Меню Рубрики

Анализ оздоровления детей и подростков

Образовательные учреждения являются единственной системой общественного воспитания, охватывающей в течение продолжительного периода всю детско-подростковую популяцию страны. Большую часть дня (более 70 % времени) учащиеся проводят в стенах образовательного учреждения. Время обучения в образовательном учреждении совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды.

За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений. У них отмечается выраженный рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей. Показатели здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим.

В настоящее время менее 5 % учащихся младших классов школы могут считаться абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3 %, одновременно с 50 % до 38 % уменьшается численность школьников, имеющих только функциональные отклонения, и возрастает процент учащихся с хронической патологией с 45 % до 59 %. У большинства современных детей и подростков диагностируется 2–3, а у учащихся школ нового вида (гимназий, лицеев) – 3–5 хронических заболеваний и функциональных отклонений.

В 50–60-х годах XX века наблюдения врачей установили большое распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии.

Поиски причин «школьных болезней» привели врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения:

– недостаточная освещенность классов;

– плохой воздух школьных помещений;

– неправильная форма и величина школьных столов;

– перегрузка учебными занятиями.

Несмотря на существенные преобразования материальной базы современных общеобразовательных учреждений, «школьные болезни» продолжают сохранять массовый характер.

В современных условиях роль «внутришкольных факторов», влияющих на здоровье учащихся, изменилась. Кроме влияния светового, воздушно-теплового режимов, подбора учебной мебели, дополнительно сформировались новые:

– интенсификация обучения, в том числе в связи с использованием технических средств обучения (ВДТ и ПЭВМ и др.);

– переход на новые формы обучения, в том числе по длительности учебной недели, организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;

– учебный стресс (до 80 % учащихся в условиях школы испытывают воздействие неоправданного стресса);

– снижение двигательной активности и еще более выраженная гипокинезия школьников.

Организация учащихся в коллективы и их длительное пребывание в учебных заведениях позволяет на протяжении всего периода получения образования эффективно осуществлять целенаправленные массовые профилактические и оздоровительные программы. Основными принципами организации и проведения системы профилактических и оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях можно считать:

– комплексность использования профилактических и оздоровитель- ных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры учебного года, экологических и климатических условий и др.;

– непрерывность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;

– максимальный охват программой всех нуждающихся в оздоровлении учащихся;

– интеграция программы профилактики и оздоровления по возможности в образовательный процесс образовательного учреждения;

– преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления;

– использование простых и доступных технологий;

– формирование положительной мотивации у учащихся, медицинского персонала и педагогов к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий;

– повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в образовательном учреждении санитарных правил, регламентирующих требования к архитектурно-планировочным решениям и оборудованию учреждений, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, режиму учебно-воспитательного процесса и учебной нагрузке, санитарному состоянию учреждения, организации питания учащихся.

Осуществление профилактических и оздоровительных программ в образовательном учреждении предполагает совместную деятельность администрации, медицинского персонала, педагогов, родителей. При этом в первую очередь следует использовать управляемые факторы, не требующие дополнительных финансовых затрат:

– соблюдение гигиенического режима в школе и дома;

– проведение оздоровительных, закаливающих мероприятий;

– оптимизация показателей внутришкольной среды;

– совершенствование учебных программ;

– обучение здоровому образу жизни.

* 1. «Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях». Научный центр здоровья детей. РАМН НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. – М., 2000.

2. Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. – М., 2000.

источник

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека,
Главный государственный санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.Онищенко
22 мая 2009 года N 01/6989-9-34

Методические рекомендации подготовлены с целью обеспечения единообразия в проведении медицинских осмотров детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков, исключения субъективных подходов к оценке эффективности летнего оздоровления.

Методические рекомендации являются обязательными для исполнения: загородными оздоровительными учреждениями (загородные сезонные оздоровительные учреждения, в том числе, санаторные смены загородных сезонных оздоровительных учреждений; лагеря труда и отдыха на базе сезонных оздоровительных учреждений; загородные круглогодичные оздоровительные учреждения, в том числе санаторные смены загородных круглогодичных оздоровительных учреждений; загородные, санаторно-оздоровительные учреждения, санаторные смены для детей на базах санаториев, базы отдыха (для взрослых), детские санатории, спортивно-оздоровительные и оборонно-спортивные учреждения); лагерями дневного пребывания школьников, в том числе лагеря труда и отдыха на базе лагерей дневного пребывания школьников.

Методические рекомендации предусматривают проведение обязательных медицинских осмотров всех детей в начале и в конце оздоровительной смены с оценкой эффективности оздоровления.

Дня оценки эффективности оздоровления рекомендуется использовать данные динамики не менее 4 «обязательных показателей» (рост, масса, мышечная сила и жизненная емкость легких (ЖЕЛ).

Выбор «обязательных показателей» обусловлен их потенциальной изменчивостью за период летнего оздоровления под воздействием (благоприятным или неблагоприятным) среды обитания и возможностью оценки динамики показателей за оздоровительную смену.

Динамика «обязательных показателей» зависит от непосредственного воздействия факторов среды, в том числе питания, двигательного режима, режима дня, проводимых в учреждении оздоровительных процедур и физкультурно-массовой работы. «Обязательные показатели» чутко реагируют на снижение резистентности организма и перенесенные в ходе оздоровительного сезона заболевания. Вместе с тем, они просты в измерении и оценке.

Необходимое для оценки «обязательных показателей» оборудование — весы напольные, ростомер, динамометр кистевой, спирометр.

При необходимости можно также дополнять «обязательный» перечень «дополнительными показателями» (функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, общей физической работоспособности).

Для комплексной оценки эффективности оздоровления детей в учреждениях летнего отдыха и оздоровления в 1-2-й день от начала оздоровительной смены, а также за день до ее окончания, в учреждении должен быть организован и проведен медицинский осмотр всех оздоравливаемых детей с обязательным проведением антропометрических и физиометрических методов исследования.

Все измерения следует проводить на полуобнаженном ребенке в первую половину дня.

Критерии оценки каждого «обязательного показателя» приведены в табл.1. Критерии оценки «дополнительных показателей» аналогичны.

Для оценки эффективности оздоровления каждого ребенка и коллектива в целом информация по результатам медицинского осмотра вносится в журнал «Оценка оздоровительного эффекта» (табл.2), предусматривающем внесение информации по каждому ребенку на начало смены, а также на ее окончание. Графа примечание заполняется, в случае если ИМТ больше или равен верхней границе нормы (см. термины и определения), а также, если ребенок покинул учреждение до окончания смены.

источник

Здоровье детей сейчас подвержено не меньшим рискам, чем здоровье взрослых людей. В мире глобальных загрязнений молодые организмы окружают агрессивные факторы внешней среды. Вот почему так важно проводить комплексные меры по укреплению иммунной системы детей. Необходимы предварительные меры, направленные на закаливание и развитие внутренних систем. Если этого не делать, то риск подхватить опасное заболевание для здоровья ребенка существенно повысится.

