Меню Рубрики

Анализ запасов воды в скважине

В нашем государстве все полезные ископаемые принадлежат народу, а пользование ими возможно на основании специальной лицензии. Для того чтобы получить такое разрешение, потребуется предварительно обрести лицензию на добычу полезных ископаемых. Этой процедуре предшествует постановка на учет, которая производится на основании оценки.

Оценка запаса подземных вод – комплексные работы, которые позволяют оценить количество добываемой воды, ее пригодность и качество. На этом этапе также определяется возможный режим водозабора, который не окажет негативного влияния на состояние подземных вод и окружающую среду.

Работы состоят из определенных мероприятий:

  • сбор архивных данных, анализ гидрогеологических условий недр в конкретной местности;
  • анализ характеристик подземных вод и окружающей среды;
  • геофизические исследования;
  • опытно-фильтрационные работы;
  • работы по наблюдению за режимом вод.

После сбора всех данных проводится обработка полученной информации, полевых работ. Делаются гидрогеологические расчеты с моделированием. В заключение формируется отчет по оценке запасов подземных вод.

  • А – подтверждает, что водозабор имеет подтвержденный опыт эксплуатации.
  • В – подтверждает факт опытной откачки.
  • С1 – свидетельствует о проведенных гидрогеологических исследованиях и полученных положительных расчетных данных.
  • С2 – может присваиваться огромным по площади местностям, без привязки к конкретному месту водозабора.

Оценка запасов подземных вод с присвоением первых двух категорий дает право на водозабор в определенных отчетом объёмах с лицензией на 25 лет.

Категория С1 выгодна для перспективного водозабора. Имеется в виду, что при поэтапном введении производства категорию А или В можно рассматривать как первый этап, а С1 – как задел на будущее. Категория также выгодна в тех случаях, когда в конкретной местности запасы воды, которую можно извлекать без ущерба для окружающей среды, подходят к концу. Хотя лицензии такой категории не выдаются на большие сроки (не более чем на 5 лет), но за это время можно провести все проектные и строительные работы. По окончании строительства водозабор подлежит переоценке.

Оценка запаса подземных вод включает несколько мероприятий. После того как получен положительный прогноз, участок переходит в категорию перспективных. Начинаются разведывательные работы, состоящие из нижеприведенных этапов.

На этом этапе изучаются особенности участка, его геологическое строение. Проводится количественная и качественная оценка, изучаются источники формирования запасов. Обосновывается самая рациональная схема возведения водозаборных узлов. По сути, определяется общее месторасположение, и выясняется, сможет ли оно обеспечить заявленную мощность.

Ко второму этапу переходят только в том случае, если участок действительно перспективный для промышленного использования.

Детальная разведка предполагает определение категории с максимальной точностью и подсчет уровня запасов с перспективой на ближайшее будущее. Именно эти данные нужны для проектирования ВЗУ. Площадка изучается на предмет природных гидродинамических явлений (имеется в виду, могут ли быть на участке обвалы и оползни), измеряется величина просадочных грунтов и степень их промерзания. От этих показателей зависит и категория буримости.

Данный вид работ предполагает уже стабильное промышленное освоение участка с параллельными исследовательскими работами:

  • изучают возможные условия для формирования депрессионной воронки;
  • проводится стационарное наблюдение на земле за уровнем понижения воды;
  • проводится качественное исследование воды, насколько она изменяется за определенный период (месяц, год), делается прогноз на будущие периоды;
  • намечаются необходимые мероприятия по пополнению запасов, чтобы защитить водный пласт от истощения, и ряд других мероприятий.

Оценка эксплуатационных запасов подземных вод – очень важный этап в процессе подземного водозабора. Если сравнивать твердые полезные ископаемые и подземные воды, то последние имеют динамический характер, то есть вода меняется по составу, качеству и количеству постоянно. Не существует возможности один раз посчитать количество воды и все время рассчитывать на определенный объем водопотребления. Величина оттока и притока зависит от множества факторов, которые постоянно следует изучать и анализировать.

На законодательном уровне обязанность по проведению оценки вод возложена на недропользователя. Понятное дело, что обычный человек не может провести самостоятельно такие работы, поэтому обращается в организации, занимающиеся подобными работами.

Недропользователь обязан получить две лицензии:

  • на геологическое изучение;
  • на добычу подземных вод.

Лицензии должны получаться последовательно. Сначала изыскательские работы и только потом добыча. Каждый пользователь подземных вод должен понимать, что нормативные акты предполагают ответственность за использование воды без лицензии. Недропользователь не освобождается от обязанности получить разрешительные документы, даже если скважина сформирована 100 лет назад или перешла в собственность вместе с земельным участком. Хотя закон разрешает использовать без лицензии скважину, если она всего лишь покрывает нужды конкретной семьи и не используется в промышленных масштабах. Скважина не может служить источником водоснабжения для нескольких домовладений. В остальных случаях обязательно должна быть проведена работа по оценке запасов подземных вод и получена лицензия. Если же этого не проводилось, действия подпадают под нормы КоАП.

На сегодняшний день множество компаний предлагают услуги по гидрогеологическим исследованиям, не имея даже в своем штате таких сотрудиков. Оценка запаса подземных вод должна проводиться исключительно профильным специалистом, поэтому лучше искать профессионала, а не организацию. Лучше всего, чтобы за его плечами был не только диплом по специальности «гидрогеология», но и публикации в профильной литературе. У геолога должны быть практически воплощенные проекты и утвержденные отчеты.

Не рекомендуется вести переговоры с менеджерами и даже директорами фирм. Как правило, они перепродают заказы, а, следовательно заказчику придется платить дважды.

Существует еще большой риск связаться с непрофильной организацией и не получить желаемый объем водопотребления. Эта проблема, конечно, устраняется, когда работы проводятся на уже готовой скважине и все мероприятия направлены исключительно на узаконение пользования водой.

Оценка и переоценка запасов подземных вод – это сложнейшая геологическая процедура, основное направление которой – рациональное пользование существующими недрами. Пресная вода – это ценнейший ресурс, требующий постоянной охраны со стороны человека.

Переоценка подземных вод не всегда имеет только экономическую подоплеку. В некоторых регионах подземные воды – единственный источник водоснабжения, поэтому никакого вопроса о целесообразности подхода не стоит. Работы по переоценке предполагают охранные меры водоносных горизонтов от деградации и истощения. Проводится постоянный контроль над качеством воды. Изучается влияние естественных и техногенных факторов на степень ее загрязнения.

Следует помнить, что оценка запаса подземных вод может быть отрицательной, но до получения положительного результата потребуется вложить немалые финансовые средства. Возможно, что согласно данных отчета будет доказано, что промышленный забор воды нецелесообразен в экономическом смысле для промышленной выработки. Поэтому данный вид предпринимательской деятельности является достаточно рискованным.

источник

Компания Геолисс (ООО «РЭЛ МГРТ») занимается полным спектром гидрогеологических работ/услуг в Челябинской, Оренбургской, Курганской, Свердловской и Ленинградской областях. Возможно проведение работ в другом регионе (зависит от объемов и вида работ).

Оценка запасов подземных вод является видом гидрогеологических изысканий, после выполнения которых в Государственную комиссию по запасам (ГКЗ) направляются материалы для государственной экспертизы, утверждения запасов подземных вод и постановки их на государственный баланс.

Оценка запасов подземных вод и проект водозабора — не требуется при уровне добычи воды до 100 м 3 /сут!

