Меню Рубрики

Культура как объект социального анализа

Обзор основных теоретических подходов в исследовании культуры. Ознакомление с элементами искусства и их характеристиками. Раскрытие понятий субкультуры и культуры, их взаимосвязь в современном обществе. Социологическое изучение поведения молодежи.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

DejaVu Sans;Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Культура как объект социологического изучения

2. Элементы культуры, их характеристика

Культура — многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование. При частом употреблении это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения и деятельности.

Социологический словарь дает следующие определения понятия «культура»: «Культура — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

Культура — это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культуре труда, политической культуре). Понятие «культура» может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (национальная культура) и всего общества в целом.

Таким образом, цель данной работы:

· Осветить основные теоретические подходы в исследовании культуры

· Ознакомиться с элементами культуры и их характеристиками.

· раскрыть понятия субкультуры и культуры, а также их взаимосвязь.

1. Культура как объект социологического изучения

культура искусство общество поведение

Цель социологического исследования культуры — установить производителей культурных ценностей, каналы и средства ее распространения, оценить влияние идей на социальные действия, на формирование или распад групп или движений.

Социологи подходят к феномену культуры с разных точек зрения:

1) предметной, рассматривающий культуру как статичное образование;

2) ценностной, уделяющей большое внимание творческому началу;

3) деятельностной, вводящей в динамику культуры;

4) символической, утверждающей, что культура состоит из символов;

5) игровой: культура — игра, где принято играть по своим правилам;

6) текстовой, где главное внимание уделяется языку как средству передачи культурных символов;

7) коммуникативной, рассматривающей культуру как средство передачи информации.

Основные теоретические подходы в исследовании культуры

Функционализм. Представители — Б. Малиновский, А. Ратк-лифф-Браун.

Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются с точки зрения их места в целостной культурной системе. Система культуры — характеристика социальной системы. «Нормальное» состояние социальных систем — самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Именно с точки зрения этого «нормального» состояния и оценивается функциональность элементов культуры.

Символизм. Представители — Т. Парсонс, К. Гирц.

Элементы культуры — это прежде всего символы, посредую-щие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т. д.).

Адаптивно-деятельностный подход. В рамках данного подхода культура рассматривается как способ деятельности, а также как система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей. В деятельности людей взаимодействуют две ее стороны: внутренняя и внешняя. В ходе внутренней деятельности формируются мотивы, тот смысл, который придают люди своим поступкам, отбираются цели действий, разрабатываются схемы, проекты. Именно культура как менталитет наполняет внутреннюю деятельность определенной системой ценностей, предлагает сопряженные с ней выборы, предпочтения.

2. Элементы культуры, их характеристика

Язык — знаковая система для установления коммуникаций. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.

Язык является ретранслятором культуры. Очевидно, что культура распространяется и жестом, и мимикой, но язык является наиболее емким, доступным ретранслятором культуры.

Ценности — это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то, к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка — отнесение к ценности).

1) терминальные (ценности цели);

2) инструментальные (ценности средства).

Ценности определяют смысл целенаправленной деятельности, регулируют социальные взаимодействия. Иными словами, ценности ориентируют человека в окружающем мире и мотивируют. В систему ценностей субъекта входят:

1) смысложизненные ценности — представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование, и др.);

б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и др.);

в) межличностного общения (честность, сострадание и др.);

г) демократические (свобода слова, суверенитет и др.);

3) партикулярные ценности (частные):

а) привязанность к малой родине, семье;

б) фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолютизму и т. д.). В наши дни происходит серьезная ломка, трансформация системы ценностей.

Нормы допустимых действий. Нормы — это формы регуляции поведения в социальной системе и ожидания, определяющие круг допустимых действий. Различают следующие виды норм:

1) формализованные правила (все, что официально записано);

2) правила морали (связаны с представлениями людей);

Возникновение и функционирование норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию, распределяясь по степени их социальной значимости.

Убеждения и знания. Важнейшим элементом культуры являются убеждения и знания. Убеждения — это определенное духовное состояние, свойство, в котором соединяются интеллектуальный, чувственный и волевой компоненты. Любые убеждения включают в свою структуру определенные сведения, информацию о данном явлении, норме поведения, знания. Между знаниями и убеждениями связь устанавливается неоднозначно. Причины могут быть различными: когда знания противоречат тенденциям развития человека, когда знания опережают реальную действительность и т. д.

Идеология. Как было отмечено выше, в качестве своей основы убеждения имеют определенную информацию, утверждения, обоснованные на теоретическом уровне. Соответственно, ценности могут быть описаны, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств.

В первом случае мы имеем дело с идеологией, во втором — с обычаями, традициями, обрядами, воздействующими и передающими свое содержание на социально-психологическом уровне.

Идеология предстает как сложное и многоярусное образование. Она может выступать в виде идеологии всего человечества, идеологии конкретного общества, идеологии класса, социальной группы и сословия. При этом происходит взаимодействие разных идеологий, что обеспечивает, с одной стороны, стабильность общества, а с другой — позволяет выбирать, развивать ценности, выражающие новые тенденции в развитии общества.

Обряды, обычаи и традиции. Обряд — это совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающие определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.

Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношения людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. Обычай — неписаные правила поведения.

Традиции — социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии культуры, к утрате ценных достижений прошлого. И наоборот, преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, то есть система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны[2].

Ученые выделяют три основные формы культуры и множество переходных и внутренних вариантов.

Народная культура — в основном, культура сельчан. Фольклор, песни и танцы, сказки и анекдоты, обряды и ритуалы. Сегодня в развитых странах сохранилась в основном в далеких уголках. Но именно в ней истоки других культур.

Элитарная культура — это результаты производства и произведения искусства, выполненные мастерами, чьи имена человечество нередко хранит в памяти веками. Восприятие многих продуктов элитарной культуры требует специального образования.

