Меню Рубрики

Анализ сточных вод от автомоек

Технические науки/13. Охрана труда

К.т.н. Занина И.А., Соколовская О.В., Буряков В.Г.

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, Россия

Анализ качества воды используемой на автомобильных моечных комплексах

Рост научно-технического прогресса взаимосвязан с увеличением негативного воздействия вредных и неблагоприятных производственных факторов на работающих. В этой ситуации важную роль играет защита человека с помощью специальной одежды, которая должна обладать улучшенными гигиеническими, эргономическими эксплуатационными показателями. Для достижения этого необходимо решить ряд научных задач, одна из которых исследование условий труда.

В настоящее время на фоне бурного роста парка автомобилей резко возросло число автомобильных моечных комплексов.

В процессе труда работники автомойки вынуждены контактировать с химическими веществами: технические аэрозоли, спреи-очистители, пена для мытья автомобиля, автошампуни, полироли, очистители текстиля и кожи. Некоторые из используемых на автомоечном комплексе химических веществ довольно агрессивны и поэтому не должны входить в прямой контакт с поверхностью кожи и глазами. Работать с химическими веществами можно только в специальной защитной одежде.

Необходимо рассмотреть также качество самой воды, используемой для мытья машин. Использование водопроводной воды для этих целей не рентабельно, поэтому на мойках используют восстановленную воду, то есть воду, которая после мойки автомобиля прошла очистку на специальных сооружениях и снова используется для мытья машин. При этом необходимо произвести очистку воды от жиров, нефтепродуктов, взвесей и других загрязнителей, находящихся в стоках. Так на мойке легковых автомобилей образуются стоки, содержащие следующие виды загрязнений:

— коллоидные и взвешенные вещества минерального и органического происхождения;

— загрязнения нефтяного и масляного происхождения от мойки автомобилей.

Состав сточных вод автомоек и их свойства зависят от времени года, состояния дорог, технического состояния автомобиля, а также качества и продолжительности мойки .

Если раньше в восстановленной воде нормировали содержание взвешенных веществ и нефтепродуктов, то с 01.03.2003 г. вступили в действие методические указания МУ 2.1.5.1183-03 «Санитарно-эпидемиологический надзор за использованием воды в системах технического водоснабжения промышленных предприятий». В соответствии с предложенной классификацией мойка автомобилей относится к открытым системам технического водоснабжения , т. е. обеспечивающей водой технологические процессы, предполагающие непосредственный контакт работающих с технической водой. В связи с этим методические указания расширили перечень определяемых в оборотной воде показателей и ужесточили их. К исследуемым показателям, определяемым в оборотной воде, согласно МУ 2.1.5.1183-03 относят:

1. Запах и окраска — органолептические показатели (определяемые органами чувств человека — без использования дополнительных приборов и инструментов). Интенсивность и характер окраски и запаха ориентировочно дают представление о количестве и характере загрязнений.

2. Взвешенные вещества — одно из основных санитарных определений для хозяйственно-бытовых вод, позволяющее судить о концентрации в них загрязнений. Показывает количество как минеральных, так и органических загрязнений различной степени дисперсности, находящихся во взвешенном состоянии.

3. Биохимическая потребность в кислороде ( БПК ) — показатель загрязнения воды, характеризующий количество кислорода в миллиграммах на 1 л, использованного для полного биохимического окисления органических веществ аэробными микроорганизмами (без учёта расхода его на нитрификацию). Практически определяется частичное потребление кислорода в течение 5 суток (БПК 5).

4. Химическая потребность в кислороде ( ХПК ) — показатель загрязнения, дающий представление о количестве органических веществ находящихся в пробе.

5. Общие колиформные бактерии (ОКБ) — интегральный показатель фекального загрязнения, который включает термотолерантные колиформные бактерии и Escherichia coli ( E.coli ) . Обнаружение ОКБ свидетельствует о фекальном загрязнении воды и указывает на потенциальную опасность и возможное попадание этим путём возбудителей кишечных инфекций. Обнаруженный уровень ОКБ позволяет судить о степени эпидемической опасности.

6. Колифаги — бактериальные вирусы, способные лизировать кишечную палочку. Они введены в качестве индикаторов более устойчивого вирусного загрязнения к факторам окружающей среды.

Перечень показателей и их допустимые уровни приведён в таблице № 1.

источник

Одним из мощных источников загрязнения природной среды является автомобильный транспорт, увеличение численности которого с начала второй половины XX века привело к резкому ухудшению санитарных условий проживания в крупных городах.

Основные загрязнители сточных вод, образующиеся при мойке автомобилей — механические примеси и нефтепродукты. Сточные воды содержат моторные масла, асфальт, песок, СОЖ, ПАВ, соли тяжелых металлов, различные виды топлива, а также моющие вещества, используемые при мойке. Концентрация углеводородов в сточных водах достигает 10 мл/л.

Концентрация взвешенных веществ зависит от большого числа факторов: типа автомобиля, его размера, характера дорожного покрытия, сезонных условий, состава грунта в районе эксплуатации, периодичности мойки подвижного состава и типа применяемой мойки. Для стока от мойки легковых автомобилей может быть принят следующий гранулометрический состав взвеси: 12% частицы с размером 300-2500 мкм; 75% -размером 300-100 мкм;13% — размером менее 100мкм.

В настоящее время предъявляются очень высокие требования к строящимся автомойкам. Прежде чем начать свою работу, автомойка должна быть одобрена государственными экологическими службами и СЭС. Разрешено использовать только те мойки, в которых предусмотрено оборотное водоснабжение. На бумаге все, как правило, выглядит замечательно, а на практике возникает еще множество проблем.

Места образования сточных вод

Сточные воды от мойки автомобилей образуются на специализированных мойках для легковых автомобилей в черте города, на постах мойки транспортных средств за городом, на передвижных установках для мойки автомобилей, на автотранспортных предприятиях, трамвайно-троллейбусных парках, городских автостанциях.

Сточные воды аналогичного состава могут образовываться при мойке гаражей, автостоянок, заправочных станций, помещений автотранспортного сервиса.

Так как в сточной воде содержатся моющие средства, рациональнее удалить из воды нефтепродукты и взвешенные вещества и запустить её обратно в систему водоснабжения автомойки.

Такое решение позволяет существенно сэкономить на моющих средствах.

Большинство современных автомобильных моек используют оборотное водоснабжение (это снижает эксплуатационные затраты и не так пагубно сказывается на состоянии природы). Очистка сточных вод автомоек может состоять из процессов отстаивания, флотации, фильтрования.

Отстаивание — процесс опускания и скопления на дне сооружения твердых частиц под воздействием сил гравитации. Процесс обычно осуществляется на сооружениях под названием — отстойники. Для ускорения оседания взвеси в сточную воду добавляются специальные вещества — коагулянты, которые способствуют склеиванию мелких загрязнений, объединению их в большие по весу структуры.

Кроме опускания частички загрязнений (в основном ПАВов) могут еще и подыматься на поверхность жидкости. Это возможно за счет способности некоторых минералов закрепляться на границе раздела сред (например, воздух-вода). Такие минералы выносятся на поверхность воды вместе с пузырьками воздуха в сооружении под названием флотарор. А сам процесс называется флотацией. В качестве доочистки сточных вод может использоваться фильтр с различной загрузкой (в основном песком). Вода просачивается через песок фильтра, а загрязнения застревают в порах загрузки. Это довольно эффективный способ очистки сточных вод, но дорогой за счет стоимости самой загрузки. Периодичность замены песчано-гравильного фильтра при очистке сточных вод автомоек зависит от состава и количество сточных вод, степени их загрязненности.

