Меню Рубрики

Анализ 2000 лье под водой

Впервые этот «длинный, фосфоресцирующий, веретенообразный предмет» огромных размеров моряки увидели в 1866 году. Он невероятно быстро двигался и извергал в воздух мощные струю воды. Учёные посчитали предмет огромным морским чудищем, а журналисты и карикатуристы превратили это в популярную шутку.

В 1867 году на «чудище» натолкнулся пароход, а чуть позже оно само напало на почтовое судно, проделав в обшитом листовым железом дне корабля треугольное отверстие. Плавать по морям стало опасно. Когда крупнейшие страны мира заявили, что не создавали подводного аппарата, учёные окончательно уверились, что предмет является огромным китообразным животным. Профессор Парижского музея, естествоиспытатель Пьер Арона́кс предположил, что это — необычайно крупный нарвал, который поднялся из океанской бездны и атаковал корабль своим острым рогом.

Монстра следовало уничтожить. Для этого был снаряжён быстроходный фрегат «Авраам Линкольн». Вместе с сорокалетним Арона́ксом и его верным, флегматичным слугой Консе́лем тридцати лет от роду, в экспедицию попал лучший канадский китобой Нед Ленд, высокий, крепкий человек с волевым и взрывоопасным характером. Судно под командованием капитана Фарагута, оснащённое по последнему слову техники, направилось в Тихий океан, где «нарвала» видели в последний раз.

По дороге профессор и китобой подружились. Упрямец Нед, единственный из всей команды, не верил в существование «гигантского нарвала», считая все истории о нём газетными «утками». Тому, кто первым заметит чудище, капитан обещал 2000 долларов. За океаном следили десятки глаз, но «нарвал» всё не появлялся. Три месяца спустя экипаж фрегата потерял последнюю надежду. В полдень 5 ноября капитан повернул «в сторону европейских морей», а поздно вечером зоркий Нед Ленд увидел «нарвала». Капитан пытался догнать монстра весь день 6 ноября, но тот ускользал, приводя Фарагута и Неда в бешенство. Железные ядра специальной пушки отскакивали от шкуры «нарвала». Под вечер фрегат сумел подобраться поближе. Нед метнул свой гарпун, отскочивший от спины монстра с металлическим звоном. «Нарвал» обрушил на палубу мощные струи воды, которые смыли Аронакса в океан.

Придя в себя, профессор обнаружил рядом верного Конселя, который прыгнул за своим хозяином. На спасение рассчитывать не приходилось — гребной винт фрегата был сломан, и судно не могло вернуться. Продержавшись на воде несколько часов и выбившись из сил, Аронакс и Консель услышали чей-то голос и поплыли на звук. Вскоре профессор натолкнулся на какое-то твёрдое тело и потерял сознание. Очнулся он на спине «нарвала» в обществе слуги и Неда Ленда. Китобоя выбросило в воду при столкновении, но он быстро взобрался на спину чудовища, которая оказалась железной.

Вдруг судно тронулось с места. Некоторое время спустя его скорость возросла настолько, что друзья с трудом удерживались на поверхности. Почувствовав, что судно погружается, друзья начали стучать по металлической обшивке. Из люка вышли «восемь дюжих молодцев с закрытыми лицами» и повели их внутрь подводного корабля.

Пленников заперли в помещении, обитом листовым железом. Через некоторое время к ним вошёл высокий, красивый мужчина с гордой осанкой и твёрдым, спокойным взглядом. Он притворился, что не понимает ни одного европейского языка, и вскоре покинул комнату. Друзья провели в своей темнице несколько дней. Всё это время подводная лодка находилась в движении, а Нед Ленд гневался и составлял планы побега.

Их заточение нарушил всё тот же красивый мужчина. Он заговорил с профессором по-французски и назвался капитаном Немо (по латыни — Никто). Капитан намеревался предоставить своим пленникам полную свободу в пределах судна, если те дадут обещание не вмешиваться в его дела. Аронакс понял, «что в прошлом этого человека скрыта страшная тайна». Он порвал все связи с землёй. На это же были обречены и его пленники.

Судно Немо, «Наутилус», было построено по чертежам капитана. Части «Наутилуса», изготовленные в разных странах, были собраны воедино на собственной верфи капитана Немо. Двигалась лодка за счёт электрической энергии, получаемой из огромных натриевых батарей. Всё необходимое для жизни команда судна получала из океана. Даже ткань для одежды изготовлялась из водорослей. На поверхность «Наутилус» поднимался только чтобы определить своё местоположение, обновить запас воздуха и поохотиться в специальной водонепроницаемой шлюпке, которая хранилась под внешним выступом на корпусе судна. Получив с друзей обещание, Немо показал Аронаксу все чудеса «Наутилуса», в том числе вместительную библиотеку и салон-музей с чудесами морских глубин. Капитан отвёл профессору каюту радом со своей и предложил участвовать в своих научных изысканиях. С командой корабля пленники не общались — матросы разговаривали на каком-то искусственном языке и были всецело преданы капитану. Немо же считал команду «Наутилуса» своей семьёй.

Немо собирался совершить кругосветное путешествие по океанам Земли. В последний раз определив своё местоположение, он погрузил судно на 50 метров и вял курс на восток-северо-восток по течению Куро-Сиво (Чёрная Река). В тот день, 8 ноября, друзья впервые увидели чудеса глубин через толстые хрустальные иллюминаторы «Наутилуса», которые были закрыты железными ставнями и открывали на несколько часов в день. 10 Ноября Аронакс начал вести дневник на бумаге из водорослей.

Пять дней спустя профессор и его спутники получили от Немо письменное приглашение на охоту в лесах острова Креспо. Нед Ленд сразу подумал о побеге, но к его разочарованию охота оказалась подводной. Гарпунёр не рискнул надеть резиновый скафандр с медным шлемом, снабжённый баллоном со сжатым воздухом и осветительным аппаратом. Вместе с Немо и молчаливыми членами его команды на охоту отправился Аронакс с верным Конселем, не отстающим от хозяина ни на шаг. Учёный был поражён этой подводной прогулкой по лесу из водорослей. Немо продемонстрировал чудеса меткости, убив из воздушного ружья альбатроса, парящего над водой. Друзья вернулись на «Наутилус», подстрелив морскую выдру и чудом избежав встречи с акулами.

В последующие недели профессор встречался с Немо очень редко. Каждое утро «Наутилус» всплывал для определения координат, а днём капитан открывал ставни на иллюминаторах. 26 Ноября подводная лодка пересекла тропик Рака, миновала Сандвичевы острова и направилась дальше на юго-восток мимо Гавайев и Маркизских островов. Все эти архипелаги Аронакс видел только издали. Пройдя тропик Козерога, «Наутилус» свернул на запад-северо-запад и миновал остров Таити. К этому времени судно прошло 8100 миль.

4 Января «Наутилус» подошёл к Торресову проливу, отделявшему Австралию от Новой Гвинеи. В этом опасном проливе погибло немало кораблей, но Немо решил пройти через него и сел на мель возле острова Гвебороара. Назвав это происшествие «случайной помехой», капитан стал спокойно дожидаться полнолуния 9 января, во время которого начнётся сильный прилив и снимет подводную лодку с мели. Аронакс сомневался, что прилив поможет, Нед же был уверен, что «Наутилусу» больше не придётся бороздить океаны.

Воспользовавшись вынужденной стоянкой, друзья отпросились на берег, где запаслись свежим мясом, по которому так скучал Нед. Их охоту, длившуюся несколько дней, прервала толпа кровожадных туземцев. Друзья вынуждены были скрыться от них на «Наутилусе». Поборов страх, папуасы атаковали подводное судно. Несмотря на спокойствие Немо, друзья собрались воевать с людоедами, но в это время начался прилив, и «Наутилус» восстал со своего кораллового ложа«. Судно направилось в Индийский океан.

