Меню Рубрики

Образец письма на анализ воды

Письмо Роспотребнадзора от 23.10.2015 № 01/12950-15-32
«О порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Планом основных организационных мероприятий Роспотребнадзора на 2015 год, а также по результатам коллегии о санитарно-эпидемиологическом состоянии водоснабжения в Российской Федерации по итогам реализации Федерального закона от 07.12.2011 N 416 «О водоснабжении и водоотведении» и совещания специалистов по коммунальной гигиене направляет для использования в работе информацию о порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».

Программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее — ППК), утвержденные до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10, применяются до окончания срока их действия.

Места отбора проб воды и перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, должны соответствовать местам отбора проб воды и перечню показателей, по которым территориальными органами Роспотребнадзора осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

При оценке результатов лабораторных исследований питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованной системы холодного и горячего водоснабжения, следует иметь в виду, что питьевая вода считается соответствующей установленным гигиеническим нормативам в случае, если уровни показателей не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

В случае, если по результатам производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды, средние уровни показателей проб питьевой воды, горячей воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее — Территориальный отдел), обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

1. Выбор показателей химического состава питьевой воды, подлежащих постоянному производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения на основании оценки результатов расширенных исследований химического состава воды централизованных источников питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также технологии производства питьевой воды, горячей воды в системе водоснабжения.

2. Выбор показателей, характеризующих химический состав питьевой воды, для проведения расширенных исследований проводится организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, совместно с территориальным управлением (ТУ) Роспотребнадзора в два этапа.

2.1. На первом этапе организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения, проводит ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения за период не менее трех последних лет по следующим материалам:

— государственной статистической отчетности предприятий и организаций, а также иных официальных данных о составе и объемах сточных вод, поступающих в источники водоснабжения выше места водозабора в пределах их водосборной территории (для поверхностных источников водоснабжения);

— органов охраны природы, гидрометеослужбы, управления водными ресурсами, геологии и использования недр, предприятий и организаций о качестве поверхностных, подземных вод по результатам осуществляемого ими мониторинга качества вод и производственного контроля;

— данных территориального отдела по результатам санитарных обследований предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность и являющихся источниками загрязнения поверхностных и подземных вод во втором третьем поясах ЗСО, а также по результатам исследований качества воды в местах водопользования населения;

— органов управления и организаций сельского хозяйства об ассортименте и валовом объеме пестицидов и агрохимикатов, применяемых на территории водосбора (для поверхностного источника) и в пределах зоны санитарной охраны (для подземного источника).

На основании проведенного анализа составляется перечень веществ, характеризующих техногенное загрязнение воды конкретного источника водоснабжения и имеющих гигиенические нормативы в соответствии с действующими санитарными правилами.

Перечень выбранных показателей, а также проведенный ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения, оценивается территориальным отделом.

2.2. На втором этапе индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, организуют проведение расширенных лабораторных исследований воды перед подачей в разводящую сеть централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения по составленному перечню химических веществ, характеризующих техногенное загрязнение, исходя из степени санитарно-эпидемиологической опасности:

— по показателям, превышающим 0,5 ПДК по максимальным значениям в результате проведенного ретроспективного анализа;

— по показателям, приведенным в действующих Санитарных правилах СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

2.2.1. При необходимости получения более представительной и достоверной информации о химическом составе воды и динамике концентраций присутствующих в ней веществ количество исследуемых проб воды и их периодичность могут быть увеличены в соответствии с поставленными задачами оценки качества воды источника водоснабжения.

2.2.2. Для системы водоснабжения, использующей реагентные методы обработки воды, при проведении расширенных исследований перед подачей воды в распределительную сеть дополнительно включают показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе водоподготовки согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п., на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при водоподготовке).

2.2.3. При проведении расширенных исследований рекомендуется применение современных универсальных физико-химических методов исследования водных сред, позволяющих получить максимально полную информацию о химическом составе воды.

2.2.4. Для систем горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 настоящих рекомендаций;

— после водонагревателей и перед поступлением в сеть горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2, а также иные показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе подогрева воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при нагревании воды).

2.3. Для систем наружной разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему разводящей сети водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 настоящего Приложения;

— в точках разводящей сети: перечень показателей, установленный п. 2.2, а также иные показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе транспортировки воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.4. Для систем внутридомовой разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы питьевого водоснабжения;

— в точках внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы питьевого водоснабжения, а также перечень показателей, влияющих на качество питьевой воды в процессе ее транспортировки по внутридомовым сетям согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудования и реагенты, применяемые при транспортировке).

2.5. Для систем наружной разводящей сети централизованного горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему разводящей сети водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 настоящего Приложения, и перечень показателей, установленный после водонагревания;

— в точках разводящей сети централизованного холодного водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2, а также иные показатели, влияющие на качество горячей воды в процессе транспортировки воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.6. Для систем внутридомовой разводящей сети централизованного горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения;

— в точках внутридомовой разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения, а также перечень показателей, влияющих на качество питьевой воды в процессе ее транспортировки по внутридомовым сетям согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.7. Кратность проведения лабораторных исследований расширенного перечня показателей составляет не менее 1 раза в месяц (для поверхностных водоисточников) и 4 раза в год (для подземных водоисточников).

2.8. Территориальные отделы проводят санитарно-эпидемиологическую оценку результатов расширенных исследований химического состава воды по каждой системе водоснабжения и с учетом оценки санитарных условий питьевого водопользования населения и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории города, иного поселения, муниципального района.

2.9. Территориальный отдел на основании проведенной оценки разрабатывает предложения по перечню контролируемых показателей химического состава воды, подлежащих постоянному производственному контролю и направляет их в адрес организации, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения.

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывают рабочую Программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

2. Для системы водоснабжения, имеющей несколько водозаборов, программа составляется для каждого водозабора с учетом его особенностей. Для подземных водозаборов, объединенных общей зоной санитарной охраны, может составляться одна программа.

3. Программа производственного контроля должна содержать:

— перечень показателей, по которым осуществляется контроль;

— указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение абонентов;

— указание частоты отбора проб воды;

— указание, в отношении каждого показателя, методики определения значения показателя и допустимая ошибка метода определения;

— порядок информирования территориального отдела о выявленных по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствиях качества воды установленным требованиям.

3.1. Территориальный отдел рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения и принимает решение о ее согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организации, осуществляющие водоснабжение.

3.2. В уведомлении территориального отдела о принятии решения об отказе в согласовании программы производственного контроля должны быть указаны основания, по которым принято такое решение, в том числе конкретные данные, содержащиеся в программе производственного контроля, не соответствующие требованиям настоящих Правил.

В случае отказа в согласовании программы производственного контроля организация, осуществляющая водоснабжение, дорабатывает программу производственного контроля и в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления, представляет программу производственного контроля на повторное согласование в территориальный орган (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее получения территориальным органом).

3.3. Рассмотрение и согласование доработанной программы производственного контроля осуществляется территориальным органом в течение 7 рабочих дней со дня ее получения с направлением организации, осуществляющей водоснабжение, соответствующего уведомления (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления).

3.4. Согласованная территориальным отделом программа производственного контроля утверждается руководителем организации, осуществляющей водоснабжение, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании.

3.5. Рабочая программа утверждается на срок не более 5 лет. В течение указанного срока в рабочую программу могут вноситься изменения и дополнения по согласованию с Территориальным отделом.

источник

Открываем кран, а из него хлещет ржавая вода? Ситуация, мягко говоря, неприятная, ведь вода нужна нам для приготовления пищи, мытья, стирки. Да что там объяснять: вода для нас жизненно необходима! За некачественную воду требуйте перерасчет!

Какой должна быть вода из-под крана?

Федеральным законом к подаваемой потребителю по водопроводу питьевой воде предъявляются определенные требования, которые закреплены в нормах СанПиН.
К ним относятся органолептические характеристики:
1) Запах. Должно быть полное его отсутствие, максимально допустимо 2 балла (при нагревании до 20° с трудом можно почувствовать нейтральный аромат); вкус – по нормам СанПиН допускается 2 балла (при тех же 20° – чуть заметный привкус).
2) Мутность. Максимально допустимая – 1,5 мг/л, лучше всего совершенно прозрачная.
3) Окраска. Желательно полностью бесцветная, хотя по платиново-кобальтовой шкале допускается до 20°;
4) Температура. Лучшим показателем для холодной воды считается от 7° до 12°.
5) Химические свойства. Жесткость – не более 7 (10) мг-экв/л.
6) Щелочность. Должна быть в пределах 6,0–9,0; сухой остаток (количество сухого вещества, оставшегося после выпаривания образца) считается нормальным до 1000 мг/л.
7) Окисляемость – до 5 мг-экв/л вода будет чистой, после 5 – грязной.
8) Наличие микроорганизмов (бактерий, вирусов и других паразитов) не допускается;
9) Радиологические показатели определяют наличие радионуклидов.

Что делать, если есть подозрения,что вода не соответствует нормам?

Если вы считаете, что в вашу квартиру поставляется вода ненадлежащего качества, вы можете, на свое усмотрение, либо обратиться в управляющую компанию, либо сразу пожаловаться на действия УК в Роспотребнадзор. Зачастую управляющая компания отказывается делать проверку качества воды, поэтому эффективнее сразу пожаловаться на УК в Роспотребнадзор.

ПУТЬ №1. ПРОВОДИМ ПРОВЕРКУ КАЧЕСТВА ВОДЫ СИЛАМИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ

Шаг №1. Сообщаем о нарушении

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) в аварийно-диспетчерскую службу. Его должны зарегистрировать (указав ваше имя, адрес и проблему). Обязательно уточните имя сотрудника, принявшего заявку, номер и время ее регистрации. Если заявку подаете
письменно, обязательно требуйте отметку о принятии заявления на своем экземпляре с точным временем приема.
В том случае если сотруднику службы известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить вам об этом и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений или на вашем заявлении. Если же причины не установлены, с вами должны согласовать дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы самостоятельно сообщает обслуживающей ваш дом организации (управляющей компании) незамедлительно о вашем обращении по факту нарушения качества услуги. Уже сотрудник УК или ресурсоснабжающей организации определяет совместно с потребителем услуги дату и время проведения проверки.

Читайте также:  Для чего берется анализ околоплодных вод

Шаг №2. Составляем акт

После проверки качества воды специалист управляющей компании составляет акт проверки как минимум в двух экземплярах (по количеству заинтересованных лиц). Его обязательно должны подписать представитель УК и потребители (вы и ваши соседи). Один экземпляр акта остается у вас, второй забирает представитель управляющей компании.
В акте обязательно указываются:

  • адрес,
  • дата и время проведения проверки
  • визуальные и прочие внешние признаки некачественной воды присутствуют (цвет, запах, отсутствие прозрачности).

Если специалист УК при составлении акта делает вывод, что вода у вас в квартире пригодна к потреблению, а вы с ним категорически не согласны, то настаивайте на проведении экспертизы. Управляющая компания обязана назначить экспертизу и провести ее за свой счет.

При этом в акте указывается:

  • кем было инициировано проведение экспертизы,
  • в какую емкость залит образец воды,
  • в какие сроки, куда и каким участником проверки передается отобранный для экспертизы образец,
  • показания счетчика.

Экспертное заключение в дальнейшем приобщается к акту проверки. Если никто не выступает за проведение экспертизы, но при этом имеется спор о качестве воды, то назначается повторная проверка, но уже в присутствии специалистов Государственной жилищной инспекции и представителя общественного объединения потребителей.

По окончании проверки должен быть составлен акт, в котором указывается, что взяты пробы воды для направления в лабораторию с целью получения заключения о соответствии качества воды санитарным нормам.

Проследите, чтобы в акте о предоставлении некачественной услуги обязательно указали нарушения параметров качества, время и дату начала предоставления коммунальной услуги в том виде, в каком она вас не устраивает.

Шаг №3. Требуем перерасчет!

Составленный акт, а также заключение эксперта о несоответствии воды действующим санитарным нормам (в случае если представитель УК отказывается признавать услугу некачественной) – это документы, на основании которых вы как потребитель можете потребовать у управляющей компании перерасчет. По закону он должен быть сделан в течение месяца с момента подписания акт.

Помните: без подачи требования о перерасчете УК такой перерасчет делать не обязана!

ПУТЬ №2. ПРОВОДИМ ПРОВЕРКУ КАЧЕСТВА ВОДЫ, ПОЖАЛОВАВШИСЬ В РОСПОТРЕБНАДЗОР
Шаг №1. Жалуемся на управляющую компанию в Роспотребнадзор —Инструкция подачи жалобы в Роспотребнадзор

Отправьте в Роспотребнадзор заполненное заявление — Заявление в роспотребнадзор, приложив туда акт о предоставлении некачественной услуги.

Собственник жилья в многоквартирном доме имеет полное право пожаловаться на грязную воду сразу в Роспотребнадзор, в обход управляющей компании. В таком случае, если надзорный орган выявит нарушения, управляющая компания будет привлечена к административной ответственности.
Для проверки сотрудники Роспотребнадзора должны выехать на место со следующими документами:
– удостоверение, подтверждающее, что человек является представителем этой организации;
– документ, подтверждающий необходимость проверки, с подписью и печатью руководящего лица. При этом очень важно, чтобы проверку проводил именно тот человек, который указан в сопроводительном документе с печатью. Этот сотрудник ведомства, скорее всего, сделает отбор воды для проведения экспертизы.
Сроки проведения проверки не могут быть больше одного месяца. Однако при наличии веских оснований у данной организации срок проверки может быть продлен еще на один месяц.
По завершении проверки работниками Роспотребнадзора в обязательном порядке должен быть составлен акт, куда должны быть занесены все результаты проверки и приложено экспертное заключение о качестве воды. При обнаружении нарушений к составленному акту добавляется протокол проверки. Далее Роспотребнадзор привлекает к ответственности виновных лиц – это может быть как управляющая компания, так и ресурсоснабжающая организация, которые, в свою очередь, обязаны устранить нарушения. Если этого не происходит в течение длительного периода, то вы можете повторно вызвать представителя Роспотребнадзора для составления повторного
акт, подтверждающего предоставление некачественной услуги. И в любом случае будете требовать с УК или ресурсоснабжающей организации перерасчета.

Шаг №2. Добиваемся перерасчета
Если Роспотребнадзор выявит, что поступающая в квартиру вода не соответствует нормам качества, собственник может потребовать перерасчет.
Для этого необходимо подать заявление в управляющую компанию с требованием произвести перерасчет, приложив копию ответа из Роспотребнадзора.

Без подачи требования о перерасчете УК и РО такой перерасчет делать не обязаны! Перерасчет должен быть сделан в течение месяца после подачи заявления.

Если перерасчет так и не сделан

Если Роспотребнадзор обнаружил нарушения качества предоставляемой воды, выдал УК предписания устранить нарушения, но из крана продолжает идти вода ненадлежащего качества, либо управляющая компания после подачи вашего заявления так и не сделала перерасчет, необходимо подать заявление в Государственную жилищную инспекцию.

источник

Письмо Роспотребнадзора от 23.10.2015 № 01/12950-15-32
«О порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Планом основных организационных мероприятий Роспотребнадзора на 2015 год, а также по результатам коллегии о санитарно-эпидемиологическом состоянии водоснабжения в Российской Федерации по итогам реализации Федерального закона от 07.12.2011 N 416 «О водоснабжении и водоотведении» и совещания специалистов по коммунальной гигиене направляет для использования в работе информацию о порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».

Программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее — ППК), утвержденные до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10, применяются до окончания срока их действия.

Места отбора проб воды и перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, должны соответствовать местам отбора проб воды и перечню показателей, по которым территориальными органами Роспотребнадзора осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

При оценке результатов лабораторных исследований питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованной системы холодного и горячего водоснабжения, следует иметь в виду, что питьевая вода считается соответствующей установленным гигиеническим нормативам в случае, если уровни показателей не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

В случае, если по результатам производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды, средние уровни показателей проб питьевой воды, горячей воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее — Территориальный отдел), обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

1. Выбор показателей химического состава питьевой воды, подлежащих постоянному производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения на основании оценки результатов расширенных исследований химического состава воды централизованных источников питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также технологии производства питьевой воды, горячей воды в системе водоснабжения.

2. Выбор показателей, характеризующих химический состав питьевой воды, для проведения расширенных исследований проводится организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, совместно с территориальным управлением (ТУ) Роспотребнадзора в два этапа.

2.1. На первом этапе организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения, проводит ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения за период не менее трех последних лет по следующим материалам:

— государственной статистической отчетности предприятий и организаций, а также иных официальных данных о составе и объемах сточных вод, поступающих в источники водоснабжения выше места водозабора в пределах их водосборной территории (для поверхностных источников водоснабжения);

— органов охраны природы, гидрометеослужбы, управления водными ресурсами, геологии и использования недр, предприятий и организаций о качестве поверхностных, подземных вод по результатам осуществляемого ими мониторинга качества вод и производственного контроля;

— данных территориального отдела по результатам санитарных обследований предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность и являющихся источниками загрязнения поверхностных и подземных вод во втором третьем поясах ЗСО, а также по результатам исследований качества воды в местах водопользования населения;

— органов управления и организаций сельского хозяйства об ассортименте и валовом объеме пестицидов и агрохимикатов, применяемых на территории водосбора (для поверхностного источника) и в пределах зоны санитарной охраны (для подземного источника).

На основании проведенного анализа составляется перечень веществ, характеризующих техногенное загрязнение воды конкретного источника водоснабжения и имеющих гигиенические нормативы в соответствии с действующими санитарными правилами.

Перечень выбранных показателей, а также проведенный ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения, оценивается территориальным отделом.

2.2. На втором этапе индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, организуют проведение расширенных лабораторных исследований воды перед подачей в разводящую сеть централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения по составленному перечню химических веществ, характеризующих техногенное загрязнение, исходя из степени санитарно-эпидемиологической опасности:

— по показателям, превышающим 0,5 ПДК по максимальным значениям в результате проведенного ретроспективного анализа;

— по показателям, приведенным в действующих Санитарных правилах СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

2.2.1. При необходимости получения более представительной и достоверной информации о химическом составе воды и динамике концентраций присутствующих в ней веществ количество исследуемых проб воды и их периодичность могут быть увеличены в соответствии с поставленными задачами оценки качества воды источника водоснабжения.

2.2.2. Для системы водоснабжения, использующей реагентные методы обработки воды, при проведении расширенных исследований перед подачей воды в распределительную сеть дополнительно включают показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе водоподготовки согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п., на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при водоподготовке).

2.2.3. При проведении расширенных исследований рекомендуется применение современных универсальных физико-химических методов исследования водных сред, позволяющих получить максимально полную информацию о химическом составе воды.

2.2.4. Для систем горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 настоящих рекомендаций;

— после водонагревателей и перед поступлением в сеть горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2, а также иные показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе подогрева воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при нагревании воды).

2.3. Для систем наружной разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему разводящей сети водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 настоящего Приложения;

— в точках разводящей сети: перечень показателей, установленный п. 2.2, а также иные показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе транспортировки воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.4. Для систем внутридомовой разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы питьевого водоснабжения;

— в точках внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы питьевого водоснабжения, а также перечень показателей, влияющих на качество питьевой воды в процессе ее транспортировки по внутридомовым сетям согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудования и реагенты, применяемые при транспортировке).

2.5. Для систем наружной разводящей сети централизованного горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему разводящей сети водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 настоящего Приложения, и перечень показателей, установленный после водонагревания;

— в точках разводящей сети централизованного холодного водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2, а также иные показатели, влияющие на качество горячей воды в процессе транспортировки воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.6. Для систем внутридомовой разводящей сети централизованного горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения;

— в точках внутридомовой разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения, а также перечень показателей, влияющих на качество питьевой воды в процессе ее транспортировки по внутридомовым сетям согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

Читайте также:  Для чего берут анализ околоплодных вод

2.7. Кратность проведения лабораторных исследований расширенного перечня показателей составляет не менее 1 раза в месяц (для поверхностных водоисточников) и 4 раза в год (для подземных водоисточников).

2.8. Территориальные отделы проводят санитарно-эпидемиологическую оценку результатов расширенных исследований химического состава воды по каждой системе водоснабжения и с учетом оценки санитарных условий питьевого водопользования населения и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории города, иного поселения, муниципального района.

2.9. Территориальный отдел на основании проведенной оценки разрабатывает предложения по перечню контролируемых показателей химического состава воды, подлежащих постоянному производственному контролю и направляет их в адрес организации, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения.

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывают рабочую Программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

2. Для системы водоснабжения, имеющей несколько водозаборов, программа составляется для каждого водозабора с учетом его особенностей. Для подземных водозаборов, объединенных общей зоной санитарной охраны, может составляться одна программа.

3. Программа производственного контроля должна содержать:

— перечень показателей, по которым осуществляется контроль;

— указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение абонентов;

— указание частоты отбора проб воды;

— указание, в отношении каждого показателя, методики определения значения показателя и допустимая ошибка метода определения;

— порядок информирования территориального отдела о выявленных по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствиях качества воды установленным требованиям.

3.1. Территориальный отдел рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения и принимает решение о ее согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организации, осуществляющие водоснабжение.

3.2. В уведомлении территориального отдела о принятии решения об отказе в согласовании программы производственного контроля должны быть указаны основания, по которым принято такое решение, в том числе конкретные данные, содержащиеся в программе производственного контроля, не соответствующие требованиям настоящих Правил.

В случае отказа в согласовании программы производственного контроля организация, осуществляющая водоснабжение, дорабатывает программу производственного контроля и в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления, представляет программу производственного контроля на повторное согласование в территориальный орган (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее получения территориальным органом).

3.3. Рассмотрение и согласование доработанной программы производственного контроля осуществляется территориальным органом в течение 7 рабочих дней со дня ее получения с направлением организации, осуществляющей водоснабжение, соответствующего уведомления (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления).

3.4. Согласованная территориальным отделом программа производственного контроля утверждается руководителем организации, осуществляющей водоснабжение, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании.

3.5. Рабочая программа утверждается на срок не более 5 лет. В течение указанного срока в рабочую программу могут вноситься изменения и дополнения по согласованию с Территориальным отделом.

источник

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 апреля 2006 г.
N 0100/4037-06-32

О состоянии водоснабжения и водоотведения населенных мест

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав поступившие материалы из территориальных управлений о принятых мерах по обеспечению безопасности питьевой воды и о выполнении мероприятий, изложенных в письмах Роспотребнадзора от 02.09.05 N 01100/7154-05-32 «О питьевом водоснабжении», от 09.09.05 N 0100/7374-05-32 «О сбросе сточных вод», от 30.06.05 N 0100/5000-05-32 «О нарушении СанПиН в 1 и 2 поясах ЗСО поверхностных источников централизованного питьевого водоснабжения» и от 20.06.05 N 01100/4996-05-22 «О санитарно-эпидемиологической безопасности синтетических полиэлектролитов, применяемых в практике водоподготовки», направляет информационно-методическое письмо «Оценка состояния водоснабжения и водоотведения» ( приложение).

Территориальным управлениям Роспотребнадзора по Республике Мордовия, Республике Тыва, Чеченской Республике, Курганской, Новосибирской, Тюменской областям, Ненецкому, Коми-Пермяцкому, Эвенкийскому АО в срок до 25 апреля 2006 г. представить объяснения о причинах непредставления запрашиваемой информации.

О принятых мерах по обеспечению контроля по вопросам водоснабжения и охраны водных объектов сообщить в адрес Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека к 1 декабря 2006 г.

Заместитель руководителя П. Гульченко

Информационно-методическое письмо «Оценка состояния водоснабжения и водоотведения»*

Оценка состояния водоснабжения

Оценка состояния водоотведения

Госсанэпиднадзор за организацией водоснабжения населения является приоритетным направлением в деятельности территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации.

Анализ полученного материала из территориальных управлений Роспотребнадзора показал, что решение вопросов разработки, утверждения и реализации региональных Программ по обеспечению населения питьевой водой в большой мере зависит от степени активности службы соответствующих административных территорий. При этом не во всех субъектах Российской Федерации приняты региональные программы по улучшению питьевого водоснабжения населения: 22 субъекта Российской Федерации не имеют Программ по обеспечению населения питьевой водой. В субъектах Российской Федерации, где имеются утвержденные Программы по обеспечению населения питьевой водой, выполнение предусмотренных мероприятий также встречает определенные трудности, связанные с недостатком финансирования, которое осуществляется из бюджетов всех уровней (федерального, областного, городских и районных), средств предприятий, владельцев водопроводов и других источников.

В настоящее время продолжается работа по рассмотрению проектов технических регламентов по водоснабжению и водоотведению, что позволит в соответствии с законом о техническом регулировании гармонизировать законодательство Российской Федерации в области питьевого водоснабжения с международными стандартами.

Однако состояние питьевого водоснабжения остается одной из актуальных проблем на территории Российской Федерации, представляющих реальную угрозу здоровью населения.

На фоне увеличения количества коммунальных водопроводов (на 2674 в сравнении с 2004 г.), повышения уровня надлежащей их технической эксплуатации, осуществления производственного контроля качество воды в местах водозабора и в разводящей сети существенно не изменилось, большинство существующих систем водоснабжения требует реконструкции и совершенствования технологии водоподготовки.

В соответствии с представленной территориальными управлениями Роспотребнадзора информацией неудовлетворительное качество воды связано со следующими причинами:

— отсутствием зон санитарной охраны водоисточников;

— несоблюдением режима зон санитарной охраны: санитарно-оздоровительные мероприятия в зонах санитарной охраны водоисточников водопользователями не выполняются;

— несвоевременной корректировкой водопользователями проектов зон санитарной охраны (в порядке внедрения СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»);

— использованием в водоподготовке технически и морально устаревших технологий, сооружений;

— изношенностью водозаборных сооружений и разводящих сетей;

— частой реорганизацией предприятий, при которой объекты водоснабжения остаются «бесхозными»;

— отсутствием лицензированных организаций по ремонту и эксплуатации водопроводных сетей на селе;

— перебоями в энергоснабжении.

В 2005 г. в Российской Федерации эксплуатировалось 21 447 коммунальных и 44 318 ведомственных водопроводов (в 2004 г. – 18 773 коммунальных водопровода).

Не отвечали санитарным правилам и нормам в 2005 г. поверхностные источники питьевого водоснабжения — 40,8% (в 2004 г. — 45,5%), подземные — 17,5% (в 2004 г. — 16,7%).

В целом по Российской Федерации положение с очисткой и обеззараживанием на водопроводах в 2005 г. также остается неудовлетворительным.

Не имеют необходимого комплекса очистных сооружений 32,29% водопроводов из поверхностных источников (в 2004 г. — 32,4%).

В местах водозабора не соответствовало по санитарно-химическим показателям — 26,08% проб (в 2004 г. — 24,2%), в т.ч. по содержанию солей тяжелых металлов — 3,05% (в 2004 г. — 4,4%); по микробиологическим показателям — 20,94% (в 2004 г. — 21,1%), в т.ч. с выделением возбудителей патогенной и условно-патогенной флоры — 0,37% (в 2004 г. — 0,3%).

Несмотря на относительную защищенность подземных вод, в 2005 г. не соответствовало СанПиН 2.1.4.1074-01 «Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по санитарно-химическим показателям — в 27,79% исследованных проб (в 2004 г. — 27,40%), в т. ч. по содержанию солей тяжелых металлов — 5,17% (в 2004 г. — 5,5%); по микробиологическим показателям — 5,76% (в 2004 г. — 5,7%), в т.ч. с выделением возбудителей патогенной и условно-патогенной флоры — 0,05% (в 2004 г. — 0,05%).

Серьезной проблемой остается техническое состояние разводящих сетей водоснабжения. В 2005 г. 17,70% проб воды из водопроводной сети не соответствовало требованиям по санитарно-химическим (в 2004 г. — 19,05%) и 6,91% по бактериологическим показателям (в 2004 г. — 7,87%). От 40 до 80% разводящих сетей нуждается в замене.

Ежегодно возрастает количество аварий на водопроводных и канализационных сетях, устранение которых проводится несвоевременно и некачественно, что нередко приводит к возникновению вспышек острых кишечных инфекционных заболеваний водного характера, число которых в 2005 г. составило 17 с количеством пострадавших 1640 человек.

Только за последние четыре года в Российской Федерации зарегистрировано 85 крупных вспышек ОКИ и вирусного гепатита А водного характера, при которых пострадало более 5 тыс. человек.

Исходя из представленных отчетных данных за 2005 г. особого внимания требует водоснабжение сельского населения.

Количество коммунальных водопроводов в сельских поселениях составляет 76,41% от общего числа коммунальных водопроводов (16 387 из 21 447).

По микробиологическим показателям состояние централизованного водоснабжения сельских населенных мест, особенно из поверхностных источников, существенно отличается от состояния водоснабжения населения Российской Федерации. Не соответствует гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям 10,38% проб в коммунальных водопроводах в сельских поселениях (6,69% — в коммунальных водопроводах всего); 9,76% — в ведомственных водопроводах в сельских поселениях (7,54% — в ведомственных водопроводах всего).

В 2005 г. в сельских поселениях из 129 598 источников нецентрализованного водоснабжения 26 445 (20,4%) не отвечает санитарным правилам и нормам (при этом нецентрализованное водоснабжение в целом — в 20,62%, в 2004 г. — в 22,1%). В 2004 г. этот показатель (в сельских поселениях) составил 22%. Качество воды не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям в 27,7% проб (в 2004 г. — 28,26%) по микробиологическим показателям — в 26,8% проб (в 2004 г. — 28,74%).

Специалистами Роспотребнадзора приняты меры по информированию и санитарному просвещению населения в сельской местности по вопросу использования и содержания систем водоснабжения с использованием средств массовой информации.

Роспотребнадзором в 2005 г. выдано 2338 санитарно-эпидемиологических заключений по выбору участка для водопроводов и зон санитарной охраны, из них 91 материал по выбору земельного участка не соответствовал требованиям санитарного законодательства. Осуществлялся госсанэпиднадзор за 2342 строящимися и реконструируемыми объектами водоснабжения.

С целью обеспечения населения доброкачественной питьевой водой территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации проведены обследования зон санитарной охраны, подготовлена информация о выявленных нарушениях для органов местного самоуправления, выдано 865 предписаний об устранении нарушений требований санитарного законодательства. По результатам обследований владельцами водопроводов разработаны и согласованы планы мероприятий на территориях ЗСО источников питьевого водоснабжения в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». В ряде субъектов Российской Федерации вопросы нарушений в зонах санитарной охраны рассматривались на заседаниях антитеррористических комиссий.

При проведении проверок организаций, эксплуатирующих водопроводы, специалистами Роспотребнадзора уделяется внимание состоянию производственного контроля. Лабораторные исследования в порядке производственного контроля проводятся, в основном, по сокращенной схеме — из-за отсутствия материально-технической базы. В связи с отсутствием лабораторной базы не все водопроводы охвачены производственным контролем в сельской местности.

За неудовлетворительное санитарно-эпидемиологическое состояние водоснабжения по данным отчетной статистической формы N 18 по Российской Федерации были приняты следующие меры административного воздействия:

— число наложенных административных штрафов всего: 5407 (в 2004 г. — 5678), в т.ч. на юридических лиц — 8,9% (в 2004 г. — 7,8%). На рассмотрение судьям передано 269 дел о нарушениях санитарного законодательства на объектах водоснабжения (в 2004 г. — 264 дела соответственно). Число переданных судьям дел о приостановлении эксплуатации объектов водоснабжения, оказания услуг и т.п. — 397; число вынесенных постановлений о направлении в правоохранительные органы материалов для возбуждения уголовных дел — 130, из них постановлений, по которым приняты решения о привлечении к уголовной ответственности, — 11. Материалы в прокуратуру направлялись Роспотребнадзором в Ленинградской, Астраханской, Нижегородской, Пермской, Саратовской, Челябинской, Сахалинской областях, в республиках Ингушетия, Дагестан, Карачаево-Черкесской, Марий Эл.

Продолжается работа по мониторингу качества питьевой воды.

В г. Санкт-Петербурге по требованию территориального управления Роспотребнадзора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» выполнена работа по оценке риска для здоровья населения в зависимости от качества питьевой воды в г. Санкт-Петербурге и обоснованию возможности использования воды, имеющей отклонения от нормативных требований по органолептическим показателям, на период выполнения мероприятий по реконструкции систем водоснабжения. В г. Санкт-Петербурге организован мониторинг качества воды источников централизованного водоснабжения и водопроводной сети. Ведется сбор информации в электронном формате обо всех исследованиях по качеству воды, осуществляемых аккредитованными испытательными лабораторными центрами Роспотребнадзора и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

В соответствии с представленной информацией синтетические полиэлектролиты используются в технологиях очистки питьевой воды в г. Санкт-Петербурге, Тверской, Рязанской, Саратовской, Челябинской, Омской, Сахалинской областях, Приморском крае, в Ямало-Ненецком автономном округе.

В г. Санкт-Петербурге в территориальном управлении Роспотребнадзора представляются проектные решения по использованию дозирования флокулянта, программы лабораторных исследований и производственных испытаний вновь внедряемых флокулянтов. В 2005 г. разработаны проекты по замене используемого в настоящее время флокулянта на ПРАЕСТОЛ 650 TR. Проводятся научные разработки новых технологий водоподготовки. В Рязанской области вместо ранее используемого реагента ПАА-гель МП «Водоканал» планирует использовать флокулянт — полиакриламид Sedipur AF 205.

Читайте также:  Для чего необходим анализ воды

Учитывая изложенное, с целью обеспечения безопасности питьевой воды территориальным управлениям Роспотребнадзора необходимо:

1. Руководствоваться письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.01.05 N 0100/10185-05-32 «Об оперативном взаимодействии территориальных управлений Федеральной службы с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления».

2. Руководствоваться основными принципами планирования, указанными в МУ 5.1.2031-05 «Планирование деятельности территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

3. Учитывать при подготовке основных направлений деятельности на 2007 г. приоритетность вопросов водоснабжения населения.

4. Уделить внимание фактическому положению дел по этому вопросу в соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (п. 3 ст. 19).

5. Требовать от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц своевременного обновления указанных программ (в связи с тем, что в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды утверждается на срок не более 5 лет).

6. Потребовать от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц осуществления производственного контроля в соответствии с СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», при этом особое внимание уделить возможным чрезвычайным ситуациям (п. 3.8), связанным с аварийными выпусками сточных вод и авариями на опасных производствах, отключениями электроэнергии.

7. Потребовать от юридических лиц, осуществляющих питьевое водоснабжение населения, обеспечить периодичность лабораторных исследований в порядке производственного контроля с кратностью, указанной в СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

8. Запретить использование в водоподготовке неразрешенных синтетических полиэлектролитов.

9. Рекомендовать предприятиям, осуществляющим водоподготовку, в субъектах Российской Федерации к применению наиболее безопасные и эффективные реагенты для очистки воды с учетом региональных особенностей исходной воды, прошедшие санитарно-эпидемиологическую экспертизу в установленном порядке.

10. Осуществлять госсанэпиднадзор за выполнением юридическими лицами, получившими санитарно-эпидемиологические заключения по материалам отвода земельных участков и строительства объектов водоснабжения, поставленных условий по соблюдению норм санитарного законодательства.

11. Добиваться строительства групповых водопроводов для сельских населенных пунктов и подключения их к районным.

12. Потребовать от соответствующих организаций исполнения обязательств по надлежащему водоснабжению жилых помещений (в т.ч. горячему) в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 08.02.06 N 0100/1260-06-32 «О повышении эффективности работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере жилищного строительства и при предоставлении жилищно-коммунальных услуг».

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проанализировала ситуацию по соблюдению в субъектах Российской Федерации требований СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» на основании представленных донесений.

Проведенный анализ показал, что по сравнению с 2004 г. в 2005 г. ухудшилось качество воды водоемов 1-й категории по санитарно-химическим показателям: доля проб воды водоемов 1 категории, не отвечающих гигиеническим нормативам, увеличилась с 27,1% (2004 г.) до 28,0% (2005 г.). В 2005 г. также ухудшилось качество воды водоемов и 2 категории по микробиологическим показателям — с 22,1% (2004 г.) до 24,3% (2005 г.).

В результате загрязнения стоками водоемов 2-й категории в Удмуртской Республике (с. Шаркан) в 2005 г. зарегистрирована вспышка энтеровирусной инфекции с числом заболевших 49 человек, в т. ч. 42 ребенка.

В апреле 2005 г. в Хабаровском крае была зарегистрирована вспышка вирусного гепатита А в пос. Тулучи Ванинского района с числом пострадавших 33 человека. Материалы по вспышке переданы в прокуратуру Ванинского района. В Ростовской области в августе 2005 г. в г. Каменск и п. Чистоозерный Каменского района зарегистрировано 2 случая заболевания ОКИ, вызванных атоксигенным штаммом холерного вибриона 01 серогруппы, биовара Эльтор Огава. Причиной заболевания явилось купание в озере Ветровского карьера п. Чистоозерный. Информация передана в прокуратуру Каменского района.

В ряде субъектов Российской Федерации продолжается сброс неочищенных сточных или недостаточно очищенных сточных вод в водоемы.

Причинами сброса сточных вод в водоемы без очистки являются: нарушения эксплуатации очистных сооружений, где количество стоков превышает проектную мощность очистных сооружений; отсутствие очистных сооружений; физически и морально устаревшие очистные сооружения, не соответствующие современным требованиям по степени очистки (Республика Бурятия, Ярославская, Астраханская области); аварийные ситуации (Архангельская область). Более половины очистных сооружений в Калининградской, Московской области не обеспечивают проектный режим очистки. В процессе проведения мероприятий по контролю за объектами водоотведения выявлено, что подвергаются полному комплексу очистки только 70% сточных вод в Новгородской области, отсутствует дехлорирование сточных вод. Дехлорирование не проводится в Белгородской, Астраханской, Архангельской областях, Еврейской АО. В Республике Карелия из 114 очистных сооружений только 48 работают в проектном режиме; в Челябинской области — из 135 очистных сооружений только 1 обеспечивает нормативную очистку сточных вод. Из-за отсутствия в населенных местах систем ливневой канализации с очистными сооружениями талые и ливневые воды по рельефу местности попадают в водоемы, загрязняя их в т.ч. нефтепродуктами, минеральными маслами, СПАВ и т.д. (Удмуртская Республика, Алтайский край).

Основными источниками загрязнений открытых водоемов в местах водопользования населения продолжают оставаться промышленные предприятия, жилищно-коммунальные объекты, животноводческие комплексы, суда внутреннего и смешанного плавания, склады минеральных удобрений и агрохимикатов, мойка автотранспорта вблизи водоемов.

Во многих городах Российской Федерации для обеззараживания стоков применяются «классические» технологии — обеззараживание хлором. Недостатками «классического» метода обеззараживания являются: сложности при транспортировке хлора, хранении, дозировании, неэффективность хлора в отношении вирусов.

Внедрение новых методов обеззараживания сточных вод ведется медленно из-за отсутствия финансирования.

Методы обеззараживания сточных вод с использованием УФО имеются на единичных очистных сооружениях в республиках Хакасия, Башкортостан, Саха (Якутия), Коми, в Приморском крае, Ханты-Мансийском АО, Калининградской, Вологодской, Саратовской, Белгородской, Вологодской, Калужской, Новгородской, Московской, Читинской областях, вводятся в Ульяновской области, планируется в Липецкой области, г. Санкт-Петербург. Технология озонирования сточных вод применяется в г. Невинномысск Ставропольского края. На КОС ООО «Юрхаровнефтегаз» в Надымском районе Ямало-Ненецкого АО сточные воды после очистки и обеззараживания сжигаются.

По данным территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации: в Республике Дагестан в бассейн Каспийского моря продолжают поступать неочищенные стоки из выпусков в черте городов Махачкала, Дербент, Избербаш, в результате чего снижается уровень его курортной значимости; в Ростовской области – 340 млн м 3 /год стоков (20%) сбрасывается в р. Дон; в Чукотском АО — до 5 млн м 3 /год стоков (около 1,8 млн м 3 /год стоков из 8 створов попадают в р. Казачка и Анадырский лиман); в Волгоградской области в р. Волга продолжается сброс неочищенных хозяйственно-бытовых стоков по 4 выпускам; в Мурманской области — в Кольский залив осуществляется сброс без очистки.

Ежегодно сбрасывается без очистки или недостаточной очистки: в Хабаровском крае — 222,48 млн м 3 /год стоков; в Республике Хакасия — 49,9 млн м 3 /год; в Удмуртской Республике — 812,456 тыс. м 3 /сут стоков и 489,655 тыс. м 3 недостаточно очищенных промышленных стоков; в Приморском крае — 78,4% сточных вод; в Амурской области — 90,99 млн м 3 /год; в Курской области — ежегодно сбрасывается 117 тыс. м 3 ; в Саратовской области — 38,78 млн м 3 /год; в Корякском АО – 909 735 м 3 /год сбрасывается на рельеф.

