Меню Рубрики

Анализ воды в детском саду

V. Производственный контроль за эксплуатацией плавательных бассейнов

5.1. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением требований настоящих Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими плавательные бассейны, в соответствии с СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 октября 2001 г., регистрационный № 3000).

5.1.1. Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для посетителей плавательных бассейнов. Производственный контроль включает:

  • наличие у администрации официально изданных санитарных правил и методических указаний, требования которых подлежат выполнению;
  • осуществление (организацию) лабораторных исследований;
  • организацию медицинских осмотров (личные медицинские книжки), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации персонала плавательных бассейнов;
  • контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений и иных документов, подтверждающих безопасность используемых материалов и реагентов, а также эффективность применяемых технологий водообработки;
  • своевременное информирование местных органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы об авариях и нарушениях технологических процессов, создающих неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую ситуацию для посетителей бассейна;
  • визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработкой и реализацией мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

5.2. Для реализации задач, поставленных перед производственным контролем, подготавливается программа (план) производственного контроля за эксплуатацией и качеством воды плавательных бассейнов с конкретизацией положений, изложенных в п. 5.1.1, в том числе с указанием перечней:

  • официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля;
  • должностных лиц, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;
  • должностей сотрудников, подлежащих медицинским осмотрам;
  • возможных аварийных ситуаций.

Указанная программа должна включать план лабораторных исследований с указанием точек отбора проб и его периодичности, а также контроль за соблюдением гигиенических требований к режиму эксплуатации плавательных бассейнов, изложенных в разделе 4 настоящих санитарных правил.

5.2.1. Разработанная программа (план) производственного контроля согласовывается с главным врачом (заместителем главного врача) центра госсанэпиднадзора в соответствующей административной территории и утверждается руководителем организации, эксплуатирующей плавательный бассейн.

5.2.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие плавательные бассейны, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля и обязаны представлять информацию о его результатах в центры госсанэпиднадзора по их запросам.

5.3. В процессе эксплуатации плавательного бассейна осуществляется производственный лабораторный контроль за:

  • качеством воды (см. п. 5.3.3);
  • параметрами микроклимата;
  • состоянием воздушной среды в зоне дыхания пловцов;
  • уровнями техногенного шума и освещенности.

Проводятся также бактериологические и паразитологические анализы смывов с поверхностей.

5.3.1. При отсутствии производственной аналитической лаборатории, аккредитованной в установленном порядке, контроль за качеством воды проводится с привлечением лабораторий, аккредитованных в системе государственного санитарно-эпидемиологического надзора и имеющих лицензию на проведение микробиологических исследований.

5.3.2. Лабораторный контроль за качеством воды в ванне бассейна включает исследования по определению следующих показателей:

а) органолептические (мутность, цветность, запах) — 1 раз в сутки в дневное или вечернее время;

б) остаточное содержание обеззараживающих реагентов (хлор, бром, озон), а также температура воды и воздуха — перед началом работы бассейна и далее каждые 4 часа;

в) основные микробиологические показатели (общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии, колифаги и золотистый стафилококк) 2 раза в месяц;

г) паразитологические — 1 раз в квартал;

д) содержание хлороформа (при хлорировании) или формальдегида (при озонировании) — 1 раз в месяц.

Отбор проб воды на анализ производится не менее чем в 2-х точках: поверхностный слой толщиной 0,5-1,0 см и на глубине 25-30 см от поверхности зеркала воды.

5.3.3. Лабораторный контроль воды по этапам водоподготовки проводится с отбором проб воды:

  • поступающей (водопроводной) — в бассейнах рециркуляционного и проточного типов, а также с периодической сменой воды;
  • до и после фильтров — в бассейнах рециркуляционного типа и с морской водой;
  • после обеззараживания перед подачей воды в ванну.

5.3.4. Лабораторный контроль за параметрами микроклимата и освещенности проводится в соответствии с требованиями таблицы № 2 и п. 3.11.4 настоящих санитарных правил и включает проведение исследований со следующей кратностью:

  • параметры микроклимата (кроме температуры воздуха в залах ванн) — 2 раза в год;
  • освещенность — 1 раз в год.

5.3.5. При наличии жалоб от посетителей на микроклиматические условия проводятся исследования воздушной среды в зоне дыхания пловцов на содержание свободного хлора и озона, а также замеры в залах уровней техногенного шума от эксплуатируемого оборудования на соответствие гигиеническим нормативам (пп. 3.11.3 и 3.11.5).

5.3.6. Для оценки эффективности текущей уборки и дезинфекции помещений и инвентаря необходимо не менее 1 раза в квартал проведение бактериологического и паразитологического анализов смывов на присутствие общих колиформных бактерий и обсемененность яйцами гельминтов.

Смывы берутся с поручней ванны бассейна, скамеек в раздевальнях, пола в душевой, ручек двери из раздевальни в душевую, детских игрушек (мячей, кругов и т.д.), предметов спортивного инвентаря.

При получении неудовлетворительных результатов исследований необходимо проведение генеральной уборки и дезинфекции помещений и инвентаря с последующим повторным взятием смывов на анализ.

5.3.7. Эффективность работы приточно-вытяжной вентиляции подлежит систематическому контролю специализированной организацией (не реже 1 раза в год).

5.3.8. Результаты производственного лабораторного контроля, осуществляемого в процессе эксплуатации плавательных бассейнов, направляются 1 раз в месяц в территориальные центры госсанэпиднадзора. В случаях несоответствия качества воды требованиям, указанным в таблице № 3 настоящих санитарных правил, информация должна передаваться немедленно.

5.3.9. Администрация бассейна должна иметь журнал, где фиксируются результаты обследования бассейна госсанэпидслужбой (акты) с выводами и предложениями по устранению выявленных недостатков, а также журнал регистрации результатов производственного лабораторного контроля (при этом в бассейнах рециркуляционного типа, а также с морской водой должна быть указана дата промывки фильтров).

5.4. При подготовке программы производственного контроля следует считать, что потенциально опасным фактором, который может оказывать наиболее неблагоприятное влияние на здоровье посетителей бассейна, является качество воды в ванне (критическая контрольная точка).

5.4.1. При получении результатов исследований по основным микробиологическим и (или) паразитологическим показателям, свидетельствующим о неудовлетворительном качестве воды в ванне, администрацией бассейна проводятся мероприятия, включающие промывку фильтров, увеличение объема подаваемой свежей воды, повышение дозы обеззараживающего агента, генеральную уборку помещений и др. с последующим отбором проб воды на исследования не только по основным, но и дополнительным микробиологическим, а также паразитологическим показателям. При обнаружении колифагов вода исследуется и на присутствие вирусов.

5.4.2. При получении неудовлетворительных результатов исследований проб воды, отобранных из ванны бассейна после осуществления мероприятий, указанных в п. 5.4.1, решение вопроса о необходимости полной смены воды в бассейне требует дифференцированного подхода в зависимости от вида и системы водообмена.

5.4.3. При неудовлетворительных результатах исследований проб воды, отобранных из ванны бассейна с рециркуляционной системой водообмена, по основным микробиологическим и (или) паразитологическим показателям администрации бассейна предоставляется возможность принять максимальные меры по улучшению качества воды, включающие:

  • увеличение объема добавляемой свежей воды;
  • использование альтернативных методов обеззараживания воды;
  • снижение нагрузки (т.е. сокращение количества посетителей);
  • введение перерывов между сменами (или увеличение продолжительности при их наличии) для проведения качественной уборки;
  • проведение дезинфекционных мероприятий всех помещений и оборудования;
  • усиление контроля за мытьем (принятием душа) посетителей, а также представлением справок с повторным обследованием при обнаружении в пробах воды возбудителей паразитарных заболеваний и др.

Для оценки эффективности указанных мер и принятия окончательного решения контрольные пробы воды исследуются не только по основным, но и дополнительным микробиологическим, а также паразитологическим показателям.

Если проведенные мероприятия как предложенные администрацией бассейна, так и рекомендованные санитарно-эпидемиологической службой, не привели к нормализации качества воды, должна проводиться полная смена воды в ванне бассейна.

