Меню Рубрики

Анализ воды в условиях школы

Учебно-исследовательский проект по теме «Исследование качества водопроводной воды в условиях школьной лаборатории»

Вода «из-под крана» используется нами повсеместно. По данным лаборатории питьевого водоснабжения НИИ экологии человека и окружающей среды РАМН, 90% водопроводных сетей подают в дома воду, не отвечающую санитарным нормам. Главная причина наличия в водопроводной воде вредных для здоровья нитратов, пестицидов, нефтепродуктов и солей тяжелых металлов — это катастрофическое состояние водопроводных и канализационных систем. Соединение канализационных вод с выбросами предприятий дает добавочный эффект: к перечисленным выше химическим составляющим питьевой воды добавляются и бактерии — кишечные палочки, патогенные микроорганизмы, холерный вибрион и т.д. Поэтому актуальность данной проблемы очень высока.

Объект исследования

Объектом исследования является обычная водопроводная вода, взятая из централизованного источника водоснабжения МОУ лицей №22, которая не подвергалась никакой предварительной обработке и фильтрации, чтобы была возможность составить объективную картину состояния воды, используемой в быту.

Если вода почти прозрачна, не имеет достаточно выраженных вкуса и запаха, а также если содержание хлора, водородный показатель и жесткость воды удовлетворяют ПДК, то вода централизованного источника водоснабжения пригодна к применению.

Цель исследования

В соответствие с гипотезой, целью исследования является проверить, удовлетворяет ли водопроводная вода некоторым требованиям ГОСТа.

Обзор литературы

Был проведен обзор литературы по изучению влияния качества питьевой воды на здоровье, нормативов качества питьевой воды и образования мутагенов в результате хлорирования воды.

Методика «СОСТАВ И КАЧЕСТВО ВОДЫ»

Суточный обмен воды в организме человека составляет 2,5 л, поэтому от её качества сильно зависит состояние человека, его здоровье и работоспособность. Различные вещества, присутствующие в воде, придают ей запах, делают её то сладковатой, то солёной, а то и горькой. Существует 5-балльная шкала оценки интенсивности запаха и привкуса питьевой воды. При сомнении в качестве питьевой воды для очистки её от примесей следует использовать специальные фильтры.

Метод физического изучения воды включает:

  • Исследование прозрачности воды
  • Определение в воде взвешенных частиц
  • Запах
  • Вкус.

Данные показатели определяются по специальным методикам, описанным в различных источниках литературы (например, С.В.Дружинин «Исследование воды и водоемов в условиях школы», 2008).

Метод химического анализа включает определение:

  • Ионов в воде с помощью качественных реакций
  • рН, водородного показателя
  • Жесткости воды титриметрическим методом.

Определение ионов

Большинство известных элементов, входящих в состав вод в сравнительно больших количествах, существуют в виде ионов. Для доказательства наличия этих ионов в воде использовалась методика качественного химического полумикроанализа. Качественный анализ пробы воды проводился на наличие в воде: катионов магния, железа(II,III), кальция, свинца, меди; анионов брома, йода, хлора, сульфата.

Жесткость воды.

Жесткость воды обуславливается присутствием в ней солей кальция и магния. Это общая жесткость. Она складывается из карбонатной (временной, обусловленной присутствием гидрокарбонатов кальция и магния) и некарбонатной (постоянной, обусловленной присутствием хлоридов кальция, Mg 2+ и Fe 2+ ). Оставшиеся в растворе после кипячения соли обуславливают постоянную жесткость воды. Общая жесткость воды определяется следующим образом. В коническую колбу на 250 мл вносят 100 мл исследуемой воды, прибавляют 5 мл аммиачного буферного раствора(NH4OH+NH4Cl) для установления щелочной реакции, а затем 7-8 капель индикатора (эриохрома черного). Проба окрашивается в интенсивный вишнево-красный цвет. Раствор перемешивают и медленно титруют 0,05 нормальным раствором трилона «Б» до изменения окраски пробы от вишневой до синей. Это происходит из-за того, что трилон «Б» в щелочной среде взаимодействует с ионами кальция и магния, образуя комплексное неокрашенное соединение и вытесняя индикатор в свободном виде. Расчет общей жесткости производят по формуле:

где: V — объем раствора трилона «Б», израсходованного на титрование, мл.

N — нормальность раствора трилона «Б», мг экв/л (0.05)

V1— объем исследуемого раствора, взятого для титрования, мл.(100 мл)

Водородный показатель.

Вода тестируется различными индикаторами (лакмус, универсальная индикаторная бумага, метил оранжевый) и по изменению их окраски формулируются соответствующие выводы.

Результаты см. в таблице №1.

Сравнительный анализ данных, полученных в ходе исследования.

Он приведен в таблице «Соответствие физико-химических показателей пробы воды требованиям ГОСТ».

Параметр Единица измерения Полученное значение Предельно допустимая норма
по ГОСТу 2874-82
Прозрачность воды 5-балльная шкала 1 1.5
Присутствие взвешенных частиц 1 2
Вкус воды 1 2
Запах воды при t=20 o C
Запах воды при t=60 o C
1

2

Водородный показатель рН

6.5

6.0 — 9.0 Жесткость моль/м 3

В ходе проведенного исследования было установлено:

  • Показатель мутности оптимален
  • Каких-либо взвешенных частиц в воде не обнаружено
  • Проба воды не обладала привкусом и запахом
  • Качественный анализ пробы воды дал отрицательный результат на наличие в воде: катионов магния, железа(II,III), свинца, меди; анионов, брома, йода; сульфатов
  • Были обнаружены катионы кальция (незначительное выпадение гипсового осадка) и анионы хлора (незначительное выпадение белого творожистого осадка хлорида серебра)
  • Причиной слабо кислой среды, вероятнее всего, является, установленное выше, наличие в воде ионов хлора
  • Жесткость воды была получена в пределах 4-4.5 ммоль/литр.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проба воды, взятая из централизованного источника водоснабжения МОУ лицей №22, соответствует требованиям ГОСТ согласно тем критериям, по которым проводилось исследование, а, значит, наша гипотеза подтвердилась.

Рекомендации.

  • продолжать мониторинговые исследования качества питьевой воды из разных источников;
  • провести сравнительный анализ полученных результатов;
  • исследовать пробы воды по методикам количественного анализа;
  • продолжать исследование в условиях лабораторий, обеспеченных соответствующим оборудованием и реактивами.

источник

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа им. с. п. Герпегеж»

«Исследование водопроводной воды в условиях школы »

Над проектом работала Кульбаева Зайнаф

Руководитель проекта Кучмезова Лейля

Борисовна, учитель биологии

3. Исследование качества водопроводной воды

4. Определение качества воды методами химического анализа

4.3. Количественное определение общей жесткости в воде. …………………………11

4.4. Определение нитратов ………………………………………………………. 13

4.5. Определение содержания соединений железа и меди ……………………14

5.Заключение: выводы по итогам исследовательской работы…………15

8.Список использованной литературы………………………………………..20

Мной написана исследовательская работа на тему «Исследование водопроводной воды в условиях школы».. Я выбрала эту тему т. к. вода самое удивительное, самое распространённое и важное вещество на планете Земля. Вода «из-под крана» используется нами повсеместно. По данным лаборатории питьевого водоснабжения НИИ экологии человека и окружающей среды РАМН, 90% водопроводных сетей подают в дома воду, не отвечающую санитарным нормам. Главная причина наличия в водопроводной воде вредных для здоровья нитратов, пестицидов, нефтепродуктов и солей тяжелых металлов — это катастрофическое состояние водопроводных и канализационных систем. Соединение канализационных вод с выбросами предприятий дает добавочный эффект: к перечисленным выше химическим составляющим питьевой воды добавляются и бактерии — кишечные палочки, патогенные микроорганизмы, холерный вибрион и т. д. Поэтому актуальность данной проблемы очень высока.

