Меню Рубрики

Анализ сточных вод для азс

Системы очистки сточных вод на АЗС

В процессе эксплуатации АЗС образуются сточные воды, которые подразделяют на производственные, бытовые и дождевые. Производственные сточные воды могут быть загрязненными и условно чистыми. Загрязненные сточные воды перед выпуском в водоем необходимо очистить в специальных сооружениях до действующих норм. Условно чистые воды могут быть повторно использованы, если их качество соответствует требованиям технологического производства. При несоблюдении этих требований их необходимо сбрасывать в сеть производственно-дождевой канализации с отводом на очистные сооружения. Степень загрязнения сточных вод оценивается количеством примесей в единице объема воды: мг/л или г/м’.

АЗС должны иметь производственно-дождевую канализацию, бытовую канализацию и спецканализацию (для отвода вод, загрязненных этилированными бензинами).

На автозаправочных станциях применяются локальные очистные сооружения (песколовки, нефтеловушки, станции нейтрализации, флотационные установки и т.д.), которые позволяют исключить сброс загрязненных сточных вод, а предварительно очищенные сточные воды могут подаваться на очистные сооружения других предприятий, включая городские очистные сооружения.

Локальные очистные сооружения на АЗС должны обеспечивать очистку поверхностных сточных вод при проливах нефтепродуктов, аварийных ситуациях, загрязнений территории станции.

Основные требования к очистке поверхностных сточных вод:

« правильное планировочное решение территории объекта, обеспечивающее полный прием поверхностного стока дождевой канализации;

« обеспечение очистными сооружениями приема расчетного количества сточных вод;

• надежность и экологичность очистных сооружений, круглогодичный режим работы, наличие мероприятий по защите конструкции очистных сооружений от коррозии.

Основным показателем работы очистных сооружений является качество очистки. Промышленные и сточные воды перед сбросом с территории АЗС в городскую водосточную сеть или водоем, должны быть очищены до концентрации в них нефтепродуктов — 0,05 мг/л, взвешенных частиц — не более 10,5 мг/л.

Основные способы очистки: отстаивание, напорная или безнапорная фильтрация и сорбция.

Способ напорных фильтраций используется в очистных сооружениях фирм: «МосводоканалНИИпроект», «ЭКОС-95», «Волна» и «Эй-Джи-Сток».

Способ безнапорной фильтрации используется в очистных сооружениях фирм: «Уоттос», «Дювидаг», «Ручей», «Модупь-Эко». Технические характеристики некоторых проектов очистных сооружений приведены в табл. 5.8.

Курский институт экологической безопасности разработал и серийно выпускает унифицированный ряд высокоэффективных малогабаритных модульных установок напорной флотации с 2-х и 3-х ступенчатой очисткой сточных вод от нефтепродуктов производительностью до 20 м3/ч в сочетании с самотечными и напорными фильтрами и адсорберами. Эффективность очистки по взвешенным веществам — 90-95%, нефтепродуктам — до 98-99%. Для нефтеперерабатывающих производств, нефтебаз и АЗС выпускают установ-ки: Инстеб-1/2.5; Инстеб-1/3.5 Фв-20. Разработаны и готовятся к выпуску новые модули «Инстеб-АЗС» для глубокой очистки промливневых вод.

Научно-производственная фирма «Экосервис» (г. Ярославль) выпускает универсальные модульные очистные сооружения для АЗС производительностью от 2 до 80 м3/ч: ФФУ-2; 6; 10; 15; 20; 30; 40; 50; 60 и 80.

Таблица 5.8.
Технические характеристики проектов для очистки ливневых вод

источник

Анализ экологического ущерба производственной деятельности. Основные отрицательные экологические аспекты эксплуатации АЗС. Причины утечек нефтепродуктов из резервуаров. Характеристика сточных вод. Примеры очистных сооружений автозаправочных станций.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Влияние АЗС на окружающую среду

2. Характеристика сточных вод

Экологический ущерб производственной деятельности проявляется непосредственно во многих явлениях: загрязнение почвы, воды, атмосферы, что ведет к значительному ухудшению здоровья, способствует снижению качества и сокращению жизни населения. По оценкам Агентства по охране окружающей среды, воздействие токсичных веществ, загрязняющих воздух, ежегодно вызывает 1700-2700 разновидностей раковой болезни. В последние годы наблюдается тенденция роста раковых заболеваний, лейкемии, болезни органов дыхания, астмы, различных видов аллергии, сердечно-сосудистых заболеваний, болезни печени, желчного пузыря, органов чувств. Особенно тревожный показатель — младенческая смертность.

Самое токсичное воздействие на живые организмы оказывают соединения тяжелых металлов, среди них наиболее опасен свинец, накапливающийся в радиусе 100-200 м от дороги. По мнению ученых, он разрушает гормоны. Его высокое содержание в крови вызывает замедление роста, расстройства слуха и интеллектуальную деградацию, поскольку разрушает химические соединения в мозге живых существ. Врачи считают, что большинство пожилых людей умирают преждевременно именно из-за воздействия вредных выбросов.

Значительная часть вредных компонентов накапливается на территориях резервуарных парков автозаправочных станций (АЗС) и полотне дороги и прилегающих территориях на высоте до полутора метров. Именно до этой отметки поднимаются тяжелые токсичные фракции, которыми дышат люди.

1. Влияние АЗС на окружающую среду

Отрицательное влияние автозаправочных станций на окружающую среду, по сравнению с другими хранилищами нефтепродуктов, проявляется в большей мере. Это связано с тем, что, с одной стороны, выбросы происходят из источников высотой 2-3 м от поверхности земли, а с другой — преимущественное количество АЗС размещается в населенных пунктах с высокой плотностью застройки и значительной концентрацией автотранспорта.

Среди факторов прямого действия загрязнение воздуха занимает, безусловно, первое место, поскольку воздух — продукт непрерывного потребления организма.

Основными отрицательными экологическими аспектами эксплуатации АЗС являются: загрязнение воздуха, привносимое за счет испарения топлива; загрязнение воды, привносимое за счет пролива топлива, и его смыв за счет атмосферных осадков, а также стоков, образующихся после мойки оборудования и территории АЗС.

Основные причины утечек нефтепродуктов на АЗС: переполнение резервуаров при сливе нефтепродуктов из автоцистерн, полуприцепов и прицепов; разъединение соединений в технологических обвязках и поломки в напорно-всасывающих трубопроводах резервуаров; переполнение топливных баков при заправке автомобилей; аварии на трубопроводах и обвязках колонок в результате старения металла; неисправности раздаточных кранов и повреждения напорных рукавов; неисправность сливо-наливных устройств резервуаров и дыхательных клапанов, разгерметизация люков резервуаров; износ оборудования по мере выработки нормативного ресурса; недостаточный уровень технической подготовки и дисциплины обслуживающего персонала; недостаточный надзор за соблюдением правил эксплуатации АЗС и оборудования. Основные мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ на АЗС: поддержание в полной технической исправности резервуаров, технологического оборудования и трубопроводов, обеспечение их герметичности; поддержание технической исправности дыхательных клапанов, своевременное проведение их технического обслуживания и соответствующих регулировок; обеспечение герметичности сливных и замерных устройств, люков смотровых и сливных колодцев, в том числе и при проведении операций слива нефтепродуктов в процессе их хранения; осуществление слива нефтепродуктов из автоцистерн только с применением герметичных быстроразъемных муфт (на автоцистерне и резервуаре АЗС); недопущение переливов и разливов нефтепродуктов при заполнении резервуаров и заправке автотранспорта; оборудование резервуаров с бензином газовой обвязкой; оборудование резервуаров АЗС и топливораздаточных колонок системами (установками) улавливания (отвода), рекуперации паров бензина; поддержание в исправности счетно-дозирующих устройств, устройств для предотвращения перелива, систем обеспечения герметичности процесса слива, систем автоматизированного измерения количества сливаемых нефтепродуктов в единицах массы (объема), а также устройства трубопровода после окончания операции слива.