Немо постоянно занимался научными исследованиями. Рассказывая об изучении плотности морской воды, капитан обмолвился о Средиземном море. Аронакс сделал вывод, что Немо бывает и в густонаселённых местах. 18 января «Наутилус» долго не погружался — Немо словно ждал кого-то посреди пустынного океана. В подзорную трубу Аронакс заметил на горизонте какой-то корабль, но тут капитан выбил трубу у него из рук и потребовал исполнить своё обещание. Друзьям пришлось подчиниться. Чтобы они не увидели ничего лишнего, в их пищу подмешали снотворное.

Проснувшись, профессор встретился с Немо, и тот попросил его оказать медицинскую помощь раненному из команды «Наутилуса». Матросу проломили череп, и Аронакс ничем не мог ему помочь. Несчастного похоронили на дне океана, где капитан Немо устроил маленькое кладбище для своих близких.

После этого странного происшествия Аронакс терялся в догадках: кем же был таинственный капитан Немо — учёным, непризнанным гением, или мстителем. Друзья по-прежнему оставались пленниками «Наутилуса», но вольнолюбивый Нед Ленд не терял надежды вырваться из подводной темницы. Аронакс же, напротив, хотел завершить кругосветное путешествие и закончить свой новый научный труд. Консель тоже получал немалое удовольствие, занимаясь своим любимым делом — классификацией обитателей подводного мира.

26 Января «Наутилус» пересёк экватор, а 28 января подошёл к острову Цейлон. Здесь Немо устроил друзьям прогулку по жемчужным отмелям Манарского залива. В этом заливе водилось множество акул, поэтому профессор принял приглашение капитана без энтузиазма, но отказаться, признав тем самым свою трусость, не посмел. К его удивлению, ни Неда, ни Конселя известие об акулах не испугало. Ружей на этот раз друзьям не выделили — Немо вооружил их лишь кинжалами. Прежде всего, капитан отвёл своих спутников в подводный грот и показал огромную раковину, в которой зрела жемчужина величиной с кокос. Немо выращивал эту драгоценность для своего музея.

Выйдя из грота, спутники увидели, как на индуса, ловца жемчуга, напала акула. Немо бросился на неё с ножом. Завязалась борьба. Раненная акула придавила капитана своей тушей и раскрыла пасть, полную страшных зубов. В этот момент Нед Ленд сразил рыбу острогой, которую предусмотрительно захватил с собой, и спас капитану Немо жизнь. Приведя индуса в чувство, капитан отдал ему жемчуг, собранный во время прогулки. Аронак заметил, что сострадание ещё не умерло в Немо. В ответ капитан заявил, что всегда будет защитником угнетённых.

7 Февраля судно миновало Аденский залив и вошло в Красное море, из которого, по мнению Аронакса, был только один выход. Немо, однако, намеревался перейти из Красного моря в Средиземное через известный только ему проход, расположенный под Суэцким перешейком. Капитан назвал его Аравийским туннелем. Нед Ленд, настроенный, как всегда, скептически, тем не менее надеялся попасть в Средиземное море и сбежать.

Переход через туннель Немо совершил ночью 11 февраля. Свидетелем перехода стал Аронакс, любезно приглашённый в капитанскую рубку, выступающую над корпусом «Наутилуса» и защищённую толстыми хрустальными стёклами. Переход по тоннелю, освещённому мощным прожектором судна, занял несколько минут. Утром, увидев вдали Порт-Саид, Нед снова заговорил о побеге, но профессор не хотел расставаться с «Наутилусом» и возможностью исследовать недоступные уголки океанов. Консель был согласен с Аронаксом, и Нед остался в меньшинстве. Гарпунёр считал, что Немо не отпустит их по доброй воле и взял с профессора обещание бежать при первой же возможности. Нед хотел пробраться под водонепроницаемый кожух шлюпки и всплыть вместе с ней, когда «Наутилус» окажется возле обитаемого берега.

14 Февраля Аронакс заметил, что капитан чего-то ждёт. Наблюдая за морскими обитателями, профессор заметил пловца, который оказался знакомым капитана. Увидев его, тот достал из сейфа золотые слитки, наполнил ими объёмный сундук и написал адрес на греческом языке. Могучие матросы вытащили его из салона, и вскоре от «Наутилуса» отчалила шлюпка.

Немо не нравилось Средиземное море, и «Наутилус» пересёк его за 48 часов. Скорость судна была так велика, что Неду пришлось забыть о побеге. 18 Февраля подводная лодка вышла на просторы Атлантического океана. Гарпунёр решил не дожидаться, пока «Наутилус» покинет обитаемые места, и назначил побег на вечер. Не находя покоя, Аронакс зашёл в каюту капитана, стены которой украшали портреты борцов за свободу. У профессора возникла мысль: не финансировал ли Немо какую-нибудь революцию?

Побегу друзей помешал капитан. Он пригласил Аронакса прогуляться к затопленному испанскому галеону, полному золота. Профессор понял, что у капитана были неисчерпаемые источники богатств. Наутро «Наутилус» оказался далеко от берегов Европы. Вечером 19 февраля Аронакса ожидала новая подводная прогулка. Он долго взбирался вслед за Немо по скалам, в расщелинах которых подкарауливали добычу гигантские крабы, через лес из окаменевших деревьев. За скалами скрывался действующий вулкан, свет которого озарял огромную, когда-то заселённую равнину. Это была Атлантида. Невероятная прогулка Аронакса продолжалась всю ночь.

Утром 21 февраля «Наутилус» вошёл в подводный грот необитаемого острова. Здесь была его секретная гавань. Пещера с небольшим озером, где очутилось судно, образовалась внутри потухшего вулкана. Здесь Немо запасался каменным углём, незаменимым при производстве натрия для электрических батарей. Пока матросы грузили уголь, друзья обследовали пещеру, но наземного выхода из неё не нашли.

Покинув остров, «Наутилус» пересёк Саргассово море и повернул на юг. К 13 марта судно прошло 13 тысяч лье. Друзьям довелось опуститься на дно Атлантического океана, а вернувшись на поверхность наблюдать, как стая хищных кашалотов напала на стадо китов. Вступившись за этих безвредных животных, Немо с помощью острого шпиля на носу «Наутилуса» уничтожил практически всех хищников.

Неда Ленда путешествие тяготило. Он надеялся, что дойдя до южного полюса, капитан свернёт обратно в Тихий океан и направится к обитаемым берегам. 14 Марта путешественники увидели первое скопление льдов. 18 Марта, когда «Наутилус» окончательно затёрло льдами, Немо сообщил Аронаксу, что намерен добраться до географического южного полюса, проплыв подо льдами. Профессор с энтузиазмом подхватил эту идею, а скептик Нед пожал плечами и заперся в своей каюте.

Опыт Немо увенчался успехом. 19 Марта «Наутилус» поднялся на поверхность возле небольшого острова, отделённого узким проливом от неизвестного материка. Небо было пасмурным, затем началась снежная буря, и определить координаты Немо смог 21 марта, в последнее мгновение полярного дня. Судно действительно находилось на географическом южном полюсе Земли. Капитан водрузил на острове чёрный флаг с вышитой золотом буквой «N».

На обратном пути «Наутилус» попал в беду: огромный айсберг перевернулся и заключил судно в ледяную ловушку. Команда принялась прорубать одну из стен ледяного коридора. Нед Ленд, Аронакс и Консель участвовали в спасательных работах наравне с капитаном Немо. Между тем вода в ловушке начала замерзать, стены ледяного туннеля сжимались, грозя раздавить «Наутилус». Эту проблему капитан решил, нагревая воду в резервуарах подводной лодки и смешивая кипяток с ледяной водой ловушки. Незадолго до конца работ на «Наутилусе» кончился воздух. Стремясь спастись от мучительной смерти, Немо поднял судно и проломил им оставшийся слой льда. Нед и Консель, как могли, продлевали жизнь профессору, но у Аронакса уже начиналась агония от удушья, когда судно поднялось на поверхность.