Читайте также:  Анализ воды из ливневой канализации

Почти три четверти земного шара занято водой, морями и океанами. 20 % занято твердой водой – снегом, льдом. Вода обязательный компонент практически всех технологических процессов. От воды зависит климат планеты. Без воды нельзя представить жизнь человека, ведь он ее употребляет для самых разных бытовых нужд. Вода – это минерал, обеспечивающий существование живых организмов на Земле. Вода входит в состав клеток любого животного и растения. Недостаточное количество воды в организме человека приводит к нарушению вывода продуктов обмена пищеварения, кровь обедняется водой, человека лихорадит. Вода в вашем организме выступает в двух основных ролях – как растворитель веществ и как переносчик веществ по организму. У нее есть еще одна важная роль: через систему потоотделения она регулирует температуру тела.

Мы открываем кран, и из него сверкающей струйкой бежит чистая и прозрачная вода. А ведь попадает она в дом из реки, в которой купаются люди, гуси, на берегах которой водятся различные животные.

Поэтому прежде чем вода из реки попадает в кран и утолит нашу жажду, ей предстоит пройти через многочисленные механические фильтры и системы очистки, выдержать контрольные замеры и тесты инженеров, технологов, химиков и врачей. Труд многих специалистов служит высокой цели – напоить всех жителей чистой водой.

И какая вода поступает в квартиру по городскому водопроводу, волнует каждого жителя нашего посёлка. Поэтому я выполнила исследовательскую работу по изучению воды в своём населённом пункте, и двух находящихся неподалёку с ним

Работа состоит из теоретической и практической части. В теоретической я изучила, систематизировала и обобщала материал по интересующим меня вопросам, а в практической части проводила исследовательский эксперимент.

Целью исследования является проверить, удовлетворяет ли водопроводная вода некоторым требованиям ГОСТа.

— показать большую значимость и важность воды в жизни

— изучить основные компоненты загрязнения воды и способы её очистки

— изучить влияние загрязненной воды на организм человека

— исследовать качество водопроводной воды в селе Герпегеж.

2. Ценность воды в жизни человека

Питьевая вода — важнейший фактор здоровья человека. Практически все ее источники в настоящее
время подвергаются антропогенному и техногенному воздействию разной интенсивности. По оценке экспертов ООН, до 80% химических соединений, поступающих в природную среду, рано или поздно попадают в воду. Статистика свидетельствует о том, что около 80% заболеваний людей связано с неудовлетворительным качеством питьевой воды. «Руководство по качеству питьевой воды», изданное Всемирной организацией здравоохранения в 1993 г., предполагает контроль более чем по 100 показателям.

Под загрязнением водоемов понимается снижение их биосферных функций и экономического значения в результате поступления в них вредных веществ. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Главную опасность представляют сточные воды (промышленные, сельскохозяйственные и бытовые), поскольку значительная часть использованной воды возвращается в водные бассейны в виде сточных вод.

В ряде регионов важным источником пресной воды являлись подземные воды. Раньше они считались наиболее чистыми. Но в настоящее время в результате хозяйственной деятельности человека многие источники подземной воды также подвергаются загрязнению. Нередко это загрязнение настолько велико, что вода из них стала непригодной для питья.

Человечество потребляет на свои нужды огромное количество пресной воды. Основными ее потребителями являются промышленность и сельское хозяйство. Наиболее водоемкие отрасли промышленности — горнодобывающая, сталелитейная, химическая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная и пищевая. На них уходит до 70% всей воды, затрачиваемой в промышленности. Главный же потребитель пресной воды —сельское хозяйство: на его нужды уходит 60—80% всей пресной воды.

В современных условиях сильно увеличиваются потребности человека в воде на коммунально-бытовые нужды. Объем потребляемой воды для этих целей

зависит от региона и уровня жизни, составляя от 3 до 700 л на одного человека. В Москве, например, на каждого жителя приходится около 650 л, что является одним из самых высоких показателей в мире.

Из анализа водопользования за 5—6 прошедших десятилетий вытекает, что ежегодный прирост безвозвратного водопотребления, при котором использованная вода безвозвратно теряется для природы, составляет 4—5%.Перспективные расчеты показывают, что при сохранении таких темпов потребления и с учетом прироста населения и объемов производства к 2100 г. Человечество может исчерпать все запасы пресной воды.