При постоянном росте парка автомобильных средств борьба с потерями нефтепродуктов является одним из актуальных направлений.

Работы в этом направлении ведутся во всем мире и дают определенные результаты. Одним из направлений снижения отрицательного воздействия автотранспорта и деятельности АЗС является ужесточение нормативов на вредные выбросы при работе двигателя, что может быть достигнуто за счет качественного изменения топлива.

Химический состав бензинов характеризуют групповым углеводородным составом, т. е. содержанием в них ароматических, олефиновых, нафтеновых и парафиновых углеводородов. Кроме углеводородов, в бензине в незначительном количестве содержатся гетероатомные углеводородные соединения, которые включают серу, кислород и азот. Наибольшая масса выбросов паров бензина приходится на процесс слива бензина в емкости АЗС и заправку автомобилей. При этом следует учитывать, что химические соединения, образующиеся в атмосфере в результате фотохимических реакций под воздействием солнечных лучей, обладают на два порядка большей токсичностью, чем пары исходного топлива.

Необходимо отметить, что нефтепродукты, выпускаемые и применяемые в настоящее время в промышленно развитых странах, выбрасывают вредных веществ в 10 — 15 раз меньше, чем 10 — 15 лет тому назад. При этом постоянно расширяется список веществ, содержание которых должно находиться под контролем.

В соответствие с действующей нормативной документацией выбросы паров реализуемого топлива (углеводородов) для АЗС России нормируются по следующим ингредиентам:

— дизельное топливо: сероводород и углеводороды предельные С12-С19;

— неэтилированный бензин: смесь углеводородов С1-С5, смесь углеводородов С6-С10, амилены, бензол, ксилол, толуол и этилбензол.

Как показали проведенные расчеты выбросов и анализ результатов инструментальных замеров на источниках загрязнения атмосферы на действующих АЗС на территории г. Вологды и Вологодской области, наиболее значимые загрязнители, которые необходимо учитывать при оценке воздействия выбросов действующих автозаправочных станций на атмосферный воздух: амилены, бензол, толуол и этилбензол; остальные 5 нормируемых веществ, присутствующих в выбросах, согласно действующим нормативным документам АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», не являются источником воздействия на среду обитания и здоровье человека (по химическим факторам загрязнения атмосферного воздуха), поскольку уровни создаваемого загрязнения за пределами промплощадки не превышают 0,1 ПДК.

В настоящее время актуальность проблемы также состоит в том, что АЗС находятся вблизи населенных мест, оказывая тем самым отрицательное влияние на здоровье человека, а также они представляют собой аварийную опасность. Для снижения уровня воздействия АЗС на окружающую среду известно несколько направлений, основными из которых являются [40]:

1) увеличение топливной экономичности и экологичности автомобилей;

2) сокращение расхода воды;

3) прекращение сброса неочищенных сточных вод;

4) совершенствование техники и методов очистки сточных вод;

5) снизить расход синтетических моющих средств;

6) внедрение на АЗС устройств замены масла;

7) соблюдение требований при приеме, хранении, отпуске нефтепродуктов на АЗС;

8) мероприятия по снижению шума;

9) рациональное использование отработанных нефтепродуктов.

Согласно «Временным экологическим требованиям при проектировании, строительстве и эксплуатации автозаправочных станций» руководители организаций, имеющие в эксплуатации стационарные (АЗС), обязаны принимать эффективные меры по выполнению природоохранных и экологических требований, соблюдению технологического режима, оздоровлению окружающей природной среды; организовать и обеспечивать проведение производственного экологического контроля на автозаправочных станциях (АЗС) [40].

При эксплуатации АЗС руководители организаций и лица, назначенные ответственными за осуществление природоохранных мероприятий, обязаны:

· не реже 1 раза в 5 лет, и после реконструкции АЗС, организовывать и осуществлять проведение работ по инвентаризации источников выбросов, сбросов, размещенных на территории АЗС и инвентаризации образующихся отходов;

· обеспечивать контроль за своевременной разработкой проектов нормативов предельно допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ от источников загрязнения АЗС, а также проектов нормативов лимитов размещения отходов производства и потребления на АЗС;

· своевременно в установленном порядке получать (продлевать) разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, на размещение отходов производства и потребления, а также лицензию на водопользование (при наличии артскважины и сброса в водный объект или на рельеф);

· выполнять требования по осуществлению производственного экологического контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов размещения отходов и выполнением природоохранных мероприятий;

· обеспечивать проведение инструментальных измерений, контроля за соблюдением разрешенных выбросов в атмосферный воздух и сбросов от источников загрязнения АЗС в окружающую среду, в сроки, определенные планами — графиками контроля. Инструментальные измерения должны осуществляться организациями, имеющими лицензию на право проведения данных работ;

· порядок и условия проведения лабораторных исследований параметров воздуха рабочей зоны и атмосферного воздуха на границе СЗЗ определяются соответствующими распорядительными и нормативными документами органов Госсанэпиднадзора;

· планировать и реализовывать мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию загрязняющих воздух веществ, сокращению или исключению их выбросов в атмосферу, а также улавливанию и обезвреживанию загрязняющих веществ, сбрасываемых в окружающую природную среду; вести в установленном порядке учет и отчетность по составу и количеству выбрасываемых и сбрасываемых загрязняющих веществ, образуемых и размещаемых на АЗС отходов;

· выполнять предписания представителей Москомприроды и других специально уполномоченных органов по устранению нарушений требований природоохранительного законодательства и нормативно-технической документации по охране природы;

· согласовывать с подразделениями Госкомприроды и другими специально уполномоченными органами все изменения технологического процесса и оборудования, повлекшие изменения условий проектной и другой нормативной и разрешительной документации по охране окружающей природной среды;

· немедленно информировать отдел оперативного экологического контроля Госкомприроды обо всех случаях аварийных и залповых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду;

· с целью снижения, предупреждения и недопущения загрязнения природной среды своевременно проводить работы по техническому обслуживанию, ремонту и устранению неисправностей на резервуарах, очистных сооружениях и технологическом оборудовании АЗС;

· до начала работ по реконструкции, дооснащению АЗС обеспечить проведение работ по разработке технико-экономического обоснования и проекта реконструкции, дооснащения, согласованию разработанных материалов с подразделениями Госкомприроды;

· при получении предупреждения о возможных неблагоприятных для рассеивания примесей метеорологических условиях проводить мероприятия по снижению или прекращению выбросов в атмосферу, в том числе ограничению или запрещению заливки нефтепродуктов в резервуары и заправку автомобилей бензинами;

· согласовывать с Госкомприродой места и периодичность отбора проб для проведения замеров, перечень контролируемых показателей, применяемые методики анализов, объем и порядок представления информации о размещении отходов; вести учет наличия, образования, поставок, использования и размещения всех отходов собственного производства и отходов завозимых со стороны. Территория АЗС в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов должна быть выполнена из материалов, обеспечивающих максимально эффективный сбор проливов нефтепродуктов специальными средствами (сорбентами различных типов, обеспечивающими эффективный сбор нефтепродуктов, в том числе бензинов) и защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами. На каждой АЗС должен быть запас сорбента для сбора нефтепродуктов в количестве, достаточном для ликвидации последствий максимально возможного пролива [40].

