Разбор печатных или цифрового формата статей, которые в открытом доступе представляют уже имеющиеся по интересующей теме наработки, нужен не только при написании реферата, курсовой или доклада на конференцию, но и на этапе сбора информации для собственной обзорной или исследовательской публикации. Хороший пример анализа научной статьи поможет разобраться, как быстро, но при этом детально и продуктивно изучить результаты работы коллег по академическому или эмпирическому цеху. Но для начала давайте разберемся, по какому алгоритму действовать.
Первостепенная задача анализа научной статьи – оценить значимость публикации как источника достоверной и актуальной информации, поэтому логично начать с внимательного прочтения материала. Если в тексте присутствуют непонятные термины, придется разобраться с их значением, затем вновь перечитать работу. Только после того, как изложенная тема станет абсолютно ясна для понимания, стоит приступать к анализу статьи.
Чтобы ничего не упустить и не потерять лишнего времени, советуем использовать шаблон анализа научной статьи:
Критерий | На что обратить внимание | |
---|---|---|
1. | Авторство, место публикации. |
|
2. | Актуальность. |
|
3. | Новизна. |
|
4. | Жанр. | Соответствие изложения материала требованиям написания научных статей и академического письма в целом:
|
5. | Качество обзора литературы. | Солидность и количество источников в библиографии, их релевантность теме. |
6. | Репрезентативность фактов. | Особое внимание следует уделить наличию точных и объективных данных:
Именно их присутствие определяет уровень информативности материала. |
7. | Практическая и теоретическая ценность описанного в статье исследования. |
|
8. | Обоснованность выводов. | Соотносятся ли сделанные автором заключения с фактами, представленными в тексте статьи? |
Анализировать материал лучше всего по его распечатке или в текстовом редакторе, например, Evernote. Так удобно делать заметки на полях и выделять отдельные участки текста. Перед началом работы убедитесь, что нумерация страниц в оригинале и копии совпадет – это нужно для того, чтобы правильно ссылаться на статью при ее анализе.
После ознакомительного прочтения нужно проанализировать текст более детально, чтобы выделить главные тезисы, основные аргументы, на которых настаивает автор. В ходе анализа вы должны будете к ним вернуться, чтобы оценить, насколько убедительно он доказывает свою мысль. Удобнее всего это сделать, отмечая абзацы, несущие ключевую информацию, а затем сформулировав смысл каждого фрагмента одним предложением.
Если в работе указаны статистические данные, необходимо установить их достоверность. Следует отмечать сведения, которые не подкреплены доказательством или объяснением.
Если в ходе анализа некоторые вопросы остались без ответа, их стоит пометить. Это поможет понять, можно ли улучшить статью, проведя дополнительные исследования или предоставив больше доказательств. Как вариант: написать собственную работу, посвященную нераскрытым аспектам – новизна вашей публикации будет обеспечена.
После того, как все необходимые сведения будут собраны, осмыслены и структурированы, работу надо оформить по общепринятым стандартам. В этом поможет обещанный в начале образец анализа научной статьи.
В заключение нужно обязательно проверить написанное, исключить грамматические, стилистические и орфографические ошибки. Даже если тема близка и понятна и на анализ не потребовалось много времени и сил, он все равно должен быть отредактирован как минимум один раз.
источник
Анализируя научную статью, целесообразно придерживаться следующего плана:
- 1) Автор, название, выходные данные.
- 2) Внутренняя структура статьи.
- 3) Цель исследования.
- 4) Источниковая база исследования и оценка степени изученности проблемы.
- 5) Методология и методы, использованные при написании статьи.
- 6) Выводы автора.
Приведем несколько примеров анализа статей, выполненных автором и студентами 5 курса исторического факультета МаГУ.
Гринченко Г.Г. Принудительный труд в нацистской Германии: историческая память и проблемы анализа биографических интервью II Вторая мировая война в памяти поколений: Сборник научных статей / Под ред. И.В. Ребровой, Н.А. Чугунцовой: Кубанский гос. Технол. ун-тет. — Краснодар: Эдарт-принт, 2009. С. 9-41.
Статья написана по результатам проекта инициированного фондом «Память, ответственность и будущее» в 2004 г. Цель: сбор документальных свидетельств о судьбах людей, которые в годы Второй мировой войны привлекались к рабскому и принудительному труду на территории Третьего рейха.
Статья состоит из 2-х частей:
- 1) Методика и схема интервьюирования и оформления сопроводительной документации;
- 2) Анализ одного интервью, записанного в рамках этого проекта, с объяснением методики анализа и выводами о том, как этот источник помог пониманию «жизненного мира» отдельного человека.
Цель исследования: как в своем автобиографическом нарративе информант упорядочивает и транслирует собственный опыт, приобретенный во время определенного исторического события, чтобы придать смысл случаям и поступкам собственной жизни. Главное здесь не в том, что рассказал информант, а как и почему именно так построен нарратив.
Источниковая база: Тип интервью, записанных в рамках проекта:
Полуоткрытые нарративные автобиографические интервью продолжительностью 3,5-4 часа и построенные по принципу последовательного чередования частей: открытой, объясняющей, содержащей открытые вопросы, критической.