В последние несколько десятилетий к ней относят академическую музыку, литературу и изящные искусства. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой общества — элита. Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно элита, как считают многие культурологи, способствует осознанию обществом самого себя.

Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика “чистого искусства” или “искусства для искусства”.

В рамках элитарной культуры есть своя контркультура — авангард. Представители авангардной культуры создают “трудные” произведения. Смысл их деятельности — не получить признание у массовой или элитарной публики, а разработать новые пути отражения в культуре своего времени мыслей и чувств современного человека, его взаимоотношений с миром.

Массовая культура — это комплекс духовных ценностей соответствующих вкусам и уровню развития общества массового потребления. Она зародилась во второй половине XX века, когда и сформировалось это общество. Появилось понятие “индустрия культуры”, которое указывает не только на применение современной техники, но и на стандартизацию производимого продукта — книг, фильмов, популярной музыки. В результате культурные тексты стали доступными одновременно очень большому числу людей из разных общественных слоев и социальных групп.

Различие этих трех форм может проявляться в языке, поведении, одежде, еде и даже в спорте. К примеру, лапта, гольф и футбол принадлежат разным формам культуры.

В современной научной литературе встречается более 250 определений культуры. Специалистами по теории культуры А. Кребером и К. Клакхоном было проанализировано свыше ста основных определений и выделены следующие группы:

1. Описательные определения — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований.

2. Исторические определения, подчеркивающие роль традиций и социального наследия.

3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых правил и норм.

4. Ценностные определения: культура — это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.

5. Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне.

6. Определения на базе теорий обучения: культура — это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

7. Структурные определения — систему определенных признаков, различным образом связанных между собой.

8. Идеологические определения: культура — это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.

9. Символические определения: культура — это организация различных феноменов, состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она ускользает от определения.

Из работы Кармина А.С. следует, что слово “культура” стало употребляться в качестве научного термина в историко-философской литературе европейских стран со второй половины XVIII века — “века Просвещения”. Одной из важнейших тем, волновавших европейскую общественную мысль в этот период, была “сущность” или “природа” человека. В сознании современного человека «культура» существует как собирательный образ, который объединяет в себе искусство, религию, науку и т.д.

Разнообразие культур можно наблюдать и внутри общества. Во многих современных странах члены некоторых групп принимают участие в основной культуре общества, одновременно разделяя ряд уникальных ценностей, норм, традиций и жизненных укладов. Эти особые образцы культуры называются субкультурой. В России существует множество субкультур, которые находят выражение в различных религиозных, расовых, этнических, профессиональных и возрастных группах.

Молодежная культура — один пример субкультуры. По причинам, восходящим к экономике и образованию, в современном обществе сложились условия, благоприятные для развития уникальных моделей молодежной культуры. Эти модели проявляются в увлечениях звездами эстрады,компьютерными играми, украшениями и прическами и т.п., а также своеобразным жаргоном. Высокий приоритет имеют также стандарты, касающиеся атрибутов мужественности и женственности. Для юношей важными признаками мужественности являются физическая сноровка, спортивная подготовка, сексуальные победы, готовность пойти на риск, отвага перед лицом агрессии и стремление защитить свою честь любой ценой. У девушек самыми завидными качествами считаются физическая привлекательность, жизнерадостность, способность тонко манипулировать различными типами межличностных отношений и умение контролировать ситуации.

Иногда нормы, ценности и образ жизни в субкультуре приходят в ощутимое противоречие с нормами, ценностями и стилем жизни всего общества, образуя контркультуру. Контркультура отвергает многие из поведенческих стандартов и правил, имеющих силу в доминирующей культуре. Ориентация на «раскованность» у некоторой части молодежи западных стран в начале 70-х годов имела довольно много контркультурных обертонов. Молодые люди подвергали сомнению легитимность истеблишмента, отвергали этику упорного труда, свойственную старшим, искали новые ощущения в наркотиках и «выпадали» из образа жизни среднего класса. Другими примерами групп, принадлежащих к контркультуре, могут служить преступные шайки, сатанинские культы, правые и левые экстремисты.[10]

Субкультуры выполняют в рамках общей культуры две важнейших функции.

Во-первых, они помогают людям устанавливать и осуществлять взаимодействия с другими людьми, с обществом в целом, включаться в общество, в его культурную жизнь. Субкультуры предлагают конкретные способы решения ряда социальных и других проблем, порождаемых противоречиями данного общества. Поэтому говорят об адаптивном характере субкультур. В то же время субкультура позволяет человеку осознать своё место в обществе, свою культурную идентичность, отличить себя от других.

Читайте также:  Какие анализы сдать после укуса клеща

Во-вторых, субкультуры при всей их относительной «отдельности», изолированности в рамках доминирующей культуры всё же взаимодействуют с ней, становятся известны большому числу людей, принадлежащих иным субкультурам. При этом может произойти усвоение некоторых ценностей, норм, черт определённой субкультуры представителями других субкультур, так что, в конце концов, эти ценности и особенности воспринимает доминирующая культура. Субкультура, таким образом, может влиять на доминирующую культуру, изменять её. В этом смысле субкультуры являются источниками развития, обновления доминирующей культуры. В современной России эти процессы тоже идут. Правда, не всегда обновление можно считать, безусловно, благотворным: например, распространение ряда элементов субкультуры криминального мира (деликвентной, этически и эстетически сниженной, примитивизированной контркультуры).

В условиях, резко ограничивших свободу индивидуального и группового выбора, молодежь оказалась вытесненной на периферию общественной жизни, в сферу развлечений и досуга. Ее социальная «невостребованность» обернулась повышенной субкультурной активностью именно в сфере досуга, ибо здесь она могла сколько угодно «отклоняться», нащупывая пути оптимального вхождения во «взрослую» культуру.