Вопросы очистки сточных вод и их водоотведения в водные объекты рассматривались на заседаниях правительства в Республике Коми, Ростовской области. Вопросы водоотведения входят в целевые программы (республики Коми, Карелия, Рязанская, Липецкая, Смоленская, Тульская, Новгородская, Калужская, Читинская области, г. Санкт-Петербург), проект республиканской целевой программы «Каспий» разработан в Республике Дагестан. Специалистами территориального управления Роспотребнадзора по Корякскому АО в администрацию округа дважды представлялся на рассмотрение региональный план действия по охране окружающей среды, куда вошли и мероприятия по охране водных объектов, сбросу сточных вод, однако конкретных мер по принятию (рассмотрению) регионального плана администрацией округа не принято.

В качестве положительных примеров следует отметить строительство очистных сооружений, реконструкцию сетей в Республике Коми, Рязанской, Калининградской, Волгоградской, Пермской, Московской, Челябинской областях. В Саратовской области ведется единичное строительство; в Томской области очистные сооружения не строятся вообще.

Программы производственного контроля разработаны не на всех канализационных очистных сооружениях субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что только в Ямало-Ненецком АО для всех канализационных очистных сооружений разработаны и согласованы с территориальным управлением Роспотребнадзора по Ямало-Ненецком АО программы производственного контроля. Выполнение производственного контроля качества обеззараживания очищенных сточных вод по микробиологическим, гельминтологическим и санитарно-химическим показателям и утвержденным предельно-допустимым сбросам осуществляется производственными лабораториями или аккредитованными лабораториями других организаций. Отчеты о работе производственных лабораторий КОС ежемесячно представляются в территориальные отделы Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому АО. Кроме того, территориальным управлением Роспотребнадзора по Ямало-Ненецком АО в прокуратуру г. Ноябрьска (ЯНАО) подготовлена информация «Значимые объекты, которые могут оказать экологическое и санитарно-эпидемиологическое влияние».

Вместе с тем в Ярославской области согласованные программы производственного контроля имеются только на крупных объектах и отсутствуют на объектах в сельской местности. В Курской области производственный лабораторный контроль осуществляет только половина предприятий водоканалов.

Большая работа по вопросам водоотведения проведена территориальным управлением Роспотребнадзора по Вологодской области: в адрес органов местного самоуправления, руководителей ЖКХ, водоканалов направлены предложения по охране водоемов — источников хозяйственно-питьевого и рекреационного водопользования, разработке и согласованию планов водоохранных мероприятий в ЗСО источников водоснабжения, разработке мероприятий по совершенствованию очистки и обеззараживания сточных вод перед сбросом в водные объекты с использованием органических флокулянтов, проведены 4 комплексные проверки с заинтересованными организациями по соблюдению водопользователями санитарного законодательства. Вопросы эффективности обеззараживания сточных вод рассматриваются при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов ПДС вредных веществ в водоемы, включаются в условия лицензионных соглашений на водопользование.

В последнее время отмечается увеличение темпов роста жилищного строительства. Строительство жилых районов и микрорайонов ведется без решения вопросов их реконструкции и расширения канализационных сетей мощностей очистных сооружений. Территориальным управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области практикуется выдача санитарно-эпидемиологического заключения при отводе земельных участков под строительство (реконструкцию) объектов только при условии перекладки (ремонта) разводящих канализационных сетей или участии в долевом строительстве и реконструкции канализационных сооружений.

Территориальным управлением Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербург вопросы подготовки и эксплуатации пляжей г. Санкт-Петербург ежегодно выносятся на рассмотрение в городскую Чрезвычайную санитарно-противоэпидемическую комиссию (ЧСПК). С целью выполнения решений ЧСПК администрациями районов, в ведении которых находятся зоны рекреаций и пляжи, проводятся мероприятия по улучшению условий отдыха населения. В течение купального сезона осуществляется лабораторный контроль за состоянием воды водоемов в зонах рекреации. Отбор проб производится ежегодно перед началом и в течение купального сезона, с мая по октябрь, ежемесячно на химический и еженедельно — на бактериологический анализы. Информация о готовности пляжей и состоянии воды ежемесячно (на период купального сезона) публикуется на сайте территориального управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербург и в СМИ.

О проведенной работе по контролю за состоянием поверхностных водоемов в местах водозаборов, рекреаций и выпусков сточных вод (санитарно-гигиенический мониторинг), эксплуатации очистных сооружений и их техническом состоянии во всех субъектах Российской Федерации информируются органы самоуправления, инспектирующие органы, депутаты, средства массовой информации.

Учитывая изложенное, с целью усиления Госсанэпиднадзора за водоотведением на территориях необходимо:

1. Потребовать от региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, от руководителей ЖКХ, водоканалов разработки (доработки) мероприятий по совершенствованию очистки сточных вод, по решению вопросов обеззараживания стоков и дехлорирования сточных вод (при обеззараживании хлором) перед сбросом их в водоемы, по санитарной очистке и благоустройству территорий городских и сельских поселений.

2. Потребовать от руководителей предприятий активизировать работу по модернизации промышленных предприятий (оборудованию сооружений по очистке сточных вод) особенно для целлюлозно-бумажных и гальванических производств, внедрению новых технологий, замене токсичных электролитов на менее токсичные.

3. Потребовать от водоканалов, иных хозяйствующих субъектов независимо от подчиненности и форм собственности, организовать проведение производственного контроля за составом сточных вод и качеством воды водных объектов.

4. Принять меры по выполнению требований СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

5. Применять меры административной ответственности к руководителям водоканалов и иных предприятий, допускающих сброс неочищенных бытовых и производственных сточных вод в водоемы, являющиеся источниками питьевого водоснабжения.

6. Проводить расследование каждого случая вспышки ОКИ водного характера с передачей дел в правоохранительные органы.

7. Уделить особое внимание вопросам качества воды мест рекреационного водопользования. Организовать проведение лабораторного контроля качества воды водоемов перед началом купального сезона, в период его проведения и после окончания.

* Данное информационно-методическое письмо подготовлено специалистами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора.

источник