Меню Рубрики

Брюсов круги на воде анализ

Посвящается виртуальной любви двух замечательных стихирских поэтов.

Грустно смотреть, как в тоске растворяется сон,
Только что бывший по-детски безоблачно-сладким;
Ветер доносит двух душ затихающий стон,
Капли стихов — от бушующих ливней остатки.
А на воде время циркулем чертит круги,
Память на дно погружается брошенным камнем,
В замкнутом круге качая кувшинки-стихи —
Плод их фантазии в омуте призрачно-странном.

Танец абсурда в театре заблудших теней
Так мастерскИ исполняли актёры, блистая;
За руки взявшись, бродили среди витражей,
Яркими красками скучную быль подменяя.
Но равнодушно обыденность с серым зонтом,
Дней вереницу гоня пред собою, как стадо,
Им отсчитала шаги под скупой метроном,
И оказалось, что большего — просто не надо.

Меркнет палитра от слишком похожих ролей,
Слава актёрская — мантия в сотнях заплаток —
Гордо носить их, наверно, мудрей и честней,
Жаль, что полёт у любви быстротечен и краток:
Чиркнет по небу прекрасной манящей звездой
И — не успеешь свои ей подставить ладони —
Булькнув, исчезнет монеткой под тёмной водой,
Танец кругов затихающей болью наполнив.

Рейтинг работы: 112
Количество рецензий: 10
Количество сообщений: 11
Количество просмотров: 1165
© 17.07.2011 Елена Елей
Свидетельство о публикации: izba-2011-379033

Агаларов Зээв 11.05.2016 11:28:37
Отзыв: положительный
Я, как доморощенный философ, Елена, могу дополнить ко всем комментариям на это достойное внимания стихо, только одно:
Если любовь прошла, то она и не приходила. А все поэтические кружева, которое делают из стихотворения Поэзию, они и являются преамбулой к той моей мысли, что я обозначил. Извините.

Спасибо, что заглянули, Зээв) Прототипы этой зарисовки поженились и очень счастливы.
А это всего лишь поэтизированная рецензия на их стихи)

Владимир Замыслов 31.03.2016 21:12:13
Отзыв: положительный
Чудесно Елена! Я вроде уже разбирал на форуме это стихотворение. Здорово.

Да они выставлялись в ТМ.. Спасибо за визит и добрые пожелания!)

Спорт Мен 24.08.2015 15:23:09
Отзыв: положительный
Критика, скорее всего здесь неуместна, и все же:
1) «Булькнув, исчезнет . » — образно, но грубова-то в общем мягком контексте повествования,
2) Возможно субъективно или недопонял, но «Яркими красками скучную быль подменяя. » При «наличии» любви, не может «скучной были», откуда ей взяться? Все вокруг окрашено уже в яркие краски!. Другое дело, если бы они для «других» это делали, заставляя взглянуть на окружение через призму любви, пусть и не свою.

Ну, а вообще — прелестно.
Тренер в восторге!
И будет рекомендовать всем начинающим спортсменам для прочтения, проникновения и осознания.

Наверное,
«круги на воде» это не любовь, а то, что эта любовь делала с окружающими, вовлекала в беседу, не давала остаться в стороне, и позже — остаточное явление, затухающее, когда «был брошен последний камень» — ПАМЯТЬ.

И все-таки,
у автора и в первом и во втором случае круги вР‚» результат затухания, окончания активного проявления волнения на «поверхности любви — воде».

Спасибо за разбор-рецензию) «Яркие краски» — это о витражах. «Витражи» — хрупкие, но яркие (цветные) мечты — антипод серого обыденного состояния.
Круги на воде — образ затухания чувств, переходящих в память, правильно поняли)
Благодарю ещё раз)

Елена, круги на воде — это пустота. Память не может выражаться подобным явлением. У человека память самое дорогое в жизни и святое!:) У меня есть одно стихотворение, примерно такой же слово оборот, но вместо круги у меня» туман над водою».
https://www.chitalnya.ru/work/1576712/ вот в этом стихотворении.

Тереза Шатилова 18.06.2015 00:04:13
Отзыв: положительный
Одно из твоих сильнейших стихотворений.
Глубокое, цельное, эмоционально-художественное.
Прочла его, несколько раз — с каждым новым прочтением открывается новая грань произведения и тебя самой.
Спасибо тебе огромное за талантливое творчество, Леночка!
Добра, счастья, любви и вдохновения!
С уважением и теплом — Терри

Неавторизованный пользователь 18.06.2015 00:46:42

Это стихо, к сожалению, поняли 1-2 человека. И то — после моих объяснений. Спасибо тебе за чуткость, солнышко восторженное)).. И за подарок!
Надо бы открыть тему на форуме: «Умеем ли мы читать чужую аллегорию»))..

Елена Елей 03.06.2015 20:54:02

Литературный разбор от Алексея Небо (взят из ТМ)

Алексей Небо 30.03.2015 13:45:42

Итак, разбираю стихотворение.
По технике (форме) работы, замечаний у меня, в общем-то, нет.
Есть только рекомендация по второй строке второй строфы:
«Так мастерскИ исполняли актёры, блистая»
Можно изложить так, просто переставив слова в начале строки:
«Мастерски так, исполняли актёры, блистая»
Этот вариант позволяет избежать смещения ударения («мастерскИ») ради сохранения размера (схемного ударения).

Приступим к содержательной части работы.
Рискну предположить, что автор ожидал несколько иной реакции на свою работу – перед работой, им была дана пояснительная часть (преамбула), объясняющая, по мнению автора, его образные композиции в данной работе.
Но вопреки этому пояснению, многие образы были приняты не однозначно. К тому же, прозвучали мнения, что сама пояснительная часть оказалось излишней…
Я же считаю, что преамбула прояснила многое, если не все. А образы в работе – получились неординарными именно благодаря той самой пояснительной части.
Попробую аргументировать свои выводы.

Не знаю, почему автора критиковали за слишком подробную преамбулу и наличие ее вообще, и при этом сетовали на «размытость» образов, но разбирать семантику данной работы проще простого…
Дело в том, что если все значительно упростить, то получается, что автор передал в стихах и образах то, что он рассказал в преамбуле. Как бы накинул платье (стихотворение) на манекен (преамбулу).

А именно…
Начнем с конца преамбулы. Вот она, концовка:
«вЂ¦Но накал, к сожалению, не бывает вечным. Стихов становилось всё меньше, в них уже сквозила усталость и безнадёга от невозможности что-то изменить, упрёки в бездействии, в виртуальных изменах.. И на определённом этапе они вдруг одновременно замолчали.
Сказать, что было жаль покидать этот театр — ничего не сказать.. Наверное, не только мне.. Было до боли обидно, что их любовь могла закончиться так банально — ничем»

А вот и «платье» к ней:
Грустно смотреть, как в тоске растворяется сон,
Только что бывший по-детски безоблачно-сладким;
Ветер доносит двух душ затихающий стон,
Капли стихов — от бушующих ливней остатки.
А на воде время циркулем чертит круги,
Память на дно погружается брошенным камнем,
В замкнутом круге качая кувшинки-стихи —
Плод их фантазии в омуте призрачно-странном.

Вот опять «манекен»:
«вЂ¦Бешеная по накалу энергетика их переписки в стихах вызывала бурный интерес — их страницы посещали толпы любителей чужих страстей. Не буду вдаваться в подробности, но пришлось наблюдать зависть, ревность, ссоры, расставания — и это всё в стихах. Они устраивали для зрителей целые спектакли, в которых представали — то в ролях Шута и Королевы, то разлучённых влюблённых, то страстных любовников. »

И «платье» под него — вторая строфа:
Танец абсурда в театре заблудших теней
Так мастерскИ исполняли актёры, блистая;
За руки взявшись, бродили среди витражей,
Яркими красками скучную быль подменяя.
Но равнодушно обыденность с серым зонтом,
Дней вереницу гоня пред собою, как стадо,
Им отсчитала шаги под скупой метроном,
И оказалось, что большего — просто не надо.