Одним из главных методов оздоровления детей считается занятие физическими упражнениями. Выполнять простые упражнения можно везде: и дома, и на прогулках, и на территории детской площадки. Во время длинных прогулок вы можете перешагивать с ребенком вместе через камни, различные лужи или поваленные деревья. На территории детской площадки малыш может передвигаться по бревну, лазить по лесенке.

С двухлетнего возраста он уже сможет заниматься специальной гимнастикой утром. Чтобы для малыша эти занятия стали чем-то особенным, следует проделывать упражнения вместе с ним. Гимнастика утром тонизирует все органы и системы организма. Упражнения помогают переносить все нагрузки, которые появляются днем.

Среди специальных упражнений утром для ребенка можно назвать такие, как ходьба по комнате в течение пяти минут, подтягивания по четыре раза, приседания по четыре раза, наклоны туловища по три раза, бег по комнате пятнадцать секунд, плавная ходьба в течение одной минуты.

Во время всех процедур следует смотреть за осанкой ребенка. Если осанка правильная, то ребенок держит голову прямо, плечи при этом расположены по прямой линии, грудь впереди, живот подтянутый, ноги в коленях прямые. Чтобы формировалась правильная осанка, следует делать упражнения на скамейках, горках, с мячом, обручами, палками, веревками.

Большую пользу маленьким детям приносят регулярные занятия на спортивном комплексе. Эти упражнения очень увлекательные, они способствуют развитию ловкости, сообразительности, укреплению мышц. При этом малышу следует заниматься при хороших условиях. Это проветренная комната, звуки ритмичной музыки, отсутствие отвлекающих факторов. Когда на улице царит теплая погода, то занятия должны проводиться на свежем воздухе. Одежда подбирается так, чтобы ребенок легко двигался без перегревов.

Езда на небольшом трехколесном велосипеде также хорошо влияет на процессы оздоровления малышей. Во время таких процедур мышцы ног укрепляются, сердечно-сосудистая система становится более натренированной, появляется выносливость, улучшается работа вестибулярного аппарата.

Зимой станут полезными катания на санках. Необходимо обучить ребенка катанию сначала на небольших горках. Детям такое времяпрепровождение очень нравится. Причем родители утомляются гораздо быстрее. Здесь также вырабатывается выносливость, укрепляется дыхательная и сердечно-сосудистая системы, даже появляется смелость.

Зимой наступает пора активных игр, в ходе которых за детьми необходимо внимательно следить. Если маленький ребенок потеет, то нужно сразу уводить его домой и переодевать в сухую одежду. В противном случае произойдет переохлаждение. Выходя зимой на улицу, желательно спрогнозировать, чем заниматься и как совершать прогулку. Зная данную информацию, легко понять, как ребенок должен быть одет.

Следующий результативный способ оздоровления малыша – это закаливание. Закаливание с помощью воздуха осуществляется во время утренних упражнений. В это время ребенок занимается без верхней одежды или только в трусах. Следует проветрить одну из комнат до температуры восемнадцать градусов. Ребенок начинает забегать в эту комнату, затем выбегать в теплую. Так следует повторять несколько раз. Очень полезно малышу играть в одних колготках. Пусть он бегает по квартире босиком. В летнее время года ему не следует обуваться. Ходьба по траве и по земле прекрасно закаливает и способствует профилактике плоскостопия.

Еще одним прекрасным методом для закаливания считаются водные процедуры. И слабый, и сильный ребенок развивается очень быстро при холодных купаниях, он становится активным и бодрым. Резкое погружение в прохладную воду способствует усилению обменных процессов. Кожа становится приятной на вид, лицо выглядит более румяным, округлым, грудничок начинает жадно сосать, после этого не кричит, лежит спокойно. По истечении шести недель прежнего слабого малыша можно не узнать.

Обычное купание не считается полноценной водной процедурой. У такого процесса закаливания есть существенные недостатки. Перепады температуры значительно меньше, по этой причине они не дают должного эффекта. Закаливание таким способом кратковременно и не способствует противопоставлению комфортным условиям. Процедуры закаливания обязаны быть систематическими и продолжительными.

Как только наступает второй год жизни, к стандартным водным процедурам можно добавлять ванны для рук. Дети очень охотно играют в воде, пускают в ней кораблики, купают кукол. Сначала нужно установить температуру воды, равную 28 градусам, затем понижать её до 20 градусов. По окончании процедуры руки ребенка следует вытереть насухо.

В возрасте полтора года можно начать обливание ног и принятие ножных ванн. Такие процедуры проводятся после дневного или ночного сна. Начальная температура летом должна ровняться 33 градусам, зимой 36 градусам. Снижать её нужно по 3 градуса в день. Через 4 дня её приводят к 20 градусам. Продолжительность подобных ванн составляет 3 минуты. Также, уже пора принимать душ. Тем не менее, душ сильно возбуждает, поэтому его не стоит употреблять детям с некрепкой психикой. Такие малыши могут продолжать обтирания и обливания. Вода в душе сначала должна ровняться 35 градусам в летнее время года, 36 градусам – в зимнее. Поэтапно её доводят до 25 градусов и 28 градусов. Если душ ребенком переносится хорошо, то можно использовать и более высокие перепады температур.

источник

Анализ качества и эффективности оздоровления и отдыха детей в летних оздоровительных учреждениях в 2009 году

Анализ качества и эффективности оздоровления и отдыха детей в летних оздоровительных учреждениях в 2009 году

(по данным Министерства здравоохранения Пермского края)

Профилактика заболеваний является приоритетным направление медицины в настоящее время. Большая роль в профилактике болезней, в реабилитации больных, в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) отводится летнему отдыху. Летний период предоставляет возможность использовать уникальные по многогранности воздействия естественные оздоровительные факторы. Умелая его организация способствует восстановлению здоровья, физическому, интеллектуальному и духовному развитию ребенка.

Качественное предоставление услуги по летнему оздоровлению и отдыху детей, а отсюда эффект оздоровительных мероприятий зависит от деятельности многих ведомств и организаций.

Работа министерства здравоохранения Пермского края по медицинскому обеспечению летней оздоровительной кампании 2009 года проводилась в соответствии с нормативными актами Правительства Российской Федерации, Правительства Пермского края, Территориального управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю.

1. Успех оздоровительной кампании в немалой степени зависит от работы медицинских кадров. МЗПК издан, направлен в территории края приказ от 01.01.2001г. № /176 «Об обеспеченности отдыха, оздоровления и занятости детей в 2009году».

Читайте также:  Сдать анализы для детей нижневартовск

При организации летней оздоровительной кампании министерство здравоохранения, лечебные учреждения оказывали содействие в подборе на договорной основе врачей, среднего медицинского персонала, имеющих опыт работы с детьми и подростками, по заявкам организаторов в учреждения отдыха детей и их оздоровления.

Подготовка медицинских кадров для оздоровительных учреждений ежегодно осуществляется на краевой конференции с участием специалистов министерства здравоохранения, социального развития, Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, на семинарах в городах и районах края.

Министерством здравоохранения края 21.05.2009г. проведено совещание с руководителями педиатрической службы территорий по подготовке к проведению летней оздоровительной кампании. Обучение и инструктаж работников на местных базах были завершены к 25 мая 2009 года.