Читайте также:  Сдать анализ воды в московской области

31 Марта «Наутилус» миновал мыс Горн и свернул в Атлантический океан. К неудовольствию Неда Ленда судно миновало Бразилию на очень высокой скорости. Шанс бежать снова был потерян. Побег к берегам французской Гвианы пришлось отменить из-за сильного шторма. Друзья были пленниками «Наутилуса» уже полгода, проплыв за это время 17 тысяч лье. Аронакс заметил, что капитан Немо изменился, стал угрюм, нелюдим и большую часть дня скрывался в своей каюте.

20 Апреля команде «Наутилуса» пришлось отражать нападение гигантских кальмаров. Роговые челюсти одного из чудовищ застряли в винте судна, и команде пришлось вооружиться топорами, чтобы очистить поверхность подводной лодки от головоногих моллюсков. Во время схватки погиб один из матросов «Наутилуса». Неду тоже угрожала смертельная опасность, но его спас Немо, заплатив тем самым свой долг.

Десять дней Немо тосковал по погибшему товарищу. 1 Мая судно вернулось на прежний курс и поплыло на север по Гольфстриму. Нед Ленд заставил Аронакса поговорить с капитаном начистоту. Профессор не хотел, чтобы его научный труд был похоронен под водой, о чём и сказал Немо. В ответ капитан показал учёному маленький нетонущий аппарат, в который будут заключены все труды после смерти Немо. Аппарат выбросят в океан, и когда-нибудь записи профессора попадут к людям. «Кто вошёл в „Наутилус“, тот из него не выйдет» — добавил Немо. Вопрос был исчерпан, и друзья решили бежать, когда судно будет проходить возле Лонг-Айленда. Однако реализовать план им снова помешала буря.

Шторм отбросил судно далеко от берегов, и Нед Ленд совсем отчаялся. Пройдя вдоль подводного плато, на котором покоился трансатлантический телеграфный кабель, «Наутилус» повернул на юг. 1 Июня Немо нашёл место, где затонул мятежный корабль «Мститель» из флота Французской Республики. Почтив память этого борца за свободу, судно Немо поднялось на поверхность и было обстреляно пушками неизвестного бронированного корабля. Нед Ленд пытался подать сигнал о помощи, чем вызвал гнев Немо. Капитан потопил корабль, отомстив врагу, отнявшему у него «отечество, жену, детей, отца и мать», хотя Аронакс и пытался помешать ему губить невинные жизни. Затем Немо упал на колени перед портретом молодой женщины с двумя детьми и горько зарыдал.

Теперь «Наутилус» передвигался, в основном, под водой, а Немо не выходил из своей каюты. Судно осталось без присмотра, и Нед решил бежать, углядев на горизонте какую-то землю. Беглецы проникли в шлюпку, и тут «Наутилус» угодил в Мальстрим — страшный водоворот у берегов Норвегии. Друзья хотели вернуться, но шлюпку оторвало от подводной лодки. Аронакс ударился головой и потерял сознание.

Очнулся профессор в хижине рыбака с Лофотенских островов, рядом с друзьями. О «Наутилусе» больше никто не слышал, однако профессор не забыл о путешествии длинною в 20 тысяч лье и опубликовал свои записи.

источник

Содержание романа рассматривается с точки зрения физики. Автор отвечает на вопрос о том что могло быть реальным в романе, а что нет.

АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

на районный конкурс исследовательских работ

номинация «Исследовательский работа»

в романе «2000 лье под водой»

  1. Введение………………………………………………………………………. 3
  1. Актуальность…………………………………………………………. 3
  2. Цель………………………………………………………………. 3
  3. Задачи…………………………………………………………………. 3
  4. Предмет исследования…………………………………………………..3
  5. Гипотеза………………………………………………………………. 3
  1. Методика исследования………………………………………………………..3
  1. Средства………………………………………………………………. 3
  2. Сроки реализации……………………………………………………. 3
  3. Методы исследования…………………………………………………. 3
  4. Классификация…………………………………………………………..3
  1. Основная часть…………………………………………………………. 4 — 18
  1. Сведения о Жюль Верне и его романе «20000 лье под водой»……4-5
  2. Описание «Наутилуса». ………………………………………..……5-7
  3. «Реальное» и «нереальное» в романе………………………………7-18
  1. Электрическая энергия на корабле и ее применение…………7-9
  2. Использование электрической энергии на корабле для приготовления пищи и получения горячей воды……………………….9-10
  3. Скорость лодки……………………………………………………10
  4. Давление, которое может «выдерживать» лодка……………10-11
  5. Давление, которое могут «выдерживать» иллюминаторы…….11
  6. Сила Архимеда, действующая на лодку……………………..11-13
  7. Система регенерации воздуха……………………………………13
  8. Приборы, которые используются на корабле..……………. 13-14
  9. Водолазные костюмы…………………………………………14-16
  10. Подводное оружие…………………………………………. 16-17
  11. Телеграфный кабель…………………………………………….17
  12. Производство на корабле……………………………………….17
  13. Управление корабля человеком………………………………. 17
  1. Заключение………………………………………………………………. 18
  2. Список используемой литературы…………………………………………..19
  3. Тезисы…………………………………………………………………………20
  4. Рецензия……………………………………………………………………. 21

Мы с моим руководителем Колегановой Светланой Николаевной в ноябре месяце 2016 года принимали участие в областном турнире «Капитан Немо». Я уже давно интересуюсь этой темой. Но после этого турнира я решил проанализировать роман с точки зрения науки, в частности физики. Уже шесть тысяч лет тому назад Экклезиаст задал такой вопрос: «Кто мог когда-либо измерить глубины бездны?» На этот ответ из всех людей имеют право только двое: капитан Немо и Жюль Верн.

1. Гипотеза: в романе допущены ошибки и неточности с точки зрения физических расчетов, но есть и научные открытия, которые реально осуществимы.

2. Цель: проанализировать научные открытия, описанные автором романа.

  1. Ознакомиться с научными идеями в романе.
  2. Выделить те моменты в романе, которые касаются физических законов.
  3. Рассмотреть эти моменты с точки зрения физики.
  4. Обработать полученную информацию.
  5. Обобщить результаты своих исследований.

4. Предмет исследования: фантастические технологии и устройства, описанные в романе Жюль Верна «20000 лье под водой».

1. Изучение романа Жюль Верна «20000 лье под водой».

2. Изучение научно-методической литературы.

4. Анализ и сравнение полученных результатов.

2. Сроки реализации: с 15.10.16 г. по 15.02.17 г.

3. Методы исследования: анализ.

4. Классификация исследовательской работы: исследование-размышление.

«…в области судостроения наши современники

Несколько веков понадобилось,

чтобы открыть механическую силу пара!

Кто знает, появится ли даже

через сто лет второй «Наутилус»!

Прогресс движется медленно, господин Ароннакс!»

«…Совершенно верно, ваше судно опережает

свою эпоху на целый век, если не на целые века!»

Отрывок из романа Ж.Верна «20000 лье под водой»

1 . Сведения о Жюль Верне и его романе «20000 лье под водой»

Жюль Габриэль Верн (фр. Jules Gabriel Verne; 8 февраля 1828, Фейдо, Нант, Франция — 24 марта 1905, Амьен) — французский писатель, классик приключенческой литературы; его произведения в значительной мере способствовали становлению научной фантастики[1]. Но многие его идеи уже перестали казаться невероятными, а многие даже воплотились в жизнь.