Условия сброса производственных сточных вод в городскую канализацию

В систему канализации запрещается сбрасывать:

Вещества, способные засорять городскую канализацию (окалину, известь, песок, металлическую стружку и т.п.);

Вещества, оказывающие разрушающее действие на материалы труб и сооружений канализации;

Нерастворимые масла, смолы, мазут и т.п.;

Биологические трудноокисляемые органические вещества;

Взвешенные и всплывающие вещества, превышающие 500 мг/л, для которых не установлены ПДК в воде водных объектов;

Кислоты, горючие примеси, токсичные ирастворенные газообразные вещества (растворители, бензин, бензол и др.);

Сточные воды, имеющие температуру свыше 40єС, рН ниже 6,5 и выше 9,0, ХПК выше БПК5 более чем в 2,5 раза или выше БПКполн. Более чем в 1,5 раза;

Концентрированные маточные раствора;

Мусор, единовременные сбросы производственных сточных вод.

Достижение ПДК производственных сточных вод путем их разбавления условно чистыми стоками запрещено.

Нефтепродукты относятся к веществам, с большим трудом, поддающимся окислению при биологической очистке ст. вод. При большой концентрации нефтепродукты могут оказать неблагоприятное влияние на качество активного ила и затруднять эксплуатацию городских О.С. В связи с этим возникает проблема локальной очистки нефтесодержащих стоков вперед спуском их в гор. канализацию. Максимальная допустимая концентрация нефтепродуктов в стоках, поступающих на биологическую очистку, не должна превышать 2,5 мг/л. Практически в условиях АТП снизить концентрацию удается по взвешенным веществам до 5-10 мг/л, по нефтепродуктам до 5,0 мг/л. Поэтому наиболее правильным решением является вторичное использование в системах оборотного водоснабжения моечных стоков с ежедневным пополнением в количестве 10% от общего объема, при условии обмыва из водопровода для легковых автомобилей. Оборотная система при этом пополняется водой от рамки домыва автомобилей, частично свежей водой и водой после промывки фильтров.

Требование к проектным решениям систем водопотребления и водоотведения АТП

Основным направлением в проектировании водоснабжения и канализации АТП должно стать снижение потребления питьевой воды из системы водопровода и количества сточных вод, проступающих в систему канализации. Для этого необходимо предусмотреть:

Внедрение технологических процессов, требующих наименьшего расхода воды, а также систем оборотного водоснабжения;

Применение оборотных систем растворов для мойки;

Повторное использование в производстве отработанных растворов после очистки, что уменьшит потребление не только воды, но и материалов для приготовления растворов;

Отказ от применения биологически жестких ПАВ и других соединений, плохоподдающихся очистке.

При выборе источника водоснабжения следует выбирать вариант, по которому в качестве источника принимается водоем с наименьшим напряжением по водохозяйственному балансу. Принятые проектом объему водопотребления должны быть обоснованы нормативами. Решения по выбору источника и схемы водоснабжения должны быть увязаны с генеральной схемой комплексного использования и охраны водных ресурсов.

Отсутствие каких-либо сбросов в водоем является полной гарантией защиты его от загрязнений. Это одно из требований, предъявляемых к проектам водоснабжения, а именно требование устройства максимального водооборота. При проектировании канализации, в первую очередь, необходимо рассматривать возможность уменьшения количества стоков за счет применения рациональных технологических процессов и оборотного водоснабжения. В случае пользования водными объектами помимо городского водопровода, а также при спуске ливневых вод в водный объект требуется согласовать и получить разрешения в органах надзора.

Каждый проект очистных сооружений должен предусматривать лабораторный контроль за эффективностью очистки.

Спуск сточных вод в водоем должен обеспечивать наиболее эффективное смешение стоков с водой водоема и происходить в местах повышенной турбулентности потока. При спуске стоков в водоем проект должен содержать расчет смешения стоков с водой водоема, в части расчета необходимо определить концентрацию всех вредных веществ в створе после пуска в него стока.

Классификация и характеристика сточных вод и отходов СТО

Сточные воды автотранспортных и авторемонтных предприятий подразделяются в зависимости от производственной деятельности на категории:

сточные воды от мойки автомобилей, входящие в систему оборотного водоснабжения;

осадки, содержащие нефтепродукты и соли алюминия;

нефтесодержащие сточные воды после флотатора.

источник

Сточные воды указанной категории составляют 80—85% от объема производственных сточных вод АТП и существенную долю расхода воды на АРП . Основными загрязнениями данных сточных вод являются взвешенные вещества и нефтепродукты. Концентрация взвешенных веществ в них зависит от большого числа факторов: типа автомобиля, его размера, характера дорожного покрытия, сезонных условий, состава грунтов в районе эксплуатации, периодичности мойки подвижного состава и типа применяемой мойки. Основной особенностью содержащихся в стоке нефтепродуктов является их слабая эмульгированность и адсорбция на высококонцентрированную взвесь, что существенно осложняет использование осадка из отстойников без его дополнительной обработки и утилизацию всплывших нефтепродуктов. Согласно ОНТП -01-86/Минавтотранс РСФСР средняя концентрация загрязнений в стоке дана в зависимости от категории автомобилей.

Гранулометрический состав взвешенных веществ, содержащихся в стоке от мойки грузовых автомобилей и автобусов, принят следующий:

Для стока от мойки легковых автомобилей может быть принят следующий гранулометрический состав взвеси: 12% составляют частицы размером 300—25UU мкм; 75%— размером 300—100 мкм; 13%—размером менее 100 мкм.

В сточных водах от мойки автомобилей, работающих на этилированном бензине, возможно попадание в сток высокотоксичного вещества — тетраэтилсвин-ца ( ТЭС ). Содержание ТЭС , по данным исследований, в стоке составляет 0,002—0,01 мг/л, однако при мойке двигателей оно может достичь 2,46 мг/л. При этом осадок и нефтепродукты, задерживаемые на очистных сооружениях, обладают высокой токсичностью. После реагентной очистки моечных вод последние практически не содержат ТЭС и могут быть включены в систему оборотного водоснабжения.

Применение при туалетной мойке автомобилей CMC ведет к эмульгированию нефтепродуктов и требует иного способа их очистки, так как отстой, коагуляция и фильтрация не обеспечивают надлежащей эффективности.

Моечные воды автотранспортных и авторемонтных предприятий являются частью общей массы нефт;есодержащих сточных вод, состав которых отличается большой сложностью, разнообразием и зависит от вида, назначения и технологии производства и характеристики используемых компонентов. По дисперсионному составу нефтепродукты в сточных водах АТП и АРГ1 могут быть в свободном, эмульгированном и растворенном состоянии. Наличие эмульгированных нефтепродуктов характеризуется попаданием в сток эмульсий и CMC при мойке автомашин, деталей и узлов. Эмульгирование нефтепродуктов происходит также при механическом воздействии на сток, например, при многократной перекачке.

Масляные эмульсии, попадающие в сток, представляют собой коллоидные растворы, которые состоят из капелек минерального масла, окруженных ионами эмульгатора (органической кислотой) и ориентированных углеводородными радикалами в сторону масла, а карбоксильными группами в сторону дисперсионной среды. Очистка маслоэмульсион-ных стоков является серьезной задачей народного хозяйства.

Количество нефтесодержащих сточных вод, образующихся на АТП , колеблется от 50 до 1000 м3/сут. Объем сточных вод АРП относительно невелик, но отличается большой загрязненностью, трудностью обработки и высоким содержанием вредных веществ, получаемых при очистке ремонтного фонда. Необходимость повышения качества ремонта, культуры производства и уменьшения количества требуемой воды на мойке агрегатов и узлов (участок разборки автомобилей) обусловила применение CMC : «Темп-ЮО» «Лабомид-101», «Лабомид-203», МС-6, МС-8, МС-15, МЛ-51 и др. Использование CMC для очистки и мойки ремонтного фонда приводит к образованию иредных по составу сточных вод, содержащих эмульсии и суспензии с высокой степенью дисперсности и содержанием ПАВ . Отработанные растворы моющих средств содержат: нефтепродуктов до 5 г/л, синтетических поверхностно-активных веществ ( СПАВ ) до 0,1 г/л и неорганических щелочных электролитов до 20 г/л. Концентрация вредных примесей в отработанных растворах в 40—80 тыс. раз превышает допустимые нормы.

