Меню Рубрики

Анализ воды в новгородской области

группа по контролю атмосферного воздуха

Осуществляет исследования степени загрязнения атмосферного воздуха по широкому спектру вредных веществ,как органического,так и неорганического происхождения.

Для контроля атмосферного воздуха в санитарно-защитных зонах предприятий, жилой застройке в распоряжении санитарно-гигиенической лаборатории находится Передвижной экологический пост ПЭП-1 (создан на базе автомобиля «Газель»). Пост оснащен современными газоанализаторами, хроматографом, метеорологическим комплексом и др.

-группа по исследованиям воды и почвы

Исследование качества воды : питьевой воды, воды артезианских скважин, колодцев, родников, открытых водоемов, вода расфасованная в емкости, дистиллированной, минеральной воды, воды плавательных бассейнов, сточной воды, технической воды.

Для получения достоверных сведений о составе воды важно правильно провести отбор проб, их хранение и транспортирование.

Отбор проб воды может проводиться приглашенным специалистом Центра гигиены и эпидемиологии или заказчиком самостоятельно. Как правило, испытательные лаборатории анализируют пробы по вероятностным и характеристическим показателям.

Условия, которые следует соблюдать при отборе проб воды, настолько разнообразны, что дать подробные рекомендации в данном случае затруднительно. Поэтому приведем общие принципы.

  1. Для отбора и хранения проб воды применяют стеклянные или пластмассовые прозрачные бутыли емкостью 1,5 л. Для расширенного анализа воды следует отобрать 3 л.
  2. Бутыли и крышки предварительно тщательно моют, ополаскивают не менее трех раз отбираемой для анализа водой.
  3. Место для отбора проб воды выбирается в зависимости от характера водоисточника и целей анализа.
  4. Из открытого водоема проба отбирается на той глубине и месте, которые намечены для забора воды; при существующем водозаборе — из водоприемной трубы.
  5. При отборе пробы из скважины или колодца полностью сливают воду из гидроаккумулятора (гидробака), после чего в течение 20-60 минут откачивают воду; время можно контролировать до достижения постоянной температуры откачиваемой воды. При этом следят за тем, чтобы выкачиваемая вода не могла проникнуть обратно в скважину или колодец.
  6. Из кранов отбор пробы производится после свободного спуска воды при полном открытии крана в течение 10 минут.
  7. Струя отбираемой воды должна быть спокойной, толщиной не менее 0,5 см. Бутыли заполняют до верха и закрывают крышкой во избежание попадания воздуха.
  8. Из искусственного водоприемника (бассейн и т.п.) пробу отбирают под поверхностью воды непосредственно в бутыль.
  9. Отобранная проба воды должна сопровождаться записью или этикеткой на бутыли, где следует указать:
  • заявитель;
  • адрес заявителя;
  • наименование пробы (городская вода, скважина);
  • место отбора;
  • дата и время отбора;
  • дополнительные сведения.

10. Если время, необходимое для доставки пробы воды превышает 5 часов, то должны быть приняты меры против нагревания или замерзания пробы. Анализ воды желательно проводить в день отбора проб. Если это невозможно, то пробы воды рекомендуется хранить в холодильнике не более 48 часов.

Более подробно процедура отбора проб воды рассматривается в ГОСТ Р 51592-2000 .

Исс ледование качества почвы

Проведение всех видов лабораторно-инструментальных исследований качества земель населенных мест,промышленных предприятий , законченных строительных объектов при сдаче их в эксплуатацию.

источник

Перед началом работ по проектированию системы водоподготовки, обязательно проводится предварительный химический анализ воды. На основании этого анализа выявляется характер загрязнения исследуемого источника воды. В протоколе химического исследования воды приводится не только информация параметров исследования, но и для сравнения указываются предельно допустимые значения этих параметров согласно СанПиН 2.1.4.1074-01.

Работая в сотрудничестве с ЦГСМ, мы предлагаем услуги по проведению химического анализа воды по 16 ингредиентам с выдачей протокола исследования государственного образца.

Все методики количественного определения показателей аттестованы ГОССТАНДАРТОМ РФ.

Так же возможно проведение экспресс-анализа.

Каждое исследование химического состава воды сопровождается необходимыми комментариями специалистов и рекомендациями по способам устранения имеющихся загрязнений.

Как правильно отобрать воду на анализ

1. При отборе пробы воды для химического анализа следует использовать пластиковую тару объемом 1,5 литра из-под простой питьевой или дистиллированной воды. Не следует использовать бутылки из-под сладких ароматизированных напитков!

2. Перед тем, как набрать воду, ее необходимо предварительно пролить в течение 5-10 минут. Это необходимо делать для того, чтобы избежать попадание в образец застоявшейся воды.

3. Бутылку и пробку перед пробоотбором несколько раз тщательно промывают изнутри той водой, которую будут брать на анализ. При этом моющие средства использовать нельзя!

4. Набирать воду желательно тонкой струйкой и по стенке бутылки. Такой способ отбора позволяет уменьшить насыщение воды кислородом воздуха и, как следствие, предотвращает протекание химических реакций.

5. Воду рекомендуется налить в бутылку под «горлышко» и плотно завернуть пробку. Наличие воздуха под пробкой может привести к искажению результатов анализа.

6. Если невозможно отправить в лабораторию пробу сразу после отбора, то её следует хранить в холодильнике не более 24 часов.

7. Пробу воды при необходимости снабдить сопроводительным документом с указанием:
места отбора: область, район, поселок (город, улица, дом)
источника воды: колодезная, родниковая, артезианская из скважины, водопроводная
времени и даты отбора: число, месяц.

В том случае, если вода обладает выраженным запахом сероводорода (запах тухлых яиц), следует предварительно взять в лаборатории консервант на сероводород. Консервирование образца воды позволит получить достоверные результаты при определении содержания сульфидных соединений, что особенно важно при разработке оптимальной конфигурации водоочистного оборудования.

При контроле воды для паровых и водонагревательных котлов наряду с другими компонентами требуется знать количество растворенного кислорода. При отборе проб для определения содержания растворенного кислорода следует пользоваться чистым шлангом из инертного материала (резиновой трубкой). Один конец этого шланга подсоединяется к крану, другой опускается до дна емкости. Когда бутылка будет полностью наполнена под «горлышко», воду не выключают, пока полностью не сольется объем воды набранной бутылки, т.е. пока не вытиснится вода, соприкасавшаяся с находившимся в бутылке воздухом. После этого, не прекращая тока воды, аккуратно вынимают шланг из емкости, плотно закрывают ее крышкой и стараются в кратчайший срок доставить пробу в лабораторию. Следует отметить, что значительно правильнее производить измерение кислорода сразу непосредственно на объекте.

Прием воды на анализ: понедельник — четверг с 10 до 11 часов. Кроме предпраздничных и праздничных дней.

источник

Новгоро́дская о́бласть – субъект Федерации на северо-западе Европейской части России. Область расположена на северо-западе Восточно-Европейской равнины, по характеру рельефа область может подразделена на две крупные части – западную и восточную. На западе расположена обширная заболоченная Приильменская низина, на востоке простирается Валдайская возвышенность с отдельными поднятиями, переход от низины к Валдайской возвышенности образован довольно резким Валдайским уступом. Обе части области расчленяются на отдельные участки более мелкими формами рельефа. На Валдайской возвышенности проходит главный водораздел Восточно-Европейской равнины – с западных склонов возвышенности стекают реки бассейна Балтийского моря, а с восточных – бассейна Каспийского моря.

Новгородская область входит в состав Северо-Западного федерального округа. Административный центр – г. Великий Новгород.

Территория региона составляет 54 501 км 2 , население (на 1 января 2017 г.) – 615 692 человека.

По Валдайской возвышенности в Значительная часть территории Новгородской области расположена в пределах бассейна Балтийского моря, небольшая часть на востоке – к бассейну Каспийского моря. Водораздел проходит по Валдайской возвышенности.