Оценка запасов подземных вод как правило включает:

  • Изучение материалов геологического изучения прошлых лет по району исследований;
  • Уточнение и обоснование пространственных границ района исследований;
  • Анализ геологических и гидрогеологических условий, построение концептуальной модели;
  • Обоснование видов, объемов и сроков геологоразведочных работ;
  • Поиск подземных вод до бурения с помощью приборов (когда Заказчику нужны большие объемы воды и территория поисков характеризуется сложной гидрогеологической обстановкой);
  • Опытно-фильтрационные работы;
  • Гидрогеохимическое опробование;
  • Эколого-гидрогеологическое обследование;
  • Обработка полевых материалов специальными расчетными методами;
  • Составление расчетной модели; решение задач прогноза;
  • Обобщение полученных результатов, предложения по категоризации запасов, их объему и срокам утверждения; подготовка материалов и их подача на государственную экспертизу запасов в ГКЗ;
  • Сопровождение и защита отчетных материалов на государственной комиссии.

Обработка данных по опытно-фильтрациолнным работам, расчёт поясов ЗСО осуществляется в программном комплексе ANSDIMAT «Программный комплекс для аналитической и численной обработки опытно-фильтрационных опробований прямыми и обратными методами» (Свидетельство о гос.регистрации №2009614366).

Кроме того, готовы выполнить такие работы как:

  • Восстановление паспорта существующей водозаборной скважины;
  • Оформление дополнения к паспорту скважины (при наличии паспорта старого образца).

При подсчете запасов подземных вод основное внимание уделяется следующим вопросам:

Охрана водоносных горизонтов/водообильных трещиноватых зон, которые содержат в себе пресные питьевые подземные воды, от осушения, истощения и деградации;

Контроль соответствия качества воды, добываемой из скважин и используемой для питьевого водоснабжения, санитарным правилам и нормам;

Падения качества подземных вод в процессе добычи в результате влияния как естественных, так и техногенных источников загрязнения.

Документация утверждается в Министерстве природных ресурсов при объеме добычи от 100 до 500 м 3 /сут;

Документация утверждается в территориальном органе Роснедра при объеме добычи более 500 м 3 /сут.

Таким образом, основной смысл подсчета запасов питьевых подземных вод заключается в том, чтобы хозяин водозаборной скважины, опираясь на материалы гидрогеологической изученности участка недр, смог убедить ГКЗ, что в результате эксплуатации скважины питьевой горизонт/водообильная трещиноватая зона не будет осушена, ему не будет причинен вред, качество подземных вод не ухудшится, никакого загрязнения не произойдет, а вода, которую будут подавать людям, будет соответствовать всем требованиям санитарно-эпидемиологической и радиологической безопасности.

Чрезмерная нагрузка на водоносный горизонт (в горных районах это водообильная трещиноватая зона), когда одновременно работает большое количество скважин, которые расположены близко друг к другу и имеют значительный суммарный дебит, может привести к частичному или полному осушению водоносного горизонта. Зачастую, это вызывает необратимые изменения гидрогеологических и гидрохимических условий участка недр. Иными словами, мы можем изменить баланс природной системы настолько, что даже в случае полного отключения всех скважин и прекращения добычи подземных вод, она уже не восстановиться до своего первоначального естественного состояния! В результате, мы можем навсегда потерять источник питьевого водоснабжения. В этом случае, абсолютно все владельцы водозаборных скважин останутся без воды.

Соответственно, количество скважин и суммарный расход водоотбора для каждой отдельно взятой территории – это ограниченная величина.

Поэтому, главное и основное, чем, на сегодняшний день, занимается Федеральное агентство по недропользованию совместно с Федеральным агентством водных ресурсов – это определение лимитов добычи воды для каждого отдельно взятого владельца водозаборной скважины.

Выполняя оценку запасов подземных вод, владелец скважины обосновывает свое право получить заявленный лимит на добычу подземных вод у распорядителя недр — государства. При этом, тот, кто заявляет свое право последним, всегда должен будет доказывать, что эксплуатация его скважины не причинит вреда природной системе, а также не повредит соседним водозаборам и не урежет их законную долю, выданную им ранее.

Сроки выполнения работ (без учета временных затрат на государственную экспертизу запасов подземных вод) зависят от следующих факторов: для одиночного водозабора (1 эксплуатационная скважина) приемлемы сроки от 2 до 6 месяцев в зависимости от количества исполнителей, их квалификации, доступности необходимой геологической информации и удаленности объекта от места базирования гидрогеологов.

Стоимость подсчета запасов подземных вод для 1 скважины — от 170 т.р.

источник

Компания «Агванд» вот уже более семи лет оказывает услуги оценки запасов подземных вод в области проведения гидрогеологических работ. Подсчет показателей исследования производится в соответствии с результатами геологического изучения недр, который необходим для поиска абсолютно новых источников водоснабжения под землей, а для предварительного изучения участков водозаборов, которые уже действуют.

— Оценка запасов подземных вод (Состоит из проекта на геологическое изучения недр и отчета по оценке запасов подземных вод)

— Переоценка запасов подземных вод (Состоит из проекта на геологическое изучения недр и отчета по оценке запасов подземных вод)

— 4-7 месяцев — подготовка документации, представляемой в государственные органы

— 3-6 месяцев — согласование с государственными органами

— при получении лицензии на право пользования участков недр для осуществления геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, прописано в лицензионном соглашении

— при получении лицензии на вид деятельности через 25 лет по окончанию срока лицензии , прописано в лицензионном соглашении

— при изменении водоотбора, либо бурении или передачи новых скважин и внесение изменений в лицензии

— 300 тыс.рублей (для одиночного водозабора 1-2 скважины)

— 400 тыс.рублей (для группового водозабора от 3 скважин)

— 10 тыс.рублей для водозабора состоящего из одной скважины

— 40 тыс.рублей для водозабора состоящего из двух и более скважин

— для должностных лиц — от 20 до 40 тыс.рублей.

— для юридических лиц — от 300 до 500 тыс.рублей

статья КоАП «Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов»

Этапы работ — Заключение договора
ПРОЕКТ
— Разработка проекта на геологическое изучение
— Предоставление проекта на геологическую экспертизу в ФБУ «Росгеолэкспертиза»
-Получение положительного заключения ФБУ «Росгеолэкспертиза» заказчиком
ОТЧЕТ
— Регистрация работ
— Камеральные работы
— Разработка отчета по оценке запасов подземных вод
— Предоставление отчета на государственную экспертизу
— Получение протокола территориальной комисии по запасам Комплект предоставления документации

— Один экземпляр отчета и протокол ТКЗ в бумажном виде и один экземпляр в электронном виде в Центральные геологические фонды

— Один экземпляр отчета и протокол ТКЗ в бумажном виде и один экземпляр в электронном виде в территориальные геологические фонды

— Один экземпляр отчета и протокол ТКЗ в бумажном виде и один экземпляр в электронном виде заказчику

Описание ПРОЕКТ
— Основные сведения о водозаборе
— Географо- экономические условия района работ
— Обзор, анализ и оценка ранее проведенных работ
— Сведения о геологических, тектонических и гидрогеологических условиях участка недр
— Существующее водоснабжение
— Методика, объемы и условия проведения проектируемых работ

ОТЧЕТ
— Общие сведения о районе работ
— Виды, объемы и методика проведения геологоразведочных работ
— Технология проведения основных видов геологоразведочных работ и оценка их эффективности для решения геологических задач
— Характеристика качества подземных вод и оценка состояния площади участка недр для возможности создания зон санитарной охраны
— Природная гидрогеологическая модель участка недр
— Обоснование расчетных гидрогеологических параметров
— Подсчет запасов подземных вод

Ссылки на нормативные документы

— При водоотборе менее 100 м3/сут работы не производятся

Подсчет запасов подземных вод, которые уже ранее были оценены, нужно проводить, как правило, после того, как истекает первый расчетный срок эксплуатации водозаборов. Кроме того, оценка запасов проводится в случае изменения водохозяйственной и экологической обстановки района, изменения локации размещения подземного водозабора, и по многим другим причинам.

