Меню Рубрики

Анализ произведений куприна для детей

Родился Александр Иванович Куприн 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат (Пензенская губерния) в небогатой семье мелкого чиновника.

1871 год был сложным в биографии Куприна – умер отец, и бедствующая семья переехала в Москву.

В шестилетнем возрасте Куприна отдали в класс Московского сиротского училища, из которого он вышел в 1880 году. После этого Александр Иванович учился в военной академии, Александровском военном училище. Время обучения описано в таких сочинениях Куприна, как: «На переломе (Кадеты)», «Юнкера». «Последний дебют» – первая опубликованная повесть Куприна (1889).

С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах».

Спустя четыре года, Куприн вышел в отставку. После этого писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. В это время Александ Иванович познакомился с Иваном Буниным, Антоном Чеховым и Максимом Горьким.

Краткие рассказы Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Повесть «Поединок»(1905) принесла Александру Ивановичу настоящий успех. Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести «Олеся» (1898), которая была первым крупным и одним из самых любимых его произведений, и повести о неразделенной любви – «Гранатовый браслет»(1910).

Александр Куприн также любил писать рассказы для детей. Для детского чтения им были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие.

Для Александра Ивановича Куприна жизнь и творчество неразделимы. Не принимая политику военного коммунизма, писатель эмигрирует во Францию. Даже после эмиграции в биографии Александра Куприна писательский пыл не утихает, он пишет повести, рассказы, много статей и эссе. Несмотря на это, Куприн живет в материальной нужде и тоскует по родине. Лишь через 17 лет он возвращается в Россию. Тогда же публикуется последний очерк писателя – произведение «Москва родная».

После тяжелой болезни Куприн умирает 25 августа 1938 года. Писателя похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде, рядом с могилой Ивана Тургенева.

  • Куприн имел татарские корни по матери, чем очень гордился. На пике своей славы он иногда любил наряжаться в татарский халат и тюбетейку, и ходить так в общественные места и к друзьям.
  • Перед тем, как стать писателем, Александр Иванович Куприн успел освоить множество профессий. Среди них – работа в цирке и рекламном агентстве. Он также был актером, журналистом, учителем, землемером, рыбаком. Ему все было интересно, и каждый раз хотелось попробовать себя в новом деле. Всего же за свою жизнь Куприн сменил около 20 профессий.
  • Первая жена Куприна, Мария Карловна, замечала за писателем отсутствие порядка и неорганизованность, с чем беспрерывно боролась: обнаружив Александра Ивановича спящим в рабочее время, лишила его завтрака; не пускала мужа домой без новых глав повести, над которой он работал.
  • Самый первый памятник писателю был воздвигнут в Крымском поселке Балаклава в 2009 году. Куприн, будучи человеком добрым и неравнодушным к чужим судьбам, помог спрятаться матросам, участникам Очаковского восстания, от расстрелов в 1905 году. В связи с чем и был поставлен этот памятник.
  • В 1918 году обращался к Ленину с предложением создания газету для деревни — «Земля».
  • посмотреть все интересные факты из жизни Куприна

Проверьте тестом свои знания краткой биографии Куприна:

источник

Увлекательные и затейливые истории, которые автор воссоздает в своих произведениях, всегда очень красноречиво отражают суть и неповторимость каждого персонажа, особенно в поэтическом свете Куприн изображает мир животных.

Оптимистичные взгляды на жизнь у Куприна складывается особенно рельефно по отношению к природе, как к единому живому. Рассказ «Слон» убедительно говорит о том, что люди перестают ценить природу и не видят в ней никакого спасения. Но ведь именно общение с таким же живым существом, как и сама Надя, всего лишь за один день смогло вылечить девочку, вернуть к жизни которую уже отчаялись и самые опытные в своем деле врачи. Проблематика произведения создана очень убедительно и довольно проста: необходимо верить, любить и сделать все от тебя зависящее, чтобы родные люди рядом с тобой всегда могли чувствовать в тебе надежного, доброго и сильного человека. Другой нитью проходит тема детских мечтаний. У каждого из нас найдется вспоминание из детства, которое так и осталось несбыточным мечтанием. Наденьке очень повезло, что ее папа, во что бы то ни стало, устроил встречу дочери со слоном, пусть даже и жили они на втором этаже.

Сюжетная линия рассказа довольно динамична. Завязка начинается с первого же абзаца. Нам становится известно, что девочка заболела. Ежедневно ее посещали доктора, которые проводили тщательный осмотр и недоумевали в чем же дело.

Основная часть приходится на разговор папы с немцем-дрессировщиком, от решения которого зависит судьба Нади и всей ее семьи. Это очень волнительный момент, ведь в случае отказа немца, все могло сложиться иначе. Но этот цирковой человек становится в этом рассказе образом внимательного, отзывчивого и доброго человека. Он посочувствовал беде Надиного отца и, как понятно между строк, невольно представил себя на его месте. Ведь у дрессировщика тоже была дочка Лиза – ровесница Нади.

Кульминация приходится на счастливый миг сбывающейся детской мечты – момент встречи Нади с настоящим слоном по имени Томми. Он произвел на нее большое впечатление и даже оказался немного больше, чем Надя его себе представляла. Но девочка ни капельки не испугалась такого гостя, а с радостью стала уважительно разговаривать с ним, смотреть книжки, чаевничать и играть.

Развязка у этого рассказа счастливая. Благодаря папе, дрессировщику и слону Томми девочка выздоровела, и очень приятно думать, что Надя и Томми так и будут навещать друг друга.

Образы действующих лиц в произведении «Слон» все охарактеризованы, как положительные. И это радует, так хочется очутиться в окружении подобных людей, где каждый готов выслушать, понять и помочь. Такое положение вещей на сегодня все больше и больше становится утопией.

Образ Нади — это послушная, примерная и воспитанная девочка, которая не хочет расстраивать своих родителей. Но, к сожалению, она и сама не может разобраться, что же с ней не так, пока не приснился ей добрый сон о слоне. Надин отец – любящий, упорный, надежный человек, который поверил своему ребенку и решил всеми возможными способами претворить в реальность мечту из сновидения. Ведь счастье маленьких детей всецело зависит от родителей. Мама – идеальный образ женщины, которая готова выполнять все просьбы своего чада, лишь бы Надя пошла на поправку. И ей, как ни кому другому, не знать ли о том, что нет ничего хуже, чем заболевший ребенок. Немец-дрессировщик проявил чувство сострадания и постарался помочь, насколько бы абсурдной не показалась ему эта просьба изначально. А слон Томми с первых строк о нем вызывает лишь безграничное чувство симпатии.

Даже соседи, на которых осыпалась сверху штукатурка от приседаний Томми, не обмолвились и словом. Неважно, что они подумали, но самое главное – не испортили праздник. И городовой не предстает камнем преткновения, а только спокойно просит разойтись зевак. И не забудем про хозяина булочной, у которого для такого случая наготове оказался фисташковый торт и булочки, хоть на улице и была уже глубокая ночь.

Рассказ Куприна получился добрым, светлым, наполненным безграничной любовью к детям.

источник

Раскрытие творческого облика А.И. Куприна-рассказчика, анализ основных проблем рассказов писателя. Гуманистический аспект решения проблем в рассказах А.И. Куприна «Чудесный доктор» и «Слон», анализ данных рассказов в аспектах социальной проблематики.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

2. Гуманистический аспект решения проблем в рассказах А.И. Куприна «Чудесный доктор» и «Слон»

Список использованной литературы

Актуальность и новизна исследования. Александра Ивановича Куприна с уверенностью можно назвать одним из лучших русских писателей начала XX века., творчество которого отличается тончайшим и вместе с тем поразительно реалистичным изображением самых разных областей жизни.

Как отмечает В.Н. Афанасьев: «Среди выдающихся русских писателей начала XX века одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит Александру Ивановичу Куприну. Начав литературную деятельность в самом конце 80-х годов прошлого века, Куприн за свою почти пятидесятилетнюю творческую жизнь создал немало значительных произведений, выдержавших испытание временем. Восторженная увлеченность жизнью, любовь к простому человеку, неиссякаемая вера в его духовные силы, протест против произвола и насилия. Все это делает лучшие произведения Куприна созвучными, понятными и близкими читателю наших дней» Афанасьев В.Н. Александр Куприн. — URL: http://www.kuprin.org.ru/lib/ar/author/330. .

