Меню Рубрики

20 тысяч лье под водой анализ

Форма: роман
Оригинальное название: 20000 mille lieues sous les mers
Дата написания: 1869—1870
Первая публикация: 2018
Перевод: Н.Г. Яковлева, Е. Корш
Цикл: Капитан Немо, книга №2

Во второй половине 19 века в морях и океанах на глаза мореплавателям стал попадаться необычный объект — светящийся веретенообразный предмет, превосходящий скоростью и размерами кита. Газеты, а за ними и ученые всего мира заинтересовались «морским чудовищем».
Но судьба оказалась милостива только к профессору Аронаксу, который со слугой Конселем и гарпунером Недом Лендом волею случая (или автора, что по сути одно и то же), попадают на борт необыкновенной и единственной в мире подводной лодки.
Капитан и экипаж лодки оказались совсем не чудовищами и герои пережили немало опасных и удивительных приключений, совершив кругосветное путешествие в 20 тысяч лье под водой.

Вот уж не думала, что воспеваемый всеми Жюль Верн может сваять такую халтуру! Просто язык не поворачивается назвать по-другому этот нудный многостраничный перечень рыб!

В центре сюжета тут всеми уважаемый, известный и занудный профессор, который вместе со своим еще более пассивным слугой и одним, напротив, крайне активным (видимо просто для контраста) дядькой волею судеб оказывается на подводной лодке. Да не простой, а похитившей их на веки вечные, как намекает таинственный капитан Немо. Он сам зачем-то порвал с общественностью и вынуждает к тому же своих несчастных заключенных. И вот начинается самый экшен, а именно: они там плавают по всем морям и смотрят в окна, а профессор дотошно перечисляет то, что видит. И так — почти 400 страниц.

На протяжении всего чтения мы ждем развития сюжета, но только рыбы сменяют друг друга в дневнике профессора. Лодка бесцельно болтается по морям и надежда на то, что инкогнито капитана Немо раскроется и мы, наконец, узнаем, кто он и зачем годами рыскает под водой, тает с каждой страницей. Это, пожалуй, самый эпик фейл, хот их тут с лихвой. Наверное, просто надо было читать это в 12 лет, как все нормальные люди :))

Вот уж не думала, что воспеваемый всеми Жюль Верн может сваять такую халтуру! Просто язык не поворачивается назвать по-другому этот нудный многостраничный перечень рыб!

В центре сюжета тут всеми уважаемый, известный и занудный профессор, который вместе со своим еще более пассивным слугой и одним, напротив, крайне активным (видимо просто для контраста) дядькой волею судеб оказывается на подводной лодке. Да не простой, а похитившей их на веки вечные, как намекает таинственный капитан Немо. Он сам зачем-то порвал с общественностью и вынуждает к тому же своих несчастных заключенных. И вот начинается самый экшен, а именно: они там плавают по всем морям и смотрят в окна, а профессор дотошно перечисляет то, что видит. И так — почти 400 страниц.

На протяжении всего чтения мы ждем развития сюжета,… Развернуть

Уникальная атмосфера подводного мира!
Это настоящая ожившая мечта!
Прорывная, намного опередившая свое время вещь, пронизанная романтикой дальних странствий, революционными идеями и проблематикой взаимодействия человека и человека, человека и природы.
На мой взгляд, уже за одну эту книгу Жюля Верна можно заносить в пантеон лучших писателей-фантастов своего времени.
Поразительно, насколько предугадал Жюль Верн направление развития техники в будущем. Тогда ведь
субмаринами еще близко не пахло, а Верн уже рисует образ мощного, стремительного надежного подводного корабля, оборудованного по последнему слову техники, шедевр инженерной мысли в единственном числе, уникальную машину, самую совершенную субмарину – «Наутилус». Верну всегда удавались технические описания разных приспособлений и изобретений, и образ «Наутилуса» получился у писателя лучше всего, что он писал раньше, как бы аккумулировав все находки и идеи в одном предмете.
Немо, временами жестокий и импульсивный, но добрый и честный, человек чести и принципов, он всегда держит свое слово и набирает свою команду по таким же требованиям. Необычно все, что касается этого персонажа. «Наутилус» — это без сомнения внутренний мир Немо, его бессознательное, отражение его личности, где есть место самым удивительным вещам, начиная с коллекции кораллов и заканчивая обширной библиотекой. Но трагедия Немо остается с ним всю его жизнь, утрата в прошлом и одиночество в настоящем.
Писатель вложил в книгу максимум своего таланта.
Это очень насыщенное действиями и описаниями произведение, настоящая вселенная, спрятанная под обложкой.

Уникальная атмосфера подводного мира!
Это настоящая ожившая мечта!
Прорывная, намного опередившая свое время вещь, пронизанная романтикой дальних странствий, революционными идеями и проблематикой взаимодействия человека и человека, человека и природы.
На мой взгляд, уже за одну эту книгу Жюля Верна можно заносить в пантеон лучших писателей-фантастов своего времени.
Поразительно, насколько предугадал Жюль Верн направление развития техники в будущем. Тогда ведь
субмаринами еще близко не пахло, а Верн уже рисует образ мощного, стремительного надежного подводного корабля, оборудованного по последнему слову техники, шедевр инженерной мысли в единственном числе, уникальную машину, самую совершенную субмарину – «Наутилус». Верну всегда удавались технические описания разных приспособлений и… Развернуть

Книга будет любопытна любителям географии и биологии. Роман будет содержать много познавательной информации, расширяющей кругозор. Это все идет фоном повествования№ Главная сюжетная линия для меня оказалась скучна и не поучительна. После ее прочтения мне не о чем было задуматься. Роман представляет собой, разве что, как литературный памятник научной фантастики. Прочитав несколько романов Жюля Верна складывается впечатление, что он описывает в них главным образом географию, природу, историю географических открытий и пр., а сюжетная линия, с главными действующими героями наложена поверх этих натуралистических повествований. Сюжет книги не о чем и не про что. Главный девиз — свобода, равноправие и братство. Подводная лодка капитана Немо бороздит просторы морей и океанов, изучает их, пишет научные труды о них, которые. никогда не увидит общественность, потому что Немо ни с кем не общается и потонет со своими научными трудами, подводной лодкой и его экипажем. Помогает деньгами восставшим народам сбросить ярмо угнетателей и поработителей. Но при этом не занимается организаторской деятельностью этих национально-освободительных движений. Зато с остервенением набрасывается на пассажирские и транспортные корабли, вредя их и топя. Не удивительно, что правительства морских держав стали сооружать военные экспедиции, чтобы уничтожить неведомого монстра. В общем, мозг зашкаливает от этого сумбурного повествования снискавшего хвалебные оды начиная с самого первого издания этой книги и до наших дней. Видимо я прочитал эту книгу не в то историческое время и не в том возрасте. В подростковых годах, вероятно, что понравилось бы.

Книга будет любопытна любителям географии и биологии. Роман будет содержать много познавательной информации, расширяющей кругозор. Это все идет фоном повествования№ Главная сюжетная линия для меня оказалась скучна и не поучительна. После ее прочтения мне не о чем было задуматься. Роман представляет собой, разве что, как литературный памятник научной фантастики. Прочитав несколько романов Жюля Верна складывается впечатление, что он описывает в них главным образом географию, природу, историю географических открытий и пр., а сюжетная линия, с главными действующими героями наложена поверх этих натуралистических повествований. Сюжет книги не о чем и не про что. Главный девиз — свобода, равноправие и братство. Подводная лодка капитана Немо бороздит просторы морей и океанов, изучает их, пишет… Развернуть

источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ПО СЛЕДАМ ГЕРОЕВ КНИГИ ЖЮЛЯ ВЕРНА

«ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ ЛЬЕ ПОД ВОДОЙ»

Автор проекта: Семенюта Кирилл

Руководитель: Бесчетникова В.В. , учитель

1. Название проекта : По следам героев книги Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой»

2. Тип проекта : информационно-исследовательский

3. Автор проекта : учащийся 7А класса МБОУ «Обоянская СОШ №1» Семенюта Кирилл

4. Руководитель проекта – Бесчетникова Валентина Викторовна, учитель географии

5. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту : география

6. Цель проекта : провести географическое исследование маршрута капитана Немо в произведении Ж.Верна «Двадцать тысяч лье под водой».

