «реферат» пишется «контрольная работа».
Обязательное условие – обзор литературы должен быть показан научному руководителю дипломной работы и подписан им. Только после этого он может быть сдан в качестве контрольной работы по предмету «Теория и практика связей с общественностью».
источник
Литературный обзор входит в структуру любой научной работы, в частности и в состав дипломного проекта. Обычно в нём представлены те точки зрения на рассматриваемую проблему, которые существуют на данный момент времени. В этом разделе автор дипломной работы должен проанализировать все имеющиеся у него источники, а также на основе этих знаний вывести что-то новое, то, что он точно сможет назвать своим вкладом в разработку исследуемой темы.
На самом деле разбор списка литературы может быть оформлен совершенно по-разному. В одних случаях ему уделяется несколько абзацев во введении. В других, наоборот, под анализ библиографии отводится целый раздел.
Стоит заметить, что вопрос оформления в каждом вузе решается индивидуально, поэтому вам не помешает проконсультироваться со своим научным руководителем на данную тему.
В этой статье мы рассмотрим, как именно в большинстве дипломных работ прописывается этот раздел, а также узнаем, что в нём обычно пишут.
- Перед тем как начать составлять анализ, изучите имеющиеся у вас источники. Если у вас под рукой не имеется различных электронных ресурсов, то сходите в библиотеку. Возможно, там вам помогут найти практически всю нужную информацию. В данном случае преимущество печатных книг состоит в том, что в них, в отличие от сканированных копий книг, что выложены в интернете, полностью сохранены выходные данные.
- Занимаясь с источниками, записывайте всю опорную информацию по прочитанным книгам, статьям, монографиям. Также можно завести тетрадь, в которой вы будете фиксировать самые важные мысли из прочитанных вами источников, а также записывать наиболее важные цитаты.
- Не откладывайте написание обзора на самый последний момент. Перед тем как начать составлять текст этого раздела, пометьте для себя, в какой последовательности будут представлены литературные источники. Стоит заметить, что в данном случае всё зависит от той логики повествования, которую вы выберете.
- За основу работы можно взять хронологический принцип. Он сможет наглядно показать, как со временем менялся научный взгляд на рассматриваемую проблему. Здесь же вы можете отметить имена учёных, что разрабатывали до вас данную тематику. Также будет не лишним указать, чего они добились в исследованиях.
- Если вас не устраивает хронологический порядок, то можете группировать источники по темам, либо включать в одну группу такие материалы, в которых имеется что-то общее. И уже на этой основе выводить дальнейшие выводы.
- Работы своих предшественников нужно анализировать, как можно более критически, подмечая как все плюсы, так и минусы проводимых раннее научных исследований. Описывая прошлые неудачи своих коллег, заострите внимание на тех причинах, что не позволили учёным продвинуться дальше в изучении представленной вами проблемы. Здесь вы как раз сможете чётко обозначить, что получилось сделать для дальнейшей проработки этой идеи.
- В заключительной части своего обзора напишите, сумели ли данные исследователи выполнить по максимуму свои задачи или нет.
- Не стоит торопиться выкладывать своё видение исследуемой темы прямо в литературном обзоре. Лучше напишите, что именно вас подтолкнуло к исследованию данного материала, а также к желанию открыть в нём нечто новое.
- Лучше всего обзор на библиографические источники писать всё время, как вы будете работать над дипломом. Возможно, вы что-то подправите в своём тексте либо, наоборот, выкинете из него, а, может быть, даже часть перепишете.
Работая над обзором, не позволяйте себе иронически отзываться о людях, что рассматривали эту проблему до вас, а также ставить под сомнение их компетенцию. Ведь вы отчасти черпаете информацию именно из этих открытий.
Отвечая на вопрос, заявленный в заголовке нашей статьи, стоит отметить, что хороший анализ литературы, задействованной при написании выпускной квалификационной работы или дипломного проекта включает в себя следующие компоненты:
- систематическую работу над данным разделом;
- внимательный отбор подходящих библиографических источников;
- их компоновку по определённым признакам;
- анализ прочитанного материала, поиск закономерностей и т. д.
В заключение хотелось бы сказать, что написание обзора на список литературных источников помогает разобраться в исследуемой проблеме на основе прочтения трудов своих предшественников.
Изучая труды других людей, вы, таким образом, подготавливаете почву для своих собственных. А также начинаете ещё лучше разбираться в специфике исследуемого вопроса, глубже проникая во все тончайшие нюансы разрабатываемой вами темы.
Так что получается, что все части дипломной работы на самом деле тесно связаны друг с другом, поэтому ни одну из них нельзя игнорировать в процессе работы.
В случае если у вас возникнут затруднения с написание литературного обзора к дипломной работе, эксперты образовательного центра DissHelp.ru окажут посильную помощь в подготовке литобзора на высшем профессиональном уровне, достаточно просто оформить заказ с указанием всех требований по выполнению вашего задания.
