Меню Рубрики

Структурный анализ общества как социальной системы

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Система – это упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их отношения, которые воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Основные принципы системности встречаются в трудах Платона,Аристотеля,Канта ,Гегеля, Маркса. Современный системный подход формируется в социологии под влиянием работ А.А.Богданова и Берталанфи.

Отличительные свойства системы

Система всегда «качественна определена, выделена относительно своей среды, способна быть автономной, отлична от других явлений».

система всегда состоит из частей — элементов, которые находятся во взаимодействии и взаимозависимости. Элементы обладают интегральными свойствами, они стремятся поддержать целостность системы. Любое изменение в положении одной части приводит к изменению остальных частей.

системе присуще еще одно свойство — эмерджентность — замеченное еще Э.

Дюркгеймом, который писал, что общество — это «целое, которое не тождественно сумме своих частей, его свойства отличаются от свойств составляющих частей».

Наиболее последовательно системный подход к обществу был применен в структурном функционализме — направлении, выросшем из социологии Конта, Спенсера, Дюркгейма и достигшим апогея своего развития в 30-50-е годы XX века. Лидером этого направления Парсонсом была создана системная теория.

Системная теория Парсонса

В каждой системе Парсонс выделяет четыре главных функции:

сохранение существующего порядка (латентная функция).

Таким образом, система должна приспосабливаться к среде, достигать цели, обладать внутренним единством и уметь сохранять это состояние, воспроизводить структуру и снимать напряжение в системе.

Благодаря выделению этих четырех функций, оказалось возможным выделить подсистемы. Так, выделяется система человеческого действия. В этой системе человеческого действия Парсонс выделяет четыре подсистемы:

организм — подсистема, обеспечивающая функцию адаптации и дающая системе физические и энергетические ресурсы для взаимодействия со средой;

личность , обеспечивающая целедостижение;

социальная подсистема , которая отвечает за интеграцию действий множества индивидов;

культурная подсистема, которая содержит ценности, верования, знания и т.п.

На уровне социальной системы Парсонс, в свою очередь, выделяет тоже четыре подсистемы, каждая из которых выполняет одну из четырех главных функций:

Экономическая — обеспечивает адаптацию системы к среде,

политическая – обеспечивает достижение цели

социетальное сообщество (единый коллектив, подчиняющийся определенному нормативному порядку), которое обеспечивает внутреннее единство,

система поддержания институциональных культурных образцов (то есть не вся культура принадлежит социальной системе), которая отвечает за сохранение состояния единства.

Таким образом, каждая подсистема специализируется на выполнении какой-то функции, и результаты ее деятельности могут быть использованы другой. Причем каждая подсистема зависит от других подсистем; они обмениваются результатами своей деятельности.

Что же тогда является обществом по Парсонсу? Общество — это «тип социальной системы, которая как достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности». Самодостаточность состоит в способности общества упорядочивать какие-то элементы культуры, которые задаются извне — системой культуры; предоставить широкий спектр ролей индивидам, а также контролировать экономический комплекс и территорию.

Структурный функционализм, рассматривая общество, делает акцент на том, что любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов; она всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать их и вернуться в равновесное состояние.

В процессе развития социологии сложилось множество подходов к классификации обществ. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.

На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности. В современной социологии в рамках этого подхода выделяют

тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни),

демократические (население может влиять на государственные структуры)

авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).

В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, основой которой является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются пять типов обществ:

первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;

рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;

феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;

буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;

коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.

Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества.

Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, , основанным на традициях.Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые преобразования в таком обществе невозможны. Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства.

Индустриальное общество — в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

2) механизация и автоматизация производства и управления;

3) массовое производство товаров на широкий рынок;

4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

5) рост урбанизации и социальной мобильности;

6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

7) формирование гражданского общества.

В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Основой преобразования индустриального общества в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:

Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает степень социального расслоения.

Простое общество – это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.

Сложное общество – общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.

Существует множество подходов к классификации типов общества. При этом среди них не существует единственного общепризнанного.

Вопрос № 4 Структура общества: понятие и основные элементы.

В социологии структура общества рассматривается в различных ракурсах.

Под структурой общества может пониматься:

1) совокупность разнообразных социальных общностей и групп, отражающих социальное неравенство людей в обществе, в связи с их неодинаковыми статусами и социальными ролями (это так называемая «социальная структура общества»);

2)система основных сфер жизнедеятельности общества (каждой из которых соответствуют определенные социальные отношения и институты):

1. Совокупность разнообразных социальных общностей и связей между ними составляют социальную структуру общества.

Основными элементами социальной структуры общества являются:

Ø сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);

Ø представители физического и умственного труда;

Ø социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);

По отношению к социальной труктуре имеется два основных подхода:

— классовый (распространен в марксистской философии: для К. Маркса основным критерием социального структурирования было отношение к средствам производства, к собственности; на этом основано классовое деление общества – на рабов и рабовладельцев, крестьян и феодалов, пролетариат и буржуазию);

— стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп – профессиональных, демографических и т.д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии.

Особое значение имеет социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина – в число рабочих, рабочего – в число интеллигенции, интеллигента – в число предпринимателей и т.д.).

Социальная мобильность – основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.

Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество – общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

Тенденций развития современного общества является:

— превращение его во все более однородное, сглаживание противоречий, разницы между стратами;

— усложнение структуры, дробление страт до микроуровня – так называемых «малых групп».

2. В структуре общества выделяют основные сферы общественной жизни (материально–экономическую, социальную, политическую и духовно-культурную).

I. Экономическая сфера (материальное производство) является исходной структурой общества. Это базовая, определяющая в жизни общества. Материальное производство – это деятельность людей, направленная на производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Таким образом, компонентами материального производства являются:

— потребление материальных благ.

Экономическая сфера определяется способом производства (производство материальных благ всегда происходит в определенной общественной форме, это единство производственного содержания и его общественной формы обозначается понятием «способ производства»).

Способ производства материальных благ имеет две составляющие:

Производительные силы — это:

— люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками;

из средств труда; это все то, с помощью чего осуществляется производство:

Ø орудия труда(инструменты, механизмы, машины);

из предметов труда (это те вещи, на которые направлена трудовая деятельность человека).

Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства. Структура производственных отношений:

Ø отношения собственности на средства производства (своеобразный центр всех экономических отношений);

Ø отношения собственно производства;

Ø отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

Ø отношения по поводу распределения производственных материальных благ;

Взаимодействие производительных сил и производственных отношений подчинено общему диалектическому закону взаимодействия содержания и формы. Согласно ему содержание (производительные силы) играет определяющую роль по отношению к форме (производственным отношениям). На этом строится основной социологический закон – «закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил». Данный закон был сформулирован классикой марксизма.

Значение материального производства (экономической сферы жизни общества) в том, что оно:

Ø создает материальную базу существования общества;

Ø способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

Ø непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);

Ø влияет на политические процессы;

Ø влияет на духовную сферу – как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

II. Социальная сфера понимается в двух значениях:

— как аналог «социальной структуры общества» — сферы взаимоотношений социальных групп и общностей, системы внутреннего устройства общества;

— как сфера производства и воспроизводства человека; это здравоохранение и образование, это общение человека с культурой, это продолжение человеческого рода, от появления детей до ухода из жизни старшего поколения; здесь человек воспроизводит себя как биологическое, социальное и духовное существо.

