Меню Рубрики

Анализ питания детей в дошкольных организациях

Питание детей — это одна из главных составляющих в работе всех дошкольных учреждений, поэтому в нашем районе и непосредственно в дошкольном центре развития ребёнка этому вопросу уделяется особое внимание.

Хочу остановиться на контроле за организацией питания в нашем ДОУ. Ежемесячно старшей медсестрой разрабатывается график контроля администрации за организацией питания, который включает в себя контроль за работой пищеблока, кладовой, организацией кормления в группах.

Данные проверки заносятся в специальные карты, позволяющие проанализировать все факторы, влияющие на качество работы по организации питания детей, и принять соответствующие меры.

Питание ребёнка осуществляется на условиях, которые должны обеспечиваться при кормлении: соблюдение гигиенических требований (обработка столов перед раздачей пищи, выполнение детьми гигиенических процедур перед каждым приёмом пищи, работа дежурных по столовой, умение пользоваться столовыми приборами согласно возрасту детей).

Карта «Анализ организации кормления» позволяет нам получить целостную картину организации кормления воспитанников во всех возрастных группах. Согласно разработанным критериям анализу и контролю подвергаются следующие вопросы:

  • наличие меню в группе;
  • эстетика помещения;
  • создание эмоционально-положительной обстановки;
  • качество проветривания;
  • выполнение гигиенических процедур перед приёмом пищи;
  • выполнение графика получения пищи на пищеблоке;
  • достаточность, качество, маркировка посуды для получения еды;
  • количество, качество посуды для приёма пищи;
  • наличие в достаточном количестве столовых приборов соответственно возрасту детей;
  • наличие салфетниц, хлебниц;
  • соответствие объёма порций при раздаче;
  • качество раздаваемой пищи (температурный режим);
  • сервировка столов дежурными;
  • уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей при приёме пищи;
  • ведение застольной беседы педагогом;
  • использование стихотворного сопровождения при кормлении;
  • согласованность действий воспитателя и помощника воспитателя во время кормления детей.

По необходимости, если есть замечания, осуществляется повторный контроль.

Разрабатываемый нами ежемесячный график контроля администрации за режимными моментами в детском саду также включает в себя вопросы организации кормления в группах, и один из вопросов — соблюдение детьми правил культурного поведения за столом:

  • правильно ли они пользуются столовыми приборами;
  • пользуются ли бумажными салфетками;
  • вежливо ли обращаются друг с другом;
  • умеют ли обращаться ко взрослым;
  • есть ли любимые блюда;
  • равнодушны ли к еде;
  • аккуратно ли кушают;
  • съедают ли норму питания (первое блюдо, второе блюдо, третье блюдо).

Основная цель такого контроля состоит в том, чтобы зафиксировать истинное положение дел в группе с организацией качественного питания и своевременно произвести его коррекцию. Полученные результаты отражаются в карте «Соблюдение детьми правил культурного поведения за столом».

Администрация также проверяет вопрос организации работы дежурных по столовой, результаты которого фиксируются в карте «Организация работы дежурных».

Плодотворно работает совет по питанию, который состоит из работников детского сада и представителей родительского комитета. Два раза с месяц согласно графику советом контролируется вопрос по организации питания в дошкольном центре с последующим заполнением актов и проведением ежемесячного заседания с принятием конкретных решений.

Вопрос организации питания в ДОУ рассматривается на педагогических советах, производственно-педагогических совещаниях, групповых родительских собраниях, медико-педагогических совещаниях, обсуждается на родительских собраниях.

Для работников детского сада проводятся консультации, даются рекомендации. Весь материал систематизирован и находится в методическом кабинете. Согласно нашему 10-дневному меню разработана консультация для педагогов и помощников воспитателей «Организация кормления в детском саду», где подробно описано, какими столовыми приборами необходимо пользоваться при приёме конкретного блюда, как правильно сервировать стол к приёму пищи и т.д.

Для родителей детского сада выпущен тематический фотоальбом «Что сегодня на обед?», где помещены фотографии работников пищеблока, фотографии детей при сервировке стола, организации кормления. Все фотографии имеют соответствующий художественный текст.

Один раз в два месяца в ДОУ для родителей выпускается газета «Родничок». Практически в каждом выпуске рассматриваются вопросы питания. В рубрике «Приятного аппетита», редактор газеты взяла у меня интервью, в котором было рассказано о контроле за питанием в нашем ДОУ, даны рекомендации родителям о правильном питании детей дома. В рубрике «Папа, мама, я…» предложены правила этикета для детей и взрослых. В детской страничке мы поместили сказку о пюре для самых маленьких.

Оформили уголки помощников воспитателей в виде фруктов, где поместили, объём выдачи блюд, график выдачи пищи, правила мытья посуды.

источник

Правильно организованное питание детей преддошкольного и дошкольного возраста в условиях ДДУ является важным фактором в формировании роста и развития ребенка, его здоровья не только на данный момент, но и в будущем. Организация питания независимо от типа дошкольного учреждения и времени пребывания в нем ребенка должна базироваться на следующих принципах:
• правильная организация режима питания;
• адекватная энергетическая ценность пищевых рационов (не менее 70 %), соответствующих энерготратам детей;
• сбалансированность рациона по всем необходимым пищевым ингредиентам (белки, жиры, углеводы, витамины, макро- и микроэлементы);
• использование адекватной технологической и кулинарной обработки продуктов, обеспечивающей высокие вкусовые качества блюд и сохранность пищевой ценности продуктов;
• соблюдение всех санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к получению и транспортировке продуктов, местам и условиям их хранения, кулинарной обработке (учитывая специфику ДДУ), раздаче блюд, обработке посуды в групповых ячейках;
• осуществление ежедневного контроля за выполнением всех санитарно-гигиенических требований;
• учет (насколько это возможно в ДДУ) индивидуальных особенностей детей.
В дошкольных учреждениях ежедневно заведующий вместе с медицинским работником составляют меню-требование на основании примерно 10-дневного или двухнедельного меню. Меню представляет собой перечень блюд, входящих в дневной рацион ребенка. При составлении меню исходят из физиологических потребностей ребенка в различных пищевых веществах. Дети должны получать питание 4 раза в сутки с интервалами между приемами пищи не более 4 ч. Завтрак составляет 25 % от суточной энергетической ценности рациона, обед 35 %, полдник — 15—20%, ужин— 25%.
На завтрак следует давать каши, овощные пюре или другие плотные блюда, а также горячие напитки: чай с молоком, кофе, какао, на ужин лучше молочно-овощную пищу при ограниченном количестве жидкости.