Кроме того, разрыв между официальной идеологией и реальной социальной практикой порождал отчуждение молодежи от институциональных ценностей, и это опять-таки «толкало» ее в область досуговой деятельности, где идеологическое давление было слабее, и оставалась возможность для создания альтернативных ценностей. В результате за годы застоя ориентация молодежи на реализацию себя преимущественно в досуговых формах деятельности приобрела устойчивый и традиционный характер, она продолжает сохраняться и теперь, когда многие социальные запреты сняты.

Таким образом, отечественные варианты субкультурной активности молодежи вызваны отсутствием нормальных механизмов социализации в общественной практике. И не перестройка породила многочисленное и разноликое племя неформалов — она их только легализовала. Естественно, что с первым же снятием запретов молодежь стала быстро заполнять все пустовавшие прежде социально-экологические ниши возможных форм поведения. Сначала это было по преимуществу развлекательные и, если можно так выразиться, социально-демонстративные формы деятельности. Газеты запестрели репортажами о рокерах, фанатах, люберах. Однако по мере расширения демократии следовало ожидать политизации молодежных движений — и этот процесс не замедлил начаться.[11]

Таким образом, субкультура имеет в наличии четко отработанный механизм воспроизводства, а также сохранения исторически сложившейся общественной практики, формирующей образ жизни группы. Под особым образом жизни субкультуры понимается наличие особых форм общения, особого рода контактов, личностных связей, механизмов социального регулирования, особой шкалы ценностей, сферы потребления и, что самое важное, своего языка, знаковой системы и системы символов, ритуалов и собственной мифологии.

Исследуя культуру, социология исходит из того, что назначение ее многообразно. Поэтому социологией культуры рассматриваются также и каналы, удовлетворяющие потребности людей в приобщении к эстетическим ценностям, оценивается, как формируются вкусы, предпочтения, как осуществляется эстетическое восприятие окружающей действительности.

Таким образом, социологическая картина культуры — чрезвычайно сложное, мозаичное полотно, сотканное из противоречивых тенденций, прорывов в будущее и тупиков поиска, творчества, путей возвышения ценностей и преодоления интеллектуальной ограниченности.

Выступая в качестве одной из форм проявления сущностных сил человека, показателем уровня и меры прогресса общества, его классов и социальных групп, культура представляет собой единство различных форм индивидуального, группового и общественного сознания и практической деятельности, направленных на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентации и т.д. В культуре отражается и закрепляется социально-личностное качество созидательного труда человека. Именно феномен культуры позволяет органически соединить в себе не просто производство вещей и сознания в его абстрактных формах, а производство самого человека как общественного человека, т.е. производство его во всем богатстве общественных связей и отношений, во всей целостности деятельностного существования.

1. «Социологический словарь»: Пер. с англ. /., Аберкроман Н.Хилл С., Тернер Б.С. Под ред. С.А. Ерофеева. — Казань, 1997г.

2. «Молодежная субкультура: нормы и система ценностей.»/ Андреева И.Н., Годунова Н.Я., Новикова Л.Г. -М.:изд. Социс., 1989. № 4. — С.

3. Волков Ю.Г., «Социология: Элементарный курс»: Учебное пособие/ Волков Ю.Г. — М.: Гардарики, 2003Г..

4. Ионин Л.Г., «Социология культуры»/ Ионин Л.Г.- М., 1996Г.

5. Кравченко А.И., « Культурология: Хрестоматия для высшей школы»: — 2-е изд., перераб. и доп./. Кравченко А.И. — М.: Деловая книга, 2003г.

источник

Соц. культура — это система соц. значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений, идей, верований и традиций общих для людей, социально приобретенных, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и соц. регулирования.

Общество как большая соц. группа и культура как способ регулирования поведения людей – двуединые стороны, два связанных аспекта соц. взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Благодаря культуре функционирует и воспроизводится соц. структура общества, а благодаря обществу культура формируется, уберегается от разрушения под влиянием внешних факторов.

В социологии культура проявляется как в материальной, так и в духовной форме. Социальную роль культуры невозможно переоценить, т.к. она определяет само содержание любого соц.явленияили процесса, жизнедеятельности всего общества, соц. групп и личностей. Соц. роль культуры проявляется в 3 аспектах:

Культура служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его социализации.

Обеспечивая единство ценностей, идеалов всех членов общества, соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей силой, во многом определяющая стабильность всей общественной системы.

Культура – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни. Особенно велика соц. роль культуры проявляется в переходные эпохи развития общества (Россия).

Социальная группа – это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа – это еще и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы. Рассмотрим такую группу в социологии, как малая группа, которой называют небольшое число людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой.

В рамках микросоциологического направления малые группы характеризуются как «первичные группы». Отличительными признаками этих групп Кули считал постоянные непосредственные межличностные контакты, высокую степень эмоциональности.

Джорж Хомас утверждает, что малая группа представляет собой число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников. Другое определение дал Роберт Мертон – малой группой он называл совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к ней и считаются членами данной группы с точки зрения других.

Можно перечислить еще более ста определений, но в каждом из них имеются особые признаки, по которым можно отличить малую группу от других: это формы малой группы, внутренняя структура, взаимодействие в малой группе. Малая группа принимает множество форм, верхний предел ее составляет двадцать человек, нижний – два человека. Малая группа, в отличие от большой, держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости ее членов. Существует две исходные формы малой группы – это диада и триада. Диада состоит из двух человек. У них формируются устойчивые межличностные отношения, основанные прежде всего на чувствах.

Лидерство – это способности, качества и поведение, связанные с ролью группового лидера. Лидером в малой группе именуют члена группы, пользующегося наибольшими симпатиями и принимающего решения в самых важных ситуациях. Это качество может присваиваться индивидуумам на основе личных качеств и опыта либо посредством традиции и (или) занимаемой позиции. Лидера в малой группе не назначают, он выявляется благодаря своим личным качествам. Когда лидеров несколько, группа распадается на подгруппы. Хотя лидер один, авторитетных лиц может быть много, на них опирается лидер, навязывая группе свои решения.

