Меню Рубрики

Ежемесячный анализ результатов контроля качества воды

Что такое рабочая программа качества воды? Как выполняется производственный контроль. Органы, выполняющие проверку. По каким критериям проверяется питьевая водная среда согласно данной программе. В каком месте можно проверить жидкость по данной программе. Порядок и особенности проверок. Рабочая программа качества воды – это комплекс мер по контролю над состоянием жидкости для питья. Производственный контроль содержит комплекс общих требований по проверке водной среды, а также программу, описывающую регулярность и особенности проверок.

Рабочая программа качества воды регламентируется целым списком общих требований:

  1. Данная программа должна осуществляться организациями, ответственными за водные коммуникации. В ходе работы они должны точно следовать пунктам программы. Как правило, контрольные образцы жидкости должны браться из системы водоснабжения до момента их поступления в трубопроводы.
  2. Количество жидкости для одного анализа, а также общее число проверок нормируются соответствующими пунктами программы.
  3. В регламенте программы описываются и перечни контролируемых показателей водной среды, а также число проб для анализа.
  4. Частота проверок питьевой воды согласно данной программе увеличивается весной во время паводков, а также при проблемах глобального масштаба в данном регионе.
  5. Рабочая программа качества питьевой воды включает в себя проверки основных групп показателей водной среды, а именно группы органолептических характеристик и группы микробиологических показателей водной среды. Частота проверок регламентируется программой. Обор проб для анализов осуществляется в трубопроводах уличной сети. Место забора пробы должно находиться либо в самой высокой точке сети, либо быть в тупиковом ответвлении.
  6. Регулярность и время проверок в автономных сетях и сетях нецентрализованного водоснабжения оговаривается отдельными пунктами данной программы.
  7. Анализы могут выполняться только в лицензированных лабораториях, прошедших государственную аккредитацию.
  8. Для выполнения анализов водной среды могут применяться только аттестованные методы проверок.

К содержанию, а также особенностям составления данного регламентирующего документа предъявляются такие требования:

  1. Данный документ разрабатывается сотрудниками организаций, которые эксплуатируют водопроводные сети.
  2. Если в систему водоснабжения входит более одного водозабора, для каждого сооружения составляется своя программа. Причём в данном документе обязательно учитываются особенности водозабора.
  3. В документе должен быть перечень исследуемых показателей. Причём в списке должны присутствовать компоненты из разных групп: органолептической, из группы микробиологии, радиологической, показатели по паразитологии, компоненты из общей группы, а также остаточные вещества. Кроме этого в программе оговаривается список методик, разрешённых для проведения анализов, описываются места забора пробы, указывается их общее число, частота, составляется график забора образцов жидкости.
  4. Число заборов жидкости для одного анализа, а также частота проверок оговариваются с органами госсанэпидконтроля. При этом для определённой системы оговариваются свои нормы.
  5. Рабочая программа контроля качества воды содержит данные об оценке полученных в ходе анализов результатов, а также порядок их передачи в контролирующие организации.
  6. Все пункты программы отдельно оговариваются, согласовываются и утверждаются органами госсаннадзора.
  • Рабочая программа контроля качества питьевой воды содержит список показателей, по которым выполняется регулярный контроль. Этот список может отличаться у каждой системы, поскольку он составляется на основании данных о химических составляющих водной среды, а также информации и водоподготовительных мероприятиях.
  • Перечень показателей для контроля составляется ответственными представителями организаций, эксплуатирующих водогонные пути. После составления список согласовывается и утверждается в контролирующих организациях государства.
  • Подбор показателей для анализа выполняется с учётом результатов исследований, проведённых за последние три года.
  • После этого выполняется углублённый анализ полученного перечня показателей.
  • Данные углублённые анализы будут проводиться согласно программе на протяжении 1 года.
  • Согласно программе число проб, взятых из подземных источников, составляет 4 шт/год. При этом они берутся по одной пробе в сезон. Количество проб для источников, расположенных на поверхности, равно 12 шт/год (по одной пробе каждый месяц).
  • Чтобы уточнить результаты анализов, а также получить самые достоверные данные, разрешается использовать физико-химические методики проверок.
  • Рабочая программа производственного контроля качества воды разработана для осуществления контроля над состоянием питьевой водной среды в трубопроводах. В ходе проверки контролируется как состояние самой сети, так и исправность различных очистных сооружений.
  • Контроль над состоянием определённого участка трубопровода должен проводиться как минимум один раз в два месяца.
  • Ремонтные и профилактические работы водных сетей выполняются не менее 2 раз в 1 год.
  • Согласно пунктам программы могут проводиться дополнительные профилактические работы, позволяющие предотвратить загрязнение и обледенение системы водоснабжения.
  • Контроль эффективности водоотдачи проводится государственными органами противопожарного надзора совместно с организацией, использующей сети.

В нашей лаборатории вы можете заказать проверку воды по рабочей программе качества воды. Мы имеем все необходимые лицензии и аккредитации.

источник

Письмо Роспотребнадзора от 23.10.2015 № 01/12950-15-32
«О порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Планом основных организационных мероприятий Роспотребнадзора на 2015 год, а также по результатам коллегии о санитарно-эпидемиологическом состоянии водоснабжения в Российской Федерации по итогам реализации Федерального закона от 07.12.2011 N 416 «О водоснабжении и водоотведении» и совещания специалистов по коммунальной гигиене направляет для использования в работе информацию о порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».

Программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее — ППК), утвержденные до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10, применяются до окончания срока их действия.

