Меню Рубрики

Анализ творчества чарушина для детей

Е.И. Чарушин-художник и писатель. Пластика внешнего вида и зоопсихологизм в рисунках и рассказах Чарушина. Анализ иллюстраций

Е.И. Чарушин-художник и писатель. Пластика внешнего вида и зоопсихологизм в рисунках и рассказах Чарушина. Анализ иллюстраций.

Творчество Евгения Ивановича Чарушина эмоционально и многозначно. Оно трогательно и восхитительно, как улыбка ребенка. Художник и писатель, он дарит ребенку с ранних лет его жизни неповторимое чувство красоты родной природы, родного края, Родины. Оно живет в памяти, обращенной к первым годам жизни, первым впечатлениям, и сопричастно всему земному, что окружает человека с момента рождения. Поэтому творчество Чарушина близко не только детям, но и взрослым. Оно не позволяет забыть, что все взрослые «родом из детства», а детям дает понять, как прекрасен мир.

В автобиографической заметке «Моя работа» писатель подробно рассказывает об увлечениях детства — разведении птиц и кроликов, устройстве «птичьего рая», дрессировке собак, приручении диких птиц. «Переполненность до краев наблюдениями детства», по словам самого Чарушина, вызвала потребность изложить свои впечатления на бумаге, поделиться ими с читателями. Рассказы — при всем разнообразии тематики — роднит нечто общее: образ самого автора, стоящий как бы за строками произведений. И читатель, вольно или невольно, начинает «видеть» перед собой певца земли русской.

На страницах его рассказов не встречаются нравоучения и указания, но, прочитав или прослушав их, ребенок начинает понимать, что доброта и любовь должны править миром, что красота — это, прежде всего отсутствие эгоизма, что сохранность жизни и бережное отношение ко всему живому — первый показатель нравственности человека. Произведения Чарушина сильны тем, что, как бы исподволь, учат добру, ответственности и причастности человека ко всему, что его окружает. Они близки русскому фольклору для маленьких.

Истоки искусства Евгения Ивановича Чарушина в его детских впечатлениях, в красоте родной природы, окружавшей его с детства, в добром и заботливом отношении к животным, которое он наблюдал, будучи ребенком. Приглядимся к любой из его книжек. Предмет и образ существуют у него в неразрывной слитности. Он отталкивается от натуры, по-художественному преобразует ее и уже через образ снова как бы возвращается к натуре.

Его творческая интуиция всегда на страже такого преображения натуры, которое не нарушает, а, наоборот, подчеркивает ее живую достоверность фактурой оперения и шкурки, пластики зверя или птицы. Это слова исследователя творчества писателя В. Механикова. Сам же Чарушин так писал о себе: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка — я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т. п. Все это надо наблюдать и почувствовать».

Техника письма, манера передачи образа у Чарушина действительно соответствуют реалистической направленности, стремлению передать и движение, и настроение животного, которого так и тянет погладить. Вглядитесь в его по-детски растерянного, беспомощного, одинокого медвежонка — «героя» рассказа Нины Смирновой «Как мишка большим медведем стал», оставшегося без мамы-медведицы. Так и хочется его пожалеть, защитить. Еще один наглядный пример — иллюстрации к книге Самуила Яковлевича Маршака «Детки в клетке». Удивительное слияние стихотворного текста и иллюстраций. Детеныши животных на обложке книги, на первом развороте. Как живые! И два медвежонка, со всех ног убегающие от маленькой зебры; и львенок, смотрящий прямо на читателя, как бы спрашивающий нас о чем-то. На развороте все заняты своим делом — бегают, играют, с любопытством смотрят друг на друга, но у каждого свой характер, свои повадки, увлечения. Каждый живет своей детской жизнью. И нет сомнения, какой восторг они вызывают у детей — чувство радости, добра и. стремление защитить малыша. Обратите внимание, как реалистичны звери в обрисовке. Да, цветовая гамма иллюстраций достаточно скупа, однако удивительно выразительна — тонко сочетающиеся черные, коричневые, желтые, белые мазки, пятна; иногда желтый цвет становится золотисто-охристым; очень точны детали изображений.

Совсем иные оттенки просматриваются в книге «Птенцы». И текст, и иллюстрации рыже-коричневые, желтые, синие, черного цвета совсем немного — только для того, чтобы подчеркнуть отдельные перышки, выделить клювик, лапки птенцов. Особенно запоминается иллюстрация на развороте (Чарушин вообще мастер композиции в развороте), третья часть которого — толстый кряжистый ствол. Левую часть занимает обозначенное черно-рыжими штрихами гнездо и в нем — орущие воронята.

Очень скупы, но живописны пейзажные изображения. Не поленитесь, найдите иллюстрации Евгения Чарушина к рассказу Н. Смирновой «Мишка один» (из книги «Как мишка большим медведем стал»). По диагонали через белую страницу (снег) — тонкое деревце, на котором сидит мишка. Или мишка в весеннем лесу: в середине белой страницы сам мишка, а вокруг него лес — две елочки, обозначенные несколькими штрихами, кустик и четыре лаконичных цветка. И все представлено черным цветом на белом снегу. Этот пейзаж: и ограниченность цветового решения как нельзя более выразительно подчеркивают тоску одиночества маленького медвежонка.

Вспоминая сегодня Евгения Ивановича Чарушина — талантливого мастера кисти и слова, мы не можем не отметить еще одну сторону его таланта — педагогическую. Художник-педагог, непосредственно работавший с дошкольниками, придавал огромное значение руководству детским творчеством, предлагая взрослому направлять содержание детского рисунка, оказывать помощь в формировании образа, в поисках средств выразительности. Особую заботу составляла техника работы детей карандашами и красками. Техническую легкость процесса рисования Чарушин считал одним из побудителей создания образа. В статье «Мой метод рисования с детьми», опубликованной во втором номере журнала «Дошкольное воспитание» за 1943 год, он писал: «Если ребенок неправильно держит карандаш и кисть (в кулаке, скрюченными пальцами), то рука быстро утомляется, процесс изображения затрудняется, и ребенок лишается радости творчества».

С той поры прошли годы. Однако художественный дар волшебника слова и графики, замечательного педагога и по сей день зрим и для детей, и для взрослых.

Все истории, о которых поведал нам Е.И. Чарушин, будь то смешные или грустные, забавные или героические, всегда имеют большое воспитательное значение. Оно состоит в том, что вызывает у ребенка добрые чувства: чуткость, желание заботиться о слабых, защищать беззащитных. Обращаясь к юным читателям и зрителям, Е. И. Чарушин пишет: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты — человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно. Входи в мир природы! Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей. Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

Список использованной литературы

1. Костров Н. [Воспоминания о Е. Чарушине] // Мир Чарушина. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С. 153.

2. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983

3. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В. Глоцер. — М.: Книга, 1987

4. Цит. по изд.: Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 1989г., №7, 2000г., №10, 2000г.–Чехов.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника»

источник

Е.И. Чарушин – писатель и художник.
Рассказы о животных. Сборник рассказов «Большие и маленькие».
Сказочные мотивы в творчестве Чарушина.
Автобиографические рассказы «Как Женя научился говорить букву «р»», «Хитрая мама».

Е.И. Чарушин (1901—1965) писатель и художник. Детство его прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих наклонностей. Отец, главный архитектор Вятской губернии, передал сыну свою любовь к изобразительному искусству и незаурядную трудоспособность. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены Чарушиным в этих путешествиях по лесному краю. «И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колеса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе — все это я с детства полюбил и пережил», — вспоминал много позднее Е.И.Чарушин.
После окончания ленинградской Академии художеств (бывшей Императорской) Чарушин сблизился с кружком писателей при Библиотеке детской литературы, и ему предложили иллюстрировать повесть В. Бианки «Мурзук». А в 1930 году вышел небольшой рассказ «Шур», написанный уже самим Чарушиным. Затем стали одна за одной выходить его книжки, которые он сам и иллюстрировал: «Волчишко и другие», «Облава», «Джунгли — птичий рай», «Мохнатые ребята».
Уже первые произведения определили место Е. Чарушина в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист с острым зрением художника, умеющий передать словом и рисунком повадки животных, которых он любит и необыкновенно тонко понимает, чувствует. «Мне. даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное», — писал он.
У Чарушина звери не говорят, но он умеет показать их настроение. Внутреннее их состояние передается через поведение, причем поведение естественное, свойственное этому зверю. Искусство словесной живописи подчинено у Чарушина восприятию малыша. Дети младшего возраста лучше всего воспринимают простую по конструкции фразу, главная роль в которой отведена глаголу. Вот такими фразами создана, например, динамичная картина игры лисят в рассказе «Путешественники»: «Лисята постукивают по краю лапами, блюдце гремит, звенит, подпрыгивает. А лисята знай гонят его по всему полу — туда-сюда, взад-вперед. Звон стоит, как в посудной лавке».
С течением времени Чарушин стал усложнять фразу, отказываясь от такого скопления глаголов. «И тут совсем как в сказке получилось: появился, прямо встал передо мной, вот тут рядом, у моей ноги, лесной петушок. Осанка горделивая, сам в валенках: у него мохнатые ноги; вместо гребня — черный хохолок. Хвост свой развел веером, и каждое перышко у него расписное, в пятнышках, в полосках». У такого описания уже другая цель: не столько увлечь читателя действием, сколько приучить к наблюдательности, к детальному восприятию. В данном случае он описывает лесного рябчика.
В произведениях Чарушина, особенно для самых маленьких, много звукоподражаний. Сверчок, как настает ночь, начинает «тир-ликать»: «Тирли. Тирли. Тирли, тюрли. Лири, лири, тирлити». Ворона каркает: «Кар-р-р! Кар-р-р! Кар-р-р!» Маленький воробушек прыгает по дороге: «Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чи-лик!» Котенка прозвали Тюпой, потому что он, «когда очень удивится или увидит непонятное. двигает губами и «тюпает»: тюп-тюп-тюп-тюп. ».
Евгений Чарушин чаше всего изображает детенышей животных, видимо, полагая, что такие герои наиболее близки душе малыша. Он и сам любил маленьких зверят, «трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них угадывается уже взрослый зверь». Подчеркивая детскость их поведения, писатель закрепляет в сознании своего читателя бережное, покровительственное отношение к «братьям нашим меньшим».
Животные и птицы, живущие в зоопарке, — это для Чарушина отдельная и важная тема. Да и где еще может ребенок столь подробно рассмотреть дикое животное, как не в зоопарке? Резвятся в одной клетке медвежата из разных выводков — перепачкались в молочной каше так, что и масти их не различишь. Трогательны оленята, одетые в желтые шкурки с белыми пятнышками. Описание жизни зверей часто бывает окрашено мягким юмором. «Утром все звери играют. Ягуар шар деревянный катает в клетке. Гималайский медведь-губач стоит на голове. Днем, при народе, он за конфетку стоит, а сейчас сам забавляется. Слон боком сторожа к стене придавил, метлу отнял и съел. Танцуют журавли-красавки».
Животные на воле, в естественной среде обитания, изображены Чарушиным как в рассказах, так и на иллюстрациях. В 1930 году вышла его книжка-картинка «Птенцы»; затем в 1935 и 1938 годах появились книжечки «Животные жарких стран», «Удивительные звери», «Звери жарких и холодных стран». В этих книжках еще не было рассказов: под изображениями животных просто помешались объяснительные подписи. В изданной в 1942— 1944 годах энциклопедии в трех частях «Моя первая зоология» подписи были уже расширены до коротких рассказов, хотя в большинстве своем бессюжетных; главным здесь для Чарушина было представить неведомое ребенку животное во всей полноте его признаков. Органичностью текстов и рисунков отличается его удивительная по лаконизму, содержательности и простоте книжка-картинка «Кто как живет?» (1959).
Рассказы Чарушина о диких животных, увиденных глазами то охотника, то ученого-натуралиста, но неизменно талантливого писателя и доброго человека, передают детям любовь и восхищение, какими полон он сам — наблюдатель живой, бесконечно разнообразной природы.
В рассказе «Медведь-рыбак» он пишет о разных способах добывания рыбы птицами, лисой, медведем. Все это — на фоне рыбного изобилия Камчатского края. Полна юмора сцена охоты за рыбой медведя. Вот он сидит по горло в воде, лапами рыбу подцепляет и кладет под себя, а она, пока он следующую ловит, из-под него уплывает: «Тут медведь так обиделся. заревел во всю мочь, прямо как паровоз. Поднялся на дыбы, лапами бьет по воде, воду сбивает в пену. »
Юмор, доброта, даже нежность всегда присутствуют в чарушинских изображениях зверей. Вот зайчиха учит зайчонка замирать, становиться незаметным. Вот бельчиха обучает бельчонка прыгать с ветки на ветку. Ребенок из таких рассказов и иллюстраций не только узнает о повадках животных — в его душе рождается отзвук, появляется ощущение родственности человека с миром природы: ведь и человеческое дитя так же наставляет его мать.
Дети в рассказах Чарушина — тоже исследователи природы, а часто и ее ученики. Пытливая Катя хочет понять, что за зверь такой приходит к ней на крыльцо: и от котлетки, и от косточки отказывается («Что за зверь?»). В рассказе «Хитрая мама» мальчик подкладывает в воронье гнездо куриные яйца и высчитывает по дням, когда из них вылупятся цыплятки.
А Женю, не умевшего говорить «р», научила этому ворона, когда он стал подражать ее карканью»Как Женя научился говорить букву «р».
Герой рассказа «Джунгли — птичий рай» соорудил в старой теплице обиталище для своих многочисленных питомцев. Сюжетной завязкой здесь служит подарок, полученный мальчиком в день рождения, — пара попугайчиков. Между этим событием и финальным драматическим эпизодом (отложенные попугаихой яйца разбились о переносицу слишком любопытного друга) читатель узнает о многом: и что едят птицы той или иной породы, и на чем они предпочитают сидеть, и как устраивают гнездо в неволе. В этом рассказе есть отзвуки воспоминаний писателя о своем детстве, поэтому быт и интересы героев типичны для той среды, в которой вырос сам Чарушин.
С детства природа обогащала Е.И.Чарушина впечатлениями, которые он, став художником-писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.
Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

Читайте также:  Анализ на грибковые инфекции у детей

1. Понятие детской литературы
2. Понятие устного народного творчества
3. Пословицы и поговорки
4. Фольклорная сказка
5. Фольклор разных народов мира
6. Истоки детской литературы
7. Русская детская литература первой половины XIX века
8. Понятие о литературной сказке
9. ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
9.1 Басни И.А. Крылова в чтении детей. Особенности жанра.
10. ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКЙ
11. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
11.1 Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка
12. Сказки Петра Павловича Ершова
13. Сказки Антония Погорельского
14. Сказки Владимира Федоровича Одоевского
15. Сказки В.И. Даля
16. Сказки К.Д. Ушинского
17. Сказки Н.А. Некрасова
18. Сказки Льва Толстого
19. Русская природа в творчестве Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, А.Н. Плещеева, А.А. Фета, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова.
20. Произведения о детях и для детей в творчестве писателей конца XIX начала XX века
20.1 Основные тенденции в детской литературе рубежа XIX — XX вв.
21. Гуманистические идеи произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка, В.М. Гаршина
22. Сказки Гаршина, Мамина-Сибиряка для детей
23. Развитие тем природы, крестьянского быта, детства в стихах А.А. Блока, С.А. Есенина, К.Д. Бальмонта
24. Русская литература XX века 20-30-е гг.
25. Сказки Максима Горького
26. Поэзия 20-30-х годов в детском чтении
27. Поэты группы
28. Сказки Корнея Чуковского
29. Детские стихи Маршака
30. Детская литература Маяковского
31. Детские стихи Саши Чёрного
32. Стихи и детская литература С.В. Михалкова
33. Детские стихи Агнии Барто
34. Развитие жанра литературной сказки Ю.К. Олеша, А.Н. Толстой, В.П. Катаев, П.П. Бажов
35. Борис Степанович Житков — биография и творчество
36. Творчество М.М. Пришвина
37. Творчество Чарушина
38. Природоведческая литература 60–80-х годов
39. Развитие темы детства в детской литературе 40-50-х годов
40. Творчество В.А. Осеева
41. Творчество Л.Ф. Воронковой
42. Поэзия 60–80 гг. в детском чтении
43. Творчество Б.В. Заходера
44. Творчество Г.В. Сапгира
45. Творчество В.Д. Берестова
46. Творчество И.П. Токмаковой
47. Творчество Я.Л. Акима
48. Творчество Р.С. Сефа
49. Творчество Н.Н. Носова
50. Творчество В.Ю. Драгунского
51. Зарубежная детская литература
52. Творчество Шарля Перро
53. Творчество Братьев Гримм
54. Творчество Ганса Христиана Андерсена
55. Творчество Р. Киплинга
56. Творчество Юлиана Тувима
57. Значение иллюстрации в детской книге. Развитие на разных этапах. Художники иллюстраторы.

« назад Оглавление вперед »
36. Творчество М.М. Пришвина &#0171 | &#0187 38. Природоведческая литература 60–80-х годов

Американское общество первой половины XIX в.. Будни буржуазного общества. Творчество Эдгара По в контексте социально-исторической и духовной жизни США. Эдгар По – новелист и поэт. Игнорирование материального мира, события в произведениях романтиков.

История возникновения и жанровое своеобразие святочного (рождественского) рассказа, темные и светлые силы как его главные фигуранты. Дети среди «обиженных и оскорбленных» в творчестве Ф.М. Достоевского: святочный рассказ «Мальчик у Христа на елке».

Анализ произведений Марины Цветаевой об А. С. Пушкине. «Стихи к Пушкину». Вызов отрицанием. «Мой Пушкин». А. С. Пушкин глазами и сердцем ребёнка. «Наталья Гончарова». «Тайна белой жены». «Пушкин и Пугачёв». Правда искусства. Параллельность судеб?

Биография Юрия Карловича Олеши — русского советского писателя, поэта и драматурга, известного как автора сказки «Три Толстяка». Понятие термина «авангард». Анализ творчества писателя с целью выявления в нем черт авангарда на примере романа «Зависть».

Возникновение акмеизма. Возврат к материальному миру с его радостями, пороками, злом и несправедливостью. Символизм и акмеизм, футуризм и эгофутуризм эпохи серебряного века. Творчество Николая Гумилева. Романтическая исключительность.

Этапы становления филиппинской литературы, влияние на данный процесс исторических событий и завоеваний этой территории. Анализ испано- и англоязычной литературы Филиппин, их яркие представители и специфичность. Главные мотивы произведений Ника Хоакина.

Американский постмодернизм. Джон Берримен — творческий путь. Стилистические особенности поэзии Д.Бэрримена. Берримену удалось создать свой стиль в поэзии и внести определенный вклад в американскую и мировую литературу конца ХХ века.

Этапы жизни и биография Пауло Коэльо, знаменитого бразильского писателя, становление его личности, обвинение в подрывной антиправительственной деятельности. Влияние на творчество знакомства с проститутками. Выход в свет бестселлеров и слава писателя.

Понятие о критическом реализме. У. М. Теккерей. Значимость вклада Теккерея в развитие романной формы представится еще более убедительной, если сопоставить его открытия в науке о человеке с аналогичными поисками Троллопа и Элиот.

Мир земной и мир небесный в повести Л. Петрушевской «Три путешествия, или Возможность мениппеи». Особенности жанра и своеобразие произведения, специфика его идеи. Реальное и ирреальное в мистических новеллах прозаика, сущность антиномии ада и рая.

источник

Государственное образовательное учреждение

Спасский педагогический колледж №3

Контрольная работа по детской литературе

с практикумом по выразительному чтению

Тема: Творчество Е.И. Чарушина

1.1 Биография и творчество Е.И. Чарушина

1.2 Анималистическое искусство Е. Чарушина

2.1 Методика ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с прозой и графикой Чарушина

2.3 Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»

2.4 Рисование «Кролик» (из книги «На нашем дворе»)

2.5 Занятие: «волчишко» Для детей 3—4 лет

Список использованной литературы

1.1 Биография и творчество Е.И. Чарушина

В день смерти великого немецкого зоолога Альфреда Эдмунда Брема в небольшом российском городке Вятка в семье губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина родился мальчик, чьи рисунки к детским книгам о животных прославились на весь мир.

Евгений Иванович Чарушин (11.11.1901, Вятка — 18.02.1965, Ленинград) — российский график, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы. Его книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов экземпляров…

Семья губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина жила широко и очень дружно. В доме собирались музыканты, художники, а сам дом был наполнен необыкновенными вещами, привезёнными дядей маленького Жени из Китая, Вьетнама, Японии, с Сахалина.

Любовь к природе родители прививали сыну с детства. Мать, Любовь Александровна (урождённая Тихомирова), учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию…». Родительский дом с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили.

Любимым чтением для него были книги Сетона-Томпсона, Лонга, Биара, но в особенности, подарок отца — семь томов Брема, которые Евгений Иванович хранил и перечитывал всю жизнь.

Закончив среднюю школу в Вятке (1918), где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин пошёл в армию, служил помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Лишь в 1922 году он вернулся к мирной жизни. Зимой учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата, а осенью того же года поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН).

По окончании учёбы (1926) и краткосрочной службы в рядах Красной Армии, Чарушин пришёл в Детский отдел Госиздата, которым заведовал Владимир Лебедев. В те годы перед художниками ставилась задача создать принципиально новые книги для маленьких граждан советского государства, книги высокохудожественные и, в то же время, информативные и познавательные.

Первая же книга с иллюстрациями Евгения Ивановича — рассказ В. Бианки «Мурзук» (1928) — привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.

В 1929 году Чарушин сделал несколько книг: «Дикие звери», «Разные звери», «Вольные птицы», «Как мишка большим медведем стал».

В 1930 году Чарушин попробовал писать небольшие рассказы. Уже в первом его рассказе — «Щур» (1930) — проявилось не только знание звериных характеров, но и хорошее чувство юмора. До войны Евгений Иванович создал около двух десятков книг: «Птенцы» (1930), «Волчишко и другие» (1931), «Облава» (1931), «Цыплячий город» (1931), «“Джунгли” — птичий рай» (1931), «Животные жарких стран» (1935), а также продолжал иллюстрировать других авторов, среди которых С.Я. Маршак, М.М. Пришвин, В.В. Бианки, А.И. Введенский…

Кроме работы в издательствах, Евгений Иванович активно сотрудничал с детскими журналами — «Мурзилкой» (с 1924 г.), «Ежом» (1928-1935 гг.) и «Чижом» (1930-1941 гг.); делал настенные эстампы для детей, порой работая без авансов и гонораров.

Во время войны Чарушин уехал из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома пионеров и школьников. И — занимался с детьми рисованием.

В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я. Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

1.2 Анималистическое искусство Е. Чарушина

Творчество Евгения Ивановича Чарушина эмоционально и многозначно. Оно трогательно и восхитительно, как улыбка ребенка. Художник и писатель, он дарит ребенку с ранних лет его жизни неповторимое чувство красоты родной природы, родного края, Родины. Оно живет в памяти, обращенной к первым годам жизни, первым впечатлениям, и сопричастно всему земному, что окружает человека с момента рождения. Поэтому творчество Чарушина близко не только детям, но и взрослым. Оно не позволяет забыть, что все взрослые «родом из детства», а детям дает понять, как прекрасен мир.

В автобиографической заметке «Моя работа» писатель подробно рассказывает об увлечениях детства — разведении птиц и кроликов, устройстве «птичьего рая», дрессировке собак, приручении диких птиц. «Переполненность до краев наблюдениями детства», по словам самого Чарушина, вызвала потребность изложить свои впечатления на бумаге, поделиться ими с читателями. Рассказы — при всем разнообразии тематики — роднит нечто общее: образ самого автора, стоящий как бы за строками произведений. И читатель, вольно или невольно, начинает «видеть» перед собой певца земли русской.

На страницах его рассказов не встречаются нравоучения и указания, но, прочитав или прослушав их, ребенок начинает понимать, что доброта и любовь должны править миром, что красота — это, прежде всего отсутствие эгоизма, что сохранность жизни и бережное отношение ко всему живому — первый показатель нравственности человека. Произведения Чарушина сильны тем, что, как бы исподволь, учат добру, ответственности и причастности человека ко всему, что его окружает. Они близки русскому фольклору для маленьких.

Именно поэтому, как и в фольклоре, «между строк» и в подтексте читается больше, чем в самом произведении. Не случайно исследователи-лингвисты считают, что Чарушин широко пользуется сказовой манерой повествования. Как и в фольклоре, так и в произведениях мастера каждый открывает для себя столько, сколько может пропустить через свое сердце, разум и чувство. Сказанное позволяет заметить: при видимой простоте изложения произведения Чарушина требуют особой педагогической культуры преподнесения их детям. Соприкасаясь с творчеством Чарушина, педагог должен уметь поддержать авторскую мысль и подать произведение созвучно ей. Последнее требует от него тонкого восприятия мира. Иными словами, взрослый должен пропустить через себя чувство автора, понять его основную мысль и в точности донести до сознания ребенка.

Читайте также:  Анализ на группу у детей

Только он, взрослый, целенаправленно организуя окружающий предметный мир ребенка, раскроет в своих действиях и отношениях его сущность: он как бы одушевит эту окружающую среду, сделает ее для малыша понятной и доступной.

В последние десятилетия некоторые отечественные и зарубежные психологи по-новому интерпретируют раннее и дошкольное детство. Считается, что ребенок не пассивный созерцатель мира, а наоборот, его активный участник.

И вот что, пожалуй, самое главное: с раннего младенчества малыш как бы «идет» навстречу взрослому, который представляется ему не только самым информативным объектом, но и самым желанным. Именно он, взрослый, эмоционально наполняет и расцвечивает его жизнь. Познавая отношение взрослого к миру предметов, материальной и духовной культуры, к природе и обществу, ребенок, подражая, учится жить в обществе, усваивает его ценностные ориентации. Он как бы «смотрится» во взрослого как в зеркало, усваивая, что хорошо, а что плохо. Социальная среда, таким образом, выполняет воспитывающую функцию: ребенок будет таким, каким сделает его ближайшее окружение. В связи с этим следует говорить о гуманизации воспитательного процесса в целом, и культуре воспитания в частности. Что это означает? То, что мы, взрослые, собственным примером, образом жизни, своими чувствами, словами и делами формируем у ребенка нравственно-этические нормы поведения; симпатии и эмпатии, толерантность и альтруизм, доброту и заботу, бережное и любовное отношение ко всему живому, что его окружает. Именно поэтому гуманизация воспитательного процесса выступает как принцип современной педагогики, подразумевающий воспитание красотой и добротой. Доброта не может быть некрасивой. Не случайно Федор Михайлович Достоевский утверждал: «Красота спасет мир». Малыша мы, взрослые, обязаны учить замечать эту красоту, созидать ее, воспитывать благоговейное отношение к ней. Ведь ребенок так же восприимчив и отзывчив к миру, как и мы, взрослые. Просто он другой и по-другому реагирует.

Эту особенность ребенка знал и учитывал Евгений Иванович Чарушин, в творчестве своем тонкий педагог и чуткий психолог. Гуманизм его произведений, написанных полвека назад, прекрасно «проецируется» на принципы современной психологии и педагогики; они как бы предвосхищены автором еще много лет тому назад. Вот почему творчество мастера не утратило своей актуальности. Оно созвучно времени.

Борис Житков и Самуил Маршак, Владимир Маяковский и Корней Чуковский, Юрий Васнецов, Владимир Конашевич, Василий Лебедев. Кому из нас неизвестны имена этих писателей и художников?! Евгений Иванович Чарушин в этой замечательной плеяде занимает особое место — и писателя, и художника. Его рассказы о животных удивительно выразительны. Чаще всего описание занимает всего несколько строк, но в них поистине «словам тесно, а мыслям просторно». Обратимся к некоторым. Рассказ «Кошка»: «Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это ее хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная. Песенки поет-мурлычет, а ее котеночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится». Вот и все. А сколько в этих пяти предложениях заложено полезной и интересной для ребенка информации! Здесь о том, за что кошку ценит хозяйка, какую пользу она приносит. Яркие, выразительные, образные характеристики проиллюстрированы рисунком на большей части страницы.

источник

Статья рассказывает о биографии Чарушина Е.И., детском писателе, пишущем о мире животных. Рассматриваются основные произведения, деятельность творца, как художника в жанре «анимализм», особенности передачи словом и кистью повадок животных.

Биография Чарушина заполнена смешными моментами. Возможно, именно события, происходящие по мере взросления будущего писателя, определили дальнейший путь его творчества.

Он был талантлив не только в письме, но и в графике — Чарушин выступал иллюстратором для многих детских книг.

Отец Евгения, известный архитектор того времени, передал своему юному отпрыску любовь к искусству, большой интерес к отображению мира посредством рисования, и незаурядные способности, определившие становление сына, как художника, изображавшего животных.

Иллюстрация Е.И.Чарушина к рассказу В.Бианки «Первая охота»

Евгений Иванович иллюстрировал рассказы Бианки, много работал над другими книгами, создавал портреты животных для детей.

Как детский писатель, Евгений попробовал себя в создании многих произведений, таких как сказки и рассказы о животных. Особенностью его творений была необычайная динамичность, передача действия глаголами (в рассказе «Лисята»), точное считывание повадок обитателей, населявших животный мир.

Впоследствии сочинитель отошел от простых предложений, однако в его текстах можно встретить очень много звукоподражаний животным, что делает их неподражаемыми для восприятия ребенком.

Годы жизни: 1901.11.11 – 1965.02.18.

Детский писатель был рожден в 1901-м, 29-го октября (по старому стилю), в городе Вятка. Его день рождения ознаменовался приходом талантливого человека в окружающий мир.

Отец его был известным архитектором, а в семье царила творческая атмосфера, которая благосклонно сказывалась на подрастающем мальчике. Недалеко от семьи жила семья Васнецовых, с сыном которых, знаменитом в будущем художником, дружил Евгений в течение всей жизни.

В 1918-м Чарушин окончил школу и пошел служить в Красную Армию. По истечении четырех лет с этой даты, в 1922-м, он вернулся в родной город.

Поступил в этом же году на факультет живописи в Художественную Академию Петрограда, где в течение пяти лет постигал азы рисования. 1927-м Евгений Иванович завершил образование в учебном заведении и стал работать в Госиздате, при Детском отделе.

Благодаря Лебедеву В. В., который сильно повлиял на юношу, стал активно работать над своим стилем и иллюстрировать многие книги известных советских авторов. Помимо чужих, работал над своими, используя талант для отображения быта животных.

В 1930-м Евгений Иванович начинает работать в литературе для детей, как писатель. Создал практически два десятка книг, заслужив своим талантом похвалу от Горького М.

В 1941-м, в связи с начавшейся войной, эвакуировался из Петербурга в Киров. Здесь стал рисовать патриотические плакаты, писать картины, оформлять спектакли в Драмтеатре Кирова. Спустя четыре года с прошедшей даты, вернулся в Ленинградский край. Занимался графикой, скульптурой, анималистикой, создавал эстампы.

В феврале 1965-го он умер. Это случилось 18 числа.

  1. Отец — Иван Аполлонович, главный губернский архитектор, создавший более трехсот зданий в разных городах.
  2. Мать — Любовь Алексеевна, садовод-любитель.

Благодаря отцу, Евгений с детства любил рисование. Иван Аполлонович привил сыну влюбленность к художественному творчеству, которое предопределило жизненный путь юного дарования.

Помимо батюшки, важную роль в становлении Чарушина, как художника, сыграл его друг Васнецов, бывший частым гостем в их доме.

С мамой Женя много ходил в лес, наблюдая природу родного края. Это родило в нем любовь к живому миру. Очень много мальчик читал о природе, особенно он любил книги о животных.

Став постарше, мальчик активно стал работать над переносом живой природы на бумажный лист, кистью выполняя рисунки зверей.

Помимо самообразования с помощью книг, важную роль в этом действе сыграли родители Евгения Ивановича, благодаря которым маленький мальчик понял свои предпочтения. Мать его привила любовь к природе, отец – к живописи.

Однако, кроме семейного воспитания и самообразования, Чарушин много учился по интересующему его направлению.

В армии он активно работал над созданием рисованных изображений, после нее – поступил в 1922-м в Петербургскую Академию по художественному направлению, где, помимо образования по своему профилю, активно посещал занятия у другого преподавателя.

Обучение длилось пять лет, по прошествии которых (1927) Евгений Иванович вышел дипломированным специалистом.

Первой работой Евгения Ивановича, как иллюстратора, была оформительская деятельность по рассказу В. Бианки «Мурзук».

Пришедший работать в Детский отдел Госиздата, молодой художник показал свои рисунки В. В. Лебедеву, который отметил их необычайную живость, вследствие чего порекомендовал его картины Бианки. Помимо Виталия, юноша создавал иллюстрации к произведениям С. Я. Маршака и М. М. Пришвина.

С подачи С. Маршака, молодой человек попробовал писать свои рассказы, где подробно рассказывал маленьким детям о жизни животных.

До начала войны им было создано не менее 20 книг, среди которых были «Волчишко и другие», «Птенцы», «Цыплячий город», «Животные жарких стран» и т. д.

После войны, вернувшись в Петроград, активно продолжал работать с детской прозой.

Как автор, он сотворил много произведений для детского чтения, среди которых не только прозаические вещи, но и стихи. Список самых известных вещей у Евгения Ивановича составляет не менее десятка рассказов.

Можно выделить следующие из них:

  • «Как мальчик Женя научился говорить» (из цикла «Про Женю»);
  • «Про Томку»;
  • «Яша»;
  • «Кто как живет»;
  • «Медвежата»;
  • «Щур»;
  • «Олешки»;
  • «Волчишко»;
  • «Путешественники».

Героями Евгения Ивановича часто выступают дети, которые взаимодействуют с животными. Нередко представители животного мира обладают качествами, которые восхищают писателя. Например, ворон в рассказе «Яша».

Он успел создать много иллюстраций к книгам в послевоенные годы, а также поменял свою технику исполнения рисунков. Его картинки обрели перспективу, обозначилось пространство.

Также Евгений Иванович начинает рисовать гуашью и акварелью, прорабатывая маленькие детали.

Однако Чарушин сильно болел в последнее время. В возрасте 64 лет он погиб. Это произошло в 1965-м, 18-м февраля, в городе Санкт-Петербург. Последним пристанищем талантливого человека стало Богословское кладбище.

Стремление познать мир животной фауны было настолько велико, что будущий писатель в детстве часто попадал в курьезные ситуации.

  1. Однажды он решил понять, какие ощущения испытывают птицы при поедании специализированного корма, и съел его из их кормушки. В результате этого действия, мальчик заболел брюшным тифом.
  2. Несколько раз земляки Евгения видели его переплывающим речку вместе с коровами, которые переходили ее вброд.
  3. Фамилия писателя восходит к названию сдобной выпечки «Чаруша».

Евгений Иванович был очень талантливым человеком, жизнь и творчество которого внесли огромный вклад в развитие детской прозы. Анализ произведений под его авторством выявляет огромнейшую любовь к маленьким читателям, природному миру и зверям, его населяющим.

Самое главное, о чем повествует автор, — это принятие и узнавание нового через окружающие героев события. Светлые рассказы с живыми персонажами навсегда завоевали сердца поклонников его творчества.

источник

План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме:
Знакомство с творчеством художника Е.И. Чарушина

Конспект мероприятия в средней группе на тему:

«Знакомство детей с творчеством художника – иллюстратора детских книг Е.И. Чарушина»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 комбинированного вида Красносельского района

г. Санкт – Петербурга «Волшебник».

Конспект мероприятия в средней группе на тему:

«Знакомство детей с творчеством художника – иллюстратора детских книг Е.И. Чарушина»

Технологии: информационно – коммуникационные, технология мастерских, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве

«Знакомство детей с творчеством художника – иллюстратора

детских книг Евгения Ивановича Чарушина».

Цель: продолжать знакомить детей с художниками – иллюстраторами детских книг, познакомить с творчеством Е.И. Чарушина.

Задачи: расширять и углублять представления детей о художниках – иллюстраторах: познакомить с творчеством Е.И. Чарушина, его творческой манерой; обогащать впечатления детей; развивать художественное восприятие; воспитывать интерес к творчеству Чарушина, желание подражать ему в своей самостоятельной изобразительной деятельности; развивать любознательность, наблюдательность, мыслительные процессы и речь; воспитывать любовь к живой природе;

Задачи изобразительной деятельности: продолжать учить передавать особенности изображаемых предметов, используя тычок жесткой полусухой кисти; доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисточки; учить создавать сюжетную композицию, дополняя рисунок деталями по своему усмотрению, развивать воображение, творчество, самостоятельность.

Материал: авторские рассказы и иллюстрации Е.И. Чарушина — сборники «Зверята», «Кто как живет», «Вот они какие», «Про Томку», «Про сороку», «Большие и маленькие», «Про зайчат», «Пищик»; альбомные листы с нарисованным медведем, гуашь, жесткие и мягкие кисточки, баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка).

Воспитатель: Скажите, ребята, вы любите, когда вам читают? Есть ли у вас любимые книги? О чем вам больше всего нравится слушать? (ответы детей).

Я очень люблю читать про животных. Мне интересно знать, как живут животные, чем занимаются. Мир полон чудес, и эти чудеса — настоящие, они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши – не слышим. А есть люди, которые видят и слышат эти чудеса и раскрывают их перед нами. Такими людьми являются, например, многие писатели и художники, которые и сами любят природу (растения, животных), видят ее красоту и нам – зрителям, слушателям пытаются поведать об этом, поделиться с нами своими знаниями, наблюдениями, раскрыть некоторые тайны природы, например, рассказывают о жизни и особенностях поведения некоторых животных.

Читайте также:  Анализ на иммунологию у детей

А вам нравится слушать рассказы о животных? (ответы детей).

Из рассказов взрослых и из книжек вы много, наверное, узнали о животных? (высказывания детей).

Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете животных: задам несколько загадок и посмотрю, сумеете ли вы отгадать, о каких животных в них идет речь:

Зверька узнали мы с тобой

Он в шубке серенькой зимой,

Молодцы! А какие вам больше нравятся книги: с картинками или без картинок? Почему? (Рассуждения детей).

Я с вами согласна, с картинками книга намного интереснее, так как можно не только услышать что – то интересное, но и увидеть. Даже не умея читать, по картинкам можно догадаться о чем она.

Как называют людей, которые рисуют картинки к тексту книги? (Ответы детей: художники – иллюстраторы).

Правильно. Художник – иллюстратор сопровождает текст книги своими рисунками, дополняет его. Поэтому у книги почти всегда два автора: автор текста – писатель и автор рисунков – художник – иллюстратор.

Но сегодня я хочу познакомить вас с человеком, который одновременно является и автором текста, и автором рисунков к нему.

Сегодня мы познакомимся с замечательным человеком — художником и писателем – Евгением Ивановичем Чарушиным (воспитатель показывает портрет художника).

Чарушин очень любил природу, животных, понимал их. Это видно из его рисунков – настолько хорошо, мастерски он их изображает. Посмотрите, пожалуйста (воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации к книгам Е.И. Чарушина «Зверята» и «Кто как живет»).

Нравятся вам животные в рисунках этого художника? Какие они? (Рассуждения детей: как живые, пушистые и т.д.).

Животные этого художника очень трогательные, милые, обаятельные. Их хочется потрогать, погладить, приласкать, защитить. За ними хочется понаблюдать. Художник тщательно прорисовывает животных, точно передает строение тела и повадки.

А теперь давайте немного отдохнем и поиграем.

Давайте на время превратимся в лесных зверей. (Дети встают в круг, идут по кругу друг за другом, изображая животных: «медведь» идет вперевалочку, «заяц» прыгает, «лисичка» бежит по кругу на носочках и «виляя хвостиком» и т.д.).

Как вы думаете, почему художнику так хорошо удается изобразить животных? (Рассуждения детей).

Для того чтобы хорошо изобразить что — то, прежде надо хорошо знать то, что хочешь нарисовать.

Е.И. Чарушин начал рисовать рано. Его любимое чтение с детства – книги про животных. Поэтому и рисовал, преимущественно, зверей и птиц. Слушал сказки с карандашом в руках и рисовал во время рассказа. Много наблюдал за животными, например, за своим домашним «зоопарком», ведь в его доме было очень много разных животных.

Можно сказать, он рос с карандашом и красками в руках.

Знание животных, любовь к ним помогли художнику стать настоящим мастером своего дела. И вот – удивительный мир зверей и птиц раскрывается перед маленьким читателем на страницах книг замечательного художника и писателя. Его рассказы и рисунки наполнены искренней любовью к природе и животному миру, тонким юмором, сердечной теплотой. Доброта и бережное, трепетное отношение к хрупкому миру живой природы – характерные черты мастера.

Чарушинские звери всегда очень трогательные. Окружающая животное природа, фон только едва намечены. Главное крупно показать животное. Причем художник старается изобразить своего героя правильно, точно передавая строение тела, повадки. Плохо нарисованных зверей он терпеть не мог. Посмотрите, как он мастерски передает перья птиц, шерсть зверей. Так и хочется их погладить.

Любовь к живому передалась художнику от родителей. В семье будущего художника было много цветов, мать Евгения Ивановича была садоводом – любителем, любила все живое. А отец Евгения Ивановича хорошо рисовал, кроме того, с отцом он много путешествовал, бывал в лесу, бродил по лугам, общался с охотниками, лесниками, кустарями — умельцами, простыми людьми. Узнал от людей много интересного, послушал разные забавные истории, народные сказки, хранил в памяти их шутки, байки.

Он много где побывал и много что повидал. Но животные больше всего привлекали его внимание. Ему хотелось больше о них узнать, понять их.

Семья Чарушина жила очень дружно. В доме собирались художники, музыканты

Каких только животных не водилось у Чарушиных в доме: кошки, утки, банки с рыбками, птицы в клетках, козы, тетерева, цыплята, поросята, индюшата, кролики, голуби. Мать любила природу и передала свою любовь сыну. Они ухаживали за животными, лечили их, если была необходимость. Ближайшим приятелем маленького Жени был трехногий пес Бобка. Этот пес очень любил лежать на лестнице, прохожие спотыкались об него и ворчали, только Евгений доверял псу самые сокровенные свои тайны, делился с ним своими мыслями, секретами.

Любил будущий художник ходить в зоосад, на птичий рынок. Все его детство было теснейшим образом связано с природой, животными и эти яркие детские воспоминания повлияли на его дальнейшую судьбу. Остались с ним на всю жизнь. Итак, Евгений Иванович связал свою жизнь с животным миром, миром природы – посвятил себя изучению этого мира и изображению его. Он постарался передать свою любовь другим людям, особенно детям, ведь рисовал он для детей – иллюстрировал детские книги. И, надо сказать, это ему удалось: книги Чарушина никого не могут оставить равнодушными, его рисунки животных вызывают неизменный интерес, они нравятся всем. В своих рисунках художник старался не только хорошо, правильно изобразить животное – передать строение тела, фактуру шерсти, перьев, но и показать характер животного, его настроение, состояние: любопытство, испуг, радость, сон, повадки животного и все ему удавалось.

Больше всего ему нравилось рисовать молодых животных, детенышей. В общем, он рисовал маленьких животных для маленьких детей.

Писать свои рассказы Чарушин начал позже, сначала он оформлял книги других авторов: Маршака, Пришвина, Бианки, Сладкова. Помните, мы с вами читали книгу Маршака «Детки в клетке», оформленную рисунками Чарушина? (Воспитатель показывает книгу).

В рисунках и рассказах Чарушина чувствуется знание звериных характеров, его работы наполнены юмором, добрым отношением к тем, кого он изображал.

Вот мы видим лисичку: она вся напряжена, сосредоточенна, внимательно во что – то всматривается, к чему – то прислушивается; а здесь мы видим лисичку умиротворенную, довольную мать. Она спокойна, ведь все ее малыши – лисята с ней, они живые, веселые, деятельные, каждый чем – то занят: один с любопытством оглядывается по сторонам, другой сосредоточенно принюхивается, третий что – то грызет, в общем, все заняты делом. А на этом рисунке мы видим маленького волчишку. Страшно ему без мамы в лесу: ушки и хвостик поджал, взгляд растерянный. (Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки художника, поделиться своими впечатлениями).

Да, за каждым рисунком в книге стоит огромный опыт наблюдения за животными, за живой природой и неустанный труд. Сам автор этих замечательных произведений рассказывал о том, что с детства учился понимать животное – понимать его движения, мимику. Чарушин любил природу, но главное, умел привить эту любовь читателю.

На всю жизнь художник сохранил детское мироощущение и какой – ребяческий восторг перед красотой природы. Искусство этого талантливого человека доброе, человечное радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

О ком мы с вами сегодня говорили? Чем интересен этот человек? (Ответы детей). А вам понравились его рисунки? (Воспитатель дает возможность детям еще раз коротко высказать свое мнение о художнике, его работах, рассказать кому, что больше понравилось, запомнилось).

На этом наше знакомство с этим замечательным, талантливым человеком не заканчивается, мы будем и дальше продолжать знакомить с его произведениями.

А сейчас я предлагаю вам попробовать себя в роли художников – иллюстраторов. Давайте пройдем в нашу «мастерскую» и попробуем нарисовать животное так, как это делал Чарушин – попробуем изобразить его пушистую шерсть. А рисовать мы с вами будем медвежонка.

Воспитатель раздает детям листы бумаги с силуэтом медведя и предлагает нарисовать мишке шерсть методом «тычка» полусухой кистью.

В конце занятия работы детей оцениваются, анализируются детьми и воспитателем, выделяются те, которые оказались наиболее удачными.

Затем можно будет подшить рисунки, создав альбом – книгу и написать текст к каждому рисунку, пусть каждый ребенок расскажет о своем мишке.

источник

Исследовательская работа «Изучение приёмов создания художественного образа в произведениях Е.И. Чарушина»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа №8 им. А.С.Пушкина г. Черемхово»

«Изучение приёмов создания художественного образа в произведениях Е.И. Чарушина »

Выполнила: Ирклиевская Кристина,

Руководитель: Панина Светлана Викторовна

Исследование приёмов создания художественных образов в произведениях Е.И.Чарушина.

Художественный образ – то, что создано воображением писателя, поэта и передаётся воображению читателя.

Художник – анималист – художник, изображающий животных.

Писатель – анималист – писатель, который пишет произведения о животных.

Авторский неологизм –авторское изречение, позволяет создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблему.

Удвоение — повторение какого-либо слова или словосочетания.

Анафора — единоначатие, повторение определенного слова или словосочетаний в начале нескольких строф, стихов или полустиший.

Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте.

Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления.

Сравнение – изображение одного предмета путём сопоставления, сравнения его с другим.

Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.

Олицетворение — перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. Чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям.

Мне очень нравится читать книги о природе, о животных, узнавать новое об окружающем нас мире. Летом, на каникулах, мы ездили в Иркутск и там зашли в большой книжный магазин. Родители позволили мне самой выбрать книжки, едва увидев яркую красивую обложку книжки «Про Тюпу, Томку и сороку», я сразу поняла: это то, что мне надо! Книга с такими живыми, замечательными иллюстрациями просто не может быть неинтересной! Так я познакомилась с чудесным миром книг Е.И. Чарушина.

А потом, вернувшись, домой, я пошла в библиотеку и попросила дать мне другие книжки Евгения Ивановича. Так в мою жизнь вошли «Никитка и его друзья», «Щур», «Кот Епифан» и другие произведения Чарушина, каждое – как маленькое окошко в мир живой природы. Такие книги может создать только искренне любящий природу и её создания человек, горячо увлечённый своей работой.

Область нашего исследования: литература, изобразительное искусство.

Тема: Изучение приёмов создания художественных образов в произведениях Е.И.Чарушина.

Актуальность Мы провели опрос среди учащихся 2-4 классов нашей школы, чтобы узнать, насколько ребята знают творчество Е.И.Чарушина, его произведения, а также особенности написания им своих произведений. Мы задали ребятам несколько вопросов. Оказалось, что процент опрошенных ребят оказался очень низким. Многие ребята не знают, что Е.И. Чарушин был писателем – анималистом. Поэтому мы решили изучить приёмы создания литературных и художественных образов в произведениях Е.И.Чарушина. Этим и обоснована актуальность нашей работы.

Ценность работы заключается в том, что нами в ходе исследования было прочитано много произведений Е.Чарушина. Все прочитанные произведения нами были проанализированы с целью изучения приёмов создания художественных образов в произведениях данного автора.

Мы считаем, что наша работа будет полезна для учащихся, которые увлекаются литературным чтением, умеющих любить и понимать мир живой природы.

Объект исследования : приёмы создания художественных образов в произведениях Е.И. Чарушина.

Гипотеза: Мы предположили, что Е.Чарушин отличается от других авторов тем, что он при написании своих произведений, использовал свои авторские оригинальные приемы для создания художественных образов.

Цель работы: исследовать приёмы создания художественных образов в произведениях Е.И. Чарушина.

Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:

прочитать произведения Е. Чарушина;

проанализировать прочитанные произведения;

провести сравнительно – сопоставительный анализ приемов создания художественных образов в произведениях Е.Чарушина;

обобщить полученные данные.

Нами использовались следующие методы исследования :

анализ литературных источников информации;

анализ художественных произведений;

наблюдение над приемами создания художественных образов в произведениях Е.Чарушина;

источник