5.4.4. Получение неудовлетворительных результатов исследований воды по основным микробиологическим и (или) паразитологическим показателям является основанием для полной смены воды в ванне бассейнов с проточной системой водообмена, в т.ч. малых бассейнов с площадью зеркала воды не более 100 м 2 , а также бассейнов с морской водой.

5.4.5. Обнаружение в пробах воды возбудителей кишечных инфекционных, и (или) паразитарных заболеваний, и (или) синегнойной палочки является основанием для полной смены воды в ванне вне зависимости от вида бассейна и системы водообмена.

5.4.6. Полная смена воды в ванне бассейна должна сопровождаться механической чисткой ванны, удалением донного осадка и дезинфекцией (см. п. 3.9.3) с последующим отбором проб воды на анализ.

5.4.7. В случаях обнаружения возбудителей паразитарных заболеваний в воде ванны бассейна и при анализе смывов с поверхностей необходимо проведение исследований на присутствие патогенных бактерий, яиц гельминтов и цист кишечных простейших у обслуживающего персонала и посетителей, а также усиление контроля за наличием справок у детей школьного и дошкольного возраста (п. 3.12.2).

5.4.8. Администрация бассейна обязана информировать территориальный центр госсанэпиднадзора о мерах, принятых по устранению выявленных нарушений настоящих Санитарных правил, в том числе о временном прекращении эксплуатации бассейна и полной смене воды в ванне, при этом возобновление эксплуатации бассейна должно осуществляться только при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения, выданного центром госсанэпиднадзора после получения результатов лабораторных исследований, подтверждающих их соответствие требованиям настоящих Санитарных правил.

5.5. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за устройством, эксплуатацией и качеством воды плавательных бассейнов, а также за организацией и проведением производственного контроля осуществляется центрами госсанэпиднадзора в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.07.2002 № 228 «О порядке проведения мероприятий по контролю при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 октября 2002 г., регистрационный № 3831) и Приложением № 1.

источник

Наида Исубовна
Самоанализ НОД «Волшебница вода»

Организованной деятельности по окружающему миру в старшей группе «Волшебница вода»

Воспитатель МКДОУ «Детский сад «Аист» Магомедовой Наиды И.

Данная непосредственно образовательная деятельность проводилась с детьми старшего дошкольного возраста 5 — 6лет, присутствовало ___ детей. У детей группы сформированы навыки образовательной деятельности, они легко идут на контакт с воспитателем. Умеют слышать и слушать воспитателя. НОД осуществлялась в соответствии с конспектом, составляя который, я прежде всего учитывала возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей, наметила цель, задачи, содержание НОД, определила форму проведения, методы и приёмы, необходимые для получения положительных результатов. НОД построила в форме поисково-исследовательской деятельности детей, которая содержит в себе интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие» ,«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».

Цель НОД: активизировать умственные способности, логическое мышление, творчество детей, умение делать выводы.

-Продолжать знакомить детей со свойствами воды:(без цвета; текучая; растворитель).

-Познакомить с круговоротом воды в природе, с разнообразными видами агрегатного состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное).

-Формировать интерес к проведению опытническо — исследовательской работе.

— связную речь детей (диалогическая и монологическая);

— умение доказательно строить свои суждения;

— аргументировано отстаивать свою точку зрения;

— умение отвечать полными предложениями(5-6 слов);

— развивать экологическую культуру.

-память, внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, умение наблюдать, сравнивать, выделить главное, обобщать, делать выводы, простейшие умозаключения

— Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

1. Словесный (беседы, обсуждение проблемной ситуации)

2. Наглядно-демонстрационный метод (просмотр слайдов по теме)

3. Проблемная ситуация (просьба воды о помощи)

4. Поисково – исследовательский метод

6. Практический метод обучения (работа в лаборатории, творческая коллективная работа)

Здоровьесберегающие технологии посредством экологического воспитания.

Формы работы: Фронтальная (путешествие).

1. Информационно – коммуникационные технологии;

2. Здоровьесберегающие технологии.

I Вводная часть – 3 минут (проблемная ситуация)

II Основная часть – 15 минут (освоение новых знаний)

II Заключительная часть – 2 минуты (обобщение и закрепление)

Логичность построения НОД позволила провести её, не выходя за рамки отведённого времени. Длительность НОД – ___ минут, что соответствует нормам САН ПиН.

I.В водной части НОД была поставлена проблемная ситуация, что послужила мотивацией для детей и эмоционально настроила их на продуктивную деятельность.

II. В основной части детям предлагались вопросы (задания, на которые они сами находили ответ и делали соответствующие выводы. Считаю, что выбранная форма организации НОД была достаточно эффективной, что позволило видеть конечный результат в конкретной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность элементов НОД, выполнение практических заданий помогли создать положительный эмоциональный фон процесса деятельности, сохранять интерес на протяжении всего времени. Предложенные задания были доступны по сложности детям, что способствовало решению поставленных задач, дети чувствовали себя «творцами», радовались, удивлялись. Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. В каждом моменте НОД я старалась (находясь рядом) незаметно направлять детей на поиск проблемы, помогала приобрести новый опыт, специфика работы с детьми отражалась в личностно-ориентированном, дифференцированном подходе к обучению. Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении опытов помощи, напоминания, дополнительного объяснения. Детей хвалила, подбадривала, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

III. В заключительной части НОД провела беседу с детьми в вопросно-ответной форме с целью, обобщения и закрепления полученных знаний.

Для получения более высоких результатов были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия с использованием ИКТ, пособия для опытов, пособие для аппликации. Анализируя деятельность детей, отмечу, что они проявляли познавательную активность на протяжении всего времени, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности. Были заинтересованы, внимательны, организованы, чувствовали себя комфортно, были раскрепощены.

Дети порадовали тем, что проявляли любознательность, интересовались причинно-следственными связями, способны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о природном и социальном мире, способны к принятию собственных решений. Достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, используя речь.

Программные задачи были решены, НОД своей цели достигла.

Конспект НОД «Волшебница вода» «Волшебница вода» Цель: Обогащение знаний у детей о неживой природе. Воде. Задачи: Образовательные: — Расширять и закреплять знания о воде.

Конспект НОД для подготовительной группы «Волшебница вода» ВОЛШЕБНИЦА ВОДА — ЧТО МЫ ЗНАЕМ ПРО ТЕБЯ. ” ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Продолжать знакомить детей со свойствами воды (форма, чистая — грязная,.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» Виды детской деятельности: игровая, двигательная, предметное и социальное окружение, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Конспект НОД по познавательному развитию «Волшебница-вода» для второй младшей группы Программное содержание. Совершенствовать знания детей о значении воды в живой природе. Расширять и закреплять представления детей о свойствах.

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Волшебница вода» Задачи: Закрепить знания детей о том, в каком виде вода существует в природе, о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед,.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода» МБДОУ №1 г. Обояни Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности на.

Конспект НОД во второй младшей группе по познавательному развитию «Волшебница-вода» Программное содержание. Совершенствовать знания детей о значении воды в живой природе. Расширять и закреплять представления детей о свойствах.

Конспект НОД «Волшебница вода» Волшебница вода Цель: наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях Задачи: 1. Способствование формирования у детей.

Конспект НОД в старшей группе «Волшебница вода» Конспект НОД в старшей группе «Волшебница – вода» Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления.

Семейный экологический проект «Волшебница вода» Номинация «Вода в доме» Содержание 1. Введение 2. Цели 3. Задачи 4. Актуальность 5. Предполагаемый результат 6. Подготовительный этап проекта 7. Позновательно – исследовательская.

источник

VIII районная научно-практическая Конференция дошкольников, обучающихся и педагогов «Здоровье – категория социальная»

Номинация «Первые шаги в науку»

«Юные любители природы. Первые шаги в экологию»

Вода в доме (изучение полезных свойств воды,

практическое освоение способов ее очистки)

Автор: Алиса Мордовец, 6 лет, воспитанница подготовительной группы

Руководитель: Пьяникина Н.Н.

Вода – одно из главных богатств на Земле. Без воды невозможна жизнь на планете. Человек на 2/3 состоит из воды. Какую воду мы пьем? Какая вода поступает к нам в водопровод?

