Меню Рубрики

Анализ творчества михалкова для детей

Произведения Михалкова занимают видное место в советской и российской литературе. Его поэмы, детские стихи, басни, пьесы, сценарии к фильмам и, наконец, слова к трем гимнам заслуженно принесли ему всесоюзную и всероссийскую славу и известность.

Михалков Сергей Владимирович родился в 1913 году в Москве в семье, происходившей из старинного дворянского рода. Его детство прошло в подмосковной усадьбе. Мальчик получил прекрасное домашнее образование. Уже в раннем детстве он увлекся литературой, поэзией. В детском возрасте он начал писать стихи. Свое первое стихотворение он написал, когда ему было всего девять лет.

Через некоторое время семья переехала в Ставропольский край. В конце 1920-х годов он начал печататься в местных газетах. Потом он переехал в Москву, где вынужден был какое-то время заниматься физической работой. Однако он никогда не бросал свои занятия поэзией. Молодой поэт прославился на всю страну в 1935 году, когда вышла в свет его поэма «Дядя Степа». Затем последовал выход сборника стихов, который укрепил его славу. В годы войны он работал военным корреспондентом, в это же время написал гимн. После победы он продолжил публикации своих произведений, занимался активной общественной деятельностью, основал журнал «Фитиль». Михалков Сергей Владимирович сыграл важную роль в развитии отечественной литературы, драматургии, поэзии. Скончался знаменитый поэт в 2009 году.

Первые стихотворения поэта сразу привлекли внимание. Отец заметил талант сына и как-то показал его стихи поэту А. Безыменскому, который одобрил первые опыты юноши. Одно из первых сочинений автора называется «Дорога», в нем он продемонстрировал мастерство владения рифмой и языком.

Произведения Михалкова отличаются краткостью, лаконичностью и необыкновенной выразительностью во многом благодаря тому, что поэт с детства писал в лучших традициях русской классической литературы. Он вырос на стихотворениях Пушкина и баснях Крылова, на сочинениях Маяковского и Есенина. Неудивительно поэтому, что уже первые литературные опыты его были весьма удачны. С 1933 года его произведения регулярно печатались в ведущих отечественных журналах. Одно из наиболее известных произведений данного периода – стихотворение «Светлана».

Произведения Михалкова пользовались большой популярностью и любовью читателей еще до того, как вышла в свет его самая знаменитая детская поэма. Славу детского писателя укрепил успех нового сочинения – стихотворения «Три гражданина», которое он написал во время своего участия в конкурсе на лучшую пионерскую песню.

После этого автор решил попробовать себя в другом жанре и приступил к созданию своего, наверное, самого известного произведения – поэме «Дядя Степа». Образ доброго, простодушного великана, который в любое время готов прийти на помощь, сразу приобрел всесоюзную любовь.

На создание известной тетралогии у поэта ушло несколько десятков лет. После войны в свет вышла поэма «Дядя Степа — милиционер» и еще две другие. В них главный герой, оставаясь по-прежнему тем же добродушным великаном, постепенно делался более лиричным. Особенно трогательной, пожалуй, является часть «Дядя Степа и Егор», в которую поэт ввел образ сына главного героя.

Произведения Михалкова стали популярными во многом благодаря своему оптимизму, живому и веселому языку, а также глубокой житейской мудрости. В довоенное время было опубликовано еще одно его знаменитое стихотворение «А у вас?», которое по форме напоминает считалочку, но тем не менее проникнуто серьезным философским смыслом и звучанием.

Еще одной характерной особенностью творчества Михалкова является то, что он часто создавал героев, которые не всегда могли быть образцом для подражания. Наоборот, довольно часто он в образах своих персонажей высмеивал недостатки, которые присущи детям: лень, изнеженность, грубость, хвастовство. Многие его фразы оказались настолько меткими и остроумными, что превратились в поговорку. Его рифма чрезвычайна проста и запоминается буквально с первого раза (например, его знаменитая «Песенка друзей», которая известна, наверное, каждому ребенку).

В годы войны поэт работал корреспондентом, он побывал на многих передовых, получил ряд высоких наград за храбрость. Его военная лирика, как и произведения Твардовского, отличается простотой и легким языком, напоминает народные песни, что сразу сделало ее популярной. К числу произведений этого периода относятся, например, стихотворения «Боец лежит за хатами…», «Письмо домой» и другие. Примечательно, что именно этому поэту принадлежит эпитафия на могиле Неизвестного солдата.

В середине 1940-х годов Михалков по совету писателя Толстого решил попробовать себя в новом жанре – в сочинении басен (он с детства любил Крылова). Его первые произведения в данном жанре имели большой успех. Всего он написал около двухсот басен, которые вошли в золотой фонд отечественной литературы. Поэт также выступил автором сценария некоторых известных советских фильмов, один из наиболее значимых – комедия «Три плюс два», снятая по мотивам его пьесы.

Особенностью творчества поэта является то, что он в максимально доступной форме умел выражать очень серьезные и глубокие мысли, при этом развлекая и поучая. Таково, например, его стихотворение «Сашина каша».

Книги Михалкова до сих пор огромными тиражами расходятся в нашей стране.

источник

Основные понятия и термины по теме: автор, герой, тема, проблема, идея, композиция, стилизация, ирония, внутренний мир героя

План изучения темы

1. С.В. Михалков. Анализ юмористических и сатирических стихов для детей.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Краткие биографические сведения. Тематическое и жанровое многообразие творчества поэта. Выразительность портрета, сочетание сказочного и реального, смешного и героического в образе Дяди Стёпы. Отражение внутреннего мира ребёнка в лирических стихотворениях «Рисунок», «Смена», «Мы с приятелем», «Песенка друзей», «А что у вас?», «Чистописание», «Фома», «Про мимозу», «Одна рифма». Стихи о животных «Мой щенок», «Трезор», «Котята», «Пёс». Простота, лаконичность, выразительность стиха Михалкова, звучность и напевность стихотворного ритма. Педагогическая ценность стихотворений Михалкова.

Поэт, баснописец, драматург и публицист, С.В. Михалков (род. 1913) известен и как общественный деятель.

Первое стихотворение поэта увидело свет в 1928 году, в одном из журналов Ростова-на-Дону. С 1933 года Михалков печатается в московской периодике. От довольно посредственных взрослых стихов Михалков постепенно перешел к стихам для детей. Поддержал его в этом направлении А. Фадеев.

С. Михалков, как и другие советские поэты, живо откликался на события времени, писал стихи о челюскинцах и папанинцах, о перелете Чкалова через Северный полюс, о пограничниках, о войне в Испании и Абиссинии, о зарубежных пионерах. В 1936 году в серии «Библиотека «Огонька»» увидела свет первая книжка сти­хов Михалкова. Вслед за нею стали выходить и другие, в которых все больше было детских стихов.

Народное начало в стихотворениях 30-х годов («А что у вас?», «Мы с приятелем. », «Песенка друзей», «Рисунок», «Фома» и др.) выражается в их песенности, афористической емкости фраз, в жизнеутверждающем пафосе. Например: «Мамы разные нужны, / Мамы всякие важны». Или:

Лирика, юмор и сатира, смешавшись, дали почти все оттенки «михалковской» интонации. Молодой детский поэт придерживался линии Маяковского, говоря с читателем языком живым и современным, без налета книжности, о предметах социально значимых. Михалков был в числе тех детских поэтов, кто активно формиро­вал образ своего читателя — «советского ребенка», не довольствуясь простым отражением действительной жизни. Многие его стихотворения стали массовыми песнями, в которых выразилась эпоха с ее диктатом «мы», наивным оптимизмом и искренним патриотизмом. Это «Веселое звено», «Веселые путешественники», «Кто в дружбу верит горячо. », «Веселый турист», «Весенний марш», «Песня пионеров Советского Союза», «Сторонка родная», «Наша сила в деле правом. », «Партия — наш рулевой» и др.