Французский писатель, начиная работать над романом 20 000 лье под водой, решил отделить главного героя от человечества, переселив его в глубины океана. «Надо, чтобы мой неизвестный не имел ни малейшего соприкосновения с остальным человечеством, от которого он полностью отделён. Он и не живёт на земле, он обходится без земли. Моря ему достаточно, но надо, чтобы море давало ему всё, вплоть до одежды и пищи. Никогда он не ступает ногой на какой-либо из материков…» — Жюль Верн.[2]Выбрав подводный корабль пристанищем для капитана Немо, Жюль Верн, хорошо знакомый с подводными лодками, начал работу над образом будущего корабля. Трудно точно определить, какая именно подводная лодка послужила окончательным прообразом «Наутилуса». Так, внешне он очень похож на американскую субмарину «Alligator», спущенную на воду в 1862 году. Однако по внутреннему оборудованию «Наутилус» ближе всего к французскому «Plongeur»: резервуар для сжатого воздуха в носовой части, механический привод винта, продувка балластных цистерн с помощью сжатого воздуха, а также огромные по сравнению с другими субмаринами размеры.[2]

В настоящее время существует две точки зрения по вопросу о «Наутилусе». Согласно первой из них, писатель не только предугадал появление подводной лодки, но и наделил ее свойствами, недостижимыми для современной техники. Противники этого взгляда утверждают, что развитие современной техники обогнало мечту Жюля Верна. И те и другие не правы, так как он не предугадал подводной лодки, существовавшей до него, и к тому же смелую фантазию писателя, наделившего «Наутилус» способностью опускаться на любую глубину и не быть раздавленным, не в силах воплотить современная техника, использующая для достижения глубинных слоев океана не подводные лодки, а батисферы и батискафы.

«Mobilis in mobili» («Движущийся в движимом»)

Из романа: «На столовой утвари, ложках, вилках, ножах, тарелках, был выгравирован инициал в полукружии надписи-девиза. Вот точное факсимиле: «Mobilis in mobile. N».

Корабль имеет веретенообразную форму, его длина составляет 70 м, а ширина — до 8 м. Подводное водоизмещение корабля составляет 1500,2 т, надводное — 1356,48 т (9/10 от подводного). «Наутилус» имеет два корпуса, один наружный, другой внутренний; они соединены между собой железными балками, имеющих двутавровое сечение, которые придают судну чрезвычайную прочность, заклёпочные соединения заменены сваркой. Двойная обшивка корабля изготовлена из листовой стали, удельный вес которой равен 7,8 т/м³. Толщина наружной обшивки не менее 5 см, киль — 50 см в высоту и 25 см в ширину. Также при описании конструкции Немо говорит о горизонтальных рулях, находящихся посередине корпуса по бокам и используемых для управления глубиной погружения и, в частности, при необходимости погружений на максимальную глубину (их использование демонстрируется в эпизоде, когда «Наутилус» погружается на 16 километров в Атлантическом океане). На носу главное оружие корабля — таран, имеющий в поперечнике форму равнобедренного треугольника. В корме находится гребной винт диаметром 6 метров, его максимальная частота вращения — 120 об/мин. В верхней части выступают 2 надстройки — рубка и чуть позади неё кабина для прожектора с рефлектором; перед атакой «Наутилуса» они утапливаются в корпус. Посередине располагается шлюпка, которая крепится к корпусу корабля несколькими болтами, а сверху её прикрывает легко разбираемый навес. Также вдоль «палубы» установлено ограждение, которое перед атакой убирается в корпус. По обоим бортам расположены большие овальные иллюминаторы, для остекления которых (а также рубки и кабины прожектора) использован хрусталь толщиной 21 см. Для погружения и всплытия используются балластные цистерны объёмом 150,72 м³, их наполнение и продувка осуществляется через 2 крана, расположенных в кормовой части корабля, причём насосы для продувки цистерн настолько мощные, что обеспечивают всплытие с глубины до 2 км. Так, в романе описывается эпизод, когда насосы выбросили остатки воды из балластных цистерн на высоту около 40 метров. Все двигатели на корабле — электрические, источником электроэнергии являются сверхмощные натриевые батареи. Максимальная скорость — 50 узлов, максимальная глубина погружения — не менее 16 километров. Для получения из морской воды пресной на «Наутилусе» используется установка для дистилляции. Отсутствие системы регенерации воздуха (Немо посчитал её излишней) и необходимость регулярной вентиляции лишают корабль полной автономности (максимальная продолжительность погружения «Наутилуса» — около 5 суток).

Если идти от форштевня к миделю, то первые 7,5 метров занимает резервуар для хранения воздуха. За ним идёт каюта длиной 2,5 метра, в которой жил профессор Ароннакс. Далее следует каюта капитана длиной 5 метров. Каюта капитана описывается как суровое помещение, из мебели в ней только железная кровать, рабочий стол, несколько стульев и умывальник.

Водонепроницаемой переборкой от них отделён салон. Это просторный зал, имеющий 10 метров в длину, 6 в ширину и 5 в высоту. За узорчатым орнаментом потолка, выдержанного в духе мавританских сводчатых покрытий, скрываются мощные лампы освещения. Капитан Немо устроил здесь самый настоящий музей искусства и даров природы. Стены обтянуты ткаными обоями строгого рисунка. Около 30 картин в одинаковых рамах, отделённые одна от другой щитами с рыцарскими доспехами, украшают стены. Посреди салона бьёт фонтан, освещенный снизу электричеством.

Следом за салоном и второй водонепроницаемой перегородкой расположено помещение библиотеки (она же — курительная комната) длиной метров пять. Несколько отступя от шкафов установлены сплошные широкие диваны. Посреди библиотеки установлен большой стол. На потолке расположены 4 светильника из матового стекла, а сам потолок украшает лепнина. Библиотека «Наутилуса» насчитывает 20 тыс. томов.

Далее идёт столовая длиной 5 метров, со столом посередине. За третьей водонепроницаемой переборкой расположено небольшое помещение, в котором установлен трап, ведущий к шлюпке. Далее идёт ещё одна каюта длиной 2 метра (в ней жили друзья профессора — его слуга Консель и гарпунёр Нед Ленд), а следом за ней камбуз длиной 3 метра, расположенный между двумя вместительными кладовыми. Возле камбуза размещается комфортабельная ванная комната с кранами для горячей и холодной воды. После дёт матросский кубрик длиною 5 метров. Четвёртая водонепроницаемая переборка отделяет кубрик от машинного отделения, которое занимает в длину метров двадцать и ярко освещено. Помещение состоит из двух половин: в первой находятся батареи, вырабатывающие электрическую энергию, во второй — машины, вращающие винт корабля.[2]

Сам капитан Немо выступает в традиционной роли гида, знакомящего потрясенного пришельца с чудесами техники и подводного мира. Само введение научного материала приобретает фантастический характер, примером чего могут послужить подводные пейзажи, наблюдаемые то сквозь смотровые окна салона, то во время подводных прогулок. Интерьер становится не только средством углубленной характеристики капитана Немо — музыканта, художника, ученого и гениального инженера, но также и средством введения научно-фантастического материала.

в романе «20000 лье под водой»

3.1. Электрическая энергия на корабле, ее применение.

Интересно, что Ж. Верн сумел предвидеть применение электроэнергии для приведения в движение всех механизмов «Наутилуса», ведь тогда не было еще ни лампочек накаливания, ни электродвигателей.

Из романа «Машинное отделение, занимавшее в длину метров двадцать, было ярко освещено. Помещение состояло из двух половин: в первой находились батареи, вырабатывавшие электрическую энергию, во второй — машины, вращавшие винт корабля»

Подводная лодка капитана Немо способная развивать колоссальную скорость и погружаться на невиданные глубины, черпала энергию прямо из океана.