Места отбора проб воды и перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, должны соответствовать местам отбора проб воды и перечню показателей, по которым территориальными органами Роспотребнадзора осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

При оценке результатов лабораторных исследований питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованной системы холодного и горячего водоснабжения, следует иметь в виду, что питьевая вода считается соответствующей установленным гигиеническим нормативам в случае, если уровни показателей не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

В случае, если по результатам производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды, средние уровни показателей проб питьевой воды, горячей воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее — Территориальный отдел), обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

1. Выбор показателей химического состава питьевой воды, подлежащих постоянному производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения на основании оценки результатов расширенных исследований химического состава воды централизованных источников питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также технологии производства питьевой воды, горячей воды в системе водоснабжения.

2. Выбор показателей, характеризующих химический состав питьевой воды, для проведения расширенных исследований проводится организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, совместно с территориальным управлением (ТУ) Роспотребнадзора в два этапа.

2.1. На первом этапе организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения, проводит ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения за период не менее трех последних лет по следующим материалам:

— государственной статистической отчетности предприятий и организаций, а также иных официальных данных о составе и объемах сточных вод, поступающих в источники водоснабжения выше места водозабора в пределах их водосборной территории (для поверхностных источников водоснабжения);

— органов охраны природы, гидрометеослужбы, управления водными ресурсами, геологии и использования недр, предприятий и организаций о качестве поверхностных, подземных вод по результатам осуществляемого ими мониторинга качества вод и производственного контроля;

— данных территориального отдела по результатам санитарных обследований предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность и являющихся источниками загрязнения поверхностных и подземных вод во втором третьем поясах ЗСО, а также по результатам исследований качества воды в местах водопользования населения;

— органов управления и организаций сельского хозяйства об ассортименте и валовом объеме пестицидов и агрохимикатов, применяемых на территории водосбора (для поверхностного источника) и в пределах зоны санитарной охраны (для подземного источника).

На основании проведенного анализа составляется перечень веществ, характеризующих техногенное загрязнение воды конкретного источника водоснабжения и имеющих гигиенические нормативы в соответствии с действующими санитарными правилами.

Перечень выбранных показателей, а также проведенный ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения, оценивается территориальным отделом.

2.2. На втором этапе индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, организуют проведение расширенных лабораторных исследований воды перед подачей в разводящую сеть централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения по составленному перечню химических веществ, характеризующих техногенное загрязнение, исходя из степени санитарно-эпидемиологической опасности:

— по показателям, превышающим 0,5 ПДК по максимальным значениям в результате проведенного ретроспективного анализа;

— по показателям, приведенным в действующих Санитарных правилах СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

2.2.1. При необходимости получения более представительной и достоверной информации о химическом составе воды и динамике концентраций присутствующих в ней веществ количество исследуемых проб воды и их периодичность могут быть увеличены в соответствии с поставленными задачами оценки качества воды источника водоснабжения.

2.2.2. Для системы водоснабжения, использующей реагентные методы обработки воды, при проведении расширенных исследований перед подачей воды в распределительную сеть дополнительно включают показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе водоподготовки согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п., на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при водоподготовке).

2.2.3. При проведении расширенных исследований рекомендуется применение современных универсальных физико-химических методов исследования водных сред, позволяющих получить максимально полную информацию о химическом составе воды.

2.2.4. Для систем горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 настоящих рекомендаций;

— после водонагревателей и перед поступлением в сеть горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2, а также иные показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе подогрева воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при нагревании воды).

2.3. Для систем наружной разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему разводящей сети водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 настоящего Приложения;

— в точках разводящей сети: перечень показателей, установленный п. 2.2, а также иные показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе транспортировки воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.4. Для систем внутридомовой разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы питьевого водоснабжения;

— в точках внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы питьевого водоснабжения, а также перечень показателей, влияющих на качество питьевой воды в процессе ее транспортировки по внутридомовым сетям согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудования и реагенты, применяемые при транспортировке).

2.5. Для систем наружной разводящей сети централизованного горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему разводящей сети водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 настоящего Приложения, и перечень показателей, установленный после водонагревания;

— в точках разводящей сети централизованного холодного водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2, а также иные показатели, влияющие на качество горячей воды в процессе транспортировки воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.6. Для систем внутридомовой разводящей сети централизованного горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения;

— в точках внутридомовой разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения, а также перечень показателей, влияющих на качество питьевой воды в процессе ее транспортировки по внутридомовым сетям согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

Читайте также:  Анализы воды и их контроль

2.7. Кратность проведения лабораторных исследований расширенного перечня показателей составляет не менее 1 раза в месяц (для поверхностных водоисточников) и 4 раза в год (для подземных водоисточников).

2.8. Территориальные отделы проводят санитарно-эпидемиологическую оценку результатов расширенных исследований химического состава воды по каждой системе водоснабжения и с учетом оценки санитарных условий питьевого водопользования населения и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории города, иного поселения, муниципального района.

2.9. Территориальный отдел на основании проведенной оценки разрабатывает предложения по перечню контролируемых показателей химического состава воды, подлежащих постоянному производственному контролю и направляет их в адрес организации, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения.

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывают рабочую Программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

2. Для системы водоснабжения, имеющей несколько водозаборов, программа составляется для каждого водозабора с учетом его особенностей. Для подземных водозаборов, объединенных общей зоной санитарной охраны, может составляться одна программа.

3. Программа производственного контроля должна содержать:

— перечень показателей, по которым осуществляется контроль;

— указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение абонентов;

— указание частоты отбора проб воды;

— указание, в отношении каждого показателя, методики определения значения показателя и допустимая ошибка метода определения;

— порядок информирования территориального отдела о выявленных по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствиях качества воды установленным требованиям.

3.1. Территориальный отдел рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения и принимает решение о ее согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организации, осуществляющие водоснабжение.

