Меню Рубрики

Сурков человек склонился над водой анализ

Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить.
Если будет он в бою жесток?

Cтихотворение состоит из 8 строк
Строфа: восьмистишие ( октава )
Размер: пятистопный хорей
Стопа: двухсложная с ударением на 1-м слоге ( — )
————————————————————————
Рифмы: водой-седой-лет-обет
казнить-восток-обвинить-жесток.
Рифмовка: AABB CDCD
————————————————————————
Кол-во слов в стихах: 39

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Строфа — это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии — четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стопа — это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) — самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы — последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа — пеон — четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон — пеон с ударением на первом слоге, второй пеон — с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон — ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер — это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма — это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка — это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

источник

Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить.
Если будет он в бою жесток?

Человек, запевающий песнюЧеловек, запевающий песню, ты рискуешь непонятым стать, если песня забыта и если не умеют ее подпевать. Человек, поднимающий знамя, ты рискуешь своей головой — прохрустит скорлупой под ногами, под бегущей.

Вознесся в космос человекВсе — Как он набирался сил, Как в небесах владел собой И невесомость выносил — Да пусть почувствует любой Из нас! Он делал все для нас с тобой, Он делал.

Иронический человекМне нравится иронический человек. И взгляд его, иронический, из-под век. И черточка эта тоненькая у рта — иронии отличительная черта. Мне нравится иронический человек. Он, в сущности,- героический человек. Мне.

Читайте также:  Анализы воды и их изменение

Природа! Человек — твое твореньеПрирода! Человек — твое творенье, и этой чести у тебя не отберут, но на ноги поставил с четверенек и человеком предка сделал труд. Труд… Есть ли что упорней и крылатей.

Сильный человекТы переплыл сто рек, сто верст прошел по снегу. И — сильный человек — знал цену человеку. — Ну что там звездный плес! Ты в небе был, как в поле.

Человек стремится в простотуЧеловек стремится в простоту, как небесный камень — в пустоту, медленно сгорает и за предпоследнюю версту нехотя взирает. Но во глубине его очей будто бы — во глубине ночей что-то.

Человек с душойАх! человек он был с душой, Каких уж нынче нет! Носил он галстук голубой И клетчатый жилет. Он уважал отчизну, дом, Преданья старины; Сюртук просторный был на нем И узкие.

Из дома вышел человекИз дома вышел человек С дубинкой и мешком И в дальний путь, И в дальний путь Отправился пешком. Он шел все прямо и вперед И все вперед глядел. Не спал.

Скажи, человекСкажи, человек, чего же тебе не хватает? Зачем ты нахмурился? Или увидел врага? Зима, говоришь, надоела. Но завтра растает, И речка с восторгом затопит свои берега. Скажи, человек, почему ты.

Человек за бортомАнатолию Гарагуле Был шторм. Канаты рвали кожу с рук, И якорная цепь визжала чертом. Пел ветер песню дьявола, и вдруг Раздался голос: — Человек за бортом! И сразу: Полный назад.

ЧеловекКуда подует ветер, Туда и облака. По руслу протекает Послушная река. Но ты, человек, ты ведь сильный и смелый, Своими руками судьбу свою делай. Иди против ветра, на месте не.

ЧеловекКак хорошо, Что земля большая. Дождик прошел, В небе синь густая. Пролетел самолет, Белый след оставил. Нам бы тоже в полет За своей мечтой. Как хорошо Жить на белом свете.

Человек увидел сонБ. Р. Человека мучил трудный сон: Ситный хлеб пахучий видел он, Даже ртом касался иногда. Человек был голоден тогда. И в другую ночь он увидал: В три обхвата камень он.

Когда человек умираетКогда человек умирает, Изменяются его портреты. По-другому глаза глядят, и губы Улыбаются другой улыбкой. Я заметила это, вернувшись С похорон одного поэта. И с тех пор проверяла часто, И моя.

Жил в Ростове человек – мальчик ЮрочкаЖил в Ростове человек – мальчик Юрочка. Он от солнышка до подсолнушка все на свете превзошел, все до зернышка. Я хотел бы стать таким же, как Юрочка.

источник

«Бьётся в тесной печурке огонь…» Алексей Сурков

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

Стихотворение Алексея Суркова «Бьется в тесной печурке огонь…» было написано в начале Великой Отечественной Войны – 27 ноября 1941 года в советской деревушке Кашино. Стихотворение легло на музыку и стало безумно популярной песней военных лет под названием «В землянке». По словам автора, песня родилась после одного из тяжелых дней у реки Истра. Под впечатлением от всего пережитого, Алексей Александрович написал письмо своей семье, находившейся в эвакуации в городе Чистополе, расположенном на территории современного Татарстана.

