Меню Рубрики

Аккредитация на анализ сточных вод

№ исследования: 2.1.12
Срок выполнения: 7 рабочих дней
Тип исследования: Химический комплексный
Исследуемый материал: Вода

Испытательная лаборатория Лаб24 проводит исследования сточной воды на максимально допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных общесплавных и бытовых систем водоотведения, а также централизованных комбинированных систем водоотведения (применительно к сбросу в общесплавные и бытовые системы водоотведения) и состоит из 31 показателя, так же Вы можете дополнить данный комплекс любым показателем из Прайс-листа лаборатории, либо выбрать необходимые из списка.

Испытательная лаборатория ЛАБ 24 выполняет исследования сточной воды, в соответствии с ГОСТ и СанПиН, на современном аналитическом оборудовании, результатом является Протокол исследований, внесенный в Реестр протоколов испытаний ФГИС Росаккредитации. Протокол анализа имеет юридическую силу для предоставления в государственные органы и истребования доказательств в Суде .

11 вода приобретает характерную мылкость, неприятный запах, способна вызывать раздражение глаз и кожи. Низкий pH»>Водородный показатель (pН) в воде

Стоимость исследования не включает выезд специалиста и отбор проб.

Состав воды, наполняющей питьевой водопровод, и ее безопасность для здоровья, во многом зависит от качества стоков. Ведь они попадают на очистные сооружения, где важно правильно выбрать реактивы, эффективные для борьбы с именно теми веществами, концентрация которых превышает допустимые нормы. Анализ проб сточных вод, выполнить который можно в исследовательском центре «Лаб24», помогает успешно решать подобные проблемы.

Периодичность, с которой производятся анализы сточных вод, устанавливает принимающий их водоканал. Эта организация определяет и перечень показателей, на которые должна быть исследована проба. А вот ее отбор проводит уже предприятие, осуществляющее сбросы. Оно же заказывает анализ сточных вод в аккредитованной на это лаборатории.

Химический анализ сточных вод представляет собой комплекс испытаний предъявленных заказчиком образцов отбора по следующим показателям:

  • Концентрации неорганических веществ в свободной форме или соединениях
  • Уровню химического и биохимического потребления кислорода
  • Содержанию взвесей
  • Загрязненностью нефтепродуктами и жирами
  • Температуре

Сделать анализ сточных вод на современном оборудовании, гарантирующем минимальный уровень погрешности исследований, предлагает «Лаб24». Его стоимость можно уточнить на сайте. После проведения испытаний станет абсолютно ясен химический состав стоков в образце. Результаты анализа будут отражены в итоговом заключении, принимаемом государственными разрешительными органами.

Несмотря на достаточно высокую стоимость, анализ сточной воды является одной из самых востребованных услуг, предоставляемых нашим центром. При необходимости, за дополнительную плату, мы можем произвести и отбор проб с выездом на место.

Результаты исследований можно получить одним из представленных ниже вариантов:

  • в «личном кабинете» на сайте www.lab-24.ru;
  • по электронной почте, указанной в заявке при сдаче проб в лабораторию;
  • в офисе лаборатории;
  • доставка курьером (дополнительная оплата);
  • доставка курьерской службой (дополнительная оплата);
  • получить результат можно на английском языке (перевод оплачивается дополнительно).

Результаты анализов доступны для получения любым указанным способом только с момента полной готовности всех заказанных лабораторных исследований

Компания «Лаб24», аккредитованная в Федеральной службе по аккредитации «Росаккредитация» имеет широкую область компетенций, что позволяет комплексно решать задачи, связанные с оценкой и анализом исследуемых объектов. Современное оборудование, а так же использование передовых методик, способные обеспечивать низкие пределы обнаружения, выдающееся качество данных и беспрецедентное обслуживание клиентов, является основополагающими принципами работы нашей компании. Наша миссия — предоставить аналитические услуги высшего качества, чтобы удовлетворить потребностям наших клиентов. Наша работа направлена на улучшение экологии, здоровья человека и принятие точных решений.

источник

Ответов в этой теме: 36
Страница: 1 2 3 4
«« назад || далее »»

[ Ответ на тему ]

Автор Тема: Аттестация или аккредитация?
Тимирова Валерия
Пользователь
Ранг: 119

25.05.2015 // 9:44:26 Добрый день. Мы санитарная лаборатория, которая занимается сточной водой, воздух раб.зоны, СЗЗ, физ факторы. Прошли аккредитацию в ноябре, получили аттестат. Сейчас планируем проходить ПК и область расширения.
Но у меня возник вопрос. Анализы на сторону мы не делаем, может нам проще проходить аттестацию — это и дешевле. Если лаборатория аттестована наши результаты в сторонних организациях учитываются?
Реклама на ANCHEM.RU
Администрация
Ранг: 246
Размещение рекламы
smihаilоv
Пользователь
Ранг: 3174

25.05.2015 // 10:19:34 Редактировано 1 раз(а)

Аттестации законодательно нет. Просто аббревиатура. Вы находитесь в ОЭИ и должны следовать её законам. Найдите себя здесь www.fundmetrology.ru/07_epi/epi.pdf Для себя — что хотите, но для контролирующих органов — низззяяя! Решайте сами.

metr
Пользователь
Ранг: 61

25.05.2015 // 14:48:35 Аттестации нет, в место нее оценка состояния измерений по МИ 2427. Будут ли признавать ваши анализы или нет это дело Заказчика. Возможно скоро большинство лабораторий уйдет от добровольной аккредитации к оценке по МИ 2427.
smihаilоv
Пользователь
Ранг: 3174

25.05.2015 // 15:28:33 > metr
Вы анализы СТ посмотрели?
kump
Пользователь
Ранг: 2524

25.05.2015 // 17:40:57

metr пишет:
Будут ли признавать ваши анализы или нет это дело Заказчика.

Это конечно звучит успокаивающе, но над Заказчиком тоже висят тонны всяких тех. регламентов формальных и неформальных требований, которые требуют от него делать анализы в аккредитованных лабораториях. Или даже если нет, то он перестраховываясь, в том числе и от некомпетентных проверяющих, требует акккредитованной лаборатории даже там где это не нужно.
Так что если уже есть аттетстат отказываться не стоит.

абр
Пользователь
Ранг: 849

25.05.2015 // 17:52:15

Точку убейте, плииз

Реклама на ANCHEM.RU
Администрация
Ранг: 246
Размещение рекламы
Interlab Inc.
Оборудование следующих ведущих компаний, производящих аналитическое и лабораторное оборудование: Agilent Technologies — Аналитическое оборудование для научных исследований, анализа объектов окружающей среды, пищевых продуктов. Готовые решения для фармакологии, медицины, судмедэкспертизы, криминалистики, нефтехимии, газопереработки, химической и биотехнологической промышленности. Hitachi High-Technologies — оборудование для электронной микроскопии.
metr
Пользователь
Ранг: 61

26.05.2015 // 6:18:24

smihаilоv пишет:
> metr
Вы анализы СТ посмотрели?