В 1936 году была опубликована поэма «Дядя Степа» с иллюстрациями А. Каневского. Она принесла поэту всенародную славу. Отказавшись от сказочного чуда как непременного в «старой» детской литературе приема, Михалков использовал прием объективации чуда: дядя Степа живет по указанному адресу, действует в реальной Москве и совершает поступки, невозможные лишь для людей обычного роста. Древний фольклорный образ доброго великана обновлен идеями конкретно-социального, идеолого-воспитательного плана. Уже в иные времена Михалков вернется к своему герою в частях-продолжениях «Дядя Степа — милиционер» (1954), «Дядя Степа и Егор» (1968), «Дядя Степа — ветеран» (1981). Долгожительство дяди Степы в детской литературе объясняется тем, что настоящий герой воспринимается «членом семьи», по выражению А. Прокофьева, смена его ролей вторит движению реального времени.

В 1939 году в связи с публикацией колыбельной «Светлана» поэт получил свою первую награду (орден Ленина), послужившую ему охранной грамотой в пору репрессий. Почти всю Великую Отечественную войну Михалков служил корреспондентом газеты «Сталинский сокол», побывал почти на всех фронтах, писал очерки, заметки, стихи, юмористические рассказы, тексты к политическим карикатурам, листовки и прокламации.

К детям были обращены стихотворения «Братья», «Данила Кузьмич» и др. Создавалась частями поэма «Быль для детей», в которой дан поэтический обзор всех лет войны (работа над поэмой охватывает 1941 — 1953 годы). Бойцам были адресованы мно­гие стихотворения о детях.

Один из заметных фактов газетной пе­риодики 1942 года — сделанный Михалковым обзор детских пи­сем, приходивших на фронт. После войны многие из «взрослых» произведений Михалкова оказались пригодны и для детей — по­эма «Мать», стихотворения «Карта», «Детский ботинок», «Пись­мо домой», «Откуда ты?», «Ты победишь!», «Солдат». Творческое наследие военных лет вошло в сборники «Служу Советскому Со­юзу» (1947) и «Фронтовая муза» (1976).

В соавторстве с Габриэлем Аркадьевичем Урекляном, выступавшим в печати под псевдонимом Г.Эль-Регистан, С.Михалков написал текст Государственного гимна СССР (1943).

Широко известно басенное творчество Михалкова. Осваивать жанр басни поэт начал по совету А. Н. Толстого. Было это в 1944 году, когда широко отмечался юбилей Крылова. Первые басни «Заяц во хмелю», «Лиса и Бобер» Михалков послал Сталину, и вскоре они появились в «Правде» с рисунками Кукрыниксов. В его стихотворных и прозаических баснях отразился советский обыватель в разных своих типажах: власть имущие чины, их прихлебатели, бездари от науки и искусства, наивные простаки и пр. Аллегории зверей и птиц у Михалкова всегда имеют прямое отношение к социальным реалиям, к непосредственным впечатлениям («Вот пишешь про зверей, про птиц и насекомых, / А попадаешь всё в знакомых. » — «Соловей и Ворона»).

С. Михалков написал около двухсот басен, из которых несколько десятковимеют долгую жизнь и входят в круг детского чтения. Этическая идея в таких баснях преобладает над идеологией, а художественная форма отличается той мерой выверенности и свободы, что присуща басням Крылова. В 80-х годах поэт вернулся к этому жанру. Во взрослой периодике были опубликованы басни «Лекарь поневоле», «Пес, Конь и Заяц», «Кроты и люди», «Орел и Курица», «Корни», «Дуб и шелкопряд», «Лев на таможне» и др.

Как драматург С. В. Михалков сложился в 30 —40-х годах. Первая его пьеса — «Том Кенти»(1938) — была вольной инсценировкой «Принца и нищего» Марка Твена. Михалков изменил в романе нравственно-социальные акценты: его Принц не способен усвоить уроки добра из своих испытаний под именем Тома Кенти, зато сам Том Кенти, получив власть, стал лучше, умнее, благороднее; вместе с Майлсом Гентоном они отказываются от близости к трону и выбирают независимость. Эта пьеса и последо­вавшие за нею создали фундамент театрального репертуара, посвященного пионерии («Коньки», 1938; «Особое задание», 1945; «Красный галстук», 1946).

Пьеса-сказка «Веселое сновидение»(другое название — «Смех и слезы», 1946) — дань собственному детству: времени, когда в подмосковном поселке ребята поставили «Три апельсина» К.Гоцци, а советы им давал Станиславский, отдыхавший неподалеку. Забавное сочетание сказочной «старины» и современных деталей (герои носят часы, говорят по телефону), утверждение власти радости вместо власти уныния и страха, победа света над тьмою, правды над ложью — все это идейно-художественное построение, лишь отчасти напоминающее сказку Гоцци, пришлось по вкусу юному послевоенному зрителю.

Водевиль «Сомбреро»(1957) — история о «закулисных интригах» при распределении ролей в дачном детском спектакле о трех мушкетерах. Эта пьеса предшествует более поздней веселой комедии «Сон с продолжением» (1982). «Сомбреро» — самая популяр­ная из детских пьес Михалкова.

Целый ряд публицистических пьес создан писателем в 60 — 70-е годы: «Забытый блиндаж» (1962), «Первая тройка, или Год 2001-й» (1970), «Дорогой мальчик» (1973), «Товарищи дети» (1980). Тематически они близки к пьесам 40—50-х годов, в особенности к идеям и мотивам пьесы «Я хочу домой» (1949) — о возвращении советских детей из плена.

Прозаическая сказка «Праздник непослушания»(1972) вобрала в себя то лучшее, что было наработано прежде: острую актуальность, развлекательный сюжет с серьезным нравственно-социальным подтекстом, яркую зрелищность эпизодов, стихию комичесого — юмор, иронию, сатиру.

В репертуар для дошкольников прочно вошла пьеса-сказка С.Михалкова «Зайка-Зазнайка» (1951). Одной из любимых книжек малышей стала сказка по мотивам английского оригинала «Три поросенка» (1936). Долгий успех этих произведений во мно­гом связан с ясной этической идеей, свободной от идеологической нормативности.

Начиная с 1953 года и до конца 80-х годов Сергей Михалков написал много сатирических пьес для взрослых, в том числе по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Шукшина.

Но, С.Михалков всегда подчеркивал, что он в первую очередь детский поэт. В стихах для детей Михалков делал все больший акцент на поэтическую публицистику (стихотворения «Разговор с сыном», «Служу Советскому Союзу», «В Музее В.И.Ленина», «На родине В.И.Ленина», «Есть Америка такая. » и др.). Если в детской публицистике военных лет поэт прибегал к форме стихотворного очерка с множеством конкретных деталей (например, «Фашистская посылка», «Пионерская посылка»), то позже он отказался от таких проверенных, безотказно работающих в детской аудитории приемов. Без аллегорий или метафор, на едином для взрослого и ребенка языке он заявлял В 1936 году была опубликована поэма «Дядя Степа» с иллюстрациями А. Каневского. Она принесла поэту всенародную славу.. Например, в стихотворении «Будь готов»:

Да! Посмей назвать отсталой

Столько бедствий испытала,

Что почти до звёзд достала

Образы страны, советских людей по-плакатному обобщены, монументальны. «Страна-подросток», некогда прославленная Маяковским, в стихах Михалкова окрепла, возмужала, стала мировой державой социализма. Мотивы молодой радости, путей-дорог, характерные для его поэзии 30-х годов, в 60 — 70-х годах сменились мотивами исторической славы, державной гордости.

Сергей Михалков известен и как переводчик классиков детской поэзии — болгарина А.Босева, еврея Л.Квитко, поляка Ю.Тувима. Есть у него переводы с украинского, чешского, французского. Выбирая близких себе по духу поэтов, он исходил из собственного впечатления от первоисточника, поэтому переводы производят впечатление оригинальных, михалковских произведений.

Тесно связан Михалков с отечественным кинематографом и телевидением. Начиная с 1938 года (с текста к мультфильму «В Африке жарко») по сценариям Михалкова было поставлено более тридцати мультфильмов, художественных и телевизионных фильмов, в том числе «Фронтовые подруги» (в соавторстве с М. Розенбергом, 1940), «У них есть Родина» (1949), «Комитет 19-ти» и «Вид на жительство» (в соавторстве с А. Шлепяновым, 1972).