Он является автором таких замечательных рассказов как: «Лунной ночью», «Дознание», «Славянская душа», «На разъезде», «Воробей», «Игрушка», «Белый пудель», «В цирке», «Чудесный доктор», «Слон» и др. В каждом из этих рассказов показывается действительность, жизненные ситуации, проблемы, которые актуальные и в наше время.

К сожалению, рассказы «Чудесный доктор» и «Слон» детально не анализировались в куприноведении. Поэтому мы предприняли идейно-художественный анализ (за исключением речевой характеристики персонажей, стилевых особенностей произведений) этих рассказов, сопроводив его детальным комментированным изложением сюжетов произведений.

Отсюда, цель исследования: анализ проблематики рассказов А.И. Куприна «Чудесный доктор» и «Слон» в аспектах идейного и художественного своеобразия.

1. Раскрыть творческий облик А.И. Куприна-рассказчика, отметить ключевые темы и проблемы рассказов писателя.

2. Дать комментированный пересказ сюжетов рассказов «Чудесный доктор» и «Слон».

3. Проанализировать данные рассказы в аспектах социальной, психологической, нравственной проблематики.

4. Сделать вывод о нравственной значимости этих произведений А.И. Куприна, их духовно-воспитывающем потенциале.

Методологическая основа исследования. Мы опирались на труды таких исследователей, как Афанасьев В., Берков П.Н., Волков А., Кулешов Ф.и др.

В работе задействованы такие, методы исследования, как биографический, историко-функциональный, психологический, аксиологический и др.

Объект исследования — малая проза А.И. Куприна. Предмет — проблематика рассказов А.И. Куприна «Чудесный доктор» и «Слон».

Практическая значимость исследования.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут использоваться:

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованных литератур.

куприн писатель рассказ слон

«Яркий природный талант, огромный запас жизненных наблюдений и резко критическое изображение действительности — вот что определило большой общественный резонанс его произведений в период подготовки и проведения первой русской революции», — пишет А.А. Волков[6;с.277] Действительно в своих произведениях писатель изображает жизнь такой, какой ее можно видеть каждый день.

Литературная деятельность А. И. Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. В 1889 году он печатает свой первый небольшой рассказ «Последний дебют» в журнале «Русский сатирический листок», за что был посажен на гауптвахту, так как воспитанники военных училищ не имели права выступать в печати. Первые рассказы Александра Ивановича Куприна, во многом еще художественно несовершенны, привлекают тематическим разнообразием, вниманием к простому человеку, прославлением его нравственных достоинств — самоуважения, находчивости, гордости.

А.И. Куприн принадлежит к тем писателям, которые умеют заинтересовать читателя сюжетом рассказа, поразить неожиданной развязкой.Это все отображается в ранних рассказах писателя: «Лунной ночью», «Дознание», «Славянская душа», «На разъезде», «Воробей», «Игрушка», «Страшная минута», «Куст сирени», «Негласная ревизия», «К славе», «Безумие» и другие.

Особая примета раннего творчества А.И. Куприна — большой тематический диапазон, при этом внимание писателя было сосредоточено на жизни демократических слоев общества. Главную ценность многостраничной книги «российских типов», создаваемой им, составляла сочная бытопись и сочувственный и гуманистический тон по отношению к своим героям.

Афанасьев В. считал, что в ранних рассказах, несмотря на их неравноценность, «проявляется главная, ведущая линия, связанная со стремлением их автора раскрыть духовную красоту человека-труженика, человека из народа, показать неприглядный облик «хозяев жизни» Афанасьев В.Н. Александр Куприн. — URL: http://www.kuprin.org.ru/lib/ar/author/330. . Лучшими произведениями молодого А.И. Куприна считаются его «военные» рассказы — «Дознание», «Прапорщик армейский». За семь — восемь лет своей писательской молодости А.И. Куприн напечатал примерно сорок рассказов, две повести, четырнадцать бытовых очерков, полдесятка «производственных» очерков, ряд стихотворений, бессчетное количество репортерских заметок, газетных статей, фельетонов, корреспонденций и хроник.

В 1897 г. А.И.Куприн служит управляющим имением в Ровенском уезде. Здесь он тесно сближается с крестьянами, что и отразилось в его рассказах «Лесная глушь», «Конокрады», «Серебряный волк». Тут была написана и замечательная повесть «Олеся». В этих рассказах также писатель описывает природу как реальный и одновременно таинственный и загадочный мир. Писатель стремился показать, что вековое угнетение не могло сломить живую душу народа, смять его могучий талант, чувство добра и справедливости. Как писал Волков, ?? «Пусть крестьянство еще живет косной и темной жизнью, но в его среде из поколения в поколение переходит стремление к доброму и прекрасному»[6;с.279]

К тематике природы также относится ряд рассказов А.И. Куприна о животных такие, как «Изумруд», «Белый пудель», «Барбос и Жулька», «Ю-ю», «Пиратка», «Собачье счастье», «Завирайка», «Барри», «Бальт», «Ральф» и другие. Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их своеобычные нравы и характеры, привычки и верность человеку. Например, в рассказе «Белый пудель» идет воспевание честной бедности, солидарности « гуттаперчевого мальчика» Сережи, четвероногого артиста Арго и веселого, бескорыстного босяка дедушки Лодыжкина в столкновении с богатыми, перекормленными дачниками и их прислугой. Здесь автор поднимает тему социального неравенства, а также бескорыстной дружбы и заботы о «братьях наших меньших».

В 1903 г. появляется первый том рассказов Куприна, выпущенный в журнале горьковским «Знанием». В него вошли несколько рассказов, в том числе и «Болото», который как отмечают критики, является одним из лучших рассказов писателя. Драматическая напряженность рассказа создается изображением определенной обстановки, многочисленными эмоционально-психологическими деталями.

Как отмечает Волков в своем работе: ?? «По содержанию и по настроению этот «бессюжетный» рассказ довольно резко делится на две части. Первая вступительная, носящая несколько философический характер, посвящена рассуждениям студента Сердюкова о таинственной душе русского крестьянства. Связь между первой и второй частью можно проследить только по внутреннему, эмоционально и психологическому аспекту, связь же с основной частью, где возникает тема «болото», губящего человека.

Страшное в рассказе не в нагнетании каких-то ужасов, не в кошмарных видениях. Страшное — в безразличной и полной покорности лесника Степана своей судьбе. В вещах, о которых, казалось бы, нельзя говорить без муки и протеста, Степан сообщает как о чем-то привычном, неизбежном, неотвратимом: « И жена и ребятишки все извелись, просто беда. Грудной еще ничего покуда…. А мальчонку, вашего крестника, на прошлой неделе свезли в Никольское. Это уж мы третьего по счету схоронили….. Позвольте-ка, Егор Иванович, я сам посвечу. Поосторожнее тут» [17,с.246] Рассказ «Болото» — это рассказ о путешествии в один из кругов дантовского ада. Но завершается путешествие как бы возращением к свету, и студентом Сердюковым снова овладевает столь присуще ему радостное» [8; с. 280].

Чуть позже в 1905 году А.И. Куприн обращается к теме критики мещанской интеллигенции и разоблачения реакционного режима. Эта тема занимает значительное место в его творчестве. Наряду с рассказом «Река жизни», в котором изображение омертвелого мещанского быта достигает чеховской остроты и беспощадности, большой интерес представляет рассказы «Убийца», «Обида», «Бред», «Механическое правосудие». Эти рассказы очень разные по своей поэтике, связаны общей идеей гуманистического протеста против насилия над человеком.

В рассказе «Механическое правосудие» писатель подвергает критике буржуазно-помещичью «законность». Это рассказ анекдот, но анекдот, проникнутый беспощадной иронией. Некий преподаватель латыни и греческого языка изобрел «машину для сечения». Он выступает в губернском дворянском собрании с лекцией о своем изобретении. По несчастной случайности лектор был захвачен рычагами демонстрируемой машины и основательно выпорот.

Рассказ «Механическое правосудие» вырастает в широкую и злую сатиру не только на царское правосудие, предстающее в виде тупой машины для сечения, но и на всю «философию» защитников «порядка».

