Меню Рубрики

Анализ рассказа вода с закрытыми глазами

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему:
Открытый урок по литературному чтению Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами»

Тип урока: Формирование предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Планируемые результаты:

— Предметные: провести сравнительный анализ двух рассказов Ю.Коваля с общими героями — «Березовый пирожок» и «Вода с закрытыми глазами»; формировать навык осознанного и выразительного чтения, умение анализировать художественный текст и живописное произведение.

-Метапредметные:

-познавательные: формировать умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;

-регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль и самоконтроль в процессе деятельности;

-коммуникативные: формировать умения выражать свою точку зрения и аргументировать свое мнение, правильно и четко формулировать мысль в понятной собеседнику форме;

-Личностные: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию; умение наблюдать то, что трудно увидеть глазами; умение обнаруживать красоту природы в произведениях искусства и переживать эту красоту вместе с близкими.

Литературное чтение УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами»

Тип урока: Формирование предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

— Предметные: провести сравнительный анализ двух рассказов Ю.Коваля с общими героями — «Березовый пирожок» и «Вода с закрытыми глазами»; формировать навык осознанного и выразительного чтения, умение анализировать художественный текст и живописное произведение.

-познавательные: формировать умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;

-регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль и самоконтроль в процессе деятельности;

-коммуникативные: формировать умения выражать свою точку зрения и аргументировать свое мнение, правильно и четко формулировать мысль в понятной собеседнику форме;

-Личностные: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию; умение наблюдать то, что трудно увидеть глазами; умение обнаруживать красоту природы в произведениях искусства и переживать эту красоту вместе с близкими.

Юрий Коваль. Вода с закрытыми глазами.

— Назовите главу, над которой, мы работаем (Учимся наблюдать и копим впечатления)

— Предположите тему нашего урока (Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами)

— Рассмотрите условные обозначения к рассказу и скажите, какие виды работ ждут нас на уроке. (Вспомним пройденное, выскажем свое мнение, выполним задание повышенной сложности)

— Что поможет нам справиться с работой? (текст Ю. Коваля «Вода с закрытыми словами»

Другими словами, это анализ произведения. ( слайд)

— Какая еще работа нам предстоит? (Поход в Музейный дом) ( слайд)

— Какое условное обозначение вы заметили?

(Слушаем музыкальное произведение)

Слушаем музыкальное произведение

— Как одним словом назвать нашу запись? (план)

3. Целеполагание и мотивация

Это план нашей работы на уроке. Назовите главную цель нашей работы. ( Учимся наблюдать и копим впечатления)

Да, ребята мы будем учиться у талантливых мастеров. Вы- способные и внимательные дети , и у нас с вами всё получится.

4. Работа над произведением

Назовите цели работы над 1 пунктом плана.

(Будем учиться анализировать содержание, отыскивать в тексте информацию, перечитывать текст с разными заданиями, находить главную мысль)

— О чем нам говорит 1 пиктограмма?

Прочитайте про себя 1 блок вопросов и подготовьте развернутый ответ.

— Обратимся к следующему условному обозначению. Озвучьте его.

-Вернитесь к тексту и найдите ответы на поставленные вопросы.

— Прочитайте следующий вопрос. На какую страницу учебника нам надо вернуться? (с. 34)

— Красота очень быстротечна, и очень важно запечатлеть каждое ее мгновение.

— Ребята , а сейчас внимательно послушайте следующий вопрос.

-Ты когда-нибудь испытывал чувство одиночества, когда кажется , что никто тебя не любит и после каких неудач это было?

— Кто помог вам справиться с чувством одиночества?

— Какую работу подсказывает нам следующее условное обозначение?

-Что случилось с Нюркой в школе?

— Сейчас нам предстоит обсудить две точки зрения: Кости Погодина и Маши.

— Найдите и прочитайте точку зрения Кости.

Теперь перечитайте точку зрения Маши.

Чьё мнение вам ближе и почему?

Ну что же, каждый имеет право на свою точку зрения.

-Прочитайте, какой вопрос нам подготовила Анишит Йокоповна.

Подтвердите словами из текста.

Да ребята , Нюрка тонко чувствует мир природы, ее необыкновенную целебную силу, она не только открыла замечательный вкус ключевой воды – она знает , как вытащить этот вкус наружу и научить этому других.

Обратимся снова к вопросам учебника.

Предлагаю провести эту работу в парах. Обсудите ответы.

Какая пара готова к ответу ?

Нам необходимо вернуться к 3 части рассказа. Найдите ее .

Предлагаю прочитать ее по ролям . ( Чтение по ролям)

— Какая работа предстоит дальше? ( Выскажи свое мнение)

Прочитайте вопросы и подготовьтесь к ответу.

(Герой очень серьёзно относится к переживаниям девочки, он видит, как ей трудно справиться с неприятностями и делает все, чтобы помочь ей.) – Он даже мысленно разделяет с Нюркой воображаемую картину смерти.)

— Не может быть для человека большего подтверждения хорошего отношения к нему, любви к нему, чем готовность другого человека разделить его участь. « Давай уж поживем немного, а? А то деревню жалко» — это готовность быть рядом , разделить переживания, участь – успокаивают девочку, которая засомневалась , что она кому- то нужна.

О чем говорит следующая пиктограмма ?

Я полностью с вами согласна. В жизни важно и то и другое: природа успокаивает нас и укрепляет в нас желание жить , а любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся , придают нам силы.

-Ребята , как вы думаете , а наши выводы чем являются по отношению к рассказу? ( Тем, чем хотел поделиться с нами автор)

-Я думаю , мы выявили то главное ,что хотел сказать Юрий Коваль. В литературе это называется основная мысль .

Встаньте , посмотрите в окно.

Совсем недавно мы любовались золотом берез , а сегодня за окном погода грустит , почти облетели листья. Но мы не будем грустить . Потому что я предлагаю вам упражнение «Радуга»

Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и представьте , что вы вместе с этим вдохом взбирайтесь вверх по радуге, а выдыхая — съезжаете с нее , как с горки. Повторите 3 раза.

Сейчас нам предстоит работа над 2 пунктом плана .

Какую цель поставим ? ( рассмотреть картину , поработать с лупой и рамочкой , высказать своё мнение, выявить главное переживание картины)

Обратимся к условному обозначению.

О чем оно говорит? (Выскажи свое мнение. )

Прочитаем вопрос Анишит Йокоповны. ( Можно ли назвать этот пейзаж безлюдным?)

( Место обитаемое , хотя заброшенное )

— Какая работа предстоит дальше? Прочитаем

— Рассмотри в лупу фигурку дамы. Что можно сказать о её возрасте? Чем она занимается, сидя на скамейке?

( Дама пожилая , читает книгу, которую держит на коленях)

Озвучьте следующее задание. (Работа с рамкой.)

Выдели с помощью рамки такой фрагмент картины, в котором главным героем будет человек. Дай название этому фрагменту.

( « Летний день» , «Тихая скамейка», «Под кронами деревьев», «За книгой» и другие)

Поработайте с соседом, посовещайтесь и дайте ответы на вопросы. Вернись от фрагмента к картине. Чем привлек художника уголок природы? В чем его особенная красота? Рассмотри деревья и растения на берегу пруда? Они тебе известны? Рассмотри в лупу цветущие травы. Ты знаешь их названия? Видно ли, что вода в пруду стоячая? Обнаружил(а) ли ты лодку в камышах?

(Тишиной, заброшенностью. Здесь есть что рассмотреть, чем полюбоваться)

— С чем работаем дальше ? ( с рамкой)

— Заметили , что небо облачное? Где обнаружили облака? Выдели рамкой пейзаж с лодкой. Красиво получилось?