3.2. В уведомлении территориального отдела о принятии решения об отказе в согласовании программы производственного контроля должны быть указаны основания, по которым принято такое решение, в том числе конкретные данные, содержащиеся в программе производственного контроля, не соответствующие требованиям настоящих Правил.

В случае отказа в согласовании программы производственного контроля организация, осуществляющая водоснабжение, дорабатывает программу производственного контроля и в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления, представляет программу производственного контроля на повторное согласование в территориальный орган (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее получения территориальным органом).

3.3. Рассмотрение и согласование доработанной программы производственного контроля осуществляется территориальным органом в течение 7 рабочих дней со дня ее получения с направлением организации, осуществляющей водоснабжение, соответствующего уведомления (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления).

3.4. Согласованная территориальным отделом программа производственного контроля утверждается руководителем организации, осуществляющей водоснабжение, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании.

3.5. Рабочая программа утверждается на срок не более 5 лет. В течение указанного срока в рабочую программу могут вноситься изменения и дополнения по согласованию с Территориальным отделом.

источник

Вернуться назад на Производственный контроль

Общие требования к производственному контролю качества питьевой воды:

1. Производственный контроль качества питьевой воды осуществляется лицами, эксплуатирующими системы питьевого водоснабжения, в соответствии с программами производственного контроля. Производственный контроль должен обеспечиваться в местах расположения водозаборных сооружений, перед поступлением воды в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной водопроводной сети.
2. Количество и периодичность проб воды, отбираемых в местах расположения водозаборных сооружений для последующих лабораторных исследований, определяется с учетом требований, установленных в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону.
3. Виды показателей качества и количество проб питьевой воды, отбираемых и исследуемых перед ее поступлением в распределительную сеть, определяются с учетом требований, установленных в Приложении 3 к настоящему Федеральному закону.
5. Усиленный режим контроля качества питьевой воды устанавливаться на период паводков или чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
6. Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям с периодичностью, установленной в Приложении 4 к настоящему Федеральному закону. Отбор проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети производится из уличных водоразборных устройств на наиболее возвышенных и тупиковых ее участках.
7. Периодичность контроля качества питьевой воды для нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, домовых распределительных систем, автономных систем питьевого водоснабжения и систем питьевого водоснабжения на транспорте установлена в Приложении 4 к настоящему Федеральному закону.
8. Исследования отобранных проб питьевой воды осуществляется лабораториями, получившими в установленном законодательством порядке право на осуществление этой деятельности.
9. Для проведения лабораторных исследований (измерений) качества питьевой воды должны использоваться только аттестованные методики.

Программы производственного контроля качества питьевой воды:

1. Лица, эксплуатирующие системы питьевого водоснабжения, обязаны разрабатывать программы производственного контроля качества питьевой воды.

2. Для системы питьевого водоснабжения, имеющей несколько источников питьевого водоснабжения, программы производственного контроля качества питьевой воды разрабатываются для каждого водозаборного сооружения с учетом его особенностей. Для водозаборных сооружений подземных источников питьевого водоснабжения, объединенных общей зоной санитарной охраны и эксплуатирующих один водоносный горизонт, с учетом гидрогеологического обоснования может составляться одна программа контроля.

3. Программы производственного контроля качества питьевой воды должны содержать:

— перечень контролируемых показателей качества питьевой воды и их нормативы, установленные настоящим Федеральным законом, включая:
— микробиологические и паразитологические;
— органолептические;
— радиологические;
— обобщенные;
— остаточные количества реагентов;
— химические вещества, выбранные для постоянного контроля;
— методики определения контролируемых показателей;
— план пунктов отбора проб питьевой воды в местах водозаборных сооружений, перед подачей питьевой воды в распределительную сеть системы питьевого водоснабжения (в резервуаре питьевой воды) и в пунктах водозабора наружной водопроводной сети, домовых распределительных системах и из кранов домовой распределительной сети;
— количество контролируемых проб питьевой воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований (испытаний), перечень показателей, определяемых в исследуемых пробах питьевой воды;
— календарные графики отбора проб питьевой воды и проведения их исследования (испытания).

4. Число исследуемых проб питьевой воды и периодичность их отбора определяются для каждой системы питьевого водоснабжения индивидуально с учетом требований органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

5. В программе производственного контроля качества питьевой воды должно быть предусмотрено проведение ежемесячного анализа результатов контроля качества питьевой воды и определен порядок передачи информации о результатах контроля органам государственного санитарно-эпидемиологического надзора и органам местного самоуправления.

6. Программа производственного контроля качества питьевой воды представляется для согласования и утверждения в органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Программа контроля утверждается на срок не более 5 лет. Изменения и дополнения в программу контроля вносятся по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Порядок организации работ по выбору показателей химического состава питьевой воды:

1. Выбор показателей химического состава питьевой воды, подлежащих постоянному производственному контролю, проводится для каждой системы питьевого водоснабжения на основании результатов оценки химического состава воды источников питьевого водоснабжения, а также технологии подготовки питьевой воды в системе питьевого водоснабжения.

2. Выбор показателей, характеризующих химический состав питьевой воды, для проведения расширенных исследований проводится лицами, осуществляющими эксплуатацию систем питьевого водоснабжения, по согласованию с органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора в два этапа.

3. На первом этапе органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора совместно с лицами, эксплуатирующими системы питьевого водоснабжения, анализируются сведения за период не менее трех последних лет:

— государственной статистической отчетности субъектов хозяйственной деятельности, а также иные официальные данные о составе и объемах сточных вод, поступающих в источники питьевого водоснабжения выше места водозаборных сооружений в пределах их водосборной территории;
— государственного мониторинга поверхностных и подземных вод;
— локального мониторинга и производственного контроля за качеством воды в источниках питьевого водоснабжения и в системах питьевого водоснабжения;
— органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, полученные по результатам санитарных обследований организаций, являющихся источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, а также по результатам исследований качества вод в местах водопользования населения и в системах питьевого водоснабжения;
— специально уполномоченных органов исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и сельскохозяйственных товаропроизводителей о видах и объемах пестицидов и агрохимикатов, применяемых на территории водосбора (для поверхностного источника) и в пределах зоны санитарной охраны (для подземного источника).