А вот под это «платье»:
Меркнет палитра от слишком похожих ролей,
Слава актёрская — мантия в сотнях заплаток —
Гордо носить их, наверно, мудрей и честней,
Жаль, что полёт у любви быстротечен и краток:
Чиркнет по небу прекрасной манящей звездой
И — не успеешь свои ей подставить ладони —
Булькнув, исчезнет монеткой под тёмной водой,
Танец кругов затихающей болью наполнив.

…«манекена» нет. Это, большей частью, размышления автора по поводу увиденного.

Маловато подробностей из преамбулы? Попробую детально раскрыть композицию.

Начну с названия.
«Круги на воде»
Понятно, что речь идет о волнах, возникающих на поверхности воды. Что это означает для автора и какое имеет отношение к работе?
Автор повествует об истории одной виртуальной любви.
И вот эта виртуальная любовь и является «кругами на воде», которые взволновали автора. Как итог – написано произведение об этой любви.

Дальше пошли…
Работа структурно состоит из трех частей (строф). Вообще, любой автор не случайно использует деление работы на строфы – ясно, что строфы объединены определенной тематической связью, а не только скомпонованы по какой-то законченной ритмической композиции (схеме, рисунку).
А что же у автора? По какому принципу автор «строфировал» свою работу?
Вот это и попытаемся определить сейчас и заодно внесем ясность в образы, использованные в данной работе.

Строфа первая.
Грустно смотреть, как в тоске растворяется сон,
Только что бывший по-детски безоблачно-сладким;
(конец передачи образной композиции)
Ветер доносит двух душ затихающий стон,
(конец передачи образной композиции)
Капли стихов — от бушующих ливней остатки.
А на воде время циркулем чертит круги,
Память на дно погружается брошенным камнем,
В замкнутом круге качая кувшинки-стихи —
Плод их фантазии в омуте призрачно-странном.
(конец передачи образной композиции)

Теперь ясно, что автор передал три главных образа в первой строфе.
1.В первом образе, подчеркивается сожаление автора, как свидетеля некой драмы («Грустно смотреть…»). Сама драма представлена «сном», который был, имел место в прошлом и охарактеризованный «по-детски безоблачно-сладким» (намек на благоприятность прошедших событий). Понятно, что это была некая идиллия. Образ передан и завершен.

2.Во второй образ, автор вкладывает смысл некой удаленности происходящих событий («Ветер доносит…»), которые вступают в затихающую стадию («вЂ¦двух душ затихающий стон»). Почему именно «стон»? Да потому что это, по мнению автора, является звуком тех благоприятных отношений и, к тому же, все-таки рифмой к «сон». Удачно-нет? По-моему, банально, но вполне допустимо на фоне других рифм, использованных в данной работе. Почему эти «стоны» приносит «ветер»? Так ведь, действие происходит в Сети и поэтому у автора есть ощущение «дистанции» происходящего. Второй образ передан и завершен.

3. Третий образ самый большой по объему и органически более связан с названием работы. Основная логическая связь – это гладь воды. Вероятно, это просто «фон», на котором и появляются (проявляются) остальные образы.
«Капли стихов — от бушующих ливней остатки» — Это про страсть.
«А на воде время циркулем чертит круги» — а этот образ недостаточно сформулирован. Автору, он, вероятно, просто понравился созвучием слов в нем. Но понять можно одно – «фон» постоянно пронизывается течением времени. Некая неумолимость и неизбежность завершения любого события, как цикла. Мне лично все понятно.
«Память на дно погружается брошенным камнем» — это про последствия любых событий в жизни человека. Рано или поздно, все пройдет и забудется. А у автора – канет в «фоне» («воде»).
«В замкнутом круге качая кувшинки-стихи —
Плод их фантазии в омуте призрачно-странном.» — так вот, те события, падая на «дно» «камнем», лишь качнут слегка то, что на поверхности «фона» — «кувшинки -стихи». Последний образ очень красив. Молодец автор…
А вот завершающая строка вышла несколько размытой. Появляется «омут» (надо думать, это и есть тот «фон»), в котором тонут «камни», которые к тому же еще и «плоды фантазий». Если так, то громоздко получилось. А именно: получилось так, как будто автор выводил образы, опираясь на их звучание в строке. А семантика? А семантика получилась «трехуровневой», и третий «уровень» имеет тенденцию к дальнейшему «почкованию».
Образ передан и завершена вся строфа. О чем вкратце эта строфа?
Это депрессия. Или конец счастливой любовной истории.

Строфа вторая.
Танец абсурда в театре заблудших теней
Так мастерскИ исполняли актёры, блистая;
За руки взявшись, бродили среди витражей,
Яркими красками скучную быль подменяя.
(конец передачи образной композиции)
Но равнодушно обыденность с серым зонтом,
Дней вереницу гоня пред собою, как стадо,
Им отсчитала шаги под скупой метроном,
И оказалось, что большего — просто не надо.
(конец передачи образной композиции)

Итак, в этой строфе две образные композиции.

Образ первый.
Танец абсурда в театре заблудших теней
Так мастерскИ исполняли актёры, блистая;
За руки взявшись, бродили среди витражей,
Яркими красками скучную быль подменяя.
На фоне первой строфы, становится понятным, почему отношения героев («актеры») являются «танцем абсурда» — все это оказалось бессмысленным…
Но, тем не менее, здесь автор подчеркивает их великолепие («танец» все-таки) и красоту: «вЂ¦блистая…» и «Яркими красками скучную быль подменяя…». А вот действительность на фоне такого танца оказалось невзрачной и серой массой, вместе с нами – обывателями: «вЂ¦в театре заблудших теней…» и «вЂ¦скучную быль…». Я не случайно про действительность так подробно рассказал. Это автор так подчеркивает ее в своей работе и дальше, во второй части строфы (второй образ), пишет о ней…

Образ второй.
«Но равнодушно обыденность с серым зонтом,
Дней вереницу гоня пред собою, как стадо,
Им отсчитала шаги под скупой метроном,
И оказалось, что большего — просто не надо»
Так вот, эта действительность, оказалось (к сожалению, для автора) сильней любви героев. Это ясно из второй части строфы. Тут и пояснять что-либо по поводу второго образа, считаю излишним.
Образы переданы и вместе с этим, вторая строфа завершена. В чем ее суть вкратце? А в том, что любовь не просто захлебнулась, но еще и оказалась бессильной перед течением времени перед лицом действительности. Как мы видим, и вторая строфа депрессивна по своему содержанию. Почему так? Почему автор дважды рассказывает о беззащитности замечательной любви двух героев? Автор просто сожалеет о таком финале, поэтому и подчёркивает конец отношений в таком ракурсе. И конечно же, он делает вывод. Об этом в третьей строфе.

Строфа третья. Финальная.
Меркнет палитра от слишком похожих ролей,
(конец передачи образной композиции)
Слава актёрская — мантия в сотнях заплаток —
Гордо носить их, наверно, мудрей и честней,
(конец передачи образной композиции)
Жаль, что полёт у любви быстротечен и краток:
Чиркнет по небу прекрасной манящей звездой
И — не успеешь свои ей подставить ладони —
(конец передачи образной композиции)
Булькнув, исчезнет монеткой под тёмной водой,
Танец кругов затихающей болью наполнив.

Тут образов больше всего… И еще, эта строфа содержит лирику автора. Тут автор собственно и выражает то самое сожаление по поводу разрыва любовных отношений.