Структура опросника: семья, образование, преследования и депортации, пребывание на принудительных работах, послевоенная жизнь.
- 1) Установочные встречи;
- 2) Сбор интервью;
- 3) Оформление документации;
- 4) Итоговые публикации и конференции.
Методологический подход: теория исторической памяти. Термин дается в интерпретации Л.П. Репиной, («сложный социокультурный феномен, связанный с осмыслением исторических событий и исторического опыта, и одновременно — продукт манипуляций массовым сознанием в политических целях»).
Методы: сегодня существует два способа анализа интервью: реконструктивный и нарративный (текстуальный). Автор выбрал последний. Конкретно опора на методику Г. Розенталь, методы «анализа тематического поля», классический качественный анализ, структурный подход В. Лабова. Индукция. Типологизация. Казуальный метод (кейс- стади) исследуется необычный — обычный частный случай жизненного пути простого человека (Зинаиды Ивановны Б.)
Выводы автора: анализируемая биографическая конструкция основывается на тематическом поле отношений и противостояния нашей информантки с советским обществом и советской власти, определяющим фактором для которых стало пребывание на принудительных работах в нацистской Германии, а внешним атрибутивным признаком — конфликтная презентация себя как активного в социальном отношении человека с одновременным дистанцированием себя от социума.
Чернова Н.В. Эволюция смеха вождя в историко- революционном фильме. От великого до смешного. Инструментализация смеха российской истории XX века. Сборник статей / Под ред. Нарского И.В. и др. — Челябинск: Каменный пояс, 2013. С. 92-109.
Цель — проанализировать сложное переплетение идеологических шаблонов, авторского видения сценаристов, режиссеров, актеров и особенностей зрительского восприятия образов Ленина и Сталина, а также показать, как советские историко-революционные фильмы 1930-1940-х гг. способствовали превращению смеха и юмора в узнаваемую черту кинотипажей советских лидеров.
Источниковая база представлена архивными документами (стенограммами, стенографическими отчетами совещаний режиссерских комиссий и обсуждений фильмов), опубликованными сценариями (кино- и литературных версий) и кинодокументами (материалами фильмов, на примере которых проводилось исследование — «Человек с ружьем», «Ленин в 1918 году», «Оборона Царицына» и др.).
Методы: анализ невербальных коммуникативных знаков (жестов, мимики, пантомимики и др.); метод visual studies (концепции визуальных исследований), оценивающий изображения с разных сторон. На языке данного подхода, можно сказать, что каждая из групп методов «просвечивает» определенный слой в исторической действительности, собираясь воедино, эти фрагменты формируют объемную модель той или иной эпохи. Методы культурной истории, которая во многом «опирается на синтез социокультурной и интеллектуальной истории» и оперирует понятиями ментальные стереотипы, исторические мифы, историческая память и т.д. Данный подход позволяет увидеть в кинематографе, оперирующем образами-мифами источник деформации исторической памяти. Литературный анализ позволяет детально разобрать тексты различных вариантов сценариев, этапы их изменений, вмешательство цензуры и способы подачи образов политических деятелей.
Выводы: несмотря на то, что власть и кинематографисты стремились показать гениальность и масштабность вождей, им в большей степени импонировали более динамичные, не лишенные чувства юмора и одновременно сарказма образы политических лидеров. Некий комизм в образе вождя делал его более привлекательным и понятным для рядового зрителя. Именно поэтому человечность стала неотъемлемой составляющей в вождистском образе.
Макарова Н.Н. Из повседневной жизни магнитогорцев: система здравоохранения в 1929-1935 гг. II Проблемы Российской истории, выпуск IX / Под ред. Н.С. Фроловой: ИРИ РАН; МаГУ. — Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского государственного университета, 2009. С. 251-263.
Цель: показать, как развивалась система здравоохранения в г. Магнитогорске в 1929-1935 гг.
Статья состоит из 3-х частей:
- 1) Факторы, повлиявшие на становление системы здравоохранения в городе Магнитогорске в конце 1920-х — начале 1930-х гг.
- 2) Структура и функционирование системы.
- 3) Результаты, достигнутые здравоохранением Магнитогорска к середине 1930-х гг.
Цель исследования: показать, каким образом формировалась система здравоохранения в Магнитогорске в 1929-1935 гг., сравнение ее развития с системой здравоохранения в других городах СССР. Как решались проблемы (антисанитария, нехватка медикаментов, квалифицированных медицинских кадров) в процессе ее развития в обозначенный период.
Источниковая база: При исследовании темы использованы архивные материалы МУ МГА; опубликованные документы и воспоминания.
Методология и методы исследования: статья написана в русле локальной (региональный), история повседневности. Автор применил ретроспективный, историко-сравнительный, историко-типологический методы исследования.
Выводы автора: в анализируемой статье автор делает выводы о том, что в результате активного привлечения медицинских кадров в Магнитогорск, активного строительства больниц, поликлиник, детских яслей и садов в первой половине 1930-х гг., несмотря на все проблемы, к 1935 г. произошли существенные, качественные изменения в сфере развития здравоохранения в Магнитогорске.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ВСЕМУ КУРСУ
- 1) Предмет, структура и функции методологии истории. Формирование методологии истории в самостоятельную научную дисциплину.