Уже в настоящее время недостаток пресной воды испытывают не только территории, которые природа обделила водными ресурсами, но и многие регионы, еще недавно считавшиеся благополучными в этом отношении. В настоящее время потребность в пресной воде не удовлетворяется у20% городского и 75% сельского населения планеты.

Мы открываем кран, и из него сверкающей струйкой бежит чистая и прозрачная вода. А прежде чем вода попадает в кран и утолит нашу жажду, ей предстоит пройти через многочисленные механические фильтры и системы очистки, выдержать контрольные замеры и тесты инженеров.

В зависимости от степени и характера загрязнения применяют механические, химические и биологические методы очистки сточных вод. Механическими методами удаляют грубые дисперсные примеси с помощью решеток, сит, фильтров, отстойников, нефтеловушек. Этими методами удаляют нерастворимые примеси из бытовых стоков — до 60%, из промышленных — до 95%.

Химическая очистка – это добавление в сточные воды реагентов, способствующих образованию осадков из коллоидных и некоторых истинных растворов.

Биологическая очистка в естественных условиях происходит на специальных полях орошения или полях фильтрации. Здесь создается сеть магистральных и распределительных каналов и карт (площадок) шириной 20 м и длиной 100 — 150м, окруженных земляными валами. Карты периодически заполняют сточными водами. Под воздействием солнечного света,
воздуха, микроорганизмов они очищаются и просачиваются в грунт. На поверхности карт образуется перегной. Через несколько лет после прекращения

Читайте также:  Анализ воды из открытых водоемов

слива сточных вод поля фильтрации используют для выращивания трав,

кормовых культур или овощей, которые можно употреблять в пищу после, термической обработки.

Биологическая очистка сточных вод в искусственных условиях производится в специальных сооружениях — биофильтрах и аэротенках. Биофильтр представляет собой сооружение из кирпича или бетона, внутреннее его помещение заполнено прочным пористым материалом: шлаком, гравием, щебнем, керамзитом. На эти пористые материалы нанесена пленка микроорганизмов (бактерий, простейших и др.), которые в процессе жизнедеятельности поедают и разлагают органические вещества, очищая от них воду. В биофильтр периодически подаются сточные воды и воздух, идущий на процессы окисления. В аэротенках подачей воздуха со сточными водами перемешивается активный ил, который состоит из сообществ аэробных микроорганизмов — минерализаторов органического вещества. Во вторичных отстойниках происходит отделение бактериальной пленки от чистой воды. Такие биофильтры и аэротенки устраняют более 90% загрязнений органическими веществами.

Бытовые сточные воды могут содержать патогенные микроорганизмы, поэтому их обеззараживают жидким хлором или хлорной известью.

Деятельность очистных сооружений и установок на предприятиях контролируется законом об охране окружающей среды.

3. Исследование качества водопроводной воды

3.1.Определение органолептических показателей качества воды

Цель работы: знакомство с органолептической оценкой качества воды.

Информация. Любое знакомство со свойствами воды, сознаем мы это или нет, начинается с определения органолептических показателей, т. е. таких, для определения которых мы пользуемся нашими органами чувств (зрением, обонянием, вкусом)/. К органолептическим характеристикам относятся цветность, мутность (прозрачность), запах, вкус и привкус, пенистость.

Органолептическая оценка качества воды — обязательная начальная процедура санитарно-химического контроля воды. Ее правильному проведению специалисты придают большое значение.

1. Определение мутности (прозрачности)

Оборудование из комплекта: пробирки.

Заполнили пробирку образцом на высоту 10-12 см. Определили мутность воды, рассматривая пробирку на темном фоне при достаточном боковом освещении. Выбрали подходящую степень мутности по таблице :

Обработка результатов и выводы.

№ 1 пробирка — вода из Герпегежа.

По результатам наблюдений заполнила таблицу:

Выводы : Органолептическая оценка приносит много прямой и косвенной информации о составе воды и может быть проведена быстро и без каких-либо приборов. В пробирке №1 (Герпегеж) слабо мутная, но временами вода очень мутная. Возможным источником загрязнения являются коррозийные процессы в водопроводных трубах и плохая очистка воды.