Как Василий Поленов создает впечатление тишины? ( Стоячая вода, без морщин, безлюдно, безветренно)

А как — с помощью каких предметов — художник «оттеняет» эту тишину: напоминает нам о том, что в этом уголке бывают люди?

( С помощью контраста: обширный участок земли и крошечная дама. Лодка, ствол дерева, мостики. Когда- то здесь было людно и шумно.)

Обратимся к учебнику. Прочитаем вопрос Миши.

-Интересно, а можно ли сумерничать в этом уголке?

— Как ты думаешь: какое литературное произведение вспомнил Миша, когда задавал свой вопрос?

— А какое произведение вспомнилось тебе?

— Помог ли тебе художник Василий Поленов обнаружить скромную прелесть заросшего пруда?

(Здесь тихо , красиво , спокойно, никто не мешает)

-Так в чем же главное переживание картины? ( Отношение художника к тому, что он изображает. Это красивое, уютное место, где можно побыть в одиночестве, поразмышлять, отдохнуть, помечтать)

Вот в этом и кроется скромная прелесть тихого уголка природы.

Анишит Йокоповна предложила послушать пьесы П. Чайковского: «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года» и «Сладкая грёза» из «Детского альбома»

-Что почувствовали , слушая музыку?

Почему Анишит Йокоповна предложила именно эту музыку?

( Она успокаевает ,рождает в душе добрые чувства.)

— Согласитесь вы со мной, что музыка, ее гармония, стройное звучание помогают человеку в трудную минуту

Рефлексия: Что было самым важным на уроке?

В трудную минуту помогают:

2. Произведения изобразительного искусства

— Ребята, я довольна вашей работой на уроке. Самое главное в жизни – никогда не оставаться равнодушным.

Всматривайтесь в привычное —

Всматривайтесь в некрасивое —

Вникайте, не проходите мимо!

Тема: С.А.Есенин «Пороша»Цель: учить детей выразительному чтению стихотворения; воспитывать в них чувство прекрасного; укреплять любовь к родному краю, к природе.

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед.

Этот урок познакомит с биографией и произведениями А.Пушкина; поможет привить интерес и любовь к поэзии; дети смогут поупражняться в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.

Данный урок предназначен для первичного ознакомления с писательницей Туве Янссон и её героями из книги «Шляпа волшебника». Разработан по критериям ситемно-деятельностного подхода.

Структурной единицей научного текста является абзац. Он содержит определенные идеи, положения, аргументы, микротемы. Они выражены в ключевых словах, которые легко вычленить, определив суть абзаца. Стр.

Данный урок по литературному чтению для 4 класса по УМК «Школа России».

Метолическая разработка,открытого урока по литературному чтению для 3 класса по теме А.С. Пушкин «Зимний вечер&quot.

источник

К онспект урока

Литературное чтение 3 класс

Тема: Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами»

Предметные: провести анализ рассказа Ю.Коваля «Вода с закрытыми глазами»; формировать навык осознанного и выразительного чтения, умение анализировать художественный текст и живописное и музыкальное произведение.

Личностные: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию; умение наблюдать то, что трудно увидеть глазами; умение обнаруживать красоту природы в произведениях искусства и переживать эту красоту вместе с близкими.

-познавательные: формировать умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;

-регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль и самоконтроль в процессе деятельности;

-коммуникативные: формировать умения выражать свою точку зрения и аргументировать свое мнение, правильно и четко формулировать мысль в понятной собеседнику форме;

Мы продолжаем работать по теме: «Учимся наблюдать и копим впечатления». Слайд 1

Учитель: -Что значит-учиться наблюдать? Уметь наблюдать? -Что значит -копить впечатления? Зачем?

2.Целеполагание и мотивация

Учитель: -На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Юрия Коваля «Вода с закрытыми глазами». Слайд 2

Сегодня я предлагаю вам, ребята, поговорить ещё об этом рассказе. Работать мы будем с вами по плану. Давайте вместе его составим, нам помогут картинки-подсказки. Слайд 3-4

3. Прослушивание музыкального произведения.

–Это план нашей работы на уроке. Попробуйте сформулировать главную цель нашего урока….

Ученики формулируют цель: Учиться наблюдать и копить впечатления.

-Приступим к работе по плану.

3. Работа над произведением Слайд 5

Учитель задаёт вопросы, ученики-отвечают.

-Сколько героев в рассказе?

-Знакомы они вам?(Рассказ «Берёзовый пирожок»)

-Умеет ли герой-рассказчик по-настоящему наслаждаться природой?

Подтвердите строчками из текста, что он ценит каждую минуту погожего осеннего дня.

— Красота очень быстротечна, и очень важно запечатлеть каждое ее мгновение. А зачем?

-Кого встретил герой нашего рассказа?

-Как вы думаете, а что случилось с Нюркой? Выборочное чтение.

-Вы когда-нибудь испытывали чувство одиночества, когда кажется, что никто тебя не любит и после каких неудач это было?

— Кто помог вам справиться с чувством одиночества?

— Герой серьёзно относится к переживаниям девочки?

Что он делает, чтобы успокоить девочку? Выборочное чтение (Герой очень серьёзно относится к переживаниям девочки, он видит, как ей трудно справиться с неприятностями и делает все, чтобы помочь ей. Он даже мысленно разделяет с Нюркой воображаемую картину смерти.)

-Давайте прочитаем, как с этой ситуацией справляются наши герои.(чтение 3 ч по ролям-напоминание о кружке «Наши сказки») —

В жизни важно любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся , придают нам силы.

-А какое удивительное открытие сделала Нюрка? Выборочное чтение.

Нюрка тонко чувствует мир природы, ее необыкновенную целебную силу, она не только открыла замечательный вкус ключевой воды – она знает , как вытащить этот вкус наружу и научить этому других.

-Ребята, как вы думаете, а наши выводы чем являются по отношению к рассказу? ( Тем, чем хотел поделиться с нами автор).

Я думаю, мы выявили то главное, что хотел сказать Юрий Коваль. В литературе это называется основная мысль .

В начале нашего разговора о рассказе, мы узнали, как герой умеет наблюдать за природой, ее красотой, да и Нюрка тонко чувствует природу. Мы тоже можем немного понаблюдать за природой за окном нашего класса. Дети встают, смотрят в окно, делятся своими наблюдениями.

5.Поход в Музейный дом. Слайд7

Сейчас нам предстоит работа над 2 пунктом плана. Давайте сходим в «Музейный Дом» и посмотрим картину Василия Поленова «Заросший пруд»

Ученики рассматривают картину.

-Можно ли назвать этот пейзаж безлюдным? ( Место обитаемое , хотя заброшенное )

— Рассмотри в лупу фигурку дамы. Что можно сказать о её возрасте? Чем она занимается, сидя на скамейке? ( Дама читает книгу, которую держит на коленях)

— Чем привлек художника уголок природы? В чем его особенная красота? Работа в парах Поработайте с соседом, посовещайтесь и дайте ответы на вопросы.

Рассмотри деревья и растения на берегу пруда? Они вам известны?

Рассмотри в лупу цветущие травы. Ты знаешь их названия? Видно ли, вы вода в пруду стоячая? Обнаружил(а) ли вы лодку в камышах? (Тишиной, заброшенностью. Здесь есть что рассмотреть, чем полюбоваться)

— Заметили , что небо облачное? Где обнаружили облака?

Как Василий Поленов создает впечатление тишины? ( Стоячая вода, без морщин, безлюдно, безветренно)

А как — с помощью каких предметов — художник «оттеняет» эту тишину: напоминает нам о том, что в этом уголке бывают люди? ( С помощью контраста: обширный участок земли и крошечная дама. Лодка, ствол дерева, мостики. Когда- то здесь было людно и шумно.)

— Помог ли вам художник Василий Поленов обнаружить скромную прелесть заросшего пруда? (Здесь тихо , красиво , спокойно, никто не мешает)

Читайте также:  Вода д дикси анализ воды

-Так в чем же главное переживание картины? ( Отношение художника к тому, что он изображает. Это красивое, уютное место, где можно побыть в одиночестве, поразмышлять, отдохнуть, помечтать)

-А , если человеку грустно, то стоит ли ему смотреть на такую картину или нет?

6.Прослушивание музыкального произведения . Слайд 8

пьеса П.И. Чайковского: «Сладкая грёза» из «Детского альбома» Слушаем музыку.

-Что почувствовали , слушая музыку?

Почему я предложила вам именно эту музыку. ( Она успокаивает ,рождает в душе добрые чувства.)

— Согласитесь вы со мной, что музыка, ее гармония, стройное звучание помогают человеку в трудную минуту.(рисование виденья музыки)

В начале урока мы поставили перед собой цель-учиться наблюдать и копить впечатления. Нам это удалось? При помощи чего удалось?

8.Рефлексия Слайд 9(заполняют карточку-отмечают ответы)

В трудную минуту помогают:

Чтение литературных произведений

Произведения изобразительного искусства

Закончить наш урок я бы хотела словами:

Всматривайтесь в привычное —

Всматривайтесь в некрасиво е —

Вникайте, не проходите мимо!

Дети дарят гостям свои рисунки со словами напутствия.

источник

Всероссийский дистанционный конкурс для учителей начальных классов на лучшую методическую разработку «Урок с презентацией»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКАМ. Уроки 3-4. Урок с презентацией.

Текст для исследования: Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами».

Разное видение мира. Автор и мир. Способы воплощения мировосприятия в произведениях разных жанров.

Выразительно читать произведение, анализировать и оценивать его.

Определение роли описания для выражения основной авторской идеи.

Наблюдение за впечатлениями автора в рассказе.

Сопоставление произведений по наличию авторской позиции.

Сочинение-прогнозирование как продолжение развития сюжета, созданного автором.

Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения.

Восприятие, мир, описание, настроение.

Литературное чтение (выразительное чтение). Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания; освоение диалоговых форм общения).

Живопись (иллюстрирование произведения).

Представление портфолио с творческими работами (сочинение в форме развернутого ответа на вопрос, презентации).

Учебник Матвеевой Е. И. «Литературное чтение», 3 класс, с.13-18.

Иллюстрации персонажей произведения.

I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха

Цель: заинтересовать учащихся новым исследованием.

Прочитайте тему урока. «Разное видение мира. Автор и мир. Способы воплощения мировосприятия в произведениях разных жанров». (слайд 1)

Какой возникает вопрос? Слайд2

Настроение можно выразить через что? Слайд 2 -картины

II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной задачи

Обучающие и развивающие задания

Диагностические задания, результаты деятельности учеников

1. Актуализация знаний учащихся

Цель: вспомнить то, что ученикам уже известно и определить то, что пока неизвестно.

Уточнение значения новых слов в тексте.

На какой литературный жанр указывает заголовок? (на сказку, на рассказ) Почему?

Какие особенности у рассказа? А у сказки?

Давайте, перечислим вопросы, которые появились до чтения произведения, и на которые нам нужно постараться ответить?

Почему вода глаза закрывает?

Какое по жанру произведение: сказка или рассказ?

Еловые гривы, ключевой ручей, фуфайка, жестяная кружка, студёный, нерест, язь.

Если нет то провести позже.

Цель: формировать умение анализировать и интерпретировать басню; формировать умение характеризовать персонажей; формировать умение контроля за своими действиями (чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения).

1) Первичное чтение (читают учащиеся и учитель)

Прочтение произведения с комментированием. (с.13-15).

2) Прочтение произведения с комментированием. (с.16-18).

Вопросы учителя с целью анализа и интерпретации текста.

Учащие подтверждают свои слова примерами из текста.

2. Выявление первичного восприятия.

Какое это произведение по жанру рассказ или сказка?

Кто герои рассказа? (автор и девочка Нюрка) По каким словам догадались?

От какого имени образовано имя Нюрка? (производное от имени Анна)

Нет волшебных героев или предметов, произведение небольшое по объёму, содержит малое количество действующих лиц, имеет одну сюжетную линию

III. Работа с текстом после чтения.

Какой день описывает писатель?

Подчеркните слова, которые на это указывают? На какой вопрос они отвечают?

На какие черты характера автора указывает последнее предложение?

Автор романтически настроен, склонен к мечтательности

Что узнаем из этого отрывка?

Прочитайте, что автор считает главным?

Как автор описывает движение облаков, выделите в тексте?

Какой художественный прием использует Ю. Коваль?

1.Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. 2. Юмористический взгляд на мир природы. (Облака терлись)

Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, терлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле. терлись друг о друга солнечными боками

Прочтите, куда выбрался Юрий Коваль из болот?

Что такое грива? Почему это слово использует автор? Какой художественный прием используется? (метафора)

Прочитайте последнее предложение в абзаце?

Какой художественный прием использует Ю. Коваль?

Ребята, посмотрите на дальнейшее повествование. Что это за запись? (Диалог – разговор между двумя и более людьми)

Выбирался на сухие еловые гривы

Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.

Принести домой след дня. (олицетворение — воплощение чего-нибудь в образе живого существа.)

3. Моделирование описание настроения, облаков

Цель: формировать умение анализировать каждую условную часть рассказа, видеть описание.

1) Поиск слов, передающих настроение героев.

2) составление описаний (дня, облаков).

Р/т с.6 (задание к 1 части и ко 2 части)

Случайно появился, скоро кончится, разворачивался,

Шевелились, тёрлись, был слышен лёгкий шелест

3)Восстановление порядка Изложения событий в продолжении рассказа.

III этап. Интерпретация произведения (пересказ)

Цель: формировать умение работать в группе по выполнению творческого задания на основе изученного произведения; подготовить основу для внеурочной деятельности класса.

1) подготовка партитуры текста (отрывка)

2). выразительное чтение произведения (отрывка)

Как нужно читать авторский текст? Что значит выразительно?

Почему Ю.Коваль не прошел мимо, а остался с девочкой?

Какие качества личности автора можно определить, какой он по характеру?

Перечитайте про себя отрывок, с какой интонацией вы бы произнесли слова героя?

Как вы думаете, с какой интонацией надо прочитать последнее предложение, какой смысл вкладывает автор в эти слова?

Давайте составим характеристику автору из букв его имени:

Р – …(разносторонний, романтичный)

Работа в рабочей тетради с.6-8

Подготовка к выразительному чтению.

— соблюдать логическое ударение;

— уметь голосом передать характеры действующих лиц;

— использовать различные интонации (бывает интонация, идущая от смысла (она индивидуальна),

интонация, обусловленная знаками препинания)

— Ну и ладно, — сказал я, обидевшись. — С тобой по-человечески, а ты. Ладно, я тоже тогда лягу и умру

Автор шутит, это юмористическая ситуация

Экскурсия в библиотеку с целью знакомства с творчеством Ю. И. Коваля. Презентация его произведений.

Цель: формировать умение работать коллективно в одном проекте.

1) Подготовка презентации книг Ю.Коваля.

(Ссылка на фрагмент из фильма)

Что узнали из видеоматериала? (Ю.Коваль сочинял стихи, песни, сам исполнял песни, снимался в кино, был артистом)

Ребята, кто знает, как называют человека, который исполняет свои песни? (бард)

Ю. Коваль очень разносторонняя, творческая личность.

Послушайте еще раз отрывок из песни, скажите, что представили?

(Песня «Темнеет за окном» Муз: Ю. Коваль, сл: Ю. Коваль

Темнеет за окном, ты зажигаешь свечи,

И светлая рука стеклом отражена,

И снова к нам с тобой пришел осенний вечер,

И в доме, и в душе покой и тишина.)

А как автор исполняет эту песню?

Что хочет сказать об осени Ю.Коваль как поэт и композитор?

(Осень меняет не только все в природе, но и в душе человека. Это удивительное время года.)

Презентация книг в виде книжки-раскладушки, презентации и т.д.

IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности

Цель: формировать умения контроля, оценки и самооценки деятельности.

«Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?»

«Кто из ребят помог вам лично, всему классу, группе сделать открытие?»

«Чему каждый из вас сегодня научился?»

«О чем бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?»

источник

Урок литературного чтения в 3 классе Гришина А. Ю., Сош№1 Тема: «Учимся наблюдать и копим впечатления. Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами»

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Сценарии уроков литературного чтения с использованием инструментальных возможностей УМК

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: «Учимся наблюдать и копим впечатления. Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами». Поход в «Музейный дом». В.Поленов. «Заросший пруд».

обозначить два основных направления первой главы:

Человек не может и не должен быть одинок: самые ценные впечатления делаются еще более ценными, если ими можно поделиться;

Надо учиться видеть не только глазами, но и сердцем: трудно увидеть глазами внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания, но искреннее внимание к другому человеку, сопереживание его трудностям – это путь, к тому, чтобы самому быть счастливым человеком и сделать
счастливыми окружающих.

На материале рассказа Ю. Коваля «Вода с закрытыми глазами» и пейзаже В. Поленова «Заросший пруд».

провести сравнительный анализ двух рассказов Ю.Коваля с об­щими героями — «Березовый пирожок» и «Вода с закрытыми глазами»: дети должны вспомнить и Нюрку (ученицу начальных классов), и героя-рассказчика (молодого писателя);

дети должны подтвердить, опираясь на текст, что герой любит природу и умеет получать удовольствие от общения с нею;

еще раз установить связь между рассказом Ю. Коваля и сти­хотворением И. Бунина «Листопад»: постараться, чтобы дети почув­ствовали, насколько быстротечна красота и как важно запечатлеть каждое ее мгновение;

постараться, чтобы дети с помощью учителя поняли, что Нюрка отвечает на все вопросы героя, которые касаются внешней сто­роны ее жизни: она говорит, что пьет воду, что получила двойку, что не хочет идти домой, но она не отвечает на вопросы, касающиеся ка­ких-то ее очень глубоких переживаний, которыми она не готова по­делиться;

отметить, что Нюркино открытие связано с тем, что она тон­ко чувствует мир природы, ее необыкновенную целебную силу: она не просто открыла замечательный вкус ключевой воды — она зна­ет, как именно вытащить этот вкус наружу, и может научить этому других;

постараться, чтобы дети отметили и подтвердили: герой очень серьезно относится к Нюркиным переживаниям; он видит, как трудно Девочке справиться с обрушившейся на нее неприятностью, и делает все, чтобы помочь ей;

в ходе обсуждения пейзажа В. Поленова отметить, что при­сутствие человека в этом тихом заброшенном месте — это не только присутствие дамы, но и сделанные кем-то мостки, и лодка, которую можно заметить в левой части картины;

• поработать с рамочкой: дети рассмотрят фигурку дамы в лупу, обнаружат, что дама пожилая, что она, видимо читает книгу, которую держит на коленях, выделят фрагмент картины и дадут ему название;

отметить, что особенная красота уголка природы, который
изображает Василий Поленов, — в его природном богатстве и уединенности;

помочь школьникам обнаружить, что художник создает впечатление тишины с помощью контраста: обширный уголок природы контрастирует с крошечной дамской фигуркой, которая располагается в уголке, в тени, в покое и задумчивости;

обнаружить, что художник оттеняет впечатление тишины с по­мощью изображения дамской фигурки, лодки, ствола дерева, тех самых мостков, которые напоминают нам о том, что когда-то здесь было людно и шумно;

• вернуть школьников на стр. 44 с тем, чтобы они решили: кто же — Анишит Йокоповна или Михаил Потапович — точнее определил тему последнего занятия клуба, и постараться, чтобы, просмотрев изученные в этой части главы произведения, дети нашли подтверждение и оправдание и той и другой формулировке темы.

— Обратите внимание на название изучаемой главы.

— Чему мы будем учиться на уроке?

— Прочитайте название темы сегодняшнего урока.

— Какие произведения Ю.Коваля мы уже изучали?

1.Работа с толковым словарем.

Первичное чтение учителем.

Сравнительный анализ произведений.

Первый блок вопросов нацелен на сравнительный анализ двух рассказов Коваля с общими героями: «Березовый пирожок» и «Вода с закрытыми глазами». Дети должны вспомнить и Нюрку, и героя-рассказчика. Мы уже выяснили, что Нюрка — девочка (очевидно, ученица начальных классов), а герой-рассказчик — мо­лодой писатель.

Следующий блок вопросов направлен на то, чтобы дети под­твердили: герой любит природу и умеет получать удовольствие от общения с нею. Отрывок из первой части рассказа дети уже рас­сматривали на уроке развития речи, поэтому им нетрудно будет ответить на вопросы учебника. Отсыл к «Листопаду» Бунина нель­зя игнорировать. Мы уже отсылали к этому рассказу Коваля, читая Бунина. Сейчас мы пытаемся установить связь между рассказом и стихотворением в обратном порядке. Главное, чтобы дети почувст­вовали, насколько быстротечна красота и как важно запечатлеть каждое ее мгновение. Бунин настойчиво повторяет слово «сего­дня», рассказывая о прекрасном осеннем дне. Коваль самим ходом повествования подчеркивает, насколько герой торопится, спешит полноценно прожить каждую минуту погожего осеннего дня, на­сколько много у него разнообразных впечатлений, полученных в лесу и в поле, на болоте и на опушке. Как важно герою все, что про­исходит вокруг: перед ним, вокруг него, над ним (в небе).

Очередной блок вопросов относится ко второй части рассказа. Сначала дети должны предположить, что случилось с Нюркой в школе. Поскольку школьники уже прочитали рассказ до конца, мно­гие из них стремятся к односложному ответу: Нюрка получила двойку. Важно, чтобы они поняли: Нюрка не просто переживает из-за двойки — она чем-то очень обижена.

Школьникам предлагается обсудить две точки зрения: точку зрения Кости, которому поведение Нюрки кажется сомни­тельным («она грубит и капризничает») и точку зрения Маши, кото­рая защищает Нюрку, подмечая то, что Нюрка пытается сама спра­виться со своими неприятностями. Школьникам предлагается в тексте найти подтверждение Костиной точки зрения и мнения Ма­ши. Если с первым заданием они справляются довольно легка (отыскивая» проявления грубости: «Она даже не взглянула» на меня и не поздоровалась», «Не пойду. Так и умру здесь у ручья», «На твое дело» и т. д.), то второе задание требует более тщательной работы с текстом. Нужно вычитать то, что напрямую не выражено в словах: настроение, состояние Нюрки, ее стремление быть вежливой и то, что это не всегда получается, когда тебе очень плохо.

Нужно, чтобы дети с помощью учителя поняли, что Нюра отвечает все вопросы героя, которые касаются внешней стороны ее жизни: она говорит, что пьет воду, она говорит, что получила двойку, говорит, что не хочет идти домой. Она не отвечает лишь на вопросы, касающиеся каких-то ее очень глубоких переживаний, которыми она не готова поделиться.

Вопрос Анишит Йокоповны направлен на обсуждение четвертой часги рассказа. Нюркино открытие связано с тем, что Нюрка тонко чувствует мир природы, ее необыкновенную целебную силу. Она не просто открыла замечательный вкус ключевой воды — она знает, как именно «вытащить» этот вкус наружу, и она может научить этому других. Это целый ритуал: закрыть глаза, пить воду маленькими глоточками, «прислушиваться» к своим вкусовым ощущениям. Герой-рассказчик смог научиться этому и почувствовал во вкусе воды запахи и голоса окружающей его природы.

Последний блок вопросов касается третьей части рассказа. А в четвертой части обсуждается целебная сила природы (природа лечит не только физически, но и духовно: Нюрка именно к ручью идет за поддержкой и помощью, здесь хочет успокося и прийти в себя), то в третьей части речь идет о человеческом участии, которое необходимо каждому человеку в трудную минуту. Важно, чтобы дети заметили: герой очень серьезно относится к Нюркиным переживаниям, он не отшучивается, не бранит. Он старается доказать Нюрке, насколько она дорога ему и всем людям в деревне. Он даже мысленно разделяет с Нюркой воображаемую картину смерти: сначала (во второй части) говорит, что «тогда» и он умрет, а затем (в третьей части) побуждает Нюрку представить, что будет с деревней, если они оба умрут. Не может быть для человека большего подтверждения хорошего отношения к нему, любви к нему, чем готовность другого человека разделить его участь. «Давай уж поживем еще немного, а? А то деревню жалко», — предлагает девочке герой-рассказчик. Вот эта готовность быть рядом, разделить ее переживания и даже, ее участь успокаивает девочку, которая почему-то засомневалась в что она кому-нибудь нужна.

Читайте также:  Вода для бассейнов проведение анализа

«Тебя все любят», — говорит герой девочке. «Ты — хороший человек,» — говорит он Нюрке. И эти волшебные, целебные слова воз­дают ей желание жить и наслаждаться жизнью.

Последний вопрос должен привести детей к выводу, что в жизни важно и то и другое: природа успокаивает нас и укрепляет в нас желание жить, и любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся, также придает нам жизненные силы.

Отвечая на вопрос, можно ли назвать пейзаж безлюдным, дети не должны ограничиваться замечанием, что на скамейке в глубине сидит дама, поэтому пейзаж нельзя назвать безлюдным. Присутствие дамы — это не единственное присутствие человека в этом тихом месте. Нужно отметить, что здесь есть сделанные кем-то мостки, что в левой части картины можно заметить лодку. Все это и делает место обитаемым.

Если дети рассмотрят фигурку дамы в лупу, они обнаружат, что дама пожилая, что она, видимо, читает книгу, которую держит на коленях. Когда дети выделят фрагмент картины и дадут ему название, важно проследить, чтобы в названиях не фигурировало слово «пруд», поскольку пруда во фрагменте не будет видно. Фрагмент может быть как вертикальным, так и горизонтальным. Названия могут быть разными: «Летний день», «В тени деревьев», «Тихая скамейка» и т.п.

Особенная красота уголка природы, которую изображает Василий Поленов, в его природном богатстве и его уединенности. Разнообразный растительный мир — деревья (серебристые ивы на берегу и пирамидальный серебристый тополь), камыш, цветущие травы, цветущие и отцветшие кувшинки — делает этот уголок природы привлекательным для глаза (здесь есть что рассматривать, есть чем любоваться). С другой стороны, это неяркая, неброская красота, более того, это красота заброшенного места (пруд — со стоячей водой; к берегу прибило ствол дерева, и никто его не убирает; мостками, видимо, давно никто не пользуется, поскольку в стоячем пруду не купаются, и т. д.). И в этой заброшенности есть своя прелесть: человеку, склонному побыть в одиночестве, поразмышлять, помечтать, отдохнуть от общения с другими людьми, должно понравиться это место. Это та естественная заброшенность и тишина, которая успокаивает душу. Облака дети должны обнаружить по их отражениям в воде пруда.

— Как художник создает впечатление тишины? Тихо — это значит безлюдно. Тихо — это еще и безветренно. В первом значении впечатление тишины создается с помощью контраста: обширный уголок природы контрастирует с крошечной фигуркой дамы, которая располагается в уголке, в тени, в позе покоя и задумчивости. Во втором значении этого слова впечатление тишины создается за счет того, что вода изображается гладкой, стоячей, без единой морщинки. Побелевшие от времени мостки, опоры которых по­дгружены в стоячий пруд, также усиливают впечатление тишины и заброшенности этого красивого места. Как художник оттеняет впечатление тишины? С помощью изображения фигурки дамы, изображения лодки, ствола дерева, тех самых мостков, которые напоминают нам о том, что когда-то здесь было людно и шумно.

В качестве итога урока Анишит Йокоповна предлагает прослушать пьесы П.Чайковского: «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года» и «Сладкая грёза» из «Детского альбома».

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: «Поэтический взгляд на мир»

Ф. И. О. автора: Гаврищака Татьяна Семеновна

Предмет, класс: литературное чтение, 2 класс

• подведение итогов полугодия: обсуждение того, что наблюдательный человек – это счастливый человек. У того, кто многое подмечает, многое любит, о многих заботится, жизнь насыщенная и интересная.

(На материале стихотворения Э. Мошковской «Если такой закат. » и картины П. Брейгеля «Охотники на снегу».)

• обсудить с детьми, что герой стихотворения, наверное, впервые встретился с подобной красотой;

выяснить, что герой стихотворения ребенок, а не взрослый человек;

помочь детям обнаружить, что в душе героя борется жела­ние бурно выразить свой восторг перед красотой заката и жела­ние, затаив дыхание, наслаждаться красотой;

рассмотреть в «Музейном Доме» картину П. Брейгели «Охотники на снегу» и постараться, чтобы дети при помощи лупы разглядели как можно больше деталей и подробностей;

подвести детей к выводу, что художник очень наблюдатель­ный человек, он многое видит, многое любит и создает на своей картине целый мир;

постараться, чтобы у детей возникло желание написать письмо в клуб, и помочь им в этом.

Откройте содержание учебника. Как называется раздел, который мы сейчас изучаем? (В гостях у Ёжика и Медвежонка) Что вы можете сказать об этих героях? (Они умеют наблюдать, замечать то, что недоступно многим) Прочтите название темы сегодняшнего урока. (Э. МОШКОВСКАЯ «ЕСЛИ ТАКОЙ ЗАКАТ»).

2. Актуализация знаний по теме урока.

Удавалось вам хоть раз в жизни любоваться закатом?

Давайте сделаем это сейчас вместе с вами.

Анализ стихотворения Э. МОШКОВСКОЙ «ЕСЛИ ТАКОЙ ЗАКАТ »

(В процессе чтения звучит музыка)

Учащиеся самостоятельно читают стихотворения.

После выразительного чтения вслух учащиеся отвечают на вопрос :

« Герой стихотворения уже встречался с такой красотой, или это впервые в его жизни?»

Отвечая на первый вопрос, дети должны обратить внимание на те слова, которые выдают замешательство героя стихотворе­ния. Он спрашивает: что же делают в таких случаях? Он не уве­рен в правильности своего поведения и поэтому два раза гово­рит слово «наверное». Он два раза использует словосочетание «может быть». Все это подтверждает то, что герой ВПЕРВЫЕ встречается с подобной красотой).

При ответе на второй вопрос «Герой стихотворения взрослый человек или нет?» внимание учащихся обращается на то, что герой — не взрослый, подтверждает строчка «а, может, надо просто скакать!».

Дети делают вывод о том, что в душе героя борются противоречивые чувства: с одной сто­роны, ему кажется, что будет правильно, если выражать свое чув­ство восторга громко; проявлять его бурно (вставать, петь, скакать). С другой стороны, красота настолько завораживающая, что герой сомневается в правильности такого поведения: «Может быть, напротив, надо сидеть и наслаждаться молча, затаив дыха­ние?» — думает он.

Учащиеся под музыку рассматривают картины природы, совершая произвольные музыкальные движения.

Анализ картины Питера Брейгеля «Охотники на снегу»

В процессе анализа картины важно показать детям, что надо быть внимательными к подробностям, приучить их к тому, чтобы они постарались понять причины тех явлений, которые они наблюдают в действительности или которые они видят отраженными в произведениях искусства.

Во время рассматривания учащиеся используют лупу, как инструмент для нахождения деталей и мелких подробностей картины.

Так, при от­вете на первый вопрос по картине: «Давно ли выпал снег?» они должны задуматься и решить, что же главное — то, что снег ле­жит плотным слоем и его очертания явно уже определились? То, что он белый, еще не грязный? То, что во многих местах он уже потемневший? То, что лед на озерах полностью чист от снега? (Лупа помогает увидеть эти подробности)

Второй вопрос: «Ка­кое это время суток?» также требует наблюдений и выводов: охотники ведь уже явно возвращаются с охоты, значит, это не может быть утро. Ответ на вопрос «Тепло ли на улице или мо­ розно?» позволяет детям заметить, что погода достаточно мягкая.

Чтобы ответить на вопрос «С добычей ли возвращаются охот­ ники?», нужно рассмотреть фигуру одного из них: за его спиной висит убитая на охоте лисица. Следующий вопрос: «А куда же идут охотники?» позволяет детям предположить, что охотники возвраща­ются домой, а живут они где-то в низине. Чтобы ответить на вопрос: «Откуда там много со­бак?», дети должны догадаться, что это охотничьи собаки.

Вопрос «Можно ли судить по внешнему виду этих собак, что они приспособлены для бега?» помогает детям рассмотреть, какие сухопарые, вытянутые и легкие тельца у этих собак, какие тонкие ноги, приспособленные для быстрого бега.

На вопрос: «Бодрые или уставшие собаки?» ребята отвечают, рассмотрев понурые головы животных.

Возле дома люди разжигают костер, очевидно, будут готовить какую-то еду. Люди на льду катаются на коньках, удят рыбу в про­рубленных лунках. Человек на мостике несет вязанку хвороста для того, чтобы топить печь. Все эти подробности рассматриваются через лупу.

Наблюдения за деталями картины.

Организуется подсчет башенок – их можно найти шесть, если искать на фрагменте с помощью лупы. Три самые крупные обнаружить легче всего. Три оставшиеся составляют как бы единый островок.

Работа по поиску башенок организована для того, чтобы дети приучались рассматривать детали, а рассмотрев, учились строить какие-то предположений; приходить к определенным выводам.

Рассматривание общей панорамы картины.

После исследования фрагмента обязательно нужно вернуться к картине целиком. Конкретная сценка, объединяющая охотников и их собак, прекрасно сочетается с другой конкретной сценкой: люди возле дома разжигают костер. Внимание детей обращается на то, как от того дома, где разжигают костер, уступами спускаются
вниз с горы другие дома. Дети обнаруживают на первом плане кустик с оставшимися рыже-алыми листиками, находят, по мень­шей мере, семь птиц. А потом — перходят к обзору целого. Ведь все это включается в огромную панораму, где можно насчитать
шесть деревушек, где мы видим много покрытых льдом озер и рек, огромные скалистые горы. А главное — в том, что всюду – жизнь, везде — крошечные фигурки людей, занятых повседнев­ными делами и отдыхом.

После того как с нашей помощью дети увидят эту красоту це­лого, можно задать вопросы: «Многое ли увидел Брейгель?», «Можно ли сказать, что он любит целый мир?»

На этом уроке можно заняться ответами на вопросы, которые нужно выслать в клуб «Ключ и заря». Важно, чтобы на каждой парте лежали учебник и хрестоматия. Важно, чтобы де­ти изучали страницу СОДЕРЖАНИЕ и в том и в другом пособии,
листали учебники, делились впечатлениями друге другом и с на­ми, советовались. Главное, чтобы они не писали ответы под диктовку, а работали самостоятельно. .

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: «Секреты коротких стихов. Хокку»

Ф. И. О. автора: Гаврищака Татьяна Семеновна

Предмет, класс: литературное чтение, 2 класс

Тип урока: урок-исследование

Цель урока: формировать умение видеть «красоту в простом»

дать представление о жанре хокку; формировать навыки анализа лирического произведения, развивать мышление, воображение учащихся; творческие способности, устную речь; воспитывать интерес к слову, эстетический вкус.

Оборудование (средства) урока: мультимедийный комплекс, учебники литературного чтения, учебник русского языка (часть 2),

хрестоматия по литературному чтению

Откройте содержание учебника. Как называется раздел, который мы сейчас изучаем? ( В гостях у Барсука ) Что вы можете сказать об этом герое? (Барсук умеет видеть красоту, умеет любоваться ею) Прочтите название темы сегодняшнего урока. ( Секреты коротких стихотворений ).

II. Сообщение темы и целей урока

Попытайтесь самостоятельно определить цели и задачи нашего урока. (Ответы учащихся)

Да, ребята, вы правы. Сегодня на уроке литературного чтения мы узнаем, как называются короткие японские стихотворения и в чем их удивительные секреты. А для того, чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит превратиться в исследователей и самостоятельно сделать несколько интересных открытий.

— На прошлом уроке мы рассматривали свиток художника Хиросиге. Найдите в учебнике строчки, которые говорят о том наблюдении, которое сделал Миша. («В верхнем углу свитка висят три ниточки каких-то закорючек»…) А вы заметили эту запись? Вернитесь к свитку и посмотрите на неё через лупу.

IV. Знакомство с жанром хокку. Анализ стихотворения Хиросиге.

(Рассуждение Барсука читает учитель.)

Здесь записано целое стихотворение из трех строчек. Его написал сам художник Хиросиге.

Гладь воды становится рябью.

Такие стихи из трех строчек называются по-японски хокку, или хайку. В них поэты выражают свое восхищение миром. Посмотрите на слайд. Еще раз перечитайте стихотворение. (Слайд №2)

Что слышит герой? (Дикая утка кричит)

Что ощущает ? (Дыхание ветра, т.е. дуновение ветра в лицо)

Что видит? ( Видит, как по воде пошла рябь)

Что мы, читатели, смогли почувствовать?

( Поэту удалось создать образ, позволяющий нам услышать, ощутить и увидеть картину природы. Через слух, зрение и ощущение у нас появляется впечатление

-Все вместе – красота в простом! Если человек её видит и ценит, он – счастливый.

V. Исследование вопроса «Как люди в разных странах видят прекрасное»

Художник Дюрер жил в Германии.

Художник и поэт Хиросиге жил в Японии.