- 2) Предмет истории как науки, ее специфика. Проблема классификации наук: место истории.
- 3) Функции исторической науки
- 4) Язык исторической науки.
- 5) Понятие исторического процесса. Теории исторического процесса.
- 6) Историческое пространство. Всемирная история, «национальная», региональная и местная история
- 7) Историческое время . Эпоха, период, поколение. Хронотоп.
- 8) Исторический факт и исторический источник.
- 9) Закономерность и случайность в историческом процессе. Проблема альтернативности в историческом развитии и историческом познании.
- 10) Историческое познание и его особенности. Современные дискуссии по проблеме исторического познания.
- 11) Проблема объективности исторического знания.
- 12) Классический историцизм и постмодернистские концепции.
- 13) Интеллектуальная история. «Культурная история». История ментальностей.
- 14) Локальная история и микроистория. Биографика.
- 15) Гендерная история. История повседневности.
- 16) Историческая память. Имагология.
- 17) Демографическая и экологическая история. Историческая синергетика.
- 18) Психоистория и историческая психология.
- 19) «Устная история». Методика и техника интервьюирования.
- 20) Виды письменных работ и общие требования к их выполнению.
- 21) Процесс написания и защиты выпускной квалификационной работы.
- 22) Структура письменной работы по специальности «История».
- 23) Методы научного познания: проблемы классификации.
- 24) Методы обработки и анализа исторических источников.
- 25) История и компьютер.
- 26) Характеристика научной деятельности.
источник
В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.
Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.
По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.
Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту
Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.
Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.
- Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
- Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
- Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
- Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
- Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.
Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.
- Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
- Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
- Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
- Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
- Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
- Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
- Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
- Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку
Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.
- Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
- Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе
Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.
Рассмотрим важнейшие методы этой группы.
- Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
- Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
- Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.
В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.
Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.
Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).
Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике
Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.
- Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
- Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
- Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
- Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
- Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.
Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии
Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.
Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).
Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.
Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии
Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.
источник
Анализ статей при написании собственных научных работ неправильно проводят не только аспиранты и студенты, но и авторитетные ученые, нередко приводя редакторов в бешенство и заставляя последних разворачивать присланные работы. По этой причине стоит отдельно разобрать, как же правильно проводится анализ научной литературы.
Любая научная статья пишется на основе анализа источников, проблемы и мнений. Однако в большинстве случаев весь анализ проводится следующим образом:
- Автор ознакомляется с подобранной научной литературой;
- Проводит сравнение с собственной точкой зрения;
- Если мнения сходятся – материал добавляется в списки литературы, если расходятся – проводится мысленный спор с автором работы, а текст отправляется в дальний ящик как бесполезный;
- Пишет научную статью.
Основная ошибка в такой ситуации – третий пункт, поскольку именно в нем происходит утеря более половины всей важной и полезной информации, без которой невозможно привести аргументированные контрпримеры. По этой причине во избежание выхода на собственную статью разгромной рецензии многие авторы анализируют научную литературу по другой схеме:
- Внимательно знакомятся со всеми точками зрения, разнящимися с их личными мнениями. Постоянная пристальная работа в одном направлении может приводить к «замыливанию» ума и взгляда, из-за чего можно упустить действительно важную информацию. Как вариант – можно сослаться в статье на иные мнения и взгляды, касающиеся выбранной проблемы, и обосновать преимущество личных решений и выводов;
- Вопросы, которые в литературы затронуты вскользь, требуют не менее пристального изучения: нередко автор не освещает их из-за нехватки времени, возможностей, необходимости в проведении дополнительных исследований. Всегда можно изучить такие нюансы при написании научной статьи;
- Вся информация проверяется на уникальность. Если анализируемая литература основывается на данных 20-30 летней давности, то ее можно освежить и опубликовать на ее основе новое исследовании;
- Незнакомые термины, части текста не пропускаются, а тщательно изучаются – не до конца понятая работа может отрицательно сказаться на доказательной базе и разрушить всю логику научной статьи;
- Большинство работ, анализ которых требуется провести, заканчиваются не полноценными выводами, но новыми вопросами.
Внимательный анализ используемой научной литературы позволит не просто увеличить объем оформляемой научной статьи, но и повысить ее качество.
После сбора материала проводится его сокращение и «расчленение»: выделяются основные тезисы, разбирается биография и библиография автора. Делается это следующим образом:
- После прочтения работы автору желательно пересказать ее основную концепцию и мысль. Если сделать это не получается, литература изучается повторно;
- Методы и результаты исследования, поставленные цели выписываются отдельно. При этом можно все фрагменты комментировать – такие изменения помогут отыскать основные тезисы работы, на которых будет строиться научная статья и проводиться анализ;
- Составляется конспект статьи. Для этого желательно осуществить анализ библиографии автора и его биографии. Это дает возможность для оценки объективности автора и ограничений, наложенных на него в период работы;
- Ясно, четко и понятно формируется цель научной работы. Также выделяются доказательства, выдается характеристика того, насколько хорошо автор справился с поставленной задачей.