Из романа: «И вдруг наши глаза, привыкшие к полной темноте, ослепил яркий свет. Наша тюрьма внезапно осветилась. Свет был настолько ярок, что в первый момент я невольно зажмурил глаза. Я узнал этот беловатый слепящий свет, заливавший в ту страшную ночь все пространство вокруг подводного корабля, свет, который мы принимали за великолепное явление фосфоресценции морских организмов!»[5]

«В природе существует могущественная сила, послушная, простая в обращении. Она применима в самых различных случаях, и на моем корабле все подчинено ей. От нее исходит все! Она освещает, отапливает, приводит в движение машины. Эта сила — электрическая энергия!

— Электрическая энергия? — удивленно воскликнул я.

— Однако, капитан, исключительная быстроходность вашего корабля плохо согласуется с возможностями электрической энергии. До сей поры динамическая сила электричества представлялась весьма ограниченной и возможности ее чрезвычайно ничтожны.

Читайте также:  Сдать анализ воды из пруда

— Господин профессор, — отвечал капитан Немо, — способы использования электрической энергии на корабле значительно отличаются от общепринятых». [5]

«…предпочел позаимствовать у моря количество энергии, потребной для нужд корабля.

— Вам известен состав морской воды. На тысячу граммов приходится девяносто шесть с половиною процентов чистой воды, два и две трети процента хлористого натрия; далее в небольшом количестве хлористый магний и хлористый кальций, бромистый магний, сернокислый магний, сульфат и углекальциевая соль. Вы видите, что хлористый натрий содержится в морской воде в значительном количестве. Вот этот-то натрий я выделяю из морской воды и питаю им свои элементы.

— Да, сударь. В соединении с ртутью он образует амальгаму, заменяющую цинк в элементах Бунзена. Ртуть в элементах не разлагается. Расходуется только натрий, а его мне поставляет море. И надо сказать, что, помимо всего, натриевые элементы по крайней мере в два раза сильнее цинковых.

…Океан снабжает меня электричеством, а электричество дает «Наутилусу» тепло, свет, способность двигаться, словом, жизнь!»[5]

«Батарей Бунзена у меня не так много, но зато они работают на большой мощности. Электрическая энергия, выработанная батареями, передается в машинное отделение, приводит в действие электромоторы, которые через сложную систему трансмиссий сообщают вращательное движение гребному валу. И, несмотря на то, что винт в диаметре равен шести метрам, скорость вращения его доходит до ста двадцати оборотов в секунду.

Установленные на подлодке мощнейшие химические источниками тока (элемент Бунзена) приводили ее в движение, давали свет и тепло.

Элемент Бунзена состоит из отрицательного полюса — цинка, погруженного в 10 % серную кислоту, и положительного полюса — угля, погруженного в крепкую, лучше всего дымящуюся азотную, кислоту (рис). Оба раствора отделяются друг от друга глиняной диафрагмой, подобно той, которая применяется для элемента Даниэля. Электрохимический процесс заключается в растворении цинка и выделении водорода. Азотная кислота является деполяризатором, окисляющим водород. Для того, чтобы избежать самопроизвольного разъедания цинка, его амальгамируют, т. е. покрывают слоем ртути, образующей с ним сплав (амальгаму) уже на холоду. Элемент Бунзена дает напряжение, равное 1,96 вольт, если пользоваться дымящейся азотной кислотой, отличаясь очень малым сопротивлением (около 0,2 ома). При своих хороших качествах элемент обладает тем недостатком, что в результате окислительного действия азотной кислоты образуются газообразные окислы азота, вредные для здоровья.

Удельная энергоемкость:до 75—90 Вт/час/кг

Удельная энергоплотность:до 135—152 Вт/час/дм/литр

Рабочая температура: -40 +50 °C.[3]

Вывод : Энергоустановка «Наутилуса» до сих пор остаётся фантастикой — даже сейчас ещё не существует ни батарей, ни аккумуляторов приемлемых размеров, массы и достаточной ёмкости, чтобы позволить «Наутилусу» выполнить описанные в книге длительные рейсы без дозаправки перезарядки. Все двигатели на корабле — электрические, источником электроэнергии являются сверхмощные натриевые батареи. Описанные автором натриевые батареи на такое в принципе не способны. Для получения нужного количества энергии на подводной лодке нужно огромное количество элементов данного типа (т. к. напряжение которое можно получить с помощью элемента Бунзена крайне мало – примерно 2 вольта).

Когда-то Жюль Верн вложил в уста капитана Немо, главного героя романа «Двадцать тысяч лье под водой», такие слова: «Я всем обязан океану. Океан снабжает меня электричеством, а электричество дает «Наутилусу» тепло, свет, способность двигаться, словом, жизнь!». Сегодня ученые реализовали идею морской электростанции, работающей за счет перепада температур морской воды. Для работы такой электростанции требуется значительная разница температур: плюс 25 градусов на поверхности, и максимум 5 градусов на глубине в 1000 метров. Принцип действия прост: холодная морская вода с глубины в километр или даже больше подается по трубе на поверхность, где используется для перевода в жидкое состояние подходящего газа, например, аммиака. Затем с помощью теплой воды с поверхности моря этот сжиженный газ нагревают и доводят до кипения, а образующийся при этом пар приводит в движение турбину электрогенератора. Создатели новой электростанции говорят, что она универсальна: ветрогенераторы и солнечные батареи работают, только когда дует ветер или светит солнце, а станция, преобразующая тепловую энергию океана, будет вырабатывать энергию непрерывно.

3.2. Использование электрической энергия на корабле для приготовления пищи и получения горячей воды.

Из романа «Электричество оказалось удобнее всякого газа. Все готовилось на электричестве. Провода, включенные в аппаратуру в виде платиновых пластинок, раскаляли их добела, поддерживая в плите температуру, нужную для приготовления пищи. На электричестве работал и дистилляционный аппарат, снабжавший судно чистейшей пресной водой. Возле камбуза помещалась ванная комната, комфортабельно оборудованная, с кранами для горячей и холодной воды» [5]

Чтобы нагреть 1 кг воды на 90 0 (приблизительно, так как начальная температура воды примерно 7 0 С, а нагреть надо до 98, 100 0 С).

Q = 4200 Дж/кг* 0 С * 1 кг * (100 0 С – 7 0 С) = 390600 Дж

Так как U = 2 B, R = 0,2 Ом, тогда сила тока элемента Бунзена равна 2 В : 0,2 Ом = 10 А.

Q = 100 А 2 * 0,2 Ом* 0,25 ч = 5 Дж.

390600 : 5 = 78120 таких элементов необходимо для нагревания воды массой 1 кг на 93 0 С.

Вывод : для того, чтобы нагреть плиты и сварить пищу необходимо огромное количество теплоты. Это же относится и к нагреванию воды. Элементы Бунзена не способы были вырабатывать такое количество теплоты.

«— А вот и другое применение электричества. Циферблат, который вы видите перед собой, служит указателем скорости «Наутилуса». Проводами он соединяется с винтом лага, и стрелка постоянно дает мне знать, на какой скорости идет судно. Смотрите, сейчас мы идем со скоростью не более пятнадцати миль в час» [5]

15миль в час: 15 * 1,60934 км = 24, 1401 км/ч ≈ 24 км/ч.

Максимальная скорость — 50 узлов: 50* 1,852 км/ч = 92,6 км/ч.

Вывод : такой скорости «Наутилус» не мог развивать. Даже современные лодки могут развивать максимальную скорость только 53,7 км/ч.