Читайте также:  Анализ воды что такое сухой остаток

Для отвода сточных вод на территории АРП предусмотрено несколько систем канализации: производственная, бытовая и дождевая. Производственная канализация в большинстве случаев принимает несколько стоков различного назначения. Очистка производственного стока осуществляется на нескольких типах очистных сооружений. Например, в отдельную группу выделяются сточные воды от мцечного оборудования, загрязненные щелочами и СПАВ , в другую — стоки окрасочных отделений и гидрофильтров.

Экологическая опасность при сбросе неочищенных стоков АРП в водоем состоит в том, что эмульгированные нефтепродукты и СПАВ вызывают отмирание первичных пищевых цепей водоемов, гибель водорослей и замедление процессов самоочищения водоемов, приводят к массовой гибели живых организмов. Значительное количество загрязнений поступает в водоем с дождевым стоком, образованным на территории АТП и АРП , который содержит до 0,1 г/л нефтепродуктов и 1,5 г/л взвешенных веществ.

Наибольшее количество стоков с высокой концентрацией загрязнений на АРП поступает от участков наружной мойки автомобилей и разборочно-моеч-ного участка. Эти стоки характерны только для АРП и существенно отличаются от подобных стоков промышленных предприятий.

Высококачественная разборка и дефектоскопия узлов и деталей кабин невозможна без тщательной их очистки и последующей мойки в моечных машинах или ваннах.

Разборочно-моечный участок АРП обычно состоит из нескольких (5—10) моечных постов для мойки кабин, оперения и отдельных узлов и деталей. Почти все установки разборочно-моечного участка имеют оборотную систему подачи моющих растворов, в качестве которых используется вода (60—100 °С) с добавлением едкого натра или моющих средств «Лабомид-101», «Лабомид-203», МЛ-52, «Темп-100». После мойки в горячем растворе узлы и агрегаты промываются горячей водой (80—100 °С). Детали, прошедшие очистку растворами «Лабомид-101» и «Лабомид-203», не требуют ополаскивания. После многократного использования моющие растворы и промывочные воды содержат взвешенные вещества и нефтепродукты в эмульгированном состоянии.

Количество стоков составляет: непрерывных— 30—100 м3/сут, периодических—20—30 м3/смену. К непрерывным относятся стоки от промывки аккумуляторов и деталей после смены моющего состава, к периодическим — единовременный сброс от ванн, установок, а также воды от промывки этих ванн. Периодический сброс производят в основном в ночную смену. Такая технология требует увеличения очистных сооружений, поэтому периодический спуск стока осуществляют строго по графику, что и закладывается в проектах Гипроавтотранса РСФСР .

Анализ сточных вод показывает, что по степени загрязненности, определяемой величиной ХПК , и содержанию экстрагируемых веществ все моечные и промывочные воды разборочно-моечного участка условно можно разделить на две группы. В первую группу могут быть отнесены все промывочные воды, содержащие в основном растворенные вещества минерального происхождения, а также стоки от мойки кузовов и шасси. Содержание экстрагируемых веществ в этих стоках не превышает 0,2—1,1 г/л, а ХПК 1,0—2,4 г/л. Ко второй группе можно причислить все остальные моечные стоки и периодц. ческие, поступающие от технологических установок при смене составов.

Отработанные растворы типа «Лабомид», поступающие от моечных машин и другого технологического оборудования, содержат в среднем: 5 г/л нефтепродуктов, 20 г/л щелочных электролитов 0,1 г/л ПАВ .

Помимо разборочно-моечного участка и участка разборки двигателей и гидромеханических передач на некоторых заводах в отдельный участок выделяются почти все другие технологические процессы, для которых характерна следующая средняя концентрация загрязнений в стоках (г/л):

Стоки от мойки полов содержат 60 мг/л взве-шениых веществ и 20 мг/л нефтепродуктов.

В 1983 г. Гипроавтотрансом РСФСР выпущен альбом паспортов водоотведения и водопотребления АТП и АРП , в котором указывается расход воды, характеристика стоков и программа технологического процесса предприятия.

Источником нефтесодержащих стоков служат тепловые участки предприятий автомобильного транспорта.

Кроме того, топливные баки автомобилей до и после ремонта подвергаются проверке на герметичность в ваннах с водой под давлением 0,5— 0,6 кгс/см2. Расход воды при этом составляет 0,6—0,2 м3/сут, в стоках имеются следы нефтепродуктов (масла, бензина). Установка для очистки радиаторов от накипи имеет расход 0,33 м3/ч и периодичность спуска 2 раза в месяц. В стоке содержится до 100 г/л ортофосфорной кислоты, 200 мг/л взвешенных веществ.

На АРП имеются системы оборотного водоснабжения: охлаждения компрессоров, холодильных установок, испытательной станции, гальванических участков, участков точечной сварки, нагревательных печей, выпрямителей тока и т. п. На крупных заводах эти системы объединены в одну систему с общезаводскими градирнями. Наряду с оборотными системами охлаждения на АРП существуют системы по повторному использованию моющих растворов. Моечно-очистное оборудование имеет оборотные системы для мойки и ополаскивания агрегатов, узлов и деталей. Периодически в этом оборудовании производится смена отработанного раствора.

Согласно данным ГосНИТИ установлено, что сильное механическое возмущение моющего раствора (перекачка в оборотной системе) и длительный контакт загрязнений с раствором обусловливает стабилизацию эмульсий, что в свою очередь влияет на снижение воздействия моющего раствора и увеличивает затраты тепловой энергии на 20—45% (на подогрев обрабатываемой жидкости). Чем дальше не выводится из раствора загрязнение, тем больше накапливается нефтяных мыл и тем стабильнее становится эмульсия. Поэтому для продления срока службы раствора и повышения качества мойки поверхностей необходимо применять технологическую очистку моющего раствора в процессе его использования.

Саратовским институтом Гипропромсельстрой разработан ряд типовых проектов растворных узлов ЦРП : ТП 816-9-50.87 на 25 м5 раствора для АРП с программой до 10 тыс. капитальных ремонтов в год; ТП 816-9-49.87 на 50 м3 раствора для АРП с программой от 15 тыс. ремонтов двигателей. Очистка раствора в ЦРП производится отстоем с коагуляцией и фильтрацией (коагуляция может быть заменена электрокоагуляцией или гиперфильтрацией).

Наиболее рациональными и экономичными методами очистки растворов являются гиперфильтрация и ультрафильтрация через полупроницаемые мембраны. Казанским производственным объединением «Тасма» освоено производство трубчатых мембран, разработанных Владимирским НИИ синтетических смол. Разработанная на основе этих мембран ультрафильтрационная установка ОМ-21619 для очистки моющих растворов от нефтепродуктов и мельчайших примесей выпускается опытным заводом Кировоградского филиала ЦКТБ Гос-агропрома УССР . Рабочим элементом установки является трубка из стеклоткани с мембраной из фторолона с размерами пор около 500 А. Разделяемая эмульсия перекачивается вдоль трубки под давлением до 0,5 МПа, фильтрат вместе с моющими средствами, состоящими из неорганических солей и ПАВ , проходит через мембрану, а частицы масла и мельчайшие механические примеси задерживаются.

Стоит s воды содержащие тяжелые металлы. хром, кислоты и щепочи.

Наиболее токсичные сточные воды, сбрасываемые АРП , поступают от цехов и участков гальванических покрытий и других видов обработки поверхностей металлов (травления, пассивации, электрополировки, никелирования и др.). Эти сточные воды содержат кислоты, щелочи, соединения шестивалентного хрома, соли меди, никеля, цинка, кадмия и других металлов. Сброс этих сточных вод в открытые водоемы и городскую канализацию недопустим без соответствующей очистки.

