Меню Рубрики

Весенняя гроза и весенние воды анализ

Ф.И. Тютчев не просто любил наблюдать за природой, он воспевал ее красоту в своих стихотворениях. Они были настолько мелодичными, чистыми, что читая их, читатель мог представить себе все то, о чем говорил Федор Иванович. Стихотворение «Весенняя гроза» Тютчева, анализ которого представлен ниже, раскрывает всю красоту первого грома весной.

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева стоит начать с интересного факта: у него есть двойная дата создания. Это было связано с тем, что поэт написал его в 1828 году, находясь в Германии. Оно было опубликовано в журнале «Галатея».

Поэт снова обратился к своему творению лишь в 1854 году. Он немного изменил его, и теперь это произведение все знают в его окончательной вариации. Федор Иванович рассказывает в нем об одном из своих самых любимых природных явлений — о грозе.

Следующий пункт анализа стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева — это композиция произведения. Оно состоит из четырех строф. В первой строфе поэт рассказывает читателям о своей любви к весенней грозе. В двух последующих строфах он описывает картины, возникающие во время грома и дождя. И заключительная часть — это отсылка к древнегреческой мифологии, с помощью которой поэт подчеркивает небесную природу грозы.

Одним из важных пунктов в анализе стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева является определение основной темы произведения. Конечно, это тема грозы. Для поэта это явление природы ассоциировалось с зарождением нового, переменами, движением.

Федор Иванович провел тонкую грань между природой и людьми. Для него весенняя гроза — это время обновления, время молодости. Вступив в пору юношества, молодость пытается очень ярко заявить о себе. Молодые люди полны надежд и стремлений, свободны, они стремятся что-то изменить — неудивительно, что они ассоциируются у поэта с раскатами грома. Ведь он такой же задорный, игривый и неудержимый.

Жизнь молодых людей отождествляется с нагорным потоком: они со всем любопытством и молодым задором стремятся найти свой путь в этой жизни. Лишь с возрастом у них появятся твердые устои. Для Тютчева гроза — это еще и маленький ребенок, который играет, беззаботен и радуется каждому дню.

В анализе стихотворения «Весенняя гроза» Ф.И. Тютчева следует рассмотреть еще одну тему, которая была так же важна для поэта, как воспевание красоты природы. Это ее гармоничное сосуществование с человеком. Поэт считал, что человек — это ее неотъемлемая часть, поэтому он должен был не только восхищаться ее красотой, но и заботиться о ней, защищать ее.

Эту тему единства Тютчев передает в этом стихотворении при помощи образов солнца, неба и воды, чтобы подчеркнуть эту тему. Он наделил эти природные явления чертами человеческого характера. Например, гроза сравнивается с маленьким ребенком, а туча не просто проливает воду, она делает это смеясь.

В анализе «Весенняя гроза» один из пунктов — это определение литературных приемов, которые использовал поэт при создании стихотворения. Большое количество сонорных звуков, аллитерации «г», «р» создали экспрессивную звуковую картину грозы. Насыщенность стихотворения глагольной лексикой придает динамизм картине, передает быструю смену действий во время такой погоды.

Поэт использовал следующие литературные приемы: эпитеты, метафоры, олицетворение, инверсию. Все это позволило придать описываемому природному явлению черты характера, что показало единство человека и природы.

Также в анализе «Весенней грозы» Тютчева нужно определить размер стихотворения. Оно было написано четырехстопным ямбом, поэтому произведение получилось легким и мелодичным. Способ рифмования — перекрестный, в котором мужская и женская рифмы чередуются.

В анализе «Весенней грозы» Федора Тютчева можно дать подробную трактовку четвертой строфе. Она отличается от других своей особой метафоричностью: поэт обращается к древнегреческой мифологии. А именно, он упоминает двух олимпийских божеств — Зевса и Гебу.

Почему же Тютчев выбрал именно их? Согласно древнегреческому эпосу, Зевс был не просто самым главным среди богов, но еще он был богом грома и молнии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Федор Иванович упоминает его в стихотворении, где центральный образ — это гроза.

Геба — это богиня юности, вечной молодости. У Тютчева гроза ассоциировалась с порой юношества. Упоминание об этой древнегреческой богине подчеркивает образность этого природного явления.

Поэт при помощи древнегреческой мифологии пытался объяснить появление грозы. Беззаботная Геба во время кормления птицы Зевса случайно разлила содержимое особого кубка. Поэтому появилась гроза и пошел дождь. Но богиня не сильно переживала по этому поводу: она смеялась.

И здесь не только попытка поэта дать трактовку природному явлению с точки зрения волшебства. В этом сюжете можно найти и философский подтекст. Тютчев с помощью этого метафоричного приема хотел показать цикличность мира. Спустя еще сотни лет, вот так же будет весело греметь и грохотать весенняя гроза. А тучи, смеясь, будут проливать на землю дождь.

И другие молодые люди по своей беспечности и наивности будут считать, что этот мир принадлежит только им. Они будут так же загораться новыми идеями, будут стремиться что-то изменить. А потом наступит пора мудрости, они познают и радости, и разочарование, обретут внутреннее равновесие. Это можно сравнить с тем, как отдыхает природа после грозы: она словно очищается, обновляется и готова радостно встречать новый день.

Произведения Федора Ивановича начинают изучать еще в начальных классах. У анализа стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева в 3 классе имеются свои особенности, которые нужно учитывать при его проведении. Дети в этом возрасте еще с трудом понимают философскую составляющую, поэтому рассказы и размышления о цикличности мира лучше оставить для более старших классов.

Большое внимание следует уделить литературным и средствам выразительности, потому что их подробное изучение в 3 классе позволит в дальнейшем с легкостью их находить в других произведениях. Поэтому работа с этим пунктом строится следующим образом. Учитель спрашивает у детей о том, при помощи каких слов автор описывает образ.

Далее педагог называет прием и рассказывает, для чего он нужен. Для закрепления понятия можно предложить ученикам определить их самостоятельно. В анализе стихотворения «Весенняя гроза» больше внимания стоит уделить образу грозы. Учитель должен рассказать, что Тютчев очень любил и восхищался этим природным явлением. Что оно ассоциировалось у него с порой беспечности, легкости, молодости.

Конечно, нужно затронуть и тему гармонии отношений человека и природы. Но только больше не с философской точки зрения, а с позиции бережного отношения к окружающему миру. Что немаловажно, учитель должен провести словарную работу, потому что детям могут быть непонятны устаревшие слова. Из-за этого нарушится целостность восприятия стихотворения.

Важно спрашивать у учеников их мнение по поводу прочитанного произведения. Такой вид работы поможет им правильно аргументировать свою точку зрения. Ребята на уроке должны выразительно прочитать стихотворение, чтобы лучше понять его смысл и красоту.

В стихотворении «Весенняя гроза» немного слов, которые могут быть непонятны детям. Но некоторые из них могут затруднить восприятие текста, поэтому необходимо объяснить их значение.

  1. Перлы — жемчужины.
  2. Гам — это шум, состоящий из множества голосов и криков.
  3. Шум нагорный — шум воды в горах.
  4. Вторит — откликается, повторяет.

Использование этих слов придает стихотворению больше динамизма и выразительности.

Это был написан анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» по плану. Несмотря на то что его произведение отличается краткостью, в нем все строфы соединены между собой и создают целостную картину. Оно звучит настолько просто и мелодично, что читатель сразу себе представляет, как грохочет гроза, шумит где-то в горах вода, а птички весело щебечут.

Это стихотворение является прекрасным образцом пейзажной лирики. Федор Иванович сумел найти в, казалось бы, простом природном явлении возвышенное и прекрасное. И, несмотря на краткость, ему удалось передать в своем творении и восхищение, и философский смысл. «Весенняя гроза» — это одно из самых прекрасных, чистых стихотворений поэта, одна из жемчужин его творчества.

источник

Год от года в начале мая весна утверждает себя весенними грозами. Именно весна вдохновляет многих поэтов на создание истинных шедевров. Настоящим символом обновления природы и души человека стало это время года в стихотворении Тютчева «Весенняя гроза». Анализ по плану этого творения гениального русского мастера слова вы можете тщательно проследить.

Федор Иванович Тютчев не в одном сочинении воспел природу как живое существо, наделенное человеческими чувствами и чертами. На всех этапах творчества поэта прослеживается тема единства человека и природы. Он рисует мир многоликим и разнообразным, постоянно движущимся и меняющимся. Только человек, тонко чувствующий природу, знающий ее характер, смог подобрать слова для стихотворения «Весенняя гроза». Анализ его докажет гениальность этого шедевра.

Начать анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» стоит с истории его возникновения. На формирование Федора Ивановича как поэта и литератора повлияли многие факторы. Как только он окончил Московский университет, ему предложили работу за границей. Тютчев переезжает в Германию и становится внештатным атташе при миссии в Мюнхене. Там Федор Иванович провел 22 года. Несмотря на отдаленность от родного края, он продолжал его любить и с теплотой относиться к русской культуре и природе.

Именно воспевая красоту русских полей, рек, гор, смог выразить наиболее ярко свой талант выдающийся поэт. Перед анализом стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» нужно отметить, что оно по праву считается классическим. Выделяют две даты написания этого шедевра. Первый раз его напечатали в журнале «Галатея» (1829 г). Спустя 25 лет, уже в России, поэт внес поправки в первую строфу и добавил еще одну.

В анализе стихотворения Федора Тютчева «Весенняя гроза» стоит вспомнить, что оно относится к раннему этапу творчества мастера. Что стало поводом для написания этого сочинения, только ли впечатления от весенней грозы? Существует мнение, что на это могла повлиять влюбленность в жену Элеонору. Тютчеву тогда было 22 года, и он как раз женился. О воодушевленности поэта можно судить по последней строфе («Ты скажешь. «). Тон стихотворения очень радостный — природа оправляется от зимнего сна.

Продолжить анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» необходимо с определения главной темы. Поэт красочно рисует читателю весеннюю грозу. Гроза выступает как движение, ведущее к переменам и рождению чего-то нового. Федор Иванович параллельно сравнивает природу и мир людей. Весенняя гроза сравнивается с молодостью, начальным этапом формирования человеческой души. Выйдя из детского возраста, юность пытается громко заявить о своем существовании.

Тютчев показывает читателю необычную грозу. Это не грозная и устрашающая стихия, а прекрасное, сильное и торжествующее явление.

Какую идею несет собой творение Федора Ивановича? Автор старается показать, что человек является частью этого мира. Небу, воде, солнцу он приписывает человеческие черты. Жизнь с грозой обновляется, ее смысл озаряется изнутри. Когда были покой и тишина, душа не слышала порыва. Гроза становится символом желания, выхода внутренних сил человеческой души. С грозой существование становится ярким и интенсивным.

Необычностью грозы автор показывает обратную сторону всего бытия. Он учит читателя смотреть на все перипетии и жизненные грозы с положительной стороны. Жизнь, как и явление природы, — бурлящая, искрящаяся, сияющая. Все находится в динамике, гром «резвится и играет», а все живое ему радуется — птицы, дождь, водопад. Туча также смеется, проливая воду. Описание первого дождя выполнено в радостном настроении.

Обычными словами художник творит чудо — грозу рисует в таком прекрасном свете, что читателю приходится просто наслаждаться. Вначале автор сообщает о том, что весенняя гроза для него в радость. Он любит смотреть на голубое небо, где слышны первые раскаты грома. Их он называет молодыми. Затем пошел дождь, полетела пыль. Птицы стали радоваться грозе и закричали. Потом поэт сравнивает грозу с мифическим явлением. Дождь похож для него на пролитый из кубка нектар богиней юности Гебой (из древнегреческой мифологии).

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева будет неполным без упоминания о его построении. Это удивительное сочинение совсем небольшое, состоит из четырех строф. Строфой называют определенное количество строк, которые объединяются общей рифмой. В данном случае автором используется четырехстишие.

Первая строфа дает определение темы и знакомит с главным образом — грозой. Вторая и третья строфа — это описание самой стихии. В четвертой строфе явление грозы ассоциируется с божественным началом. Все строфы гармонично перетекают одна в другую. В последней части автор пытается предугадать мысли читателя по поводу происходящего. По поводу жанра стоит отметить, что это обычное лирическое стихотворение.

Тютчев предоставляет читателю единственный образ — грозу. Она воспринимается юным существом, в котором буйствует радостная сила. Поэт четко воссоздает многие характерные черты этого образа. Федор Иванович показывает необычный дождь. Обычно все начинается с набухающих туч, темного низкого неба. Такая картина навевает страх и ужас. У Тютчева все по-другому: стихия описывается легко и радостно. Гром раздался, но он совсем не страшный. Поэт показывает весеннюю грозу легкой репетицией пред бурными летними ливнями. Дождик не пошел, не полил, а просто брызнул. У Ф. И. Тютчева есть другое стихотворение — «Как весел грохот летних бурь», в котором поэт показывает совсем иную стихию.

Очень необычна концовка стихотворения. Тютчев вспоминает о «ветреной Гебе» и Зевсе. Для чего он это делает? Всем известно, что Зевс считался главным древнегреческим богом, громовержцем, он символизировал силу солнца, бессмертия и огня. В мифах говорилось, что стрелы для метания молний находились в когтях у орла Зевса. Эту птицу приходила в мифе поить нектаром богиня вечной молодости Геба. Что изменил Тютчев в своем стихотворении по отношению к мифу? Тютчев решил показать, что смеющаяся Геба вылила кипящий кубок на землю. Этим самым автор проявляет свое радостное миропонимание. У него образ грозы необычный, он фантастический, мифический.

Только ли о грозе идет речь в стихотворении? Читателем тонко прослеживается душа поэта, напоенная любовью к женщине. Необычными образами и явлениями автор показывает состояние своей души, чтобы другие прочувствовали его счастье и радость.

Образность и смысловая окраска творения Федора Ивановича достигаются с помощью художественно-выразительных средств. Автором используется нейтральная по стилистике лексика. Все состояния и действия в произведении переданы глаголами личной формы или деепричастиями. С каждым новым глаголом поэт вносит в шедевр новую картинку. Сначала он говорит о раскатах, потом о дожде, затем о пыли. Все сменяется динамично.

Ф. И. Тютчев — мастер красочных эпитетов, и это он еще раз доказал в «Весенней грозе». Раскаты он называет «молодыми», перлы — «дождевыми», поток — «проворным». Поэт использует ряд олицетворений, которые неживым явлениям (перлам, грому, потоку) придают способности живых существ. Не оставил мастер свое творение и без метафор, инверсий.

Читайте также:  Анализы воды в восточном округе москвы

Для раскрытия поэтического образа грозы автор использует много сонорных согласных, а также аллитерацию со звуками «р» и «г» (» гр ом гр охочет»). В стихотворении встречается прием ассонанса, когда повторяются одинаковые гласные для придачи ему особой языковой выразительности. С помощью тропов поэт превращает гром в шустрого и озорного мальчугана, который резвится и играет. На солнце золотятся нити капель дождя, которые напоминают жемчуг на ветвях деревьев.

Федор Иванович Тютчев — настоящий Орфей, воспевающий русскую природу. Что видят современники в его стихотворении «Весенняя гроза»? Многие делают вывод, что людям необходимо хоть раз в году пережить грозу, чтобы понять, что все мрачные события заканчиваются радостью, душевным покоем и умиротворением.

В наше время, когда все отдалились от природы, это произведение очень актуально. Читатели сразу вспоминают о величии и красоте основоположницы всего живого. Каждому хочется вернуться к ее истокам и выразить свою теплоту, признательность. Читатели восхищены тем, с каким мастерством Тютчев сконцентрировал свое внимание на весеннем природном явлении. Он не просто поэтизировал грозу, а наделил ее глубоким философским смыслом.

источник

Стихотворение “Весенняя гроза” – одно из самых популярный в тютчевском наследии. Оно относится в раннему периоду его творчества, и лучше понять это произведение поможет краткий анализ “Весенняя гроза” по плану. Этот разбор можно использовать на уроке литературы в 5 классе в качестве основного или вспомогательного материала.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенняя гроза.

История создания – произведение было написано Тютчевым в 1828 году и на следующий год уже опубликовано в журнале “Галатея”. Однако поэт вернулся к нему в 1854 году, несколько переделав. Сегодня известна именно вторая версия его написания.

Тема – гроза как вечное движение, как символ перемен, как знак рождения нового.

Композиция – трехчастная. Первая часть, она же строфа, открывает произведение, четвертая – закрывает, а две центральные создают главный образ, “рисуют” грозу.

Жанр – пейзажная лирика с элементами философского рассуждения.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием и перекрестной рифмовкой, женская и мужская рифмы чередуются.

Эпитеты“весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.

Метафоры – “солнце нити золотит“, “гром грохочет”, “пыль летит”.

Олицетворение“поток бежит”, “гром резвится и играет”.

Стихотворение “Весенняя гроза” имеет двойную датировку. Оно было написано молодым поэтом в 1828 году, когда он находился в Германии, а годом его первой публикации стал 1829-й. Читатель впервые увидел его на страницах журнала “Галатея”.

Однако спустя очень много лет, в 1854 году Тютчев неожиданно возвращается к этому стихотворению и значительно переделывает его, добавив вторую строфу и изменив первую.

Описывая грозу, поэт именно ее делает основной темой своего произведение. При этом он показывает ее не просто как природную стихию, а как символ стремления к переменам, знак того, что они обязательно наступят.

Показывая природное явление как знак, говорящий о рождении чего-то нового, поэт проводит очень тонкую параллель между миром людей и окружающей их природой. Он показывает, что молодость подобна описываемой им грозе: они обе заявляют о себе очень громогласно. Таким образом главная мысль произведения заключается в том, что человек и природа едины.

Олицетворение природных явлений, придание им черт, характерных для людей, становится сквозной идеей этого стиха. Резвящиеся тучки подобны детям, а тучка веселится, проливая воду на землю.

Композиционно это произведение разделяется на три части. Первая строфа выводит на сцену главный образ стихотворения – грозу, определяя таким образом его тему.

Вторая часть состоит из двух строф, в которых рисуются разные картины, связанные с этим природным явлением. Созданное Тютчевым художественное пространство наполнено сиянием и светом. Здесь поэт проводит аналогию с поведением юноши, который вырвался из-под родительской опеки и мечтает попробовать все удовольствия этого мира, узнать о нем все и везде побывать.

Божественное начало, которое поэт видит в природе, показано в третьей части – четвертом четверостишии, в котором смеющаяся богиня Геба проливает на землю молнии и гром. С помощью древнегреческого сюжета Тютчев метафорически показывает, что сотни лет до этого и сотни лет после гроза будет греметь все так же. Таким образом образ грозы перефразируется, демонстрируется цикличность мира. С помощью волшебной истории поэт завершает повествование о природном явлении, придавая ему философский характер.

Это прекрасный образец ранней пейзажной лирики Тютчева, в котором, однако, явно прослеживаются и философские момента, ведь поэт уподобляет грозе, которая гремит и меняет мир, молодость. То есть, рассуждая о мире природы, он одновременно рассуждает и о мире людей.

Характерный для Тютчева стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием – делает стихотворение легким по звучанию и в то же время очень мелодичным. Этот эффект дополняется перекрестной рифмовкой, в которой чередуется мужская и женская рифма.

Без использования тропов поэту не удалось бы создать такие яркие образы. Художественных средств не так много, но все они на своем месте. Это:

  • Эпитеты – “весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.
  • Метафоры – “ солнце нити золотит “, “гром грохочет”, “пыль летит”.
  • Олицетворение – “поток бежит”, “гром резвится и играет”.

Чтобы картина грозы была еще более реалистичной, поэт прибегает к такому приему, как аллитерация, играя с буквами г и р.

Обилие глаголов позволяет, с одной стороны, создать очень насыщенную картину природы с постоянно меняющимся действием, с другой – сделать динамичным стихотворение целиком.

источник

Стихотворение «Весенняя гроза» было написано Тютчевым в 1828, именно в это время поэт пребывал в Германии. Основной особенностью данной работы стало то, что Тютчев сначала написал один вариант, а в 1854 году-второй, в последнем же он изменил первую строфу и добавил вторую.

Основная тема стихотворения кроется в самом названии, это конечно же-гроза. Для Тютчева это явление было чем-то необычным, рождающим новое, какое-то движение. Федор Иванович в «Весенней грозе» провел некую грань между природой и людьми, сравнил грозу с временем молодости. Единство природы с человеком выражается при помощи ярких образов неба, воды и солнца. Также видно, что автор наделяет окружающий мир человеческими качествами. Например, мы видим, как гром резвится и играет, а туча смеется.

В стихотворении раскрывается один лишь образ, образ грозы. Различные художественные средства дополняют и украшают картину. Большое количество глаголов позволяет происходить быстрой смене картин.

Тютчев решил направить своё внимание на одном моменте из жизни, показ грозу с особой стороны.

Великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев любил и воспевал природу. А любимым временем года поэта была весна — время обновления всего живого, начало новой жизни. Тютчев посвятил весне множество стихов: «Весенние воды», «Зима недаром злится … », «Ещё земли печален вид … ». Одно из самых известных
стихотворений — «Весенняя гроза».

Это стихотворение наполнено радостью и ликованием. Поэт изображает грозу — природное явление, обычно вызывающее страх и тревогу. Но гроза у Тютчева совсем другая. Она прекрасная и сильная, весёлая и торжествующая, освежающая и вселяющая чувство восторга. Мы видим это природное явление в развитии: его начало, саму грозу и её окончание.

Поэт не скрывает своих чувств. Он любуется и восхищается стремительной и бурной жизнью природы. С восторгом и воодушевлением Тютчев описывает весеннюю грозу. Мы словно слышим звуки, которыми наполнено произведение: раскаты грома, шум воды, птичьи голоса. Выразительность и яркость стихотворению придают метафоры (перлы дождевые, солнце нити золотит), олицетворения (всё вторит весело громам), сравнения (гром, как бы резвяся и играя, грохочет). Всё в природе гармонично и созвучно одно другому. Гроза символизирует жизнь, движение, мощь и силу природы.

Поражает мастерство поэта, которому удалось передать читателям своё ощущение ликующей радости. Вместе с Тютчевым хочется любоваться природой и восхищаться каждым из ее проявлении.

Поэт Фёдор Иванович Тютчев уроженец Овстуга, что на Брянщине. Своё детство и юношество провёл он именно здесь, откуда и пошла его трепетная любовь к русской природе, которую он сохранил несмотря на своё длительное, более двадцати лет, проживание за границей во Франции. Любовь поэта к родному языку и родному живописному Русскому краю, который он воспевает в своих стихах, только возросла.

О весенней природе, её красоте и игривости, поэт пишет в стихотворении «Весенняя гроза». Четверостишья в стихотворении словно связаны между собой невидимой нитью, они переливаются и плавно переходят один в другой, как бы играючи.

«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвясь и играя,
Грохочет в небе голубом».

С первых строк перед нами предстаёт весенняя природа, первый гром и лёгкий дождик. Автор воспевает красоту весенней природы, её неповторимость и величие. Очень красочно и ярко звучат строки, они переполнены восторгом и радостью. Нам открываются невидные с первого взгляда явления, на которые мы не обращаем внимания .

«Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит».

Стихотворение переполнено красочными художественными эпитетами, которые использует автор. «громокипящий кубок». «в небе голубом», «весенний, первый гром», «проворный поток», «раскаты молодые», «проворный поток» и другие. Поэт олицетворяет явления природы, приписывая им черты свойственные живым существам. Так у него гром – резвясь и играя, как малый ребёнок. Поток – бежит, а туча – проливает дождь смеясь. Автор этим подчёркивает что природа – жива, и ей свойственны как любому человеку разные настроения.

Каждое слово в стихотворении уместно и имеет смысл. Основной стихотворный размер, который использует автор — четырёхстопный ямб. Несмотря на краткость стихотворения, Фёдор Иванович Тютчев является гениальным поэтом, так как стихотворения его настолько звучны и просты, что к ним нечего уж больше добавить. Настолько они целостны.

Стихотворения Тютчева заставляют нас взглянуть на мир и природу другими глазами, заметить те явления, что раньше были незаметны нашему глазу. Они переполнены положительными эмоциями, воодушевлением и восхищением красотой природы, праздником и любовью. В его стихах образы людей и природы, несомненно связаны в единое целое.

«Люблю грозу в начале мая…»- так начинается стихотворение Тютчева «Весенняя гроза», написанное им за границей в начале 1850-х годов. В его названии прилагательное «весенняя» привносит определённый смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души. Вот почему всё стихотворение наполнено дыханием «настоящего, счастливого» майского дня. Построенное как монолог лирического героя, оно трогает искренностью и подкупает своей простотой.

Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который сильно и громогласно заявляет о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. На его звуки откликаются журчащие молодые ручьи, ему вторят шумные горные потоки.
Поэт – философ Тютчев считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок, и весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр, управляемый невидимым дирижёром. Подтекст стихотворения, сквозные образы – небо, земля, солнце и вода – передают идею единства природы и человека. Сияние и свет, которым наполнено художественное пространство, символизируют начало, объединяющее мир. Поэт подчёркивает соединение этого божественного начала с природой и вводит мотив древнегреческих мифов. Богиня вечной молодости Геба в шутку, смеясь, пролила на землю гром и молнии и радуется вместе с ликующей природой.

Картина весенней грозы у Тютчева представлена великолепными деталями («первый гром», «раскаты молодые», «поток проворный», «шум нагорный»), насыщена красками («небо голубое», «солнце нити золотит») и звуками («гром грохочет», « гремят раскаты»). При помощи инверсии поэт выделяет наиболее значимые в смысловом отношении слова.

Поражает звуковая организация этого стихотворения. Аллитерации «г» и «р» помогают услышать звуки грозы, обилие сонорных согласных делают произведение мелодичным и музыкальным. Стихотворение полно ярких метафор, олицетворений, эпитетов (« повисли перлы дождевые», «ветреная Геба», «громокипящий кубок», «гром резвится и играет»), которые делают образы яркими, зримыми, придают речи красочность и выразительность. Написанное четырёхстопным ямбом, облегчённым пиррихием, это произведение необычайно мелодично. Лёгкость стихотворения достигается за счёт чередования мужских и женских клаузул. Изобилие глаголов и отсутствие кратких прилагательных и причастий указывает на наличие действия, развития жизни, подчёркивает величие и значимость происходящего в природе. По мнению Тютчева, мир весенней природы («гам лесной», «птичий гам», «шум нагорный», «звуки проворного потока») – это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается этой чистотой и искренне признаётся в своих чувствах: «Люблю…».

Поражает и то, что о вечных проблемах мироздания можно написать стихотворение, которое позволяет нам ещё и ещё раз окунуться в светлый и загадочный, таинственный и величественный мир природы, попытаться разгадать её великую тайну.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Федор Тютчев является одним из родоначальников романтизма в русской литературе. Поэт и дипломат, многие годы проживший за границей, сумел гармонично соединить в своем творчестве западные и славянские традиции, подарив миру десятки удивительных по красоте, ярких, образных и наполненных светом произведений.

Одним из них является стихотворение «Весенняя гроза», написанное в середине 50-х годов 19 века. Как и многие приверженцы романтизма, Федор Тютчев решил сконцентрировать свое внимание на отельном, мимолетном мгновении жизни, преподнеся его таким образом, что и по сей день обычной майской грозой, мастерски воплощенной в стихах, восхищаются тысячи поклонников классической литературы.

С первых строчек этого произведения Федор Тютчев признается в любви к весенней грозе, которая для поэта является не просто явлением природы. Ее Тютчев воспринимает с философской точки зрения, считая, что теплый майский дождь приносит земле очищение и заставляет ее окончательно пробудиться после зимней спячки. Весеннюю грозу поэт отождествляет с молодостью, беспечностью и беззаботностью, проводя тонкую параллель между природой и людьми. По его мнению, именно так же ведут себя молодые люди, покинувшие отчий дом и делающие первые самостоятельные шаги во взрослой жизни. Оно словно бы пробуждаются ото сна, стремясь покорить мир и заявить о себе в полный голос.

Весенний гром, весьма красочно и ярко представленный поэтом в стихотворении, можно сравнить со всплеском эмоций и этапом духовного становления юноши. Вырвавшись из-под родительской опеки, он переосмысливает многие жизненные ценности, обновляется и пытается постичь все то, что до недавнего времени являлось для него тайной за семью печатями. «С горы бежит поток проворный», — именно эти строчки как нельзя лучше подходят для описания большинства молодых людей, которые еще не определились со своим жизненным выбором, но упрямо несутся вперед, подчас сметая все на своем пути. Им нет нужды оглядываться назад, так как они легко расстаются с прошлым, мечтая, чтобы будущее как можно скорее стало реальностью.

Читайте также:  Анализы воды в восточном округе

И лишь с возрастом, когда годы берут свое, наступает период переосмысления тех поступков, желаний и стремлений, которые свойственны юности. Поэтому в подтексте стихотворения «Весенняя гроза» легко угадывается некоторая ностальгия поэта по тем временам, когда он был молод, свободен, полон сил и надежд. Описывая обычное явление природы, Тютчев словно бы подбадривает потомков, отмечая, что процессы становления личности также неизбежны, как майский дождь, который не бывает без грома и молний. И чем сильнее сотрясаются нравственные и моральные устои молодого человека, тем скорее он сможет научиться отделять правду ото лжи, а добро от зла.

Финальное четверостишье «Весенней грозы» посвящено мифическому сюжету, в котором с присущей для Тютчева образностью предпринята попытка дать объяснение природному явлению с точки зрения древнегреческого эпоса. Однако волшебный сюжет, повествующий о богине Гебе, которая во время кормления орла уронила на землю кубок и пролила питье, чем вызвала дождь и грозу можно трактовать и с философской точки зрения. Этим метафоричным приемом поэт хотел подчеркнуть, что в нашем мире все циклично. И спустя сотни лет все так же будет греметь майский первый гром, и так же представители нового поколения будут считать, что этот мир принадлежит только им, еще не успевшим постичь горечь разочарования, вкус побед и спасительное умиротворение мудрости. А потом вновь все повторится, словно весенняя гроза, которая дарит чувство очищения, свободы и покоя.

Отличительная особенность раннего стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» — его двойная датировка. Стихотворение было написано поэтом в 1828 году во время его пребывания в Германии и опубликовано в журнале «Галатея». Тютчев вернулся к произведению спустя четверть века, в 1854 году: во втором варианте была переработана первая строфа и добавлена вторая строфа.

Основной темой стихотворения является гроза. Гроза для Тютчева – это, прежде всего, движение, знаменующее перемены, рождение чего-то нового. Тютчев проводит тонкую параллель между природой и миром людей, отождествляя весеннюю грозу с порой молодости – временем становления человеческой души. Шагнув из детства во взрослую жизнь, молодость старается громогласно, во всеуслышание заявить о себе.

Идея единства природы и человека, как ее неотъемлемой части, передается в стихотворении с помощью сквозных образов неба, воды, солнца. Тютчев олицетворяет природные явления, приписывая им черты человека. В «Весенней грозе» гром резвится и играет, как маленький ребенок, поток бежит, а туча проливает воду, смеясь.

Романтическое стихотворение построено как монолог лирического героя. Композиция произведения включает четыре строфы. В первой из них поэтом определяется тема и вводится главный образ – гроза, в двух последующих строфах разворачиваются сменяющие друг друга кадры картины грозы. Заключительная строфа с помощью отсылки к древнегреческой мифологии еще раз перефразирует образ грозы. подчеркивая единение природы с божественным началом, объединяющим мир, и цикличность самого мира.

Легкость звучания и мелодичность стихотворению придает характерный для Тютчева четырехстопный ямб с пиррихием. В «Весенней грозе» использована перекрестная рифмовка, с чередованием мужской и женской рифм.

Единый поэтический образ стихотворения – гроза – раскрывается поэтом при помощи разнообразных художественных средств. Обилие сонорных согласных и использование аллитерации «г» и «р» («гремят раскаты». «гром грохочет» ) создают яркую звуковую картину грозы. Развитие действия, движение передается в стихотворении обилием глаголов в личной или деепричастной форме (грохочет, резвяся, играя, летит, не молкнет, бежит ). Насыщенность глаголами позволяет создать эффект кадров быстро сменяющейся картины грозы.

Особую выразительность стихотворению придают яркие, точно подобранные тропы. эпитеты (раскаты молодые, громокипящий кубок, перлы дождевые ), метафоры (солнце нити золотит ), олицетворения (поток бежит ), инверсия (поток проворный, гам лесной ).

Сконцентрировав внимание на одном, отдельно выхваченном мгновении жизни – весенней грозе, Тютчев великолепно воплотил ее описание в поэтическую форму, придав природному явлению философский смысл.

источник

Федор Тютчев достаточно рано приобщился к литературе и сформировался как поэт. Сразу после окончания Московского университета он получает место за границей, в Германии, и отправляется в столицу Баварии, город Мюнхен. Там Федор Иванович пребывает достаточно большую часть своей жизни, двадцать два года. Но, несмотря на это, он питает особую любовь и теплоту к русскому слогу, культуре, а в особенности, к русской природе.

И именно в воспевании красот русских полей, гор, рек наиболее ярко отразился выдающийся талант поэта. Одним из самых знаменитых стихотворений на эту тему является произведение «Весенняя гроза». Стихотворение имеет двойную дату. Написано оно было в 1828 году и опубликовано в журнале «Галатея», но после этого Тютчев вернулся к нему в 1854 году, переработав первую строфу и добавив вторую.

Первое, что бросается в глаза при анализе стихотворения — это изображение явлений природы как нечто величественного, красивого. Гроза представлена читателю совсем под иным углом. Не грозной и устрашающей, а прекрасной, сильной, торжествующей. Обращая внимание на эту особенность можно уловить мысль о том, что автор показывает обратную сторону не только грозы, но и самой жизни. Возможно, он пытается научить нас смотреть на буйства и грозы жизни положительно. Многие процессы являются олицетворением жизни во всей ее живости, она бурлит, искрится, сияет. Ничего не стоит на месте, картина динамична, все движется, весенний гром грохочет «как бы резвяся и играя», а ему подпевая вся природа вторит: брызжет дождь, летит пыль, поют птицы, с гор стремительно и проворно льется водопад.

Автор стихотворения восхищается описанной им природой. Он воспевает с любовью и восторгом весеннюю грозу и сопутствующие ей явления. Читая написанные им строки, мы словно переносимся в тот мир, видим все то, что видел поэт, когда писал произведение, слышим журчание воды, пение птиц, величественные раскаты грома, вдыхаем свежесть, оставшуюся после весеннего дождика.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Также можно заметить метафоричность всех описанных действий природы, выявляя философский смысл. Поток, проворно бегущий с горы, напоминает нам юношу, который только что вышел из под опеки родителей. А гром — это буйство чувств, эмоций и ощущений внутри него от полученной неограниченной свободы. Была зима, и юноша спал, находясь под постоянным контролем своих родителей, но все ожило, пробудилось, жизнь в нем забурлила как только наступила весна, как только он вырвался из под опеки.

Стихотворение состоит из четырех строф. Каждая из которых органично перетекает в другую. Первая строфа вводит читателя в курс дела, обобщенно сообщая о происходящем и задавая направление мыслей:

«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.»

Начиная с второй строфы, автором дается более детальное описание:

«Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.»

Последняя, четвертая строфа, предугадывая мысли читателя, подытоживает их, ведя непосредственно прямой диалог с ним:

«Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.»

Яркий эмоционально-смысловой окрас и образность достигаются автором при помощи различных художественно-выразительных средств. Например, множество красочных эпитетов: «громокипящий кубок», «перлы дождевые», «раскаты молодые», «проворный поток» и т. д.; олицетворения: «повисли перлы», «гром, .. резвяся и играя, грохочет», «бежит поток» и т. д.; метафор: «ветреная Геба», «перлы дождевые» и т. д. Свою роль сыграла и инверсия «и солнце нити золотит» и др. Использовано очень много деепричастий и глаголов: одно действие сменяется другим, из-за чего картина в наших глазах становится очень динамичной и насыщенной, стремительно сменяющими друг друга, действиями.

«Весенняя гроза» написана четырехстопным ямбом с пиррихием, а также чередуется женская и мужская рифма, все это позволило Федору Ивановичу наполнить стихотворение особым звучанием. Оно мелодично и напевно, но при этом под стать описанным явлениям природы присутствует и множество сонорных согласных, а также аллитерацию «р» и «г». Этими приемами и обусловлено звучание произведения, в котором мы слышим естественные звуки природы и буквально оказываемся на месте действия.

Ф.И. Тютчева недаром называют певцом русской природы. В нашем веке, когда человек настолько от нее отдалился, очень важны подобные произведения. Они заставляют нас вспомнить о величии и красоте родоначальницы всего живого, вернуть к ее истокам и привить читателю любовь, теплоту и восхищение. В «Весенней грозе» Тютчев сконцентрировал все свое внимание на отдельном природном явлении, поэтизировал его, придав глубокий философский смысл.

источник

Сравнительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» и Н.А. Заболоцкого «Гроза» (занятие элективного курса)

Тема урока: Сравнительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева “Весенняя гроза” и Н.А. Заболоцкого “Гроза”. (Занятие элективного курса)

  • Выявить динамику развития взглядов Н.А. Заболоцкого и Ф.И. Тютчева на многообразие окружающего мира, раскрыть символический подтекст и различные смыслы двух поэтических текстов.
  • Способствовать рефлексии учащихся.
  • Формировать умения делать сопоставительный анализ двух текстов, выявлять в них различия на информативно– смысловом и прагматическом уровнях.
  • Развивать исследовательские умения учащихся.
  • Повторить и обобщить знания о стилистических возможностях фонетики.

Н.А. Заболоцкий в статье “Мысль – образ – музыка” (1957), анализируя работу поэта, приходит к выводу: “Мысль – образ – музыка – вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт”.

Свой анализ мы и будем строить, учитывая указанное триединство, характерное для Заболоцкого.

“Гроза” – одно из лучших стихотворений Н. Заболоцкого, образец современной (философской) лирики.

Задание: запишите свои ассоциации, связанные с названием стихотворения

– Скажите, принимая во внимание внешние признаки, о чём это стихотворение? Совпали ли ваши ассоциации с теми образами, которые даются в поэтическом тексте?

О природе, натурфилософские стихи.

Какая психологическая аналогия возникает?

подобная манера психологической аналогии характерна и для Тютчева

– Если говорить о композиционном построении, что роднит оба стихотворения?

Стихи делятся на две симметричные части, у Заболоцкого начинается со сравнительного “Так…”.

Контрастная игра тёмного и светлого начал, между ними относительно чёткая граница, которая делит стихи на равные части.

Заболоцкий: I часть тень, сумрак, тёмная рука, ночь; II часть светлоокая дева, дивный блеск, белое облако, сияющий дождь.

Тютчев: I часть весенний, первый, в небе голубом, раскаты молодые, перлы, нити, солнце; II часть поток, птичий гам, нагорный, вторит, кубок.

Исследовательское наблюдение: подтвердите или опровергните с помощью текстов стихотворений мысль Ю.Айхенвальда: природа “не бесцветный фон дневных забот, а важное событие общемировой жизни, которая отражается в индивидуальной душе”.

– Есть ли в стихотворениях лирический герой, каково его настроение, статична ли нарисованная картина, какой ряд преобладает: акустический или визуальный?

Лирический герой = авторское “я”, у Тютчева и у Заболоцкого подчёркнуто личными глаголами; у Заболоцкого приближение грозы воспринимается зрением и слухом; чередование глухих шипящих с мелодичным “л”, тишина с отдалёнными перекатами ( легла– слилась, зарница– шевелится– птица); у Тютчева: весенний– резвяся– играя– грохочет– небе– гремят– раскаты. Превосходно работает звукопись в обоих стихотворениях.

Основы тютчевского “мироздания” сформировал в конце XIX века русский философ В.Соловьёв, по его словам, Тютчев особенно сильно чувствовал и ясно сознавал “ ту таинственную основу всякой жизни,– природной и человеческой, основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества”. Найдите эту “ таинственную основу всякой жизни” у Тютчева и Заболоцкого.

– Нередко главное сосредоточено в заглавии. Почему у Тютчева “Весенняя гроза”, а у Заболоцкого просто “Гроза”?

Вывод: у Тютчева пробуждение природы, пейзажно-философская картина, которая говорит о том, насколько глубоки раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, о человечестве, какое Человек место занимает в мире, и в чём его Судьба; возвращается к исходным темам познания людьми мира. Влияние на Заболоцкого бесспорно, но он в решении этой темы неповторим и самобытен, и в его самобытности и заключено родство с философской лирикой Тютчева, развитие традиций Тютчева.

Заболоцкий со школьных лет пристрастился к естественным наукам, стал вдумчивым читателем трудов В.И.Вернадского, К.А.Тимирязева, К.Э.Циолковского, его захватывают утопические мечты о грандиозном преображении природы, при котором человек уже не удовольствуется собственным освобождением от всех видов гнёта и перестанет чисто потребительски и хищнически относиться к животным и растениям. И это всё отразится в его оригинальном творчестве, но центральная тема будет неизменна: сложные взаимоотношения человека и природы, мысли о бессмертии и метаморфозах материи, о причудливом ходе эволюции и круговороте веществ.

Зная, что лирический герой Заболоцкого ощущал себя частью природы, верил, что человек не умирает, а после смерти перевоплощается в другие материальные формы, найдите образные метафоры, объясните их происхождение.

Природа у Заболоцкого не противоречит человеку, он как бы растворён в ней (зарница, содрогающаяся от мук, сумрак восторга, ночь вдохновения, молния мысли). Авторское “я” выражено в прямо обозначенном чувстве, волнующем признании, которое не только прямым является, но и передаёт внутреннее состояние, предшествующее рождению стиха.

Исследователи Е.А.Маймин и Э.В.Слинина отмечают: “У Заболоцкого обычны сопоставления природы и человека. Параллель “ человек– природа” традиционна, она связана с фольклорной традицией. В “Грозе” параллелизм несколько сложнее. Гроза и поэтическое вдохновение, соединённые психологической параллелью в первых двух строфах, сопоставлены затем с событием, имеющим смысл таинственный и высокий”.

  1. Как вы думаете, в чём отличие, большая сложность параллелизма в изображении природы в “Грозе” и в фольклорной традиции?
  2. Согласны ли вы с тем, что в первых двух строфах “ гроза и поэтическое вдохновение” соединены “ психологической параллелью”? Если да, то в чём вы увидели наличие такой параллели?
  3. Как вы думаете, какое событие, имеющее “ смысл таинственный и высокий”, упоминают исследователи? В чём возвышенность и таинственность этого события?

В I части– 1-2 строфа: образ человека, охваченного муками творчества( “ тьма”, масса глаголов, смятение души человека– творца, он идёт к свету в 3-4 строфе. Во II части-3-4 строфа содержит развёрнутое сравнение ( “ Так…”), в “белом облаке катится слово”, готовое пролиться дождём на землю.

Читайте также:  Аргентометрические методы анализа природных вод

В строке “ Человеческий шорох…” звукопись (сумрак, ночь, тёмная рука). “Вещий” поэтический образ, передающий состояние, когда чувства обострены, все впечатления объединяются высшей, мгновенной сосредоточенностью внутреннего мира (перенос ударения в двух последних строчках второй строфы, замедление, с 5-6-стопного анапеста до 4 ударных слогов в 3-м стихе большая протяжённость ударных и дополнительное ритмическое ударение в конце стиха, впечатление громового раската усилено и внутренней рифмой “ громов слов”.

Вывод: у Заболоцкого параллель “ человек– природа” традиционна, она психологически соединяет 1-2 строфу с 3-4, с тем, что произойдёт таинственного дальше, в этом символический и обобщённый смысл, однако логически ничего не объясняется. Подобные возвышающие сравнения, которые предмет не проясняют, но как бы делают его сложнее и ещё значительнее есть и в поэзии Тютчева.

– Возвышающее неясным предстаёт образ светлоокой девы в “Грозе”, какие возможны ассоциативные значения?

Скрытая реминисценция мифа об Афродите, радуга, которая появляется после грозы, рождение заново души человека, очищенной “ грозовым” вдохновением, творчеством, самой творческой силой природы; в этом состоянии человек осознаёт себя “ над просторами круга земного”. “Светлоокая дева” новый миф, в котором сохранено представление и об Афродите, и о радуге мир фантастичен, события в нём торжественны, но нелогичны, само появление девы в мире природы вызывает странные перемены: а) “…Травы падают в обморок, и направо бегут, и налево Увидавшие небо стада” (правильная симметрия подчёркивает движение); б) большая пауза в конце строфы (12 строчка последний стих вдвое короче предыдущих); в) в последней строфе торжественность события, восхищённое к нему отношение (эмоциональный зачин, повторы усиливают впечатление всеохватного, бесконечного, “ надмирного” пространства.

Вывод: – Светлоокая дева параллель грозе и вдохновению, она сама рождена и человеческим сознанием, и грозовой природой. Это символ творчества природы и человека.

– Одновременно это и самостоятельный образ, обладающий властью над природой и словом: всё меняется с её появлением в природе, изменяется и человек.

– Природа способна сама творить слово, человек преодолел разрыв с нею, в мире существует в этот момент счастливая гармония, всё становится праздничным и музыкально звучащим (яркая звукопись!)

Учитель: Давайте попробуем отрефлексировать то, в какой последовательности мы провели лингвистическое исследование двух текстов, что и для чего делали в процессе интерпретации текста.

В ходе беседы учащиеся выделяют следующие этапы работы над текстом:

Обращение к заглавию текста и построение ассоциаций, связанных с ключевым словом, обозначенным в заголовке.

Первоначальное восприятие текста на эмоциональном уровне.

Лингвистическое комментирование композиционных особенностей текстов.

Выбор языковых единиц текста для лингвистического анализа.

Выявление системы художественных образов текстов (образ грозы, образ мироздания, образ лирического героя).

Понимание авторской позиции.

Культурологический контекст поэтических картин действительности.

Выявление индивидуально– авторских особенностей стиля.

Представим вышеизложенный материал в виде следующей таблицы:

В итоге, Н.А.Заболоцкий, поэт XX века, замечательный ученик поэта XIX века Ф.И.Тютчева. Для обоих важно философское осмысление мира природы как стихии и мира Человека как творца. Сила поэтического вдохновения у Тютчева рождает неповторимый образ весенней грозы, а Заболоцкий, продолжая эту тему утверждает, что природа является самостоятельным образом, поэтому способна сама творить слово.

источник

Весенняя гроза .Основной темой стихотворения является гроза. Гроза для Тютчева – это, прежде всего, движение, знаменующее перемены, рождение чего-то нового. Тютчев проводит тонкую параллель между природой и миром людей, отождествляя весеннюю грозу с порой молодости – временем становления человеческой души. Шагнув из детства во взрослую жизнь, молодость старается громогласно, во всеуслышание заявить о себе. Идея единства природы и человека, как ее неотъемлемой части, передается в стихотворении с помощью сквозных образов неба, воды, солнца. Тютчев олицетворяет природные явления, приписывая им черты человека. В «Весенней грозе» гром резвится и играет, как маленький ребенок, поток бежит, а туча проливает воду, смеясь. Романтическое стихотворение построено как монолог лирического героя. Композиция произведения включает четыре строфы. В первой из них поэтом определяется тема и вводится главный образ – гроза, в двух последующих строфах разворачиваются сменяющие друг друга кадры картины грозы. Заключительная строфа с помощью отсылки к древнегреческой мифологии еще раз перефразирует образ грозы, подчеркивая единение природы с божественным началом, объединяющим мир, и цикличность самого мира. Легкость звучания и мелодичность стихотворению придает характерный для Тютчева четырехстопный ямб с пиррихием. В «Весенней грозе» использована перекрестная рифмовка, с чередованием мужской и женской рифм. Единый поэтический образ стихотворения – гроза – раскрывается поэтом при помощи разнообразных художественных средств. Обилие сонорных согласных и использование аллитерации «г» и «р» создают яркую звуковую картину грозы. Развитие действия, движение передается в стихотворении обилием глаголов в личной или деепричастной форме (грохочет, Насыщенность глаголами позволяет создать эффект кадров быстро сменяющейся картины грозы. Особую выразительность стихотворению придают яркие, точно подобранные тропы: эпитеты (раскаты молодые, громокипящий кубок, перлы дождевые), метафоры (солнце нити золотит), олицетворения (поток бежит), инверсия (поток проворный, гам лесной). Сконцентрировав внимание на одном, отдельно выхваченном мгновении жизни – весенней грозе, Тютчев великолепно воплотил ее описание в поэтическую форму, придав природному явлению философский смысл.
Весенние воды. Основной темой стихотворения является описание ранней весны, когда «еще в полях белеет снег», поры пробуждения природы от зимнего сна. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть стихотворения посвящена описанию еще не проснувшейся земли. Ночью зима еще основательно хозяйничает на земле, но днем теплое солнышко пригревает землю, пробуждая к жизни предвестников весны – ручьи. Среди множества признаков весны Тютчев выбрал одну, самую характерную ее черту – весенние ручьи, которые словно гонцы бегут, оповещая своей радостной песней все на своем пути о приходе долгожданного тепла. Вторая часть стихотворения посвящена ожиданию майских дней, ведь настоящая весна приходит именно в «теплые майские дни». Ожидание весны рождает вдохновение и наполняет и природу, и героя жизненной силой. Стихотворение, относящееся к пейзажной лирике, состоит из трех строф-четверостиший, написанных четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой. Произведение наполнено динамикой: Тютчев изображает состояние природы как непрерывное движение. Передача движения осуществляется с помощью повторов слов (весна, идет, бегут, гласят) и насыщенности зарисовки глаголами (шумят, бегут и будят, гласят). Поэт использует также повторы и прямую речь (Мы молодой весны гонцы, //Она нас выслала вперед!») для одушевления весенних ручьев, отождествляя природные явления с человеком. Эти приемы придают особую выразительность стихотворению.

источник

Ф.И. Тютчев не просто любил наблюдать за природой, он воспевал ее красоту в своих стихотворениях. Они были настолько мелодичными, чистыми, что читая их, читатель мог представить себе все то, о чем говорил Федор Иванович. Стихотворение «Весенняя гроза» Тютчева, анализ которого представлен ниже, раскрывает всю красоту первого грома весной.

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева стоит начать с интересного факта: у него есть двойная дата создания. Это было связано с тем, что поэт написал его в 1828 году, находясь в Германии. Оно было опубликовано в журнале «Галатея».

Поэт снова обратился к своему творению лишь в 1854 году. Он немного изменил его, и теперь это произведение все знают в его окончательной вариации. Федор Иванович рассказывает в нем об одном из своих самых любимых природных явлений — о грозе.

Следующий пункт анализа стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева — это композиция произведения. Оно состоит из четырех строф. В первой строфе поэт рассказывает читателям о своей любви к весенней грозе. В двух последующих строфах он описывает картины, возникающие во время грома и дождя. И заключительная часть — это отсылка к древнегреческой мифологии, с помощью которой поэт подчеркивает небесную природу грозы.

Одним из важных пунктов в анализе стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева является определение основной темы произведения. Конечно, это тема грозы. Для поэта это явление природы ассоциировалось с зарождением нового, переменами, движением.

Федор Иванович провел тонкую грань между природой и людьми. Для него весенняя гроза — это время обновления, время молодости. Вступив в пору юношества, молодость пытается очень ярко заявить о себе. Молодые люди полны надежд и стремлений, свободны, они стремятся что-то изменить — неудивительно, что они ассоциируются у поэта с раскатами грома. Ведь он такой же задорный, игривый и неудержимый.

Жизнь молодых людей отождествляется с нагорным потоком: они со всем любопытством и молодым задором стремятся найти свой путь в этой жизни. Лишь с возрастом у них появятся твердые устои. Для Тютчева гроза — это еще и маленький ребенок, который играет, беззаботен и радуется каждому дню.

В анализе стихотворения «Весенняя гроза» Ф.И. Тютчева следует рассмотреть еще одну тему, которая была так же важна для поэта, как воспевание красоты природы. Это ее гармоничное сосуществование с человеком. Поэт считал, что человек — это ее неотъемлемая часть, поэтому он должен был не только восхищаться ее красотой, но и заботиться о ней, защищать ее.

Эту тему единства Тютчев передает в этом стихотворении при помощи образов солнца, неба и воды, чтобы подчеркнуть эту тему. Он наделил эти природные явления чертами человеческого характера. Например, гроза сравнивается с маленьким ребенком, а туча не просто проливает воду, она делает это смеясь.

В анализе «Весенняя гроза» один из пунктов — это определение литературных приемов, которые использовал поэт при создании стихотворения. Большое количество сонорных звуков, аллитерации «г», «р» создали экспрессивную звуковую картину грозы. Насыщенность стихотворения глагольной лексикой придает динамизм картине, передает быструю смену действий во время такой погоды.

Поэт использовал следующие литературные приемы: эпитеты, метафоры, олицетворение, инверсию. Все это позволило придать описываемому природному явлению черты характера, что показало единство человека и природы.

Также в анализе «Весенней грозы» Тютчева нужно определить размер стихотворения. Оно было написано четырехстопным ямбом, поэтому произведение получилось легким и мелодичным. Способ рифмования — перекрестный, в котором мужская и женская рифмы чередуются.

В анализе «Весенней грозы» Федора Тютчева можно дать подробную трактовку четвертой строфе. Она отличается от других своей особой метафоричностью: поэт обращается к древнегреческой мифологии. А именно, он упоминает двух олимпийских божеств — Зевса и Гебу.

Почему же Тютчев выбрал именно их? Согласно древнегреческому эпосу, Зевс был не просто самым главным среди богов, но еще он был богом грома и молнии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Федор Иванович упоминает его в стихотворении, где центральный образ — это гроза.

Геба — это богиня юности, вечной молодости. У Тютчева гроза ассоциировалась с порой юношества. Упоминание об этой древнегреческой богине подчеркивает образность этого природного явления.

Поэт при помощи древнегреческой мифологии пытался объяснить появление грозы. Беззаботная Геба во время кормления птицы Зевса случайно разлила содержимое особого кубка. Поэтому появилась гроза и пошел дождь. Но богиня не сильно переживала по этому поводу: она смеялась.

И здесь не только попытка поэта дать трактовку природному явлению с точки зрения волшебства. В этом сюжете можно найти и философский подтекст. Тютчев с помощью этого метафоричного приема хотел показать цикличность мира. Спустя еще сотни лет, вот так же будет весело греметь и грохотать весенняя гроза. А тучи, смеясь, будут проливать на землю дождь.

И другие молодые люди по своей беспечности и наивности будут считать, что этот мир принадлежит только им. Они будут так же загораться новыми идеями, будут стремиться что-то изменить. А потом наступит пора мудрости, они познают и радости, и разочарование, обретут внутреннее равновесие. Это можно сравнить с тем, как отдыхает природа после грозы: она словно очищается, обновляется и готова радостно встречать новый день.

Произведения Федора Ивановича начинают изучать еще в начальных классах. У анализа стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева в 3 классе имеются свои особенности, которые нужно учитывать при его проведении. Дети в этом возрасте еще с трудом понимают философскую составляющую, поэтому рассказы и размышления о цикличности мира лучше оставить для более старших классов.

Большое внимание следует уделить литературным и средствам выразительности, потому что их подробное изучение в 3 классе позволит в дальнейшем с легкостью их находить в других произведениях. Поэтому работа с этим пунктом строится следующим образом. Учитель спрашивает у детей о том, при помощи каких слов автор описывает образ.

Далее педагог называет прием и рассказывает, для чего он нужен. Для закрепления понятия можно предложить ученикам определить их самостоятельно. В анализе стихотворения «Весенняя гроза» больше внимания стоит уделить образу грозы. Учитель должен рассказать, что Тютчев очень любил и восхищался этим природным явлением. Что оно ассоциировалось у него с порой беспечности, легкости, молодости.

Конечно, нужно затронуть и тему гармонии отношений человека и природы. Но только больше не с философской точки зрения, а с позиции бережного отношения к окружающему миру. Что немаловажно, учитель должен провести словарную работу, потому что детям могут быть непонятны устаревшие слова. Из-за этого нарушится целостность восприятия стихотворения.

Важно спрашивать у учеников их мнение по поводу прочитанного произведения. Такой вид работы поможет им правильно аргументировать свою точку зрения. Ребята на уроке должны выразительно прочитать стихотворение, чтобы лучше понять его смысл и красоту.

В стихотворении «Весенняя гроза» немного слов, которые могут быть непонятны детям. Но некоторые из них могут затруднить восприятие текста, поэтому необходимо объяснить их значение.

  1. Перлы — жемчужины.
  2. Гам — это шум, состоящий из множества голосов и криков.
  3. Шум нагорный — шум воды в горах.
  4. Вторит — откликается, повторяет.

Использование этих слов придает стихотворению больше динамизма и выразительности.

Это был написан анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» по плану. Несмотря на то что его произведение отличается краткостью, в нем все строфы соединены между собой и создают целостную картину. Оно звучит настолько просто и мелодично, что читатель сразу себе представляет, как грохочет гроза, шумит где-то в горах вода, а птички весело щебечут.

Это стихотворение является прекрасным образцом пейзажной лирики. Федор Иванович сумел найти в, казалось бы, простом природном явлении возвышенное и прекрасное. И, несмотря на краткость, ему удалось передать в своем творении и восхищение, и философский смысл. «Весенняя гроза» — это одно из самых прекрасных, чистых стихотворений поэта, одна из жемчужин его творчества.

источник