Взаимодействие в малой группе формируется при постоянном сотрудничестве членов группы. В результате между ними возникают определенные симпатия и чувства, создаются установки и привычки. Постепенно в малой группе возникают собственные нормы и этикет поведения, называемые неформальными отношениями. Структура группы определяет характер ее динамики. Исследование динамических процессов, протекающих в данный отрезок времени и знаменующих собой движение группы от одной стадии развития к другой, получило название групповой динамики.

источник

Культура представляет собой способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в её материальных и нематериальных продуктах, которые приняты и признаны в социальных общностях и передаются от поколения к поколению.

Развитие культуры зависит от способности к передаче знаний следующим поколениям и к обучению. Существование и использование культуры основано на способности, которой обладает только человек.

В результате усвоения норм, ценностей, верований, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения.

Выступая одной из форм проявления сущностных сил человека, показателем уровня и меры прогресса и общества, его классов и социальных групп, культура предсталяет собой единство различных форм общественного сознания и практической деятельности, которые направлены на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентаций. В культуре отражаются и закрепляются социально-личнностные качества созидательного труда.


48. Характеристика социальной общности.

Социа́льная о́бщность — относительно устойчивые совокупности людей, для которых характерны более-менее сходные черты жизнедеятельности и сознания, а следовательно, и интересы.

Общности различного типа складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т. п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (половозрастные общности) и др.

Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с др.общностями, более или менее развитое чувство «мы». Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность (в частности, «класса в себе» в «класс для себя»).


49. Понятие среднего класса в социологии.

СРЕДНИЙ КЛАСС (middle class) – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классом.

Средний класс гарантирует обществу стабильность.

Кроме представителей таких элитных высокооплачиваемых профессий как высшие менеджеры, адвокаты, бухгалтера, научные работники и т.д., на уровень среднего класса вышли и зарабатывающие немногим меньше торговые агенты, преподаватели школ и вузов, врачи, клерки, представители многих других массовых профессий.


50. Религия как социальный институт, ее структура и основные функции.

Религия-это социальный институт, система определенных верований и поведения отдельного индивида, группы, общности, которые определяются верой в существование сверхъестественного.

Структура религии:

религиозные организации, которые рассматриваются в органическом единстве.

Под понятием «функция религии» подразумевается характер и направление воздействия религии на индивидов и общество.

1. мировоззренческая (осмысливается мир, общество и человек)

2. коммуникативная (развивает личность члена религиозной общины, способствует поддержанию традиций)

3. регулятивная (воспитывает в каждом чувство долга и совесть, включая самооценку совершенного и ответственность перед собой и Богом)

4. компенсаторная ( удовлетворение потребности в психологической защите, утешении, восстановлении душевного равновесия)

5. интегрирующе-дезинтегрирующая (укрепляет социальное единство или ослабляет его)

6. культуротранслирующая ( способствует развитию письменности, искусства, сохранению и развитию ценностей религиозной культуры, передаче накопленного наследия от поколения к поколению)


51. Понятие массовой культуры.

Массовая культура— культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима).
52. Основные функции культуры в обществе.

1. функция удовлетворения материальных и духовных потребностей людей

2. регулятивная функция обеспечивает ориентацию действия людей, упорядочивает их поведение через систему норм, обычаев, традиций. Налагает ограничения, контролирует поведение людей.

3. обеспечивает преемственность поколений, передачу накопленного опыта от одного поколения другому. Позволяет сохранять традиции.

4. интегративная функция состоит в том, что благодаря её символическим формам она обеспечивает взаимодействие физически изолированных людей. Единые стандарты поведения, ценности, традиции объединяют людей в единое общество.

5. адаптивная функция заключается в создании возможностей включения в новую систему социальных отношений, приспособления к ним. Посредством культуры люди адаптируются к новым социальным условиям.

6. аксиологическая функция означает ценностный подход к содержанию культуры и оценку человеком предметов материальной и духовной культуры с точки зрения их художественной, нравственной, эстетической значимости.


53. Гражданское общество и его основные характеристики.

Гражданское общество-способность существования и развития различных общественных отношений независимо от государства.

Функции: интегративная ( объединяет людей в группы); инструментальная (коллективное целедостижение); дистрибутивная (определение ролей, вознаграждений); воспроизводственная (воспроизводство социальной жизни); регулятивная (контроль, система норм и санкций); коммуникативная ( достижение консенсуса между разными интересами)

Гражданское общество характеризует независимость индивидов друг от друга и от государства, автономный источник доходов, различные формы собственности, структурированность общества, преобладание среднего класса, неразрывность с правовым государством и может существовать только в демократическом обществе. Важная часть гражданского общества-плюрализм(множество) мнений.


54. Предпосылки формирования гражданского общества.