Обед должен включать в себя первое жидкое блюдо, второе — преимущественно мясное или рыбное, а третье — сладкое блюдо. В течение одного дня однородные блюда не должны повторяться. Используя один и тот же продукт в течение недели, следует варьировать приготовление из него блюд: например, картофель отварной, картофельные котлеты, картофельное пюре и т.д.
Мясные и рыбные блюда лучше подавать на завтрак и обед, молочные овощные и крупяные — на ужин, молоко, молочнокислые продукты, ягоды, фрукты, сладости, печенье — на полдник. Если отсутствуют те или иные продукты, возможна их замена равноценными (по содержанию белка и жира).
Мед. персонал (сестра или враач) или заведующий дошкольного учреждения присутствует при закладке основных продуктов и раздаче готовых блюд. Они следят за тем, чтобы при кулинарной обработке продукты не теряли своих ценных качеств, чтобы объем готовой пищи точно соответствовал количеству порций по утвержденной норме.
Перед едой дошкольники отправляются туалетную комнату мыть руки. Если она находится рядом с комнатой, где дети обедают, они, по мере того как вымоют руки, самостоятельно садятся за столы и начинают есть уже поданное первое блюдо. Надо следить, чтобы первыми мыли руки и садились за стол те воспитанники, которые едят медленно. Если туалетная отделена от столовой коридором, дети, вымыв руки, возвращаются все вместе в сопровождении воспитателя и садятся за стол одновременно.
В помещении, где едят дети, надо создать уютную обстановку. Скатерти или клеенки на столах должны быть чистыми, посуда, в которой подается пища, — небольших размеров, эстетичной (лучше одинаковых формы и цвета, хотя бы для каждого стола).
Готовую пищу надо раздавать сразу после ее приготовления. Это необходимо для сохранения в ней витаминов и вкусовых качеств, а также для предупреждения пищевых отравлений. Готовую пищу закрывают крышками. Витаминизация пищи проводится ежедневно в пищеблоке или групповой детского учреждения непосредственно перед раздачей.
Первые блюда в момент раздачи должны иметь температуру около 70°С, вторые — не ниже 60 °С, холодные блюда и закуски (салаты, винегрет) — от 10 до 15 °С. Разливать и раскладывать готовую к употреблению пищу надо специальными разливательными черпаками или ложками, вилками, лопаточками. Следует обращать внимание на ее кулинарное оформление: красивые, привлекательные блюда способствуют возбуждению аппетита, а значит, и лучшему усвоению пищи.
Во время приема пищи надо создать спокойную доброжелательную обстановку и поддерживать у детей хорошее настроение, так как состояние нервной системы ребенка сказывается на его аппетите. Не следует проявлять нетерпения, если дети едят медленно, запрещать им во время еды обращаться с просьбой к товарищам или взрослым, постоянно делать замечания. Это отвлекает, нервирует детей и снижает их аппетит.
Если ребенок отказывается от какого-либо полезного блюда, следует постепенно приучить его к нему, давая пищу небольшими порциями. Такого ребенка лучше посадить с детьми, которые едят пищу с удовольствием, и не принуждать ребенка, если он не может съесть всю порцию, так как рекомендуемые средние нормы не рассчитаны на индивидуальные особенности и потребности организма. Если в одно кормление он не доел свою порцию, не надо заставлять его съедать все. В случае, если ребенок систематически съедает меньше нормы, у него плохо нарастает масса тела, го следует показать врачу. Возможно, он нездоров и нуждается в изменении рациона или общего режима дня.
Часто дети не доедают предложенную им пищу, так как устают действовать самостоятельно. Взрослые должны прийти им на помощь и покормить их. Второе блюдо можно разрешить ребенку запивать компотом или киселем. Это особенно необходимо тем детям, у которых выделяется мало слюны, что затрудняет пережевывание пищи и приводит к длительной задержке ее во рту. Запивать пищу водой не следует, так как она разбавляет консистенцию пищеварительных соков. Не надо приучать детей есть много хлеба с первым и тем более со вторым блюдом (особенно с кашами, макаронами). Наевшись хлеба, они не могут полностью съесть порцию, содержащую другие полезные продукты.
4. Воспитание у детей гигиенических навыков приема пищи
Детей учат мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол), пользоваться столовыми приборами. Дошкольников учат пользоваться ножом: правильно резать мясо, огурцы, помидоры. Младшим детям пищу размельчают взрослые.
Во время еды дети не должны спешить, отвлекаться, играть обеденными приборами, набивать полный рот пищей и разговаривать при этом и т. п. Воспитатель учит их пользоваться салфеткой. Малышам перед приемом пищи надевают нагрудники, для старших ставят на стол стакан с бумажными салфетками.

Еженедельно или 1 раз в 10 дней медицинский работник контролирует выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на 1 ребенка и при необходимости проводит коррекцию питания в следующей декаде. Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам накопительной ведомости проводит медицинская сестра 1 раз в месяц (подсчитывают энергетическую ценность, количество белков, жиров и углеводов).

YII. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ЗАКАЛИВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
1.Сущность закаливания
Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию внешней среды (солнечная радиация, химический состав атмосферного воздуха и его физические свойства, вода и др.). Из всех факторов внешней среды наиболее длительное и непрерывное воздействие на организм оказывают воздушная среда, солнечная радиация и вода.
Приспосабливаясь к сложному воздействию всех перечисленных внешних условий, организм способен изменять свои теплопотери. Эта способность сводится в основном к увеличению или уменьшению количества крови, притекающей к кожным покровам. Больший или меньший приток крови к коже, в свою очередь, обусловлен способностью кожных капилляров сужаться или расширяться. Это изменение просвета (диаметра) кожных капилляров осуществляется мышцами капилляров. В ответ на получаемые извне холодовые и тепловые раздражения от центральной нервной системы к кожным капиллярам по сосудодвигательным нервам направляются соответствующие импульсы. В результате кровенаполнение кожи либо увеличивается и она отдает больше тепла в окружающую среду, либо уменьшается и теплоотдача понижается.
Чем младше ребенок, тем хуже проходят в его организме процессы терморегуляции, тем быстрее при неблагоприятных условиях среды он может переохладиться или перегреться. Это объясняется тем, что у детей поверхность кожи относительно массы тела (на 1 кг) больше, ее роговой слой тоньше, а просвет кожных капилляров шире, чем у взрослых.

В связи с малой приспособленностью детей младшего возраста передача раздражений к центрам и ответная реакция у них протекают замедленно и не в полную силу. Их организм часто не успевает быстро отреагировать и защитить себя от холода или жары. Поэтому детей младшего возраста приходится искусственно ограждать как от воздействия холода, так и от перегревания, чтобы предупредить возникновение у них различных заболеваний.
Закаливание в преддошкольном и дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.).
Цель закаливания выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой.

Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенного повышения его дозировки.
В процессе закаливания в организме ребенка происходят сложные изменения. Клетки покровов тела и слизистых оболочек, нервные окончания и связанные с ними нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды. Все физиологические процессы в тканях и органах, в том числе расширение и сокращение кровеносных сосудов, протекают экономичнее, быстрее и совершеннее. Кроме того, окрепшие под влиянием закаливания кожа и слизистые оболочки становятся менее чувствительными и менее проницаемыми для ряда болезнетворных микроорганизмов, а способность организма к борьбе с уже проникшими в него возбудителями возрастает.
В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим и здоровьем, и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Материалы к оперативному контролю по организации питания в детском саду.

Вложение Размер
analiticheskaya_spravka.doc 49 КБ
analiz_pitaniya.docx 18.1 КБ
prilozhenie_k_prikazu.docx 21.68 КБ

по результатам оперативного контроля

«Организация питания в возрастных группах детского сада»

В соответствии с годовым планом, планом-графиком контроля на 2016-2017 учебный год, на основании Приказа от 26.09.2016 № 89 ОД в целях изучения уровня организации питания, выполнения СанПиН, в период с 10.10.2016 г. по 12.10.2016 г. был проведен оперативный контроль.

Заведующий МБДОУ – Гильмутдинова Р.И.

Старшая медицинская сестра — Кузина С.А.

Старший воспитатель — Бирючевская О.А.

Основные цели проверки: изучить и выявить состояние и качество организации питания в возрастных группах ДОУ.

  • изучение условий приема пищи в группах;
  • анализ согласованности взрослых при организации питания детей;
  • анализ профессиональных умений воспитателей по организации приема пищи;
  • анализ взаимодействия с родителями по вопросу питания.

В ходе проверки организации питания установлено, что количество заказанных рационов соответствует количеству детей по табелю посещаемости и фактическому количеству детей в группах.

Читайте также:  Расшифровка анализа коагулограммы у детей

График приема пищи соблюдается, соответствует режиму.

Санитарно-гигиеническая обстановка в группах удовлетворительная: соблюдается график проветривания и влажной уборки помещений; правильно размещена столовая мебель, выполняется график режима питания, соблюдается объем порций при раздаче детям.

Дети питаются в группах, сервировка стола соответствует требованиям СанПиН: у детей индивидуальная посуда для первого, второго и третьего блюда. Педагоги учитывают требование сервировки, эстетику оформления, но отсутствуют бумажные салфетки на столах, в старших группах «Сказка», «Золотая рыбка» на момент проверки не поставлены хлебницы. В татарской группе «Бабочка» имеются цветные тканевые салфетки, что стимулирует детей к аккуратному приему пищи.

В группах старшего дошкольного возраста «Сказка», «Золотая рыбка», «Улыбка» деятельность дежурных осуществляется на высоком уровне.

В группах «Золотая рыбка», «Улыбка» у детей развиты навыки пользования столовыми принадлежностями.

В младших группах «Яблочко», «Бабочка» не ярко выражены культурно-гигиенические навыки, но воспитатели постоянно работают по вопросу воспитания и привития культуры приёма пищи, умело ведут подготовку детей к приёму пищи.

В средних и старших группах умело проходит организация гигиенических процедур.