В том же году выходит большой рассказ Куприна «Штабс-капитан Рыбников», где изображен японских разведчик в Петербурге, маскирующийся под туповато-грубого штабс-капитана и проникающий под таким видом в различные учреждения для сбора необходимый ему сведений.

Создание этого образа выявило глубинные возможности психологического дарования А.И. Куприна. Его не интересовала сама рискованная деятельность «штабс-капитана», но занимали тайные движения загадочной для него души. «Какие страшные ощущения должен он испытывать, балансируя весь день, каждую минуту над почти неизбежной смертью» — думает о нем второй герой рассказа, известный петербургский фельетонист Щавинский. Воссоздать эти «ощущения», не прибегая к раскрытию их самим «штабс-капитаном», — основная психологическая задача рассказа.

Сюжет рассказа построен на психологических перипетиях тайной напряженной борьбы «с чужой душою», которую затевает фельетонист с Рыбниковым. Цель этой борьбы — не разоблачение разведчика как такового, маска мнимого капитана могла обмануть лишь людей недалеких и беспечных в своем самодовольстве. Цель Щависнкого — понять душу «смельчака», раскрыть тайну «этого постоянного напряжения ума и воли, этой дьявольской траты душевных сил». Достигнуть этой цели ему удается только отчасти, — Рыбников продолжает свою отчаянную игру,- и полный уважения и ужаса перед необычной силой воли и «одиноким героизмом» фельетонист вдевает в петлицу капитанского пальто бутоньерку с розой в знак мира: «не будем больше изводить друг друга».

Читайте также:  Анализ на мазок у детей

Психологический облик капитана Рыбникова создается путем накопления отдельных наблюдений за его поведением, речью, скрытым презрением. Воссоздания психологии человека путем самораскрытия дается в рассказе «Река жизни» (1906). В течение обыденной пошлой жизни врывается нечто трагическое. Студент, увлеченный недавними революционными событиями, не выдерживает испытания и на допросе жандармского полковника предает своих товарищей. Прежде чем застрелиться, он пишет письмо-исповедь, в которой прослеживает, как постепенно шло проникновение в его душу подлой и рабской трусости. Студент видел, как в дни революции рождались орлята, он и сейчас не отрекается от нее, но у него дряблая душа, и он решает умереть.

Одним из лучших произведением А.И. Куприна считается рассказ «Гамбринус» (1907г.). Он был создан в исторический отрезок времени между двумя российскими революциями, и стал ярким отражением неразрывной связи судьбы простого народа с его культурой. В рассказе перед читателем разворачивается драма жизни посетителей пивного кабачка Гамбринус на Дерибасовской в Одессе. Яркие и самобытные образы героев, центральной фигурой которых является талантливый музыкальный самородок Сашка-скрипач, наполняют неподражаемым шармом атмосферу того времени. Контрастно выглядит искристая и вдохновенная игра музыканта на фоне грозных и трагических событий, вздыбивших Россию и исковеркавших жизнь многих ее граждан.

Идея сюжета произведения затрагивает вечную тему бессмертия и торжества искусства над проявлением жестокости, подлости и безнравственности. В философской мысли гениального французского ученого Б. Паскаля дано определение человеку: человек — тростник, но тростник мыслящий. Это было подхвачено Куприным и перенесено в область литературы. Слова героя Сашки о том, что человека можно изувечить, а настоящее искусство все выдержит и победит, являются здесь своеобразной транскрипцией и звучат как апофеоз стойкости и мужества: «Казалось что из рук изувеченного, скрючившегося Сашки жалкая, наивная свистулька пела на языке, к сожалению, еще не понятном ни для друзей «Гамбринуса», ни для самого Сашки:

— Ничего! Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит» [17, т.4, с. 309]

В рассказе «Гамбринус» чуть более двадцати страниц. Но каждое слово произведения, пронизанное особой магией и энергией литературного мастерства автора, будоражит читателя, держит его в напряжении, не оставляя равнодушным к драматическим событиям, развернувшимся в Российской империи того периода. Волна еврейских погромов в считанные дни сорвала жизнерадостную атмосферу доброжелательных отношений между людьми, погружая веселые улицы южного приморского города в ядовитый мрак ксенофобии. Как отмечает Волков: — « Рассказ «Гамбринус» тоже является одним из тех произведений писателя, в которых он обращался к народной жизни и хотел показать душу народа, жаждущую красоты и добра вопреки еще торжествующему социальному злу. Рассказ «Гамбринус» одно из самых законченных, целостных и изящных произведений Куприна. По идейной остроте рассказ может соперничать с лучшими произведениями писателя. » [6;с.282]

Писатель стремится придать рассказу характер истории, случившейся в действительности. Герой рассказа — музыкант, еврей Сашка, развлекающий публику в кабачке «Гамбринус», — самородок, талантливейший артист, но тяжкая несправедливость жизни загнала его в «пивное подземелье», лишила его возможности в полной степени проявить свое дарование. Погромщики изуродовали ему руку, когда избивали его. Но нельзя сломить дух человека, находящего поддержку в народе и знающего, что его искусство нужно трудовым людям.

Давая оценку художественного мастерства А.И. Куприна, критика обычно отмечала простоту и вместе с тем большую выразительность его языка. О первом томе «Рассказов» писателя, изданном «Знанием» в 1903 г., Лев Толстой писал: «В нем много лишнего, но очень ярко и хороши тон и язык». Язык «Гамбринуса» им был назван «прекрасным». В 1909 году А.И. Куприн вместе И.Буниным получил Пушкинскую премию, присуждаемую Отделением русского языка и словесности академии наук.

Осенью 1919 г. писатель эмигрирует — вначале в Финляндию, затем во Францию. С 1920 г. Куприн живет в Париже. Произведения Куприна эмигрантского времени по содержанию и стилю резко отличаются от произведений дореволюционного периода. Основной их смысл — тоска по отвлеченному идеалу человеческого бытия, грустный взгляд в прошлое.

Таким образом, А.И. Куприн в своих рассказах обращается к разным жизненным ситуациям, где поднимает такие темы как социальное неравенство, любовь к ближнему, страдания и муки простых народов, также при этом призывает своих читателей к нравственности, к доброте, к гуманности. Его рассказы хоть и маленькие по содержанию, но емкие по смыслу.

2. Гуманистический аспект решения проблем в рассказах А.И. куприна «чудесный доктор» и «слон»

А.И. Куприн, по справедливому замечанию А.А. Волкова, является достойным продолжателем «гуманистических идей великой русской литературы XIX века». Целью данной главы является анализ купринских рассказов «Чудесный доктор» и «Слон» в свете авторского гуманизма.

Рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор» (1897) основан на реальных событиях, как об этом говорит сам автор: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад и до сих пор свято, до мельчайших подробностей, сохраняется в преданиях того семейства, о котором пойдет речь. Я, с своей стороны, лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой трогательной истории да придал устному рассказу письменную форму» [15, т.1, с. 163] (Здесь и далее в целях экономии места цитаты из рассказов А.И. Куприна будут оформляться в виде затекстовых ссылок. — А.К.).

После этого предварения начинаются собственно события рассказа. Перед нами двое голодных мальчиков, братьев, Гриша и Володя, которым поручено передать письмо для влиятельного лица: возможно, этот человек поможет трудоустроиться их отцу. Изголодавшиеся дети стоят перед витриной продовольственного магазина, мечтательно созерцают горы снеди, продуктов, которые недоступны для них.

С самого начала мы сталкиваемся с социальной проблемой малоимущих семей, голодных детей, проблемой взрослых трудоустроиться, найти свою социальную нишу.

Братья подавив тяжелый вздох и кинув последний жадный взгляд на праздничные столы, огни возвращаются с нарядных улиц домой в подвал: «Наконец они достигли покосившегося ветхого дома, стоявшего особняком; низ его — собственно подвал — был каменный, а верх — деревянный. Обойдя тесным, обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой, они спустились вниз, в подвал, прошли в темноте общим коридором, отыскали ощупью свою дверь и отворили ее.

Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс — настоящему запаху нищеты» [15, т.1, с. 164].

Здесь их ждала измученная мать, больная сестра и голодный младенец:

«В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно. Рядом с постелью, в люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь, грудной ребенок. Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях около больной девочки, поправляя ей подушку и в то же время не забывая подталкивать локтем качающуюся колыбель» [15, т.1, с. 164].

Далее в рассказе появляется сам Мерцалов: «Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца» [15, т.1, с. 166].

Видя свою семью в таком состоянии, от безысходности Мерцалов уходит из дома. Его мучает мысль о том, что в праздничный вечер он не в силах помочь своей семье, он готов бежать от бед, решаясь даже на самоубийство: «Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке. Просунув руку под жилет, Мерцалов нащупал довольно толстую веревку, служившую ему поясом. Мысль о самоубийстве совершенно ясно встала в его голове. Но он не ужаснулся этой мысли, ни на мгновение не содрогнулся перед мраком неизвестного. Чем погибать медленно, так не лучше ли избрать более краткий путь?» [15, т.1, с. 167].

На это ему так же оказывает влияние сама природа: «Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины» [15, т.1, с. 167].

Но в самый неожиданный момент появляется главное действующее лицо рассказа — чудесный доктор: «в это время в конце аллеи послышался скрип шагов, отчетливо раздавшийся в морозном воздухе. Мерцалов с озлоблением обернулся в эту сторону. Кто-то шел по аллее. Сначала был виден огонек то вспыхивающей, то потухающей сигары. Потом Мерцалов мало-помалу мог разглядеть старика небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах» [15, т.1, с. 168]. Незнакомец сказал о том, что вечер хорош, что он купил знакомым ребятишкам подарки к Рождеству, Мерцалов доведенный до отчаяния закричал: «- Подарочки. Подарочки. Знакомым ребятишкам подарочки. А я. а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают. Подарочки. А у жены молоко пропало, и грудной ребенок целый день не ел. Подарочки! » [15, т.1, с. 169]

Мерцалов думал что он уйдет, но старик сделав серьезное лицо попросил рассказать ему его историю: «В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю.» [15, т.1, с. 169] Он поплакался о своей плохой жизни и болезни дочери, на что человек, сказав, что он доктор, попросил Мерцалова отвести его к больной. После осмотра врач выписал лекарства и договорился с аптекой, также сказал пригласить доктора Афанасьева, с которым тоже обещал иметь договоренность.

Это сродни чуду, что подчёркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, «другой» жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню. А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребёнку, даёт деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты. И при всём этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать: «Вот ещё пустяки выдумали!» [15, т.1, с. 170]

Позже семья узнала фамилию этого добродетели из ярлыка на лекарстве, это был профессор Пирогов.

И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Все они попадают в ту, другую, «праздничную» реальность — посредством доброго деяния чудесного доктора.

Эту историю автор услышал от одного из братьев Мерцаловых, который стал крупным сотрудником банка. И каждый раз вспоминая о чудесном докторе, он говорил со слезами на глазах: «С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью. Все переменилось. В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо совершил этот святой человек. А мы нашего чудесного доктора только раз видели с тех пор — это когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню. Да и то не его видели, потому что то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо» [15, т.1, с.171].

Только истинное, искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь. Но оно встречается так редко, что считается чудом. И самое главное в жизни — никогда не унывать, не опускать руки, искать выход из любой жизненной ситуации, также самому иметь доброе, чуткое сердце, отзываться на помощь и верить в себя и своего ближнего.

Следующий рассказ А.И. Куприна «Слон», несмотря на то, что писался для детского журнала, содержит серьезные проблемы общечеловеческого характера. Прежде всего, это проблема любви к ближнему, которая решается в позитивном гуманном ключе, почти так же, как в рассказе «Чудесный доктор», где проблема милосердия решена писателем через образ доктора Пирогова, его можно рассматривать как своеобразный авторский идеал. В рассказе «Слон» основную идейную и художественную нагрузку несет на себе образ животного, слона. Это своего рода открытие А.И. Куприна, поскольку о доброй, гуманизирующей силе анималистических образов в русской литературе говорится не часто. Представляется важным подробно рассмотреть это произведение. Рассказ состоит из 6 частей.

В первой части мы узнаем, что маленькая девочка по имени Надя сильна больна. Хотя у неё ничего не болит, «она худеет и слабеет с каждым днём. Что бы с ней ни делали, ей всё равно, и ничего ей не нужно. Даже во сне она видит что-то серое и скучное, как осенний дождик» [18, т.4, с. 399]. Доктора решают, что девочка «больна равнодушием к жизни». Заботливые родители готовы сделать всё, чтобы развеселить дочку. Она видит как волнуются за нее родители: «Папа ходит быстро из угла в угол и все курит, курит. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну. Он что-то насвистывает, глядя на улицу, но плечи у него трясутся. Затем он торопливо прикладывает платок к одному глазу, к другому и, точно рассердясь, уходит к себе в кабинет. Потом он опять бегает из угла в угол и все. курит, курит, курит. И кабинет от табачного дыма делается весь синий» [18, т.4, с. 399]. Но сама не понимает что с ней творится, ей все скучно.

В 3-й части вдруг девочка проснувшись утром захотела слона, что приснился ей во сне. Радостный отец быстро исполняет желание своей дочери, но этот слон был игрушечный: «большой серый слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне красное седло, а на седле золотая палатка и в ней сидят трое маленьких человечков» [18, т.4, с. 400]. Надя с равнодушием смотрела на игрушечного слона, и не хотела огорчить отца: «Я тебя очень, очень благодарю, милый папа. Я думаю, ни у кого нет такой интересной игрушки. Только. помнишь. ведь ты давно обещал свозить меня в зверинец посмотреть на настоящего слона. и ни разу не повез» [18, т.4, с. 400]. Не зная что делать, отец Нади уходит из дома, чтоб как-нибудь исполнить желание своей дочери.

Далее в 4-й части идет разговор папы с немцем-дрессировщиком, от решения которого зависит судьба Нади и всей ее семьи. Это очень волнительный момент, ведь в случае отказа немца, все могло сложиться иначе. Но этот цирковой человек становится в этом рассказе образом внимательного, отзывчивого и доброго человека. Он посочувствовал беде Надиного отца и, как понятно между строк, невольно представил себя на его месте. Ведь у дрессировщика тоже была дочка Лиза — ровесница Нади.

В 5-й части автор подробно и красочно описывает слона. «Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые» [18, т.4, с. 405]. Отец Нади делает все возможное, чтобы осуществить мечту своей любимой дочери.

И наконец кульминация приходится на счастливый миг сбывающейся детской мечты — момент встречи Нади с настоящим слоном по имени Томми. Он произвел на нее большое впечатление и даже оказался немного больше, чем Надя его себе представляла. Но девочка ни капельки не испугалась такого гостя, а с радостью стала уважительно разговаривать с ним, смотреть книжки, чаевничать и играть на что и животное отвечает ей взаимностью: «Она и ему протягивает руку. Слон осторожно берет и пожимает ее тоненькие пальчики своим подвижным сильным пальцем и делает это гораздо нежнее, чем доктор Михаил Петрович. При этом слон качает головой, а его маленькие глаза совсем сузились, точно смеются» [18, т.4, с. 405].

Читайте также:  Анализ на менингит у детей

Так и играя весь день Надя с слоном засыпает около него. Утром проснувшись «бодрая, свежая и, как в прежние времена», она ищет слона Томми. «Ей объясняют, что слон ушел домой по делам, что у него есть дети, которых нельзя оставлять одних, что он просил кланяться Наде и что он ждет ее к себе в гости, когда она будет здорова.

Девочка хитро улыбается и говорит:

— Передайте Томми, что я уже совсем здорова!» [18,т.4, с. 408].

Благодаря папе, дрессировщику и слону Томми девочка выздоровела, и очень приятно думать, что Надя и Томми так и будут навещать друг друга.

Образы действующих лиц в произведении «Слон» все охарактеризованы, как положительные. И это радует, так хочется очутиться в окружении подобных людей, где каждый готов выслушать, понять и помочь. Такое положение вещей на сегодня все больше и больше становится утопией.

