Меню Рубрики

Анализ созданных условий для оздоровления детей

Хамидуллина В.С., заведующий МДОУ №1 г.Зеленодольска

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения-одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт. Стараемся органически соединить между собой все элементы комплекса:

  1. Образовательного
  2. Медико-профилактического
  3. Физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового
  4. Психологического

Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:

  1. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
  2. Физическое воспитание
  3. Организация лечебно-профилактической работы с детьми
  4. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду

Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но и рядовые работники дошкольного учреждения, а с некоторыми извлечениями из них нужно знакомить и родителей дошкольников. Основными документами для нас являются СаНПиН и «Гигиенические требования к максимальной учебной нагрузке на занятиях с детьми дошкольного возраста».

Гигиенисты отмечают увеличение умственной нагрузки на детей, так как почти каждые три-четыре года вводятся новые предметы, увеличивается риск перегрузки детей, а любая перегрузка ведет к потере здоровья. В нашем детском саду возникают трудности в составлении сетки занятий оттого, что имеются три логопедические группы, а это дополнительные занятия логопедов. Но мы стараемся так составить сетку, чтобы не нарушать требования СаНПиНа (представить сетку занятий).

Работа с нормативными документами отражена в годовом плане и месячных планах работы нашего детского сада. Регулярно на производственных совещаниях проводится изучение инструкций и СаНПиНа. В приемной каждой группы имеется «Уголок здоровья», где воспитатели помещают не только рекомендации по укреплению здоровья детей, но и извлечения из СаНПиНа и методических рекомендаций.

В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое, самое важное место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада. Физкультурный зал, физкультурная площадка и спортивные групповые уголки оборудованы в соответствии с требованиями СаНПиНа. Педагоги успешно используют в своей работе такие здоровьесберегающие программы «Здоровье» В.Г. Алямовской, «Здравствуй» М.Л.Лазарева, но с учетом соматического здоровья и психофизиологических особенностей детей. В детском саду отработана система физкультурно-оздоровительных мероприятий в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Разработаны упражнения для детей часто-болеющих ОРЗ, физические упражнения для исправления осанки и исправления плоскостопия. С каждой группой таких детей инструктор по физкультуре проводит дополнительные занятия в вечернее время.

Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятии. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка в это время проходят занятия. Занятия требуют от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.

Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

  1. Традиционные
  2. Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.
  3. Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например: «Экскурсия в весенний лес».
  4. Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла», или с одним предметом «Поиграй со мной мяч».
  5. Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
  6. Занятия – зачеты для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).
  7. Спортивные праздники, дни здоровья, праздник «Папа, мама и я — спортивная семья».

В нашем детском саду с 2001 года функционирует кабинет ОБЖ, где освобожденный специалист учит детей не только правилам поведения на дорогах, но также дает представление о здоровом образе жизни сюда входят занятия:

  • «Разговор о правильном питании»
  • «Формирование привычки ежедневных физкультурных представлений»
  • «Формирование представлений о том что полезно и что вредно для организма»
  • Выработка знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.

После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.

Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

  1. Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.
  2. Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов
  3. Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями)
  4. Облегченная одежда в детском саду
  5. Гимнастика после сна
  6. Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)

— Солевые дорожки – младший возраст

— Мытье прохладной водой рук по локоть – средний возраст

— Комплекс контрастных закаливающих процедур – старший возраст

  • Полоскание рта лечебными настоями т прохладной водой
  • Летом ходьба босиком по спортивной площадке
  • Самомассаж
  • Витаминотерапия
  • Фитотерапия
  • Массаж по назначению врача
  • Перспектива: продолжать лечебно-оздоровительную работу, разделив ее на три этапа:

    1 этап – интенсивная профилактика – подготовка ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени (витаминотерапия, фитотерапия, дыхательная гимнастика, закаливание)

    2 этап – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждения ОРВИ, ангины – полоскание горла и рта лечебными травами и настоями.

    3 этап – реабилитационный – фито- и витаминотерапия, щадящий режим занятий, индивидуальный подход по группе здоровья.

    Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду строится на сотрудничестве психолога со всеми структурными подразделениями учреждения. Психолог выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей и помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффектных реакций детей. Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребенку. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных и спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке. Большую роль в психо-коррекционной работе психолог отводит музыкотерапии, психогимнастики и театрализованной деятельности. Для этого в каждой группе детского сада и в кабинете психолога оформлены театрализованные уголки с разными видами театров, набором пальчиковых гимнастик. Больше всего дети любят играть с «Ласковым дождиком», который успокаивает и поднимает настроение ребенку.

    Развивающая среда, современное дидактическое и игровое оборудование, экологический кабинет, цветник, огород дают массу положительных эмоций, душевное равновесие. В детском саду создана логопедическая служба, функционируют 3 логопедические группы. Логопеды проводят групповые и индивидуальные занятия по исправлению дефектов речи. Эти занятия способствуют улучшению психического самочувствия детей, мы стараемся неукоснительно выполнять главную заповедь дошкольного воспитания – «не навреди». Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. Для этого мы используем различные формы работы:

    1. Семинары: «Ребенок и здоровье», «Нетрадиционные формы оздоравливания детей»,
    2. Консультации: «Формирование здорового образа жизни дошкольников»: использование природных факторов в укреплении здоровья детей, «Лето, семья, ребенок»
    3. Открытые просмотры: Ежегодно 7 апреля и 21 июня – «День здоровья», «Папа, мама и я – спортивная семья», спортивное развлечение «Мы — спортсмены» и другое.
    4. Педсоветы: «Оздоровительная работа в детском саду», «Организация режима двигательной активности в ДОУ», «Азбука питания».

    Тематический контроль. «Создание здоровьесберегающей и развивающей среды», «Организация режима двигательной активности», «Закаливание», конкурс физкультурных уголков в группах. Внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного воспитания.

    Самообразование и внедрение ППО: разработаны планы прогулок с учетом двигательной активности детей в старших группах. Внедрены в работу авторские программы: «Театральные логоминутки» Хисамутдиновой Л.Р., «Дорога и дети» Кузнецовой Е.В.

    Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

    • Повышение педагогической культуры родителей.
    • Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач.
    • Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
    • Вооружить родителей психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.

    Для этого используем следующие формы работы с родителями:

    1. проведение родительских собраний, семиниров-практикумов, консультаций, дней открытых дверей.
    2. педагогические беседы (индивидуальные и групповые)
    3. совместные занятия и развлечения, труд.
    4. круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопедов, медсестры, врача, инструктора по физкультуре, психолога, музыкантов).
    5. организация совместных дел.

    Методы, используемые педагогами в работе с родителями:

    1. анкетирование
    2. посещение семьи
    3. наблюдение за ребенком
    4. беседы с родителями
    5. беседы с ребенком
    6. изучение рисунков на тему: «Наша семья» и их обсуждение с детьми

    Таким образом, одним из основных условий в укреплении здоровья дошкольников является теснейшее сотрудничество педагогов, психологов, медиков, родителей и детей.

    Перспектива работы по данной проблеме:

    1. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний, за счет реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику и системы оздоравливающих мероприятий.
    2. Совершенствование системы физического воспитания на основе внедрения новых методик и технологий.
    3. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.
    4. Улучшение материально-технической базы:

    — Приобретение сухого бассейна

    — Обновление и пополнение физкультурного оборудования

    источник

    Жилина Татьяна Сергеевна
    МБДОУ д/с №183 «Родничок»
    в оспитатель 1 квалификационной категории
    Анализ педагогической деятельности по сохранению здоровья детей в ДОУ.

    Семья для ребенка — это источник общественного опыта.

    Здесь он находит примеры для подражания

    и здесь происходит его социальное рождение.

    И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение,

    то должны решать эту проблему «всем миром»:

    детский сад, семья, общественность.

    Ключевым вопросом государственной политики в последнее десятилетие является существенное повышение качества жизни граждан России, это отражено в национальной программе «Здоровое поколение XXI века» и в приоритетных национальных проектах «Образование», «Здоровье». Главной задачей дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья воспитанников в совместной деятельности с семьей.

    Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности дошкольного образовательного учреждения. Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость. Важным аспектом работы с родителями является информационное сопровождение и просвещение родителей. Ведь только при тесном взаимодействии персонала детского сада и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью.

    Анализ педагогической деятельности

    по сохранению здоровья детей в ДОУ

    Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.

    В соответствии с требованиями государственной политики в сфере дошкольного образования, реализацией закона Российской Федерации «Об образовании» в рамках программы «Детство», направленной на осуществление подхода к укреплению физического и психического здоровья ребенка, формирование основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры, мной была разработана система мероприятий «Сохранение здоровья дошкольников в системе взаимодействия ДОУ с семьёй».

    Цель данной системы: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни.

    В соответствии с целью мной были определены задачи: разработать и внедрить систему мероприятий используя актуальные формы вовлечения родителей в совместную деятельность по формированию здорового образа жизни; представить систему мероприятий взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здорового образа жизни детей.

    Опираясь на тот факт, что формирование навыков здоровьесбережения лежит, прежде всего, в семье, я провела опрос. Родители знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но большинство родителей не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения, не соблюдают режим дня и питания. Данное отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей. Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями и в этой связи не реализуются в повседневной жизнедеятельности.

    В разработанной системе при работе с семьёй мной были учтены принципы:

    1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

    2. Системность и последовательность работы.

    3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.

    4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

    Формы работы с родителями я подбирала согласно классификации форм, которые предлагает Кротова. Я использовала следующие формы:

    Информационно-аналитические: только на аналитической основе возможно осуществление повышения эффективности воспитательно-образовательной работы и построение грамотного общения с родителями. Проведение социологических срезов, опрос. Одна из форм информационно-аналитической работы — почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители кладут записки (или записывают) со своими идеями и предложениями, обращаясь с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещались на родительских собраниях или давались специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

    Досуговые: такие формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные. отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. «Румяные щечки», педагогическая гостиная, спортивные соревнования между родителями и детьми «Мама, папа и я — спортивная семья», приходит в гости «Королева Зубная Щетка», туристический поход «Осенними тропами», совместная прогулка «Весёлая лыжня», участие родителей и детей в выставках и другие совместные праздники и досуги.

    Познавательные: формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные. Заседания клуба для родителей: «Витаминный калейдоскоп», дискуссия «Детский сад в сохранении и укреплении здоровья детей»; деловая игра « Сохранение и укрепление здоровья», собрания, консультации в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

    Читайте также:  Анализ на иммунный статус для детей

    Наглядно-информационные формы: решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в дошкольном учреждении, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Это информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Нетрадиционные способы оздоровления», папка-ширма « Рецепты здоровой пищи»; «Движение — основа здоровья», «Как выработать у детей правильную осанку», «Зимняя прогулка» и т.д.).

    Для определения эффективности по взаимодействию с родителями по вопросам здоровьесбережения мной был проведен повторный опрос, беседы с детьми, наблюдения, учет активности родителей. Результаты моей работы показали эффективность использования данной модели в работе с семьями в повышении педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья.

    Так, опрос показал, что увеличилось число семей, которые целенаправленно стали заниматься формированием привычки к здоровому образу жизни у своих детей. Больше семей стали активно заниматься закаливанием детей в домашних условиях. Родители стали более осознанно относиться к профилактическим мероприятиям, освоили приемы эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственно-психологического климата.

    Сотрудничество и поддержка семьи в физическом воспитании дошкольников позволило мне добиться высоких показателей в уровне физического развития и здоровья детей.

    Формы взаимодействия ДОУ и семьи по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

    Полноценная двигательная активность (в ее доступных формах) является залогом успешного оздоровления детей. Различные виды двигательных упражнений являются к тому же физиологически обоснованными средствами развития общей выносливости. Такие упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.

    Формами организации оздоровительной работы, являются:

    самостоятельная деятельность детей,

    двигательно — оздоровительные минутки,

    физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами,

    физкультурные прогулки (в парк, в лес, к водоему)

    В своей работе использую программу и методики физического воспитания и развития детей авторов, которые рекомендованы программой «Детство».

    В группе оборудован «Уголок здоровья», оснащенный необходимым оборудованием для успешного физического воспитания ребенка, оформлена картотека стихов сопровождающих физические упражнения, картотека подвижных игр, пособия для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко использую подвижные игры, пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников я определила приоритеты в режиме дня.

    Первое место принадлежит физкультурно-оздоровительной работе. К ней относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок.

    Второе место в двигательном режиме детей занимает непосредственно организованная деятельность по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. В группе своевременно осуществляется проветривание и влажная уборка, обеспечивается оптимальный температурный режим, дети находятся в соответствующей температурному режиму и типу деятельности одежде и обуви. Перспективный и календарный планы разрабатываются с учётом как индивидуальных психофизических особенностей так и группы в целом.

    Для повышения интереса ввожу увлекательные игровые упражнения, используя рифмованные фразы, которые повышают интерес детей и помогают правильно выполнить упражнение, например: «Мы на пальчиках идем, прямо голову несем», или «Побежали, побежали, никого не обогнали», а также систематически один раз в месяц, провожу спортивные развлечения и досуги, два раза в год провожу спортивные праздники, где дети закрепляют полученные ранее двигательные навыки.

    Третье место отвожу самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

    Закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.

    В группе разработан план мероприятий по оздоровлению детей, который согласован с медсестрой ДОУ.

    Во время закаливающих процедур, для профилактики и коррекции плоскостопия, дети, проснувшись, проходят по ребристым дорожкам, шнуру, дорожке с палочками, выполняют комплекс специальных упражнений после сна. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает настроение.

    Стараюсь как можно больше находиться с детьми на свежем воздухе.

    Во время прогулок дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

    На прогулке уделяю внимание основным видам движения: бег, прыжки, ходьба и т.д.

    Занятия бегом улучшают работу легких, сердца, головного мозга и мышц, помогают более быстрому восстановлению сил после умственных нагрузок. Игры на свежем воздухе, как известно, улучшают самочувствие, закаливают организм, формируют правильную осанку, вырабатывают силу воли, целеустремленность и другие качества, необходимые в повседневной жизни. Оздоровительный бег – одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих регулировать нагрузку, укрепляющих сердечнососудистую и дыхательную системы. Привычка бегать помогает получить ежедневную дозу движений, необходимую для нормальной жизнедеятельности организма.

    Как известно в ходьбе участвует весь опорно-двигательный аппарат человека, одновременно в работу включается до 50% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы спины и живота, формируются мелкие мышцы стоп, вырабатывается правильная осанка, тренируются дыхательная и сердечнососудистая системы, активнее происходит обмен веществ. Во время ходьбы группой у детей воспитываются согласованность движений, организованность, умение ориентироваться.

    Прыжки, как и бег — неотъемлемая часть двигательной деятельности ребенка. Прыжковые упражнения укрепляют костно-мышечный аппарат ног и туловища, тренируют глазомер, развивают координацию движений.

    Считаю, что двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку.

    Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаю зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости.

    Веду активную работу с родителями в данном направлении, так как «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Родители принимают участие в спортивных совместных мероприятиях. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях довожу до сведения родителей как оценивать здоровье ребенка, в группе имеется подборка различных гимнастик, подвижных игр, упражнений, рекомендую литературу.

    Вся эта работа позволяет постепенно приобщить детей к здоровому образу жизни.

    Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной организованной социальной среде. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Отношение ребенка к тому, что связано с его здоровьем во многом зависит от отношения к этому явлению его родителей.

    Каждая семья по своему определяет для себя процесс воспитания и оздоровления, но при этом нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. И педагог, непосредственно наблюдающий ребёнка и знающий его проблемы, обязан привлечь родителей к сотрудничеству.

    В представленной работе было сделано следующее:

    -разработана и реализована система мероприятий взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здорового образа жизни;

    -внедрены новые формы работы с семьёй;

    -проведён анализ получившихся результатов.

    Полученные в ходе работы результаты подтвердили достижение поставленной цели, обоснованность сформированных концептуальных положений, действенность и практическую эффективность разработанной системы взаимодействия ДОУ с семьей.

    Сценарий физкультурного праздника для детей и родителей.

    Цель: развивать у детей понимание значения здорового образа жизни ; интерес к физической культуре; осуществлять тесное взаимодействие между детским садом и родителями; воспитывать чувство поддержки, взаимопомощи, уверенности.

    -Сегодня мы проводим праздник День здоровья.

    Звучит музыка — спортивный марш.

    Андрей: — Чтобы всем нам проснуться,

    Нужно по-тя-нуть-ся!( все потягиваются)

    Ксюша: — Чтоб ногам работу дать,

    Будем дружно приседать! ( все приседают)

    Все повторяют физические упражнения за Серёжей.

    Участники делятся на две команды.

    1-я команда: Стать чемпионом- сложно,

    2-я команда: Мы сил не пожалеем,

    Все вместе: Командам нашим дружным-

    — Начинаем наши соревнования!

    Команды стоят в колонне лицом к финишу. По команде первый участник стартует на одной лыже до конечной остановки и таким же образом возвращается обратно.

    Один участник садится в санки, а второй его везёт до конечной остановки, где они меняются местами.

    Игра — разминка « Чья команда быстрее соберётся».

    Звучит музыка. По сигналу все участники бегут врассыпную, затем по сигналу две команды выстраиваются в шеренги по росту. Побеждает команда, которая построится быстрее.

    Игра « Самый длинный прыжок».

    Все члены команды по очереди прыгают. Каждый участник начинает прыжок от той черты, где закончился прыжок предыдущего. Побеждает команда, чей общий « прыжок» окажется длиннее.

    Участники передвигаются на четвереньках, задом наперёд, обратно- бегом. Побеждает команда, которая быстрее пройдёт весь путь.

    Участвуют обе команды. Выбираем медведя. Дети подходят к «берлоге», где прячется «медведь» и выполняют движения, имитирующие сбор ягод, грибов, произносят при этом слова:

    Тут медведь с рычание выскакивает из берлоги и ловит детей. Пойманных отводит в берлогу. Выигрывает команда, в которой останется больше игроков.

    Я: — А сейчас, ребятки, поиграем в прятки!

    Мамы с завязанными глазами ищут среди детей свою дочку.

    Игра « Перетягивание каната»( папы с мальчиками)

    Я: — Заканчиваем состязание!

    Воздушным шаром забейте гол!

    Участники играют в футбол с воздушным шаром. Побеждает команда, которая за определённое время забьёт больше голов.

    Подводится общий итог соревнований, объявляет победителя и вручает всем участникам призы.

    Спортивный праздник « Весёлые старты»

    — развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой.

    -пропаганда здорового образа жизни.

    -воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки.

    Инвентарь: кегли, обручи, баскетбольные мячи, воздушные шары, надувные мячи, спортивные скамейки.

    — Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Очень приятно видеть всех вас сегодня в нашем спортзале! Мы начинаем самую весёлую из всех спортивных и самую спортивную из весёлых игр- « Весёлые старты»! И наш спортивный зал превращается в весёлый стадион! Участники соревнований будут состязаться в силе, ловкости, смекалке и быстроте! Теперь пришло время познакомиться с участниками праздника. Каждая команда называет себя и свой девиз.

    Представление жюри и напутственные слова.

    — Ребята, в ходе соревнований мы с вами должны соблюдать следующие правила:

    достойно переносить поражения;

    Добежать до противоположной стороны зала, огибая кегли, пролезть в обруч и бегом вернуться обратно.

    Участники встают друг за другом, Капитанам вручаются мячи. По сигналу капитаны передают мяч через голову второму игроку, второй — третьему, и так до последнего. Последний, получив мяч, должен обежать свою команду, встать во главе её и прокатить мяч по земле между ног членов команды. Последний игрок, приняв мяч, бежит вперёд.

    На каждом этапе участвуют по два человека. Один держит гимнастический обруч, другой пролезает через него. Потом меняются местами.

    Спицы есть, они, признаться,

    А звоню я, то и знай! (велосипед)

    А у туриста на спине.( рюкзак)

    Мне ногами тумаки . ( футбольный мяч)

    Ну, а она — через меня.(скакалка)

    Участники команд усаживаются на скамейки затылками друг к другу и передают сидящему сзади мяч. Последний с мячом бежит, садится вперёд и снова передаёт мяч.Эстафета продолжается до тех пор, пока игроки не окажутся на своих местах.

    Команды стоят на линии старта, у направляющих мяч зажат между коленками. По свистку ребёнок прыгает с мячом до обруча, мяч кладёт в обруч и бегом возвращается, передавая эстафету другому. Выигрывает команда первой закончившая задание.

    6 эстафета с воздушными шарами.

    Ребёнок держит ракетку с шариком и бежит, передаёт эстафету.

    1.Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира?( « священное перемирие», так как даже если шли войны, то их прекращали на время игр)

    2. Какой награды удостаивался победитель состязаний в Олимпии? ( венок из ветвей священного оливкового дерева, честь, почёт. Им воздвигали статуи, чеканили монеты)

    3.Как выглядит олимпийский флаг? (полотнище с пятью переплетёнными кольцами голубого, жёлтого, чёрного, зелёного, красного цвета ( в центре)

    4. Что представляет собой олимпийская эмблема? ( Пять переплетённых колец и девиз: « Быстрее, выше, сильнее!»

    5. Когда проходили Олимпийские игры в Москве? ( В 1980 г.)

    6. Назовите самую известную горную вершину Древней Греции? ( Олимп)

    7. Как часто проходят Олимпийские игры? (один раз в четыре года)

    8. Когда проходили Олимпийские игры в Сочи? ( 2014 г.)

    Участники по очереди бегут в мешке до противоположной стороны зала и возвращаются обратно.

    8.эстафета « Прыжки в длину»

    Первый ребёнок делает прыжок с места в длину, проводим черту, второй прыгает-вся команда делает коллективный прыжок!

    Самый длинный прыжок- победный!

    Капитаны бросают мяч в корзину- 3 пробных и 5 зачётных.

    3. Подведение итогов и награждение.

    Я: — Ребята, спасибо вам за то, что вы приняли участие в наших соревнованиях. Есть победители, но, к сожалению, есть и проигравшие, но в нашем мероприятии победила дружба!

    источник

    Анализ созданных условий по организации ЗОЖ в МДОУ д/с «Зернышко»

    Анализ созданных условий по организации ЗОЖ в детском саду

    В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, является сохранение и укрепление здоровья детей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у воспитанников базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

    Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Одним из направлений нашего дошкольного образовательного учреждения является реализация регинального компонента программы «Основы здорового образа жизни» под редакцией Н.П.Барыльник. Программа предусматривает получение знаний и навыков, необходимых для воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний и других способов самосовершенствования. В рамках данной программы в соотвествии с тематическим планом воспитатели проводят различные мероприятия и создают условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья воспитанников (беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые гиры, тематические занятия ,подвижные игры и др.).

    Читайте также:  Анализ на иммунологию у детей

    Специально созданные условия – это система управления охраной и укреплением здоровья воспитанников при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей, воспитанников) и реализация всех внутренних и внешних возможностей ДОУ. В нашем детском саду работа по созданию условий для здорового образа жизни ведётся в нескольких направлениях: Диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами (диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами проводится осмотр детей медицинским работником ДОУ, осмотр детей специалистами детской поликлиники). Организация режима дня и создание гигиенических условий (согласно СаНПиН). Использование здоровьесберегающих технологий .

    Применение нетрадиционных методов оздоровления. В рамках реализации этого направления педагоги используют разные нетрадиционные методики: это пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ; дыхательная гимнастика и др. Система закаливания. Используется комплекс процедур: босохождение, умывание, ходьба босиком по дорожкам здоровья, воздушные ванны в облегчённой одежде, гимнастика на свежем воздухе в тёплый период года, НОД по физической культуре на свежем воздухе, начиная со старшего возраста, а втёплое время года – в младшем и среднем дошкольном возрасте . Организация профилактической работы: постоянный контроль осанки; подбор мебели в соответствии с ростом детей; потребление фитонцидов (чеснока и лука); кварцевание групп.

    Оказание консультативной помощи участникам образовательного процесса: педагогам и родителям: -активное участие родителей в физкультурно- оздоровительной работе ДОУ; -оформление папок-передвижек, письменных консультаций, информационных стендов; -организация родительских собраний с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов; -проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий. Рациональная организация двигательной активности детей (Утренняя гимнастика; гимнастика после дневного сна; физкультурные занятия, ежедневный режим прогулок; соблюдение двигательного режима и режима дня; проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности и в НОД; музыкальные занятия; занятия по формированию здорового образа жизни и т.д.).

    В рамках данной темы доклада было проведено анкетирование воспитателей с целью анализа эффективности здоровьесберегающей деятельности в ДОУ . В анкетировании участвовали 13 педагогов ДОУ, обработав данные, были получены следующие результаты : Все участники (педагоги) ДОУ считают , что в полной мере реализуют программу здоровьесберегающей деятельности.

    Выделены приоритетные подходы в организации физического воспитания ДОУ: 1.Закаливание; 2.Работа с семьей; 3.Введение инноваций в области физического воспитания дошкольников; 4.Воспитание гигиенической культуры; 5.Медицинское обслуживание; 6. Воспитание ответственного и бережного отношения к своему здоровью; 7.Дигательный режим; 8.Питание; 9.Повышение квалификации кадров; 10.Организация двигательной деятельности; 11. Психоэмоциональный комфорт участников образовательного процесса.

    Педагоги выделили следующие формы оздоровления в своей группе: -Утренняя гимнастика проводится регулярно всеми педагогами (13 ч.); -Занятия по физическому воспитанию проводится постоянно ( 13ч.); -Свободная двигательная активность проводится постоянно (12ч.); -Комплексы упражнений после сна проводятся постоянно (12ч.); -Закаливание 10 чел. — проводят регулярно и 3 человека эпизодически; -Босохождение в помещении 7 чел . проводят регулярно и 5 чел. эпизодически; -Индивидуальная программа оздоровления: 4 чел. проводят регулярно; 2 чел.- эпизодически и 3 чел. -не проводят.

    Регулярно проводят профилактические комплексы : Проводятся постоянно (11 педагогов), гимнастика для глаз, повышающая работоспособность; проводятся эпизодически (2 п .); Проводятся постоянно (11 педагогов) дыхательная гимнастика, регулирующая функцию дыхания; проводятся эпизодически (2 п .); Проводятся постоянно (11 педагогов) артикуляционная гимнастика, способствующая развитию активности артикуляционного аппарата; проводятся эпизодически (2 п .); Проводятся постоянно (6 педагогов) корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки; проводятся эпизодически (2 п .); Проводятся постоянно (у 2 педагогов) адаптационный комплекс, направленный на повышение выносливости организма; проводятся эпизодически –(5 п).

    Педагоги знакомят детей с правилами ЗОЖ и формируют навыки сохранения здоровья регулярно по плану 11 педагогов –постоянно и 2- эпизодически. Педагоги ДОУ постоянно проводят беседы, консультации с рекомендациями о ценностях здоровья и ЗОЖ. (Регулярно по плану на родительских собраниях, в индивидуальных беседах, размещение информации в «родительских уголках», публикации в СМИ). Выделены приоритетные мероприятия влияющие на эффективность деятельности ДОУ по здоровьесбережению : -планирование здоровьесберегающей деятельности ДОУ -повышение профессиональной компетентности педагогов -практический обмен опытом -контроль -семинары -поощрения -наказания

    Таким образом, можно сделать вывод о том что в целом работа по здоровьесбережению ведется регулярно, постоянно. Приоритетными направлениями в данной работе выделены закаливание, работа с семьей. Основные формы оздоровления, которые педагоги проводят в группе (всегда, ежедневно), это утренняя гимнастика, занятия по физическому воспитанию, свободная двигательная активность , комплексы упражнений после сна. Профилактические комплексы,которые применяются регулярно: гимнастика для глаз, повышающая работоспособность; дыхательная гимнастика; артикуляционная гимнастика, способствующая развитию активности артикуляционного аппарата. Также педагоги постоянно знакомят детей с правилами ЗОЖ и формируют навыки сохранения здоровья.

    Выделены приоритетные мероприятия влияющие на эффективность деятельности ДОУ по здоровьесбережению: -планирование здоровьесберегающей деятельности ДОУ; -повышение профессиональной компетентности педагогов; -практический обмен опытом.

    Анализ среды и условий, проводимой работы показал, что в дошкольном учреждении, много делается для воспитания здоровых, всесторонне развитых детей. Здесь они получают полноценный уход, рациональное питание, систематический контроль над развитием и здоровьем. В планировании работы ДОУ уделяется достаточное внимание задачам формирования здорового образа жизни, физическому воспитанию детей. Среда жизнедеятельности детей оснащена спортивным инвентарем, оборудованием для подвижных и дидактических игр. Таким образом, в ДОУ созданы хорошие условия для решения задач по физическому воспитанию и оздоровлению детей ДОУ.

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН.МЕСЯЦЗАДАЧИСЕНТЯБРЬ-Учить технике выполнения удара по неподвижному мячу в стену с расстояния 2,5-3,5 метра с места и с разбега;-Учить касаться носком центра мяча, лежащего неподвижн.

    В методической разработке представлен широкий спектр игр для дошкольников по формированию ЗОЖ. Отдельно следует отметить удобное оформление методической разработки. При распечатке можно разрезать сост.

    Материал призентации раскрывает понятие «двигательная активность», виды двигательной активности, представляет этапы планирования двигательной активности в течении дня; требования, предъявляе.

    «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». С.Л.Рубинштейн.

    Консультация «Создание условий для исследовательской деятельности в детском саду».

    Воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.

    источник

    « Создание в ДОУ условий для оздоровления детей в дошкольном возрасте с учетом ФГОС»

    воспитатель ДОУ Красноярский МДС №6 «Машенька»

    Жирновского муниципального района

    Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому важным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

    Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребенка, который затем шагает вверх по ступеням образования.

    Одной из главных задач ДОУ, с учетом ФГОС, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения здоровья. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 10– 15% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Поэтому считаем, что проблема оздоровления детей — это работа не одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.
    Для создания целостной системы оздоровления детей одним из важных условий является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении.
    С этой целью в нашем детском саду созданы необходимые условия:

    Оборудован музыкально — физкультурный зал со спортивным комплексом, необходимым инвентарем; физкультурные центры в группах, где представлены физкультурные оборудования, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий.
    Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе:
    На участке ДОУ имеется спортивная площадка: мини-стадион, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование, лестницы, скамейки и др.

    Ежедневно во всех возрастных группах предусмотрены различные формы двигательной активности:
    Поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика после дневного сна стали естественными и необходимыми в нашем детском саду.
    Основной формой организованной двигательной активности являются физкультурные занятия. Два занятия в зале, одно на воздухе. С целью заинтересовать детей мы используем самые разнообразные формы проведения занятий (обычного типа; занятия – тренировки; интегрированные занятия; сюжетно — игровые занятия; занятия на спортивных комплексах и др.)
    Во всех видах деятельности педагоги используют оздоровительные паузы (пальчиковая гимнастика, физкультминутки) что позволяет снять утомление, активизировать внимание детей, повысить умственную работоспособность
    Немаловажное значение имеет правильно организованный здоровый сон.

    Проводится обследование физического здоровья детей, контролируется санитарно-эпидемический режим в детском саду, также соблюдается режим дня, питание детей. Ведется ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни. В группах проводится кварцевание, проветривание.

    Для оздоровления детей, повышения защитных свойств организма осуществляется рациональное питание: проводится витаминизация третьего блюда, включаются в рацион питания натуральные соки, подсчитывается калорийность блюд.
    В период подъема заболеваний используются природные фитонциды, образующиеся из эфирных масел лука, чеснока и пихтового масла, с целью повышения бактерицидности воздуха.
    Проводится работа по профилактике ОРЗ и ОРВИ, включаются упражнения игрового массажа, дыхательная гимнастика.
    С целью закаливания природными факторами в летний период на территории ДОУ оборудована оздоровительная тропа с различными раздражителями на стопу ребенка. Хождение босиком по тропе является эффективным средством закаливания.
    Большую радость детям доставляет процедура закаливания солнцем, которая осуществляется на прогулке в летнее время. Воспитатели начинают процесс закаливания со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ваннам.
    Вода является весьма эффективным фактором оздоровления и закаливания. В оздоровительной деятельности педагоги используют обширное умывание, обливания рук до локтя, в летнее время обливание ног.
    В результате закаливания дети становятся менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным и инфекционным заболеваниям. Обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью.
    Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, спортивных праздников, соревнований , интересных игр и увлекательных аттракционов.

    Методическое обеспечение в ДОУ позволяет в полном объеме педагогам проводить работу по данному направлению. Это богатая копилка методической литературы по оздоровительной работе.
    Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. В своей практике мы используем групповые и индивидуальные формы работы — это беседы, консультации, тематические родительские собрания и т. д.
    В ДОУ имеется информационный стенд, где родителям предоставляется возможность посмотреть данные о росте, весе ребенка, получить информацию о закаливании в детском саду, о заболеваниях и их профилактике, об оказании первой медицинской помощи и многое другое.
    Мы, педагоги и родители, несем ответственность за физическое, нравственное, социальное воспитание и развитие. Все хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, выносливыми, сильными, умными.

    Ребенок, должен прожить счастливую дошкольную жизнь, получив возможность для полноценного развития личности и социализации. А это возможно лишь при одном обязательном условии, что наши дети должны быть здоровыми!

    Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – постоянная задача каждого дошкольного образовательного учреждения.

    источник

    Елена Дука
    Оздоровление детей в условиях ДОУ (из опыта работы)

    МБДОУ-детский сад №16 «Колокольчик»

    Статья: Оздоровление детей дошкольного возраста в ДОУ (из опыта работы МБДОУ-детский сад № 16 «Колокольчик»).

    В статье освещен опыт работы педагогов дошкольного образовательного учреждения по организации и проведению комплекса оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и воспитание привычки к здоровому образу жизни детей. Приводятся примеры лечебно-профилактических мероприятий, использования разнообразных форм и методов в оздоровлении детей и работы с родителями.

    «Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье».

    Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна и значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

    Воспитание физически здорового ребенка стало главным стержнем в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Современная социально-экономическая ситуация привели к резкому ухудшению здоровья населения России, главным образом детского. Решить задачи физического воспитания и развития детей, снижения их заболеваемости можно только совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей.

    По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются актуальными задачами, стоящими перед обществом.

    В МБДОУ-детском саду № 16 «Колокольчик» была разработана программа «Воспитание привычки к здоровому образу жизни» на 2010-2013 годы для детей с 2-7 лет, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них мотивационных основ здорового образа жизни.

    Важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на организм, является физическое воспитание. Современная физиологическая наука вкладывает в это понятие очень широкое содержание: сохранение и укрепление здоровья; закаливание, развитие мышечной силы, быстроты движений, выносливости, гибкости и ловкости; воспитание привычки к ежедневным занятиям физической культурой; устойчивость организма ребенка к внешним неблагоприятным воздействиям.

    Реализация различных оздоровительно-профилактических программ в ДОУ приводит к позитивным результатам. Однако уровень заболеваемости дошкольников в целом остается на высоком уровне и не имеет выраженной тенденции к снижению в течение последних лет.

    Поэтому в ДОУ были поставлены следующие задачи для проведения анализа педагогической деятельности по физическому развитию и укреплению здоровья детей:

    1. Анализ состояния здоровья воспитанников и мониторинг образовательной области «Здоровье» и образовательной области «Физическая культура» детей.

    2. Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей.

    3. Внедрение в деятельность ДОУ системы здоровьесберегающей деятельности.

    4. Формирование мотивации здорового образа жизни у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

    Анализ состояния здоровья детей и мониторинг образовательной области «Здоровье» и образовательной области «Физическая культура» детей в ДОУ осуществляется медицинским работником, воспитателем и инструктором по физической культуре, который позволяет своевременно скорректировать систему здоровьесберегающей деятельности в ДОУ с учетом индивидуальных особенностей детей.

    Сводная таблица по состоянию здоровья воспитанников за 2010-2012 учебные годы.

    Группы здоровья 2010 г. 2011 г. 2012 г.

    Кол-во детей 127 130 146

    Анализируя состояние здоровья детей в течение 3-х лет, нужно отметить, что здоровых детей стало больше на 15%. Во второй группе здоровья на 5% детей меньше, чем в 2010 году. По сравнению с 2010 годом в 2012 году детей с четвертой и пятой группой здоровья нет.

    Мониторинг образовательной области «Физическая культура» в 2010 г. показал, что 85% детей соответствуют возрасту, 15% детей имеют индивидуальные возможности. В 2011 г. 93% соответствуют возрасту, 7% детей с индивидуальными возможностями. В 2012 г. 97% детей соответствуют возрасту, 3% детей имеют индивидуальные возможности (см. Гистограмму, можно сделать вывод, что состояние здоровья воспитанников улучшилось на 12%, (дети соответствуют возрасту) и уменьшилось на 12% детей с индивидуальными возможностями.

    Читайте также:  Анализ на ige у детей

    Мониторинг развития детей по образовательной области

    «Здоровье» за 2010-2012 учебные годы

    Мониторинг образовательной области «Здоровье» в 2010 г. показал, что 87% детей соответствуют возрасту, 13% детей имеют индивидуальные возможности. В 2011 г. 87,5% ребенка соответствуют возрасту, 12,5% детей с индивидуальными возможностями. В 2012 г. 95% детей соответствуют возрасту, 5% детей имеют индивидуальные возможности (см. Гистограмму, можно сделать вывод, что состояние здоровья воспитанников улучшилось на 12 %, (дети соответствуют возрасту) и уменьшилось на 8 % детей с индивидуальными возможностями.

    Такие показатели получены в результате целенаправленной, систематически спланированной работы по оздоровлению детей в ДОУ.

    Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия. В группах имеются уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован физкультурный зал для занятий с разнообразным спортивным инвентарем. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

    На территории детского сада имеется спортивная площадка, что поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и их интерес к разным формам двигательной активности.

    Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования разнообразных форм и методов в оздоравливании детей.

    Система здоровьесберегающей деятельности.

    1. Обеспечение здорового ритма жизни

    •соблюдение объема образовательной нагрузки

    •щадящий режим (особенно в адаптационный период и после болезни)

    •благоприятный психологический климат в группе

    • спортивные игры на прогулке

    • танцы, ритмическая гимнастика

    • пешие прогулки за пределами детского сада

    3. Гигиенические и водные процедуры. Закаливание.

    • проветривание помещений (в том числе сквозное)

    • сон при открытых фрамугах

    • обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

    • дни здоровья, викторина, веселые старты.

    • ежедневное употребление соков

    • обеспечение светового режима

    • цветовое и световое сопровождение среды

    8. Музыкотерапия и сказкотерапия

    • музыкальное сопровождение режимных моментов

    • организация физкультурных праздников

    • организация спортивных мероприятий

    • проведение совместных спортивных мероприятий с родителями

    10. Лечебно-оздоровительные мероприятия В соответствии с особым графиком.

    Работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей в детском саду. С учетом этого была разработана модель организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

    Модель организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

    В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система лечебно-профилактических мероприятий.

    План лечебно-профилактических мероприятий

    Месяц Лечебно-профилактические процедуры

    2. Игры, прогулки на свежем воздухе – регулярно

    3. Умывание прохладной водой 14°-16°С

    4. Дневной сон в хорошо проветриваемой комнате

    5. Оздоровительная гимнастика после сна

    6. Комплексы дыхательной гимнастики в течение дня в помещении и на прогулке.

    7. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.

    Сезонная иммунокоррегирующая профилактика ОРЗ и йода

    1. Поливитамины по 1 др. в день 2 недели.

    Ежедневная витаминизация третьего блюда в количестве 40 мл аскорбиновой кислоты (дети от 1 года до 6 лет)

    2. Калия иодит ежедневно 1 таб. во время завтрака

    Профилактика стоматологических заболеваний и горла

    Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой

    Отвар шиповника/морс из клюквы 150,0 мл – ясли, 200,0 мл — старшие группы 1-2 раза в неделю

    2. Игры, прогулки на свежем воздухе – регулярно

    3. Умывание прохладной водой 14°-16°С

    4. Дневной сон в хорошо проветриваемой комнате

    5. Оздоровительная гимнастика после сна

    6. Упражнения и игры направленные на улучшение и развитие зрительных функций – в течение месяца ежедневно.

    7. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.

    8. Комплексы дыхательной гимнастики в течение дня в помещении и на прогулке.

    Сезонная иммунокоррегирующая профилактика ОРЗ и гриппа

    1. Вакцинация против гриппа

    Профилактика стоматологических заболеваний и горла

    Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой

    Отвар шиповника/морс из клюквы 150,0 мл – ясли, 200,0 мл — старшие группы 1-2 раза в неделю.

    2. Игры, прогулки на свежем воздухе – регулярно

    3. Умывание прохладной водой 14°-16°С

    4. Дневной сон в хорошо проветриваемой комнате

    5. Оздоровительная гимнастика после сна.

    6. Комплексы дыхательной гимнастики в течение дня в помещении и на прогулке.

    7. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.

    Профилактика стоматологических заболеваний и горла

    Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой

    Поливитамины по 1 др. в день 2 недели.

    Ежедневная витаминизация третьего блюда в количестве 40 мл аскорбиновой кислоты (дети от 1 года до 6 лет)

    Отвар шиповника, морс из клюквы 150,0 мл – ясли, 200,0 мл — старшие группы 1-2 раза в неделю

    2. Игры, прогулки на свежем воздухе

    3. Воздушные ванны в сочетании с утренней гимнастикой

    4. Оздоровительная гимнастика после сна

    5. Общие развивающие упражнения, направленные на развитие двигательной активности: со снарядами, обручами, гимнастическими палками и т. д.

    6. Комплексы дыхательной гимнастики в течение дня в помещении и на прогулке.

    7. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.

    Сезонная иммунокоррегирующая профилактика ОРЗ и гриппа

    1. Поливитамины по 1 др. в день 2 недели.

    Ежедневная витаминизация третьего блюда в количестве 40 мл аскорбиновой кислоты (дети от 1 года до 6 лет)

    2. Противовирусные химиопрепараты: оксалиновая мазь – 2 недели заклад. в нос.

    Профилактика стоматологических заболеваний и горла

    Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой

    2. Игры, прогулки на свежем воздухе

    3. Воздушные ванны в сочетании с утренней гимнастикой

    4. Оздоровительная гимнастика после сна

    5. Комплексы дыхательной гимнастики в течение дня в помещении и на прогулке.

    6. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.

    Сезонная иммунокоррегирующая профилактика ОРЗ и гриппа

    1. Противовирусные химиопрепараты: оксалиновая мазь – 2 недели заклад. в нос.

    Отвар шиповника/морс из клюквы 150,0 мл – ясли, 200,0 мл — старшие группы 1-2 раза в неделю

    Профилактика стоматологических заболеваний и горла

    Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой

    2. Воздушные ванны в сочетании с утренней гимнастикой

    3. Комплексы дыхательной гимнастики в течение дня в помещении и на прогулке.

    4. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.

    5. Игры, прогулки на свежем воздухе, старшая и подготовительная группы – ходьба на лыжах.

    Профилактика стоматологических заболеваний и горла

    Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой

    Отвар шиповника/чаи с лимоном 150,0 мл – ясли, 200,0 мл — старшие группы 1-2 раза в неделю

    2. Игры, прогулки на свежем воздухе

    3. Ходьба босиком по ковру во время физминутки

    4. Умывание прохладной водой 14°-16°С

    5. Дневной сон в хорошо проветриваемой комнате

    6. Оздоровительная гимнастика после сна

    7. Комплексы дыхательной гимнастики в течении дня в помещении и на прогулке.

    8. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.

    Сезонная иммунокоррегирующая профилактика ОРЗ

    Элеутерококк 1 капля 1 год жизни 2 недели

    Поливитамины по 1 др. в день 2 недели.

    Ежедневная витаминизация третьего блюда в количестве 40 мл аскорбиновой кислоты (дети от 1 года до 6 лет)

    Профилактика стоматологических заболеваний и горла

    Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой

    2. Игры, прогулки на свежем воздухе

    3. Ходьба босиком по ковру во время физминутки

    4. Умывание прохладной водой 14°-16°С

    5. Дневной сон в хорошо проветриваемой комнате

    6. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (для мышц живота, спины, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей) в течение месяца. Массаж для ослабленных детей.

    7. Упражнения и игры, направленные на улучшение и развитие зрительных функций.

    — упражнения, снижающие утомление, облегчающие зрительную работу на близком расстоянии

    8. Комплексы дыхательной гимнастики в течение дня в помещении и на прогулке.

    9. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.

    Отвар шиповника/морс из клюквы 150,0 мл – ясли, 200,0 мл — старшие группы 1-2 раза в неделю

    Профилактика стоматологических заболеваний и горла

    Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой.

    2. Игры, прогулки на свежем воздухе

    3. Ходьба босиком по ковру во время физминутки

    4. Умывание прохладной водой 14°-16°С

    5. Дневной сон в хорошо проветриваемой комнате

    6. Улучшение зрения через упражнения, способствующие тренировке аккомодации

    7. Упражнения на развитие равновесия, координации движения (тренировка вестибулярного аппарата)

    8. Комплексы дыхательной гимнастики в течении дня в помещении и на прогулке.

    9. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.

    Поливитамины по 1 др. в день 2 недели.

    Ежедневная витаминизация третьего блюда в количестве 40 мл аскорбиновой кислоты (дети от 1 года до 6 лет)

    Профилактика стоматологических заболеваний и горла

    Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой.

    Мы считаем, что успех в работе зависит не только от верно выбранных методов и приемов, принципов взаимодействия, но и от правильно организованной совместной деятельности с родителями. Ведь семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании, в том числе и физическом, основную, долговременную и важнейшую роль.

    Результаты анкетирования родителей, проводимого в детском саду в 2010 году показало, что лишь 17,5 % семей ведут здоровый образ жизни, 20% родителей прививают основы здорового образа жизни своим детям с помощью бесед, а 9,8 % личным примером, 12,6 % родителей с хорошим состоянием здоровья, и лишь 19,6% считают хорошим состояние здоровья своего ребенка, 13% родителей получают информацию о ЗОЖ в детском саду. Таким образом, результаты опроса родителей показали, что, с одной стороны, практически все они понимают важность профилактики заболеваемости и обеспокоены состоянием здоровья своих детей, но с другой стороны, во многих семьях нарушается режим сна и отдыха и еще много других аспектов сохранения здоровья детей, связанных с особенностями их развития в дошкольном возрасте. Из этого следует, что необходимо организовать дополнительную работу по повышению педагогической компетенции родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

    Поэтому наша работа с семьей, направленная на формирование у детей навыков здорового образа жизни, включает:

    перспективное планирование работы с семьей в определенный возрастной период детей;

    создание развивающей среды в группе с помощью родителей;

    усовершенствование и внедрение новых форм работы с родителями с целью заинтересовать их в решении этой задачи;

    рекомендации для родителей по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

    Практикуем следующие формы работы с родителями.

    1. Проведение родительских собраний

    Особо популярны те собрания, которые проводятся в нетрадиционной форме, где родители самостоятельно рисуют, пишут и т. д., когда воспитатель демонстрирует различные приемы работы с детьми, объясняет, чему учатся дети, когда они чем-то заняты. У родителей складывается впечатление о развитии своего ребенка, его достижениях и перспективах.

    2. Педагогическое просвещение родителей

    Цель – повышение уровня педагогической культуры. Информационные стенды, памятки для родителей, консультирование специалистов из различных служб (по запросам родителей).

    3. День открытых дверей, где родители могут воочию увидеть, как проходит день ребенка, чем он занимается.

    4. Организация выставок, конкурсов (тематика разнообразная)

    Цель мероприятий – привлечение родителей к жизни детей в детском саду, их интересам.

    Детские праздники, дни рождения, чаепития, спортивные развлечения.

    6. Фотовыставки на тему оздоровления.

    Итогом реализации программы явилась положительная динамика состояния здоровья детей. На данный момент в детском саду 146 детей. 39% детей имеют первую группу здоровья, 49% детей – вторую, 12% — третью группу здоровья. Средняя посещаемость – 83%.

    Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной программы «Воспитание привычки к здоровому образу жизни». У детей повысился уровень культурно-гигиенических навыков. Дети стали проявлять активность и самостоятельность при самообслуживании, на занятиях, в играх, в разнообразном труде. Повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, дети стали выдержаннее и внимательнее. Главное то, что улучшилась эмоционально-двигательная сфера ребенка. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринужденность, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное и осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и выразительной.

    Проведение в ДОУ определенных оздоровительных мероприятий привело к тому, что количество болевших детей в год уменьшилось. А посещаемость детей возросла. Дети с удовольствием занимаются физическими упражнениями. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт.

    Родители осознали ценность здорового образа жизни как для детей, так и для себя. Увеличился процент обращений за психолого-педагогической помощью к сотрудникам детского сада; организуя совместные спортивно-оздоровительные праздники и развлечения, добились 64% посещаемости родителями данных мероприятий; родители стали инициаторами проводимых мероприятий.

    В дальнейшем особое внимание будет уделено:

    формированию у детей устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья;

    новым формам взаимодействия с родителями;

    совместному созданию предметно-развивающей среды.

    1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка (Программа «Здоровье») // Дошкольное воспитание. 1993. — № 11.

    2. Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

    3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

    4. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий /авт. -сост. М. А. Павлова,М. В. Лысогорская, канд. психол. наук. – Волгоград: Учитель 2009.

    5. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт. -сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина. М.: АРКТИ, 2000.

    6. Кузнецова М. Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий /М. Н. кузнецова. – М.: айрис-пресс, 2008.

    7. Куркина И. Здоровье — стиль жизни. Современные оздоровительные технологии в детских садах. – СПб.: Образовательные проекты. М.: НИИ школьные технологии. – 2008.

    8. Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. -М., 1997.

    9. Матвеев C.B., Черпаченко С. А., Парамонова Г. Н. Оздоровление детей в детских дошкольных учреждениях средствами физического воспитания: Метод, рекомендации. СПб.: Изд-во ГТТМА, 2000.

    10. Нестерова 3. Заботиться о своем здоровье // Дошкольное воспитание, 1998.-№ 6.

    11. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91)

    12. Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660 — 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» СанПиН 2.4.1. 2791 -10.

    13. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года).

    14. Храмова И. И., Пахомова О. В. К вопросу о воспитании у дошкольников потребности в здоровом образе жизни // Современные образовательные направления в физической культуре: Сб. науч. тр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

    Мои достижения. Сузик Светлана Анатольевна воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения — детский сад комбинированного вида №9 «Оленёнок».

    Презентация детского сада Детский сад «Улыбка»- это добрые, умные, милые, веселые, шумные, замечательные дети. В нашем детском саду восемь групп, которые посещают.

    источник