С 1962 года начинает выходить сатирический киножурнал «Фитиль», идея которого принадлежит Михалкову; он же много лет был его главным редактором. Найденная им новая форма сатирической публицистики способна была оперативно воздействовать на бюрократический аппарат. Младший брат «Фитиля» — «Ералаш» (автор сценариев А.Хмелик) сделался одним из любимых зрелищ не только детей, но и взрослых.

«Русская литература XX века создавалась в Советской России и в лучших своих образцах перешагнула границы всех стран. Эту литературу создавали советские писатели», — подчеркивает Михалков в книге «Я был советским писателем».

Читайте также:  Анализ на герпетическую инфекцию у детей

Практические занятия

Анализ стихов С. Михалкова

Задания для самостоятельного выполнения Самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Форма контроля самостоятельной работы выполнение и сдача С и ПР, защита реферата и доклада, проверка конспекта и таблиц, проверка рабочих тетрадей

Вопросы для самоконтроля по теме:

2. Анализ юмористических и сатирических стихов для детей.

Раздел 4. Русская детская литература XX века

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

источник

С.В. Михалков. Особенности детской поэзии, тематика. Педагогическая ценность творчества (на примере произведений)

Сергей Владимирович Михалков родился 12 марта 1913 г. в Москве.

Первое посещение издательства будущим писателем было очень ранним. В 7 лет, написав печатными буквами «Сказку про медведя», он сам отнес ее в детское издательство. Печататься С. Михалков стал с 14 лет. Это было стихотворение «Дорога» в июльском номере журнала «На подъеме» 1928 г. (Ростов-на-Дону). В 1928 г. Михалкова зачисляют в актив при Терской Ассоциации пролетарских писателей.

В семнадцать лет Михалков приезжает в Москву. Поступает в литературный институт, параллельно работая на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, летом едет помощником топографа геолого-разведочной экспедиции в Казахстан, работает в изыскательской партии московского управления воздушных линий на Волге.

Этот жизненный опыт находит отражение в его стихах, которые с 1933 г. стали появляться на страницах «Правды», «Известий», «Комсомольской правды», «Вечерней Москвы».

В 1936 г. опубликован первый сборник стихотворений Михалкова для детей. Успех его в значительной степени определил дальнейший творческий путь поэта. За короткое время он становится известен как писатель, умеющий разговаривать с детьми.

К творчеству детских писателей и поэтов предъявляются такие требования, как актуальность тематики, доступность изложения, занимательность, умение ярко передать приметы времени. Произведения Сергея Михалкова для детей отвечают этим критериям. Они остроумны и проникнуты любовью к детям.

Достаточно важной частью творчества Михалкова для детей являются юмористические и сатирические произведения. Поэтом комически изображаются хвастовство, зазнайство, упрямство, самоуверенность, избалованность и другие недостатки детей и взрослых. Авторская оценка совершенно определенна, и даже иногда декларируется напрямую, но это не лишает стихотворения естественности.

Высмеивание распространенных недостатков характеров и поведения нашло также место в баснях Михалкова, многие из которых поэт адресует детям («Заяц и Черепаха», «Полкан и Шавка», «Коты и Мыши» и др.).

Михалковым создан ряд сатирических персонажей, имена которых получили широкую известность и стали нарицательными.

Таков, например, упрямец, маловер Фома в одноименном произведении, не утратившем с годами своего места в детском чтении, сохраняющем увлекательность и воспитательный потенциал. Используя традиционный для сатирического жанра прием гиперболы, поэт высмеял зазнайку, считающего вопреки фактам, наперекор здравым и разумным суждениям свои мысли единственно правильными и непреложными.

Фома доходит в своем упрямстве до нелепости, отрицая совершенно очевидное, даже сам факт собственного существования. Попав в пасть крокодила, герой до конца не желает признавать чьего-либо мнения, кроме собственного.

При всей комичности поведения Фомы поэт с явной симпатией относится к своему юному самоуверенному герою. Понимание детской психологии, любовь к детям с их достоинствами и недостатками в основании такого отношения.

Прием гротеска применен Михалковым и в стихотворении «Про мимозу», в котором мастерски нарисован образ изнеженного, избалованного, искалеченного излишней неразумной родительской опекой мальчугана. Это стихотворение звучит несколько более жестко, потому что обращено в такой же степени к взрослым, как и к детям. Да и объектом сатиры становится не поведение, вполне объяснимое трудностями человеческого самоопределения в мире, а так сказать, приобретенный, вовсе не естественный недостаток — изнеженность, неспособность к практической жизни.

Широка среди детей популярность Михалкова — автора юмористических стихов: «Мы с приятелем», «Бараны», «Всадник», «А что у вас?» Привлекателен жизнерадостный тон стихотворений, забавны приключения двух друзей — владельцев чижей, ежей и ужей, комичны неуклюжие проделки хвастуна и чудака, незадачливого всадника.

В 1939 г. появилась комедия Сергея Михалкова «Коньки». Сюжет ее несложен». Пионер Вася Петров находит чужие деньги и возвращает их владельцу. Но небольшую часть найденных денег он истратил, чтоб купить себе коньки. Его приятели не знают об этом. Они рады, что Вася поступил так «благородно»; неожиданно на него сваливается незаслуженная слава. Конфликт обостряется, когда всем становится известно, на какие деньги куплены злополучные коньки. Герой должен принять решение, ответственное, трудное, но необходимое прежде всего для него. Вопрос о совести и правде, которую невозможно скрыть от себя, становится важнейшим в пьесе, до сих пор привлекающей внимание постановщиков детских спектаклей.

С английской литературной традицией связана и первая театральная сказка для самых маленьких «Три поросенка». Эта веселая и в меру драматичная история о добросовестности, предусмотрительности, надежности которым противостоят комически показанные лень, легкомыслие, продолжает и сегодня радовать самых маленьких детей. Лучшим произведениям С.В. Михалкова присуща широт обобщений, острота проблематики, глубина содержания и доступность формы.

Гораздо удачнее были детские стихи, из числа которых особенно выделяется поэма «Дядя Степа».

Имя веселого, доброго и мудрого героя тетралогии «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер», «Дядя Степа и Егор», «Дядя Степа — ветеран» давно стало нарицательным. Михалкову удалось создать обаятельный образ взрослого человека — благородного, гуманного, отзывчивого старшего друга «всех ребят со всех дворов». Отношение дяди Степы к людям определятся по-детски естественной верой в торжество добра, утверждение справедливости.

В стихотворениях о дяде Степе проявились наиболее сильные стороны таланта Михалкова — детского писателя: оптимистический взгляд на мир, светлая вера в человека, жизнерадостная, подчас озорная выдумка, мягкий юмор.

Основной прием, которым пользуется Михалков для создания образа своего героя, — поэтическая гипербола — имеет в этом произведении особый характер. Дядя Степа — «самый главный великан» — живое воплощение спокойной, благожелательной силы, которая так пленяет ребенка в героях народной сказки. Но здесь этот исполин введен поэтом в обычную обстановку большого города, поселен и «прописан» им в Москве. Как любой обыкновенный человек, он работает, задумывается, развлекается.

Герой постепенно растет от произведения к произведению, вместе с расширением кругозора, увеличением интеллектуальных и нравственных возможностей юного читателя. Для самых маленьких поэт шутливо обыгрывает бытовые детали образа:

Брал в столовой дядя Стёпа

Был он самым лучшим другом

Всех ребят со всех дворов.

Михалков не боится поставить своего героя и в комическое положение. Но, лишив, таким образом своего «великана» сказочной условности, сделав его «своим человеком» среди ребят-читателей, поэт изобретательно отыскивает такие обстоятельства, при которых огромный рост дяди Степы помогает ему совершать важные и гуманные поступки: он достает бумажного змея, запутавшегося в проводах, спасает от огня голубей, упавшего в реку мальчишку, унесенную на льдине бабку, предотвращает крушение поезда. Так, из сочетания в образе героя смешного и героического, обыденного и необычайного слагается его большая эмоционально-повелительная сила.

Более старшие читатели «Дяди Степы» способны уловить динамику сюжета. Характер героя раскрывается в непрерывном действии, каждый эпизод обогащает этот характер, вносит в его трактовку все новые и новые оттенки. Но при этом сохраняется главное основание доверия к персонажу — его доступность, понятность, нравственная ясность, определенность.