Работа посвящена изучению способов очистки воды в домашних условиях. В исследовательской работе рассматривается вопрос влияния чистоты воды на живые организмы, дается описание опытов по очистке воды простейшим фильтром.

Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Чтоб мы не боялись и мыться, и пить.

Описание исследовательской работы

Взрослые не разрешают мне пить воду из-под крана. Почему? Ведь вода чистая, прозрачная. А людям так важно пить воду. Мы на 2/3 состоим из воды. У меня возникли вопросы. Как вода попадает к нам в кран? Нужно ли очищать водопроводную воду? Можно ли это сделать самой?

Цель исследования: узнать влияние чистоты воды на развитие живых организмов.

Гипотеза исследования: если вода очищена, то она полезнее для живых организмов

1.Узнать, как вода попадает в кран и какую очистку она проходит.

2. Изготовить фильтр в домашних условиях.

3. Провести опыты по очистке воды.

4. Понаблюдать за развитием растений.

Читайте также:  Анализ на качество сточных вод

Изучение литературы и интернет – ресурсов.

Проведение опытов по очищению воды разными способами.

Интервью медицинской сестры.

Наблюдение за развитием семян растений.

Мне стало интересно, какую воду пьют дома ребята моей группы. Этот вопрос я задала детям.

Получила такие результаты: — купленную в магазине – 4 человека; — сырую из-под крана — 7 человек; — из фильтра – 4 человека; — кипяченую – 3 человек.

ВЫВОД. В нашей группе есть ребята, которые пьют водопроводную воду, не очищая её дополнительно. Думаю, что им тоже будет интересно узнать об очистке воды.

Работа с информацией из различных источников

Из книг и интернета я узнала, как очищают воду. Вода к нам в квартиру попадает по водопроводу. Мощные насосы накачивают воду из реки в трубы. Но пользоваться речной водой нельзя, там живут микробы. Везде, где есть водопровод, есть и очистная станция, в которой воду очищают. Там добавляют специальные химические вещества- реагенты, которые очищают воду, затем воду отстаивают. Примеси оседают. Потом воду фильтруют. Фильтр заполнен песком и активным углем. В конце очистки воду обеззараживают хлором. Хлор убивает микробы.

С хема работы водоочистительной станции.

ВЫВОД. В кран вода поступает по водопроводу уже очищенная на водоочистительной станции. Во время очистки воду отстаивают и фильтруют.

У меня остался вопрос: почему же мне не разрешают пить воду из-под крана, если её уже очищали?

Из беседы со взрослыми я узнала, что для нас хлор тоже вреден. А желтый оттенок водопроводная вода может иметь, если бежит по старым, ржавым трубам. Поэтому можно попробовать дополнительно очистить водопроводную воду.

ВЫВОД. На водоочистительной станции воду очищают, но при этом добавляют хлор, который не хотелось бы употреблять вместе с водой. Часто бывает так, что вода бежит по старым, ржавым трубам и становится уже не такой чистой.

Наполняем бутылку водой. Она стоит не менее 2-3 часов. На дно выпал осадок, а сверху вода стала более чистой.

ВЫВОД . После отстаивания на дно выпал осадок, значит вода была не совсем чистой, хоть и прозрачной на вид. Воду можно очищать при помощи отстаивания. На дно выпадает осадок, а верхний слой воды можно использовать.

В детском саду нам дают пить кипяченую воду. Я узнала у медицинской сестры нашего садика для чего это делают. Анастасия Сергеевна сказала, что кипячением убивают микробы, которые могли попасть в водопроводную воду из старых, ржавых труб.

Дома с мамой мы вскипятили чайник. В энциклопедии прочитали, что микробы погибают при температуре 75 º, а вода закипает при температуре 100 º. Значит мы очистили воду кипяче нием от микробов.

ВЫВОД. Кипячением можно очищать воду от микробов, но сразу пить такую воду нельзя, нужно подождать пока она остынет.

3. Фильтрование.

Я изготовила разные фильтры: из бумажной салфетки, из бумажной салфетки и ваты, из бумажной салфетки, ваты и активированного угля. Затем, пропустила водопроводную воду через свои фильтры и фильтр, купленный в магазине.

ВЫВОД. После фильтрования вода внешне не изменилась. Вода прозрачна. Осадок не выпал. Сложно определить, изменилась ли вода после фильтрации. Может быть вода изменилась на вкус?

Вода не имеет вкуса и запаха. Но из-за примесей, растворенных в воде, она может иметь разный привкус. Я предложила работникам столовой попробовать на вкус воду из трех стаканов. В одном была вода из водопровода, в другом – после фильтрации моим самодельным фильтром, а в третьем – поле фильтрации купленным в магазине фильтром. Нашим поварам больше понравилась вода, которую пропустили через фильтры.

ВЫВОД. После фильтрации вода изменилась. Такая вода кажется людям вкуснее. Стала ли она полезнее для живых организмов? Понаблюдаю за растениями. Они подскажут, какая вода лучше.

Когда я узнала о способах очистки воды, то решила выяснить, а знают ли ребята из моей группы как можно очищать воду, и я провела в группе детского сада анкетирование. Ребят спросила: — Вы знаете как очистить воду отстаиванием?

-Вы знаете, как очистить воду кипячением?

— Вы знаете, как самим сделать фильтр и очистить воду?

Выяснилось, что ребята знают только о способе очистки воды с помощью кипячения. Я рассказала ребятам о своем исследовании и мы вместе решили понаблюдать, как влияет чистота воды на развитие растений.

Наблюдение «Влияние чистоты воды на живой организм»

Мы с ребятами разделились на две группы. Первая группа проращивала семена фасоли, вторая –– лук. Для проращивания семян растений и луковиц мы брали водопроводную воду, воду после фильтрации самодельным фильтром из салфетки, ваты и активированного угля, и воду после фильтрации при помощи купленного в магазине фильтра. Быстрее проросли семена и луковицы, для проращивания которых использовали купленный в магазине фильтр. Худший результат – при использовании водопроводной воды. Если растения лучше развивались в очищенной воде, значит она полезнее для живых организмов.

ВЫВОД. Очищенная вода полезнее для роста и развития живых организмов. Чем сложнее фильтр, тем лучше он очищает воду.

В заключение своей работы я еще раз провела опрос и спросила ребят: «Какую воду вы пьёте дома?». На этот раз никто не ответил, что пьет воду из-под крана. Ребят, в семьях которых стали пользоваться дома фильтрами стало больше.

П рограмма действий и выводы.

-узнала и рассказала ребятам своей группы как вода поступает к нам в кран, какую очистку проходит на водоочистительной станции,

— узнала, как можно самой дома очищать воду, научилась делать простейшие фильтры для воды,

-провела наблюдение за влиянием чистоты воды на развитие растений .

ВЫВОД. Моя гипотеза о том, что если вода очищена, то она полезнее для живых организмов подтвердилась. Водопроводную воду можно и нужно очищать дополнительно при помощи фильтров, отстаиванием, кипячением.

Познакомившись с моими исследованиями, ребята из моей группы стали все пить воду только после очистки. Своими новыми знаниями мы решили поделиться с друзьями из старшей группы. Мы нарисуем плакаты и выступим перед малышами с сообщениями о воде. Для того, чтобы ребята не забывали очищать воду, мы изготовили буклеты, в которых рассказывается о способах очищения воды в домашних условиях.

источник

Р ебёнок в детском саду или школе, на кружках и в секциях должен в любой момент иметь доступ к чистой питьевой воде. В некоторых детских садах до сих пор пьют кипячёную водопроводную воду, чистота и минеральный состав которой оставляет желать лучшего. Такая вода безопасна с точки зрения бактериальной чистоты, но есть ряд сложностей, о которых должны знать родители:

  • Вода долго остывает, и ребёнок вынужден мучиться от жажды иногда более часа.
  • Дети часто стесняются просить нянечку, в итоге малыш весь день терпит жажду, а дома набрасывается на воду.
  • Многие дети не любят вкус кипячёной воды и стараются напиться из крана, пока не видит воспитатель.

В школах и на кружках питьевой режим ребёнка и вовсе не берётся в расчёт. Если родители положили в рюкзак бутылку с водой – ребёнок пьёт, нет – терпит! Между тем обезвоживание имеет ряд очень неприятных симптомов: слабость, головокружение, нарушение внимания и даже задержка умственного развития.