Наши специалисты имеют большой опыт в проведении данных видов работ, а потому вы можете рассчитывать на грамотную оценку и анализ любой области.

Читайте также:  Анализы околоплодных вод на синдром дауна

Как известно, подсчет запасов подземных вод и ее результаты подлежат государственной экспертизе. В соответствии с действующим законом о недрах, добыча подземных вод разрешена только после того, как проведена государственная экспертиза запасов. В перечне основных требований получения лицензии на право пользования подземными водами в геологических целях или добычи указаны конкретные требования.

Наши сотрудники имеют большой опыт работы по подсчету запасов подземных вод для технического и питьевого водоснабжения, как крупных потребителей воды, так и небольших предприятий, которые обеспечены небольшими водозаборами, состоящими из одной и нескольких скважин. Особенность нашей работы по подсчету запасов подземных вод заключается в широком использовании современных технологий, информационных систем и методов, позволяющих моделировать процессы в водных объектах. Именно этот факт повышает надежность показателей гидрогеологического прогноза, касающихся качества и количества подземных вод.

Мы готовы определить оптимальный состав и объем работы, которые необходимы для оценки эксплуатационных запасов, проведут исследования в скважинах, а затем подготовят геологический отчет, в котором будут указаны все результаты и рекомендации по эксплуатации водозабора.

Оценка запасов подземных вод: стоимость и сроки работ

Сегодня в отдельных странах-государствах мира, приближенных к экватору, все чаще стали фиксировать недостаток питьевой воды. Изменения в атмосфере и изменение климата на планете заставило более бережно и экономно использовать воду, с учетом запасов ее в подземных слоях. Оценка запасов подземных вод — острый вопрос современности, который требует особого внимания со стороны геологов и всех крупных недропользователей (предприятий, организаций и заводов), которые занимаются производственной деятельностью и имеют на территории собственные водозаборные скважины. Но мало иметь скважину! Очень важно иметь хоть какое-то представление о подземных запасах.

Оценка запасов является основным требованием для рационального их использования. Эта необходимость даже была отражена в одном из Законов Российской Федерации. Поэтому оценка запасов подземных вод — одно из обязательных требований для получения лицензии на добычу поземных, минеральных вод или технических (для нормального функционирования производственного процесса).

Этапы и сроки выполнения работ:

— Регистрация геологоразведочных работ в территориальном отделении Федерального агентства по недропользованию

— Оценка геолого-гидрогеологической изученности территории

— Сбор и анализ архивных материалов

— Обследование подземного водозабора

— Контрольные замеры дебитов и уровней скважин

— Контрольное химическое опробование подземных вод

— Сбор сведений о техническом состоянии скважин, данных режимных наблюдений за дебитом и динамическими уровнями скважин

— Подсчет запасов подземных вод

— Расчет границ трех поясов зоны санитарной охраны водозабора

— Представление отчета на рассмотрение Территориальной комиссии по запасам (ТКЗ) или Государственной комиссии по запасам (ГКЗ).

-Ожидание заключения экспертов

— При наличии замечаний в заключениях экспертов – внесение изменений в отчет

-Повторное представление отчета в ТКЗ (ГКЗ)

— Получение протокола ТКЗ (ГКЗ) о постановке запасов подземных вод на государственный учет

— Отправка отчета в Росгеолфонд и территориальный фонд геологической информации

Стоимость услуг

Вся работа по подсчету запасов достаточно трудоемкая и сложная, требующая определенных временных затрат и многолетнего опыта людей, которые этим занимаются. Именно поэтому оценка запасов подземных вод, стоимость которой зависит от продолжительности, знаний и количества рабочей силы, должна проводиться высококвалифицированными специалистами.

Приведем простой пример. На вашем участке есть водозаборная скважина, но вам нужно сначала получить лицензию для того, чтобы законно пользоваться правом проведения на участке геологических работ. Далее составляется проект этих самых работ, который обязательно должен пройти государственную экспертизу. И лишь только после этого возможна оценка запасов, стоимость которых специалисты выбранной вами компании определят уже на месте.

Наша компания уже долгое время занимается подобной работой, и специалистам не составит труда рассчитать, сколько финансовых вливаний потребуется, чтобы выполнить реальную, точную оценку эксплуатационных подземных вод, подсчитать запасы для одиночной скважины с небольшим объемом добычи, или более глубокой — для работы крупного завода или другого производственного или перерабатывающего предприятия.

Оценка эксплуатационных запасов подземных вод: стоимость реальна и обоснована. Ведь чистая вода того стоит!

г. Нижний Новгород
ул. Богдановича, д. 6 к.1

тел.: 8 (831) 213 61 00
факс: 8 (831) 201 29 14
сот.: 8 920 073 55 52
e-mail: info@agvand.ru

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее fff Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую сайт Агванд, (далее fff Сайт) расположенный на доменном имени agvand.ru (а также его субдоменах), может получить о Пользователе во время использования сайта agvand.ru (а также его субдоменов), его программ и его продуктов.

1.1 В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:

1.1.1. «Администрация сайта» (далее Администрация) уполномоченные сотрудники на управление сайтом Агванд, действующие от имени ООО «Агванд», которые организуют и (или) осуществляют обработку персональных данных, а также определяет цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

1.1.2. «Персональные данные» — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

1.1.3. «Обработка персональных данных» — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

1.1.4. «Конфиденциальность персональных данных» — обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

1.1.5. «Сайт Агванд» — это совокупность связанных между собой веб-страниц, размещенных в сети Интернет по уникальному адресу (URL): agvand.ru, а также его субдоменах.

1.1.6. «Субдомены» — это страницы или совокупность страниц, расположенные на доменах третьего уровня, принадлежащие сайту Агванд, а также другие временные страницы, внизу который указана контактная информация Администрации

1.1.5. «Пользователь сайта Агванд » (далее Пользователь) лицо, имеющее доступ к сайту Агванд, посредством сети Интернет и использующее информацию, материалы и продукты сайта Агванд.

1.1.7. «Cookies» небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.

1.1.8. «IP-адрес» уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, через который Пользователь получает доступ на Сайт.

1.1.9. «Товар » — продукт, который Пользователь заказывает на сайте и оплачивает через платёжные системы.

2.1. Использование сайта Агванд Пользователем означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.

2.2. В случае несогласия с условиями Политики конфиденциальности Пользователь должен прекратить использование сайта Агванд .

2.3. Настоящая Политика конфиденциальности применяется к сайту Агванд. Сайт не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на сайте Агванд.

2.4. Администрация не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем.

3.1. Настоящая Политика конфиденциальности устанавливает обязательства Администрации по неразглашению и обеспечению режима защиты конфиденциальности персональных данных, которые Пользователь предоставляет по запросу Администрации при регистрации на сайте Агванд, при подписке на информационную e-mail рассылку или при оформлении заказа.