III. Политическая сфера общества – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.

Элементами политической системы общества являются:

— государство и государственные органы Главным элементом политической системы общества;

Основной вопрос политической жизни – вопрос о власти.

Основная функция политической сферы — функция организации, упорядочения, нормализации общественных отношений.

IV. Духовно-культурная сфера является сферой духовного производства, сферой формирования и функционирования культурных ценностей, общественных целей и идеалов, искусства, морали, религии, философии, науки и др.

В зависимости от сфер жизнедеятельности выделяют такие социальные институты:

— экономические (разделение труда, собственность, заработная плата и т. п.);

— политические, или институты власти (государство, армия, институт права, партии, профсоюза и др.);

— институты в сфере культуры (традиции и привычки, мораль, институты образования, семьи, церкви).

Вопрос № 6 Социальная стратификация. Модели стратификационных систем.

Социальный статус и социальная роль.

Социальный статус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

прирожденный статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

приобретенный (достигаемый) статус — статус, которого человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост).

предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих изданного статуса, называется ролевым набором.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом.

Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т. д.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролейв множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Ролевые конфликты могут возникнуть как между ролями, так и внутри одной роли.

Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам.

В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

1. Понятие “социальная мобильность” ввел в социологию известный русско-американский социолог П. Сорокин.

Под социальной мобильностью понимают совокупность социальных перемещений людей между различными позициями в иерархии социальной стратификации.

Существует два основных вида и два типа социальной мобильности.

ü Межпоколенную мобильность, которая предполагает, что дети по отношению к своим родителям занимают более низкую или более высокую статусную позицию.

ü Внутрипоколенную мобильность, которая подразумевает, что один индивид на протяжении всей своей жизни несколько раз меняет статусные пози-

ции. У внутрипоколенной мобильности есть второе название — социальная карьера.

К основным типам социальной мобильности относят:

ü Вертикальную мобильность, которая подразумевает перемещение из одной страты в другую.

В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность может быть восходящей (движение вверх, пример: повышение в должности) и нисходящей (движение вниз, пример: разжалование). Вертикальная мобильность всегда предполагает изменение статуса индивида.

ü Горизонтальную мобильность, которая подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне. При горизонтальной мобильности не происходит изменение статуса индивида.

Разновидностью горизонтальной мобильности является мобильность географическая.

Географическая мобильность предполагает перемещение индивида или группы из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Она может превратиться в миграцию, если к перемене места жительства индивида добавится перемена статуса.

Общество — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.

Сферы общественной деятельности — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

«Атомистическая» теория общества — теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов.

«Сетевая» теория общества — сетевое общество — это такое общество, в котором ключевые социальные структуры и деятельность его членов организованы вокруг сетей электронных коммуникаций

Теории «социальных групп» — теория, исследующая процессы складывания соц. групп, внутренние закономерности их функционирования, зависимости их.

Макросоциологический анализ общества — это уровни социологического знания, различающиеся по масштабу охвата изучаемых явлений. Макросоциология ориентирована на изучение социальных явлений крупного масштаба, таких как общество, социальные институты, общности, системы и процессы, в них происходящие.

Микросоциологичекий анализ общества — Микросоциологический уровень изучения общества концентрирует внимание на внутренних аспектах поведения людей и групп. Здесь в центре внимания оказываются конкретные процессы в отдельных сферах жизни общества и социальных общностях.

Социально-исторический детерминизм — это учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе. Исходный принцип детерминизма звучит так: все вещи и события окружающего мира находятся в самых различных связях и отношениях друг с другом.

источник

Толкотт Парсонс (1902-1979) – центральная фигура в структурно-функционалистском направлении, создатель самой школы с множеством учеников. Парсонс по праву является крупнейшим представителем теоретической социологии XX века, основателем теории социальной системы и теории социального действия. Он внёс решающий вклад в создание современного языка социологии, в разработку основных понятий в их системном представлении.

Первая крупная проблема, которую мы видим в теории Парсонса – это понятие и содержание социальной системы, её структуры, структурных компонентов и функций. Социолог признаёт, что к этому времени сложились определённые предпосылки для такого исследования общества, наиболее значительными из которых были:

1.Достижение клинической психологии, представляющей человеческий индивид как динамическую структурно-функциональную систему.;

2. Результаты, полученные социальной и культурной антропологией.

3.По мнению Парсонса, Дюркгейм показал подлинное структурно-функциональное понимание социальной системы с вычленением её наиболее важных элементов и функций.

Читайте также:  Как провести психологический анализ поведения

4.Работы немецкого социолога М. Вебера содержали обоснование социальных действий индивидов в контексте функционирования социальных организаций и институтов.

В центре исследования Парсонса – индивиды и их действия1. При этом социолог приходит к выводу, что социальные действия людей, во-первых, нормативно регулируются и, во-вторых, происходят в рамках системы ценностей. Общество представляет собой нормативную общность.

Социальные системы, по определению Парсонса, — это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами. Структуру же этих систем можно проанализировать, применяя 4 типа переменных: ценности, нормы. Нормы, коллективы и роли («Система современных обществ»). Поскольку сама социальная система образуется интеракциями человеческих индивидов, то каждый участник является одновременно и актёром, обладающим. Обладающим определёнными целями, идеями, установками, и объектом ориентации, как для других актёров, так и для себя самого. Ядром социальной системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь. Как порядок, чтобы быть значимым и легитимным, он содержит ценности, дифференцированные. Дифференцированные и упорядоченные правила и нормы, которые соотнесены с культурой. Коллектив людей, который охвачен нормативной системой, находится под её «юрисдикцией», именуемой Парсонсом «социальной общностью».

Структурно-функциональный анализ — системное исследование социальных процессов и явлений как структурно расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение. Функционализм ставит перед собой задачу всестороннего объяснения биологических, физиологических, культурных отношений. Важной функцией научной теории по Парсонсу являются описание и анализ. Описание — это основная категория эмпирической системы. Личность, социальная система и система культуры представляют объект социологического анализа. Главная побудительная причина всех научных усилий Парсонса — найти и сформулировать принципы такой системы, которая была бы предельно абстрактной и настолько всеобщей, что она никогда не могла бы устареть. Поэтому ключ ко всей концепции Т.Парсонса — категория равновесия, ибо общество, по Парсонсу, может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель социальной системы. Отсюда основная задача социологии — дать рекомендации по стабилизации общества, т.е. по поддержанию равновесия.

Ни одна социальная система, будь то общество в целом, какая-то производственная единица или отдельный индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:

— Приспособление к окружающей среде (адаптация);

— Формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения (целеполагание);

— Поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений (интеграция);

— Обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы (латентность поддержание образца).

На уровне общества в целом функцию адаптации осуществляет экономика, функцию целеполагания — политика, функцию интеграции — право и культура, латентную функцию — институты социализации (семья, школа, церковь и т.д.).

Окончательно структуру социального действия определяют:

Система норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон, набор возможного и невозможного;

Принятие индивидуальных решений о путях достижения целей;

Существующие средства и условия.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

источник

Структурные, функциональные и динамические связи в системе общественного воспроизводства. Задачи структурного, функционального и динамического уровней анализа

Общественное воспроизводство — процесс воспроизводства человеческого общества, в рамках которого создаются и превращаются в элементы социального бытия все произведенные в этом процессе жизненные средства.