Поэт и писатель Козлов живет в России.

Задание повышенной сложности .

Это поэты из разных стран. Они создали свои произведения в разное время. Чем же похожи их произведения?

(Эти произведения учат нас присматриваться к окружающему миру, ценить все его творения. В этих произведениях открывается красота неяркая, неброская)

VI. Секреты японских хокку

Прочтите в учебнике хокку, написанное японским поэтом Иссё. А теперь посмотрите на экран. (Слайд №4. Запуск анимации по щелчку)

Видели всё на свете
Мои глаза – и вернулись
К вам, белые хризантемы.
Иссё

Как вы понимаете слова « Видели всё на свете глаза мои»? (Герой много путешествовал, бывал в разных странах, удивлялся многим красотам) Почему же его глаза вернулись к белым хризантемам? Они действительно красивее всех на свете? Или герой их просто любит? (Наблюдательными нас делает не только зрение, но и сердце. Любящий глаз позволяет человеку стать наблюдательным.)

А если бы на хризантемы смотрел равнодушный взгляд? (Он не увидел бы их красоты)

Хочу сообщить вам, что хризантема считается символом Японии. Она изображена на гербе страны, на монетах и высшей награде Японии – «Ордене Хризантемы». Нигде в мире нет такого любовного, внимательного, даже почтительного отношения к цветку, как в Японии. Какие выводы может сделать из этого внимательный читатель? (Поэт любит свою страну. Для него нет ничего дороже Японии)

Прочтем еще одно хокку другого автора. Его написал поэт Бусон.

Осыпался … Но в сердце
Будет цвести всегда
Этот пион.
Бусон

Почему пион останется в сердце поэта? Что можно сказать об этом человеке?

— Я не пойму: эти стихи о красоте или о любви? – спросил Мальвина.

Читайте также:  Во что отбирают воду при анализ

О чем говорит нам условное обозначение? (Нужно высказать

Как ты ответишь Мальвине? Можно ли без любви обнаружить красивое?

(Стихи и о красоте, и о любви)

А давайте посмотрим, чем ещё любуются японцы.

Раз японцы любуются не только хризантемами и пионами, но и кленами, японской вишней – сакурой значит, у них должны быть об этом стихи! – догадалась Маша.

А вы как считает? О чем еще могут быть стихи?

С некоторыми из них вы сможете познакомиться в своей хрестоматии. А я хочу, чтобы нашли там одно из моих любимых стихотворений хокку о первом снеге. Скажите, кто его автор?

Полюбуйтесь этим удивительным явлением природы.

Я бы насыпал его на поднос,

Прочитайте стихотворение. Вспомните свои чувства, когда вы видели первый снег. Какие строчки говорят о том, что поэт восхищен первым снегом? Почему он хочет положить снег на поднос и любоваться им? (Невозможно оторвать взгляд от этой красоты)

(Слайды №8, 9. Запуск анимации и музыки автоматически, прекращении — по щелчку мыши)

А сейчас, ребята, я приглашаю вас в хижину к Барсуку. Давайте вместе с ним , как принято это в Японии, понаблюдаем за луной и послушаем японскую музыку .

VII. Эксурсия в музейный дом.

Барсук предложил нам отправиться в музейный дом, чтобы рассмотреть там картину художника Алексея Венецианова «Жнецы». Дома вы по толковому словарю уже узнали значение этого слова. Внимательно смотрим на картину на картину и размышляем над вопросами.

Почему брат и сестра затаили дыхание? Эта картина о красоте? Девушка и её брат умеют ценить красоту? Как они относятся к природе: с трепетом и осторожностью? Они – поэты?

VII. Сравнительный анализ отношения к природе героев картины А Венецианова и японских авторов хокку Оницуры и Тиё

За ночь вьюнок обвился
Вкруг бадьи моего колодца…
У соседа воды возьму.
Тиё

Поэтесса – наблюдательный человек? ( Обратить внимание детей на то, что только наблюдательный человек не забросил автоматически ведро в колодец, а заметил неброскую красоту вьюнка ) Чуткий ли человек герой стихотворения? Докажите это. (Наш герой не стал обрывать цветок, а попросил воду у соседа. Это говорит о его чуткой душе. Ведь он пожалел красоту)

Некуда воду из ванны
Выплеснуть мне теперь…
Всюду поют цикады!
Оницура

Давайте представим себе где и когда происходит действие. На дворе утро, день или ночь? Почему вы решили, что ночь? (Цикады поют по ночам)

( Дети дома уже уточнили по словарю значение этого слова.)

Почему же герою некуда выплеснуть воду? Чего он хочет избежать? Нравиться ли ему, что «всюду поют цикады»?

Почему последнее предложение восклицательное?

Герой стихотворения жалуется? Огорчается? Восхищается?

(Слайд №13. Анимация по щелчку)

Сравни хокку.
Найди строчки, о той красоте, которую человек не хочет нарушить.

— Подошло к концу наше путешествие в мир японской поэзии.

Какие секреты хокку нам удалось раскрыть? (В 3 строчках поэты предают свое восхищение природой, бережное любование ею. Они могут видеть красоту в простом, потому что любят)

Что бы проверить свои знания, ответьте на вопросы:

Что я знал(а) до нашего урока о японских стихах хокку?

Что я узнал(а) об этом сегодня

Ч то мне хочется узнать об этом

Где можно найти информацию

А теперь оцените свою исследовательскую работу на уроке.

Выберите символ с нужным обозначением и прикрепите его к нашей доске.

Последний символ на доску прикреплю я, оценив свою работу как учителя.

Кирквуд К. Ренессанс в Японии. Культурный обзор семнадцатого столетия – М.: Наука, 1988. – 303 с.

Конрад Н. А. Японская литература. – М., 1974. – С. 57 – 61.

Чайковская А. Музей Востока // Лицейское и гимназическое образование. – 2003. — №8.- С.62-69.

Гришина Анастасия Юльевна

учитель начальных классов

Программа: «Перспективная начальная школа»

Обратить внимание детей на то, что созданные писателями и поэтом образы показывают, какой силой преображать обычные предметы обладает творческое воображение, фантазия;

На практике реализовывать основные задачи главы: обнаружи­вать скрытую жизнь и красоту в окружающем мире (во время напи­сания небольшого сочинения);

Учить детей пользоваться приемом олицетворения в своем сочинении.

подробно обсудить с детьми все образы (мха, бабочки, гвоз­дки, божьей коровки, семян ясеня), которые создали Понж и Вознесенский, обращая внимание на точный и одновременно необыч­ный взгляд авторов на эти создания природы;

обратить внимание детей на слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: спинка, чаек, клюшечки и на другие слова — коровка, брюшко, в горошек, кото­рые, не обладая уменьшительно-ласкательным значением, в дан­ном контексте воспринимаются тоже как ласковые;

показать детям как рождается поэтический взгляд на мир: поэт рассмат­ривает не что-то необычное экзотическое, но то, что рядом с ним, под рукой, и самые простые, обыкновенные предметы под взглядом наблюдательного человека становятся интересными для всех окружающих;

пока­зать, что наблюдательность, внимательное отношение к окружающим человека мелочам — это то, что доступно самим детям;

побудить школьников приглядеться к тем мелочам, которые их обступают, и спровоцировать их на небольшое сочинение.

— Обратите внимание на название изучаемой главы.

-Чему мы будем учиться на уроке?

— Прочитайте название темы сегодняшнего урока.

— Что такое записная книжка?

— Кто делает записи в данной книжке?

— Вы можете иметь такую книжку?

— Что вы бы записывали в эту книжку?