Образ Нади — это послушная, примерная и воспитанная девочка, которая не хочет расстраивать своих родителей. Но, к сожалению, она и сама не может разобраться, что же с ней не так, пока не приснился ей добрый сон о слоне. Надин отец — любящий, упорный, надежный человек, который поверил своему ребенку и решил всеми возможными способами претворить в реальность мечту из сновидения. Ведь счастье маленьких детей всецело зависит от родителей. Мама — идеальный образ женщины, которая готова выполнять все просьбы своего чада, лишь бы Надя пошла на поправку. И ей, как ни кому другому, не знать ли о том, что нет ничего хуже, чем заболевший ребенок. Немец-дрессировщик проявил чувство сострадания и постарался помочь, насколько бы абсурдной не показалась ему эта просьба изначально. А слон Томми с первых строк о нем вызывает лишь безграничное чувство симпатии.

Даже соседи, на которых осыпалась сверху штукатурка от приседаний Томми, не обмолвились и словом. Неважно, что они подумали, но самое главное — не испортили праздник. И городовой не предстает камнем преткновения, а только спокойно просит разойтись зевак. И не забудем про хозяина булочной, у которого для такого случая наготове оказался фисташковый торт и булочки, хоть на улице и была уже глубокая ночь.

Итак, рассказы «Чудесный доктор» и «Слон» А.И. Куприна получились добрыми, светлыми, наполненными безграничной любовью к детям.

Таким образом, мы приходим к такому выводу что, А.И. Куприн является один из самых лучших и талантливых писателей в русской литературе. В его произведениях привлекает последовательный и одновременно ненавязчивый гуманизм, участливое, доверительное отношение к человеку, он также полнокровный реалист, без устали воспевавший красоту человеческий чувств, великолепие природы, счастье бытия; наблюдательнейший художник, подмечающий все мелочи, паутинки быта; певец чистой возвышенной любви.

Сегодня произведения А.И. Куприна вызывают большой интерес. Они привлекают читателя своей простотой, человечностью и уникальностью. Мир героев А.И. Куприна пестр и разнообразен. Как отмечает Афанасьев В.Н. «Восторженная увлеченность жизнью, любовь к простому человеку, неиссякаемая вера в его духовные силы, протест против произвола и насилия все это делает лучшие произведения Куприна созвучными, понятными и близкими читателю наших дней». Афанасьев В.Н. Александр Куприн. — URL: http://www.kuprin.org.ru/lib/ar/author/330

В рассказе «Чудесный доктор» Куприн обращается к проблемам социального, психологического, нравственного характера. В своем рассказе он формирует эстетический идеал личности (на примере доктора Пирогова), которая в трудную минуту помогает бедствующей семье, помогает безвозмездно, альтруистически, бескорыстно. И его доброе отношение к семье Мерцаловых, в свою очередь, пробуждает стимул к жизни, труду и главное — к нравственному саморазвитию членов этой семьи.

Так, Григорий, сын Мерцалова-старшего, занимая «довольно крупный, ответственный пост в одном из банков», слывет «образцом честности и отзывчивости на нужды бедности».

В рассказе «Слон» перед нами психологическая проблема детского отчуждения, равнодушия к жизни. Она тесно связана с социальной проблемой — несчастливого брака родителей Нади, которые каждый по-своему любят дочь и пытаются вернуть ее к жизни. Ситуация нравственного испытания для взрослых решает также в гуманном ключе. Отец обращается к дрессировщику. Тот понимает горе отца и разрешает пообщаться Наде с его слоном Томми. Общение девочки с животным, у которого «умные и добрые глаза», которое с удовольствием включается в общение с ребенком производит исцеляющий эффект. Девочка поправляется. И даже отношения между взрослыми становятся теплыми и доброжелательными.

Художественные произведения Куприна щедро обогащают человека духовным, нравственным опытом, давая при этом читателю огромную эстетическую радость и наслаждение.

Список использованной литературы

1. Афанасьев В. А.И. Куприн. Критико-биографический очерк М.: ГИХЛ, 1960.

2. Афанасьев В.Н. Александр Куприн URL: http://www.kuprin.org.ru/lib/ar/author/330.

3. Батюшков Д., А. И. Куприн Вологда: Вологодский госпединститут, 1968.

4. Берков П.Н. Александр Иванович Куприн. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1956.

5. Волков А. Творчество А.И. Куприна. М.: Сов. писатель, 1962.

6. Волков А. Творчество А.И. Куприна М., 1981.

7. Воровский В.В. А.И. Куприн. // В. В. Воровский. Литературно-критические статьи М.: ГИХЛ, 1956.

8. Воровский В. Литературно-критические статьи. М.: Гослитиздат, 1956.

9. Жегалов Н. Выдающийся русский реалист // Что читать? 1958 №12.

10. Киселев Б. Рассказы о Куприне М.: Сов. писатель, 1964.

11. Крутикова Л.В. А.И. Куприн. Критико-биографический очерк Л.: Просвещение, 1971.

12. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна Минск: Изд-во Министерства образования БССР, 1963.

13. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна Минск, 1983.

14. Куприн А.И. Избранные сочинения М.: Худож. лит., 1985.

15. Куприн А.И. Повести и рассказы: В 2 т М.: Худож. лит.,1963.

16. Куприн А.И. Соч.: В 2 т Фрунзе: Кыргызстан, 1981.

17. Куприн А.И. Собр. соч.: В 9 т М.: Худож. лит., 1970.

18. Куприн А.И. Собр. соч.: В 9 т М.: Худож. лит., 1964.

19. Куприна-Иорданская М.К. Годы молодости М.: Худож. лит., 1966.

20. Михайлов О.Н. Куприн А.И М.: Худож. лит., 1981.

21. А.И.Куприн. Избранные сочинения».М., «Художественная литература», 1985.

22. Паустовский К. Поток жизни: Заметки о прозе Куприна. // К. Паустовский. Наедине с осенью: Портреты, воспоминания, очерки М.: Советский писатель, 1967.

23. Паустовский К. Поток жизни: Заметки о прозе Куприна. // К. Паустовский. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8: Литературные портреты. Очерки. Заметки М.: Худож. лит., 1970.

24. Рощин Н. Купринские самоцветы // Литературная Россия 1964 10 апреля.

25. Смирнова Л.В. В поисках духовной гармонии: Куприн А.И М.: Худож. лит., 1956.

26. Чуковский К. Куприн // Корней Чуковский. Современники: Портреты и этюды Минск: Народная асвета, 1985 С. 157 — 187.

Творческий облик А.И. Куприна-рассказчика, ключевые темы и проблемы рассказов писателя. Комментированный пересказ сюжетов рассказов «Чудесный доктор» и «Слон». Нравственная значимость произведений А.И. Куприна, их духовно-воспитывающий потенциал.

курсовая работа [36,4 K], добавлен 12.02.2016

Концептуально-эстетические функции картин природы в художественной литературе. Пейзаж как компонент текста, как философия и мировоззренческая позиция писателя, его доминантная роль в общей семантико-стилистической структуре рассказов А.И. Куприна.

творческая работа [36,6 K], добавлен 22.11.2010

Первый литературный опыт Куприна в стихах, его рассказ «Последний дебют». Серия рассказов о жизни русской армии: «Ночлег», «Ночная смена», «Поход». Очерк «Юзовский завод», рассказ «Лесная глушь». Творчество Куприна в годы между двумя революциями.

презентация [3,7 M], добавлен 12.03.2013

Изучение биографии русского писателя А.И. Куприна, своеобразные особенности его творческой индивидуальности. Анализ произведений на тему любви и ее воплощение во множестве человеческих судеб и переживаний. Библейские мотивы в творчестве А.И. Куприна.

реферат [40,6 K], добавлен 15.11.2010

Детство и юношеские годы известного русского писателя А.И. Куприна. Первые произведения писателя и начало его литературной деятельности. Потрясение Куприна после Очаковского восстания. Литературные достижения и успехи, последние годы жизни Куприна.

презентация [222,6 K], добавлен 13.02.2012

Рассмотрение основных положений концепции «естественной личности» в повести А.И. Куприна. Своеобразие реализма художественного стиля писателя, состоявшего в противостоянии реального и идеального миров. Роль романтической составляющей в произведении.

реферат [18,8 K], добавлен 14.03.2015

Творчество А.И. Куприна в советский период и в глазах критиков-современников. Особенности его художественного таланта. Стилистическое разнообразие произведений «малых» форм прозы писателя. Анализ выражения авторского сознания в его прозе и публицистике.