Речная сеть Новгородской области представлена около 15 тыс. реками общей протяжённостью более 38 тыс. км (густота речной сети 0,7 км/км 2 ), бо́льшая часть которых относится к малым рекам и ручьям. Наиболее крупные реки протекают по западной части области. Большинство рек имеет небольшие скорости течения, наиболее спокойными являются реки Приильменской низменности, текущие с Валдайской возвышенности реки более стремительны, характеризуются более глубокими долинами и порожистыми руслами. Для рек Новгородской области характерно смешанное питание с преобладанием снегового (50–60%). Реки региона относятся к восточно-европейскому типу водного режима, для них характерно весеннее половодье с резким повышением уровня воды, летнее-осенняя межень, прерываемая дождевыми паводками, преимущественно осенью, и низкая зимняя межень. Замерзают в конце ноября – начале декабря, вскрываются в начале апреля. Крупными реками бассейна Невы являются Волхов, Ловать и Мста, бассейна Волги – Молога.

Среднемноголетний речной сток – 21,4 км 3 /год. В 2015 г. речной сток в Новгородской области составил 17,1 км 3 /год, что на 20,09% ниже среднемноголетнего показателя. Ниже представлена динамика речного стока в Новгородской области с 2010 по 2015 годы.

По данным Института озероведения Российской Академии Наук на территории Новгородской области расположено более 2,5 тыс. озёр и искусственных водоёмов общей площадью более 1,7 тыс. км 2 (озёрность 3,31%), в том числе около 1,6 тыс. озёр площадью более 0,01 км 2 и ряд озёр меньшего размера. Значительная часть озёр Новгородской области относится к ледниковым, на востоке области встречаются карстовые озёра, распространены также пойменные озёра, множество озёр образовано в дельтах Мсты, Полы и Ловати, впадающих в оз. Ильмень. Крупнейшим озером Новгородской области и одним из крупнейших озёр России является озеро Ильмень. Также здесь расположены такие крупные озёра как Селигер (северная часть акватории), Валдай и др. Озёра Вельё и Шлино находятся в подпоре крупнейших водохранилищ области – Вельёвского и Шлинского.

Болота и заболоченные земли занимают 10,06% территории Новгородской области – 5483 км 2 . На границе Новгородской и Псковской областей расположена одна из крупнейших в Европе болотных систем – Полистово-Ловатская болотная система, другие крупные болота области – Спасские мхи, Игоревские мхи и Чистый мох на границе с Ленинградской областью.

Площадь и число озёр и искусственных водоёмов, болот и заболоченных земель непостоянны, они зависят от природных (водный режим, климатические явления, заболачивание и др.) и антропогенных (осушение территорий, регулирование стока и др.) факторов.

Прогнозные ресурсы подземных вод Новгородской области составляют 5699 тыс. м 3 /сут (4,84% общего объёма прогнозных ресурсов подземных вод Северо-Западного федерального округа и 0,65% – России). Запасы подземных вод Запасы подземных вод – разведанная и изученная часть прогнозных ресурсов подземных вод, прошедших государственную экспертизу. региона на 1 января 2015 года составляют 219,5 тыс. м 3 /сут, что соответствует степени изученности 3,85%.

По данным на 1 января 2015 г. за год из подземных водных объектов области добыто и извлечено 43,2 тыс. м 3 /сут, в том числе на месторождениях – 32,8 тыс. м 3 /сут. Степень освоения запасов подземных вод Отношение объёма добытых на месторождениях (участках) подземных вод к запасам подземных вод территории. составляет 14,94%.

Обеспеченность населения Новгородской области ресурсами речного стока – 27,774 тыс. м 3 /год на человека, что ниже как среднероссийского показателя (31,717 тыс. м 3 /год на человека), так и показателя Северо-Западного федерального округа (45,057 тыс. м 3 /год на человека).

Обеспеченность прогнозными ресурсам подземных вод – 9,256 м 3 /сут на человека, что выше как среднероссийского показателя (5,94 м 3 /сут на человека), так и показателя федерального округа (8,496 м 3 /сут на человека).

Ниже представлена динамика обеспеченности населения Новгородской области ресурсами речного стока в 2010–2015 годах.

Забор водных ресурсов из всех видов природных источников в Новгородской области – 99,49 млн м 3 , значительная часть забрана из поверхностных водных ресурсов (81,73%), что составляет 0,48% речного стока региона. Ниже представлена динамика забора пресной воды в Новгородской области в 2010–2015 годах.

Общие потери воды при транспортировке в области – 9,98 млн м 3 или 10,03% забранной воды, что выше показателя федерального округа (4,7%), но ниже среднероссийского показателя (11,02%). Новгородская область занимает первое место среди регионов федерального округа по доле утерянной при транспортировке воды. Ниже представлена динамика потерь воды при транспортировке в Новгородской области в 2010–2015 годах.

Прямоточное водопотребление Объём использования свежей воды. – 87,81 млн м 3 . Бо́льшая часть воды использована для производственных, а также для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд (58,35% и 27,61% соответственно), на долю сельскохозяйственного водоснабжения и орошения приходится 1,13% и 0,02% соответственно. Ниже представлена динамика водопотребления в регионе в 2010–2015 годах.

Бытовое водопотребление на душу населения в Новгородской области составило 39,37 м 3 /год на человека, что ниже как среднероссийского показателя, так и показателя федерального округа (56,205 и 57,941 м 3 /год на человека соответственно). Ниже представлена динамика бытового водопотребления на душу населения в регионе в 2010–2015 годах.

Объём оборотного и повторно-последовательного водопотребления Расход воды в системах оборотного и повторного (последовательного) водоснабжения. в регионе – 643,68 млн м 3 или 88% от общего водопотребления региона. Ниже представлена динамика прямоточного и оборотного и повторно-последовательного водопотребления в области в 2010–2015 годах.

Сброс сточных вод в водные объекты Новгородской области – 82,08 млн м 3 , из них только 7,03% – условно-чистые и нормативно-очищенные сточные воды и 92,97% – загрязнённые и недостаточно-очищенные. В области формируется 2,89% всего объёма загрязнённых и недостаточно-очищенных сточных вод Северо-Западного федерального округа и 0,53% – России. Среди регионов федерального округа Новгородская область занимает первое место по доле загрязнённых и недостаточно-очищенных сточных вод в общем объёме водоотведения. Ниже представлена динамика водоотведения в регионе в 2010–2015 годах.

В 2014 году в централизованных системах водоснабжения Новгородской области было зафиксировано несоответствие нормативам по санитарно-химическим показателям в 44,3% взятых проб, по микробиологическим показателям – в 4,6% проб. В нецентрализованных системах водоснабжения не соответствовало нормативом качество в 58,6% проб по санитарно-химическим показателям и в 37,2% проб по микробиологическим показателям. Ниже представлена динамика соответствующих показателей в регионе в 2010–2014 годах.

Функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов на территории области осуществляет Отдел водных ресурсов Невско-Ладожского БВУ по Новгородской области.

Полномочия в области водных отношений, переданных субъектам Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и управлению региональным имуществом в сфере водных ресурсов на территории области осуществляет Департамент природных ресурсов и экологии Новгородской области.

На территории региона реализуется Государственная программа «Развитие водохозяйственного комплекса Новгородской области в 2014–2020 годах», в числе задач которой значатся строительство объектов инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений, восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, развитие и модернизация системы государственного мониторинга водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий и другие задачи.

При подготовке материала использовались данные Государственных докладов «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году», «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2015 году», «О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2015 году», «Об экологической ситуации на территории Новгородской области в 2015 году», сборника «Регионы России. Социально экономические показатели. 2016». В рейтингах регионов по поверхностным и подземным водным ресурсам не учитываются показатели городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

источник

От чего зависит качество воды из скважины. Сколько стоит проверка, и где можно проверить качество. По каким показателям нужно проверять воду из скважины. Зачем нужна такая проверка. Где можно заказать анализ водной среды. Как правильно собирать пробу. Разновидности проверки в лаборатории. Что будет в лабораторных анализах. Качество воды из скважины зависит от различных факторов. Сделать точные выводы о качестве водной среды можно только на основании анализов. Сколько стоит проверка, и где можно проверить качество: на эти и многие другие вопросы вы найдёте ответы в нашей статье.