В зависимости от возраста, времени года и физической активности ребёнок выпивает в день от 1,5 до 3 л. воды.

Особое значение имеет качество воды: её чистота, минеральный состав и физиологическая полноценность. Питьевая вода для детей должна проверяться Роспотребнадзором и соответствовать рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения.

Состав и качество воды для детских учреждений регламентируется ГОСТ Р 52109-2003 и СанПиН 2.1.4.1116-2002 – оба эти документа находятся в свободном доступе в интернете и любой родитель может с ними ознакомиться.

СанПиН 2.1.4.1116-2002 – это санитарно-эпидемиологические стандарты качества воды разлитой в ёмкости: бутыли, контейнеры, пакеты, которая предназначена для питья и приготовления пищи. Этот документ регламентирует:

  • 54 показателя химического состава
  • 8 органолептических и эстетических свойств
  • 10 паразитологических и микробиологических показателей
  • 2 критерия радиологической безопасности
  • 9 показателей физиологической полноценности микро- и макроэлементный состав бутилированной воды для детей и взрослых
  • 3 вида разрешённых консервантов

Что касается консервантов: детская питьевая вода не должна содержать серебра и диоксида углерода!

  1. Емкость с водой или кулер располагают в удобном для детей месте и на подходящей высоте, чтобы ребёнок в любой момент имел возможность напиться.
  2. Рядом с ёмкостью ставят два чистых подноса и вешают полотенце. Первый поднос с чистыми стеклянными стаканами или керамическими чашками, второй для использованных стаканов. Если используются одноразовые пластиковые стаканчики, то рядом с местом для питья ставят мусорную корзину.
  3. Температура воды – 18-20C.
  4. Для приготовления пищи в детских учреждениях используют фильтрованную водопроводную воду.

Находятся как сторонники, так и противники использования кулеров и помп в детских учреждениях. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе и взвесить все плюсы и минусы.

  1. Дети пьют качественную воду сколько захотят.
  2. Вода доступна в любой момент, не нужно ждать пока остынет кипяток или подадут компот.
  3. Ребёнок привыкает быть самостоятельным, ему не нужно ждать нянечку и просить взрослых налить воды.
  4. Бутилированная вода от проверенного поставщика отвечает всем физиологическим требованиям ребёнка и хорошо утоляет жажду.
  5. Удобно.
  1. Бутилированная вода стоит дороже, чем кипячёная водопроводная.
  2. Нужно потратить время на выбор добросовестного поставщика, заказать подходящие ёмкости, помпу или кулер.
  3. Нужно менять ёмкость раз в 1-2 дня.
  4. Необходимо следить за состоянием аппарата и чистить его раз в 2 недели.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области доставкой качественной бутилированной воды занимается компания АКВАЛАЙН. Вода добывается в экологически чистых местах Карельскоого перешейка и обладает статусом физиологической полноценности.

Артезианская вода Аквалайн имеет оптимальный минеральный состав, хорошие органолептические свойства и приятный вкус. Доставка воды осуществляется в бутылях по 6 или 19 л. изготовленных из поликарбоната, который безопасен и не влияет на качество и химический состав воды.

Компания привезёт воду в школу, детский сад или на выездное мероприятие. Сотрудник занесёт ёмкость, установит кулер и покажет детям как его использовать.

источник

К детской воде, предназначенной для питья, приготовления каш и молочных смесей, предъявляются особые требования: она может быть только высшей категории качества и должна иметь сбалансированный состав. Выбирая между обычной кипяченой водой из-под крана и специализированной детской, каждая мама должна быть уверена, что платит деньги за абсолютно безопасный для ребенка товар, не требующий дополнительной обработки.

В целом, как показали экспертизы Росконтроля, детские товары — одна из самых благополучных категорий на рынке. Однако два года назад, когда была проверена специализированная вода для детского питания, выяснилось, что это самое слабое звено. Тогда 5 товаров оказались в Черном списке, еще два — в списке товаров с нарушениями, и лишь два образца получили высокие оценки в рейтинге.

Фраза «для детского питания» есть только на этикетке образца «Агуша». «ФрутоНяня» имеет маркировку «детская», «Винни» и Nutrilak aqua — «с первых дней жизни». «Сказочный лес» — просто вода высшей категории, которая позиционируется как детская вода за счет придуманного названия и рисунков детской тематики.

В рамках программы контроля качества, специалисты Союза потребителей Росконтроль проводят регулярный мониторинг товаров, в том числе и тех, что уже принимали участие в экспертизе. В августе 2016 года в лабораторию отправились 5 образцов детской воды известных брендов: «ФрутоНяня», «Агуша», «Сказочный лес», «Винни» и Nutrilak aqua. Первые четыре были участниками ранее проведенной экспертизы, а последний товар добавлен по многочисленным просьбам читателей портала.

Не соответствует требованиям безопасности к воде высшей категории по показателям массовой концентрации ртути и «Запах при 60°С».

Не соответствует требованиям к воде высшей категории и детской воде по содержанию фтора, которое намного меньше допустимого.

Не соответствует требованиям безопасности к воде высшей категории по показателям массовой концентрации ртути, содержания хлороформа и по общей минерализации. По содержанию хлороформа, вероятно, не является природной артезианской водой.

Не соответствует требованиям безопасности по микробиологическим показателям.

Нарушение требований безопасности: превышено значение содержания ртути, хлороформа и микробов. Общая минерализация ниже допустимого уровня.

Для ребенка очень важно, чтобы вода была безопасна в микробиологическом отношении, то есть не содержала опасных микробов. И в первую очередь оценивается общее содержание в воде микробов — общее микробное число. Кстати, этот показатель одинаков и для детской, и для «обычной» воды, предназначенной для взрослых потребителей. Количество микробов в образце «Сказочный лес», которые растут при температуре 37°C, превышает допустимое значение в 105 раз, при температуре 22°C — в 12 раз. С такими результатами «Сказочный лес» побил собственный рекорд двухлетней давности. Тогда микробов в воде было «всего» в два с половиной раза больше предельно допустимого значения. Не назовешь безопасной и Nutrilak aqua. Общее микробное число в образце при температуре 22°C превышает допустимое значение в 18 раз.
Такие результаты могут быть следствием того, например, что источники, из которых взята вода, загрязнены, либо нарушена технология розлива. Это в любом случае говорит о высоком риске от употребления такой воды — в одной из бутылок могут оказаться и опасные микроорганизмы, и вирусы.

Андрей Мосов, руководитель экспертного направления «Росконтроль», врач:
«При определении общего микробного числа пробы воды параллельно культивируют при двух температурах: 22°C и 37°C. Особенно важен показатель ОМЧ при 37°C, поскольку при такой температуре (близкой к температуре тела) растут микробы, которые могут быть опасны для человека, тем более маленького ребенка. Кишечник новорожденного практически стерилен, иммунитет еще не сформирован, поэтому микробы из загрязненной воды могут вызывать у малыша нарушения пищеварения. ОМЧ при 22°C показывает содержание менее опасных, но также сигнализирующих о загрязнении воды, сапрофитных микроорганизмов».

В любой воде могут быть тяжелые металлы. Они попадают туда из сточных вод, загрязненных химическими отходами, или почвы, при этом существуют жесткие нормы содержания для воды каждой категории. Естественно, для детской воды стандарты самые строгие. Ни в одном из образцов содержание свинца, кадмия или мышьяка не превышало допустимых значений. А вот ртуть нашлась в трех из пяти участников теста. Превышение по этому пункту по сравнению с нормативом для воды высшей категории (даже с учетом погрешности) наблюдается у «Винни», «ФрутоНяни» и Nutrilak aqua. В последних двух ртути даже больше, чем допускается в обычной питьевой воде первой категории. Конечно, говорить о прямой опасности для ребенка, выпившего или даже регулярно пьющего такую воду, нельзя. Но, как известно, тяжелые металлы, которые можно встретить во многих продуктах питания, имеют свойство накапливаться в организме. Соответственно, нормы разрабатывают именно с учетом суммарного риска, который может иметь отсроченный эффект.