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
источник
Какого-то универсального ответа тут быть не может: в конце концов, все мы страшно непохожие друг на друга читатели — со своими вкусами и жанровыми предпочтениями. При этом определенно есть смысл периодически сверяться с лучшими отечественными филологами — в особенности с теми, кто сам очень хорошо пишет и говорит.
Все книги, которые я рекомендую, можно читать на Букмейте бесплатно — перейдите по этой ссылке и активируйте промокод для пользователей TheQuestion.
«Работы о теории. Статьи» Сергея Зенкина.Набор необходимых текстов для понимания того, что происходило с мировой литературой в XX веке — и почему она сейчас так выглядит. А еще — хороший гид по гуманитарной мысли того же периода: будете твердо знать, про что там писали Барт, Рикер, Шкловский, Беньямин и другие мудрецы прошлого столетия.
«Теория литературы. Введение» Терри Иглтона.Курс марксистского литературоведения — но не того его противного извода, что царил в Советском Союзе, а франко-британской выучки. Плюс — завоевания русского формализма, одной из самых влиятельных филологических школ своего времени. Для первого знакомства с предметом, пожалуй, не подойдет, но для стереоскопического представления о темах и контекстах мирового литературоведения — самое то.
«Проза. Поэзия. Поэтика» Юрия Щеглова.Автор комментария к «Двенадцати стульям» и «Золотому теленку», близкий друг Александра Жолковского и просто великий русский ученый — на любимые темы. Чем «Доктор Живаго» похож на книги Диккенса? Как Булгаков описывал Сталина? Что такое «административный роман»? Под тысячу страниц чисто читательского — не говоря уже про академическое — удовольствия.
«Серебряный век» Олега Лекманова. Курс лекций специалиста по творчеству Есенина и Мандельштама об эпохе, которая их породила, — и ее главных героях. Узнаете, почему вся русская проза XX века выросла из «Мелкого беса», поймете, как устроена пьеса «На дне», и научитесь различать символизм, акмеизм и футуризм.
«Писатель как сотоварищ по выживанию» Олега Юрьева.Тайная история русской литературы — где главными героями становятся не классики из школьного кабинета, а маргиналы, отщепенцы и непризнанные гении. Важная книга для того, чтобы навсегда запомнить: парадными именами наша словесность не исчерпывается, и за каждым Николаем Гумилевым стоит свой Тихон Чурилин.
Самое главное, что вы должны понять и вынести для себя — это то, ради чего было создано произведение, т.е. его идея и глубинный смысл. Что хотел сказать автор своим произведением? Каково решение затронутой в произведении проблемы или указание пути, которым она может решаться?
Литератор раскрывает самые важные идеи через своих героев. Достаточно понаблюдать за их поведением, взаимоотношениями с другими персонажами, и многое становится понятным. Приближайте образы героев к себе — и вы начнёте постигать их сущность. Оценивайте их по монологам и диалогам, привычкам, поступкам и действиям, и наконец — по общей ситуации, в которой они находятся.
Чтобы лучше понять текст, нужно выделять в нём ключевые моменты, вокруг которых концентрируется остальная информация.
А теперь общая схема анализа произведения, которая поможет лучше понять его суть, чтобы впоследствии можно было свободно дискутировать о нём:
1. Нужно знать историю создания произведения:
• события, происходившие в этот период времени.
• основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.
3. Смысл названия произведения.
4. От какого лица ведётся повествование?
5. Тема и идея произведения, его проблематика.
• персонажи (главные/второстепенные, положительные/отрицательные).
• особенности имён и фамилий персонажей.
• детали, которые характеризуют персонажа.
• отношение к герою других персонажей.
• отношение автора к персонажам и как он его выражает.
8. Как выражена авторская позиция? Какая общественная проблема привела автора к созданию произведения?
По настоящему качественное литературное произведение, как и любое другое произведение искусства, это целостный комплекс, единство философских, этических, социальных, исторических, эстетических и пр. пр. вопросов (и очень редко — ответов), которые автор сформулировал на своём языке. Как только Вы начинаете раздёргивать это сплетение на отдельные части, оно рушится и перестаёт быть фактом искусства. Помните, пушкинские строчки — признание Сальери: «Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию. « Поэтому, такой вандализм, как «анализ«, по своей инициативе лучше не совершать. А вот уметь вдумываться в текст, адекватно отрефлексировать его — абсолютно необходимо.
А если всё же от Вас это потребуют обстоятельства, то готовиться надо долго. Начиная с первого класса. Но в начальной школе Вас знакомят с текстами дидактическими, воспитывающими. Например: «Что такое хорошо и что такое плохо» Владимира Владимировича Маяковского.
Лишь c 9-го класс начинают учить читать литературные тексты по-настоящему. А Вам надо приступить к такому чтению намного раньше. Хотя бы с «Капитанской дочки«, «Дубровского«, «Тараса Бульбы«. Многим девочкам нравится Маша Троекурова. Но почему-то редкая девочка задумывается над тем: а почему Маша в финале сама отказывается от своего спасителя? А если бы задумались, то им намного понятнее стали бы и Татьяна Ларина, и Анна Каренина, и Катюша Маслова — весь тот нескончаемый ряд замечательных русских женщин с нелёгкой судьбой, о которых рассказывает классическая русская литература.
