Меню Рубрики

Немного солнца в холодной воде анализ

«Немного солнца в холодной воде»
Франсуаза Саган

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ЛИМОЖ.
Глава первая

На этот раз поезд шел бесконечно долго. Сразу за вокзалом потянулись парижские предместья, которым заходящее летнее солнце придавало даже некоторую поэтичность.
Потом, перед самой Луарой, показались первые луга, покрытые зеленой лоснистой травой и обрамленные непомерно длинными тенями деревьев; по-том стала видна и серая лента Луары. Потом сделалось совсем темно и Жиль, отвернувшись от окна, принялся разглядывать безмятежные лица своих попутчиков. Ему было хорошо в этом поезде, который неотвратимо приближал его к дому сестры и к Натали, приближал его к любви и покою, и ему казалось, что такого сочетания никогда еще не бывало в его жизни.
Он вышел в Лиможе в начале двенадцатого. Было темно, и он буквально замер от изумления, когда Натали вдруг кинулась ему на шею. Он отшвырнул чемодан и крепко обнял ее, не произнося ни слова, оглушенный счастьем. Они долго стояли так на перроне, прижавшись друг к другу, слегка покачиваясь, как на палубе корабля, и не обращая внимания на пристальные взгляды, которые они чувствовали на себе. Наконец Жиль откинул голову и посмотрел на нее: он никогда раньше не замечал, что у нее такие огромные, широко расставленные глаза.
– Как тебе удалось вырваться?
– Я сбежала, – ответила она. – Не могла больше. Этот ужин был каким-то кошмаром. За супом я думала, что сейчас ты проезжаешь Орлеан, а когда подали рыбу, – что ты уже в Шатору, и мне показалось, что я вот-вот потеряю сознание. Поцелуй меня, Жиль, и ты больше никуда не уедешь.
Он поцеловал Натали, вышел с нею на площадь, разыскал ее машину, бросил туда чемодан, бросился сам на сиденье и обнял ее.
– А ты еще больше похудел, – заметила она. – Меня-то ты хоть узнаешь?
– Я ведь только три дня здесь не был, – сказал он.
– После ужина там обычно играют в бридж. Я сказала, что неважно себя чувствую и хочу вернуться домой. Только-только успела к поезду – чуть не передавила весь Лимож.
Жиль поцеловал ее, чувствуя себя совершенно счастливым, без единой мысли в голове. Ему нечего было больше сказать, однако он помнил, что должен сообщить ей великую новость – что он любит ее. Что наконец он сам понял это. Правда, сейчас это открытие уже не казалось ему столь важным, столь ошеломляющим, как в Париже. И тем не менее в знак верности тому Жилю, который умилялся самому себе и в состоянии умиления провел целый день в Париже, Жиль сделал над собой усилие и произнес проникновенным голосом, который показался ему смешным:
– Знаешь… Знаешь, Натали, я люблю тебя.
Она засмеялась.
– Надеюсь, – сказала она, не выказывая ни малейшего удивления, – не хватало только, чтобы ты не любил меня.
Жиль тоже засмеялся. Натали права, он круглый дурак. Есть слишком очевидные вещи, которые не нуждаются в словесном выражении. В первый день она сказала, что любит его, и потом спокойно ждала, когда и он ее полюбит.
Бесспорно, Натали – сильная женщина, вернее, женщина, знающая, что ее слабости – такая сила, которой невозможно противостоять. Да, он испортил весь эффект своего признания и был очень доволен, что испортил.
– Почему ты ничего не рассказываешь? – спросила Натали.
– А мне нечего рассказывать, – ответил он. – Я в полном порядке. Всю дорогу любовался природой из окна вагона.
– Довольно скупое повествование…
– Поцелуй меня, – сказал он, – завтра я тебе все расскажу. Пойдем к реке. Ты будешь обедать со мной?
– Да, но мне пора возвращаться. Франсуа, наверное, уже дома. Не надо было мне приезжать, – тихо добавила она, – это ужасно – сейчас расставаться с тобой.
Они ехали по улицам Лиможа; Натали медленно вела машину, и в окно вливалась вечерняя прохлада. Жиль держал Натали за руку, он ни о чем не думал и лишь смутно ощущал, что это полное отсутствие мыслей и есть подлинное счастье. Потом он пересел в такси и в том же состоянии гипноза проехал еще тридцать километров, пока наконец не добрался до знакомого старого дома; там, разбудив Одилию и Флорана, он вдруг стряхнул с себя оцепенение и принялся рассказывать им о своей поездке, хотя супруги ничего не понимали спросонья, – рассказывал долго, путано и забавно обо всем, что он собирался сообщить Натали, думая о ней в вагоне.
Жиль лежал у самой воды, возле Натали; было жарко, оба щурились от закатных лучей солнца. Натали считала, что они с Жилем тут загорают, а он посмеивался над нею, утверждая, что по-настоящему загореть можно только на Средиземном море, а здесь они разве что чуть-чуть пожелтеют к самому концу лета. Но было так приятно лежать, расстегнув ворот рубашки и при-имаясь щекой к свежей траве. Все то, что он безумно любил раньше, – безжалостное солнце, раскаленные пляжи, обнаженные и зачастую слишком доступные тела – все это сейчас внушало ему отвращение. Теперь Жилю нужен был только вот этот мягкий пейзаж и эта сложная женщина. А она сердилась на него, он догадывался об этом. Рассказ о его пребывании в Париже вызвал у нее лишь два чувства: огромную жалость к Элоизе и неожиданный интерес к Гарнье. И полное равнодушие к переживаниям самого Жиля. Она не выказала ни капли, казалось бы, законной ревности по поводу ночи, проведенной с Элоизой, никак не оценила его негодования в отношении Фермона. Она нашла все это «огорчительным». И хотя Жиль своими признаниями действительно думал ее огорчить, он все же надеялся что она утешит его, не станет осуждать. Меж тем она осуждала его, осуждала за слабость.
– Ну послушай, – раздраженно и в то же время лениво говорил он (ведь они весь день провели у него в комнате), – послушай, Натали, что, по-твоему, я должен был сделать? Остаться с Элоизой? Уйти из газеты?
– Не знаю. Я не люблю подобных ситуаций. А у меня создается впечатление, что ты так живешь всегда. На грани обмана. Не зная, прав ты или нет. Чувствуя себя немножко виноватым и упиваясь этим.
– Насквозь прогнил, да? – рассмеявшись, воскликнул Жиль.
– Очень возможно.
Она не смеялась. Он перевернулся на живот и обнял ее. От Натали пахло нагретой солнцем травой, и она смотрела на него пристально, широко раскрытыми, почти испуганными глазами. Но Жиль не видел выражения ее глаз, он видел лишь темные круги под ними – следы любви. Он улыбнулся, поцеловал эти круги и рассмеялся:
– А разве ты могла бы полюбить насквозь прогнившего человека?
– Любовь зла – тут не выбираешь.
– Странно, образованная женщина и не боится говорить такие банальные фразы, – сказал он.
– Нет, очень боюсь, – тихо ответила Натали, – но в них почти всегда правда.
Жиль посмотрел на нее: она действительно боялась, и на мгновение ему тоже сделалось страшно. Каково им будет вместе? Что если когда-нибудь она начнет презирать его? Что если он действительно достоин презрения? Вдруг Натали не сможет больше его любить? Жиль зарылся головой в траву и вздохнул
– нет ему ни отдыха, ни покоя. Вот он любит эту женщину, прямо сказал ей об этом, а она боится его.
– Если ты боишься, брось меня, – прошептал Жиль. И почувствовал, как ее щека, ее губы коснулись его затылка.
– Я бы не могла, – сказала Натали, – но даже если бы и могла, не бросила бы.
– Почему?
– У меня была безмятежная жизнь, меня лелеяли, оберегали, но жилось мне тоскливо, – спокойно сказала она. – Наверное, я должна была встретить кого-то вроде тебя.
– И эта встреча кажется тебе удачей или катастрофой?
– Сейчас – удачей, – ответила она.
Они неподвижно лежали в траве. Натали привалилась к нему и положила голову ему на спину, тонкая травинка щекотала его лоб; глубокий, похожий на оцепенение, покой овладевал им. Звук собственного голоса почти удивил его.

источник

Тема урока. Человек, убивший надежду на счастье (по роману Франсуазы Саган «Немного солнца в холодной воде»). Вид урока

Назва Тема урока. Человек, убивший надежду на счастье (по роману Франсуазы Саган «Немного солнца в холодной воде»). Вид урока
Дата конвертації 08.07.2013
Розмір 80.29 Kb.
Тип Урок
скачать >>>

Тема урока. Человек, убивший надежду на счастье (по роману Франсуазы Саган «Немного солнца в холодной воде»).

Вид урока: урок-беседа с элементами компаративного анализа

Цель урока:

  • развивать умение видеть мир чувств и переживаний героев,
  • воспитывать чуткое отношение к чувствам другого человека,
  • формировать умение давать историко-литературное пояснение общего и различного в творчестве разных писателей;
  • способствовать пониманию духовного единства, национального своеобразия разных литератур.

Оборудование:мультимедийная презентация, листы самооценки для каждого учащегося

^ Предварительное задание: ознакомиться с биографией Ф.Саган, прочитать роман «Немного солнца в холодной воде», написать сочинение-миниатюру «Моя формула любви»

I. Слово учителя. Кто-нибудь из вас бывал во Франции? Это удивительная страна… Франция на протяжении веков была законодательницей мод, всегда манила своей изысканностью, утончённостью и, главное, свободой. Знаменитые принципы великой революции — либерте, фратарните, эгалите (свобода, братство, равенство) были провозглашены во Франции. Оказалось, что со свободой жить трудно, и в обществе, и в личных отношениях. Сегодня это понимают во Франции, поэтому современные французы выбирают эгалите — равенство, а не свободу. Так было не всегда. Например, в то недалёкое от нас время, когда жила Ф. Саган, предпочитали свободу, особенно в личной жизни.

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о Франсуазе Саган, о её романе «Немного солнца в холодной воде», о свободе и, конечно, о любви. Но обо всём по порядку.

^ II. Проверка домашнего задания.

Начнём с теста «Факты из жизни Франсуазы Саган», чтобы проверить, насколько хорошо вы познакомились с биографией писательницы.

1. Настоящее имя Франсуазы Саган

2. На какой фотографии запечатлена Франсуаза Саган?

3. Образование Ф.Саган получила …

А) в университете Сорбонна

Б) в Оксфордском университете

В) она не училась в университете

4. Первый роман, принесший ей всемирную известность

^ А) «Немного солнца в холодной воде»

5. Писатели, изменившие жизнь Франсуазы Саган

^ А) Лев Толстой и Фёдор Достоевский

Б) Поль Сартр и Альбер Камю

В) Гюстав Флобер и Оноре де Бальзак

6. В каком возрасте она написала свою первую книгу?

7. Продолжите высказывание: «Главная тема всех романов писательницы…»

Б) взаимоотношения человека с природой

В) любовь, одиночество, неудовлетворённость жизнью

8. Какой награды была удостоена Франсуаза Саган?

В) литературной премии князя Монако

Количество правильных ответов – это балл, который вы выставляете в лист самооценки, который лежит перед вами.

^ III. Изучение нового материала.

Вы прочитали роман «Немного солнца в холодной воде», и наш сегодняшний урок будет посвящён именно этому произведению.

Запишите тему урока « Человек, убивший надежду на счастье (по роману Ф.Саган «Немного солнца в холодной воде»)»

Эпиграфом я выбрала слова французского мыслителя Франсуа де Ларошфуко: «Трудно любить тех, кого мы совсем не уважаем, но ещё труднее любить тех, кого уважаем больше, чем самих себя». Запишите их.

Хочу вас предупредить, что на уроке мы так или иначе будем вспоминать разных литературных героев, живших в разное время и созданных воображением разных писателей. Прошу быть внимательными и записывать эти имена. В листе самооценки есть соответствующая графа.

— Вы помните, в каком году Саган написала роман?

Фабула её романа проста: «Герой встретил женщину. Она замужем. Они полюбили друг друга. Она уходит от мужа к герою. Через некоторое время понимает, что он не любит её, как раньше. Героиня лишает себя жизни».

— Вам ничего не напоминает эта история?

— В каком году был написан роман?

Как видите, почти столетие отделяет время написания произведений, их объединяет одна тема, но проблемы в обществе разные, поэтому и причины трагедий разные.

Литература 20 века так или иначе связана с различными явлениями общественной жизни. Даже размышления о любви проходят на фоне социально-политических потрясений. На первый взгляд кажется, что Саган тему любви оставляет в рамках частной жизни человека. Но так ли это? Как вы думаете?

Да, действительно. Ведь жизнь парижской богемы, к которой принадлежат многие её герои, показывает падение современных нравов, что как раз и является социальным фоном.

Главный вопрос, на который мы сегодня должны найти ответ:

— Каковы причины трагедии человека, потерявшего смысл жизни ?

— Депрессия: болезнь или леность души?

— В чём заключается формула любви?

— Каков смысл названия романа?

— К какой жанровой разновидности мы можем отнести роман?

(Автор исследует внутренний мир Жиля Лантье)

(Психологический роман — разновидность романа, в котором автор ставит целью изображение и исследование «внутреннего мира человека» и «тончайших движений его души»)

Действительно, роман любовный и психологический.

Есть ещё одна особенность прозы Саган: довольно ограниченное количество персонажей.

Назовите главных героев романа.

(Натали Сольвинер и Жиль Лантье)

Итак, герой романа — Жиль Лантье.

(Нежелание что-либо делать, безразличие ко всему, неспособность получать удовольствие, потеря интереса к жизни)

— Что он предпринимает в связи со своим состоянием?

— Как происходит его излечение?

— Вам никого, тоже излечившегося от скуки с помощью женщины,

(Да, «скучающий эгоист» Печорин)

— Какие черты характера Жиля вы можете отметить?

Жиль вылечился от своей депрессии.

— Кто же она, та, которая вернула Жиля к жизни?

Ролевая игра. ( ^ Приглашаем перевоплотиться одну из одиннадцатиклассниц)

Попробуем задать вопросы самой Натали. Представь себя на месте героини. Представила?

— Тогда расскажите, Натали, о своей жизни, об интересах, о занятиях.

И ещё вопрос, который интересует всех представительниц прекрасного пола:

— Вы можете ответить, почему вы полюбили Жиля?

^ IV. Проверка домашнего задания

Итак, мы заговорили о любви, поэтому пришло время проверить домашнее задание.

Вы писали сочинение на тему «Моя формула любви», должны были выделить ключевые слова. Их мы будем записывать, эти компоненты нашей формулы любви. Пожалуйста!

(Учащиеся читают сочинения )

— Вы согласны со всеми составляющими нашей формулы?

Да, действительно, как можно было Бэле полюбить Печорина? Как Маргарита могла полюбить Мастера и отказаться от благополучной, обеспеченной жизни, да ещё продав свою душу Сатане, чтобы хоть что-то узнать о любимом? Как Натали могла полюбить Жиля?

Оказывается, любить способны не все. А только те, кто может отдавать всего себя.

Вот почему наша Натали не смогла ответить на вопрос, почему полюбила Жиля.

Любят не за что-то, любят душой, сердцем. Поэтому я бы в нашу формулу добавила ещё одну составляющую – дар.

— Вы знаете ещё литературных героев, которые обладали этим даром? (Желтков из повести А. Куприна «Гранатовый браслет»)

— Обладал ли даром любить Жиль? Почему вы так считаете?

Знаете, на форуме сайта, посвящённого Саган, я нашла такую запись:

«Мне показалось, что роман не о любви или страсти, а прежде всего об эгоизме».

— Вы согласны с этим мнением? Почему?

Натали сильнее Жиля. Она порывает с мужем, но ей недостаточно любовника-парижанина, парижских развлечений. Она находит работу.

— К чему приводит эгоизм Жиля?

— Мы говорили уже о том, что фабула романа Саган с фабулой романа «Анна Каренина». Но одинаковы ли причины, побудившие этих двух героинь свести счёты с жизнью?

Вронский из-за Карениной оставил свет, пожертвовал карьерой. И Анна Каренина своей смертью выносит приговор лицемерному высшему свету, т.е. обществу. А Натали – мужчинам, ленивым, трусливым, свободным от обязательств.

По-сагановски открытым остаётся вопрос: «Почему Натали покончила с собой»? Вы можете на него дать ответ?

И ещё одно. Писательница не рассказывает нам о том, как развиваются события после смерти Натали. Что произошло с Жилем.

Я предлагаю над этим поразмышлять дома. Запишите Д/З: сочинение «Жизнь Жиля Лантье после смерти Натали».

А мы можем подвести итоги.

— Что же такое депрессия Жиля: болезнь или что-то другое?

( Неспособность любить другого, отказ от ответственности в любви, который привёл к духовной катастрофе)

— Своему роману Саган дала очень красивое название. Откуда эти строки?

— Как называется стилистическая фигура которая содержит явное указание или намёк на литературный факт, закреплённый в тексте произведения?

Есть литературоведческое понятие – названия-аллюзии – книги, названия которых содержат цитату из другого литературного произведения. Таким произведением является роман Ф.Саган.

— Каков смысл названия романа?

Солнце- любовь Натали, холодная вода – душа Жиля, может, общество, по законом которого он живёт.

Сегодня на уроке мы вспоминали разных героев художественной литературы. Давайте проверим, были ли вы внимательны.

Заключительное слово учителя.

В 20 веке трагедия человека, потерявшего смысл жизни, оказалось основной проблемой художественной литературы. Писатели разных художественных традиций искали смысл человеческого существования именно в понятиях любви. Но возможности нравственной победы человека связаны с его собственным выбором, его индивидуальным решением. Уже не страшные силы социально-политической системы влияют на его судьбу. В произведениях Ф.Саган человек сам оказывается той силой, которая разрушает отношения. Даже если он объясняет своё состояние депрессией. Кстати, сегодня фраза «у меня депрессия» — речевой оборот, обозначающий плохое настроение, а вовсе не психическое расстройство. Психиатры же говорят, что лишь 7% из всех, кто жалуется на депрессию, действительно нуждаются в серьёзном лечении. А причины болезни в сильнейших нервных потрясениях. Каких не наблюдалось в пустой жизни Жиля.

— Кстати, кого ещё в романе поражал этот недуг?

Есть замечательный совет врача- психотерапевта, помните его: «Человек — это сосуд, в котором горит свет. В тебе этот свет постепенно гаснет, и когда он совсем потухнет, ты умрешь. Нет, физически ты будешь продолжать существовать, но больше не сможешь почувствовать себя счастливым. И пусть тебе кажется, что тебе сто лет, что сосуд стар, а свету давно пора погаснуть, его необходимо внутри себя поддерживать. А единственный способ поддерживать в себе огонь — отдавать его другим. Чем больше отдаешь, тем больше у тебя остается».

источник

Франсуаза Саган написала роман «Немного солнца в холодной воде» в 1969 году. Издательство «Фламмарион» в том же году его опубликовало, а на русский язык роман был переведен в 1972 году. Основой сюжета стала история журналиста, у которого была острая депрессия, кроме того прослеживаются его отношения с любящей женщиной.

Работать над романом писательница начала в 1968 году после приезда в Ирландию, где она стала жить в заброшенном доме вместе с близкими, а продолжила писать произведение в Индии. Прочитайте краткое содержание романа «Немного солнца в холодной воде».

Журналист Жиль Лантье, которому сейчас тридцать пять лет, в депрессии. Почти каждый день он просыпается на рассвете, и сердце его колотится от того, что он называет страхом перед жизнью. У него привлекательная внешность, интересная профессия, он добился успеха, но его гложут тоска и безысходное отчаяние. Он живет в трехкомнатной квартире с красавицей Элоизой, работающей фотомоделью, но духовной близости с ней у него не было никогда, а теперь она перестала привлекать его даже физически. Во время одной вечеринки у его приятеля и коллеги Жана Жиль, отправившись помыть руки в ванную комнату, вдруг почувствовал там неизъяснимый ужас при виде маленького розового кусочка мыла. Он протягивает руки, чтобы взять его, и не может, словно мыло превратилось в какое-то маленькое ночное животное, притаившееся во мраке и готовое поползти по его руке. Так Жиль обнаруживает, что, скорее всего, у него развивается психическая болезнь.

Жиль работает в международном отделе газеты. В мире происходят кровавые события, пробуждающие у его собратьев щекочущее чувство ужаса, и еще не так давно он тоже охотно ахал бы вместе с ними, выражая свое негодование, но сейчас он испытывает от этих событий только досаду и раздражение оттого, что они отвлекают его внимание от подлинной, его собственной драмы. Жан замечает, что с его другом творится что-то неладное, пытается как-то встряхнуть его, советует либо поехать отдохнуть, либо отправиться в командировку, но безуспешно, потому что Жиль ощущает неприязнь к любого рода деятельности. За последние три месяца он практически перестад встречаться со всеми друзьями и знакомыми. Доктор, к которому обратился Жиль, выписал ему на всякий случай лекарство, но объяснил, что главное лекарство от этой болезни — время, что нужно просто переждать кризис, а главное — отдохнуть. Такой же совет дает ему и Элоиза, у которой несколько лет назад тоже было нечто подобное. Жиль в конце концов внимает всем этим советам и отправляется отдыхать к своей старшей сестре Одилии, живущей в деревне под Лиможем.

Когда он прожил там, не испытав никакого улучшения, две недели, сестра вытаскивает его в гости в Лимож, и там Жиль знакомится с Натали Сильвенер. Рыжеволосая и зеленоглазая красавица Натали, жена местного судейского чиновника, ощущает себя королевой Лимузена, то есть той исторической области Франции, центром которой является Лимож, и ей хочется понравиться приезжему парижанину, к тому же журналисту. Мало того, она с первого взгляда влюбляется в него. Но у сердцееда Жиля на этот раз нет ни малейшей склонности к любовным приключениям, и он спасается бегством. Однако на следующий день Натали сама заезжает к его сестре в гости. Между Жилем и Натали быстро завязываются любовные отношения, в которых инициатива постоянно принадлежит ей. У Жиля появляются первые признаки выздоровления и возрождения интереса к жизни.

А между тем в Париже в его газете освобождается место заведующего редакцией, и Жан предлагает кандидатуру Жиля, который в связи с этим вынужден срочно возвратиться в столицу. Все складывается как нельзя лучше, и Жиля утверждают в должности. Однако, хотя он и мечтал уже давно об этом повышении по службе, теперь этот успех не слишком сильно волнует его. Ибо мыслями своими он находится в Лиможе. Он понимает, что серьезно влюбился, не находит себе места, постоянно звонит Натали. И объясняет ситуацию Элоизе, которая, естественно, тяжело страдает от необходимости расстаться с Жилем. Проходит всего три дня, а Жиль уже снова мчится в Лимож. Отпуск продолжается. Любовники проводят вместе много времени. Однажды Жиль оказывается на вечере, организованном Сильвенерами в их богатом доме, где, как отмечает опытный взгляд журналиста, подавляла вовсе не роскошь, которой парижанина не удивишь, а ощущение прочного достатка. На этом вечере у Жиля происходит разговор с братом Натали, который откровенно признается ему, что он в отчаянии, потому что считает Жиля слабым, безвольным эгоистом.

Натали и раньше выражала готовность бросить мужа и ехать за Жилем хоть на край света, а этот разговор подталкивает Жиля к более решительным действиям, и он решает как можно скорее увезти ее к себе. Наконец отпуск заканчивается, Жиль уезжает, и через три дня — чтобы соблюсти приличия — Натали приезжает к нему в Париж. Проходит несколько месяцев. Жиль постепенно осваивается с новой должностью. Натали посещает музеи, театры, осматривает достопримечательности столицы. Потом устраивается на работу в туристическое агентство. Не столько из-за денег, сколько для придания своей жизни большей осмысленности. Все идет вроде бы хорошо, но в этих отношениях появляется первая трещина. Главный редактор, он же владелец газеты, пригласивший Жиля, Натали и Жана поужинать, самодовольно цитирует Шамфора, заявляя, что эти слова принадлежат Стендалю. Натали, женщина начитанная и в то же время бескомпромиссная, поправляет его, чем вызывает неудовольствие и у начальника, и у слабохарактерного, склонного приспосабливаться Жиля. И вообще он все больше и больше оказывается во власти раздирающих его противоречий. В его душе зреет конфликт между любовью к Натали, благодарностью ей за свое чудесное исцеление и тоской по прежней вольготной жизни, жаждой свободы, желанием чувствовать себя самостоятельным и больше общаться, как в прежние времена, с приятелями.

Поехав по случаю болезни и смерти тетки в Лимож, где муж уговаривает ее остаться, Натали сжигает за собой все мосты и делает окончательный выбор в пользу Жиля. Опрометчивый шаг, как вскоре выясняется. Однажды утром Жиль приходит в редакцию сияющий: накануне вечером он написал очень хорошую статью о событиях в Греции, связанных с приходом к власти «черных полковников». Он читаетее Натали, она восхищается этой статьей, и Жиль ощущает подъем сил. Это для него очень важно, потому что в течение последнего времени у него было что-то вроде творческого кризиса. Похвалили статью и главный редактор, и Жан. А после того как они выпустили в тот день газетный номер. Жиль приглашает Жана к себе домой. Они устраиваются в гостиной, выпивают кальвадос, и тут Жиль обнаруживает в себе неодолимую тягу к психоанализу. Он начинает объяснять Жану, что когда-то Натали здорово помогла ему, согрела его и вернула к жизни, но что теперь ее опека душит его, ему в тягость ее властность, прямолинейность и цельность. При этом он признает, что упрекнуть подругу ему не в чем, что виноват скорее он сам, точнее, его вялый, слабый, неустойчивый характер. К этому анализу, как отмечает автор. Жилю следовало бы добавить, что он не может и помыслить себе жизни без Натали, но в порыве гордости и самодовольства, видя явное сочувствие друга и собутыльника, он избавляет себя от этого признания. А совершенно напрасно. Потому что тут вдруг обнаруживается, что Натали в этот момент была вовсе не на работе, как они предполагали, а рядом, в спальной комнате, и слышала весь разговор от начала до конца. Правда, выйдя к друзьям, она им этого не сказала. Она выглядит вроде бы спокойно. Перебросившись с друзьями двумя-тремя словами, она выходит из дома. Несколькими часами позже выясняется, что она пошла вовсе не по делам, а сняла комнату в одном из отелей и приняла там огромную дозу снотворного. Спасти ее не удается. В руках у Жиля оказывается ее предсмертная записка: «Ты тут ни при чем, мой дорогой. Я всегда была немного экзальтированная и никого не любила, кроме тебя».

Вы прочитали краткое содержание романа «Немного солнца в холодной воде». Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

источник

Франсуаза Саган (Куаре) — французская писательница, драматург. Изучение творческого пути романистки. Авторские романы о хрупкой любви. Раскрытие проблемы «потерянного поколения». Тема женской судьбы в романе «Немного солнца в холодной воде» (1969).

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»

Реферат по французской литературе

Франсуаза Саган «Немного солнца в холодной воде»

Сейчас наш рынок заполонили бульварные «женские» романы. Мне жаль тех, кто ими увлекается. Это всё равно, что смотреть сериалы или ходить в лес в скафандре. В них нет места жизни, уму, настоящему чувству.

А вот романы французской писательницы Франсуазы Саган — это настоящие романы, написанные женщиной и для женщин. В них столько чувства, так много вкуса!

И первое произведение, принесшее ей славу, «Здравствуй, грусть!», и второе «Смутная улыбка», написаны с нарочитым спокойствием. Трагическая окраска происходящего медленно проступает через бесстрастное повествование и аккуратный точный синтаксис фраз. Героини как будто отворачиваются от нас, чтобы мы не видели их слёз.

Франсуаза Саган (Куаре) (21 июня 1935 — 24 сентября 2004) французская писательница, драматург.

Родилась в местности Кажар. Девочка превосходила ровесниц по уровню интеллекта, хотя была очень недисциплинированной. После провала в её обучении (в 1953 не сдала вступительный экзамен в Сорбонне), в свои 19 лет стала известной благодаря публикации своей первой новеллы «Здравствуй, грусть» (1954), которая имела блестящий успех в обществе и у критиков. Саган, которую Франсуа Мориак назвал «очаровательным монстром», получила благодаря этой новелле Премию Критики, среди таких опытных авторов, как Жан Гвиттон. Саган шокировaла учителей французского среднего класса своей простой историей об одной несовершеннолетней девочке, чувствительной и аморальной, обманувшей легкомысленного отца вместе с его любовницей, которая ей не нравится, рассказанной во фрагментарном и разочарованном стиле. Эта новелла изображает, прежде всего, внутренний мир самой Саган, который уже не изменится с тех пор: светский внутренний мир, состоящий из праздных и поверхностных людей, находящихся в поиске более убедительной реальности, чем тот мир, в котором они живут. Эта новелла считалась не только отражением несомненной чувствительности эпохи (явно своеобразной своим весёлым безразличием перед лицом решения литературного арбитража других писателей, например Сартра), но и началом определённого стиля женской литературы.

Обучалась в частных школах Франции и Швейцарии, в Парижском университете.

Известность Саган принесла первая повесть «Здравствуй, грусть» (1954), опубликованная, когда ей было 19 лет. Повесть была переведена на 30 языков мира, а затем экранизирована. За этим произведением последовали и другие романы, и многочисленные рассказы, пьесы, повести, например «Любите ли вы Брамса?» (1959), «Немного солнца в холодной воде» (1969), «Потерянный профиль» (1974), «Нарисованная леди» (1981), «Уставшая от войны» (1985).

Все произведения Франсуазы Саган — о любви, одиночестве, неудовлетворенности жизнью; они отличаются ясностью повествовательной манеры и точностью психологического рисунка.

Франсуаза Саган дважды выходила замуж. В 1958 году за сорокалетнего издателя Гая Шуэллера, а затем в 1962 году — за молодого американца Боба Уэстхоффа, лётчика, сменившего штурвал самолёта на профессию модели. От второго брака остался сын Дэни Уэстхофф.

Создавая романы про хрупкую любовь, сама она то и дело становилась героиней скандальных светских хроник, сама себя называя «прожигательницей жизни». В её жизни было множество скандалов, неуплаченных налогов, странных замужеств, автомобильных аварий, шикарных яхт, пристрастие к наркотикам и алкоголю, условные тюремные сроки, азартные игры — и в конце жизни бедность, несмотря на все полученные ею гонорары. Умерла Франсуаза Саган 24 сентября 2004 от лёгочной эмболии.

франсуаза саган роман творческий

Новеллы Саган были благоприятно восприняты, несомненно, искушённой публикой, сначала благодаря фольклору латинского квартала, его смутно экзистенциалистскому климату, так же как и форме написания «объективной», более внушающей определённые мысли, чем убеждающей. Её новеллы, характеризующиеся малым количеством персонажей и краткими описаниями, отличаются открытой выдержанностью интриги, обозначенной схемой любовного треугольника. Считается, что психология персонажей Саган уходит корнями в психологию Фицджеральда), но у него они находятся в навязчивых идеях о своём прошлом, в то время как герои Саган, такие как Джиллес в «Немного солнца в холодной воде», понимают, что жили всегда в мошенническом и скучном мире и не возвращаются в своё прошлое. Конечно, они блестящие, этот блеск прежде всего интеллектуальный, но также эгоцентрический. Кроме того, несмотря на то что Саган на протяжении многого времени была объектом скандалов в прессе и обнаружила на протяжении всей своей жизни чёткое волеизъявление освободиться от всех норм, конечно, созданные ею женские персонажи соответствуют мнению и желаниям мужчин. После «Здравствуй, грусть» появились другие успешные новеллы, все они основывались на теме любви, грусти и меланхолии: «Смутная улыбка» (1956); «Через месяц, через год» (1957); «Любите ли Вы Брамса?» (1959) и «Волшебные облака» (1961). Другими её произведениями были «Капитуляция» (1965), «Страж сердца» (1968), «Немного солнца в холодной воде» (1969), «Бархатные глаза» (1975), «Смятая постель» (1977), «Нарисованная леди» (1981), «Бегство» (1991) и «Недовольный пассажир» (1994). Обвиняемая в приверженности беллетристике, искусственной и однотонной, Саган продемонстрировала способности работать в других литературных жанрах. Например, написала театральные пьесы «Скрипачи иногда причиняют вред» (1961) и «Лошадь исчезла» (1966), а также написала биографию Сары Бернар озаглавленную ею «Дорогая Сара Бернар» (1987) и автобиографические произведения, такие как «Удары в душу» (1972) и «С моим лучшим воспоминанием» (1984).

На протяжении своего творческого пути романистка не раз обращалась и продолжает обращаться к различным жанрам (новеллистике, драматургии, журналистике), однако известность Саган получила именно как прозаик. Жанр романа был и остается основным видом ее литературной деятельности, в котором наиболее полно проявились характерные особенности ее творчества.

Яркая личность Ф.Саган, с юных лет ставшей литературной звездой, всегда привлекала к себе интерес публики и внимание критиков. Восприятие писательницы как некоей популярной фигуры, отразившей в своем творчестве некоторые характерные особенности своего времени, определило и соответствующий подход к исследованию ее творчества, при котором Саган обычно рассматривается как своеобразный социологический феномен, заслоняющий собой творческий облик писательницы. Во французском литературоведении критическая литература, посвященная творчеству Саган, представлена монографиями Ж.Мурга, Ж.Урдена и Ж.Лами, а также многочисленными статьями, содержащими рецензии на ее произведения, посвященными анализу тех или иных аспектов ее творчества и причин ее популярности (П.де Буадеффр, Ж.Ган, М.Надо, Ф.Сенар, ПВандром, А.Вийлор)

Совершенно с другой точки зрения подходит к изучению творчества Саган ряд англоамериканских исследовательниц, представляющих феминистическую литературную критику и рассматривающих романы писательницы с точки зрения воплощения в них женской проблематики (Дж.Г.Миллер, В.А.Липтон, М.В.Сент-Онж).

Героини Саган без сожаления отвергают традиционную роль хранительницы домашнего очага, которую общество предлагает женщине, и в то же время отказываются от выполнения своей социальной роли, от самоутверждения в профессиональной сфере. Объяснение подобному решению женской темы в творчестве Саган следует искать в мироощущении автора, проникнутого послевоенным пессимизмом. Отсутствие в романах Саган темы материнства, столь характерной для произведений женщин-писательниц объясняется тем, что в литературе с образами детей обычно связана тема будущего, в то время как Ф.Саган, подобно большинству авторов «потерянного поколения», скептически настроена относительно будущего своих героев.

Что же касается отрицательного отношения героинь Саган к трудовой деятельности, то оно, вероятно, идет от убеждения писательницы в том, что труд, в том виде, в каком его предлагает современное общество, не соответствует внутренним потребностям личности, поскольку иосит в основном принудительный, антигуманный характер. В произведениях писательницы работа почти всегда предстает лишь либо как средство обеспечения жизни, либо как способ заполнить пустоту существования. Воспринимаемая таким образом, она не приносит ее героиням внутреннего удовлетворения, а вызывает лишь чувство протеста и стыда. С учетом взглядов писательницы на трудовую деятельность, в которых опять же чувствуется ее близость «потерянным» авторам, становится ясно, что социальная пассивность героинь Саган обусловлена не их женской природой, как предполагает фрейдистская концепция женщины, рассматривающая ее как существо, склонное к «пассивности, нарциссизму и мазохизму», но диктуется, в первую очередь, особенностями социальной среды. Социальная пассивность героинь Саган в этом случае предстает как протест против общества, не дающего им возможности реализовать себя в жизни. Однако протест героинь Саган несостоятелен, поскольку, отказавшись от выполнения традиционной женской роли жены и матери, от самоутверждения в профессиональной сфере, они не нашли ничего более достойного, что оправдало бы их существование, придало ему смысл.

Описывая очередную грустную историю своей героини, Саган на этот раз вводит в роман некоторые социальные мотивы, показывая роль денег в сфере чувств и воздействие потребительской идеологии на женскую психологию. В отличие от других авторов, поднимающих в своем творчестве тему «потребительского общества», Саган, оставаясь верной самой себе и ограничиваясь изображением личных взаимоотношений героев, исследует в своих романах скорее духовный, чем социальный аспект проблемы, показывая проникновение нравов, порожденных «потребительским обществом», в сферу.

В романе «Немного солнца в холодной воде» (1969) тема женской судьбы приобретает еще более трагическое звучание. Как и для предыдущих героинь писательницы, любовь для Натали имеегг необычайно большое значение, поскольку является для нее единственным способом самовыражения. Крах любви воспринимается как потеря смысла жизни. Поэтому Натали, ощущающая это острее других героинь писательницы, кончает жизнь самоубийством.

В пессимистической трактовке Саган темы женской судьбы, любви, человеческих взаимоотношений ощущается некоторая связь с теорией экзистенциализма. В 50-е годы экзистенциализм перестал оказывать непосредственное воздействие на литературу, но сохранил на нее косвенное влияние, поскольку идеи Сартра, нало-жившись на царившие после войны пессимистические настроения, были усвоены многими молодыми писателями, прокламирующими отказ от сартровского экзистенциализма, его идеи ангажированности. Безусловно, интеллектуальный климат послевоенной Франции не мог не оказать своего воздействия на формирование мировоззрения Ф.Саган. Однако идеи философа получили в ее произведениях своеобразное преломление. Применительно к писательнице было бы справедливо говорить о «бытовом» экзистенциализме. Описывая любовные драмы своих персонажей, Саган не погружается в философские глубины, а скорее интуитивно воплощает на бытовом уровне идеи, созвучные сартровским, как бы перенося их из области чистой философии в повседневную жизнь.

Следует отметить, что Саган поднимает данную проблему не только в отношении женских персонажей, но и в отношении героев-мужчин, которые также не могут найти себе места в жизни. Выходя таким образом за рамки женской темы, писательница поднимается до осмысления всеобщей, универсальной проблемы смысла жизни и человеческого предназначения. Особенности мироощущения Саган обусловили пессимистическое решение темы человеческой судьбы в ее творчестве и настойчивое звучание в ее произведениях мотива неудавшейся, несостоявшейся жизни. Тем не менее, сквозь безнадежность жизненной концепции в романах Саган неизменно проступает вера писательницы в человека, в его способность жить и любить. И именно в этой особенности ее произведений заключается своеобразный «грустный» гуманизм Ф.Саган.

«Немного солнца в холодной воде»

Самый пронзительный роман — это роман «Немного солнца в холодной воде». Эти слова из стихотворения Поля Элюара необыкновенно красивы: «И грусть моя подобна солнцу в холодной воде». Этот эпиграф нам помогает понять основную мысль романа. Солнце не согрело воду, оно лишь на мгновение осветило её. Великая любовь не изменила обыденность, а только вызвала глубокую грусть по несбыточному.

Жиль Лантье, преуспевающий журналист, мучается из-за депрессии. Жизнь его легка и безоблачна. Нетребовательные и весёлые подружки, интересная работа, никаких материальных затруднений. Отчего же так тяжело ему? Жиль мчится вон из Парижа, уезжает в тихий городок, где живёт его сестра. Там размеренное правильное существование поначалу не облегчает его страданий. Но встреча с Натали и Сильвенер всё меняет.

Ф. Саган описывает потрясающую женщину. Она красива, естественна, умна, элегантна. У неё отличная семья, обеспеченная жизнь. Натали влюбляется в Жиля просто с первого взгляда. «Экзотическая птица», залетевшая из столицы, поражает её воображение. Да к тому же он глубоко несчастен. Это просто разит наповал. Она, очевидно, как Анна Каренина, до этого часа и не знала, что есть на свете любовь.

Вообще в произведениях Саган женщины всегда удивительные, прямо, как у Чехова: «и лицо, и одежда, и мысли. » Вот и жили бы наши герои в уютном красивом доме на берегу реки. Но Жиля влечёт Париж, город-праздник. Натали едет с ним, предупредив о том, что она сразу же покинет его, если поймёт, что любви больше нет. Жиль, как и Вронский над словами Анны: «Вы пожалеете. Но будет поздно», не слишком задумывается над этой странной для начала счастливой любви фразой.

Влюблённые уезжают в Париж. Как счастливы Жиль и Натали! Я им просто завидую. Оба умны — и им интересно вдвоём, оба молоды и красивы — и их страсть неутолима. Ну просто пример для подрастающего поколения!

Однако чудовищное противоречие между великим даром любви, которым наделены люди, и его нелепым, искажённым воплощением в жизни всё погубило. Жизнь, к которой привык Жиль, несовместима с высокой любовью. Он мельче душой, чем Натали.

Натали ещё только познакомилась с Жаном, а уже чувствует его пустую завистливую душонку. Жан же оторопел, поняв, какое сокровище, какое счастье попалось Жилю. Жан думает, что ловелас Жиль недостоин такой женщины. И ещё понимает, что теряет товарища холостяцких забав. Жан действует как змей-искуситель, толкает приятеля на привычный путь. Жиль упирается: он искренне любит Натали. И всё же подленькая мыслишка совместить новую и прежнюю жизни уже поселилась в его голове.

Он ещё не понимает, что Натали любит серьёзно, самоотверженно, на всю жизнь. Пустым безучастным голосом человека, в котором выгорело всё дотла рассказывает герой о последнем дне жизни Натали. Как будто нарочно пришли они с Жаном к Жилю домой и затеяли опасный разговор. Друг подталкивает Жиля к выводу, что Натали уже тяготит его. Не чувствовал этого он, просто неловко было показать Жану, что былого цинизма нет, что есть только любовь к Натали.

А потом — как наш герой панически испугался, когда понял, что их разговор могла услышать Натали! Но и тут ему не хватило смелости покаяться, объясниться. Он должен был обнять её, уткнуться своей непутёвой головой ей в колени, сто раз должен был сказать, как любит её. Должен был, но не сделал этого. Решил, что объяснится потом. Времени, общего для Жиля и Натали, уже не было. Он лихорадочно ищет возлюбленную, понимая, что уже поздно. Герой вспоминает слова Натали, сказанные ею в тихом городке на берегу реки.

Эти драматические страницы никого не оставляют равнодушными. Слёзы поневоле выступают: так неотвратимо и так печально всё происшедшее. Франзуаза Саган сама всегда плакала над судьбой своих героинь, чей душевный порыв разбивается о пагубную для них «среду обитания»: над Натали, Анной, Доминикой. Потому и являются книги Саган бестселлерами уже более сорока лет, что главная их тема — гибель любви. И воплощена эта тема в самую изысканную форму.

Список используемой литературы

1. Проблема «потерянного поколения» в творчестве Ф.Саган // Молодые ученые российскому образованию. Межвузовский сборник научных трудов. Кострома: Издательство КГПУ им.Н. А.Некрасова, 1995. С.40-44.

2. Тема «потребительского общества» во французской женской литературе // Вузовская наука — образованию и производству. Кострома: Издательство КГПУ им.Н,А.Некрасова, 1996. С.22-24.

3. Материалы интернет-ресурса «Wikipedia»

Обзор биографии Ф. Саган — французской писательницы и драматурга. Анализ ее творческого метода. Тема «потерянного поколения» в произведениях писательницы. Воплощение «женской» темы в творчестве Саган, его художественное значение и связь с традицией.

реферат [31,2 K], добавлен 13.05.2015

Статус заглавия, его основные функции, классификации. Взаимодействие заглавия и текста. Типология заглавий в творчестве французской писательницы Франсуазы Саган. Метафоричность, интертекстуальность заглавий романов и проблема их перевода на русский язык.

дипломная работа [92,6 K], добавлен 24.07.2017

Тема социальной утопии, надежды на лучшую жизнь, на справедливую и честную власть, социальное равенство в романе Томмазо Кампанелла «Город Солнца». Всеобщая трудовая повинность, религия в Городе Солнца. Система управления островом и социальный строй.

курсовая работа [34,3 K], добавлен 10.11.2014

История писательской карьеры Вирджинии Вульф — английской писательницы, критика, литературоведа, переводчика, одной из основательниц издательства «Хогарт Пресс». Модернизм в Англии. Представление женщины как «гения домашнего очага» в романе «К маяку».

реферат [30,5 K], добавлен 30.01.2013

Тема любви в мировой литературе . Куприн-певц возвышенной любви. Тема любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Многоликость романа «Мастер и Маргарита». Тема любви в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Две картины смерти влюбленных.

реферат [42,3 K], добавлен 08.09.2008

Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 гг. Жизнь и творчество А. Солженицына. Мотивы лирики М. Цветаевой, особенности прозы А. Платонова, основные темы и проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», тема любви в поэзии А.А. Блока и С.А. Есенина.

книга [1,7 M], добавлен 06.05.2011

Начало творческого становления А. Ахматовой в мире поэзии. Анализ любовной лирики поэтессы. Отображение женской души в ее стихах. Характерные черты ее поэтической манеры. Любовь – «Пятое время года». Верность теме любви в творчестве поэтессы 20-30 гг.

реферат [25,1 K], добавлен 11.01.2014

Тема религии и церкви в романе. Раскрытие темы греха в образах главных героев (Мэгги, Фиона, Ральф), в их мыслях, отношениях и способностях чувствовать свою греховность, вину. Анализ образов второстепенных героев романа, раскрытие в них темы покаяния.

курсовая работа [52,7 K], добавлен 24.06.2010

Тема судьбы народа в годы революции и гражданской войны. Отличие изображения войны М. А. Шолоховым от других авторов. Средства, с помощью которых М. А. Шолохов написал свой великий роман – эпопею «Тихий Дон». Проблема войны, ее влияние на судьбы людей.

реферат [82,7 K], добавлен 28.11.2008

Тема любви в произведениях зарубежных писателей на примере произведения французского писателя Жозефа Бедье «Роман о Тристане и Изольде». Особенности раскрытия темы любви в произведениях русских поэтов и писателей: идеалы А. Пушкина и М. Лермонтова.

реферат [39,3 K], добавлен 06.09.2015

источник

Тридцатипятилетний журналист Жиль Лантье преуспел в жизни. У него привлекательная внешность, хорошая работа и красивая любовница Элоиза, с которой он живёт в трёхкомнатной квартире. Тем не менее, Жиль всё чаще ощущает страх перед жизнью. Негативные переживания особенно часто посещают его в утренние часы, когда Лантье просыпается. Постепенно приступы безысходности усиливаются. Однажды Жиль был в гостях у своего друга. Зайдя в туалет помыть руки, он заметил, что испытывает чувство глубокого отчаяния при виде маленького кусочка мыла. Жиль пытается прикоснуться к нему, но страх пересиливает.

Лантье работает в международном отделе печатного издания. Ежедневно ему приходится сталкиваться с многочисленными катастрофами и кровавыми событиями, происходящими в мире. Ещё совсем недавно Жиль приходил в ужас, узнав о том или ином происшествии. Однако теперь даже эта информация не может отвлечь его от собственных переживаний. Психологические проблемы Жиля замечает его коллега Жан. Он советует другу отправиться в командировку или путешествие. Но Жиль чувствует, что и это ему не поможет. Журналист обращается к доктору, который также предлагает ему куда-нибудь уехать на время.

Приняв во внимание советы друга и доктора, Жиль отправляется в деревню под Лиможем, где живёт его сестра Одиль. Но и здесь журналист не чувствует облегчения. Однажды Одиль уговорила брата поехать с ней в гости. Главный герой знакомится с Натали Сильвенер, женой местного высокопоставленного чиновника. Натали – очень красивая женщина, привыкшая быть центром внимания. Она хочет покорить парижанина, чтобы лишний раз доказать себе, что её красота может всё.

Жиль не настроен на любовные отношения, и он сразу же даёт понять это своей новой знакомой. Натали не сдаётся и на следующий день сама приезжает в дом Одиль. Красавице удалось добиться своего. Между Натали и Жилем начинается страстный роман. Журналист чувствует, что у него вновь появился вкус к жизни. Между тем в газете, где работает Жиль освободился руководящий пост. Верный друг Жан предлагает кандидатуру Жиля. Лантье вынужден прервать отпуск и вернуться в Париж, где его утверждают в должности. Но карьера уже перестала иметь для Жиля какой-либо смысл. Он чувствует себя по-настоящему влюблённым в Натали.

Мадам Сильвенер оставляет мужа ради молодого парижанина. Жизнь влюблённых постепенно налаживается. Однако и новые отношения дают трещину. Лантье замечает за своей подругой один очень неприятный недостаток: Натали слишком властная женщина. Жиль снова впадает в депрессию. Пригласив к себе домой своего друга Жана, Лантье рассказывает ему о причине своих новых переживаний. Коллеги и не подозревали, что Натали находилась в соседней комнате и всё слышала. Женщина выходит к друзьям и делает вид, что не знает тему разговора. Затем она собирается и уходит из дома, чтобы снять комнату в отеле, где и принимает смертельную дозу снотворного. В предсмертной записке Натали сообщает, что в её смерти никто не виноват, а её единственной любовью всегда был только Жиль.

Главный герой романа успел основательно устать от жизни, несмотря на то, что ему всего 35. Жиль не имеет материальных затруднений, зато в его жизни достаточно психологических проблем. Причиной внутреннего неблагополучия героя автор считает его слабохарактерность. Жиль идёт по жизни на ощупь. Желание проанализировать себя и своё существование по-настоящему приходит к нему только к 35 годам. В этом возрасте Лантье делает вывод о том, что жил неправильно. У него комфортное жильё, в котором он чувствует себя загнанным, престижная работа, которая давно начала его раздражать, и красивая любовница, чья красота оставляет Лантье равнодушным.

Встреча с Натали ненадолго возрождает Жиля. Однако слабохарактерность главного героя приводит к тому, что он снова оказывается заложником новых отношений. Элоиза была виновата в том, что не принимала участия в жизни главного героя. Натали виновата в излишней авторитарности.

Характер главной героини настолько же ярок, насколько эффектна её внешность. Рыжеволосая красавица не привыкла к поражениям. Но в стремлении завоевать сердце Жиля ей движет не только жажда добиться своего. Натали влюблена. Супружеская жизнь давно стала для неё слишком пресной, а бурный роман с молодым парижанином вселяет надежду на новые яркие романтические отношения. Натали никогда не ориентируется на меркантильные интересы. Переехав в Париж, она устроилась на работу, чтобы сделать свою жизнь более осмысленной и материально не зависеть от любовника. Главная героиня очень умна и эрудированна.

Огромными недостатками Натали стали властолюбие и бескомпромиссность. Эти качества портят жизнь не только окружающим, но и самой мадам Сильвенер. Она настолько уверена в своей безупречности, что считает себя вправе делать замечания окружающим и указывать. Натали хочет быть не просто женой, но ещё и матерью. Главная героиня отказывается понимать, что Жиль – давно не ребёнок и в свои 35 лет уже не нуждается в материнской опеке. Натали не пытается выяснить отношения с любимым, поскольку она не способна на компромисс.

Поиск точки опоры в своём окружении – ошибка многих. Кто-то ищет её в страстной любви, кто-то – в детях, а кто-то – в карьере. Найти свою точку опоры пытается и Жиль Лантье. Встреча с Натали привела его к ложному выводу о том, что по-настоящему ему не хватало в жизни только духовной близости. Элоиза красива и сексуальна, но её нельзя назвать родственной душой. Натали – нечто большее, чем просто любовница. Она хочет активно участвовать в жизни любимого человека. Проходит совсем немного времени, и Жиль понимает, что и новая любовь не приносит ему ничего, кроме досады и очередной депрессии.

Даже к концу повествования главный герой так и не смог понять, что точку опоры необходимо искать в самом себе. Красивые женщины и материальное благополучие приходят и уходят. Ни любовница, ни верный друг не смогу заполнить внутреннюю пустоту. Единственный человек, с которым Лантье предстоит жить до конца своих дней – это он сам.

Название романа – «Немного солнца в холодной воде». Франсуаза Саган подбирала для своих произведений такие названия, которые могли бы охватить всё содержание и выразить авторское отношение к нему. Холодная вода – это безрадостное существование Жиля. Натали – немного солнца в этой воде.

Тем не менее, зная вкусы Саган, поклонники не ждут счастливого финала. Влюблённые нашли друг друга, главный герой получил повышение по службе, но счастья не получилось. Солнца, согревшего холодную воду, с каждым днём становится всё больше. В конце концов, вода начинает испаряться. Именно так и происходит с Лантье. Сначала Натали вернула его к жизни, а затем решила эту жизнь присвоить.

Роман Франсуазы Саган “Смутная улыбка” посвящена теме жизненных кризисов, любовных ошибок, измен не столько с точки зрения морали, сколько с авторской позиции.

Еще одна книга Франсуазы Саган “Здравствуй, грусть!” является примером того, как плохой пример жизни родителей заразителен для детей.

Развязку романа можно назвать неожиданной. Уже незадолго до финала читатель предполагает суицид. Однако самоубийцей, по мнению публики, предстоит стать слабовольному депрессивному Жилю, ненашедшему выхода из психологического кризиса. Вместо этого счёты с жизнью сводит сильная и независимая Натали.

источник

«Что ты сделал со своей жизнью?»

Сейчас наш рынок заполонили бульварные «женские» романы. Мне жаль тех, кто ими увлекается. Это всё равно, что смотреть сериалы или ходить в лес в скафандре. В них нет места жизни, уму, настоящему чувству.

А вот романы французской писательницы Франсуазы Саган — это настоящие романы, написанные женщиной и для женщин (хотя и мужчины читают их охот­но). В них столько чувства, так много вкуса!

И первое произведение, принесшее ей славу, «Здравствуй, грусть!», и второе «Смутная улыбка», написаны с нарочитым спокойствием. Трагическая окраска происходящего медленно проступает через бесстрастное повествование и аккурат­ный точный синтаксис фраз. Героини как будто отворачиваются от нас, чтобы мы не видели их слёз.

Самый пронзительный роман — это роман «Немного солнца в холодной воде». Эти слова из стихотворения Поля Элюара необыкновенно красивы: «И грусть моя подобна солнцу в холодной воде». Этот эпиграф нам помогает понять основную мысль романа. Солнце не согрело воду, оно лишь на мгновение осветило её. Великая любовь не изменила обыденность, а только вызвала глубокую грусть по несбыточному.

Жиль Лантье, преуспевающий журналист, мучается из-за депрессии. Жизнь его легка и безоблачна. Нетребовательные и весёлые подружки, интересная работа, никаких материальных затруднений. Отчего же так тяжело ему? Жиль мчится вон из Парижа, уезжает в тихий городок, где живёт его сестра. Там размеренное правильное существование поначалу не облегчает его страданий. Но встреча с На­тали и Сильвенер всё меняет.

Ф. Саган описывает потрясающую женщину. Она красива, естественна, умна, элегантна. У неё отличная семья, обеспеченная жизнь. Натали влюбляется в Жиля просто с первого взгляда. «Экзотическая птица», залетевшая из столицы, поража­ет её воображение. Да к тому же он глубоко несчастен. Это просто разит наповал. Она, очевидно, как Анна Каренина, до этого часа и не знала, что есть на свете любовь.

Вообще в произведениях Саган женщины всегда удивительные, прямо, как у Чехова: «и лицо, и одежда, и мысли. » Вот и жили бы наши герои в уютном красивом доме на берегу реки. Но Жиля влечёт Париж, город-праздник. Натали едет с ним, предупредив о том, что она сразу же покинет его, если поймёт, что любви больше нет. Жиль, как и Вронский над словами Анны: «Вы пожалеете. Но будет поздно», не слишком задумывается над этой странной для начала счастли­вой любви фразой.

Влюблённые уезжают в Париж. Как счастливы Жиль и Натали! Я им просто завидую. Оба умны — и им интересно вдвоём, оба молоды и красивы — и их страсть неутолима. Ну просто пример для подрастающего поколения!

Однако чудовищное противоречие между великим даром любви, которым наделены люди, и его нелепым, искажённым воплощением в жизни всё погубило. Жизнь, к которой привык Жиль, несовместима с высокой любовью. Он мельче душой, чем Натали.

Натали ещё только познакомилась с Жаном, а уже чувствует его пустую за­вистливую душонку. Жан же оторопел, поняв, какое сокровище, какое счастье попалось Жилю. Жан думает, что ловелас Жиль недостоин такой женщины. И ещё понимает, что теряет товарища холостяцких забав. Жан действует как змей-искуситель, толкает приятеля на привычный путь. Жиль упирается: он искренне любит Натали. И всё же подленькая мыслишка совместить новую и прежнюю жизни уже поселилась в его голове.

Он ещё не понимает, что Натали любит серьёзно, самоотверженно, на всю жизнь. Пустым безучастным голосом человека, в котором выгорело всё дотла рассказывает герой о последнем дне жизни Натали. Как будто нарочно пришли они с Жаном к Жилю домой и затеяли опасный разговор. Друг подталкивает Жиля к выводу, что Натали уже тяготит его. Не чувствовал этого он, просто неловко было показать Жану, что былого цинизма нет, что есть только любовь к Натали. Материал с сайта //iEssay.ru

А потом — как наш герой панически испугался, когда понял, что их разго­вор могла услышать Натали! Но и тут ему не хватило смелости покаяться, объяс­ниться. Он должен был обнять её, уткнуться своей непутёвой головой ей в коле­ни, сто раз должен был сказать, как любит её. Должен был, но не сделал этого. Решил, что объяснится потом. Времени, общего для Жиля и Натали, уже не было. Он лихорадочно ищет возлюбленную, понимая, что уже поздно. Герой вспоминает слова Натали, сказанные ею в тихом городке на берегу реки.

Эти драматические страницы никого не оставляют равнодушными. Слёзы по­неволе выступают: так неотвратимо и так печально всё происшедшее. Франзуаза Саган сама всегда плакала над судьбой своих героинь, чей душевный порыв разбивается о пагубную для них «среду обитания»: над Натали, Анной, Доминикой. Потому и являются книги Саган бестселлерами уже более сорока лет, что главная их тема — гибель любви. И воплощена эта тема в самую изысканную форму.

источник

Никто не умел писать о любви так, как Франсуаза Саган. Особенно — о несчастной любви. И бывает ли вообще счастливая любовь? Можно ли назвать любовью роман, в котором нет страсти? А ведь страсть всегда идет рука об руку со страданием.
«Немного солнца в холодной воде» — книга о любви и страсти, о самопожертвовании, о бесконечном ожидании ответного чувства. Здесь все как в жизни, в которой не бывает идеальных отношений.

Все оказалось не так плохо, как я представляла. Что-то меня останавливало хотя и хотела познакомится с автором и в то же время нет. Не могу сказать даже что. Неплохой роман, читается очень скоро и легко.
Как ни странно я понимала именно героя и его страдания, мне его было жаль-от начала до конца этого маленького произведения. С самого начала было ясно, что не подходят они друг другу. И то , что он действительно чувствует себя несвободным рядом с героиней тоже понятно.
И ведь это так и есть, что Натали сама все сделала , чтобы быть с ним, он только соглашался и соглашался.Тот непростой период, когда она помогла ему выйти из депрессии конечно заслуга только ее. Но надо было остановится наверно там, в том моменте.
И потом о Жиле вроде все известно, о его жизни до и после , а про нее? Почему она смогла так поменять свою жизнь? И нельзя наверно так всю себя отдавать кому то. А среда?… да и в наше время она много значит, хотя живем мы вроде в другой.
Мне право не были близки ни один из героев не главных , ни второстепенных, разве что сестра и муж Жиля, обыкновенные люди и похожи на многих , что вокруг.
Все эгоисты и потребители в этом романе получились. И это все же наверно потому, что если хочешь сделать хорошее себе , всегда практически страдает кто-то другой .Все мы разные.
Первая часть книги мне была очень понятна, очень понравилась, а вот второй какая то искусственность чувствуется, неправильность и несерьезность . Героиня там меняется, и хоть меняется герой, он просто возвращается в свою жизнь постепенно, хотя и пытаясь сначала пожить по новым правилам, ее же поведение странно и непонятно мне до самого конца.

Все оказалось не так плохо, как я представляла. Что-то меня останавливало хотя и хотела познакомится с автором и в то же время нет. Не могу сказать даже что. Неплохой роман, читается очень скоро и легко.
Как ни странно я понимала именно героя и его страдания, мне его было жаль-от начала до конца этого маленького произведения. С самого начала было ясно, что не подходят они друг другу. И то , что он действительно чувствует себя несвободным рядом с героиней тоже понятно.
И ведь это так и есть, что Натали сама все сделала , чтобы быть с ним, он только соглашался и соглашался.Тот непростой период, когда она помогла ему выйти из депрессии конечно заслуга только ее. Но надо было остановится наверно там, в том моменте.
И потом о Жиле вроде все известно, о его жизни до и после , а про… Развернуть

Мягкая обложка, 288стр.
Тираж: 5000
Формат: 60×84/32

Un peu de soleil dans l’eau froide arrive quinze ans après Bonjour, Tristesse. Si Françoise Sagan n’a alors plus rien à prouver, elle livre pourtant un roman fourni à la tonalité sombre. Et absolue. « Je crois que c’est la première fois qu’il y a dans un de mes romans un personnage un peu absolu. Dans ma malheureuse littérature, c’est la première passion absolue, le premier drame » confiera-t-elle.

Un peu de soleil dans l’eau froide (1969)

1971 — Un peu de soleil dans l’eau froide (Jacques Deray; France / Italie)

Удивительными эгоистами бывают люди. И, по-моему, это не лечится. Бедный Жиль. Он страдает, плачет, мается от безысходности, впадает в, казалось бы, беспросветную депрессию. Работа его не радует, встречи с друзьями не доставляют былого восторга, родной Париж становится холодным и мрачным, а красавица-модель Элоиза не так уж и красива, как виделось раньше.

И тут появляется Она. Натали. Немного солнца в холодной воде, луч света в тёмном царстве, рука помощи, протянутая утопающему, таблетка, которую хочется бесконечно перекатывать во рту, ибо с ней наступают покой, блаженство, давно забытое ощущение счастья и мальчишечья влюбленность.

Жиль не сделает ровным счетом ничего для их всеобщего счастья, но постарается сделать многое, дабы убить его. Вот почему? Почему люди так быстро отказываются от всего самого хорошего, что с ними случается? Почему они бегут куда-то дальше, надеясь встретить за поворотом лучшее? Откуда берется чувство удушья рядом с близким человеком, с чего вдруг любовь начинает нависать тяжелым ярмом, сдавливая и сковывая тебя со всех сторон?

Видишь ли, когда я с ней познакомился, я был… ну, ты, конечно, помнишь… с меня словно кожу содрали. Бог знает почему, но именно так и было. Она положила меня на пуховую подушечку, согрела, вернула к жизни. Право. Но теперь… Теперь эта подушка давит мне на лицо, душит. Вот оно как. Все, что я любил в ней и что поддерживало меня – ее властность, ее прямолинейность, цельность, – все это обратилось против нее…

Жиль, но ты же с первых минут знал, какая она. И принял её, и полюбил. По моим предположениям Натали должна была бросить француза-неудачника. Он скучен, вял, а об интеллектуальной и культурной пропасти между ними и говорить нечего. Жиль — бесхребетный субъект. Мне сложно понять его жизненную позицию, да и вообще, чего он хочет от жизни? Похоже, об этом не знает он сам. Показалось, даже его работа журналистом отнюдь не любимая.

Несмотря на самые противоречивые чувства к героям книги, мне понравилось! Очень французский роман. Можно же так выразиться? В плане любви достаточно нежный, без излишней пошлости и грубости. И не то чтобы я была поклонницей таких произведений, но что-то зацепило, что-то защемило душу и вывернуло наизнанку. Быть может узнавание себя? А есть такие кому Жиль ни разу не встречался?

Хочу отметить, что Саган не пыталась показать в произведении чётко выраженную завязку, кульминацию, развязку. Это как сцена из посторонней жизни, вырванная страница из журнала, осколок разбитого блюдца. Ощущение прогулки по одной из улиц Парижа, когда, случайно заглянув в чужое окно, запоминаешь в деталях Его тоскливое выражение лица, за которым скрывается себялюбие, Её убийственную иронию в голосе, за которой скрывается боль любви к другому.

Рецензия написана в рамках игры «Собери их всех!», дуэль

Удивительными эгоистами бывают люди. И, по-моему, это не лечится. Бедный Жиль. Он страдает, плачет, мается от безысходности, впадает в, казалось бы, беспросветную депрессию. Работа его не радует, встречи с друзьями не доставляют былого восторга, родной Париж становится холодным и мрачным, а красавица-модель Элоиза не так уж и красива, как виделось раньше.

И тут появляется Она. Натали. Немного солнца в холодной воде, луч света в тёмном царстве, рука помощи, протянутая утопающему, таблетка, которую хочется бесконечно перекатывать во рту, ибо с ней наступают покой, блаженство, давно забытое ощущение счастья и мальчишечья влюбленность.

Жиль не сделает ровным счетом ничего для их всеобщего счастья, но постарается сделать многое, дабы убить его. Вот почему? Почему люди так быстро отказываются… Развернуть

источник

Читайте также:  Биологический анализ качества пресных вод