И уж вряд ли кто-то из родителей сознательно захочет разнообразить рацион своего ребенка ртутью или любым другим токсичным элементом, таким, например, как серебро. Далеко не все это знают, но серебро, которое иногда используют в качестве консерванта, в детскую воду добавлять запрещено. Тем не менее в воде «Сказочный лес» серебро, хоть и не в очень большом количестве, обнаружено. Есть вероятность, что оно попало в воду естественным путем, но утверждать что-либо наверняка можно, только взяв пробу непосредственно из скважины.
По содержанию азотистых соединений и органического углерода, свидетельствующих о возможном органическом загрязнении, все образцы соответствуют нормативам. Самая «чистая» с этой точки зрения вода «ФрутоНяня».

Стоит отметить, что образцы «Винни» и Nutrilak aqua разливаются на одном заводе и имеют по большей части аналогичные нарушения. Так, содержание хлороформа, обладающего и токсичностью, и вероятной канцерогенной активностью, у них в 2 раза превышает допустимое. Эксперты считают, что, вероятно, вода в бутылках, не из натуральных подземных источников, а водопроводная, прошедшая обработку хлором.

Теоретически возможно, что это все-таки натуральная подземная вода, просто накануне, к примеру, проводили обеззараживание скважины хлором, но норматив все равно превышен, и для детского питания данная вода никак не подходит. Кроме того, эти образцы имеют слишком низкую минерализацию, а значит, не могут считаться физиологически полноценными.

К воде, предназначенной для детского питания, предъявляются самые строгие требования как в отношении безопасности, так и в отношении пользы. Количество минеральных веществ в такой воде жестко регламентировано, ведь каждый из них отвечает за тот или иной аспект развития ребенка. По содержанию кальция, магния, калия, гидрокарбонатов, хлоридов, жесткости все образцы отвечают требованиям физиологической полноценности минерального состава к воде для детского питания, а вот со фтором у воды бренда «Агуша» возникли проблемы: его в 3 с лишним раза меньше необходимого. Что интересно — два года назад количество фтора в этой воде соответствовало всем нормам.

Ларионов Борис Васильевич, эксперт по диетологии и профилактике неинфекционных заболеваний: «Регулярный прием воды с малым количеством фтора может вызвать появление начального кариеса зубов — кариозных пятен уже через 1-3 недели в зависимости от того, чистит ли ребенок зубы фторсодержащими зубными пастами, и ест ли богатые фтором морскую рыбу и морепродукты».

В воде могут находиться сотни разных вредных веществ, некоторые из которых даже невозможно определить лабораторным методом, но наличие у воды запаха позволяет убедиться, что с ней не все в порядке, например, она недостаточно хорошо очищена или была разлита в некачественную тару. Иногда запах проявляется только при нагреве. Именно это произошло, когда воду «ФрутоНяня» и Nutrilak aqua довели до температуры 60 градусов. Но вода высшей категории и, тем более, детская вода не должна иметь запаха! Других претензий по органолептическим показателям к проверенным образцам у экспертов не возникло. Тем не менее по совокупности выявленных нарушений все пять проверенных наименований детской воды занесены в Черный список Росконтроля.

Читайте также:  Анализ на кальций в воде

Максим Рудаков, Директор экспертного департамента, НП «Росконтроль: «В рамках реализации программы «Контроль качества» Росконтроль проводит экспертизы товаров в течение уже нескольких лет. Результаты работы указывают на нестабильность уровня безопасности и качества реализуемой на рынке продукции. И это лишний раз подтверждают результаты экспертизы детской воды, в которой участники, хорошо зарекомендовавшие себя два года назад, при очередной проверке оказались в черном списке. Эффективным решением, на наш взгляд, было бы введение в практику системы независимого контроля качества в виде регулярных проверок образцов продукции, взятых с полок магазинов. Зная, что товар может быть и будет проверен в любой момент, производители вынуждены будут относиться к качеству и безопасности ответственнее. Такой механизм позволит защитить потребителя и поддержать добросовестный бизнес».

источник

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: кратко — срочный (с 03.12.2012г. по 17.12.2012г.).

Предмет исследования: свойства воды.

По количеству участников: групповой (средняя группа)

В нашей стране в последнее время педагоги начали уделять внимание экологическому воспитанию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Вызывать интерес и любовь к природе необходимо с раннего возраста, так как впечатления детства и накопления опыта остаются на всю жизнь.

Вода — первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только у детей начинается формироваться познавательный процесс, они используют воду для игр.

В нашем детском саду был разработан и реализован экологический проект «Свойства воды».

Цель : создание условий для формирования у ребенка знаний о природе, элементов экологической грамотности.

  • расширять представления детей о свойствах воды;
  • формировать представления о значении воды в жизни человека;
  • обогащать и активизировать словарь.

— расширение представления о воде, умение определять различные состояния воды;

— повышение уровня развития речи, словарного запаса;

— формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.

— оформление экологической зоны «Зимние узоры»;

— подбор материала, изготовление экологических игр;

— разработка плана реализации проекта.

— работа по перспективному планированию: наблюдение за сосульками; эксперимент «Свойства воды :пар, лед, вода»;опыт «Свойства снега»; интегрированное занятие «Снежный лес».

— взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта: изготовление поделок, конкурс на лучший детский или семейный рассказ «Приключение сосульки»

— выставка продуктивной деятельности детей;

— украшение деревьев разноцветными сосульками;

Проведение викторины «Волшебная капелька»;

— награждение победителей в конкурсе лучший семейный или детский рассказ «Приключение сосульки».

Перспективно-тематическое планирование экологического проекта «Свойства воды» для детей среднего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Игровые упражнения: «Дорисуй снежинку», «Где снежинки?», «След в след», «Перепрыгни сугроб», «Игры со снегом»

Дидактические игры: «Найди снежинке пару», «Снежинки», «Выбери нужное», «Изобрази», «Когда это бывает?»

Имитация движений «Полет снежинки»

Участие в конкурсе на лучший детский или семейный рассказ «Приключения сосульки». Привлечение родителей к оформлению экологической зоны «Зимние узоры».

Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Снежинки»

Комплекс утренней гимнастики «Мы мороза не боимся»

Комплекс гимнастики после сна «Валенки»

Пальчиковая гимнастика «Снеговик»

Наблюдение за сосульками «Превращение сосульки»,

Наблюдение за снежинками «Форма снежинок»

Эксперимент «Свойства воды: пар, лед, вода»

Викторина «Волшебная капелька»

Украшение деревьев разноцветными сосульками

«Дети играют в снежки», «Зимний лес»

Беседы: Значение воды для живого организма», «Как сохранить воду», «Сильный мороз», «Как ты думаешь, зачем нужна вода?»

Чтение (восприятие художественной литературы)

Чтение художественной литературы

Чтение произведений: М. Д. Перина «Живая вода»;

Е.Благина «Снег»,И.Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед»,А.Дэви «Зима», «Снежинка», Т.Новицкая «Белый снег пушистый», А.Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», М.Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки»

Песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!»

Использование музыки Прослушивание шума водопада

В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают, насколько значима вода в природе.

По итогам работы было отмечено:

  • Все животные на планете, растения, деревья питаются водой;
  • Сосульки, снег тают от любого источника тепла, превращаясь в воду;
  • Вода не имеет запаха, цвета, вкуса;
  • Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Сфера самостоятельности детей дошкольного возраста Бегом, вприпрыжку с мамой, бежит малыш в детский сад. Мама и папа вселили уверенность в том.

Лэпбук «Вода» Лэпбук в игровой форме познакомит детей с круговоротом воды в природе, тремя состояниями воды, значением воды для человека и.

НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Веселый зоопарк» Задачи: Образовательные: — Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе.

Сценарий КВН«Подводное царство родного края» Цель: Закрепить знания детей об обитателях подводного мира Японского моря. Выделить особенности их строения и образа жизни.

Праздник здоровья «Осенняя Здравиада» Цели и задачи — Формирование у детей мотивации навыков здорового образа жизни. — Создание условий для системного оздоровления детей. -.

Сценарий досуга: «Мама — первое слово» Задачи: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия. Учить выразительно, исполнять стихотворения.

источник

Исследование воды проводится качественными методами. Измерение рН — с помощью цифровой лаборатории «Архимед».

Исследование качества воды

Цель работы: освоение методов анализа качества воды в природном водоеме.

  1. формирование у обучающихся представления методах оценки качества воды;
  2. формирование у обучающихся представления о водородном показателе растворов на основе выполнения опытов по определению рН;
  3. формирование у обучающихся представления о таких качествах воды как цветность, мутность, запах, пенистость;
  1. развитие познавательной активности воспитанников;
  2. развитие навыков работы с цифровой лабораторией «Архимед»;
  3. развитие навыков сравнения и анализа полученных результатов;
  4. развитие умения пользоваться таблицами;
  1. воспитание умения работать в команде;
  2. воспитание экологического сознания;
  3. воспитание ответственности за сохранность окружающей среды.

Оборудование: цифровая лаборатория «Архимед», датчик pH, пробирки, колбы на 0,5л, часы (секундомер), водный термометр, листы темной и белой бумаги, электрический фонарик.

Тип занятия: комбинированное

Технология: групповая исследовательская деятельность

I. Организационный момент. Приветствие. Правила техники безопасности при проведении исследования.

II. Педагог: Сегодня мы проведем исследования качества воды водоема. Каждая группа получает карту водоема (места для групп находятся в пределах видимости педагога), на которой отмечено место для проведения исследования и план проведения экспериментов.

Цветность – естественное свойство природной воды, обусловленное присутствием гуми-новых веществ и комплексных соединений железа. Цветность воды может определяться свойствами и структурой дна водоема, характером водной растительности, прилегающих к водоему почв, наличием в водосборном бассейне болот и торфяников и др.

Используем качественный метод исследования.

1. Заполните пробирку водой до высоты 10–12 см.

2. Определите цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при боковом освещении (при недостатке солнечного света можно пробирку подсветить фонариком). Отметьте наиболее подходящий оттенок из приведенных в таблице 1 (либо заполните свободную графу в таблице).

Мутность воды обусловлена содержанием взвешенных в воде мелкодисперсных примесей – нерастворимых или коллоидных частиц различного происхождения.

Мутность воды обусловливают и некоторые другие характеристики воды – такие, как:
– наличие осадка, который может отсутствовать, быть незначительным, заметным, большим, очень большим, измеряясь в миллиметрах;
– взвешенные вещества, или грубодисперсные примеси, – определяются гравиметрически после фильтрования пробы, по привесу высушенного фильтра.

1. Заполните пробирку водой до высоты 10–12 см.

2. Определите мутность воды, рассматривая пробирку сверху на темном фоне при достаточном боковом освещении (при недостатке солнечного света можно пробирку подсветить фонариком). Выберите подходящее из приведенных в таблице 2.

Мутность не заметна (отсутствует)

Исследование 3: Температура

Измерить температуру воды водным термометром, подержав его в воде 2-3 минуты. Температурный режим водоема зависит от сезона года, скорости течения, типа питания.

Запах воды обусловлен наличием в ней летучих пахнущих веществ, которые попадают в воду естественным путем либо со сточными водами. Практически все органические вещества (в особенности жидкие) имеют запах и передают его воде. Обычно запах определяют при нормальной (20°С) и при повышенной (60°С) температуре воды.

Запах по характеру подразделяют на две группы, описывая его субъективно по своим ощущениям (таблица 3):

  1. естественного происхождения (от живущих и отмерших организмов, от влияния почв, водной растительности и т.п.);
  2. искусственного происхождения. Такие запахи обычно значительно изменяются при обработке воды.

Таблица 3. Характер и интенсивность запаха

– землистый
– гнилостный
– плесневый
– торфяной
– травянистый и др.

– нефтепродуктов
(бензиновый и др.)
– хлорный
– уксусный
– фенольный и др.

Интенсивность запаха оцените по 5–балльной шкале, приведенной в таблице 4.

Таблица 4. Таблица для определения характера и интенсивности запаха

Характер проявления запаха

Оценка интенсивности запаха

Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды)

Запах замечается, если обратить на это внимание

Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о качестве воды

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от употребления

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

Исследование 5: Определение рН

Кислотность среды измеряется рН- отрицательным десятичным логарифмом концентрации ионов водорода. Этот показатель может меняться от 1 до 14, от 1 до 7 – среда кислая, от 7 до 14 – среда щелочная (при рН=7 – нейтральная). Пониженное рН чаще всего бывает в болотных водах и говорит о повышенном содержании гуминовых кислот или других природных кислот.

Для измерения рН используем цифровую лабораторию «Архимед».

  1. Внимательно подсоедините датчик рН, сверяя вход в Nova.
  2. Включите Nova.
  3. Произведите настройку и измерение.
  1. Запуск MultiLab СЕ

Для запуска программы MultiLab CE выберите команду Пуск → Программы → Наука → MultiLab CE.

  • В меню Регистратор выберите команду Настройка.
  • Далее откройте вкладку Датчики, флажок «Автоопределение» удален, поэтому самостоятельно выбираем подключенные датчики в выпадающем меню полей: датчик температуры и датчик рН.
  • Откройте вкладку Частота и выберите частоту опроса: например, 1 замер в секунду. Затем откройте вкладку Замеры и в выпадающем меню выберите количество замеров: например, 500.

Для начала записи данных в меню Регистратор выберите команду Пуск.

  1. По окончании измерений, отсоедините датчики и выключите Nova.

Исследование 6: Пенистость

Пенистостью считается способность воды сохранять искусственно созданную пену. Данный показатель может быть использован для качественной оценки присутствия таких веществ, как детергенты (поверхностно-активные вещества) природного и искусственного происхождения и др.

Пенистость определяют, в основном, при анализе сточных и загрязненных природных вод. Величина рН воды при этой процедуре должна быть 6,5–8,5 (при необходимости воду нейтрализуют).

Колбу заполните на 1/3 водой, взбалтывайте около 30 сек. Проба считается положитель- ной, если пена сохраняется более 1 мин.

III. Обсуждение результатов.

Проводится обсуждение и оформление полученных результатов. Обучающиеся делают вывод о степени загрязненности водоема и возможности его использования жителями микрорайона.

Примечание: обучающимся предлагается обдумать меры по защите водоема от загрязнения, на следующем занятии высказать свои предложения.

источник

Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия.

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Исследовательские качества наблюдаются у детей 1–2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарных действий: размазывание краски по листу, попробовать на вкус, испытать на прочность (укусить, бросить), извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет. Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.

Воспитанники младших групп экспериментируют совместно с педагогом

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Педагог работает в этом направлении во время проведения занятий НОД, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Для опытных исследований организуется предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лаборатория. Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.

Детское экспериментирование похоже на научное, а результаты опытной деятельности имеют большую ценность для детей

Образовательные задачи
  • Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
  • Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
  • Формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающие задачи
  • Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
  • Развитие внимания и памяти.
  • Развитие речевых способностей.
Воспитательные задачи
  • Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
  • Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
  • Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
  • Воспитание усидчивости и аккуратности.

Во время проведения экспериментов дети приобретают исследовательские навыки, делают умозаключения и выводы на основе проведённых опытов

Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности выделим актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении:

    Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

В русле проблемно-поискового метода строится большинство занятий в детском саду

Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности дошкольников

Опыт по установлению зависимости растений от факторов внешней среды

По характеру познавательной деятельности детей
  • иллюстративное (детям известен результат, и опыт подтверждает знакомые факты);
  • поисковое (результат неизвестен, его необходимо получить опытным путём);
  • решение познавательных задач.
По месту в образовательном цикле
  • первичное;
  • повторное;
  • заключительное;
  • итоговое.
По характеру мыслительных операций
  • констатирующее (наблюдение особенностей объекта или явления вне связи с другими объектами или явлениями);
  • сравнительное (есть возможность увидеть изменение свойств или качеств объекта во время какого-либо процесса);
  • обобщающее (есть возможность определить закономерность какого-либо процесса, рассмотренного в виде отдельных этапов в предыдущих экспериментах).
По способу применения
  • демонстрационное;
  • фронтальное.