3.2. Персональные данные, разрешённые к обработке в рамках настоящей Политики конфиденциальности, предоставляются Пользователем путём заполнения форм на сайте Агванд и включают в себя следующую информацию:
3.2.1. фамилию, имя, отчество Пользователя;
3.2.2. контактный телефон Пользователя;
3.2.3. адрес электронной почты (e-mail)
3.2.4. место жительство Пользователя (при необходимости)
3.2.5. адрес доставки Товара (при необходимости) 3.2.6. фотографию (при необходимости).

3.3. Сайт защищает Данные, которые автоматически передаются при посещении страниц:
— IP адрес;
— информация из cookies;
— информация о браузере
— время доступа;
— реферер (адрес предыдущей страницы).

3.3.1. Отключение cookies может повлечь невозможность доступа к частям сайта , требующим авторизации.

3.3.2. Сайт осуществляет сбор статистики об IP-адресах своих посетителей. Данная информация используется с целью предотвращения, выявления и решения технических проблем.

3.4. Любая иная персональная информация неоговоренная выше (история посещения, используемые браузеры, операционные системы и т.д.) подлежит надежному хранению и нераспространению, за исключением случаев, предусмотренных в п.п. 5.2. и 5.3. настоящей Политики конфиденциальности.

4.1. Персональные данные Пользователя Администрация может использовать в целях:
4.1.1. Идентификации Пользователя, зарегистрированного на сайте Агванд для его дальнейшей авторизации, оформления заказа и других действий.
4.1.2. Предоставления Пользователю доступа к персонализированным данным сайта Агванд.
4.1.3. Установления с Пользователем обратной связи, включая направление уведомлений, запросов, касающихся использования сайта Агванд, оказания услуг и обработки запросов и заявок от Пользователя.
4.1.4. Определения места нахождения Пользователя для обеспечения безопасности, предотвращения мошенничества.
4.1.5. Подтверждения достоверности и полноты персональных данных, предоставленных Пользователем.
4.1.6. Создания учетной записи для использования частей сайта Агванд, если Пользователь дал согласие на создание учетной записи.
4.1.7. Уведомления Пользователя по электронной почте.
4.1.8. Предоставления Пользователю эффективной технической поддержки при возникновении проблем, связанных с использованием сайта Агванд.
4.1.9. Предоставления Пользователю с его согласия специальных предложений, информации о ценах, новостной рассылки и иных сведений от имени сайта Агванд.
4.1.10. Осуществления рекламной деятельности с согласия Пользователя.

5.1. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется без ограничения срока, любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.

5.2. Пользователь соглашается с тем, что Администрация вправе передавать персональные данные третьим лицам, в частности, курьерским службам, организациями почтовой связи (в том числе электронной), операторам электросвязи, исключительно в целях выполнения заказа Пользователя, оформленного на сайте Агванд, включая доставку Товара, документации или e-mail сообщений.

5.3. Персональные данные Пользователя могут быть переданы уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации только по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

5.4. При утрате или разглашении персональных данных Администрация вправе не информировать Пользователя об утрате или разглашении персональных данных.

5.5. Администрация принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий третьих лиц.

5.6. Администрация совместно с Пользователем принимает все необходимые меры по предотвращению убытков или иных отрицательных последствий, вызванных утратой или разглашением персональных данных Пользователя.

6.1. Пользователь вправе:

6.1.1. Принимать свободное решение о предоставлении своих персональных данных, необходимых для использования сайта Агванд, и давать согласие на их обработку.

6.1.2. Обновить, дополнить предоставленную информацию о персональных данных в случае изменения данной информации.

6.1.3. Пользователь имеет право на получение у Администрации информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Пользователь вправе требовать от Администрации уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

6.2. Администрация обязана:

6.2.1. Использовать полученную информацию исключительно для целей, указанных в п. 4 настоящей Политики конфиденциальности.

6.2.2. Обеспечить хранение конфиденциальной информации в тайне, не разглашать без предварительного письменного разрешения Пользователя, а также не осуществлять продажу, обмен, опубликование, либо разглашение иными возможными способами переданных персональных данных Пользователя, за исключением п.п. 5.2 и 5.3. настоящей Политики Конфиденциальности.

6.2.3. Принимать меры предосторожности для защиты конфиденциальности персональных данных Пользователя согласно порядку, обычно используемого для защиты такого рода информации в существующем деловом обороте.

6.2.4. Осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему Пользователю, с момента обращения или запроса Пользователя, или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных на период проверки, в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий.

7.1. Администрация, не исполнившая свои обязательства, несёт ответственность за убытки, понесённые Пользователем в связи с неправомерным использованием персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 5.2., 5.3. и 7.2. настоящей Политики Конфиденциальности.

7.2. В случае утраты или разглашения Конфиденциальной информации Администрация не несёт ответственность, если данная конфиденциальная информация:
7.2.1. Стала публичным достоянием до её утраты или разглашения.
7.2.2. Была получена от третьей стороны до момента её получения Администрацией Ресурса.
7.2.3. Была разглашена с согласия Пользователя.

7.3. Пользователь несет полную ответственность за соблюдение требований законодательства РФ, в том числе законов о рекламе, о защите авторских и смежных прав, об охране товарных знаков и знаков обслуживания, но не ограничиваясь перечисленным, включая полную ответственность за содержание и форму материалов.

7.4. Пользователь признает, что ответственность за любую информацию (в том числе, но не ограничиваясь: файлы с данными, тексты и т. д.), к которой он может иметь доступ как к части сайта Агванд, несет лицо, предоставившее такую информацию.

7.5. Пользователь соглашается, что информация, предоставленная ему как часть сайта Агванд, может являться объектом интеллектуальной собственности, права на который защищены и принадлежат другим Пользователям, партнерам или рекламодателям, которые размещают такую информацию на сайте Агванд.
Пользователь не вправе вносить изменения, передавать в аренду, передавать на условиях займа, продавать, распространять или создавать производные работы на основе такого Содержания (полностью или в части), за исключением случаев, когда такие действия были письменно прямо разрешены собственниками такого Содержания в соответствии с условиями отдельного соглашения.

7.6. В отношение текстовых материалов (статей, публикаций, находящихся в свободном публичном доступе на сайте Агванд) допускается их распространение при условии, что будет дана ссылка на Сайт.

7.7. Администрация не несет ответственности перед Пользователем за любой убыток или ущерб, понесенный Пользователем в результате удаления, сбоя или невозможности сохранения какого-либо Содержания и иных коммуникационных данных, содержащихся на сайте Агванд или передаваемых через него.

7.8. Администрация не несет ответственности за любые прямые или косвенные убытки, произошедшие из-за: использования либо невозможности использования сайта, либо отдельных сервисов; несанкционированного доступа к коммуникациям Пользователя; заявления или поведение любого третьего лица на сайте.

7.9. Администрация не несет ответственность за какую-либо информацию, размещенную пользователем на сайте Агванд, включая, но не ограничиваясь: информацию, защищенную авторским правом, без прямого согласия владельца авторского права.

8.1. До обращения в суд с иском по спорам, возникающим из отношений между Пользователем и Администрацией, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения или предложения в электронном виде о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня получения претензии, письменно или в электронном виде уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При не достижении соглашения спор будет передан на рассмотрение Арбитражного суда г. Нижний Новгород.

8.4. К настоящей Политике конфиденциальности и отношениям между Пользователем и Администрацией применяется действующее законодательство Российской Федерации.