В летние оздоровительные учреждения направлено 987 медицинских работников, из них 148 врачей, 839 средних медработника. (В 2008 году в оздоровительные учреждения было направлено 943 медицинских работника, в т. ч. 121 врачей, 822 средних медицинских работников). Обеспеченность кадрами загородных оздоровительных учреждений соответствовала потребности и заявкам руководителей учреждений.

2. Профилактические осмотры персонала, направляемого для работы в государственных и муниципальных организациях отдыха и оздоровления детей, медицинские осмотры несовершеннолетних при оформлении временной занятости в летний период осуществлялись бесплатно в соответствии с Законом Пермского края -ПК «О программе государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2009 год».

3. По отчетам территорий медицинские кабинеты были оснащены оборудованием и медикаментами для оказания первой помощи в соответствии с требованиями. В ряде учреждений отдыха и занятости детей использовалось оборудование медицинских учреждений.

4.Задачей руководителей, медицинских и педагогических работников летних оздоровительных учреждений является обеспечение комплекса мероприятий, направленных на профилактику заболеваемости и травматизма среди детей и подростков, создание условий для безопасности жизни и здоровья детей, восстановление их психосоматического благополучия, расширение адаптивных резервов организма, привитие детям навыков здорового образа жизни.

В период летней оздоровительной кампании уровень заболеваемости детей составил 4,1 случая на 1000 детей (в 2008г. — 4,5 случаев на 1000 детей). Всего зарегистрировано 574 случая заболеваний (в 2008гзаболеваний), из них 82% (469 случаев) составили респираторные заболевания, 2% (11 случаев) – ветряная оспа (в 2008г. – 24 случая), 9,6% составили травмы.

В период летней оздоровительной кампании 2009 года зарегистрирована одна вспышка острой кишечной инфекции среди детей, отдыхавших в детском оздоровительном лагере «Огонек». Пострадали 23 ребенка и 1 взрослый.

Наибольшее число случаев заболеваний в ДОУ в г. Березники, г. Перми, Соликамске, Чайковском, Горнозаводском, Осинском, Кудымкарском, Красновишерском, Нытвенском районах.

В 2009 году зарегистрировано 55 травм в детских оздоровительных учреждениях что в 1,7 раза меньше, чем в 2008г. (92 случая травматизма). Более 70% травм получено при проведении спортивных игр и на прогулках. В 9 случаях причиной травм являлось недостаточное внимание к детям со стороны педагогического состава. (В г. Соликамске девочка упала со шведской стенки, в Октябрьском районе драка привела к перелому, в г. Чернушка при падении с дерева ребенок получил сотрясение головного мозга, в Пермском районе во время стрельбы в тире получено ранение предплечья и т. д.). Зарегистрировано 33 перелома (60% из всех травм), 10 сотрясений головного мозга (18% случаев травматизма), травма глаза (дети кидали фломастеры — г. Пермь), ожог пальцев ноги (г. Пермь – положили горящую бумагу на ногу ребенка во время тихого часа) и т. д. Травмы зарегистрированы в 17 территориях, в т. ч. в г. г.Перми (21), Березниках — 7, Соликамске — 4, Пермском районе — 4, Кудымкаре — 3, по одному случаю в Кунгуре, Лысьве, Чернушке, Чердыни, Горнозаводске, Красновишерске. Медицинская помощь при заболеваниях и случаях травматизма была оказана детям своевременно. Следует напомнить, что о случаях травматизма в ДОЛ необходимо незамедлительно информировать министерство здравоохранения края.

Организована работа по профилактике клещевого энцефалита. В территориях края работали 15 лабораторий по исследованию клещей. При положительном результате исследования клеща детям вводился противоклещевой иммуноглобулин, приобретенный за счет финансовых средств краевого бюджета. Введение иммуноглобулина проводилось на базе городских и районных больниц. В 2009г. зарегистрировано 12 случаев присасывания клещей (в 2008г. 17 случаев). Заболеваний клещевым энцефалитом и боррелиозом среди детей, охваченных организованными формами оздоровления, отдыха и занятости, не зарегистрировано.

Всеми формами оздоровления, отдыха и занятости детей в летний период охвачено 300595 детей.

В соответствии с данными отчетов территорий об итогах проведения летней оздоровительной кампании в 2009 году оздоровлено 86126 детей, имеющих хронические заболевания. Из них 18,4% детей имели болезни органов дыхания, 18,1% — болезни органов пищеварения, 9,4% — заболевания опорно-двигательного аппарата, 12,8% — патологию зрения. Наибольшая доля (90-100%) детей с хроническими заболеваниями оздоровлено в г. Перми и Пермском районе, Кизеле, Краснокамске, Кунгуре, Соликамске, Бардымскм районе – всего в 11 территориях. Низкий процент оздоровления детей с хроническими заболеваниями зарегистрирован в г. г. Березниках 57%, Александровске 41%, чуть более 30% в Суксунском районе, г. Губахе, в Красновишерском районе 28%, Косинском — 21%.

За период летней оздоровительной кампании 2009 года на базе муниципальных учреждений здравоохранения оздоровление и реабилитацию получили 13923 человека.

Различными формами оздоровления было охвачено 5717 детей-инвалидов – 84% из числа подлежащих. Треть 29% детей-инвалидов была оздоровлена на базе лечебных учреждений, в местных санаториях – 9,3%.

26 территорий оздоровили более 90% детей этой группы детей. В ряде территорий регистрируется низкий процент оздоровления детей-инвалидов. Это Александровск – 48%, Губаха – 54%, Кизел – 58%, Еловский район – 50%. В Гайнском, Косинском районах – менее 30 %.

Детские санатории играют значительную роль в проведении лечебно-оздоровительных мероприятий детям, имеющим хроническую патологию и ограниченные возможности. В крае функционирует 7детских санаториев. Общее количество мест в санаториях – 1030. В структуре коечного фонда 65,1% (680 мест) занимают койки для детей больных туберкулезом и групп риска по туберкулезу, 11,6 % (125 мест) для детей с патологией органов дыхания, 14,9% (160 коек) — с кардиологической патологией.

Осуществляется плановое восстановительное и санаторно-курортное лечение детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья на базе детских муниципальных санаториев «Светлана» и «Орленок».

На данных базах оздоровлено в 2009 году 1820детей (в 2008г. – 1698), из них с заболеваниями органов дыхания 43%, пищеварительного тракта – 22%, нервной системы – 6,8%, патологией опорно-двигательной системы – 3%.

В 2009г. в детские санатории Минздравсоцразвития РФ получено 509 путевок, на 01.10.2009 г. реализовано 408 – 80,2%. По путевкам «Мать и дитя» оздоровлено 157 детей, из них в летний период оздоровлено 32 ребенка.

Эффективность оздоровления по всем оздоровительным учреждениям составила 72,8%. При этом наиболее высокий эффект оздоровления отмечается в загородных учреждениях – 87,4% (2008г.- 83%), по лагерям с дневным пребыванием эффект оздоровления значительно ниже – 64,4% (в 2008г. — 61%).