Под пером ручки рождались трогательные шестнадцать строчек стихотворения, очень личные и нежные. Поэт не собирался их публиковать и, тем более, не видел их в качестве будущей песни. Но судьба распорядилась иначе: три месяца спустя, уже в московской редакции, повстречались композитор Константин Листов и поэт Алексей Сурков. Листов настоятельно просил выдать ему какой-нибудь материал для песни. Сурков, будучи уверенным, что фронтовой песни из этих строк не получится, отдал ему листок с написанным стихотворением. Через неделю Константин вернулся и, взяв гитару, исполнил песню под названием «Землянка». Внезапно наступившая тишина в комнате дала понять, что песня получилась.

Читайте также:  Анализы воды и их описание

С тех пор песня стремительно пошла по фронтам: Севастополь, Полярный, Ленинград… Советским «блюстителям нравственности» она не нравилась – критики считали ее непатриотичной, упадочнической. Но народ полюбил эти простые, понятные всем строчки.

Главная тема произведений любого лирического автора – любовь. Суриков не стал исключением. Война, с ее немыслимой жестокостью, несправедливостью и бессмысленностью казалось, не оставляет места такому хрупкому чувству, как любовь. Но именно она оживила эти строчки, наполнила их смыслом, теплом близких душ и стала родной для миллионов советских солдат.

Строки, написанные в разгар жестокой войны, отдают тихой грустью от разлуки с любимой семьей. Как бы ни были патриотично настроены бойцы перед боем, но после него, когда наступает тишина и каждый остается один на один со своей личной болью, единственное, что спасает – это семья. Вернее, воспоминания о ней. О родителях, сестрах, братьях, женах и детях. В каких бы суровых условиях ни находился русский солдат, он всегда надеялся, что его семья жива, пусть она далеко, но зато в безопасности. И каждый из них понимал, что завтрашний бой может стать последним.

В начале стихотворения возникает аскетичный образ фронтовой землянки. Здесь, в окружении своих товарищей по оружию, автор думает о том, что является самым главным для него – о своей любимой. Огонь выступает символом тепла, дома, жизни. Но даже он весьма слабо греет солдата. Редкий отдых припорошен грустью: «На поленьях смола, как слеза».

Где бы не находился герой стихотворения, его мысли всегда о любимой, его сердце – в прошлой, мирной жизни, где нет места холоду, голоду и смерти.

На образ жены переносится олицетворение всей жизни, радости, весны и тепла, всего того, в чем так жадно нуждается простой советский солдат. Как противопоставление ярко рисуется другая сторона жизни – зло, война и горе.

Метафорический прием «А до смерти четыре шага» стал опознавательным знаком этого произведения. Фраза понеслась по местам боев, и каждому бойцу она была до боли знакома и близка… В этих нескольких словах автор смог заложить весь огромный страх перед смертью, когда уже больше никогда не будет ни мирного неба над головой, ни цветущих яблонь, ни детского смеха.

Последнее четверостишье выражает уверенность в победе и настрой сражаться до конца. Вьюга олицетворяет заблудившееся счастье, надежду на спокойную жизнь. Но, когда есть самое главное – любовь близких, не страшны любые беды, все они временны. Только любовь способна «вывести» солдата из боя невредимым, спасти его от холода и голода, дать силы противостоять страхам.

источник

Содержание лингвопоэтического

Художественного текста

Содержание ФАТ и типы интерпретации

Известно несколько типов анализа художественного текста:

1. Лингвистическое комментирование, т.е. пояснение непонятных слов, форм, конструкций.

Примеры: Николай Ал. Некрасов: «Приподнимая косулю тяжёлую…» (косуля — соха из кривого дерева, окованная железом); Сергей Есенин: «В старомодном ветхом шушуне…» (шушун — верхняя одежда); архаические формы в произведениях Пушкина — жало мудрыя змеи, отче патриарх, старче и пр.

2. Лингвистическое толкование, т.е. раскрытие конкретных смыслов и стилистических окрасок языковых единиц как средств создания образного строя и идейно-эстетического содержания произведения.

Россия! Какое красивое слово

Роса, и сила, и синее что-то…

Часто слово в тексте обретает другое значение и другой стилистический статус.

Пример: Егор Исаев в поэме «Даль памяти» в сцене «посвящения в мужики» на сенокосе использует слово «мужик» как транскрипцию звучания косы (муж-жик), отчего слово начинает звучать торжественно, высоко.

(филологического) анализа текста

Лингвопоэтический анализ — третий вид, третья ступень анализа текста, исследование текста как произведения искусства, раскрытие словесно-художественного воплощения идейно-эстетического замысла через комплексный анализ истинно текстовых единиц (явлений, категорий), а именно — раскрытие следующего:

1. Жанра произведения; определение того, как сам жанр раскрывает суть данного произведения искусства, воплощает идею, красоту, эстетику поднятой темы.