Делать выводы о качестве водной среды только на основании своих органов чувств (по вкусу, запаху, цвету и прозрачности) не стоит, ведь такая оценка будет субъективной. При этом вы не можете точно судить о химическом и микробиологическом составе водной среды. Только проверка воды из скважины в лабораторных условиях позволит нам иметь полное представление о качестве и чистоте водной среды.

Обычно анализ колодезной воды и проверка воды из скважины выполняются по разным показателям. Это связано с тем, что глубокие пласты воды меньше подвержены загрязнению сточными и грунтовыми вода, чем верхние, от которых питаются колодцы.

Чтобы проверить качество воды из скважины, достаточно провести анализ по основным показателям:

  • установить концентрацию железа;
  • проверить на наличие гидрокарбонатов;
  • оценить мутность воды и щёлочность водной среды;
  • проконтролировать марганец, хлориды, сульфаты, калий и натрий.

Для колодезной воды очень важен анализ на микробиологические компоненты, в то время как для воды из скважины такой анализ не нужен, поскольку их водная среда менее насыщенна кислородом, что не способствует развитию бактерий и микроорганизмов в ней.

Перед тем как разобраться, где проверить качество воды из скважины, нужно понять, зачем нужен такой анализ. Если вы только соорудили скважину, то первый анализ можно делать через 2-3 недели её эксплуатации. За это время вся муть и мусор, поднявшиеся в воде в ходе строительных работ, осядут, и можно получить достоверные результаты анализов.

Анализ может понадобиться для разных целей:

  1. Чтобы можно было судить о качестве водной среды в скважине.
  2. Для того чтобы сделать выводы о пригодности или непригодности воды из скважины для питья и хозяйственно-бытовых нужд.
  3. По результатам анализов можно подобрать подходящее фильтрующее приспособление.

Если вы не знаете, где проверить воду из скважины, то лучше всего обратиться в специальную лабораторию. Забор пробы для анализов могут выполнять как работники лаборатории, так и вы сами. Если вы будете делать это самостоятельно, то постарайтесь придерживаться следующих правил забора пробы:

  • Для пробы лучше использовать чистую пластиковую либо стеклянную бутылку вместительностью не менее 1,5 литра.
  • Тара из-под алкогольных и сладких напитков не годится для этих целей.
  • Ёмкость после забора жидкости плотно укупоривается.
  • Перед забором пробы вода из скважины сливается на протяжении от 5 до 30 минут.
  • Жидкость наливается в бутылку очень аккуратно, по стенке, чтобы избежать её насыщения кислородом.
  • Если сразу отвезти пробу в лабораторию не получится, то хранить тару с водой можно только два дня в холодильнике.
  • На ёмкости с водой указываются такие данные: место взятия образца жидкости, время и день отбора, разновидность источника.

Как правило, проверить воду из скважины можно в таких местах:

  1. В санитарно-эпидемиологической службе.
  2. В лаборатории водоканала.
  3. В организации, занимающейся продажей различных фильтров. Они же и помогут правильно подобрать фильтрующее приспособление, исходя из результатов анализов.
  4. В независимой лицензированной лаборатории, прошедшей государственную аккредитацию.

Обычно проверка занимает пару дней. Всё зависит от степени оснащения лаборатории. При этом сроки проверки зависят и от количества проверяемых компонентов, то есть вида анализа. Так, бывают такие разновидности анализов:

  • Сокращённый анализ по основным группам компонентов.
  • Полный анализ.
  • Направленный анализ. Он позволяет выявить присутствие только некоторых загрязнителей.

Если вам необходимо сделать выводы о пригодности воды для питья, то есть проверить её качество, то вполне достаточно заказать сокращённый анализ водной среды.

Обычно цена анализов может немного отличаться в разных лабораториях. Также стоимость проверки зависит от количества анализируемых показателей и места вашего проживания. Точные расценки вы можете найти на сайте компании или уточнить их лично при обращении в лабораторию.

Для общего представления мы дадим округлённую стоимость разных видов анализов воды из скважины:

  1. Как правило, полная проверка водной среды в артезианской скважине вам обойдётся в 2500 рублей.
  2. Если требуется провести сокращённый или направленный анализ, то цена будет в пределах от 1000 до 1500 рублей.
  3. Чтобы проанализировать воду из неглубокой скважины, потребуется проверить её и на микробиологические загрязнители, поэтому такая проверка вам обойдётся в 3000 руб.

Обычно в сокращённый лабораторный анализ входят такие показатели водной среды:

  • Водородный баланс. В норме этот показатель должен быть в пределах от 6 до 9 рН.
  • По результатам общей жёсткости воды можно сделать выводы о содержании солей кальция и магния. Слишком жёсткая вода может приводить к порче нагревательных элементов в бытовой технике и вызывать накипь.
  • Анализ позволит выяснить степень минерализации воды. В норме этот показатель должен быть равен 1 г/л.
  • Проверка на гидроксиды и карбонаты даст представление о щёлочности воды.
  • В лаборатории проверят окисляемость воды. Это позволит судить о концентрации органических примесей.
  • Биохимическое кислородное число не должно превышать 3 мг/л.
  • Также лаборанты оценят токсичность водной среды.

В нашей лаборатории могут провести анализ воды из скважины. Вам нужно лишь позвонить по указанному телефону.

источник

По последним данным Роскомстата, только 17% россиян, проживающих в многоквартирных домах, оценивают качество водопроводной воды как хорошее.

По положению на 2012 год водой надлежащего качества по Российской Федерации обеспечено 39,5 % населённых пунктов (однако если говорить о жителях РФ, использующих для питьевых нужд воду из источников центрального водоснабжения, то доля жителей, получающих воду, отвечающую нормам безопасности, достаточно велика: 90,6 %).

Ситуация в Новгородской области такова: качественной водой в 2012 г. снабжалось только 29,3 % населённых пунктов области и 85,3 % жителей г. Новгорода.

Роспотребнадзор по Новгородской области приводит следующие цифры и факты.

1. Источники централизованного водоснабжения. Всего в Новгородской области действует 811 водопроводов, 26 из которых снабжается водой из поверхностных источников, а 785 – из подземных. Более 23 % поверхностных источников и более 10 % подземных источников водоснабжения в 2012 году не имело зон санитарной охраны. 62,82 % проб воды из источников центрального водоснабжения признано неудовлетворительными по санитарно-химическим показателям и 7,55 % – по микробиологическим показателям.

2. Пробы воды из разводящих сетей. В 2012 г. количество неудовлетворительных проб возросло по сравнению с предыдущими годами и составило 55,56 % по санитарно-химическим показателям и 3,96 % – по микробиологическим показателям.

3. Наименее благополучные в отношении качества воды районы. По санитарно-химическим показателям наибольшее количество проб воды, не соответствующих нормативам, выявлено в следующих районах Новгородской области:

По микробиологическим показателям самая тяжёлая ситуация в Батецком (25, 5 % проб водопроводной воды не соответствовало нормам), Демянском, Волотовском и Маловишерском районах – 10 %, 9,8 %, 6,5 % проб соответственно.

4. Превышение предельно-допустимых концентраций (ПДК). В 10,85 % проб водопроводной воды в 2012 г. отмечалось превышение ПДК хлороформа и остаточного алюминия (все эти случаи зарегистрированы в Великом Новгороде, Новгородском районе, Чудове и Боровичах). Употребление такой воды в качестве питьевой чревато заболеваниями сердца, почек, печени, нервной системы и увеличивает риск онкологических болезней.

В Новгородском, Холмском и Чудовском районах зарегистрировано превышение ПДК по минерализации и общей жёсткости воды.