«В корме находится гребной винт диаметром 6 метров, его максимальная частота вращения — 120 об/мин» [5]

По формуле находим длину окружности: l = 2πr, l = 2*3,14*6 = 37, 68 м. За 120 оборотов 120* 37,68 = 4521,6 м. За 1 с: 4521,6 : 60 с = 75,36 м/с – скорость работы винта. 120 об/мин = 2 об/с.

В современной лодке винт делает 5500 об/мин ≈ 98 об/с

Вывод : лодка не могла двигаться с такой скоростью даже потому, что количество оборотов винта намного меньше, чем у современной лодки.

3.4. Давление, которое может «выдержать» лодка.

Из романа «…чтобы он мог погружаться в глубины, я занялся, прежде всего, расчетом уменьшения объема морской воды на различных глубинах под давлением верхних водных слоев» [5]

Автор завысил прочность корпуса «Наутилуса». Описанный в «20000 льё под водой» спуск на глубину нескольких километров неминуемо привёл бы к разрушению «Наутилуса» — корпус не мог выдержать такое давление воды, каким бы прочным он ни был, не говоря уже о прожекторе, иллюминаторах в рубке и огромных смотровых окнах в салоне корабля. [2]При погружении на два километра (две тысячи метров) давление столба воды будет равным ρgh, где:
ρ – плотность жидкости,
g – ускорение свободного падения,
h — высота столба жидкости.
Давление на такой глубине будет равно 1030кг/м 3 *9.8Н/кг*2000м= 20188000 Па = 20,188 МПа
У современных подводных лодок максимальная глубина погружения составляет 600 метров. Давление на такой глубине будет равно 1030кг/м 3 *9.8Н/кг*600м= 6056400 Па = 6,0564 МПа
На такой глубине давление воды будет равняться 6,0564 МПа. Такие лодки обладают гораздо более толстыми бортовыми стенками, чем Наутилус, но не могут позволить себе погружение на большие глубины.

Вывод: лодка не могла выдержать такого давления.

3.5. Давление, которое могут «выдержать» иллюминаторы

Из романа: «Иллюминаторы рубки из толстого черепицеобразного стекла.

— И стекло способно выдержать такое давление?

— Как нельзя лучше! Хрусталь, при всей своей ломкости при падении, оказывает, однако, значительное сопротивление давлению воды.

…Хрустальные пластинки в семь миллиметров толщиной выдержали давление в шестнадцать атмосфер!» [5]

Вывод : так как давление на такой глубине будет равно 1030кг/м 3 *9.8Н/кг*2000м= 20188000 Па = 20,188 МПа, а хрусталь выдерживает давление 330 МПа, то можно было использовать его в качестве стекол в иллюминаторов. Но думаю, что на такой глубине, хрустальные стекла могли не разбиться, но вода бы выдавила их целиком.

3.6. Сила Архимеда, действующая на лодку.

Из романа: «Площадь его равняется одной тысяче одиннадцати и сорока пяти сотым квадратных метров, объем равен одной тысяче пятистам и двум десятым кубических метров; короче говоря, корабль, полностью погруженный в воду, вытесняет тысячу пятьсот и две десятых кубических метров, или тонн, воды.

Составляя план судна, предназначенного к подводному плаванию, я исходил из того расчета, что при спуске в воду девять десятых его объема были бы погружены в море и одна десятая выступала из воды. При таких условиях судно должно было вытеснять только девять десятых своего объема, иначе говоря, одну тысячу триста пятьдесят шесть и сорок восемь сотых кубических метров воды, и весить столько же тонн. Конструкция судна не допускала, стало быть, нагрузки свыше этого веса.

«Наутилус» имеет два корпуса, один наружный, другой внутренний; они соединены между собой железными балками, имеющими двутавровое сечение, которые придают судну чрезвычайную прочность. В самом деле, благодаря такой конструкции судно противостоит любому давлению, подобно монолиту. Крепостью своего корпуса «Наутилус» обязан отнюдь не заклепкам обшивки: монолитность его конструкции достигнута путем сварки и обеспечена однородностью материалов, что позволяет ему вступать в единоборство с самыми бурными морями.

Двойная обшивка корабля изготовлена из листовой стали, удельный вес которой равен семи и восемь десятых. Толщина наружной обшивки не менее пяти сантиметров, вес триста девяносто четыре и девяносто шесть сотых тонны. Внутренняя обшивка, киль — в вышину пятьдесят сантиметров и в ширину двадцать пять сантиметров, весом шестьдесят две тонны, — машины, балласт и прочее оборудование, обстановка, внутренние переборки и пилерсы — все это вместе взятое весит девятьсот шестьдесят одну и шестьдесят две сотых тонны. Таким образом, общий вес судна составляет одну тысячу триста пятьдесят шесть и сорок восемь сотых тонны, ясно?

…желая полностью погрузить «Наутилус» в воду, необходимо располагать резервуарами, емкостью равными этой десятой доле его объема, иными словами, способными вмещать в себя сто пятьдесят и семьдесят две сотых тонны воды. В последнем случае вес судна составил бы одну тысячу пятьсот семь тонн, и оно совершенно ушло бы под воду.

….Но, погружаясь в глубинные слои, разве ваш подводный корабль не испытывает повышенного давления верхних слоев воды? Разве это давление не выталкивает его снизу вверх с силою, которая равна примерно одной атмосфере на каждые тридцать футов воды, то есть около одного килограмма на квадратный сантиметр?

….чтобы он мог погружаться в глубины, я занялся, прежде всего, расчетом уменьшения объема морской воды на различных глубинах под давлением верхних водных слоев.

…При погружении на глубину тысячи метров приходится брать в расчет сокращение объема от давления водяного столба высотой в тысячу метров, иначе говоря, от давления в сто атмосфер. Итак, сокращение объема составит в этих условиях четыреста тридцать шесть стотысячных. Следовательно, водоизмещение судна увеличится до одной тысячи пятисот тринадцати и семидесяти семи сотых тонны; между тем нормальный тоннаж судна одна тысяча пятьсот семь и две десятых тонны. А стало быть, для увеличения водоизмещения судна потребуется балласт весом всего лишь в шесть и пятьдесят семь сотых тонны.

…У меня имеются запасные резервуары емкостью в сто тонн. Благодаря этому я могу погружаться на значительные глубины. Если я хочу подняться в уровень с поверхностью моря, мне достаточно выкачать воду из запасных резервуаров. Если я захочу, чтобы «Наутилус» вышел на поверхность океана на одну десятую своего объема, я должен до отказа опорожнить резервуары» [5]

Так как объем судна (по данным романа) равен V = 1345,48 м 3 , то

F A = ρ ж* q*V т = 1030 кг/м 3 * 9,8Н/кг *1500, 2 м 3 = 13692309 Н – погруженный на 9/10.

F A = ρ ж* q*V т = 1030 кг/м 3 * 9,8Н/кг *1500,2 м 3 = 15143019 Н – погруженный полностью.

Вывод: в романе ясно показано, что автор знает, что такое сила Архимеда, умеет прикидывать ее, также знает, что льды погружаются в воду в соотношении 9/10.

3.7. Система регенерации воздуха.

Из романа «Известно, что человек расходует в час такое количество, кислорода, какое содержится в ста литрах воздуха. Поэтому воздух, насыщенный почти таким же количеством выдыхаемой углекислоты, становится негодным для дыхания.

Короче говоря, необходимо было освежить атмосферу в нашей камере и, само собою, во всем подводном корабле.

Но тут у меня возник вопрос. Как поступает в таком случае командир подводного судна? Не получает ли он кислород химическим способом: путем прокаливания бертолетовой соли с одновременным поглощением углекислого газа воздуха хлористым калием? Но ведь запасы химических веществ истощаются, их приходится возобновлять и, стало быть, поддерживать сношения с Землей? Возможно, он довольствуется сжатым воздухом, нагнетенным в особые резервуары, который расходуется по мере надобности? Все может статься! Не действует ли он более простым, более экономическим, а значит, и более вероятным способом? Не поднимается ли он на поверхность океана подобно киту, подышать свежим воздухом?

…Судно, это стальное чудовище, всплывало на поверхность вод подышать, на манер кита, свежим воздухом! Итак, способ вентилирования судна был установлен. [5]

Вывод : без системы регенерации воздуха, даже при периодических проветриваниях, жизнь на «Наутилусе» весьма скоро стала бы невыносима — на борту курят, тут же хранятся запасы пищи и используемого снаряжения, в том числе водоросли, рыба и рыболовные сети. Тут же расположены кухня и кубрик команды, при этом из гигиенических устройств упомянуты только умывальник и единственная ванна. Кроме того, неприятный запах выделяют сами батареи.

3.8. Приборы, которые используются на корабле.

Из романа: «Вот термометр для измерения температуры воздуха на «Наутилусе»; барометр — прибор, определяющий атмосферное давление, благодаря этому мы имеем возможность предвидеть изменение погоды; гигрометр — один из приборов для измерения степени влажности в атмосфере; storm-glass сигнализирует о приближении бури; компас указывает путь; секстан позволяет по высоте солнца определить широту; хронометры дают возможность установить долготу; и, наконец, зрительные трубы, дневные и ночные, которыми я пользуюсь, осматривая горизонт, когда «Наутилус» поднимается на поверхность океана.

Читайте также:  Сдать анализ воды в королеве

…Хотя бы этот большой циферблат с подвижной стрелкой, не манометр ли?

— Манометр, совершенно верно! Прибор этот служит для измерения давления воды и тем самым указывает, на какой глубине находится мое подводное судно.

— А эти зонды новой конструкции?

— Термометрические зонды. Ими измеряют температуру в различных слоях воды» [5]

Вывод: приборы, которые использовались на корабле, были уже изобретены:

Штормглаз – в середине 1700 годов

Из романа: «— Но не воздух для дыхания?

…если электрическая энергия и не вырабатывает кислород, потребный для дыхания, все же она приводит в движение мощные насосы, нагнетающие воздух в специальные резервуары, что позволяет мне, если потребуется, долгое время находиться в глубинных водах.

Господин «профессор, вы, как и я, знаете, что человек может находиться под водой, если при нем будет достаточный запас воздуха, нужного для дыхания. При подводных работах водолазы, одетые в водонепроницаемый костюм, с защитным металлическим шлемом на голове, получают воздух с поверхности через специальный шланг, соединенный с насосом.

— Это так называемые скафандры, — сказал я.

— Совершенно верно! Но человек, одетый в скафандр, стеснен в своих действиях. Его связывает резиновый шланг, через который насосы подают ему воздух. Это настоящая цепь, которой он прикован к земле; и если бы мы были так прикованы к «Наутилусу», мы не далеко бы ушли.

— Каким же способом можно избежать такой скованности? — спросил я.

— Пользуясь прибором Рукейроля-Денейруза, изобретенного вашим соотечественником и усовершенствованного мною, вы можете без всякого ущерба для здоровья погрузиться в среду с совершенно иными физиологическими условиями. Прибор этот представляет собою резервуар из толстого листового железа, в который нагнетается воздух под давлением в пятьдесят атмосфер. Резервуар укрепляется на спине водолаза ремнями, как солдатский ранец. Верхняя часть резервуара заключает в себе некое подобие кузнечных мехов, регулирующих давление воздуха, доводя его до нормального. В обычном приборе Рукейроля две резиновые трубки соединяют резервуар со специальной маской, которая накладывается на лицо водолаза; одна трубка служит для вдыхания свежего воздуха, другая для удаления воздуха отработанного, и водолаз по мере надобности нажимает языком клапан той или другой трубки. Но мне, чтобы выдерживать на дне моря значительное давление верхних слоев воды, пришлось вместо маски надеть на голову, как в скафандре, медный шлем с двумя трубками — вдыхательной и выдыхательной.

— Превосходно, капитан Немо! Но ведь запас воздуха быстро иссякает, и как только процент кислорода падет до пятнадцати, он становится непригоден для дыхания?

— Разумеется. Но я уже сказал вам, господин Аронакс, что насосы «Наутилуса» позволяют мне нагнетать воздух в резервуар под значительным давлением, а при этих условиях можно обеспечить водолаза кислородом на девять-десять часов.

— Оспаривать это не приходится, — отвечал я. — Хотелось бы только знать, капитан, каким способом вы освещаете себе путь на дне океана?

— Аппаратом Румкорфа, господин Аронакс. Резервуар со сжатым воздухом укрепляется на спине, а этот привязывают к поясу. Он состоит из элемента Бунзена, который я заряжаю натрием, а не двухромистым калием, как обычно. Индукционная катушка вбирает в себя электрический ток и направляет его к фонарю особой конструкции. Фонарь состоит из змеевидной, полой, стеклянной трубки, наполненной углекислым газом. Когда аппарат вырабатывает, электрический ток, газ светится достаточно ярко. Таким образом, я могу дышать и видеть под водой» [5]

«На зов капитана пришли два матроса и помогли нам одеться в тяжелые непромокаемые скафандры, скроенные из цельных кусков резины. Водолазная аппаратура, рассчитанная на высокое давление, напоминала броню средневекового рыцаря, но отличалась от нее своей эластичностью. Скафандр состоял из головного шлема, куртки, штанов и сапог на толстой свинцовой подошве. Ткань куртки поддерживалась изнутри подобием кирасы из медных пластинок, которая защищала грудь от давления воды и позволяла свободно дышать; рукава куртки оканчивались мягкими перчатками, не стеснявшими движений пальцев.

Эти усовершенствованные скафандры были гораздо лучше изобретенных в XVIII веке лат из пробкового дерева, камзолов без рукавов, разных морских подводных одеяний — «сундуков» и прочее, столь высоко в свое время превознесенных.

Ворот куртки был снабжен медным кольцом с винтовой нарезкой, на которую навинчивался шарообразный металлический шлем. Сквозь три толстых смотровых стекла в шлеме можно было, поворачивая голову, глядеть во все стороны.

Я уже не чувствовал тяжести скафандра, сапог, резервуара со сжатым воздухом, металлического шлема, в котором моя голова болталась, как миндаль в скорлупе! Все эти предметы, погруженные в воду, теряли в весе ровно столько, сколько и вытесненная ими вода. Я готов был благословлять этот физический закон, открытый Архимедом. Благодаря ему, я не был более инертной массой: я обрел относительную подвижность» [5]

Вывод: скафандры уже тогда существовали и использовались.

Водолазный скафандр Рукеройля-Денейруза не является выдумкой мсье Верна. Он был изобретен в 1870 г. Скафандр действительно существовал и успешно применялся в России.

Капитан Немо был солидарен с водолазной службой Российского флота в своём критическом отношении к первоначальному варианту снаряжения Рукеройля-Денейруза образца 1865 г. На странице 116 (изд. «Правда» 1985 г.) читаем: «…чтобы выдерживать на дне моря значительное давление верхних слоёв воды, пришлось вместо маски надеть на голову, как в скафандре, медный шлем с двумя трубками – вдыхательной и выдыхательной».

Роман был опубликован в 1870 г. Через два года инженеры усовершенствовали скафандр, заменив маску шлемом. [4]

Но на такие глубины человек все равно не мог опускаться, не может и сейчас. Тем более в легком скафандре. Передвигаться в скафандре тяжело. Из романа можно сделать обратный вывод.

Из романа: «— Но ведь это не огнестрельное оружие, — отвечал капитан.

— Стало быть, ружья действуют сжатым воздухом?