дипломная работа [79,9 K], добавлен 23.11.2016

Биография писателя Александра Ивановича Куприна. Репортерская работа в местных и провинциальных газетах «Киевское слово», «Киевлянин», «Волынь». Издание очерков «Киевские типы» и рассказов «Миниатюры». Участие писателя в политической жизни страны.

презентация [986,3 K], добавлен 02.03.2013

Творческое наследие А.И. Куприна. Основные этапы исследования жизни и творчества писателя. Методика целостного анализа литературного произведения. Рассмотрение поэтики «Звезды Соломона» А.И. Куприна, основа конфликта повести, мотивы скорости и времени.

курсовая работа [38,9 K], добавлен 21.01.2012

Место писателя в русской литературе и особенности его рассказов. Жизненный путь и место писателя в русской литературе. Чехов как мастер рассказа, анализ его рассказов: «В рождественскую ночь», «Хирургия», «Тоска», «Дама с собачкой», «Душечка», «Невеста».

курсовая работа [50,2 K], добавлен 25.02.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Александр Иванович Куприн (26 августа (7 сентября) 1870 – 25 августа 1938 г.г.)

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность.

На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека.

Первые творческие искания Куприна завершились повестью “Молох”, в которой писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала — всё это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса.

В поисках нравственных и духовных идеалов жизни Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” — в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.

В 1898 году Куприн пишет повесть “Олеся”. Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе.

В 1901 году Куприн приезжает в Петербург, в этот период появляется его рассказ “Ночная смена”. Именно в это время в творчестве Куприна появляется новый жанр: новелла.

В 1902 году Куприн задумывает повесть “Поединок”. В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия — военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя.

С наступлением реакции и обострением общественной жизни в обществе меняются и творческие концепции Куприна. В эти годы усиливается его интерес к миру древних легенд, к истории, античности. В творчестве возникает интересный сплав поэзии и прозы, реального и легендарного, действительного и романтики чувств.

В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть “Яма”, в которой он отдает дань натурализму, показывая обитательниц публичного дома.

Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет” — рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых “благоуханных” рассказов о любви.

В 1919 году Куприн эмигрирует. В эмиграции он пишет роман “Жанет” о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину.

Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода — роман “Юнкера”.

Проза Куприна стала одним из заметных явлений русской литературы начала века, ее литературные традиции новаторски, оригинально обогащаются писателем, Куприн заметно усилил в своих произведениях событийное, сюжетное начало. Куприн – мастер увлекательного сюжета, изобразитель порой странных и маловероятных событий («Штабс-капитан Рыбников», «Капитан», «Звезда Соломона»).

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Тематически «Поединок» продолжал многие купринские рассказы о русской армии, достигнув дотоле небывалой остроты и глубины осмысления. Критика живо и одобрительно откликнулась именно на эту линию повести, отметив, что армейская действительность обнажена здесь «во всей ее ужасной и трагической неприглядности».

Повесть Куприна рассматривалась как подлинно художественный обличительный документ эпохи и как выражение авторской сбивчивой и пассивной по смыслу положительной программы. В основе «Поединка» – постижение мира и своего «я» личностью, ее духовное пробуждение. Критическое осмысление армейских порядков только одна из многих граней этого процесса.

Путь сложных и мучительных раздумий проходит подпоручик Юрий Ромашов. Столь, казалось бы, традиционный для русской литературы мотив приобретает у Куприна особое наполнение. Ромашов – молод, чист, даже наивен, а вынужден находиться в тягостной и скудной обстановке заштатного полка. Все, что свойственно юности – мечты о счастье, любви, тяготение к красоте, болезненно обостряется в постоянном общении с ограниченными и грубыми офицерами. А восприятие окружающей жизни приобретает редкую интенсивность под влиянием нетерпеливого ожидания своего «звездного часа». За короткий период (действие повести протекает в пределах около двух месяцев) происходит мужание души, созревание новых нравственных и эстетических идеалов. И потому стремительно меняется и углубляется понимание Ромашовым конкретных людей и сущности человеческих отношений. Томящееся по красоте сердце измеряет реальность по своим внутренним законам.

Авторский голос органично вплетается в раздумья главного действующего лица «Поединка», расширяя и углубляя их. Так донесена правда о русском офицерстве, для которого военная службапринудительная, «опротивевшая барщина«. Конкретный факт – самоубийство солдата – сопоставлен (отнюдь не в памяти Ромашова) с таким же случаем в прошлом – оттенена печальная закономерность. Именно автор связывает персонажей повести со всеми людьми одной трагедией «запутанного и угнетенного сознания». Границы сюжетного времени и пространства свободно раздвинуты.

Смысл жизни Ромашова тоже нужно искать не в суждениях его друзей и сослуживцев, а в целостном звучании произведения. Устойчивыми стали такие определения купринского героя, как «безвольный», «сомневающийся», «пассивный». Может быть, потому, что Шурочка назвала Ромашова «слабым», хотя явно по-своему истолковав это качество как неспособность завоевать «место под солнцем». Постоянные сомнения, угрызения совести молодого подпоручика самому писателю представляются стимулом прозрений. А прозрения были, и самого сокровенного для Куприна свойства.

В «Поединке» есть сквозной мотив юности. Молодость Ромашова усиливает его тягостное переживание повсеместных «нелепости, сумбурности, непонятности». Вместе с тем жажда нового бытия – верный знак непрочности дряхлого мира. Возраст героя влечет к иной ассоциации — с преображением жизни. Поэтому так трагична бессмысленная гибель Ромашова на дуэли от руки ничтожного карьериста. Последний аккорд исполнен не только сострадания, но и осуждения эгоистичных людей, не оценивших прекрасно расцветающую юность. Куприн был недоволен краткостью финальной главы своей повести. Представляется, однако, что именно сухой, казенный рапорт об убийстве Ромашова как нельзя более усиливает ощущение недопустимости смерти молодого человека, до последнего мгновения страстно стремившегося к правде и красоте, вступившего в поединок с пошлостью и подлостью.

«ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

Несовпадение желанного и существующего было преодолено самым оригинальным способом, Куприн отказался от варианта счастливой, совершенной любви. Но само это чувство, абсолютизированное в одной душе, сделал стимулом перерождения другой. Так возникло одно из самых целомудренных произведений — «Гранатовый браслет» (1911).

Рассказ зачастую толкуют примитивно – противоположением аристократке Вере Шеиной бедного чиновника Желткова. А они оба принадлежали примерно к одному кругу образованной интеллигенции. В «Гранатовом браслете» все сложнее и значительнее.

Редчайший дар высокой и безответной любви стал «громадным счастьем», единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над всеми другими героями рассказа. Не только грубый, недалекий Тугановский, легкомысленная кокетка Анна, но и умный, совестливый Шеин, почитающий любовь «величайшей тайной» Аносов, сама прекрасная и чистая Вера Николаевна пребывают в явно сниженной бытовой среде. Однако не в этом контрасте таится главный нерв повествования.

С первых строк возникает ощущение увядания. Оно читается в осеннем пейзаже, в печальном виде пустых дач с разбитыми стеклами, опустевших клумб, с «точно выродившимися», мелкими розами, в «травянистом, грустном запахе» предзимья. Сходно с осенней природой однообразное, как бы дремотное существование Веры Шеиной, где укрепились привычные отношения, удобные связи и навыки. Прекрасное вовсе не чуждо Вере, но стремление к нему давно притупилось. Она «была строго проста, со всеми холодна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Царское спокойствие и разрушает Желтков.

Читайте также:  Анализ на лейкоз у детей

Куприн пишет не о зарождении любви Веры, а именно о пробуждении ее души. Протекает оно в утонченной сфере предчувствий, острых переживаний. Внешнее течение дней идет своим чередом: съезжаются гости на именины Веры, ее муж с иронией рассказывает им о странном поклоннике жены, созревает и затем осуществляется план посещения Шейным и братом Веры Тугановским Желткова, на этой встрече молодому человеку предлагается покинуть город, где живет Вера, а он решает совсем уйти из жизни и уходит. Все события отзываются нарастающим душевным напряжением героини.

Психологическая кульминация рассказа – прощание Веры с умершим Желтковым, их единственное «свидание» – поворотный момент в ее внутреннем состоянии. На лице усопшего она прочла «глубокую важность», «блаженную и безмятежную» улыбку, «то же самое умиротворенное выражение», как «на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона». Величие страданий и умиротворение в чувстве, их вызвавшем,- такого никогда не испытывала сама Вера. «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Былая самоуспокоенность воспринимается ошибкой, недугом.

Куприн наделяет свою любимую героиню гораздо большими духовными силами, чем те, которые вызвали ее разочарование в себе. В финальной главке волнение Веры достигает предела. Под звуки бетховенской сонаты – прослушать ее завещал Желтков — Вера как бы принимает в свое сердце все, что перенес он. Принимает и заново, в слезах раскаяния и просветления, переживает «жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть». Теперь эта жизнь навсегда останется с нею и для нее.

Редкой сложности и сокровенности процесс заключен в «Гранатовом браслете». Писатель тем не менее отказывается и от передачи развернутых раздумий героини, и от собственных прямых размышлений о ней. Удивительно целомудренно прикасается он к утонченной человеческой душе и одновременно подробно передает облик, поведение других персонажей рассказа.

Переживания Веры в их кульминации и разрешении воплощены лаконично, но с острой экспрессией. Она достигнута выразительной ассоциацией происходящего с музыкой одной из частей второй сонаты Бетховена (вынесенной и в эпиграф «Гранатового браслета»). Слияние мыслей Веры со звуками позволяет естественно выразить возвышенное молитвенное состояние души, будто донести голос Желткова. А сопричастность героине цветов, деревьев, легкого ветерка просветляет слезы женщины, как бы благословляя ее на верную память об усопшем. Опосредованно запечатлены самые неуловимые человеческие чувствования.

Поэтический «Гранатовый браслет», посвященный, казалось бы, какому-то частному случаю, очень важен для понимания авторской концепции человека. В этом произведении, может быть, более четко, чем во многих других вещах, сближены священные для Куприна понятия — творчества и любви. Она толкуется как таинственная энергия, созидающая гармонию земного бытия, в том числе человеческих отношений. «Гранатовый браслет», пожалуй, единственный в купринской прозе, отразил феномен любви-сотворчества с самой матерью-природой.

источник

Произведения Куприна пропитаны глубоким уважением и симпатией
к окружающему миру. В своих творениях автор приводит подробные, реалистичные описания природы. Тема любви к родине продолжается
в описаниях её мест. Описывая пейзажи России, Куприн восхищается ими, показывает читателю их удивительные черты и запоминающиеся образы, старается как можно больше и лучше рассказать о великолепной и прекрасной своими пейзажами стране. Находясь в ссылке за пределами России,
автор не перестаёт писать о ней, уже вспоминая написанные им произведения
и отдельные картины мест, он создаёт новые произведения. Он также даёт описания картинам тех мест, где побывал за пределами своей родины.
Эти описания по своей реалистичности, уважению и симпатии ничем
не отличаются от описаний природы России. Например, в своих очерках «Лазурные берега» и в повести «Колесо времени» Куприн
описывает Марсель, как город «… шумный, пёстрый и красочный
до декоративности…
» [25; 57].

Тема природы в творчестве Куприна очень распространена. Достаточно часто она встречается в произведениях на втором плане, где красочные описания подчёркивают образ созданной темы, дополняют её. Одним из таких произведений стала повесть «Олеся», где через описания природы передаётся настроение и душевное состояние главных героев. Зреющее в душе героя чувство показывается на фоне наступившей весны, романтическую атмосферу объяснения в любви создаёт образ лунной ночи. Последнее свидание завершается предгрозовой напряжённостью природы, а финалом становится страшный град, побивший жителей города, которые обидели героиню.

Однако тема природы в творчестве Куприна не всегда была на втором месте. Куприн любил и восхищался природой. Он писал не только про жизнь обычных людей, его значительно интересовали интересы и жизнь представителей окружающего мира. Он был убеждён, что животные тоже заслуживают внимания людей, а так же уважения и понимания. Среди произведений Куприна встречается немало рассказов, повествующих о жизни животных. В них Куприн смотрит на персонажей как на значимые для общества личности, по своим способностям приравнивает их к людям. Рассказывая о животных, Куприн не старается показать их ничтожность, ограниченную их возможностями, а скорее всего на этом контрастном фоне ограниченности старается показать их преимущества, их эмоции
и переживания. Создавая яркие образы домашних питомцев или бродячих животных, автор подчёркивает важность этих животных через описания
их отличительных черт характера и внешности, манеру поведения и общение
с людьми, а также через их поступки, позволяющие назвать их героями. Куприн рассказывает про животных в их естественной среде: в доме хозяина, в цирке, на улице и других местах их пребывания.

Реалистичность образов героев и пейзажей, эмоциональность персонажей, а также простота языка и стиля – всё это привлекает внимание читателей-детей, в интересы которых входит познавание окружающего мира.

В своих произведениях о животных Куприн объединил свою любовь
к детям и глубокое уважение к окружающему миру, миру природы. Обращаясь к жизненным трудностям героев произведений и показывая, как они их преодолевают, как помогают своим собратьям или людям, Куприн даёт юному читателю такие жизненные уроки, как умение быть преданным, оказывать помощь, любить к окружающему миру, — он обращается к внутреннему миру ребёнка, изменяя его, вырабатывая в нём необходимые черты духовности, морали, нравственности, сострадания, любви и уважения ко всему окружающему миру.

Через рассказы о животных Куприн даёт надежду юным читателям
на возможность преодоления жизненных трудностей в будущем. Так, например, в рассказе «Слон» (1907) тяжело заболевшей девочке приносит спасение день, проведённый с настоящим живым слоном.

Рассказ «Ю-ю» (1927), повествующий о жизни чуткой и ласковой кошки, выделяется богатством описаний природы, благодарностью за преданность
и теплоту, которую вносит в жизнь человека общение с животным.

Не менее интересен по своей структуре и сюжету рассказ Куприна «Сапсан» (1921), повествование в котором ведётся от лица собаки. Образ могучей, осознающей свою силу, добродушной и терпимой, а также философствующей собаки максимально приближен к человеческому образу. Героизм Сапсана выражен в его поступке: он загораживает дочку хозяина своим телом, спасая её от бешеной собаки.

В рассказе «Барбос и Жулька» (1897) Куприн повествует о дружбе двух псов с разными характерами, показывает их душевную близость, необходимую, по мнению Куприна, для полноценного нравственного развития ребёнка.

Контрастна и красочна природа в описаниях, данным в рассказах «Белый пудель» (1904) и «В недрах земли» (1899). В них же автор передаёт привязанность детей к животным, взаимовыручку, чистоту детской души и способность маленьких людей на подвиг.

В рассказе Куприна «Белый пудель» полно и законченно выражается тенденция детской литературы начала XX века. Образы героев рассказа наполнены житейской мудростью, добродушием, юмором (дедушка Лодышкин), отвагой и чувством привязанности мальчика к четвероногому другу, пуделю Арто. В рассказе противопоставляются два мира: жизнь бродячих музыкантов и богатых людей, их мышление и моральные ценности.

Ключевым моментом рассказа является конфликт, возникший из-за маленького пуделя, между богатой дамой с её сыном и бродячими артистами. Этот конфликт подчёркивает разницу в психологии, в этических
и нравственных представлениях представителей разных сторон. Для богатых пудель является вещью, которую можно купить и продать, а для бродячих артистов собака является другом и кормильцем, ради которого мальчик готов на подвиг.

Драматичную и напряжённую сцену спасения пуделя дополняют описания природы, которые подчёркивают переживания мальчика.
Природа, приятная и ласковая днём, становится для него тревожной
и укоряющей: «Всё было страшно, таинственно, сказочно-красиво в саду, точно наполненном ароматными снами. Стройные, тёмные, пахучие кипарисы медленно кивали своими острыми верхушками с задумчивым
и укоряющим выражением
»[2]. Через подвиг мальчика Куприн передаёт чистоту нравственного чувства ребёнка, противопоставленную злу жизни.

В конце рассказа, когда пудель оказывается у артистов, автор через речь старика передаёт читателям урок морали, морали народной, суть которой в том, что есть ценности, которые не продаются.

Не менее интересны для юного читателя действия и повадки четвероного друга бродячих артистов, описываемые Куприным с большим мастерством.
В этих описаниях Куприн напоминает такого «знатока» животных, каким был Джек Лондон [19].