В опытно-экспериментальной деятельности осуществляется развитие умственных и практических способностей детей. Если в процессе исследования задачей было получение новой информации при помощи совершенствования практических навыков, то опытно-экспериментальная деятельность в этом случае носит познавательный характер. Формирование новых навыков экспериментирования и обучение работать с различными инструментами осуществляется в рамках исследовательской опытно-экспериментальной деятельности.

В опытно-экспериментальной деятельности развиваются как познавательные, так и исследовательские способности детей

  • Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.).

В игровой форме дети осуществляют поиск новой информации о предметах

Моделирование на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности позволяется расширять знания о свойствах реально существующих объектов, которые нельзя изучить в непосредственном контакте

Читайте также:  Анализ на легионеллу в воде

Комплексный опыт позволяет углубить знания о воде (способность растворять) и получить сведения о других веществах (масло, мука, соль)

Организация детского экспериментирования осуществляется в рамках личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД, когда детям даются задания различного уровня сложности на проведение опыта. Например, на занятии «Тонет — не тонет» первой подгруппе воспитатель детей даёт задание провести опыт на определение плавучести кубиков одинакового размера из разных материалов (дерево, пластмасса, стекло, металл, пенопласт, камень), а второй подгруппе — определить плавучесть предметов разного веса и формы, но состоящих из металла (кубик, миска, кораблик). Первое задание предполагает выводы о плавучести более лёгких материалов, второе задание подразумевает сложный вывод о способности предметов плавать в зависимости от их общей плотности и объёма.

Разноуровневые задания даются во время прогулок по проведению экспериментирования с водой, песком, воздухом. Ребята так же делятся на подгруппы, проводят опыты, после проводится совместное обсуждение.

Самостоятельная деятельность воспитанников инициируется педагогом с целью совершенствования навыков проведения экспериментов с учётом личных интересов детей. В различных центрах активности могут быть организованы игры-эксперименты, изучение моделей и макетов, наблюдение за жизнедеятельностью растений, проведение собственно опытов с веществами.

Возможность практической работы в подгруппах позволяется осуществить личностный подход в опытно-экспериментальной деятельности

У детей дошкольного возраста сильно стремление к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов. Особенно их привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и непривычные материалы для исследования.

Педагогу важно организовать занятие по опытно-экспериментальной деятельности так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую случается, практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого опыта и эксперимента. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), устраиваются подвижные и дидактические игры, тематические гимнастика и зарядка, проводятся дискуссии, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи.

Тема занятия, возрастная группа Вариант мотивирующего начала
«Таяние снега», первая младшая группа Включение в игровую ситуацию.
В группу приходит письмо от Снежной Королевы, она приглашает ребят в своё царство. Припомощи волшебного портала дети попадают в мир вечного льда и снега, где им предстоит выполнить задания сказочной хозяйки и принять участие в эксперименте по изучению свойств снега.
«Домик для ёжика», вторая младшая группа Создание сюрпризного момента.
В группу приходит сказочный персонаж Ёжик, он фырчит и ничего не говорит, но выглядит очень взволнованным. Он принёс ребятам письмо от лесных жителей, в котором рассказывается о попытках Ёжика сделать себе домик: в коробке было жёстко, на шишках неудобно, в мох он проваливался. Лесные жители просят ребят помочь Ёжику в создании удобного домика.
«Свойства воды», средняя группа Изучение плаката «Круговорот воды в природе». Проведение познавательной беседы о формах воды в природе.
Проведение подвижной игры «Дождик и солнышко».
«Мусор в землю закопаем», старшая группа Просмотр презентации о загрязнении почвы и её возможных последствиях.
Проведение дискуссии о том, какой мусор можно закапывать в землю, а какой требует других способов переработки.
«Выращивание кристаллов соли», подготовительная группа Изучение иллюстраций о способах добычи соли.
Отгадывание загадок о соли и сахаре.

Привлечение наглядного материала активизирует внимание воспитанников и вызывает интерес к поиску новой информации

Предлагаем ознакомиться с вариантами опытно-экспериментальной деятельности дошкольников на занятиях в детском саду.

Занятие опытно-экспериментальной направленности в детском саду строится с учётом возрастных особенностей детей в условиях временных рамок по нормам САНПиН:

  • младшая группа — 15 минут;
  • средняя группа — 20 минут;
  • старшая группа — 25 минут;
  • подготовительная группа — 30 минут.

Для профилактики переутомления используются различные формы деятельности: игровая (дидактические игры), физическая (физкультминутки, подвижные игры), развлекательная (пение), познавательная (изучение наглядного материала, проведение беседы).

Практическую работу предваряет повторение правил техники безопасности и проговаривание последовательности выполнения действий во время эксперимента. По завершении опыта каждый воспитанник приводит в порядок своё рабочее место, помогает воспитателю убрать инструменты.

Обязателен этап рефлексии в конце занятия: ребята сообщают результаты эксперимента, делятся эмоциями от процесса открытия.

Область экспериментирования Тема занятия Цель экспериментирования Материалы
Объекты неживой природы «Свойства» Знакомство со свойствами песка Баночки с сухим песком, бутылка с водой, лопатки, оргстекло, магнит
«Очистка воды» Познакомить со способом фильтрования воды Стакан с грязной водой, пустой стакан, ватные фильтры для очистки воды
«Ткани» Формирование представлений о свойствах различных видов ткани Ёмкости с водой, ножницы, образцы тканей
«Металлы» Формирование представлений о свойствах металлов Спиртовка, спички, ножницы, образцы металлов (демонстрационный опыт, проводится педагогом)
«Магнетическое свойство Земли» Знакомство с магнетическими свойствами Земли Магнит, стакан, иголки, макет земного шара, намагниченная английская булавка, вода, растительное масло
«Радуга» Познакомить с механизмом распада света на цветовой спектр Гранёное стекло (деталь от хрустальной люстры)
«Как достать скрепку?» Расширение представлений о свойствах магнита и его применении человеком Ёмкость с водой, скрепки, магнит
«Полярное сияние» Расширение представления о магнитных силах Земли Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги
«Космос в рюмке» Выяснение факторов, влияющих на форму планет Рюмка с водой, масло, спирт, пипетка
Объекты живой природы «Корни тянутся» Установление связи видоизменения частей растений от влияния внешних факторов Растения в горшках с поддонами, имитирующими различные внешние факторы воздействия
«Свойство испарять жидкость» Установление зависимости количества испаряемой жидкости от размера листьев растения Три комнатных растения: с мелкими листьями (фикус ретуза), со средними листьями (фикус Бенджамина), кактус
«Свет и рост» Установление взаимосвязи между освещением и ростом растений Комнатные растения, лист бумаги, карандаши
«Запасливые растения» Знакомство со свойством некоторых растений накапливать влагу Ёмкость с водой, пищевые красители, деревянные бруски, губки
«Как цветок пьёт воду» Формирование представления о движении воды от корня растения по стеблю к листьям и цветку Стаканы с водой, пищевые красители, белые гвоздики
«Тепло и холод» Установление влияния температурного режима на рост растений Веточки с нераспустившимися почками, стаканчики с водой
«Растения дышут» Установление потребности растения в воздухе Комнатные растения, трубочки пластиковые, вазелин, лупа
«Живой кусочек» Установление способности растения питаться и расти за счёт корня Корнеплоды (морковь, редька, редис, репа, свёкла)
Человеческий организм «Ухо и носоглотка» Установление связи уха с носоглоткой Модель строения уха и носоглотки
«Запах и вдох» Установление необходимости вдоха для определения запаха Плотный матерчатый мешочек с различными ароматическими материалами: мыло, апельсиновая цедра, ароматическая свеча, флакон духов.
«Восприятие холода и тепла» Определить расположение на теле человека воспринимающих тепло и холод точек Ёмкости с горячей и холодной водой, спица
«Глаза» Знакомство со строением глаза Модель человеческого глаза
«Зрачок» Изучить влияние света на зрачок Зеркало
«Храп» Познакомить с причинами появления храпа у человека Вощёная бумага, ножницы, линейка

Опытным путём ребята узнают, как достать металлические предметы из ёмкости с водой, не намочив рук

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности во второй группе раннего возраста «Водичка, водичка…» — таблица

Цели
  • познакомить детей с водой и её свойствами посредством опытно-экспериментальной деятельности: жидкая, льётся;
  • подвести малышей к различным способам решения проблемной ситуации и найти самый лучший вариант её решения;
  • активизировать в речи глаголы (течёт, льётся), прилагательные (жидкая, прозрачная).
Оборудование Игрушка «Лунтик», прозрачный стакан с водой, совочки из песочного набора, тряпочки. Стакан холодной воды, ёмкость с горячей водой (воспитатель выносит её только во время эксперимента, без доступа для детей).
Ход занятия Ребята вместе с воспитателем выходят в приёмную. В этот момент в группе раздаётся громкий звук. Когда воспитатели и дети возвращаются в группу, видят на столе лужу воды и рядом «Лунтика».
Воспитатель: Ребята что произошло в группе? Кто к нам пришёл в гости? Вы его знаете?
Дети: Лунтик!
Воспитатель: Здравствуй, Лунтик. Ребята, давайте поздороваемся с Лунтиком.
Дети: Здравствуй, Лунтик.
Воспитатель: Ребята, кажется, Лунтик чем-то расстроен. Он сказал, что так спешил с вами познакомиться, не заметил на столе стакан с водой и нечаянно опрокинул его. Что случилось с водой, которая была в стакане?
Дети: Разлилась.
Воспитатель: Нужно убрать воду со стола. Поможем Лунтику?
Дети: Да.
Воспитатель: Лунтик мне сейчас шепнул, что воду нужно собрать в стакан так же, как мы собираем игрушки. Как вы думаете, можно сложить воду в стакан? Мы же собираем игрушки на место ручками, вот и воду соберём!
Выходите (Вызывает несколько малышей), помогите нам собрать воду. Дети выполняют поручения.
Воспитатель: Получилось у вас собрать воду в стакан?
Дети: Нет!
Воспитатель: А, может, мы соберём воду совочками. Песок же собираем! Вызывает ещё нескольких деток для выполнения поручения.
Воспитатель: Ребята, вода никак не возвращается в стакан. Как можно ещё собрать воду со стола?
Дети: Тряпочками.
Воспитатель: Давайте попробуем. Выходят дети, которые ещё не участвовали в эксперименте.
Воспитатель: Посмотри, Лунтик, мы с ребятами всё вытерли. Помогли нам в этом тряпочки. А, знаете, почему мы не смогли собрать воду руками и совочком? Потому что вода жидкая. Когда мы жидкое что-то разливаем, получается лужа. И собрать лужу как раз и помогают тряпочки. Какие вы ещё знаете жидкости?
Ответы детей.
Воспитатель: Жидкое ещё бывает молоко, чай, какао, суп. Что наша няня делает, когда что-то вдруг разольётся?
Дети: Вытирает тряпочкой.
Итог.
Воспитатель: Лунтик благодарит вас, ребята, за помощь и говорит, что теперь-то он точно запомнил, что поможет ему собрать жидкость, если вдруг разольёт.
Лунтик прощается с малышами.

Дети устанавливают способ, как убрать пролитую воду с поверхности стола

Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапов опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной).

Способы фиксация результатов детского экспериментирования:

  1. Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.
  2. Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.
  3. Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов. Записывание рассказа о результатах практического исследования в детском саду осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.

Воспитанники зарисовывают результаты эксперимента в листах наблюдений

Рекомендуется несколько раз в течение учебного года проводить собрания с родителями, на которых освещает работа детей в рамках опытно-экспериментальной деятельности. Родителям сообщаются цели и задачи детского экспериментирования, они должны понимать его значимость для становления личности ребёнка. Познавательная активность и стремление к проведению практических исследований необходимо поощрять и в домашних условиях.

Поддержка опытно-экспериментальной деятельности детей осуществляется через реализацию следующих задач:

  • поощрение любознательности ребёнка, инициативности в экспериментировании;
  • проявление интереса к занятиям в детском саду;
  • мотивировать личным примером.

На консультациях для родителей педагог предоставляет примерные темы для совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми в домашних условиях и на прогулках (для инициативных родителей — темы краткосрочных исследовательских проектов): сезонные наблюдение на улице, описание выполнения опытов в ванной комнате, на кухне. Следует указать на важность фиксирования результатов практических исследований: родители совместно с детьми могут вести дневники и журналы, рисовать плакаты, делать коллажи из фотографий и лэпбуки (книжки-раскладушки на тему проведённых опытов — «Три формы воды», «Условия роста растений», «Способы очистки почвы», «Свойства воздуха»). Экспериментирование в кругу семьи (с мамой и папой, братьями и сёстрами, дедушками и бабушками) — это не только приобретение знаний, но и положительные эмоции.

Проведение опытов в домашних условиях создаёт положительную атмосферу в семье и надолго фиксируется в памяти

Для оценивания результатов и эффективности экспериментальной деятельности воспитанников педагогом проводится мониторинг по следующим критериям:

  • умение постановки проблемы воспитанниками;
  • грамотное формулирование вопросов;
  • выбор способов исследования;
  • умение описывать наблюдения во время опытной деятельности;
  • наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
  • степень самостоятельности в проведении эксперимента;
  • способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов;
  • умение фиксировать результаты экспериментирования.

О высоком уровне опытно-экспериментальной деятельности свидетельствует устойчивая мотивация к проведению практических исследований, в том числе в самостоятельной деятельности (на прогулках, в центрах самостоятельной активности, дома). Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения опытов, определяет проблемные вопросы, проверяет собственные предположения опытным путём, стремится довести начатое до конца, чтобы узнать и зафиксировать результат эксперимента.

Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения практическими навыками воспитатель проводит мониторинг, заполняя анкеты на каждого воспитанника несколько раз в течение учебного года (в сентябре, в середине года, в мае). Мониторинг выявляет степень самостоятельности на всех этапах детского экспериментирования, для имеющих низкие показатели воспитанников педагог подбирает приёмы коррекции.

Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Это могут быть уголки для практических исследований в помещении группы, зелёные зоны на подоконниках для наблюдений за растениями. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).

Особое внимание в настоящее время уделяется созданию центров воды и песка в группе. Экспериментируя с этими веществами, дети не только получают знания, но и совершенствуют мелкую моторику, а также восстанавливают баланс эмоционального состояния (занятия с водой и песком успокаивают, устраняют симптому переутомления, снимают напряжение мышц).

Материальное оснащение центра экспериментирования:

  • природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зёрна;
  • приборы: магниты (в т. ч. магнитная стружка), увеличительные линзы, линейки, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы;
  • сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, колбы;
  • медицинские материалы: латексные перчатки, пинцет, одноразовые шприцы без иглы, ватные диски, марля и бант;
  • вещества: соль, сахар, марганцовка, пищевые красители, мука;
  • фартуки, защитные очки, шапочки или косынки, перчатки, нарукавники;
  • листки наблюдений и журналы для фиксирования результатов экспериментирования.
Теоретический этап самообразования
  • Изучение нормативных документов и научно-методической литературы, в которых говорится о значимости и способах организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы).
  • Изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: педагогических журналов и газет, информационных интернет-порталов для воспитателей (ознакомление с организацией детского экспериментирования в ДОУ, конспектами занятий, подборками опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста).
  • Разработка календарно-тематического планирования.
Практический этап самообразования
  • Проведение консультации для родителей о необходимости детского экспериментирования в детском саду и дома.
  • Организация занятий в рамках опытно-экспериментальной деятельности, проведение игр-экспериментов на досуге и наблюдений во время прогулок.
  • Привлечение детей к проектной деятельности, в том числе совместно с родителями.
  • Проведение открытых занятий (для администрации ДОУ, воспитанников и педагогов других групп, родителей, методистов).
  • Участие педагога в педагогических семинарах, конференциях, вебинарах с целью предоставления информации о проделанной работе и достигнутых результатах.

Проведение открытых занятий является одной из составляющих практической части самообразования воспитателя

Результаты работы в рамках опытно-экспериментальной направленности показывают личностные изменения воспитанников. Дети становятся самостоятельнее, расширяется круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций. Таким образом, занятия по детскому экспериментированию выполняют социальный заказ на воспитание разносторонне развитой личности и закладывают в детях качества успешных исследователей.

источник