Меню Рубрики

Кто должен оплачивать анализ воды

Вода – незаменимый ресурс, без которого невозможна жизнь. От ее качества зависит здоровье людей, животного мира.

Если потребитель сомневается, что из крана течет безопасная жидкость, необходимо подстраховаться, сдав ее на экспертизу.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует имущественные и неимущественные отношения, соблюдение договорных обязательств. Статья 1064 устанавливает обязанность возмещения причиненного вреда (здоровью от некачественной воды).
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации содержит критерии качества услуг ЖКХ.
  3. Постановление правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах» перечисляет критерии качества водоснабжения, порядок оплаты, механизм перерасчета. В Приложении 1 объясняются правила уменьшения платы за некачественную услугу.
  4. СапПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест» закрепляет нормативы состава жидкости из водопровода, разлитой по бутылкам.
  5. СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» определяет нормативы подачи воды.

Законодательство устанавливает требования к воде, которая используется человеком для питья, бытовых, хозяйственных нужд. Причем разные виды жидкости должны соответствовать индивидуальным критериям.

Законодатель обязывает проводить исследование качества воды в медицинских, детских, оздоровительных учреждениях и при производстве бутилированной воды.

Законодательство предъявляет к водопроводной воде жесткие требования. Количество нормативов около тысячи. Жизненно важными являются:

  • кислотность 6-9;
  • минерализация 1000 мг/л;
  • максимальный порог жесткости 7 мг-экв/л;
  • присутствие нитратов менее 45 мг/дм3;
  • железа менее 0,3 мг/дм3;
  • марганца менее 0,1 мг/дм3;
  • ПАВ менее 0,5 мг/дм3;
  • нефтепродуктов менее 0,1 мг/л;
  • индекс фенола 0,25 мг/л.

Выяснив состав, можно понять, как его улучшить самостоятельно. Помочь может установка в квартире фильтра, например, Аквафор. Он способен довести до нормы содержание железа и вредных примесей, сделать вкус, запах лучше.

Разлитая по бутылкам вода бывает двух сортов: I и высшего. Первый характеризуется безопасностью, нормальными органолептическими свойствами.

Высшая категория соответствует всем указанным выше требованиям, а также добывается из экологически чистых природных источников. К этой категории относится минеральная вода премиум-класса.

К бутилированной предъявляются более строгие, чем к водопроводной, требования. Это связано с тем, что она подразумевает прямое использование для питья, приготовления пищи без предварительной обработки.

Бутилированная вода должна отвечать требованиям по содержанию:

  • солевого, газового баланса;
  • токсичных металлов;
  • неметаллических элементов;
  • галогенов;
  • органических загрязнителей;
  • токсичности;
  • радиационной опасности;
  • бактериологическим, вирусологическим, паразитарным показателям.

Нормативы подробно прописаны в СанПинах. Вода высшего сорта подвергается более жесткому контролю и должна соответствовать строгим стандартам. Естественно, цена на нее выше. Некоторые сорта дополнительно обогащены витаминами и минералами.

Колодцы считаются естественными открытыми источниками, но это не говорит об их безопасности. Если на участке имеется колодец, вода из него используется для приготовления пищи, поэтому необходимо исследовать ее состав, подтвердить безопасность.

Содержание колодца не поддается контролю человека, поэтому за качество никто не отвечает. На него влияют природные факторы. Пользователи должны самостоятельно решить, применять ее или нет. Желательно, чтобы состав соответствовал нормативам водопроводной воды. Обязательно делать анализ, фильтровать.

Скважины отличаются непостоянством состава, который меняется в зависимости от погоды, осадков, подземных процессов. В подземные водохранилища могут проникать продукты загрязнения поверхностей при организации на них полигонов ТКО, удобрений, сточных вод. Поэтому ответственность за здоровье несет потребитель. Он должен убедиться в ее качестве с помощью экспертизы, использовать фильтры.

Заказать анализ холодной, горячей водопроводной или бутилированной воды может любой гражданин, если:

  • присутствует посторонний запах (сероводорода, хлора);
  • видны примеси (остается осадок, плавают посторонние частички);
  • цвет отличается от нормального (например, ржавый);
  • имеется странный привкус;
  • происхождение неизвестно;
  • у человека или члена его семьи произошло отравление, причиной которого подозревают выпитую жидкость, или начались проблемы с кожей;
  • гражданин желает подтвердить безопасность воды, покупаемой в магазине, льющейся из крана или отфильтрованной.

То есть потребитель может заподозрить несоответствие качества воды, только исходя из анализа органов чувств. Чтобы точно определить показатели, необходимо обращаться к специалистам.

Провести несложно, но его результат будет условным. Точно определить состав жидкости, ее пригодность для питья, бытовых нужд может только экспертная организация.