Читайте также:  Анализ на фтор в воде

2. Характеристика сточных вод

На АЗС должна обеспечиваться своевременная очистка канализационных сетей и очистных сооружений от осадков и уловленных нефтепродуктов, замена фильтрующих материалов.

При строительстве предусматривается сбор дождевых вод с площадки наиболее интенсивного движения автотранспорта в районе автозаправочных колонок и с площади слива нефтепродуктов путем прокладки ливневой канализационной сети. Общая площадь водосбора 0,03 га.

Собранный дождевой сток по лоткам с дождеприемными решетками попадает в дождеприемные колодцы и далее по трубопроводам в колодец с гидравлическим затвором и на очистные сооружения, состоящие из камеры предварительного отстаивания и нефтеловушки заводского изготовления «Катрин».

Обе части очистного сооружения объединены в единый блок.

Оборудование очистных сооружений, предназначенное для очистки сточных вод от плавающих эмульгированных нефтепродуктов и механических примесей, располагается в заглубленной камере и состоят из четырёх ступеней очистки, расположенных в общем корпусе. Отстойник установки постоянно заполнен водой, уровень которой определяется плоскостью перелива выходного коллектора. Потери воды автоматически восполняются из ёмкости очищенной воды.

Сбор нефтепродуктов с поверхности воды и отвод его в отдельную ёмкость осуществляется поверхностным сепаратором, приводимым в движение насосом. Очищенные стоки через выходной коллектор поступают на блок тонкой очистки, заполненный сорбентом и далее сбрасываются в городской коллектор ливневых вод. Очищенные стоки имеют концентрацию на выходе в пределах нормативов ПДС. Содержание нефтепродуктов составляет 0,05 мг/л, а содержание взвешенных веществ — 3-5 мг/л.

Для охраны подземных вод на АЗС предусматриваются следующие мероприятия [26, 33]:

· сбор поверхностно-ливневых сточных вод обеспечивается с площади АЗС путем прокладки ливневой канализационной сети и создания соответствующих уклонов территории для направления стока на очистные сооружения;

· площадка АЗС оборудована инженерными устройствами (сооружениями) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости бензовоза, обрыва бункеровочных шлангов и т. п. На линии от площадки слива нефтепродуктов, между дождеприемным колодцем и колодцем с гидравлическим затвором, устанавливается колодец управления задвижкой, позволяющий на момент слива нефтепродуктов направлять все утечки в специальный резервуар аварийного слива топлива;

· объем аварийной емкости 10 м 3 , что соответствует объему емкости бензовоза стоящего на сливе. Площадка для слива бензовоза оборудована отбортовкой, что обеспечивает защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами. Отвод топлива с площадки АЦ обеспечен трубопроводом, выполненным с уклоном в сторону резервуара аварийного слива топлива; территория АЗС выполнена из асфальтобетона, что обеспечивает максимально эффективный сбор проливов нефтепродуктов специальными средствами (сорбентами различных типов) и защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами. На автозаправочной станции должен быть запас сорбента для сбора нефтепродуктов в количестве достаточном для ликвидации последствий максимально возможного пролива. Допускается для сбора разлитых нефтепродуктов использовать песок, который размещается на территории АЗС в специальных контейнерах;

· места разлива нефтепродуктов на почву необходимо немедленно зачистить путем снятия слоя земли до глубины, на 1-2 см превышающей глубину проникновения нефтепродуктов в грунт. Выбранный грунт удаляется в специально оборудованный контейнер, образовавшаяся выемка должна быть засыпана свежим грунтом или песком. Грунт, загрязненный нефтепродуктами, а также загрязненный фильтрующий материал подлежит утилизации;

· на АЗС должна обеспечиваться своевременная очистка канализационных сетей и очистных сооружений от осадков и уловленных нефтепродуктов, замена фильтрующих материалов.

· очистные сооружения должны обеспечивать утвержденные нормативные параметры качества очистки сточных вод. Владельцы АЗС должны организовать лабораторный контроль химического состава сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, на рельеф местности, в подземные горизонты, канализационные и водосточные сети. Отбор проб и химический анализ сточных вод для контроля за эффективностью работы очистных сооружений должен осуществляться в соответствии с действующими ГОСТ, нормативными и методическими документами.

Для уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из источников загрязнения АЗС рекомендуем:

· поддерживать в полной технической исправности резервуары, технологическое оборудование и трубопроводы; обеспечивать их герметичность;

· топливораздаточные колонки не должны иметь подтеканий и допускать проливов нефтепродуктов;

· поддерживать техническую исправность дыхательных клапанов, своевременно проводить на них техническое обслуживание и соответствующие регулировки;

· газоуравнительная система должна быть герметичной и обеспечивать работу дыхательного и предохранительного клапанов;

· обеспечивать герметичность сливных и замерных устройств, люков смотровых и сливных колодцев, в том числе и при проведении операций слива нефтепродуктов в процессе их хранения;

· осуществлять слив нефтепродуктов из автоцистерн только с применением герметичных быстроразъемных муфт (на автоцистерне и резервуаре АЗС);

· не допускать переливов и разливов нефтепродуктов при заполнении резервуаров и заправке автотранспорта;

· оборудовать резервуары с бензином газовой обвязкой;

· оборудовать резервуары АЗС и топливораздаточные колонки системами (установками) улавливания (отвода), рекуперации паров бензина;

· поддерживать в исправности счетно-дозирующие устройства, устройства для предотвращения перелива, системы обеспечения герметичности процесса слива, системы автоматизированного измерения количества сливаемых нефтепродуктов в единицах массы (объема), а также устройства трубопровода после окончания операции слива.

экологический нефтепродукт сточный вода

1.Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов. — М., 1992. — 15 с

2. Денисов В.В. Экология города: учебное пособие / В.В. Денисов, А.С. Курбатова, И.А. Денисова [и др.]. — М.: ИКЦ «МарТ», 2008. — 832 с.

3.Калыгин В.Г. Промышленная экология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Калыгин. — М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 432 с.

4.Кочуров Б.И. Современная экологическая обстановка в России и возможности ее прогнозирования / Б.И. Кочуров, А.В. Антипова, С.К. Коставска. — М.: Ин-т эконом. стратегий, 2005. — 259 с.

5.Критерий оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия. — М.: ГНТУ Минприроды РФ, 1992. — 26 с.

6.Мазур И.И. Инженерная экология. Общий курс: В 2 т. — Т. 2. Справочное пособие / И.И. Мазур, О.И. Молдаванов, В.Н. Шишов. — М.: Высш. шк., 1996. — 655 с.

7.Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Л. Хотунцев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

8.Шариков Л.П. Охрана окружающей среды / Л.П. Шариков. — Л.: «Судостроение», 1987. — 560 с.

Определение, классификация и принцип работы атомных станций. Техногенное влияние атомных станций на окружающую среду. Загрязнение растительного и животного мира, атмосферы, воды, земель. Радиоактивные отходы атомных станций и методы обращения с ними.

курсовая работа [1,1 M], добавлен 20.08.2014

Степень загрязнения земель, водных объектов, атмосферы при разливе нефти. Расчет теплового импульса, избыточного давления в зоне действия ударной волны от взорвавшегося резервуара с нефтепродуктами. Оценка ущерба природной среде при авариях на нефтебазе.

курсовая работа [71,0 K], добавлен 11.10.2013

Подготовка АЗС к эксплуатации в осенне-зимних и весенне-летних условиях, отпуск, хранение и прием нефтепродуктов. Защита металлоконструкций АЗС от коррозии. Мероприятия по охране окружающей среды. Новые сорбенты по очистке литосферы и гидросферы.

курсовая работа [84,5 K], добавлен 16.10.2009

Оценка воздействия предприятия на окружающую среду в отношении планируемой хозяйственной деятельности. Основные виды экологического ущерба, причиняемого переработкой сельскохозяйственной продукции. План мероприятий по уменьшению экологического ущерба.

курсовая работа [2,1 M], добавлен 04.02.2016

Характеристика расположения нефтебазы, физико-географических и климатических условий района. Воздействие производства на окружающую среду и человека. Состав сточных вод нефтебазы и cхема очистных сооружений. Меры безопасности при работе на установках.

дипломная работа [286,1 K], добавлен 09.03.2012

Характеристика участка очистных сооружений и существующих систем канализации ОАО «Новойл». Способ снижения нагрузки на окружающую среду путем внедрения оборотного водоснабжения, с помощью доочистки сточных вод. Материальный баланс механической очистки.

дипломная работа [754,5 K], добавлен 25.11.2012

Характеристика общегородских очистных сооружений, анализ и оценка их практической эффективности на современном этапе. Расчет и нормирование сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Схема сброса очищенных сточных вод Житинских очистных сооружений.

курсовая работа [442,2 K], добавлен 13.03.2012

Понятие и характеристика деятельности атомных электростанций. Воздействие атомных станций на окружающую среду. Управление экологическими проблемами загрязнения окружающей среды радиоактивными отходами. Оценка природоохранной деятельности на КАЭС и ЛАЭС.

дипломная работа [1,6 M], добавлен 13.07.2015

Образование сточных вод от населенных пунктов, их влияние на водные объекты. Основные категории сточных вод в зависимости от их происхождения: хозяйственно-бытовые, производственные, атмосферные. Примеры очистных сооружений малых городов и поселков.

курсовая работа [988,4 K], добавлен 17.08.2015

Функциональное зонирование города. Влияние урбанизации на окружающую среду. Эколого-правовые требования в области строительства зданий и сооружений. Управление природопользованием и охраной окружающей среды. Методы дезинфекции и очистки сточных вод.

курсовая работа [45,0 K], добавлен 30.05.2015

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

За последние 8 лет, по сравнению с 2004 годом, транспортный парк страны вырос на 44,2%, то есть более чем на 15 миллионов транспортных средств. В среднем ежегодно прирост транспорта составляет 5,5%. Основное увеличение происходит за счёт легковых автомобилей: по сравнению с 2004 годом их количество выросло на 62,7%, или на 14,9 миллионов единиц.

На сегодняшний день ни один автомобиль не может обойтись без топлива, которое обеспечивается автозаправочной станцией. Современный автомобиль – пример неэкологического транспортного средства. Автомобильный транспорт, с одной стороны, потребляет из атмосферы кислород, а с другой – выбрасывает в нее отработавшие газы, картерные газы, окиси углерода, окиси свинца, тем самым влияя на окружающую среду, животный и растительный мир, в том числе и на человека. В настоящее время в нашей стране очень актуален вопрос безопасности жизнедеятельности человека, включающий такие разделы, как охрана труда на производстве и в быту и охрана окружающей среды. Поэтому для изучения выбран объект не сельскохозяйственного назначения на примере АЗС, расположенной в г. Пенза по ул. Беляева, д. 47.

Согласно требованиям СНиП 2.07.01-89* выбор земельного участка для данного АЗС (ул. Беляева,47) был осуществлен технически правильно. Все минимальные расстояния: до железной дороги (152 м), жилой зоны (224 м), административно-бытовых зданий (128 м), до моста (50 м), до автосалонов по улице Беляева (20–50 м) соблюдены. Сомнение вызывало расположение данной АЗС относительно такого сложного объекта, как путепровод. В ходе исследования выяснилось, что все расстояния соответствуют нормам иправилам размещения АЗС. Согласно нормам запрещено располагать пожароопасные объекты под путепроводами и на путепроводах и виадуках.

Объектом сравнительного анализа расположения и организации территории являлась АЗС по адресу Ворошилова, 2Б, г. Пенза.

Согласно требованиям СНиП 2.07.01-89* выбор земельного участка для данного АЗС был осуществлен с нарушением градостроительных регламентов. Минимальные расстояния до общественных зданий и мест массового пребывания людей должно быть не менее 25 м. В данном же случае АЗС расположен на расстоянии менее допустимого, а именно 22 м.

Относительно остальных объектов, граничащих с АЗС (Рокко, бар, Ворошилова, 2-60 м, жилой дом, Ворошилова 2-89 м, Гагаринский путепровод- 97 м, административное здание, Дзержинского, 4 / Суворова, 122-102 м) выявлено соблюдение допустимых расстояний. Однако установлено, что расстояние от АЗС до организованной открытой автостоянки является небезопасным с точки зрения пожарной безопасности.

Рис.1. АЗС по улице Беляева, 47 с указанными расстояниями до смежных объектов

Согласно требованиям СНиП 2.07.01-89* выбор земельного участка для данного АЗС был осуществлен с нарушением градостроительных регламентов. Минимальные расстояния до общественных зданий и мест массового пребывания людей должно быть не менее 25 м. В данном же случае АЗС расположен на расстоянии менее допустимого, а именно 22 м до ТРЦ «Суворовский».

Относительно остальных объектов, граничащих с АЗС (Рокко, бар, Ворошилова, 2-60 м, жилой дом, Ворошилова 2-89 м, Гагаринский путепровод- 97 м, административное здание, Дзержинского, 4 / Суворова, 122-102 м),выявлено соблюдение допустимых расстояний. Однако установлено, что расстояние от АЗС до организованной открытой автостоянки является небезопасным с точки зрения пожарной безопасности.


Рис. 2. АЗС по улице Ворошилова, 2Б, с указанными расстояниями до смежных объектов

Анализ территории АЗС, расположенной по адресу г. Пенза, ул. Беляева, 47, показал, что нормы и правила по противопожарной безопасности соблюдены. АЗС оборудована несколькими передвижными и ручными воздушнопенными огнетушителями в количестве, необходимом для полного покрытия пеной возможных проливов бензина. Также имеются контейнеры с песком около заправочных боксов и около подземных резервуаров. Но для наибольшей безопасности необходимо оснастить АЗС указательными знаками для более быстрого предотвращения чрезвычайных ситуаций. А также увеличить количество доступных огнетушителей в местах контейнеров хранения топлива.

Читайте также:  Анализ на днк и околоплодные воды

Выезды на дороги с I-ой по IV-ю категории оборудованы переходно-скоростными полосами, длина которых определяется СНиПом 2.05.02. На АЗС имеется отдельный проезд для автоцистерн к местам слива светлых нефтепродуктов. АЗС устроена в форме «треугольника видимости» при въезде и выезде. Для организации безопасности движения установлен знак ограничения скорости до 5 км/ч.

В ходе исследования были рассмотрены требования к размещению АЗС такие, как:

Выбор земельного участка (площадки) для строительства АЗС должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93.

1. АЗС должна располагаться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой «розе ветров») по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).

2. Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними, а также на плавсредствах.

3. Планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.

4. На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.

5. При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:

— от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или сжатого природного газа, границ площадок для автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС. Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящими нормами не регламентируются;

— до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром, одноквартирных жилых зданий, а для жилых и общественных зданий другого назначения – до окон (дверей);

— до ближайшей стены (перегородки) помещения (при расположении помещений различного функционального назначения в одном здании).

6. Минимальные расстояния до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории по СНиП 2.07.01-89*, а именно:

— до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий;

— до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий;

— до остальных дорог и улиц – не нормируются.

Также опирались на основы технологиистроительства автозаправочных станций:

При проектировании автомобильных заправочных станций обязательным условием является соблюдение следующих требований:

1. Размещение АЗС выполняется на участках придорожной полосы, обладающих одним из следующих признаков:

— закругление, радиус которого превышает 1000 метров;

— удаленность от железнодорожного переезда более 250 метров;

— удаленность от мостовых переходов 1000 метров и более.

2. Включение в расчет поставки оборудования серийных технологических систем приема, хранения и раздачи топлива, сопровождающихся согласованной в установленном законодательством порядке технико-эксплуатационной документацией.

3. Соответствие технико-эксплуатационных данных разрабатываемых систем пожарной безопасности требованиям, предъявляемым нормами «НПБ 111» к автозаправочным станциям всех типов.

4.Учет требований комплекса требований, включающих правила безопасной эксплуатации в сфере взрывозащищенности, газовой и экологической безопасности, охраны труда и иных требований, регламентируемых утвержденными действующими нормативно-правовыми актами.

5. Определение минимальных расстояний в пределах территории АЗС.

Кроме того, изучили организацию территорий АЗС.

Процесс организации территорий АЗС сопровождается соблюдением нижеперечисленных условий:

1. Учет инженерно-геологических, климатических и социально-экономических особенностей данной территории. Размещение комплекса сооружений АЗС предполагает отсутствие негативного влияния деятельности автозаправки на состояние здоровья и санитарно-бытовые условия населения и обслуживающего персонала.

2. Выполнение функционального зонирования территории, учитывающее не только технологические связи, но и соблюдение противопожарных и санитарно-гигиенических мероприятий, пропускную способность АЗС, рациональность транспортных и инженерных связей, а также защиту территорий, прилегающих к заправочной станции от загрязнений отходами ее деятельности.

3. Выезды на дороги с I-ой по IV-ю категории оборудуются переходно-скоростными полосами, длина которых определяется СНиПом 2.05.02.

4. Установление движения автотранспорта в одном направлении.

5. Размещение на территории АЗС необходимых средств организации дорожного движения (знаки, ограждения, направляющие устройства, разметка, светофоры и т.п.). Не допускается установка рекламных щитов на выездах (въездах) со стороны дорог.

6. Наличие малых архитектурных форм и устройство озеленения.

7. Устройство жестких покрытий и оснований (цементно-бетонных, асфальтобетонных, монолитных) проездов и площадок, предотвращающих попадание моторного топлива в грунт.

8. Равная прочность конструкции покрытий переходно-скоростных полос и основной дороги.

9 Наличие отдельного проезда (не менее 3,5 метров шириной) для проезда автоцистерн к местам слива светлых нефтепродуктов.

10. Устройство «треугольника видимости» при въезде (выезде) на АЗС.

Архитектурный облик, цветовое и световое оформление АЗС должны контрастно выделяться на фоне окружающей среды. При традиционно небольшой высоте эти объекты должны быть видны издалека и обязательно привлекать внимание любого автовладельца, следующего поблизости.

Освещение территории АЗС, расположенной по адресу г. Пенза, ул. Беляева, 47, соответствует нормам и правилам (СНиП 23-05-95). Весь участок АЗС хорошо освещен уличными фонарями. Для освещения заправочных боксов используются встроенные светодиодные светильники, находящиеся под навесом. А защитное стекло выполнено из ударопрочного оптического поликарбоната.

Рассмотренные территории АЗС города Пензы по улицам: Беляева 47; Ворошилова 2Б в целом соответствует проектным решениям, градостроительным регламентам, нормам противопожарной безопасности, санитарно-гигиеническим нормам. Однако анализ территорий АЗС выявил ряд недостатков. Считаем, что для лучшей организации обслуживания клиентов эти недостатки следует устранить. В соответствии с Европейскими нормами и стандартами, предъявляемым к таким объектам, как АЗС, необходимо довести Российские заправочные станции до современного уровня обслуживания водителей, пассажиров и других клиентов АЗС.

БормотовА.Н.,д.т.н., профессор кафедры «Автоматизация и управление» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза;

БаронинС.А.,д.э.н., профессор кафедры «Экспертиза управления недвижимостью» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» г. Пенза.

источник

Автозаправочные станции являются теми объектами, деятельность которых достаточно строго регламентируется множеством нормативов, правил и стандартов. Касаются они и образующихся в результате выпадения атмосферных осадков стоков, очистка которых должна производиться специально обустроенными для этой цели системами. Их проектирование, изготовление, установка, пусконаладка и ввод в эксплуатацию является одним из направлений деятельности российской производственной компании «Флотенк». На протяжении уже целого ряда лет она обустраивает эффективные и полностью соответствующие всем требованиям проверяющих и контролирующих органов очистные сооружения для АЗС, которые успешно функционируют уже на немалом количестве объектов.

Для заказа и расчета очистных сооружений для АЗС отправьте запрос на E-mail: INFO@FLOTENK.RU или позвоните по бесплатному телефону 8 800 700-48-87 Или заполните опросный лист:

Компания «Флотенк» проектирует, производит и монтирует очистные сооружения для АЗС в течение кратчайшего времени и на самом высоком профессиональном уровне. Одним из ее основных преимуществ является наличие собственного производства, позволяющего очень оперативно выпускать все элементы систем. Следует также отметить, что изготавливаются они из такого материала, как стеклопластик, который отличается высочайшей прочностью и устойчивостью к различного рода агрессивным веществам (в том числе и нефтепродуктам). Компания «Флотенк» оказывает свои услуги по обеспечению автозаправочных станций современными системами очистки сточных вод на условиях «под ключ» и по очень привлекательным расценкам.

Необходимо отметить, что очистные АЗС существенно отличаются от тех систем, которые применяются для очистки бытовых и даже промышленных стоков. Все дело в том, что сточные воды, образующиеся на автозаправочных станциях, имеют свою собственную специфику. Она заключается в значительном содержании в них нефтепродуктов, которые необходимо сепарировать. Кроме того, в стоках АЗС содержится и немало механических включений (песка, мелкой гальки и т.п.), эффективное отделение которых тоже нужно производить. Именно поэтому при проектировании систем очистки сточных вод АЗС специалисты компании «Флотенк» основное внимание уделяют таким их компонентам, как пескоуловители и устройства очистки от нефтепродуктов

Локальные очистные установки автозаправочных станций выполняют функцию сбора сточных вод со всей территории объекта, очистки их от различных примесей, и направления к местам сброса. Собираются стоки ливневой канализацией, которая, согласно действующим нормам и правилам, обязательна для обустройства на всех автозаправочных станциях.

Сточные воды направляются в систему очистных сооружений, которая всегда устанавливается в грунте. Сначала они попадают в емкость, называемую пескоуловителем. За счет того, что скорость потока сточных вод существенно падает, механические включения под воздействием сил гравитации осаждаются на дно.

Далее воды следуют в блок очистки, где происходит сепарация таких загрязнений, как нефтепродукты. Их отделение может производиться одним из двух основных и широко применяемых на практике способов: флотации и фильтрации. Первый состоит в том, что стоки АЗС, очищенные от механических включений, поступают во флотационную камеру, где насыщаются сжатым воздухом. Содержащиеся них нефтепродукты всплывают, отделяясь, таким образом, от воды. При использовании же фильтров сточные воды пропускаются через них, будучи предварительно обработанными специальными реагентами.

Далее они следуют на доочистку и, во многих случаях, проходят обеззараживание ультрафиолетовым излучением. После этого они приобретают ту степень очистки, которая позволяет их сбрасывать в окружающую среду.

источник

ОЧИСТКА ЛИВНЕВЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ВОД АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕКОНСТРУИРУЕМОЙ АЗС В П.СЕЩА)

Сенющенкова И.М., Чернобаев Н.С. (БГИТА, г.Брянск, РФ)

The damage at construction and to reconstruction of the gas station is rendered to an environment storm and technical waters. The technological circuit of clearing of drains and a set of clearing constructions which can be used and at other gas stations are offered.

Состав сточных вод АЗС включает: ливневые и бытовые сточные воды. Бытовые стоки не опасны для окружающей территории, т.к. предусматривается закрытая сеть. Бытовой канализации. Отвод этих стоков осуществляется в водонепроницаемый резервуар с последующим выводом на городские очистные сооружения.

Основными загрязнителями окружающей природной среды (водоемов и почвы) являются сточные воды с территории АЗС.

Предлагается отчистка дождевых вод на локальных очистных сооружениях, а для их сбора предусмотрены сети дождевой канализации. Из чугунных труб d 200 мм и частично из стальных электросварных труб d 219 мм .

На сети дождевой канализации устанавливаются дождеприемные колодцы d 1000 мм , колодец с задвижкой и колодцы с гидравлическим затвором. Для предотвращения распространения огня в случае пожара от очистных сооружений по сети дождевой канализации, предусмотрен колодец с гидрозатвором.

Основными загрязнителями, содержащимися в дождевом стоке с территории АЗС, являются грубодисперсные примеси и нефтепродукты, сортированные в основном на взвешенных веществах. Средние концентрации загрязнений основных примесей в стоке дождевых вод с территории АЗС в п.Сеща приняты в количестве: взвешенных веществ 1000 мг/л; нефтепродуктов – 40 мг/л; БПКполн – 30 мг/л.

Расчетная площадь АЗС (площадь покрытий) для определения объемов поверхностного стока составляет 0,55га. Расход дождевых вод, определенный по СНиП 2.04.03 – 85, составляет 48,35 л/сек.

Для очистки дождевых вод предлагается следующий состав очистных сооружений:

· Аккумулятор-отстойник дождевых вод

· Баки для флокулянта и коагулянта

· Переносная мешалка и насос

Дождевые воды с территории самотеком через дождеприемники поступают в аккумулятор – отстойник для отстаивания всего объема дождевого стока не менее суток.

Аккумулятор-отстойник представляет собой металлическую емкость размером 2500х2500х3600мм. Объем 18,7м 3 . По высоте отстойника предусматривается фильтрующая кассета, пройдя через которую стоки дополнительно осветляются. Эффект осветления – 45%. Загрузка кассеты фильтра I ступени состоит из кокса, дробленого керамзита, вспученного вермикулита (крупность зерен 10-20 мм)

Далее стоки отводятся на глубокую отчистку. Удаление выпавших частиц из отстойника предусматривается вручную с использованием автокрана. Годовой объем осадка – 213 кг (твердые сухие вещества) и 7,8 кг нефтепродуктов.

Фильтры глубокой очистки предназначены для задержания тонкодисперсных взвешенных веществ и нефтепродуктов. Фильтрация предусматривается в две ступени с поступлением стоков снизу вверх.

Загрузка фильтра II ступени принята из эластичного пенополиуретана в измельченном виде (крошка 1-2см) Загрузка фильтра III ступени принята из синтепона с плотностью загрузки 50-70 кг/м 3 . Параметры фильтров:

· Скорость фильтрования – 5м 3 / г

· Площадь фильтрования – 0,63 м 3

· Плотность загрузки – 50-70 кг / м 3

· Эффективность очистки – 80%

Регенерация фильтрующей загрузки предусматривается отжимом и промывкой чистой водой. Извлечение кассет фильтров при смене загрузки или промывки производится автокраном. Кассеты фильтров устанавливаются в прямоугольной металлической емкости.

Бак для коагулянта предназначен для приготовления 10% раствора коагулянта Al 2 ( SO 4 )3 для подачи в аккумулятор-отстойник. Объем бака 32л.

Читайте также:  Анализ на гепатит в воду выпила

Бак для флокулянта предназначен для приготовления 1% раствора полиакриламида для подачи в аккумулятор-отстойник и трубопровод перед фильтрами.

Таблица 1 — Характеристика очистных сооружений АЗС

Концентрация загрязнений до очистки, мг/л

Метод очистки и вид очистного сооружения

Отстойник-аккумулятор с обработкой стоков коагулянтом и флокулянтом

источник

Исследовательская работа студента 3 курса на тему «Анализ химического состава сточных вод на АЗС»

Приведены данные химического состава с точных вод, взятых с четырех АЗС в г Москва. Сделаны выводы о состоянии сточных вод с АЗС, и предложены меры по снижению тех компонентов в составе сточных вод, которые превыщают ПДК.

Экологический доклад на тему «Анализ химического состава сточных вод на АЗС»

В настоящее время проблема загрязнения окружающей среды автозаправочными станциями является актуальной и связана с распространенностью и большой плотностью данного источника техногенного загрязнения на территории города или населенного пункта

На территории Москвы расположено около 750 АЗС, площадь Москвы равна 2561,5 км2, то есть на 1 км2 приходится около 3,5 азс.

  • Собрать общие сведения о качестве сточных вод АЗС .
  • Оценить качество воды и определить степень загрязнения, проведя исследования химического состава воды.
  • На основе данных, полученных при исследовании воды, сделать вывод о необходимости проведения ряда мер, направленных на улучшение экологического состояния сточных вод АЗС.
  • изучить химический состав сточных вод АЗС

Автозаправочные станции обычно имеют открытые площадки и достаточно развитую дорожную сеть, с которой отводятся дождевые сточные воды, загрязнённые взвешенными веществами, в основном, песчаными и глинистыми частицами и отходами нефтепродуктов: бензин, дизельное топливо, масла и др.

Эти сточные воды представляют опасность для окружающей среды, и перед сбросом должны быть очищены до экологических нормативов, которые в РФ являются одними из самых жёстких в мире.

На территории АЗС можно выделить два типа источников загрязнения поверхностного стока:

  • Наземные источники загрязнения — просачивание водорастворимых фракций нефтепродуктов с территории АЗС через незаасфальтированные поверхности, газоны, трещины в покрытиях.
  • Подземные источники загрязнений — возможные утечки загрязненных стоков из внутриплощадочных водосборных сетей или дождеприемных колодцев

Сточные воды АЗС были проверены на такие показатели как pH,взвешенные вещества, минерализация, хлориды и сульфаты, БПК и ХПК, и на тяжелые металлы (железо, медь, цинк, хром общий и свинец)

Для измерения НП в воде используют Флюореметрический метод на аппарате»ФЛЮОРАТ-02».

Измерение взвешенных веществ, сульфатов и минерализации воды

Измерение взвешенных частиц, сульфатов и минерализацию воды производят гравиметрическим методом.

Измерение хлоридов, pH и БПК в воде

Измерение хлоридов в воде производят меркуметрическим методом. Для измерения БПК и pH используют патенциометрический метод и измеряют анализатором жидкости «ЭКСПЕРТ-001».

Для измерения ХПК воды используют фотометрический метод.

Спектрофотометр ЮНИКО 2800.

Определение железа и цинка в воде

Концентрацию железа и цинка в воде проводят фотометрическим методом.

Спектрофотометр ЮНИКО 2800.

Измерение хрома, свинца и меди в воде

Измерение хрома, свинца и меди производилось по методу атомно-абсорбционной спектрометрии с электротермической атомизацией

Результаты анализа сточных вод показали что есть превышение ПДК НП в несколько раз, а так же железа и в некоторых случаях взвешенных веществ.

Влияние нефтепродуктов на воду

Нефть и нефтепродукты оказывают вредное влияние на воды. Обычно нефтяные компоненты образуют с водой эмульсию, которую трудно разрушить. Чаще всего нефть плавает на поверхности воды в виде пленки, обволакивая взвешенные частицы, оседая с ними на дно. Одновременно с загрязнением поверхностных вод меняется состав и почвенно-грунтовых вод.

Содержание отдельных веществ может повышаться на 1—2 порядка. Обнаруживаются и органические поллютанты, в том числе ПАУ.

Превышение ПДК железа в воде опасно тем, что при попадании железа в водный объект оно оседает на донных отложения. Далее происходит закисление и окисление водоемов и это влияет на физико-химические свойства воды (изменение цвета, вкуса, запаха). Так же превышение ПДК железа влияет на водные биоценозы, гидробионты, происходит разрушение самоочищающихся способностей водоема, приводит к увеличению детрита.

Снижение воздействия АЗС достигается сочетанием комплексных мероприятий, которые подразумевают организационно-правовые, строительно-планировочные, технические и санитарно-гигиенические методы:

  • Выбор места строительства АЗС с учетом градостроительных условий, состояния природной среды и возможных аварийных ситуаций на АЗС.
  • Разработка и соблюдение природоохранных мероприятий.
  • Использование специальных покрытий, устойчивых к действию нефтепродуктов.
  • Использование оборудования, снижающего возможность утечек нефти и испарения топлива: дыхательная арматура, резервуары и трубопроводы с двойными стенками и др.
  • Мероприятия по предотвращению и ликвидации разливов топлива.
  • Установление санитарно-защитной зоны.
  • Контроль за сбросом хозяйственно-бытовых, производственных и дождевых сточных вод; контроль уровней загрязнения воздуха и почв.

источник

студент 4 курса, кафедра промышленной экологии и химии КФ МГТУ, г. Калуга

научный руководитель, ст. преподаватель КФ МГТУ, г. Калуга

На сегодняшний день Калужская область является ведущим российским автокластером в состав которого входят крупнейшие мировые производители (VOLVO, PSA Peugeot-Citroen, Volkswagen, Mitsubishi Motors) — 7 авто-брендов, 25 моделей автомобилей и сеть крупнейших производителей автокомпонентов. Предприятия автокластера концентрируются на территории 3 из 6 действующих в Калужской области индустриальных парков «Грабцево», «Калуга-Юг», «Индустриальный парк РОСВА» общей площадью 1370 га.

Сосредоточение такого количества предприятий по производству автомобилей привели к тому, что год от года количество машин на улицах города Калуга растет огромными темпами. В прямо пропорциональной зависимости растет и количество предприятий, занимающихся различным автомобильным сервисом, АЗС. Проблема заключается в том, что постоянно увеличивающееся количество точек сервиса требует соблюдения СЗЗ и соответствия нормам ПДК на сброс в водоемы и на рельеф, что не всегда выполняется [6—8].

Из-за нехватки гаражей тысячи индивидуальных автомобилей хранятся на открытых площадках, во дворах жилых домой. Положение усугубляется ещё и тем, что сеть ремонтных служб для автомобилей личного пользования недостаточно развита. Это вынуждает их владельцев самостоятельно производить ремонт и техническое обслуживание. Вследствие нехватки моек автолюбители используют берега рек, озер или прудов. При этом учесть вклад в загрязнение окружающей среды практически невозможно, наказание не всегда достижимо, а моральные запреты не работают.

Другая ситуация обстоит с автозаправками, поскольку они являются постоянно действующими объектами сервиса и подлежат определенному регулированию и контролю. Современные АЗС строятся с учетом принципиально новой планировки, которая обеспечивает возможность одновременной заправки на топливораздаточных колонках и значительно расширяет зону, где можно дождаться очереди на заправку, не загромождая проезжую часть дороги. Во вновь строящихся АЗС обязательно устраивают водопровод и канализацию, предусматривают также сооружения для очистки ливневых вод. Но при этом отсутствует четкое разделение зоны ответственности водопользователей, поэтому и эффективность очистки, как правило, недостаточная.

Рассмотрим эту проблему на примере АЗС на Правом берегу г.Калуги. На АЗС установлены следующие источники загрязнения поверхностного стока: проливы при стекании нефтепродуктов со стенок заправочных пистолетов и шлангов бензовозов, осаждение и вымывание с осадками загрязняющих веществ из атмосферы, складирование загрязненного снега, завоз загрязняющих веществ на колесах автотранспорта. При последующем загрязнении геологической среды поверхностным стоком нужно учитывать два вида источников: наземные и подземные [4]. Наземные — инфильтрация водорастворимых нефтепродуктов с территории через незаасфальтированные поверхности, газоны, трещины в покрытиях. Подземные утечки из внутриплощадочных сетей поверхностного стока, приемного колодца.

Изучение аналитических данных техногенного воздействия АЗС по фактору загрязнения поверхностного стока показало: загрязнение является многокомпонентным (сложным по составу) со значительным превышением ПДК по ряду нормируемых показателей. Основные загрязняющие вещества в стоках с территорий этих объектов — это нефтепродукты и взвешенные вещества. Вред нефтепродуктов для объектов окружающей среды не вызывает сомнений. Взвешенные вещества представляют собой не растворимые в воде загрязнения, которые состоят из частиц глины, песка, ила, суспендированных органических и неорганических веществ, микроорганизмов [2, 8], и на первый взгляд не являются опасными. Но необходимо учитывать, что концентрация взвешенных частиц связана с сезонными факторами, с режимом стока и зависит от таяния снега, слагающих рельеф пород, плотности почв, рельефа местности, плотности застройки, антропогенных факторов. Во время дождей или при таянии снега смывы с территорий (ливнесточные воды) вместе с водой попадают в поверхностные воды или в почву. Взвешенные частицы влияют на прозрачность воды и на проникновение в неё света, на температуру, окисление растворённых компонентов поверхностных вод, адсорбцию токсичных веществ, а также на состав и распределение отложений и на скорость осадкообразования. Вода, в которой содержится большое количество взвешенных частиц, не подходит для рекреационного использования по эстетическим соображениям [1].

Исследование поверхностных стоков затруднено из-за сложности дифференцирования стоков конкретной АЗС и сторонних загрязнителей. Так в непосредственной близости от рассматриваемой АЗС находится стоянка, поэтому определить строго индивидуальные показатели загрязнений не удалось. По результатам ежемесячных исследований в 2012 г. с апреля по сентябрь составлен график, который приводится ниже (рис. 1).

Рисунок 1. Результаты исследований загрязнений поверхностного стока с территории АЗС

Неравномерность загрязнений и их зависимость от природных осадков очевидна. Чтобы предотвратить загрязнение природных сред, существует обязательное требование очистки загрязненных сточных вод перед их сбросом в водные объекты и на рельеф [3, 7]. Разработано множество вариантов различных установок для очистки ливнесточных вод, в которых применяются индивидуально методы отстаивания, флотации, коагуляционной очистки. Гораздо более эффективной является локальная многокомпонентная очистка. В последние годы большая часть установок имеет в своем составе коалесцентный и сорбционный блоки [5, 9], степень очистки в которых является наиболее высокой.

В силу неоднородности состава нефтесодержащих сточных вод, необходимо отрабатывать индивидуальные технологические режимы очистки сточных вод для объектов определенных местностей или направлений деятельности.

В задачи данного исследования входило определение эффективности очистки от взвешенных веществ и нефтепродуктов сточной воды одного из предприятий Мосальского района Калужской области.

Эксперимент по определению многоступенчатой очистки нефтесодержащих сточных вод был выполнен на рабочей модели опытного образца установки в масштабе 1:4 (рис. 2).

Поскольку количество взвесей достаточно сильно зависит от внешних климатических условий и времени года (в зависимости от сезона принимается дождь — 400 и талая вода — 2000 мг/л), процесс проводили на модельном растворе со средней концентрацией 1000 мг/л. Установка работала в режиме очистки сточной воды с производительностью 1,5 л/с.

Заполнение каждой функциональной части установки осуществлялось материалами, используемыми в реально действующей установке, с учетом масштаба макетного образца. Для насыпного фильтра опробовали промытый кварцевый песок фракции 1—3 мм. Слой песка располагали на каркасе, затянутом нержавеющей сеткой. Критериями оценки служили эффективность очистки и сопротивление потоку очищаемой воды. Экспериментально установлено, что высота насыпного слоя песка должна быть 40 см.

Наибольшее внимание уделялось коалесцентному фильтру и зоне сорбции. Коалесценция есть процесс накопления эмульгированных частиц нефтепродукта на поверхности фильтра, рост агломератов и последующий отрыв их от поверхности и всплытие вследствие действия гравитационных и архимедовых сил. Для полноты протекания очистки важно правильно выбрать материал и конструкцию фильтрующих элементов. Испытывали олеофильный материал — пластик — в виде волнистых листов, расстояние между листами устанавливали 40, 50 и 60 мм. Оптимальное рабочее расстояние между листами составило 40 мм.

В разрабатываемой системе очистки предложено реализовать двухступенчатую сорбционную очистку. В качестве материалов для сорбции на первой ступени испытывали следующие сорбционные материалы, выпускаемые отечественной промышленностью:

·минеральный гидрофобизированный сорбент «С-верад»;

·пенополистирол гранулированный фракции 1—3 мм;

·мезопористый ископаемый уголь МИУ-С1 фракции 2—5 мм.

Необходимо отметить, что минеральный сорбент «С-верад» обладая неплохими сорбционными свойствами, очень быстро теряет механическую прочность, что затрудняет операции загрузки-выгрузки. Наиболее лучшими интегральными характеристиками, по нашему мнению, обладает мезопористый ископаемый уголь МИУ-С. Однако он имеет стоимость, сопоставимую со стоимостью угля активированного. Пенополистирол гранулированный показал средние эксплуатационные характеристики, но его использование затрудняет аспект утилизации отработанного сорбента. Исходя из вышеизложенного, был выбран сорбент МИУ-С.

В качестве основного сорбционного материала на второй ступени очистки испытывали уголь активированный марки БАУ-К. Это активированный уголь с размером частиц 5—7 мм. Высота загрузки сорбентов составила 0,5 м.

При отработке технологических режимов проводились химические анализы образцов воды на всех этапах очистки. Отбор проб проводили из патрубков, находящихся в нижней части каждой зоны. Количество воды в пробе определялось концентрационными пределами содержания взвешенных веществ, отбиралось по 3 пробы.

Содержание взвешенных веществ проводилось нами самостоятельно по методике [11]. Гравиметрический метод определения взвешенных веществ основан на выделении их из пробы фильтрованием воды на фильтр и взвешивании осадка на фильтре после высушивания его до постоянной массы. Использовали в качестве фильтра фильтровальную бумагу «красная лента». Процесс фильтрования пробы через фильтр осуществляли с помощью водоструйного насоса. Объем отобранной анализируемой воды выпаривали на водяной бане, высушивали остаток при 105—110°С в сушильном шкафу до постоянной массы, охлаждали в эксикаторе и взвешивали его. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Результаты определения содержания взвешенных веществ

источник