При чем тут перечень измерений относящийся к ОЕИ? Важно не какие измерения производит лаборатория, а для каких целей. Законодательно обозначены виды деятельности для выполнения которых аккредитация обязательна например:
3. Закон «О техническом регулировании» № 184 от 27.12.2002 г.
Статья 24. Декларирование соответствия
1. Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее — третья сторона).
4 Закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О специальной оценке условий труда»
Статья 19. Организация, проводящая специальную оценку условий труда
1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации.

Если деятельность лаборатории не регулируется подобными законодательными актами то тут «хозяин барин» как договорится с заказчиком. Существует множество лабораторий которые осуществляют деятельность с оценкой состояния измерений по МИ 2427 и результаты устраивают заказчика.

kot
Пользователь
Ранг: 1606

26.05.2015 // 6:18:52

metr пишет:
Будут ли признавать ваши анализы или нет это дело Заказчика.

Это конечно звучит успокаивающе, но над Заказчиком тоже висят тонны всяких тех. регламентов формальных и неформальных требований, которые требуют от него делать анализы в аккредитованных лабораториях. Или даже если нет, то он перестраховываясь, в том числе и от некомпетентных проверяющих, требует акккредитованной лаборатории даже там где это не нужно.
Так что если уже есть аттетстат отказываться не стоит.

Именно так, к сожалению. и добавлю за всем этим еще тащится хвост из утвержденных типов, поверок, аттестаций, калибровок итп (про СМК даже вспоминать противно). И хотя по закону для «большинства» наших СИ не используемых в «сферах» это в принципе не нужно, длится это может вечно, ибо за всем этим стоят большие люди и большие деньги, к сожалению повторюсь.

Тимирова Валерия
Пользователь
Ранг: 119

26.05.2015 // 7:21:02

metr пишет:
Будут ли признавать ваши анализы или нет это дело Заказчика.

Это конечно звучит успокаивающе, но над Заказчиком тоже висят тонны всяких тех. регламентов формальных и неформальных требований, которые требуют от него делать анализы в аккредитованных лабораториях. Или даже если нет, то он перестраховываясь, в том числе и от некомпетентных проверяющих, требует акккредитованной лаборатории даже там где это не нужно.
Так что если уже есть аттетстат отказываться не стоит.

Именно так, к сожалению. и добавлю за всем этим еще тащится хвост из утвержденных типов, поверок, аттестаций, калибровок итп (про СМК даже вспоминать противно). И хотя по закону для «большинства» наших СИ не используемых в «сферах» это в принципе не нужно, длится это может вечно, ибо за всем этим стоят большие люди и большие деньги, к сожалению повторюсь.

Мы на сторону вообще анализы не делаем. Только для своего предприятия производственный контроль. Просто вопрос в том, что если будет какой то спорный вопрос наши результаты как аттестованной лаборатории будут иметь толк? Или в спорных вопросах только результаты аккредитованной лаборатории берутся во внимание?

kot
Пользователь
Ранг: 1606

26.05.2015 // 8:40:34

Тимирова Валерия пишет:
Мы на сторону вообще анализы не делаем. Только для своего предприятия производственный контроль. Просто вопрос в том, что если будет какой то спорный вопрос наши результаты как аттестованной лаборатории будут иметь толк? Или в спорных вопросах только результаты аккредитованной лаборатории берутся во внимание?

Как решаются «спорные вопросы», когда например у двух аккредитованных лабораторий разные результаты, тут обсуждали и ФСА даже разъяснения давала на эту тему. Основной посыл ФСА был что — «статус» аккредитации и споры хозяйствующих субъектов находятся на разных правовых полях. Зависимостей и взаимосвязей между ними нет.

krristya
Пользователь
Ранг: 127

26.05.2015 // 9:02:26
Если деятельность лаборатории не регулируется подобными законодательными актами то тут «хозяин барин» как договорится с заказчиком. Существует множество лабораторий которые осуществляют деятельность с оценкой состояния измерений по МИ 2427 и результаты устраивают заказчика.

А вот в ст.30 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» с учетом Программы контроля четко указано, что анализ проводится в аккредитованной лаборатории.
Если сейчас отказаться от ПК в ФСА, то потом эта процедура уже новой аккредитации будет проходить с обязательным присутствием не только экспертов, но и региональным представителем ФСА, что уже грозит более жесткими проверками. (как мне кажется)

Ответов в этой теме: 36
Страница: 1 2 3 4
«« назад || далее »»

источник

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2013 г. N 525 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2013 г. N 525
«Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод»

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 и частью 1 статьи 30 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила
осуществления контроля состава и свойств сточных вод
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 июня 2013 г. N 525)

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 пункт 1 изложен в новой редакции

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией (далее — организация, осуществляющая водоотведение) контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, а также абонентами, для объектов которых нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения не устанавливаются (далее соответственно — абоненты, контроль состава и свойств сточных вод).

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 в пункт 2 внесены изменения

2. При осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — нормативы допустимых сбросов), и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — лимиты на сбросы), указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (далее — декларация о составе и свойствах сточных вод), и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

3. Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя:

б) последующий анализ отобранных проб сточных вод.

II. Программа контроля состава и свойств сточных вод

4. Программа контроля состава и свойств сточных вод разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей водоотведение, и согласовывается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее — территориальный орган).

Срок действия программы контроля состава и свойств сточных вод составляет не менее 3 лет.

5. Программа контроля состава и свойств сточных вод включает:

б) указание периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод и основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод;

в) указание мест отбора проб сточных вод.

6. Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал, за исключением случая, указанного в пункте 7 настоящих Правил, и не может быть реже 1 раза в год.

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 пункт 7 изложен в новой редакции

7. Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в месяц в случае, если за последние 3 года, предшествующие дате отбора проб, был выявлен сброс сточных вод, осуществляемый с нарушением декларации о составе и свойствах сточных вод, сверх установленных нормативов допустимых сбросов, и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

8. В случаях когда при применении в отношении абонента периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод, предусмотренной пунктом 7 настоящих Правил, в течение 6 месяцев не был установлен сброс сточных вод с нарушением декларации о составе и свойствах сточных вод, в отношении абонента устанавливается периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.