Если человеческое общество возникло одновременно с человеком, то гражданское общество образовалось лишь за последние два столетия. Его становление связано с развитием многообразных форм частной собственности, рыночной экономики и свободы экономического выбора, утверждением демократических порядков, прав и свобод человека и гражданина, с признанием ценности свободной и ответственной личности. Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства. В условиях авторитарных и тоталитарных режимов гражданское общество нормально функционировать не может. Исторически гражданское общество пришло на смену традиционному, сословно-кастовому. При сословном строе государство практически совпадало с имущими классами и было обособленно от основой массы населения. В традиционных обществах древнего мира средних веков социального неравенства было выражено и закреплено в праве: господствующая социальная группа была организована в государство, поддерживавшее сословные границы и охранявшее привилегии высших сословий, от имени которых и осуществлялась власть. В сословных обществах государство регламентировало многие стороны экономической, хозяйственной, бытовой, религиозной, духовной жизни. Однако феодальная сословная система не была абсолютной чуждой природе гражданского общества. Не смотря на то, что политическим выражением средневекового способа производства являлись привилегии, неравное для каждого из феодальных сословий право, сословный социальный порядок позволял обществу сохранять определенную независимость от государства. Гражданское общество по сути своей буржуазное. Его основой является юридически свободный индивид. Обособление гражданского общества от государства происходило в процессе ликвидации сословного неравенства и разгосударствления общественных отношений. Начало данному процессу положило формирование представительного государства, выступающего от имени всего населения. Для этого необходимо было законодательное признание юридического равенства людей на основе наделение их правами и свободами. Замена сословного неравенства всеобщим юридическим равенством определило качественно новое социальное положение личности. Теперь индивиды независимо от их социального происхождения и имущественного положения были признаны равными и полноправными участниками общественной жизни, наделенными свободной волей. Итак, главным признаком и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны государства. Автономность личности и общества способствует созданию механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы в невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственно законного источника власти.

Читайте также:  Как провести психологический анализ поведения


55. Сущность общественного мнения и его социальная природа.

Общественное мнение-состояние массового сознания, показывающее скрытое или явное отношение социальных групп к проблемам и событиям настоящего.

Характеристики: публичность; мнения, которые были услышаны воспринимаются как свои; благодаря общественному мнению, рассматривающему все стороны общественной жизни, общественность приобретает особый тип единства.

Общественное мнение-не единодушное мнение и не обязательно мнение большинства, это центральная тенденция, установленная в ходе дискуссий в обществе.


56. Функции общественного мнения.

1. регулятивная – регулирование отношений между людьми, между личностью и коллективом, коллективом и обществом, обществом и личностью; регулирование экономических, социальных, политических, нравственных и других видов общественных отношений;

2. воспитательная – воспитание у каждого человека чувства высокой ответственности за свои дела и поступки перед обществом («что скажут люди…») (но! Влияние общественного мнения на поведение и поступки человека может быть амбивалентным, т.е. двойственным, противоречивым – как положительным, так и отрицательным);

3. оценочная – выражение ценностного отношения масс к тем или иным фактам, событиям, процессам социальной действительности, к деятельности официальных учреждений, должностных лиц;

4. контрольная – общественное мнение практически всегда по заинтересовавшему его вопросу занимает определенную позицию и стремится к тому, чтобы соответствующая деятельность официальных организаций и лиц отвечала этой позиции;

5. защитная – отстаивание своих интересов, защита жизненных прав и свобод;

6. консультативная – в случае необходимости общественное мнение может дать консультацию, совет, предложение, в которых содержатся те или иные способы разрешения назревших социально-политических, экономических, нравственных и других проблем (именно эта функция реализуется в ходе всевозможных опросов общественного мнения);

7. директивная – когда результатом функционирования общественного мнения выступают решения, касающиеся различных сторон жизнедеятельности общества и имеющие строго заданный характер (для этого устраивают плебисциты, проводят референдумы);

8. познавательная – синтез теоретического и обыденного сознания, выражающий гносеологическую (познавательную) природу общественного мнения; стремление субъекта общественного мнения к собственному осмыслению объектов действительности, затрагивающих его интересы и отличающиеся дискуссионным характером.


57. Социологический подход к изучению общественного мнения.

Основной метод, на котором строится изучение общества — наблюдение.

Выделяют три наиболее распространенных типа исследований:

· Социологические исследования. Их задача — выяснять установки и мнения людей, то есть их соображения по поводу определенных субъектов.

· Коммуникационный аудит, проводимый с целью анализа несогласованностей, возникающих при коммуникации между руководством организаций и целевыми группами общественности.

· Неформальные исследования. К ним относятся накопление фактов, анализ различных информационных материалов и др., то есть методы, не требующие непосредственного вмешательства в работу объектов исследования.

Рассмотрим социологические исследования. Различают два общих типа социологических исследований:

1. Описательные исследования. Они дают возможность сделать моментальный снимок определенной конкретной ситуации или существующих условий. Типичным примером их могут служить опросы общественного мнения.

2. Проблемные исследования. Их цель заключается в том, чтобы разъяснить, каким образом сложилась та или иная ситуация, почему преобладают те или иные мнения и установки.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

источник

Культура (далее к-ра) – явл-е сложное, полиструктурное. Она интегрирована в разл. сферы жизнед-ти ч-ка. Отсюда — неоднозначность самой дефиниции культуры, ее логической структуры, сущности и форм. Ни одно из определений не яв-ся исчерпывающим.

К-ра как предмет соц. анализа есть совокупность структур, процессов, связанных с функц-ем об-ва на разных ур-х развития, системой контроля за соц. поведением (система социальных структур и социальных отношений культурного феномена, особенности взаимодействия к-ры как соц. института с об-вом). В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов соц. общностей, групп и об-ва в целом с природным и соц. окружением, динамику развития к-ры, кот-я позволяет определить ур-нь развития к-ры сообществ и, след-но, говорить об их культ-м прогрессе и регрессе. Методологических подходов к соц. анализу к-ры.

Функциональный подход. Рассматривает основным элементом к-ры ценности. По мнению Парсонса, культура — это соответственно организованная, стабильная система ценностей. Разные культуры имеют много общего, поэтому их естественным развитием является только эволюция. Однако этот подход нед-но внимания уделяет культ-м изм-ям и отклонениям.

Конфликтный подход. Анализ-ет к-ру как динамическую, противоречивую систему, арену конфликтов, порожденных соц. неравенством. Маркс рассм-т ее как производную экономич-х отношений. Соц. нер-во приводит к тому, что существующие культ-е системы не способны удовлетворять всех членов об-ва. Это порождает соц. напряжение, революц-е катаклизмы. Доминирующая к-ра яв-ся след-ем навязывания господствующей группой св. норм, ценностей.

Технологический подход. Рассматривает к-ру как технически-цивилизационное явление, продукт чел-й деят-ти, совокупность созданных чел-вом матер. и дух. ценностей.

Деятельностный подход. В основе идея развития творческого начала к-ры. Проявляет внимание к лич-ти. К-ру считает чел-ким, личностным измерением истории, процессом и сп-бом самоопределения развития и самореализации ч-ка. Эта концепция привлекала своим гуманизмом, сочетанием творческого и личностного начал, социетального и индивидуального подходов. Слишком ориентировала на положительные качества культуры, которая имеет и отрицательные черты. Н-р, научно-технический прогресс привел к созданию опасных для человечества оружия массового уничтожения, экологического кризиса и т.п..

В каждой области культуры существуют свои функциональные единицы (элементы). Это вещи материального быта, средства, предметы труда, специфические соц. институты к-ры, организующих продуцирования дух. ценностей (науки, литературы.), их распр-е (школы, вузы, библиотеки), и сами идеи (эволюции). Широчайшую совокупность всего этого называют культ-м комплексом. Н-р, вуз — это отдельный элемент к-ры, а вся образоват-я сис. — школы, вузы, центры практики, мин-во образ-я, кач-во обуч-я и подготовки спец-тов — огромный комплекс.

Каждое чел-е об-во им. собственную, специф-ю к-ру, или социокультурную систему, кот-я в некоторой степени совпадает с другими системами. Традиционно выделят элементы, кот-е обязательно присутствуют в каждой к-ре: язык, соц. ценности, соц. нормы, традиции и обряды.
Язык –сис. знаков и символов, наделенных особым знач-ем. Возникает на опред-й стадии развития об-ва для удовлетворения многих потреб-тей. Основные– создание, хранение и передача информации. Выполняет роль распространителя (ретрослятора) к-ры.
Соц. ценности – социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться. Составляют основу нравственных принципов. В разных культурах разные ценности (героизм на поле брани, художественномое творчеству). Каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Соц. нормы – правила, образцы и стандарты поведения людей в соответствии с ценностями опред-й к-ры. Нормы выражают специфику, своеобразие той к-ры, в рамках которой они функц-ют. Культ-я норма является системой поведенческих ожиданий, образцом того, как люди предполагают действовать. Нормы – это средство соц. регуляции поведения индивидов и социальных групп.

Обычаи – привычные, наиболее удобные и широко распространенные способы групповой деятельности, которые рекомендуется выполнять. Традиции – элементы соц. и культ-го наследия, кот-е передаются из поколения в поколение и сохр-ся в течение долгого времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Обряд– совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы и ценности. В них отражаются определенные религиозные представления или бытовые традиции.
Культура – это творение человека и использование символов, поделок. Культура может пониматься как «жизненный путь» всего общества, и это будет включать нормы обычаев, одежды, языка, ритуалов, поведения и систему убеждений. Социологи подчеркивают, что поведение человека – это прежде всего результат не столько природы (биологических детерминантов), сколько воспитания. Человеческое поведение фактически не может существовать вне влияния культуры. То, что первоначально кажется естественной особенностью нашей жизни, – сексуальность, старение, смерть, – сделала значимым культура и ее преобразующее влияние. Даже потребление продовольствия, при очевидной естественности, пронизано культурными значением и обычаями.

Кажд. сооб-во (государство, народность) создает собственную к-ру, кот-я сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В рез-те возникает мн-во к-р. Здесь важно определить, существует ли что-либо общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии. Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Америк-й соц-г и этнограф Мердок выд-л более 70 универсалий: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, гадание, разделение труда и т. д.

При рассмотрении феномена к-ры с соц. точки зрения интересна теория суперсистем Сорокина(1889–1968), кот-й ввел понятие «суперсистема». Он изучал сущ-ие сверхиндивидуальной социокультурной реальности. Она объективируется в материальных и других «средствах» и не может быть сведена к физической реальности, поскольку социокультурные феномены интегрируются своей структурой значений. Социокультурная реальность охватывает истины чувств, рационального интеллекта, сверхрациональной интуиции. Интуиция — высший метод познания.
Многочисленные объединения социокультурных феноменов носят системный характер. Социокультурные системы самого высокого уровня организуются вокруг фундаментальных предпосылок относительно природы реальности и принципиальных методов ее познания, т. е. мировоззрений. Социокультурные системы такого хар-ра он условно называл суперсистемами.
3 вида: 1) реальность как непосредственно данная в чувствах («чувственная» суперсистема); 2) реал-ть опр-ся сверхчувственным обр-м при пом. интуиции (умозрительная суперсистема); 3) реал-ть как органич-я комбинация 2х первых («идеалистическая» суперсистема).
Им соответствуют три формы: истинно-чувственная; духовная (интуитивная); 3) рациональная.
В различные периоды истории эти уперсистемы находятся в различных фазах развития, но в любой период истории сущ-ют 5 основных культ-х систем, стремящихся к постоянству. Они представлены следующими объектами: язык; этика; религия; искусство; наука.
Согласно П. А. Сорокину каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений, радикальное преобразование и смены которых происходят в результате войн, революций, кризисов.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 51 ; Нарушение авторских прав

источник

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА». 1

2. СТРУКТУРА, СВОЙСТВА, УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ. 5

3. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.. 12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»

Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. В силу индивидуального восприя­тия окружающей среды каждая личность по-своему понимает социаль­ные отношения, создавая уникальный личностный образец проявления общих правил, обычаев и традиций. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические мате­риальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры.

Выделяют два аспекта культуры — содержательный (накапливающееся содержание информации, зафиксированной на каких-то носителях) и функциональный (реализация исторически изменчивого набора социальных функций, который можно попытаться привести к некоему общему знаменателю).