— И притом, какое огромное сопротивление пришлось бы преодолевать пуле, если бы пользоваться огнестрельным оружием под водой, в среде, которая в восемьсот пятьдесят пять раз плотнее воздуха! — прибавил я.

не имея пороха, я воспользовался сжатым воздухом, которым меня снабжают в неограниченном количестве насосы «Наутилуса».

и при чрезвычайной плотности жидкой среды ружейные пули не попадают в цель на большом расстоянии и не могут быть смертоносными»

«как бы легко не было ранено животное, оно падает, как пораженное молнией.

— Потому что эти ружья заряжены не обычными пулями, а снарядом, изобретенным австрийским химиком Лениброком. У меня имеется изрядный запас таких снарядов. Эти стеклянные капсюли, заключенные в стальную, оболочку с тяжелым свинцовым дном, — настоящие лейденские банки в миниатюре! Они содержат в себе электрический заряд высокого напряжения. При самом легком толчке они разряжаются, и животное, каким бы могучим оно ни было, падает замертво. Прибавлю, что эти капсюли не крупнее дроби номер четыре и что обойма ружья вмещает не менее десяти зарядок» [5]

Вывод : пневматического оружия в те времена не существовало. В наше время существует пневматическое подводное оружие, но дальность полета пути много меньше, чем описано в романе. Пуль с электрическим зарядом высокого напряжения не существовало.

Из романа «По моему приказанию. Шлюпка соединена с судном электрическим кабелем. Я даю телеграмму — и дело с концом!

Кабель лежал спокойно, вне воздействия волнений моря и под давлением, благоприятным для передачи электрической искры, пробегавшей от Европы до Америки в тридцать две сотых секунды. Время действия этого кабеля бесконечно, так как по наблюдениям электриков резиновая оболочка становится лучше от пребывания в морской воде.

Вдобавок кабель, лежа на удачно выбранном плато, нигде не опускается на такую глубину, где мог бы лопнуть. «Наутилус» доходил до самого глубокого места его залегания на глубине четырех тысяч четырехсот тридцати одного метра, и даже здесь кабель не обнаруживал никаких признаков напряжения. Затем мы подошли к месту, где произошел несчастный случай в 1863 году. В этом месте дно океана представляло собой глубокую долину шириной в сто двадцать километров, и если бы в нее поставили Монблан, то все-таки его вершина не выступила бы на поверхность моря» [5]

Вывод: телеграфный кабель, проложенный на дне, был проложен в 1867 году. Он реально работал.

3.12. Производство на корабле.

Вывод: явная неточность заключается в отсутствии описания способа пополнения или создания расходных материалов на подлодке, добыча еды достаточно точно описана в произведении, сказан способ добычи ниток для производства тканей, создание которых требует оборудования и специалистов, которых нет на «Наутилусе».

3.13. Управление корабля человеком.

Вывод: на определенном отрезке времени Капитан Немо в одиночку управлял своим кораблем, однако он же сообщил профессору, что при сокращении команды управление подлодкой станет невозможным.

В ходе проведения работы я ознакомился с научными идеями в романе, выделил те моменты в романе, которые касаются физических законов, рассмотрел эти моменты с точки зрения физики, обработал полученную информацию, обобщил результаты своих исследований.

Я могу сделать вывод о том, что Жюль Верн не был совершенно точен в описании своих идей, им были допущены неточности и ошибки. Вероятность того, что однажды будет создана подводная лодка идентичная «Наутилусу» крайне мала, в мире попросту нет материалов требуемой прочности, но некоторые открытия, описанные французом в произведениях, посвященных капитану Немо и его подводному кораблю, стали реальными.

Мы, люди, читатели, можем смело утверждать, что писатель фантаст, если не точно предсказал появление каких-то устройств, то точно предугадал направление развития технического прогресса. Его «ошибки и неточности» (устарелая в значительной мере классификация, легкость передвижения в скафандрах и др.) — не ошибки, а отражение уровня переднего края тогдашней науки.

источник

В этой статье мы обратимся к самому известному произведению Ж. Верна и рассмотрим его краткое содержание. «Двадцать тысяч лье под водой» — классический роман, написанный в жанре научной фантастики. Изначально он издавался частями по мере написания. Так, первая часть вышла в марте 1869-го, а последняя – в июне 1870 г.

Название книги относится не к глубине погружения судна, а расстоянию, которое оно прошло под водой. Объясняется это тем, что 20 тысяч лье составляют около 9 диаметров земного шара, или 110 000 км.

Действие произведения происходит во 2-й половине 19-го века. В это время моряки стали замечать в океанах странный объект, который размером и скоростью превосходил даже китов. Сначала журналисты, а потом и ученые, стали интересоваться странным явлением. После долгих дискуссий объект сочли неизученным животным. Сделали предположение, что это гигантский нарвал.

Но научный интерес быстро сменился практическим, когда столкновения с неизвестным животным привели к повреждению кораблей. После этого решили отправить экспедицию, в задачи которой входило найти и уничтожить морское чудовище. Для этого флот США выделил военный парусно-паровой фрегат «Авраам Линкольн».

Поиски продолжались долго. И когда чудовище было обнаружено, фрегат получил серьезные повреждения. Описывает дальнейшую судьбу нескольких человек с «Авраама Линкольна» книга. Даже краткое содержание («Двадцать тысяч лье под водой») дает представление о том, как подчас легко может начаться долгое и опасное приключение. После столкновения профессор Аронакс, Консель, его слуга и гарпунер Нед оказываются в воде, а затем попадают на борт неизвестного судна, которое и было принято за неизученное животное.

Хозяин корабля представился капитаном Немо и объявил, что они находятся на борту его подводной лодки «Наутилус». Он и несколько его товарищей порвали с человеческим обществом и удалились в океан, где могли жить привольно.

Втайне Немо построил подводное судно, которое позволяло существовать группе людей автономно. Немо не может отпустить своих пленников, так как они раскроют тайну «Наутилуса». Так героям приходится остаться на борту странного корабля. Также Немо предлагает профессору Аронаксу принять участие в исследовании морских глубин.

Охватывает большой временной период произведение, что подтверждает и его краткое содержание. «Двадцать тысяч лье под водой» — роман, действия которого развиваются в течение длительного времени. Так, проходит 7 месяцев с момента пленения героев. За это время они успевают совершить кругосветное путешествие, посетить острова Новой Гвинеи, сразиться с акулами в Индийском океане, побывать в затопленной Атлантиде.

«Наутилусу» удается преодолеть льды Южного полюса, тем самым открыв его.

Постепенно герои выясняют, что команда «Наутилуса», несмотря на оторванность от мира, находится в курсе всего происходящего. А сам капитан не просто путешествует, но и пытается вершить свою месть.

Может ли дать представление о характерах героев произведения его краткое содержание? «Двадцать тысяч лье под водой» — роман о непокорных людях, которые не желают мириться с происходящим. Пленники все чаще начинают думать о побеге. Но выбраться из подводной тюрьмы не так просто. А найти помощника среди экипажа нет никакой возможности – матросы говорят только на своем языке и практически не общаются с пленными.

Но вот Неду удается выяснить, что «Наутилус» находится рядом с сушей. В это время Немо ослабляет контроль и впадает в некую депрессию. Пленникам удается захватить шлюпку и бежать с корабля. По пути она попадают в мощный водоворот. Аронаксу и его спутникам чудом удается спастись и добраться до норвежского берега. В последней главе размышляет профессор о судьбе капитана Немо.

Таким образом, мы можем составить общее представление о романе, изучив представленное здесь краткое содержание. «Двадцать тысяч лье под водой» (по главам его сюжет изложен выше), однако, относится к числу произведений, достойных того, чтобы прочесть их целиком. В свое время роман пользовался большой популярностью и остается любим многими и сегодня.

источник