Обстановка в группах во время приёма пищи спокойная, в татарской, средней санаторной группе воспитатели во время приема пищи сидят за столами вместе с детьми и показывают приемы культурной еды: поправляют пищу кусочком хлеба, берут еду с края и т.д.

Воспитатели всех групп достаточно уделяют внимание посадке ребёнка во время приема пищи, жевать с закрытым ртом, тщательно пережёвывать пищу. Во время еды воспитатели ведут непринужденную беседу, из каких продуктов сварен суп, второе, как называются эти продукты на татарском языке (подготовительная к школе группа «Улыбка», старшая группа № 1 «Сказка», старшая группа № 2 «Золотая рыбка»).

Во всех группах дети приучены благодарить за еду младшего воспитателя.

Дети всех групп после окончания еды спокойно выходят из-за стола, не дожидаясь других, переходят самостоятельно к следующему режимному моменту.

Во всех возрастных группах на специальных стендах имеется утвержденное меню на дату проверки.

Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод, что организация питания в возрастных группах осуществляется в соответствии с правилами приема пищи.

  1. Уделить качеству сервировки столов в соответствии с возрастом детей.
  1. Осуществлять педагогическое руководство при приёме пищи.
  1. Прививать культурно-гигиенические навыки (навыки пользования мылом, личным полотенцем, расческой, бумажной салфеткой).
  1. Закреплять навыки пользоваться столовыми приборами.
  1. Организовать полоскание полости рта после приема пищи.
  1. Разместить консультационный материал для родителей на информационных стендах по детскому питанию.

____________ Гильмутдинова Р.И., заведующей детского сада

____________ Бирючевская О.А., старший воспитатель

____________ Кузина С.А., старшая медсестра

источник

Аналитическая справка по результатам оперативного контроля на тему: «Организация питания в группах, воспитание культуры поведения за столом»

по результатам оперативного контроля на тему:

«Организация питания в группах, воспитание культуры поведения за столом»

В соответствии с годовым планом работы в МБДОУ была проведена проверка в дошкольных группах ДОУ :

группа раннего возраста – воспитатель Науменко О.Н.

1 мл.гр- воспитательЧерницкая Е.А.,

мл.гр –воспитатель Татаринцева Л.К.,

средняя гр- воспитатель Чеботарева Е.В.

подготовительная гр-Изварина С.Ю.

Цель проверки: Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса по формированию ценностных представлений о здоровом образе жизни, посредством воспитания культурно-гигиенических навыков приема пищи у детей.

Организация питания детей в детском саду выполняется в соответствии со строгим выполнением режима дня каждой возрастной группы.

Педагоги понимают, что работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается:

— в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;

— в формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми

и знают, что правильно построенное питание формирует у детей полезные привычки, закладывает основы культуры питания.

Поэтому во всех возрастных группах воспитателями созданы условия для организации питания, и осуществлении дежурства по столовой, начиная со средней группы. В группах имеются уголки дежурных, график дежурства, атрибуты (фартуки для дежурных, салфетницы, хлебницы, скатерти тазик для уборки). Однако отмечено, что в подготовительной группе необходимо пополнить уголок дежурных недостающими атрибутами, внести совок и щетку для сметания крошек со столов.

Воспитатели всех возрастных групп воспитывают у детей желание участвовать в трудовой деятельности. В младшей группе (воспитатель Татаринцева Л.К.) побуждают детей к самостоятельному выполнению поручений, начинают формировать у детей умения необходимые при дежурстве по столовой: дети помогают накрывать стол к обеду (расставляют хлебницы, раскладывают ложки). Отмечено, что дети самостоятельно уносят чашки по окончании еды, оказывают посильную помощь взрослым.

В средней (воспитатель Чеботарева Е.В.) продолжает формировать у детей умение выполнять самостоятельно обязанности дежурных по столовой: дети аккуратно раскладывают, расставляют хлебницы, чашки, тарелки, раздают ложки, вилки). Отмечено желание детей дежурить, надевать форму дежурных, проявляют старание. Также, все дети по окончании приема пищи самостоятельно уносят посуду, стряхивают крошки с салфеток.

В старших и подготовительных группах дети добросовестно выполняют обязанности дежурных по столовой умеют сервировать столы и приводят их в порядок после еды. Отмечено, что дети счищают остатки пищи с тарелок и аккуратно сортируют посуду по стопкам, тем самым участвуя в совместной деятельности с взрослыми, оказывая помощь младшему воспитателю. Однако этого не достаточно, необходимо воспитателю подготовительной группы научить выполнять еще некоторые поручения дежурных: собирать крошки со столов щеткой-сметкой.

Воспитатели всех групп осуществляют руководство во время приема пищи детьми: следят за осанкой детей, за поведением детей за столом, за правильностью пользования столовыми приборами, обращают внимание на вкусно приготовленную пищу, докармливают детей, осуществляют индивидуальный подход. Однако отмечено, что молодой педагог Чеботарева Е.В., не всегда сообщает детям названия блюд, не ведет беседу о том какие продукты были использованы поваром для приготовления блюд (предварительная работа), а также не напоминают Имя и Отчество поваров ДОУ.

У детей всех возрастных групп формируются навыки приема пищи: дети знают, что пищу берут по немного, хорошо пережевывают, нельзя разговаривать во время еды, есть аккуратно, не крошить. Все дети пользуются столовыми приборами, салфетками, благодарят за еду, обращаются с просьбами к взрослым.

У детей первой младшей группы и группы раннего возраста только формируются навыки, им еще трудно не крошить, не разговаривать с полным ртом, правильно держать ложку. Отмечено, что не все дети аккуратно едят, допускают брать пищу руками. Воспитатели ведут ежедневную работу и продолжают совершенствовать навыки аккуратного приема пищи.

Организация питания детей в ДОУ должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. С этой целью в каждой возрастной группе имеется « Меню», информация для родителей о блюдах, которые ребенок получил в течении дня в ДОУ, вывешивая ежедневно. Воспитатели всех групп подходят к вопросу о питании детей серьезно. Регулярно обновляется информация на стендах, проводятся индивидуальные беседы с семьями о вкусовых предпочтениях ребят и индивидуальных особенностях (дети с заболеваниями: пищевая аллергия, диатезы), а также проводятся консультации по вопросу воспитания культурно-гигиенических навыков у детей.

Таким образом, можно отметить, что работа по взаимодействию с семьями воспитанников по вопросам столового этикета ведется своевременно, с учетом запросов родителей.

Рекомендации и предложения по организации работы:

Воспитателям всех возрастных групп продолжить работу по формированию навыков приема пищи, воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей, согласно возрастных особенностей своей группы.

Воспитателям группы раннего возраста и первой младшей группы усилить работу по формированию навыков поведения за столом, продолжать совершенствовать культуру еды : правильно пользоваться столовыми приборами.

4. Продолжать вести работу по взаимодействию с семьями воспитанников по данному вопросу.

источник

Оксана
Организация питания в детском саду

Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания.

Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о правильном питании занимает особое внимание.

Организация питания в ДОУ включает следующие направления: материально — технические условия (обеспечение); кадровые условия; воспитательно — образовательная работа педагогов; творческий подход педагогов в организации питания.

Материально-технические условия в ДОУ соответствуют СанПину 2.4.1.3049-13. Раздел XIII. Требования к оборудованию пищеблока,инвентарю, посуде.

В августе 2014 году в ДОУ был проведен капитальный ремонт пищеблока: обновлена кафельная плитка (пол, стены, поставлены локтевые смесители, установлены очистительные фильтры для воды, выполнены предписания Роспотребнадзора.

На пищеблоке работают два повара. Евгенова Галина Анатольевна. Работает в ДОУ с 2010 года (IV разряд).

Переверзева Нина Гайзеровна. Работает в ДОУ с 1993 года (IV разряд).

Процесс организации питания в детском саду основывается на нормативных и методических документах по питанию. Основным документом является СанПиН 2.4.1.3049 – 2013. В ДОУ организовано трехразовое питание на основе примерного десятидневного меню. В детском саду имеется картотека технологических карт, утвержденная заведующим. Один экземпляр картотеки находится у старшей медицинской сестры, другой на пищеблоке. На второй завтрак дети получают соки, фрукты, кисломолочные продукты. В питании детей используется йодированная соль, проводится обязательная витаминизация третьего блюда.