3. 2.Определение запаха воды

Оборудование из комплекта: пронумерованные пробирки с пробками, штатив для пробирок.

Примечание. Определение запаха лучше проводить в колбах с широким горлом либо в стаканчиках из кабинета. При отсутствии колб (стаканчиков) можно пользоваться пробирками из комплекта.
Реактивы: модельные растворы.

При определении запаха руководствовались таблицами.

источник

Пить или не пить воду — такого вопроса для человека не существует. Сомнение в другом: какую воду пить? Из-под крана или только ту, что продаётся в бутылках? Та, что бежит по стальным трубам, может насыщаться вредными для человека тяжелыми металлами. А применение хлора, как главного обеззараживающего компонента, представляет серьёзную опасность для здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ »

ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ

Глава 1. Методы анализа воды

Лабораторные методы анализа воды…………………………………. 5

Требования САНПиН и Европейских стандартов к питьевой воде….5

Глава 2. Результаты исследования

2.2. Исследование качества питьевой воды………………………………. 9

2.2.2. Определение общей минерализации воды…………………………..11

2.2.4. Определение массы осадка после электролиза воды………………..14

2.2.5. Сравнительные показатели проб воды …………………….………. 15

Пить или не пить воду — такого вопроса для человека не существует. Сомнение в другом: какую воду пить? Из-под крана или только ту, что продаётся в бутылках? Та, что бежит по стальным трубам, может насыщаться вредными для человека тяжелыми металлами. А применение хлора, как главного обеззараживающего компонента, представляет серьёзную опасность для здоровья.

Питьевая вода – важнейший фактор здоровья человека, но практически все ее источники сегодня подвергаются антропогенному и техногенному воздействию разной интенсивности. Проблема качества питьевой воды затрагивает очень многие стороны жизни человеческого общества. В настоящее время питьевая вода – это проблема социальная, политическая, медицинская, географическая, а также инженерная и экономическая.

Мы на 80% состоим из воды, и наше здоровье зависит от той воды, которую мы пьем.Сегодня как никогда нашему организму очень важно получать чистую питьевую воду со сбалансированным минеральным составом. Чистая питьевая вода повышает защиту организма от стресса, обеспечивает работу внутренних органов. Вода необходима для поддержания всех обменных процессов, она принимает участие в усвоении питательных веществ клетками. Вода является теплоносителем и терморегулятором.

Основными источниками воды в городах служат близлежащие реки и озера. После очистки на станции, вода, с помощью насосов, закачивается в трубы, в которых находится практически все то от чего воду очищали. По данным лаборатории питьевого водоснабжения НИИ экологии человека и окружающей среды РАМН, 90% водопроводных сетей подают в дома воду, не отвечающую санитарным нормам.

Цель работы: выявить степень качества очистки питьевой воды

Рассмотреть альтернативные способы очистки воды;

Определить рН исследуемого раствора;

Определить общую минерализацию воды в РРМ с помощью прибора TDS;

Выявление химических примесей методом электролиза;

Определение количественного состава химических примесей методом фильтрации.

Объект исследования — питьевая вода.

Предмет исследования — химические примеси.

Гипотеза: Любая питьевая вода пригодна для употребления.

Материалы и оборудование: прибор TDS для определения общей минерализации жидкости, индикатор для определения рН, PR-2 прибор для электролиза воды, ОВП метр ORP-169B прибор для измерения потенциала воды.

Глава 1. Методы анализа воды

Лабораторные методы анализа воды

Лабораторные методы анализа воды основываются на химических и физических исследованиях образца. Выбор способа определения загрязнителя зависит от исходного объема пробы и характера предполагаемых примесей.

Читайте также:  Анализ воды из колодцев и родников

Все существующие методы исследования воды можно разделить на несколько групп (Табл.1).

Таблица 1. Методы анализа воды

Жидкостная колоночная хроматография;

Высокоэффективная жидкостная хромтография.

Требования САНПиН и Европейских стандартов к питьевой воде

Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» утверждены и введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Онищенко Г. Г. с 26 сентября 2001 года. СанПиН 2.1.4.1074-01 является обновленным изданием СанПиН 2.1.4.559-96, который был принят в 1997 году.