9.1. Администрация вправе вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности без согласия Пользователя.

9.2. Новая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на сайте Агванд, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.

источник

Необходимость оценки запасов и прогнозных ресурсов подземных вод и постановки их на государственный учет установлены Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» в качестве основных требований по рациональному использованию и охране недр (раздел III). Подсчет запасов подземных вод является одним из обязательных требований лицензионного соглашения на право добычи питьевых, технических и минеральных подземных вод.

Основным нормативным документом при оценке запасов подземных вод является «Классификация запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод» (утв. приказом Министерства природных ресурсов РФ от 30 июля 2007 г. N 195).

В соответствие с требованиями «Классификации…», запасы питьевых, технических и минеральных подземных вод подсчитываются по результатам геологоразведочных работ, выполненных в процессе геологического изучения и оценки предоставленных в пользование участков недр, а также по данным разведки таких участков недр или эксплуатации действующих водозаборных сооружений для добычи подземных вод.

Оценка запасов подземных вод выполняется за счет средств недропользователя. Для подсчета запасов подземных вод недропользователь может привлекать сторонние организации, имеющие необходимую специализацию.

Подсчет запасов подземных вод – достаточно трудоемкий процесс, требующий определенного опыта, специального образования и высокой квалификации специалистов. Любые геологоразведочные работы, как правило, требуют значительных финансовых и временных затрат. Эти работы никогда не могут повлечь за собой прямой прибыли, так как нацелены на длительную перспективу. Задача разведочных работ – определить, будет ли экономически выгодно добывать тот или иной вид полезного ископаемого на данном участке, либо следует свернуть работы на текущем этапе, избежав неоправданного капиталовложения. Как следствие, результат разведочных работ может быть как положительный (можно организовать добычу полезного ископаемого и получать прибыль), так и отрицательный (добыча полезного ископаемого нецелесообразна, при этом средства, потраченные на разведку вернуть невозможно).

При оценке запасов подземных вод указанный риск минимален. Чаще всего на балансе любого предприятия уже имеется несколько водозаборных скважин, позволяющих заранее предсказать возможность добычи подземных вод и постановки запасов на государственный учет в соответствие с требованиями лицензии. Тем не менее, несмотря на низкую вероятность отрицательного результата, работы по оценке запасов подземных вод сохраняют характерные черты геологоразведки: относительно высокую стоимость и значительную продолжительность.

Даже оценка запасов подземных вод по одиночной скважине с минимальным водоотбором (50–100 м3/сут) подразумевает выполнение значительного объема работ с последующим составлением полноценного отчета (как правило, талмуд не менее 100 страниц) и его защитой в Территориальной комиссии по запасам. Выполнение подсчета запасов силами недропользователя в отсутствие квалифицированных гидрогеологов в штате предприятия, чаще всего, оказывается невозможным. Усредненные сведения о длительности работ по подсчету запасов подземных вод (по этапам), указаны в таблице 1. Необходимо отметить, что в таблице не обозначены временные затраты на предварительные переговоры и заключение договора подряда со специализированной организацией, которые, по собственному опыту, занимают не менее месяца.

Кроме того, с 2011 года прекращена практика выдачи совмещенных лицензий, допускающих добычу подземных вод на неутвержденных запасах. Теперь владелец водозаборной скважины должен сначала оформить лицензию на право пользования участком недр в целях геологического изучения. Затем необходимо составить проект геологоразведочных работ и представить его на государственную экспертизу. И лишь затем, на основании утвержденного проекта, можно приступать к выполнению работ по оценке запасов подземных вод.

Этап работ Перечень работ
Этап работ Перечень работ Продолжительность
Предварительный — Регистрация геологоразведочных работ в территориальном отделении Федерального агентства по недропользованию
— Оценка геолого-гидрогеологической изученности территории
— Сбор и анализ архивных материалов
1-2 месяца
Полевой — Обследование подземного водозабора
— Контрольные замеры дебитов и уровней скважин
— Контрольное химическое опробование подземных вод
— Сбор сведений о техническом состоянии скважин, данных режимных наблюдений за дебитом и динамическими уровнями скважин
1 месяц
Камеральный — Анализ полученных данных
— Гидродинамические расчеты
— Подсчет запасов подземных вод
— Расчет границ трех поясов зоны санитарной охраны водозабора
— Составление отчета
3 месяца
Экспертиза — Представление отчета на рассмотрение Территориальной комиссии по запасам (ТКЗ) или Государственной комиссии по запасам (ГКЗ). Ожидание заключения экспертов 3 месяца
Дополнительный — При наличии замечаний в заключениях экспертов – внесение изменений в отчет
— Повторное представление отчета в ТКЗ (ГКЗ)
2 нед. — 1 мес.
Заключительный — Получение протокола ТКЗ (ГКЗ) о постановке запасов подземных вод на государственный учет
— Отправка отчета в Росгеолфонд и территориальный фонд геологической информации
1 месяц

В соответствие с «Классификацией запасов и прогнозных ресурсов. » (приказ МПР РФ от 30 июля 2007 г. N 195), объектом подсчета запасов подземных вод является месторождение питьевых, технических и минеральных подземных вод. Запасы подземных вод могут быть подсчитаны только для существующей или заранее запланированной схемы водозаборного сооружения, т.е. зависят не только от гидрогеологических особенностей участка, количества подземных вод в недрах, но и от конструкции и количества эксплуатационных скважин, а также производительности и глубины установки водоподъемного оборудования.

Тем, кто озадачился подсчетом запасов подземных вод, следует знать, что запасы в зависимости от качества и целевого назначения, делятся на балансовые и забалансовые. Особенно актуален этот вопрос для подземных вод, используемых в целях хозяйственно–питьевого водоснабжения.

Основным документом, определяющим требования, предъявляемые к качеству воды централизованных систем водоснабжения, является СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Санитарно гигиенические требования к нецентрализованному водоснабжению регламентируются СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».

Ситуация с качеством подземных вод осложняется тем, что вопросы регулирования недропользования, подсчета и учета запасов питьевых подземных вод находятся в ведении Федерального агентства по недропользованию (Роснедра), в то время как заключение о санитарном благополучии источников водоснабжения выдают органы санэпиднадзора, находящегося в ведении Роспотребнадзора. Недропользователь, осуществляющий добычу питьевых подземных вод, должен получить одобрение со стороны сразу двух надзорных органов.

Со стороны Роспотребнадзора недропользователь должен получить заключение о возможности использования подземных вод в целях хозяйственно–питьевого водоснабжения и заключение о возможности организации зоны санитарной охраны.

Со стороны Государственной комиссии по запасам недропользользователь должен получить протокол ГКЗ (ТКЗ) с отнесением запасов к балансовым. Следует пояснить, что к балансовым могут быть отнесены запасы подземных вод, соответствующие по своему качеству требованиям, предъявляемым в действующих нормативных документах. Если речь идет о централизованном водоснабжении, то это – указанный выше СанПиН 2.1.4.1074-01. Если подземные воды не соответствуют требованиям нормативных документов, но существует возможность организации системы водоподготовки и доведения качества подземных вод до существующих стандартов, в пределах исследуемого участка могут быть выделены забалансовые запасы подземных вод.

С техническими водами все намного проще. Они должны соответствовать технологическим требованиям в зависимости от целевого использования и технологического процесса. В этом случае, заключение санитаров необходимо только при организации зоны санитарной охраны в случае, если скважины технического водоснабжения вскрывают водоносные горизонты, используемые также для питьевого водоснабжения на соседних участках.