Проанализировать маршрут капитана Немо

Отобрать наиболее наглядные и интересные географические объекты, процессы и явления для создания карты маршрута.

Разработать карту маршрута, список объектов, процессов и явлений, указанных в романе, и проверить эффективность влияния проведенного исследования на формирование географического кругозора.

8. Основополагающий вопрос: Может ли являться художественное произведение источником географических знаний.

9. Продукт проекта : карта маршрута капитана Немо; список объектов, процессов и явлений, указанных в романе; презентация.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОМАНА Ж. ВЕРНА «ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ ЛЬЕ ПОД ВОДОЙ»…………………………………………………………….. 6

В водах Индийского океана …………………………………………… 9

В Атлантическом океане ……………………………………………. 10

В северных морях у берегов Норвегии ……………………………… 17

Список использованной литературы ……………………………………… 21

Актуальность проектной работы.

Все многообразие географической информации человек получает из источников географических знаний. К числу важнейших источников географических знаний относятся карты и атласы, космические снимки, справочники, географические книги и журналы, отчёты о научных исследованиях и изысканиях. Разнообразные сведения о природе можно получить из фотоальбомов, документальных фильмов, телевизионных передач, с сайтов в Интернете. Важнейшим источником географической информации является художественная литература. В художественных произведениях часто содержатся превосходные описания явлений природы, той или иной территории, изучаемых объектов, т.е. художественное слово выступает как средство формирования географических знаний.

Как известно, в географии описательный элемент, представляемый словом, играет огромную роль, что отражено в самом названии науки. Описания путешествий были вкладом не только в географию, но и в литературу. Их читали как приключенческие романы. Соответственно и художественное произведение может быть источником географических знаний, формируя красочный, запоминающийся образ территории.

Данная проектная работа представляет собой географическое исследование художественного произведения как источника географической информации через использование интегративных связей географии с литературой.

Художественное слово Мастера – поэта, писателя, образное и яркое, западающее в душу, расширяет возможности в формировании географической картины мира.

Особое значение для географического исследования представляют романы Жюля Верна. Годы жизни писателя были годами величайших открытий, годами грандиозных переворотов в науке и технике. В книгах Ж. Верна можно найти описание почти всего земного шара.

Знаменитый французский писатель Жюль Верн (1828—1905) почти всю свою творческую жизнь посвятил созданию многотомной серии романов «Необыкновенные путешествия». В каждом романе перед читателем развертывается пестрая географическая панорама. Красочные описания природы, многочисленные отступления на исторические и географические темы органически вплетаются в пеструю ткань приключенческого сюжета. Отсюда — первостепенная роль географии в романах Жюля Верна, которые являются не просто приключенческими, а приключенческо-географическими.

У каждого человека есть любимая книга. Когда мы читаем книгу, мы полностью окунаемся в мир волшебства и загадок, забываем обо всем.
Я люблю читать книги фантастические и приключенческие, где множество различных новых технологий и волшебства. И поэтому мне нравятся произведения Жюля Верна.
Однажды я увидел книгу под названием «20000 лье под водой», автор этого романа — Жюль Верн. Я понял, что книга наверняка интересная. Так и оказалось. Начав читать книгу, я не мог остановиться. Мне было интересно, что же произойдет дальше, что ждет главных героев, какие новые опасности их ждут. Я буквально переживал за них. Я как будто был на их месте.

В книге рассказывается история о том, как профессор Ароннакс и его смелые и отважные друзья случайно оказываются на загадочной подводной лодке под названием «Наутилус». Экипаж лодки оказывается таким же странным и не менее загадочным, чем сама лодка. Но самым таинственным на подводной лодке был капитан. Капитан Немо. Строгий, целеустремленный и уверенный в себе капитан открывает окно в необычайный подводный мир, полный красоты, тайн и опасностей.
За время, проведенное на «Наутилусе», главные герои проплыли глубины всех морей и океанов Земного шара. Они сделали множество открытий и испытали на себе то, что никогда не испытывали. Видели то, что человечество не могло себе и представить. Они сталкивались с опасностями, рискуя своими жизнями. Помимо этого, главный герой профессор Ароннакс пытается узнать, почему капитан Немо сбежал с земли, почему он не хочет иметь ничего общего с ней и ее обитателями и что же могло вызвать у него такую обиду и злобу. Профессор ничего не узнает о Немо. Но за время общения с ним Ароннакс понимает, что причины покинуть землю были весомые.

Индиец по происхождению, гениально одаренный и получивший в Европе разностороннее образование, принц Даккар (таково истинное имя Немо) возглавил на родине восстание против английского владычества; восстание закончилось поражением. Смерть не пощадила никого из друзей Даккара и членов его семьи. Исполненный ненависти ко всему, что происходит на свете, не знающем, что такое свобода и независимость, он обрел убежище от творимого в мире зла под водой, в глубинах морей.

Символично имя героя (лат. Nemo — никто). Овеяны тайной прошлое Немо, его конфликт с обществом, приведший к окончательному разрыву, подлинное имя. Бегство от мира и непроясненность его мотивировки, духовное одиночество, родство с могучей стихией — все это придает облику Немо черты романтического героя.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОМАНА Ж. ВЕРНА «ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ ЛЬЕ ПОД ВОДОЙ»

Во второй половине 19 века в морях и океанах на глаза мореплавателям стал попадаться необычный объект — светящийся веретенообразный предмет, превосходящий скоростью и размерами кита. Газеты, а за ними и ученые всего мира заинтересовались «морским чудовищем».

Пьер Аронакс — профессор Парижского музея, приглашен сопроводить экспедицию на фрегате «Авраама Линкольна» с поручением настигнуть загадочное существо. Но не по своей воле профессор становится и участником кораблекрушения, виновником которого стал монстр. К его счастью он остается в живых, как и пара его земляков.
Профессор Ароннакс и его смелые и отважные друзья случайно оказываются на загадочной подводной лодке под названием «Наутилус». Экипаж лодки оказывается таким же странным и не менее загадочным, чем сама лодка. Но самым таинственным на подводной лодке был капитан. Капитан Немо. Строгий, целеустремленный и уверенный в себе капитан открывает окно в необычайный подводный мир, полный красоты, тайн и опасностей.

Немо, капитан (принц Даккар) — исследователь морских глубин, изобретатель и владелец фантастической подводной лодки «Наутилус», которая время от времени показывается на поверхности морей, воспринимается всеми как некий сверхъестественный и опасный представитель китообразных, становясь объектом не только любопытства, но и охоты. Специально отправившееся на поиски неведомого «животного» судно «Авраам Линкольн» терпит поражение в схватке с ним. Чудом уцелевшие ученый-естествоиспытатель Пьер Аронакс , его слуга Консель и китобой Нед Ленд оказываются на борту «Наутилуса», становятся пленниками Немо и совершают вместе с ним кругосветное путешествие, пройдя двадцать тысяч лье под водой (111150км)

Льё или лье (фр. lieue) — старинная французская единица измерения расстояния. Сухопутное льё равно 4445 метрам, 1 морское лье равняется 5,557 км

В книге подробно описываются географические объекты, где они расположены, кем и когда были открыты.

Я провел исследование и отметил на карте маршрут плавания «Наутилуса», составил список географических объектов.

Маршрут кругосветного плавания «Наутилуса»

Под ста тридцатью семью градусами и пятнадцатью минутами западной долготы от Парижского меридиана и под тридцатью градусами и семью минутами северной широты, иными словами, в трехстах милях от берегов Японии, восьмого ноября, в полдень, начинается наше кругосветное путешествие под водой.