Воспитанники с охотой принимают кислородные коктейли на основе сиропа шиповника и сока.

На начало учебного года в детском саду были изданы распоряжения: «Об организации питания детей», «О создании комиссии по питанию», «О создании бракеражной комиссии», «О назначении ответственного за снятие и хранение суточных проб», которые были доведены до сведения ответственным лицам за организацию питания. Разработан план мероприятий по контролю за организацией питания на 2014 – 2015 учебный год, который был утвержден заведующим. В него вошли разделы: организационная работа, работа с кадрами, работа с детьми, работа с родителями, контроль за организацией питания.

Имеется программа производственного контроля, циклограмма контроля руководителя за организацией питания. Были разработаны план оперативного контроля «Организация питания в группах», схема контроля «Культура поведения за столом», диагностики по проверке пищеблока, склада для хранения продуктов.

Соблюдаются требования к хранению продуктов, в наличии контейнеры, стеллажи, поддоны. Для хранения скоропортящихся продуктов в полном объеме имеется холодильное оборудование. Завхоз ведет журнал контроля температурного режима холодильников. При хранении продуктов питания соблюдается товарное соседство. Продукты питания поставляются в детский сад согласно поданных заявок. Заместитель заведующей по хозяйству ведет всю необходимую документацию по организации питания: «Журнал бракеража сырой продукции», «Книгу складского учета». Продукты принимаются на склад с обязательным набором сопроводительных документов: накладная, счет-фактура, сертификат качества и ветеринарная справка. При отсутствии, какого либо документа продукты на склад не принимаются. Все продукты тщательно осматриваются.

Имеется «График проверки санитарно – эпидемиологического состояния». В графике отражены основные мероприятия- СЭС групп, СЭС пищеблока, организация питания в группах. Собраны диагностические (контрольные) карты, которые заполняются согласно очередности мероприятия по графику. В график внесены ответственные члены комиссии по питанию.

Результаты контроля обсуждаются с заведующим учреждения.

Старшая медицинская сестра аккуратно ведет всю необходимую документацию, составляет меню-требование на детей ясельного и садовского возраста. В случае увеличения или уменьшения количества детей (свыше трех человек) по сравнению с утвержденными по меню данными, медсестра составляет расчет изменения потребности в продуктах питания.

Режим питания воспитанников осуществляется согласно графика выдачи пищи по рекомендованному времени СанПиНа 2.4.1.3049-13

СанПиН 1 — я 2 -я средняя старшая подготовительная

08.30 – 09.00 Завтрак 08.30 08.35 08.40 08.45 08.50

12.00 – 13.00 Обед 11.45 12.15 12.20 12.30 12.35

15.30 – 16.00 Полдник 15.30 15.35 15.40 15.45 15.50

Воспитательно — образовательная деятельность с воспитанниками ДОУ по организации питания включает: обеспечение учебно – воспитательного процесса методическими пособиями; непосредственно образовательная деятельность; организация питания (завтрак, обед, полдник);предметно- развивающая среда групп.

Обеспечение учебно – воспитательного процесса методическими пособиями разнообразно. Методические пособия для педагогов по организации питания в каждой возрастной группе (представлен как пример).

Дидактические пособия (иллюстрированный материал для занятий с воспитанниками) (представлен как пример).

В каждой возрастной группе имеются методические пособия.

Непосредственно — образовательная деятельность включает следующие формы работы с воспитанниками: сюрпризные моменты (когда в гости приходит бабушка и приносит вкусные пирожки с капустой, но и не только пирожки).

Проигрывание сюжета русской народной сказки «Репка» (после театрализации педагоги рассказывают о пользе репки и её витаминах).

Чтение художественной литературы о полезных свойствах продуктов (классификация литературы).

По тематическому планированию (лепка, рисование, аппликация) развитие умений, навыков в изобразительной работе. Реализация тематических общих тем по примерной программе.

Проводятся беседы с детьми о пищевой ценности продуктов, витаминах.

Организация питания (завтрак, обед, полдник).

В детском саду создана благоприятная эмоциональная обстановка во время приема пищи. Дети обеспечены соответствующей посудой, столы и стулья соответствуют ростовым показателям, имеют маркировку в соответствии с СанПиН. Воспитатели осуществляют руководство питанием детей: следят за осанкой, поведением за столом, сообщают названия блюд, обращают внимание на вкусно приготовленную пищу, докармливают детей, осуществляют индивидуальный подход. Дети приучены пользоваться салфетками, благодарят после еды. Но вместе с тем воспитателям следует больше внимания уделять правилам пользования столовыми приборами.

1. Подготовка к приему пищи

Так что, дети, постарайтесь,

Воспитатели являются примером.

Можно использовать сервировку стола по временам года!

Воспитатели формируют у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививают простейшие навыки самообслуживания в сервировке стола.

Прием пищи осуществляется под контролем воспитателей.

Час обеда подошел, сели деточки за стол

Формирования навыков самообслуживания.

Предметно — развивающая среда групп насыщенна. Имеются развивающие центры. Воспитатель организовывает сюжетно — ролевые игры: «Магазин», «Дом», «Кафе», «В гостях», «Столовая». Игровой материал разнообразен и подобран по возрасту детей.

Ведется работа по информированию родителей о здоровой пищи.

Ежегодно проводим социологические опросы. В октябре 2014 учебного года родителям была предложена анкета «Питание в семье«. Всего в анкете предложили 8 вопросов. Результаты были следующими:87%- родителей обсуждают дома вопросы правильного питания; 83% — родителей имеют представления о пищевой ценности продуктов; 49% — родителей обращают внимание на сроки годности при покупке продукта, 17% — родителей обращают внимание на полезность и витамины содержащихся в продукте, 11% — родителей отдают предпочтение вкусовым особенностям продукта; 35% — родителей отметили предпочтения своих детей первым блюдам, 14% — предпочтения детей хлебобулочным изделиям (8% отметили предпочтение своих детей фруктам и овощам); 75% — родителей рассказывают своим детям о полезных свойствах и витаминах; 63% — родителей знакомятся с меню в детском саду; 10% – родителей хотят узнать о полезных свойствах продуктов, 33% – родителей хотят узнать о примерном меню на каждый день, 39% – родителей хотят узнать о витаминах для растущего организма.

Для родителей предложили консультационный материал о рациональном питании дошкольников. Воспитатели подготовили материал для мини — сборника «Вкусно и полезно», где представили детские рецепты: завтрака, обеда, полдника, ужина от родителей. Оформили сборник и напечатали.

Работа ведется по данному направлению! Желаю и Вам успехов!

Организация питания в детском саду Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение ее в воспитательно-образовательном процессе.

Педагогический проект «Правильное питание. Каша — радость наша!» Авторы проекта Стефанова А. В., Лазутина И. В. Каждому из нас с детства знакомы слова: «Сорока — ворона кашу варила, деток кормила. Этому.

Читайте также:  Расшифровка анализа фсг у детей

источник

Полноценному и рациональному питанию дошкольников обязательно должно уделяться большое внимание. Ведь от него будет зависеть правильное развитие, нормальный рост и крепкое здоровье. В том случае, если организм ребенка не будет получать достаточного количество полезных минералов и витаминов, то это может привести к снижению физической активности, нарушению развития и роста.

Анализ организации питания в детском саду выполняется несколькими служебными подразделениями. В первую очередь его выполняют директор образовательного учреждения, медицинский работник и технолог.

Для проведения качества организации питания детей приглашаются комиссии, в которых участвуют общественные организации, муниципальные органы, родители и др. Также, контроль ведет вышестоящий орган Роспотребнадзор. В тех случаях, когда администрация дошкольного детского учреждения или поставщик готовых блюд либо продуктов допустили какие-либо нарушения, то могут быть применены санкции. К примеру, в виде приостановления деятельности, административного штрафа или устранения нарушения.

Меню для различных возрастных групп разрабатывается отдельно. К тому же, состав блюд может иметь отличия от сезона. По этой причине, меню летнее и осеннее другое, по сравнению с зимним и весенним.

Администрация образовательного учреждения, как правило, всегда составляет меню, рассчитанное на две недели. Блюда могут быть приготовлены непосредственно в детском саду или быть заказаны в различных организациях общественного питания.

Многие дошкольные учреждения пользуются услугами комбинатов. Но, к их выбору следует подходить с осторожностью. Доверять приготовление блюд необходимо лишь проверенным и надежным организациям, которые осуществляют свою деятельность достаточное количество времени и имеют большую базу клиентов.

Проходит анализ организации питания в детском саду с учетом следующих факторов:

  • калорийность блюд;
  • технология приготовления пищи;
  • правильная обработка и хранение продуктов;
  • своевременное приготовление и срок реализации приготовленной пищи;
  • качество поставляемых продуктов питания.

Вся информация заносится в специальные карты, благодаря которым можно отследить динамику работы по организации питания дошкольников и в случае необходимости принять меры, позволяющие улучшить качество питания.

Также, очень важно уделить внимание условиям соблюдения гигиенических требований. Это, в первую очередь, соблюдение детьми правил личной гигиены и поддержание чистоты на кухне и в обеденной зоне. Эти факторы очень важны для того, чтобы был выполнен правильный анализ организации питания в детском саду.

Детское меню обязательно должно быть правильно составлено. Стоит учитывать, что порядка 60 процентов в рационе ребенка составляет белок. Остальное процентное соотношение приходится на полезные витамины, жиры и углеводы.

Но, важно понимать, что у каждого ребенка могут быть свои потребности в приеме пищи. Также, многое зависит от времени года. В летний период дети большее количество времени проводят на свежем воздухе и их аппетит повышается.

Порой ребенок в период адаптации может плохо кушать. Но, заставлять его доедать порцию не стоит. Иначе он просто не захочет посещать дошкольное учреждение. Стоит отметить, что малыша не следует кормить насильно, рассказывать сказки или развлекать картинками и игрушками. Объясняется это тем, что если у ребенка будет отвлеченное внимание, то это приводит к подавлению пищевого рефлекса и замедленной выработке пищеварительного сока. Допускается лишь включение спокойной тихой музыки.

Очень важно учитывать привычки и вкусы детей. Приучение к полезным продуктам должно проходить постепенно. В том случае, когда у ребенка наблюдается плохой аппетит можно во время принятия пищи дать ему стакан сока или воды. Дошкольникам порой бывает сложно употреблять плотную пищу.

В дошкольном возрасте ребенок получает большое количество физических и умственных нагрузок. И поэтому, его питание должно организовываться так, чтобы было обеспечено нормальное развитие организма и его рост.

Для этого потребуется соблюдение нескольких важных принципов:

  • обработка продуктов и приготовление пищи должно выполняться с соблюдением всех технологий. При этом, к помещению, в котором происходит процесс производства блюд и к сотрудникам предъявляются санитарные нормы;
  • питание должно быть разнообразное. Ведь, только так оно может быть сбалансированным. Также, важно учитывать у каждого ребенка его индивидуальные особенности;
  • в продуктах питания обязательно должны присутствовать нутриенты. Именно они помогают снабдить организм детей необходимыми веществами и количеством энергии для активности.

Как правило, в дошкольном учреждении ребенок получает питание, соответствующее его возрасту, четыре раза. По этой причине в домашней обстановке ему необходимо те блюда и продукты, которые не вошли в рацион в дневное время. Достаточно часто в детских садах для удобства родителей воспитатели выдают им меню для ознакомления. В то время, когда ребенок не посещает детский сад, к примеру, в праздничные или выходные дни, лучше всего придерживаться примерного меню дошкольного учреждения.

Рацион дошкольника нее должен содержать острые специи, жирные продукты, консервы и копченую пищу. Для того, чтобы были улучшены вкусовые качества некоторых блюд, можно добавлять чеснок, лук и различную зелень. К тому же, они имеют антибактериальное свойство, помогающее детскому организму бороться с вредными бактериями.

Стоит отметить, что маленьким детям не желательно употреблять большое количество воды. Объясняется это тем, что создается большая нагрузка на почки и сердце из-за того, что организм дошкольника неустойчивый электролитный обмен. В летний период лучше давать ребенку пить часто, но небольшими порциями. Ежедневно ребенок нуждается на один килограмм своего веса в 60 миллилитрах воды.

В детское меню обязательно должны входить:

  • свежие соки;
  • макаронные изделия;
  • различные крупы;
  • рыба;
  • яйца;
  • мясо нежирных сортов;
  • хлебобулочные изделия;
  • зелень, овощи и фрукты;
  • молочные продукты.

Для нормальной работы желудочно-кишечного тракта очень важно употреблять различные супы. Но, готовить их лучше на воде, чтобы бульон не был слишком жирным. Также, в приготовленные продукты желательно добавлять йодированную соль. Именно она является наиболее полезной.

Правильная организация питания дошкольников является залогом их здоровья. Поэтому, приготовлению пищи и разработке меню необходимо уделять должное внимание. Обязательно в рационе должны быть разнообразные натуральные и свежие продукты, которые смогут обеспечить все потребности детского организма в полезных и питательных веществах.

источник

Правильное, здоровое, рациональное питание для ребёнка является гарантией нормального течения роста, физического и нервно-психологического развития, долгой и счастливой жизни, эффективного образовательного и воспитательного процесса. Ухудшение качества питания приводит к ослаблению иммунной системы, ухудшению защитной реакции организма, прогрессированию развития аллергических реакций. Поэтому в работе любого детского сада организация питания должна постоянно находиться под контролем.

В детских садах питание должно организовываться на основе СанПиН 2.4.1.3049–13.Согласно требованиям СанПиНа, здоровой нормой для ребёнка каждой возрастной группы является 5-ти разовое питание. Также, меню в ДОУ должно составляться на срок не более 14 дней, блюда должны различаться по составу, включать в себя весь спектр полезных микроэлементов, БЖУ, витаминов и минералов. Продукты, которые дают наибольшее количество энергии(мясные и рыбные изделия), должны подаваться в первое половине дня, в отличие от блюд из овощей и молочных продуктов. Салаты, молочные супы, варёные и тушёные овощи отлично подходят для ужина. Разрешается готовить вторые блюда из субпродуктов, например печёночный паштет, отварной язык. Кисломолочные продукты следует подавать на полдник вместе с кондитерским изделием. При разработке рецептов меню необходимо, чтобы ребёнок потреблял суточную норму молока, масла, хлеба и мяса ежедневно. Для надёжного хранения овощей используют пищеблок, которые традиционно состоит из овощного и кладового цеха. Рацион различный соответственно для двух возрастных групп: от 1,5 до 3 лет и от 4 до 6 лет. Набор блюд для всех детей не меняется из-за возраста, различия состоят в калорийности блюд и их объёме: для ребят младше 3 лет суточной нормой калорий является 1400 ккал, а для детей старше 3 — 1800 ккал. При этом 75% питательных веществ малыш обязан получить в детском садике, а 25%-дома. Очень важно, чтобы соотношение БЖУ было в следующих пропорциях: 1:1:4. В разработке меню для малышей следует учитывать и их особенности, например аллергические реакции на отдельные ингредиенты, отказ от некоторых блюд по религиозным или национальным соображениям родителей.

Принципами разработки меню в ДОУ являются:

  1. Сбалансированный рацион достигается благодаря использованию и чередованию разнообразных ингредиентов.
  2. Включение в рацион незаменимых питательных веществ, витаминов, минералов.
  3. Энергетическая ценность еды детей соответствует ежедневному расходу калорий ребёнка.
  4. Подвергаться обработке как кулинарной, так и технологической, должны все продукты, которые впоследствии будут использованы в пищу.
  5. Блюда должны быть приятны на вкус и не вызывать негативной реакции.

Медицинская сестра должна тщательно контролировать санитарно-гигиеническое состояние пищевого блока и присутствовать во время закладки ингредиентов в котёл. Требованиям Госсанэпиднадзора должно соответствовать санитарно-гигиеническое состояние ДОУ.

Контролирует организацию питания в саду одновременно несколько отделов: административный, медицинский, хозяйственный, но главным является руководитель. Он на протяжении всего года обязан провести 2 плановые проверки, где он тщательно проверяет состояние пищеблока, качество ингредиентов и уже готовых блюд, соблюдение гигиены, разнообразие меню. Полный список всех объектов, попадающих под контроль, можно найти тут. Контроль может производиться как в целом по всей системе питания, который подразумевает беседы с родителями и детьми,их анкетирование, проверку документации, состояние пищеблока(пример итогов тематического контроля можно найти тут), так по отдельным пунктам, например охрана труда на пищеблоке(пример оперативного контроля по состоянию охраны труда на пищеблоке можно найти тут).Заведующая проверяет получаемый товар, наличие справки тары, её маркировку при повторном использовании, каким образом доставляют продукты (не разрешается складирование пищевого сырья, которое впоследствии подвергнется термической обработке и сырьё, употребляемое без неё), наличие санитарного паспорта транспортного средства. Необходимо помнить, что каждый тип продукци (цельномолочный, хлебобулочный и т. д.) имеет свой сертификат, который действителен на протяжении года. Качество товаров, приходящих в садик, контролируется Журналом бракеража скоропортящихся продуктов, в нем завхоз отмечает условия хранения продуктов,их свойства, сроки годности. Бракераж контролирует запакованным или распакованным приходит продукт,оценивает внешне состояние привезённого товара(критерии оценки доброкачественности основных продуктов можно найти тут). Недопустимо хранение мясной и цельномолочной продукции совместно, хранение продуктов, не нуждающихся в тепловой обработке в контейнере продуктов, которые ей будут подвергаться. Должен также быть журнал учёта температуры холодильного оборудования. Периодически следует взвешивать продукты и сопоставлять полученные данные с меню-требованием, где прописано каждое блюдо с указанием массы всех ингредиентов. Меню-требование используется при выдаче продуктов питания со склада, составляется каждый день, указывают перечень блюд дневного рациона, их выход, количество и массу продуктов для изготовления каждого блюда. О том, как составить и оформить меню-требование можно тут.

Технологическую карту составляют на основе картотек блюд, где прописывается рецепт блюда, а также некоторые данные:

  • масса «брутто» — масса продукта до его холодной обработки;
  • масса «нетто» — масса продукта с учётом тепловых потерь при хо­лодной обработке;
  • выход порций;
  • состав и энергетическая ценность (калорийность) продукта «нетто»;
  • технология приготовления блюда.

Приказом руководителя происходит утверждение картотеки. Первый её экземпляр должен быть у медицинской сестры, так как она составляет меню-требование, ещё один — у поваров, вместе с технологической картой. В Журнале бракеража указываются суточные пробы блюд, там также отмечается качество готовой продукции,доброкачественная оценка внешнего состояния еды (полное описание органолептического оценивания блюда можно найти тут). Суточные пробы обычно откладывают в закрытую стерильно чистую ёмкость и хранят в холодильной камере 48 часов, где температура от+2 до +6 °C . (полную информацию о процедуре снятии пробы можно прочитать тут). Для ежедневного санитарного контроля происходит проверка:

  1. Качества уборки кухни и всех подсобных помещений;
  2. Соблюдения правил мытья посуды, оборудования (только с использованием разрешённых моющих средств, имеющих сертификат);
  3. Наличие достаточного количества промаркированных разделочных досок, правильное их использование и хранение;
  4. Чёткое выполнение требований кулинарной обработки продуктов, особенно тех, что идут в пищу без термической обработки.

Руководитель следит также за:

  1. соблюдением охраны труда на пищеблоке;
  2. исправностью электропроводки и всего оборудования;
  3. соблюдением правил личной гигиены сотрудников;
  4. работой завхоза по ведению учёта полученных и расходуемых продуктов;
  5. рациональ­ным расходованием выделенных по смете денежных средств на питание.

А Также руководитель производит расчёт стоимости месячного питания и сверять по меню-требованию число питающихся детей с их посещаемостью.

На основе результатов проверок составляются соответствующие акты и хранятся вместе в папке.

Качество питания в таких садах должно соответствовать всем нормам и правилам, а также требованиям родителей. В отличие от государственных детских садов, частные сады самостоятельно выбирают поставщиков продуктов. Особенностями планирования рациона малышей в частном детскому саду, во-первых, является возможность генерирования индивидуального рациона для малыша исходя из его семейных, национальных или физиологических особенностей. При поступлении ребёнка в частный детский сад родители заполняют анкету, в которой указываются вкусовые предпочтения их ребёнка. Частные сады могут без проблем составить меню для вегетарианцев, мусульман или аллергиков. Конечно, такие сады также обязаны соблюдать правила СанПиНа и все их питание также регламентировано высшими инстанциями, но такие сады могут позволить себе заменить индейкой курицу или добавить мясо кролика в рацион детей.

Во-вторых, все блюда в частных детских садах являются свежеприготовленными, полуфабрикаты не допускаются. Например, пельмени, сырники, вареники должны быть только руколепными, также нарезка овощей и фруктов производится непосредственно перед подачей на стол, ужин готовится во время послеобеденного тихого часа.

Нередким явлением в частных садах является обеспечение малышей уже приготовленными блюдами, которые привозят в изотермических контейнерах с пищеблоков других школ или садиков либо других организаций питания, а также кейтеринговыми компаниями. Они занимаются приготовлением и доставкой обедов.

В случае централизованной поставки из других школьно-базовых учреждений для подтверждения качества в товарно-транспортной накладной необходимо указывать:

  1. сведения о номере сертификата соответствия;
  2. срок его действия;
  3. орган, выдавший сертификат.
  1. регистрационный номер декларации о соответствии;
  2. срок её действия;
  3. наименование изготовителя или производителя (поставщика), принявшего декларацию;
  4. орган, её зарегистрировавший.

Длительность нахождения ранее приготовленной еды в специальных термосах ни в коем случае не должно быть больше 2 часов. Столько тара способна поддерживать соответствующую температуру, которая должна быть не меньше, чем при раздаче. При наличии специального санитарного паспорта разрешается транспортировка продуктов питания, перевозка сырых ингредиентов и уже приготовленных блюд должна производиться раздельно. В летние сезоны можно предложить родителям докупать сезонные фрукты за отдельную плату. В частных детских садах питание может стать проблемой из-за визитов санэпидемслужб, поэтому иногда родителям предлагают давать малышам еду с собой в контейнере, а в обед её разогревать, такую практику часто используют в Европе. Расход на питание нужно включать в ежемесячную стоимость садика.

Все знают, что чистота-залог здоровья, поэтому детям необходимо показывать это на собственном примере. Всегда мойте руки перед едой и после, мотивируя своим примером малышей, ведь лучшим средством от микробов является мыло. Если ребёнок, прежде чем сесть за стол, играл в игрушки, с животными, пользовался туалетом, то, без сомнений, направляйте его в ванную.

Очень важно обучать детей правилам этикета и культуре питания с самого раннего возраста. Именно в детском саду ребёнок учится пользоваться вилкой, ножом,ложкой, учится накрывать стол скатертью, раскладывать салфетки, расставлять нас стол вазочки с цветами или по-своему украшать обеденный стол. Нужно не замечать отмечать приятный внешний вид блюда, запах. Если у ребёнка плохой аппетит, то можно предложить ему воды и уговорить съесть самую белковую часть блюда.

Читайте также:  Расшифровка анализа иммунный статус у детей

Важным аспектом являются соответствование окружающей обстановке принятию пищи. Не должно быть таких отвлекающих источников, как: громкие разговоры, приказы, музыка, когда приходит время обеда, то ребёнок не должен нервничать или быть в истерике. Нельзя торопить детей во время еды. Обязательно нужно накрывать столы скатертью, детям следует использовать салфетки. не должны вызывать негативные эмоции вид еды на тарелке, а, наоборот, вызывать аппетит. Температура приготовления пищи — 50–60°, чтобы не допустить ожога. Нельзя использовать алюминиевую посуду, лучше, чтобы она была из стекла или фаянса, возможна нержавеющая сталь.

Всегда указывайте детям о том, что нельзя класть локти на стол, после окончания приёма пищи нужно промокнуть рот салфеткой и вытереть руки, из-за стола не стоит выходить с пищей. Ребят старшего возраста можно интересно складывать салфетки (лебедь, кораблик). Обращать их внимание, что салфетка должна быть выглаженная, свежая, чистая.

Никогда не забывайте напоминать детям о том, что во время еды нужно:

  • Есть размеренно, а не торопливо или чересчур медленно;
  • Ждать, пока горячее блюдо или напиток остынет, а не дуть на них;
  • Есть беззвучно, а не чавкать;
  • Съедать всё, что лежит на тарелке; оставлять пищу некрасиво, но и вытирать тарелку хлебом досуха не следует;
  • Набирать соль специальной ложечкой или кончиком ножа;
  • Насыпать сахарный песок в чай или другой напиток специальной ложкой.

Одной из наиболее популярных компьютерных программ для оптимизации планирования питания является «Детский сад: Питание». В ней есть такие возможности, как:

  1. Учет продуктов;
  2. Проектирование технологических карт и рецептов блюд;
  3. Планирование меню на любой период, меню-требования;
  4. Подсчет расхода и остатков продуктов на складе,
  5. Бракеражный журнал;
  6. Составляются отчёты о составе блюд по химическим элементам, их витаминной ценности, количеству микроэлементов;
  7. Надёжное хранение всех важных данных, а также она постоянно обновляется и дорабатывается. Соответствует с нормами питания СанПиН 2.4.12660–10.

Далее вы сможете увидеть пример конспекта о подготовке к завтраку, завтраку и подготовке к обеду

Вид деятельности: дежурство

  1. Укрепить навыки о том, как правильно накрывать стол и сервировать столовые приборы(ложка справа от тарелки, вилка слева), обращаться к няне и воспитателям по имени и отчеству;
  2. Закреплять знания о необходимости мыть руки перед едой, КГН.
  1. Фартучки для дежурных;
  2. Столовая посуда;
  3. Салфетницы.

Назначаю ребят, которые дежурят, они надевают специальные фартучки и начинают накрывать столы.

Для лучшего выполнения дежурными своих обязанностей предлагаю им сопровождать сервировку стихами:

Хлеб душистый, свежий, вкусный.

Ручки чашек смотрят вправо,

Не спеши, как класть подумай,

Будет с вилкой нож дружить.

Татьяна Петровна Бажанова

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/26/konspekt-rezhimnogo-momenta-podgotovka-k-obeduobed

Остальные малыши моют руки. Напоминаю детям о том, что в ванной комнате запрещается бегать, шуметь, руки моются обязательно с мылом, кран закрываем плотно, после мытья вытираем руки полотенцем.Перед тем как зайти в умывальную, читаю детям стихотворение, чтобы поднять им настроение:

Грязные руки грозят бедой.

Чтоб всегда здоровым быть.

Татьяна Петровна Бажанова

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/26/konspekt-rezhimnogo-momenta-podgotovka-k-obeduobed

закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, не чавкать, пищу брать небольшими кусочками, вытирать рот салфеткой, полоскать его после еды; закреплять КГН.

Пока дети едят, напоминаю им о том, как себя следует вести: не ставить локти на стол,жевать тихо, не разговаривать. Можно сыграть с детьми в игру, которая потребует использование воображения: пусть каждый придумает, что на хлебе намазано не обычное масло, а шоколадное или в тарелке не простая каша, а каша волшебников. Мотивирую детей докушать все, что лежит на их тарелке. Чтобы привить детям эстетику питания и улучшить аппетит, зачитываю стихотворение:

Дети! Пришёл сегодня в гости

Татьяна Иванова

http://www.maam.ru/detskijsad/otkrytyi-pokaz-rezhimnogo-momenta-podgotovka-k-zavtraku-zavtrak-v-srednei-grupe.html

После еды обязательно напоминаю о необходимости вытереть руки, прополоснуть рот. После еды советую тем, кто не устал — помочь дежурным с уборкой со столов.

Закрепить знания о КГН ( тщательно мыть руки с мылом перед едой, вытирать насухо их полотенцем).

Сначала для улучшения аппетита и обмена веществ выполняем психофизический комплекс Руденко А.С:

  1. Потянуться вверх (ладони соединить «замком» над головой).
  2. Погладить живот (по часовой стрелке).
  3. Сесть за стол с прямой спиной на край стула, ступы стоят на полу.
  4. Пощёлкать зубами 24 раза.
  5. Понюхать пищу. Вращать языком во рту.
  6. Накопленную слюну проглотить медленно.
  7. Есть медленно, чувствуя вкус, тщательно пережёвывая пищу.

После проведения комплекса играю с ребятами в игру : «А ну-ка в очередь!»: дети становятся во столько колон, сколько умывальников в ванной комнате, количество человек в каждой колоне должно быть одинаковым. После того как дети помыли руки, предлагаю вспомнить им правила поведения за столом в стихотворной форме, пока дежурные накрывают на стол:

Все над ним хохочут звонко,

Надо есть с закрытым ртом,

Татьяна Петровна Бажанова

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/26/konspekt-rezhimnogo-momenta-podgotovka-k-obeduobed

После еды вытираем руки салфетками, рот нужно прополоскать.

При организации питания в детском саду важно грамотно вести документацию. Следует всегда следить за изменениями в законодательстве и держать картотеку документов в порядке. Нужно уделять отдельное внимание контрактам на поставку товаров, выполнению работ, оказаниям аутсорсинговых услуг. По этой ссылке можно найти образцы положения об организации детского питания, приказ об организации детского питания, приказ о создании комиссии по питанию, план работы совета по питанию, план мероприятий по контролю организации питания, положение о баркеражной комиссии, приказ о создании бракеражной комиссии, план работы бракеражной комиссии, приказ об обеспечении качества питания, приказ о назначении ответственного за отбор и хранения суточных проб.

Этот анализ должен включать в себя сведения о:

  1. Состоянии организации питания в целом по ДОУ на данный момент.
  2. Частоте подсчетов итогов по результатам финансирования.
  3. Ведении бухгалтерской деятельности, чему способствует её ведение.
  4. Перечислении актов и норм, по которым регулируется организация питания.
  5. Том, каким образом происходит составление рациона.
  6. Уровне обеспеченности пищеблока кадрами.
  7. Состоянии оборудования, на котором происходит приготовление пищи.
  8. Вовремя ли произвели клеймение.
  9. Месте хранения продуктов, соответствие ведение документации требованиям.
  10. Коррекции доставления ингредиентов блюд на территорию сада.
  11. Частоте ведение контроля энергетической ценности блюд.
  12. Вынесении вопросов на совещания.
  13. Обеспечении контроля вышестоящими органами.
  14. Рекомендательных моментов в отношении родителей касательно питания детей в выходные.

Далее должна следовать таблица, где анализируется питание ребят, в которой отражается соответствие или несоответствие натуральных и фактических показателей за прошлый и текущий год. Должно быть прокомментировано выполнение натуральных норм, её динамика, коррекция соотношения потребления продукциии, увеличилось ли потребление отдельных продуктов, какие наименования находятся на оптимальном, допустимом, недопустимо низком уровне.

Должен быть сделан вывод сбалансированности питания на основании 10-и дневного контроля за питанием и количества потреблённых калорий за 31-дневный период, составлены таблицы, отражающие нормальной и фактическое соотношение БЖУ и калорийности за год. Далее следует подсчитать как изменилась цена 1 дня питания на ребёнка в сравнении с предыдущим годом и тем, сколько было запланировано.

Также в отчёте следует указать взаимодействие ДОУ с родителями детей, информирование их о том, что их ребёнок употребил за весь день и в каком количестве, порекомендовать примерный рацион на вечерний приём пищи и на выходные дни.

Должны быть указаны методы корректирования проблемных ситуаций.

Образец этого анализа можно найти тут.

Эта справка включает в себя следующие сведения:

  1. Описание нормативных документов, на которых она основана;
  2. Наличие картотеки технологических карт;
  3. Использование полезных минеральных веществ и витаминов;
  4. Ведение соответствующей документации;
  5. Средняя фактическая и плановая стоимость 1 дня питания, разница между ними;
  6. Соответствие нормам содержания белков, жиров и углеводов;
  7. Выставление проб;
  8. Состояние складских помещений, посуды, столов;
  9. Уборка пищеблока;
  10. Эмоциональная обстановка во время принятия пищи, обеспечение детей соответствующими условиями для принятия пищи;
  11. Процесс принятия пищи, дежурство;
  12. Обязанности воспитателей и помощников воспитателей во время питания детей;
  13. Рекомендации;
  14. Анализ выполнения контрольных норм в ДОУ.

Образец аналитической справки можно найти тут.

Понедельник
1-й завтрак Каша пшённая, батон с маслом, какао с молоком
2-й завтрак фрукт
обед Салат «Осень»
полдник Молоко, булочка веснушка
ужин Вермишель молочная, яйцо варёное, напиток смородиновый, хлеб пшеничный
вторник
1-й завтрак Омлет натуральный с кукурузой, батон с маслом и сыром, хлеб пшеничный
2-й завтрак сок
обед Салат из капусты с морковью, борщ на м\б со сметаной, рыба припущенная с овощами и сметанным соусом, рис отварной с маслом, компот из кураги, хлеб ржаной
полдник КМ напиток, манник
ужин Тефтели мясные, макароны с маслом, чай с лимоном, хлеб
среда
1-й завтрак Каша ячневая, батон с маслом, чай с молоком
2-й завтрак фрукт
обед Салат «Чиполлино» из лука, уха с зеленью, капуста тушённая с мясом, кисель из клюквы, хлеб ржаной
полдник Сок, рогалик сахарный
ужин Ленивые вареники, напиток из плодов шиповника, хлеб
четверг
1-й завтрак Каша «Солнышко» ( рис, пшено); батон с маслом и сыром, какао с молоком
2-й завтрак сок
обед Салат «Свёкла»(кусочками), суп с клецками, печень по-строгановски в сметанном соусе, гречка отварная рассыпчатая, компот из брусники, хлеб ржаной
полдник Чай с сахаром, мармелад
ужин Рыбные фрикадельки в сметано-томатном соусе, картофельное пюре, напиток из лимонов, хлеб
пятница
1-й завтрак Творожные сырники с изюмом и сгущённым молоком, батон с маслом, чай с лимоном
2-й завтрак фрукт
обед Салат «Морковный» с чесноком, суп щи со сметаной, биточки мясные, горошница с маслом, кисель черничный, хлеб ржаной
полдник КМ напиток, оладьи с джемом
ужин Каша пшеничная, компот из яблок, хлеб

Рецептура (раскладка продуктов) на 100 грамм нетто блюда:

Продукт (полуфабрикат) Брутто, г Нетто, г
Рис 8 8
Крупа пшеничная 51.5 10
Молоко 51.5 51.5
Вода питьевая 34.5 34.5
Сахар 2.5 2.5
Масло сливочное 2.5 2.5

Пищевая ценность, калорийность и химический состав блюда (витамины, микроэлементы):

Наименование показателя, рассчитываемого в соответствии с новым СанПиН Содержание питательных веществ на 100 грамм блюда
Белки, г 3.1
Жиры, г 4.3
Углеводы, г 16.2
Калорийность, ккал 116
B1, мг 0.05
B2, мг 0.07
C, мг 0.1
Ca, мг 61.49
Fe, мг 0.39

Рекомендуемый выход блюда для кормления детей за 1 приём пищи (грамм):

Количество часов содержания детей в ДОУ Дети 1–3 лет (ясли) Дети 3–7 лет (детский сад)
8–10 часов 150/4 200/5
12 часов 150/4 200/5
24 часа 150/4 200/5

Карта приготовления каши в ДОУ:

Сначала нужно перебрать и промыть крупу, потом вскипятить воду, подсолить, засыпать в нее рис, перемешать и варить 10–15 минут. Затем доливают кипящее молоко и добавляют пшено, сахар, перемешивают и варят до готовности, помешивая периодически.

После подачи добавляют кусочек сливочного масла.

Салаты с яйцом пользуются большой популярностью в ДОУ, наиболее часто потребляемые — редис с огурцами и яйцом, а также салат «Летний»

Рецепт на 100 грамм салата:

Продукт (полуфабрикат) Брутто, г Нетто, г
Редис красный обрезной 54.8 50
Огурцы свежие
Яйца 10 10
Сметана 20 20

Пищевая ценность, калорийность и химический состав блюда (витамины, микроэлементы):

Наименование показателя Содержание питательных веществ на 100 грамм блюда Потери питательных веществ продуктов при обработке, %
Белки, г 2.38
Жиры, г 5.05
Углеводы, г 2.88
Калорийность, ккал 66.67
B1, мг 0.0224
B2, мг 0.0867
C, мг 13.795
Ca, мг 45.346
Fe, мг 0.8441

Рекомендуемый выход блюда для кормления за 1 приём пищи (грамм):

Тип довольствующихся / Количество часов содержания детей в ДОУ 8–10 часов 12 часов 24 часа
Дети 1–3 лет 45 45 45
Дети 3–7 лет 60 60 60

Рецепт приготовления этого салата:

Нарезать все ингредиенты на мелкие кусочки, заправить сметаной, укладывать горкой.

Рецептура (раскладка продуктов) на 100 грамм нетто блюда:

Продукт (полуфабрикат) Брутто, г Нетто, г
Картофель 26.6 20
Огурцы свежие
Помидоры 23.5 20
Лук зелёный 12.5 10
Яйца
Сметана 20 20

Пищевая ценность, калорийность и химический состав блюда (витамины, микроэлементы):

Наименование показателя Содержание питательных веществ на 100 грамм блюда Потери питательных веществ продуктов при обработке, %
Белки, г 2.39
Жиры, г 5.05
Углеводы, г 5.14
Калорийность, ккал 75.74
B1, мг 0.0451
B2, мг 0.0934
C, мг 11.95
Ca, мг 38.921
Fe, мг 0.7497

Рекомендуемый выход блюда для кормления за 1 прием пищи (грамм):

Тип довольствующихся / Количество часов содержания детей в ДОУ 8–10 часов 12 часов 24 часа
Дети 1–3 лет 45 45 45
Дети 3–7 лет 60 60 60

Технологическая карта приготовления блюда в столовой (кафе), организации питания:

Очистить картошку, потом отварить и нарубить вместе с огурцом, помидоры нарезаются кубиками, как и фасоль. Нашинковать зелёный лук. Все перемешать, полить сметаной. Красиво выложить нарезанные яйца и посыпать луком.

Разработка питьевого режима должна происходить в соответствии с СанПин 2.4.1. 3049–13

  1. Вода в ДОУ должна всегда быть в свободном доступе для детей(няня кипятит воду 2 раза в день, потом раздаёт детям в стаканчиках, срок хранения кипячёной воды 3 часа, если в группе бутилированная вода либо кулеры с водой, то срок хранения не должен превышать указанного сна этикетке после вскрытия), норма строго не определена, но на 1 кг приходится 80 мл воды; Находясь в течение дня в детском саду малыш должен выпить около 70% суточной нормы;
  2. 18–20°С — норма температуры воды, которую потребляет ребёнок;
  3. На раздаточном столе должно находиться 2 подноса: 1 для ещё не использованных кружек, второй для использованных;
  4. Вода кипятится в отведённой для этого тары, которая обрабатывается ежедневно после ухода всех детей;
  5. В жаркое время года детям следует потреблять воду также при нахождении на свежем воздухе;
  6. Воспитателя и их помощники являются ответственными за потребление воды детьми;
  7. Педагогам всегда следует следить за тем, чтобы была кипячёная вода в группе.
График выдачи воды из пищеблока(4 раза в день):
Когда выдаётся Кем выдаётся
7.20 – 7.30 час, мл. воспитателем
10.00 – 11.00 час. мл. воспитателем
13.00 — 13.20 час., мл. воспитателем
15.00 — 16.00 час. мл. воспитателем

Уголок меню-это определённое место в группе, где содержится информация о завтраке, обеде, полднике и ужине. Соответственно каждый день эта информация должна обновляться.

Логично предположить, что уголок должен был привлекательным для детей, красочным, ярким. На плакате из плотной бумаге формата А4, А5, А6 изображаются любимые герои ребят, например, лунтик, смашарики, Маша и медведь и т. д. Такие персонажи вызывают у детей положительные эмоции, соответственно еда у них будет также ассоциироваться с чем-то приятным. Такой плакат можно нарисовать самостоятельно, можно найти в сети или приобрести в типографии. Эта форма должна иметь разбивку на 5 рабочих дней, там также есть кармашек, в нём находится информация о рационе ребят на ближайшие дни.

Здоровье и развитие ребёнка в высокой степени зависит от полноценного рациона, поэтому требования к организации питания в ДОУ очень строгие. Разнообразия блюд, свежие и натуральные продукты играют ключевую роль в обеспечении организма ребёнка витаминами и минералами.

источник