Основное количество кислотощелочных стоков от гальванических участков поступает непрерывно в течение смены от промывки изделий после обезжиривания, травления, нанесения защитных и декоративных покрытий, кроме того, периодически сбрасываются отработанные растворы электролитов от основных ванн и их промывные воды.

Стоки гальванических участков АРП характеризуются следующей концентрацией загрязнений (мг/л):

Количество сточных вод от гальванических участков АРП зависит от назначения и программы предприятия и составляет около 5—7 м3/сут. Наиболее постоянным стоком является сток от промывки деталей. Количество сточных вод, как и коэффициент одновременного действия промывочных ванн, принимается по технологическому процессу и составляет в среднем для холодной промывки 0,6—0,8 м3/ч, для горячей —0,3—0,5 м3/ч.

Расход воды для каждой промывочной ванны на 1 м2 поверхности покрытия ориентировочно можно принять: для холодной воды (10—25 °С ) — 100 л; для теплой (50—60 °С) —50 л; для горячей (80—90 °С) — 20 л. Значения С0 и С„ принимаются по технологии АРП , концентрация загрязнений может быть условно принята в размере 10% от содержания в электролите.

Отработанные растворы из рабочих ванн сменяются один раз в несколько суток. Травильные растворы сменяются один раз в 3—12 сут. Электролиты, содержащие хром, сбрасываются в тех случаях, когда в ваннах скапливается значительное количество пыли и примесей, нарушающих технологический процесс. Растворы фильтруются и возвращаются в рабочие ванны, а сток от промывки спускается в канализацию.

Сточные воды от гальванических участков по характеру загрязнений разделяются на две группы: сточные воды, содержащие хромовую кислоту (после хромирования изделий); кислые и щелочные стоки (от обезжиривания и травления поверхностей). Обработка этих стоков производится раздельно.

Непрерывные промывные воды содержат незначительное количество кислот и щелочей (30—100 мг/ /л) и ионы тяжелых металлов Fe+2, Fe+3, Си. Периодический сток об обмыва ванн содержит большое количество кислот (до 400 г/л H2S04), щелочи (50 г/л NaOH) и ионы тяжелых металлов. Сток имеет кислую реакцию.

источник

Растущее с каждым годом количество автомобилей создает благоприятную почву для открытия автомоек. Несмотря на то, что данный бизнес является прибыльным и, на первый взгляд, не проблемным, в нем таится немало нюансов. Один из которых – необходимая очистка сточных вод автомоек, обусловленная требованиями экологов. Процесс очистки – дело затратное и требующее специального оборудования. Однако, рациональное использование очищенной воды позволит оправдать затраты.

Для мытья автомобилей современные автомойки используют всевозможную химию. Если не заниматься очисткой, то вредные вещества вместе с машинным маслом и топливом могут уйти в водоемы или попасть в системы центрального водоснабжения. Необходимость очистки воды обусловлена требованиями, предъявляемыми к автомойкам. Санэпидемстанция контролирует работу по фильтрации и обезвреживанию воды в целях сохранения экологии. Таким образом, если автомойка не пройдет сертификацию и не подтвердит свою экологическую безопасность, она не будет допущена к работе.
Основной документ регламентирующий очистку стоков — СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»

Параметр Ед. изм. ПДК
окраска прозрачность столбика воды, см. 10
запах баллы 2
взвешенные частицы мг/л. 3
биохим. потребность в кислороде мг О2/л 3
хим. Потребность в кислороде мг О2/л 30
общие колиформные бактерии кол-во бактерий в 100 мл 20
колифаги(вирусы) Кол-во БОЕ в 100 мл 10
термотолерантные колиформные бактерии кол-во бактерий в 100 мл 10

Очистка воды может быть выгодна и для самих автомоек. Ежедневно расходуя большой объем, организация несет существенные расходы, связанные с оплатой счетчиков. Замкнутая система очистки воды для автомойки позволит повторно использовать уже отработанную воду после того, как она пройдет через систему отстойников и фильтров. При использовании таких систем экономия воды составляет порядка 80%. Оставшиеся 20% теряются вместе с грязью и примесями.

Таким образом, система очистки воды для автомоек – экономия средств и экологичность.

Для эффективной работы автомойки необходимо большой количество воды. В том случае, если предприятие расположено далеко от каналов водоснабжения, и провести водопровод затруднительно, работа автомойки ставится под угрозу. В среднем для мытья одной машины в течение 10 минут при использовании аппарата высокого давления необходимо 100-300 литров воды.
На практике выходит следующее:
Мойка одной машины:
— расход воды примерно 80 л;
— время — 20 минут.
За 8 часов расход на один пост мойки будет — 80х(8х60/20)=1920, это на 36% меньше нежели по нормам.

Оптимальным решением в данном случае станет организация системы круговорота воды на автомойке. Рециркуляция воды подразумевает, что использованная вода будет подвержена тщательной очистке, затем использована повторно. Цикл продолжается на протяжении нескольких недель, пока отработанную воду не вывезут полностью и не зальют свежую. Системы рециркуляции способны очистить воду от механических примесей: песка, глины, нефтепродуктов, уничтожить бактерии и удалить запахи.

В основе любой системы по очистке воды для автомоек лежит принцип отстаивания и последующей фильтрации. Перед попаданием в резервуары-отстойники вода проходит через так называемый приемный лоток, на решетках которого остаются крупные механические загрязнения. Далее посредством отстаивания различные взвешенные твердые частицы – смесь пыли, золы, сажи, сульфатов и т.д. оседают на дно, а нефтепродукты всплывают на поверхность, после чего удаляются специальным оборудованием.

Осветленная вода проходит через фильтры «песколовы». Очищенная вода отправляется либо в канализацию, либо подвергается более тщательной очистке в целях повторного использования. Полученный в результате отстаивания осадок обезвоживают и вывозят.

Очистные сооружения при замкнутом системе могут быть трех видов.
1. Первый способ организации системы состоит из следующих этапов: отстойники, последовательная тонкая фильтрация, адсорбация мелких частиц. При адсорбации мелкие загрязнения поглощаются поверхностями твердых тел – адсорбентами. В роли адсорбентов могут выступать силикагели, алюмогели, активные глины, зола, шлаки, опилки, торф и т.д.

2. Метод флотации основывается на удалении частиц, которые легче воды и не выпадают в осадок. При помощи манипуляций с разряженным воздухом такие загрязнения выводятся на поверхность, после чего удаляются специальным оборудованием. После флотатора осветленная вода подвергается очистке посредством сорбционного фильтра. Флотация наиболее эффективна для очищения воды от нефтепродуктов.

3. Еще один способ основывается на реагентной очистке воды с последующей фильтрацией. Возможны два варианта реагентной очистки:

  • Коагуляция. Специальные вещества при взаимодействии с примесями образуют хлопья, которые выпадают в осадок;
  • Окисление. Посредством окисления происходит удаление вредных соединений. Эффективно для уничтожения нежелательного запаха, цвета, а также избавления от водорослей. В качестве окислителей выступают хлор и озон. В силу того, что реагенты обладают высокой стоимость, коррозионно-активны и требуют сложного оборудования, данный метод распространения не получил.

Наиболее эффективны комбинированные методы очистки. Примером комбинации методов может выступать следующая последовательность. Сначала вода поступает в отстойники, в которых происходит процесс коагуляции с помощью реагентов. Далее подвергается флотации в целях удаления нефтепродуктов, после чего проходит через фильтры тонкой очистки. На следующем этапе вода поступает на аппарат высокого давления для повторного использования.

