Меню Рубрики

Анализ a для детей раннего возраста

Наталия Антонычева
Анализ работы группы раннего возраста за 2017–018 учебный год

Анализ работы группы раннего возраста №2

за 2017-018 учебный год.

Воспитатели группы: Антонычева Н. А., Андросенко З. А.

В группе 18 детей:11 мальчиков, 7 девочек, возраст от 1,10 до 3 лет.

На протяжении года наша группа работала по общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Также программа была направлена на создание благоприятных условий для успешного пребывания детей в детском саду. Педагоги стремились наладить эмоциональный контакт с детьми и родителями, вовлекали их в совместную деятельность, поддерживали активность и формировали положительное отношение к персоналу детского сада.

В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. Работа воспитателей группы раннего возраста № 2 осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы на 2017 –2018 учебный год.

Перед воспитателями группы были поставлены следующие задачи:

1. Продолжить работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей через совместную деятельность с семьями воспитанников.

2. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС.

3. Обеспечить организацию согласованного взаимодействия ДОУ и семьи как необходимого условия для продуктивной социализации ребёнка.

В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводились медицинское и педагогическое обследования воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребенка и группы в целом.

С детьми систематически проводилась непосредственно образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, и утвержденным расписанием организованной образовательной деятельности. Поставленные задачи были достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно — исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения художественной литературы.

При проведении образовательной деятельности воспитатели использовали аудио и видеосистему (муз. центр, мультимедийная доска, проектор, дидактический материал, различные игровые пособия и т. д.

К началу учебного года была подготовлена развивающая среда, которая была разделена на центры с учетом гендерного подхода и в соответствии с принципом гибкого зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Была проделана огромная работа по наполнению методических и дидактических подборок.

Были изготовлены различные игры по познавательному, сенсорному развитию.

«Найди свой домик», «Накорми животных», «Огород круглый год», «Заплатки», «Собери тарелочку», «Найди предмет по образцу», лото, тренажёры для дыхательной и артикуляционной гимнастики, пособия для развития мелкой моторики рук, макет «Ферма»и многое другое.

В работе с детьми по образовательным областям учитывая возрастные особенности детей, были достигнуты следующие результаты:

1. Социально-коммуникативное развитие

Дети могут поделиться информацией или пожаловаться на неудобство (холодно, я устал, хочу кушать, пить, спать и т. д.); действия сверстника. Сопровождают речью игровые и бытовые действия. Могут поделиться информацией (где был, кого видел, кто-то пришел, кто, что взял). Слушают небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Пользуются речью как средством общения со сверстниками.

2. Познавательное развитие (познание, окружающий мир)

В познании дети научились группировать предметы по форме, размеру, цвету.

Различают большие и маленькие предметы. Знают понятия один – много. Узнают круг, квадрат. Называют и используют детали строительного материала. Узнают и называют виды некоторых домашних и диких животных, их детенышей. Знают несколько видов овощей и фруктов. Знакомятся с растительным миром Земли. Имеют элементарные представления о природных сезонных явлениях.

3. Речевое развитие (развитие речи, чтение художественной литературы)

Воспитатели способствовали развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Ставили перед собой цели активизировать речь детей, пополнять словарный запас малышей. Дети слушают доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривают слова, небольшие фразы. Рассматривают иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога. Читают наизусть стихотворения А. Барто «Игрушки». Знают некоторые потешки, повторяют слова пальчиковой и дыхательной гимнастики.

4. Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство)

Художественно-эстетическое развитие имеет большое значение для всестороннего развития детей раннего возраста. В нашей группе оно развивалось через образовательную область «Художественное творчество» это рисование, лепка.

Дети знают, что карандашами, красками и кистью можно рисовать. Различают красный, синий, зеленый, желтый цвета. Умеют раскатывать комок пластилина, отделять маленькие комочки, сплющивают их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу. Лепят несложные предметы, аккуратно пользуются пластилином.

Уже в раннем возрасте закладывается формирование физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Здоровье детей из-за больших нагрузок и малоподвижного образа жизни ухудшается с каждым годом. И нет никаких тенденций, что условия жизни малышей будут меняться к лучшему в ближайшее время. Поэтому каждый день в ДОУ проводились утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе, гимнастика после пробуждения, проветривание, питьевой, двигательный режим, что способствовало снижению заболеваемости, а так же проводились спортивные развлечения для детей и родителей.

На конец года стоит отметить, что дети гармонично физически развиваются, с желанием двигаются, им интересно выполнять разнообразные физические упражнения, они научились действиям с физкультурными пособиями. В соответствии с возрастными возможностями у них развивается координация движений, способны быстро реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое. Научились выполнять задания, действовать, в общем, для всех темпе. С большим желанием вступают в игровые действия с другими детьми. Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеют соответствующими возрасту основными движениями. Проявляют желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры, владеют доступными возрасту навыками самообслуживания. Имеют первичные представления о себе как о человеке, знают названия основных частей тела, их функции.

Для родителей были предоставлены консультации по теме «Здоровье»:

«Здоровье всему голова», «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания», «Чеснок – одна из мер профилактики вирусных инфекций», «Закаляйся, если хочешь быть здоров», «Утренняя зарядка»,«Питание детей весной», «Питание ребенка летом».

Организованная образовательная деятельность осуществлялась на основе комплексно-тематического планирования с учетом интеграции образовательных областей. Так как в младшем дошкольном возрасте сенсорное воспитание служит основой познания мира, а успешность умственного, физического и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.

На протяжении учебного года регулярно организовывалась поисково-исследовательская деятельность детей: экспериментирование с песком, камешками, водой, предметами, наблюдения за погодой, объектами живой и неживой природы.

Детей данного возраста отличает высокая степень познавательной активности. В связи с этим воспитатели группы стремились к тому, чтобы обучающее воздействие носило развивающий характер при постепенном усложнении воспитательно-образовательных задач с учетом возможностей детей. Для поддержания их активности и заинтересованности в процесс обучения вводили разные виды движений, подвижные игры, танцевальные движения. Предметно-практические действия под руководством взрослого стимулировали общее развитие детей, способствовали повышению их работоспособности, развитию умения доводить начатое до конца. В условиях личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка обучение малышей на этапе раннего детства только формируется, но значимость его в реализации задач, направленных на развитие каждого воспитанника бесспорна. Организация культурно — досуговой деятельности позволила обеспечить воспитанникам отдых, эмоциональное благополучие, формирование умения занимать себя.

В течение года были проведены мероприятия:

«Путешествие в осенний лес», «Милые мамочки!», «Новогодний праздник», «День защитников Отечества», «Масленица», «Мамин праздник», «Волшебный мир космоса», «Веселые мыльные пузыри», «Мы ловкие», показ кукольного, пальчикового, настольного театра.

В течение года в группе систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями. Составлены перспективный и календарный планы, в них указаны все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания, наглядно-стендовая информация.

С родителями проводились индивидуальные беседы на темы: «Режим дня и последствия его нарушения», «Одежда детей в группе», «Формирование навыков одевания и кормления», «Необходимость соблюдения режима дня», «Утренняя зарядка», «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?», «Что значит быть хорошим отцом?», «Как воспитать патриота своей страны?»

Консультации для родителей «Задачи воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе», «В детский сад без слёз или как уберечь ребенка от стресса», «Значение дидактических игр в развитии детей второго года жизни», «Капризы и упрямство», «Какие игрушки необходимы детям?», «Игрушек стало слишком много», «Что делать, когда ребёнок плачет?», «Как помочь ребенку заговорить?», «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах», «Как нельзя поступать с ребенком?», «Как избавить ребенка от вредной привычки?», «Питание детей весной», «Игры с детьми на отдыхе в летний период», «Питание ребенка летом».

Проведены родительские собрания на темы: «Этот удивительный ранний возраст», «Игры, развивающие познавательную активность детей», «Чему мы научились за год».

Оформлялись папки передвижки: «Мама я сам!», «Профилактика простудных заболеваний», «День Матери», «Сенсорное развитие», «23 февраля», «Азбука пешеходов», «Весна», «День Победы».

Неоднократно проводились выставки совместных работ как внутри группы, так и внутри сада, и наши родители с желанием и энтузиазмом принимали в них участие. В этом году мы оформляли такие выставки как: «Осенние фантазии» — поделки из даров осени, «Зима красавица», «23 февраля», «Поздравим маму с праздником», «Светлый праздник — Пасха», «День Победы».

Пополнялись картотеки дидактических, подвижных игр, пальчиковой, артикуляционной гимнастики.

Так же большое внимание воспитатели группы уделяли повышению уровня своей педагогической деятельности. Андросенко З. А. принимала активное участие в районном конкурсе «Дебют года» и стала его лауреатом, проводила открытые занятия по физической культуре, участвовала в районных методических объединениях.

Антонычева Н. А. прошла курсы повышения квалификации на базе ЛОИРО в Санкт Петербурге, как руководитель коллектива вместе с детьми принимала участие в фестивале «Танцы народов мира» и на празднике в посёлке «День Победы», «День славянской письменности» в музее – усадьбе Н. К. Рериха, участвовала с детьми в разнообразных конкурсах детского творчества.

Оба воспитателя группы ведут активную работу по самообразованию. Принимают активное участие в жизни дошкольного учреждения и педагогическо коллектива.

1. В связи с тем, что часто болеющие дети, много пропускают занятия, плохо усваивают программный материал.

2. Утром некоторые родители поздно приводят детей, малыши опаздывают на утреннюю гимнастику.

Результаты деятельности педагогов за 2017-2018 учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно. Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывают тесное сотрудничество в работе воспитателей, специалистов, руководителей, родителей, использование приемов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям.

С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, воспитатели группы в своей работе наметили следующие задачи на 2018- 2019 учебный год:

1. Создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей.

2. Продолжать целенаправленную работу с детьми по всем образовательным областям, совершенствовать предметно-развивающую среду в группе в соответствии с требованиями ФГОС.

3. Определить для себя тему по самообразованию согласно возрастной группе.

4. Укрепление здоровья, развития двигательной и гигиенической культуры детей.

5. Изучать новинки методической литературы.

6. Повышать уровень педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер — классах.

7. Принимать активное участие в мероприятиях ДОУ, района.

Анализ летней оздоровительной работы в ДОУ за 2016–2017 учебный год На современном этапе развития общества острыми проблемами остаются: • Ухудшение экологической ситуации • Социальная неустойчивость • Снижение.

Анализ работы адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха» на 2017–2018 учебный год 2. Характеристика группы: Средний возраст детей: 1.6-3 года Всего детей в группе: 13 Диагностируемые дети: 13 Мальчиков: 7 человек Девочек:.

Анализ работы МБДОУ за 2017–2018 учебный год Анализ работы МБДОУ за 2017/18 учебный год В 2017/18 учебном году педагогическая работа дошкольного учреждения была направлена на решение.

Анализ работы наставника-воспитателя первой квалификационной категории с начинающим специалистом за 2017–2018 учебный год .

Анализ работы в группе раннего возраста за 2017–2018 учебный год Группа раннего возраста (ясли) №2, возраст: 2,5-3,5 года. По списку 26 детей. Из них мальчиков — 14, девочек — 12. С момента поступления.

Анализ работы второй младшей группы за 2017–2018 учебный год №2 «Светлячок» На протяжении учебного года группа функционировала стабильным составом: воспитатели Кучебо Т. И., Размочаева Ж. В., мл. воспитатели.

Отчет воспитателя группы раннего возраста о проделанной работе за 2017–2018 учебный год Отчет воспитателя группы раннего возраста о проделанной работе за 2017–2018 учебный год Воспитатель: Чигиринова Ольга Николаевна Дата рождения:.

Читайте также:  Анализ продуктов деятельности детей с овз

Отчет о работе с детьми второй группы раннего возраста 2017–2018 учебный год В группе 28 детей: 14 мальчиков,14 девочек, возраст от 2 до 3 лет. На протяжении года наша группа работала по общеобразовательной программе.

Перспективный план работы по физической культуре на 2017–2018 учебный год для детей раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Тарасинский детский сад» Перспективный план работы по физической культуре.

источник

Анализ воспитательно — образовательной работы группы раннего возраста №1 детского сада «Мальвина» №69

За предшествующий учебный период работы группы раннего возраста №1 были получены положительные результаты. В группе работают воспитатели: Дубенская Елена Николаевна, Кузнецова Ольга Владимировна. Возраст детей с 1.5 до 2 лет. Списочный состав 22 ребенка.

В группе созданы все необходимые условия для развития и укрепления здоровья детей. Физкультурные занятия проводились в группе 2 раза в неделю. В группе имеется необходимый материал: ребристая дорожка, мячи, коврики для закаливания. Коврики сделали родители своими руками.

Делался упор на умственное воспитание детей через ознакомление с окружающим, сенсорное развитие. Воспитывали у детей бережное отношение к природе через наблюдение. В процессе сюжетно-ролевых игр у детей развивались положительные нравственные качества.

Проводились занятия по нетрадиционному рисованию с детьми по ИЗО. Развивалось творческое мышление. В течение года проводились выставки детских работ. Велась индивидуальная работа с детьми по ФИЗО, ИЗО, развитию речи. Большая работа велась в поисках новых, интересных методов и приемов учебной деятельности. В течение года знакомились с новой методической литературой.

В этом учебном году проводились 2 родительских собрания, многочисленные индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения детей.

Совершенствовалась предметно-развивающая среда. Были приобретены новая зона «Кухня» и стеллаж для игрушек, что значительно обогатило сенсорную зону.

В начале года проходила адаптация детей. У всех детей адаптация прошла нормально. Только у 20% детей — тяжелая, 55% детей — легкая и средняя адаптация составила 25% детей. Сейчас дети посещают детский сад с большим удовольствием, не плачут. Родители довольны. Проведен анализ нервно-психического развития детей. Выяснено, что уровень знаний, умений и навыков соответствует возрастным требованиям программы. Показатели нервно-психического развития показали: 65% детей с 1 уровнем (нормальное развитие); 35% детей со 2 уровнем (дети с первоначальной задержкой на один эпикризный срок).

В начале учебного года дети не разговаривали. Только двое детей умели разговаривать (Сафонов Коля, Ярыгина Соня). Так дети пришли с 1,5 лет они практически ничего не умели. К концу учебного года результаты у них стали лучше.

Математическое развитие (дети подбирают предметы по величине: большой маленький, короткий, длинный; знакомы с понятиями: «Один», много»; показывают треугольник, квадрат, круг).

Речевое развитие. Ознакомление с окружающим (к концу года дети разговаривают, произносят отдельные слова, словосочетания, предложения. Называют домашних животных, некоторых диких; одежду, мебель посуду. Но путаются в названиях. Называют признаки предметов.)

Культурно-гигиенические навыки. Культура поведения (некоторые дети могут самостоятельно мыть руки, все дети пользуются ложкой, вытирают лицо полотенцем. Задвигают стул, говорят «спасибо».Используют волшебные слова: «простите», «пожалуйста», «здравствуйте».Некоторые одеваются и почти все дети ходят на горшок самостоятельно).

Физическое развитие (дети понимают правила простых игр; встают в круг, но двигаться по кругу плохо. Катают мяч, бросают мяч двумя руками, перелезают в ворота, ходят по узкой дорожке, прыгают через «ручеек»).

Изобразительная деятельность (В рисовании дети проводят мазки, прямые, горизонтальные и вертикальные линии. Рисуют предметы округлой формы. В лепке скатывают комочки прямыми и круговыми движения ладони; соединяют концы столбика; сплющивают комок между ладонями, делают углубления на поверхности формы пальцами).

Воспитатель Дубенская Е.Н. вела весь учебный год группу кратковременного пребывания с детьми, которые должны привыкнуть к условиям детского сада. Воспитатель Кузнецова О.В. вела кружок по нетрадиционному рисованию «Веселая кисточка» с детьми дошкольного возраста. В конце года устраивала выставку работ «Результаты кружка». Участвовала в конкурсе «Лучший воспитатель года». Оба воспитателя участвовали и выступали на семинарских занятиях, посвященных знакомству с новой программой «Успех».

Анализ воспитательно — образовательной работы группы раннего возраста №1 детского сада «Мальвина» №69

За предшествующий учебный период работы группы раннего возраста №1 были получены положительные результаты. В группе работают воспитатели: Дубенская Елена Николаевна, Кузнецова Ольга Владимировна. Возраст детей с 1.5 до 2 лет. Списочный состав 22 ребенка.

В группе созданы все необходимые условия для развития и укрепления здоровья детей. Физкультурные занятия проводились в группе 2 раза в неделю. В группе имеется необходимый материал: ребристая дорожка, мячи, коврики для закаливания. Коврики сделали родители своими руками.

Делался упор на умственное воспитание детей через ознакомление с окружающим, сенсорное развитие. Воспитывали у детей бережное отношение к природе через наблюдение. В процессе сюжетно-ролевых игр у детей развивались положительные нравственные качества.

Проводились занятия по нетрадиционному рисованию с детьми по ИЗО. Развивалось творческое мышление. В течение года проводились выставки детских работ. Велась индивидуальная работа с детьми по ФИЗО, ИЗО, развитию речи. Большая работа велась в поисках новых, интересных методов и приемов учебной деятельности. В течение года знакомились с новой методической литературой.

В этом учебном году проводились 2 родительских собрания, многочисленные индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения детей.

Совершенствовалась предметно-развивающая среда. Были приобретены новая зона «Кухня» и стеллаж для игрушек, что значительно обогатило сенсорную зону.

В начале года проходила адаптация детей. У всех детей адаптация прошла нормально. Только у 20% детей — тяжелая, 55% детей — легкая и средняя адаптация составила 25% детей. Сейчас дети посещают детский сад с большим удовольствием, не плачут. Родители довольны. Проведен анализ нервно-психического развития детей. Выяснено, что уровень знаний, умений и навыков соответствует возрастным требованиям программы. Показатели нервно-психического развития показали: 65% детей с 1 уровнем (нормальное развитие); 35% детей со 2 уровнем (дети с первоначальной задержкой на один эпикризный срок).

В начале учебного года дети не разговаривали. Только двое детей умели разговаривать (Сафонов Коля, Ярыгина Соня). Так дети пришли с 1,5 лет они практически ничего не умели. К концу учебного года результаты у них стали лучше.

Математическое развитие (дети подбирают предметы по величине: большой маленький, короткий, длинный; знакомы с понятиями: «Один», много»; показывают треугольник, квадрат, круг).

Речевое развитие. Ознакомление с окружающим (к концу года дети разговаривают, произносят отдельные слова, словосочетания, предложения. Называют домашних животных, некоторых диких; одежду, мебель посуду. Но путаются в названиях. Называют признаки предметов.)

Культурно-гигиенические навыки. Культура поведения (некоторые дети могут самостоятельно мыть руки, все дети пользуются ложкой, вытирают лицо полотенцем. Задвигают стул, говорят «спасибо».Используют волшебные слова: «простите», «пожалуйста», «здравствуйте».Некоторые одеваются и почти все дети ходят на горшок самостоятельно).

Физическое развитие (дети понимают правила простых игр; встают в круг, но двигаться по кругу плохо. Катают мяч, бросают мяч двумя руками, перелезают в ворота, ходят по узкой дорожке, прыгают через «ручеек»).

Изобразительная деятельность (В рисовании дети проводят мазки, прямые, горизонтальные и вертикальные линии. Рисуют предметы округлой формы. В лепке скатывают комочки прямыми и круговыми движения ладони; соединяют концы столбика; сплющивают комок между ладонями, делают углубления на поверхности формы пальцами).

Воспитатель Дубенская Е.Н. вела весь учебный год группу кратковременного пребывания с детьми, которые должны привыкнуть к условиям детского сада. Воспитатель Кузнецова О.В. вела кружок по нетрадиционному рисованию «Веселая кисточка» с детьми дошкольного возраста. В конце года устраивала выставку работ «Результаты кружка». Участвовала в конкурсе «Лучший воспитатель года». Оба воспитателя участвовали и выступали на семинарских занятиях, посвященных знакомству с новой программой «Успех».

источник

В настоящее время существует несколько подходов к диагностике психического развития детей раннего возраста – как в западной, так и в отечественной науке.

В зарубежной литературе диагностика развития ребёнка раннего возраста осуществляется преимущественно методом тестирования. Этот метод построен на основе оценки ряда поведенческих проявлений, соотносимой с нормативным показателем, характерным для здоровых детей в определённом возрасте. Большая часть тестов для младенцев предназначена для диагностики сенсомоторного развития (способности держать головку, манипулировать с предметами, сидеть, поворачиваться, следить за предметами глазами и т.д.)

Тесты для раннего возраста, как правило, построены по типу шкалы (например, Шкала умственного развития Бине-Симона или Шкала умственного развития Станфорд-Бине). Такие методики включают определенный круг нормативов — критериев, являющихся опорой для оценки психического развития ребенка в различных сферах (сенсорики, моторики, эмоционального общения, речевого развития и т.д.). Оценка уровня развития основана на успешности выполнения нормативного задания или обнаружении той или иной способности (например, движение по направлению к предмету и хватание его). Нормативы соотносятся с возрастом обнаружения данной способности в репрезентативной выборке детей. На основе сопоставления «психического» и «хронологического» (паспортного, биологического) возрастов расчитываются количественные и качественные показатели уровня психического развития ребенка.

Предпосылки для разработки нормативных шкал были созданы в ходе исследования и наблюдения за психическим развитием детей (В.Штерна, Э. Клапареда, Ш. Бюллер и др.). Важнейшим условием появления рассматриваемой группы методик являлось создание психометрических шкал исследования интеллекта. Одним из первых тестов для младенцев явился вариант шкалы Бине-Симона, предложенный Ф. Кюльманом в 1912 г. В этом варианте были использованы задачи, близкие по характеру заданиям основной шкалы, а также показатели психомоторного развития.

Наиболее известными в истории психологической диагностики шкалами для исследования детей первых лет жизни являются «Таблицы развития» А. Гезелла, которые включают показатели-нормы по четырем сферам поведенческих проявлений: «моторика», «язык», «адаптивное поведение», «личностно-социальное поведение». Данная диагностика основана на стандартизированной процедуре наблюдений за ребенком в обыденной жизни, оценке реакции на игрушки, учете сведений, сообщаемых матерью ребенка. Проведению обследования помогает подробное, снабженное рисунками описание процедуры наблюдений за поведением, типичным для детей разного возраста. Данная шкала предназначена для возрастного диапазона от 4 недель до 6 лет.

Опыт, накопленный школой А. Гезелла, был положен в основу разработки весьма распространенной в 30-40 годы XX столетия методики Ш. Бюллер и Г. Гетцер «Тесты нервно-психического развития детей 1-6 годов жизни». На основе тестов А. Гезелла была разработана также «Шкала психомоторного развития в раннем детстве», предложенная О. Брюне и И.Лезин, которая предназначалась для исследования детей в возрасте от 1 до 30 месяцев. Шкала содержит 160 заданий, касающихся проявлений поведения ребенка в четырех областях: моторики, зрительно-моторной координации, речевого развития, социального развития. Нормативные критерии развития расположены в соответствии с возрастными уровнями (всего выделено 16 уровней). За каждое выполненное задание начисляется определенное количество баллов. При обработке результатов сумма полученных ребенком баллов делится на 10. Итоговый показатель отражает «глобальный возраст» развития исследуемого ребенка. Соотнесением глобального возраста с хронологическим определяется показатель «коэффициента развития» (QD). Шкала приспособлена для оценки четырех исследуемых областей поведения по отдельности. Результаты могут быть выражены в виде профильных оценок.

Еще одну «Шкалу развития» предложила Д. Лешли (Laishley Scales in Infant Development). Она разработала схему наблюдения, которая позволяет составить представление о развитии ребенка на момент наблюдения. Периодические наблюдения на протяжении всего раннего возраста позволяют судить о динамике развития ребенка в этот период. В карточках Лешли отражены следующие сферы развития:

– физическое развитие (развитие движений, локомоций и моторики);

– общение и развитие речи (внимание ко взрослому, понимание речи и пр.);

– социальное развитие и игра (включенность в общение, вокализации, обмен игрушками);

– самостоятельность и независимость (сколько времени в период бодрствования ребенок может занять сам себя);

– особенности поведения ребенка (непоседливость, концентрация внимания, легкость включения в игру и пр.)

Методическая особенность процесса наблюдения, по Лешли, названного ею «методом повременных проб», состоит в регулярности наблюдения по заранее отмеченным временным отрезкам. Так, один из вариантов состоит в наблюдении за ребенком в течение 30 мин. с записью впечатлений через каждые 30 сек. Информация, полученная о ребенке, оценивается двумя путями: а) сравнением показателей ребенка со средними показателями детей данного возраста; б) сравнением полученной информации о ребенке с его же результатами в более раннем возрасте.

В последнее время за рубежом широкое применение нашли «Шкалы развития Н. Бейли» (Beyley Scales of Infant Development, 1969) — результат многолетних научных исследований Н. Бейли и ее коллег по университету в Беркли. Данная методика предназначена для обследования детей в возрасте от 2 до 30 месяцев. Набор тестов состоит из 3 частей:

1. Умственная шкала (Mental Scale) направлена на оценку сенсорного развития, памяти, способности к научению, зачатков развития речи. Результатом измерения является «индекс умственного развития» (MDI).

2. Моторная шкала (Motor Scale) измеряет уровень мышечной координации и манипулирования. Результатом измерения является «индекс психомоторного развития» (PDI).

Читайте также:  Анализ продуктов деятельности детей дошкольного возраста

3. Запись о поведении ребенка (The Infant Behavior Record) предназначена для регистрации эмоциональных и социальных проявлений поведения, объема внимания, настойчивости и т.д.

Нормы для шкал установлены на выборке из 1262 детей. Индексы развития, определяемые с помощью шкал умственного и моторного развития, выражаются в шкале оценок стандартного показателя IQ.Шкальные оценки устанавливаются для каждой возрастной группы, которые составлены с интервалами в полмесяца для детей от 2 до 6 месяцев и в месяц для детей от 6 до 30 месяцев. Имеются данные, свидетельствующие о высокой валидности данных шкал. По мнению А. Анастази, шкалы Бейли выгодно отличаются от других методик для детей раннего возраста и весьма полезны для раннего распознавания сенсорных и неврологических нарушений, эмоциональных расстройств и отрицательного влияния окружающей среды на развитие ребенка. В то же время сама Бейли отмечала, что ее шкалы, как и другие шкалы для младенцев, пригодны для оценки уровня текущего развития, но не для прогноза будущего развития.

Большой вклад в развитие диагностики ребенка внесли методики, построенные на основе теоретической системы методических подходов Ж. Пиаже. Стержневой линией его теории является представление о последовательном, поэтапном характере интеллектуального развития ребенка. Это развитие представляет собой закономерную смену периодов и стадий от рождения до взрослости. Методики Пиаже являются качественными и не были стандартизированы для целей диагностики. Однако некоторые методики Пиаже послужили основой новых стандартизированных шкал. Одна из них создана И. Ужгирис и Дж. Хантом и предназначена для детей от 2 недель до 2 лет. Этот возраст соответствует периоду, который Пиаже называет сенсомоторным и внутри которого он выделяет шесть стадий.

Шкала состоит из 6 тестов нарастающей сложности — от простого слежения глазами за движущимся предметом и отыскивания его (тест на постоянство объекта) до выявления схемы действия с объектами (нанизывание бусин, вождение игрушечной машинки и пр.). И. Ужгирис и Дж. Хант допускают использование разработанной ими шкалы для исследовательских целей, в частности, для выяснения влияния условий воспитания на ход развития детей. Проведенное ими исследование показало, что от условий воспитания во многом зависит тот средний возраст, в котором ребенок достигает разных ступеней развития.

В отечественной науке первые методики, нацеленные на диагностику развития детей младенческого возраста, разрабатывались в 20-30 гг. XX столетия. В то время в изучении развития ребенка младенческого возраста доминировал рефлексологический подход, с позиции которого все психические проявления рассматривались как отражение определенных этапов созревания нервной системы. Поведение ребенка трактовалось как цепочка разрозненных или взаимосвязанных реакций. Н. М. Щелованов впервые сформулировал принцип, в соответствии с которым готовность функциональных структур мозга создает возможность появления тех или иных реакций, а факт их возникновения обусловливается соответствующими воспитательными воздействиями. Психическое развитие, с этих позиций, сводилось к последовательному появлению отдельных групп рефлексов.

Одной из первых работ, посвященных диагностике развития младенца, является «Краткая диагностическая схема развития ребенка до 1 года» И.Л. Фигурина и М.П. Денисовой (1926). В 40-е годы Н.М. Щеловановым были разработаны «Показатели нервно-психического развития детей в первый год их жизни». Разработка содержала критерии для оценки уровня психического развития детей в возрасте от 2 до 13 месяцев. Данный комплекс нормативных критериев был дополнен Н.С. Аксариной. Возрастной диапазон исследования был расширен на детей от рождения до 3 лет. Позднее на кафедре физиологии развития и воспитания детей Центрального института усовершенствования врачей была создана «Методическая разработка», рекомендуемая для использования в домах ребенка или яслях (по материалам Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковской, Э.Л. Фрухт, Г.В. Гридневой и др.). Эти методики разрабатывались путем накапливания банка данных, устанавливающих соответствие между реакциями ребенка и возрастом их появления, на основании чего выносилось суждение об особенностях психического развития ребенка в категориях соответствия или несоответствия норме развития. В качестве основных показателей нервно-психического развития ребенка первого года жизни выступали: зрительные и слуховые ориентировочные реакции; эмоции и социальное поведение; движения руки и действия с предметами; подготовительные этапы в развитии речи; навыки.

Сходные основания были положены для диагностики нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни, разработанной К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной и Л. Г. Голубевой. При выявлении уровня нервно-психического развития ребенка раннего возраста оцениваются следующие линии развития: понимание речи и активная речь; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; развитие общих движений; формирование навыков самостоятельности и (на третьем году жизни) формирование изобразительной и конструктивной деятельности.

Авторами разработаны показатели этих направлений развития: помесячно — на первом году жизни, поквартально — на втором году и по полугодиям — на третьем году. Так, по уровню развития дети распределяются на 4 основные группы:

1 группа — нормальное развитие, когда все показатели соответствуют календарному возрасту ребенка;

2 группа — первоначальная задержка в развитии на один эпикризный срок;

3 группа — более глубокая задержка на 2 эпикризных срока;

4 группа — глубокая задержка на 3 эпикризных срока.

Результаты оценки уровня развития и поведения заносятся в индивидуальные карты психического развития, составленные на основе «Показателей нервно-психического развития детей второго и третьего годов жизни».

Перечень показателей представляет собой формализованные требования к умениям и навыкам ребенка в каждом возрастном микропериоде. Например, в сфере сенсорного развития ребенок в 1 г. 1 мес. должен улавливать различия величин предметов с разницей в 3 см. В 1 г. 7 мес. — 1 г. 9 мес. он должен различать 3 контрастные величины предметов, а в 2,5 года подбирать по образцу предметы 4-х основных цветов. Столь же формальны требования к игре с сюжетными игрушками и пониманию речи. От ребенка требуется умение воспроизводить разученные игровые действия, поскольку методика проведения обследования предполагает только выполнение детьми инструкций взрослого. Например, перед малышом ставится кукла, тарелка, кроватка. Взрослый говорит ребенку: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку» и т. п. Однако известно, что при отсутствии у ребенка игровой мотивации он может и не выполнять инструкцию взрослого. Невыполнение инструкции в данном случае не является доказательством того, что ребенок не умеет играть или не понимает речь взрослого.

Смысл приведенных выше и подобных им требований, составляющих содержание данной диагностики, вызывает глубокие сомнения с точки зрения их значения для психического развития ребенка. Показатели, выделенные в качестве оснований диагностики, получены эмпирическим путем, рядоположены и не ориентированы на выявление самых существенных сторон психического развития ребенка в том или ином возрастном периоде. За подобными показателями скрывается определенный взгляд на ребенка как на объект измерения, который должен соответствовать определенному стандарту по многочисленным параметрам. Все дети должны обладать жестко фиксированным набором умений в определенном возрасте, в противном случае констатируется «отклонение в развитии». При отсутствии теоретически обоснованных критериев для дробного членения развития ребенка по возрастам фактически исключается возможность индивидуальных различий. Такой подход приводит к тому, что диагностируется то, чему ребенка обучают, а процесс обучения «подгоняется» под то, что диагностируется.

Указанные недостатки являются следствием, по крайней мере, двух обстоятельств:

– отсутствия концептуальной основы для построения диагностики — периодизации психического развития;

– объектного отношения к маленькому ребенку, в целом характерного для представителей естественнонаучных дисциплин (медиков, физиологов), а также педагогов, в соответствии с которым ребенок рассматривается как пассивный объект внешних воздействий, лишенный собственной личностной активности. В свете достижений в области психологии раннего детства разработанные ранее диагностические принципы несколько видоизменились, в них появились некоторые показатели, ранее не включавшиеся в диагностику. Однако отсутствие целостности и формализм преодолеть авторам все же не удалось. Оценка темпов психического развития по неврологическим показателям, дополняемым соотнесением некоторых поведенческих проявлений ребенка с возрастными нормами, ложится в основу большинства существующих диагностик детей младенческого и раннего возраста. По этому же принципу, например, построена диагностика нарушений психомоторного развития детей первого года жизни, разработанная Л.Т. Журбой и Е.М. Мастюковой.

Одна из первых попыток представить в диагностической методике психическое развитие младенца как процесс, имеющий собственную логику и закономерности, невыводимый из того, что составляет его необходимые предпосылки и условия, была предпринята в работе О.В. Баженовой «Диагностика психического развития детей первого года жизни». В качестве главного принципа данной диагностической методики явилось выдвижение на центральное место собственной психической активности ребенка как субъекта взаимодействия со средой. Исходные теоретические позиции автора основываются на разработанной в отечественной психологии культурно-исторической концепции психического развития (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Н. А. Бернштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин). Особенности развития психической активности в младенчестве О. В. Баженова изучала в связи с формированием важнейших в этом возрасте типов деятельности: предметно-манипулятивной и деятельности общения. Автор исходила из того, что психическая активность в раннем онтогенезе проявляется в формировании умения осуществлять действия в соответствии с целями, заданными непосредственно в акте восприятия ребенка;

О. В. Баженова выделила и описала следующие характерные признаки активного поведения младенца по отношению к предмету и ко взрослым.

По отношению к предметам: сосредоточение внимания на проблемной ситуации, возникшей в акте восприятия; устойчивая ориентировочно-исследовательская деятельность с новыми предметами, позволяющая раскрывать известные и новые свойства объектов; сложная предметно — манипулятивная деятельность, когда одно и то же действие применяется к разным объектам, разные действия комбинируются друг с другом для достижения определенной цели; продолжение и расширение состава действий по преодолению преград, стоящих на пути удовлетворения потребности в наблюдении за предметом или манипулирования с ним.

По отношению ко взрослому в качестве таких признаков выступило использование средств доречевого общения с целью организации и управления поведением ухаживающих за ним взрослых, в том числе и в процессе манипуляций с предметом.

Для целей диагностики была разработана система показателей, которая легла в основу качественного анализа нарушения развития психической активности младенцев. Автор поставила задачу получить комплексную характеристику психического развития и возможность проводить его дифференцированный анализ с точки зрения отдельных групп реакций: двигательных, сенсорных, эмоциональных, голосовых, действий с предметами и способов взаимодействия со взрослыми. В результате в методику вошли 98 проб и около 100 показателей. Для каждой реакции определялись 4 степени: отсутствие, намеченность, несовершенная форма существования и совершенная форма существования. Для каждой группы реакций были выявлены три степени нарушения (легкая, средняя, тяжелая), на основании сочетания нарушений в разных сферах описаны 5 типов психического дизонтогенеза. В качестве контрольных выбраны возрасты в 2; 3,5; 4,5; 6; 8; 10; 12 месяцев.

Таким образом, О.В. Баженова сделала содержательную теоретическую заявку на выявление существенных для психического развития показателей и попыталась выделить их из обширного репертуара реакций, придав им значительно больший удельный вес при оценке выполнения. Однако представляется, что преодолеть парциальный реактологический подход к психическому развитию ребенка автору полностью не удалось. Кроме того, громоздкая процедура диагностики затрудняет ее использование практическими психологами.

Еще одним вариантом диагностики детей раннего возраста является «Ранняя диагностика умственного развития», разработанная Е. А. Стребелевой на основе теоретического и методического подхода школы Л.А. Венгера. Данная диагностика представляет собой серию из 10 методик, направленных на определение уровня умственного развития детей от 2 до 3 лет. Эта диагностика разработана для выявления нарушений умственного развития детей раннего возраста и разработки методов коррекции.

Исходной теоретической основой автора являются положения культурно-исторической концепции о ведущей деятельности и о зоне ближайшего развития. Принимая за основу положение о том, что ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная, а основным способом усвоения общественного опыта является совместная деятельность со взрослым, сотрудничество с ним, Е.А. Стребелева разработала соответствующие диагностические ситуации. В качестве основных параметров умственного развития ребенка выделяются:

– принятие задания: согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества выполнения;

– способы выполнения задания: самостоятельное выполнение – выполнение с помощью взрослого (если ребенок не может справиться сам) – выполнение задания после обучения;

– обучаемость в процессе диагностического обследования (виды помощи – прямой показ и действие вместе с ребенком, показ с помощью жестов, выполнение подражания с помощью речевой инструкции);

– отношение ребенка к результату своей деятельности. Заинтересованность своей деятельностью и конечным результатом характерна для ребенка раннего возраста. Безразличие к ним характерно для ребенка с нарушениями интеллекта.

Все эти методики являются невербальными и могут применяться для детей с любым уровнем речевого развития. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня сложности.

Задания предполагают перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Ребенку предлагается поймать шарик, собрать и разобрать пирамидку, сложить картинку из частей, построить по образцу взрослого домик из палочек, нарисовать дорожку или домик и пр. Каждое задание оценивается по 4-балльной шкале — от 1 до 4-х баллов. При оценке действий ребенка учитывается его зона ближайшего развития, т. е. любое задание предлагается выполнить ребенку сначала самому, а в случае затруднений — вместе со взрослым. Взрослый обучает малыша тому или иному действию, а затем проверяет, может ли он действовать по подражанию, воспроизводить образец взрослого.

Читайте также:  Анализ продуктов творческой деятельности детей

Это более надежный инструмент определения уровня психического, в том числе и умственного развития, по сравнению с выявлением актуального состояния той или иной его сферы. Выявление зоны ближайшего развития даёт возможность педагогу наметить конкретные пути коррекционной работы с ребёнком, выявить наиболее уязвимые области в его интеллектуальном развитии. Однако, несмотря на несомненные достоинства данной диагностики, следует отметить достаточно узкий диапазон её применения – как по возрасту детей (только третий год жизни), так и по самому предмету диагностики (умственное развитие).

источник

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия города Благовещенска»

работы во второй группе раннего возраста (ясли) №2

Воспитатели: Белова Ольга Михайловна

Сидоренко Анастасия Романовна

Группа раннего возраста (ясли) №2 , возраст: 2,5-3,5 года.

По списку 26 детей. Из них мальчиков — 14, девочек — 12.

С момента поступления ребенка в группу раннего возраста я осуществляла наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению. Все наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведенных на каждого ребенка группы .

Итог адаптации: 9 детей адаптировались в легкой форме, 15 детей прошли адаптацию в средней степени тяжести.

В период адаптации я приложила максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход. Был налажен тесный, контакт с родителями. Каждый родитель получил памятку и рекомендации по адаптации ребёнка к детскому саду. Проведённое анкетирование среди родителей «Давайте познакомимся» позволило полнее узнать о семье, ребёнке, чтобы правильно и во время помочь родителям в адаптационный период.

Ведущей целью ставила — обеспечить социальное благополучие каждого ребёнка в процессе всестороннего развития личности в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. Цель реализовывалась в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение и в процессе выполнения режимных моментов.

Заботилась об эмоционально благополучном климате в группе , чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно, учила и помогала усвоить навыки мытья лица и рук, своевременное пользование горшком, менять мокрую одежду на сухую. Все режимные моменты проводила в игровой, понятной для детей, форме с использованием различных игрушек, а в дальнейшем-персонажей знакомых сказок, стихов.

Согласно ФГОС ДО организованна предметно-развивающая среда:

1) Спортивный уголок. Для самостоятельной двигательной активности в групповой комнате организован спортивный уголок, чтобы детям было удобно пользоваться физоборудованием : мячами, кеглями, кольцами и пр. В группе поддерживается оптимальный двигательный режим, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60% от всего времени бодрствования.

2) Уголок сенсорного развития, в котором находится материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрёшки, игрушки-вкладыши, мозаики) .

3) В уголке конструирования находиться строительный материал: пластмассовые и деревянные кубики, пластины, наборы крупного и мелкого конструктора лего.

4) Уголок игровая «жилая комната». В игровой «жилой комнате» собраны предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта. Игровая мебель : кухня, кровать, столик, стульчики. Игрушки : куклы, пупсы, комплекты постельного белья, наборы одежды для кукол, наборы посуды и т. д. Наличие в группе «жилой комнаты» необходимо для проведения различных дидактических игр с куклой : «Оденем куклу», «Уложим куклу спать», «Накроем стол к чаю» и т. п.

5) Книжный уголок — библиотека с большими и маленькими книгами: сказки, загадки, потешки, произведения отечественных и зарубежных писателей, детские стихи.

6) Экологический уголок с комнатными растениями, ёмкостями с песком, мелкими игрушками, камушками, шишки, жёлуди, каштаны разные крупы (манка, пшенка, рис, гречка, перловка), ракушки, семена разных растений.

7) Для художественно- эстетического развития детей организован Уголок театрализованной деятельности: настольный и пальчиковый театры по сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя», шапочки, маски животных, резиновые игрушки.

8) В музыкальном уголке- барабан, бубны, труба, гитара, погремушки, музыкальные игрушки.

Таким образом, организованная развивающая среда способствовала обогащению непосредственного чувственного опыта малышей, развитию познавательно-исследовательской деятельности, расширению опыта ориентировки в пространстве групповой комнаты , формированию опыта поведения в среде сверстников.

Созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. Взаимодействуя с окружающей средой, ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации.

В течение учебного года разработано и реализованно в воспитательно -образовательной работе с детьми следующие познавательно-игровые проекты : «Осенний урожай», «Мои любимые игры и игрушки», «Ёлка наряжается, праздник приближается», «В гостях у сказки», «Народная культура», «Весна в окно стучится», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Малыши с рождения за безопасность дорожного движения».

При участии музыкального руководителя были проведены следующие праздники и развлечения с участием детей :

1) Весеннее развлечение «Мамин день».

2) Летнее развлечение «Чистота- залог здоровья».

3) «1 июня-день защиты детей».

По проблеме сенсорного развития детей проводила следующие игры : «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя?», «Из каких фигур состоит. ?», «Самая длинная, самая короткая», «Разноцветные кружки», «В какую коробку?», «Какого цвета не стало?», «Собери бусы», «Каждому яблочку свой домик», «Собери пирамидку», «Какого цвета ладошка?», «Сравни предметы по высоте», «Игры с бельевыми прищепками» и т. п.

По данной теме с родителями была проведена следующая работа :

1. Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры».

2. Проводила индивидуальные консультации и беседы по данному вопросу.

3. Предложила родителям изготовить игру для детей по сенсорному развитию.

4. Создала картотеку дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Вывод: Проводя работу по данной проблеме, ненавязчиво учила детей различать основные цвета, знакомила с величиной и формой предметов, формировала навыки самостоятельной деятельности, развивала творческие способности, любознательность, наблюдательность, воспитывала у детей уверенность в себе, чтобы повысить у них самооценку, закладывала первые основы детского коллектива.

Так я пришла в детский сад и начала свою педагогическую деятельность с начала 2018го года, цель моей работы по самообразованию в 2018 году поставлена исходя из самой, на мой взгляд, актуальной среди многих важных задач обучения и воспитания малышей в детском саду, согласно программе воспитания детей ясельного возраста, это активизация речевой деятельности, обучение родному языку. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста помочь им в освоении разговорной речи родного языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей. В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок, картотека потешек, картотека колыбельных Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке. Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Знакомство с художественной литературой осуществлялось с помощью литературных произведений разных жанров. Мы учили детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. После рассказывания дети вспоминали наиболее понравившиеся или запомнившиеся моменты и повторяли их словами сказки (передавая силу голоса и тембр, сказка «Маша и медведь»). Повторяя эти строки, дети лучше усваивают содержание и учатся интонационно передавать слова её героев. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки» и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх.

Для чтения мы использовали небольшие рассказы, стихотворения. Такие как А. Барто «Игрушки» с несложным содержанием, близким к опыту ребёнка, выражено в простой и доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь

В младшем возрасте большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи: при чтении стихов, потешек мы учили детей произносить их не спеша, чётко выговаривая каждое слово.

После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребёнку, мы с ребятами вспоминали аналогичные факты из их собственной жизни.

Особое внимание уделяли формированию грамматически правильной речи, следили, чтобы отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме.

Обращая внимание на чёткость и отчётливость произнесения звуков и слов, мы развивали звуковую культуру речи, стремились, чтобы эти навыки были перенесены в обычную разговорную речь.

Задача по активизации речи решалась следующими методами литературного развития: инсценирование, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации, двигательные импровизации. Нужно отметить, что, развивая речь детей, посредством приобщения их к художественной литературе, формируется внимание, мышление, память, усидчивость. А чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности – словесном творчестве. И это всё оказывает положительное влияние на развитие речи детей.

В результате работы по теме самообразования «Активизация речи детей младшего возраста посредством художественной литературы», у большинства детей активизировалась и обогатилась устная речь. Большинство детей начали владеть речью как средством общения с окружающими сверстниками и взрослыми, самостоятельно строить высказывания, выражать свои мысли, просьбы.

В работе с родителями в этом учебном году я ставила цель — создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных и вместе с тем доверительных взаимоотношений с семьями воспитанников , обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания .

В течение года было проведено 3 родительских собрания. На них обсуждались задачи на учебный год , результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода, а также другие вопросы, интересующие родителей.

Тематика родительских собраний :

1) «Особенности адаптационного периода детей раннего возраста. Задачи воспитания и обучения детей 3-го года жизни».

3) «Роль книги в воспитании ребёнка «.

Беседы проводились как индивидуальные, так и групповые . Четко определялась цель беседы — выяснить, чем можно помочь родителям. Была составлена система консультаций, проводились индивидуально или для подгруппы родителей .

В течение года проведены консультации на темы : «Как помочь малышу привыкнуть к детскому саду» ; «Режим — главное условие здоровья малышей»; «Игры для сенсорного развития малышей»; «Пальчиковые игры для малышей»; «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков»; «Играем вместе с детьми»; «Безопасное поведение детей на улице» и др.

Целями консультации были: усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию.

Проводили анкетирование: «Давайте познакомимся», «Какой вы родитель?»; работа с родительским комитетом; были проведены конкурсы с воспитанниками и их родителями : конкурс поделок из природного материала «В гостях у осени», «Сделай дидактическую игру своими руками».

Выводы : Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения , а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития. Положительное влияние на этот позитивный процесс в работе оказывает тесное сотрудничество воспитателя с родителями, использование приёмов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям.

источник