Ну, во-первых, первым образом, автор передает, яркость и уникальность той любви – «Меркнет палитра от слишком похожих ролей». Схожие, однообразные «роли» — это отношения простых обывателей. Получается, в этой работе есть два героя, а есть и мы, те самые обыватели…

А вот второй образ, мне несколько непонятен. Вот тут: «мантия в сотнях заплаток». Что это за «заплатки»? Может быть, это и есть те самые сцены ревности и виртуальных измен? Как бы то ни было, но автор считает, что все подобные «заплатки» нисколько не умаляют личность героев – «Слава актёрская» и «Гордо носить их, наверно, мудрей и честней».

Третий образ отчетлив. Это про сожаление автора, про его, даже, боли по поводу краха любви, причем любви неординарной:
«Жаль, что полёт у любви быстротечен и краток:
Чиркнет по небу прекрасной манящей звездой»
А вот эта строка и выдает автора-женщину:
«И — не успеешь свои ей подставить ладони -…»
Женщинам свойственно принимать абстрактные ценности ладонями. Мужчины же ладонями протягивают (дарят, греют, делятся). В любовной лирике мужчины-авторы, как правило — «генераторы» тепла. В том числе, и посредством ладоней. А вот женщины – «доноры» и принимают они такое тепло, как правило: а) ладонями, б) сердцем. И такое сказывается на желаниях и намерениях. Вот и автор, представил себе «щупанье» тонкой субстанции любви именно ладонями. Впрочем, это все всего лишь мои наблюдения и, конечно же, тут встречаются и исключения. Но… В моменты лирики, просыпаются самые потаенные уголки сознания автора и выливаются в конкретные образы. Помимо воли автора. И тут есть свои закономерности. Свои закономерности образов связанных с глазами, волосами и пр. Вот эту закономерность и важно заметить и оценить при критике. Потому что это – ключ к автору, которым открывается его замысел в произведении.

Читайте также:  Сдать анализ на околоплодные воды

Дальше пошли…
Последний, четвертый образ в третьей строфе.
«Булькнув, исчезнет монеткой под тёмной водой,
Танец кругов затихающей болью наполнив. »
(Уважаемый автор, многоточие бывает только из трех точек).
Ну, тут и так все ясно – автор пожелал сказать читателю, что он воспринял все эти события, как наблюдение за процессом погружения блестящей монетки в темной воде. Даже звук…
И как итог – точка в любовной истории, даже боль от расставания (или сожаления по поводу конца чужой любви) которой, стало небытием. Хороший, пусть и грустный финал. Сродни элегии.
Третья строфа, а вместе с ней и работа завершены.
Работа полностью выполнена посредством аллегории.

Заключение.
Учитывая мнение авторов, участвовавших в критике данной работы; а также принимая во внимание то, что без преамбулы само поэтическое повествование вряд ли готово для самостоятельного восприятия читателем (что понимает и сам автор), можно порекомендовать автору, доработать преамбулу. Т.е., придать этой части работы (а это именно органическая часть произведения) художественный слог. Можно выразить прозой, а можно обогатить преамбулу диалогами тех героев, отношения которых легли в основу данной работы. После такой художественной обработки, данная работа приобретет законченный вид и будет уже полноценным произведением, поданным в жанре ЛЮБОВНОГО РОМАНА. Поэтическое повествование же, при этом, будет красивой иллюстрацией. И читать такую работу будет гораздо интересней. И увлекательней.

источник

От камня, брошенного в воду,
Далеко ширятся круги.
Народ передает народу
Проклятый лозунг: «мы — враги!»

Племен враждующих не числи:
Круги бегут, им нет числа;
В лазурной Марне, в желтой Висле
Влачатся чуждые тела;

В святых просторах Палестины
Уже звучат шаги войны;
В Анголе девственной — долины
Ее стопой потрясены;

Безлюдные утесы Чили
Оглашены глухой пальбой,
И воды Пе-че-ли покрыли
Флот, не отважившийся в бой.

Везде — вражда! где райской птицы
Воздушный зыблется полет,
Где в джунглях страшен стон тигрицы,
Где землю давит бегемот!

В чудесных, баснословных странах
Визг пуль и пушек ровный рев,
Повязки белые на ранах
И пятна красные крестов!

Внимая дальнему удару,
Встают народы, как враги,
И по всему земному шару
Бегут и ширятся круги.

Есть круги раяЕсть круги рая, А не только ада. И я сквозь них, Счастливая, прошла. Чего ж мне надо, Да, чего ж мне надо? Ни на кого Держать не стану зла. За.

Обожаю круги и овалыЯ с детства не любил овал, Я с детства угол рисовал. Павел Коган Обожаю круги и овалы, Мир от них не уйдет никуда… Помню, камушек бросишь, бывало, — Вся кругами.

Восход в дыму, и тусклый закат в дымуВосход в дыму, и тусклый закат в дыму, И тихо так, как будто покойник в дому, И люди бродят, шепотом говорят: Леса горят, ох, где-то леса горят. И ночь пришла.

Танец утятНа шагающих утят быть похожими хотят, Быть похожими хотят не зря, не зря. Можно хвостик отряхнуть и пуститься в дальний путь И пуститься в дальний путь, крича «кря-кря». И природа.

Марш воздушного комсомолаШирокие крылья На солнце горят- Летит эскадрилья, Воздушный отряд. Круги, повороты И снова круги… Летят самолеты Один за другим. Припев: Победную песню Мотор поет, Поет! Ведет самолет Комсомолец-пилот. Ведет самолет.

Простота милосердияЭто было на прошлой войне, Или богу приснилось во сне, Это он среди свиста и воя На высокой скрижали прочел: Не разведчик, а врач перешел Через фронт после вечного боя.

На водеТо луга ли, скажи, облака ли, вода ль Околдована желтой луною: Серебристая гладь, серебристая даль Надо мной, предо мною, за мною… Ни о чем не жалеть… Ничего не желать… Только.

Из стихотворения «В тюрьмеВон башни там по берегам Виденьями стоят; Вон по стенам, склонен к волнам, Орудий черный ряд. Там над землей туман сырой И день и ночь стоит. Там ветра вой и.

По воде, на колесахПо воде, на колесах, в седле, меж горбов и в вагонах, Утром, днем, по ночам, вечерами, в погоду и без, Кто за делом большим, кто за крупной добычей — в.

Человек в водеФормы тела и ума Кто рубил и кто ковал? Там, где море-каурма, Словно идол, ходит вал. Словно череп, безволос, Как червяк подземный, бел, Человек, расправив хвост, Перед волнами сидел. Разворачивая.

Я в воде не тонуЯ в воде не тону И в огне не сгораю. Три аршина в длину И аршин в ширину — Мера площади рая. Но не всем суждена Столь просторная площадь: Для.

Солнце дрожит в водеСолнце дрожит в воде, Вечер уходит вдаль. Вот уж который день Я прихожу сюда — Слышать, как ты поешь, Видеть, как ты плывешь. Парус крылом взмахнет, Сердце на миг замрет.

Пьяный бор к воде склонилсяПьяный бор к воде склонился, Берег кровью обагрился: Солнце стало над рекой, Солнце рдеет над рекой. Взмахи вижу сильных весел, Кто-то камень в воду бросил… Снова тягостная тишь; Над водою.

Ту звезду, что качалася в темной водеТу звезду, что качалася в темной воде Под кривою ракитой в заглохшем саду,- Огонек, до рассвета мерцавшей в пруде,- Я теперь в небесах никогда не найду. В то селенье, где.

И они в звуках песни, как рыбы в водеИ они в звуках песни, как рыбы в воде, Плавали, плавали! И тревожили ночь, благовонную ночь, Звуками, звуками! Вызывала она на любовь, на огонь, Голосом, голосом, И он ей отвечал.

источник

Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.

На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.

И, как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес,
И уходит узор облаков
В глубину отраженных небес.

Облака там нежней и белей,
Глубина — бесконечна, светла.
И доносится мерно с полей
Над водой тихий звон из села.

Cтихотворение состоит из 4-х строф (всего 16 строк)
Размер: трёхстопный анапест
Стопа: трёхсложная с ударением на 3-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: пруде-кругом-воде-крылом.
Рифмовка: ABAB — перекрёстная

2-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: поют-луга-пруд-берега.
Рифмовка: ABAB — перекрёстная

3-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: тростников-лес-облаков-небес.
Рифмовка: ABAB — перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Строфа — это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии — четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стопа — это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) — самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы — последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа — пеон — четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон — пеон с ударением на первом слоге, второй пеон — с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон — ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер — это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма — это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка — это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

источник

От камня, брошенного в воду,
Далеко ширятся круги.
Народ передает народу
Проклятый лозунг: «мы — враги!»

Племен враждующих не числи:
Круги бегут, им нет числа;
В лазурной Марне, в желтой Висле
Влачатся чуждые тела;

В святых просторах Палестины
Уже звучат шаги войны;
В Анголе девственной — долины
Ее стопой потрясены;

Безлюдные утесы Чили
Оглашены глухой пальбой,
И воды Пе-че-ли покрыли
Флот, не отважившийся в бой.

Везде — вражда! где райской птицы
Воздушный зыблется полет,
Где в джунглях страшен стон тигрицы,
Где землю давит бегемот!

В чудесных, баснословных странах
Визг пуль и пушек ровный рев,
Повязки белые на ранах
И пятна красные крестов!

Внимая дальнему удару,
Встают народы, как враги,
И по всему земному шару
Бегут и ширятся круги.

Есть круги раяЕсть круги рая, А не только ада. И я сквозь них, Счастливая, прошла. Чего ж мне надо, Да, чего ж мне надо? Ни на кого Держать не стану зла. За.

Обожаю круги и овалыЯ с детства не любил овал, Я с детства угол рисовал. Павел Коган Обожаю круги и овалы, Мир от них не уйдет никуда… Помню, камушек бросишь, бывало, — Вся кругами.

Восход в дыму, и тусклый закат в дымуВосход в дыму, и тусклый закат в дыму, И тихо так, как будто покойник в дому, И люди бродят, шепотом говорят: Леса горят, ох, где-то леса горят. И ночь пришла.

Танец утятНа шагающих утят быть похожими хотят, Быть похожими хотят не зря, не зря. Можно хвостик отряхнуть и пуститься в дальний путь И пуститься в дальний путь, крича «кря-кря». И природа.

Марш воздушного комсомолаШирокие крылья На солнце горят- Летит эскадрилья, Воздушный отряд. Круги, повороты И снова круги… Летят самолеты Один за другим. Припев: Победную песню Мотор поет, Поет! Ведет самолет Комсомолец-пилот. Ведет самолет.

Простота милосердияЭто было на прошлой войне, Или богу приснилось во сне, Это он среди свиста и воя На высокой скрижали прочел: Не разведчик, а врач перешел Через фронт после вечного боя.

На водеТо луга ли, скажи, облака ли, вода ль Околдована желтой луною: Серебристая гладь, серебристая даль Надо мной, предо мною, за мною… Ни о чем не жалеть… Ничего не желать… Только.

Из стихотворения «В тюрьмеВон башни там по берегам Виденьями стоят; Вон по стенам, склонен к волнам, Орудий черный ряд. Там над землей туман сырой И день и ночь стоит. Там ветра вой и.

По воде, на колесахПо воде, на колесах, в седле, меж горбов и в вагонах, Утром, днем, по ночам, вечерами, в погоду и без, Кто за делом большим, кто за крупной добычей — в.

Человек в водеФормы тела и ума Кто рубил и кто ковал? Там, где море-каурма, Словно идол, ходит вал. Словно череп, безволос, Как червяк подземный, бел, Человек, расправив хвост, Перед волнами сидел. Разворачивая.

Я в воде не тонуЯ в воде не тону И в огне не сгораю. Три аршина в длину И аршин в ширину — Мера площади рая. Но не всем суждена Столь просторная площадь: Для.

Солнце дрожит в водеСолнце дрожит в воде, Вечер уходит вдаль. Вот уж который день Я прихожу сюда — Слышать, как ты поешь, Видеть, как ты плывешь. Парус крылом взмахнет, Сердце на миг замрет.

Пьяный бор к воде склонилсяПьяный бор к воде склонился, Берег кровью обагрился: Солнце стало над рекой, Солнце рдеет над рекой. Взмахи вижу сильных весел, Кто-то камень в воду бросил… Снова тягостная тишь; Над водою.

Ту звезду, что качалася в темной водеТу звезду, что качалася в темной воде Под кривою ракитой в заглохшем саду,- Огонек, до рассвета мерцавшей в пруде,- Я теперь в небесах никогда не найду. В то селенье, где.

И они в звуках песни, как рыбы в водеИ они в звуках песни, как рыбы в воде, Плавали, плавали! И тревожили ночь, благовонную ночь, Звуками, звуками! Вызывала она на любовь, на огонь, Голосом, голосом, И он ей отвечал.

источник

Муниципальное образовательное учреждение

«Байглычевская основная общеобразовательная школа»

В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

9 класса Панкратова Олеся.

Алексеева Любовь Ивановна

Х.К.Андерсен. «Снежная королева»…………………………………..19

Список использованной литературы……………………………………..36

В эпоху информационных технологий все большее количество людей включается в гонку за информацией, ведь, кто владеет информацией, тот владеет миром. При этом все читают огромное количество книг, желая получить знания. Я тоже стараюсь не отставать. И вот читая однажды одно из произведений известного автора, я заметила присутствующее в нем физическое явление. И я задалась вопросами: «А много ли еще произведений содержат физические явления? И какова их роль в тексте?»

Поэтому для своей работы я выбрала тему «Физические явления в литературных произведениях». Я считаю эту тему актуальной для себя, ведь интересно все, что может связывать физику и математику с другими предметами, да и погружение в смысл текста и его подробное рассмотрение мне кажутся очень интересными занятиями. Перед собой в этой работе я поставила цель определить роль физических явлений в литературных произведениях.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: исследовать литературу, выявить произведения, в которых на лицо наличие физического явления, истолковать это явление с точки зрения физики и определить роль физического явления в сюжете и жизни персонажей.

Моя работа содержит три главы. Соответственно, столько же литературных произведений будет мною рассмотрено. Каждая из глав содержит в себе физический и литературный смысл явления, найденного мною в произведении. Первая глава рассказывает о явлении в классической литературе, вторая глава – в детской литературе, а третья – в лирике. Таким образом, основными методами решения поставленных задач в моей работе будут анализ и синтез.

Читайте также:  Сдать анализ воды в красносельском районе

Для наиболее объективного подхода к достижению цели работы, в них использована следующая литература: сборник стихотворений В.Я Брюсова «Стихи», который помог мне в поиске лирического произведения, содержащего физическое явление; «Полный сборник сочинений в 8-ми томах, т.6», в котором я нашла одно из классических произведений литературы с ярко выраженным физическим явлением; «Сказки» Андерсена Г.Х.; пособие для учащихся «Физика в природе», которое помогло мне в описании природных явлений и их свойств; учебное пособие по физике Мякишева Г.Я. и Буховцева Б.Б. «Физика» было полезно для описания волн и их свойств.

Александр Николаевич Островский. «Гроза»

В данном произведении на лицо присутствие такого физического явления, как гроза. Попробуем для начала раскрыть его физический смысл, а затем раскроем какую же роль оно играет в произведении.