4. На основании анализа указанных сведений составляется перечень веществ, характеризующих химический состав воды конкретного источника питьевого водоснабжения и делаются выводы об их соответствии показателям качества воды источников питьевого водоснабжения, установленным в Приложении 5 к настоящему Федеральному закону.

5. На втором этапе лица, осуществляющие эксплуатацию системы питьевого водоснабжения, проводят расширенные лабораторные исследования воды по составленному перечню химических веществ. Для системы питьевого водоснабжения, в которой используются реагентные методы подготовки питьевой воды, при проведении расширенных исследований перед подачей питьевой воды в распределительную сеть дополнительно включают показатели, указанные в приложении № 1 к настоящему Федеральному Закону.

6. Расширенные лабораторные исследования воды проводятся в течение одного года в местах водозаборных сооружений системы питьевого водоснабжения, а при наличии подготовки питьевой воды или смешения воды различных водозаборов — также перед подачей питьевой воды в распределительную сеть.

7. Минимальное количество исследуемых проб воды в зависимости от типа источника водоснабжения, позволяющее обеспечить равномерность получения информации о качестве питьевой воды в течение года, принимается:

— для подземных источников — 4 пробы в год, отбираемых в каждый сезон;
— для поверхностных источников — 12 проб в год, отбираемых ежемесячно.

8. При необходимости получения более полной и достоверной информации о химическом составе воды и динамике концентраций присутствующих в ней веществ, количество исследуемых проб воды и их периодичность должны быть увеличены. При проведении расширенных исследований должны применяться современные универсальные физико-химические методы исследования водных сред.

9. Органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора анализируют результаты расширенных исследований химического состава воды по каждой системе питьевого водоснабжения с учетом оценки санитарно-гигиенических условий питьевого водоснабжения населения и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории поселения и определяют потенциальную опасность влияния присутствующих в воде химических веществ на здоровье населения.

10. На основании проведенной оценки органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора разрабатывают и утверждают предложения по перечню контролируемых показателей, количеству и периодичности отбора проб питьевой воды для постоянного контроля.

Требованию к производственному контролю за состоянием и содержанием водоводов и водопроводной сети систем централизованного питьевого водоснабжения:

1. Производственный контроль за состоянием и содержанием водоводов и водопроводной сети систем централизованного водоснабжения осуществляется путем осмотра трубопроводов и проверки работы сооружений и оборудования водоводов и водопроводной сети. На основании результатов осмотров и проверки, оценки надежности оборудования водоводов и водопроводной сети организации, эксплуатирующие системы централизованного водоснабжения, разрабатывают и выполняют мероприятия по техническому содержанию водоводов и водопроводной сети, проведению их планово — предупредительных ремонтов.

2. Осмотр и проверка каждой трассы линии водоводов и водопроводной сети систем централизованного водоснабжения должны проводиться не реже одного раза в два месяца.

При проведении осмотра и проверки водоводов и водопроводной сети систем централизованного водоснабжения выявляются:

— техническое состояние колодцев, наличие на них крышек и плотность их прилегания к колодцу, целостность люков, крышек, горловин, скоб, лестниц, наличие в колодце воды или ее утечек путем открывания крышек колодца с очисткой крышек от мусора (снега, льда);
— присутствие газов в колодцах по показаниям приборов;
— завалы на трассе водопроводной сети в местах расположения колодцев, разрытия на трассе водопроводной сети, а также неразрешенные работы по устройству присоединений к водопроводной сети;
— действие уличных водоразборов;
— состояние координатных табличек и указателей гидрантов.

3. Общее профилактическое обслуживание сооружений и устройств водоводов и водопроводной сети должно проводиться два раза в год.

При этом должны выполняться следующие работы:

— в колодцах и камерах производится очистка и откачка воды, удаление льда, профилактическое обслуживание раструбных и фланцевых соединений, разгонка шпинделей задвижек, проверка действия байпасов, регулировка электропривода, осмотр вантузов и других устройств, проверка работы пожарных гидрантов с установкой на них стендера, а также, в случае необходимости, замена скоб, ремонт лестниц, смена крышек;
— на дюкерах проводится проверка на утечку;
— в проходных каналах и переходах (штольнях) под транспортными путями проводятся проверка на загазованность, осмотр каналов, переходов и находящихся в них устройств;
— на уличных водоразборах производится проверка состояния колодца, отмостки и водоразбора, регулировка и проведение ремонтных работ с заменой износившихся деталей.

Читайте также:  Анализы воды что означают показатели

4. При дополнительном профилактическом обслуживании осуществляются замена устаревших типов и конструкций арматуры, мероприятия по предотвращению загрязнения питьевой воды в процессе ее транспортировки по водопроводной сети, меры по предохранению устройств и оборудования водопроводной сети от замерзания и иные мероприятия.

5. Проверка водопроводной сети на водоотдачу осуществляется организацией, эксплуатирующей систему централизованного питьевого водоснабжения, совместно с органами государственной противопожарной службы. В соответствии с результатом такой проверки определяется перечень закрытых задвижек (затворов), установленных на связках между линиями и на обводных линиях регуляторов давления при безопасном техническом состоянии системы, при различных аварийных ситуациях, а также при подаче питьевой воды на нужды пожаротушения.

Требования к производственному контролю качества бутылированной питьевой воды:

1. Лица, осуществляющие производство бутылированной питьевой воды, обязаны обеспечивать постоянный производственный контроль соответствия ее качества нормативам, установленным Приложением 7 к настоящему Федеральному закону, и заявленной категории качества.

2. Производственный контроль соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляется в соответствии с программами производственного контроля качества бутылированной питьевой воды, согласованными с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

3. Объектами производственного контроля являются:

— вода, забираемая из источника питьевого водоснабжения;
— вода на этапах ее подготовки;
— питьевая вода перед расфасовкой;
— емкости для расфасовки воды и укупорочные средства;
— готовая для реализации продукция.

Перечень контролируемых показателей, периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются в зависимости от санитарной надежности источника питьевого водоснабжения, используемой технологии подготовки, качества готовой продукции и согласовываются с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

4. Органолептический и микробиологический контроль качества бутылированной питьевой воды должен проводиться в каждой партии, независимо от источника получения воды и способа ее подготовки.

5. В случае выявлении несоответствия качества бутылированной питьевой воды установленным нормативам лицо, осуществляющее производство бутылированной питьевой воды, обязано принять следующие меры:

— приостановить либо прекратить производство бутылированной воды;
— прекратить реализацию бутылированной воды, не соответствующей установленным нормативам и представляющей опасность для здоровья человека;
— информировать органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора о принятых мерах по устранению выявленных нарушений качества бутылированной питьевой воды.

Бережливое производство
Производственные фонды
Производственный цикл
Производственная структура
Производственная логистика
Аудит производственного цикла
Обеспечение эффективности производства
Организационные структуры менеджмента

источник

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, на основании настоящих Санитарных правил разрабатывают рабочую программу.

2. Для системы водоснабжения, имеющей несколько водозаборов, рабочая программа составляется для каждого водозабора с учетом его особенностей. Для подземных водозаборов, объединенных общей зоной санитарной охраны и эксплуатирующих один водоносный горизонт, может составляться одна рабочая программа при наличии гидрогеологического обоснования.

3. Рабочая программа должна содержать:

3.1. Перечень контролируемых показателей качества воды и их гигиенические нормативы, установленные настоящими Санитарными правилами:

— микробиологические и паразитологические (п. 4.3, таблица 1);

— органолептические (п. 4.5, таблица 4);

— радиологические (п. 4.6, таблица 5);

— обобщенные (п. 4.4.1, таблица 2);

— остаточные количества реагентов (п. 4.4.2, таблица 3);

— химические вещества, выбранные для постоянного контроля в соответствии с правилами, указанными в разделе 1 настоящего приложения (п. 4.4.1, таблица 2 и п. 4.4.3, приложение 2 Санитарных правил).

3.2. Методики определения контролируемых показателей.

3.3. План пунктов отбора проб воды в местах водозабора, перед подачей воды в распределительную сеть водопровода (в резервуаре чистой воды) и в пунктах водоразбора наружной и внутренней сети водопровода.

3.4. Количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований (испытаний), перечень показателей, определяемых в исследуемых пробах воды.

3.5. Календарные графики отбора проб воды и проведения их исследования (испытания).

3.6. Количество исследуемых проб воды и периодичность их отбора определяются для каждой системы водоснабжения индивидуально с учетом предложений центра госсанэпиднадзора, но не должны быть ниже установленных п. 5.3, таблица 6, п. 5.4, таблица 7 и п. 5.5, таблица 8 настоящих Санитарных правил.

4. В рабочей программе должно быть предусмотрено проведение ежемесячного анализа результатов контроля качества воды и определен порядок передачи информации по результатам контроля администрации системы водоснабжения, центру госсанэпиднадзора и органу местного самоуправления.

5. Рабочая программа представляется для согласования в центр госсанэпиднадзора в городе, районе и последующего утверждения в установленном порядке.

6. Рабочая программа утверждается на срок не более 5 лет. В течение указанного срока в рабочую программу могут вноситься изменения и дополнения по согласованию с центром госсанэпиднадзора.

1. В настоящий список включены гигиенические нормативы вредных веществ в питьевой воде. В него входят индивидуальные химические вещества, которые могут присутствовать в питьевой воде в указанном виде и могут быть идентифицированы современными аналитическими методами.

2. Химические вещества расположены в списке в соответствии со строением органических и неорганических соединений. Каждый подраздел является расширением соответствующего раздела. Внутри подразделов вещества расположены в порядке возрастания численных значений их нормативов.

Если строение молекулы органического вещества позволяет отнести его одновременно к нескольким химическим классам, то в перечне его помещают по функциональной группе, с наибольшим индексом расширения (по горизонтальной рубрикации).

Органические кислоты, в том числе пестициды, нормируются по аниону, независимо от того, в какой форме представлена данная кислота в перечне (в виде кислоты, ее аниона или ее соли).

Элементы и катионы (п. 1 раздела «неорганические вещества») нормируются суммарно для всех степеней окисления, если это не указано иначе.

3. Перечень имеет следующую вертикальную рубрикацию:

3.1. В первой колонке перечня приведены наиболее часто употребляемые названия химических веществ.

3.2. Во второй колонке приведены синонимы названий химических веществ и некоторые тривиальные и общепринятые наименования.

3.3. В третьей колонке приведены величины ПДК или ОДУ в мг/л, где:

ПДК — максимальные концентрации, при которых вещества не оказывают прямого или опосредованного влияния на состояние здоровья человека (при воздействии на организм в течение всей жизни) и не ухудшают гигиенические условия водопотребления;

ОДУ (отмечены звездочкой) — ориентировочные допустимые уровни веществ в водопроводной воде, разработанные на основе расчетных и экспресс — экспериментальных методов прогноза токсичности.

Если в колонке величины нормативов указано «отсутствие», это означает, что концентрация данного соединения в питьевой воде должна быть ниже предела обнаружения применяемого метода анализа.

3.4. В четвертой колонке указан лимитирующий признак вредности веществ, по которому установлен норматив:

— с.-т. — санитарно — токсикологический;

— орг. — органолептический с расшифровкой характера изменения органолептических свойств воды (зап. — изменяет запах воды; окр. — придает воде окраску; пен. — вызывает образование пены; пл. — образует пленку на поверхности воды; привк. — придает воде привкус; оп. — вызывает опалесценцию).

3.5. В пятой колонке указан класс опасности вещества:

1 класс — чрезвычайно опасные;

4 класс — умеренно опасные.

В основу классификации положены показатели, характеризующие различную степень опасности для человека химических соединений, загрязняющих питьевую воду, в зависимости от токсичности, кумулятивности, способности вызывать отдаленные эффекты, лимитирующего показателя вредности.

Классы опасности веществ учитывают:

— при выборе соединений, подлежащих первоочередному контролю в питьевой воде,

— при установлении последовательности водоохранных мероприятий, требующих дополнительных капиталовложений;

— при обосновании рекомендаций о замене в технологических процессах высокоопасных веществ на менее опасные;

— при определении приоритетности разработки селективных методов аналитического контроля веществ в воде.

источник

Воду на анализ привозить по адресу смотреть

Если по каким-то причинам Вы не можете это сделать, закажите выезд курьера, для доставки пробы воды в лабораторию.

Стоимость данной услуги:
в пределах Санкт-Петербурга — 400 руб.
по Ленинградской области до 50 км от КАД — 1500 руб.

Подробнее Подробнее

Источник водоснабжения – артезианская скважина Республика Карелия, посёлок Вяттикя (проба 1).
Вода после фильтрации – (по фильтрующей загрузке информация отсутствует, проба 2).
Нормируемые показатели – согласно гигиеническим требованиям к чистоте питьевой воды систем водоснабжения по СанПин 2.1.4.1074-01.

8,3) кальция и магния. При нагревании гидрокарбонаты распадаются с образованием угольной кислоты и выпадением в осадок
карбоната кальция и гидроксида магния. Данный тип жесткости почти устраняется при
кипячении и поэтому называется временной. Некарбонатная жесткость обусловлена
присутствием кальциевых и магниевых солей сильных кислот и при кипячении не
устраняется (постоянная жесткость).
В пробе 1, 2 определялась жесткость общая. По классификацию жесткости, исследуемая вода относится к типу мягких вод (до 3мгэкв/л).
Порог вкуса для иона кальция лежит в диапазоне 2-6мгэкв/л, порог вкуса для магния ниже. Всемирная Организация
Здравоохранения не предлагает какой-либо рекомендуемой величины жесткости по
показаниям влияния на здоровье. В материалах ВОЗ говорится, что хотя ряд исследований и выявил статистически обратную зависимость между жесткостью питьевой воды
и сердечно-сосудистыми заболеваниями, имеющихся данных не достаточно для вывода
о причинном характере этой связи. Однозначно не доказано, что мягкая вода оказывает
отрицательный эффект на баланс минеральных веществ в организме человека.

6. Азот аммиака – азот аммонийный (NH3 и NH4). По данным ВОЗ норма 1,5мг/л.
По данному показателю судят о загрязненности источника воды, как пример:

Степень загрязнения (классы водоемов)

Аммонийный азот, мг/дм 3

7. Нитриты — соли азотистой кислоты. Нитрит-анионы являются промежуточными
продуктами биологического разложения азотсодержащих органических
соединений. Благодаря способности превращаться в нитраты, нитриты, как правило,
отсутствуют в поверхностных водах. ПДК нитритов (по NO2) в воде водоемов
составляет 3,3 мг/л. Повышенное количество азота в природной воде свидетельствует
о загрязнении источника сточными водами. Поэтому в питьевой воде вообще не допускается присутствие органического и аммонийного азота.

8. Нитраты – соли азотной кислоты. Возможности для нитратного загрязнения питьевой
воды зависят от глубины, конструкции скважины, характеристики подземных вод формации, а также климатических условий. Во многих случаях, время необходимое для
поступления нитрата через почву в грунтовые воды, трудно предсказать.
Повышенные дозы потребления воды и продуктов питания, снижают способность крови
к переносу кислорода.

9. Окисляемость перманганатная — позволяет оценить наличие в воде только легко
растворимых веществ, таких как сульфиды, нитриты, железо двухвалентное, некоторые
гуминовые вещества. Выражается количеством миллиграммов кислорода, необходимо-
го для окисления в определенных условиях органических веществ, содержащихся в 1л
воды. Для подземных вод это небольшая величина.

10. Хлориды — присутствуют практически во всех пресных поверхностных и грунтовых
водах, а также в питьевой воде в виде солей металлов. В основном их присутствие в
воде связано с вымыванием из горных пород хлорида натрия (поваренной соли).
Именно по органолептическому показателю – вкусу и утвержден ПДК питьевой воды
по хлоридам (350 мг/л).
Фильтрующий материал, его сорбционные свойства, позволили снизить содержание
хлоридов (проба 2) до 3,8 мг/л.

11.Сульфаты – естественное содержание сульфатов в поверхностных и грунтовых водах
обусловлено выветриванием пород и биохимическими процессами, происходящих
в водоносных слоях земли. Ухудшение вкуса воды и ощущение привкуса сульфатов
возникает при их концентрации 250-400 мг/л.
Повышенное содержание сульфатов в воде приводит к расстройству желудочно- кишечного тракта. Очистка воды от сульфатов проводится комплексно и направлена на
снижение общего солесодержания воды.

12. Фтор — (фториды). Фтор в виде фторидов может содержаться в природных и грунтовых водах. Концентрация фтора в питьевой воде должна быть не более 1,5 и не менее
0,5 мг/л., поэтому при избытке фтора в природной воде ее обесфторивают, а при
недостатке – фторируют. Избыток фтора в организме вызывают разрушение зубной
эмали, осаждает кальций, что приводит к нарушению кальциевого и фосфорного
обмена. По этим причинам, определение фтора в питьевой воде, а также водах
артезианских скважин, является очень важным.
Лимитирующий показатель вредности – санитарно-токсический.

13. Железо – общее. Практически всегда присутствует в подземных водах, концентрация
зависит от геологического строения и гидрогеологических условий бассейна. Соединения железа в воде присутствуют в растворенной, коллоидной и нерастворенной форме.
Высокое содержание железа ухудшает вкус питьевой воды. По показаниям вредности
для здоровья такой показатель не установлен. В присутствии окислителя, двухвалентное железо окисляется и переходит в трехвалентную форму, образуя малорастворимый
гидроксид железа, выпадающий в осадок. Таким образом, для удаления окислов желе-
за, необходим сильный окислитель и рН 8,5-9,0.

14. Марганец – в чистом виде в природе не встречается. В рудах он присутствует
в виде окислов, гидроокисей и карбонатов. В марганцевых рудах всегда присутствует
железо. Он распространен не так сильно как железо, но очень похож на него по
своим свойствам.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с 1998г. установлены
очень жесткие нормы предельного содержания марганца в водопроводной воде –
0,05 мг/л. По нормам СанПин допустимое содержание марганца в водопроводной
питьевой воде — 0,1 мг/л. Повышенное содержание в воде марганца неблагоприятно
отражается на высшей нервной деятельности человека, наблюдается снижение
активности ферментов крови. Обратить внимание на снижение количества в воде.

Читайте также:  Анализы воды и их проверка

15. Цинк — содержится в виде катионов или в виде комплексных анионов. Цинк
может присутствовать и в нерастворимых в воде формах – в виде гидроокиси,
карбоната, сульфида. Роль цинка в жизнедеятельности организма заключается в том,
что он входит в состав более 40 важных ферментов. Цинк влияет на вкус и обоняние.
Очистка воды от ионов цинка – комплексная, на основе процессов фильтрации и
сорбции. Снижение ионов цинка после очистки на 16-28%.

16. Медь — может присутствовать в различных формах: ионной, комплексной, коллоидной
и при соприкосновении с воздухом изменять свое состояние.
Содержание меди в питьевой воде не должно превышать 2мг/л за период 14 суток.
Однако недостаток меди в питьевой воде также нежелателен. Ионы меди придают
воде металлический вкус. У разных людей порог вкусового определения меди
составляет 2-10мг/л. Естественная способность к такому определению повышенного
содержания меди в воде, является природным механизмом защиты организма.
Бактерицидным свойствам меди Федеральное Агенство по Охране Окружающей Среды
США(USEPA), официально присвоило меди и нескольким сплавам меди, статус веществ
с бактерицидной поверхностью.

17. Свинец — в норме.

18. Кадмий – к серии специфических можно отнести примеси, присутствие которых
влияет на органолептические, гигиенические и химические свойства воды, а также
оказывает воздействие (чаще отрицательное) на применяемые технологические приемы
очистки природных вод. К числу токсичных веществ, содержание которых в питьевой
воде строго лимитируется, отнесены бериллий, молибден, мышьяк, свинец, селен,
стронций, кадмий, ртуть, цианиды, полициклические углероды.
Необходимо отметить, что при обнаружении в воде нескольких веществ или веществ
нетоксичных, но влияющих на привкус воды, их суммарная концентрация, выраженная
в долях от нормативов ПДК, не должна быть больше 1. Расчет, соответствующий этим
требованиям, ведется по формуле:
с1/С1 + с2/С2 +…+ сп /СП =1 (1)
где с1,с2, сП – обнаруженные в воде концентрации, мг/л; С1, С2,Сп – установленные
ПДК, мг/л.
Пороговые или предельно допустимые концентрации (ПДК), указанных элементов
достаточно малы. Если же несколько элементов однотипного действия находятся в
воде одновременно, то концентрация каждого из них должна быть не выше подсчитываемой по формуле (1).

Пример расчета по содержанию 2-хкомпанентов в пробе2:

Оставьте свой номер телефона
и мы бесплатно перезвоним Вам

источник

Одним из ключевых факторов среды обитания человека является вода, от ее безопасности и качества во многом зависит санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Безусловную важность нормального водоснабжения подчеркивает тот факт, что вопросам обеспечения качества питьевой и горячей воды отведена гл. 4 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 29.12.2014; далее — Федеральный закон № 416-ФЗ), в развитие положений которой Постановлением Правительства России от 06.01.2015 № 10 утверждены Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее — Правила). Документ вступит в силу 1 июля 2015 г.

Глава 4 Федерального закона № 416-ФЗ регламентирует организационно-правовые основы обеспечения качества питьевой и горячей воды, в частности:

•порядок обеспечения качества питьевой воды (ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ);

•порядок обеспечения качества горячей воды (ст. 24 Федерального закона № 416-ФЗ);

•особенности производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее — производственный контроль) (ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ).

Общие положения, регулирующие осуществление производственного контроля, приведены в ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ, состоящей из восьми частей. В Правилах данные положения конкретизированы. Мы обратим внимание на ключевые моменты проведения производственного контроля организациями, осуществляющими водоснабжение, рассмотрим, каким образом они отражены в Правилах.

В соответствии с п. 3 Правил производственный контроль осуществляется в целях обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, в т. ч. ее температуры, при централизованном водоснабжении.

Перечень мероприятий, проводимых в рамках производственного контроля, обозначен в ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ и п. 3 Правил. Он включает:

•проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям;

•контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды согласно п. 4 Правил устанавливаются Роспотребнадзором с учетом действующих санитарных норм.

Что касается контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения, то в этой связи обратим внимание на СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»[1], которые, в частности, определяют:

•порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее — производственный контроль за соблюдением санитарных правил), целью которого является обеспечение безопасности (безвредности) для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением;

•требования к программе (плану) производственного контроля за соблюдением санитарных правил;

•особенности производственного контроля за соблюдением санитарных правил при осуществлении отдельных видов деятельности;

•обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении производственного контроля за соблюдением санитарных правил;

•организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора за осуществлением производственного контроля за соблюдением санитарных правил.

Согласно п. 1.3 СП 1.1.1058-01 указанные санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и (или) производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Из вышесказанного следует, что при проведении контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения необходимо руководствоваться СП 1.1.1058-01.

Обязанность обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям за указанными организациями закреплена в ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 29.12.2014; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ).

Организациям, обеспечивающим водоснабжение, при нарушении Правил будет вменяться также несоблюдение требований абз. 5 ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ, который обязывает их осуществлять производственный контроль, в т. ч. посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно ч. 3 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ гарантирующие организации наделены правом осуществлять производственный контроль качества питьевой воды на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями.

Условия разработки и согласования программы производственного контроля организацией, осуществляющей водоснабжение, с территориальным органом Роспотребнадзора

Данная сторона вопроса отражена в п. 5, 12 и 13 Правил. Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее — программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, согласовывается с территориальным органом Роспотребнадзора и утверждается на срок не более 5 лет. Программа производственного контроля представляется организацией, осуществляющей водоснабжение, на согласование в территориальный орган Роспотребнадзора по месту ее нахождения любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату представления.

Территориальный орган Роспотребнадзора рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения, принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организацию, осуществляющую водоснабжение, любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления. Согласно п. 13 Правил решение об отказе в согласовании программы производственного контроля может быть принято, если:

1) программа производственного контроля не соответствует всем требованиям, указанным в п. 6 Правил;

2) предусмотренные программой производственного контроля показатели, по которым осуществляется контроль, места и частота отбора проб воды не отвечают требованиям Федерального закона № 52-ФЗ.

Действия организации, осуществляющей водоснабжение, в случае отказа в согласовании программы производственного контроля, порядок рассмотрения и согласования доработанной программы установлены в п. 14, 15 Правил. Согласованная территориальным органом Роспотребнадзора программа производственного контроля утверждается руководителем организации, осуществляющей водоснабжение, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании, как того требует п. 16 Правил.

Требования к нему обозначены в ч. 6 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ и п. 6 Правил. Так, программа производственного контроля должна включать:

1) перечень показателей, по которым осуществляется контроль;

2) указание мест отбора проб воды, в т. ч. на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение, и абонентов;

3) указание частоты отбора проб воды.

Отсутствие в программе производственного контроля одного из указанных пунктов квалифицируется как несоблюдение Правил и является причиной для отказа территориального органа Роспотребнадзора в согласовании.

Кроме того, в соответствии с п. 7, 8 Правил программа производственного контроля должна предусматривать:

проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц;

информирование территориального органа Роспотребнадзора о выявленном по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям;

методику определения значения показателя и допустимую ошибку метода определения в отношении каждого показателя, по которому осуществляется контроль.

Поскольку в рамках производственного контроля требуется проведение контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения, нелишним будет обратить внимание на положения СП 1.1.1058-01, регулирующие порядок разработки и согласования, содержание программы (плана) производственного контроля за соблюдением санитарных правил.

В соответствии с п. 18 Правил отбор проб воды осуществляется в местах отбора воды:

•из источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

•после водоподготовки и приготовления горячей воды перед поступлением воды в распределительную сеть;

Отбор может производиться организацией, осуществляющей водоснабжение, или по ее поручению иной организацией, действующей на основании соответствующего договора. Пробы воды направляются на лабораторные исследования и испытания, которые проводятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в порядке, установленном гл. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (в ред. от 23.06.2014). Они должны обладать аттестатом аккредитации в сфере контроля качества питьевой воды, горячей воды, выданным Росаккредитацией. С реестром аккредитованных лиц можно ознакомиться на сайте www.fsa.gov.ru в разделе «Реестры».

Оформление результатов лабораторных исследований, испытаний проб воды, порядок действий при получении неудовлетворительных результатов регламентированы в п. 20–22 Правил. Добавим, что в целях обеспечения открытости сведений о результатах производственного контроля организация, осуществляющая водоснабжение, согласно п. 23 Правил, обеспечивает:

•для территориального органа Роспотребнадзора — беспрепятственный доступ к журналу контроля качества воды;

•для органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления — предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса;

•для иных лиц — предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Полномочия территориального органа Роспотребнадзора в части изменения перечня показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и частоты отбора проб воды

Так, при наличии следующих обстоятельств согласно п. 9 Правил перечень показателей может быть расширен, а частота отбора проб воды увеличена:

•несоответствие качества воды требованиям Федерального закона № 52-ФЗ, выявленное по результатам расширенных исследований в процессе федерального госсанэпиднадзора либо производственного контроля;

•изменение состава воды в источнике питьевого водоснабжения, обусловленное спецификой отводимых сточных вод, а также другие региональные особенности;

•повышение в регионе заболеваемости инфекционной и неинфекционной этиологии, связанной с потреблением воды человеком;

•изменение технологии водоподготовки питьевой воды и приготовления горячей воды.

При наличии хотя бы одного из условий территориальный орган Роспотребнадзора вправе корректировать перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и частоту отбора проб воды.

[1] Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18 (в ред. от 27.03.2007).

источник