Конечно. начинать надо с понимания цели такого анализа. Если это экзаменационное сочинение, а скорее всего об этом и спрашивают, то нужно и работу свою подогнать под стандарты этого жанра. Но при этом нужно знать, что настоящая литература, а в школе изучаются именно такие книги, никак не не ограничивается такими понятиями как «тема» и «идея«. Великие авторы не ставят себе цель «раскрыть глаза» своему читателю. Они, всматриваясь и вслушиваясь в жизнь, видят проблему и пытаются донести это видение до читателя. Именно об этом пишет М.Ю.Лермонтов во вступлении к «Герою нашего времени«. Они сами не знают ответа или решения, но призывают и нас задуматься над тем или иным феноменом. Чаще всего именно в этом и состоит т.н. «авторская позиция«. По крайней мере, в русской классической литературе XIX века. И если при своём анализе, помимо идейно-тематического и литературного содержания (композиция, язык, образная система и пр.) Вы сумеете показать свою, пусть ещё наивную, подростковую, но именно свою, рефлексию, то такая работа будет оценена достаточно высоко.
А в других ситуациях анализом лучше не увлекаться. Конечно, если Вы не литературовед. Но у литературоведов можно многому научиться. Почитайте, к примеру, книжку Бориса Михайловича Эйхенбаума «Как сделана «Шинель» Гоголя» — это прекрасный пример профессионального прочтения художественного текста. Логику и алгоритмику его вполне можно использовать и в своих работах.
источник
Разбор печатных или цифрового формата статей, которые в открытом доступе представляют уже имеющиеся по интересующей теме наработки, нужен не только при написании реферата, курсовой или доклада на конференцию, но и на этапе сбора информации для собственной обзорной или исследовательской публикации. Хороший пример анализа научной статьи поможет разобраться, как быстро, но при этом детально и продуктивно изучить результаты работы коллег по академическому или эмпирическому цеху. Но для начала давайте разберемся, по какому алгоритму действовать.
Первостепенная задача анализа научной статьи – оценить значимость публикации как источника достоверной и актуальной информации, поэтому логично начать с внимательного прочтения материала. Если в тексте присутствуют непонятные термины, придется разобраться с их значением, затем вновь перечитать работу. Только после того, как изложенная тема станет абсолютно ясна для понимания, стоит приступать к анализу статьи.
Чтобы ничего не упустить и не потерять лишнего времени, советуем использовать шаблон анализа научной статьи:
Критерий | На что обратить внимание | |
---|---|---|
1. | Авторство, место публикации. |
|
2. | Актуальность. |
|
3. | Новизна. |
|
4. | Жанр. | Соответствие изложения материала требованиям написания научных статей и академического письма в целом:
|
5. | Качество обзора литературы. | Солидность и количество источников в библиографии, их релевантность теме. |
6. | Репрезентативность фактов. | Особое внимание следует уделить наличию точных и объективных данных:
Именно их присутствие определяет уровень информативности материала. |
7. | Практическая и теоретическая ценность описанного в статье исследования. |
|
8. | Обоснованность выводов. | Соотносятся ли сделанные автором заключения с фактами, представленными в тексте статьи? |
Анализировать материал лучше всего по его распечатке или в текстовом редакторе, например, Evernote. Так удобно делать заметки на полях и выделять отдельные участки текста. Перед началом работы убедитесь, что нумерация страниц в оригинале и копии совпадет – это нужно для того, чтобы правильно ссылаться на статью при ее анализе.
После ознакомительного прочтения нужно проанализировать текст более детально, чтобы выделить главные тезисы, основные аргументы, на которых настаивает автор. В ходе анализа вы должны будете к ним вернуться, чтобы оценить, насколько убедительно он доказывает свою мысль. Удобнее всего это сделать, отмечая абзацы, несущие ключевую информацию, а затем сформулировав смысл каждого фрагмента одним предложением.
Если в работе указаны статистические данные, необходимо установить их достоверность. Следует отмечать сведения, которые не подкреплены доказательством или объяснением.
Если в ходе анализа некоторые вопросы остались без ответа, их стоит пометить. Это поможет понять, можно ли улучшить статью, проведя дополнительные исследования или предоставив больше доказательств. Как вариант: написать собственную работу, посвященную нераскрытым аспектам – новизна вашей публикации будет обеспечена.
После того, как все необходимые сведения будут собраны, осмыслены и структурированы, работу надо оформить по общепринятым стандартам. В этом поможет обещанный в начале образец анализа научной статьи.
В заключение нужно обязательно проверить написанное, исключить грамматические, стилистические и орфографические ошибки. Даже если тема близка и понятна и на анализ не потребовалось много времени и сил, он все равно должен быть отредактирован как минимум один раз.
источник