5. Источники нецентрализованного водоснабжения. В 2012 г. техническое состояние 29,7 % из 1508 зарегистрированных в Новгородской области колодцев признано неудовлетворительным. Не отвечало нормам по санитарно-химическим показателям 52,4 % проб колодезной воды; по микробиологическим показателям – 31,91 %. Хуже всего в эпидемиологическом отношении колодезная вода в Мошенском, Боровичском, Любытинском, Шимском, Батецком, Чудовском районах.

От чтения отчётов Роспотребнадзора о ситуации с питьевой водой часто остаётся гнетущее впечатление. Когда же перестанет быть актуальным мотив известной сказки про воду, которую нельзя пить, чтобы не стать козлёночком? Вероятно, только с улучшением экологической обстановки в целом и с ужесточением мер против виновников сброса неочищенных сточных вод в открытые водоёмы, против коммунальных служб, не обеспечивающих должного состояния коммуникаций и т. д, и т. п.

Пока же жители районов с «проблемным водоснабжением», могут позаботиться о своём здоровье, прибегая к доочистке воды.

источник

Новгородская область образовалась как самостоятельный субъект Рос-сийской Федерации 5 июля 1944 года или 70 лет назад. Территория области составляет 54,5 тыс. км² (0,3% площади Российской Федерации), делится на 21 административный район и 1 городской округ, включает в себя 10 городов и 22 посёлка городского типа.
Население области на 01.01.2014 составляет 625,8 тыс. человек, в т. ч. городское население – 444,5 тыс. человек (70,5%) сельское – 185,2 тыс. человек (29,5%), мужчин – 282,8 тыс. человек (44,9 %) и женщин – 346,9 тыс. человек (55,1%). Плотность населения составляет 11,6 человек на 1 кв. километр.
Новгородская область расположена в умеренных широтах северного полушария на северо-западе Русской (Восточно-Европейской) равнины, в пределах Приильменской низменности и северных отрогов Валдайской возвышенности, входит в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. Область граничит с запада с Псковской, с юга с Тверской, с севера с Ленинградской и с востока с Вологодской областями, находится в зоне южной тайги и смешанных лесов. Климат — умеренно — континентальный, близкий к морскому.

Территория области относится к числу наиболее богатых торфом областей Европейской части России. На ее территории также имеются разнообразные полезные ископаемые нерудного происхождения. Минерально — сырьевые ресурсы представлены общераспространенными полезными ископаемыми (строительными песками, валунно – песчано — гравийным мате-риалом, карбонатными породами, легкоплавкими глинами и озерным сапропелем). Новгородская область располагает значительным количеством источников минеральных вод и грязей, пригодных для использования в лечебных целях.

Экономический потенциал Новгородской области

Новгородская область десятилетиями развивалась как сателлит Москвы и Санкт-Петербурга (одно время даже входила в состав Ленинградской области), что привело к своеобразному развитию ее регионального экономического потенциала.
На территории области нет предприятий высоколиквидных отраслей промышленности (нефте- и газодобычи и т.д.), способных обеспечить устойчивое наполнение бюджета и стабильные экспортные доходы, а также крупных предприятий с численностью более 7 тысяч работающих. Хозяйственной деятельностью на ее территории занимаются около 14 тысяч юридических лиц и 20 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Исходя из этого, в сравнении с другими регионами страны, область имеет невысокий промышленный потенциал, доля которого в общем объеме промышленного производства в России составляет менее 1%.
Ведущими видами экономической деятельности промышленности региона являются химическое производство, производство пищевых продуктов, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, производство машин и электрооборудования.
Вместе с тем, Новгородская область, обладая скромными природными ресурсами, имеет иной благоприятный потенциал, определенный удобным географическим положением (имеет хорошую транспортную связь с Москвой и Санкт-Петербургом) и наличием квалифицированной рабочей силы.
Путем максимального использования этих преимуществ, в регионе созданы привлекательные условия для инвесторов, чем обеспечены высокие темпы развития промышленного производства, обеспечена трудовая занятость населения и созданы экспортно-ориентированные предприятия. Проводимая экономическая политика в регионе направлена на привлечение иностранного и отечественного капитала в его экономику путем создания и расширения благоприятных условий для развития бизнеса.

Информация о состоянии экологической ситуации в Новгородской области, свидетельствующей об отсутствии факторов экологической угрозы или присутствия рисков для окружающей среды, а также источников химического, физического и биологического воздействия на состояние окружающей среды.

Экологическая ситуация в регионе оценивается как достаточно стабильная, определяется спецификой местных природных условий, а также умеренными масштабами вредного воздействия на окружающую среду промышленности, транспорта, коммунального и сельского хозяйства. Мониторинг состояния окружающей среды и природных ресурсов, оценка воздействия на них основных отраслей промышленного производства, принимаемые меры государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды позволяют сделать вывод о том, что основным итогом социально-экономического развития Новгородской области в 2013 году является сохранение в целом стабильного состояния окружающей среды. По данным Главного Управления МЧС России по Новгородской области чрезвычайных ситуаций и происшествий с превышением допустимого воздействия на окружающую среду не зарегистрировано. Радиационная обстановка на территории области по сравнению с предыдущими годами также не изменилась и остается в целом удовлетворительной. Ни в одной из админи-стративно-территориальных единиц области радиационный фактор не является ведущим фактором вредного воздействия на здоровье населения. Средняя годовая эффективная доза на жителя в Новгородской области за счёт всех источников ионизирующего излучения составляет 3,8 м3/год.
По заказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ЗАО «Инновационный экологический фонд» и НП «Национальный центр эколого-эпидемиологической безопасности» разработана методика оценки системы экологического рейтингования субъектов РФ, основанная на 29 показателях, основными из которых являются:
• выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных ис-точников и автомобилей,
• использование свежей воды,
• сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты,
• вывоз спецтранспортом бытового мусора,
• доля лесной площади, пройденной пожарами,
• совокупные расходы на охрану окружающей среды.
В рейтинге регионов РФ, по указанной методике, Новгородская область занимает 14 место (журнал «Экология Производства» № 5, 2013 г.).

Состояние воздуха, воды, земли, почвы, флоры, фауны,
недр, природных ландшафтов и комплексов Новгородской области.

Общая характеристика мер по противодействию
выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

На территории Новгородской области выбросы вредных (загряз-няющих) веществ в атмосферный воздух осуществляются 9209-ю источниками, из них 6213 источников — организованные.
По данным Новгородстата в регионе в 2013 году отмечено уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников с 45,219 тыс. тонн в 2012 году до 45,1 тыс. тонн. Основными загрязнителями атмосферного воздуха в Новгородской области по-прежнему являются выбросы вредных веществ от таких предприятий как ОАО «Акрон», ОАО «Боровичский комбинат огнеупоров», ГУ ОАО «ТГК-2» по Новгородской области, ОАО «Угловский известковый комбинат».
По данным социально-гигиенического мониторинга, долевой вклад качества атмосферного воздуха в суммарное санитарно-гигиеническое неблагополучие Новгородской области составляет 18,6% (от 9,7% в Любытинском районе до 25,1% в Великом Новгороде). К числу территорий области с наиболее выраженным вкладом качества атмосферного воздуха в общее санитарно-гигиеническое неблагополучие относятся города Великий Новгород (25,1%), Старая Русса (24,9%), Боровичи (24,4%), Окуловский (24,5%), Крестецкий (22,8%), Валдайский (22,2%), Чудовский (21,9%), Новгородский (21,6%) районы.
В целом в области отмечается удовлетворительная ситуация по степени загрязнения атмосферы. В последние годы наблюдается стабилизация показателей качества атмосферного воздуха, как в городских, так и в сельских поселениях области. В 2013 году удельный вес всех проб воздуха с превышением максимально-разовых ПДК загрязняющих веществ при исследо-ваниях в жилой застройке и на автомагистралях, как в городской, так и в сельской местности составил 0,38% (2012г. — 0,45%; 2011г. — 0,57%; 2010г. — 0,47%). В целом за последние годы степень загрязнения атмосферного воздуха в городах области была ниже средних показателей по Российской Федерации.
Многолетние наблюдения показывают, что степень загрязнения воздуха вблизи автомагистралей области от автотранспорта, значительно превышает его загрязненность в зонах влияния выбросов от промышленных предприятий. В 2011 году превышение достигло 26,0 раз, в 2012 году — в 13,0 раз, в 2013 году — в 38,0 раз.
Таким образом, первоочередной проблемой загрязнения воздушного бассейна в Новгородской области становятся выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта, особенно в крупных населенных пунктах. По плотности автомобильных дорог область превосходит средний показатель по России в пять раз. На территории региона зарегистрировано более 200 тысяч единиц транспортных средств. Через ее территорию проходит автомагистраль Москва–Санкт-Петербург с огромным международным и внутренним грузооборотом. Достижению цели снижения загрязнения атмосферного воздуха передвижными источниками способствует ограничение движения грузового транспорта в населенных пунктах путем строительства объездных дорог.
В последние годы наблюдается стабилизация показателей качества атмо-сферного воздуха как в городских, так и в сельских поселениях области. По данным ФГБУ «Новгородский Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», в 2013 году уровень загрязнения воздуха в наиболее крупных городах Новгородской области оценивался как низкий, индекс загрязнения атмосферы составил менее 5 баллов (по 14 — бальной шкале); в Великом Новгороде этот индекс составил — 4,3 (в 2009 году данный показатель составлял 5,5); в г. Боровичи — 0,7; в г. Старая Русса — 0,3.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и согласно пункту 5.5.10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 400, в целях государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух, в 2013 году, в рамках осуществления делегированных полномочий, Управлением Росприроднадзора по Новгородской области осуществлена регистрация 47 установок очистки газа, которой предшествовал сбор и анализ необходимой документации, а также проверка порядка подготовки к их предстоящему функционированию на местах.
Кроме того, обеспечен и иной не менее важный приоритетный показатель Росприроднадзора, а именно «Доля хозяйствующих субъектов, снизивших массу загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух, в общем числе проверенных хозяйствующих субъектов». Согласно требованиям Росприроднадзора он должен быть не менее 11%. Достигнут показатель равным 27,8%, который исчисляется соотношением 10 к 36.

Обеспечение экологической безопасности и сохранение
водных биологических ресурсов на территории Новгородской области

Новгородская область, как и большинство других регионов входящих в состав Северо-Западного федерального округа, богата водными ресурсами. На ее территории расположено 15 тысяч водотоков общей протяжённостью более 38 тысяч километров, из них 503 реки, общей протяженностью около 15 тысяч километров. В пределах области имеется 1067 озёр, которые занимают 3% её территории. Своеобразным аккумулятором воды, собираемой реками и ручьями с большей части территории области и значительной части соседних регионов, является озеро Ильмень. Озеро собирает воду с площади 67200 квадратных километров, в него впадает 40 рек и несколько сот ручьев. В свою очередь, вытекает лишь одна река Волхов, относящаяся к бассейну Ладожского озера.
Экологическая обстановка на водных объектах Новгородской области за последние годы не претерпела существенных изменений. Качество воды в большинстве рек и озер региона остается стабильным и в соответствии с данными Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» согласно индексу загрязненности вод относится к 3-му классу загрязненности.
При этом на реках и озерах Новгородской области постоянно отмечаются концентрации металлов, превышающие ПДК для водных объектов рыбохозяйственного назначения, а также фиксируются превышающие норму величины ХПК, свидетельствующие о загрязнении вод органическими веществами. Согласно многолетним гидрохимическим наблюдениям, повышенное содержание железа, меди, марганца, алюминия, цинка, органиче-ских веществ в воде имеет природное происхождение и обусловлено интенсивным промыванием почвогрунтов, слагающих водосборы, подземным и болотным питанием рек. В густонаселенных и индустриально развитых районах области дополнительным источником поступления органических веществ и металлов являются сточные воды.
Основным антропогенным фактором, влияющим на состояние поверхностных водных объектов Новгородской области, является поступление сточных вод в водные объекты через организованные выпуски.
Согласно обобщенным сведениям по форме государственной статистической отчетности № 2-ТП (водхоз), предоставленных отделом водных ресурсов по Новгородской области Невско – Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, сброс сточных вод в водные объекты от предприятий и организаций Новгородской области в 2013 году составил 84,9 млн. м3, при этом в водные объекты без очистки сброшено 11,8 млн. м3 воды, недостаточно очищенных сточных вод – 65,4 млн. м3, нормативно-очищенных на очистных сооружениях – 3,6 млн. м3.
Всего в поверхностные водные объекты Новгородской области в составе сточных вод в 2013 году сброшено 15485,09 тонн загрязняющих веществ.
Сведения о предприятиях водопользователях сбросивших в 2013 году в водные объекты наибольшие количества сточных вод и загрязняющих веществ в их составе представлены в таблице:

Наименование

водопользователей

Объемы сброса сточных вод,

загрязняющих веществ

в сброшенных сточных водах, тонн

Обрабатывающие производства

ОАО «Акрон» (осуществляет сброс собственных сточных вод и сточных вод города Великий Новгород после очистки на эксплуатируемых обществом муниципальных биологических очистных сооружениях)

ООО «Окуловская бумажная фабрика»

ООО «ИКЕА Индастри Новгород»

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Представление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

ОАО «Ремонт и строительство дорог»

МУП «Боровичский ВОДОКАНАЛ»

МУП «Новгородский водоканал»

ООО МП «ВОДОКАНАЛ» г. Старая Русса

МУП «Валдайкоммунсельсервис» г. Валдай

Сельское хозяйство

ООО «Белгранкорм Великий Новгород»