Последний шаг – внесение автором полученных данных в его научную статью. Сэкономить время на переработке статьи и избежать распространенных ошибок помогут следующие советы:
- Автору желательно заранее определить объем своей работы. Обзорные статьи, доклады, курсовые, кандидатские по количеству страниц разительно отличаются, поэтому текст необходимо составлять согласно предъявляемым требованиям;
- Определяется читательская аудитория. При написании научно-популярной статьи желательно не пользоваться специальной терминологией, а все выкладки делать как можно более понятными;
- Правильно написанная аннотация к научной статье не только привлекает внимание, но и позволяет читателю понять, стоит ли ему изучать статью. По этой причине в ней не должны содержаться факты, цитаты и цифры, хорошо освещенные и без предлагаемой к рассмотрению научной статьи;
- Во введении указываются все материалы, которые связаны с другими авторами. В основном теле статьи такая информация не указывается (за редким исключением – если работы посвящена конкретному тексту либо в этом возникает необходимость по условиям используемого исследовательского метода.
После завершения анализа научной литературы не стоит заканчивать работу – полученные выкладки можно перечитать, проверить их на наличие ошибок и недочетов, отложить на пару дней и заново за них засесть – вероятность получения новых сведений возрастет, если искать их на свежую голову.
Выступления на научных конференциях с докладами – благодарное дело не только для ученых, но и для.
Научная электронная библиотека eLibrary.ru и компания Thomson Reuters.
Нередко кандидаты при публикации научных статей сталкиваются с затянутыми сроками.
Чтобы написать научную статью, следует проделать большую работу. Однако.
Сноски – это дополнительные поясняющие данные к основному тексту. Они бывают в.
Любая научная работа начинается с введения. Автор указывает актуальность.
Научные конференции для ученого — это не только возможность поделиться последними.
Увеличение значимости индексов научного цитирования в целом и индекса Хирша в.
Чтобы организовать научное исследование, необходимо придерживаться методических рекомендаций.
Научная электронная библиотека eLibrary.ru совместно с компанией.
Во время учебы студентам и аспирантам нередко требуется найти ту или иную научную статью.
Карьера преподавателя всегда считалась.
Ученые звания доцента и профессора по праву считаются крайне почётными в научной среде. Это.
Международные базы данных, созданные по всему миру, предназначены для быстрого поиска научных публикаций.
Автор научной работы может получить отказ в публикации: проще говоря, в.
Депонирование в прямом переводе означает хранение чего-то: документов, денег, ценностей и т.п. В.
источник
1) Что же следует понимать под языковой личностью? 2) Каково в самом общем виде содержание этого понятия? 3) В решении этого вопроса надо, очевидно, исходить из понимания современной наукой личности вообще. 4) В психологии личность трактуется как относительно стабильная организация мотивационных предрасположений, которые возникают в процессе деятельности из взаимодействия между биологическими побуждениями и социальным и физическим окружением, условиями. 5) В повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду стиль жизни индивида или характерный способ реагирования на жизненные проблемы. 6) В итоге получается, что и по определению, и по сложившейся исследовательской практике при изучении личности и ее описании в психологии в центре внимания исследователей находятся некогнитивные аспекты человека, т. е. его эмоциональные характеристики и воля, а не интеллект и способности. 7) Последние могут, конечно, быть объектом изучения психолога, но как бы сами по себе, в отвлечении от человека, вне личности … 8) Он попадает в поле зрения исследователя личности только в том случае, если речь идет о втором для нее языке … 9) Следовательно, языковая личность начинается по ту сторону обыденного языка, когда в игру ступают интеллектуальные силы, и первый уровень (после нулевого) ее изучения – выявление, установление иерархии смыслов и ценностей в ее картине мира, в ее тезаурусе (из книги Ю.Н. Караулова «Русский язык и языковая личность». С. 35–36).
Данный фрагмент текста принадлежит научному стилю. В нём реализуется информативная функция языка. Типичным признаком научного стиля речи, отразившимся в тексте, является точность, которая достигается тщательным подбором слов, используемых в прямом значении. Кроме того, употребляется научная терминология и специальная лексика: личность, языковая личность, картина мира, психология, интеллект, биологические побуждения, мотивационные предрасположения, когнитивный, индивид, тезаурус; общенаучная лексика:понятие, вопрос, наука, исследователь, организация, ценности, аспект, объект, уровень, смысл, способ, практика, процесс, деятельность, иерархия. Использованием терминов, специальных понятий также достигается точность научной речи. В тексте встречаются повторы ключевых слов:личность, языковая личностьи т.д.
Для данной статьи характерна отвлеченность и обобщенность. Примечательно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий: «личность трактуется…»— имеется в виду личность вообще, а не конкретный человек;«стиль жизни индивида…», т.е. индивид вообще. В обобщенно-отвлеченном значении употребляются и глаголы в форме настоящего времени:«в психологии личность трактуется», «языковая личность начинается»и т.д. Глаголы в настоящем времени преобладают в тексте (следует, трактуется, возникают, получается, находятся, могут, попадает, идет, начинается, вступают). Широко употребляются глаголы несовершенного вида (как более абстрактные). В тексте отсутствуют образные средства языка: эпитеты, метафоры, художественные сравнения. Много отглагольных существительных, оканчивающимися на –ние (-ие), таких каксодержание, решение, понимание, взаимодействие, побуждение, окружение, реагирование, изучение, отвлечение, выявление, установление, описание; они передают объективные процессы и явления, а объективность – это еще один признак научного стиля.
Все части жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. На последовательность развития мысли указывают такие словосочетания, как «в психологии личность трактуется как…», «в повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду…», «в итоге получается…». В конце текста автор делает вывод о специфике понятия «языковая личность». Для того чтобы логически правильно оформить свои мысли, автор использует вводные слова:очевидно, конечно, следовательно, благодаря чему все предложения тесно связаны между собой. Использование сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных также способствует созданию логичности и доказательности научного текста. Например, придаточное определительное (4), придаточное условия (8), обстоятельственное (9), изъяснительное (6) Предложения, осложненные однородными членами (4, 5, 6, 7, 9):между побуждениями и окружением, условиями; и социальным и физическим; стиль или способ; и по определению, и по практике; при изучении и описании; его характеристики и воля; интеллект и способности; смыслов и ценностей; в ее картине мира, в ее тезаурусе. Отвлеченность и обобщенность научной речи достигается использованием безличных и обобщенно-личных конструкций:следует понимать; надо исходить; в итоге получается. Для научного стиля характерно также использование конструкций родительного падежа (словосочетания типа: существительное + существительное в родительном падеже), например,содержание понятия, решение вопроса, понимание личности, организация предрасположений, в процессе деятельности, стиль жизни индивида, способ реагирования, при изучении личности, в центре внимания, объект изучения психолога, объект анализа, поле зрения исследователя личности, по ту сторону языка, уровень изучения, установление иерархии смыслов и ценностей. В тексте предложения имеют прямой порядок слов. Преобладают предложения осложненные, например, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом: «В повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду стиль жизни индивида…».
По типу речи текст представляет собой рассуждение. В самом начале автор помещает тезис, а потом его доказывает. Все признаки стиля (логичность, отвлеченность, обобщенность, объективность) отражены в тексте.
источник
Анализ написанной статьи заключается в даче общей оценки ее смысловой нагрузки, содержательности и информативности. Благодаря анализу можно узнать об авторском профессионализме, а также оценить его манеру изложения информации и стиль написания.
— принадлежности для письма.
1. Для написания качественного анализа необходимо отбросить все субъективные суждения о статье. Руководствоваться нужно лишь конкретными критериями. В начале статью читают, после чего стараются оценить, отталкиваясь от степени соответствия написанного в статье ее заголовку, логики представленного материла, смысловой нагрузки, информативности и степени раскрытия поставленной темы. Немаловажен при анализе язык статьи и стилистические особенности. Работа должна быть по смыслу единым целым.
2. Статью внимательно нужно прочесть неоднократно. Только после этого можно приступить к анализу. В самом его начале указывается исходная информация. Далее идет 1-ый пункт – «соответствие названия содержанию». Современная публицистика такова, что заголовки статей привлекают внимание, а само содержание текста абсолютно не соответствует тематике. В связи с этим в анализе подробно освящается этот вопрос.
3. Далее стоит обратиться к анализу уровня информативности. При этом большое внимание нужно уделить присутствию в работе различных научных фактов, экспертного мнения, результатов опросов и прочих аналогичных факторов. Каждое из перечисленных средств в определенной мере поднимает уровень информативности текста, позволяя другим людям в дальнейшем делать ссылки на данный труд.
4. Серьезным аспектом анализа статьи является логика предоставления информации. Серьезным минусом считается случай, когда в рамках одной статьи автор затрагивает 2 или 3 мини-темы и постоянно скачет с одной на другую, так и не раскрывая до конца ни одну из них. В работе должны поэтапно излагаться каждая из поставленных проблем. Соответственно, в конце работы нужно делать краткие выводы по каждой мини-теме.
5. Характеристика статьи по всем перечисленным выше критериям показывает, насколько раскрыта заявленная тематика. В этом пункте могут возникнуть некоторые трудности, так как перед автором статьи стоит задача подтолкнуть читателя на размышления о проблеме. Получается, что отчасти вопрос изначально остается риторическим. Такие статьи не должны раскрываться по теме в полной мере, в них присутствует элемент недосказанности для побуждения читателя к изучению темы в других источниках. Если вы анализировали именно такой вид статьи, то в самом анализе нужно непременно указать на это.
Анализ какого-либо печатного труда, написанного конкретным автором, не только помогает в получении новых знаний по заданной теме, но и помогает не допустить плагиата при написании собственных работ (статей, диссертаций и прочих публикаций). Самое сложное для редакторов — изучать статьи, поступающие в научные издания для публикаций от начинающих ученых.
1. В самом начале важно внимание к актуальности выбранной темы. Опираться стоит не только на теоретическую, но и на практическую значимость вопроса, и на научную новизну темы. Заголовок статьи должен быть конкретным, без воды и без отступления от темы. Громоздкое название ни к чему, оно лишь затруднит работу над проблемой и будет мешать читателю.
2. Все приведенные в статье данные должны быть истинными и достоверными. Анализ этого аспекта базируется на объективности сбора информации для статьи и репрезентативности данных. Если истинность данных, выявленных в результате исследований, доказана, то это может стать основой для научной обоснованности выводов. Перед редактором стоит цель – уточнить, как именно автор статьи регистрировал события, как он их оценивал в динамике, проводилось ли изучение взаимодействия событий с иными явлениями, присутствовал ли при этом субъективизм и догматизм, или же автор пустил в действие творческий подход.
3. Основной текст требует внимательного прочтения. Необходимо акцентировать внимание на том, как изложена научная теория. Как правило, в самом начале статьи автор приводит пару-тройку логических выражений о фактах, после чего рассуждает над ними, выдвигая очередные доводы, отталкиваясь от результатов своих личных экспериментов, исследований и наблюдений. Во всем этом обязательно должно присутствовать соприкосновение ранее сформированных научных знаний с теми знаниями, которые были получены автором статьи.
4. Уточнения требует следующее: может ли автор приводить в своей работе цитаты. Если да, то сколько цитат допустимо на тот объем печатного труда, который предоставил автор. Наличие цитат говорит редактору о том, что должна проверяться их смысловая точность. Полученная информация сверяется со списком использованной автором литературы, который указывается в конце его труда. Тоже самое касается и результатов статистических данных, которые также нужно сверять с источником. По завершению анализу подвергается текст резюме, которое предоставляется автором статьи в двух вариантах (на английском и русском языках). В резюме кратко излагается научная идея статьи.
Творческий анализ статьи, на который все обратят внимание, получится в том случае, если вы проанализируете ее художественные языковые качества. Вам придется акцентировать внимание на задействованных в статье средств выразительности, к примеру, наличие сравнений, метафор, эпитетов и прочего.
источник
Секретом успешной научной работы являются не только глубокие познания в выбранной тематике и наличие собственной позиции относительно рассматриваемой проблемы, но и анализ научных текстов других авторов (будь то книги, статьи, заметки, стенографии выступлений и т.п.).
О том, как правильно сделать анализ научных статей забывают не только студенты, когда пишут курсовые и дипломные, но и маститые ученые, зачастую заставляя редакторов на корню подрезать их « opus magna ». Поэтому уделим достаточное внимание проблеме анализа научной литературы.
Шаг 1. Выборка литературы для анализа: как найти свою тему и сохранить материал?
Ни одна научная статья не появляется на свет без анализа источников, мнений и проблемы. Но обычно процесс анализа происходит примерно так:
Внимание! Если вы сомневаетесь в своих силах, то закажите помощь в написании научной статьи у профессионалов.
- Автор научной статьи знакомится с материалом;
- Сравнивает со своей точкой зрения;
- Если точка зрения совпадает – добавляет материал к списку использованной литературы, если нет – спорит с автором «в уме» (естественно, выигрывая спор) и откладывает текст как не несущий полезной информации;
- Пишет научную статью.
Ошибка заключена в 3 пункте, поскольку именно там теряется до 60% потенциально ценного материала и почти все возможные контрпримеры. Поэтому, если вы не хотите выхода разгромной статьи через месяц-два или полного завала на сдаче курсовой/дипломной немного измените метод работы:
- Внимательнее ознакомьтесь с точкой зрения, не совпадающей с Вашей. Ваш взгляд при долгой работе в одном направлении мог «замылиться» и что-то существенное могло ускользнуть от внимания. В противном случае в научной работе можно сделать ссылки на иные взгляды, связанные с проблемой, а также обосновать преимущество ваших решений или выводов.
- Обращайте внимание на вопросы затронутые «вскользь» – зачастую на полное освещение у автора нет времени или возможностей, ему требуется дополнительное исследование и т.п. Почему бы это дополнительное исследование не провести именно Вам?
- Проверяйте информацию на актуальность. Если научная работа, которую вы читаете, опирается на данные 20-30 давности, то ее наверняка можно «освежить» и опубликовать обновленное исследование, естественно не ущемляя прав автора предыдущей работы.
- Когда вы встречаете незнакомый термин или кусок текста, тяжелый для восприятия, не пробегайте его, а разберитесь до конца. Понятая не до конца работа может здорово навредить доказательной базе.
- Последний совет по предварительному анализу литературы – многие работы заканчиваются не выводами, но вопросами.
Как видите, внимательный анализ научной литературы будет полезен не только для придания работе объемности, но и для улучшения качества работы.
Шаг 2. Написание краткого резюме прочитанного
Материал собран, теперь необходимо сделать его «выжимку» – вычленить тезисы работы, разобраться с биографией и библиографией автора и т.д.
- Проверьте себя. Попробуйте рассказать общую концепцию прочитанного и примерное содержание. Если получилось, идем дальше, если нет – прочитайте работу еще раз.
- Приступаем к выписыванию методов, результатов и целей. При этом поощряется комментирование (естественно, с указанием страницы, к которой относится комментарий). Найдите основные тезисы работы, к ним вы будете возвращаться постоянно, особенно ближе к концу работы, когда будет оцениваться результативность действий автора анализируемой статьи.
- На основании сделанного выше, составляем конспект статьи. При этом полезно провести анализ библиографии автора и, по возможности (особенно если автор – известная историческая личность, например, Нестор, Кант, Эйнштейн) биографии. Это позволит оценить ограничения, налагаемые периодом работы автора и проверить его объективность.
- Четко и ясно сформулируйте цель научной работы, приведенные доказательства, и охарактеризуйте, насколько хорошо автор справился с задачей.
Шаг 3. Интеграция в работу
Остался последний шаг – корректно внести полученный массив данных в научную работу. Своеобразный чек-лист, приведенный ниже, поможет избежать распространенных ошибок и сэкономит время на переработку статьи.
- Определитесь с минимальным/предельно допустимым объемом. Размер курсовой, обзорной статьи в журнале или доклада на конференции никогда не совпадает, поэтому и текст нужно подстраивать под требуемые объемы.
- Определитесь с аудиторией. Если статья научно-популярная, то сложных терминов следует избегать, а хитрые теоретические выкладки сделать понятнее.
- Аннотация помогает читателю понять, стоит ли ему читать статью, поэтому она не должна содержать полемики, цитат и фактов, которые и без вашей статьи достаточно хорошо освещены.
- Материалы, связанные с работами других авторов, должны оседать во введении, никак не в основной части (они там допустимы только при работах, посвященных какому-либо тексту или если возникает необходимость в рамках Вашего, уникального взгляда на проблему осветить иные концепции).
Выполнив анализ, не спешите сдавать работу или делать перерыв. Перечитайте текст, проверьте его на ошибки и логичность, после чего (по возможности) отложите на пару дней и перечитайте на свежую голову.
источник
Любая статья (научная, новостная, повествовательная) должна соответствовать определённым требованиям, иначе читать её было бы трудно и крайне не интересно. Поэтому авторам полезно было бы проводить анализ статьи перед её публикацией. Тем более, если статья не поступает на проверку редактору, а, минуя этот этап, сразу отправляется к читателю.
Безусловно, объективно оценить собственную статью довольно трудно (для этого и была введена должность редактора в издательствах). Специалисты советуют, после написания отложить её на какое-то время, вернуться через день-два (не раньше) и перечитать, проверить на наличие ошибок: как грамматических, орфографических, так и стилистических.
Однако, обстоятельный анализ статьи (в истинном понимании этого термина) представляет собой разбор статьи по критериям: структурность (вступление, основная часть, заключение), целостность (единство структурных частей), соответствие содержания заявленной теме и информативность.
Каждый анализ подразумевает написание по нему отчёта, в котором найдут отражения замечания по каждому критерию, а также выводы о манере написания, о стиле автора.
Структурность и целостность
Статья должна состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения. Каждая из них должна быть по смыслу связана с предыдущей. Причём по всей статье красной нитью проходить главная мысль. Во вступлении автор о ней заявляет, в основной части раскрывает, а в конце утверждает. Вот такая статья действительно будет полезна читателю.
Информативность
Ценность статьи повышается за счёт приведения фактов, упоминания различных точек зрения экспертов, за счёт приведения статистических данных и результатов научных исследований. Все эти информационные элементы статьи найдут своё отражение именно в основной части.
Соответствие содержания заявленной теме
Казалось бы, основная мысль статьи и должна стать темой. Но нет. Тема – это тот предмет или явление, о котором идёт речь в статье. А основная мысль – это некое утверждение касательно заявленной темы. Отсутствие основной мысли в статье делает её бессмысленной, и хотя статья может быть информативной, повествовательной, она будет не интересной.
Закончив разбор статьи по основным критериям, следует сделать общий вывод по пунктам:
— насколько раскрыта тема, остались не раскрытыми какие-то моменты. Иногда, кстати, в качестве художественного приёма вопрос, раскрываемый в статье, можно оставить не раскрытым. Но не в случае научной статьи. Только в отношении повествовательных статей такой приём сыграет на руку автору.
— стиль изложения автора. Помимо указания стиля, анализ статьи можно дополнить перечислением использованных приёмов изложения. Их ещё называют средствами выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, крылатые фразы, экспрессивная лексика, риторический вопрос. А также стоит выделить особенности языка автора, его уникальные признаки.
Данный алгоритм работы подходит практически для всех случаев, но есть некоторые особенности в отношении анализа научной статьи, статьи из газеты.
Анализ научной статьи
Разницу в разборе скорее можно заметить в момент написания выводов. Здесь нужно указать не только стиль – научный, но и его подстиль (научно-популярный, научно-учебный, научно-технический).
Анализ статьи из газеты
Разбор усложняется необходимостью сравнить информацию с надёжным источником. А также проверкой на актуальность, объективность.