Выраженный оздоровительный эффект в ЗОЛ на 24 % выше, чем в лагерях с дневным пребыванием. Это означает, что за период оздоровления дети прибавили в массе, выросли, не болели, укрепились их адаптационные возможности. Эффективность оздоровления проводят медицинские работники ДОУ.

В лечебные учреждения края неоднократно направлялись методические рекомендации по оценке эффективности оздоровления детей в ЛОУ (в 2006 году – рекомендации МЗПК и ПГМА и в 2009г. методические рекомендации, утвержденные главным государственным санитарным врачом РФ Онищенко оценки эффективности оздоровления необходимо определенное оборудование: весы, ростомер, динамометры и спирометры. При организации ЛОК на следующий год следует учесть необходимость приобретения данного оборудования.

1. Положительным моментом в проведении ЛОК является снижение заболеваемости, травматизма, повышение эффективности оздоровления в целом и в ЗОУ. Тем не менее, обеспечение безопасности пребывания детей в ЛОУ остается приоритетной задачей.

2. Недостатком является низкий уровень эффективности оздоровления в лагерях с дневным пребыванием. Это говорит о том, что помимо занятости детей на школьных площадках необходимо уделять большее внимание организации питания, витаминизации, ЛФК, физиолечению.

3. Обратить особое внимание на оздоровление детей, страдающих хроническими заболеваниями и детей-инвалидов.

4. Обеспечить проведение оценки эффективности оздоровления в соответствии с методическими рекомендациями.

Информацию подготовила методист Пермского регионального отделения

межрегиональной общественной организации «Содействие детскому отдыху»

источник

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, а на 50% — от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Тема: «Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе».

  1. Введение. . . . . . . . . 3
  2. Заболеваемость детей и подростков. . . . . 5
  3. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков10
  4. Проблемы и решения . . . . . . . 13
  5. Заключение . . . . . . . . 15
  6. Список использованной литературы . . . . 16

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, а на 50% — от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству необходимо уделять как можно больше внимания в образовательном учреждении. Кроме того, нужно учитывать, что сейчас идеально здоровых детей практически нет. Не следует также забывать, что только в детском возрасте самое благоприятное время для выработки здоровых привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Поэтому проблема оздоровления детей не кампания одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

К актуальным проблемам современной медицины и здравоохранения относится поиск путей улучшения здоровья детей и подростков. Сохранение и укрепление здоровья ребенка и женщины-матери, роль различных факторов в его оптимизации определяют одно из ведущих направлений развития социальной политики государства и являются важнейшей стратегической задачей современного детского здравоохранения, поскольку от уровня здоровья этих групп населения зависит здоровье нации в целом, увеличение продолжительности активной жизни и творческое долголетие жителей нашей страны.

Здоровье детского населения определяется рядом факторов, среди которых ведущими являются образ жизни и наследственность, течение беременности и родов, место проживания и состояние внешней среды, качество оказания медицинской помощи и другие факторы. Современные социально-экономические условия, несмотря на осуществление мероприятий по модернизации системы здравоохранения, оказывают неблагоприятное влияние на здоровье некоторой части населения, в первую очередь детей, поэтому первоочередной задачей здравоохранения является разработка лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на позитивное изменение показателей здоровья детей и подростков.

Анализ опубликованных материалов свидетельствует, что за период с 1990 по 2000г. рождаемость сократилась в 2 раза, достигнув минимальной величины в 2000г. последовавший за этим умеренный рост числа родившихся отчасти был связан с тем, что в фертильный возраст стали вступать более многочисленные поколения женщин, родившихся в 1980-е гг.

Несмотря на положительную динамику роста числа новорожденных начиная с 2005г., отмечено снижение удельного веса в общей структуре населения детского населения уже с 1990.: с 23,1% в 1990г до 15,3% в 2012г.

Заболеваемость детей и подростков.

Изучение и анализ заболеваемости детского населения приобретают большое значение, поскольку, зная уровень и структуру заболеваемости, можно не только объективизировать степень утраты здоровья, но и определить величину медико-социального и экономического ущерба, разработать приоритетные направления по улучшению здоровья анализируемой группы населения. Учитывая, что родители при заболевании ребенка почти всегда обращаются к врачу, изучение показателей заболеваемости позволяет получить наиболее полную информацию о здоровье прикрепленного контингента. В связи с этим при оценке здоровья детей и подростков внимание уделяется в первую очередь анализу показателей заболеваемости.

Установлено, что за период с 1995г по настоящее время на 25,7% увеличилось частота рождения детей, родившихся больными или заболевших в первые дни жизни, в 1,9 раза возросла частота рождения детей, у которых выявлена патология, возникающая в перинатальном периоде. При этом отмечено, что частота рождения детей с врожденными аномалиями и пороками развития сохраняется практически на одном уровне.

Анализ уровня заболеваемости детей на первом году жизни показал, что за период с 1990г по настоящее время наиболее высокий уровень отмечался в 2000г, который к 2011г снизился на 8,1%.

Структура заболеваемости является качественной характеристикой заболеваемости и позволяет определить лидирующую патологию для изучаемой группы населения, характер изменения патологии в динамике и нацелить внимание на выявление факторов риска возникновения той или иной патологии.

В структуре заболеваемости детей первого года лидируют болезни органов дыхания, на долю которых приходится 43,7% всей выявленной патологии. В целом на заболевания, занимающие первые пять мест, приходится 76,0% всей выявленной патологии.

Читайте также:  Сдать анализ на мононуклеоз у детей

Детальный анализ структуры заболеваемости детей первого года жизни в динамике показал, что первые три места на протяжении последних 20 лет стабильно занимают болезни органов дыхания, состояния, возникающие в перинатальном периоде, и заболевания нервной системы. Однако если уровень болезней органов дыхания имеет тенденцию к сокращению, то уровень состояний, возникающих в перинатальном периоде увеличился в два раза.

В свою очередь, инфекционные и паразитарные болезни, занимавшие 4-е место в структуре заболеваемости в 1991г., переместились на 5-е место в 1995г., на 7-е в 2000г. и на 9-е место в 2011г. Отмечено, что болезни эндокринной системы, расстройство питания и нарушения обмена веществ, находившиеся в 1995г. на 4-м месте в структуре заболеваемости детей первого года жизни, постепенно сокращаются и переходят на 6-е место в 2000г. и на 8-е место в 2011г. Если в структуре заболеваемости детей первого года жизни болезням крови и кроветворных органов принадлежало 4-е место, то, начиная с 2005г. и по настоящее время, этот класс заболеваний находится на 5-м месте. Отмечено, что 4-е место стабильно занимают с 2005г. и по настоящее время болезни органов пищеварения, причем частота их распространения за это период времени находится практически на одном уровне. В целом на классы болезней, составляющие первые пять мест в структуре заболеваемости детей первого года жизни, приходится 76% всех выявленных заболеваний.

В число прочих заболеваний вошли болезни глаза и его придаточного аппарата, травмы и отравления, болезни мочеполовой системы, уха и сосцевидного отростка.

Изучение заболеваемости детей и подростков показало, что ее уровень имеет стойкую тенденцию к росту. В целом за последние 20 лет уровень заболеваемости детского населения увеличился на 68,4%, а подростков – на 98,4%.

В структуре заболеваемости детского населения от 0 до 14 лет включительно 1-е место занимают болезни органов дыхания, 2-е место – травмы и отравления, 3-е место – болезни кожи и подкожной клетчатки, 4-е место – болезни органов пищеварения, 5-е место – инфекционные и паразитарные болезни.

Структура заболеваемости подростков практически идентична структуре заболеваемости детей. Первые четыре места занимают соответственно болезни органов дыхания, травмы и отправления, болезни кожи и подкожной клетчатки и болезни органов пищеварения. На 5-м месте вместо инфекционных заболеваний находятся болезни мочеполовой системы. На первые пять мест приходится 75,8% всей выявленной патологии.

Уровень всех перечисленных классов болезней имеет стойкую тенденцию роста на протяжении последних 10 лет. Обращает на себя внимание рост среди детей и подростков уровня травматизма в 1,5 раза, болезней костно-мышечной системы в 4,8 раза, мочеполовой системы в 3,9 раза, органов пищеварения в 2,1 раза, кожи и подкожной клетчатки в 1,9 раза, глаза и его придаточного аппарата на 28,3%. Благоприятным моментом является снижение уровня заболеваемости инфекционными заболеваниями на 22,6%.

Наиболее ранимой группой являются длительно и часто болеющие дети и подростки. Установлено, что удельный вес этой группы в зависимости от возраста колеблется от 15 до 30% от общего числа детей. За счет данной группы сохраняется высокий уровень заболеваемости детского населения и подростков. У таких детей чаще формируются хронические заболевания и поддерживается высокая распространенность хронической патологии. Наличие хронического процесса часто приводит к инвалидности, которая сохраняется на высоком уровне. Число детей-инвалидов возросло со 156 тыс. в 1990г. до 541 тыс. в настоящее время. По экспертным оценкам, число детей-инвалдов в ближайшие 5 лет удвоится. Число здоровых детей, по данным разных исследований, в настоящее время не превышает 4-9%.

Перечисленные тенденции в состоянии здоровья детей связаны с комплексом факторов, неблагоприятно влияющих на растущий организм. Наиболее значимыми из них можно считать:

— ухудшение социального статуса большинства детей;

— изменение качества питания;

— воздействие экологических факторов: бесспорна роль экопатогенных факторов в ухудшении состояния здоровья современных детей. Это обусловлено постоянно возрастающей техногенной нагрузкой на растущий организм. Промышленное загрязнение мест проживания повышает уровень хронической патологии на 60%, в том числе болезней органов дыхания на 67%, пищеварения – на 77,6%, опорно-двигательного аппарата – на 21%, новообразований – на 15%;

— нарастание тяжести зобной эндемии: прекращение йодной профилактики в России привело не только к распространенности эндемического зоба, но и к увеличению до 9-12% числа детей с отставанием роста, до 14% школьников, имеющих трудности обучения, до 5-12% доли подростков с нарушениями полового созревания;

— медикаментозную «агрессию»: все еще широкая практика необоснованного включения в терапию сильнодействующих антибиотиков и высокая лекарственная нагрузка на детей приводит ко многим негативным изменениям в детском организме, в первую очередь к снижению естественных защитных механизмов и развитию полиорганной патологии;

— введение новых форм обучения: реформирование школьного образования без учета состояния здоровья детей существенно повысило заболеваемость. С введением новых форм обучения, когда сотни новых программ буквально обрушились на учащихся, ежедневные школьные занятия по длительности на 3-5ч превысили допустимые нормы. С этой «антидетской» реформой школа превратилась в фактор, разрушающий здоровье. Об этом свидетельствуют тот факт, что число здоровых детей в современных общеобразовательных учреждениях с первого до одиннадцатого класса школы уменьшается, как минимум, на треть.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей и подростков РФ характеризуется ростом уровня заболеваемости в целом и по отдельным класса болезней; увеличением удельного веса детей, страдающих хроническими заболеваниями; снижением количества здоровых детей во всех возрастно-половых группах.

источник

Пути и эффективность реализации оздоровления детей и подростков в условиях городских образовательных учреждений

Динамика физического и биологического развития детей и подростков различных городских образовательных учреждений, региональные особенности их гормонального статуса. Методы оптимизации диагностики, профилактики нарушений в состоянии здоровья детей.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Пути и эффективность реализации оздоровления детей и подростков в условиях городских образовательных учреждений

диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук

Общая характеристика работы

Сохраняющееся прогрессирующее ухудшение состояния здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях, нарушение их нервно-психического развития, снижение показателей физических данных, росту распространенности вредных привычек и асоциальных форм поведения ведет к угрозе национальной безопасности России и имеет неблагоприятные последствия: рост ранней инвалидизации, трудности комплектования армейского резерва, снижение профессиональной пригодности и репродуктивных возможностей в молодом возрасте (Решение научной сессии академий, имеющих государственный статус «Здоровье и образование детей — основа устойчивого развития российского общества и государства, 2006).

Большую часть дня (более 70% времени) дети и подростки с 3 до 17 лет проводят в стенах образовательного учреждения. Время обучения в образовательном учреждении совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды. Так, по данным Министерства здравоохранения Республики Башкортостан за последние 5 лет отмечается неблагоприятная динамика в состоянии здоровья детей и подростков (Мурзабаева С.Ш., Байтурина А.Т., Малиевский В.А. и др., 2007), и не последняя роль принадлежит образовательному процессу. Отмечается рост числа заболеваний крови (на 80%), эндокринной (на 50%), костно-мышечной (на 54%) и нервной систем (на 30,5%). У подростков наиболее существенно выросла заболеваемость костно-мышечной системы (на 51%), системы кровообращения (на 39%). Ухудшение здоровья детей и подростков начинается с минимальных внешних воздействий, превышающих адаптационные возможности организма. Реализация неблагоприятных факторов при формировании патологии в значительной степени зависит от срока их действия, возраста ребенка, соотношений негативных и позитивных влияний (Куинджи Н.Н., Степанова М.И., 2000). Известно, что факторы риска в школьный период непрерывны, систематичны и длительны. Даже самые минимальные воздействия их имеют способность накапливаться, действуя ежечасно и ежедневно на протяжении всего периода обучения (Кучма В.Р., Куинджи Н.Н., 2004) и сопровождаются нарушениями соматического, психического, физического и репродуктивного здоровья (Кучма В.Р., 2001; Скрыпник О.Ю., 2005; Сысоенко Н.В., 2006).

Проблема здоровья стала наиболее актуальной в настоящее время, когда осуществляется переход от массового унифицированного образования к образованию дифференцированному, ориентированному на конкретного ребенка с его личностными особенностями и функциональными возможностями. Стали открываться множество школ нового типа: гимназии, лицеи и т.д. Практикуются авторские технологии обучения, вводятся альтернативные формы обучения, что обусловило разработку новых учебных программ, новых учебных курсов. В таких школах, наряду с общим образованием, уже на ранних стадиях обучения вводятся дополнительные предметы и занятия, нередко имеет место увеличение объема суммарной учебной нагрузки, интенсификация учебного процесса, в результате чего ухудшается здоровье учащихся уже в первом классе (Гринене Э., 1978; Степанова М.И., 2003; Сухарева Л.М., 2004). В работах Вирабовой А.Р., 2006, Вахитовой Г.А., 2007, показана возможность сохранения устойчивого уровня работоспособности и состояния здоровья подростков при использовании различных программ медико-психолого-педагогического сопровождения в условиях негосударственных образовательных учреждений. Наряду с всесторонним развитием и обучением детей, школы и дошкольные учреждения должны выполнять оздоровительную функцию. Этот принцип в настоящее время юридически закреплен в Законах «Об образовании» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Очевидна заинтересованность общества и государства в сохранении здоровья подрастающего поколения, определяющего в будущем трудовой, интеллектуальный, оборонный потенциал, воспроизводство и здоровье будущих поколений (Базарный В.Г., 1998; Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., 2003; Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Сухарева Л.М., 2000).

Несмотря на то, что имеющиеся научные данные о состоянии здоровья детей и подростков в современных городских образовательных учреждениях довольно многочисленны, тем не менее, они разрозненны и в них отсутствует системный подход к сохранению и укреплению здоровья детей и подростков на различных этапах воспитания и обучения. Сохранение здоровья детей и подростков в городских образовательных учреждениях возможно только с учетом анализа тенденций, сдвигов основных показателей здоровья при осуществлении мониторинга, что дает возможность создавать региональные и муниципальные программы сохранения и укрепления здоровья детей в городских образовательных учреждениях. Нами выдвигается концепция о возможности и необходимости организации обучения, опирающегося на научно-обоснованные принципы, обеспечивающие соответствие процесса обучения функциональным возможностям и состоянию здоровья современных детей и подростков в городских образовательных учреждениях.

Цель исследования: Разработать, апробировать и внедрить систему организационно-лечебно-профилактических мероприятий по совершенствованию охраны здоровья детей и подростков городских образовательных учреждений на основе использования здоровьесберегающих технологий.

1. Провести сравнительный анализ состояния здоровья детей и подростков Республики Башкортостан на различных этапах воспитания и обучения за период 1996-2007 гг.

2. Изучить роль социально-гигиенических и медико-биологических факторов риска в нарушении состояния здоровья детей и подростков различных городских образовательных учреждений.

3. Установить медико-психологические факторы риска нарушения состояния здоровья, когнитивных расстройств и самосохранительного поведения у детей и подростков различных городских образовательных учреждений.

4. Проанализировать динамику физического и биологического развития детей и подростков различных городских образовательных учреждений Республики Башкортостан.

5. Изучить региональные особенности гормонального статуса детей и подростков и выявить их взаимосвязи с уровнем физического и нервно-психического развития.

6. Разработать и внедрить модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях комплексного (сад-школа) городского образовательного учреждения и оценить её эффективность.

7. На основании комплексной оценки регионарных факторов риска и их патогенетической роли в нарушении здоровья детей и подростков разработать, обосновать и внедрить методы оптимизации диагностики, профилактики нарушений в состоянии здоровья в рамках комплексной программы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков городских образовательных учреждений Республики Башкортостан.

В настоящем исследовании впервые дана комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков Республики Башкортостан, обучающихся в различных городских образовательных учреждениях (государственные образовательные учреждения — детские сады и школы, негосударственные образовательные учреждения, учреждения начального профессионального образования и средние специальные учебные заведения).

Проведена оценка динамики параметров физического развития детей и подростков различных городских образовательных учреждений за десятилетний период, выявлены особенности гормонального статуса детей и подростков в возрасте 3-17 лет.

Ранжированы и классифицированы факторы, определяющие уровень здоровья детей и подростков по степени их информативности, характеру влияния на адаптацию к школе, особенностям накопления и чередования факторов риска; показана возможность их нивелирования профилактическими и коррекционными мероприятиями с учетом возраста и возможностей различных городских образовательных учреждений.

Дана комплексная оценка медико-психологическим, санитарно-гигиеническим, физиологическим компонентам структуры образовательного процесса в условиях негосударственного образовательного учреждения. Проанализирована динамика основных показателей здоровья детей различного возраста в зависимости от педагогических и валеологических принципов обучения.

Разработана и представлена модель последовательного формирования здоровья детей и подростков (детский сад — школа), что позволило обосновать здоровьесберегающую технологию на основе этапных индивидуализированных оздоровительных мероприятий.

Впервые на основе комплексного изучения функционального состояния, работоспособности, состояния здоровья учащихся получен здоровьесберегающий эффект организованного нами учебного процесса и медико-психолого-педагогического сопровождения в негосударственном образовательном учреждении.

Произведен сравнительный анализ психологических характеристик детей и подростков в зависимости от вида образовательного учреждения, что дает возможность создать профильные программы медико-психологического сопровождения.

Предложенное нами методика психолого-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях позволяет определить показания к психокоррекционной работе с детьми групп риска и доказывает, что комплексная профилактика способна положительно влиять на эмоционально-личностную сферу ребенка, моделируя его отношение к учебе, улучшая функциональные вегетативные показатели. Это позволяет использовать предложенные методы для реабилитации детей и подростков в условиях образовательных учреждений, медико-социальных отделениях детских поликлиник и в медико-психолого-социальных Центроах для детей и молодежи.

Читайте также:  Сдать анализы для детей на гемоглобин

Результаты комплексного динамического исследования состояния здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях за последние десять лет доказывают необходимость создания целевых программ по сохранению и укреплению здоровья школьников и учащихся начального и среднего специального обучения.

Получены новые данные о принципах обучения в условиях негосударственного образовательного учреждения и оценена эффективность оздоровления детей различного возраста с применением современных технологий.

Доказано, что предложенная нами система медицинской помощи и реабилитации детей в условиях негосударственного образовательного учреждения способствуют сохранению устойчивого уровня работоспособности, функционального состояния организма, эмоционального статуса учащихся, приводят к снижению острой заболеваемости, т.е. имеют здоровьесберегающий эффект.

Полученные данные о целесообразности альтернативной структуры организации медико-психолого-педагогической помощи позволяют рекомендовать ее для оптимизации учебного процесса в городских образовательных учреждениях и профилактики нарушений адаптации к школе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование здоровья детей и подростков Республики Башкортостан, обучающихся в различных городских образовательных учреждениях, обусловлено региональными особенностями социально-гигиенических и медико-биологических факторов, определяющих здоровье, состоянием индивидуального физического, биологического и нервно-психического развития.

2. Создание здоровьесберегающей среды образовательного процесса способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников и школьников, позволяет существенно улучшить эмоционально-личностные характеристики и повысить качество адаптации ребенка к школе и самосохранительного поведения современных подростков.

3. Особенности и сопряженность функциональных, нейропсихологических, эмоционально-личностных и вегетативных нарушений у детей и подростков городских образовательных учреждениий указывают на то, что определяющим в нарушении здоровья является дисфункция ЦНС.

4. Комплексная программа медико — психолого-педагогического сопровождения, включающая активные психокоррекционные и профилактические мероприятия, приводит к улучшению ряда вегетативных и психологических показателей, позволяет оптимизировать параметры самосохранительного поведения детей и подростков в различных городских образовательных учреждениях.

Внедрение результатов исследования в практику:

Результаты исследования используются в учебном процессе на практических занятиях и в лекционном курсе для врачей-педиатров на кафедрах педиатрии, организации здравоохранения и общественного здоровья Института последипломного образования (БГМУ). Материалы исследования вошли в методические пособия и рекомендации Министерства здравоохранения Республики Башкортостан для врачей-педиатров «К вопросу о состоянии здоровья школьников» (Уфа, 2000); «Вопросы рационального питания в организации здорового образа жизни подростков» (Уфа, 2005); «Психология здоровья в школе» (Уфа, 2005); «Оценка здоровья детей при профилактических осмотрах» (Уфа, 2007).

Публикации: По теме диссертации опубликованы 54 научные работы, из них 7 в изданиях, рекомендованных ВАК, одна монография «Физиология, патология и охрана здоровья детей подросткового возраста» (Уфа, 2005), материалы диссертации вошли в монографию «Практическая тиреоидология» (Уфа, 2008).

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации представлены на Российской научно-практической конференции «Актуальные проблемы детской кардиологии» (Москва, 1998), V Конгрессе педиатров РФ (Москва, 1999), Международной конференции, посвященной 55-летию института физиологии РАО (Москва, 2000), Всероссийской конференции с международным участием (Иваново, 2001), Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы амбулаторно-поликлинической помощи детям и подросткам» (Ижевск, 2003), Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в ХХI веке» (Москва, 2004), Всероссийской научной конференции «Здоровье молодежи и будущее России» (Тверь, 2006), Всероссийской научно-практической конференции «Фармакотерапия в педиатрии» (Москва, 2007), Межрегиональной научно-практической конференции «Здоровье молодежи на рубеже ХХI века» (Уфа, 2000), Республиканских научно-практических конференциях «Экология и здоровье детей» (Уфа, 2002), «Роль стационарзамещающих технологий в охране здоровья детей и подростков» (Уфа, 2002), «Проблемы развития и охраны здоровья детей подросткового возраста» (Уфа, 2003), «Новые технологии в диагностике, лечении и профилактике заболеваний детей и подростков» (Уфа, 2004), «Региональные особенности развития и охраны здоровья детей и подростков» (Уфа, 2005), «Актуальные проблемы здоровья детей и подростков» (Уфа, 2006, 2007, 2008), конференциях Башкирского отделения Союза педиатров России, Башкирского отделения Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья (Уфа, 2006, 2007, 2008), апробированы на совместном заседании проблемной комиссии «Новые технологии в диагностике, лечении и профилактике заболеваний у детей и подростков» с сотрудниками кафедр педиатрического профиля Башкирского государственного медицинского университета (2007).

Диссертационная работа состоит из введения, аналитического обзора литературы, описания методов и объема исследований, трех глав результатов собственных исследований и их обсуждения, заключения, выводов, списка использованной литературы, содержащего 280 отечественных и 80 зарубежных источников, двух приложений.

Диссертация изложена на 277 страницах, содержит 85 таблиц и 21 рисунок, две схемы.

ребенок образовательный гормональный оздоровление

Материалы и методы исследования

Проведение научно-исследовательской работы основывалось на современных методологических взглядах на развитие и формирование здоровья детей в различные возрастные периоды, начиная с дошкольного и заканчивая подростковым периодом (Вельтищев Ю.Е., 2000; Виноградов А.Ф., 2006; Громбах С.М. 1988; Кучма В.Р., 2001).

Объектами исследования были дети и подростки, обучающиеся в детских дошкольных учреждениях, школах, профессиональных (ПТУ) и средне-специальных (ССУЗ) учебных заведениях Республики Башкортостан. Исследования проводились на базе муниципальных детских поликлиник №1,2,4,8 г. Уфы (ДДУ и школы), в государственных образовательных учреждениях (ГОУ) городов Туймазы, Октябрьский, Межгорье и в негосударственном образовательном учреждении (НОУ) «Альфа». Подростки 15-17 лет наблюдались в ПТУ г. Туймазы и средних специальных учебных заведениях (ССУЗ) г. Уфы. Исследование проводилось в период с 1996 по 2007 гг.

Объект наблюдения представлен двумя независимыми выборками, каждая из которых в совокупности состояла из детей 3-17 лет обоих полов в г. Уфе. Под нашим наблюдением находился 3381 ребенок в возрасте от 3 до 17 лет с различным уровнем здоровья, отобранный методом комбинированной выборки (ДДУ и школы, ПТУ, ССУЗ) и 1325 детей в г. Межгорье, получивших реабилитацию с использованием технологий биологической обратной связи (БОС) в образовательных учреждениях и центре «Логос». Объем выборки рассчитан по общепринятой методике и свидетельствует о достаточности численной совокупности детей и подростков для получения статистически достоверных результатов (Гланц С., 1999).

Основная группа состояла из 1508 детей и подростков государственных городских образовательных учреждений, в том числе ПТУ И ССУЗ. Группа сравнения включала 1873 ребенка и подростков 3-17 лет в негосударственном образовательном учреждении «Альфа». При выполнении отдельных фрагментов исследования (оценка заболеваемости при проведении диспансеризации с использованием автоматизированного комплекса диспансерных обследований АКДО, социальной адаптации и при проведении реабилитации методом БОС) в качестве исследовательского объекта выступили дети и подростки гг. Туймазы, Октябрьский, Межгорье.

1) изучение состояния здоровья и заболеваемости детей и подростков 3-17 лет, обучающихся в городских образовательных учрежденииях Республики Башкортостан;

2) изучение особенностей физического развития, психоэмоционального и гормонального статуса, социально-гигиенических и медико-биологических факторов риска нарушений здоровья детей и подростков, обучающихся в различных городских образовательных учреждениях;

3) анализ эффективности влияния здоровьесберегающих технологий на состояние здоровья детей и подростков в динамике наблюдений;

4) разработка и внедрение модели Республиканской целевой программы

по сохранению и укреплению здоровья школьников и учащихся учреждений начального и среднего специального образования.

Обследование и динамическое наблюдение осуществлялось совместно с участковыми педиатрами, врачами и педагогами школ, психологами, врачами — специалистами детских поликлиник и Республиканской детской клинической больницы (детские хирурги, детские гинекологи, окулисты, невропатологи). Большой вклад в динамическое наблюдение и обследование подростков внесли врачи-педиатры Титова Т.А. (ССУЗы) и Вахитова Г.А. (НОУ «Альфа»).

Обследование подростков в г. Туймазы проводила бригада специалистов кафедры педиатрии Института последипломного образования Башкирского государственного медицинского университета с привлечением местных психологов, педагогов, сотрудников отделения медико-социальной помощи детям с использованием компьютерной программы АКДО Центральной районной больницы (главный врач, канд. мед. наук А.С. Аитов).

При увеличении числа школ, внедряющих оздоровительные программы, возникла необходимость изучения их деятельности для координации, углубления и активизации проводимой работы на более качественном уровне, обоснования наиболее эффективных управленческих решений в рамках комплексной целевой программы. В связи с этим проводился сравнительный анализ реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях Республики Башкортостан (НОУ «Альфа» и ГОУ гимназия №5, школа №129 г. Уфы, Центр «Логос» г. Межгорье). Состояние школьно-средовых факторов оценивалось с использованием модели мониторинга «Среда образовательного учреждения — школьные болезни» (Кучма В.Р., Куинджи Н.Н., 2004).

В негосударственном образовательном учреждении «Альфа» с 1993 года использовалась комплексная система воздействия на учащихся совокупности ресурсов: образовательных, материальных, педагогических, психологических, здоровьесберегающих, социальных, управленческих и др. Здесь была создана система личностно-ориентированного обучения детей в условиях обеспечения полноценного формирования здоровьесберегающей среды, которая достигалась через решение следующих задач: создание эмоционального комфорта и условий для самовыражения, самосознания и развития каждого учащегося; гуманизация школьных отношений, выстраивание гармоничных отношений между детьми, педагогами, родителями; стимулирование инновационной образовательной деятельности педагогов, связанной с использованием личностно-ориентированных технологий обучения; внедрение эффективных психологических технологий в практику образования.

Медико-психолого-педагогическое сопровождение носило комплексный характер и было направлено на всех участников образовательного процесса. Психологи совместно с педагогами и врачом (медико-психолого-педагогический консилиум) разрабатывали и реализовывали программу индивидуального развития каждого ребенка.

Формированию индивидуально ориентированной среды развития ребенка и применению здоровьесберегающих технологий в школе способствовало комплектование классов, которое осуществлялось с учетом психологических и интеллектуальных особенностей детей. В каждом классе обучалось от 5 до 14 человек, что давало возможность учитывать личностные особенности каждого и осуществлять индивидуальный подход.

Выбор школ сравнения был обусловлен тем, что в средней школе №129 и лицее №5 имелись дневные стационары и реализовывалась программа «CINDI» (Cindi children scrining examination horm — программа формирования здорового образа жизни, основанная на знании реального образа жизни детей определенного пола, возраста, коллектива с использованием специальной анкеты-опросника).

Клиническая оценка состояния здоровья проводилась методами, разработанными в НИИ гигиены детей и подростков, и включала в себя анализ физического, нервно — психического развития, заболеваемости по результатам комплексных и индивидуальных осмотров. Комплексная оценка состояния здоровья проводилась с выделением пяти групп здоровья по классификации С.М. Громбаха (1984). По показаниям проводился комплекс лабораторно — инструментальных исследований. С целью оценки эндокринного статуса был определен уровень концентрации гормонов в сыворотке крови — тиреотропина (ТТГ), тироксина (Т4), трийодтиронина (Т3), трийодтиронина свободного (FТ3), кортизола (К), тестостерона (ТС), лютенизирующего (ЛГ), фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), пролактина (ПЛ), адренокортикотропного гормона (АКТГ) методом радиоиммунологического анализа с использованием RIA — наборов фирмы CIS-BIO (Франция), «РИО-125 J-ТГ» (Беларусь) в условиях Центральной научно-исследовательской лаборатории БГМУ под руководством профессора В.В. Сперанского.

Исследование структуры личностных свойств подростков проводилось с использованием ряда психологических тестов: адаптированного модифицированного варианта личностного опросника, разработанного Кеттеллом Р.Б., психодиагностического теста Спилбергера Ч.Д. в модификации Ханина Ю.Л. Для оценки эмоционально — динамического портрета личности с использованием стандартизированных цветовых таблиц применялся восьмицветовой тест Люшера. Для определения личностных особенностей и частоты распространенности различных типов акцентуаций характера (являющихся крайними вариантами нормы) использовалась шкала объективной оценки патохарактерологического диагностического опросника, разработанного Личко А.Е. и соавт. в НИИ им. Бехтерева (1976).

Умственная работоспособность изучалась на основании проведения корректурной пробы по методике Громбаха С.М. (1984) в модификации Менделеевой О.И. (1987) по таблицам Анфимовой с оценкой коэффициента продуктивности корректурной пробы (ПКР). Кроме того, в процессе обследования применялись разработанные нами анкеты для оценки качества самосохранительного поведения подростков (Ширяева Г.П., Титова Т.А., Вахитова Г.А.), при помощи которых исследовалась способность использования подростками валеологических установок в повседневной жизни.

Уровень физического развития оценивался по данным антропометрических измерений, которые проводились по унифицированной методике путем распределения по центильным таблицам в соответствии с возрастом и полом. Гармоничность физического развития оценивали по общепринятым методикам Сердюковской Г.Н. (1979). Половое развитие оценивали по методикам Улановой Л.И.и Tanner J., (1969), Frasie S. (1980).

Определение функционального состояния вегетативной нервной системы ребенка проводилось по таблице оценки исходного вегетативного тонуса, клиноортостатической пробы (вегетативное обеспечение) на основании анализа изменений артериального давления и частоты сердечных сокращений (Белоконь Н.А, Кубергер М.Б., 1987, Вейн А.М., 2000).

Полученные данные обработаны на персональном компьютере. Вычисление достоверности между группами средних значений проводилось методом однофакторного дисперсного анализа с применением критерия Стьюдента, используя критерий Фишера и поправку Йейтса для расчета при малочисленных выборках. Достоверность различия (Р) сравниваемых величин при независимых друг от друга наблюдениях оценивалась с помощью таблиц Стьюдента. Влияние неблагоприятных факторов и их взаимосвязь определялись при помощи непараметрической ранговой корреляции Спирмана с определением коэффициента корреляции (R/КС) и коэффициента достоверности (Р). Математическая обработка полученных результатов производилась с помощью стандартных компьютерных программ в операционной среде Windows с использованием пакета Microsoft Office (Excel) и программы «STATISTICA 6.0». Математическое прогнозирование проводили с помощью статистических методов распознавания образов: теоремы Байеса, последовательной процедуры анализа Вальда.

Результаты исследования и их обсуждение

Нами проведен клинико-статистический анализ заболеваемости детей и подростков в Республике Башкортостан (РБ), с оценкой характеристики организации учебного процесса в условиях государственного и негосударственного образовательных учреждений (ГОУ и НОУ), и динамики физического, нервно-психического развития, гормонального статуса в процессе онтогенеза.

Результаты нашего исследования свидетельствуют, что отмечается рост заболеваемости детей и подростков в Республике Башкортостан с некоторой стабилизацией показателя в 2004 году, причем показатели заболеваемости выше, чем по РФ, кроме отдельных лет, в 2003 и 2004 годах заболеваемость детей до 14 лет была несколько ниже, чем по РФ (табл. 1).

Таблица 1. Общая заболеваемость детей и подростков в Республике Башкортостан (на 100000, данные статистики)

источник