Читайте также:  Анализ основных источников загрязнения воды

Путь «Наутилуса» лежал по одному из течений, обозначенному на карте под японским названием «Куро-Сиво» , что значит «Черная река». Выйдя из Бенгальского залива, согретое отвесными лучами тропического солнца, это течение проходит через Малаккский пролив, идет вдоль берегов Азии и, огибая их в северной части Тихого океана, достигает Алеутских островов; резко отличается ярко-синим цветом своих теплых вод от холодных вод океана.

2.1 Северная часть Тихого океана : Остров Креспо ( 32 o 40′ северной широты и 167 o 5О’ западной долготы) в тысяча восьмистах милях от точки отправления;

2.2 26 ноября «Наутилус» пересек тропик Рака под 172 o долготы.

27 ноября миновали Сандвичевы острова , где 14февраля 1779 года погиб знаменитый капитан Кук. Мы прошли четыре тысячи восемьсот шестьдесят лье.

Утром, выйдя на палубу, я увидел, в двух милях под ветром, остров Гавайи,

самый большой из семи островов, образующих Гавайский архипелаг. Я видел ясно возделанные поля, предгорья и цепи гор вдоль побережья, вулканы, над которыми господствует Мауна-Кеа, вздымающаяся на пять тысяч метров над уровнем моря.

2.3 «Наутилус» держал курс на юго-восток. 1 декабря он пересек экватор под 142 o долготы, а 4 декабря мы подошли к Маркизским островам .

На расстоянии трех миль от берега, под 8 o 57′ южной широты и 139 o 32’западной долготы вырисовывался пик Мартин на Нукухива, крупнейшем из Маркизских островов

2.4 11 декабря приблизились к берегам архипелага Паумоту, бывшей Бугенвильской «опасной группы островов», разбросанных на протяжении пятисот лье, с востока-юго-востока на запад-северо-запад, под 13 o 30′ —

20 o 50′ южной широты и 125 o 30′ — 151 o 30′ западной долготы, от острова Дюси до острова Лазарева (Матахива).

Этот архипелаг занимает площадь в триста семьдесят квадратных лье и состоит из шестидесяти групп островов, в числе которых находится и группа Гамбье (Мангарева), принадлежащая Франции. Это коралловые острова. Медленная, но неустанная работа полипов со временем приведет к тому, что все эти острова соединятся между собой. Затем вновь образовавшийся массив суши сплотится рано или поздно с соседним архипелагом, и между Новой Зеландией и Новой Каледонией, простираясь вплоть до Маркизских островов, возникнет пятый материк.

Эти своеобразные фундаменты являются в основном творением мадрепоровых кораллов, а также коралловых полипняков, известных под названием миллепоровых (из гидроидных), дырчатых — поритов, звездчат — астрей и мозговиков — меандрин. Известковые полипняки, а именно, виды, созидающие рифы и острова, придерживаются берегов суши.

Волны и ветер наносят к живым полипнякам обломки кораллов, ракушек и прочее. Первоначально образуется береговой риф; затем полоса полипняков, постепенно отступая от берега, образует барьерный риф; в дальнейшем происходит погружение центрального кораллового острова ниже уровня моря, и, таким образом, появляется атолл.

Пройдя тропик Козерога под 135 o долготы, корабль

направился на запад-северо-запад и прошел всю зону между тропиками.

2.6 15 декабря прошли западнее живописного архипелага Общества и прелестного острова Таити, жемчужины Тихого океана. Утром в нескольких милях под ветром я увидел высокие вершины этого острова.

2.8 Архипелаг Фиджи растянулся на сто лье с севера на юг и на девяносто лье с востока на запад, под 6 o и 2 o южной широты и 174 o -179 o западной долготы.

Он представлял собою группу островков, барьерных рифов и островов.

Острова эти были открыты Тасманом в 1643 году; в 1774 году эти острова посетил Кук.

2.9 Острова Ново-Гебридского архипелага

Группа эта состоит в основном из девяти больших островов, следующих один

за другим на протяжении ста двадцати лье с северо-северо-запада к

2. 10 Острова Ваникоро, острова, у которых погибли корабли Лаперуза.

На северо-востоке виднелись два острова, разные по величине, но,

несомненно, вулканического происхождения, окруженные коралловым барьером,приблизительно до сорока миль в окружности.

Перед нами расстилались опасные воды Кораллового моря , омывающие

северо-восточные берега Австралии. Наше судно шло на расстоянии нескольких миль от коварного барьерного рифа, о который 10 июня 1770 года едва не разбились корабли Кука.

Два дня спустя, переплыв через Коралловое море, 4 января мы увидели берега Папуа. Капитан Немо сообщил о своем намерении пройти в Индийский океан через Торресов пролив .

Торресов пролив считается опасным для мореплавателей не только из-за

обилия рифов, но и из-за того, что на его берегах часто появляются дикари.

Пролив этот отделяет Австралию от большого острова Новой Гвинеи, или Папуа. Остров Папуа простирается на четыреста лье в длину и сто тридцать в ширину и занимает площадь в сорок тысяч географических лье. Он лежит под o 19′ и 10 o 2′ южной широты и 128 o 23′ и 146 o 15′ долготы.

2.13 13 января мы вошли в воды Тиморского моря, остров Тимор, 122 o долготы. Этот остров, занимавший площадь в тысяча шестьсот двадцать пять квадратных лье

2.14 «Наутилус» уклонился к юго-западу от принятой ранее широты и пошел по направлению к Индийскому океану.

3.1 26 января, мы пересекли экватор на 82 меридиане и вступили в воды Северного полушария.

В этот день нашу свиту составляла грозная армада акул. Здешние моря

кишат этими страшными животными, и потому плавание по ним не безопасно.

Это были акулы с бурой спиной, белым брюхом и одиннадцатью рядами зубов; акулы глазчатые с круглым черным пятном на шее, напоминавшим глаз; акулы синие с округлой головой, испещренной черными точками. Хищные животные с яростью малоутешительной набрасывались на хрустальные стекла окон. Нед Ленд был вне себя. Он рвался на поверхность океана, чтобы пустить гарпуном в морских хищников. В особенности ему не давали покоя разъяренные тигровые акулы длиною в пять метров и акулы гладкие, пасть которых, усаженная зубами, точно мозаикой выложена!

3. 3 У берегов острова Цейлон

Остров Цейлон лежит между 5 o 55′ и 9 o 49′ северной широты и 79 o 42′

и 82 o 4′ долготы к востоку от меридиана Гринвича. С севера на юг он

простирается на двести семьдесят пять миль, с востока на запад — не больше чем на сто пятьдесят миль; площадь его равна двадцати четырем тысячам четыремстам сорока восьми милям, иначе говоря, немного менее площади Ирландии.

3.4 30 января курс на северо-северо-запад, по направлению к Оманскому заливу , который лежит между Аравией и Индийским полуостровом и служит входом в Персидский залив.

3.5 5 февраля вошли в Аденский залив , настоящую воронку,вставленную в горлышко Баб-эль-Мандебского пролива, через которую воды Индийского океана вливаются в Красное море.

3.6 7 февраля, мы вошли в Баб-эль-Мандебский пролив , что

по-арабски означаете «Врата слез». При двадцати милях ширины этот пролив в длину насчитывает всего пятьдесят два километра

Красное море простирается на две тысячи шестьсот километров в длину при средней ширине в двести сорок километров. Никогда не проливаются ливни над его водами! Никакая многоводная река не пополняет его водоем! Ежегодно испарение его вод понижает на полтора метра уровень его поверхности!

Мы любовались сквозь хрустальные стекла окон прелестными кустистыми колониями ярко-красных кораллов, подводными скалами, устланными великолепным зеленым ковром водорослей. Незабываемое зрелище! Какие очаровательные пейзажи являют собою эти подводные рифы и острова вулканического происхождения. Тут росли губки всех видов: губки ветвистые, листоватые, шаровидные, лапчатые. Губки лепились по скалам, прикреплялись к раковинам моллюсков, даже к стеблям гидроидов. Они гнездились в расселинах скал, стлались понизу, ползли вверх, свисали, точно коралловые полипы.