— Давайте проверим, что Костя записывал в ней?

Исследовательская часть раздела.

— Объявляю открытым очередное заседание клуба «Ключ и заря»

Чтение записей Кости Погодина хорошо читающими детьми.

— С чем автор сравнивает мох?

— А что такое бархат? Какой он на ощупь?

— Почему Ф.Понж сравнивает мох с бархатом?

— Какое слово подсказывает нам, что автор говорит о мхе как о живом?

— Ребятам это определение понравилось. А вам?

— Почему Костя записал это сравнение в свою книжку?

— С чем Ф.Понж сравнивает бабочку?

— Где мы можем видеть парусники?

(Здесь важно обратить внимание детей на то, что, сравнивая бабочку с парусником, Понж тем самым воздушный простор уподобляет морю, океану, водному пространству.)

— Кого напоминает ему оса? Почему?

(Оса одновременно напоминает и хищника тигра, и современный механизм.)

— Почему Маша и Миша с ужасом переглянулись?

— Вы помните как выглядит этот цветок? Посмотрите на него.

— С чем сравнивает писатель цветок? Почему?

— Анишит Йокоповне больше всего понравились строчки про гвоздику.

— А вам что показалось интересным? Почему?

6. Чтение четверостиший уч-ся

— А вы когда-нибудь замечали, что брюшко божьей коровки напоминает густо заваренный чай?

— А вы видели, как летят с дерева семена ясеня: действительно вкось?

— Найдите и зачитайте сравнения. Какие из них вам понравились больше всего?

— Маша считает, что поэт нежно относится к окружающему миру

— Какие слова подтверждают Машино мнение?

Выписки из книг Юрия Олеши («Ни дня без строчки», «Зависть») нужны нам для того чтобы показать детям, как рождается поэтический взгляд на мир. ПОЭТ рассматривает не что-то необычное, экзотическое, но то что находиться рядом с ним, под рукой, и самые простые, обыкновенные предметы под взглядом наблюдательного человека становятся интересными для всех окружающих.

— С чем сравнивает писатель маленькие надписи?

— А вы их когда-нибудь замечали?

— Что значит ведут борьбу за существование?

— А ты сумеешь вспомнить, какие надписи живут на предметах в твоем доме?

— А можешь назвать очень крупные надписи, которые живут на уличных вывесках?

— Как они борются за существование?

— Чтобы они могли сказать нам, чтобы привлечь наше внимание?

— Как вы думаете они очень гордятся этим?

— Почему Миша назвал их скромными тружениками?

— А что бы было, если бы этих тружеников не оказалось у нас дома?

— Давайте посочиняем об этом.

В нашем доме в каждом столе и шкафчике живут…….

— Маше не захотелось отставать об брата и она тут же придумала свою историю про пуговицы.

— Вам понравилась Машина история про пуговицы? На каких вещах живет каждая придуманная ею группа пуговиц?

Представьте, что вы находитесь в своей комнате. Оглядитесь вокруг. Каждая вещь на своем месте. Вот кровать, шкаф, письменный стол, стул, коврик на полу. Каждому жителю вашей комнаты есть о чем рассказать, а может даже пожаловать на свою несчастную жизнь.

— Представьте, что вы превратились в одну из этих вещей. В кого же?

Продолжение практической части

Вторая выписка из книги Юрия Олеши (о взаимоотношениях героя и вещей в доме) необходима как дополнительная, запасная возможность сочинить свою историю: если первый путь для школьника окажется трудным, то, возможно, они пойдут вторым.

источник

**** О, эта губительная привычка гоняться за постоянством! О, эта губительная привычка забыв.

Портрет акварелью — легко! материал взят с сайта growcreative. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

Загадочные медузы Бессмертным существом на Земле, вероятно, является медуза. Гидроид Turritops.

Замечательный курорт Тосса де Мар Тосса-де-Мар (Tossa de Mar) курортный пляжный город в&.

С рассветом начался очень хороший день. Теплый, солнечный. Он случайно
появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться.
Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот
день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к
лесу.

День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но
главное происходило в небе. Там шевелились облака, терлись друг о друга
солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле.

Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из
болот на сухие еловые гривы.

Я понимал, что надо спешить, а то все кончится.
Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.
Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где
течет из-под холма ключевой ручей.

У ручья я увидел Нюрку.
Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся ее портфель.
В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на
березке у ручья.
— Закусываешь? — спросил я, сбрасывая с плеч корзину.
— Воду пью, — ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не
поздоровалась.
— Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком.
— Спасибо, не надо, — ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и
глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.
— Ты чего невеселая? — спросил я.
— Так, — ответила Нюрка и пожала плечами.
— Может, двойку получила?
— Получила, — согласилась Нюрка.
— Вот видишь, сразу угадал. А за что?
— Ни за что.
Она снова глотнула воды и закрыла глаза.
— А домой почему не идешь?
— Не хочу, — ответила Нюрка, не открывая глаз.
— Да съешь ты хлеба-то.
— Спасибо, не хочу.
— Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пойдешь домой?
— Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.
— Из-за двойки?
— Нет, не из-за двойки, еще кое из-за чего, — сказала Нюрка и открыла
наконец глаза.
— Это из-за чего же?
— Есть из-за чего, — сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и прикрыла
глаза.
— Ну расскажи.
— Не твое дело.
— Ну и ладно, — сказал я, обидевшись. — С тобой по-человечески, а ты.
Ладно, я тоже тогда лягу и умру.
Я расстелил на траве куртку, улегся и стал слегка умирать, поглядывая,
впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья. Так не хотелось,
чтоб кончался этот день. Еще бы часок, полтора.
— Тебе-то из-за чего умирать? — спросила Нюрка.
— Есть из-за чего, — ответил я. — Хватает.
— Болтаешь, сам не зная. — сказала Нюрка.
Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего
умирать или нет. Выходило, что есть. Самые тяжелые, самые горькие мысли
пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про
сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.
А день кончался. Давно уж миновал полдень, начинался закат.

Облака, подожженные солнцем, уходили за горизонт.

Горела их нижняя часть, а верхняя, охлажденная первыми звездами,
потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки.

Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела
одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до заката ей сроду не долететь.
— Ты бы заплакал, если б я умерла? — спросила вдруг Нюрка.
Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза.
— Да ты что, заболела, что ли? — забеспокоился наконец я. — Что с
тобой?
— Заплакал бы или нет?
— Конечно, — серьезно ответил я.
— А мне кажется, никто бы не заплакал.
— Вся деревня ревела бы. Тебя все любят.
— За что меня любить? Что я такого сделала?
— Ну, не знаю. а только все любят.
— За что?
— Откуда я знаю, за что. За то, что ты — хороший человек.
— Ничего хорошего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут
бы все стали реветь.
— А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рев стоял? —
сказал я.
Нюрка засмеялась.
— Это правда, — сказала она. — Рев был бы жуткий.
— Давай уж поживем еще немного, а? — предложил я. — А то деревню жалко.
Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.
— Открывай, открывай глаза, — сказал я, — пожалей деревню.
— Так вкусней, — сказала Нюрка.
— Чего вкусней? — не понял я.
— С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь — и ничего
не заметишь. А так — куда вкусней. Да ты сам попробуй.
Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул.
Вода в ручье была студеной, от нее сразу заныли зубы. Я хотел уж
открыть глаза, но Нюрка сказала:
— Погоди, не торопись. Глотни еще.
Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и
рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных
озер и болот, долгих дождей и летних гроз.

Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как
неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала по-кошачьи иволга.
Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы —
времени, когда вода закрывает глаза.

Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям

источник