Напряжённость и динамическое развитие сюжета, описательность
и героика, контрастность юмора, выразительность и точность языка, счастливый конец, ознаменовавший победу человеческого, нравственного начала – всё эти качества делают рассказ «Белый пудель» выдающимся произведением детской литературы.

В рассказе Куприна «В недрах земли» (1899) соединяются отношение автора к теме тяжелого детства и описания природы. Герой рассказа, мальчик Васька, живёт с шахтёрами в казармах. Наивного деревенского паренька разрывают противоречивые чувства, чему дивиться – грубым нравам казармы или величине и сложности шахтенного дела. По контрасту с этим фоном тяжести жизни ребёнка среди шахтёров и противоречий мальчика изображена прекрасная степная природа. Как и в «Белом пуделе», герой рассказа оказывается способным на решительный поступок и спасает от забоя товарища. Подвиг связывает товарищей крепкими узами. На этой ноте, наполненной надеждой на дружбу и понимание, Куприн заканчивает свой рассказ.

В своих рассказах о животных Куприн «на примерах увлекательных
и затейливых историй, где каждый звериный персонаж неповторим в своей портретной и психологической характеристике
», желает «убедить читателя, насколько подчас несправедливы люди в своих суждениях, когда они,
например, говорят “глуп, как гусь„ или когда утверждают, что “кошка привязывается не к человеку, а к жилью„
» [8; 146].

По своей конструкции, простоте языка, выбору персонажей и обращению к ним, а также по влиянию, оказываемому на читателя, рассказы Куприна «Слон», «Ю-ю», «Сапсан», «Барбос и Жулька», «Белый пудель»
и «В недрах земли» подойдут для юного читателя средней возрастной категории. Однако их значение для детской литературы, а также интересов читателей, существенно возрастает, когда они адресованы детям младшего школьного возраста.

Для юных читателей средней возрастной категории наибольший интерес представляют рассказы «Изумруд», «Ральф» и ряд других произведений, объединённых темой животного и растительного мира.

Рассказ Куприна «Изумруд», повествующий о жизни беговой лошади, занял одно из первых мест среди произведений русских классиков о животных.

Художественная фактура рассказа определяется через ощущения героя произведения. В своём рассказе Куприн не пытался раскрыть «внутренний мир» лошади, а показал действительность, представляемую героем рассказа через его ощущения и образы. Однако художник наделяет Изумруда некоторыми «движениями души», свойственными людям: боязнь соперника
и сохранение чувства собственного достоинства. К потоку ощущений героя автор – едва заметно – добавляет характеристики «от себя».

Описывая конюхов и наездников, автор как бы «пропускает»
их характеристики через ощущения жеребца. По такому же принципу
в рассказе показана природа. «Пропущенные» через первичные ощущения героя сложные явления действительности и её многообразия ни в коем случае не создают у читателя впечатление неправдоподобности, неестественности. Наоборот, картина природы, несмотря, на ограниченность изобразительных возможностей, полна очарования, ясности и чистоты, действует успокаивающе.

Основным художественным качеством рассказа «Изумруд» являются ясность, чистота и «зримость» описаний. Отточенность деталей показывает,
как мастерски владеет словом писатель. Примером такой детали служат паузы
в речи старика, обозначенные в тексте многоточиями: «Ишь ты, зверь жадная… Но-о, успеишь… А, чтоб тебя… Потычь мне ещё мордой-то.
Вот я тебя ужотко потычу
»[3]. Движения старика не видны, но паузами его полны движения.

Рассказ Куприна «Изумруд» кончается трагической гибелью доброго
и прекрасного существа. Однако столь трагический конец скрашивается отсутствием тяжкой безнадёжности: читатель огорчён гибелью героя,
но это чувство сглаживается мыслями о том, что жеребец прожил полноценную, интересную жизнь.

Еще в 1930 году Куприн был обеспокоен тем, что «в литературе почти не осталось ни собак, ни лошадей»[4]. Желание писателя восполнить образовавшийся пробел отразилось в его творчестве. В последние годы им была задумана целая книга о животных – «Друзья человека». Но осуществить свой замысел писатель не успел. Из задуманного цикла был создан только один рассказ – «Ральф».

В своём рассказе Куприн раскрывает уникальность пса по кличке Ральф. Уникальность Ральфа раскрывается через пространства, связанные с героем произведения, через взаимоотношения Ральфа и Балахнина (хозяин собаки), через форму обращения Балахнина к Ральфу (вежливая форма на «вы»).

Автор рассказа подчёркивает необычность пса, повествуя о том,
что Ральф воспринимает не только черный и белый цвет, но и ряд других основных цветов (синий, зеленый, желтый, красный), что делает его исключительным среди всех собак. Так же из авторской речи мы узнаём,
что у Ральфа есть работа. Наличие у него работы приравнивает пса
к работающим людям и выделяет его из кровных его братьев, собак.

Однако, выделяясь среди своих сородичей, Ральф не уходит от их мира, он только выделяется как настоящая, почти человеческая личность. Доказательством того, что Ральф принадлежит к миру собак, является соблюдение им «непреложных законов» своих сородичей.

Таким образом, рассказ Куприна «Ральф» точно и полно отражает задумку автора о книге «Друзья человека». В рассказе показываются
не эмоции героев или их видение мира, а достоинства и уникальность пса, представителя животного мира. Данный рассказ, созданный автором с целью показать его коллегам значимость темы о животных для литературы, вполне оправдал ожидания.

По своей конструкции, обращённости к читателю, художественной фактуре, обращению к психологическому миру героев и описанию природы рассказы Куприна «Изумруд» и «Ральф» подойдут как для детской читательской аудитории, так и для взрослых читателей.

Среди рассказов Куприна о природе выделяются «Скворцы»
и «В зверинце».

Рассказ «Скворцы» повествует о перелетах скворцов. В рассказе Куприн описывает природу, места обитания птиц. Реалистичность образов основывается на воспоминаниях автора. Он восхищается мужеством и силой этих маленьких птичек, повествует о трудностях их длинного пути, с восторгом пишет о возвращении домой, красочно описывает их подражания другим птицам, не забывая подчеркнуть собственную песнь скворцов. Описания скворцов наполнены восторгом автора, движениями и неугомонностью птиц. Рассказывая про скворцов, А. Куприн сравнивает их с воробьями. Про воробьёв автор пишет: «ветреная, пустая, несерьёзная птица»[5], а скворцами восхищается. Рассказ наполнен яркими описаниями, с особым юмором пишет автор про воробьев, о глупых наивных детях, хитрых и суетливых.
В рассказе писатель обращается к читателям, советует им помогать скворцам, ценить их и оберегать. В конце рассказа, «отправляя» скворцов в далекое путешествие, Куприн прощается с ними: «До свидания, милые скворцы! Прилетайте весною. Гнезда вас ждут…» [16].

В рассказе «В зверинце» Куприн на контрастном фоне тех ужасов, страхов, отчаяния и смирения показал великолепные пейзажи природы
и свободу пленённых зверей. В рассказе автор повествует о жизни зверей, заточённых людьми в клетку, их думы и мечты, а также алчность человека.

Куприн написал много рассказов о животных. Он хорошо знал характер
и повадки птиц. Реалистичность его рассказов о животных связана с его привязанностью к животным: он дрессировал их, лечил и спасал, когда им грозила смертельная опасность. О Куприне в своих афишах, посвященных зверям, писал знаменитый укротитель Анатолий Дуров [19; 51]:

Сам Куприн-писатель
С нами был приятель.

Рассказы Куприна о животном и растительном мире прочно вошли
в программу изучения детской литературы. Этому способствовали реалистичность описаний и эмоциональность героев, простой и выразительный язык, представление животных как равных человеку, а также торжество добра. Рассказы Куприна о животном и растительном мире развивают в ребёнке необходимые психологические, этические и нравственные черты, преподают уроки жизни, морали, понимания ценностей, и дают надежду для преодоления жизненных трудностей, создавая на контрасте тяжёлого детства
и безысходности счастливые развязки.

3. КОНЦЕПЦИЯ ИЗДАНИЯ СБОРНИКА РАССКАЗОВ
О ПРИРОДЕ А.И. КУПРИНА

Дата добавления: 2016-10-30 ; просмотров: 1974 | Нарушение авторских прав

источник