Меню Рубрики

Сияет солнце воды блещут анализ тютчев

Урок литературы в 9-м классе по теме «Обучение анализу поэтического произведения на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Сияет солнце, воды блещут…»»

Цель урока: научить анализировать поэтическое произведение.

Образовательные задачи урока: обучение анализу поэтического произведения, изучение литературоведческих терминов, обучение самостоятельной работе со словарём;

Развивающие задачи урока: развитие речи учащихся;

Воспитательные задачи урока: эстетическое воспитание, воспитание читательских вкусов, интереса к поэзии.

Тип урока: урок – практикум.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, тетради, Краткий словарь литературоведческих терминов Л.И.Тимофеевой, С.В.Тураева.

Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодняшний урок мы посвящаем изучению стихотворения Ф.И.Тютчева “Сияет солнце, воды блещут…”, на основе которого мы попытаемся научиться анализировать поэтическое произведение.

Итак, тема нашего урока: “Обучение анализу поэтического произведения” (Слайд “Тема урока”)

Цели урока: Развитие интереса к поэзии, творчеству Ф.И.Тютчева, развитие речи учащихся, обучение анализу поэтического произведения, умению находить в тексте языковые средства выразительности. (Слайд “Цели урока”)

Наш урок состоит из двух взаимосвязанных частей.

1-я часть урока – повторение изученного материала. Отвечая на мои вопросы, вы повторите и закрепите ранее изученный материал, связанный с личностью Ф.И.Тютчева.

Учитель: Ребята, как бы вы несколькими словами ответили на вопрос: Кто такой Фёдор Иванович Тютчев?

— Ф.И.Тютчев – выдающийся русский поэт первой половины 19 века. Многие годы проведший на дипломатической службе за границей, он стяжал себе славу поэта-мыслителя, родоначальника русской философской лирики.

(Слайд “Родители и маленький Тютчев”)

Учитель: Расскажите о родителях поэта и его детстве.

— Отец Тютчева, Иван Николаевич, был глубоко образованным человеком, он окончил Греческий корпус. Дом Тютчевых был всегда открыт для многочисленных гостей, которых встречал Иван Николаевич, радушный и щедрый хозяин, человек рассудительный, со спокойным, здравым взглядом на вещи. Особыми талантами он не обладал, но глубоко уважал людей, более одарённых, чем он.

Фёдор Иванович Тютчев был очень худым, маленького роста, и этим он не был похож на своего отца. Общего у них было одно благодушие. Зато он очень походил на мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума, сухощавого телосложения, с фантазией, развитой до болезненности.

В семье господствовал французский язык. Не только говорили по-французски, но и переписка родителей с детьми и детей между собой велась исключительно на французском языке. Но мать поэта хорошо знала русские обычаи, читала псалтырь и часослов.

Маленького Тютчева в семье все любили и баловали. С детства он невзлюбил принуждения, тяжёлый труд. Он был способным мальчиком и учился очень хорошо и легко. Это не было для него трудом, а было потребностью в знаниях.

В 1821 году Тютчев окончил словесное отделение Московского университета.

Учитель: Ребята, чтобы лучше понять творчество того или иного писателя или поэта, порой нужно познакомиться с его внутренним миром, его личной жизнью. Поступив на службу в коллегию иностранных дел, он с дипломатической миссией уезжает в Мюнхен.

Учитель: Ребята, кто эта женщина?

— Это немка Элеонора Петерсон, жена Ф.И.Тютчева. Она была старше поэта на 4 года, у неё было четверо детей от первого брака. Элеонора обожала Тютчева. А он говорил: “Никогда человек не стал бы столь любим другим человеком, сколь я любим ею,- в течение 11 лет не было ни одного дня в её жизни, когда дабы упрочить моё счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня”. У Тютчевых было уже 3 детей, когда Ф.И. влюбляется в жену барона Дернберга Эрнестину. Элеонора пытается покончить с собой, а он любит и ту, и другую.

В мае 1838 года Элеонора вместе с детьми ехала на пароходе к мужу. Случился пожар, и она, босая, полуодетая выносила детей из огня. Волнение и простуда сделали своё дело: через 3 месяца она умерла. Смерть жены потрясла Тютчева, он поседел в одну ночь.

Учитель: А кто эта женщина?

— В 1839 году Тютчев женился на овдовевшей Эрнестине Фёдоровне, женщине деликатной и сдержанной. Она обожала своего Теодора.

(Слайд “Елена Александровна Денисьева”)

Учитель: Что вы знаете об этой женщине?

— Елена Александровна Денисьева родилась в Курске. Воспитывалась она в Смольном институте под присмотром тётушки Анны Дмитриевны Денисьевой, старшей инспектрисе института.

Старшие дочери Тютчева, Анна и Екатерина, учились вместе с Еленой, дружили, и на первых порах приглашали её на чашку чая.

Роман Тютчева с Денисьевой стал самым сильным в его жизни. Они встретились, когда ей было 24 года, а ему 47 лет. Через 15 лет поэт напишет: (Прочитать стихи с экрана).

Отношения Тютчева и Денисьевой вылились в светский скандал, разгоревшийся в 1851 году перед самым выпуском Елены из института. Отец её проклял. Двери многих домов навсегда закрылись перед нею. От полного отчаяния её спасала только безмерная любовь к Тютчеву. Она прощала ему всё: жизнь на 2 семьи, его эгоистичность, вспыльчивость, невнимательность к ней и полухолодность и даже то, что приходилось лгать детям, отвечая на вопрос: “Почему папа обедает с нами только 1 раз в неделю?”- “Папа занят на службе” До конца дней Елена называла Ф.И. “мой Боженька”. Елена Александровна умерла в 1864 году, похоронена она на Волковом кладбище.

Учитель: Большой цикл стихотворений Тютчева получил название “денисьевский”, т.к. написан в пору любви поэта к Е.Денисьевой и посвящён ей. Стихотворение “Сияет солнце, воды блещут…” — из этого цикла.

(Слайд “Стихотворение + деревья – стихотворение) (Музыка)

2. Чтение наизусть стихотворения “Сияет солнце, воды блещут…”

3. Беседа по вопросам и заданиям.

Учитель: Какое впечатление произвело на вас это стихотворение, что вы представили, прочитав его?

— Представляю летний солнечный день, море света и красок, блеск воды, буйную зелень трав и деревьев – праздник природы. Но это настроение меняется к концу стихотворения, потому что в конце 3-ей строфы поэт говорит об измученной женской душе.

Учитель: Какие образы создаёт поэт в этом стихотворении?

— Сияющее солнце, блещущие воды, поющие деревья.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, какие языковые средства выразительности использует поэт для создания этих образов.

(Слайд “Стихотворение с подчёркнутыми буквами”)

Учитель: Из скольких строф состоит это стихотворение?

Учитель: Перечитаем 1-ю строфу, обратим внимание на выделенные буквы: др, р, д, тр. Что вносят в стихотворение слова с таким набором звуков?

— Благодаря этим словам достигается красота звучания стиха.

Учитель: Читаем 2-ю строфу. Что достигается использованием звуков о-е-е-у?

— Стихотворение становится более плавным, музыкальным.

Учитель: Читаем 3-ю строфу и обращаем внимание на звуковой состав слова “измученной”.

— Неблагозвучность подчёркивает страдание женской души.

Учитель: Какое изобразительно-выразительное средство мы сейчас исследовали?

Учитель: Дайте определение аллитерации.