При выборе системы очистки воды для автомоек необходимо руководствоваться следующими параметрами:

  1. Объем воды. Для небольших автомоек и крупных моечных комплексов требуются разные очистные сооружения.
  2. План помещения, характеристики территории, а также тип грунта. На основе этих параметров могут быть разработаны индивидуальные системы.
  3. Дальнейшее использование отходов. Если сброс воды будет осуществлять в муниципальную канализацию, для очистки применяют отстойники и простые фильтры «песколовы». Если на предприятии замкнутый круг циркуляции воды, система по очистке состоит из последовательности нескольких фильтров, которые будут ее не только очищать от грязи, но также дезодорировать и обезвреживать.
  4. Место установки – наземная или подземная. Под землей обычно устанавливаются отстойники. Системы флотации, например, расположены на поверхности.
  5. Способ очистки (фильтрация, флотация, воздействие реагентами).
Читайте также:  Анализ вода с закрытыми глазами

Выбор системы очистки необходимо делать на стадии проектирования автомойки, чтобы избежать проблем с водоотведением. На виды фильтров и их количество будет влиять расположение автомойки. Например, за городом придется в основном иметь дело с грязью и пылью. В городе очистным сооружениям придется столкнуться с антигололедными реагентами и технической солью.

Также при выборе очистных сооружений важно обратить внимание на наличие антикоррозийного покрытия, в случае отсутствия которого установки быстро выйдут из строя, особенно при использовании химических реагентов.

На рынке широко представлены системы очистки как российского, так и зарубежного
производства. Самые популярные их них охарактеризованы ниже:

Системы под данной торговой маркой производятся в России. В зависимости от комплектующих могут очищать от 80 до 97% примесей. В состав системы входят:

  • песчано-гравийные фильтры;
  • погружной насос, позволяющий выкачивать воду из отстойников;
  • резервуар для хранения чистой воды;
  • оборудование подачи воды для повторного использования.

Моечное оборудование под данной торговой маркой приобрело широкую популярность в Европе. Среди всего ассортимента представлены специализированные установки для очистки воды на автомойках. На первом этапе очистки в таких установках жидкость проходит через механические фильтры, дальше подвергается флоккуляции, во время которой удаляются нефтепродукты.

Суть работы оборудования под ТМ «Свияга» заключается в поочередном удалении загрязнений из воды. На первом этапе вода попадает во флотатор, в котором очищается от нефтепродуктов. Дальше из жидкости извлекается химия, входящая в состав моющих средств. Последний этап подразумевает очистку через песчаные фильтры и тонкую ткань. Вода, очищенная данной системой, непригодна для дальнейшего использования. Поэтому установка оборудования под ТМ «Свияга» оправдана лишь в случае слива жидкости в канализацию.

Данная система моноблочная и отличается своей компактностью, способна удалять до 95% загрязнений. Очистка воды поочередно происходит на нескольких ступенях. Дренажный насос перекачивает воду в первую флотационную камеру, в которой происходит отделение масла и топлива. Затем жидкость переливается в другой отсек, где остатки грязи удаляются посредством фильтрации. Полученная вода может быть использована повторно.

Системы «Скат» позволяют полностью автоматизировать процесс очистки воды. Очистная установка состоит из трех блоков: из первичного накопителя, блока глубокой очистки и баков для хранения чистой воды. На первом этапе удаляются механические загрязнения в виде песка и глины. В блоке глубокой очистки при помощи коагулянтов происходит очищение от нефтепродуктов, дальше вода очищается посредством фильтрации, на последнем этапе обеззараживается при помощи активированного угля.

Моноблочный универсальный комплекс. Производительность 0,5 — 20 м3/час. Очистка воды на автомойке происходит при помощи реагентов-коагулянтов или без них. Потребитель сам может выбрать режим очистки: рециркуляция или сброс сточных вод в канализацию.

источник

При открытии автомойки бизнес согласовывается с учетом требований следующих организаций:

  1. С Роспотребнадзором (СЭС).
  2. Министерством чрезвычайных ситуаций (МЧС).
  3. Госпожнадзором.
  4. Архитектурным управлением.
  5. Экологами.
  6. ГИБДД.

Каждая их этих служб имеет свои требования к территории, помещению/строению, персоналу (при его наличии), оборудованию предприятия.

При оказании услуг организация будет использовать соответствующие инженерные сети:

Соответствующие службы будут предъявлять определенные требования к оборудованию, подключенному к этим сетям, помещению (его расположению) и другим параметрам. Например, СЭС тщательно следит за качеством воды поступающей из водопровода и стоковой, а также за освещением на рабочем месте персонала, если это не мобильная мойка. МЧС будит бдительно следить за техникой безопасности при работе с электросетями, пожарная безопасность и все связанное с ней оборудование находится под надзором пожарного инспектора.

В эту группу входят требования экологов и Роспотребнадзора, касающиеся:

  • освещения;
  • вентиляции;
  • качества воды;
  • обеспечения безопасности персоналу и клиентам автомойки;
  • обеспечения безопасности и комфорта населению в плане экологической безопасности.

Проверка работниками СЭС уровня шума, вибрации, ультра-, инфразвука и других элементов проводится по жалобе населения. имее6т право данная организация брать пробы воздуха. Вредные вещества в нем не могут превышать установленные ГОСТами ПДК.

Основным документом, с которым стоит ознакомиться владельцу автомойки является СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Стоит также ознакомиться:

  • с ФЗ 53 от 30 марта 1999 года.
  • ПП №554 от 24 июня 2000 года.
  • c Постановлением Главного санврача №38 от 10 апреля 2003.

На эти документы опиралась комиссия, разрабатывающая данный СанПиН. Кроме этого, деятельность автомобильных моек регламентируется:

Последние акты касаются воды, как расходного материала для работы предприятия.

Требования к персоналу моечного предприятия регламентируется Постановлением Главврача СЭС № 100 от 26 мая 2003 года.

Система освещения регламентируется как по испускаемому свету, так и по возможности выбора оборудования. Документы, на которые стоит обратить внимание следующие:

Требования я системе вентиляции на мойках для автомобилей регламентируются СниПом2.01.57-85.

Проектирование данной системы регламентируется:

Все бытовые помещения при стационарных автомойках проектируются согласно тех же СНиП 2.04.05-91 и СНиП 2.01.57-85, а также СНиПу 2.09.04-87.

Санитарные органы в основном предъявляют требования:

  • к водоочистному оборудованию;
  • освещению в рабочей зоне.

Так, после мытья автотранспорта вода загрязняется моющими средствами, механическими элементами (грязь, пыль, песок и т. д.), поступая в канализацию она должна быть очищена до разрешенных степеней загрязнения.

В городскую канализацию сбрасывать сточные воды запрещено. Поэтому автомойки:

  • либо используют специальное очистное оборудование;
  • либо устанавливают системы рециклинга воды.

Выбор моечного оборудования проводится на усмотрение владельца. Популярными на сегодня марками считаются: ФлоТенк, Арос, Скат, УКО, Фоламинго. На любое оборудование ( в том числе очистительное) обязательны:

  • Сертификаты.
  • Разрешительное заключение от СЭС.
  • Паспорта установок.

Но при начале работы и приеме-сдачи смены все оборудование должно быть исправным. Работник, приступающий к труду, должен перед его началом рабочего цикла удостовериться в целостности шлангов высокого давления и водопылесоса(если такое оборудование имеется), и емкость для стоковой воды (она должна быть пустой и очищенной). Эти требования должны оговариваться инструкцией по технике безопасности.

Основное требование к персоналу от СЭС — это прохождение медицинских осмотров:

  • при поступлении на работу;
  • периодических.

Это связано с тем, что данный вид труда относится к работам с вредностями. Считается, что такие условия труда неблагоприятны для сотрудников. И их здоровье должна контролировать медицинская комиссия.

Воду используют техническую. Но так как на многих автомойках предусмотрен контакт человека с водой, проверяется не только вода «на выходе» то есть сточная, но и «на входе», то есть используемая для мытья автомобилей. И она не должна быть невредной для человека. Требования к воде указаны в МУ 2.1.5.1183-03.