Общее количество водопользователей на территории Новгородской области по данным отдела водных ресурсов по Новгородской области НЛБВУ в настоящее время составляет – 585. Управлению подконтрольны 117 приро-допользователей, осуществляющих пользование поверхностными водными объектами. Из них водоотведение сточных вод в водные объекты осуществляют 85 хозяйствующих субъектов по 233 выпускам.
Основной объем сточных вод, как и в предыдущие годы, сбрасывался в бассейн реки Волхов и озера Ильмень. Значительные объемы сточных вод поступали в озеро Ильмень с водами рек Мста, Ловать и Шелонь. Основными загрязняющими веществами, поступившими в водотоки и водоемы области, являлись сульфаты, хлориды, взвешенные вещества, органические вещества, аммонийный азот и общий фосфор.
В 2013 году очистка воды производилась на158 очистных сооружениях, мощность которых выросла до 264 млн. кубометров в истекшем году против 206 млн. кубометров в 2012 году.
В целях использования средств, предоставленных из федерального бюд-жета бюджету Новгородской области в виде субвенций на осуществление от-дельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, в течение 2008-2009 и 2013-2014 годов выполнены расчистка и дноуглубление р. Веряжа в Великом Новгороде и Новгородском районе на участке, протяженно-стью 27,8 км. В 2012-2013 годах разработана проектная документация «Расчистка и углубление русла р. Полометь в Валдайском районе Новгородской области. Выполнение работ предусмотрено начать в этом году. В качестве мер, направленных на обеспечение экологической безопасности водных объектов, осуществлены работы по закреплению на местности специальными информационными знаками границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Полисть, Порусья, Шелонь, Кересть, Мста, Хвощенка, Чернавка, Перетна и озер Валдайское, Боровно, Заозерье, Перетно, расположенных на территории Новгородской области (1207 км, установлено 200 знаков).
В 2013 году в рамках ведомственной целевой программы «Охрана и ис-пользование водных объектов Новгородской области на 2013-2015 годы» реализованы следующие мероприятия:
• составлены карты (планы) водоохранных зон и прибрежных защит-ных полос рек Полисть и Порусья в границах населенного пункта г. Старая Русса Новгородской области, а также водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Шелонь в границах населенного пункта г. Сольцы Новгородской области, сведения о зонах с особыми условиями использования территорий внесены в государственный кадастр недвижимости и доведены до Глав администраций Старорусского и Солецкого муниципальных районов Новгородской области;
• выполнены работы по ведению государственного мониторинга р. Кобожа в районе п. Юбилейный Хвойнинского района Новгородской области;
• выполнены работы по мониторингу за состоянием с детальным обследованием бесхозяйного гидротехнического сооружения на р. Змейка Новгородского района Новгородской области. Отчетная документация направлена в адрес администрации Борковского сельского поселения Новгородского муниципального района для использования в работе.
Расходы регионального бюджета на осуществление мероприятий в сфере водных ресурсов в 2013 г. — 9,6 млн. рублей с учетом субсидий на осуществление капитального ремонта ГТС и капитального строительства региональных объектов в рамках принятых федеральных целевых программ и объектов, не вошедших в такие программы, а также субвенций на осуще-ствление переданных полномочий Российской Федерации в сфере водных отношений.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в области безопасности гидротехнических сооружений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности.
На территории Новгородской области расположено 51 гидротехническое сооружение:
— 3 объекта энергетики (Боровновская ГЭС, золошлакоотвал Новгородской ТЭЦ, ГТС на р. Полисть);
— 5 ГТС промышленности, принадлежащих ОАО «Акрон»;
— 42 объекта водохозяйственного комплекса (прудовые хозяйства, водохранилища, накопители дренажных сточных вод);
— 1 судоходное гидротехническое сооружение, расположенное в Вал-дайском районе, эксплуатируется филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Канал имени Москвы».
В рамках реализации полномочий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений проведена следующая работа:
1. За счет областных средств разработана проектная документация по капитальному ремонту гидротехнических сооружений:
— на р. Векша в с. Подгощи Шимского района;
— земляной дамбы, ледореза гидротехнического сооружения Верхнего водохранилища на р. Малая Вишерка (плотина № 2) в г. Малая Вишера.
2. За счет средств федерального и областного бюджета проведены капитальные ремонты вышеуказанных гидротехнических сооружений.
По окончанию ремонтных работ бесхозяйное сооружение на р. Векша принято в собственность Подгощским сельским поселением Шимского муници-пального района с целью решения вопроса водообеспечения населенного пункта Погощи.
В соответствии с протоколом совещания от 17 сентября 2013 года № 6 «Проблемные вопросы содержания и эксплуатации гидротехнических сооружений», утвержденным заместителем полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, вопросы безопасности гидротехнических сооружений были рассмотрены на заседании Правительства Новгородской области, состоявшемся 19 декабря 2013 года, с участием заместителя руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора, обеспечивающим безопасность гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, расположенных на территории области (в настоящее время на территории Новгородской области значится 5 бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на территории Солецкого и Новгородского районов).
По итогам совещания принято решение рекомендовать Администрациям поселений области, имеющих на своих территориях бесхозяйные гидротехнические сооружения, обратиться в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Новгородской
области с заявлениями о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений в срок до 31 декабря 2014 года.
В соответствии с положениями Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года целью государственной политики в сфере использования водных ресурсов является развитие водохозяйственного комплекса, ориентированное на водоресурсное обеспечение достижения параметров социально-экономического развития Российской Федерации.
С этой целью разработана государственная программа Новгородской области «Развитие водохозяйственного комплекса Новгородской области в 2014-2020 годах», которая отвечает приоритетным направлениям экологической политики, определенным в Стратегии социально¬экономического развития Новгородской области до 2030 года, принятой Областным законом от 09 июля 2012 года № 100-ОЗ.
В государственную программу включен ряд инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации с привлечением субсидий из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий, отвечающих целям и задачам федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 года № 350. К мероприятиям, планируемым к реализации с привлечением субсидий, относятся:
1). по направлению «Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод»:
• строительство сооружений инженерной защиты на р. Кересть в г. Чудово Новгородской области;
• укрепление береговых откосов р. Кобожа в п. Юбилейный Хвойнинского района Новгородской области.
2). по направлению «Восстановление и экологическая реабилитация вод-ных объектов, утративших способность к самоочищению, предотвращение истощения водных объектов, ликвидация их засорения и загрязнения»: расчистка и экологическая реабилитация Гребного канала в Великом Новгороде.
По результатам работы по администрированию доходов федерального бюджета, поступающих от платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в доход бюджета Российской Федерации собрано 1220,3 тыс. рублей.
Проводимая Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области гигиеническая оценка водоемов по комплексным показателям свидетельствует о сохраняющейся высокой степени загрязнения воды в местах водопользования. Контроль качества воды проводится по 147 контрольным створам, в том числе 28 — на водоемах I категории и 119 — на водоемах II категории.
Остаются низкими показатели качества воды поверхностных водоемов области по санитарно-химическим (в первую очередь органолептическим и общесанитарным), а также микробиологическим показателям, превышающим аналогичные среднереспубликанские показатели. По санитарно-токсикологическим показателям уровень загрязнения воды в местах водопользования оценивается как умеренный.
По своему качеству поверхностные воды области характеризуются высокой цветностью, большим количеством органических веществ гумусового происхождения, низкой минерализацией, высокой бактериальной загрязненностью и относятся к загрязненным и умеренно загрязненным.
Уровень загрязнения р. Волхов и других рек области является умеренным и высоким по общесанитарным показателям (ХПК, БПК5), высоким по органическим показателям (ХПК, железо, марганец), умеренным и высоким по токсикологическим показателям (ХПК), умеренным или допустимым (в зависимости от сезона) по микробиологическим показателям.
Основными загрязнителями открытых водоёмов продолжают оставаться промышленные предприятия, животноводческие, жилищно¬коммунальные объекты, сбрасывающие в водоёмы неочищенные, или недостаточно очищенные сточные воды.
В 2013 году не соответствовали гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям 46,9% проб воды из поверхностных водоисточников, являющихся источниками питьевого водоснабжения (I категории) (2012г. — 41,96%; 2011г. — 49,21%; 2010г. — 36,48%), и 42,7% проб из водоёмов II категории (используемой для рекреационных целей) (2012г. — 30,7%; 2011г. — 36,39%; 2010г. — 39,11%). Стабильно высокой остаётся доля неудовлетворительных проб речной воды по санитарно-химическим показателям водоемов I категории (2013г. — 78,9%; 2012г. — 62,93%; 2011г. — 58,73%; 2010г. — 54,82%; 2009г. — 67,28%) и II категории (2013г. — 46,6%; 2012г. — 47,71%; 2011г. — 41,96%; 2010г. — 41,64%; 2009г. — 45,71%) в связи с загрязнением их сбрасываемыми неочищенными или недостаточно очищенными сточными водами, в том числе ливневыми.
По санитарно-химическим и микробиологическим показателям наиболее загрязнены водоемы в местах протекания рек у городов Великий Новгород, Боровичи, Маловишерского, Новгородского, Солецкого, Шимского районов.
Интенсивность антропотехногенного загрязнения водоемов соответствует плотности населения и концентрации промышленности. В сельской местности загрязнение водоемов по санитарно-химическим показателям ниже среднеобластных показателей (в водоемах I категории: в 2013 г. — 71,1% против 78,9%; 2012 г. — 62,93% против 46,28%; в водоемах II категории соответственно: 2013 г. — 39,2% против 46,6%; 2012г. — 50,33% против 47,71%).
Остаточные количества пестицидов в исследованных пробах воды открытых водоемов находятся в концентрациях ниже предела чувствительности методов измерения. Радиационного загрязнения открытых водоемов области в местах водопользования населения за время наблюдений не выявлено.
Анализ результатов проводимой Управлением контрольно-надзорной деятельности в части использования и охраны водных объектов позволяет выделить применительно к вопросам водоотведения сточных вод следующие основные проблемы, требующие решения:
1. В общем объеме сбрасываемых в водные объекты неочищенных сточных вод значительную долю составляют поверхностные (ливневые и образующиеся в результате снеготаяния) сточные воды, поступающие с загрязненных территорий населенных пунктов области. Вопросы с их очисткой не решены ни в одном из муниципальных образований. Особо актуально данная проблема стоит для города Великий Новгород. С территории областного центра площадью 294 гектара в природные водные объекты — реки Волхов, Веряжа и их притоки, через систему коммунальной дождевой канализации города ежегодно сбрасывается более 3 млн. кубических метров загрязненных поверхностных сточных вод. При этом ни один из 29 эксплуатируемых Открытым акционерным обществом «Ремстройдор» выпусков не оборудован очистными сооружениями. В ходе проводимых по требованиям прокуратуры, обращениям граждан внеплановых контрольно-надзорных мероприятий Управлением фиксируются аварийные поступления загрязняющих веществ по эксплуатируемым ОАО «Ремстройдор» выпускам сточных вод. В 2012-2014 гг. ОАО «Ремстройдор» трижды привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ (нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнении, засорение, истощение). На предприятие в общей сложности наложено штрафных санкций на сумму 95 тысяч рублей. За причинение вреда водному объекту (р. Веряжа) с него взыскан ущерб в размере 11000 рублей.
Администрацией Великого Новгорода была начата работа, направленная на организацию очистки ливневых сточных вод, поступающих через систему коммунальной дождевой канализации в водные объекты. В частности, разработан проект объединения четырех выпусков сточных вод в р. Веряжа в западном районе города и строительства на объединенном выпуске локальных очистных сооружений. Тем не менее, намеченное муниципальной целевой программой «Экология Великого Новгорода (2011-2012 годы)» мероприятие по строительству и вводу в эксплуатацию локальных очистных сооружений на объединенных выпусках системы коммунальной дождевой канализации, снижению количества загрязняющих веществ, сбрасываемых в р. Веряжа, реализовано не было. В аналогичную муниципальную программу, принятую на 2013-2015 годы мероприятия связанные с организацией очистки ливневых сточных вод не включены.