Содержательный аспект складывается из информации, которую можно подразделить на четыре сферы:

Информация, составляющая каждую из перечисленных сфер, может быть подразделена на консервативную часть и эволюционирующую, развивающуюся часть.

Функциональный аспект. Культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит в аккумуляции, хранении и передаче человеческого опыта. Она является средством институционализации общественной жизни, определяет характер и технологии социального взаимодействия, обеспечивает структурную определенность социальной жизни. Набор и иерархия ее функций исторически изменчивы.

1. Образовательно-воспитательная функция. Именно культура делает человека человеком. В процессе воспитания и образования индивид овладевает предметами материальной и духовной культуры, развивает свои творческие способности, познает себя.

2. Информационная функция. Культура транслирует социальный опыт, связывает прошлое, настоящее и будущее общества, обеспечивает преемственность и адекватность понимания друг друга представителями различных поколений и эпох.

3. Интегрирующая и дезинтегрирующая функция культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э.Дюркгейм. Освоение культуры создает у членов одного сообщества чувство принадлежности к одной группе, классу, нации, сплачивает их. Но, интегрируя одни группы на основе какой-либо субкультуры, она неизбежно противопоставляет их другим. Внутри социально разделенного общества дезинтегрирующая функция субкультур порождает культурные конфликты, которые могут разрешаться как в сфере собственно духовной культуры, так и быть идеологическим обоснованием экономических и политических конфликтов.

Читайте также:  Форма 302н какие анализы нужны

4. Нормативно-регулирующая функция. В ходе социализации и социального взаимодействия ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания человека. Культура в целом определяет систему координат, те рамки, в которых может действовать человек в семье, в быту, на работе. Нарушение предписаний приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения, различными формами институционального принуждения.

В науке различают два взгляда на культуру:

• культурологический, при котором главной становится проблема понимания. А это означает, что ведущей характеристикой исследуемого культурного объекта становится его смысл, а главной задачей исследования — реконструкция этого смысла.

• социологический (функциональный), рассматривающий культуру как регулятор человеческого поведения (систему запечатленных на каких-то носителях — в неких культурных текстах или в поведенческой практике норм и ценностей, регулирующих поведение данного человеческого сообщества). Эти нормы социолог трактует в связи с социальной реальностью, которую призвана регулировать данная культура. То есть смысл для такого исследователя произведен от ценности (Структурный функционализм, конфликтологическая школа, социобиология (Масионис с. 130));

Для социологов понятие «культура» несет особый смысл: в традициях, заложенныхЭ. Дюркгеймом, она рассматривается как система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми.

Л. Ионин предлагает следующее определение: » культура — это то, что отличает чело­века от животных, культура — это характеристика человеческого общества. Кроме того, культура не наследуется биологически, но предполагает обучение. Культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической фор­ме (посредством языка)».

Э. Орлова характеризует культуру так: «Культура определяется как все то, что создано людьми; как ценностное образование; как совокупность норм; как символический аспект современной жиз­ни и деятельности людей; как технологии адаптации человека к окружению; как способы трансляции социально значимой инфор­мации; как коммуникативные системы в обществе.

Ерасов определяет культуру как сферу духовного про­изводства: «культура — это процесс и продукт духовного производства как системы по созда­нию, хранению, распространению и освоению духовных ценнос­тей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она фор­мирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов деятельности, суще­ствующих в обществе. В ней вырабатываются те идеи, нормы, зна­чения и цели, которыми руководствуется общество в регуляции всего разнообразия своей деятельности. Вместе с тем она способствует духовной интеграции общества и различных его групп. Продукты этого производства существуют не только в сфере созна­ния — в интеллектуальной или художественной форме. Они обозначаются, приобретают свойства знака или целой знако­вой системы (язык, религия, мораль, идеология, стили искусства и литературы). Требуются значительные усилия каждого поколения, чтобы сохранить, воспроизвести, поддержать и отобрать ценности, знания и ориентации, обновить их или дать им новую интерпрета­цию и привести их в соответствие с меняющимися условиями бы­тия. Для этого нужны соответствующие инструменты, кадры — все то, что воплощают в себе система образования, религиозные институты и светская культура».

Анализируя многообразие представлений о культуре, можно выделить следующие характеристики культуры:

1. Культура есть порожденное обществом явление, выражающее его качественное состояние, что определяет генетический аспект культуры и позволяет рассматривать общество как объект культуры.

2. Культура — процесс активной деятельности человека, направленной на освоение, познание и преобразование мира. Отражение мира в чувствах, представлениях, идеях людей, в их индивидуальном и общественном сознании составляет гносеологическую сторону культуры.

3. Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей. Ценности отражают уровень достижений человечества в освоении мира и сами выступают как специфический объект познания, что определяет аксиологический, ценностный аспект культуры и культурной деятельности людей.

4. Культура — важный фактор развития личности человека, его творческих способностей. Это составляет гуманистический аспект культуры.

5. Культура обеспечивает регулирование социальных отношений и образа жизни людей в обществе, что определяет нормативный аспект культуры.

6. Культура — деятельность исторически конкретного социального субъекта, конкретной социальной общности, что определяет социальный аспект культуры.

В целом культура не является частью общественной жизни, она присуща, без исключения, всему обществу и выступает как качественная характеристика того, как люди производят, познают, общаются, потребляют.

Культура это целое, создаваемое совместной деятельностью основных подсистем: религии, науки, искусства. Эти сферы жизнедеятельности наиболее активно формируют картину мира и определяют важнейшие параметры поведения личности. Каналы их распространения являются образование и средства массовой информации.

Центральной проблемой культуры является человек и его отношения с миром, собственно возделывание себя и строительство отношений с другим человеком. Культура в этом смысле представляет форму обнаружения смыслов взаимодействия человека с миром природы и человека. Создавая культуру, человечество создает себя. Творение человеком человеческого мира составляет сущность культуры. В культуре человек выступает субъектом целостной деятельности, творцом отношений, истории, искусства. Иными словами, смыслом самой культуры является творческая самореализация человека. Обнаружение этих смыслов культуры, проникновение и диалог есть постижение человеком самого себя и своего назначения в мире и в культуре.

Дата добавления: 2015-03-29 ; Просмотров: 1025 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник


Социология культуры
– это отрасль социологического знания, изучающая социальные закономерности культуры и формы их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.

В широком смысле слова социология культуры – это не просто отрасль социологического знания, она охватывает всю проблематику общественной жизни под определенным углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной деятельности социальных субъектов: труде, политике, быту и т. п.

При социологическом изучении культуры особое значение имеет выделение ценностного компонента, что позволяет объединить культуру в систему, обеспечивающую их связь на различных уровнях: общество в целом; социальные группы; личности.

Понятие «культура» в современном социологическом знании обозначает созданную людьми искусственную среду существования и самореализации: это обычаи, верования, ценности, нормы, символы, находящие свое выражение в предметной среде, моделях поведения, которые устанавливаются людьми, передаются из поколения в поколение и являются важными источниками регулирования социального взаимодействия и поведения.

Каждое конкретное общество создает свою собственную культуру, которая передается из поколения в поколение в результате исторического развития, что ведет к возникновению различных видов культур. Очевидно, что каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некоторое единое целое.

Культурные элементы – это совокупность основных составляющих культуры. Культурные элементы комбинируются в культурный комплекс, все части которого взаимосвязаны.

Культурный комплекс является промежуточным звеном между культурными элементами и институциональной культурой. Каждый вид человеческой деятельности содержит культурные специфические комплексы, которые аналитическим путем можно разложить на ряд отдельных культурных элементов. Важной проблемой социологии культуры являются такие широко распространенные явления, как этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм– это тенденция оценивать другие культуры через призму своей, с позиции ее превосходства. Проявление этой тенденции может принимать различные формы (миссионерская деятельность, крестовые походы).

В условиях нестабильности общества, ослабления государственной власти этноцентризм может перерасти в ксенофобию, воинствующий национализм. Историческая практика показывает, что этноцентризм проявляется в более терпимых формах, что дает социологам основание находить в нем положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием, групповой солидарностью.

Культурный релятивизм – самобытность любой культуры. Как отмечает американский исследователь Р. Бенедикт, ни одна ценность, ни одна особенность культуры не может быть полностью понята, если анализировать ее в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей сотрудничества и взаимного обогащения различных культур.

Наиболее рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание черт как этноцентризма, так и группового релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, оценить их самобытность и значение.

40. Основные функции культуры в обществе.

Культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Эта роль культуры реализуется через ряд функций:

· Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью.

· Интегративная и дезинтегративная функции культуры. освоение культуры создает у людей — членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества.

· Регулирующая функция Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов.

· Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной Функция познавательная культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

· Регулятивная в сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей.

· Знаковая функция Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра.

· Адаптивная функция является важнейшей функцией культуры, обеспечивая приспособление человека к окружающей среде.

· Коммуникативная функция культуры обеспечивает общение людей друге другом Нормативная (регулятивная) функция культуры проявляется как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности.

41. Типология социальных конфликтов и причины их воз­никновения.

Слово «конфликт» (от лат. confliktus) означает столкновение (сторон, мнений, сил).

Понятие социального конфликта как столкновения двух и более субъектов социального взаимодействия широко интерпретируется представителями различных направлений конфликтологической парадигмы.

Социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Причинами конфликта могут быть самые разные проблемы, например конфликт по поводу материальных ресурсов, по поводу ценностей, по поводу властных полномочий, по поводу статусно-ролевых различий по поводу личностных.

Таким образом, конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия Однако конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. с. действия субъектов, направленные друг против друга. Форма столкновений — насильственная или ненасильственная — зависит от множества факторов, в том числе и от того, имеются ли реальные условия и возможности (механизмы) ненасильственного разрешения конфликта, какие цели преследуют субъекты противоборства, какими установками «руководствуются» конфликтующие стороны.

Итак, социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

В упрошенном виде структура социального конфликта состоит из следующих элементов:

· объекта — конкретной причины столкновения субъектов;

· двух и более субъектов, конфликтующих из-за какого-либо объекта;

· инцидента — формального повода для начала открытого противоборства.

Конфликту предшествует возникновение конфликтной ситуации. Это противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта.

Под воздействием роста социальной напряженности конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый социальный конфликт. Но сама по себе напряженность может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент — формальный повод для начала конфликта.

Однако реальный конфликт имеет более сложную структуру. Например, кроме субъектов в нем задействованы участники (непосредственные и косвенные), сторонники, сочувствующие, подстрекатели, посредники, арбитры и др. Каждый из участников конфликта имеет свои качественные и количественные характеристики. Объект также может иметь свои особенности. Кроме того, реальный конфликт развивается в определенной социальной и физической среде, которая также оказывает на него влияние.

Существуют следующие разновидности конфликтов:

· по количеству участников конфликтного взаимодействия

· межгрупповые по направленности конфликтного взаимодействия

· горизонтальные — между людьми, не находящимися в подчинении между собой

· вертикальные — между людьми, находящимися в подчинении между собой

· по источнику возникновения:объективно обусловленные, субъективно обусловленные по своим функциям

· созидательные (интегративные) — способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства

· разрушительные (дезинтегративные) — дестабилизирующие социальные системы; по длительности протекания

· кратковременные, затяжные по своему внутреннему содержанию:

  • рациональные — охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов;
  • эмоциональные — в которых участники действуют на основе личной неприязни; по способам и средствам разрешения конфликты бывают мирными и вооруженными.

Дата добавления: 2015-06-15 ; просмотров: 1431 . Нарушение авторских прав

источник