Необходимо понимать, что природные подземные воды очень редко целиком и полностью соответствуют по качеству перечню СанПиН 2.1.4.1074-01. Очень часто некоторые показатели пресных подземных вод (например, содержание железа, марганца, кремния, аммония и др.) превышают предельно–допустимые концентрации (ПДК), указанные в СанПиН 2.1.4.1074-01. Это связано с природными особенностями и закономерностями формирования химического состава подземных вод и служит предметом многочисленных споров и конфликтов, возникающих между гидрогеологами–исполнителями, органами надзора за недрами и органами СЭС. Следует отметить, что ввязываться в эти споры с надеждой на положительный результат могут только профессионалы. Специалисты, далекие от гидрогеологии и подземных вод, вряд ли смогут пробиться через эту стену. Работники местного отделения ФГУ «Роснедра» и сотрудники СЭС долго будут гонять их по кругу, попеременно «отпинывая» друг к другу.

Аналогичная ситуация наблюдается не только с заключением СЭС о возможности использования подземных вод для хоз-питьевого водоснабжения, но и с заключением о возможности организации трех поясов зоны санитарной охраны (ЗСО). Требования по ЗСО изложены в СанПиН 2.1.4.1110-02. «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения». Наиболее важным моментом здесь является то, что земля под водозаборными скважинами должна быть Ваша. Т.е., либо находится в собственности предприятия, либо в долгосрочной аренде на срок эксплуатации водозабора. Если земля Вам не принадлежит – получить заключение СЭС будет невозможно.

Есть еще один немаловажный вопрос, который необходимо знать недропользователю: запасы подземных вод выделяются по категориям. Категоризация запасов подземных вод выполняется по степени геолого–гидрогеологической изученности месторождений и участков недр. Как правило, запасы подземных вод оцениваются на 25-летний срок эксплуатации водозабора. Однако, указанный срок может зависеть от того, к какой категории были отнесены запасы.

Запасы питьевых, технических и минеральных подземных вод по степени геолого-гидрогеологической изученности подразделяются на категории A, B, С_1 и С_2. Не вдаваясь в подробности, следует пояснить, что осуществлять эксплуатацию месторождения подземных вод возможно только в случае, если на участке выделены запасы по категории А, В и С_1. При этом, если по участку недр выделены запасы только по низкой категории С_1, то через 3-5 лет недропользователь должен будет выполнить повторную оценку запасов с отнесением их к более высоким категориям (А и В). Во всяком случае, такие требования нередко выдвигаются сотрудниками Роснедра. Как следствие, при проведении работ по оценке запасов подземных вод недропользователю выгодно, чтобы на его участке были выделены запасы по высоким категориям А и В. В этом случае не понадобится проводить повторной оценки запасов и платить деньги заново.

Перед началом работ по оценке запасов подземных вод недропользователь должен провести ряд мероприятий, без которых подсчет запасов будет невозможен.

В первую очередь, на устья скважин необходимо установить счетчики расхода для учета объемов добываемых подземных вод. На каждую эксплуатационную скважину – свой счетчик. Поверьте, без опломбированных счетчиков на скважинах утвердить запасы подземных вод не удастся! Записывать дебит в соответствии с паспортной производительностью насоса – крайне не верно, т.к. он может быть отрегулирован на увеличение или уменьшение при помощи простой задвижки на трубопроводе. Учет производительности скважин должен выполняться по данным фактических наблюдений!

Во-вторых, наравне с наблюдениями за дебитом эксплуатационных скважин, должны выполняться наблюдения за уровнем подземных вод. Замеры уровней, как правило, проводят при помощи электроуровнемеров. Принцип действия данных приборов предельно прост: в скважину опускается провод с наконечником, который подсоединен к источнику питания (батарейке) и индикатору (лампочке и зуммеру). При контакте наконечника с водой лампочка загорается, зуммер – издает звук. По размеченному проводу оператор замеряет глубину до воды.

Необходимо отметить, что эксперты ТКЗ и ГКЗ чаще всего требуют, чтобы замеры динамических и статических уровней в скважинах проводили уровнемерами заводского производства, на которые имеется технический паспорт. Хотя, в принципе, изготовить нормальный уровнемер в кустарных условиях можно за один час.

Необходимо помнить, что замеры уровней в скважинах следует проводить с точностью до одного сантиметра. Т.е. значения замеров: 6,0 м; 5,0 м и т.п. – не годятся! Следует измерять более точно: 6,51 м; 5,02 м. Желательно, без «халтуры»! Это в Ваших же интересах.

Для выполнения замеров в оголовке скважины должно быть предусмотрено отверстие. Желательно, чтобы скважины были оборудованы пьезометрическими трубками. Это позволит избежать зацепов уровнемера за водоподъемные трубы и питающий кабель в скважине.

Замеры уровней выполняются как в работающих скважинах, так и во временно остановленных с периодичностью не реже одного раза в месяц. Если водозабор достаточно крупный, на нем в обязательном порядке должны присутствовать наблюдательные скважины. В качестве наблюдательных можно использовать и водозаборные скважины, выведенные из эксплуатации. Впрочем, вопрос наблюдений и мониторинга подземных вод – отдельная тема!

Помимо наблюдений за уровнем и дебитом скважин, лучше всего сразу на начальном этапе озаботится вопросом качества подземных вод. Если Вам необходимо использовать воды в целях хозяйственно–питьевого водоснабжения, лучше с ходу обратиться в местное отделение службы санэпиднадзора. Помните, что Вам нужно от них не просто выполнение бактериологического анализа, а получения заключения на возможность использования подземных вод для хоз–питьевого водоснабжения. Это заключение делается на специальном государственном бланке, имеющем защитную голограмму.

Также, перед началом работ, недропользователю нужно определиться – а сколько же воды ему все-таки нужно? Т.е. должны быть выполнены расчеты текущей потребности в воде и расчеты перспективной потребности на несколько лет вперед. Оценка запасов подземных вод всегда производится на основании рассчитанной потребности предприятия–заказчика в воде. Если запасы будут подсчитаны на одну потребность, а затем эта потребность вдруг резко увеличиться – придется проводить переоценку запасов подземных вод, читай – снова платить деньги!

При подсчете запасов подземных вод, в идеальном случае, период наблюдений за количеством добываемой воды, уровнями подземных вод и их химическим составом должен быть более 3-х месяцев (чем больше, тем лучше). Положительным моментом является то, что если этих наблюдений нет – их можно начать в процессе работ по оценке запасов. Поскольку подсчет запасов, как уже упоминалось выше, выполняется в течение 10 месяцев, к концу этапа по формированию отчета можно получить необходимый ряд наблюдений, при условии, что они были начаты сразу же после заключения договора с гидрогеологами–подрядчиками.

И еще один немаловажный момент! Недропользователи должны дружить с соседями! Недропользователь недропользователю – брат! Из добрососедских отношений вытекает множество плюсов.

Во-первых, при оценке запасов подземных вод необходимо учитывать влияние одного подземного водозабора на все близрасположенные и учитывать сработку запасов по соседним месторождениям подземных вод. Бояться этого не надо – подземных вод у нас на всех хватит! Обмен данными режимных наблюдений за дебитами и уровнями подземных вод позволит разграничить сферы влияния водозаборов быстро и безболезненно.