(Работа со словарём литературоведческих терминов)

(Слайд “Стихотворение с подчёркнутыми словами”)

Учитель: Ребята, обратите внимание на подчёркнутые слова. Какое языковое средство выразительности здесь использует автор?

— Автор использует метафоры “поют деревья”, “деревья радостно трепещут,/ купаясь в небе голубом”.

Учитель: Дайте определение метафоры.

Учитель: Ребята, что такое “размер стиха”?

3. Учитель: Ребята, откройте тетради, возьмите 1-ю строфу и исследуйте её, определяя размер данного стихотворения.

Учитель: Итак, двусложный размер стиха у вас получился или трёхсложный?

Чем они отличаются друг от друга?

Какие двусложные размеры вы знаете?

Чем они отличаются друг от друга?

Как вы определяли размер стиха?

Учитель: Сравните свои записи с изображением на экране. Сделаем вывод: стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Ф.И.Тютчев написал около 230 стихотворений, из них 125 написаны четырёхстопным ямбом.

Ребята, какие слова вы не употребляете в своей повседневной речи, а в стихотворении они есть?

— “Умиленье”, “упоенье”, “трепещут”.

Учитель: Почему же автор их использует?

— Русский язык был для Тютчева языком творчества: все свои произведения он писал только на русском языке. Но русский язык не был для поэта языком повседневного употребления, поэтому ряд слов просто “прошли” мимо поэта, и в стихах он использует “высокую” книжную лексику.

(Слайд “Стихотворение + вода – стихотворение”) (Музыка)

Учитель: Посмотрим на синтаксические конструкции стихотворения. Какие языковые средства вы ещё заметили?

— Здесь встречается обратный порядок слов – инверсия: “в небе голубом”, “блещут воды”, “измученной души твоей”.

— В строке “На всём улыбка, жизнь на всём” встречается повтор слов – это анафора.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какая их 3-х строф в этом стихотворении самая важная?

Учитель: Почему вы так считаете?

— Здесь красоте природы противопоставляется измученная женская душа. А для поэта перед ней меркнут все краски природы.

Итог урока: итак, ребята, мы рассмотрели с вами прекрасное стихотворение Ф.И.Тютчева. Какой же вывод из всего сказанного выше мы можем сделать?

Ученик: Проанализировав стихотворение “Сияет солнце, воды блещут…”, мы увидели, что все элементы композиции этого поэтического произведения, все образы, лексика и синтаксис, языковые средства выразительности – всё направлено на то, чтобы передать переживания поэта, которые вызваны упоением природой и красотой женской души.

Учитель: Я советую вам, ребята, прочитать и другие стихотворения Ф.И.Тютчева. Думаю, что после сегодняшнего урока вам будет легче понять, как и с помощью чего поэту удаётся влиять не только на ум, но и на сердце читателя.

источник

  • Авиация (120)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (29)
  • Атмосферные электрические явления (8)
  • Бабочки (15)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (19)
  • Вокруг Солнечной системы (49)
  • Вопрос-Ответ (1709)
  • Габсбурги (14)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (45)
  • Дальние страны (767)
  • Дорога — это жизнь (28)
  • Животные (397)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (662)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (11)
  • ЗДОРОВЬЕ (242)
  • Земля (80)
  • Искусство (350)
  • Истории любви (124)
  • ИСТОРИЯ (1428)
  • История одного стихотворения (2017)
  • История одной картины (545)
  • Книги для детей (235)
  • Краса ветвей зависит от корней (27)
  • КУЛЬТУРА (151)
  • Легенды и мифы (131)
  • ЛИТЕРАТУРА (167)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (150)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (144)
  • ЛЮДИ (275)
  • Люди-легенды (119)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (25)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (23)
  • МИКРОмир (12)
  • Мода (38)
  • Москва (66)
  • Музеи (99)
  • Наполеон Бонапарт (56)
  • Насекомые (72)
  • НАУКА (377)
  • Облака (12)
  • Оружие (22)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (222)
  • ПАРАЗИТЫ (22)
  • Первые среди равных (152)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (1)
  • Поэзия (672)
  • Праздники (31)
  • Притчи (33)
  • Проза (424)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (193)
  • Психология (73)
  • Птицы (168)
  • Растения (64)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (98)
  • Россия (845)
  • Сады и парки (33)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (101)
  • Символы (105)
  • Скульпторы (28)
  • СЛОВАРЬ (1)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1134)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (309)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (193)
  • Фарфор (8)
  • Фотографии (400)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (181)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (549)
  • ЦВЕТЫ (35)
  • ЧАЙ (20)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (38)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (639)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (283)
  • ЭПОХА СССР (171)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…

Основную часть поэтического текста, появившегося летом 1852 г., занимает изображение ясного летнего дня. Лирическому герою открывается картина, полная ликования и жизни: голубое небо, сияющее солнце, спокойная река. Последняя из деталей пейзажа, обозначенная формулой «воды блещут», повторяется дважды. Прием олицетворения, показательный для тютчевской поэтики, последовательно применяется к образу деревьев. Сначала упоминание о трепещущей листве дополняется наречием «радостно», затем автор создает метафорическую конструкцию, в которой используется деепричастие «купаясь». Ряд антропоморфических характеристик завершается оригинальной фразой «поют деревья»: образ, вмещающий в себя звуковые и визуальные ориентиры, передает восторженное состояние души, вызванное прекрасной летней зарисовкой. Авторское употребление глагола «петь» отодвигает на второстепенный план основное значение лексемы, концентрируясь на эмоциональных коннотациях — радости и восхищении.

Центральное четверостишие содержит философское обобщение, к которому приходит лирический субъект-наблюдатель. В воздухе растворены любовь и гармония, порождающие у героя ощущения наслаждения. Последние обозначаются категориями избытка жизни и наслаждения, указывающими на кульминационный момент эмоционального отклика созерцателя.

В финальном катрене возникает антитеза, которая не только нарушает общие жизнерадостные интонации, но меняет смысл стихотворения и его тематику. Роскошный вид «цветущего мира» противопоставляется растроганной улыбке героини. Ее психологический портрет обозначен единственной деталью — «измученная душа». Робкая радость любимой позиционируется как высшая ценность, которая перевешивает пышную красоту «животворного океана» природы.

Идейное содержание стихотворения соответствует проблематике «денисьевского цикла», организованного мотивами пронзительной любви-страдания, вины и покаяния. Глубинный смысл поэтического текста вступает в полемику с ранними творениями, герой которых погружен в мир одухотворенной природы.

Эмоциональный накал, живописные детали и плавная ритмика, поддерживаемая приемами аллитерации, привлекли внимание композиторов. Жанровая принадлежность музыкальных произведений, созданных на тютчевские строки, различна: популярны вариации в форме романса и песенной обработки для хора.

источник

1) История создания. Стихотворение написано 28 июля 1852 года, посвящено оно Елене Денисьевой, девушке, которую Тютчев безумно любил. Оно было опубликовано в журнале “Современник” в 1854 году.

2) Тема. В данном произведении переплетены две значимые для Тютчева темы — природа и любовь, хотя внимание больше уединено природе.

Автор хочет показать, что улыбка любимой доставляет ему больше удовольствия, чем все упоенье этой расцветающей природы.

4) Композиция. Стихотворение состоит из трёх строф-четверостиший. В первом четверостишии автор показывает действия природы:

Деревья радостно трепещут…

Во второй строфе нам представляется эмоциональное состояние природы:

В финале стихотворения автор признается в любви возлюбленной. Сравнивая её с природой, Тютчев отдает большее предпочтение её улыбке, нежели расцветающей природе.

5) Ритм, рифма, лексика, синтаксис. Рифма, как и в пейзажных стихотворениях многих писателей, перекрестная. Размер — двустопный ямб. Данные рифма и размер делают это стихотворение мелодичным. Оно положено на музыку в форме романса.

Стихотворение состоит лишь из трех предложений, что придает целостность стихотворению.

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).
Читайте также:  Анализ на кристаллы околоплодных вод

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Лексика стихотворения проста, так как автор хочет передать простоту, наивность и легкость природы.

6) Анализ образов. В стихотворении представлено два образа — природы и возлюбленной. Природа в стихотворении динамична и наполнена жизнью. Природа — цветущий, прекрасный мир, наполненный гармонией и светом. Природа, подобно человеку, веселится и радуется:

Деревья радостно трепещут,

Тютчевская природа в этом стихотворении наполняет человека вдохновением, счастьем, пробуждает желание жить.

Образ возлюбленной поэта мы можем понять лишь по единственному словосочетанию, относящемуся к ней, — измученная душа. Да, Денисьева действительно много выстрадала из-за Тютчева, и, мне кажется, именно поэтому её кроткая улыбка приносит поэту больше удовольствия, чем все красоты этого жизнерадостного мира природы.

7) Изобразительные средства и приемы. Невозможно описывать природу и ее состояние, не используя художественные средства, поэтому стихотворения Тютчева насыщены ими. Поэт использовал эпитеты “цветущий мир”, “измученная душа”, “улыбка умиленья”, чтобы точнее создать образы природы и возлюбленной, метафоры “на всем улыбка”, “жизнь во всем”. Олицетворения “воды блещут”, “деревья трепещут и поют” делают природу схожей с человеком. Аллитерация “в”, “с” помогает услышать дуновения ветерка.

8) Моё мнение. Стихотворение “Сияет солнце, воды блещут…”, на мой взгляд, является одним из ярчайших и светлых стихотворений в лирике Тютчева, так как автор представляет природу в расцвете сил. Я считаю, что это стихотворение — очень красивое признание в любви, так как автор отказывается от прелестей природы ради упоительной улыбки любимой.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

источник

Образовательный журнал для школьников, воспитателей и учителей

1) История создания. Стихотворение написано 28 июля 1852 года, посвящено оно Елене Денисьевой, девушке, которую Тютчев безумно любил. Оно было опубликовано в журнале “Современник” в 1854 году.

2) Тема. В данном произведении переплетены две значимые для Тютчева темы — природа и любовь, хотя внимание больше уединено природе.

Почка несет ответственность за унаследованные черты, хранящие жизненно важный Цзин, и в сотрудничестве с мужчинами Мин охраняет Юань Ци. Почка хранит Цзин, сущность и через него поддерживает воспроизведение, передачу жизни и наследственное наследие, наблюдает за рождением, ростом и развитием личности. Он также является хранителем исконной энергии Юань Ци, сконцентрированной в человеках Мин или Дверь жизни, анатомоэнергетической функции, связанной с почкой, и которая должна быть тщательно сохранена, потому что от нее зависят качество и количество жизни.

Стихотворение состоит из трёх строф-четверостиший. В первом четверостишии автор показывает действия природы:

Деревья радостно трепещут…

Во второй строфе нам представляется эмоциональное состояние природы:

5) Ритм, рифма, лексика, синтаксис. Рифма, как и в пейзажных стихотворениях многих писателей, перекрестная. Размер — двустопный ямб. Данные рифма и размер делают это стихотворение мелодичным. Оно положено на музыку в форме романса.

Цзинг, заключенный в почку, имеет два типа: врожденный Цзин и приобретенный Цзин. Первое связано с понятием переднего Неба и приносит с собой все характеристики, связанные с наследственностью, а последние связаны с функциями сохранения и поддержания организма посредством питания и дыхания. Комбинация трех энергий составляет врожденную энергичную столицу человека, хранящуюся в почках. Эти три энергии действуют в момент зачатия, формируя врожденную часть Цзин Ци ребенка, известного как переднее небо.

Материнская Цзин Ци действует в течение девяти месяцев беременности, а период лактации и остатка продолжается до тех пор, пока период прорезывания зубов не станет частью приобретенной части врожденного цыплята ребенка. Ци оплодотворенного яйца очень богато, поскольку клетки Репродуктивные мужчины и женщины особенно изобилуют Цзин Ци. Любое изменение врожденной энергии, которое мы сказали, сопоставимо с нашей концепцией кода генетический, будет выражен как с врожденными заболеваниями, так и с дисфункциями, чей наследственный компонент чрезвычайно важен.

Стихотворение состоит лишь из трех предложений, что придает целостность стихотворению.

6) Анализ образов. В стихотворении представлено два образа — природы и возлюбленной. Природа в стихотворении динамична и наполнена жизнью. Природа — цветущий, прекрасный мир, наполненный гармонией и светом. Природа, подобно человеку, веселится и радуется:

Врожденный Цзин в течение жизни будет стремиться к уменьшению, для этого он должен быть адъювантным частью приобретенного Цзин, который нужно будет культивировать, чтобы стать обильным и качественно действительным, применяя, а также здоровое и богатое снабжение также практикой медитации и медицинской гимнастики. Полученный Цзин: разработанный Милзой и Стомако, начиная с еды, приобретенный Цзин переносится из Сердца в Пять Органов и Шесть Вискера, который питается, становясь конкретным Цзин. Избыточная часть Цзин хранится в почке, которая удерживает ее в случае неожиданного дефицита энергии.

Деревья радостно трепещут,

Тютчевская природа в этом стихотворении наполняет человека вдохновением, счастьем, пробуждает желание жить.

Образ возлюбленной поэта мы можем понять лишь по единственному словосочетанию, относящемуся к ней, — измученная душа. Да, Денисьева действительно много выстрадала из-за Тютчева, и, мне кажется, именно поэтому её кроткая улыбка приносит поэту больше удовольствия, чем все красоты этого жизнерадостного мира природы.

Это одна из причин, по которой необходимо тонизировать почку, особенно во время лечения хронических заболеваний. Древние тексты говорят о Почете как о корне жизни или даже о корне Ци или переднем Небе. Западная физиология заключается в том, что последний, помимо признания функции водного баланса, также связан с производством эритроцитов костным мозгом, на самом деле почка выделяет гормон, называемый эритропоэтин, который действует на механизм эритропоэза Период максимальной активности почек — это период между часами 17 и часами.

Их фундаментальная задача может быть обобщена на функцию хранения сущности Цзин и предков Ци контроль отверстий; контроль за водой, особенно слюной, действие на размножение и плодовитость, производство и контроль костей и кабачков; поддержка органов. Ткань, связанная с почками, представлена ​​волосами, орган чувств — это ухо, которое напоминает как форму почек, так и эмбрионов, неадекватный Цзин почки может привести к снижению слуха, на самом деле типичная пресфокусировка пожилых людей обусловлено физиологическим истощением Цзин Рене, связанная с ним эмоция — это страх, в то время как психологическая связь — это память.

7) Изобразительные средства и приемы. Невозможно описывать природу и ее состояние, не используя художественные средства, поэтому стихотворения Тютчева насыщены ими. Поэт использовал эпитеты “цветущий мир”, “измученная душа”, “улыбка умиленья”, чтобы точнее создать образы природы и возлюбленной, метафоры “на всем улыбка”, “жизнь во всем”. Олицетворения “воды блещут”, “деревья трепещут и поют” делают природу схожей с человеком. Аллитерация “в”, “с” помогает услышать дуновения ветерка.

Они красные, а их внешний вид напоминает внешний вид фасоли с весом около 140 грамм, расположены по бокам задней части живота, а левая почка немного выше правой. Меридиано-дель-Рене представляет около 27 точек акупунктуры, которые используются не только для патологий, которые влияют на его путь, но и для системы мочеполовой системы, также для болезней, которые касаются патологий пищеварительной и дыхательной системы. Максимальная активность мочевого пузыря находится между 15 часов и часов. Его функция заключается в получении нечистой части жидкости, уже отфильтрованной почками, то есть той, которая содержит отходы, и для выделения мочи.

8) Моё мнение. Стихотворение “Сияет солнце, воды блещут…”, на мой взгляд, является одним из ярчайших и светлых стихотворений в лирике Тютчева, так как автор представляет природу в расцвете сил. Я считаю, что это стихотворение — очень красивое признание в любви, так как автор отказывается от прелестей природы ради упоительной улыбки любимой.

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…

Основную часть поэтического текста, появившегося летом 1852 г., занимает изображение ясного летнего дня. Лирическому герою открывается картина, полная ликования и жизни: голубое небо, сияющее солнце, спокойная река. Последняя из деталей пейзажа, обозначенная формулой «воды блещут», повторяется дважды. Прием олицетворения, показательный для тютчевской поэтики, последовательно применяется к образу деревьев. Сначала упоминание о трепещущей листве дополняется наречием «радостно», затем автор создает метафорическую конструкцию, в которой используется деепричастие «купаясь». Ряд антропоморфических характеристик завершается оригинальной фразой «поют деревья»: образ, вмещающий в себя звуковые и визуальные ориентиры, передает восторженное состояние души, вызванное прекрасной летней зарисовкой. Авторское употребление глагола «петь» отодвигает на второстепенный план основное значение лексемы, концентрируясь на эмоциональных коннотациях — радости и восхищении.

Центральное четверостишие содержит философское обобщение, к которому приходит лирический субъект-наблюдатель. В воздухе растворены любовь и гармония, порождающие у героя ощущения наслаждения. Последние обозначаются категориями избытка жизни и наслаждения, указывающими на кульминационный момент эмоционального отклика созерцателя.

В финальном катрене возникает антитеза, которая не только нарушает общие жизнерадостные интонации, но меняет смысл стихотворения и его тематику. Роскошный вид «цветущего мира» противопоставляется растроганной улыбке героини. Ее психологический портрет обозначен единственной деталью — «измученная душа». Робкая радость любимой позиционируется как высшая ценность, которая перевешивает пышную красоту «животворного океана» природы.

Эмоциональный накал, живописные детали и плавная ритмика, поддерживаемая приемами аллитерации, привлекли внимание композиторов. Жанровая принадлежность музыкальных произведений, созданных на тютчевские строки, различна: популярны вариации в форме романса и песенной обработки для хора.

источник

анализ стихотворения тютчева сияет солнце, воды блещут

  1. ссылка появится после проверки модератором туту все есть — интернет кишит анализом данного стихотворения

написано было 28 июля 1852 .Это стихотворение, посвященное его последней любви Елене Денисьевой:

Это стихотворение было написано Тютчевым летом тысяча восемьсот пятьдесят второго года, в Петербурге. » Сияет солнце. воды блещут» — одно из стихотворений посвященных Елене Александровне Денисьевой. Впервые оно было опубликовано в тысяча восемьсот пятьдесят четвертом году.

Сияет солнце. воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Буквально с первых строк стихотворения мы попадаем в особый мир, внешним проявлением которого выступает свет, эмоциональным — восторг, наслаждение. Каждая часть природы наполнена жизнью, источает ее: солнце светит, воды блещут, деревья трепещут и поют, воздух превратился в любовный раствор. Так как поэт видит «жизнь во всем», содержание многих образов можно объяснить с учетом не только прямых, но и переносных значений слов. Например, солнце «сияет»: в контексте стихотворения происходит смещение значения глагола от прямого — «излучать яркий свет» к переносному — «светиться радостью, счастьем, любовью». Многозначны также глаголы и глагольные формы, которыми характеризуются действия и состояние деревьев. Глагол «трепещут» можно понимать и как «колеблются», и как «испытывают сильное волнение».

Деепричастие «купаясь » в контексте данного стихотворения, помимо прямого значения — «погружаясь», приобретает и переносное — «упиваясь, наслаждаясь».

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Глагол «поют» употребляется в прямом значении, но и его можно толковать двояко: «производят голосом музыкальные звуки, исполняют вокальное произведение» и «издают заливистые щелкающие звуки, свист». Благодаря олицетворению «поют деревья» автор сближает читателя с «цветущим миром природы». Человек и природа создают единое гармоническое целое. В последней строке четверостишья можно уловить гиперболу. Она помогает поэту донести до читателя восторженное, трепетное отношение к природе лирического «я».

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей

В небольшом стихотворении, состоящем из трех четверостиший, Тютчев дважды говорит об «упоении»: во второй строфе — «избытком жизни упоен», в третьей — «в избытке упоенья». В третьей строфе стихотворения на эмоциональные переживания поэта, вызванные созерцанием явлений внешнего мира, накладывается его впечатление от улыбки любимой женщины. Упоение, испытываемое «цветущим миром природы», и упоение, ощущаемое лирическим героем, выступают как категории одного порядка. Более того, в образе «избытка упоенья» происходит слияние природного и человеческого. В стихотворении улавливается метафора: «цветущий мир природы», которым так восхищается автор, сравнивается с «улыбкой умиленья» любимой женщины лирического героя. Эпитет «измученной» души, как мне кажется, нужен для того, чтобы провести параллель между «цветущим миром природы», который «избытком жизни упоен», и «измученной душой» любимой женщины поэта. Да, эта душа «измучена», но она так же, как и природа, по-прежнему наполнена жизнью. «Мир природы» у Тютчева прекрасен, но еще прекраснее ему представляется улыбка любимой.

В стихотворении «Сияет солнце, воды блещут» в художественной форме отразилась идея тождества природы и человека, которая во многом определила особенности поэтического мировоззрения Тютчева.

Я считаю, что одно из главных достоинств поэзии Тютчева — умение максимально сблизить человека и природу, создавая единое гармоническое целое. Читая стихотворение «Сияет солнце», погружаешься в таинственный и загадочный мир природы, который помогает «увидеть» новые грани души человека, понять силу и глубину чувств.

«Сияет солнце, воды блещут…»
(28 июля 1852 года)

анализ стихотворения тютчева сияет солнце, воды блещут

  1. ссылка появится после проверки модератором туту все есть — интернет кишит анализом данного стихотворения

написано было 28 июля 1852 .Это стихотворение, посвященное его последней любви Елене Денисьевой:

Это стихотворение было написано Тютчевым летом тысяча восемьсот пятьдесят второго года, в Петербурге. » Сияет солнце. воды блещут» — одно из стихотворений посвященных Елене Александровне Денисьевой. Впервые оно было опубликовано в тысяча восемьсот пятьдесят четвертом году.

Сияет солнце. воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Буквально с первых строк стихотворения мы попадаем в особый мир, внешним проявлением которого выступает свет, эмоциональным — восторг, наслаждение. Каждая часть природы наполнена жизнью, источает ее: солнце светит, воды блещут, деревья трепещут и поют, воздух превратился в любовный раствор. Так как поэт видит «жизнь во всем», содержание многих образов можно объяснить с учетом не только прямых, но и переносных значений слов. Например, солнце «сияет»: в контексте стихотворения происходит смещение значения глагола от прямого — «излучать яркий свет» к переносному — «светиться радостью, счастьем, любовью». Многозначны также глаголы и глагольные формы, которыми характеризуются действия и состояние деревьев. Глагол «трепещут» можно понимать и как «колеблются», и как «испытывают сильное волнение».

Читайте также:  Анализ на качество сточных вод

Деепричастие «купаясь » в контексте данного стихотворения, помимо прямого значения — «погружаясь», приобретает и переносное — «упиваясь, наслаждаясь».

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Глагол «поют» употребляется в прямом значении, но и его можно толковать двояко: «производят голосом музыкальные звуки, исполняют вокальное произведение» и «издают заливистые щелкающие звуки, свист». Благодаря олицетворению «поют деревья» автор сближает читателя с «цветущим миром природы». Человек и природа создают единое гармоническое целое. В последней строке четверостишья можно уловить гиперболу. Она помогает поэту донести до читателя восторженное, трепетное отношение к природе лирического «я».

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей

В небольшом стихотворении, состоящем из трех четверостиший, Тютчев дважды говорит об «упоении»: во второй строфе — «избытком жизни упоен», в третьей — «в избытке упоенья». В третьей строфе стихотворения на эмоциональные переживания поэта, вызванные созерцанием явлений внешнего мира, накладывается его впечатление от улыбки любимой женщины. Упоение, испытываемое «цветущим миром природы», и упоение, ощущаемое лирическим героем, выступают как категории одного порядка. Более того, в образе «избытка упоенья» происходит слияние природного и человеческого. В стихотворении улавливается метафора: «цветущий мир природы», которым так восхищается автор, сравнивается с «улыбкой умиленья» любимой женщины лирического героя. Эпитет «измученной» души, как мне кажется, нужен для того, чтобы провести параллель между «цветущим миром природы», который «избытком жизни упоен», и «измученной душой» любимой женщины поэта. Да, эта душа «измучена», но она так же, как и природа, по-прежнему наполнена жизнью. «Мир природы» у Тютчева прекрасен, но еще прекраснее ему представляется улыбка любимой.

В стихотворении «Сияет солнце, воды блещут» в художественной форме отразилась идея тождества природы и человека, которая во многом определила особенности поэтического мировоззрения Тютчева.

Я считаю, что одно из главных достоинств поэзии Тютчева — умение максимально сблизить человека и природу, создавая единое гармоническое целое. Читая стихотворение «Сияет солнце», погружаешься в таинственный и загадочный мир природы, который помогает «увидеть» новые грани души человека, понять силу и глубину чувств.

«Сияет солнце, воды блещут. »
(28 июля 1852 года)

^Аы^ Ученик (116), закрыт 4 года назад

Когда и где было написано?
По какому поводу история создания?
Тема и основнная мысль?
Какими худ. средствами она (мысль) расскрывается (особенности рифмы)
Насколько типично это стих для творчества Тютчева
Отличительные особеннсоти стихотворения помогите: *(«.

Катя Б Мастер (1265) 6 лет назад

[ссылка появится после проверки модератором] туту все есть — интернет кишит анализом данного стихотворения

написано было 28 июля 1852 .Это стихотворение, посвященное его последней любви — Елене Денисьевой:

Это стихотворение было написано Тютчевым летом тысяча восемьсот пятьдесят второго года, в Петербурге. » Сияет солнце. воды блещут…» — одно из стихотворений посвященных Елене Александровне Денисьевой. Впервые оно было опубликовано в тысяча восемьсот пятьдесят четвертом году.

Сияет солнце. воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Буквально с первых строк стихотворения мы попадаем в особый мир, внешним проявлением которого выступает свет, эмоциональным — восторг, наслаждение. Каждая часть природы наполнена жизнью, источает ее: солнце светит, воды блещут, деревья трепещут и поют, воздух превратился в любовный раствор. Так как поэт видит «жизнь во всем», содержание многих образов можно объяснить с учетом не только прямых, но и переносных значений слов. Например, солнце «сияет»: в контексте стихотворения происходит смещение значения глагола от прямого — «излучать яркий свет» к переносному — «светиться радостью, счастьем, любовью». Многозначны также глаголы и глагольные формы, которыми характеризуются действия и состояние деревьев. Глагол «трепещут» можно понимать и как «колеблются», и как «испытывают сильное волнение».

Деепричастие «купаясь » в контексте данного стихотворения, помимо прямого значения — «погружаясь», приобретает и переносное — «упиваясь, наслаждаясь».

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Глагол «поют» употребляется в прямом значении, но и его можно толковать двояко: «производят голосом музыкальные звуки, исполняют вокальное произведение» и «издают заливистые щелкающие звуки, свист». Благодаря олицетворению «поют деревья» автор сближает читателя с «цветущим миром природы». Человек и природа создают единое гармоническое целое. В последней строке четверостишья можно уловить гиперболу. Она помогает поэту донести до читателя восторженное, трепетное отношение к природе лирического «я».

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…

В небольшом стихотворении, состоящем из трех четверостиший, Тютчев дважды говорит об «упоении»: во второй строфе — «избытком жизни упоен», в третьей — «в избытке упоенья». В третьей строфе стихотворения на эмоциональные переживания поэта, вызванные созерцанием явлений внешнего мира, накладывается его впечатление от улыбки любимой женщины. Упоение, испытываемое «цветущим миром природы», и упоение, ощущаемое лирическим героем, выступают как категории одного порядка. Более того, в образе «избытка упоенья» происходит слияние природного и человеческого. В стихотворении улавливается метафора: «цветущий мир природы», которым так восхищается автор, сравнивается с «улыбкой умиленья» любимой женщины лирического героя. Эпитет «измученной» души, как мне кажется, нужен для того, чтобы провести параллель между «цветущим миром природы», который «избытком жизни упоен», и «измученной душой» любимой женщины поэта. Да, эта душа «измучена», но она так же, как и природа, по-прежнему наполнена жизнью. «Мир природы» у Тютчева прекрасен, но еще прекраснее ему представляется улыбка любимой.

В стихотворении «Сияет солнце, воды блещут…» в художественной форме отразилась идея тождества природы и человека, которая во многом определила особенности поэтического мировоззрения Тютчева.

Я считаю, что одно из главных достоинств поэзии Тютчева — умение максимально сблизить человека и природу, создавая единое гармоническое целое. Читая стихотворение «Сияет солнце…», погружаешься в таинственный и загадочный мир природы, который помогает «увидеть» новые грани души человека, понять силу и глубину чувств.

«Сияет солнце, воды блещут. »
(28 июля 1852 года)

Сергей телиус Ученик (162) 3 недели назад

[ссылка появится после проверки модератором] туту все есть — интернет кишит анализом данного стихотворения

написано было 28 июля 1852 .Это стихотворение, посвященное его последней любви — Елене Денисьевой:

Это стихотворение было написано Тютчевым летом тысяча восемьсот пятьдесят второго года, в Петербурге. » Сияет солнце, воды блещут…» — одно из стихотворений посвященных Елене Александровне Денисьевой. Впервые оно было опубликовано в тысяча восемьсот пятьдесят четвертом году.

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Буквально с первых строк стихотворения мы попадаем в особый мир, внешним проявлением которого выступает свет, эмоциональным — восторг, наслаждение. Каждая часть природы наполнена жизнью, источает ее: солнце светит, воды блещут, деревья трепещут и поют, воздух превратился в любовный раствор. Так как поэт видит «жизнь во всем», содержание многих образов можно объяснить с учетом не только прямых, но и переносных значений слов. Например, солнце «сияет»: в контексте стихотворения происходит смещение значения глагола от прямого — «излучать яркий свет» к переносному — «светиться радостью, счастьем, любовью». Многозначны также глаголы и глагольные формы, которыми характеризуются действия и состояние деревьев. Глагол «трепещут» можно понимать и как «колеблются», и как «испытывают сильное волнение».

Деепричастие «купаясь » в контексте данного стихотворения, помимо прямого значения — «погружаясь», приобретает и переносное — «упиваясь, наслаждаясь».

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Глагол «поют» употребляется в прямом значении, но и его можно толковать двояко: «производят голосом музыкальные звуки, исполняют вокальное произведение» и «издают заливистые щелкающие звуки, свист». Благодаря олицетворению «поют деревья» автор сближает читателя с «цветущим миром природы». Человек и природа создают единое гармоническое целое. В последней строке четверостишья можно уловить гиперболу. Она помогает поэту донести до читателя восторженное, трепетное отношение к природе лирического «я».

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…

В небольшом стихотворении, состоящем из трех четверостиший, Тютчев дважды говорит об «упоении»: во второй строфе — «избытком жизни упоен», в третьей — «в избытке упоенья». В третьей строфе стихотворения на эмоциональные переживания поэта, вызванные созерцанием явлений внешнего мира, накладывается его впечатление от улыбки любимой женщины. Упоение, испытываемое «цветущим миром природы», и упоение, ощущаемое лирическим героем, выступают как категории одного порядка. Более того, в образе «избытка упоенья» происходит слияние природного и человеческого. В стихотворении улавливается метафора: «цветущий мир природы», которым так восхищается автор, сравнивается с «улыбкой умиленья» любимой женщины лирического героя. Эпитет «измученной» души, как мне кажется, нужен для того, чтобы провести параллель между «цветущим миром природы», который «избытком жизни упоен», и «измученной душой» любимой женщины поэта. Да, эта душа «измучена», но она так же, как и природа, по-прежнему наполнена жизнью. «Мир природы» у Тютчева прекрасен, но еще прекраснее ему представляется улыбка любимой.

В стихотворении «Сияет солнце, воды блещут…» в художественной форме отразилась идея тождества природы и человека, которая во многом определила особенности поэтического мировоззрения Тютчева.

Я считаю, что одно из главных достоинств поэзии Тютчева — умение максимально сблизить человека и природу, создавая единое гармоническое целое. Читая стихотворение «Сияет солнце…», погружаешься в таинственный и загадочный мир природы, который пом

«Сияет солнце, воды блещут…» Фёдор Тютчев

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…

Основную часть поэтического текста, появившегося летом 1852 г. занимает изображение ясного летнего дня. Лирическому герою открывается картина, полная ликования и жизни: голубое небо, сияющее солнце, спокойная река. Последняя из деталей пейзажа, обозначенная формулой «воды блещут», повторяется дважды. Прием олицетворения, показательный для тютчевской поэтики, последовательно применяется к образу деревьев. Сначала упоминание о трепещущей листве дополняется наречием «радостно», затем автор создает метафорическую конструкцию, в которой используется деепричастие «купаясь». Ряд антропоморфических характеристик завершается оригинальной фразой «поют деревья»: образ, вмещающий в себя звуковые и визуальные ориентиры, передает восторженное состояние души, вызванное прекрасной летней зарисовкой. Авторское употребление глагола «петь» отодвигает на второстепенный план основное значение лексемы, концентрируясь на эмоциональных коннотациях — радости и восхищении.

Центральное четверостишие содержит философское обобщение, к которому приходит лирический субъект-наблюдатель. В воздухе растворены любовь и гармония, порождающие у героя ощущения наслаждения. Последние обозначаются категориями избытка жизни и наслаждения, указывающими на кульминационный момент эмоционального отклика созерцателя.

В финальном катрене возникает антитеза, которая не только нарушает общие жизнерадостные интонации, но меняет смысл стихотворения и его тематику. Роскошный вид «цветущего мира» противопоставляется растроганной улыбке героини. Ее психологический портрет обозначен единственной деталью — «измученная душа». Робкая радость любимой позиционируется как высшая ценность, которая перевешивает пышную красоту «животворного океана» природы.

Идейное содержание стихотворения соответствует проблематике «денисьевского цикла», организованного мотивами пронзительной любви-страдания, вины и покаяния. Глубинный смысл поэтического текста вступает в полемику с ранними творениями, герой которых погружен в мир одухотворенной природы.

Эмоциональный накал, живописные детали и плавная ритмика, поддерживаемая приемами аллитерации, привлекли внимание композиторов. Жанровая принадлежность музыкальных произведений, созданных на тютчевские строки, различна: популярны вариации в форме романса и песенной обработки для хора.

Тема урока. Обучение анализу поэтического произведения на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Сияет солнце, воды блещут…» — презентация

8 Через полтора десятилетия после встречи с Еленой Денисьевой Тютчев напишет: Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло С того блаженно-рокового дня, Как душу всю она свою вдохнула, Как всю себя перелила в меня…

10 Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоён. Но и в избытке упоения Нет упоения сильней Одной улыбки умиленья Измученной души твоей…

12 Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоён. Но и в избытке упоения Нет упоения сильней Одной улыбки умиленья Измученной души твоей…

13 Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоён. Но и в избытке упоения Нет упоения сильней Одной улыбки умиленья Измученной души твоей…

14 Провела: учитель русского языка и литературы МОУ Чукальская средняя общеобразовательная школа Краснослободского района Республики Мордовия Хрящикова Людмила Николаевна

источник

Выбранный для просмотра документ Презентация Обучение анализу поэт.произв. Тютчев.doc

Обучение анализу поэтического произведения на примере стихотворения Ф.И.Тютчева

(С использованием компьютерных технологий)

Урок разработала и провела: Л.Н.Хрящикова,

учитель русского языка и литературы

Ребята, сегодняшний урок мы посвящаем изучению стихотворения Ф.И.Тютчева «Сияет солнце, воды блещут…», на основе которого мы попытаемся научиться анализировать поэтическое произведение.

Итак, тема нашего урока: «Обучение анализу поэтического произведения» ( Слайд «Тема урока»)

Цели урока: Развитие интереса к поэзии, творчеству Ф.И.Тютчева, развитие речи учащихся, обучение анализу поэтического произведения, умению находить в тексте языковые средства выразительности. (Слайд «Цели урока»)

Наш урок состоит из двух взаимосвязанных частей.

Читайте также:  Анализ на кремний в воде

1-я часть урока – повторение изученного материала. Отвечая на мои вопросы, вы повторите и закрепите ранее изученный материал, связанный с личностью Ф.И.Тютчева.

Ребята, как бы вы несколькими словами ответили на вопрос: Кто такой Фёдор Иванович Тютчев?

— Ф.И.Тютчев – выдающийся русский поэт первой половины 19 века. Многие годы проведший на дипломатической службе за границей, он стяжал себе славу поэта-мыслителя, родоначальника русской философской лирики.

(Слайд «Родители и маленький Тютчев»)

— Расскажите о родителях поэта и его детстве.

— Отец Тютчева, Иван Николаевич, был глубоко образованным человеком, он окончил Греческий корпус. Дом Тютчевых был всегда открыт для многочисленных гостей, которых встречал Иван Николаевич, радушный и щедрый хозяин, человек рассудительный, со спокойным, здравым взглядом на вещи. Особыми талантами он не обладал, но глубоко уважал людей, более одарённых, чем он.

Фёдор Иванович Тютчев был очень худым, маленького роста, и этим он не был похож на своего отца. Общего у них было одно благодушие. Зато он очень походил на мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума, сухощавого телосложения, с фантазией, развитой до болезненности.

В семье господствовал французский язык. Не только говорили по-французски, но и переписка родителей с детьми и детей между собой велась исключительно на французском. Но мать поэта хорошо знала русские обычаи, читала на церковнославянском псалтырь и часослов.

Маленького Тютчева в семье все любили и баловали. С детства он невзлюбил принуждения, тяжёлый труд. Он был способным мальчиком и учился очень хорошо и легко. Это не было для него трудом, а было потребностью в знаниях.

В 1821 году Тютчев окончил словесное отделение Московского университета.

— Ребята, чтобы лучше понять творчество того или иного писателя или поэта, порой нужно познакомиться с его внутренним миром, его личной жизнью. Поступив на службу в коллегию иностранных дел, он с дипломатической миссией уезжает в Мюнхен.

— Это немка Элеонора Петерсон, жена Ф.И.Тютчева. Она была старше поэта на 4 года, у неё было четверо детей от первого брака. Элеонора обожала Тютчева. А он говорил: «Никогда человек не стал бы столь любим другим человеком, сколь я любим ею,- в течение 11 лет не было ни одного дня в её жизни, когда дабы упрочить моё счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня». У Тютчевых было уже 3 детей, когда Ф.И. влюбляется в жену барона Дернберга Эрнестину. Элеонора пытается покончить с собой, а он любит и ту, и другую.

В мае 1838 года Элеонора вместе с детьми ехала на пароходе к мужу. Случился пожар, и она, босая, полуодетая выносила детей из огня. Волнение и простуда сделали своё дело: через 3 месяца она умерла. Смерть жены потрясла Тютчева, он поседел в одну ночь.

— В 1839 году Тютчев женился на овдовевшей Эрнестине Фёдоровне, женщине деликатной и сдержанной. Она обожала своего Теодора.

(Слайд «Елена Александровна Денисьева»)

— Что вы знаете об этой женщине?

— Елена Александровна Денисьева родилась в Курске. Воспитывалась она в Смольном институте под присмотром тётушки Анны Дмитриевны Денисьевой, старшей инспектрисе института.

Старшие дочери Тютчева, Анна и Екатерина, учились вместе с Еленой, дружили, и на первых порах приглашали её на чашку чая.

Роман Тютчева с Денисьевой стал самым сильным в его жизни. Они встретились, когда ей было 24 года, а ему 47 лет. Через 15 лет поэт напишет: (Прочитать стихи с экрана).

Отношения Тютчева и Денисьевой вылились в светский скандал, разгоревшийся в 1851 году перед самым выпуском Елены из института. Отец её проклял. Двери многих домов навсегда закрылись перед нею. От полного отчаяния её спасала только безмерная любовь к Тютчеву. Она прощала ему всё: жизнь на 2 семьи, его эгоистичность, вспыльчивость, невнимательность к ней и полухолодность и даже то, что приходилось лгать детям, отвечая на вопрос: «Почему папа обедает с нами только 1 раз в неделю?»- «Папа занят на службе» До конца дней Елена называла Ф.И. «мой Боженька». Е.А. умерла в 1864 году, похоронена она на Волковом кладбище.

— Большой цикл стихотворений Тютчева получил название «денисьевский», т.к. написан в пору любви поэта к Е.Денисьевой и посвящён ей. Стихотворение «Сияет солнце, воды блещут…» — из этого цикла.

(Слайд «Стихотворение + деревья – стихотворение) (Музыка)

— Чтение наизусть стихотворения «Сияет солнце, воды блещут…»

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение, что вы представили, прочитав его?

— Представляю летний солнечный день, море света и красок, блеск воды, буйную зелень трав и деревьев – праздник природы. Но это настроение меняется к концу стихотворения, потому что в конце 3-ей строфы поэт говорит об измученной женской душе.

— Какие образы создаёт поэт в этом стихотворении?

— Сияющее солнце, блещущие воды, поющие деревья.

— Ребята, давайте посмотрим, какие языковые средства выразительности использует поэт для создания этих образов.

(Слайд «Стихотворение с подчёркнутыми буквами»)

— Из скольких строф состоит это стихотворение?

— Перечитаем 1-ю строфу, обратим внимание на выделенные буквы: др, р, д, тр. Что вносят в стихотворение слова с таким набором звуков?

— Благодаря им достигается красота звучания стиха.

— Читаем 2-ю строфу. Что достигается использованием звуков о-е-е-у?

— Стихотворение становится более плавным, музыкальным.

— Читаем 3-ю строфу и обращаем внимание на звуковой состав слова «измученной».

— Неблагозвучность подчёркивает страдание женской души.

— Какое изобразительно-выразительное средство мы сейчас исследовали?

— Дайте определение аллитерации. (Работа со словарём литературоведческих терминов)

(Слайд «Стихотворение с подчёркнутыми словами»)

— Ребята, обратите внимание на подчёркнутые слова. Какое языковое средство выразительности здесь использует автор?

— Автор использует метафоры «поют деревья», «деревья радостно трепещут,/ купаясь в небе голубом».

— Дайте определение метафоры. (Работа со словарём)

— Ребята, что такое «размер стиха»?

— Ребята, откройте тетради, возьмите 1-ю строфу и исследуйте её, определяя размер данного стихотворения.

Двусложный размер получился или трёхсложный?

Чем они отличаются друг от друга?

Какие двусложные размеры вы знаете?

Чем они отличаются друг от друга?

Как вы определяли размер стиха?

— Сравните свои записи с изображением на экране. Сделаем вывод: стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Ф.И.Тютчев написал около 230 стихотворений, из них 125 написаны четырёхстопным ямбом.

— Ребята, какие слова вы не употребляете в своей повседневной речи, а в стихотворении они есть?

— «умиленье», «упоенье», «трепещут».

— Почему же автор их использует?

— Русский язык был для Тютчева языком творчества: все свои произведения он писал только на русском языке. Но русский язык не был для поэта языком повседневного употребления, поэтому ряд слов просто «прошли» мимо поэта, и в стихах он использует «высокую» книжную лексику.

(Слайд «Стихотворение + вода – стихотворение») ( Музыка)

— Посмотрим на синтаксические конструкции стихотворения. Какие языковые средства вы ещё заметили?

— Здесь встречается обратный порядок слов – инверсия: «в небе голубом», «блещут воды», «измученной души твоей».

— В строке «На всём улыбка, жизнь на всём» встречается повтор слов – это анафора.

— Ребята, как вы думаете, какая их 3-х строф в этом стихотворении самая важная?

— Здесь красоте природы противопоставляется измученная женская душа. А для поэта перед ней меркнут все краски природы.

Вывод: итак, ребята, обратите внимание: все элементы композиции, все образы, лексика и синтаксис, языковые средства выразительности – всё направлено на то, чтобы передать переживания поэта, которые вызваны упоением природой и красотой женской души.

источник

Федор Иванович Тютчев – замечательный поэт, стихи которого насыщены положительными эмоциями. Его произведение “Сияет солнце…” – пример любовной лирики XIX века, хотя может показаться, что акцент сделан на описании окружающего мира, а не на отношениях. Природе здесь действительно уделяется много внимания, выраженного в метафорах и в олицетворениях. Олицетворений в тексте встречается очень много: все у Тютчева улыбается, движется, упивается, хотя эти ощущения и создаются не напрямую, а частым использованием глаголов. Прямой перенос

Также нет упоминания о времени года, но чувство весны появляется само собой.

Говоря о глаголах, стоит отметить, что в первых двух строфах они используются особенно часто, создавая ощущение быстрого течения ручьев, сверкание весенней природы, динамичность пробудившегося ото сна мира. Эпитетов встречается мало, если учитывать, что перед нами описание природы .

Прекрасный эффект дает выразительный повтор в строке “…И мир, цветущий мир природы…” – он предает особенной глубины после использования простых конструкций

Истинный смысл этого небольшого произведения открывается нам в последней, третьей, строфе, где мы видим, что расцветающая природа – лишь фон для чего-то большего, что зарождается между двумя людьми, что позволяет увидеть “измученную душу” в чужой улыбке. Третья строфа отличается от двух предыдущих еще и своей сравнительной сложностью построения.

Ритм стихотворения – четырехстопный ямб – идеально подходит под настроение весны и любви, которое с каждой строкой захватывает нас все больше. “Сияет солнце, воды блещут…” легко запоминается благодаря своей безупречной перекрестной рифме , а небольшой объем и глубокий смысл, выраженный в нескольких простых словах, делают стихотворение прекрасным образцом поэзии о любви.

Алеко – характеристика персонажаПроизведение: Цыганы Алеко – герой поэмы А. С. Пушкина “Цыганы” . А. – прежде всего обобщенный образ молодого, европейски образованного поколения XIX века, к которому Пушкин причислял и себя самого.

“О, я хочу безумно жить…”В цикле “Ямбы”, в который вошло рассматриваемое нами стихотворение, отразилось преодоление поэтом уныния, овладевшего им после поражения революции 1905 года. В период создания стихотворений этого цикла он сбрасывает тяготившую его.

“Нежнее нежного” анализ стихотворения МандельштамаИстория создания Стихотворение “Нежнее нежного” написано Мандельштамом в 1909 г. Оно вошло в сборник “Камень”. Юному поэту всего 18 лет. В это время он учится в Сорбонне, бывает в Петербурге.

Юнкерская молитва разбор стихотворенияАвтор: Лермонтов М. Ю. Царю небесный! Спаси меня От куртки тесной, Как от огня. От маршировки Меня избавь, В парадировки Меня не ставь. Пускай в манеже Алехин глас Как можно.

Мой любимый баскетболМой любимый баскетбол Баскетбол – моя специализация и работая тренером, я изобретала различные приемы для того, чтобы заставить детей думать, планировать и анализировать ситуацию, разыгрывающуюся на спортивной площадке. Так родилась.

Оленька – характеристика персонажаПроизведение: Душечка ДУШЕЧКА – героиня рассказа А. П. Чехова “Душечка” . Д., Оленька, Ольга Семеновна Племянникова, одна из самых популярных героинь прозы Чехова, вошедшая в активный лексикон целых поколений как.

Урок на тему “Космический гость. Дифференциация звуков в словах”Государственное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад№196 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга Конспект урока “Космический гость. Дифференциация звуков в словах” Учитель-логопед: Познякова Юлия Валентиновна Воспитатель: Артемьева Мария Юрьевна КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: Формирование.

Сочинение на тему Три главных слова в моей жизниКак бы смешно это не звучало, но три самых главных слова в моей жизни – надейся, верь и жди. И они действительно мне помогают, они подталкивают меня к жизни, а.

УРОК-ИГРАВ настоящее время учитель литературы подмечает, что у учащихся ослаблен интерес к чтению даже таких произведений, которые совсем недавно читались с удовольствием: ” Евгений Онегин” А. Пушкина, ” Тарас Бульба”.

Сочинение на тему День рождения мамыДень рождения – это особый праздник для большинства людей. Некоторые отмечают его шумной компанией с танцами и музыкой, а кто-то, напротив, в тихом семейном кругу. В этот день все поздравления.

Анализ рассказа К. Г. Паустовского “Телеграмма”Разработок, посвященных рассказу Паустовского, я видела достаточно много. Наиболее продуктивны, на мой взгляд, те, что опубликованы в журнале “Литература в школе” № 6 за 1996 год. И статья Т. Т.

Апокалипсис и грядущее человечествоВ переводе с греческого “апокалипсис” – откровение. Как новый жанр апокалипсис возник в начале новой эры в иудейской литературе. Апокалиптические произведения должны были приподнять таинственную завесу над будущим и рассказать.

Военная проза В. БыковаПобеду над фашистской Германией называют Великой. Это потому что ежедневно и ежечасно, на протяжении бесконечно долгих 1418 дней и ночей, она создавалась нечеловеческим напряжением миллионов людей на фронте и в.

Торсионные поля и размышления экологаКогда Г. Герц сто лет назад экспериментально получил искусственные электромагнитные волны, это стало вехой не только в науке и технике, но и породило принципиально новую ситуацию в окружающем пространстве Земли.

“Одиночество” анализ стихотворения Лермонтова“Все мы родом из детства”, – был уверен французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Действительно, подчас от того, как прошло детство человека, зависит его мировосприятие и мироощущение. Например, Саша Пушкин, выросший.

Урок английского языка 5 класс “Magic tree”Автор: учитель английского языка Савинова Е. А. Пресноредутская СШ Жамбылский район Северо – Казахстанская область Урок английского языка 5 класс ” Magic Tree “ Цель: – совершенствование лексических и грамматических.

Анализ стихотворения Тютчева Осенний вечер 8Пейзажная лирика всегда углубляет читателя в мир грез, надежд, созидательности и грусти. Именно такое произведение Федора Тютчева “Осенний вечер”. Из самого названия уже понятно, что произведение об осеннем пейзаже, о.

Географічна вікторина “Чи знаєш ти свій рідний край?”1.В якому році була заснована Дніпропетровська область? 2. Яка площа території Дніпропетровської області? 3. Скільки районів входить до складу Дн-кої області? 4. Яка кільськість населення проживає на території Дн-кої обл.

Берггольц О. биографияРоссийская писательница, поэтесса. Ольга Федоровна Берггольц родилась 16 мая 1910 года в Петербурге, в семье заводского врача, жившего на рабочей окраине Петербурга в районе Невской заставы. Мать – Мария Тимофеевна.

Драматический конфликт в пьесах А. Н. ОстровскогоТолько после Вас мы, русские, Можем с гордостью сказать: “У нас есть свой… национальный театр”. И. А. Гончаров А. Н. Островского справедливо называют отцом русской драматургии. “Вы один достроили здание.

Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения Тютчева Сияет солнце, воды блещут

источник