Благодаря этому контакту с юным слушателем, читателем дядя Степа получает право говорить о вполне серьезных вещах.

Со времени появления героя С. Михалкова минуло немало десятилетий. Серьезно изменились социальные реалии, даже некоторые бытовые и технические детали, упоминаемые в произведении, сейчас требуется комментировать. И все-таки история о дяде Степе и в современных условиях сохраняет для дошкольников и младших школьников значительный нравственно-воспитательный потенциал. Писатель сумел вызвать симпатию к персонажу, в доступной детям форме подчеркнув и укрупнив его положительные человеческие качества.

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 8602 | Нарушение авторских прав

источник

Взгляни на маленьких совят — Малютки рядышком сидят. Когда не спят, Они едят. Когда едят, Они не спят.

Чуть дрожат её иголки, На ветвях огни зажглись, Как по лесенке, по ёлке Огоньки взбегают ввысь.

В цикле «Детки в клетке» важны даже не сами животные, а их восприятие лирическим героем, который как будто переходит от клетки к клетке. К юмору постоянно примешиваются печаль, со­чувствие, ироническое сомнение. Лирического героя поражает внешний вид слона, жирафа. Тигренок вдруг заставляет человека вспомнить о нраве дикого зверя («Эй, не стойте слишком близ­ко — / Я тигренок, а не киска!»). Затем внешние впечатления дают толчок чувствам противоречивым, сложным. Противоречив вид зебр, чьи полоски напоминают об африканских травах и о школьных тетрадках. Страусенок умеет сердиться и бить ногой, «мозолистой и твердой», но не умеет летать и петь — он смешон и печален. Грустит смешная обезьяна, вспоминая о родине. А вот белые медведи, кажется, всем довольны, — только им тесно, плавают они от стены к стене, задевая друг друга. Трудно понять, чего больше в совятах — обаяния или скуки:

Пингвин, лебеденок, верблюд смешны всяк по-своему, а эс­кимосский пес вызывает сочувствие: «За что сижу я в клетке, / Я сам не знаю, детки». «Воинственный», «поджарый, тощий», «неутомимый», «неумолимый» — таков был динго в родных ле­сах, а в клетке он всего лишь «неугомонный»: «Верчусь волчком и мяса жду. » Стихотворение «Воробей» завершает цикл. Вольная городская птичка легко может залететь в любую клетку и пообе­дать с любым из зверей, даже с крокодилом. Воробей — самый счастливый герой цикла «Детки в клетке».

Особая заслуга Маршака — создание публицистической по­эзии для детей. Множество его стихотворений и поэм посвящено темам труда и гражданского воспитания. Наиболее известны «Война с Днепром», «Книжка про книжки», «Детям нашего двора», «Шко­ла на колесах», «Костер в снегу». Первый политический памфлет для дошкольников — «Мис­тер-Твистер» (1933). Тема столкновения двух миров — социализ­ма и капитализма. Переводы Маршака хорошо известны и взрослым, и детям. Особенно часто он обращался к английской поэзии: переводил старинные народные баллады Англии и Шотландии, сонеты Шекс­пира и Гейне, стихи и поэмы Блейка, Бёрнса, Колриджа, Ворд-сворта, Китса, Киплинга, Лира, Милна. В переводах Маршака часто нет буквального совпадения с текстом источника, что не мешает смыс­ловой точности перевода. Он владел особым мастерством созда­вать «портрет» языка оригинала.

Творчество С.Я. Маршака — поэта, драматурга, переводчика и редактора — до сих пор остается живой классикой детской лите­ратуры.

С. В. МИХАЛКОВ (род. в 1913)

Сергей Владимирович Михалков родился 12 марта 1913 г. в Москве.

Первое посещение издательства будущим писателем было очень ранним. В 7 лет, написав печатными буквами «Сказку про медведя», он сам отнес ее в детское издательство. Печататься С. Михалков стал с 14 лет. В семнадцать лет Михалков приезжает в Москву. Поступает в литературный институт, параллельно работает на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике.

Нельзя не признать, что стихи для взрослых, написан­ные в подражание В. Маяковскому, не отличались высокими по­этическими достоинствами. Гораздо удачнее были детские стихи, из числа которых особенно выделяется поэма «Дядя Степа». В 1936 г. опубликован первый сборник стихотворений Михал­кова для детей. Успех его в значительной степени определил даль­нейший творческий путь поэта. За короткое время он становится известен как писатель, умеющий разговаривать с детьми («А что у вас?», «Мимоза», «Про Фому»).

К творчеству детских писателей и поэтов предъявляются такие требования, как актуальность тематики, доступность изложения, занимательность, умение ярко передать приметы времени. Произ­ведения Сергея Михалкова для детей отвечают этим критериям. Они остроумны и проникнуты любовью к детям.

В поэме «Разговор с сыном» речь идет о жизни трудового наро­да в дореволюционной России, о героических поколениях.

Удалось Михалкову запечатлеть в поэзии для детей и облик младшего современника: стойкого и отважного Мишу Королькова («Миша Корольков»), героя советского тыла военных лет делови­того Данилу Кузьмича («Данила Кузьмич»).

Достаточно важной частью творчества Михалкова для детей являются юмористические и сатирические произведения. Поэтом комически изображаются хвастовство, зазнайство, упрямство, са­моуверенность, избалованность и другие недостатки детей и взрослых. Высмеивание распространенных недостатков характеров и по­ведения нашло также место в баснях Михалкова, многие из кото­рых поэт адресует детям («Заяц и Черепаха», «Полкан и Шавка», «Коты и Мыши» и др.).

Михалковым создан ряд сатирических персонажей, имена ко­торых получили широкую известность и стали нарицательными.

Таков, например, упрямец, маловер Фома в одноименном про­изведении, не утратившем с годами своего места в детском чтении, сохраняющем увлекательность и воспитательный потенциал. Фома доходит в своем упрямстве до нелепости, отрицая совер­шенно очевидное, даже сам факт собственного существования.

Прием гротеска применен Михалковым и в стихотворении «Про мимозу», в котором мастерски нарисован образ изнеженно­го, избалованного, искалеченного излишней неразумной роди­тельской опекой мальчугана. Это стихотворение звучит несколько более жестко, потому что обращено в такой же степени к взрос­лым, как и к детям. Широка среди детей популярность Михалкова — автора юмо­ристических стихов: «Мы с приятелем», «Бараны», «Всадник», «А что у вас?»

Юмор веселых стихотворений определяется не толь­ко комедийными ситуациями и характерами, но и своеобразием лексики, строем стиха. Так, в качестве юмористического приема поэт часто применяет воспроизведение специфического детского образа мысли и склада речи:

(«А что у вас?»)

То же назначение в юмористических произведениях Михалко­ва имеет рифма. Так, например, в стихотворении «Фома» поэт, от­секая окончания слов, поставленных под рифму, хорошо передает упорство неисправимого упрямца, которым уже «поперхнулся» крокодил:

В соответствии с лучшими традициями поэзии для детей Ми­халков и в веселых стихах чужд пустого развлекательства. Обычно в основе юмористического стихотворения поэта лежит здоровая нравственная идея. Так, стихотворение «А что у вас?» на первый взгляд представляет собой неприхотливую запись с натуры непри­нужденной болтовни случайно собравшихся ребятишек («Дело было вечером, делать было нечего»). Разговор сначала течет нето­ропливо и бесцельно, детская неустойчивая мысль перескакивает с предмета на предмет. Логика понятна только самим собеседни­кам, устанавливающим преимущество «важных событий»: купили превосходный шар, грузовик привез дрова. Но вот в разговоре появляется ведущая тема — разгорается спор, чья мама важнее, лучше, и поэт подводит читателя к главной мысли:

Так неназойливо Михалков дает детям представление о разно­образных делах, которыми заняты матери, достойные уважения, любви.

Имя веселого, доброго и мудрого героя тетралогии «Дядя Сте­па», «Дядя Степа — милиционер», «Дядя Степа и Егор», «Дядя Степа — ветеран» давно стало нарицательным. Михалкову уда­лось создать обаятельный образ взрослого человека — благород­ного, гуманного, отзывчивого старшего друга «всех ребят со всех дворов». Отношение дяди Степы к людям определятся по-детски естественной верой в торжество добра, утверждение справедливо­сти.

Основной прием, которым пользуется Михалков для создания образа своего героя, — поэтическая гипербола — имеет в этом произведении особый характер. Дядя Степа — «самый главный великан» — живое воплощение спокойной, благожелательной силы, которая так пленяет ребенка в героях народной сказки. Но здесь этот исполин введен поэтом в обычную обстановку боль­шого города, поселен и «прописан» им в Москве. Как любой обык­новенный человек, он работает, задумывается, развлекается.

Для самых ма­леньких поэт шутливо обыгрывает бытовые детали образа:

Брал в столовой дядя Степа

Михалков не боится поставить своего героя и в комическое по­ложение. Но, лишив таким образом своего «великана» сказочной условности, сделав его «своим человеком» среди ребят-читателей, поэт изобретательно отыскивает такие обстоятельства, при кото­рых огромный рост дяди Степы помогает ему совершать важные и гуманные поступки: он достает бумажного змея, запутавшегося в проводах, спасает от огня голубей, упавшего в реку мальчишку, унесенную на льдине бабку, предотвращает крушение поезда. Так, из сочетания в образе героя смешного и героического, обыденного и необычайного слагается его большая эмоционально-повели­тельная сила.

Читайте также:  Анализ на глисты у детей минск

Михалков писал — «Мне страстно захотелось научить детей любить и уважать милиционера как символ порядка и справедливости».

Писатель сумел вызвать симпатию к персонажу, в доступной детям форме подчеркнув и укрупнив его положитель­ные человеческие качества. А в дальнейшем они же становятся ос­нованием его достойного и высокого поведения как гражданина своего города, Отечества. Патриотизм, гражданственность всегда будут ценностями, затребованными здоровым общественным ор­ганизмом. Ненавязчивое воспитание этих качеств требуется начи­нать уже с самого юного возраста. Именно в этой области и проявляется талант создателя образа доброго, великодушного, храброго, мудрого великана Степана Степанова.

В драматургии для детей Михалков начинает работать с 1938 г. («Том Кенти» — по мотивам повести Марка Твена «Принц и ни­щий», «Коньки»).

С английской литературной традицией связана и первая теат­ральная сказка для самых маленьких «Три поросенка». Эта веселая и в меру драматичная история о добросовестности, предусмотри­тельности, надежности которым противостоят комически пока­занные лень, легкомыслие, продолжает и сегодня радовать самых маленьких детей.

Лучшие произведения для театра «Веселое сновидение», «Зай­ка-зазнайка», «Праздник непослушания» и др.) написаны Михал­ковым в послевоенные годы.

В центре внимания драматурга стоят всегда волнующие юного зрителя вопросы морали, чести и товарищества. Лучшим произведениям СВ. Михалкова присуща широт обобщений, острота проблематики, глубина содержания и доступность формы. Его творчество вошло в русскую детскую литератур страницами тонкого, жизнерадостного юмора, искреннего веселья, остроумного розыгрыша, сменяющихся серьезным размышлением, гражданственной интонацией.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8165 — | 7155 — или читать все.

источник

Сергей Владимирович Михалков родился 12 марта 1913 г. в Москве.

Первое посещение издательства будущим писателем было очень ранним. В 7 лет, написав печатными буквами «Сказку про медведя», он сам отнес ее в детское издательство. Печататься С. Михалков стал с 14 лет. Это было стихотворение «Дорога» в июльском номере журнала «На подъеме» 1928 г. (Ростов-на-Дону). В 1928 г. Михалкова зачисляют в актив при Терской Ассоциации пролетарских писателей. В настоящее время он является почет­ным гражданином Пятигорска. В 2003 г. в связи с 90-летием писа­теля его именем названа детская библиотека в Пятигорске.

В семнадцать лет Михалков приезжает в Москву. Поступает в литературный институт, параллельно работая на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, летом едет помощником топографа геолого-разведочной экспедиции в Казахстан, работает в изыска­тельской партии московского управления воздушных линий на Волге.

Этот жизненный опыт находит отражение в его стихах, кото­рые с 1933 г. стали появляться на страницах «Правды», «Извес­тий», «Комсомольской правды», «Вечерней Москвы».

С первых литературных опытов С. Михалков активно пробо­вал себя в разных жанрах, откликался на важные события в жизни страны. Однако нельзя не признать, что стихи для взрослых, написан­ные в подражание В. Маяковскому, не отличались высокими по­этическими достоинствами. Гораздо удачнее были детские стихи, из числа которых особенно выделяется поэма «Дядя Степа».

Имя веселого, доброго и мудрого героя тетралогии «Дядя Сте­па», «Дядя Степа — милиционер», «Дядя Степа и Егор», «Дядя Степа — ветеран» давно стало нарицательным. Михалкову уда­лось создать обаятельный образ взрослого человека — благород­ного, гуманного, отзывчивого старшего друга «всех ребят со всех дворов». Отношение дяди Степы к людям определятся по-детски естественной верой в торжество добра, утверждение справедливо­сти.

В стихотворениях о дяде Степе проявились наиболее сильные стороны таланта Михалкова — детского писателя: оптимистиче­ский взгляд на мир, светлая вера в человека, жизнерадостная, под­час озорная выдумка, мягкий юмор.Основной прием, которым пользуется Михалков для создания образа своего героя, — поэтическая гипербола — имеет в этом произведении особый характер. Дядя Степа — «самый главный великан» — живое воплощение спокойной, благожелательной силы, которая так пленяет ребенка в героях народной сказки. Но здесь этот исполин введен поэтом в обычную обстановку боль­шого города, поселен и «прописан» им в Москве. Как любой обык­новенный человек, он работает, задумывается, развлекается.

Герой постепенно растет от произведения к произведению, вместе с расширением кругозора, увеличением интеллектуальных и нравственных возможностей юного читателя. Для самых ма­леньких поэт шутливо обыгрывает бытовые детали образа:Михалков не боится поставить своего героя и в комическое по­ложение. Но, лишив, таким образом своего «великана» сказочной условности, сделав его «своим человеком» среди ребят-читателей, поэт изобретательно отыскивает такие обстоятельства, при кото­рых огромный рост дяди Степы помогает ему совершать важные и гуманные поступки: он достает бумажного змея, запутавшегося в проводах, спасает от огня голубей, упавшего в реку мальчишку, унесенную на льдине бабку, предотвращает крушение поезда. Так, из сочетания в образе героя смешного и героического, обыденного и необычайного слагается его большая эмоционально-повелительная сила.

Благодаря этому контакту с юным слушателем, читателем дядя Степа получает право говорить о вполне серьезных вещах. Со времени появления героя С. Михалкова минуло немало де­сятилетий. Серьезно изменились социальные реалии, даже неко­торые бытовые и технические детали, упоминаемые в произведе­нии, сейчас требуется комментировать. И все-таки история о дяде Степе и в современных условиях сохраняет для дошкольников и младших школьников значительный нравственно-воспитательный потенциал. Писатель сумел вызвать симпатию к персонажу, в доступной детям форме подчеркнув и укрупнив его положитель­ные человеческие качества.Достаточно важной частью творчества Михалкова для детей являются юмористические и сатирические произведения. Поэтом комически изображаются хвастовство, зазнайство, упрямство, са­моуверенность, избалованность и другие недостатки детей и взрослых. Авторская оценка совершенно определенна, и даже иногда декларируется напрямую, но это не лишает стихотворения естественности.Высмеивание распространенных недостатков характеров и по­ведения нашло также место в баснях Михалкова, многие из кото­рых поэт адресует детям («Заяц и Черепаха», «Полкан и Шавка», «Коты и Мыши» и др.).Михалковым создан ряд сатирических персонажей, имена ко­торых получили широкую известность и стали нарицательными.Таков, например, упрямец, маловер Фома в одноименном про­изведении, не утратившем с годами своего места в детском чтении, сохраняющем увлекательность и воспитательный потенциал. Ис­пользуя традиционный для сатирического жанра прием гипербо­лы, поэт высмеял зазнайку, считающего вопреки фактам, напере­кор здравым и разумным суждениям свои мысли единственно пра­вильными и непреложными.

Прием гротеска применен Михалковым и в стихотворении «Про мимозу», в котором мастерски нарисован образ изнеженно­го, избалованного, искалеченного излишней неразумной роди­тельской опекой мальчугана. Это стихотворение звучит несколько более жестко, потому что обращено в такой же степени к взрос­лым, как и к детям. Да и объектом сатиры становится не поведе­ние, вполне объяснимое трудностями человеческого самоопреде­ления в мире, а так сказать, приобретенный, вовсе не естествен­ный недостаток — изнеженность, неспособность к практической жизни.

Широка среди детей популярность Михалкова — автора юмо­ристических стихов: «Мы с приятелем», «Бараны», «Всадник», «А что у вас?» Привлекателен жизнерадостный тон стихотворений, забавны приключения двух друзей — владельцев чижей, ежей и ужей, комичны неуклюжие проделки хвастуна и чудака, незадач­ливого всадника.

35. ЮМОР И САТИРА В СТИХАХ А.БАРТО

«Детским писателем может стать только тот, в ком сильна память детства» М. Горький.

Слияние интереса писательского и педагогического позволило поэтессе сделать много открытий в детской поэзии. Она – родоначальник жанра юмористического и сатирического портрета.

Со страниц книг А . Барто смотрят на нас живые дети. Кого только здесь нет – болтунья, замарашка, плакса , маленькая сплетница, зазнайка, жадина, лентяй, кокетка и многие другие. Цель у поэта одна – помочь детям начать борьбу с недостатками своими и чужими.

Часто на помощь приходит устное народное творчество, от частушки до дразнилки, народная педагогика.

В задорных частушечных ритмах написаны многие стихи поэтессы («Болтунья») – Анализ стихотворения, выразительное чтение.

А. Барто очень требовательна к качеству смеха: ведь смех бывает и глупым, и бессмысленным, и даже жестоким. Поэтесса смеется весело и не зло. Она не хочет обидеть и навсегда осудить маленького человека. Барто заставляет как бы со стороны оглянуться на себя, увидеть в себе что-то такое, над чем можно посмеяться вместе, но при этом внутренне устыдиться и раскаяться.

Как бы не были малы герои ее стихов, А. Барто приучает их к тому, что они в меру своих сил и возможностей должны заботиться о себе и о других, стыдно быть лентяем , бездельником, лежебокой (Танюша- стих. «Помошница» — только обещает работать, а сама после целого дня безделья, вздохнув, говорит:

Стихотворение «Катя» (1945) посвящено девочке, которая оказалась лишней, когда все работали на огороде:

-Ты что на скамейке сидишь как чужая?

(Это стихотворение до сих пор помещают в учебники для начальной школы)

С особой силой и глубиной разработан в творчестве А. Барто сатирический жанр, свидетельством чего является книга стихов «Лешенька, Лешенька…» (1965), вобравшая стихи многих лет и ставшая событием не только в детской поэзии, но и во всей литературе того времени – по степени мастерства, блеску остроумия, прицельности и точности удара, сатирической резкости и остроте.

«Колючие строки» — так называется одна из сатирических книг А. Барто, и действительно, в ее стихах много «колючек», заостренных против всего того, что не совместимо с внутренней щедростью людей, их творческим задором, широтой мечтаний и стремлений.

Проблема взаимоотношений взрослых и детей, старших и младших – одна из ведущих в творчестве а. Барто.

Уже в 30-е годы создаются стихи, в которых взрослые изображены сатирически, но недостатки их высмеиваются не прямо, а через поступки, привычки их детей.

В стихотворении «Леночка с букетом» (1954) как бы вскользь сказано:

Здесь ходовой оборот речи («лучший номер нашей программы») обретает необычное, настораживающее, тревожное звучание, ибо если девочка превращается в 2номер программы», от такой метаморфозы мы не можем ждать ничего хорошего.

А что может быть страшнее, когда «У дедушки – Героя бездельница растет?»

Целый сборник стихов, которые адресованы не столько юным читателям, сколько родителям и воспитателям, вышел в 1958г. –«Про больших и маленьких» («Советский писатель», Москва, 1958)

(«Леночка с букетом», «Дедушкина внучка», «Лешенька», «Жадный Егор», «Снегирь»)

36. Творчество Гайдара. Мастерство языка в повестях (Школа, РВС, Военная тайна) Повесть «Тимур и команда» и ее роль в воспитании

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков, 1904—1941) остается в истории рус­ской классической литературы XX века одной из самых ярких ле­генд. Две страсти манили Аркадия Голикова с детства — приключе­ния и книги. Когда ему было десять лет, он попытался сбежать на фронт, в двенадцать лет с оружием патрулировал улипы Арзама­са — города своего детства, в тринадцать был впервые ранен — ножом в грудь, а в четырнадцать вступил в РКП(б) и уехал на фронт — адъютантом командира особого отряда. Его родители — типичные провинциальные интеллигенты — еще в 1905— 1907 го­дах помогали революционному подполью. Аркадий пошел по их стопам (из партии он будет исключен за превышение командир­ских полномочий, да так и не восстановится в ее рядах). Образование будущий писатель получил во многом благодаря отцу и матери (Петр Исидорович, выходец из солдатско-крестьян- ского рода, работал учителем, а Наталья Аркадьевна, дворянка, выучила детей французскому языку). Повезло Аркадию и в Арзамас­ском реальном училище, в котором он учился в 1914—1918 годах: там преподавали талантливые и свободомыслящие люди. Круг чте­ния был традиционным для мальчиков того времени — русская эпическая классика, прежде всего Гоголь, и переводная приклю­ченческая беллетристика, в особенности Марк Твен.

Первые стихи Аркадий Голиков опубликовал в арзамасской газете «Молот», где недолго работал секретарем.

Аркадий Гайдар — писатель с военным типом мышления. В его повестях и рассказах сушествуют только два состояния страны и народа — война и мир. Главные герои Гайдара, как правило, не привязаны к дому и всегда готовы к решительным действиям. Дети растут новыми бойцами, и для них очень важен пример отцов. Даже пейзажи и интерьеры у Гайдара строятся на кон­трасте спокойствия и тревоги. Основой повестей, рассказов и сказок писателя являлся детективно-приключенческий жанр, во всяком случае в них почти всегда присутствует тайна — мальчи­шеская или взрослая. Лучше всего писателю удавались образы «мальчишей», легко уходящих от игр и проказ в полную опасностей взрослую жизнь, выбирающих нравственным чутьем свой путь в ней. В рассказе «Патроны» (1926) писатель выделил главную свою тему — дети и война.

Во всех произведениях Гайдара дети и подростки, хотя и не лишены недостатков, в целом воплощают идеал человека. В их нравственном мире война отражается более чистой, они вносят в нее этику игры: «Р. В. С.» (1926), повесть «На графских развалинах» (1928). Гайдар хорошо чувствовал своего читателя, нюансы его возра­стного восприятия. Так, рассказы-миниатюры «Василий Крюков», «Поход», «Маруся», «Совесть» (1939—1940), адресованные детям дошкольного возраста, отличаются простотой и занимательностью.

Дети и подростки в изображении писателя всегда точно опре­делены по возрасту, тогда как герои-взрослые разделяются преж­де всего по социально-идеологическим признакам. Не менее до­стоверна психологическая разница между мальчиками и девочка­ми, разница в их поведении. Лукавый ум и необдуманность поступков, отчаянность и жи­вой страх, чистая вера и наивные заблуждения — эти и другие противоречивые черты характеризуют гайдаровских мальчишек и красноармейцев, вроде Бумбараша из одноименной неокончен­ной повести.

Герои Гайдара, живущие в 30-е годы, в целом отличаются боль­шей внутренней взрослостью, серьезностью. Это дети, сознатель­но готовящиеся сменить взрослых на боевом или трудовом посту, и взрослые, прошедшие суровую школу испытаний и передаю­щие свои идеалы подрастающему поколению.

Одно из лучших произведений писателя — рассказ «Голубая чашка» (1936) — отличается глубиной психологического подтек­ста, лиризмом и сказовой манерой повествования.

В советской детской литературе Гайдар утвердил образ ребен­ка — героической жертвы. Наиболее показательное в этом плане произведение — повесть «Военная тайна» с включенной «Сказ­кой о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». Отдельно эта сказка появилась еще в 1933 году. В ней был окончательно сформирован гайдаровский миф о гражданской войне, и в его основу легло противоречие между недопустимо­стью детской жертвы и принятием ее во имя высшей цели.

Опасности подстерегали детей и в мирное время: особенно волновала Гайдара судьба юного поколения, оставшегося в годы сталинских чисток без отцов. Этой очень опасной для писателя проблеме посвящена его повесть «Судьба барабанщика». Маль­чики из рассказа «Чук и Гек» (1938) могут совершать ошибки, но без трагических последствий, потому что на охране их дет­ства — отец, Красная Армия, вся страна. Крепкое единство стра­ны и семьи — таков идеал Гайдара, провозглашенный в пору жестоких противоречий между Советской страной и советской же семьей. Шли первые месяцы Великой Отечественной войны, когда «Пионерская правда» печатала сказку Аркадия Гайдара «Горячий камень». Главная мысль сказки сводится к тому, что всякий чело­век — в ранние или зрелые годы — однажды непременно обож­жется о «горячий камень», символизирующий поиск смысла жиз­ни. Заслуга А.П.Гайдара была в том, что он сумел решить слож­нейшую для любого писателя проблему положительного героя — достоверного, живого и современного. Повесть «Тимур и его ко­манда» (1939—1940) стала главной книгой пионерии на многие десятилетия, а имя Тимура — нарицательным. Повести о Тимуре Гараеве и его команде — при­мер настоящей литературной классики, способной оказывать боль­шое воспитательное воздействие на читателей. Творчество Аркадия Гайдара ценно и отражением в нем драма­тических этапов нашей истории — от предреволюционных лет до начала Великой Отечественной войны. О чем мечтали люди и как осуществляли свои мечты, что они особо ценили и чего не заме­чали, в чем заблуждались, а что знали твердо, как устраивали быт, как теряли нажитое и обжитое — об этом и многом другом, о чем не поведают нам научные источники, мы узнаем из книг Гайдара.

Читайте также:  Анализ на глисты у детей

37. В. Бианки «Сказки-несказки». «Лесная газета»

Виталий Бианки родился в Петербурге. От отца — ученого-орнитолога — талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».

Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Поэтому своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Книга «выросла» из небольшого журнального отдела. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.

В жизни животных и растений событий не меньше, чем у нас, людей. Каждый день в лесу масса происшествий. Кто-то строит дом, у кого-то свадьба. Обо всех этих новостях расскажет «Лесная газета», из которой можно узнать: — что делали рыбы зимой? — какая птица кричит драной кошкой? — дышит ли цыпленок в яйце? И еще массу не менее интересных вещей.

Чаще всего они и построены в форме ответов на заковыристые детские вопросы: «Отчего у сороки такой хвост?» или «Чей нос длиннее?». Вот вы знаете? Бианки знал. И помогал малышам раскрывать посильные им тайны.

Занимательные сюжеты, симпатичные герои и простой лёгкий слог сделали его «сказки-несказки» той первой азбукой лесной жизни, по которой каждый желающий может научиться «читать» окружающий мир.

Сказки-несказки Виталия Бианки учат детей любить и познавать природу, находить радость жизни в пении птиц, стрекотании кузнечика и жужжании жука. Благодаря этим произведениям малыши становятся добрее и мудрее.

38. Морские рассказы Б. Житкова. Энциклопедия «что я видел»

Первые рассказы писателя для детей появились в 1924 году. Всего он написал более 100 произведений для маленьких читателей. В числе их -научно-познавательные рассказы и повести, детская энциклопедия, а такжет о смелых, отважных людях, о их мужественной борьбе с морской стихией

Уже в первом своем рассказе «Шквал» (1924) писатель рисует мужественного человека, спасшего экипаж парусника. Матросу Ковалеву с трудом удается выбраться из-под перевернувшегося судна на поверхность и наконец вздохнуть полной грудью. Однако он совершает обратный мучительный путь, чтобы спасти оставшихся. Недаром девочке Насте он кажется «самым главным» на борту: со свойственной детям проницательностью она отмечает незаурядного по нравственным достоинствам человека. Рассказ этот открывает книгу Житкова «Морские истории» (1925). В каждом его произведении — пример человеческой смелости, преодоления страха, бескорыстной помощи, благородного поступка.

Храбрость — пробный камень для героев Житкова. Экстремальные обстоятельства проявляют в человеке скрытые качества его натуры. Так, неудачливый тореро, когда-то испугавшийся быка и теперь работающий угольщиком на корабле, беспаспортный бродяга, достойно ведет себя во время крушения и готов вздуть капитана, виновника этой беды. Он решил для себя: «Я теперь всю жизнь ничего не смею пугаться» («Погибель»).

Принцип обрисовки действующих лиц у Житкова — выделять главные их черты, проявляющиеся в поступках. До предела собран, сосредоточен капитан судна в рассказе «Механик Салерно». Он знает, что корабль его каждую минуту может погибнуть, потому что в трюме начался пожар, и героически борется за жизнь людей. Когда ему удается спасти всех, то оказывается, что человека, по чьей вине произошла катастрофа, среди них нет. Механик Солерно еще раньше признался капитану, что это он за деньги поместил в трюм опасный груз. И вот теперь он исчез, т.е. погиб. Его признание — тоже определенный акт мужества, и читатель уже жалеет механика.

Рассказы первых сборников — «Злое море» (1924) и «Морские истории» — вводят читателя в мир, с которым автор хорошо знаком. Помимо жизненной достоверности они захватывают острым драматизмом, увлекательными сюжетами. Ведь человек в море зависим от капризной стихии, предельно напряжен и готов мужественно встретить любую неожиданность.

«Что я видел» — герой — настоящий, живой, непосредственный мальчик, со своим характером, поступками, капризами. Рассказ ведется от имен 4-летнего Але-ши, вводя в его словарный запас в ходе его путешествия незнакомые ему понятия, слова и выражения. Эта книга имеет свой подтекст — только взрослые почувствуют все своеобразие детской речи, поймут причины противопоставления образов матери и бабушки — этих наиболее ярких типичных человеческих характеров, представляющих собой разные методы семейного воспитания. Взрослым предназначены и советы, как читать эту книгу детям, чтобы не перенасытить их новыми сведениями, а постепенно и осторожно расширить их знания о мире и людях.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Альбина Ибраева
Проект «Творчество С. Михалкова» для детей 4–5 лет

Тема проекта Творчество С. Михалкова

Творческое название Путешествие в страну стихов С. Михалкова

Проблема Недостаточность знаний детей и родителей о творчестве С. Михалкова.

Автор Ибраева Альбина Михайловна

Тип проекта Краткосрочный, групповой, творческий.

Категория участников Дети средней группы.

Аннотация Проект направлен на ознакомление детей и родителей с творчеством С. Михалкова. Дети знакомятся с произведениями писателя, заучивают понравившиеся стихи, учатся внимательно слушать произведения. Посещают детскую библиотеку, где отмечают большое количество книг.

Образовательные цели 1. Познакомить с творчеством С Михалкова.

2. Повторить правила поведения в библиотеке.

3. Продолжить знакомство с детской библиотекой

4. Организовать заучивание некоторых стихов С. Михалкова.

1. Формировать заинтересованность детей и родителей к творчеству писателя.

2. Воспитывать чувство сострадания к слабым и беззащитным.

3. Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию.

Развивающие цели 1. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.

2. Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.

Проект на тему:

«Творчество С. В. Михалкова»

Творческое название проекта:

«Путешествие в страну стихов С. Михалкова»

Проблема: Недостаточность знаний детей и родителей о творчестве С. В. Михалкова. Проведенные беседы показали, что многие родители читают своим детям прозу, стихи, сказки. По мнению родителей нашей группы, чтение стихов необходимо в любом возрасте. Все очень любят читать стихи таких писателей как С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, С. В. Михалков. У С. Михалкова очень много различных стихов, но не все родители смогли назвать более пяти произведений. А ведь его произведения можно использовать на все случаи жизни.

Тип проекта: групповой, долгосрочный, творческий.

Участники: дети средней группы.