Во-вторых, обмен данными режимных наблюдений значительно повышает объем изученности геолого–гидрогеологических условий месторождения подземных вод, что позволяет всем соседним недропользователям за счет друг друга увеличить объем полезной информации и претендовать на оценку запасов подземных вод по более высоким категориям. А это, в свою очередь, позволяет избежать излишних затрат.

В-третьих, в случае попадания загрязнения в подземный водоносный горизонт, наличие большого числа собственных и соседских наблюдательных и эксплуатационных скважин позволит быстро определить источник этого загрязнения, локализовать его или устранить.

Чем больше точек наблюдения за подземным горизонтом – тем эффективнее и рациональнее можно организовать процесс недропользования. Хорошо от этого будет всем без исключения. Не бойтесь делиться информацией! Не надо играть в партизан!

источник

Оценка или подсчет запасов подземных вод – является завершающим, итоговым этапом выполненного комплекса геологоразведочных работ на участке оцениваемого водозабора и заключается в составлении отчета, который представляется на Государственную комиссию по запасам (ГКЗ).

Одним из обязательных условий получения лицензии на недропользование, дающей право добывать воду из подземных горизонтов, является проведение комплекса мероприятий по оценке запасов подземных вод.

Подсчет запасов залегающих в земной толще вод должны выполнять профессиональные гидрогеологи. Многие недропользователи, которым нужно оценить запасы вод подземного залегания, не имеют в своем штате специалистов по гидрогеологии, и в большинстве случаев оценка запасов подземных вод ложится на плечи специализированной организации.

  • изучение архивных материалов геолого-гидрогеологических исследований района размещения объекта оценки;
  • определение пространственных границ территории, на которой будет проводиться изучение подземных вод;
  • анализ информации о породах присутствующих в разрезе и содержащихся в них подземных водах на исследуемой территории;
  • определение видов, объемов и сроков исследовательских работ;
  • опытно-фильтрационные работы;
  • исследование подземных вод методом гидрогеохимического опробования;
  • исследования эколого-гидрогеологического характера;
  • обработка материалов, полученных в ходе полевых работ;
  • составление схемы расчетов;
  • категоризация запасов подземных вод по степени геолого-гидрогеологической изученности;
  • обобщение всех полученных данных и составление отчета;
  • защиту отчета в ГКЗ.

Сроки выполнения работ по подсчету запасов подземных вод зависит от количества и квалификации исполнителей, а также от ряда других факторов.

В среднем временные затраты на оценку подземных вод варьируются от 3 месяцев до 1 года. В случае с одиночным водозабором на оценочные мероприятия уходит от 3 месяцев до полугода.


Стоимость оценки запасов подземных вод в Подмосковье
Для Московской области расценки на работы по оценке запасов подземных вод варьируются в пределах 15-20%. Цена на исследование одиночного водозабора начинается с 300 000 рублей, на групповые водозаборы может превысить 1 000 000 рублей.

  • Количество водозаборных скважин и расстояние между ними;
  • Среднесуточный объем водопотребления;
  • Число эксплуатируемых водоносных горизонтов.

На стоимость оценки запасов подземных вод может оказывать влияние район работ. Есть районы, в которых водоносные горизонты сильно истощены. Утверждать в ГКЗ запасы вод таких горизонтов довольно сложно – понадобятся дополнительные расчеты, увеличивающие стоимость оценочных работ.

К услугам по оценке запасов подземных вод, стоимость которых заметно ниже рыночной, относиться нужно настороженно. Обычно низкая цена указывает на низкое качество работ. И как показывает практика, у многих заказчиков, польстившихся на низкие цены, возникают проблемы при защите отчета в ГКЗ.

Оценка запасов подземных вод увеличивает стоимость системы водоснабжения. Но без проведения оценочных работ невозможно оформить лицензию на недропользование.

Добыча подземных вод без лицензии является незаконной и влечет за собой штраф. Сумма штрафа для юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 рублей.

источник

Лицензия на недра. Условие пользования недрами: оценка запасов подземных вод.
Для чего выполняется? Какой смысл в оценке запасов подземных вод?
Чем обусловлена необходимость проведения работ по оценке запасов?
В каких случаях необходима оценка запасов?
Что нужно делать при подсчете запасов подземных вод?

Оригинал статьи находится на сайте: http://лицензиянаводу.рф

Оценка запасов подземных вод является одним из ключевых требований, содержащихся в условии пользования недрами к лицензии на геологическое изучение участка недр для целей водоснабжения или лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод.

Невыполнение условий пользования недрами может повлечь за собой штраф в размере до 500 тыс. рублей.

Действующий порядок лицензирования водозаборных скважин подразумевает обязательное прохождение экспертизы материалов подсчета запасов в Государственной или Территориальной комиссии по запасам.

В настоящий момент, услуги по оценке запасов подземных вод оказывает множество организаций. В сети появилось большое количество публикаций, посвященных проблеме оценки запасов подземных вод с позиций действующего законодательства.

Однако, многих собственников водозаборных скважин интересует один простой вопрос:

— Ну хорошо, положим, в лицензии прописано требования по оценке запасов подземных вод. Допустим, есть соответствующие законы, приказы и распоряжения. Раз есть требования – то его надо выполнять и никуда отсюда не денешься. Но всё-таки, помимо всяких законов, про оценку запасов подземных вод хотелось бы знать следующее: НУ ЗА КАКИМ ЧЕРТОМ ОНА ВСЁ ТАКИ ВЫПОЛНЯЕТСЯ??

Ведь есть же какие-то разумные основания, опираясь на которые территориальные отделения Федерального агентства по недропользованию заставляют законопослушных владельцев водозаборных скважин выкладывать по миллиону рублей за работы по оценке запасов подземных вод. Ведь должен быть какой-то смысл в этой дорогостоящей процедуре?

С целью найти ответ на данный вопрос, в нашем блоге и был написан этот пост.

Большинство владельцев водозаборных скважин ошибочно полагает, что оценка запасов подземных вод проводится исключительно для того, чтобы ответить на вопрос: есть вода в скважине или ее там нет? Привычное слово «запасы» заставляет рисовать в воображении некую огромную емкость, резервуар, из которого мы качаем воду – этакие закрома родины. И естественно, владельцы водозаборных скважин думают: раз мы качаем воду из скважины много лет и она не перестает оттуда течь, значит запасы в ней есть! Значит, закрома – не обеднеют! Чего тут еще думать, зачем платить лишние деньги и проводить оценку запасов подземных вод? И зачем Федеральное агентство по недропользованию выдумало это лишнее требование по подсчету запасов подземных вод, когда и так всё ясно?

На самом деле, не всё так просто…

Оценка запасов подземных вод – это сложная процедура, связанная с геологическим изучением недр и направленная на обеспечение их рационального использования и охраны. Процедура подсчета запасов подземных вод сложилась исторически и, во многом, была заимствована из практики геологического изучения и оценки запасов твердых полезных ископаемых.

При геологическом изучении месторождений твердых полезных ископаемых (строематериалы, руды цветных металлов, железная руда, золото и пр.), подсчет запасов проводится, прежде всего, с целью определения экономической выгоды от их извлечения, обогащения и реализации. Поэтому, результаты оценки запасов зависят не только от объемов содержания полезного компонента в недрах, но и от текущей стоимости этого компонента на рынках сбыта.

Для простоты понимания, приведем такой пример. Допустим, у нас есть вблизи поверхности земли месторождение золотоносных руд со средним содержанием золота в руде 2 грамма на тонну. Для добычи золота необходимо провести изыскания, запроектировать и построить карьер, запроектировать и построить обогатительную фабрику, вложить значительные средства и затем, запустив производственный процесс, ждать пять лет, прежде чем постепенный сбор по крупицам золота из тысяч и тысяч тонн переработанной горной породы окупит нам наши затраты и начнет приносить прибыль. Но перед этим, чтобы не промахнуться, нам геологи, технологи и экономисты, должны посчитать и сказать – да, действительно, если мы произведем все эти действия, то через пять лет начнем получать прибыль, а через 15 лет эта прибыль составить столько-то и столько-то миллионов долларов.

Одновременно, предположим, что есть такой участок недр, где у нас под землей залегают золотые самородки весом по одной тонне каждый. И не один, а – тысячи, десятки тысяч таких самородков! Положим, геологи провели работы по геологическому изучению недр (которые тоже стоят – недешево) и определили: золотые самородки точно есть! Заметьте, не жиденькая руда с несчастными двумя граммами золота на тонну, а натуральные глыбы золота. Но только вот проблема в том, что они залегают на глубине 20 километров. И шахты на такую глубину никто и никогда еще не проходил. И те же самые геологи, технологи и экономисты снова выполняют расчеты и говорят, что добыть золото с такой глубины, положим, можно. Но стоимость его добычи обойдется в такие деньги, что данное мероприятие не окупиться никогда!

И вот в этом как раз и есть основной смысл процедуры оценки запасов полезного ископаемого – мы должны определить целесообразность извлечения полезного компонента из недр. И может так получиться, что нам гораздо прибыльнее извлекать то же самое золото по крупицам на одном участке, чем пытаться выкорчевать целые золотые глыбы – на другом.

Что касается требования по охране и рациональному использованию недр, то оно прочно связано с процедурой оценки запасов, т.к. экономическая выгода от разработки месторождений полезных ископаемых рассчитывается и с учетом затрат на охрану окружающей среды, полноты извлечения полезного ископаемого из недр и рекультивации участка месторождения после завершения добычи.

Однако, всё это относится к твердым полезным ископаемым в чистом виде. А мы, если помните, ведем речь о подземных водах!

При оценке запасов подземных вод во главе угла не всегда стоит расчет экономического эффекта от их добычи. Для некоторых районов подземные воды являются единственным источником водоснабжения и вопрос о целесообразности их использования не возникает в принципе.

Впрочем, и для подземных вод экономический аспект их использования также может выйти на первый план, особенно, в случае оценки эффективности работы одиночного водозабора, владелец которого может подсчитать стоимость подключения предприятия к сети централизованного водоснабжения и оплаты счетов за воду и сравнить их с затратами на эксплуатацию собственной скважины.

Значительное количество населенных пунктов, как на территории нашей страны, так и во всем мире, испытывают острую нехватку в питьевой воде. Многие крупные города-миллионники используют для водоснабжения поверхностные воды и при этом не имеют резервных источников водоснабжения за счет подземных вод на случай загрязнения поверхностных водоемов или падения уровня их заполнения в засушливый сезон.

Пресные подземные воды являются ценным природным ресурсом. При использовании подземных вод вместо подачи воды из поверхностных водоемов, заметно улучшается качество воды, поставляемой в кран потребителю, растет защищенность источников водоснабжения от внешнего воздействия и уменьшается, хоть и не до конца, сезонная зависимость потребителей от источника водоснабжения.

Подземные воды на территории нашей страны имеют практически повсеместное распространение. При этом, в зависимости от географических факторов и геологических условий, в разных регионах может меняться качество подземных вод. В зависимости от величины фильтрационных свойств водосодержащих горных пород, может изменяться техническая возможность извлечения подземных вод в необходимом количестве на каждом отдельно взятом участке.

Однако, в обобщенном виде, для умеренной полосы России действует простое правило: подземные воды есть везде!

Т.е., с высокой долей вероятности, можно говорить, что водозаборную скважину можно бурить практически в любом месте. И в случае, если мы не вскрываем откровенно водоупорный глинистый разрез, наша скважина будет давать некоторое количество воды, которого, почти наверняка, хватит для водоснабжения отдельного хозяйства.
Поэтому, при оценке запасов подземных вод, практически никогда, не ставится вопрос: есть ли вода в данной точке или ее там нет?

При подсчете запасов питьевых и технических подземных вод основное внимание уделяется совсем другим моментам, главными среди которых являются:

1. Охрана водоносных горизонтов, которые содержат в себе пресные питьевые подземные воды, от осушения, истощения и деградации;

2. Контроль соответствия качества воды, добываемой из скважин и используемой для питьевого водоснабжения, санитарным правилам и нормам;

3. Возможного падения качества подземных вод в процессе добычи в результате влияния как естественных, так и техногенных источников загрязнения.

Таким образом, основной смысл процедуры оценки запасов питьевых подземных вод заключается в том, чтобы владелец водозаборной скважины, опираясь на материалы гидрогеологической изученности участка недр, смог убедить Государственную комиссию по запасам, что в результате эксплуатации скважины питьевой горизонт не будет осушен, ему не будет причинен вред, качество подземных вод не ухудшиться, никакого загрязнения не произойдет, а вода, которую будут подавать людям, будет соответствовать всем требованиям санитарно-эпидемиологической и радиологической безопасности.

Именно поэтому при оценке запасов подземных вод необходимо:

1. Привести данные фактического водоотбора, полученные по счетчику, установленному на скважине и привести данные наблюдений за уровнем подземных вод в эксплуатационной, резервной и наблюдательных скважинах. Этим мы показываем, что в результате водоотбора из нашей скважины, уровень подземных вод в горизонте не снижается или снижается в допустимых пределах.

2. Выполнить опробование подземных вод в соответствие с нормами, установленными в СанПиН 2.1.4.1074-01. «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» и СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)». Более того, необходимо привести результаты химических, бактериологических и радиологических исследований воды из скважины за как можно более длительный период. Этим мы показываем, что добываемая нами вода соответствует всем установленным санитарным нормам и, что особенно важно, качество воды не изменяется во времени. Т.е., производимая нами добыча подземных вод не влечет за собой ухудшение качества питьевых подземных вод в водоносном горизонте.

3. Выполнить опытные откачки на скважинах продолжительностью несколько суток с последующей остановкой и восстановлением уровня. Откачки должны выполняться специалистами-гидрогеологами с обязательным прослеживанием снижения уровня во времени, последующей обработкой и интерпретацией данных опробования. Этим мы, с одной стороны, показываем, что длительная безостановочная эксплуатация водозабора не вызывает никаких негативных последствий, а с другой стороны, получаем необходимые данные для выполнения гидродинамических расчетов.

Гидродинамические расчеты являются ключевым моментом при проведении оценки запасов подземных вод, так как позволяют нам выполнить прогноз развития депрессионной воронки от работы водозабора и оценить степень влияния водоотбора на соседние водозаборные сооружения.

Эта проблема является очень и очень важной. Потому что при эксплуатации водоносного горизонта действует то же самое правило, что и при вождении автомобиля: «Ты должен думать за себя и вон за того парня».

Дело в том, что водозаборная скважина есть не только у вас, но и у вашего соседа, и у соседа вашего соседа. И здесь возникает самый интересный вопрос: а хватит ли воды на всех?

Поскольку ответ на этот животрепещущий вопрос не может вместиться в рамки одной публикации, его можно найти на странице нашего сайта в теме с названием «Что такое — лимиты на добычу подземных вод».

источник