Если потребитель решил самостоятельно исследовать воду, можно применить несколько методик:

  1. Оценить ее органолептические свойства.
  2. Наполнить стакан водой на несколько сантиметров, сквозь него прочитать какой-либо текст.
  3. Для определения степени мягкости или жесткости воды намылить под ней руки. Если мылится хорошо – мягкая, такая полезнее для здоровья.
  4. Когда в чайнике после кипячения остается осадок, это говорит о жесткости.
  5. Если при нагревании появляется гнилостный запах, в составе сероводород.
  6. Для оценки вкуса нужно попробовать остуженную кипяченую воду. Если она сладкая, присутствует гипс, горькая – магний, терпкая – железо.
  7. Если отстоять жидкость несколько часов, а затем отфильтровать, станут видны примеси.
  8. На стеклянную поверхность можно капнуть воду, дождаться высыхания, оценить результат. Если следов нет, можно говорить о чистоте жидкости.
  9. Хороший показатель характеристик воды – самочувствие аквариумных рыбок.

Самым простым способом является: наполнить стеклянную емкость водой, закрыть крышкой, поставить в темное место на два дня. После истечения срока провести анализ: если на стенках появился налет, цвет стал зеленоватым, сверху образовалась маслянистая пленка – пить нельзя!

Проводят Санитарно-эпидемиологические станции в каждом городе или районном центре, а также коммерческие организации:

  • г. Москва, ООО «Системы для дома», ул. Садовники, д. 11а, оф. 9; СЭС, ул. Лобачика, д.17;
  • г. Санкт-Петербург, ООО «Экомаг», наб. реки Смоленки, д. 14, лит. А; СЭС, ул. Александра Невского, д. 9;
  • г. Новосибирск, ООО «Академлаб», ул. Инженерная, д. 20; СЭС, ул. Фрунзе, д. 84;
  • г. Краснодар, ООО «Азбука Водоочистных Технологий», ул. Труда, д. 307; СЭС, ул. Рашпилевская, д. 61.

Проведением занимаются государственные и частные организации.

Подобную платную услугу предоставляют СЭС. Как государственная организация она имеет необходимый перечень оборудования, реагентов для качественного анализа. Исследования по запросам государственных органов проводят бесплатно: когда Роспотребнадзор подозревает, что состав воды угрожает санитарному благополучию жителей.

Прежде чем обращаться в коммерческую компанию, важно узнать, аккредитована ли она на проведение экспертизы воды. Если нет, то заключение подойдет только для личного пользования.

Если гражданин хочет использовать результат экспертизы как основание судебного разбирательства, нужно предпочесть аккредитованную компанию. Тогда заключение будет иметь юридическую силу.

При выборе центра исследования нужно исходить из целей и дальнейшего использования результата.

ВАЖНО! Суд принимает в качестве доказательства только анализ, выполненный аккредитованной лабораторией.

От наличия или отсутствия лицензии будет зависеть стоимость исследования. Аккредитованные центры оценивают услуги намного дороже. Поэтому немаловажен бюджет, которым располагает заказчик.

Далее стоит поинтересоваться, кто работает экспертом, его образованием, опытом и стажем. Только специалист высшей квалификации гарантирует достоверный результат.

Важно узнать, каким оборудованием располагает оценщик, сколько придется ждать результата, как далеко везти пробы.

Чтобы результат экспертизы был объективным, точным, нужно соблюдать правила отбора:

  1. Собирать жидкость в стеклянную чистую бутылку (1,5 л). Не нужно использовать емкость, где были сладкие соки.
  2. Следует пролить воду несколько минут (3-5), чтобы в пробу не попала застойная.
  3. Тару, пробку нужно вымыть этой водой без моющих средств.
  4. Чтобы уменьшить попадание кислорода в пробу и избежать химических реакций, сбор производить струей по стенке бутылки.
  5. Крышка должна быть туго затянута.
  6. Хранить в холодильнике не больше 24 часов.

СОВЕТ! Лучше отвезти воду на анализ сразу после сбора.

  1. На тару наклеить этикетку с указанием места сбора, источника воды, даты, времени.
  2. Если потребитель подозревает наличие сероводорода, нужно заранее взять специальный консервант, который его сохранит, позволит правильно исследовать.
  3. Если будет проводиться микробиологический анализ, используется стеклянная стерильная емкость объемом не менее 0,5 л, который предоставит лаборатория. Очень важно соблюсти правила дезинфекции: обжечь огнем, протереть спиртом кран перед отбором, проливать воду 10 минут, собирать образец чистыми руками в стерильную емкость.

Анализ воды, учитывая важность этого ресурса для человека, невысока. Он будет стоить 3–5 тысяч рублей, в расширенном исполнении – до 6 тысяч, полный – 9000 рублей.

Цена зависит от региона, где расположена лаборатория. Кроме того, стоимость увеличится при наличии аттестата аккредитации, сотрудничестве с профессиональными экспертами. Чем больше количество показателей, которые хочет увидеть заказчик, тем выше сумма.

  1. Органолептический. Оцениваются показатели исходя из органов чувств: цвет, вкус, запах, прозрачность.
  2. Физико-химический. Такой анализ исследует жидкость на жесткость, щелочность, минерализацию, окисляемость.
  3. Исследование на наличие микроорганизмов и паразитов – выявляет присутствие бактерий, включая болезнетворные.
  4. Химический определяет наличие примесей: металлов, сложных органических соединений, нефтепродуктов, ПАВ.
  5. Выявление радионуклидов. Проводится для подтверждения радиационной безопасности воды: исследуется наличие, уровень альфа-, бета-частиц, радия.

Разные виды экспертиз исследуют характеристики жидкости. Значение для человека имеют:

  1. Уровень кислотности, норма 6–9, выше создает ощущение мыльности, дает неприятный запах.
  2. Повышенный уровень ионов магния и кальция приводит к тому, что вода будет слишком жесткой, опасной для здоровья и бытовой техники. Показатель не выше 350 мг/л.
  3. Минерализация, или содержание органических и неорганических примесей – 1000–1500 мг/л.
  4. Нитраты – не более 45 мг/л. Превышение говорит о применении агрессивных удобрений или загрязнении воды.
  5. Окисляемость, или содержание микроорганизмов, – 5–7 мг/л.

После выбора лаборатории заказчик заключает договор. Пробу можно взять самостоятельно или вызвать специалиста. В назначенное время он приедет и наберет воду в специальную тару, на которой укажет место, дату и время процедуры.

Емкости будут отдельными для химического и органолептического анализа.

Эксперты лаборатории, куда сразу доставляют жидкость, принимают ее в работу. В первую очередь изучают органолептические свойства. Затем определяют содержание химических веществ и бактерий.

Скорость выдачи заключения зависит от политики компании и составляет до 2 недель.

После проведения экспертизы, заказчику выдается акт, в котором указывается информация о проверке качества воды: количественные показатели химического и минерального состава жидкости, концентрации веществ, а также выводы о пригодности и рекомендации.

источник

Должно ли учреждение платить за анализы сточных вод по Постановлению Правительства №644 от 29 июля 2013 г. и кто должен за них платить?

Организация Водоканал ссылаясь на это Постановление просит ежеквартально представлять химические анализы сточных вод за счет абонемента.

Только если договором предусмотрено должны (ст. 307, 309 ГК РФ). Согласно Постановлению Правительства №644 от 29 июля 2013 г. с Вами должен быть заключен договор.

Смотрите условия Вашего договора с Водоканалом согласно ст. 421 ГК РФ.

Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 позволяет лишь доначислять плату при выявлении случаев превышения абонентом нормативов допустимых сбросов или лимитов на сбросы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляется доначисление платы абонента за негативное воздействие на окружающую среду (в части платы за сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади), возмещается вред, причиненный окружающей среде, и производится корректировка расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) организации, осуществляющей водоотведение, за соответствующий отчетный период с учетом исключения из указанного расчета объемов и масс веществ и микроорганизмов, которые поступили в централизованную систему водоотведения от такого абонента.

Однако абоненты обязаны подавать декларацию:

124. В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, а также абоненты, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам с промышленной площадки, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию о составе и свойствах сточных вод.

128. Декларация о составе и свойствах сточных вод содержит:

а) сведения об абоненте (официальное полное наименование абонента — юридического лица, реквизиты договора, на основании которого абонентом осуществляется отведение сточных вод, сведения об объектах абонента, для которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов);

б) нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы (при их наличии);

в) требования к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения;

г) концентрации загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и работу централизованных систем водоотведения, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в централизованную систему водоотведения, с указанием показателей, не отвечающих нормативам, лимитам и другим установленным требованиям;

Читайте также:  Анализ воды в кинеле на

д) схему внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к централизованной системе водоотведения и контрольных канализационных колодцев.

Пунктами 131-134 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, не предусмотрена оплата анализа проб, отобранных из канализационной сети абонента организацией водопроводно-канализационного хозяйства, за счет абонента.

Но такая обязанность может быть предусмотрена договором, заключенным между абонентом и организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Не должно, т.к. такой обязанности Постановление 644 не предусматривает, речь идет об обеспечении вод требованиям безопасности.

Также нет в Постановлении требования предоставлять хим. анализы ежеквартально, поэтому если Водоканал сомневается в качестве сточных вод, он управомочен сам провести анализы или обратиться в соответствующий надзорный орган.

Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 05.01.2015) «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

VI. Предотвращение негативного воздействия на работу

централизованных систем водоотведения

111. Абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

112. Запрещен сброс (прием) абонентами в централизованные системы водоотведения сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к следующим недопустимым негативным последствиям, угрожающим работоспособности систем водоотведения:

а) повреждение объектов централизованных систем водоотведения и нарушение режима их работы, в том числе в силу следующих причин:

разрушающее коррозионное, абразивное или механическое воздействие на канализационные сети, иные сооружения и оборудование;

образование в канализационных сетях и на очистных сооружениях пожароопасных, взрывоопасных и токсичных газопаровоздушных смесей;

нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения, в том числе по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке;

б) нарушение надежности и бесперебойности работы централизованной системы водоотведения, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для тока воды;

в) создание условий для причинения вреда здоровью персонала, обслуживающего централизованные системы водоотведения;

г) невозможность утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных для окружающей среды.

113. Сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами.

114. Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.

115. Сточные воды, в которых содержатся радиоактивные и бактериальные загрязнения, предусмотренные приложением N 2 к настоящим Правилам, до отведения в централизованную систему водоотведения должны быть предварительно обезврежены и обеззаражены абонентом.

116. Абоненты обязаны иметь и надлежащим образом эксплуатировать локальные очистные сооружения и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, в случае, если абоненты отнесены к определенным Правительством Российской Федерации категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, или на объектах абонентов осуществляются производственные процессы по перечню согласно приложению N 4.

Абоненты, указанные в настоящем пункте, не имеющие локальных очистных сооружений, обязаны обеспечить их строительство (создание) в течение 2 лет после вступления в силу настоящих Правил, если иной срок не предусмотрен планом снижения сбросов сточных вод на объектах такого абонента.

117. Запрещается достижение нормативных показателей состава и свойств сточных вод путем разбавления таких сточных вод нормативно-чистыми водами (состав и свойства которых соответствуют установленным нормативам допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов и (или) требованиям, устанавливаемым в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения), а также питьевой и иной водой.

Делать анализ сточных вод необходимо, если предприятие хочет получить в коммунальных службах разрешение на отведение сточных вод напрямую в сеть канализации населенного пункта.

Для этого необходимо провести анализ стоков, и в случае соответствия уровня загрязнения сточных вод предприятия нормам, регламентирующим отведение в канализационную сеть очистка промышленных и бытовых канализационных отходов будет проводиться совместно, используя при этом оборудование, очищающее стоки разной природы.

Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 05.01.2015) «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ХОЛОДНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ И О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА

26. Существенными условиями договора водоотведения являются:

а) предмет договора, режим приема сточных вод;

б) порядок учета принимаемых сточных вод;

в) условия прекращения или ограничения приема сточных вод;

г) места и порядок отбора проб сточных вод, порядок доступа к местам отбора проб представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации;

д) порядок контроля за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы (для категорий абонентов, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. N 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов»), показателей декларации о составе и свойствах сточных вод, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения;

е) порядок декларирования состава и свойств сточных вод для абонентов, обязанных подавать такую декларацию;

ж) сроки и порядок оплаты по договору водоотведения;

з) права и обязанности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства по договору водоотведения;

и) ответственность абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных договором водоотведения;

к) порядок урегулирования разногласий, возникающих между абонентом и организацией водопроводно-канализационного хозяйства по договору водоотведения;

л) границы эксплуатационной ответственности по канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства;

м) порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам) и приборам учета сточных вод для снятия показаний прибора учета и отбора проб сточных вод в целях определения объема отводимых сточных вод, их состава и свойств;

н) предполагаемые сроки установки и ввода в эксплуатацию приборов учета сточных вод в случае отсутствия у абонента таких приборов учета (для категорий абонентов, для которых установка приборов учета сточных вод является обязательной в соответствии с настоящими Правилами);

о) условия отведения (приема) сточных вод иных лиц, объекты которых подключены к канализационным сетям абонента, при условии что такие лица заключили договор водоотведения с гарантирующей организацией.

34. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана:

а) заключить с абонентом договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения в сроки и порядке, которые установлены настоящими Правилами;

б) обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и очистку сточных вод в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;

в) обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов;

г) своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией;

д) осуществлять производственный контроль качества питьевой воды;

е) осуществлять контроль за составом и свойствами принимаемых в канализационную сеть сточных вод и соблюдением нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативов допустимых сбросов абонентов, а также требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения;

ж) при участии представителя абонента осуществлять допуск к эксплуатации узла учета, устройств и сооружений, предназначенных для подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения;

з) предупреждать абонентов и иных лиц о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и случаях, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и настоящими Правилами;

и) обеспечивать установку на видных местах указателей пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным на объектах, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства;

к) уведомлять структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, о невозможности использования пожарных гидрантов из-за отсутствия или недостаточности напора воды в случае проведения ремонта или возникновения аварии на водопроводных сетях организации водопроводно-канализационного хозяйства.

а) заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами;

б) обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих абоненту на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов;

в) обеспечивать сохранность знаков поверки и пломб на средствах измерений (приборах учета), узлах учета, задвижке обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента;

г) обеспечивать учет получаемой холодной воды и отведенных сточных вод, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения;

д) установить приборы учета холодной воды, сточных вод (в случае если установка прибора учета сточных вод является обязательной для абонента в соответствии с требованиями настоящих Правил) на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

е) соблюдать установленные договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения условия водопотребления и водоотведения;

ж) производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами;

з) обеспечивать беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам), местам отбора проб воды, приборам учета;

и) соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований;

к) содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарного водоснабжения, принадлежащие абоненту или находящиеся в границах эксплуатационной ответственности абонента, включая пожарные гидранты, задвижки, краны, установки автоматического пожаротушения, устанавливать на видных местах соответствующие указатели согласно требованиям норм противопожарной безопасности;

л) уведомлять организацию водопроводно-канализационного хозяйства о переходе прав на объекты абонента, в отношении которых осуществляется водоснабжение и (или) водоотведение, о передаче прав на объекты, устройства и сооружения, предназначенные для подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, о предоставлении прав владения и (или) пользования такими объектами, устройствами или сооружениями

другому лицу, а также об изменении абонентом реквизитов, организационно-правовой формы, местонахождения (местожительства), иных сведений об абоненте, которые могут повлиять на исполнение договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения;

м) незамедлительно уведомлять организацию водопроводно-канализационного хозяйства и структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, о невозможности использования пожарных гидрантов из-за отсутствия или недостаточного напора холодной воды в случаях возникновения аварии на водопроводных сетях абонента;

Читайте также:  Анализ воды в каменске уральском

н) незамедлительно сообщать организации водопроводно-канализационного хозяйства обо всех повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах, приборов учета, о нарушении работы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

о) обеспечить ликвидацию повреждения или неисправности водопроводных и (или) канализационных сетей, принадлежащих абоненту на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, и устранить последствия таких повреждений, неисправностей;

п) обеспечивать беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к осмотру и проведению эксплуатационных работ на объектах централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетях, принадлежащих на законном основании организации водопроводно-канализационного хозяйства и находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента

р) предоставлять иным абонентам и транзитным организациям возможность подключения (технологического присоединения) к водопроводным и (или) канализационным сетям, сооружениям и устройствам, принадлежащим на законном основании абоненту, только при наличии согласования с организацией водопроводно-канализационного хозяйства;

с) не допускать возведения построек, гаражей, стоянок транспортных средств, складирования материалов, мусора, древопосадок, не осуществлять производство земляных работ в местах устройства централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе местах прокладки сетей, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента, а также обеспечивать эксплуатацию зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

т) осуществлять сброс сточных вод от напорных коллекторов абонента в самотечную сеть канализации организации водопроводно-канализационного хозяйства через колодец-гаситель напора.

Из пункта 35 указанного Постановления Правительства не вытекает обязанность абонента делать анализ сточных вод.

Чтобы такая обязанность лежала на абоненте в договор на водоотведение заключаемый в соответствии с п.28 данного Постановления Правительства РФ должно быть внесено условие о такой обязанности Абонента

источник

Открываем кран, а из него хлещет ржавая вода? Ситуация, мягко говоря, неприятная, ведь вода нужна нам для приготовления пищи, мытья, стирки. Да что там объяснять: вода для нас жизненно необходима! За некачественную воду требуйте перерасчет!

Какой должна быть вода из-под крана?

Федеральным законом к подаваемой потребителю по водопроводу питьевой воде предъявляются определенные требования, которые закреплены в нормах СанПиН.
К ним относятся органолептические характеристики:
1) Запах. Должно быть полное его отсутствие, максимально допустимо 2 балла (при нагревании до 20° с трудом можно почувствовать нейтральный аромат); вкус – по нормам СанПиН допускается 2 балла (при тех же 20° – чуть заметный привкус).
2) Мутность. Максимально допустимая – 1,5 мг/л, лучше всего совершенно прозрачная.
3) Окраска. Желательно полностью бесцветная, хотя по платиново-кобальтовой шкале допускается до 20°;
4) Температура. Лучшим показателем для холодной воды считается от 7° до 12°.
5) Химические свойства. Жесткость – не более 7 (10) мг-экв/л.
6) Щелочность. Должна быть в пределах 6,0–9,0; сухой остаток (количество сухого вещества, оставшегося после выпаривания образца) считается нормальным до 1000 мг/л.
7) Окисляемость – до 5 мг-экв/л вода будет чистой, после 5 – грязной.
8) Наличие микроорганизмов (бактерий, вирусов и других паразитов) не допускается;
9) Радиологические показатели определяют наличие радионуклидов.

Что делать, если есть подозрения,что вода не соответствует нормам?

Если вы считаете, что в вашу квартиру поставляется вода ненадлежащего качества, вы можете, на свое усмотрение, либо обратиться в управляющую компанию, либо сразу пожаловаться на действия УК в Роспотребнадзор. Зачастую управляющая компания отказывается делать проверку качества воды, поэтому эффективнее сразу пожаловаться на УК в Роспотребнадзор.

ПУТЬ №1. ПРОВОДИМ ПРОВЕРКУ КАЧЕСТВА ВОДЫ СИЛАМИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ

Шаг №1. Сообщаем о нарушении

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) в аварийно-диспетчерскую службу. Его должны зарегистрировать (указав ваше имя, адрес и проблему). Обязательно уточните имя сотрудника, принявшего заявку, номер и время ее регистрации. Если заявку подаете
письменно, обязательно требуйте отметку о принятии заявления на своем экземпляре с точным временем приема.
В том случае если сотруднику службы известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить вам об этом и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений или на вашем заявлении. Если же причины не установлены, с вами должны согласовать дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы самостоятельно сообщает обслуживающей ваш дом организации (управляющей компании) незамедлительно о вашем обращении по факту нарушения качества услуги. Уже сотрудник УК или ресурсоснабжающей организации определяет совместно с потребителем услуги дату и время проведения проверки.

Шаг №2. Составляем акт

После проверки качества воды специалист управляющей компании составляет акт проверки как минимум в двух экземплярах (по количеству заинтересованных лиц). Его обязательно должны подписать представитель УК и потребители (вы и ваши соседи). Один экземпляр акта остается у вас, второй забирает представитель управляющей компании.
В акте обязательно указываются:

  • адрес,
  • дата и время проведения проверки
  • визуальные и прочие внешние признаки некачественной воды присутствуют (цвет, запах, отсутствие прозрачности).

Если специалист УК при составлении акта делает вывод, что вода у вас в квартире пригодна к потреблению, а вы с ним категорически не согласны, то настаивайте на проведении экспертизы. Управляющая компания обязана назначить экспертизу и провести ее за свой счет.

При этом в акте указывается:

  • кем было инициировано проведение экспертизы,
  • в какую емкость залит образец воды,
  • в какие сроки, куда и каким участником проверки передается отобранный для экспертизы образец,
  • показания счетчика.

Экспертное заключение в дальнейшем приобщается к акту проверки. Если никто не выступает за проведение экспертизы, но при этом имеется спор о качестве воды, то назначается повторная проверка, но уже в присутствии специалистов Государственной жилищной инспекции и представителя общественного объединения потребителей.

По окончании проверки должен быть составлен акт, в котором указывается, что взяты пробы воды для направления в лабораторию с целью получения заключения о соответствии качества воды санитарным нормам.

Проследите, чтобы в акте о предоставлении некачественной услуги обязательно указали нарушения параметров качества, время и дату начала предоставления коммунальной услуги в том виде, в каком она вас не устраивает.

Шаг №3. Требуем перерасчет!

Составленный акт, а также заключение эксперта о несоответствии воды действующим санитарным нормам (в случае если представитель УК отказывается признавать услугу некачественной) – это документы, на основании которых вы как потребитель можете потребовать у управляющей компании перерасчет. По закону он должен быть сделан в течение месяца с момента подписания акт.

Помните: без подачи требования о перерасчете УК такой перерасчет делать не обязана!

ПУТЬ №2. ПРОВОДИМ ПРОВЕРКУ КАЧЕСТВА ВОДЫ, ПОЖАЛОВАВШИСЬ В РОСПОТРЕБНАДЗОР
Шаг №1. Жалуемся на управляющую компанию в Роспотребнадзор —Инструкция подачи жалобы в Роспотребнадзор

Отправьте в Роспотребнадзор заполненное заявление — Заявление в роспотребнадзор, приложив туда акт о предоставлении некачественной услуги.

Собственник жилья в многоквартирном доме имеет полное право пожаловаться на грязную воду сразу в Роспотребнадзор, в обход управляющей компании. В таком случае, если надзорный орган выявит нарушения, управляющая компания будет привлечена к административной ответственности.
Для проверки сотрудники Роспотребнадзора должны выехать на место со следующими документами:
– удостоверение, подтверждающее, что человек является представителем этой организации;
– документ, подтверждающий необходимость проверки, с подписью и печатью руководящего лица. При этом очень важно, чтобы проверку проводил именно тот человек, который указан в сопроводительном документе с печатью. Этот сотрудник ведомства, скорее всего, сделает отбор воды для проведения экспертизы.
Сроки проведения проверки не могут быть больше одного месяца. Однако при наличии веских оснований у данной организации срок проверки может быть продлен еще на один месяц.
По завершении проверки работниками Роспотребнадзора в обязательном порядке должен быть составлен акт, куда должны быть занесены все результаты проверки и приложено экспертное заключение о качестве воды. При обнаружении нарушений к составленному акту добавляется протокол проверки. Далее Роспотребнадзор привлекает к ответственности виновных лиц – это может быть как управляющая компания, так и ресурсоснабжающая организация, которые, в свою очередь, обязаны устранить нарушения. Если этого не происходит в течение длительного периода, то вы можете повторно вызвать представителя Роспотребнадзора для составления повторного
акт, подтверждающего предоставление некачественной услуги. И в любом случае будете требовать с УК или ресурсоснабжающей организации перерасчета.

Шаг №2. Добиваемся перерасчета
Если Роспотребнадзор выявит, что поступающая в квартиру вода не соответствует нормам качества, собственник может потребовать перерасчет.
Для этого необходимо подать заявление в управляющую компанию с требованием произвести перерасчет, приложив копию ответа из Роспотребнадзора.

Без подачи требования о перерасчете УК и РО такой перерасчет делать не обязаны! Перерасчет должен быть сделан в течение месяца после подачи заявления.

Если перерасчет так и не сделан

Если Роспотребнадзор обнаружил нарушения качества предоставляемой воды, выдал УК предписания устранить нарушения, но из крана продолжает идти вода ненадлежащего качества, либо управляющая компания после подачи вашего заявления так и не сделала перерасчет, необходимо подать заявление в Государственную жилищную инспекцию.

источник

Несмотря на то что Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон № 416-ФЗ) и отдельные постановления Правительства Российской Федерации в области водоотведения уже вступили в силу и действуют на территории Российской Федерации, до сих пор у природопользователей возникают вопросы, касающиеся предусмотренных ими изменений. Так, например, по сей день остаются актуальными следующие вопросы: каким образом будет производиться контроль качества сточных вод, поступающих в централизованные системы водоотведения (далее — ЦСВ)? всем ли абонентам необходимо подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод (далее — Декларация)? будут ли различия при контроле за качеством сточных вод, отводимых разными категориями абонентов?

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона № 416-ФЗ контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в ЦСВ, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией (далее — организация ВКХ) в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод (далее — Программа) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Информации о том, в отношении каких категорий абонентов должен осуществляться контроль, в данном Федеральном законе не содержится.

Согласно ст. 14 и 15 Федерального закона № 416-ФЗ одним из существенных условий договора водоотведения и единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является порядок контроля за соблюдением абонентами:

  • нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — НДС), лимитов на сбросы и показателей Декларации (для абонентов, в отношении объектов которых устанавливаются НДС или лимиты);
  • требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» к абонентам, для объектов которых устанавливаются НДС, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в ЦСВ. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 м 3 /сут. суммарно по всем выпускам в одну ЦСВ.

Требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, приведены в пп. 113 и 114 и приложениях № 2 и 3 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 30.12.2013; далее — ПХВиВ). Данные требования распространяются на все категории абонентов.

Таким образом, контроль качества сточных вод должен осуществляться как в отношении абонентов, которым до 2015 г. будут установлены НДС и лимиты на сбросы, так и в отношении ненормируемых абонентов.

Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее — Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525. Правила устанавливают порядок осуществления организацией ВКХ контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены НДС в ЦСВ, в соответствии с Программой.

Читайте также:  Анализ воды в колодце результаты

Программа разрабатывается и утверждается организацией ВКХ и согласовывается в течение 30 дней территориальным органом Росприроднадзора. Срок действия Программы составляет не менее 3 лет. Форма Программы приведена в Приложении 1 к Правилам.

Пунктом 12 Правил установлены конкретные основания для отказа территориального органа Росприроднадзора в согласовании Программы:

  • несоответствие Программы форме, приведенной в Приложении № 1 к Правилам;
  • несоответствие периодичности отбора проб сточных вод положениям, предусмотренным пп. 6 и 7 Правил;
  • неуказанные места отбора проб сточных вод;
  • несоответствие срока действия Программы положениям, предусмотренным п. 4 Правил.

Территориальный орган Росприроднадзора в случае принятия решения об отказе в согласовании Программы направляет в организацию ВКХ письменный отказ с указанием мотивированных оснований, по которым принято это решение, в т.ч. с указанием конкретных данных и (или) разделов, содержащихся в Программе, не соответствующих положениям Правил. При получении отказа в согласовании Программы организация ВКХ дорабатывает Программу и не позднее чем через 15 рабочих дней со дня получения отказа в ее согласовании представляет ее на согласование в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения организации ВКХ. Согласование доработанной Программы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора в порядке и сроки, которые предусмотрены для согласования Программы.

Пунктом 16 Правил предусмотрен порядок внесения организацией ВКХ изменений в Программу в течение срока ее действия, основаниями для которого являются:

  • изменение перечня абонентов, включенных в утвержденную территориальным органом Росприроднадзора Программу;
  • изменение НДС.

Изменения в Программу представляются организацией ВКХ на согласование в территориальный орган Росприроднадзора по форме, приведенной в Приложении № 1 к Правилам. Территориальный орган Росприроднадзора рассматривает изменения в Программу в течение 30 рабочих дней.

В соответствии с п. 5 Правил Программа включает:

  • перечень абонентов;
  • указание периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод и основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод;
  • указание мест отбора проб сточных вод.

Пункт 2 ст. 30 Федерального закона № 416 конкретизирует, что в Программу включается перечень абонентов, для объектов которых установлены НДС. Абоненты, которые не попадают под категорию нормируемых, в Программу, которая согласуется с Росприроднадзором, не включаются.

Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал и не может быть реже 1 раза в год.

В случае если за последние 3 года, предшествующие году начала реализации Программы, был выявлен сброс сточных вод, осуществляемый сверх установленных НДС и лимитов на сбросы, с нарушением Декларации, плановый контроль сточных вод может проводиться чаще, но не более 1 раза в месяц.

Пунктом 9 Правил определены конкретные основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод, которыми являются:

  • возникновение аварий, повреждение или выход из строя ЦСВ или отдельных сооружений, оборудования и устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водоотведения;
  • обнаружение несоответствия показателей состава сточных вод показателям, указанным в Декларации, в т.ч. обнаружение сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, запрещенных к сбросу в ЦСВ;
  • обнаружение осуществления абонентом сбросов сточных вод без применения локальных очистных сооружений либо работы указанных сооружений с нарушениями условий их эксплуатации;
  • получение организацией, осуществляющей водоотведение, от органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), предписаний об устранении нарушений условий использования водных объектов в части сбросов в водные объекты сточных вод, не соответствующих НДС и (или) лимитам на сбросы, либо нарушений, повлекших или создающих угрозу причинения ущерба окружающей среде, имуществу юридических, физических лиц или здоровью населения.

Обратите внимание

Правилами регламентирован новый порядок отбора проб сточных вод, их анализа и обработки результатов.

Согласно пп. 18 и 19 Правил отбор проб сточных вод осуществляется организацией ВКХ в присутствии абонента. В случае если абонент не явился к месту отбора проб в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента.

В соответствии с п. 20 Правил абоненты обязаны:

  • обеспечить возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток;
  • содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и отбор их проб;
  • обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод;
  • обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод;
  • обеспечить идентификацию мест отбора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющих определить их на местности).

Организация ВКХ обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.

Отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в Программе, при наличии такой возможности вне зон действия подпора со стороны ЦСВ из лотка канализационного колодца или падающей струи, либо (при отсутствии такой возможности) в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба.

В случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб в связи с неисполнением абонентом своих обязанностей отбор проб сточных вод осуществляется из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в ЦСВ.

Новые Правила предусматривают возможность фото- и видеофиксации процедуры отбора проб сточных вод организацией ВКХ и абонентом.

По результатам отбора проб организация ВКХ составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод, который подписывается организацией ВКХ и абонентом (форма акта представлена в Приложении № 2 к Правилам). При несогласии абонента с содержанием акта абонент также обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. В случае отказа абонента от подписания акта он подписывается организацией ВКХ с отметкой «абонент от подписи отказался». В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт подписывается организацией ВКХ с отметкой «Абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился». В этом случае один экземпляр акта в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.

Обратите внимание

Правила предоставляют возможность абоненту одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. При этом организация ВКХ осуществляет отбор резервной пробы. Разделение пробы на параллельные и резервную проводится организацией ВКХ на месте отбора проб сточных вод. Резервная проба хранится в организации ВКХ для разрешения возможных разногласий.

Правила обязывают организации ВКХ вести журнал контроля состава и свойств сточных вод абонентов (далее — Журнал) в бумажном и электронном виде. Ведение Журнала в электронном виде (использование специализированной базы данных) является обязательным для организаций, осуществляющих водоотведение в населенных пунктах с численностью населения более 50 тыс. человек (с 1 января 2015 г. — с численностью более 10 тыс. человек). Типовая форма Журнала представлена в Приложении № 3 к Правилам.

Организация ВКХ в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов анализов сточных вод направляет абоненту выписку из Журнала любым способом, позволяющим подтвердить факт получения выписки адресатом. В случаях нарушения абонентом НДС или лимитов на сбросы организация ВКХ информирует об этом территориальный орган Росприроднадзора в течение 24 ч со дня получения анализов проб сточных вод, отобранных из канализационных сетей абонента.

На абонентов, которым не нужно разрабатывать НДС и лимиты на сбросы (ненормируемых абонентов), продолжают распространяться требования Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (в ред. от 29.07.2013).

В соответствии с п. 64 и 65 данных Правил ненормируемый абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. Контроль за соблюдением ненормируемым абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод ненормируемого абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации ВКХ или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории). Данные требования не распространяется на абонентов, которым установлены НДС и лимиты на сброс.

Ненормируемым абонентам нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод будет устанавливать организация ВКХ.

Контроль ненормируемых абонентов будет проводиться организацией ВКХ, но порядок контроля будет отличен от порядка контроля сточных вод нормируемых абонентов. Пока не будет утверждена Программа контроля сточных вод для таких абонентов, контроль их сточных вод будет осуществляться организацией ВКХ по такой же схеме, как и раньше — до вступления в силу Федерального закона № 416-ФЗ и постановлений Правительства Российской Федерации в области водоотведения.

При осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация ВКХ проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие НДС и (или) лимитам на сбросы, указанным абонентами в Декларации.

Согласно п. 4 ст. 30 Федерального закона № 416-ФЗ в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых установлены НДС, подают в организацию ВКХ Декларацию, в которой, в частности, указываются НДС, лимиты на сбросы. В случае если абонентом допущено нарушение Декларации, абонент обязан незамедлительно проинформировать об этом организацию ВКХ.

Порядок подачи абонентами Декларации определяется в соответствии с гл. VIII ПХВиВ.

Декларация обязательна не для всех категорий абонентов — согласно п. 124 ПХВиВ в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод подавать в организацию ВКХ Декларацию обязаны:

  • абоненты, для объектов которых устанавливаются НДС;
  • абоненты, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющие самостоятельные выпуски в ЦСВ, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 м 3 /сут. суммарно по всем выпускам с промышленной площадки.

Декларация на очередной год подается в срок до 1 июля предшествующего года.

Абонент вправе внести изменения в Декларацию, сообщив о них в организацию ВКХ. В случае с нормируемыми абонентами организация ВКХ обязана в течение 3 рабочих дней после получения такой информации направить ее в территориальный орган Росприроднадзора.

Обратите внимание

После уведомления абонента о проведении мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод и отборе проб сточных вод внесение изменений в Декларацию не допускается.

В соответствии с п. 128 ПХВиВ Декларация содержит:

  • сведения об абоненте (официальное полное наименование абонента — юридического лица, реквизиты договора, на основании которого абонентом осуществляется отведение сточных вод, сведения об объектах абонента, для которых установлены НДС);
  • НДС и лимиты на сбросы (при их наличии);
  • требования к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ;
  • концентрации загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и работу ЦСВ, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в ЦСВ, с указанием показателей, не отвечающих НДС, лимитам и другим установленным требованиям;
  • схему внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к ЦСВ и контрольных канализационных колодцев.

Согласно п. 38 Типового договора водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645, Декларация утрачивает силу в следующих случаях:

  • изменение состава и свойств сточных вод абонента при вводе в эксплуатацию водоохранных, водосберегающих или бессточных технологий, новых или реконструируемых объектов, перепрофилирование производства;
  • выявление организацией ВКХ в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, сверхнормативного сброса загрязняющих веществ, не отраженных абонентом в Декларации;
  • установление абоненту новых НДС.

В течение 2 месяцев со дня наступления хотя бы одного из перечисленных выше событий, которое повлекло изменение состава сточных вод абонента, абонент обязан разработать и направить организации ВКХ новую Декларацию, при этом ранее утвержденная Декларация утрачивает силу по истечении 2 месяцев со дня наступления указанных событий.

В.В. Севрюгина, эколог-эксперт ГК «Браво Софт» (г. Нижний Новгород)

источник