Владелец автомойки или лицо, которому делегированы данные полномочия из числа персонала, должен регулярно проверять сточные воды на содержание в них:

  • взвесей;
  • нефтепродуктов;
  • количество колибактерий и колифагов;
  • термофильных бактерий.

Проверяется также цвет, запах, прозрачность воды и ее био- и химпотребность в кислороде. Нормативы по данным параметрам содержатся в МУ 2.1.5.1183-03. Основные загрязняющие вещества воды при работе данных предприятий это:

  • нефтепродукты;
  • взвешенные вещества;
  • моющие средства.

Если использованная и загрязненная вода поступает в общую канализацию владельцу автомойки нужно следить, чтобы содержание в ней газов, способных образовывать взрывоопасные соединения (цианиды, окисел углерода, сероводород) содержались в стоках на уровне ПДК. Указанным в нормативах пределах должны содержаться в сточных водах:

  • вещества, склонные к горению, в том числе ГСМ;
  • соединения, откладывающиеся на стенках труб и ухудшающие работу канализационной системы (различные моющие средства, механический мусор разной степени дисперсии);
  • радиоактивные соединения;
  • химэлементы, разрушающие или катализирующие разрушение системы канализации;
  • трудно окисляемы биометодом соединения.

Ни в коем случае нельзя сбрасывать в канализацию стоки, содержащие компоненты ненормированные экологическими службами. В этих стоках не должны содержаться вещества, способные при химических реакциях выделять эфир (более 20 мг/л), сульфаты в количестве, превышающем 500 мг/л и хлориды от 350 мг/л. При заборе проб воды весь сухой остаток не может превышать 2000 мг/л.

Требования к санзоне (СЗЗ) указаны в СанПиНе 2.2.1/2.1.1.1200-03. Некоторые владельцы интересуются, можно ли пересмотреть размеры этой зоны в сторону их снижения. Согласно изменениям, внесенным Главным санврачом в 2007 году это возможно. Но требует обоснований для размещения данного объекта в указанном месте и расчета загрязнения воздуха.

Размер защитной санитарной зоны определяется степенью опасности производства. Всего их пять. Автомойки относят к 4-5 классу опасности, в зависимости от количества установленных постов:

  • пять и более — V класс опасности и соответственно должна соблюдаться СЗЗ в 100 м;
  • от двух до пяти постов — считается IV классом опасности и, соответственно, СЗЗ должна быть размером не менее 50 м.

Это довольно строгие требования, учитывая, что автомойки располагают обычно не в поле, а в черте города, среди жилых и офисных построек.

Земля под постройку мойки для автомашин может быть только технического назначения.

Система освещения на мойке для автомобилей должна быть:

  • эргономичной;
  • эффективной;
  • во взрывобезопасном исполнении.

Комфорт сотрудников в процессе труда помогает достичь высокого уровня обслуживания клиентов за счет качества выполнения работы. Это повышает клиентопоток. В случае освещения нормируется:

  • естественное (если таковое предусмотрено), искусственное;
  • верхнее, боковое и комбинирование, при комбинированном освещении учитывается коэффициент поступления естественного света (КЕО);
  • определяется показатель пульсации, равномерность освещения.

Нормативы указаны в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Требования, основанные на европейской системе стандартизации, будут следующими:

  • пульсация в виде индекса (ИП) не более 10%;
  • индекс цветопередачи (ИЦ) на уровне — 80 Ra;
  • коэффициент дискомфорта 22 UGR;
  • уровень освещенности — 750 лк;
  • его неравномерность — 0,70.

Для помещений, которые по длине дважды не перекрывают собственную высоту дискомфорт не нормируется, по европейским стандартам этого коэффициента лучше придерживаться, но СЭС его проверять не будет.

Из-за высокой агрессивности среды автомойки: влажности воздуха, насыщенности его водной пылью, взвесью моющих средств и грязи, условия эксплуатации осветителей считаются тяжелыми. Поэтому и требования к осветительным приборам довольно строги:

  1. Класс защиты не ниже первого (от поражения током).
  2. Наличие металлического взровобезопасного корпуса на лампах.
  3. Уровень влаго-, пылезащиты от IP 65.

Ни один осветитель не должен ослеплять работников, тот есть надлежит предусмотреть защиту от слепящего эффекта. Как пример, можно рассмотреть поликарбонатовый монолитный рассеиватель. Он ударопрочен и хорошо рассеивает свет. При использовании переносных осветителей, они должны иметь поворотные крепления. Для изменения угла подсветки.

Из-за условий работы, сопряженных с опасностью получения электротравмы персоналом, при приеме смены работники должны проверять целостность и исправность щитового и силового оборудования (при его наличии), осветителей. Оно должно быть в рабочем состоянии и не иметь видимых повреждений. К работе нельзя приступать при повреждении изоляции электроосветительного оборудования.

Учитывая, что влажность, загазованность и наличие в воздухе различных агрессивных химических элементов в помещении будет высока, оно должно оборудоваться вентиляцией не только с приточным но и с вытяжным элементом. Все элементы этой системы:

  • должны быть защищены от коррозии;
  • пластик в качестве воздуховода не используется;
  • соединения уплотняются, в том числе и каждая резьба;
  • стыки на воздуховодах гермитизируются спецсоставами (герметиками).

Воздухообмен при работе мойки в стандартном режиме составляет порядка 5 обменных прогонов воздуха/час. Это меньше требований, заложенных в СниПе. При расчете газообмена для этого предприятия учитывают ассимиляционные процессы по:

  • теловыделению;
  • влаговыделению;
  • вредным газам.

Если предполагается специальная обработка транспорта, вентиляция обустраивается по следующему принципу использование приточно-вытяжного механизма:

  • с поддержанием температуры воздуха (в холодное время не менее +15оС;
  • подачей воздуха в «чистую зону»;
  • организацией вытяжки с преобладающим удалением воздуха из загрязненной зоны (до 2/3);
  • преобладанием вытяжки над подачей воздушных масс (до 20%);
  • кратность обмена воздуха в час не менее 10.

Стандартную автомойку можно оснастить дополнительным вентиляторным оборудованием для перехода ее в режим санобработки транспорта. Вентиляционная система проектируется индивидуально под ваше помещение. Обычно проект заказывают специализирующейся на этой работе организациям. Перед началом работы обязательны пуско-наладочные работы по системе вентиляции.

Любая компания независимо от формы собственности должна иметь так называемый уголок потребителя:

  • Стенд (предпочтительно).
  • Папку, если под стенд отсутствует место.
  1. Информация о компании (наименование, форма собственности, ИНН, адрес и телефон).
  2. Регистрационные сведения (копии свидетельств о регистрации и о постановке на налоговый учет).
  3. Копия закона о защите прав потребителей.
  4. Книга отзывов, предложений и жалоб.
  5. График работы предприятия.
  6. Прайс, заверенный первым лицом организации и печатью.

Книга жалоб и предложений оформляется по определенным правилам:

  1. Титул содержит: название предприятия, дату открытия книги и подпись первого лица.
  2. Первая страница является инструкцией к ее заполнению.
  3. Вторая — содержит информацию о лицах, к которым можно обратиться с жалобой и их контактных данных (директор, заместитель, руководители подразделений).
  4. Третья — оповещает клиента об органах, осуществляющих надзор за деятельностью данной компании, в том числе адрес и телефон Потребнадзора РФ.
  5. Далее книга формируется по схеме, которую можно посмотреть здесь.

Идеалом считается, если книга зарегистрирована в Роспотребнадзоре, ее страницы пронумерованы и прошиты. Но за отсутствие регистрации штрафных санкций не предусмотрено. Отсутствие подобной книги или отказ в ее выдаче клиенту считается административным нарушением.

В процессе работы моек для автомашин образуются отходы, разные по степени твердости и опасности:

  • люминесцентные лампочки;
  • мусор, полученный после уборки бытовых комнат и помещений для персонала;
  • мусор, полученный после уборки территории (смет);
  • нефтешлам;
  • осадок, полученный в ходе очистки сточных вод;
  • отходы очистной конструкции в жидком виде.

Роспотребнадзор вправе затребовать договора по уборке и утилизации всех этих видов мусора и отходов деятельности предприятия.

Пожарная инспекция предъявляет требования к наличию у предприятия средств пожаротушения, наличию журнала инструктажа работников по данному вопросу, правильной разработке системы вентиляции, установлению защитной арматуры на осветительное оборудование. Отдельным вопросом является тема оснащения автомойки средствами АПС.

Нормативные акты, с которыми нужно ознакомиться при организации работы автомойки следующие:

  • ФЗ №123 от 22 июля 2008 года (таким объектам нет необходимости в подаче декларации о пожбезопасности в МЧС). На этапе возведения автомойки нужно четко соблюсти п. 12. статьи № 69
  • ФЗ №69 от 21 декабря 1994 года (особое внимание нужно уделить правам и обязанностям предпринимателя, указанным в статье 37).
  • СП7.13130.2009.
  • СП 5.13130.2009.
Читайте также:  Анализ вода из реки лимпопо

Это далеко не все, а лишь базовые документы.

Согласно 69 статье (п. 12) ФЗ №123 от 22 июля 2008 года Расстояние от любых соседствующих строений временной постройки, каковой обычно является автомойка должно быть в диапазоне 6-15 метров. Конкретное расстояние определяется материалом, задействованным при ее возведении.

Согласно статье 28 ФЗ№123 автомойка принадлежит по классу функциональной безопасности к Ф5.1.

Работники должны пройти инструктаж по мерам безопасности на предприятии, ознакомиться с инструкцией и соблюдать в течение рабочего дня все предписанные правила. Они должны знать:

  • где находятся средства пожаротушения;
  • каковы их действия в случае возгорания;
  • план эвакуации при нахождении в бытовом помещении и в рабочей зоне в закрытых автомойках;
  • при приеме смены нужно проверять кабель электропитания на наличие повреждений.

Последнее позволит избежать электротравмы, и минимизирует риск возгорания.

Стандартные средства тушения пожара (огнетушитель с татой поверки, рукав для подачи воды, ломик ведро с песком) должны присутствовать в любой автомойке, несмотря на то что сам технологический процесс предполагает наличие средств, способных погасить пламя.

Много вопросов возникает у предпринимателей при открытии моечных предприятий по оборудованию их системами оповещения о возгорании и дымоуловителями. Законодательного акта, обязывающего все автмойки оборудовать АУПС, нет. Но соответствующие структуры могут в процессе рассмотрения проекта вашего предприятия определить для него класс опасности. Класс пожароопасности зависит от:

  • Капитальности/временности строения.
  • Его габаритов.
  • Этажности здания.
  • Некоторых других аспектов.

Помещения с мокрыми процессами АУПС не защищаются, согласно п.А4 СП 5.13130, если оно менее 50 м2. Если ваша мойка имеет значительные габариты, ее можно разделить перегородками на боксы с отдельными въездами, тогда каждый бокс будет подпадать под указанный акт. Можно апеллировать к СП.12, п. 4.2 (к технологическим процессам). Процесс мойки — это чуть ли не способ потушить пожар. И о пожароопасности речь может не идти вообще. Но чаще ответственные структуры указывают класс по опасности возгорания В2 (при габаритах до 50 м2) сигнализация не требуется. Если мойка рассчитана на обработку длинномерных автомобилей, при присвоении ей класса В4 может потребоваться пожарная сигнализация и установка дымоуловителей (согласно СП7.13130).

Минимальные требования к сигнализации, предупреждающей о пожаре, фактические значения защиты от дыма, пределы огнестойкости и способности оборудования противостоять дымо- и газопроникновению устанавливаются экспериментально, сообразуюсь с методами, указанными в нормативах.

Основные требования к этой системе (противодымной вентиляции, системе притока и вытяжки воздушных масс, транзитным каналам, фланцам и т. п.) следующие:

  • высокая способность сопротивления огню;
  • все материалы должны быть негорючими;
  • каналы и швы должны по пределу прочности отвечать нормативам, указанным в регламентирующих документах и быть герметичными.

Все фактические параметры расчетные и зависят от объема помещения, проводимых в нем работ (мойка, обработка и т.д.), машинопотока.

Приятным моментом для собственников автомойки является тот факт, что ГСК РФ (кодекс градостроителей) позволяет, согласно статье 51, п. 17, не получать разрешение от органов исполнительной власти для возведения данной постройки, так как она не считается капитальной. Права на данный объект также не нужно регистрировать по статье 120 ГК РФ (п.2).

Вся приведенная информация универсальна и касается любое моечных предприятий. Однако:

  • при организации постов подвижного состава грузового транспорта;
  • его санитарной обработке;
  • обустройстве габаритных капитальных моечных центров;
  • совмещения магазина, автомойки, сервиса.

И в некоторых других случаях к данного рода предприятиям предъявляются более строгие требования. Проект на обустройство вентиляции будет сложнее, потребуется обеспечение пожарной безопасности и противодействия задымлению. Могут потребоваться дополнительные согласования с разными органами и структурами, применяться будут и дополнительные регламентирующие акты.

источник

Одним из мощных источников загрязнения природной среды является автомобильный транспорт, увеличение численности которого с начала второй половины XX века привело к резкому ухудшению санитарных условий проживания в крупных городах.

Автомобиль не только загрязняет воздушную среду и создает шум, но еще и негативно влияет на гидросферу. Каким же образом автомобиль загрязняет гидросферу? В качестве примера загрязнения водной среды транспортом обычно рассматривается загрязнение окружающей среды при транспортировке нефтепродуктов.

Но для города эта проблема выглядит несколько иначе. Всему миру хорошо известны российские дороги. Все мы еще не забыли те времена, когда желающие заработать мальчишки выставляли на дорогах ведра и импровизированные таблички «Мойка машин». Машины мыли прямо у обочины дороги или во дворах, лишь бы рядом была колонка. Грязные ручьи текли, куда придется, а через них прыгали горожане. Но будем надеяться, что эти времена уже прошли, ведь это были первые мойки машин.

В настоящее время предъявляются очень высокие требования к строящимся автомойкам. Прежде чем начать свою работу, автомойка должна быть одобрена государственными экологическими службами и СЭС. Разрешено использовать только те мойки, в которых предусмотрено оборотное водоснабжение. На бумаге все, как правило, выглядит замечательно, а на практике возникает еще множество проблем. О них и пойдет речь:

1. Места образования сточных вод.

Сточные воды от мойки автомобилей образуются на специализированных мойках для легковых автомобилей в черте города, на постах мойки транспортных средств за городом, на передвижных установках для мойки автомобилей, на автотранспортных предприятиях, трамвайно-троллейбусных парках, городских автостанциях.
Сточные воды аналогичного состава могут образовываться при мойке гаражей, автостоянок, заправочных станций, помещений автотранспортного сервиса.

2. Вещества, содержащиеся в сточных водах.

Основные загрязнители сточных вод, образующиеся при мойке автомобилей – механические примеси и нефтепродукты. Сточные воды содержат моторные масла, асфальт, песок, СОЖ, ПАВ, соли тяжелых металлов, различные виды топлива, а также моющие вещества, используемые при мойке. Концентрация углеводородов в сточных водах достигает 10 мл/л.

3. Способы очистки сточных вод.

В настоящее время предпочтение отдается установкам с оборотным водоснабжением. Это связано с необходимостью уменьшить расход питьевой воды не по назначению.

Все предлагаемые сегодня способы включают предварительную механическую очистку сточных вод. Часть очищенных сточных вод после дополнительной фильтрации собирается в накопительной емкости для повторного использования на стадии мойки автомашин. Другая часть сточных вод возвращается в аэрируемый отстойник и циркулирует через контур всех ступеней очистки.