Что касается рыб, они населяли здешние воды в изобилии. Я назову рыб, которые чаще всего попадались в наши сети: скаты, в том числе лиммы овальной формы и кирпичного цвета, усеянные неравной величины голубоватыми пятнами, с двойным иглообразным шипом — хвостокол арнак с серебристой спиной, шиповатый скат с колючим хвостом и другие громадные скаты, широкие мантии которых длиною в два метра развеваются среди волн, аодоны, совершенно лишенные зубов, из хрящевых рыб, близкие к акулам; кузовки-дромадеры, у которых горб оканчивается загнутым шипом длиной в полтора фута, ошибни, настоящие мурены с серебристым хвостовым плавником, голубоватой спиной и коричневыми грудными плавниками, окаймленными серым

кантиком; фиатолы, виды строматеев, исчерченные узкими золотистыми полосками и украшенные тремя цветами Франции; горамисы длиною в сорок сантиметров, великолепные толстоголовки, примечательные семью поперечными полосками отменного черного цвета, с плавниками голубого и желтого цветов, с золотой и серебряной чешуей, центроподы, султанки с желтыми плавниками и хохолком, зеленобрюшки, губаны, спинороги, колбни и тысячи других рыб, которые уже встречались нам во время плавания.

3.8 Аравийский туннель проход из Красного моря в Средиземное, расположенный под Суэцким перешейком

Необозримая, огромная водная равнина ,раскинувшаяся на двадцать пять миллионов квадратных миль! Вдоль она простирается на девять тысяч миль, вширь — в среднем на две тысячи семьсот миль! Море, столь значительное, но почти не изведанное в древности, за исключением разве карфагенян, этих голландцев древнего мира, объездивших во время своих торговых плаваний западные берега Европы и Африки! Океан, побережья которого с их излучинами охватывают огромный периметр! Водоем, в который несут свои воды величайшие в мире реки: св.Лаврентия, Миссисипи, Амазонка, Ла-Плата, Ориноко, Нигера, Сенегал, Эльба, Луара, Рейн, орошающие страны самые цивилизованные и самые дикие! Величественная водная гладь!

Впрочем, рыбы в Атлантическом океане не слишком резко отличались от рыб, встречавшихся нам в других морях. Тут были гигантские скаты длиною в пять метров, обладающие большой мускульной силой, позволявшей им подниматься над поверхностью воды; различные виды акул, и между ними акула обыкновенная, или мокой аспидно-синего цвета, длиной в пятнадцать футов, с острыми трехгранной формы зубами, которая благодаря своей окраске почти не

отличима в морских водах; коричневые морские караси; акулы-людоеды, с шероховатой, бугристой кожей, с цилиндрическим телом; осетры, похожие на своих сородичей в Средиземном море; морские иглы-трубачи длиною в полтора метра, светло-бурого цвета, с маленькими серыми плавниками, лишенные зубов и языка. Они извивались в воде, как змейки.

В глубинных водах, в полосе яркого света, падавшего от прожектора, извивались миноги в метр длиной, которые водятся почти во всех морях обоих полушарий. Длиннорылые скаты до пяти футов в ширину, белобрюхие, с пятнами

на пепельно-серой спине, расстилались по воде словно платки, унесенные течением. Прочие скаты проносились с такой быстротой, что я не мог заключить, оправдывают ли они свое название морских орлов, которое им дали

древние греки, или же они заслуживают прозвищ — крысы, жабы, летучие мыши,- которые им присвоили нынешние рыбаки. Собачьи акулы длиною в двенадцать футов, особенно опасные для водолазов, состязались в скорости со скатами.

Морские лисицы, не менее восьми футов в длину, известные тонкостью обоняния, проносились словно синеватые тени. Дорады из семейства морских карасей, достигавшие в длину тридцати сантиметров, щеголяли своим серебристо-лазоревым одеянием с поперечными полосками, отчетливо выступавшими на темном фоне плавников. Рыба эта с золотистыми бровями над глазницами посвящена древними Венере. Этот драгоценный вид морских карасей не брезгует ни солеными, ни пресными водами. Он населяет реки, озера, океаны, осваивается во всех климатах, выносит любую температуру. Вид этот восходит к прежним геологическим периодам земли и поныне сохраняет свою первозданную красоту.

Великолепные осетры длиною в девять-десять метров проносились вслед им, ударяя могучими хвостами в хрустальные стекла, и мы любовались их голубоватой спиной в коричневых пятнышках; осетры схожи с акулами, но уступают им в силе и встречаются во всех морях; весною они вступают в борьбу с течением Волги, Дуная, По, Рейна, Луары и Одера; они питаются сельдью, семгой, треской [осетры питаются моллюсками, червями

Что касается морских млекопитающих, то, когда мы шли в виду Адриатического моря, нам встретились два или три кашалота из семейства кашалотовых, с одним спинным плавником; несколько дельфинов, характерных

для Средиземного моря, — у них передняя часть головы разлинована тонкими светлыми полосками; я видел мельком не менее двенадцати тюленей-белобочек длиной в три метра, с белым животом и черной шерстью, прозванных монахами и, верно, напоминавших доминиканцев.

Первое, что хотелось бы отметить в романе — это описания всевозможных видов рыб и подводных существ. Все написано довольно интересно. Создается ощущение будто ты, читая книгу, перенесся в некую подводную лодку и наблюдаешь через иллюминаторы: как в воде проносятся тысячи видов рыб, на дне цветут кораллы и колышутся актинии, а темные закоулки глубин припасены для особо опасных существ.

Настоящие луга! Сплошной покров из водорослей саргассумов скрывал собою голубые воды Саргассова моря. Покров столь плотный, что форштевень судна с трудом рассекал его.

Саргассово море получило свое название от испанского слова «sargazo», что означает «фукус». Громадное скопление этих водорослей образует настоящий растительный риф.

Мы прошли около тринадцати тысяч лье с момента нашего выхода в открытые моря Тихого океана. В данное время мы находились под 45 o 37′ южной широты и 37 o 53′ западной долготы.

Целые стада изящных и шаловливых дельфинов неотступно следовали за судном, забавляя нас своими играми. Они держались сообществами в пять-шесть особей, как волки в лесу!

Множество летающих рыб. Курьезно было наблюдать, с какой ловкостью за ними охотились дельфины. Как бы высоко ни взлетали рыбки, как бы длинна ни была

траектория их полета, — пусть даже над «Наутилусом», всюду бедняжки попадали в разверстую пасть дельфина! Это были или летучки, или другие рыбы со светящимся ртом.

4.5 В ночь с 13 на 14 марта «Наутилус» снова взял курс на юг . Я думал, что на широте мыса Горн, обогнув мыс, он войдет в воды Тихого океана и этим закончит свое кругосветное плавание. Однако мы направлялись в сторону Австралии. Куда держал он путь? К Южному полюсу?

«Наутилус» неуклонно шел на юг. Он стремил свой бег по пути

15 марта под 55 o широты показались плавающие льды,

свинцового оттенка глыбы, футов двадцать — двадцать пять высотою, образовавшие заторы, о которые с шумом разбивались волны.

Чем дальше мы шли на юг, тем чаще встречались плавающие ледяные поля, тем мощнее становились ледяные горы. Арктические птицы гнездились на них тысячами. Глупыши и буревестники оглушали нас своим криком.

5.1 15 марта мы прошли на широте Южных Шетландских и Южных Оркнейских островов.

5.2 16 марта к восьми часам вечера «Наутилус», следуя вдоль пятьдесят пятого меридиана, пересек Южный полярный круг .

Льды наступали на него со всех сторон.

16 марта нас все же затерло льдами. Это еще не была полоса вечной мерзлоты, а всего лишь обширные ледовые поля, сцементированные морозом.

5.3 мы находимся под 51 o 30′ долготы и 67 o 39′ южной широты. Итак, мы зашли уже вглубь Антарктики!

Ни признака свободного моря, ни малейшего намека на чистую воду не было и в помине! Перед «Наутилусом» расстилалась бескрайная торосистая равнина, хаотическое нагромождение льдов, огромные глыбы в виде параллелепипедов с вертикальными гранями — словом, поверхность реки в ледоход, но в гигантском масштабе. Тут и там ледяные обелиски, шпили утесов вздымались на высоту двухсот футов; а еще дальше крутые берега, окутанные легкой дымкой, как зеркало, отражали солнечные лучи, прорывавшиеся сквозь туман.

Читайте также:  Анализ перекиси водорода в воде

Если у пояса обнаружится материк, «Наутилус» остановится. Но, ежели полюс омывается океаном, мы дойдем до самого полюса!

На этой свободной от льда глубине «Наутилус» взял курс прямо к полюсу, не уклоняясь от пятьдесят второго меридиана. Оставалось пройти от 67 o 30′ до 90 o , двадцать два с половиной градуса широты, иначе говоря, немного

Надводная часть льда относится к подводной, как один к четырем?

— Почти так, господин профессор! На каждый фут айсберга, выступающего над уровнем моря, приходятся три фута под уровнем моря. Поскольку эти ледяные горы не превышают ста метров в высоту, стало быть, толща их подводной части не более трехсот метров.

Открытое море! Только кое-где рассеяно несколько льдин и плавающих айсбергов; кругом необозримая водная ширь; тысячи птиц в воздухе и мириады рыб в водах, которые, смотря по свойствам дна, переходили из густого синего в зеленовато-оливковый цвет. Термометр показывал три градуса по Цельсию ниже нуля .

Пытливый американский ученый заметил, что между Южным полюсом и шестидесятой параллелью море покрыто дрейфующими льдинами громадных размеров, чего не встречается на севере Атлантического океана. Из этого наблюдения он сделал вывод, что в зоне Южного полярного круга находится большая земля, поскольку сплошные льды образуются не в открытом море, а у побережий. По его вычислениям ледяной массив окружает Южный полюс широким кольцом, достигающим в диаметре четырех тысяч километров.

Однако известно, что в этой антарктической полосе Джеймс Росс обнаружил на 167 меридиане, под 77 o 32′ широты, два действующих вулкана, Эребус и Террор.

Растительность на этом пустынном острове была представлена весьма скудно. Мхи и лишайники из вида Unsnea melanoxaniha лепились по черным скалам. Микроскопические растеньица, примитивные диатомеи, клеточки которых зажаты между двумя кремнеземовыми створками, длинные пурпуровые и алые водоросли, занесенные в эти зоны течением и выкинутые на берег прибоем, составляли всю флору этой области.

Берег был усыпан моллюсками, мелкими ракушками, морскими чашечками, гладкими буккардами в виде сердца и главным образом клионами, с продолговатым перепончатым телом и головой в виде двух округленных лопастей. Я видел мириады клионов северных длиною в три сантиметра, которых тысячами пожирают киты. Эти прелестные крылоногие, настоящие морские бабочки, оживляли воды, омывавшие берег.

Но где кипела жизнь, так это в воздухе! Тысячами порхали и летали птицы разных видов, оглушая нас своими криками. Тысячами сидели они на уступах скал, бесцеремонно оглядывая нас и безбоязненно разгуливая возле самых

наших ног. Тут были пингвины, столь легкие и проворные на воде, где их порою принимали за макрель, и такие неуклюжие, тяжелые на суше. Скупые в движениях, но шумливые, собравшись целыми стаями, они оглашали воздух своим диким криком.

Все вокруг, берега, прибрежные льдины, вода были населены морскими млекопитающими. Больше всего тут было тюленей. Они располагались группами: самцы заботливо оберегали свое семейство, самки кормили детенышей, подростки резвились в отдалении. Тюлени с трудом передвигаются по земле короткими неуклюжими скачками, путем мускульных сокращений тела.

Моржи очень схожи с тюленями формою тела и расположением конечностей.

Но в их нижней челюсти недостает клыков и резцов, тогда как верхние клыки представляют собою два бивня, каждый длиною в восемьдесят сантиметров при тридцати трех сантиметрах в окружности. Кожа у них толстая, морщинистая, шерсть рыжеватая, короткая и не очень густая. Иные из них были в четыре метра длиною.

Здешние моржи спокойнее и смелее своих северных родичей и не выставляют дозорных для охраны своего лагеря.

«Наутилус» миновал мыс Горн и свернул в Атлантический океан.

Это была Огненная Земля , прозванная так первыми мореплавателями, которые увидели на ней множество дымков, поднимавшихся над хижинами туземцев.

Огненная Земля представляет собой скопление островов, раскинутых на пространстве тридцати лье в длину и двадцати четырех в ширину, между пятьдесят третьим и пятьдесят шестым градусом южной широты и шестьдесят седьмым градусом пятидесятой минутой и семьдесят седьмым градусом пятнадцатой минутой западной долготы. Берег мне показался низким, но вдали

К вечеру приблизились к Фолклендским островам

Тропик Козерога у 37 меридиана и прошли в открытом море мимо мыса Фрио.

Побережье огромной лагуны, образованной впадением Амазонки , которая изливает в море такое количество воды, что море опресняется на пространстве многих миль.

Мы пересекли экватор. В 20 милях к западу от нас осталась французская Гвиана

Берега Нидерландской Гвианы , недалеко от устья реки Марони.

стеллерова корова, — тоже морские коровы и принадлежат к отряду сирен. Эти красивые мирные и безобидные животные, длиной шесть-семь метров,достигают веса до четырех тысяч килограммов

«Наутилус» неизменно отдалялся от американских берегов. Он явно не хотел заплывать в воды Мексиканского залива или Антильских островов.

Мы плыли по течению самой большой морской реки со своими собственными берегами, рыбами и температурой. Я говорю о Гольфстриме.

Это настоящая река, но течет она среди Атлантического океана. Вода в ней тоже соленая и даже солонее окружающего моря. Средняя глубина ее три тысячи футов, а средняя ширина — шестьдесят миль. В некоторых местах скорость течения достигает четырех километров в час. Неизменность объема ее воды значительнее, чем у всех рек земного шара.

Ну и Гольфстрим! Он оправдал свое название — короля бурь! Он был создатель всех этих страшных циклонов, вследствие разницы температур его течений и слоев воздуха, лежащих над его поверхностью.

«Наутилус» уклонился на восток.

мы оказались у южной оконечности Ньюфаундлендской

«Наутилус» поднялся до 42градуса северной широты. Это — широта Сен-Жана на Ньюфаундленде и Хэртс-Контента, где находится другой конец трансатлантического кабеля.

Вместо того чтобы продолжать свой путь на север, «Наутилус» направился к востоку

Сегодня тринадцатое прериаля,1 июня 1868 года. 74 года тому назад ровно, день в день, на этом самом месте, 47градусе 24 минуте северной широты и 17 градусе 28 минуте долготы, упомянутый корабль вступил в героический бой с английским флотом, а когда все три его мачты были сбиты, трюм наполнила вода и треть экипажа вышла из

боя, он предпочел потопить себя вместе с тремястами пятьюдесятью шестью своими моряками, и, прибив к корме свой флаг, команда с криком: «Да здравствует республика» — вместе с кораблем исчезла в волнах.

6.4 Прошли мимо Ла-Манша и с невероятной скоростью

идем по направлению к северным морям.

7.1 «Наутилус» угодил в Мальстрим — страшный водоворот у берегов Норвегии. Шлюпку, на которой собирались бежать профессор и его спутники, оторвало от «Наутилуса»

Мальстрим! Могло ли в нашем и без того ужасном положении раздаться слово более ужасное, чем это? Значит, мы очутились в самых опасных водах Норвежского побережья

Очнулся профессор в хижине рыбака с Лофотенских островов ( Лофоте́нские острова́ ( норв. Lofoten ) — архипелаг в Норвежском море у северо-западного побережья Норвегии .) , рядом с друзьями.

О «Наутилусе» больше никто не слышал, однако профессор не забыл о путешествии длинною в 20 тысяч лье и опубликовал свои записи.

Визитной карточкой романа являются множество описаний- это описания всевозможных видов рыб и подводных существ. Все написано довольно интересно. Создается ощущение будто ты, читая книгу, перенесся в некую подводную лодку и наблюдаешь через иллюминаторы: как в воде проносятся тысячи видов рыб, на дне цветут кораллы и колышутся актинии, а темные закоулки глубин припасены для особо опасных существ. На «коронное блюдо» Жюль Верн преподнесет вам самого главного лица всей подводной заварушки, пожалуй, даже профессор Аронакс, от лица которого ведется все повествование, отступит на второй план.

В тот день, 8 ноября, друзья впервые увидели чудеса глубин через толстые хрустальные иллюминаторы «Наутилуса» :

Восхищению нашему не было предела. Восклицаниям не было конца. Нед называл рыб, Консель их классифицировал, а я восторгался живостью их движений и красотой формы. Мне не доводилось видеть таких рыб в их естественной среде.

Не стану описывать все разновидности, промелькнувшие перед нашими ослепленными глазами, всю эту коллекцию Японского и Китайского морей.

Рыбы, привлеченные, несомненно, блеском электрического света, стекались целыми стаями, их было больше, чем птиц в воздухе.

. И покуда рыбы резвились и плескались, соперничая красотой расцветки, блеском чешуи и юркостью, я приметил зеленого губана, барабульку, отмеченную двойной черной полоской, бычка, белого с фиолетовыми пятнами на спине и закругленным хвостом, японскую скумбрию, чудесную макрель здешних морей, с серебряной головой и голубым телом, блистательных лазуревиков, одно название которых заменяет всякие описания, спарид рубчатых, с разноцветным плавником, голубым и желтым, спарид полосатых, с черной перевязью на хвосте, спарид поясоносных, изящно зашнурованных шестью поперечными полосами, трубкоротых, с рыльцем в форме флейты, или морских бекасов, некоторые представители которых достигают метра в длину, японскую саламандру, мурену, род змеевидного угря длиной в шесть футов, с маленькими живыми глазками и широким ощеренным зубами ртом, – всего не перечислишь…

Охота в подводном лесу на острове Креспо: …мы все шли и шли по бескрайной песчаной равнине… Полипы и иглокожие устилали песчаное дно. Разновидности изид, трубчатые кораллы — корнулярии, живущие особняком, гроздья первобытных глазчат, прежде именуемых «белыми кораллами», грибовидные фунгии, ветряницы, приросшие к почве своей мускулистой подошвой, представляли собою настоящий цветник, разукрашенный сифонофорами — порпитами в венчике лазоревых щупальцев, целыми созвездиями морских звезд; и, словно тонкие кружева,

сплетенные руками наяд, трепетали при каждом нашем шаге гирлянды

бугорчатых астерофитонов. Как жаль было ступать ногами по этим блистающим моллюскам, устилавшим землю тысячами морских гребешков, морских молотков, донаксов, настоящих прыгающих ракушек, трохусов, красных шлемов, крылатиков, петушков, сердцевидок и множеством других созданий неисчерпаемого в своей фантазии океана. Но надо было идти, и мы шли дальше. Над нашими головами плыли отряды физалий с колыхающимися бирюзовыми щупальцами, медузы своими опаловыми или нежно-розовыми зонтиками с лазоревой окраиной защищали нас от солнечных лучей, а фосфоресцирующие медузы — пелагии освещали б дорогу, если бы нас настигла ночь!

Подводный лес состоял из гигантских древовидных растений; и едва мы

вступили под его мощные своды, как мое внимание было привлечено

своеобразным явлением природы, еще не встречавшимся в моей научной

Ни одна травинка не стлалась по земле, ни одна ветвь не сгибалась и не

росла в горизонтальном направлении. Все устремлялось вверх, к поверхности

океана. Ни единое волоконце, ни один стебелек, как бы тонки они ни были,

не клонились к земле, а вытягивались в струнку, как железные прутья,

фукусы и ламинарии, уступая плотности окружающей среды, тянулись вверх по прямой линии, строго перпендикулярной к поверхности океана. Водоросли, казалось, застыли в своей неподвижности, и, чтобы пройти, приходилось раздвигать их руками; но растение тотчас же принимало прежнее положение. Тут было царство вертикальных линий!

Большинство растений пластинчатой, весьма прихотливой формы; в окраске растений преобладают тона розоватые, алые, зеленые, желтоватые, рыжие и бурые.

Между древовидными растениями, не уступавшими по величине деревьям

умеренного пояса, виднелись кустовидные колонии шестилучевых кораллов, настоящие кустарники в цвету! Живые изгороди из зоофитов, на которых пышно распускались коралловидные меандрины, исполосованные извилистыми бороздками, желтоватые звездчатые кораллы-кариофиллеи с прозрачными щупальцами, пучки похожих на травы зоантарий, и в довершение иллюзии рыбки — ильные прыгуны порхали с ветки на ветку, точно рой колибри, а из-под наших ног, как стаи бекасов, поднимались желтые, с ощеренной пастью и заостренной чешуей леписаканты, дактилоптеры и моноцентры.

В Тихом океане учёный был поражён этой подводной прогулкой по лесу из водорослей.

26 Ноября подводная лодка пересекла тропик Рака и направилась дальше на юго-восток мимо Гавайев и Маркизских островов.

А вот как автор описывает течение Гольфстрим:

Мы плыли по течению самой большой морской реки со своими собственными берегами, рыбами и температурой. Я говорю о Гольфстриме. Это настоящая река, но течет она среди Атлантического океана. Вода в ней тоже соленая и даже солонее окружающего моря. Средняя глубина ее три тысячи футов, а средняя ширина — шестьдесят миль. В некоторых местах скорость течения достигает четырех километров в час.

В романе « Таинственный остров », выпущенном в 1874 году, Жюль Верн описал завершение истории капитана Немо и «Наутилуса»: «Наутилус» преодолел Мальстрём, в который вошёл перед бегством профессора Аронакса и его друзей, после чего ещё много лет плавал в океане. В конце концов сильно постаревший Немо, пережив всю свою команду, поставил «Наутилус» на последнюю стоянку в пещере, образовавшейся в жерле потухшего вулкана на тихоокеанском острове, и доживал свои последние дни на корабле. «Наутилус» с телом капитана остаётся на дне пещеры, когда остров в результате извержения проснувшегося вулкана погружается в океан.

« 20 000 лье под водой» — роман географический, в котором яркими красками описаны географические объекты, флора и фауна морей и океанов Земли. Роман может служить объектом географического исследования и источником географических знаний. Живое, интересное, обильное фактическими сведениями, достаточно объективное изложение может способствовать решению задач формирования географического кругозора:

умения определять географические координаты;

знание географической номенклатуры;

представления об особенностях природы Земли.

Увлекательно было следить, за приключениями героев. Встречались новые названия. Интересно их было найти на карте.

Данное исследование эффективно влияет на кругозор, пополняет географические знания. Географическое исследование способствует более глубокому и прочному освоению знаний о природе Земли, расширяет знания географической номенклатуры, дает новые впечатления, позволяет по-новому взглянуть на книгу. Данное исследование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу.

Кроме того, роман вносит существенный вклад в воспитание мужественности, ответственности, патриотизма, толерантности, бескорыстности, ценности научного знания.

В результате исследования разработан проектный продукт: карта маршрута плавания, список географических объектов, процессов и явлений.

источник

Понять особенности произведения помогает его краткое содержание. «20 тысяч лье под водой» – это один из наиболее известных романов знаменитого французского писателя-фантаста Ж. Верна. Автор прославился тем, что в своих сочинениях умело сочетал жанр научной фантастики с захватывающим экшеном. В его книгах авантюрно-приключенческий сюжет органично сопутствует динамичной истории, участниками которой становятся незаурядные личности. Они силой своего духа, волей и настойчивостью преодолевают тяжелые препятствия и в конце концов добиваются того, чего хотят.

Настоящим мастером увлекательного сюжета стал Жюль Верн. «20 тысяч лье под водой» – роман, которому может позавидовать любой современный блокбастер. Ведь в нем есть все: захватывающая история, которая не отпускает читателя до конца повествования, интересные герои, колоритный фон.

Книга начинается с того, что в открытое море послано судно с целью узнать происхождение таинственного существа, которое топит корабли. На борту находятся ученый, профессор Аронакс, его секретарь Консель и гарпунер Нед Ленд. В ходе путешествия судно сталкивается с этим таинственным животным. В результате толчка трое героев оказались в открытом океане, но они спасаются на поверхности загадочного объекта, который оказался не чудовищем, а подводной лодкой. Ее капитан оставил друзей у себя на борту в качестве пленников, так как не хотел, чтобы тайна его изобретения стала известная кому-либо еще.

Читайте также:  Анализ отобранных проб сточных вод

Сам он укрылся от людского общества и навсегда полюбил океан, о котором говорил: «Море – это вечное движение, и любовь, и жизнь». Он всецело посвятил себя изучению подводных глубин. И в этом отношении быстро нашел общий язык с профессором. Роман «20 тысяч лье под водой», главные герои которого получили возможность совершить удивительное кругосветное путешествие, посвящен описанию подводного мира, а также приключениям его экипажа.

Разобраться школьникам в книгах Ж. Верна поможет их краткое содержание. «20 тысяч лье под водой» – это произведение, которое является лучшим образцом в жанре научной фантастики. Повествование ведется от имени профессора Аронакса. Вместе со своими тремя друзьями волей случая он оказался на борту подводной лодки.

Однако главным действующим лицом является ее хозяин, капитан Немо. Эта личность во всех отношениях таинственная. Его происхождение автор открыл только в заключительной части трилогии («Таинственный остров»). Однако и без того этот человек вызывает интерес у читателей глубиной своих познаний, незаурядным умом и свободолюбием.

Так, мы узнаем, что он помогает угнетенным народам бороться за независимость. И недаром в его уста Верн вложил следующую фразу, проникнутую гуманистическим пафосом: «Нужны новые люди, а не новые континенты!» Вместе с тем капитан жесток в своем гневе. Мстя за смерть близких и товарищей, он топит английские корабли, наводя ужас на многие морские державы.

Поклонников произведений Ж. Верна может заинтересовать их краткое содержание. «20 тысяч лье под водой» – это удивительная история о том, как рассказчик вместе со своим помощником Конселем и гарпунером Лендом попал на подводную лодку «Наутилус».

Оказавшись в положении почетных пленников ее капитана, они тем не менее получили возможность совершить захватывающее кругосветное путешествие под океаном и стать свидетелями незабываемых событий. Именно благодаря профессору читатель знакомится с подводной фауной, а также переживает вместе с ним приключения: прогулку по Атлантиде, морскую охоту, проникновение в жерло вулкана и многие другие.

Получить представление о действующих лицах рассматриваемого произведения поможет его краткое содержание. «20 тысяч лье под водой» – роман, герои которого отличаются тщательно прописанными характерами. Личность профессора вызывает глубокую симпатию: он умен, образован, сговорчив. В его уста автор влагает фразу, полную глубокого гуманистического смысла: «Каждый человек только потому, что он человек, достоин того, чтобы о нем подумать».

Понять особенности характеров героев произведения помогает краткое содержание. «20 тысяч лье под водой» – это книга, действующие лица которой по своей оригинальности не уступают сюжету. Особенно колоритным получился помощник профессора Консель. Это невозмутимый и флегматичный молодой человек, который всецело предан своему хозяину и науке.

Так, во время кораблекрушения он спрыгнул вслед за ним в море, рискуя своей жизнью. Во время путешествия «Наутилуса» он не раз помогал товарищам своими советами. Этот персонаж также несет комедийную нагрузку, так как в течение повествования постоянно щеголяет учеными терминами. Кроме того, его хладнокровие и невозмутимость даже в самые критические минуты не раз вызовут у читателя улыбку.

Одним из самых известных писателей-фантастов по праву считается Жюль Верн. «20 тысяч лье под водой» – лучший образец научной фантастики. Кроме того, писатель подарил читателю интересных героев, за которых действительно хочется переживать и им сочувствовать.

Нед Ленд – гарпунер, который также упал в море во время кораблекрушения. Это очень простой, практичный, открытый человек, который за словом в карман не лезет. Его замечания по поводу происходящих с ним приключений не раз вызовут у читателя улыбку: «Я не сожалею, что мне довелось совершить подводное путешествие. Я буду вспоминать о нём с удовольствием, но для этого надо, чтобы оно кончилось». Вместе с тем это очень предприимчивый и энергичный мужчина. Так, именно он организовал и устроил побег с «Наутилуса».

«20 тысяч лье под водой» – роман, который является частью приключенческой серии, написанной Верном. Это выдающееся произведение, в котором творческие принципы писателя нашли наиболее полное отражение. Пожалуй, именно в этой книге ему удалось в наиболее увлекательной форме погрузить своего читателя в мир науки и техники. Произведение «20 тысяч лье под водой», цитаты которого доказывают гуманистический пафос автора, и в наши дни пользуется любовью читателей.

источник

Форма урока: бинарный урок литературы и географии.

Цели:

  • познакомить учащихся с жанром научно-фантастического романа; закрепить навыки работы с картой;
  • развивать умения анализировать, сопоставлять, делать выводы; развивать навык учебного сотрудничества в классе (работа в парах, групповые формы взаимодействия);
  • воспитывать чувство дружбы и товарищества.

Формы организации деятельности учащихся:

  • работа в группах;
  • индивидуальная работа;
  • коллективная работа.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • презентация к уроку «Путешествие с Жюлем Верном»;
  • глобусы;
  • настенная карта мира;
  • тексты романа;
  • контурные карты.

I. Организационный момент

Приветствие учащихся.
Звучит шум прибоя, учитель декламирует: (слайды презентации)
«Море — это всё! Оно покрывает собою семь десятых земного шара. Дыхание его чисто, животворно. В его безбрежной пустыне человек не чувствует себя одиноким, ибо вокруг себя он ощущает биение жизни».
«Море не подвластно деспотам. На поверхности морей они могут ещё чинить беззакония, вести войны, убивать себе подобных. Но на глубине тридцати футов под водою они бессильны, тут их могущество кончается!»
Кто автор этих строк? (Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой»)

II. Мотивация

– Надеемся, вы еще не успели забыть радости и волнения вашего путешествия в водные глубины с капитаном Немо. И вот колокол «Наутилуса» вновь приглашает вас в путь. Впереди вас ждут опасности, трудности и, конечно, новые знания.
Сейчас мы отправимся в необычное путешествие. Мы собираемся побить все рекорды Жюля Верна.
– За сколько дней один из его героев объехал вокруг света, заключив пари? (За 80 дней.)
– А мы совершим кругосветное путешествие за 45 минут.

Просмотр видеофрагмента из фильма «Капитан Немо».

– Какова цель путешествия героев? (Во второй половине 19 века на глаза мореплавателей стал попадаться необычный объект, превосходящий кита скоростью и размерами. Газеты, а за ними и учёные, заинтересовались неизвестным животным. Вскоре была снаряжена экспедиция с целью его поимки.)
– На каком судне они отправляются в путь? («Наутилус»).
– «Наутилус» – это большая субмарина с острым бивнем на носу, ярким фонарём и мощным электрическим двигателем.
А в каком состоянии находилась подводная навигация, когда Жюль Верн задумал свой роман?

Сообщение ученика, увлекающегося историей технических открытий и научной фантастикой. (Приложение 1)

III. Формулировка темы и задач урока

Цель этапа: развитие умения самостоятельно формулировать тему и определять задачи своей работы.

– Перед героями разворачиваются чудеса Индийского и Тихого океанов, южных и северных морей. Они высаживаются на Южный полюс, путешествуют по морскому дну, охотятся в подводных лесах и сражаются со страшными представителями водной стихии.
– К какому жанру вы отнесете этот роман? (К научно-фантастическому)
– Сформулируйте исходя из этого тему урока, используя опорные слова:
«Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна…. (научно-фантастический роман).
Какова цель путешествия героев? (Во второй половине 19 века на глаза мореплавателей стал попадаться необычный объект, превосходящий кита скоростью и размерами. Газеты, а за ними и учёные, заинтересовались неизвестным животным. Вскоре была снаряжена экспедиция с целью его поимки.)
А какова наша задача? Обратите внимание на тему урока.
Опорные слова: выявить особенности….(научно-фантастического романа).
– Для того, чтобы совершить путешествие, что необходимо знать? (Уметь ориентироваться на местности, читать географические карты).
– Исходя из ваших ответов, сформулируйте нашу задачу, используя опорные слова:

Закрепить…. (навыки работы с картой).

IV. Сведения о капитане нашего корабля

– Вы, конечно, догадываетесь, что капитаном на сегодняшнем уроке может быть только сам Жюль Верн.

Прием «Инсерт».

Давайте поработаем с текстом. Читаем и делаем пометки: Что я знал, что узнал, что заинтересовало или вызвало вопросы.

Жюль Верн — знаменитый французский романист, по праву занимающий достойное место в истории мировой культуры. Главный труд его жизни — огромная серия книг «Необыкновенные путешествия», включающая 64 романа и два сборника повестей и рассказов. Жюль Верн был подлинным зачинателем научной фантастики, основанной на научном правдоподобии и нередко на научном предвидении. «Двадцать тысяч лье под водой» — роман, поднявший писателя на вершину славы.
Работая над книгой «Дети капитана Гранта», писатель обдумывал устройство «Наутилуса». Были уже сделаны первые наброски, когда издатель уговорил Жюля Верна поработать над «Иллюстрированной географией Франции и ее колоний». И только издав роман «Дети капитана Гранта», писатель всецело отдался осуществлению давно задуманного плана. Роман «Двадцать тысяч лье под водой» оказался второй частью трилогии, сюжетные линии которой сойдутся в «Таинственном острове».
Название романа относится к расстоянию, которое преодолели герои, а не к глубине погружения, поскольку 20 000 лье — это более 2 радиусов Земли. Наибольшая глубина, упоминаемая в книге, — 4 лье.
Французское название романа “Vingt mille lieues sous les mers (tour du monde sous marin)” говорит о нескольких морях, подразумевая «Семь морей», по которым плавали персонажи романа.

Афиширование результатов, обсуждение.

V. Работа с картой. Маршрут «Наутилуса»

Статистическая справка

Учитель географии: Вот небольшая статистическая справка, составленная известным советским ученым Я.И. Перельманом:
В десяти романах Жюля Верна действие происходит в Европе, в четырех — в Азии; семь романов переносят нас в Африку; три романа — в Австралию; девять — в Америку; три — в Арктику и Антарктиду. Открытое море — место действия шести романов Жюля Верна. В пяти книгах он описывает кругосветные путешествия. В самом деле, тут впору было бы поработать целому географическому обществу!
У писателя в библиотеке был огромый глобус, на котором он при написании каждого романа отмечал маршруты героев. Поэтому глобус был испещрен разноцветными линиями, которые скрещивались, переплетались, расходились в разные стороны, пересекая как раз те области, куда не ступала нога человека. К концу жизни Жюля Верна глобус покрылся такой густой сетью маршрутов, что и самому писателю было трудно выпутываться из этого лабиринта.

– Поскольку вы уже опытные путешественники, то должны знать, что, прежде чем отправиться в путешествие, надо проложить маршрут. Слово нашему штурману.

Ученик выступает с сообщением.

Путешествие «Наутилуса» начинается в месте, координаты которого — 31″ с.ш. и 36° в.д. (около 200 миль от Японии). Он пересекает Тихий океан, от берегов Японии плывет к Австралии, проходит через Торресов пролив в Индийский океан, входит в Красное море, отсюда через подводный туннель — в Средиземное море. Затем подводная лодка выходит в Атлантику, направляется на юг, подо льдами проходит к Южному полюсу. И снова на север, мимо Канады, к Норвегии. Далее путь капитана Немо совпадает с движением вод Гольфстрима.

– Нанесите перечисленные географические объекты на контурную карту, соедините их фломастером — и получите маршрут капитана Немо.

Учащиеся работают с картой в группах.

Афиширование результатов, обсуждение.

VI. «Наука и фантастика». Работа в группах.

– Все ли гипотезы Жюля Верна верны? Используйте знания по географии, чтобы подтвердить или опровергнуть факты, приведенные писателем в романе.

1. Цитата из романа: «. вода занимает свыше тридцати восьми миллиардов гектаров земной поверхности. Объем этой жидкой массы равен двум миллиардам двумстам пятидесяти миллионам кубических миль; и если вообразить эту жидкую массу в форме шара, то окажется, что диаметр его равен шестидесяти лье, а вес составляет три квинтиллиона тонн».

Вопрос: Жюль Верн не согласен с учеными своего времени, считавшими, что площадь суши превышает площадь Мирового океана. Он утверждает, что Мировой океан превышает по площади сушу. Так ли это?

2. Цитата из романа: «Пытливость натуралиста навела меня на мысль, что под Суэцким перешейком должен существовать проход, никому не известный. И через короткое время вы, господин профессор, переправитесь через Аравийский туннель» .

Вопрос: покажите на карте, где капитан Немо обнаружил Аравийский туннель. Что сейчас там расположено?

3. Цитата из романа: «Затем наша подводная лодка вышла в воды Атлантики и направилась на юг, подо льдами прошла к Южному полюсу Земли. »

Вопрос: покажите на современной карте Южный полюс. Все ли верно в тексте романа?

Динамическая пауза.

VII. Жанр научно-фантастического романа.

– Надеюсь, вы помните, что сегодня мы делаем записи в судовые журналы, а их необходимо заполнять аккуратно.
Фантастика в литературе подразделяется на три основных вида: научная, социальная, фэнтези.
Научная фантастика (или техническая) опирается на факты современной писателю науки и предполагает пути ее развития, иногда предвосхищая научные открытия. При этом герои продолжают жить в том времени и в той социально-исторической обстановке, когда жил и творил автор книги.

– Наше путешествие продолжается не по карте, а по страницам романа Жюля Верна. Обратимся к вашим запискам путешественников.

Первая группа учеников подготовит сообщение о научных и фантастических фактах в романе.

Как профессиональные литературоведы, ребята из другой группы составят аннотацию к роману.

Третья группа подготовит характеристики героев романа. Каковы же, на ваш взгляд, эти герои?

Афиширование результатов, обсуждение.

VIII. Домашнее задание

1. С каждым годом «Наутилус» все больше устаревает. Но роман «Двадцать тысяч лье под водой» остается одной из любимых книг едва ли не во всем мире. В чем же секрет обаяния этой бессмертной книги? Напишите свои размышления на этот вопрос.
2. Что мы можем увидеть, глядя в иллюминатор «Наутилуса»? Сделать подборку отрывков из романа по теме, обобщить, составить кластер.

IX. Итог урока

Учитель заканчивает урок стихами В.Брюсова. Они прозвучали как гимн фантасту, предугадавшему пути научного технического прогресса

Я мальчиком мечтал, читая Жюля Верна,
Что тени вымысла плоть обретут для нас;
Что поплывёт судно громадней «Грейт Истерна»;
Что полюс покорит упрямый Гаттерас;
Что новых ламп лучи осветят тьму ночную;
Что по полям пройдёт, влекомый паром, Слон;
Что «Наутилус» нырнёт свободно в глубь морскую;
Что капитан Робур прорежет небосклон.
Свершились все мечты, что были так далёки.
Победный ум прошёл за годы сотни миль:
При электричестве пишу я эти строки,
И у ворот, гудя, стоит автомобиль…

X. Рефлексия

+ интересно

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

источник