При структурном подходе сложный объект (общество, его состояние, социальный институт или процесс) задается аналитическим вычленением входящих в его состав единиц (элементов, факторов, переменных). Все составляющие структуры оказываются заданными одновременно в отвлечении от механизмов диахронного существования и воспроизводства социального целого и его частей. Затем найденное статистическое состояние может послужить исходным пунктом для анализа процессов социального изменения.

Структурный анализ в социальном исследовании — весьма непро­стое занятие. Оно осложняется многими обстоятельствами, и прежде всего тем, что человеческое общество относится к высшему типу «органических» систем.

Части таких систем не просто взаимосвязаны, но еще и взаимоположены, т.е. могут существовать лишь в рамках целого, лишь в связи друг с другом. Это означает, к примеру, что в истории нет, не было и никогда не будет общества, в котором существовала бы экономика, но отсутствовала культура, наличествовало бы управление, но отсутствовало воспитание детей.

Более того, части органически целостных систем, возникшие в результате саморазвития единого субстанциального начала, обладают структурной изоморфностью, делающей возможным их взаимопроник­новение (к примеру, различие между политикой и экономикой как организационно выделенными частями социального целого отнюдь не мешает им вступать в отношения композиционного пересечения, рождая такой феномен, как «экономическая политика»).

В действительности структурный анализ является не только оправ­данным, но и необходимым для любого исследователя, который не ограничивается созерцанием внешних жизнепроявлений общества, но стремится понять его устройство. Важно лишь, чтобы такой анализ подчинялся неким общим правилам структурного рассмотрения орга­нически целостных объектов.

Согласно первому из этих правил, общество, как и другие системы органического типа, обладает собственными, объективно выделенными в нем частями, которые должны «регистрироваться» ученым и не могут быть объектом произвольного конструирования в соответствии с его личными предпочтениями.

Во-вторых, структурный анализ общества, как и любой другой сложноорганизованной системы, предполагает анализ частей, а вовсе не свойств или состояний, присущих этим частям.

В-третьих, структурный анализ общества исходит из наличия в социальной системе целого ряда различных структурных уровней, находящихся в отношениях иерархи­ческого соподчинения. Говоря конкретнее, речь идет об уровне подси­стем, или наиболее крупных частей системы, обладающих собственным разветвленным строением; уровне элементов, представляющих собой самые мелкие ее части (сохраняющие субстанциальное свойство целого); и уровне компонентов, занимающих промежуточное положение между подсистемами целого и его элементами.

Функциональный метод неверно отождествлять с совокупностью конкретных эмпиротехнических приемов исследования. Связь тех или иных способов поиска эмпирических данных с функциональной ориентацией более или менее случайна. Ядро функционального метода в широком смысле составляет функциональный анализ, рассматриваемый «как метод интерпретации социологических данных» (Р.Мертон) – особый способ построения описаний и объяснений социальных явлений.

Основная цель функционального анализа — понять, каким образом система, разделенная на многие части, способна существовать и изменяться как единое целое, как возникают интег­ральные свойства целого, которых лишены образующие его части.

Иными словами, функциональный анализ как бы «оживляет» со­циальную целостность, временно «умерщвленную», препарированную структурным анализом, раскрывает механизмы ее самовоспроизводства в рамках фиксированных качественных состояний. Механизмы смены таких состоянии изучает уже динамический анализ, возможный лишь после того, как установлены основные функциональные зависимости в социальной системе.

Как и структурный анализ общества, его функциональное рассмот­рение может быть успешным лишь при выполнении нескольких не­сложных, на первых взгляд, методологических правил.

Первое из этих правил предполагает умение исследователя разли­чать уровни системного рассмотрения общества, не смешивая друг с другом проблемы функционального анализа реальных социальных организмов и различных по рангу абстракций типологических моделей общества.

Прежде всего, мы должны понимать, что возможные зависимости между конкретными единичными событиями общественной жизни и ее безличными воспроизводимыми структурами подчиняются разной логике.

К примеру, важно понимать, что сложившаяся практика управления общественными делами в полит­арном российском обществе («Я прикажу инженерам быть честными!») далеко не во всем соответствует универсальным алгоритмам суборди­национной и координационной связи между типами необходимой деятельности в «обществе вообще».

Еще одно правило адекватного функционального анализа предпо­лагает умение исследователя различать субординационные и коорди­национные зависимости, существующие на разных структурных «этажах» изучаемого общества (будь то общество вообще, его истори­ческий тип или конкретный социальный организм).

Важно понимать, в частности, что уже рассмотренные нами зави­симости между простейшими образованиями социального действия, соединяющие между собой потребности, интересы, цели, средства и результаты внутри любой из форм деятельности, совсем не тождест­венны зависимостям между ее различными видами — промышленно­стью; политикой, наукой, искусством и т.д.

Итак, признавая многомерность структурной организации обще­ства, социальная теория ставит своей задачей объяснение всей совокупности функциональных связей на всех рангах общественной орга­низации — элементном, компонентном и подсистемном — в резуль­тате которых общество оказывается способным функционировать, т.е. поддерживать и воспроизводить свою целостность в самых различных, меняющихся условиях существования.

Деятельностный подход. Общество определяется как особый тип человеческой деятельности. Деятельность – специфическая форма активности, направленная на преображение человеческого мира и носящее адаптивно-адаптирующий характер – имеется ввиду адаптация не себя, а окружающей среды. Часто такая активность целенаправленна. Можно к примеру, сравнить пчелу и архитектора. Пчела – строит соты, даже если нижнюю часть разрушить, а архитектор занимается целенаправленным строительством. Мы приспособляемся к окружающей среде, приспособляя ее под нас. Тут же рассматривается и потребность – свойство человека нуждаться в чем бы то ни было для своего существования. Нуждаемость может быть актуализируемой, а может быть нет. Происходит постоянная вариация средств удовлетворения потребностей. Задача – выявление такого рода потребностей, изучение деятельности человека.

Хотя, я думаю, тут можно притянуть за уши классификацию Сорокина по деятельности, если он будет просить подробнее охарактеризовать:

Структуру социального взаимодействия он определяет как связь трёх элементов:

· Минимум двух индивидов, которые вступают в акт взаимодействия и этим обуславливают поведение друг друга;

· Так называемых актов, то есть действий индивидов. Каждый акт является, с одной стороны, результатом внутренней психической деятельности индивида, а с другой — стимулом, вызывающим ту или иную реакцию у других лиц. Акты П.А. Сорокин делит на интенсивные и слабые, мгновенные и продолжительные, сознательные и бессознательные.

· Проводников (материальных или символических) действий индивидов. К проводникам П.А. Сорокин относит язык, письменность, живопись, музыку, орудия труда и войны, деньги, одежду, церемонии, образы, памятники, предметы быта, железные дороги, телеграфную и телефонную связь и т.д. Наличие тех или иных проводников изменяет характер социального взаимодействия, например, железные дороги и телеграфная связь сокращают социальное пространство и время взаимодействия. Наличие проводников даёт возможность оценить интенсивность социального взаимодействия, например, через количество писем, телеграмм в единицу времени на одного индивида на данной территории, количество библиотек, число участвующих в митингах и т.д. Роль материальных проводников основывается на их физических качествах, а роль символических проводников — на символическом значении, которое им приписывается. (Аналогично Н.Д. Кондратьев выделял реальное или символическое выполнение «вещами» своих функций). Как отмечает П.А. Сорокин, если акты социального взаимодействия осуществляются и исчезают, то проводники могут накапливаться, образую вокруг взаимодействующих людей новую неприродную среду.