Пример: Алексей Сурков «Человек склонился над водой…» (публицистическая лирика).

2. Анализ композиционной структуры — определение того, как композиция работает на художественность, эстетику, достоинство текста.

Читайте также:  Анализы воды что означают показатели

Примеры: Сергей Кошечкин (публицистическая лирика).

Мы шли по городу. На плитах

Мы шли по городу во мраке

Композиция подводит к этическому выбору, показывая трансформацию чувств участника войны.

Вадим Шефнер «Ударит осколок под левый сосок…»

Композиция стихотворения — описание быстро прокручивающегося перед глазами смертельно раненного солдата «фильма», воспроизводящего события всей жизни.

Вадим Шефнер «Забывчивый охотник на привале…»

Описание лесного пожара, настигающего охотника, не загасившего костёр, переходит в глубокое философское сравнение:

Не такова ли память. Временами

Мне снится сон средь тишины ночной,

Что где-то мной костёр забыт. А пламя

Уже шумит, уже идёт за мной.

3. Сюжетное развитие, его влияние на художественность.

Пример: Степан Щипачёв «Русый ветер, какой ты счастливый…»

4. Система образов персонажей. Образы могут быть природными (натуробразы) и человеческими (персонажи).

5. Образ автора в произведении.

Примеры: Владимир Маяковский выступает как русский и советский патриот в стихотворениях, связанных с его заграничными поездками.

«Я хотел бы жить и умереть в Париже,

Если б не было такой земли — Москва».

«Я в восторге от Нью-Йорка города,

Но кепчонку не сдеру с виска.

У советских собственная гордость —

На буржуев смотрим свысока».

И как апогей патриотизма и гражданской гордости — «Стихи о советском паспорте».

6. Анализ словесных образов.

Пример: Владимир Маяковский — «разлуки жижа» (слёзы), «хоть Толстому ноздрю утри», «обработка голов».

7. Анализ собственно текстовый явлений состоит в том, чтобы находить и раскрывать собственно языковые оппозиции; принцип оппозиции — основополагающий в художественном творчестве.

Примеры: Владимир Маяковский — «Блек энд уайт», «Мелкая философия на глубоких местах», Сергей Есенин — «Розу белую с чёрной жабой / Я хотел на земле повенчать…», «Если б не было ада и рая, / Их бы выдумал сам человек…»

8. Нахождение доминанты (или опорных образов), ключевых слов.

Доминантой принято называть ключевые слова, несущие большую нагрузку при конструировании текста, при создании выразительных средств и при эмоционально-экспрессивной доработке текста. Доминанты играют важную, доминирующую роль, они создают целое поле на ту или иную тему (смысловое и эмоциональное поле, наиболее важное для понимания художественного произведения).

Примеры: заголовки глав поэмы Александра Твардовского «Василий Тёркин». Заголовок является сильной позицией в произведении так же, как и начальные и конечные строки. Заголовок «Переправа» дан одной из самых трагичных глав поэмы.

В поэме Александра Жарова «Гармонь» одна из частушек («Ты ли меня, я ли тебя…») почти материально передаёт темп игры на гармони, не называя сам инструмент.

9. Определение подтекста; иногда автор не хочет или не может говорить прямо и даёт главную идею произведения в намёке, «зашифрованно», рассчитывая, что читатель и сформулирует, и поймёт её.

Примеры: Александр Твардовский.

Я знаю — никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны

Подразумевается вина каждого из тех, кто мог бы, если не помешать началу войны, то хотя бы спасти часть погибших до неё, во время репрессий, помешать ослаблению страны. Например, Александр Фадеев, секретарь партийной организации СП СССР, тоже осознал подобную вину, отразив это в письмах в ЦК КПСС и Твардовскому.

10. Определение других текстовых явлений и текстовых категорий и взаимодействия их между собой. Среди других текстовых явлений может быть обыгрывание абсурда (пример из Владимира Высоцкого: «Я к полякам в Улан-Батор не поеду, наконец…»), двузначность/многозначность/разное понимание одного и того же слова, делающееся сознательно с целью пробуждения иронии, пародирования, «увеселения» читателя (примеры из Михаила Исаковского: «Небеса разоблачённые / Над моею головой», «Очень ветреная мельница / Показалась впереди»), обыгрывание текстовых клише, избитой или слишком модной фразеологии, канцелярита (примеры из Михаила Исаковского: «В позабытой стороне / В Заболотской волости / Ой понравилась ты мне / Целиком и полностью…»).

Тема: Филологический анализ художественного текста (ФАТ)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9392 — | 7453 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник