Меню Рубрики

Вывод анализа почвы и воды

Порядок выполнения работы:

В пробирку помещаем почву (столбик почвы высотой 2-3 см).
Добавляем дистиллированную воду, объем которой должен быть в 3 раза больше объема почвы.
Закрываем пробирку пробкой и тщательно встряхиваем 1-2 мин.
Наблюдаем с помощью лупы за осаждением частиц почвы и структурой осадка.
Наблюдаемые явления: вещества, содержащиеся в почве, оседают с различной скоростью. Через некоторое время содержимое расслоится: внизу осядет тяжелый песок, выше будет мутный слой из зависших частичек глины, еще выше — слой воды, на ее поверхности — механические примеси (например, древесные опилки).
Вывод: почва — это смесь различных веществ.

Порядок выполнения работы:

1. Готовим бумажный фильтр, вставляем его в воронку, закрепленную в кольце штатива.
Подставляем под воронку чистую сухую пробирку и фильтруем полученную в первом опыте смесь почвы и воды.
Наблюдаемые явления: почва остается на фильтре, а в пробирке собирается фильтрат — это почвенная вытяжка (почвенный раствор).
Вывод: почва содержит нерастворимые в воде вещества

2. Несколько капель этого раствора помещаем на стеклянную пластину.
С помощью пинцета держим пластину над горелкой до выпаривания воды.
Наблюдаемые явления: вода испаряется, а на пластинке остаются кристаллы веществ, ранее содержавшихся в почве.
Вывод: почва содержит растворимы в воде вещества.

3. На две лакмусовые бумажки (красную и синюю) наносим стеклянной палочкой почвенный раствор.
Наблюдаемые явления:
а) синяя индикаторная бумага изменяет цвет на красный.
Вывод: почва кислая.
а) красная индикаторная бумага изменяет цвет на синий.
Вывод: почва щелочная.

Порядок выполнения работы:

Прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2-2,5 см, высотой 30-35 см (или мерный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки) ставим на лист с печатным текстом.
Вливаем в цилиндр дистилированную воду до тех пор, пока через воду не будет виден шрифт.
Измеряем линейкой высоту столба воды.
Наблюдаемые явления: . см — высота столба воды.
Аналогично проводим опыт с водой из водоема.
Наблюдаемые явления: . см — высота столба воды.
Вывод: дистиллированная вода имеет большую прозрачность, чем вода из водоема.

Опыт 4.
Определение интенсивности запаха воды.

Порядок выполнения работы:

Коническую колбу наполняем на 2/3 объема исследуемой водой, плотно закрываем пробкой и сильно встряхиваем.
Открываем колбу и отмечаем характер и интенсивность запаха, используя таблицу учебника.
Наблюдаемые явления: . (например, запах отчетливый — неприятный, интенсивность — 4 балла).
Вывод: . (например, неприятный запах может быть причиной отказа от питья).

Общий вывод по работе: в ходе выполнения данной практической работы изучались состав почвы, исследовались прозрачность и интенсивность запаха воды, совершенствовались практические приемы работы с веществами.

источник

Практическая работа « Анализ почвы и воды» химия 8 класс

Тема урока : Анализ почвы и воды.

Тип урока : Практическая работа.

Цели урока : научить выполнять проектную работу

Обучающие: научить правилам и умениям при выполнении опытов по анализу почвы и воды.

Развивающие: развивать навыки наблюдения, умения формулировать выводы по результатам исследования; развивать творческие способности учащихся, рефлексивно-оценочные умения.

Воспитывающие : воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать уверенность в себе, пути решения экологических проблем.

Почва с разных участков земли, дистиллированная вода, пробирка с пробкой, лупа.

Фильтр, воронка, штатив с кольцом, стакан с предметным стеклом, держатель для пробирок, пипетка, спиртовка, спички, стеклянная палочка, мерный цилиндр, вода (дистиллированная, из водоема, из крана), газета с печатным текстом, линейка, коническая колба, пробка, вода для исследования в стакане.

Цель: (выдвигают учащиеся)Исследовать состав почвы и воды

Задачи : (выдвигают учащиеся)1.Узнать из интернета о почве

2.Изучить механический состав почвы

3.Исследовать среду почвенного раствора

4.Изучить кислотность и прозрачность воды

Гипотеза: (выдвигают учащиеся)Почва и природная вода –это смесь веществ. Плодородие почвы зависит от кислотности.

Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Всё лето обе женщины ухаживали за своим огородом: рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: «Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?»

Ответ –результат исследования

1.Состав почвы (презентация-выступления учащихся)

2.Какие бывают почвы (презентация-выступления учащихся)

3.Какие растения на каких почвах растут (презентация-выступления учащихся)

Опыт №1. Механический анализ почвы

Опят №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним .

Опыт №3. Определение прозрачности воды.

Опыт №4. Определение интенсивности запаха воды

1.Теоретические исследования (презентация-выступления учащихся)

Почва – поверхностный слой земли,
обладающий свойством плодородия

Какие бывают почвы? (презентация-выступления учащихся)

Кислые и щелочные почвы неплодородны

Сильно кислая почва улучшается при внесении известняка, гашеной извести (пушонки)

Какие растения на каких почвах растут? (презентация-выступления учащихся)

предпочитают бархатцы, гайлария, агератум, анютины глазки, бегония, василек, гвоздика, гипсофилла , яблоня, морковь, огурцы, капуста, гладиолусы, свекла, лук, чеснок

-Растения, которые требуют слабокислой почвы

розы, примулы, левкои, хризантемы, василек, папоротник

-Растения, которые требуют почву умеренной кислотности ( рН5,0-5,5 ): картофель, томаты, редис, гортензии, вереск, азалии, рододендроны, люпин, малина, ирисы,примулы

-Кислая почва: хвощ полевой, щавель, кислица, голубика

Вода это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло все живое на ней. Если бы на земле не было воды, то не было бы и растений, животных, не было бы и нас с вами.

Вода занимает 71% всей поверхности земли, а суша всего 29%.

Человек в день потребляет примерно 2, 5 литра воды, за 70 лет жизни примерно 65 тонн. В крупных городах каждый человек расходует в сутки около 300 литров воды. Воду используют в различных отраслях промышленности и в сельском хозяйстве.

Для того чтобы человек мог использовать воду для питья ее сначала очищают. Для обеззараживания воды применяют газы — хлор и озон.

Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворенные соли, но в некоторых случаях и вредные для организма вещества.

Воды на Земле очень много- это океаны, ледники, реки, дожди. Но в то же время очень мало. Почему мало? Потому что в процессе производства и жизнедеятельности человечество загрязняет больше воды, чем очищает; потому что большая часть земной воды не вода вовсе, а растворы, содержащие подчас очень вредные вещества.

Наша задача- исследовать воду, которую мы пьем.

Органолептические: изучение цвета , запаха, прозрачности

Практическая часть-экспериментальная (презентация-выступления учащихся)

Алгоритм проведения опыта:

1. Провести опыт в соответствии с инструктивной картой

5 Результаты записать в таблицу.

6.Рассказать о результатах своего исследования

Стаканы с почвой, дистиллированной и водопроводной водой

2 пустые пробирки, цилиндр, воронка, коническая колба, лупа

Фильтр, предметное стекло, держалка для пробирок, универсальная индикаторная бумага

Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя

-Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

-Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

-При работе со свечой пробирку держим не касаясь пламени

-Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.

-В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.

Опыт №1. Механический анализ почвы

-Цель: изучить механическую структуру почвы.

-В пробирку поместите почву, прилейте воды, закройте пробкой, встряхните

-С помощью лупы наблюдайте за осаждением частиц почвы

Вывод: убедились , что почва содержит песок, глину, перегной.

Опыт №2.Получение почвенного раствора и опыты с ним

-Цель: исследовать среду почвенного раствора

-2)Несколько капель фильтрата поместите на

-предметное стекло и выпарите

-Что наблюдаете на стекле после выпаривания.

Сделайте вывод по результатам наблюдения

Почвенный раствор — это чистое вещество или смесь?

3)Проверьте почвенный раствор с помощью универсальной индикаторной бумаги.

Вывод: Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор – фильтрат.

Почва содержит минеральные соли .
При использовании лакмусовой бумаги определили, что исследуемая почва кислая .

Опыт №3. Определение прозрачности воды

Цель: Исследовать прозрачность воды

Установите цилиндр на бумагу с текстом, приливайте воду до уровня 20см

На какой высоте печатный шрифт становится невидным?

Измерьте высоты столбов воды линейкой

При сравнении прозрачности воды в качестве эталона использовать высоту столба читабельности печатного текста у дистиллированной воды (например 20 см). Тогда доля или степень прозрачности водопроводной воды (высота столбика читабельности которой, например, 17 см) составит:

W (прозрачности воды) = 17 см : 20 см = 0,85, или 85%.

Вода в открытых водоёмах сильно загрязнена и уровень прозрачности в них очень низок.

Вывод: Исследуемая вода прозрачна

Опыт №4. определение интенсивности запаха воды

Цель: Изучить характеристику запаха воды

Налейте в коническую колбу исследуемой воды (2/3 объёма), закройте пробкой, интенсивно встряхните

Откройте пробку, отметьте характер запаха

Оцените интенсивность запаха в баллах (смотрите таблицу)

Вывод: Запаха нет. Интенсивность запаха…(0) баллов.

Вывод : По органолептическим исследованиям вода пригодна для питья.

Вывод по результатам исследования:

Наша гипотеза подтвердилась.

Почва и природная вода –это смеси веществ. Плодородие зависит от кислотности. Плодородная почва –это нейтральная и слабокислая.

Сажать растения, изучив кислотность почвы.

Сильно кислая почва улучшается при внесении известняка, гашеной извести (пушонки), золы

Картофель дает хороший урожай при рН =5,0-5,5

(индикаторная бумага желтая)

Почва нашего огорода имеет рН=

Почву надо (не надо) известковать .

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Простейшие операции с веществом (химический практикум) МБОУ ЦО «Наследие» Составила: учитель химии Мухаматянова Э.Р.

Практическая работа №3 Анализ почвы и воды

Цель: Научиться определять состав почвы Научиться определять прозрачность воды и интенсивность запаха воды Научиться фильтровать и выпаривать жидкость

Оборудование: Стаканы с почвой, дистиллированной и водопроводной водой 2 пустые пробирки, цилиндр, воронка, коническая колба, лупа Фильтр, предметное стекло, держалка для пробирок, универсальная индикаторная бумага

Инструкция по ТБ Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками. Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой. Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить. В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.

Опыт №1. Механический анализ почвы В пробирку поместите почву, прилейте воды, закройте пробкой, встряхните С помощью лупы наблюдайте за осаждением частиц почвы Опишите свои наблюдения

Опыт №2.Получение почвенного раствора и опыты с ним Профильтруйте смесь Несколько капель фильтрата поместите на предметное стекло и выпарите Что наблюдаете на стекле после выпаривания. Объясните Проверьте почвенный раствор с помощью индикаторной бумаги Сделайте вывод по результатам наблюдения

Опыт №3. Определение прозрачности воды Установите цилиндр на текст, приливайте дистиллированную воду На какой высоте печатный шрифт становится невидным? Проделайте то же самое с речной водой Измерьте высоты столбов воды линейкой Сделайте выводы

Опыт №4. определение интенсивности запаха воды Налейте в коническую колбу исследуемой воды (2/3 объёма), закройте пробкой, интенсивно встряхните Откройте пробку, отметьте характер запаха Оцените интенсивность запаха в баллах (смотрите таблицу)

Характеристика запаха Интенсивность запаха (балл) Отсутствие ощутимого запаха 0 Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами 1 Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание 2 Запах легко обнаруживается 3 Отчётливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья 4 Очень сильный запах – делает воду неприятной для питья 5

Читайте также:  Параметры воды при химическом анализе

Домашнее задание Знать состав почвы Знать способы определения прозрачности воды и интенсивности запаха воды Подготовить отчет о проделанной работе

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

План — конспект урока
Учитель химии МОУ «СОШ №13 им. Ю.А.
Гагарина» г. Магнитогорска
С.М. Артамонова
03.03.2017г. Практическая работа №3
Анализ почвы и воды
обучиться практике элементарного анализа почвы и

Цель работы:
воды, простейшим способам разделения смесей, научиться делать
практические выводы из проведенного анализа.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, лупа, пробирки,
химические стаканы, резиновые пробки, воронка, бумажный фильтр,
горелка, спички, универсальный индикатор, колба , вода
дистиллированная, вода из природных источников, почва.

Задачи:
1. Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение
наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения –
выводы;
2. Продолжить формирование умений и навыков учащихся по
использованию лабораторного оборудования для проведения
химического эксперимента;
3. Научить ребят простейшим способам разделения смесей –
отстаиванию, фильтрованию, выпариванию.
4. Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-
следственные связи.
Ход работы:
I. Инструктаж по технике правилам безопасности применительно к
данной работе (плакат на стене кабинета).
II. На экране — презентация различных почв Южного Урала.
Учитель: «Первая часть работы – анализ почвы. Напоминаю, что работу
вы выполняете согласно инструктивной карте самостоятельно. При
выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения

проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность
и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении
работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это
также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу
в целом».
На экране — инструктивная карта:
Опыт 1. Механический анализ почвы.
В пробирку с почвой прилейте 6мл дистиллированной воды. Закройте
пробирку пробкой и встряхивайте 1 минуту. Затем наблюдайте за
осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните
свои наблюдения.
Опыт 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.
Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, смочите водой.
Поставьте воронку в чистый стакан и профильтруйте полученную в
первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не
встряхивайте. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке
фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный
раствор).

Несколько капель этого раствора с помощью пипетки поместите на
предметное стекло и подержите над спиртовкой до выпаривания воды.
Что наблюдаете? Объясните.
Возьмите полоску универсального индикатора. Испытайте ею
почвенный раствор. Сделайте вывод о реакции среды почвенного
раствора.
III. На экране — презентация водоёмов Южного Урала.
Учитель: «Следующая часть работы – анализ воды. У каждой группы
вода из различных источников: вода из-под крана возле школьной
столовой, питьевая вода из 6 микрорайона, вода из крана горячей воды
2 микрорайона, талый снег 2 микрорайона, талый снег возле порога
школы, талый снег возле проезжей части, талый снег из парковой
зоны. По окончании работы мы с вами узнаем экологическое состояние
воды из данных источников».
На экране — инструктивная карта:
Опыт 3. Определение прозрачности воды.
Мерный цилиндр поставьте на бумагу с напечатанным текстом. В
мерный цилиндр вливайте тонкой струйкой дистиллированную воду до
тех пор, пока исчезнет возможность читать текст (на текст смотрите

сверху). Замерьте линейкой высоту столбика воды в цилиндре.
Проделайте ту же операцию с водой из природного источника.
Сделайте выводы.
Опыт 4. Определение интенсивности запаха воды.
В коническую колбу налейте исследуемую воду на 2/3 объема,
закройте пробкой и сильно встряхните. Затем откройте колбу и
отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку
интенсивности запаха воды в баллах, используя таблицу:Характер
запаха Интенсивность запаха (балл)
Отсутствие ощутимого запаха
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но
обнаруживается специалистами 1
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это
внимание
Запах легко обнаруживается
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от
питья
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья 5
4
2

3

IV. Заключительная часть урока:
1. Оформление работы в тетради.
2. Учитель: «Ребята! Давайте вспомним, какие цели и задачи были
поставлены при выполнении данной работы? Выполнили мы их? Какие
навыки вы приобрели при выполнении данной работы? Молодцы!
Сдаём тетради на проверку. Результаты обсудим на следующем
уроке».
3. Задание на дом.

источник

Урок химии в 8-м классе: «Анализ почвы и воды»

Цель: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

  • Закрепить умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения, выводы;
  • Формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования при проведении химического эксперимента;
  • Закрепить умения разделять смеси разными способам – отстаиванием, фильтрованием, выпариванием;
  • Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;
  • Формирование умения работать с дополнительной литературой, готовить сообщения и выступать публично, используя компьютерную презентацию.
  • Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца, аккуратности.
  • Привитие любви к родному краю.

Оборудование: образцы почв, дистиллированная вода, пробирка с пробкой, лупа, фильтр, воронка, штатив с кольцом, стакан с предметным стеклом, держатель для пробирок, пипетка, спиртовка, спички, стеклянная палочка, мерный цилиндр, вода (дистиллированная, из водоема, из крана), газета с печатным текстом, линейка, коническая колба, пробка, вода для исследования в стакане.

  1. Постановка проблемной задачи.

Учитель: Как вы думаете, научное открытие: случайность, поиск, трудолюбие, гениальная догадка? (Учащиеся должны понимать, что любое открытие завершает кропотливую, многолетнюю деятельность многих ученых). Какой путь научного поиска стоит за открытиями? (Учащиеся должны знать, что к любому химическому знаку, уравнению, закону надо относиться с большим уважением, как к результату чужого труда). Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с открытием.

Учитель: Какие воспитательные цели мы должны поставить перед собой на уроке? Учащиеся: Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца, уметь работать в парах, быть внимательным, аккуратным).

Учитель: Какие образовательные целимы должны поставить пред собой? Учащиеся: Проведение элементарного анализа почвы нашей местности, проведение анализа на примере оценки качества воды, закрепить умения проводить разделение смесей разными способами.)

Учитель: Тема практической работы «Анализ почвы и воды». Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы.

— Охарактеризуйте почвы и воды нашей местности.

Учащиеся выступают с сообщениями, используя компьютерную презентацию.

Выступление 1 учащегося. (Приложение 1)

На территории Нижнеилимского района почвы дерново-подзолистые, дерново-лесные, дерново-карбонатные, находящиеся под светлохвойной и темнохвойной тайгой. Образование таких почв обусловлено следующими факторами:

-суровые климатические условия, связанные с низкими температурами воздуха и почвы, относительной засушливостью теплого периода года,

— наличием длительной сезонной мерзлоты,

— богатство почвообразующих пород углекислыми солями кальция и магния.

— незначительный слой гумуса, наша северная почва не так плодородна.

Почвы нашего района характеризуются повышенной кислотностью.

Выступление 2 учащегося. (Приложение 1)

Вода — это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло все живое на ней.

Местные реки Гандюха, Жданиха питаются внутренними водами, болотами и осадками. Воды наши загрязнены сточными водами очистных сооружений. Так же их загрязняют местные жители. Вода из реки Гандюхи не используется для бытового и питьевого водоснабжения, Для этих целей используется вода из артезианских скважин. Контроль за питьевой водой ведет гидрохимическая лаборатория. Вода из скважин достаточно жесткая (10 мг/л), содержит избыток сульфат-ионов, хлорид- ионов, ионов магния и кальция. Для того чтобы человек мог использовать воду для питья ее сначала очищают. Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворенные соли, но в некоторых случаях и вредные для

Далее учитель сообщает цель и задачи урока: выяснить, какая почва в нашем поселке, исследовать, какая вода течет из наших кранов, находится в нашихводоемах.

  1. Повторение правил техники безопасности при работе в химической лаборатории.
  2. Выполнение практической работы.

Учащиеся работают в парах, каждой паре выданы образцы почв, взятых в разных местах поселка, разные образцы воды из местных рек, водопроводная вода.

Учащиеся выполняют практическую работу, используя описание опытов в учебнике. Результаты заносят в таблицу.

Опыт №1. Механический анализ почвы

После растворения почвы в воде, используя лупу, наблюдаю осаждение частиц

После механического анализа убедились, что почва содержит песок, глину, перегной.

Опят №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Наблюдали фильтрацию смеси почвы и воды.

После выпаривания на стекле обнаружили мутное пятно.

Лакмусовая бумажка стала розовой после нанесения на неё капель почвенного раствора.

Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор – фильтрат.

Почва содержит минеральные соли.
При использовании лакмусовой бумаги определили, что исследуемая почва кислая.

Опыт №3. Определение прозрачности воды.

Отметили, что на высоте столба воды… не видно печатного текста.

Исследуемая вода не прозрачна

Опыт №4. Определение интенсивности запаха воды

После встряхивания открыли колбу и отметили запах. Характер запаха сравнили с таблицей № 8.

Обсуждение результатов работы. Выводы.

В ходе выполнения практической работы учитель анализирует работу класса, групп, нацеливает на формулирование выводов.

  1. Краткое выступление групп с результатами опытов.
  2. Уборка рабочих мест.
  3. Рефлексия.

1. Что вы сегодня узнали нового?

2.. Какие знания могут пригодиться вам в дальнейшей жизни?

источник

Урок химии в 8-м классе: «Анализ почвы и воды»

Цель: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

  • Закрепить умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения, выводы;
  • Формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования при проведении химического эксперимента;
  • Закрепить умения разделять смеси разными способам – отстаиванием, фильтрованием, выпариванием;
  • Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;
  • Формирование умения работать с дополнительной литературой, готовить сообщения и выступать публично, используя компьютерную презентацию.
  • Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца, аккуратности.
  • Привитие любви к родному краю.

Оборудование: образцы почв, дистиллированная вода, пробирка с пробкой, лупа, фильтр, воронка, штатив с кольцом, стакан с предметным стеклом, держатель для пробирок, пипетка, спиртовка, спички, стеклянная палочка, мерный цилиндр, вода (дистиллированная, из водоема, из крана), газета с печатным текстом, линейка, коническая колба, пробка, вода для исследования в стакане.

  1. Постановка проблемной задачи.

Учитель: Как вы думаете, научное открытие: случайность, поиск, трудолюбие, гениальная догадка? (Учащиеся должны понимать, что любое открытие завершает кропотливую, многолетнюю деятельность многих ученых). Какой путь научного поиска стоит за открытиями? (Учащиеся должны знать, что к любому химическому знаку, уравнению, закону надо относиться с большим уважением, как к результату чужого труда). Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с открытием.

Учитель: Какие воспитательные цели мы должны поставить перед собой на уроке? Учащиеся: Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца, уметь работать в парах, быть внимательным, аккуратным).

Читайте также:  Параметры и анализ питьевой воды

Учитель: Какие образовательные целимы должны поставить пред собой? Учащиеся: Проведение элементарного анализа почвы нашей местности, проведение анализа на примере оценки качества воды, закрепить умения проводить разделение смесей разными способами.)

Учитель: Тема практической работы «Анализ почвы и воды». Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы.

— Охарактеризуйте почвы и воды нашей местности.

Учащиеся выступают с сообщениями, используя компьютерную презентацию.

Выступление 1 учащегося. (Приложение 1)

На территории Нижнеилимского района почвы дерново-подзолистые, дерново-лесные, дерново-карбонатные, находящиеся под светлохвойной и темнохвойной тайгой. Образование таких почв обусловлено следующими факторами:

-суровые климатические условия, связанные с низкими температурами воздуха и почвы, относительной засушливостью теплого периода года,

— наличием длительной сезонной мерзлоты,

— богатство почвообразующих пород углекислыми солями кальция и магния.

— незначительный слой гумуса, наша северная почва не так плодородна.

Почвы нашего района характеризуются повышенной кислотностью.

Выступление 2 учащегося. (Приложение 1)

Вода — это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло все живое на ней.

Местные реки Гандюха, Жданиха питаются внутренними водами, болотами и осадками. Воды наши загрязнены сточными водами очистных сооружений. Так же их загрязняют местные жители. Вода из реки Гандюхи не используется для бытового и питьевого водоснабжения, Для этих целей используется вода из артезианских скважин. Контроль за питьевой водой ведет гидрохимическая лаборатория. Вода из скважин достаточно жесткая (10 мг/л), содержит избыток сульфат-ионов, хлорид- ионов, ионов магния и кальция. Для того чтобы человек мог использовать воду для питья ее сначала очищают. Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворенные соли, но в некоторых случаях и вредные для

Далее учитель сообщает цель и задачи урока: выяснить, какая почва в нашем поселке, исследовать, какая вода течет из наших кранов, находится в нашихводоемах.

  1. Повторение правил техники безопасности при работе в химической лаборатории.
  2. Выполнение практической работы.

Учащиеся работают в парах, каждой паре выданы образцы почв, взятых в разных местах поселка, разные образцы воды из местных рек, водопроводная вода.

Учащиеся выполняют практическую работу, используя описание опытов в учебнике. Результаты заносят в таблицу.

Опыт №1. Механический анализ почвы

После растворения почвы в воде, используя лупу, наблюдаю осаждение частиц

После механического анализа убедились, что почва содержит песок, глину, перегной.

Опят №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Наблюдали фильтрацию смеси почвы и воды.

После выпаривания на стекле обнаружили мутное пятно.

Лакмусовая бумажка стала розовой после нанесения на неё капель почвенного раствора.

Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор – фильтрат.

Почва содержит минеральные соли.
При использовании лакмусовой бумаги определили, что исследуемая почва кислая.

Опыт №3. Определение прозрачности воды.

Отметили, что на высоте столба воды… не видно печатного текста.

Исследуемая вода не прозрачна

Опыт №4. Определение интенсивности запаха воды

После встряхивания открыли колбу и отметили запах. Характер запаха сравнили с таблицей № 8.

Обсуждение результатов работы. Выводы.

В ходе выполнения практической работы учитель анализирует работу класса, групп, нацеливает на формулирование выводов.

  1. Краткое выступление групп с результатами опытов.
  2. Уборка рабочих мест.
  3. Рефлексия.

1. Что вы сегодня узнали нового?

2.. Какие знания могут пригодиться вам в дальнейшей жизни?

источник

Конспект урока химии в 8 классе. Практическая работа по теме » Анализ почвы и воды»

Практическая работа №3 по теме «Анализ почвы и воды»

Цель урока: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;

Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;

Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;

Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;

Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода дистиллированная, водопроводная вода, почва, спички.

Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

Работа выполняется в группах. На столах учащихся необходимый набор посуды и реактивов.

Как вы думаете, научное открытие: случайность, поиск, трудолюбие, гениальная догадка? (Учащиеся должны понимать, что любое открытие завершает кропотливую, многолетнюю деятельность многих ученых). Слайд 1

Какой путь научного поиска стоит за открытиями? (Учащиеся должны знать, что к любому химическому знаку, уравнению, закону надо относиться с большим уважением, как к результату чужого труда)

— Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз.

Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы «Анализ почвы и воды». Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы. Слайд 2

Далее учитель вместе с детьми ставит цель и задачи урока

— Какие воспитательные цели мы должны поставить перед собой на уроке?

Учащиеся: Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца, уметь работать в группах, быть внимательным, аккуратным).

Какие образовательные цели мы должны поставить пред собой?

Учащиеся: Проведение элементарного анализа почвы нашей местности, проведение анализа на примере оценки качества воды, закрепить умения проводить разделение смесей разными способами.)

Сегодня на уроке будут работать три лаборатории. В каждой лаборатории есть технолог который будет выполнять не только контролирующую функцию, но и обучающую.

Напоминаю, что работу вы выполняете согласно описанию по учебнику самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

Таблица для оценивания практической работы.

Вспомним правила работы в группе

— Первая часть работы – анализ почвы. Что такое анализ? Один ученик находит в интернете определение.

Постановка проблемной задачи.

Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Всё лето обе женщины ухаживали за своим огородом: Рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: «Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?»

Что такое почва? Почва- это верхний плодородный слой земли на котором растут растения.

Сообщение учащегося о почве.

Исследование почв производят для оценки её плодородия. В результате этого получают данные о физических и химических свойствах почв. Данными пользуются при разработке плана применения удобрений и известкований почв.

Наша задача выяснить какая почва в нашем поселке, а также исследовать воду и определить её прозрачность и интенсивность запаха.

Опыт 1 Механический анализ почвы

Вывод: после механического анализа убедились, что почва содержит песок, глину, перегной. Первыми осаждаются крупные частицы песка, потом глины и затем другие частицы.

Опыт 2 Получение почвенного раствора и опыты с ним

Вывод: почва содержит минеральные соли. После фильтрования смеси почвы и воды. Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор — фильтрат. Универсальная бумажка не изменила цвет. Значит среда нейтральная

— Следующая часть работы – анализ воды.

Сообщение учащегося о воде

Вода – это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло всё живое на ней. Наша цель исследовать, какая вода течёт из наших кранов, находиться в наших водоёмах. Определить прозрачность и интенсивность запаха воды.

Опыт 3 Определение прозрачности воды.

Образец взят из под крана. Работу выполняйте, следуя указаниям учебника.

Вывод: отметили что на высоте столба воды … не видно печатного текста. Исследуемая вода не прозрачна.

Опыт 4 Определение интенсивности запаха воды

Вывод: После встряхивания открыли колбу и отметили запах. Характер запаха сравнили с таблицей. Интенсивность запаха … баллов.

Учитель: проводит беседу по результатам качества воды.

Учащиеся: делают выводы по результатам работы. В ходе выполнения практической работы изучались состав почвы, исследовалась прозрачность и интенсивность запаха воды, совершенствовались практические приёмы работы с веществами.

Самостоятельная работа с самопроверкой

1. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. При определении запаха вещества пробирку с веществом надо поднести к носу и глубоко вдохнуть.
Б. В лаборатории можно знакомиться с запахом и вкусом веществ.

2. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Для измерения объёма жидкости используют мерный цилиндр.
Б. Чтобы перемешать жидкость в пробирке, ее отверстие закрывают пальцем и встряхивают несколько раз.

3. Верны ли суждения о чистых веществах и смесях?
А. Почва и вода — это однородная смесь.
Б. Питьевая вода –это чистое вещество.

4.Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?
А. Ионы тяжёлых металлов, содержащиеся в овощах, выращенных у дороги, никак не влияют на здоровье человека.
Б. Повышенное содержание кислоты в воде отрицательно влияет на здоровье человека.

1. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и c препаратами бытовой химии?
А. В лаборатории наличие кислоты в растворе определяют на вкус.
Б. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ.

2. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Химическую воронку используют для фильтрования.
Б.. Химическую воронку используют для переливания жидкостей из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом.

3. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А.Воздух и почва –это неоднородная смесь.
Б.Дистиллированная вода-это однородная смесь.

4. Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?
А. Повышенная кислотность почв -это негативный фактор для жизнедеятельности растений.

Б. Наличие неорганических кислот в промышленных стоках положительно влияет на жизнедеятельность рыб в водоёмах.

Одна ошибка – 4, две ошибки – 3, три ошибки – 2

Что я узнал на уроке?

Чему научился?

Где мне пригодятся эти умения и знания?

Я достиг поставле-нной цели?

Что вызвало затруднения?

Какая цель была урока?

— Где мне пригодятся эти умения и знания?

— Я достиг поставленной цели?

Используя Интернет-ресурсы, найти организации в Алтайском крае, которые занимаются анализом почвы и воды. Составить проект, какие виды анализа почвы и воды проводят эти организации и с какой целью.

Подготовиться к практической работе № 4 с. 183.

источник

1 Исследовательская работа : Анализ почвы и сравнение образцов воды. Цель работы: Анализ механического состава почвы, определение качества воды из разных водных источников.

2 Был проведён анализ почвы на пришкольном участке школы и в лесной зоне Собраны образцы почвы: образец 1 на пришкольном участке, образец 2 пришкольный участок, образец 3 леснаязона,образец 4 уводоёмавлесу. Влеснойзонеуводоёмабылсделанпочвенныйразрезглубиной1м Было сделано описание разреза по плану: Выделены почвенные горизонты и их мощность -3 горизонта: 1 25 см, 2 55см, 3 20см — окраска- от серого до желтоватого оттенка -механический состав почвы каждого горизонта: 1-глина, 2-суглинок,3-песок — структура: мелко- зернистая -определили плотность почвы -рыхлая — влажность — наблюдается у поверхности — плодородие — средняя плодородность

3 Определили механический состав каждого образца: образец смачивали водой и скатывали в «колбаски» Сворачивается легко в кольцо без трещинглина Незначительные трещины -тяжёлый суглинок «колбаска» скатывается, но в кольцо не сворачивается-лёгкий суглинок Практически не скатывается «колбаска»- супесь «колбаска» не скатывается песок.

4 Сделали вывод: преобладает супесчаная почва, средней степени плодородности.

5 Сравнение воды из разных источников. Цель работы: определить качество воды из разных водных источников. Материалы: образцы воды из близлежащих природных источников Образец 1 -водоём в лесной зоне «Сказка», Образец 2 -вода из под крана школы 1, химические стаканы (200 мл); индикаторная бумага, хозяйственное мыло, пробирки, микроскоп.

6 . Ход работы: 1. Наливаем в пронумерованные пробирки воду: из водоема (пруд)и водопровода 2. Оцениваем запах воды по шкале (табл.1). Таблица 1. Оценка запаха воды: Различают травянистый, болотный, гнилой, затхлый, землистый запах Интенсивность запаха Описательное определение Баллы Нет Отсутствие ощутимого запаха 0 баллов Очень слабый Слабый Запах ощущается опытным наблюдателем, не ощущается при употребление. Обнаруживается, если обратить внимание. 1 балл 2 балла Заметный Ощущается легко. 3 балла Отчетливый Очень сильный Запах обращает на себя внимание, делает воду неприятной для питья. Запах настолько сильный, что вода совершенно непригодна для питья. 4 балла 5 баллов

Читайте также:  Паразитологический анализ воды в бассейне

7 Делаем вывод:вода из водопровода без запаха, вода из пруда имеет затхлый, болотный запах.

8 3. Оцениваем цвет и прозрачность: если видны изменения в цвете воды (стакан ставят на чистый лист белой бумаги), их описывают словами: зеленоватый, светло-коричневый. Делаем вывод:водопроводная вода без цвета и прозрачная не обнаружено взвешанныхчастиц, вода из пруда желтоватого цвета,но прозрачная, рассмотрев образцы под микроскопом было обнаружено наличие микроорганизмов простейших в воде из пруда.

9 4. Определяем рн среду:для определения используют индикаторную бумагу. Цветность определяют в сравнении с эталоном чистой воды (после фильтрации). 5. Определение жесткости воды. Цель работы: сравнить жесткость различных образцов воды. Материалы: образцы воды различной степени жесткости:, кусочки хозяйственного мыла, пробирки. Ход работы: 1. В пронумерованные пробирки наливают 2 образца воды по мл. 1 пробирка -водопроводная. 2 вода из пруда 2. В каждую пробирку кидают кусочек мыла и сильно встряхивают пробирку (около 5 минут). Дают отстояться и описывают внешний вид полученных растворов: есть ли осадок в виде хлопьев, много осадков или мало, раствор почти прозрачный и т.д.

10 Результаты занесли в таблицу : сделали вывод: Образец воды Водопроводная Вода из пруда Характеристика полученного раствора Осадок в виде хлопьев,много осадка Небольшой осадок

11 Результаты исследований качеств питьевой воды Сравнение образцов воды параметры / образец воды Запах Цвет Прозрачность (см) рн среды Прудовая отчетливый Желтовато-коричневый взвешанными частичками прозрачная 8,0 Водопроводная незаметный оттенок с взвешанными частичками прозрачная 7.0 Фильтрованная очень слабый бесцветный прозрачная 5,0

12 Вывод : Вода из водоема для питья не пригодна. Это подтверждается также тем, что в летний период на берегах водоема размещают предупреждающую надпись: «КУПАТЬСЯ ЗАПРЕЩЕНО!» Решение проблемы плохого качества питьевой воды видим: — экологические и социальные проблемы города: общее загрязнение пруда, бытовыми отходами, мытьё автомашин в водоёме, мусорные свалки. Чтобы улучшить положения необходимы целенаправленные и продуманные действия администрации города и привлечение населения к ответственности за загрязнения парковой зоны.

источник

Методическая разработка урока «Практическая работа «Анализ почвы и воды»» с использованием системно-деятельностного подхода

Сценарий урока «Практическая работа «Анализ почвы и воды»» разработан с использованием системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «Практическая работа «Анализ почвы и воды»» с использованием системно-деятельностного подхода»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:

«ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «АНАЛИЗ ПОЧВЫ И ВОДЫ»»

Мохунова Елена Александровна,

учитель химии МБОУ СОШ № 14 г. Липецка

Тип урока: практическая работа.

Обучающие: учить овладевать элементарными приёмами и практическими умениями при выполнении опытов по анализу почвы и воды.

Развивающие: создать условия для развития навыков наблюдения, умения формулировать выводы по результатам исследования; развивать творческие способности учащихся, рефлексивно-оценочные умения.

Воспитывающие: создать условия для учения с увлечением, воспитывать уверенность в себе, видение экологических проблем и пути их решения.

Личностные: 1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, многообразие современного мира;

3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной;

4) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Познавательные универсальные учебные действия:

1) смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; Выделение необходимой информации с использованием источников информации;

2) структурирование знаний;

3) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

4)самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

6)анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

7) синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

8)подведение под понятие, выведение следствий;

9)установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

10)построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

11)рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

12)поиск и выделение необходимой информации с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ;

-определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

— планирование— определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

— прогнозирование— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата;

— оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Предметные результаты: 1) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

2) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире.

3) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ с использованием лабораторного оборудования.

Оборудование: две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, спички, держатель, химический стакан с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага, пипетка, лабораторный штатив с кольцом.

Вещества: образцы почвы с пришкольного участка, вода дистиллированная, водопроводная, талая со школьного двора.

источник

Название Анализ почвы и воды
Дата конвертации 20.08.2012
Размер 47.38 Kb.
Тип Практическая работа
скачать >>>
1. /химия инструктив. карточки/10 кл..doc
2. /химия инструктив. карточки/11 класс.doc
3. /химия инструктив. карточки/8 кл.doc
4. /химия инструктив. карточки/9 кл..doc
5. /химия инструктив. карточки/предисловие.doc
Напишите в тетрадь ответы на вопросы: 1 Как вы доказали наличие водорода в исходном образце?
Практическая работа Получение газов и изучение их свойств
Анализ почвы и воды
Практическая работа Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств
Преподавание основ химии в школе не может совершенствоваться без соответствующей организации школьного химического эксперимента

Практическая работа

Механический анализ почвы.

В пробирку с почвой добавьте в три раза больше воды, закройте пробкой и тщательно встряхните в течении 1-2 мин.

1. Как происходит осаждение частиц?

2. Какой цвет имеет осадок?

3. Какова структура частиц? (крупнозернистые, мелкозернистые и т. д.)

Получение почвенного раствора и опыты с ним.

А) Приготовьте прибор для фильтрования, как показано на рис.

Профильтруйте смесь почвы и воды, полученную в первом

опыте.

Б) Несколько капель почвенного раствора поместите на предметное стекло и проведите выпаривание. Что наблюдаете?

В) Исследуйте почвенный раствор индикаторной бумагой.

1. Зарисуйте прибор для фильтрования

2. Какие вещества, содержащиеся в почвенном растворе вы обнаружили при выпаривании?

3. Какую среду имеет почвенный раствор?

Определение прозрачности воды.

Установите мерный цилиндр на печатный текст учебника и осторожно вливайте исследуемую воду из колбы.

На какой высоте не будет виден шрифт?

Сделайте вывод о прозрачности воды.

Определение интенсивности запаха воды.

Встряхните исследуемую воду в колбе и проверьте интенсивность запаха.

Дайте оценку запаху в баллах, пользуясь таблицей на стр. 112 в учебнике

ВЫВОД: Что можно узнать при анализе почвы и воды?

Приготовление растворов и расчёт их массовой доли в растворе.

Вычислите сколько г сахара (С12Н22О11) необходимо и какой объём воды потребуется для приготовления 60 г 4% раствора. Чему равно количество сахара в растворе?

Решите задачу в тетради и приготовьте данный раствор в колбе, используя готовую навеску сахара, подпишите этикетку по образцу и приклейте её.

Приготовьте 50 мл 6% раствора NaCl и рассчитайте количество и число молекул данного вещества в растворе.

Решите задачу в тетради и приготовьте данный раствор в колбе, используя готовую навеску, подпишите этикетку по образцу и приклейте её.

Признаки химических реакций

Прокаливание медной проволоки и взаимодействие оксида меди с серной кислотой.

1.Закрепите медную проволоку в держателе и прокалите в пламени спиртовки. Счистите образовавшийся налёт на лист фмльтровальной бумаги.

Составьте уравнение происходящей реакции. К какому типу она относится?

Какой признак реакции вы заметили?

2. К оксиду меди (чёрного цвета), находящемуся в пробирке добавьте серную кислоту.

Составьте уравнение данной химической реакции. К какому типу она относится?

Каков признак этой реакции?

Взаимодействие мела с кислотой.

К кусочку мела, находящемуся в пробирке добавьте небольшое колическтво соляной кислоты. Что наблюдаете?

Составьте уравнение происходящей реакции. К какому типу она относится?

Какой признак данной реакции?

Взаимодействие хлорида железа с роданидом калия.

В пустую пробирку налейте небольшое количество хлорида железа, рассмотрите его окраску и добавьте немного роданида калия

Составьте уравнение проделанной реакции. К какому типу она относится?

Какой признак реакции вы наблюдали?

Взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария.

К прозрачному раствору сульфата натрия, находящемуся в пробирке добавьте немного хлорида бария. Что наблюдаете?

Составьте уравнение данной реакции. К какому типу она относится?

Каков признак данной реакции?

Вывод: С какими признаками могут протекать химические реакции?

Обнаружение сульфат – ионов.

В двух пробирках содержатся соли серной кислоты – сульфат натрия и сульфат калия. В обе пробирки добавьте хлорид бария до появления осадка.

Составьте ионные уравнения данных химических реакций и укажите цвет осадков.

Обнаружение хлорид – ионов.

Приготовьте раствор хлорида натрия. Используя нитрат серебра, докажите, что в состав данной соли входит хлорид – ион.

Составьте проделанную реакцию, как ионное уравнение, указав цвет осадка.

Обнаружение сульфат – ионов и хлорид – ионов.

В двух пробирках находятся растворы хлорида калия и сульфата магния. Используя соответствующие реактивы докажите, что в одной пробирке присутствуют сульфат – ионы, а в другой хлорид – ионы.

Составьте ионные уравнения для проделанных химических реакций, указав цвет осадка.

Определение качественного состава вещества.

Приготовьте раствор сульфата меди (II), разделите его на две пробирки.

Докажите, что в данном растворе содержатся ионы меди и сульфат – ионы, получив соответствующие осадки.

Составьте проделанные реакции в ионном виде и укажите цвет осадков.

Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца

Реакции с образованием осадка.

а) В пробирку с сульфатом меди (II) добавьте немного щёлочи.

б) В пробирку с сульфатом алюминия добавьте хлорид бария.

Составьте молекулярные и ионные уравнения проделанных реакций. Укажите цвет осадков.

Реакции с выделением газа

К кусочку мела ( карбонат кальция) добавьте немного соляной кислоты.

Составьте молекулярное и ионное уравнение проделанной реакции.

Реакции с образованием воды.

а) В пустую пробирку налейте немного щёлочи и подкрасьте её фенолфталеином, затем добавьте серной кислоты.

б) Налейте в пробирку небольшое количество сульфата железа (II), затем добавьте щёлочи. К образовавшемуся осадку добавьте серной кислоты.

Составьте молекулярные и ионные уравнения проделанных реакций.

Как называется реакция между кислотой и щёлочью?

источник