14. “Общественное» и “социальное”. Проблема качественного отличия социального от природного. Коллективность как условие общественной жизни.

Термин «социальный», как и понятие «общество», имеет несколько значений. Прежде всего, термин «социальный» используется для обозначения коллективных форм жизни людей в отличие от ее индивидуальных проявлений. В другом своем значении термин «социальное» выступает не как синоним коллективной жизни людей, а как обозначение особого «участка», или «сегмента», этой жизни, отличного от иных ее «участков». Однако многие философы употребляют понятие социального в другом, более широком значении, именуя этим термином системную совокупность свойств и признаков, выделяющих человека и созданный им мир из царства природы.

Любой объект окружающей нас действительности обладает множеством свойств, но далеко не каждое из них важно для выявления его сущности. Только существенные свойства человека, т.е. такие признаки, которые отличают людей от природных объектов в любой заданной проекции различения, создают его качественную определенность, или «самость», как говорят философы.

Исследование общества привело ученых к мнению, что оно относится к особому классу систем, способных не просто существовать на манер камня или функционировать на манер автомобиля, а «жить», т.е. самостоятельно порождать, поддерживать и воспроизводить присущую им качественную определенность. Системы подобного типа именуются субстанциональными и им присущи два главных признака. Это самопорождение, т.е. способность системы содержать все причины своего возникновения «в себе», внутри себя, а не за своими пределами; и качественная самодостаточность, под которой понимается способность системы существовать по собственным законам.

Субстанциональный подход к пониманию живых существ предполагает учет внутренних и внешних обстоятельств, образующих во взаимодействии целостный образ из жизни, способ воспроизводства в среде обитания. Мы не в состоянии объяснить присущую человеческому обществу целостность, анализируя отдельные сферы общественной жизни и реально существующие взаимоопосредование между ними. Мы должны понять те потребности социального целого, те особенности совместной жизни людей, которыми обусловливается процесс структурно-функциональной дифференциации ее взаимосвязанных подсистем, компонентов и элементов. Мы сумеем это понять лишь в том случае, если установим тот специфический способ существования, который выделяет людей из природы и противопоставляет ей, т.е. обнаружим субстанцию общественной жизни – субстанцию как самозарождающееся и самоподдерживающееся качество системных объектов с органическим типом целостности.

Говоря об абстрактно взятой сущности социального, мы отвлекаемся от вопроса, при каких условиях возможно существование этой сущности, т.е. реальное возникновение и воспроизводство социальных явлений. Первое необходимое условие общественной жизни – коллективность. Уже древние мыслители понимали, что человек представляет собой «общественное животное», неспособное самостоятельно обеспечивать свою жизнь. Условием его существования является кооперации с другими людьми, в которой человек нуждается в той же мере, что и в продуктах питания или создающих их средствах труда. Очевидно, что любой индивид способен стать чем-то отличным от животного, лишь погружаясь в социокультурную среду, взаимодействую с себе подобными. Об этом свидетельствуют и жестокие опыты, поставленные самой природой – случаи, когда потерявшихся детей «воспитывали» животные.

Понятие социального статуса. Основные моменты “теории социальной мобильности”. “Каналы вертикальной циркуляции”, механизмы “селекции” и “распределения индивидов” в концепции П.А. Сорокина.

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой. Взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели статусов), т.е. люди. Один человек обладает множеством статусов. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком наз. статусным набором. Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, религии, пола, возраста и т.д.). Противоположным по отношению к социальному является личный статус. Это положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Бывают социальный, личный, главный (с чем себя отождествляет), приписываемый (задан неподконтрольными индивиду обстоятельствами), достигаемый, смешанный статусы.

Согласно определению П. Сорокина, под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой. П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность — это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса.

Но наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. Одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижения социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильности может служить падение социального статуса профессиональной группы инженеров, которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть. По образному выражению П. Сорокина, “первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй — корабль, затонувший со всеми находящимися на борту”.

С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается социальная дистанция, количество слоев, проходимых индивидом в его восходящем или нисходящим периоде за определенный промежуток времени. Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности. Соединив интенсивность и относительную всеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере (например, в экономике), можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества.

Поскольку вертикальная мобильность присутствует в любом обществе, то между слоями общества должны существовать некие лифты и лестницы, которые и называются каналами социальной циркуляции. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты, каналы социальной мобильности. Важнейшие из них: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Армия всегда играла специфическую роль «социальной лестницы», благодаря которой простолюдины становились генералами, принцами, монархами, диктаторами. В то же время многие урожденные аристократы, принцы и короли утрачивали свои титулы, звания, состояния, социальные положения и даже лишались жизни. В мирное время армия продолжает играть роль канала вертикальной циркуляции, но в эти периоды роль его значительно меньше, чем в военное время. Церковь выполняет эту функцию только тогда, когда возрастает ее социальная значимость. Церковь переместила большое количество людей с низов до вершин общества (многие архиепископы были простолюдинами). Церковь одновременно была и средством нисходящего движения. Достаточно вспомнить тысячи еретиков, язычников, врагов церкви, преступников, разоренных и уничтоженных. Институты образования и воспитания во все времена были средствами вертикальной социальной циркуляции. В обществах, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой социальный лифт, движущийся с самого низа общества до самых верхов. В обществах, где привилегированные школы доступны только высшим слоям населения, школьная система представляет собой лифт, движущийся только по верхним этажам социального здания, перевозящий вверх и вниз только жильцов верхних этажей. Но даже в таких обществах некоторым индивидам из низших слоев удавалось проникнуть в этот школьный лифт и возвыситься. Политические организации, начиная с правительства и кончая политическими партиями, также играют роль канала циркуляции. Человек, поступивший на должность или ставший служащим у влиятельного правителя, поднимается при помощи этого лифта, так как во многих странах существует автоматическое продвижение лиц по службе с течением времени. Чиновник или клерк всегда имеют шанс быстрого продвижения, если их служба оказывается более ценной. Исторически большое количество людей, рожденных в слоях прислуги, крестьянства или ремесленников, поднялись до заметных общественных позиций. Политические организации сейчас играют особенно важную роль. Подавляющее большинство политических лидеров, государственных деятелей и прочих должностных лиц современных стран достигли своих позиций по каналу политических партий.

Читайте также:  Как делают анализ на норовирус

Некоторые из профессиональных организаций также играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литературные, творческие институты и организации. Поскольку вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице.

Следующим каналом являются организации по созданию материальных ценностей. Уже во многих первобытных племенах лидерами становились те, кто был богат. Накопление богатств приводило к социальному продвижению людей. В настоящее время накопление богатств – один из самых простых и действенных способов социального продвижения.

Среди других каналов вертикальной циркуляции можно упомянуть семью и брак (особенно с представителем другого социального статуса). Такой брак обычно приводит одного из партнеров или к социальному продвижению, или к социальной деградации. Таким образом, некоторые люди сделали себе карьеру, другие же – разрушили ее. В прошлом брак со слугой или с членом низшей касты приводил к «социальному падению» одного из партнеров, ранее занимавшего более высокое положение.

№16. Понятия «значимости» и «ценности» в социальном познании. Валюативный и рефлексивный стили философствования, проблема верифицируемости «целей общественного развития».

Вебер выделяет 2 точки зрения на проблему: «следует ли в университетском преподавании «признаваться» в своих практических оценках, основанных на определенных этических воззрениях, культурных идеалах или иных мировоззренческих принципах?»:
а) доступные чисто логическому рассмотрению и чисто эмпирические проблемы действительно следует отделять от практических, этических и мировоззренческих оценок, но что тем не менее (или, быть может, именно поэтому) проблемы обеих категорий должны присутствовать в университетском преподавании (Вебер придерживается этой точки зрения);

б) все вопросы практических оценок должны быть по возможности устранены из преподавания, даже если упомянутое разделение не может быть логически последовательно проведено.

В аудитории преподаватель должен прежде всего обучить студента следующему:

1) способности находить удовлетворение в выполнении поставленной перед ним скромной задачи.

2) признанию фактов, которые неудобны для него лично, и умению отделять их констатацию от оценивающей их позиции

3) умению дистанцироваться при изучении научной проблемы, в частности подавлять потребность выставлять на первый план свои вкусы и прочие качества.

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме.

Относительно принципа свободы от ценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в строгом смысле и проблему соотношений познания и ценности.

В первом случае следует строго отличать установленные факты и их оценку с мировоззренческих позиций исследователя. Во втором — речь идёт о теоретической проблеме анализа связанности любого познания с ценностями познающего, т. е. проблеме взаимозависимости науки и культурного контекста.

Вебер выдвигает понятие «познавательного интереса», который определяет выбор и способ изучения эмпирического объекта в каждом конкретном случае, и понятие «ценностной идеи», которая определяется специфическим способом видения мира в данном культурном контексте. В «науках о культуре» эта проблема приобретает особую значимость, т. к. в данном случае ценности выступают как необходимое условие возможности существования таких наук: мы, существующие в некоторой культуре, не можем изучать мир, не оценивая его и не наделяя его смыслом. В данном случае, таким образом, речь идёт не о субъективных пристрастиях того или иного учёного, но прежде всего о «духе времени» той или иной культуры: именно он играет ключевую роль в формировании «ценностных идей».

Рефлективным (не путать с рефлексивным) называется тот стиль философствования, который интересуется миром как сущим, миром в собственной фактологии и логике его бытия, которая, конечно, дана человеку феноменологически и тем не менее обладает своей принудительной “дисциплинарностью”, не зависит от ценностных преференций познающего субъекта и соответственно является объектом верифицируемого знания.

Альтернативой рефлективного философствования является валюативное, или ценностное философствование, которое интересуется не сферой сущего, а сферой должного, рассматривает мир не как “в себе бытие”, а как бытие для человека. Валюативная философия соотносит мир с системой человеческих потребностей, оценивая в понятиях должного и недолжного, подлинного и неподлинного, справедливого и несправедливого, красивого и безобразного. Валюативная философия выступает как мудрость бытия в мире, поиск смыслов человеческого существования в нем. Если рефлективная философия отвечает на первый вопрос кантовской триады – «что мы можем знать» о мире, валюативная философия берет на себя два последних вопроса – «что мы должны делать» и «на что мы можем надеяться».

Очевидно, что коренное отличие рефлективной и валюативной философии состоит в их разном отношении к науке и научности. Если рефлективная философия Аристотеля, Спинозы может рассматриваться как крайне специфичная форма научного познания, валюативная философия Сократа, Ницше, Бердяева не имеет никакого отношения к науке. Альтернативность науке не недостаток, а достоинство валюативной философии, которая выступает как фундамент “суперсистем человеческой культуры” (П.А.Сорокин) – взаимосоотнесенных символических программ знаний, умений, норм, образов, верований, в основе которых лежит рефлексия конечных ценностей человеческого бытия. Соответственно именно этот тип философствования представляет собой ценностное самосознание эпох человеческой истории.

Очевидно, что различие рефлективного и валюативного стилей философствования отнюдь не исключает возможности их сочетания философами, которым в равной степени интересен и мир сущего, и мир должного. Такое сочетание может быть более или менее успешным. Зависит от того, следует ли философ важнейшему принципу, который Макс Вебер именовал принципом “интеллектуальной честности”, – “пояснять своим слушателям, и в первую очередь уяснить самому себе, что является. чисто логическим выводом или чисто эмпирическим установлением фактов и что носит характер практической оценки”.

Принцип верифицируемости— один из исходных принципов логического позитивизма, согласно которому истинность всякого утверждения о мире должна быть в конечном счете установлена путем его сопоставления с чувственными данными. При этом различается непосредственная верифицируемость утверждений, прямо описывающих данные опыта, и косвенная верифицируемость путем логического сведения к.-л. положения к прямо верифицируемым утверждениям. В работе Вебера проблема верифицируемости целей общественного развития сводится к проблеме «понятия «рационального» прогресса в собственной его сфере и показать, насколько оно эмпирично или неэмпирично по своему характеру». Доказывает эмпиричность, при этом отвергает термин прогресс.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Тема 2. Общество и реклама

Вопрос 1. Общество как социальная система.

Естественные и исторические условия жизнедеятельности общества. Понятие социальной системы. Типы социальных систем.

Вопрос 2. Структурный анализ общества как социальной системы. Социальные действия, связи и взаимодействия. Социальные группы и общности. Социальная стратификация. Социальные институты и организации. Культура, социальные ценности и нормы. Личность в структуре общества. Проблема типизации обществ.

Вопрос 3. Функциональный аспект анализа общества как социальной системы. Социальная жизнь. Культура и общественная жизнь. Социализация и институционализация. Социальная мобильность. Отклоняющееся поведение и аномия. Социальный контроль.

Вопрос 4. Динамический аспект анализа общества. Социальные изменения и социальное развитие. Причины и факторы социальных изменений. Социальная эволюция и социальная революция. Прогресс и регресс. Критерии общественного прогресса. Показатели развития человеческого потенциала. Ценностные ориентации общества и реклама. Этика и правовое регулирование рекламной деятельности.

Примерный перечень контрольных вопросов и заданий

для самостоятельной работы:

1.Что такое «социальная система»?

2.Каковы типы социальных систем?

3.В чем специфика анализа социальной структуры общества?

4.Каковы основные характеристики социальной жизни?

5.Как определяются критерии общественного прогресса?

6. Обосновать (и сдать преподавателю для проверки в письменном виде) рабочий вариант названия выбранной темы собственного социологического исследования по одной из проблем рекламной деятельности, определить актуальность этой темы и описать проблемную ситуацию.

Современный этап развития нашего общества отличается громадной сложностью и уникальностью происходящих событий и явлений. Это требует соответствующего осмысления, что трудно сделать вне социологического анализа. В самом деле значительная часть вопросов, которые рассматриваются в курсе социологии напрямую связаны с проблемами функционирования общественного организма.

В этом смысле одной из основных задач социологического образования в высшей школе является формирование социологического мышления,

— предусматривающее адекватное понимание существующих проблем,

— источников возникновения и

— механизма их эффективного разрешения.

Структура современного социологического знания обусловливает значительное количество социологических концепций и теорий, специализирующихся на исследовании отдельных предметных областей: семьи, религии, культуры, взаимодействий людей и т.д.

В понимании общества как социального целого, как системы, т.е. на макросоциологическом уровне, можно назвать два основополагающих подхода: функциональный и конфликтологический.

Функциональные теории впервые возникли в XIX веке, а сама идея такого подхода принадлежала Г. Спенсеру, который сравнивал общество с живым организмом. Так же, как и живой организм, общество состоит из многих частей — экономической, политической, медицинской, военной и т.д., причем каждая часть выполняет свою определенную функцию. Задача социологии и заключается в исследовании этих функций, отсюда название теории — функционализм.

Развернутую концепцию функционализма предложил и развил французский социолог Э. Дюркгейм. Развивать это направление анализа продолжают современные функционалисты Т. Парсонс, Р. Мертон. Главные идеи современного функционализма: это понимание общества как системы интегрированных частей, наличие механизмов, сохраняющих стабильность общества; необходимость эволюционных изменений в обществе. На основе этих качеств и формируются общественная целостность и стабильность.

Марксизм, обосновывающий структуру и взаимодействие элементов структуры в обществе, можно с определенными оговорками рассматривать как функциональную теорию. Однако в западной социологии марксизм анализируется с иной точки зрения. Поскольку К. Маркса определял главным источником развития любого общества конфликт между классами и на этой основе проводил идею функционирования и развития общества, то такого рода подходы в западной социологии получили название теории конфликтов.

Классовый конфликт и его разрешение с точки зрения К. Маркса являются движущей силой истории. Отсюда им обосновывается необходимость революционного переустройство общества.

Среди приверженцев подхода к изучению общества с точки зрения конфликта можно назвать немецких социологов Г. Зиммеля и Р. Дарендорфа. Если первый полагал, что конфликт возникает на основе инстинкта враждебности и обостряется из-за столкновения интересов, то второй придерживался мнения, что основной источник конфликта — власть одних людей над другими. Конфликт возникает между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее не имеет.

Современный американский социолог Л. Козер полагает, что причины конфликта в конечном итоге коренятся в том, что существующей в обществе системе распределения люди начинают отказывать в правомочности ее существования, что, как правило, происходит в период обнищания масс.

Исходные посылки функционализма и теории конфликтов совершенно различны: если функционалисты рассматривают общество как изначально стабильное, эволюционно изменяющееся, то в рамках теории конфликта видят общество постоянно изменяющимся через разрешение противоречий.

Второй уровень, объединяющий социологические теории, изучающие поведение и взаимодействие людей в рамках микросоциологии, развивался в теориях интеракционализма (интеракция — взаимодействие). Видную роль в развитии теорий интеракционализма сыграли У. Джеймс, Ч.Х. Кули, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид, Г. Гарфинкель. Авторы интеракционистских теорий полагали, что взаимодействие людей можно понять исходя из категорий наказания и поощрения, что именно это определяет их поведение.

Один из вариантов интеракционализма — символический интеракционализм. Сторонники этой концепции полагают, что люди реагируют не на воздействие внешнего мира, а на определенные, присвоенные явлениям, символы.

Особое место в микросоциологических подходах занимает теория ролей, связанная с именами Я.Л. Морено, Р.К. Мертона, Р. Линтона. Смысл ролевой теории можно понять из слов В. Шекспира:

. Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры,

У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль.

Теория ролей рассматривает социальный мир как сеть взаимосвязанных социальных позиций (статусов), определяющих поведение человека.

Социология, изучая общественные процессы, классифицирует общество по разным основаниям. В одних случаях, рассматривая стадии развития общества, берутся за основу классификации состояние развития производительных сил и технологий (Дж. Гелбрейт). В марксистской традиции в основу классификации положена идея формации. Классифицировали общество и на основе господствующих религий, языка, способа получения средств существования и т.д.

Смысл любой классификации заключается в необходимости определить, что представляет из себя современное общество.

Современная социологическая теория строится таким образом, что в ней на равных существуют различные социологические школы, разнообразные теории, т.е. отрицается идея универсальной социологической теории.

На смену модернистскому обществу с его идеей развития от простого к сложному, рациональности, рассудочности, необходимости преобразования общественной жизни приходит концепция постмодернистского общества. Главная идея постмодернистов — вписать новое в уже существующее старое. Они считают: нет абсолютной рациональности — каждая культура имеет свою рациональность, не может быть одного объяснения явления, сущности происходящего, а есть множественность объяснений.

Социологи стали приходить к выводу, что нет жесткой теории, нет жестких методов в социологии. Адекватное отражение процессов, происходящих в обществе, обеспечивают качественные методы исследований. Смысл этих методов в том, что явлению придается большее значение, чем причинам, породившим его. Так родилась этнометодология (наблюдение, общение через речевую коммуникацию, через знаковую систему; истолкование смысла действий).

В формировании социологии существуют два направления:

а) европейская школа — рассматривающая общество как социальную систему (Конт, Спенсер)

б) американская школа, где социология рассматривается как поведенческая наука (Р.К. Мертон, Т. Парсонс, Н. Смелзер). Там, где нет связей, нет взаимодействий, там нет и общества. Есть два уровня связей: на микроуровне это личностные связи между людьми, на макроуровне -социальные институты, социальные системы. Причем макроуровень не редуцируется на микроуровень, а законы микроуровня нельзя перенести на макроуровень.

Понятие общества в социологии.Каковы его базисные структурные элементы?

При самом общем взгляде на общество видно, что оно- совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного (в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян — антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства.

Общество — это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются, в сущности, их отношениями к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу.
Люди не могут жить изолированно друг от друга. Ещё Шефтсбери настаивал на том, что человек по природе — существо общественное и общество неизбежно и естественно для него. Как отмечал П.А. Сорокин, » для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления «. » Что такое общество, какова бы ни была его форма? «- ставил вопрос К. Маркс. И отвечал: » Продукт взаимодействия людей «.

Общество — это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей.

В социологии понятие общество трактуется неоднозначно. В широком смысле общество рассматривается как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а в узком смысле — как социальную организацию нации, народности, населения страны. П. Сорокин считал, что общество — это совокупность людей, находящихся в процессе общения. Общество — это объединение людей связью взаимодействия.

По мнению Шилса общество — это продукт взаимодействия людей, объединённых общей системой ценностей, традиций, законов, правил. Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.

По М. Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий.

Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, которых объединяют нормы и ценности.

Из этих определений следует, что общество — это целостное единство , состоящее из людей, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Общество — это совокупность, объединение людей, но не механическое, а устойчивое, благодаря рациональной взаимосвязи и взаимодействия людей.

Cоставными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы и общности, социальные нормы и ценности. Каждый из них находится в тесной взаимосвязи с другими, играет особую роль в обществе.

Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия.

Читайте также:  Какие анализы сдать после укуса клеща

Базисными элементами общества выступают: индивиды, социальные действия, связи и взаимодействия, социальные общности, институты, нормы, ценности. Первоосновой общества выступает социальное действие, вызываемое потребностями людей. Человеческое действие, как показал М. Вебер, только тогда приобретает черты социального действия, когда оно осознанно (рационально), и находится во взаимосвязи с действиями других людей, оказывает влияние на их поведение, и одновременно испытывает воздействие от поведения других лиц. Когда люди временно влияют друг на друга, на поведение и действия друг друга, тогда складывается их взаимосвязь и социальное взаимодействие, лежащие в основе всех процессов жизни общества.

Социальная связь — это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях для достижения конкретных целей. Социальная связь может выражаться в форме социального контекста, либо в форме социального взаимодействия — как системы взаимообусловленных социальных действий.

Социальное взаимодействие— это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.

Социальные отношения — это относительно устойчивые социальные связи и взаимодействия между людьми и социальными группами.

Обществу присуще множество связей, взаимодействий и отношений (межклассовые, межнациональные, групповые), межпоколенческих.

Человеческое действие приобретает характер социального действия, когда оно ориентировано на других, когда оно предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми. Ориентация на других возникает как средство удовлетворения потребностей самого деятеля.

Субъекты вступают во взаимодействие т.к. зависят друг от друга. Социальная связь это зависимость, реализованная через социальное действие.

Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Но общество — это не просто сумма индивидов и их связей. На уровне общества индивидуальные действия и связи приобретают новое качество — системное, где отношения носят надиндивидуальный характер. Следовательно общество — это самостоятельная субстанция, система, которая по отношению к индивидам первична, обладает интегральными качествами.

Хотя в повседневной жизни понятие » общество» используется достаточно широко и многозначно — от небольшой группы людей до всего человечества и от общества любителей пива до всероссийского общества, тем не менее в социологии под обществом понимается объединение людей, характеризующееся:

а) общностью территории их проживания, обычно совпадающей с государственными границами и служащей тем пространством, в рамках которого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимодействия членов данного общества;

б) целостностью и устойчивостью, тем, что П.А. Сорокин называл » коллективным единством или коллективом «, отличающим сумму невзаимодействующих людей от общества как особого единого целого;

в) самовоспроизводством, самообеспеченностью (самодостаточностью), саморегулируемостью, понимаемыми, конечно, не в абсолютном, а относительном смысле и поэтому не исключающим, например, увеличение численности населения за счёт иммиграции или удовлетворение потребностей путём импорта и т.д.; г) таким уровнем развития культуры, который находит своё выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.

С учётом сказанного, можно дать следующее общее социологическое определение общества: обществосовокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием,, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

В более узком смысле слова, когда, например, речь идёт о российском, американском, японском или французском обществах, под обществом понимается конкретный вид общества со всеми его историческими, социокультурными и иными особенностями. Имея в виду именно такое понимание общества, известный современный американский социолог Н. Смелзер определяет общество как «объединение» людей, имеющее определённые географические границы, общую законодательную систему и определённую национальную (социально-культурную) идентичность».

При всей теснейшей взаимосвязи таких важнейших и широко употребимых понятий, как «общество», «страна» и «государство», их необходимо строго разграничивать.
«Страна» — это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику частей нашей планеты, определённой границами независимого государства. » Государство «- понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории прежде всего политологии. «Общество» — понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии.

В общем и целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи как в прошлом, так и сегодня нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что конкретно служит первоосновой объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел её в надиндивидуальной общности коллективных представлений, чувств, верований, в солидарности как «коллективном сознании», противостоящем природному эгоизму; М. Вебер -в ориентированных на других (т.е. социальных) действиях; Т. Парсонс и Р. Мертон- в общности тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности; Э Шилз — в общности центральной власти, территориальной целостности и согласии центра и периферии.

Проблема типизации обществ

Завершая самую общую характеристику общества и его строения, необходимо специально, хотя и кратко остановиться на проблеме типов общества, то или иное решение которой позволяет классифицировать общества на основе выделения наиболее существенных, типичных, интегральных признаков, отличающих группы обществ друг от друга и объединяющих общества одной и той же группы. Тем самым выявляется многообразие проявления единой сущности общества в реальном мире.

Разные социологи по-разному подходили к проблеме типизации обществ. Марксистская социология, например, в основу классификации обществ положила способ производства материальных благ, производственные отношения и прежде всего отношения к собственности, разделив все общества на пять основных общественно-экономических формаций — первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (включая и социалистическое общество как её начальную, первую фазу).

Другие социологи (американцы Г. Ленски и Дж. Ленски) подразделяют общества по основному способу добывания средств к существованию, различая: а) общества охотников и собирателей; б) садоводческие общества; в) аграрные общества; г) промышленные общества.
Немецкий социолог Ф. Теннис главное внимание сосредоточил на разграничении двух основных типов обществ — допромышленного, традиционного (Гемайншафт — сельская, крестьянская община) и современного, промышленно — городского ( Гезельшафт).

Сегодня весьма широко распространено (Д. Белл, А. Турен др.) деление обществ на доиндустриальные или традиционные (в современном понимании- отсталые, в своей основе сельскохозяйственные, примитивные, консервативные, закрытые, несвободные общества), индустриальные (т.е. имеющие развитую промышленную основу, динамичные, гибкие, свободные и открытые по организации социальной жизни) и постиндустриальные (т.е. общества наиболее развитых стран, производственную основу которых составляет использование достижений научно-технической и научно-технологических революций и в которых в связи с резким возрастанием роли и значения новейшей науки и информации произошли существенные структурные социальные изменения).

Этим, конечно, не исчерпывается многообразие классификации обществ.

Подведём итоги…

Общество — социальный организм, метасистема, включающая в себя все виды социальных общностей и их взаимосвязей и характеризующаяся целостностью, стабильностью, динамизмом, открытостью, самоорганизацией, пространственно-временным бытием.

Целостность — системообразующее качество общества. Она — в общественном производстве: создании жизненных благ, идей, производстве самого человека.
Социальная система — целостность, функционирующая в форме социальных общностей и организаций; её основные элементы: люди, их нормы и взаимодействия; её специфические черты: размытые и меняющиеся параметры управляемости, локализованная во времени и пространстве граница меры познания и контроля за функционированием системы; наличие значительного количества самих систем и многоэлементность каждой из них.

Вопросы для самоконтроля
1. Что общего в определении понятия «общество» содержится в трудах М. Вебера, П. Сорокина, Ф. Тенниса, Т. Парсонса ?
2. Что такое общество? Каковы его признаки?
3. Дайте определение категории «социальная система.
4. В чём сущность общества как социальной системы?
5. Какие основные структурные элементы входят в общественную систему?
6. Приведите одно из современных определений общества.
7. Какие типологии общества существуют в социологической литературе?

Литература
1. Бендикс Р. Современное общество. (Американская социология).М.,1972.
2. Витаньи И. Общество. Культура. Социология. М., 1984.
3. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимодействие.
4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М.,1996.
5. Фролов С.С. Социология. М.,1994.
6. Кравченко А.И. Социология. Задачник. М., 1997
7. Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. М., 1996
8. Клименко А., Румынина В. Экзамен по обществознанию. М., 1999.
9. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимодействие. Thesis? 1993, вып.2.

В социологии понятие личность означает устойчивую систему’ социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности, оно показывает переходы от индивидуального к социальному и от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению.

Социологические подходы заключаются в том, что рассматривается
проблема личности с разных точек зрения, в частности, каким образом под
влиянием общества происходит социализация человека.

Социологические концепции личности объединяют ряд различных теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.

Ролевые теории личности

Я.Л. Морено, Т. Парсонс определяют личность как функцию от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.

Концепция распределения ролей у Т. Парсонса — деление их на аскриптивные, т.е. предписанные по естеству (определенные рождением, полом, возрастом, социальной принадлежностью и т.д.) и достижительные, т.е. зависящие от личных усилий индивида. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность является производной от условий, принятых в группах, в которые включен индивид. В процессе социализации он усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью. Общим для концепции ролевой теории является то, что личность есть результат овладения правилами жизни и поведения в обществе.

Социализация личности

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация выполняет в общество три основных задачи:

1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы
социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и
ценностей;

2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими
социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений
через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

1)имитацию — копирование детьми поведения взрослых;

2) игровую — детское поведение как исполнение роли со значением;

3) групповые игры — роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе
социализации различают ее первичные и вторичные формы.

Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях . жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

Вторичная социализация — интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.

Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.

Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий бесконфликтного включения человека в группу — при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.

Основными определяющими факторами на внеличностном (групповом) уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д.

На следующем — межличностном (внутригрупповом) уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.

На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контроль действий.

В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.

Рассмотрим различные подходы к описанию механизмов социализации. Так, согласно Э. Фромму, при различных способах социализации, указанных в левой части, возникают, соответственно, пять способов адаптации к социуму:

Э. Фромм считал, что доминирующий тип социального характера совпадает с типов самоотчуждения личности на различных исторических этапах развития общества, делая тем самым акцент на биопсихологических факторах.

функциональный подход, функционализм — один из наиболее развитых и детально (от метатеории до эмпирических исследований) разработанных подходов в социогуманитарном знании 20 в., задающий принципы исследования социокультурных явлений и процессов (на уровнях общества, социума и культуры, личности, любого социального «объекта» — группы, общности, института, организации) как системно-организованной структурной целостности, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение (функцию внутри этой целостности). Соотносится со структурным подходом (структурализмом), имеет с ним общие «генетические» корни и теоретико-методологические основания. В середине 20 в. структурный и функциональный анализы были переосмыслены в рамках «объединяющего» их системного подхода как два различных аспекта системного анализа, т.е. исследования систем как целостных единств, и две взаимодополняющие и взаимопроникающие друг в друга (пересекающиеся) стратегии их исследования. Это дало основания универсализировать функциональный и структурный подходы как воплощающие всеобщие принципы любого научного познания, однако релевантной им областью остается, все же, социогуманитарное знание. При этом если структурный анализ в различных своих версиях активно проникал в гуманитарное знание (а во многом и зарождался в нем) — прежде всего в лингвистике и литературоведении, то собственно С.-Ф.А. и возник, и локализовался прежде всего в социальном знании (главным образом, в социологии и британо-американской антропологии).

В социологии структурный подход акцентирует аспект социальной структуры (целостность взаимосвязанных элементов, процессы воспроизводства), а функциональный — аспект социальной организации (принципы соотнесения и функционирования элементов) социума, общества как системы в целом.

Центральным для С.-Ф.А. является понятие функции, которая рассматривается в нем в двух аспектах: 1) как «назначение» («роль» ) «одного» из элементов некоторой целостности по отношению к «другому» или к целостности (системе) в целом; 2) как такая зависимость в рамках данной целостности (системы), при которой изменения «одного» оказываются производными (функцией) от изменений «другого» (на уровне прикладных и (или) статистических анализов эта зависимость описывается через взаимоотношения зависимой и независимой переменных). В этом (втором) случае вводится понятие функциональных (функционально-организационных) связей (отношений, зависимостей) в ряду причинных, структурных, генетических связей внутри системы (а также между системами, системой и средой). Соответственно выделяются и процессы функционирования (поддержания организации-организованности, порядка) наряду с процессами производства (ресурсов), воспроизводства (структуры), в совокупности обеспечивающие стабильное существование системы (целостности) и соотносимые с процессами ее изменения и развития (как в результате «естественной» эволюции, так и вследствие специально предпринимаемых («искусственных») усилий.

В своем развитии С.-Ф.А. прошел ряд этапов становления и представлен несколькими основными версиями: 1) предысторию С.-Ф.А. связывают с идеями органицизма в социологии, прежде всего с именем Спенсера ; 2) основы С.-Ф.А. («его прообраз»), его исходные методологические принципы заложил Дюркгейм и его школа; 3) так называемый «ранний» функционализм представлен Британской школой антропологии — прежде всего Радклиф-Брауном и Малиновским ; 4) собственно классический американский структурный функционализм стал формироваться с 1930-х под влиянием круга идей Сорокина (прежде всего Парсонсом — ); в это же время конституируются методологически близкие ему статусно-ролевые теории личности; 5) в конце 1940-х основные идеи С.-Ф.А. были переинтерпретированы в терминах системного подхода; 6) 1950-1960-е — время доминирования С.-Ф.А. в социологии в виде двух его основных версий: функционального императивизма Парсонса и функционального структурализма Мертона ; в это же время происходит экспансия методологии С.-Ф.А. далеко за пределы социологии и антропологии, она начинает трактоваться не только как «подлинно» социологическая, но и как общенаучная методология (например, Хоманс рассматривал ее как новый язык описания в социогуманитарном знании, а Гемпель трактовал ее как широкую исследовательскую программу); основное оппонирование С.-Ф.А. встретил в это время со стороны социологии конфликта — Козер , Дарендорф — и «критической теории» Франкфуртской школы ; 7) со второй половины 1960-х нарастает критика С.-Ф.А. с разных теоретико-методологических позиций как внутри социологии (в меньшей мере — в антропологии), так и в общенаучной методологии. Особенно характерно в этом отношении возникновение различных версий «альтернативной» и «радикальной» социологии — Миллс , Гоулднер , социология контркультуры, «новые левые» , — а прежде всего усиление тенденций к конституированию методологических разработок внутри так называемой «гуманистической перспективы» (концепция конструирования реальности Бергера и Лукмана , этнометодология, когнитивная социология и т.д.); условно этот период можно назвать «фальсификационным» по отношению к версиям классического С.-Ф.А.; 8) в эти же годы (с середины 1960-х) происходит кардинальное переосмысление основ С.-Ф.А. с позиций социологии социальных изменений — Турен , П. Штомпка и др., что привело к замене системно-организационных моделей описания социума системно-процессуальными, влиятельными в 1970-1980-е не только внутри социологического знания, но и пытавшимися предложить новую методологию социального познания в целом; потенциально возможность «процессуального» прочтения функционализма была предзадана еще в интегральной социологии Сорокина и в теории социального действия Парсонса; 9) в постклассической перспективе (особенно с 1980-х) установки С.-Ф.А. оказались в целом «сняты» в различных версиях постструктуралистски ориентированной социологии — Фуко , Бурдье , Гидденс и др., — методологического индивидуализма (Р. Будон), теории коммуникативного действия (Хабермас — ), поздней философской антропологии (в этом отношении показательна творческая эволюция Х. Шельски); наиболее же адекватно ряд принципиальных положений С.-Ф.А. воплотился в перспективе постклассической социологии в концепции референции Лумана , которую иногда трактуют как особую разновидность функционализма; однако если в теоретических дискурсах С.-Ф.А. (во всяком случае в своем классическом виде) утратил к настоящему времени сколь-нибудь заметное влияние, то прикладная методология, разработанная в его рамках, продолжает занимать доминирующие позиции в конкретных эмпирически ориентированных социологических исследованиях (успешно конкурируя с методами качественного анализа и методическими разработками, конституированными в традиции этнометодологии и близких ей направлений).

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

источник