3.1. Общие требования к схеме.

Выбор схемы очистки стоков мойки автомобилей зависит от следующих факторов: — количество, состав и свойства сточных вод; — возможность их достаточной очистки для повторного использования; — схема очистки стоков мойки должна обеспечивать полный водооборот очищаемых стоков и исключать сброс воды на грунт и в окружающую среду.

4. Необходимая степень очистки сточных вод.

Состав сточных вод и их свойства зависят от времени года, состояния дорог, технического состояния автомобиля, а также технологии мойки. При заданном количестве воды на мойку одного автомобиля, например в 200 л, состав стоков может значительно колебаться по взвешенным веществам, эфирорастворимым, цветности и жесткости.
Учитывая данное положение, система очистки должна обладать большими резервами для достижения необходимого качества при экстремальных значениях загрязнения стоков. Нормативные требования к качеству воды, используемой для мытья легковых автомобилей в системе автотранспортных предприятий, указаны в «Укрупненных нормах водопотребления и водоотведения для различных отраслей промышленности».

Все вышеизложенное показывает всю сложность вопроса по выбору поставщика и технологии рециркуляции воды для моечного комплекса. Большое потребление воды при бесконтактном варианте мойки автомобиля, в совокупности с большой производительностью автоматических комплексов также вносит поправки в стоимость законченного технологического процесса.

Наша компания поможет Вам сделать правильный выбор системы очистки воды.

источник

Автомойка – прибыльное дело. Однако для его открытия необходимо собрать множество документов в разных инстанциях. Дополнительно требуется разрешение от местного СЭС, которое выдадут только при наличии системы очистки. Может возникнуть вопрос о целесообразности установки специального оборудования. Достаточно просто слить отработанную воду в городскую канализацию. Не стоит забывать, что на автомойках используют специальные моющие средства различного химического состава. В сточные воды автомоек попадают машинное масло и нефтепродукты. СЭС застраховывает от случайных выбросов опасных для экологии веществ при утечке сточных вод.

В Европейских странах владельцем автомоек разрешено сливать использованную воду в местную канализацию. Она вместе со сточными и ливневыми водами подвергается общей фильтрацией.

В РФ нормы другие. Их легко объяснить различиями в методах очистки сточных вод. У нас используется активный ил, который сильно страдает от нефтепродуктов и некоторых химических соединений. Волей не волей, но приходится предусматривать очистку воды на автомойке, что бы избежать больших штрафов проверяющих инспекторов или полного закрытия.

Дорогое оборудование не следует считать бесполезной тратой денег и очередными требованиями СЭС. Возможно извлечь из него значительную выгоду. Если для мытья машины используют аппарат высокого давления, то требуется большой объем воды: на 10 минут обслуживания одной машины около 200 литров воды. Сегодня количество используемой воды фиксируется счетчиками, на которых будут огромные объемы. Выходом станет очистные сооружение с замкнутым круговоротом воды. Это значит, что вода будет использоваться повторно после определенных методов очистки. Потери воды в нем будут только 10%. Соответственно плата будет происходить только за добираемые 10% воды.

Самым простым вариантом станет механическая очистка от инородных тел. Она состоит из ряда песколовок и отстойников. Можно сравнить его с бытовым септиком большого размера.

Вторым вариантом может быть последовательная фильтрация с адсорбцией мелких частиц. Эффективно при небольшой концентрации загрязнений.

Популярной системой очистки воды для автомойки являются реагентная очистка и дальнейшая фильтрация.

Она может использоваться несколько раз, а отходы подвергаются утилизации.

Флотация – отделение инородных примесей от воды по их размеру и природе методом пропускания загрязненной воды через электрогидродинамические системы. Все работает под давлением. Во время флотации образуются газовые пузырьки, которые «притягивают» инородные тела и выносят их на поверхность.

За один рабочий день на автомойках смывают несколько десятков килограмм глины и песка с маслами и нефтепродуктами. Для смывания грязи используют много воды со специальным моющим средством. Удаление инородных частиц было описано выше. Следует детально изучить классическую систему очистки воды на автомойке.

Отстойники являются обязательным атрибутом системы очистки. Она состоит из ряда различных емкостей для сбора и отстаивания воды. Посторонние фракции удаляются, вода улучшает свои органолептические свойства.

Далее воду подвергают тонкой фильтрации. Конечным этапом является абсорбция. После этого воду разрешено сливать в городскую канализацию. Но можно продолжить самостоятельно ее очищать для возможности повторного использования. Жидкость перегоняют через кассеты для оседания мелких частиц. Нефтепродукты удаляются с помощью флотации.

Сегодня на рынке присутствует множество фирм, которые быстро продадут и установят на автомойке систему очистки. Так что проблем с поиском оборудования возникнуть не должно. Однако ряд проверок установило, что только каждая 6 автомойка имеет эффективно работающую систему очистки. Как же попасть в эти 15%? Следует учесть несколько рекомендаций.

Большинство владельцев автомоек приходят в фирмы по продажам систем очистки с одной просьбой: быстрее и дешевле. Продавца это устраивает и он быстро производит монтаж экономного варианта очистки. Но через пару недель после установки системы начинаются проблемы.

Владельцам автомоек приходится договариваться с экологами с помощью взяток. Действующие ГОСТ имеют жесткие требования на воду, сбрасываемую в канализацию. Создается мнение, что следовать всем правилам невозможно. Многие просто игнорируют качество очистки воды.

В первую очередь, подрядчика следует ознакомить с техническими требованиями производителя моечного оборудования. Автоматические системы и аппараты высокого давления могут использовать только воду определенного химического состава. Если запланирована рециркуляция воды, то есть ее многократное использование, то следует обеспечить нужное качество воды. Иногда это просто упускают из виду.

Потом следует разобраться с составом сточных вод. Учитывают используемые моющие средства. Фильтры должны очищать не только от нефтепродуктов, но и от ПАВ.

На набор фильтров будет влиять и расположение автомойки. К примеру, за городом частыми посетителями будут джипы с большим количеством грязи, а вот в городе – легковые машины с противогололедными реагентами. Если подрядчик будет говорить, что это не имеет значение – лучше сменить его на другого. Системы очистки воды в обоих случаях будут совершенно разными. Не существует универсальных фильтров и систем! Первые недели вода будет чистой, но потом несоответствующие загрязнениям фильтры забьются и перестанут работать.

Не следует устанавливать маломощные аппараты – в будущем обойдется дороже. Но и выбирать объемные установки нерационально. Нужно примерно посчитать требуемый объем воды: на легковую требуется около 60 л, а грузовую – 120 л.

Экономить помогут восстанавливающиеся фильтры. На расходные материалы можно потратить большую сумму. Но следует помнить про сроки работы фильтра и вовремя его промывать, что бы он не пришел в негодность.

Осадок нельзя выбрасывать в городские мусоросборники. Заключают договор на вывоз собранного осадка. Для снижения его объема использую обезвоживание.

Часто предпочтение отдают полностью автоматическим системам, что бы не отвлекать персонал от основной работы. Но при повышении влажности электрика начинает давать сбои, а большое количество насосов нуждается в избыточном энергопотреблении.

Особое внимание обращают на антикоррозионное покрытие оборудования. Незащищенные поверхности в условиях высокой влаги выйдут из строя в течение года.

Сегодня модным стало расположение очистных сооружений под землей. Следует поинтересоваться стоимостью обслуживания подобных систем, что бы для замены одного фильтра не вызывать экскаватор.

Цена систем очистки лежит в диапазоне 4-15 тысяч долларов. Около 20% следует заплатить за ее проект, 20 % за монтаж и 7% за пусконаладку. Идеальным вариантом будет наем независимого эксперта, который будет контролировать все этапы монтажа системы – 10%. Если нет такой возможности, то постарайтесь прописать в договоре повторный анализ воды после двух недель работы. Только при его положительном результате можно подписывать акт приема выполненных работ.

источник