2. Не менее важной проблемой остается наличие на территории Великого Новгорода бесхозяйных выпусков неочищенных сточных вод в водные объекты. Только по результатам контрольно-надзорных мероприятий осуществленных Управлением в конце 2010 года на основании обращения Региональной общественной организации «Новгородский клуб «Экология» таких выпусков в реку Волхов выявлено 9. Материалы проведенной проверки переданы Управлением в Новгородскую межрайонную природоохранную прокуратуру. Надеемся, что администрацией Великого Новгорода будет за-вершена проводимая ею работа по определению для бесхозяйных сетей канализации и выпусков сточных вод эксплуатирующей организации, намечены и выполнены мероприятия по организации очистки стоков.
3. Значительной проблемой является организация очистки промывных вод, сбрасываемых в водные объекты области с водоочистных сооружений предприятий ЖКХ. Особое значение эта проблема имеет для Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал», осуществляющего сброс неочищенных промывных сточных вод в черте областного центра в залив реки Волхов — Гребной канал, расположенный вблизи городского пляжа и в собственно русло реки Волхов в пос. Кречевицы. В 2010 году Управлением проведена плановая проверка МУП Великого Новгорода «Новгородский водоканал» на предмет соблюдения им требований законодательства Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды. В результате проверки установлены факты нарушения Новгородским водоканалом требований водно-го законодательства, заключающиеся в сбросе сточных вод с производственных объектов предприятия — левобережных водоочистных сооружений, правобережных водоочистных сооружений и водоочистных сооружений пос. Кречевицы в водный объект – реку Волхов с превышением установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ. Систематические превышения нормативов допустимых сбросов были допущены: по выпуску № 1 в залив р. Волхов – Гребной канал, выпуску № 14 (пос. Кречевицы) в р. Волхов по следующим ингредиентам: алюминий, взве-шенные вещества и медь. При этом установлено, что наибольшее количество загрязняющих веществ сбрасывалось в р. Волхов (бассейн Ладожского озера) по выпуску предприятия №1 от левобережных водоочистных сооружений. Сточные воды указанного выпуска образуются в результате промывки технологического оборудования (фильтров, емкостей и т. п.) водоочистных сооружений. В течение второго полугодия 2009 года и охваченный проверкой период 2010 года по результатам ежемесячных анализов по данному выпуску установленные нормативы превышались по взвешенным веществам от 8 до 14,4 раза, алюминию до 152 раз. Ежедневно в водный объект сбрасывалось около 2 тонн взвешенных веществ. За нарушение требований водного законодательства предприятие постановлением Управления было привлечено к административной ответственности, на него был наложен штраф в размере 30 тысяч рублей. Постановление Управления в течение длительного времени оспаривалось Водоканалом в арбитражных судах различных инстанции, тем не менее, суды пришли к выводу о правомерности вынесенного Управлением постановления и оставили его в силе. В результате производимого предприятием систематического сброса загрязняющих веществ, водному объекту — р. Волхов причинен вред. Управлением в соответствии с действующей, утвержденной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Методикой был произведен расчет размера вреда и в феврале 2011 года в Арбитражный суд Новгородской области было направлено исковое заявление о его взыскании. После продолжительного судебного разбирательства (более полутора лет), Арбитражным судом Новгородской области 10.10.2012 года вынесено решение по взысканию с МУП «Новгородский водоканал» в бюджет муниципального образования – городской округ Великий Новгород вреда причиненного водному объекту р. Волхов в сумме – 114 млн. 180 тыс. 160 рублей.
08.11.2012 МУП «Новгородский водоканал» подана жалоба в Четырна-дцатый арбитражный апелляционный суд. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2013 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения. 12.04.2013 предприятием подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа. Постановлением суда кассационной инстанции от 11.06.2013 решение Арбитражного суда Новгородской области и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда оставлены без изменения, а кассационная жалоба предприятия без удовлетворения.
06.06.2013 года Предприятие обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения указанного решения суда. Определением Арбитражного суда Новгородской области от 20.06.2013 года МУП «Новгородский Водоканал» предоставлена рассрочка на срок до 31.07.2023 года с ежемесячным платежом в размере 946 550,37 руб. (11 358 604,44 руб. в год), начиная с 01.07.2013 года. По состоянию на 31.12.2013 года с Предприятия в доход бюджета муни-ципального образования – городской округ Великий Новгород взыскан ущерб, причиненный реке Волхов, в размере 6 млн. 273 тыс. 418,83 руб. или 100% на данный момент. Подлежащий взысканию остаток составляет 107 млн. 906 тыс. 741,93 руб.
По материалам проведенной Управлением проверки Новгородским межрайонным природоохранным прокурором в Новгородский районный суд направлено заявление об обязании МУП «Новгородский водоканал» обеспечить сброс сточных вод в р. Волхов в соответствии с установленными нормативами сбросов. Решением от 14.07.2011 Новгородский районный суд обязал «Новгородский водоканал» обеспечить сброс сточных вод в р. Волхов в соответствии с установленными нормативами сбросов не позднее трёх лет с момента вступления решения суда в законную силу, то есть не позднее июля 2014 года.
Для ликвидации сброса сточных вод и в их составе загрязняющих ве-ществ по выпуску № 1 в р. Волхов (Гребной канал) и для организации очистки Гребного канала от накопленного в нём осадка МУП «Новгородский водоканал» разработан ряд проектов:
Проект «Система утилизации промывных вод и обезвоживания осадка на Левобережных водоочистных сооружениях г. Великий Новгород». Сметная стоимость реализации проекта (в ценах на 01.01.2012) составляет 261548,20 тыс. руб. Данный проект имеет положительное заключение государственной экспертизы от 09.09.2010 № 53-1-5-0114-10. Реализация указанного проекта позволила бы:
• прекратить сброс в р. Волхов неочищенных сточных (промывных) вод и соответственно в их составе загрязняющих веществ;
• улучшить процесс обработки исходной воды на водоочистных сооружениях расположенных ниже по течению р. Волхов (пос. Кречевицы);
• уменьшить забор воды из поверхностного водоисточника – р. Волхов.
Технологические решения проекта предусматривают возвращение про-мывной воды скорых фильтров в голову левобережных водоочистных сооружений, а также обезвоживание осадка горизонтальных отстойников. На окончание 2011 года общее количество сбрасываемых р. Волхов (Гребной канал) по выпуску № 1 сточных вод составило 15816 м3/сут, эти воды содержат большое количество загрязняющих веществ. После запуска проектируемых сооружений данные сточные воды должны распределиться следующим образом:
• 13896 м3/сут сточных вод будет направлено в оборот, в голову водо-очистной станции;
• выход обезвоженного осадка (кека), влажностью 75%, составит 56 м3/сут, кек предусматривается вывозить на полигоны твердых бытовых отхо-дов;
• 1864 м3/сут – фугат от сооружений обезвоживания, который будет направляться в канализацию.
Проект (корректировка) «Расчистка Гребного канала, строительство площадок для складирования осадка после очистки Гребного канала в районе Мячинских озер в квартале 151 города Великий Новгород». Сметная стоимость реализации проекта (в ценах на 01.01.2012) составляет 328298,09 тыс. руб. Данный проект имеет положительное заключение государственной экспертизы № 53-1-4-0134-110 от 27.10.2011 г. Реализация указанного проекта позволила бы восстановить и реабилитировать экосистемы залива реки Волхов – Гребного канала и собственно р. Волхов.
Тем не менее, несмотря на решения судов каких-либо реальных дей-ствий по реализации, имеющихся у Водоканала проектов по организации системы утилизации промывных вод и обезвоживания осадка на левобережных водоочистных сооружениях г. Великий Новгород и расчистке Гребного канала не предпринимается.
4.Наряду с проблемами сброса поверхностных сточных вод, не менее важными являются проблемы отведения в водные объекты хозяйственно- бытовых сточных вод. Из-за неудовлетворительной работы или отсутствия биологических очистных сооружений в водные объекты области продолжают поступать и загрязненные неочищенные хозяйственно-бытовые сточные воды, требуется принять действенные меры по их эффективной очистке. В первоочередном порядке в Новгородской области необходимо построить биологические очистные сооружения на выпусках неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в поселке Краснофарфорный (Чудовский район) – выпуск в р. Волхов, поселке Кулотино (Окуловский район) – выпуск в р. Перетна, провести реконструкцию и восстановление очистных сооружений в населенных пунктах Боровичского района, г. Холм (выпуск в ручей, являющийся притоком р. Ловать) и ряде других муниципальных образований Новгородской области.
При осуществлении государственного надзора за использованием и охраной водных объектов взаимодействие с органами прокуратуры осущест-вляется как путем непосредственного участия специалистов Управления в проверках, проводимых прокуратурами различных уровней (подготовка справок и объяснений по направляемым прокуратурами документам водо-пользователей, участие в различных совещаниях, заседаниях и координаци-онных советах и т.п.), так и в такой форме, как рассмотрение дел об админи-стративных правонарушениях по постановлениям возбужденным органами прокуратуры.
Отвлечение специалистов Управления для участия в прокурорских про-верках и подготовке документов в условиях «кадрового голода» (функции по осуществлению государственного надзора за использованием и охраной водных объектов в Управлении в 2013г. осуществляли 3 специалиста, теперь 2) одновременно является и существенной проблемой подобного взаимодействия. Так, за период 2012-2014 гг. к участию в прокурорских проверках специалисты Управления привлекались 27 раз.
В части вопроса, связанного с осуществлением регионального надзора за использованием и охраной водных объектов сообщаем, что проанали-зировать его достаточность и эффективность не представляется возможным, так как его проведение является прямой обязанностью соответствующих ре-гиональных органов власти, вытекающих из требований Водного кодекса РФ и не подлежит контролю со стороны Управления.
Наибольший ущерб популяциям редких видов рыб и других водных ресурсов наносит состояние водных объектов, а именно, сброс в водные объекты неочищенных хозяйственно-бытовых и ливневых сточных вод, длительное воздействие возведенных ранее плотин, устройство мостовых переходов на дорогах с использованием бетонных колец, значительное размно-жение бобра, особенно в верховьях нерестовых рек.
В общем объеме сбрасываемых в водные объекты неочищенных сточных вод значительную долю составляют поверхностные (ливневые и обра-зующиеся в результате снеготаяния) сточные воды, поступающие с загряз-ненных территорий населенных пунктов Новгородской области. Вопросы с их качественной очисткой не решены ни в одном из муниципальных образований.
В период с 18 по 19 июня 2013 года в Великом Новгороде состоялся со-вместный семинар территориальных органов Росприроднадзора по СЗФО с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации на тему: «Особенности надзора за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов», на котором, в частности, было отмечено, что:
1) В Новгородской области сбор научной информации о состоянии объектов животного и растительного мира, занесенного в Красную книгу России, до сих пор не проводился;
2) Необходимые сведения для организации и обеспечения природо-охранных мероприятий в настоящее время отсутствует;
3) Текущая информация о состоянии среды обитания водных биологических ресурсов в Управление поступает только в ходе проведения рейдовых мероприятий.
Управление выдает заключения на выдачу разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу РФ. В 2013 году было выдано два мотивированных заключения о возможности добывания форели ручьевой, занесенной в Красную Книгу РФ, в водоемах, расположенных на территории Новгородской области.
Выявление и оценка местонахождений видов, создание базы данных ин-вентаризационной информации, обязаны обеспечить современный уровень мониторинга популяций редких видов в регионе, обоснование предложений по их сохранению и восстановлению.
В связи с этим специалисты Управления считают, что природоохранные мероприятия по поддержке ценных редких водных видов, занесенных в Красную книгу РФ, должны проводиться комплексно и осуществляться по трем направлениям – контроль местообитаний, регулирование добычи и под-держка популяций за счет искусственного размножения.
Следует также обратить внимание на то, что функции по охране водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу РФ, на данный момент переданы от Росрыболовства в Росприроднадзор. Считаем, что данное законодательное решение не могло улучшить качественное состояние краснокнижных видов водных биологических ресурсов, являющихся еди-ничными по своему составу. В настоящее время в рамках текущего финансирования создавать отдельные подразделения для их охраны в структуре Росприроднадзора и его территориальных органов не представляется возможным.
Целесообразным решением данной проблемы являлось бы возвращение в Росрыболовство полномочий по охране водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу РФ.
Следует отметить, что Управлением в полном объеме обеспечена одна из приоритетных задач Росприроднадзора, связанная с достижением следующего показателя, исчисляемого соотношением доли водопользователей, снизивших массу загрязняющих веществ в сточных водах, в общем числе проверенных водопользователей (он не должен быть менее 9,2%). В результате принятых мер он составил 21,6% или 8 к 37.

Общая характеристика загрязнения окружающей
среды в области образования отходов и обращения с ними.

В последние годы в Новгородской области ежегодно официально образуется более 1 млн. тонн отходов. Согласно неофициальному прогнозу — в 1,5 — 2 раза больше. Подобная латентность объясняется тем, что государственной статистической отчетности подлежат только те отходы, которые задекларированы в добровольном порядке хозяйствующими субъектами в ежегодных отчетах по форме №2-ТП (отходы). Уведомительный порядок предоставления сведений и отсутствие механизма обязания и контроля за выполнением предприятиями данной обязанности, с учетом отсутствия сведений об истинном масштабе загрязнения территорий, в том числе несанкционированным размещением различных отходов, не дают объективного представления о сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами. Без проведения специального экологического аудита невозможно определиться с истинным масштабом их образования и обращения с ними.
Положение с отходами производства и потребления на территории Новгородской области в целом следует характеризовать как достаточно стабильное и, в целом, благоприятное. Так, по данным обработки отчетности по форме государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) за 2013 г., при объеме образования отходов I — V классов опасности 1086070,687 т непосредственно на территории региона использовано 1142531,425 т, что составляет 105,2 %. Основную часть в объёме использованных отходов составляют отходы производства промышленности нерудных материалов, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности.

источник

Читайте также:  Анализ на биохимию пить воду