СанПиН нормирует содержание вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах, а также поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека. Устанавливает гигиенические требования к питьевой воде, определяет органолептические и некоторые физико-химические параметры питьевой воды.

Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды:

Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям.

Таблица 2. Общие физико-химические показатели:

Нормативы (предельно допустимые концентрации) (ПДК), не более

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Анализ питьевой воды в условиях школы Выполнили: Ученики 10 класса МБОУ СОШ № 10 Чернова Виктория, Котенко Мария, Гуща Григорий. Руководитель: Учитель химии Лебедева Е.В. ProPowerPoint.Ru

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что? ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.» Антуан де Сент-Экзюпери ProPowerPoint.Ru

Гипотеза: Если вода почти прозрачна, не имеет достаточно выраженных вкуса и запаха, а также если содержание хлора, водородный показатель и жесткость воды удовлетворяют ПДК, то вода централизованного источника водоснабжения пригодна к применению. Цель исследования: В соответствие с гипотезой, целью исследования является проверить, удовлетворяет ли водопроводная вода некоторым требованиям САНПиН. Задачи: 1. На основании качественного и количественного анализа определить водородный показатель рН-среду, физические показатели качества воды. 2. Расширить и углубить знания о качестве воды, оказывающей влияние на здоровье учащихся. ProPowerPoint.Ru

Основными показателями качества воды являются: органолептические, химические, микробиологические. ProPowerPoint.Ru

Отбор пробы на анализы Мы отобрали пробу в стерильные банки с резиновыми крышками, которые предварительно ополаскивали исследуемой водой. Определение температуры воды Оптимальной температурой воды для питьевых целей считается 7-11 ºС Для этого мы погрузили термометр в струю стекающей воды. Не вынимая термометр из воды произвели отсчёт: температура (t) исследуемой воды составила 11,4 ºС. Значит, температура исследуемой воды в норме. ProPowerPoint.Ru

Определение физических показателей качества воды Запаха и вкуса воды Нормы этих показателей приведены в таблице В результате наших исследований определены следующие значения показателей: Запах отсутствует – 0 баллов Слабый привкус — 1балл Запах (вкус) Интенсивность Оценка в баллах Отсутствует Не ощущается 0 Очень слабый Обнаруживается только опытным исследователем. 1 Слабый Обнаруживается потребителем в том случае, если обратить его внимание. 2 Заметный Легко обнаруживается потребителем. 3 Отчетливый. Вода непригодна для питья. 4 Очень сильный Вода непригодна для питья. 5 ProPowerPoint.Ru

Определение прозрачности воды Определение прозрачности по шрифту основано на нахождении максимальной высоты столба воды, через который можно прочитать стандартный шрифт «54178309». Прозрачность питьевой воды по шрифту должна быть не менее 30 см. В нашем случае высота составила 36 см. ProPowerPoint.Ru

Определение плотности воды Плотность чистой воды зависит от температуры. При 15ºС она равна 0,99913 г/см3, при 20 ºС – 0,99823 г/см3. ρис. воды = 0,998 г/см3. ProPowerPoint.Ru

Определение водородного показателя рН воды Питьевая вода, согласно СанПиН должна иметь рН 6,5–8,5. Однако, так как в школе нет рН –метра водородный показатель определяли с помощью индикаторов. И по изменению их окраски формулируются соответствующие выводы. Результат: рН ≈6.5 (норма). ProPowerPoint.Ru

Качественный анализ воды Были обнаружены катионы кальция (незначительное выпадение гипсового осадка) (рис.1) и анионы хлора (незначительное выпадение белого творожистого осадка хлорида серебра) (рис.2). рис. 1 рис. 2 ProPowerPoint.Ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе исследований, оказалось, что в питьевой воде: Выводы. Свои результаты мы сравнили с нормами СанПиН 2.1.4.1074-01 и сделали для себя вывод, что исследуемая вода соответствует гигиеническим требованиям к качеству воды, а, значит, наша гипотеза подтвердилась. ProPowerPoint.Ru

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник