Меню Рубрики

Анализ диагностики при подготовки детей

Елена Столярова
Социальное исследование-эссе «Анализ диагностик уровня подготовки детей к школе в России и за рубежом»

В настоящее время, в условиях реформирования системы образования и социально-экономических преобразований в нашей стране, проблема подготовки ребёнка к школьному обучению является одной из главнейших проблем детской психологии. С каждым годом в России появляется все большее количество школ, которые предъявляют повышенные требования относительно уровня подготовки поступающих в них детей.

Общепризнанным ведущими специалистами в области детской психологии является тот факт, что обучение ребенка в школе может быть эффективном только при условии наличия у него всех необходимых и достаточных для обучения качеств, а также обладания дошкольником достаточного для обучения уровня развития, при котором он будет в силах справляться с достаточно насыщенной школьной учебной программой.

В основном, поступление в школу является серьезным испытанием для ребёнка. Поэтому, если при поступлении в школу психологами не будут своевременно учтены индивидуальные особенности и уровень подготовленности ребенка к обучению в школе – повышается риск возникновения трудностей в адаптации к школе, проблем в учёбе. Поэтому выявление недостаточной сформированности отдельных психических функций ребёнка при поступлении в школу способствует правильной организации подготовительной коррекционно-развивающей работы, позволяя тем самым решать основные задачи психологической профилактики проблем детства.

Проблема анализа диагностик по подготовке детей к школе является достаточно актуальной в наше время учитывая то, что она включает в себя исследование не просто отдельных умений и знаний ребенка, а их определенный набор, который состоит из всех основных диагностических компонентов. Необходимо отметить, что дошкольный возраст требует особого внимания со стороны психологов. В дошкольном возрасте у детей происходит огромное количество изменений как внешнего, так и внутреннего характера. Этот период можно охарактеризовать как период перехода ребенка вверх по ступеням развития.

Гипотеза исследования состоит в выявлении уровня готовности к школе с помощью изучения современных отечественных и зарубежных методик диагностик и внедрения наиболее оптимальных в практической деятельности психологов образовательных учреждений.

Цель исследования: проведение анализа существующих диагностик подготовки детей к школе в современной России и за рубежом.

В соответствии с поставленной целью мной были определены задачи исследования:

проанализировать отечественные методики диагностики готовности к школе,

— изучить зарубежные программы тестирования дошкольников.

Объект исследования — методики диагностики подготовки детей к школе.

Предмет исследования — анализ диагностик по подготовке детей к школе.

Методы исследования:

— теоретический анализ (для рассмотрения особенностей диагностики уровня подготовки к школе дошкольников). Изучение литературных источников дало возможность узнать, какие стороны и проблемы диагностики уровня подготовки детей к школе уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы до сих пор не решены.

— группировки, систематизации (для выявления в полученных данных общего и особенного, синтез (с помощью данного метода нами была получена возможность более глубоко проникнуть в сущность изучаемых явлений, индуктивные и дедуктивные методы (логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных).

— математические и статистические методы, которые применялись в данном исследовании для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Результаты проведенного мной исследования могут быть использованы в практике детских психологов при проведении тестирования старших дошкольников на уровень их готовности к обучению в школе, а также при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях подготовительных групп детских дошкольных учебных заведений.

Глава 1. Анализ современных российских методик диагностики уровня подготовки детей к школе.

В настоящее время, в связи с повышенным интересом детских психологов к проблеме изучения готовности детей в школе, в их практической деятельности используется огромное количество разноплановых диагностических методик, определяющих уровень подготовки к школе.

По мнению большинства авторов, только готовый к школе ребенок имеет познавательную потребность и хочет учиться. Уровень готовности ребенка к школе позволяет ему занять определенную позицию в обществе.

Соединение воедино познавательной потребности и желания учиться в школе, по мнению Л. И. Божович, способствует возникновению у ребёнка внутренней позиции школьника – как основного критерия готовности к школе.

При написании данного эссе передо мной стояла задача проанализировать наиболее интересные разработки современных отечественных и зарубежных психологов в области диагностики детской готовности к обучению в школе и проанализировать, как данные методики используются в сфере дошкольного образования в России.

В данной части исследования мной проанализированы отечественные наработки авторов в области диагностики готовности детей к школе, которые используются психологами в условиях детских дошкольных учреждений.

По данным исследований Л. А. Венгера, В. В. Холмовской, Л. Л. Коломинского, Е. Е. Кравцовой и других ученых, изучающих психологическо-педагогические аспекты детства, в структуре диагностики психологической готовности ребенка к школе выделяют:

Личностную готовность дошкольника, включающая в себя формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции в обществе — положения школьника. При проведении диагностики личностной готовности входит блок тестов, определяющих уровень развития мотивационной сферы дошкольника.

Интеллектуальную готовность к школе. Изучение этого компонента готовности предполагает наличие у ребенка определенного кругозора и развития познавательных процессов.

Социально-психологическую готовность к обучению в условиях общеобразовательной школы. Диагностика данного компонента включает в себя исследование сформированности у ребенка нравственных и коммуникативных способностей.

Эмоционально-волевую готовность. В данном случае авторами разработаны методики диагностики сформированности у детей умения ставить цель, принимать решения, намечать планы действий и принятие усилий для их реализации.

В течение большого промежутка времени психологи разных стран занимались проблемой готовности детей к школе, ими разработано огромное количество методик и программ диагностики школьной готовности детей.

Наибольший интерес лично для меня представляют работы М. Р. Битяновой, Т. В. Азаровой, О. И. Барчук, Гудкиной Н. Н., Овчаровой Р. В., Безруких М. И. и др. Однако, следует отметить, что самые значимые методики диагностики готовности дошкольников к обучению были разработаны еще во время существования Советского Союза и основывались на научных трудах метров советской психологии А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. А. Гальперина, Б. Г. Ананьева и др. Большое внимание психологов в советский период уделялось разработке новых, объективных методов, доступных для массового применения и служивших целям психологической диагностики.

Е. Сушкова, Е. Бугрименко, К. Поливанова, А. Венгер при разработке методик диагностики готовности к школе исходили не только из известных характеристик развития детей определенного возраста, но и из условий, которые создает для ребёнка школа, в которой он будет продолжать обучение. Диагностический набор данных авторов включает в себя тесты и задания, которые давно применяются в психологической практике и традиционно используются педагогами для выявления уровня готовности ребенка при записи в школу.

В последнее время, на полках библиотек появились издания современных отечественных и зарубежных психологов, которые значительно продвинулись в области диагностики дошкольного детства готовности к школе.

Необходимо обратить внимание на то, что в практической деятельности психологу довольно трудно выбрать из представленного множества методик именно ту, которая полностью поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению, помочь подготовиться ребенку к школе.

Поэтому следует более подробно рассмотреть современные методики исследования готовности ребенка к школе.

Разработками методик диагностики подготовки детей в школу занимались М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, О. И. Барчук. Авторы исходили из понимания школьной готовности как системного образования, включающего в себя физиологический и психологический аспекты. В издании было отмечено, что на этапе приёма ребёнка в школу целесообразнее всего диагностировать уровень дошкольной психологической зрелости ребенка, так как с точки зрения социальной адаптации и успешности усвоения знаний и навыков, именно зрелый дошкольник готов к обучению в начальной школе. Наибольший вес и значение М. Р. Битянова изначально придавала тем качествам и психическим процессам, которые связаны со способностью ребенка осуществлять сложную развернутую игровую деятельность, прежде всего — ролевую игру с сюжетом, с распределением ролей и правилами.

Заслуживает особенного внимания комплексная методика диагностики психического развития детей 6-7 лет «SCHOOL» Бахуриной Е. С. Методика разработана автором для определения готовности детей в школу и преследует цели повышения эффективности работы практических психологов в рамках проблемы «школьной зрелости». Методика достаточно надежна. Благодаря методики SCHOOL один специалист может обследовать 15-20 человек. В составе методики 7 тестовых игровых заданий на определение основных психо-физиологических качеств развития ребенка.

Диагностическая программа И. В. Дубровиной изучает психологическую готовность к школьному обучению и включает в себя исследование четырех сфер: эффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной, речевой.

Исследованию интеллектуальной сферы ребёнка посвящена методика исследования обучаемости А. Ивановой, которая включает в себя задание «Сюжетные картинки» с помощью которого исследуется развитие логического мышления, речи и способности к обобщению дошкольника старшего возраста.

Таким образом, готовность ребенка к школе является важной составляющей, которая обуславливает успешность учебной деятельности его быструю адаптацию к новым условиям и безболезненное вхождение в новую систему отношений. Существует много методик ее определения. Одна из наиболее интересных – методика ГОШа (Н. Н. Мельниковой, Д. М. Полевого и О. Б. Елагиной). Разработчики методики ГОШа выходили из положений психологии о том, что готовность ребёнка к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств личности, включая особенности ее мотивации, уровень развития познавательной деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции и т. д.

В методику включены 12 субтестов и методик, которые прошли тщательную психометрическую проверку, отдельные субтесты являются оригинальными авторскими разработками. В основу разделения интеллектуальных субтестов на блоки ПСИ и КСИ положено одно из традиционных представлений о структуре интеллекта, согласно которому общий интеллект является результатом взаимодействия двух факторов: GF (флюидный интеллект, природной составляющей интеллекта, и Gc (кристаллизованный интеллект) – совокупность знаний и навыков.

По моему мнению, в настоящее время одной из наиболее интересных методик диагностики определения готовности детей к обучению в школе является диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению Н. И. Гуткиной. Данная программа была разработана автором при учете основополагающих теоретических положений существующих в отечественной детской психологии и сформированных Л. С. Выготким, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина и др.

Программа определения уровня готовности детей к школе Н. И. Гуткиной состоит из игр и игровых заданий с правилами, которые позволяют определить уровень мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сфер и включает в себя разнообразные методики для определения доминирования познавательного или игрового мотива у ребёнка: «Домик», «Да и нет», «Сапожки», «Последовательность событий», «Звуковые прятки».

В процессе подробного изучения программы Н. И. Гуткиной, мной было отмечено то, что под психологической готовностью к обучению в школе автор определяет именно необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка, который необходим для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Необходимо отметить, что при проведении диагностики интеллекта старшего дошкольника с точки зрения его готовности к обучению в школе автором в первую очередь исследуются те характеристики, которые необходимы и достаточны для начала обучения в школе. Наиболее значимой характеристикой в данном случае является обучаемость, которая включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первым этапом является процесс усвоения нового правила работы. Второй этап состоит из переноса усвоенных ребёнком правил выполнения задания на сходные.

Уровень развития обучаемости старшего дошкольника исследуется и другими методами, поскольку эта интеллектуальная операция рассматривается современными отечественными исследователями готовности к школьному обучению как основополагающая характеристика интеллектуальной готовности ребёнка к школе.

Мной уже было отмечено ранее, что проблемой диагностики готовности детей к обучению в школе занимались в различное время представители многообразных психологических школ. Поэтому в наше время имеется несколько трактовок и определений этого явления и, соответственно, разных методик исследования. Однако, для определения наиболее оптимальной и оригинальной методики диагностики готовности детей к школьному обучению необходимо проанализировать именно те, которые отвечают основным условиям, в которых должно проводится обследование: исследование должно занимать как можно меньше времени; вместе с тем созданная методика отвечает основным принципам построения методов диагностики обучаемости.

Среди отечественных методик диагностики уровня готовности к школе, необходимо обратить внимание на методики «Узор» Л. И. Цеханской, «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, «Рисование по точкам» А. Л. Венгера. Данные диагностики помогают определить уровень сформированности психологических предпосылок ребёнка к обучению. Они, в основном, основываются на сформулированных Д. Б. Элькониным положениях о том, что в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту у ребёнка надлежит оценивать как сформированность новообразований предыдущего возрастного этапа, так и качества характеризующие наступление нового периода развития учебной мотивации, самоконтроля и др.

Предметом диагностики в данных методиках являются не отдельные психические функции ребёнка: восприятие, моторика, речь, а основные элементы учебной деятельности.

При всем изобилии существующих методик определения готовности к школьному обучению, особое место занимает методика М. Н. Костиковой. В основу разработанной ей методики определения готовности к школьному обучению была положена идея о том, что наиболее прогностичным будет такое обследование ребёнка, которое позволит получить информацию о процессе решения диагностических заданий и о тех видах помощи, которые необходимы для успешного их выполнения. Особое внимание автором при этом уделяется анализу затруднений, испытываемых детьми.

Основной недостаток разработанной М. Н. Костиковой методики состоит в ее трудоемкости, громоздкости и недостаточной стандартизации, что усложняет процедуру эксперимента и требует от психолога высокого профессионализма и специальной обученности.

Таким образом, в данном разделе работы мной был представлен обзор наиболее интересных методик диагностики уровня готовности детей к школе. Замечу, что в последние годы отечественными психологами наряду с исследованием психофизиологических составляющих готовности к школе, особенное внимание уделяется вопросам диагностики уровня дошкольной зрелости.

Глава 2. Зарубежные исследования в области диагностики готовности к школьному обучению.

В зарубежных исследованиях, проблема диагностики готовности к школьному обучению наиболее полно отражена в работах психологов и педагогов, изучающих школьную зрелость детей. К числу наиболее интересных для меня авторов можно причислить (Г. Гетпера, А. Керна, С. Штребела, Я. Йирасека и др).

В процессе рассмотрения диагностических программ по исследованию уровня готовности детей в школу заслуживает интереса программа, разработанная Х. Бройером и М. Войффеном, которая включает в себя блок тестов определяющих уровень школьной зрелости.

Программа состоит из двух методик (Проверка способности к дифференциации и «Краткий метод проверки уровня развития устной речи») и она целиком сконцентрирована на оценке речевого развития детей:

Первая из представленных нами методик диагностирует развитие разных типов дифференциации ребенка: зрительной, фонематической, речедвигательной, мелодической и ритмической, которые являются основными предпосылками для развития устной и письменной речи дошкольника.

Вторая методика позволяет в достаточной мере оценить артикуляцию и словарный запас ребенка, а также выявляет речевую память и понимание речи.

Необходимо подчеркнуть, что программа диагностики речевого развития Х. Бройер и М. Войффен в основном ориентирована на выявление тех детей, которые нуждаются в коррекции речевого развития и должна проводиться два раза: первый раз — за год до поступления ребенка в школу, второй раз — незадолго до поступления.

После первого диагностирования выявляются дети, которые нуждаются в проведении целенаправленной развивающей работы. Второе диагностирование определяет, насколько успешною была развивающая работа.

Далее рассмотрим ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который направлен на диагностику зрительного восприятия, сенсомоторной координации, уровня развития тонкой моторики руки. Данная методика стандартизирована, что наиболее удобно при использовании ее в дошкольных учреждениях.

Читайте также:  Анализы на госпитализацию для детей

Я. Йирасеком была исследована связь между успешностью выполнения предложенного им теста и уровня успеваемости детей в школе. В результате исследования оказалось, что дети, которые хорошо справились с тестом – в большинстве своем хорошо учатся в школе. Однако автором методики было отмечено, что плохой результат в тесте совсем не означает, что ребенок не может хорошо учиться, а говорит лишь о том, что он просто не готов к началу обучения в школе. Поэтому И. Йирасеком данный тест был предложен для выявления именно уровня школьной зрелости, однако его показатели нельзя использовать как основу для вывода о неготовности к школе. Несколько позже, Я. Йирасеком было введено в тест вербальную часть, которая дает возможность исследовать уровень информированности и понятливости ребенка. В данном подтесте у ребенка выявляется умение рассуждать, исследуется знание некоторых общественных норм.

Отметим, что недостатком рассмотренных мной зарубежных программ диагностики готовности к школе является их односторонний характер. Несмотря на то, что развитие у ребенка речевой функции непомерно важно для успешного обучения в школе, данные методы диагностики являются недостаточными для прогнозирования учебной деятельности школьника.

Мной была проанализирована программа диагностики уровня подготовки к школе, разработанная группой исследователей из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл под руководством Т. Вреда и Р. Клиффорда. Программа включает в себя блок диагностических тестов и развивающую методику для детей старшего дошкольного возраста.

Для диагностики познавательных процессов дошкольников авторами были использованы стандартные широко распространенные методики, хорошо известные каждому практикующему психологу.

Особый интерес для меня представило включение авторами в методику социального аспекта развития дошкольника. Также в методике делается акцент на диагностику взаимодействия ребенка с другими взрослыми или сверстниками и подчеркивается важность взаимодействия для полноценного и гармоничного развития личности. По мнению Т. Вреда и Р. Клиффорда, «взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей».

При разработке диагностической программы, ее уровень и качество были основаны на текущих определениях передовой психолого-педагогической практики и исследований, касающихся проблемы дошкольного детства. Основное внимание данной методики направлено именно на потребности детей старшего дошкольного возраста и на то, как удовлетворить эти нужды, чтобы улучшить текущие показатели результатов диагностики уровня готовности к школе.

В настоящее время данная методика является наиболее оптимальной для диагностики готовности детей в школу, так как охватывает наиболее значимые психо-физиологические качества развития старшего дошкольника.

В результате проведенного обзора зарубежных методик тестирования уровня подготовленности детей к школе мной была отмечена тенденция использования авторами при разработках тестов методик по определению потребностей детей данного возрастного периода. Интересным для меня представляется то, что центральным звеном при создании диагностических методик является познавательное ориентировочное действие как основная структурная единица познания. Однако, на мой взгляд, они недостаточны для констатации школьной незрелости, а диагностируют лишь наличие школьной зрелости.

В процессе исследования методик диагностирования уровня готовности ребёнка к школьному обучению было выявлено, что в решении вопросов готовности к школе в практике выделяются два подхода: педагогический и психологический.

Сторонниками первого подхода определяются готовность к школе по уровню сформированности у дошкольников основных учебных навыков. Подобный подход ориентирован только на отбор, он не дает возможности ответить на вопрос, по какой программе обучать дошкольника. Кроме этого, в рамках подхода не решаются вопросы актуального и потенциального развития ребенка.

В основе психологического подхода лежит предположение о том, что готовность к школе определяется показателями общего психического развития дошкольника. В рамках этого подхода наблюдают широкий спектр различных взглядов на доминирующую роль тех или иных характеристик и факторов психики. Например, значительно распространено мнение, что готовность к школе определяется значением показателя психической зрелости ребенка. При этом психическая зрелость рассматривается как необходимая степень развитости отдельных психических функций типа эмоциональных, интеллектуальных, социальных и т. п.

Возможны и подходы, являющиеся комбинацией педагогического и психологического подходов. В рамках данного подхода диагностируются навыки и способности, играющие важную роль при обучении чтению, числовым представлениям, письму. Примерами диагностируемых психических функций могут являться: способность к зрительным и слуховым различиям, сенсомоторный контроль понимание на слух, словарный запас количественные понятия и общая осведомленность.

Заканчивая обсуждение диагностических методик, которые позволяют определить готовность ребёнка к обучению в школе, хочется еще раз подчеркнуть, что их использование позволяет выявить особенности умственного и психического развития ребёнка, что является первым и основным шагом на пути создания оптимальных условий периода адаптации в школе первоклассников, а также предотвращения их неуспеваемости.

Диагностические методики для подготовки ребенка к школе Диагностические методики для подготовки ребенка к школе Методика «Домик» Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на.

Консультация для родителей «Проблема подготовки детей к обучению в школе» «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Проект-презентация «Актуальные проблемы подготовки детей к школе» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования.

Проектная деятельность как один из факторов успешной подготовки дошкольников к обучению в школе (из опыта работы). В условиях модернизации современной системы образования и введения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Психология детей младшего школьного возраста. Эссе «Адаптация ребенка к школе» Введение Школа представляет собой этапный момент жизни ребенка. Это встреча с новым миром — загадочным, желанным, и, в то же время очень.

Психолого-педагогический анализ НОД познавательное развитие по ФГОС в подготовительной к школе группе Общие сведения: Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе 6-7 лет, №15 «Знайки»,.

Социальное развитие детей в ДОУ Социальное развитие дошкольников в ДОУ становится одной из актуальных проблем педагогики. Родители и педагоги обеспокоены тем, что нужно.

Социальное развитие детей в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 «Жемчужинка» г. Балаково Саратовской области (МАДОУ Детский.

Значение художественно-продуктивной деятельности для подготовки детей к обучению в школе Значение художественно-продуктивной деятельности для подготовки детей к обучению в школе. Художественно-продуктивная деятельность- вид.

источник

Для диагностика сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью была использована методика «Узор» Л.И. Цеханской. После проведения были получены следующие результаты.

При выполнении заданий ребенку начислялись штрафные баллы за различные ошибки:

— лишние соединения — 1 балл

пропуски «зон соединения» — 1 балл.

Для определения уровня сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью введем условную шкалу для определения результатов методики:

высокий уровень — ребенок правильно усвоил правило и безошибочно выполнил задание, не допустил ошибок при выполнении соединений, допустимо одно прерывание линии соединения фигур ( не более 0,5 балла);

средний уровень — у ребенка не более трех ошибок при выполнении задания, такие как лишние соединения, не предусмотренные диктантом, «разрывы», или пропуски «зон соединения» между правильными соединениями от (не более 3 баллов);

низкий уровень — у ребенка более трех ошибок (более 3 штрафных балла).

Результаты исследования проведены в Приложении 1.

Представим результаты методики на диаграмме.

Рис. 1. Результаты исследования по методике «Узор» Л.И. Цеханской

Анализируя результаты, полученные после проведения методики можно сказать, что

— в группе шестилетних детей высокий уровень имеют 13,3% детей, средний уровень — 66,7% и низкий уровень у 20% детей;

— в группе семилетних детей высокий уровень имеют 33,3% детей, средний уровень — 53,4% и низкий уровень у 13,3% детей.

Как видим у шестилетних детей сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью находиться на среднем уровне. У семилеток — предпосылки овладения учебной деятельностью сформированы на достаточно высоком уровне. Шестилетние дети не совсем точно поняли правила соединения и вследствие чего допустили больше ошибок, чем семилетки.

В общем можно сказать, что выполнение задания у ребят не вызвало особых затруднений, и полученные нами результаты положительные и соответствуют возрастным нормам. Однако в процессе исследования выявлены дети, требующие особого вынимания со стороны педагогов ДОУ. Конечно же, это в первую очередь двое детей из группы семилетних детей. Вполне возможно, что детям требуются дополнительные занятия либо коррекционная работа.

Следующим этапом исследования была диагностика учебной мотивации. Для этого мы воспользовались методикой по определению доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.

Результаты исследования проведены в Приложении 2. Представим результаты методики на диаграмме.

Рис. 2. Результаты исследования по методике определения мотива в мотивационной сфере ребенка

Анализируя результаты, полученные после проведения методики можно сказать, что

— в группе шестилетних детей познавательный мотив у 26,7% детей, игровой мотив — 73,37%;

— в группе семилетних детей познавательный мотив у 46,6% детей, игровой мотив у 53,4% детей.

Конечно детей у которых между познавательным и игровым мотивом доминирует познавательный мотив больше среди семилетних детей. Однако и в группе семилеток и в группе шестилеток у детей доминирует игровой мотив перед познавательным. Дети остаются детьми и не смотря на то что у некоторых из них уже достаточно сформированы предпосылки для обучения, все таки им хочется играть.

На следующем этапе исследования диагностировалась интеллектуальная и речевая сфера детей. Для проведения исследования мы воспользовались методикой «Сапожки» и «Последовательность событий».

Методика «Сапожки» позволяет исследовать обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения.

Для анализа результатов исследования мы аналогичным способом примененным в первой методике представим сравнительную шкалу оценки уровня обучаемости детей. Итак,

— высокий уровень — дети хорошо усвоили правило по, которому следует выполнять задание, задание выполнено верно, дети хорошо обобщают предметы и внимательны при выполнении задания;

— средний уровень — дети усвоили правило, но при выполнении задания у них есть ошибки, но характер ошибок незначителен, например, бывают ошибки, когда лошадку обозначают цифрой «4», девочку — цифрой «2», а аиста — цифрой «1» и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей.

— низкий уровень — ребенок плохо понял правило, даже после дополнительного объяснения, он путает «0» и «1». На третьем этапе у ребенка возникают трудности, так как он плохо справляется с обобщением и поэтому ему приходиться несколько раз возвращаться ко второму этапу, чтоб понять подсказку.

Результаты исследования проведены в Приложении 3. Представим результаты методики на диаграмме.

Рис. 3. Результаты исследования по методике «Сапожки»

Анализируя результаты, полученные после проведения методики можно сказать, что

— в группе шестилетних детей высокий уровень имеют 6,7% детей, средний уровень — 66,7% и низкий уровень у 26,6% детей;

— в группе семилетних детей высокий уровень имеют 40% детей, средний уровень — 53,3% и низкий уровень у 6,7% детей.

По полученным результатам можно сделать вывод, что у семилетних детей уровень обучаемости и владение принципами обобщения более высокий, чем у шестилеток. То сеть детей с высоким уровнем обучаемости больше среди семилетних детей. В общем, в группах испытуемых детей преобладает средний уровень, однако уровень обучаемости с возрастом становиться выше.

В процессе проведения данного исследования в группах так же были выявлены дети с низким уровнем обучаемости и не владеющие принципами обобщения. Как уже отмечалось нами ранее, эти дети требуют внимания со стороны педагогов, а так же родителей.

Для всестороннего исследования интеллектуальной и речевой сферы детей мы воспользовались методикой «Последовательность событий».

Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.

Для статистической обработки результатов приведем уровни к следующей шкале.

Уровень развития логического мышления и речи высокий — дети расставили картинки в правильной последовательности, у детей высокий уровень развития речи, большой лексический запас слов, при рассказе они используют все части речи и существительные, прилагательные, глаголы, наречия, союзы. Дети активны в задании. Хорошо распознают эмоции, описывают состояния сопутствующие тем или иным эмоциям.

Уровень развития логического мышления и речи средний — дети расставили картинки в правильной последовательности, у детей средний уровень развития речи, достаточный лексический запас слов, но при рассказе они не используют все части речи. Дети активны в задании.

Уровень развития логического мышления и речи низкий — дети неправильно расставили картинки и уровень развития речи у них более низкий. Дети употребляют при разговоре в основном существительные, меньше — глаголов, мало используют остальные части речи. Неадекватно употребляют слова. При построении связного высказывания дети пользуются простыми распространенными предложениями. Рассказ не последовательный сбивчивый.

Результаты исследования проведены в Приложении 4. Представим результаты методики на диаграмме.

Анализируя результаты, полученные после проведения методики можно сказать, что

— в группе шестилетних детей высокий уровень имеют 26,6% детей, средний уровень — 60% и низкий уровень у 13,3% детей;

— в группе семилетних детей высокий уровень имеют 53,3% детей, средний уровень — 40% и низкий уровень у 6,7% детей.

Рис. 4. Результаты исследования по методике «Последовательность событий»

По полученным результатам можно сделать вывод, что результаты, полученные нами, имеют довольно таки высокий уровень, как в группе шестилеток, так и семилеток. Задание у детей не вызвало никаких затруднений.

В группе семилеток преобладает высокий уровень развития логического мышления и речи, дети расставили картинки в правильной последовательности, у детей высокий уровень развития речи, большой лексический запас слов, при рассказе они используют все части речи и существительные, прилагательные, глаголы, наречия, союзы. Дети активны в задании.

В группе шестилеток преобладает средний уровень развития логического мышления и речи средний, дети расставили картинки в правильной последовательности, но у детей средний уровень развития речи, достаточный лексический запас слов, но при рассказе они не используют все части речи. Дети так же очень активны в задании.

Полученные нами результаты исследования готовности детей к школе позволяют сделать следующий вывод:

— все исследуемые дети и из семилетней и из шестилетней группы готовы к обучению у них достаточно сформированы психологические предпосылки к обучению, достаточный уровень обучаемости и развития логического мышления и речи;

— в процессе исследования были выявлены дети, как в одной, так и в другой группе нуждающиеся в повышенном внимании, помощи и поддержки со стороны педагогов и родителей, требующие дополнительных заданий.

источник

4. Методика диагностики психологической готовности к школьному обучению Н.И. Гуткиной

Наиболее удачной в отношении практического использования нам представляется методика диагностики психологической готовности к школьному обучению Н.И. Гуткиной. Ее достоинства заключаются в том, что при своей компактности она позволяет оценить самые важные компоненты психологической готовности. Отбор вошедших в эту методику заданий теоретически обоснован, вследствие чего характеристика психологической готовности отличается разумной необходимостью и достаточностью. Эта диагностическая программа состоит из четырех частей, оценивающих мотивационно — потребностную, интеллектуальную, речевую и произвольную сферы развития детей. Для исследования мотивационно — потребностной сферы применяются экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника» и методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов, Последняя состоит вследующем. Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставленыобычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку, интересную для его возраста, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, а экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется — поиграть с игрушками или дослушать сказку до конца. Дети с выраженным познавательным интересам предпочитают послушать сказку, а дети с игровыми интересами — поиграть с игрушками. Для диагностики интеллектуальной сферы применяется методика «Сапожки», позволяющая исследовать обучаемость детей, а также особенности и уровень развития обобщения. В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака — сапожек на ногах. Есть сапожки — картинка обозначается «1» (единицей), нет сапожек «0» (нулем). Цветные картинки предлагаются испытуемому в виде таблицы, содержащей: 1) правила кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые загадки, которые испытуемый должен разгадать путем кодирования. Помимо таблицы с цветными картинками, в эксперименте используется белый лист бумаги с изображениями геометрических фигур, представляющих собой еще две загадки. Экспериментатор анализирует характер допускаемых ребенком ошибок, имеет право задавать ему наводящие вопросы (чтобы выяснить, сможет ли он решить задачу с помощью взрослого), а также вопросы, позволяющие уточнить характер обобщений (эмпирическое или теоретическое). Методика не имеет нормативных показателей, ее результаты подвергаются качественному анализу. Для оценки интеллектуального компонента психологической готовности используется и еще одна методика «Последовательность событий». В качестве экспериментального материала в ней используются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ. Выполнить это задание можно при наличии достаточного уровня логического мышления. Кроме того, эта методика диагностирует речевой компонент психологической готовности, так как составление рассказа по картинкам позволяет оценить, свободно ли ребенок владеет языком, есть ли у него повествовательная речь, каков его словарный запас. Речевое развитие характеризуется также уровнем фонематического слуха (умением на слух выделять в слове различные звуки). Неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит и пишет слова, поэтому так важна диагностика фонематического слуха. С этой целью используется методика «Звуковые прятки». Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, для примера произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагают поиграть в «прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове. Предлагается поочередно искать звуки «о», «а», «ш», «с».Если испытуемый не допустил ни одной ошибки, то считается, что задание выполнено хорошо; если допущена одна ошибка — задание выполнено средне; если ошибок более одной — задание выполнено плохо. Для диагностики произвольной сферы Н.И. Гуткина использует две методики — «Домик» и «Да и нет». Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание выявляет умение ребенка скопировать образец, что зависит от развития произвольного внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Анализ допущенных ошибок в рисунке позволяет оценить вышеперечисленные психические характеристики. Методика «Да и нет» применяется для исследования умения действовать по правилу и является модификацией известной детской игры «Да и нет не говорите, черного с белым не носите». По ходу игры ребенку задаются вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет», но произнесение этих слов считается ошибкой. Задание считается выполненным на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки; если допущена одна ошибка— это средний уровень, более одной ошибки — плохой уровень выполнения. Методика Н.И. Гуткиной проверена на валидность и имеет хорошие прогностические показатели. Некоторое неудобство этой методики определяется отсутствием для многих заданий количественных показателей и нормативных границ. На основе этой методики Н.И. Гуткина разработала систему коррекционно-развивающих игр, позволяющую сформировать психологическую готовность детей к школе.

Читайте также:  Анализы на иппп у детей

При написании контрольной работы и изучении литературы было выявлено, что в решении вопросов готовности к школе можно выделить два подхода: педагогический и психологический. Сторонники первого подхода определяют готовность к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков: считать, читать, писать и т.п. Подобный подход ориентирован лишь на отбор и не позволяет ответить на вопрос, по какой программе обучать дошкольника. Кроме этого, в рамках подхода не решаются вопросы актуального и потенциального развития ребенка, прогноза качества, темпа, индивидуальных особенностей усвоения ЗУН и т.п. В основе психологического подхода лежит предположение о том, что готовность к школе определяется показателями общего психического развития дошкольника. В рамках этого подхода наблюдают широкий спектр различных взглядов на доминирующую роль тех или иных характеристик и факторов психики. Например, значительно распространено мнение, что готовность к школе определяется значением показателя психической зрелости ребенка. При этом психическая зрелость рассматривается как необходимая степень развитости отдельных психических функций типа эмоциональных, интеллектуальных, социальных и т.п. Возможны и подходы, являющиеся комбинацией педагогического и психологического подходов. Так, например, согласно А. Анастази, готовность к обучению в школе «. в сущности означает овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального освоения школьной программы поведенческими характеристиками». В рамках подобного подхода диагностируются навыки и способности, играющие важную роль при обучении чтению, числовым представлениям, письму. Примерами диагностируемых психических функций могут являться: способность к зрительным и слуховым различиям; сенсомоторный контроль понимание на слух; словарный запас количественные понятия и общая осведомленность. Заканчивая обсуждение диагностических методик, определяющих готовность к школьному обучению, еще раз подчеркнем, что их использование позволит выявить особенности умственного и психического развития ребенка, а это первый шаг на пути создания условий оптимизации периода школьной адаптации первоклассников и предотвращения неуспеваемости.

1. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. Изд. 2-е. – Ростов н/Д : «Феникс», 2004. – 288 с.

2. Методика подготовки детей к школе 9психологические тесты, основные требования, упражнения) / сост. Н.Г. Кувагнова, Е.В. Нестерова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 40 с.

3. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007. – 156 с.

4. Основы психологической диагностики: Учебное пособие / под ред. К.М. Гуревича, М.К. Акимовой. – М. : Изд-во УРАО, 2003. – 392 с.

5. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2005. – 672 с.

6. Степанова Н. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 11. – С. 43-46.

7. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 512 с.

источник

Аналитическая справка: анализ готовности к школьному обучению детей подготовительных групп (май 2018 г.)

готовности к школьному обучению

детей подготовительных групп

В 2017-2018 уч. году из МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка» выпускаются в школу три подготовительные группы в количестве 71 ребенка. В диагностическом обследовании приняли участие 64 ребенка:

подготовительная группа комбинированной направленности № 9 –18 детей из 18;

подготовительная группа № 12 – 23 ребенка из 26 детей;

подготовительная группа № 14 – 24 ребенка из 27 человек.

Уровень готовности детей к началу регулярного обучения в школе выявлялся с помощью скрининг – обследования готовности к школьному обучению Н. Семаго, М. Семаго, состоящего из 5 заданий.

Цель обследования : оценить уровень сфор мированности предпосылок к учебной деятельности: возмож ности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществ лять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следую щего. Таким образом, оценивается сформированность регуля торного компонента деятельности в целом.

Обследование детей подготовительных к школе групп проводилось в групповой и индивидуальной (дообследование) формах.

Каждое задание оценивалось по пятибалльной шкале. В дальнейшем балльные оценки суммировались и выводилась уровневая оценка готовности детей к началу регулярного обучения в школе.

В задании № 1 оценивались особенности тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умение работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

Результаты представлены в графике 1 в процентном соотношении.

Из диаграммы 1 видно, что 36 детей справились с данным заданием на высоком уровне, 23 ребенка – на среднем уровне и 5 детей показали низкий уровень выполнения данного задания.

В задании № 2 оценивались сформированность навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры и количества изображенных фигур; оценка моторных навыков при изображении цифры; сформированность понятия «больше – меньше» в ситуации конфликтного расположения элементов. Также важным в данном задании является сохранение в памяти инструкции взрослого и последовательности выполнения задания.

Из диаграммы 2 следует, что большинство выпускников (59 детей) имеют высокий уровень сформированности оцениваемых параметров в данном задании; 3 детей – средний уровень и 2 ребенка справились с заданием на низком уровне.

В задании № 3 оценивается сформированность звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух; сформированность графической деятельности, произвольная регуляция собственной деятельности.

37 детей показали высокий уровень сформированности звукобуквенного анализа (диаграмма 3), 14 детей — средний уровень. У детей наблюдается инверсия написания букв, пропуски гласных. У 13 детей оцениваемые параметры сформированы недостаточно.

В следующем задании № 4 оценивалась сформированность произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), распределение и переключение внимания, работоспособность, темп и целенаправленность деятельности.

Результаты выполнения данного задания отражены в диаграмме 4, из которой видно, что справились с заданием на высоком уровне – 58 детей, на среднем – 5 детей, 1 ребенок с заданием не справился.

Последнее задание № 5 направлено на общую оценку сформированности графической деятельности, оценку топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений.

Результаты по данному заданию представлены в диаграмме 5: 20 детей показали высокий уровень сформированности графической деятельности ии пространственных представлений, 29 детей — средний уровень и 15 детей справились с заданием на низком уровне.

Каждое из пяти заданий оценивалось по пятибалльной шкале. В дальнейшем балльные оценки суммировались, и с учетом корректировочных коэффициентов выводилась уровневая оценка готовности детей к началу регулярного обучения в школе.

На основании полученных данных, результаты готовности детей к школьному обучению среди трех подготовительных групп распределились следующим образом:

подготовительная гр. № 9 (18 чел.)

подготовительная гр. № 12 (23 чел.)

подготовительная гр. № 14 (23 чел.)

Наглядно результаты готовности воспитанников подготовительных групп на конец 2017-2018 уч. года представлены в диаграмме 6.

ВЫВОДЫ: Таким образом, из 50 обследованных выпускников: 44 ребенка полностью готовы к началу регулярного обучения в школе, имеют высокий уровень готовности (в среднем 68%). Эти дети усвоили программу подготовительной группы, обладают достаточным уровнем работоспособности, у них сформирована произвольная регуляция собственной деятельности.

17 детей имеют средний уровень готовности – условно готовы (26%). У этих детей можно отчасти прогнозировать некоторые трудности в начале регулярного обучения из-за недостаточно сформированного регуляторного компонента деятельности. Однако большинство детей смогут адаптироваться к началу обучения (сентябрь – октябрь) без дополнительной помощи специалистов.

1 ребенок (2%) условно не готов к началу регулярного обучения из-за недостаточного психофизиологического развития, низкого уровня усвоения программы подготовительной группы. Эти дети нуждаются в дополнительной коррекционной помощи.

2 ребенка (4%) не готовы к началу регулярного обучения в школе, они проходили ПМПК для определения условий и программы обучения, прошли обучение в группе комбинированной направленности в течение 2-х лет, но программу подготовительной группы не усвоили (один из данных воспитанников остается в МАДОУ для повторного обучения в подготовительной группе комбинированной направленности по АООП ДО для детей с ТНР).

Таким образом, учитывая результаты первичного обследования воспитанников подготовительных групп на готовность к школе в конце 2017-18 учебного года (май), можно отметить, что прогресс в развитии отмечен у 59 воспитанников, 4 воспитанника не показали прогресса, повторив результаты первичной диагностики на определение готовности к регулярному обучению в школе на начало учебного года, у одного ребенка наблюдается регресс в развитии, в сравнении с результатами на начало учебного года (с ноября 2017г. по май 2018г. ребенок находился на домашнем обучении, в связи с желанием родителей (законных представителей) ребенка).

Педагог – психолог МАДОУ № 1 «Ласточка» Шпилевая И.Е.

источник

Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе, инструменты ее диагностики. Характеристика готовности ребенка к школе, ее показатели. Уровни оценки результатов для детей 6 и 7 лет. Исследование речевой сферы. Анализ результатов диагностики.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Диагностика готовности ребенка к обучению в школе

(контрольная работа по дисциплине «ПДМШиПВ»)

Выполнил: студент 11 группы

Проверила: к. псх. н., доцент Манапова Е.И.

Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически крепким, здоровым. Особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, укрепление нервной системы, формирование правильной осанки и т.д. Ведь нередко именно по состоянию здоровья некоторые дети отстают в учении. Важно к моменту поступления в школу развить у ребенка ловкость, гибкость, силу, выносливость. Специальные исследования дают основание рассматривать выносливость как узловую характеристику физического развития. Это качество теснейшим образом связано с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности.


У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения — интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника — эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость.


Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми, т.е. у него должна быть развита произвольность. Реакциям дошкольника свойственна непосредственность, импульсивность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости». Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня».


Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам. В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка. Общение с другими детьми важно для формирования способности к децентрации — умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.


Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и ряда психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение), умственное и речевое развитие.


Наиболее значимыми с точки зрения интеллектуального развития будущего школьника является дифференцированное восприятие, развитие наглядно — действенного и наглядно — образного мышления, умение упорядоченно ориентироваться в мире. Ребенок должен научиться целенаправленно наблюдать, сравнивать предметы и явления, видеть черты сходства, различия, выделять главное и второстепенное. К старшему дошкольному возрасту дети осваивают рациональные способы обследования свойств предметов и явлений. Эти способы, основанные на усвоении и применении детьми сенсорных эталонов, позволяет анализировать сложную форму предметов, пространственные отношения, пропорции, сочетания цветов. Старший дошкольник приобретает правильные ориентировки в разных областях действительности: в мире живой и неживой природы, предметов и социальных явлений. Быть готовым к школьному обучению — значит обладать умением обобщать в соответствующих категориях предметы и явления окружающей действительности. И если мы говорим о знаниях, то — важно не столько их расширение, сколько углубление, т.е. осознание, систематизация и умение оперировать ими.


а) методика по определению доминирующего мотива у ребенка Оборудование: На столе заранее расставляются игрушки.


Ребенка приглашают в комнату, показывают игрушки, которые он рассматривает в течение одной минуты. Затем экспериментатор подзывает ребенка к себе и предлагает послушать интересную сказку (но не очень длинную). На самом интересном месте чтение сказки прерывается и задается вопрос: «Чего тебе сейчас хочется больше: дослушать сказку или пойти поиграть с игрушками?» Дети с развитым познавательным интересом просят дочитать сказку, со слабым — идут играть (но игра, как правило, носит манипулятивный характер — хватают то одну игрушку, то другую).


б) Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника Беседа должна содержать вопросы, которые бы косвенным образом позволяли определить наличие познавательных или учебных потребностей.


Число положительных ответов 6 и более свидетельствует о наличии познавательных или учебных потребностей.


Цель: Выявить у ребенка умение ориентироваться в работе на образец, умение точно скопировать его, уровень развития произвольной памяти, внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.


Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листочке точно такую же картинку, какую ты видишь здесь (положить перед ребенком образец с домиком). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а надо поверх неправильного (или рядом) нарисовать правильно. Тебе понятно задание?» Рисунок выглядит следующим образом:

1-2 балла — высокий уровень;

Читайте также:  Анализы на грибок у детей

3-5 баллов — средний уровень;

б) Методика «Да и Нет» Инструкция: «Давай с тобой поиграем в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, какие слова нельзя будет произносить? (Ребенок повторяет эти слова). Теперь будь внимателен, я тебе буду задавать вопросы, отвечая на которые нельзя будет говорить слова «да» и «нет». Понятно?» После того, как ребенок подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».

Ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Допустимо, если ребенок вместо словесного ответа отвечает утвердительным или отрицательным кивком головы.

Высокий уровень — ни одной ошибки;

Средний уровень — 1 ошибка;

Низкий уровень — более 1 ошибки.

Исследование интеллектуальной сферы.

а) Методика исследования обучаемости А. Ивановой (приложения А, Б).

б) Сюжетные картинки Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.

Материал: 3-4 сюжетные картинки, предъявляемые в неправильной последовательности.

Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом расскажи по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

Высокий уровень — если ребенок все сделал правильно или же при неправильной раскладке картинок сочинил логичную версию рассказа.

Средний уровень — если картинки разложены правильно, но рассказ ребенок смог составить только при помощи наводящих вопросов.

Низкий уровень — если ребенок не справился с заданием.

Считается, что ребенок не справился с заданием в том случае, если:

· не смог выложить последовательность картинок и отказался от рассказа;

· по выложенной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;

· выложенная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность, несоответствующую рассказу);

· каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными — в результате рассказа не получается;

· на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

В случае если наблюдаются феномены, описанные в пунктах 4 и 5, требуется дополнительная проверка интеллектуальных способностей ребенка, т.к. подобные нарушения характерны для детей с ЗПР.

Данная методика позволяет определить и уровень развития речи ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д. Но не менее важно и умение выделять на слух в слове различные звуки, т.е. развитие фонематического слуха.

Исследование речевой сферы. Методика «Звуковые прятки».

Предназначена для проверки фонематического слуха.

Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагается поиграть в прятки со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове.

Инструкция: «Давай с тобой поиграем в прятки со звуками. Мы с тобой загадаем какой-нибудь звук, который надо будет искать. Потом я буду называть тебе слова, а ты мне будешь говорить, есть в них звук, который мы ищем, или нет». Разобрать пример: «у» — шуба.

Предлагается по 4 слова на каждый звук:

«ш» — шайба, ручка, школа, суша;

Высокий уровень — ни одной ошибки;

Средний уровень — 1 ошибка;

Низкий уровень — более 1 ошибки.

Если ребенок на все слова подряд отвечает, что искомый звук есть, или, что разыскиваемого звука нигде нет, то правильные ответы стоит рассматривать как случайные.

Общие итоги: готовность ребенка к школе определяется преобладанием высокого и среднего уровней по каждой из четырех обследуемых сфер. Наличие низкого уровня по одной или двум сферам свидетельствует о недостаточном развитии соответствующих способностей. В связи с этим родителям даются соответствующие рекомендации по развитию отстающих способностей, и в конце августа проводится повторное тестирование.

Форма протокола, заполняемого в процессе обследования, представлена ниже.

«Да и Нет не говори» (Гуткина Н. И.);

Цель: изучение произвольности общения ребенка с взрослым. Методика рассчитана для детей 6-7 лет.

Инструкция: «Ты играть любишь? В какие игры ты играешь? Давай мы с тобой поиграем в новую игру! Я буду задавать тебе различные вопросы, а ты будешь на них отвечать. Только запомни — тебе нельзя говорить: «Нет», «Да». Например, нельзя говорить — «не бывает», «не хочу», «не знаю». Запомнил?»Так, какие слова тебе нельзя говорить?» (Если ребенок затрудняется воспроизвести «запрещенные слова», нужно снова разъяснить инструкцию).

Затем следует 25 вопросов, ответы на которые взрослый никак не оценивает и не выражает своего отношения к ним.

5. Ты видел синее мороженое?

8. На тебе надето платье (брюки) (называется предмет одежды, который не надет на ребенка)?

12. Твой папа любит играть в куклы?

13. Ты умеешь ходить по потолку?

15. Тебя зовут… (неверное имя)?

16. Ты любишь ходить к врачу?

17. Какого цвета халаты у врачей? *

19. Ты любишь слушать сказки?

20. Какие сказки ты любишь? *

Следует иметь в виду, что вопросы задаются ребенку в довольно быстром темпе. Если ребенок долго молчит, следует напомнить ему вопрос и попросить побыстрее отвечать. Иногда можно переходить к следующему вопросу, если данный вызывает у ребенка затруднения.

По окончании взрослый спрашивает: «Игра тебе понравилась? Какие слова нельзя было говорить? Ну-ка назови… Ты говорил эти слова? А почему ты их говорил?». В протоколе регистрируются все ответы детей и общее время выполнения задания, количество верных ответов в абсолютных значениях и в процентах.

Оценка произвольности общения:

Низкому уровню развития произвольно-контекстной формы общения соответствует 0-5 набранных дошкольниками баллов;

Среднему уровню развития произвольно-контекстной формы общения соответствует 5-15 набранных дошкольниками баллов;

Высокому уровню развития произвольно-контекстной формы общения соответствует 15-25 набранных дошкольниками баллов.

«Сюжетные картинки» (Дерманова И.Б.).

Цель: исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению. Методика предназначена для детей 6-7 лет.

Инструкция: Ребёнку говорят: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом расскажи по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

Высокий уровень — если ребенок все сделал правильно или же при неправильной раскладке картинок сочинил логичную версию рассказа.

Средний уровень — если картинки разложены правильно, но рассказ ребенок смог составить только при помощи наводящих вопросов.

Низкий уровень — если ребенок не справился с заданием.

Считается, что ребенок не справился с заданием в том случае, если:

· не смог выложить последовательность картинок и отказался от рассказа;

· по выложенной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;

· выложенная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность, несоответствующую рассказу);

· каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными — в результате рассказа не получается;

· на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

В случае если наблюдаются феномены, описанные в пунктах 4 и 5, требуется дополнительная проверка интеллектуальных способностей ребенка, т.к. подобные нарушения характерны для детей с ЗПР.

Данная методика позволяет определить и уровень развития речи ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д. Но не менее важно и умение выделять на слух в слове различные звуки, т.е. развитие фонематического слуха.

«Звуковые прятки» (Гуткина Н. И.).

Цель: проверка фонематического слуха. Методика предназначена для детей 6-7 лет.

Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагается поиграть в прятки со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове.

Ребёнку говорят: «Давай с тобой поиграем в прятки со звуками. Мы с тобой загадаем какой-нибудь звук, который надо будет искать. Потом я буду называть тебе слова, а ты мне будешь говорить, есть в них звук, который мы ищем, или нет». Разобрать пример: «у» — шуба.

Предлагается по 4 слова на каждый звук:

«ш» — шайба, ручка, школа, суша;

Высокий уровень — ни одной ошибки;

Средний уровень — 1 ошибка;

Низкий уровень — более 1 ошибки.

Если ребенок на все слова подряд отвечает, что искомый звук есть, или, что разыскиваемого звука нигде нет, то правильные ответы стоит рассматривать как случайные.

Общие итоги: готовность ребенка к школе определяется преобладанием высокого и среднего уровней по каждой из четырех обследуемых сфер. Наличие низкого уровня по одной или двум сферам свидетельствует о недостаточном развитии соответствующих способностей. В связи с этим родителям даются соответствующие рекомендации по развитию отстающих способностей, и в конце августа проводится повторное тестирование.

Ребёнок набрал 19 баллов, что говорит о высоком уровне развития произвольно-контекстной формы общения со взрослым.

готовность дошкольник показатель школа

Ребёнок все сделал правильно, что говорит о высоком уровне развития логического мышления, речи и способности к обобщению.

Ребёнок ни разу не ошибся, что говорит о высоком уровне развития фонематического слуха.

Итак, завершив диагностику готовности ребёнка к обучению в школе и проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что дошкольник готов к учёбе в школе, поскольку все его умения и навыки сформированы в соответствии с возрастом. У ребёнка на высоком уровне развито логическое мышление, речь, способность к обобщению, фонематическая речь и произвольно-контекстная форма общения со взрослым.

3. https: // sites. google.com/site/licnostnaagotovnostkskole/home/komponenty-licnostnoj-gotovnosti

4. http://www.vseodetishkax.ru/gotovnost-k-shkole/64-psixologicheskaya-gotovnost-k-shkole-psixologam/686-diagnostika-gotovnosti-detej-6-7-let-k-shkolnomu? showall=1

6. http://brunner. kgu.edu.ua/index. php? option=com_content&view=article& >

Психологическая характеристика и особенности детей дошкольного возраста. Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе, анализ методов специальной диагностики. Программа психологической коррекции готовности ребенка.

курсовая работа [115,3 K], добавлен 17.11.2009

Понятие психологической готовности к обучению в школе, подходы к его определению в педагогической литературе. Исследование психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Формирование готовности ребенка к школе средствами дидактической игры.

дипломная работа [71,6 K], добавлен 21.03.2014

Проблема готовности детей к обучению в школе. Переход от дошкольного возраста к младшему школьному. Потребность ребенка заняться учебной деятельностью как общественно-полезным видом деятельности. Процедура определения психологической готовности к школе.

курсовая работа [62,0 K], добавлен 23.02.2012

Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к школе. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста. Психологическая, волевая, личностная готовность к школе и ее виды. Основные этапы развития ребенка дошкольного возраста.

курсовая работа [51,7 K], добавлен 05.12.2014

Понятие готовности ребёнка к обучению в школе. Основные теоретические подходы в рассмотрении проблемы подготовки детей к школе. Педагогические средства формирования у дошкольников компонентов готовности к обучению в школе в условиях детского сада.

курсовая работа [233,2 K], добавлен 21.01.2015

Определение понятия готовности детей к обучению в школе. Рассмотрение основных методов диагностики школьной зрелости ребенка. Выявление позитивного влияния посещения групп дошкольной подготовки на социальное, личностное, познавательное развитие ребенка.

курсовая работа [373,3 K], добавлен 06.09.2015

Сложность определения степени готовности ребенка к обучению в школе. Тенденция увеличения количества детей с отклонениями в развитии, обусловленными негативными изменениями среды жизнедеятельности человека. Условия формирования готовности к обучению.

контрольная работа [18,3 K], добавлен 26.07.2010

Теоретическое исследование интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Формирование психологической готовности детей к обучению в школе. Воспитание и организация занятий с детьми. Экспериментальное исследование интеллектуальной готовности.

курсовая работа [79,9 K], добавлен 15.12.2004

Развитие детей в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. Становление психологической готовности к обучению в школе, освоение ребенком речи и грамоты. Анализ уровня сформированности коммуникативно-речевой готовности у дошкольников.

курсовая работа [85,6 K], добавлен 19.10.2013

Проблема психологической готовности ребёнка к школе в исследованиях отечественных и зарубежных учёных. Опытно-экспериментальное изучение уровня готовности детей к обучению в школе. Описание методик и результатов исследования. Психокоррекционная работа.

курсовая работа [75,5 K], добавлен 17.10.2004

источник