Восходящие и нисходящие воздушные потоки в грозовой туче. Для существования грозы необходимо наличие грозовой тучи. Грозовая туча образуется в жаркий день, когда воздух у поверхности земли сильно прогрет и хорошо насыщен водяными парами. Происходит мощная конвекция: потоки нагретого воздуха устремляются вверх. Подъем теплых воздушных масс еще больше усилится, если ветер пригонит холодный воздух. Массы пришедшего холодного воздуха, стелющегося у самой поверхности земли, проникают под нагретую воздушную массу и поднимают её вверх. Недаром именно на холодных фронтах наиболее часто образуются кучево-дождевые облака, перерастающие в грозовые тучи.

Рассмотрим же, что происходит внутри грозовой тучи на разных этапах её «жизни» — от зарождения до разрушения, т.е. этап формирования тучи, этап зрелости, этап разрушения.

На этапе начального развития наблюдаются мощные восходящие потоки воздуха. Содержащиеся в них водяные пары, начиная с некоторой высоты, конденсируются. Процесс конденсации паров продолжается при дальнейшем подъеме воздушных масс, вследствие чего облако быстро растет в высоту, постепенно превращаясь в грозовую тучу. По мере подъема скорость восходящих воздушных потоков внутри зарождающейся тучи возрастает. Обратим внимание также на приток с боков более холодного воздуха, окружающего тучу.

Впрочем, все это совершается в вышине, а земной наблюдатель видит лишь постепенно разрастающееся, приобретающее все более темный облако, и, кроме того, ощущает горизонтальные потоки ветра. Это приповерхностный воздух устремляется под тучу – в область пониженного давления, образовавшуюся благодаря подъему воздушных масс. Если под тучу проникает откуда-нибудь с водоема сравнительно холодный воздух, то будет происходить некоторое охлаждение поднимающихся вверх теплых влажных воздушных масс; в результате может возникнуть легкая туманная дымка.

Мощные восходящие потоки теплого влажного воздуха обусловливают сильный рост грозовой тучи в высоту. Верхняя граница тучи оказывается на высоте 10…15 км, она может достигать даже 20 км. На таких высотах восходящие воздушные потоки затухают. Там образуются большие скопления ледяных кристалликов, которые начинают падать сквозь тучу вниз, увлекая за собой некоторое количество холодного воздуха. Важно отметить, что возникший у вершины тучи нисходящий поток холодного воздуха, попадая в нижние «этажи» тучи, не затухает, а, напротив, усиливается. Таким образом, наблюдается довольно сложная картина – наряду с восходящими потоками воздуха, нагретого у поверхности земли, возникают нисходящие потоки воздуха, охлажденного в верхней части тучи. Такая ситуация соответствует созревшей грозовой туче.

Нисходящий холодный воздушный поток, выходя из тучи, мощно ударяет по поверхности земли – появляется сильный порывистый ветер, возникают пылевые вихри. Одновременно из тучи начинаются интенсивные осадки – ливень, иногда град.

Падающие вниз сквозь тучу холодные воздушные массы, вызывая ливень или град, в то же время гасят встречные восходящие потоки воздуха. А это означает, что туча начинает разрушаться – за этапом созревания очень быстро следует этап разрушения тучи. Теперь внутри тучи существуют лишь нисходящие воздушные потоки. Постепенно деятельность ветра прекращается, дождь стихает. Туча буквально на глазах «худеет», ее вершина вытягивается по направлению ветра, образуя «наковальню». Недолгая жизнь грозовой тучи подходит к концу.

Электрические заряды в туче. Картина восходящих и нисходящих воздушных потоков позволяет довольно четко выделить основной этап жизни тучи – этап ее зрелости. У него есть еще одна, и притом очень важная, особенность. Речь идет о молниях. Они наблюдаются именно в зрелой грозовой туче. Молнии – характерная черта грозовой активности; их можно рассматривать в качестве определяющего признака грозы.

Возникновение молний говорит о том, что в тучах накапливаются значительные электрические заряды. Впрочем, отсутствие молний еще не означает, что зарядов нет. И в грозовых тучах, и в различных видах облаков, в частности в слоистых и слоисто-дождевых, накапливаются электрические заряды. Просто в грозовой туче этих зарядов намного больше, чем, например, в слоистом облаке.

Степень электризации облака увеличивается по мере укрупнения его частиц, роста толщины облака, усиления осадков из него. Наибольший заряд содержат грозовые тучи. Для возникновения молнии необходимы заряды 10…100 Кл, разнесенные друг от друга на расстояние от 1 км до 10 км.

Верхняя часть тучи заряжена положительно, а нижняя отрицательно. Центр положительных зарядов находится на высоте 7…10 км, где температура составляет -20…-30°С. Центр отрицательных зарядов находится на высоте 3…4 км, где температура 0…-10°С.

Нижнюю часть тучи и земную поверхность можно уподобить пластинам своеобразного конденсатора; верхняя пластина заряжена отрицательно, а нижняя положительно. Конденсатор разряжается, во-первых, за счет молний, проскакивающих между тучей и земной поверхностью, а во-вторых, за счет осадков. И в том и в другом случае положительные заряды переносятся с поверхности земли в тучу.

Молния. Р ассмотрим непосредственно молнию. Существует несколько разновидностей молний: линейная, ленточная, шаровая. Однако наиболее часто мы встречаем в нашей жизни линейную молнию. Физику этой молнии мы и разберем поподробнее. Линейная молния, проскакивающая между тучей и землей, представляет собой несколько импульсов, быстро следующих друг за другом. Каждый импульс – это пробой воздушного промежутка между тучей и землей, происходящий в виде искрового разряда. Начнем с рассмотрения первого (начального) импульса. В его развитии есть две стадии: сначала образуется канал разряда между тучей и землей, а затем по образовавшемуся каналу быстро проходит импульс основного тока.

Первая стадия начинается с того, что в нижней части тучи формируется электростатическое поле очень большой напряженности. Свободные электроны получают в таком поле огромные ускорения. Эти ускорения направлены вниз, поскольку нижняя часть тучи заряжена отрицательно, а поверхность земли положительно. На пути от одного столкновения до другого электроны приобретают значительную кинетическую энергию. Поэтому, сталкиваясь с атомами или молекулами, они ионизируют их. В результате рождаются новые (вторичные) электроны, которые, в свою очередь, ускоряются в поле тучи и затем в столкновениях ионизируют новые атомы и молекулы. Возникают целые лавины быстрых электронов, образующие у самого «дна» тучи плазменные «нити» — так называемые стримеры.

Сливаясь друг с другом, стримеры дают начало плазменному каналу, по которому впоследствии пройдет импульс основного тока. Этот развивающийся от «дна» тучи к поверхности земли плазменный канал наполнен свободными электронами и ионами и поэтому может хорошо проводить электрический ток. Его называют лидером или, точнее, ступенчатым лидером. Дело в том, что канал формируется не плавно, а скачками – «ступенями».

Головка лидера выскакивает из тучи и движется к земле с огромной скоростью. Пройдя около 50 м, она внезапно останавливается. Остановка длится около 50 мкс. Лидер как бы «набирается сил», как бы «размышляет», в каком направлении ему двигаться далее. Затем следует бросок еще на 50 м, причем совсем не обязательно в направлении предыдущего броска, — и снова остановка на 50 мкс. Так отдельными бросками (ступенями) головка лидера постепенно приближается к земной поверхности, оставляя позади себя канал разряда в виде прихотливой ломаной линии. Заметим, что лидер светится относительно слабо, он почти не виден; при высокоскоростной фотосъемке его головка выглядит небольшим светлым пятнышком, рывками перемещающимся к земле.

Но вот лидер достиг земли. С учетом остановок по пути ему понадобилось на это время 10…20 мс при расстоянии 1 км между тучей и земной поверхностью. Теперь тучу соединяет с землей плазменный канал, прекрасно проводящий ток. Канал ионизированного газа как бы замкнул тучу с землей накоротко. На этом первая стадия развития начального импульса заканчивается.

Вторая стадия протекает быстро и мощно. По проложенному лидером пути устремляется основной ток. Импульс тока длится примерно 0,1 мс. Сила тока достигает значений порядка 10000 А. Выделяется значительное количество энергии. Температура газа в канале достигает 10-20 тыс. К. Вот теперь как раз и рождается тот необычайно яркий свет, который мы наблюдаем при разряде молнии, и возникает гром, вызванный резким расширением внезапно нагретого газа.

После того как прошел импульс основного тока, наступает пауза длительностью от 10 до 50 мс. За это время канал практически гаснет, его температура падает примерно до 1000 К, степень ионизации канала существенно уменьшается.

Однако в туче еще сохранился большой заряд, поэтому новый лидер устремляется из тучи к земле, готовя дорогу для нового импульса тока. Новый лидер идет по пути, который был проторен начальным лидером, — ведь на этом пути сохранилось еще много ионов. Поэтому новому лидеру, вообще говоря, не приходится «выбирать дороги», он без остановок, за время порядка 1 мс, пробегает весь путь сверху донизу. Его теперь называют не ступенчатым, а стреловидным лидером. И снова следует мощный импульс основного тока, распространяющийся по восстановленному каналу снизу вверх.

После очередной паузы, измеряемой десятками миллисекунд, все повторяется. В итоге высвечиваются несколько мощных импульсов, которые мы, естественно, воспринимаем как единый разряд молнии, как единую яркую вспышку.

Такова в общих чертах физика линейной молнии, возникающей между тучей и землей. Следует оговориться, что действительная картина физических процессов оказывается сложнее. Так, не всегда стреловидный лидер следует точно и полностью по пути, проложенному ступенчатым лидером. В какой-то точке этого пути он может вдруг «предпочесть» изменение дальнейшего маршрута. И тогда мы наблюдаем молнию в форме раздвоенной ломаной линии.

Гром. Гром возникает вследствие резкого расширения воздуха при быстром повышении температуры в канале разряда молнии.

Вспышку молнии мы видим практически как мгновенную вспышку и в тот же момент, когда происходит разряд; ведь свет распространяется со скоростью 3*10 м/с. Что же касается звука, то он распространяется значительно медленнее. В воздухе его скорость равна 330 м/с. Поэтому мы слышим гром уже после того, как сверкнула молния. Чем дальше от нас молния, тем, очевидно, длиннее пауза между вспышкой света и громом и, кроме того, слабее гром. Измеряя длительность таких пауз, можно приближенно оценить, как далеко от нас в данный момент гроза, насколько быстро она приближается к нам или, напротив, удаляется от нас. Гром от очень далеких молний вообще не доходит – звуковая энергия рассеивается и поглощается по пути. Такие молнии называют зарницами.

Почему мы слышим гром в течение нескольких секунд, тогда как разряд молнии (с учетом всех импульсов) длится всего 0,1…0,2 с? Причин тому две. Во-первых, молния имеет большую длину (она измеряется километрами); звук от разных ее участков доходит до нас в разные моменты времени. Во-вторых, происходит отражение звука от облаков и туч – возникает эхо. Эти две причины и приводят к тому, что вслед за короткой вспышкой молнии слышатся более или менее долгие раскаты грома.

Заметим, что отражением звука от облаков объясняется происходящее иногда усиление громкости звука в конце громовых раскатов.

Теперь обратимся непосредственно к роли данного физического явления в произведении Александра Николаевича Островского «Гроза». Уже из названия мы видим, что рассматриваемое нами явление играет в произведении далеко не последнюю роль. Вообще, можно сказать, что одним из счастливых озарений А.Н. Островского стало найденное им название пьесы. Прежде всего, гроза имеет в тексте свое прямое значение, т.е. перед читателем представлены непосредственно две грозы, разразившиеся над городом Калиновым.

Мотив грозы развивается в пьесе от первого до четвертого акта. Островский воссоздает образ грозы, как пейзажист, и мы видим налитые влагой облака, ощущаем в воздухе духоту, слышим раскаты грома, следующие за искровыми разрядами, молниями.

По-разному реагируют на громовые раскаты персонажи произведения. В отличие от самой природы, в которой «каждая теперь травинка, каждый цветок радуется», обыватели города боятся грозы, прячутся от нее, точно от «напасти какой». Средневекового взгляда на это явление природы придерживаются Кабаниха и Дикой. Их приводят в гнев Кулигинские разъяснения Божьей «благодати». Боится грозы и Борис: он ищет места, где менее страшно, — сказываются присущие ему запуганность и робость. Варвара пытается фатально оценить грозу: «Уж коли чему быть, так и дома не спрячешься». По-особому пугается грозы Катерина: смерть может застать с неотмоленными грехами. Раскаты грома определяют поступки героини пьесы. Один Кулигин по-настоящему не боится грозы и радуется ее приходу как природному диву, пытается осмыслить ее физическую природу.

Кроме чувств, которые выражают герои по отношению к нашему физическому явлению, в пьесе гроза несет в себе более глубокий, скрытый смысл. Гроза бушует в душе Катерины, сказывается в борении добрых и греховных чувств. Героиня, по словам Варвары, «дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!» Для Катерины встреча с любовью стала яркой молнией, покаяние – грозовым освежающим ливнем. Грозой кажутся обывателям города Дикой и Кабанова, готовые неожиданно разразиться бранью. Поэтому Тихон, отправляясь в Москву, ощущает облегчение: «Недели две надо мной никакой грозы не будет». Гроза превращается здесь в знак тирании, наказания, страха, подавленности.

Гроза в пьесе обретает и символический смысл, выражая идею всего произведения в целом. Появление в «темном царстве» таких людей, как Катерина и Кулигин, — это гроза над Калиновым. Кабаниха пугается этого урагана: «Вот времена-то какие пришли, какие-то учителя появились». Особенно страшны для нее воля, свобода чувствований, поэзия любви, решительность поступков, несомые Катериной. Ураган этот, в представлении Кабанихи, несет разрушительную силу. Семейство, на страже которого она была, по словам Тихона, «врозь расшиблось». Не зря второй прохожий пророчествовал: «От грозы дом сгорит». Но нельзя не увидеть и живительную силу грозы. Зашатались устои «темного царства». Его бесчеловечные основы на виду у всех обнажились. Безропотный Тихон трезвеет и произносит веские слова осуждения тирании. Буря взметнула стоячий мир Калинова. Гроза в пьесе передает катастрофичность бытия, состояние расколотого надвое мира.

Таким образом, мы видим, насколько велика роль описанного нами явления в произведении. Гроза олицетворяет коренные изменения, произошедшие в судьбах героев, и символизирует ломку устоев в Калинове.

Ханс Кристиан Андерсен. «Снежная королева»

Речь в нашем произведении пойдет о снеге и льде, так поговорим сначала о них.

Снежинки в воздухе. Снежинки развиваются из мелких ледяных кристалликов, имеющих форму шестигранников. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают в виде «алмазной пыли» — в этом случае на поверхности земли образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Обычно же в процессе своего движения внутри ледяного облака ледяные кристаллики растут за счет непосредственного перехода водяного пара в твердую фазу.

В одних условиях ледяные шестигранники усиленно растут вдоль своей оси, и тогда образуются снежинки вытянутой формы – снежинки-столбики, снежинки-иглы. В других условиях шестигранники растут преимущественно в направлениях, перпендикулярных к их оси, и тогда образуются снежинки в виде шестиугольных пластинок или шестиугольных звездочек. К падающей снежинке может примерзнуть капелька воды – в результате образуются снежинки неправильной формы. Мы видим, таким образом, что распространенное мнение, будто снежинки обязательно имеют вид шестиугольных звездочек, является ошибочным. Формы снежинок оказываются весьма разнообразными. Существуют коллекции микрофотографий, начитывающие более пяти тысяч снимков снежинок, отличающихся по форме друг от друга. При определенных условиях (требуется, в частности, чтобы не было ветра) падающие снежинки сцепляются друг с другом, образуя огромные снежные хлопья. Хлопья могут быть диаметром до 10 см и даже больше.

Читайте также:  Сдать анализ воды на биохимию

Движение снежинки от облака до поверхности земли лишь условно можно назвать падением. Потоки воздуха подхватывают ее, кружат, сносят в сторону, поднимают вверх.

Порхающую в воздухе снежинку подстерегают две опасности. Во-первых, она может растаять, оказавшись в более теплых воздушных слоях. Во-вторых, во время полета происходит постепенное испарение снежинки, усиливающееся в ветреную погоду и при уменьшении относительной влажности воздуха. Заметим, что чем мельче снежинка, тем быстрее она испаряется. В первую очередь испаряются выпуклости и выступы снежинки, и, прежде всего ее острые концы. Отсюда следует, что чем дольше падает снежинка, тем более круглой становится ее форма.

Этот изменчивый снег. Из справочника можно узнать, например, что плотность железа 7870 кг/м³, а плотность, скажем, сухого дерева оказывается, в зависимости от погоды, в пределах примерно от 300 кг/м³ (липа) до 900 кг/м³ (вишня, дуб, бук). Но напрасно стали бы мы искать в справочнике плотность снега. Ее там нет, потому что «снег снегу рознь». Сразу после выпадения в тихую погоду снег имеет плотность 30…60 кг/м³. Плотность свежего снега, выпавшего во время метели, в несколько раз выше: 100…200 кг/м³. У слежавшегося снега плотность возрастает до 300 кг/м³, а у снега, подвергавшегося длительное время действию ветра, она достигает 400…500 кг/м³. При оттепелях снег оседает и еще более уплотняется. Совместное действие оттепелей и ветров, а также давление постепенно нарастающих слоев снега на нижние слои может привести к образованию так называемого снежника (фирна), имеющего плотность от 500 до 800 кг/м³.

В зависимости от температуры, влажности воздуха, силы ветра существенно изменяются, наряду с плотностью, также и другие свойства снега. Это хорошо знают лыжники, подбирая в соответствии с погодой тот или иной тип смазки для лыж. Заметим, что по мере уплотнения снега уменьшается его способность отражать свет (снег утрачивает свою первоначальную белизну), ухудшаются его теплоизоляционные свойства (снег начинает лучше проводить теплоту).

Снежинки на земле. Падающие в тихую погоду снежинки представляют собой звездочки, иглы, столбики – одним словом, ледяные образования с острыми концами и выступами. Когда множество таких снежинок накапливается на холодной земной поверхности, возникает довольно ажурная, или, лучше сказать, довольно рыхлая «постройка», пронизанная воздушными промежутками. Рыхлость этой постройки как раз и объясняет, почему так низка плотность свежевыпавшего снега и почему он так плохо проводит тепло, — в таком снеге очень много воздуха.

Если же погода вовсе не тихая, а ветреная, то в этом случае приземляющиеся снежинки больше походят на шарообразные крупинки. Упав на землю, крупинки образуют достаточно плотную упаковку. Теперь внутри только что выпавшего снега значительно меньше воздуха (по сравнению со снегом, выпавшим в тихую погоду). Отсюда его более высокая плотность и более хорошая теплопроводность.

Лед на Земле. С севера наша страна омывается водами Северного Ледовитого океана. Его недаром называют «ледовитым» — зимой 90% его поверхности (12 млн км²) покрыто дрейфующими льдами, летом площадь ледяного покрова уменьшается до 8 млн км². Толщина арктических льдов составляет в среднем 2 м, многолетний лед в Центральной Арктике достигает толщины 4 м.

Когда у нас лето, в Южном полушарии зима. В это время общая площадь плавучих льдов вокруг Антарктиды равна примерно 20 млн км². В теплый период она сокращается до 2,2 млн км². Толщина антарктических плавучих льдов составляет в среднем 1,5 м.

Огромные запасы пресного льда сосредоточены на суше – в виде медленно движущихся ледников. Эти запасы непрерывно тают (в буквальном смысле) и столь же непрерывно восполняются за счет атмосферных осадков. Общая площадь поверхности, покрытой ледниками, превышает 16 млн км² (11% всей поверхности суши), общий объем льда в ледниках оценивается примерно в 30 млн км³.

Рассмотрим теперь роль снега и льда в сказке Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева». А их роль здесь очень велика.

Мы видим здесь изображения бескрайних ледяных и снежных просторов, великолепно выполненный, точно из стекла, ледяной дворец самой Снежной королевы, нам также описывается зима на улицах города, где живут Кай и Герда.

В различных произведениях снег несет различное значение: где-то снег – это добро, а где-то – зло. Так вот, в нашей сказке снег ассоциируется со злом, с бессердечностью. Снежная королева и ее дворец, сотворенные из снега и льда, холодны и неприветливы. Сама повелительница снегов пытается посеять ненависть и холод в души простых людей. Приходя в города вместе с зимой, она старается сделать каменными самые горячие сердца. А в городе про ее волшебства жители рассказывают друг другу самые невероятные истории.

Одной из ее жертв становится наш главный герой, мальчик Кай. Ему в сердце попала лишь маленькая льдинка, но при этом совершила страшную беду. Кай позабыл свою бабушку, свою верную подругу Герду – забыл, что значит по-настоящему любить и быть любимым. Его сердце стало таким же холодным и безжизненным, как снег, оно стало подобно земле, закаменевшей от мороза, его душу замели беспрестанные метели. Родным, дому и семье он предпочел холодный замок Снежной королевы, для которой он стал занятной игрушкой. Кай и Герда преодолели много препятствий. Но все-таки лед в его сердце растаял, спасла Кая лишь любовь Герды. История заканчивается на позитивной ноте: добро все же побеждает зло. Любовь растапливает снег и лед в душе мальчика.

Пусть снег в этом произведении – отрицательный персонаж, но ведь не было бы этой замечательной истории без снега. Без какой-то маленькой льдинки не развился бы такой интересный и захватывающий сюжет. Без снега и зимы не пришла бы на улицы маленького города Снежная королева. А чувства Кая и Герды не прошли бы такой серьезной проверки всевозможными препятствиями. Таким образом, мы видим, что и в сказке физическое явление может играть просто огромную роль.

Валерий Яковлевич Брюсов. «Круги не воде»

А теперь после исследования классики и детской литературы я решила обратиться к лирическим произведениям. И обнаружила физическое явление в стихотворении В.Брюсова – им стали волны.

Что называется волной? Почему возникают волны? Отдельные частицы любого тела – твердого, жидкого или газообразного – взаимодействуют друг с другом. Поэтому если какая-либо частица тела начинает совершать колебательное движение, то благодаря взаимодействию между частицами это движение начинает с некоторой скоростью распространяться во все стороны.

Волной называют колебания, распространяющиеся в пространстве с течением времени.

В воздухе, твердых телах и внутри жидкостей механические волны возникают благодаря силам упругости. Эти силы осуществляют связь между отдельными частями тела. В образовании волн на поверхности воды играют роль сила тяжести и сила поверхностного натяжения.

Наиболее наглядно главные особенности волнового движения можно увидеть, если рассматривать волны на поверхности воды. Волны представляются бегущими вперед округлыми валами. Расстояния между валами, или гребнями, одинаковы. Однако если бросить в воду легкий предмет, например спичечный коробок, то он не будет увлекаться вперед волной, а начнет совершать колебания вверх и вниз, оставаясь почти на одном месте.

При распространении волны происходит перемещение определенного состояния колеблющейся среды, но не перенос вещества. Возникшие в одном месте колебания воды, например от брошенного камня, передаются соседним участкам и постепенно распространяются во все стороны, вовлекая в колебательное движение все новые и новые частицы среды. Течение же воды не возникает, перемещается лишь форма ее поверхности.

Скорость волны. Важнейшей характеристикой волны является ее скорость. Волны любой природы не распространяются в пространстве мгновенно. Их скорость конечна. Можно себе, например, представить, что над морем летит чайка так, что она все время оказывается над одним и тем же гребнем волны. Скорость волны в этом случае совпадает со скоростью чайки. Волны на поверхности воды удобны для наблюдения по той причине, что скорость их распространения невелика. Скорость волны определяется следующей формулой

где λ – длина волны – расстояние между ближайшими точками, которые колеблются в одинаковой фазе, Т – период колебаний.

Поперечные и продольные волны. Нетрудно также наблюдать волны, распространяющиеся вдоль резинового шнура. Если один конец шнура закрепить и, слегка натянув шнур рукой, привести другой его конец в колебательное движение, то по шнуру побежит волна. Скорость волны будет тем больше, чем сильнее натянут шнур. Волна добежит до точки закрепления шнура, отразится и побежит назад. Здесь при распространении волны происходят изменения формы шнура. Каждый же участок шнура колеблется относительно своего неизменного положения равновесия. При распространении волны вдоль шнура отдельные его участки совершают колебания в направлении, перпендикулярном направлению распространения волны. Такие волны называются поперечными.

Но не любая волна является поперечной. Колебания могут происходить и вдоль направления распространения волны. Тогда волна называется продольной. Продольную волну удобно наблюдать на длинной мягкой пружине большого диаметра. Ударив ладонью по одному из концов пружины, можно заметить, как сжатие (упругий импульс) бежит по пружине. С помощью серии последовательных ударов можно возбудить в пружине волну, представляющую собой последовательные сжатия и растяжения пружины, бегущие друг за другом. Колебания любого витка пружины происходят вдоль направления распространения волны.

Энергия волны. При распространении механической волны движение передается от одного участка тела к другому. С передачей движения связана передача энергии. Основное свойство всех волн независимо от их природы состоит в переносе ими энергии без переноса вещества. Энергия поступает от источника, возбуждающего колебания начала шнура, струны и т.д., и распространяется вместе с волной. Через любое поперечное сечение, например, шнура, непрерывно течет энергия. Эта энергия слагается из кинетической энергии движения участков шнура и потенциальной энергии его упругой деформации. Постепенное уменьшение амплитуды колебаний при распространении волны связано с превращением части механической энергии во внутреннюю.

Волны в среде. Волна при распространении от какого-либо источника в сплошной среде постепенно захватывает все большие и большие области пространства. Это хорошо видно на примере круговой волны на поверхности воды от брошенного камня. Энергия, которую несут с собой волны от источника, с течением времени распределяется по все большей и большей поверхности. Поэтому энергия, переносимая через поверхность единичной площади за одну секунду, уменьшается по мере удаления от источника. Следовательно, уменьшается и амплитуда колебаний по мере удаления от источника. Ведь энергия колеблющегося тела пропорциональна квадрату амплитуды. Это справедливо для колебаний не только груза на пружине или маятника, но и любой частицы среды.

Таким образом, амплитуда волны в среде по мере удаления волны от источника обязательно уменьшается, даже если механическая энергия не превращается во внутреннюю за счет действия в среде сил трения.

Поперечные и продольные волны в средах. Волны могут быть поперечными и продольными. В поперечной волне смещения отдельных участков среды происходят в направлении, перпендикулярном распространению волны. При этом возникает упругая деформация, называемая деформацией сдвига. Отдельные слои вещества сдвигаются друг относительно друга. При деформации сдвига в твердом теле возникают силы упругости, стремящиеся вернуть тело в исходное состояние. Именно эти силы и вызывают колебания частиц в среде.

Сдвиг слоев относительно друг друга в газах и жидкостях не приводит к появлению сил упругости. Поэтому в газах и жидкостях не могут существовать поперечные волны. Поперечные волны возникают только в твердых телах.

В продольной волне происходит деформация сжатия. Силы упругости, связанные с этой деформацией, возникают как в твердых телах, так и в жидкостях и газах. Эти силы вызывают колебания отдельных участков среды. Поэтому продольные волны могут распространяться во всех средах. В твердых телах скорость продольных волн больше скорости поперечных волн. Это учитывается для определения расстояния от очага землетрясения до сейсмической станции. Вначале на станции регистрируется продольная волна, так как ее скорость в земной коре больше, чем поперечной. Спустя некоторое время регистрируется поперечная волна, возбуждаемая при землетрясении одновременно с продольной.

А теперь попробуем определить роль волн в нашем стихотворении.

Волнам, распространяющимся по воде, В.Брюсов в данном стихотворении уподобляет, распространяющуюся по Земле войну. Ведь оно было написано в начале Первой Мировой войны. Эта волна бежит с огромной скоростью по территории планеты и проникает во все ее даже самые отдаленные уголки. Она задевает и Марну, и Вислу, и Палестину, и многие другие местечки. Война проникает даже в спокойный и умиротворенный мир природы, который вводится в стихотворение для сравнения миру людей.

Подобно гребням волн встают друг против друга народы еще недавно бывшие дружественными. Подобно кругам на воде быстро и всеобъятно распространяется по планете ужас и страх, ненависть и презрение.

Где-то волны встречаются и происходят кровопролитные противостояния армий, уносятся десятки и сотни тысяч.

Таким образом, мы видим, что введение физического явления в произведение может рассматриваться как некое художественное средство. В.Брюсов с помощью волн старается воссоздать более четкую и верную картину событий, происходящих во время Первой Мировой войны. Все это придает необычайную красочность стихотворению. А мы можем сделать вывод, что и в лирике мы можем встретить такие произведения, в которых физические явления играют далеко не последнюю роль. (Текст стихотворения смотрите в приложении)

Стихотворение Валерия Брюсова «Круги на воде»

От камня, брошенного в воду,

Проклятый лозунг: «Мы – враги!»

Племен враждующих не числи:

В лазурной Марне, в желтой Висле

В святых просторах Палестины

В Анголе девственной – долины

Флот, не отважившийся в бой.

Везде – вражда! где райской птицы

В чудесных, баснословных странах

Визг пуль и пушек ровный рев,

Итак, теперь можно подвести итог. В результате исследования было доказано, что существует ряд литературных произведений, в которых физические явления играют далеко не последнюю роль. В некоторых они выступают символами, происходящих событий, в некоторых служат украшением, в некоторых становятся причиной каких-либо происшествий.

Проделав эту работу, я пришла к выводу, что введение физических явлений в сюжет, можно приравнять художественному средству в литературе, потому что зачастую физическое явление может придать такой непередаваемый колорит произведению, такой неожиданный поворот. Более того, это иногда помогает более полно и более интересно раскрыть даже самый невзрачный образ.

Для многих героев физическое явление стало просто судьбоносным. Их жизнь из одного привычного русла очень резко перетекла совсем в другое ранее не приемлемое ими русло. У многих из героев даже меняется характер, причем очень кардинально.

Теперь в полной мере можно заявлять, что физические явления в некоторых литературных произведениях играю колоссальную роль, и являются непосредственными помощниками авторов.

Мне эта работа очень понравилась. Она очень захватывает. Хочется находить все новые и новые физические явления в произведениях. Однако из-за ограниченности работы по объему ее приходится завершать, но исследование на этом не будет закончено. Существует еще масса не рассмотренных мною лирических произведений, хочется также обратиться и к басням

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Андерсен Г.Х. Сказки – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

Брюсов В.Я. «Стихи», Пермь,1983

Буховцев Б.Б., Мякишев Г.Я. «Физика», М., 2003

Островский А.Н. «Полный сборник сочинений в 8-ми томах, т.6». М., «Искусство», 1987.

источник