Разбор статьи позволяет осознать собственные недостатки, например, заметить употребление однокоренных слов. Расположившийся перед глазами разбор статьи поможет наконец совершить в себе изменения, что повысить ценность автора, его профессионализм. В указанном примере, изменением будет обращение к словарю антонимов и синонимов. Использование в статье различных слов, но одинаковых по смыслу разнообразит повествование, повысит интерес читателя. Также автор сможет совершенствовать себя и в других, выявленных анализом, моментах; позволит увидеть недостатки конкретной статьи и исправить их до публикации.
Особенно важен анализ статьи при размещении её в серьезных источниках: специализированном журнале, в портфолио, в рецензии к книге…
источник
Научно-исследовательская работа студентов является обязательной частью общего образовательного процесса и включается в содержание всех изучаемых дисциплин и видов учебных занятий. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у них навыков научной деятельности, овладение научными методами познания и исследования. В рамках общепрофессиональных и специальных дисциплин студентов знакомят с навыками библиографической работы, самостоятельной работы с книгой и другими источниками информации, навыками и умениями планировать и проводить эмпирическое исследование, оформлять результаты своих научных исследований. Вместе с тем в гораздо меньшей степени студентов обучают навыкам оценки научно-исследовательских работ, их критическому анализу.
Цель: сформировать у студентов навыки критического анализа научного текста, оценки качества проведенного эмпирического исследования, понимания логики построения научного исследования.
1-й этап. За одну-две недели до запланированного занятия каждый студент получает научную статью, выбранную преподавателем для всей группы (или как рассылку на электронный ящик всей группы), а также список вопросов к ч. I (п. 1—3) схемы критического анализа статьи. Задача каждого студента — прочитать статью, сделать заметки и ответить на поставленные вопросы.
2-й этап. На занятии вся группа вместе с преподавателем обсуждает анализируемую статью в соответствии с п. 1—3 (ч. I). Студенты корректируют по мере необходимости свои записи. В конце занятия преподаватель выдает им (отправляет по электронной почте) ч. II схемы анализа и предлагает подготовиться к следующему занятию в соответствии с этими пунктами.
3-й этап. На занятии группа под руководством преподавателя обсуждает статью в соответствии с ч. II схемы анализа.
4-й этап. Индивидуальная работа студентов. Преподаватель дает студентам список статей для критического анализа или предлагает провести собственный поиск и выбор статьи. Преподаватель может выдвинуть определенные требования к выбору, например: строго определить список журналов, из которых студенты могут заимствовать статьи для анализа, дату издания статьи (например, только те статьи, что опубликованы за последние три года), определить область и тематику исследования, тип и объем статей (например, не меньше восьми страниц). После выбора студенты обращаются к преподавателю и согласовывают с ним свой выбор (во избежание дублирования анализа статьи двумя или более студентами). Систему оценивания рекомендуем также предложить заранее (например, максимальное количество баллов, которые можно получить за работу, — 70). Далее студенты самостоятельно работают над анализом статьи, опираясь на обе части схемы анализа.
Работа сдается на проверку преподавателю в оговоренные им и может служить итоговой по изучаемому курсу.
Примерная схема критического анализа научной статьи
I часть критического анализа
Автор (авторы), название статьи, выходные данные статьи, номера страниц.
1. Предваряющий анализ статьи.
Кто автор статьи? Знакомы ли вы с другими публикациями этого автора? Каковы были цели, которые автор ставил в предшествующих публикациях?
Целевая аудитория: на какую аудиторию рассчитана статья (начинающего исследователя, практика, широкую научную общественность, зрелых ученых — профессионалов в конкретной области знания)? Необходимы ли специальные знания в конкретной области или достаточно общей эрудированности для понимания этой статьи?
Определите тип статьи: теоретическая или прикладная? Аргументируйте ваш ответ. При определении типа опирайтесь на классификацию статей, принятую в определенной научной области. Например, в педагогике предлагается следующее разделение: теоретических статей — на постановочные, аналитические, обобщающие, концептуальные; прикладных — на экспериментальные и инструментальные1.
Соответствие статьи (стиля написания, поставленных задач) журналу, в котором она опубликована. Соответствует или не соответствует? Почему?
Какое утверждение (идею), по вашему мнению, заложил автор в название статьи?
Какого рода информацию (дискуссию) можно ожидать?
Знаете ли вы что-нибудь об этой теме?
Оценка: максимальное количество баллов, которые можно получить по этому пункту, — 5.
2. Рефлексия собственных взглядов и убеждений. Какие представления в отношении рассматриваемого автором предмета у меня уже есть? Могут ли они повлиять на мою оценку статьи, исследовательской позиции автора? (Как правило, наши предшествующие знания, различные жизненные установки, стереотипы и предубеждения влияют на адекватность восприятия и оценку получаемой информации).
Оценка: максимальное количество баллов, которые можно получить по этому пункту, — 2.
3. Короткое резюме статьи. Сделайте очень короткое резюме статьи (два-три параграфа), придерживаясь следующей схемы:
• 1-й параграф: определите научную проблему, поставленную автором;
• 2-й параграф: каким образом автор предлагает решить эту проблему (например, предлагает новую модель, концепцию, теорию);
• 3-й параграф: очень коротко обобщите наиболее важные результаты, полученные в исследовании.
Оценка: максимальное количество баллов, которые можно получить по этому пункту, — 7.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
источник