9. Основаниями для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод являются:

а) возникновение аварий, повреждение или выход из строя централизованной системы водоотведения или отдельных сооружений, оборудования и устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водоотведения;

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 подпункт «б» изложен в новой редакции

б) обнаружение несоответствия показателей состава сточных вод нормативам допустимых сбросов, и (или) лимитам на сбросы, и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, и (или) показателям, указанным в декларации о составе и свойствах сточных вод, в том числе обнаружение сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения;

в) обнаружение осуществления абонентом сбросов сточных вод без применения локальных очистных сооружений либо работы указанных сооружений с нарушениями условий их эксплуатации;

г) получение организацией, осуществляющей водоотведение, от органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), предписаний об устранении нарушений условий использования водных объектов в части сбросов в водные объекты сточных вод, не соответствующих нормативам допустимых сбросов и (или) лимитам на сбросы, либо нарушений, повлекших или создающих угрозу причинения ущерба окружающей среде, имуществу юридических, физических лиц или здоровью населения.

III. Порядок разработки и согласования программы контроля состава и свойств сточных вод

10. Программа контроля состава и свойств сточных вод представляется организацией, осуществляющей водоотведение, в территориальный орган по месту ее нахождения по форме, приведенной в приложении N 1.

11. Территориальный орган рассматривает программу контроля состава и свойств сточных вод в течение 30 рабочих дней со дня ее получения и принимает решение о ее согласовании или об отказе в ее согласовании. Территориальный орган уведомляет организацию, осуществляющую водоотведение, о принятом решении любым способом, позволяющим подтвердить факт получения организацией, осуществляющей водоотведение, указанного решения.

12. Основаниями для отказа территориального органа в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод являются:

а) несоответствие программы контроля состава и свойств сточных вод форме, приведенной в приложении N 1 к настоящим Правилам;

б) несоответствие периодичности отбора проб сточных вод положениям, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящих Правил;

в) неуказанные места отбора проб сточных вод;

г) несоответствие срока действия программы контроля состава и свойств сточных вод положениям, предусмотренным пунктом 4 настоящих Правил.

13. Территориальный орган в случае принятия решения об отказе в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод направляет в организацию, осуществляющую водоотведение, письменный отказ с указанием мотивированных оснований, по которым принято это решение, в том числе с указанием конкретных данных и (или) разделов, содержащихся в программе контроля состава и свойств сточных вод, не соответствующих положениям настоящих Правил.

14. При получении отказа в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, дорабатывает программу контроля состава и свойств сточных вод и не позднее чем через 15 рабочих дней со дня получения отказа в ее согласовании представляет ее на согласование в территориальный орган по месту нахождения организации, осуществляющей водоотведение.

15. Согласование доработанной программы контроля состава и свойств сточных вод осуществляется территориальным органом в порядке и сроки, которые предусмотрены пунктами 11 и 13 настоящих Правил.

16. Основанием для внесения организацией, осуществляющей водоотведение, изменений в программу контроля состава и свойств сточных вод в течение срока ее действия является изменение перечня абонентов, включенных в утвержденную территориальным органом программу контроля состава и свойств сточных вод, и (или) нормативов допустимых сбросов.

Указанные изменения в программу контроля состава и свойств сточных вод представляются организацией, осуществляющей водоотведение, на согласование в территориальный орган по месту ее нахождения по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящим Правилам.

17. Территориальный орган рассматривает изменения в программу контроля состава и свойств сточных вод в течение 30 рабочих дней в порядке, предусмотренном пунктами 11 и 13 настоящих Правил.

IV. Отбор проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод

18. Отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение.

19. Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента.

а) обеспечить возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток;

б) содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и отбор их проб;

в) обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод;

г) обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод;

д) обеспечить идентификацию мест отбора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющих определить их на местности).

21. Организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 в пункт 22 внесены изменения

22. Отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.

23. Отбор проб сточных вод при наличии такой возможности осуществляется вне зон действия подпора со стороны централизованной системы водоотведения из лотка канализационного колодца или падающей струи. При отсутствии такой возможности отбор пробы сточных вод осуществляется в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба.

24. В случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод в связи с неисполнением абонентом своих обязанностей, указанных в пункте 20 настоящих Правил, отбор проб сточных вод осуществляется из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения.

25. Объем пробы сточных вод определяется организацией, осуществляющей водоотведение, исходя из количества, необходимого для проведения исследований.

26. Организация, осуществляющая водоотведение, и абонент при отборе проб сточных вод вправе осуществлять фото- и видеофиксацию процедуры отбора проб сточных вод.

27. По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.

28. При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой «абонент от подписи отказался». В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой «абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился». Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 в пункт 29 внесены изменения

29. При отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.

30. При параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы.

31. Разделение пробы на параллельные и резервную проводится организацией, осуществляющей водоотведение, на месте отбора проб сточных вод.

32. Емкости с пробами должны быть промаркированы организацией, осуществляющей водоотведение. Пробы сточных вод должны быть опломбированы одноразовыми пломбами организацией, осуществляющей водоотведение. Ответственность за соблюдение условий транспортировки проб в аккредитованные лаборатории несут организация, осуществляющая водоотведение, или абонент, осуществляющие их транспортировку.

Решением Верховного Суда РФ от 12 декабря 2018 г. N АКПИ18-1037 пункт 33 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству

33. Параллельная и резервная пробы не могут быть использованы для определения содержания веществ (показателей), которые изменяются при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (рН, растворенные газы), а также веществ, не смешивающихся с водой.

34. Резервная проба хранится в организации, осуществляющей водоотведение, для разрешения возможных разногласий.

35. Результаты отбора параллельных и резервной проб сточных вод указываются в акте отбора проб сточных вод, составленном по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в 3 экземплярах, которые подписываются организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом в течение 1 рабочего дня со дня отбора проб. Третий экземпляр такого акта хранится вместе с резервной пробой. Абонент при несогласии с содержанием акта отбора пробы сточных вод обязан подписать его с изложением особого мнения не позднее 1 рабочего дня со дня отбора проб.

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 в пункт 36 внесены изменения

36. Результаты анализов отобранных параллельных проб сточных вод в течение 24 часов со дня их получения представляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов. Если результаты сопоставимы (отличаются не более чем на погрешность метода измерения по более чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб 2 аккредитованных лабораторий.

37. В случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение 1 рабочего дня проводится анализ резервной пробы. При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы.

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 в пункт 38 внесены изменения

38. Результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

V. Результаты контроля состава и свойств сточных вод

39. Организация, осуществляющая водоотведение, ведет журнал контроля состава и свойств сточных вод абонентов по форме, приведенной в приложении N 3.

40. Результаты анализов отобранных проб сточных вод заносятся организацией, осуществляющей водоотведение, в журнал контроля состава и свойств сточных вод абонентов в электронном и бумажном виде. Ведение журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов в электронном виде (использование специализированной базы данных) является обязательным для организаций, осуществляющих водоотведение в населенных пунктах с численностью населения более 50 тыс. человек (с 1 января 2015 г. — с численностью более 10 тыс. человек).

41. Организация, осуществляющая водоотведение, в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов анализов сточных вод направляет абоненту выписку из журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов любым способом, позволяющим подтвердить факт получения выписки адресатом.

42. В случаях нарушения абонентом нормативов допустимых сбросов или лимитов на сбросы организация, осуществляющая водоотведение, информирует об этом территориальный орган в течение 24 часов со дня получения анализов проб сточных вод, отобранных из канализационных сетей абонента.

43. Организация, осуществляющая водоотведение, обеспечивает свободный и беспрепятственный доступ к журналу контроля состава и свойств сточных вод абонентов. Организация, осуществляющая водоотведение, предоставляет органам, осуществляющим государственный контроль (надзор), и органам местного самоуправления выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод в течение 2 рабочих дней после получения запроса. Организация, осуществляющая водоотведение, предоставляет информацию о результатах контроля состава и свойств сточных вод абонентов иным лицам, направившим в организацию соответствующий запрос с указанием объекта абонента, с которого осуществляется сброс сточных вод, в течение 5 рабочих дней после получения запроса.

Приложение N 1
к Правилам осуществления контроля
состава и свойств сточных вод

Форма программы контроля состава и свойств сточных вод

(Ф.И.О. и должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор)

(Ф.И.О. и должность руководителя организации, осуществляющей водоотведение, или иного уполномоченного лица)

«__» _______________ 20__ г.

«__» _______________ 20__ г.

ПРОГРАММА
контроля состава и свойств сточных вод

для объектов которого установлены

нормативы допустимых сбросов

иных веществ и микроорганизмов,

Периодичность планового контроля

Основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод установлены пунктом 9 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 525.

Приложение N 2
к Правилам осуществления контроля
состава и свойств сточных вод

Место отбора (номер выпуска, адрес, номер контрольного канализационного колодца)

Шифры (номера) канистр, бутылей

Время начала и конца отбора

Приложение N 3
к Правилам осуществления контроля
состава и свойств сточных вод

Типовая форма журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов

(Ф.И.О. и должность руководителя организации, осуществляющей водоотведение, или иного уполномоченного лица)

«__» _______________ 20__ г.

ЖУРНАЛ
контроля состава и свойств сточных вод абонентов

Организация, осуществляющая водоотведение _______________________________________________________________

Метод отбора проб __________________________________________

РЕЗУЛЬТАТЫ
отбора проб сточных вод абонента

(, )*

Наименование загрязняющих веществ

Код загрязняющего вещества

Фактическая концентрация загрязняющего вещества

Фактический сброс загрязняющих веществ

Норматив допустимого сброса

Сведения декларации о составе и свойствах сточных вод**

* Указывается в кубических метрах в сутки (в месяц)

** Указывается концентрация (миллиграмм на литр), количество (масса) (тонны)

Закреплено, как осуществляющая водоотведение (либо уполномоченная ею) организация контролирует состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами (для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих, иных веществ и микроорганизмов) в централизованную систему водоотведения.

Контроль осуществляется в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод. Она разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей водоотведение, и согласовывается территориальным органом Росприроднадзора. Прописан соответствующий порядок.

Срок действия программы — не менее 3 лет. Приведена ее форма.

Контроль включает в себя отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных образцов. Результаты анализов отобранных проб являются документальным подтверждением факта соблюдения/нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод.

Если нормативы допустимых сбросов или лимитов на сбросы абонентом нарушены, организация, осуществляющая водоотведение, информирует об этом факте территориальный орган в течение 24 часов со дня получения анализов проб сточных вод, отобранных из канализационных сетей абонента.

По общему правилу периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал и не может быть реже 1 раза в год.

Приведены основания для проведения внепланового контроля. Среди них — возникновение аварий, повреждение или выход из строя централизованной системы водоотведения или отдельных сооружений, оборудования и устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водоотведения.

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2013 г. N 525 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод»

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 27 июня 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 26 ст. 3347

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

источник

Руководство организации хочет открыть свою лабораторию. С чего начать?

Сообщение tyunya » 20 апр 2016, 14:57

Сообщение Raccoon » 20 апр 2016, 15:14

Сообщение levsha » 20 апр 2016, 15:48

Сообщение Лёха » 20 апр 2016, 15:56

Сообщение tyunya » 21 апр 2016, 15:15

Raccoon , правильно ли я понимаю, что перечень оборудования формируется из области аккредитации лаборатории, из тех испытаний, которые она хочет проводить, для тех объектов (для нас это вода, воздух, почвы, грунты, отходы производства и потребления), которые она для себя определила необходимыми? Область аккредитации мы определили с горем пополам кривенько-косенько. Вот думаю теперь, как правильно, оптимально, скажем так, подобрать необходимое оборудование, определить, какое именно нужно, с учетом отсутствия у меня химического образования: ведь один прибор может закрыть маленький кусочек области аккредитации и стоить не так дорого, а какие-то махины могут закрыть большой кусок области, ну и стоить соответственно. Может сайты какие есть по этому поводу или документы?

Отправлено спустя 2 минуты 30 секунд:
levsha , да! Этот вопрос в голове тоже повис, после ознакомления с 326 приказом. Что стаж работы не менее 3 лет, образование и проч.

Сообщение VadimV » 21 апр 2016, 15:21

Сообщение tyunya » 21 апр 2016, 15:36

Лёха , Алексей, мне лично лаборатория совсем не нужна, но, к сожалению, над моей головой повис приказ начальства раздобыть и структурировать информацию о создании с «0» экоаналитической лаборатории при нашей организации. Вопрос денежных средств они будут решать сами, явно не пустив «маленьких сотрудников» за взрослый стол, а я должна им подготовить пищу для размышлений за этим столом: во сколько обойдётся создание лаборатории, её аккредитация в соответствующих органах (кстати, я не понимаю, куда именно мы должны будем в случае создания лаборатории направить заявку: в ФСА или добровольную систему аккредитации,какая между ними будет для нас разница в стоимости, продолжительности и трудности аккредитации. если в добровольную, то в как, куда именно?)
Правильно ли я Вас поняла, что самое главное: это найти хорошего сотрудника на должность начальника лаборатории, который сможет по требуемой нами области аккредитации подобрать и оборудование, сотрудников-лаборанотов-химиков и всё остальное?

Отправлено спустя 1 минуту 50 секунд:
VadimV , о приборах: когда я начала разбираться в этом вопросе, искать разные варианты приборов, обратила внимание, что очень много предложений по приборам для СОУТ, а вот для проведения КХА и прочих анализов воды, воздуха и отходов — разнообразия нет. Да и разобраться, зачем и к чему нужен прибор из серии СОУТ намного проще, для меня лично, нежели по химии. Суммы возможных затрат на разработку лаборатории мне не известны, к сожалению. Как я понимаю, я должна в итоге сказать: лаборатория будет стоить столько-то на такую-то область аккредитации, аккредитоваться мы сможем там-то за такую-то сумму за такое-то время при таких-то условиях, учитывая наши требования к результатам работы данной лаборатории. А они скажут: ок, стартуем, либо — ой, нее, мы и дальше будем протоколы у лабораторий заказывать, у которых и раньше заказывали.

Сообщение VadimV » 21 апр 2016, 15:41

Сообщение tyunya » 21 апр 2016, 17:03

Сообщение Морковка » 26 апр 2016, 17:18

источник

Имеется аккредитованная в Национальной системе аккредитации (Росаккредитация) лаборатория. Область аккредитации — документы на методики (методы) измерений показателей проб объектов окружающей среды (вода природная, почва, донные отложения, атмосферный воздух, снежный покров и др.) и отбор проб. Лаборатория проводит работы по измерениям показателей в пробах объектов для Заказчиков (в области (рамках) экологического мониторинга), пробы в основном отбираются Заказчиками (лаборатория отбирает своими силами только пробы питьевой воды централизованного водоснабжения и сточные воды). Лаборатория не формирует и не ведет банки данных в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Все результаты (в виде протоколов) поступают Заказчикам. Нужна ли такой лаборатории (юрю лицу лаборатории) лицензия Росгидромета на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях?

Николай оставил отзыв о сайте — показать

Согласно ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия на деятельность в области гидрометеорологии требуется, кроме прямо указанных видов деятельности:

Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

45) деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);

Порядок лицензирования данной деятельности определен в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2011 N 1216. Им предусмотрено:

2. Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях включает следующие работы (услуги):

а) определение метеорологических, авиаметеорологических, климатологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических и агрометеорологических характеристик окружающей среды;
б) определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства;
в) подготовка и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (включая радиоактивное);
г) формирование и ведение банков данных в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Лаборатория проводит работы по измерениям показателей в пробах объектов для Заказчиков (в области (рамках) экологического мониторинга)

Данная деятельность соответствует п.п. «б» и «в» п. 2 в указанном Постановлении Правительства РФ от 30.12.2011 N 1216. Таким образом, деятельность Лаборатории должна быть лицензирована.

Относительно этой части вашей деятельности

лаборатория отбирает своими силами только пробы питьевой воды централизованного водоснабжения и сточные воды

полагаю, что лицензия не требуется, если происходит исследование, например, нормативов допустимых сбросов. В подтверждение своего мнения приведу письмо Минприроды России от 14.09.2016 N 12-44/24288http://www.consultant.ru/law/h. Там указывается следующее:

Согласно регламенту данные о гидрологической и гидрохимической характеристиках водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в том числе дренажных, вод и данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС, должны быть представлены в соответствии с пунктом 11 Методики разработки НДС, то есть получены в территориальных органах Росгидромета или приняты по данным организаций, имеющих лицензию на выполнение работ, связанных с получением требуемых данных.Данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в том числе дренажных, вод, за последний календарный год, представляются в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом лаборатории; по данным аккредитованных в установленном порядке юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, Административный регламент по НДС, как и Методика разработки НДС, не содержат требований о наличии лицензии на выполнение работ для определения качества воды в контрольном створе водного объекта после сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Однако, что касается исследования проб воздуха, здесь уже всё не столь однозначно и зависит, в первую очередь от того, осуществляется ли лабораторией измеренеие уровня загрязнения.

Так, например, Письмо Росгидромета № 140-00944/16и от 15.02.2016, разъясняет необходимость и обязательность наличия у испытательной лаборатории, осуществляющей в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 натурные исследования атмосферного воздуха и измерения физических факторов воздействия на атмосферный воздух с целью установления окончательного размера санитарно-защитной зоны, лицензии Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета) на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях и указывает

С учётом соблюдения вышеуказанных требований и в целях обеспечения единства и сопоставимости данных о состоянии окружающей среды проведение натурных исследований атмосферного воздуха в целях установления окончательного размера санитарно-защитной зоны должно осуществляться испытательной лабораторией при наличии лицензии Росгидромета на проведение работ по определению уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Также приведу ПИСЬМО Минприроды от 24 февраля 2016 г. № 14-47/3703

Таким образом, для проведения испытательной лабораторией натурных
исследований атмосферного воздуха и измерения физических факторов
воздействия на атмосферный воздух в соответствии с действующим
законодательством необходимо наличие лицензии на осуществление
деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях
(за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных
изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации,
строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

Таким образом, если в Вашем случае работы, услуги прямо или косвенно направлены на определение уровня загрязнения атмосферного воздуха, это само по себе является аргументом в пользу отнесения таких работ, услуг к деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и требует лицензирования.

источник

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

А26-6756/2015
г. Петрозаводск
26 апреля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2016 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Александрович Е.О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красовской М.Е.,

рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон материалы дела по иску открытого акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы – Водоканал» к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Республиканская больница им. В.А. Баранова» о взыскании 481 522 руб. 82 коп.,

открытое акционерное общество «Петрозаводские коммунальные системы – Водоканал» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Республиканская больница им. В.А. Баранова» (далее – ответчик) о взыскании 481 522 руб. 82 коп. платы за превышение нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, за январь, февраль 2015 года.

В возражениях на отзыв ответчика и в ходе судебных заседаний представители истца указали следующее.

Порядок отбора, условия хранения по каждому ингредиенту предусмотрены в отдельном природоохранном документе и все они соблюдены, что подтверждается представленными в материалы дела протоколами отбора проб, журналами регистрации. Ответственность за соблюдение условий транспортировки проб несёт организация, осуществляющая водоотведение, или абонент, осуществляющие транспортировку.

Пробы отбирались сотрудниками аттестованной испытательной лаборатории истца, их анализ проводился в аттестованной испытательной лаборатории истца, о чём свидетельствует указание в протоколах анализа сточных вод на наличие аттестата аккредитации №РОСС RU.001.514150. В аттестате аккредитации испытательной лаборатории (раздел 3 пункт 4) указано, что при отборе проб сточных вод организация руководствуется ГОСТ 51592-2000 и ПНД Ф12.15.1-08.

При отборе проб сточной воды истец отбирает одну пробу (в отдельную ёмкость), которая в дальнейшем разливается в различные ёмкости для проведения анализа по отдельным ингредиентам в соответствии с ПДН, данная проба в отдельных ёмкостях укладывается в полиэтиленовый пакет и пломбируется. Пункт 32 Правил №525 содержит указание на обязательное пломбирование пробы, а не каждой ёмкости отдельно, соответственно, опломбирование произведено в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

Отбор проб производился в соответствии с ГОСТ 31861-2012 «Вода. Общие требования к отбору проб» (далее – ГОСТ 31861-2012) и Методическими указаниями по отбору проб для анализа сточных вод от 18.04.2008 (далее – Методические указания), которые предусматривают маркировку отбираемых проб.

Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 № 525 (далее — Правила № 525), устанавливающие требование об опломбировке проб, на ответчика до 05.01.2015 не распространялись. Соответственно, в 2014 году обязательная пломбировка проб, отбираемых у ответчика, предусмотрена не была.

В соответствии с пунктом 3.7 ГОСТ по конкретному ингредиенту применяются сроки хранения, указанные в природоохранном нормативном документе (далее — ПДН), которые соблюдаются в полном объёме.

В соответствии с ПДН при отборе проб составляется сопроводительный документ (акт отбора), в котором указывается цель анализа, предполагаемые загрязнители, место и время отбора, номер пробы, должность и фамилия отбирающего пробу, дата.

Ответчиком не представлено доказательств нарушения истцом требований ГОСТ 31861-2012 при отборе проб и их транспортировке.

Расчёт платы по каждому ингредиенту прикладывается к счёту-фактуре, расчёт содержит все показатели, по которым имелись превышения, и из расчёта по каждому показателю складывается сумма платежа.

В соответствии с пунктом 29 Правил №525 при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести анализ в аккредитованной лаборатории за счёт собственных средств.

Ответчик в отзыве на заявление и письменных пояснениях требования не признал, указал на то, что превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах является следствием многочисленных нарушений процедуры отбора проб и их опломбированию, установленных Правилами №525. Истцом не соблюден порядок отбора проб, установленный пунктом 32 Правил № 525, ёмкости для отбора проб не опломбированы, отсутствуют данные о маркировке ёмкостей с пробами. Не указываются обязательные сведения: координаты расположения и наименования места отбора проб, метод отбора (в актах ссылка на нормативный документ, который предусматривает различные методы отбора проб), температура воды, цель отбора проб. Истец не представил доказательств идентичности отобранных проб пробам, представленным на анализ в лабораторию, поскольку в актах отбора проб отсутствуют номера проб.

Истцом не соблюдаются сроки проведения анализа исследования проб, определенные ГОСТ в зависимости от показателя, в результате чего пробы приходят в негодность для проведения исследования. Как следует из протоколов анализа воды, истец не указывает по каждому показателю дату и время проведения исследований, а также сведения о длительности хранения пробы, что делает невозможным проведение проверки по вопросу соблюдения сроков проведения исследований по каждому показателю. Обществом не соблюдается требование ГОСТ к материалам ёмкостей, в которые отбираются пробы. Как следует из таблицы №1 пункта 5.5 ГОСТ пробы воды с таким показателем как БПК, ХПК следует отбирать в ёмкости, материалом которых является стекло, в то время как из актов отбора проб следует, что в качестве посуды, в которую отбирали пробы с общими показателями, к которым относится БПК и ХПК использована пластиковая тара; для отбора проб воды с показателями фенолы, сульфиты, ртуть следует применять ёмкости из боросиликатного стекла, а применялась посуда из обычного стекла.

На момент проведения анализа воды испытательная лаборатория качества воды ОАО «ПКС-Водоканал» не имела аккредитации. Учитывая, что отбор проб и анализ воды произведены истцом в отсутствие аттестата аккредитации, то есть документа, свидетельствующего о компетентности юридического лица в определённой области аккредитации, результаты лабораторного анализа истца являются недостоверными, и не могут быть приняты в качестве надлежащего доказательства превышения Учреждением нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах.

С учётом изложенного, представленные в обоснование предъявленных требований протоколы отбора проб и протоколы анализа не могут быть признаны допустимыми доказательствами.

В ранее состоявшихся до 09.02.2016 судебных заседаниях представители сторон поддерживали указанные доводы.

01 февраля 2016 года истцом в материалы дела представлено подписанное сторонами мировое соглашение.

Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили, направили заявления об утверждении мирового соглашения в их отсутствие.

Судом вынесено определение об отказе в утверждении мирового соглашения, продолжено рассмотрение дела по существу. Отсутствие представителей сторон в порядке части 3 статьи Раздел II. Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство > Глава 19. Судебное разбирательство > Статья 156. Рассмотрение дела при непредставлении отзыва на исковое заявление, дополнительных доказательств, а также в отсутствие лиц, участвующих в деле’ target=’_blank’>156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по существу в их отсутствие.

Статьёй Раздел II. Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство > Глава 15. Примирительные процедуры. Мировое соглашение > Статья 141. Утверждение арбитражным судом мирового соглашения’ target=’_blank’>141 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право суда при наличии определённых обстоятельств отказать в утверждении мирового соглашения. Запрет на рассмотрение дела по существу в том же судебном заседании при отказе в утверждении мирового соглашения процессуально не установлен.

Согласно части 2 статьи Раздел I. Общие положения > Глава 1. Основные положения > Статья 9. Состязательность’ target=’_blank’>9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Соответственно, стороны должны осознавать возможные процессуальные последствия в случае их неявки в судебное заседание на рассмотрение мирового соглашения в виде рассмотрения судом дела по существу в их отсутствие.

При рассмотрении дела без участия представителей сторон суд учёл, что правовые позиции по существу требований и возражений изложены истцом и ответчиком в иске, отзыве на иск, письменных пояснениях, а также в ходе судебных заседаний, все необходимые доказательства по делу представлены.

Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.

ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» (далее — организация ВКХ; ОАО «ПКС») и Учреждение (абонент) 31.03.2014 заключили договор № 100-3-21-04040-01 холодного водоснабжения и водоотведения, по условиям которого абонент обязался соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, соблюдать нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в систему канализации организации ВКХ (Приложения №4, № 5 к договору).

Согласно условиям договора от 31.03.2014 абонент производит повышенную плату за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ, содержащихся в стоках при сбросе в городскую систему водоотведения согласно расчётам. Качество сточных вод определяется результатами лабораторного контроля, осуществляемого организацией ВКХ (с момента настоящего лабораторного контроля до последующего).

В периоде отбора проб и проведения анализа действовал данный договор, а государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения № 100-3-21-04040-01 от 20.04.2015, на который в обоснование исковых требований сослалось Общество, в декабре 2014 года не был заключен и не распространял своё действие на этот период.

11.12.2014 ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» реорганизовано в форме выделения ОАО «Петрозаводские коммунальные системы — Водоканал» и ОАО «Петрозаводские коммунальные системы — Тепловые сети». Факт передачи имущественных и неимущественных прав и обязанностей оформлен разделительным балансом от 21.04.2014, согласно которому правопреемником реорганизованного юридического лица по водоснабжению и водоотведению выступает ОАО «ПКС-Водоканал».

В соответствии с пунктом 4 статьи Раздел I. Общие положения > Подраздел 2. Лица > Глава 4. Юридические лица > § 1. Основные положения > Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц’ target=’_blank’>58 Гражданского кодекса Российской Федерации при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Исходя из изложенного, к ОАО «ПКС-Водоканал», как к правопреемнику ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» по водоснабжению и водоотведению, перешли права и обязанности по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 31.03.2014.

На основании актов отбора проб сточных вод от 17.12.2014 №1, 2, 3, протоколов анализа проб сточных вод № 416к, №417к, №418к от 25.12.2014 и составленных расчетов платы за сброс сточных вод, ОАО «ПКС-Водоканал» выставило Учреждению к оплате счета №125/83, №125/84 от 16.02.2015 (за январь 2015 года), №125/117, №125/118 от 26.02.2015 (за февраль 2015 года) на общую сумму 481 522 руб. 82 коп.

Поскольку ответчик счета не оплатил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Гражданско-правовые отношения, связанные с приемом (сбросом) сточных вод, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении и водоотведении).

Согласно статье 14 Закона о водоснабжении и водоотведении по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. Договор водоотведения является публичным договором.

В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.

С 01.01.2014 вступил в действие раздел VII указанных Правил, которым установлен порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентом сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

В силу пункта 25 Правил № 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.

Согласно подпункту «и» пункта 35 Правил №644 абонент обязан соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 36 Правил №644 организации водопроводно-канализационного хозяйства предоставлено право взимать с абонентов плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее — Правила № 167).

Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод и лимиты водоотведения устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе, с учетом соблюдения им норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций ВКХ природоохранными органами.

В соответствии с пунктом 65 Правил № 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.

Пунктом 111 Правил №644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

Пунктом 114 указанных Правил №644 установлено, что состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным Приложением №3.

Согласно пункту 118 Правил №644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.

В случае непредставления абонентом расчёта платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод (пункт 119 Правил №644).

С учетом изложенных правовых норм, истец имел право на начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ на основании результатов контрольных проб.

В силу части 1 статьи Раздел I. Общие положения > Глава 7. Доказательства и доказывание > Статья 65. Обязанность доказывания’ target=’_blank’>65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей Раздел I. Общие положения > Глава 7. Доказательства и доказывание > Статья 68. Допустимость доказательств’ target=’_blank’>68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

В соответствии со статьей Раздел I. Общие положения > Глава 7. Доказательства и доказывание > Статья 71. Оценка доказательств’ target=’_blank’>71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Ответчик, оспаривая исковые требования, ссылается на несоответствие процедуры отбора проб положениям Правил №525 ввиду отсутствия пломбировки отобранных проб.

Суд считает, что в отношении отобранных проб истцом не представлены доказательства их идентичности пробам, представленным на анализ в лабораторию.

В соответствии с пунктом 32 Правил №525 ёмкости с пробами должны быть промаркированы организацией, осуществляющей водоотведение. Пробы сточных вод должны быть опломбированы одноразовыми пломбами организацией, осуществляющей водоотведение. Ответственность за соблюдение условий транспортировки проб в аккредитованные лаборатории несут организация, осуществляющая водоотведение, или абонент, осуществляющие их транспортировку.

В силу действовавшей до 05.01.2015 редакции Правил №525, данные правила устанавливали порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод. С 05.01.2015 данные Правила стали распространяться на всех абонентов.

Пунктами 7.1 и 7.2 договора от 31.03.2014 (том 1 лист 98), который действовал в спорный период, стороны определили, что контроль состава и свойств сточных вод, отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод в отношении абонента (независимо от того, установлены для его объектов нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, или не установлены) осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойства сточных вод, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации №525 от 21.06.2013.

Содержание представленного истцом в обоснование исковых требований государственного контракта от 20.04.2015 холодного водоснабжения и водоотведения судом не учитывается, поскольку он заключен после выполнения анализа и не распространяет своё действие на период отбора проб и проведение лабораторных исследований.

Отобранные у ответчика пробы в нарушение требований Правил №525 истцом не опломбировывались, о чём свидетельствует содержание актов отбора проб от 17.12.2014 (соответствующие отметки о пломбировке отсутствуют), на опломбировку проб истец не ссылается, а указывает лишь на их маркировку. По указанной причине отбор проб произведён истцом с нарушением Правил №525 и условий договора, в связи с чем полученный по его итогам результат не может быть признан надлежащим доказательством.

Правила №525 кроме условия об обязательной опломбировке проб в целях исключения возможности вмешательства извне в сосуд с пробой после его отбора и до поступления в лабораторию, указывают на необходимость маркировки проб в целях их дальнейшей идентификации.

Пунктом 6.1 ГОСТ 31861-2012 предусмотрена кодировка информации о месте и условиях отбора проб при помощи нанесения на саму ёмкость хранения пробы шифра, основное требование шифрования – несмываемость и возможность идентификации конкретной пробы. В пункте 8 Методических указаний посуда для хранения и транспортировки пломб должна быть промаркирована способом, исключающим нарушение маркировки.

Таким образом, Правила №525, ГОСТ 31861-2012 и Методические указания предусматривают необходимость маркировки проб в целях их идентификации после отбора и транспортировки при передаче в лабораторию.

Из содержания представленных в материалы дела актов отбора проб, протоколов анализа воды и журнала регистрации поступающих проб невозможно установить, каким образом истец идентифицировал пробы ответчика.

Данные обстоятельства лишают возможности идентифицировать пробы, в отношении которых проводился лабораторный анализ и составлены протоколы от 25.12.2014, как проб, отобранных у ответчика по актам от 17.12.2014. С учётом изложенного невозможно сделать вывод о сохранности в неизменном виде отобранных проб и исследовании после транспортировки именно этих проб и проведении их анализа.

Таким образом, представленные истцом исследования сточной воды нельзя признать достоверным доказательством наличия оснований для начисления ответчику платы за превышение нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения

В пункте 6 акта забора проб не указан метод отбора пробы, имеется лишь ссылка на ГОСТ 31861-2012. Вместе с тем, метод отбора влияет на качество проводимого анализа.

Истец в нарушение статьи Раздел I. Общие положения > Глава 7. Доказательства и доказывание > Статья 65. Обязанность доказывания’ target=’_blank’>65 АПК РФ не представил суду доказательства того, что использованное им при отборе проб устройство соответствует требованиям технического регулирования, и по своему составу не могло исказить полученный результат лабораторных исследований. По этой причине суд признаёт, что произведённый истцом расчёт платы нельзя считать обоснованным.

Довод истца о том, что ответчик подписал акты без соответствующего возражения, чем признал правомерность отбора проб, и в ходе рассмотрения дела не доказал, что истцом при отборе проб были нарушены какие-либо требования, судом отклоняется.

Факт подписания акта не свидетельствует о согласии абонента со всеми изложенными в акте обстоятельствами. Именно истец обязан доказать, что произведённый им расчёт платы за превышение допустимых концентраций основан на достоверных данных.

Ответчик полагает, что результаты анализа сточных вод (протоколы от 25.12.2014) не могут быть положены в основу расчёта, поскольку они получены в лаборатории, не имеющей аккредитации в установленном законом порядке.

Представители истца указывали на то, что Общество является правопреемником ОАО «ПКС» в спорных правоотношениях, к нему перешли персонал, помещения и лаборатория ОАО «ПКС», в связи с чем лаборатория, имеющая аттестат аккредитации, является его лабораторией; получение аккредитации лаборатории на имя ОАО «ПКС-Водоканал» формальная процедура, поскольку лаборатория не прекращала свою деятельность; по указанной причине отбор проб и проведение анализа правомерно осуществлялся аккредитованной лабораторией ОАО «ПКС-Водоканал». ОАО «ПКС-Водоканал», которое проинформировало письмом от 29.12.2014 Федеральную службу по аккредитации о переходе персонала, помещений и лабораторий истцу в связи с произошедшей реорганизацией. Реорганизация ОАО «ПКС» и связанные с этим временные задержки при передаче истцу полномочий по контролю за качеством сточных вод не влекут недействительность протоколов анализа воды.

Суд не может согласиться с доводами истца по данному вопросу в связи со следующим.

Правоотношения в сфере аккредитации регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Закон об аккредитации).

Согласно статье 4 данного закона документом, выдаваемым национальным органом по аккредитации и удостоверяющим аккредитацию в определенной области аккредитации, является аттестат аккредитации; аккредитованным лицом является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 Закона об аккредитации аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации.

В силу пункта 6 части 1 статьи 21 Закона об аккредитации внесение изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц, осуществляется в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения в соответствии с частью 2 данной статьи.

Правопреемник аккредитованного лица в случае реорганизации аккредитованного лица в форме преобразования, слияния или присоединения обращается в национальный орган по аккредитации с заявлением о внесении изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц (часть 2 статьи 21 Закона об аккредитации).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 22 Закона об аккредитации в случае реорганизации юридического лица в форме выделения действие аккредитации прекращается.

Испытательная лаборатория качества воды ОАО «ПКС» была аккредитована сроком с 27.04.2012 по 27.04.2017 (аттестат аккредитации №РОСС RU. 0001.514150).

11.12.2014 ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» реорганизовано в форме выделения ОАО «Петрозаводские коммунальные системы — Водоканал» и ОАО «Петрозаводские коммунальные системы — Тепловые сети». Согласно разделительному балансу от 21.04.2014 правопреемником реорганизованного юридического лица в части оказания услуг по водоснабжению и водоотведению выступает ОАО «ПКС-Водоканал».

Отбор проб и анализ сточных вод производился сотрудниками ОАО «ПКС-Водоканал», о чём свидетельствуют представленные в материалы дела копии трудовых книжек.

Аттестат аккредитации испытательной лаборатории контроля качества воды (центра) ОАО «ПКС-Водоканал» выдан только 16.09.2015 (RA.RU.21BO02), соответствующие сведения об истце внесены в реестр аккредитованных лиц 17.08.2015.

Таким образом, с учётом приведённых выше положений Закона об аккредитации действие аккредитации лаборатории ОАО «ПКС» прекратилось 11.12.2014, анализ проб сточных вод 25 декабря 2014 года ОАО «ПКС-Водоканал» проведён сотрудниками ОАО «ПКС-Водоканал» вне аккредитованной лаборатории.

Сложность процесса реорганизации, на которую ссылается истец, не может освобождать его от исполнения обязанности соблюдения закона при отборе проб и проведении анализа сточных вод для расчёта взыскиваемой платы, и придать легитимность представленным в дело протоколам анализа воды.

Истец не был лишён возможности провести анализ сточных вод в аккредитованной лаборатории иного лица.

Довод истца о том, что условие об аккредитации собственной лаборатории организации ВКХ, на которой проводится анализ сточных вод, законодательно не установлено, противоречит действующему законодательству.

В пункте 29 Правил №525 указано, что при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.

Согласно пункту 67 Правил №167 анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 №1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» предусмотрено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов установлен постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 08.10.1996 №897 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов».

В пункте 29 указанного Постановления предусмотрено, что фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов определяются путем выполнения аналитических измерений состава сточных вод по аттестованным методикам. Выполнение измерений производится силами собственных аттестованных (аккредитованных) лабораторий организаций ВКХ или сторонних аккредитованных лабораторий в пробах сточных вод, отбираемых организацией ВКХ в контрольных колодцах абонентов на выпусках в системы канализации.

Таким образом, требование об аттестации (аккредитации) лаборатории, на которой производится анализ сточных вод, предъявляется как организациям ВКХ, производящим контроль качества сточных вод, так и к сторонним организациям, выполняющим анализ сточных вод параллельных проб или по договору с организацией ВКХ.

При таких обстоятельствах суд признаёт протоколы анализа воды №416к и №418к от 25.12.2014 недопустимыми доказательствами по причине проведения исследований неаккредитованной лабораторией.

С учётом изложенного выше, истец не доказал допущения ответчиком негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющих веществ, а соответственно, не подтвердил правомерность предъявления платы в заявленном размере, в связи с чем в иске надлежит отказать.

При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат как не подтверждённые ни по праву, ни по размеру.

В соответствии со статьёй Раздел I. Общие положения > Глава 9. Судебные расходы > Статья 110. Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле’ target=’_blank’>110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.

1. В удовлетворении иска открытого акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы — Водоканал» (ОГРН: 1141001014330, ИНН: 1001291146) отказать.

2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.

источник

Читайте также:  Расширенный анализ воды из скважины