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Мы рассчитываем, что благодаря знакомству с произведениями С. Михалкова дети научатся дружить, уважительно относиться к труду, смогут понять что «хорошо», а что «плохо», лучше понять «взрослый мир». Стихи С. Михалкова помогают раскрыть и объяснить такие понятия как храбрость, трусость, лень, ложь, доброта, невежество и другие.

Цель проекта – познакомить с творчеством С. Михалкова

1. Познакомить с творчеством С. Михалкова.

2. Перед посещение библиотеки, повторить правила поведения в библиотеке.

3. Организовать заучивание некоторых стихов С. Михалкова.

4. Формировать заинтересованность детей и родителей к творчеству писателя.

5. Воспитывать чувство сострадания к слабым и беззащитным.

6. Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию.

7. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.

8. Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.

• Знание творчества С. Михалкова

• Определить правила общения с книгой

• Заучить некоторые стихи С. Михалкова

• Вызвать интерес детей и родителей к чтению, к посещениям библиотеки

Этапы проведения проекта.

1 Подготовительный (мотивационный)

Содержание деятельности Деятельность педагога

Деятельность детей и родителей Сроки

Определение темы и цели проекта

1. Опрос родителей по теме проекта.

2. Вводная беседа с детьми, «Какие стихи написал С. Михалков»

4. Сформулировать проблему: Дети знают мало стихов С. Михалкова и не все знают этого писателя.

5. Мотивировать детей. Назвать некоторые стихи автора, спросить какие бы они хотели послушать.

6. Определить цели и задачи проекта Принимают участие в опросе родители

Рассказывают, какие стихи знают дети.

Осознают и личностно воспринимают проблему

Получают дополнительную информацию

Принимают задачи проекта 1неделя

2 Проектировочный

Выработка плана действий 1. Определить способ представления результатов (Посещение библиотеки — Игра-Знатоки)

Ознакомление родителей с планом работы по проекту Выдвигают предположения

Определение источников информации (книги, интернет)

Сбор и уточнение информации

Систематизация информации (отбор стихов для чтения детям)

Решение промежуточных задач

1. Попросить детей принести книги С. Михалкова

2. Организовать выставку книг писателя, внести его портрет в книжный уголок.

3. Беседа с детьми: «Правила для уголка книг»,

наглядная информация для родителей «Правила обращения с книгой» «Как стать хорошим читателем»

4. Беседа с детьми «Моё любимое стихотворение С. Михалкова.

5. Обыгрывание «Песенки друзей»

6. Чтение стихотворения «Дядя Стёпа»

7. Заучивание с детьми считалочки «Котята»

8. Наглядная информация для родителей «Как заучить стихотворение»

9. Социальная игра «Мама варит суп»

11. Чтение стихотворения «Про мимозу» Беседа: «Кем станет мальчик?»

12. Показ кукольного театра «Три поросёнка»

13. Занятие по лепке «Овощи», чтение стихотворения «Овощи»

14. Чтение стихотворения «Одна рифма». Беседа с детьми о правилах поведения в транспорте.

15. Чтение стихотворения «Как старик корову продавал». Обыгрывание стихотворения.

16. Наглядная информация для родителей «Как помочь ребёнку стать читателем» «Как ребёнок обращается с книгой»

17. Беседа «Почему надо хорошо есть» чтение стихотворения «Про девочку, которая плохо кушала»

18. Нравственная беседа «Береги природу, убирай за собой» Чтение стихотворения «Прогулка»

19. Игра «Из какого стихотворения картинка»

20. Беседа «Зачем нам нужен светофор». Чтение «Бездельник светофор»

21. Раскрашивание героев стихов С. Михалкова.

22. Чтение «Мой щенок» беседа «Моё домашнее животное»

23 Ручной труд «Изготовление с детьми книжек малышек»

24Чтение «А что у вас» Беседа о маме.

25Социальная игра «Дети пришли делать прививки» Чтение «Прививка»

26. Нравственная беседа «что такое сила воли» Чтение «Сила воли»

27. Чтение стихотворения «Улица моя

Презентация «Творчество С. Михалкова»

Чтение стихов С. Михалкова. В ЦШР библиотеке

Отбирают книги и приносят в детский сад.

Дети рассматривают картинки, обсуждают иллюстрации.

Дети запоминают правила и следуют им при чтении

Родители знакомятся с информацией

Рассказывают какие стихи они знают.

Дети поют песенку вмести с воспитателем.

Заучивание и рассказывание

Родители знакомятся с информацией.

Обыгрывание ситуации: «Что нужно для супа?»

Придумывание своих рассказов про дядю Стёпу.

Обсуждение прочитанного стихотворения мнения

Лепят овощи для супа, обыгрывают стихотворение

Обсуждают поведение героя, как нужно вести правильно

Обыгрывают стихотворение

Обсуждают, высказывают мнение, делают выводы.

Обсуждают, высказывают мнение, делают выводы.

Обсуждают, высказывают мнение, делают выводы.

Рассказывают о питомцах, как ухаживают, играют с ними.

Рассказывают, кем работают их мамы.

Обсуждают, высказывают мнение, делают выводы.

Беседуют, что видели на улице мальчик и папа.

Анализ выполнения проекта 1. Анализирует информацию

4. Составления игры-знатоки

Конкурс на лучшее знание стихов С. Михалкова

Презентация «Творчество С,Михалкова»

7. Помощь в изготовлении материала

Обсуждают, как оформить результаты

Разучивание стихов, репетиция сценок

5 Заключительный (презентационный)

-игра- знатоки Выучить стихи, призы

Схема реализации проекта

программы Виды детской деятельности

деятельность Игра «Из какого стихотворения картинка»

развитие игра «Дети пришли на прививку»,

Нравственная беседа «Береги природу, убирай за собой», «Кем станет мальчик», «Что такое сила воли», беседа о маме. игра «Готовим суп»

Коммуникация Рассказывание «мое любимое животное» Беседа «Моё домашнее животное» «Что мы видели на улице»

Познавательное развитие Беседа «зачем нам нужен светофор»

литература Чтение стихов «Песенка друзей», «Дядя Стёпа», «Овощи», «Про мимозу», «Одна рифма», «Как старик корову продавал», «Прогулка», «Бездельник светофор», «Котята», «Мой щенок», «Сила воли», «Улица моя», «А что у вас?», «Про девочку, которая плохо кушала».

деятельность Рисование героя стихов С. Михалкова, лепка овощей, рассматривание иллюстраций к стихам.

Театральная деятельность Обыгрывание песенки друзей, стихотворения овощи, Как старик корову продавал, Драматизация «А что у вас».

«Сказочные весенние цветы». Совместное творчество по аппликации из ткани в нетрадиционной технике детей 3–4 лет Снова нет ручьям покоя — День и ночь журчат в кустах. Ходит солнце золотое В чистых-чистых небесах. Льет лучи на лес и луг И на все цветы.

Литературное творчество детей 5–7 лет в группе с нарушением речи. Синквейны «Весна» Известно, что при составлении синквейнов необходимо хорошо разбираться в заданной теме, иметь представления о предмете или событии. В группе.

ООД «Мой щенок» (ознакомление детей с произведением С. Михалкова в средней группе) Цель: познакомить детей с стихотворением С. Михалкова «Мой щенок». Задачи:учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение.

Проект для детей средней группы «Творчество Николая Носова» ГБОУ Школа №1929 г. Москва Здание№2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТВОРЧЕСТВО НИКОЛАЯ НОСОВА». Старшая группа. Краткосрочный. Групповой..

Проект для детей 5–6 лет «Азбука здоровья от А до Я» «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости». Народная мудрость. Тип проекта: познавательный По характеру:.

Проект для детей 5–6 лет «Соль» ПРОЕКТ для детей 5-6 лет. «Соль» Постановка проблемы: Во время полдника детям давали печеное изделие (булочку, когда дети стали ее кушать,.

Проект для детей подготовительной группы «Мама — ты самая лучшая на свете!» (возраст детей 6–7 лет) МАДОУ №310 город Ростов-на-Дону Автор: воспитатель Василенко Оксана Муратовна,Гаврилова Елена Ивановна. Проект для детей подготовительной.

Проект учителя-логопеда «Мы читаем. Творчество С. Я. Маршака» (для детей 6–7 лет с ОНР) Визитная карточка проекта Название проекта: «Мы читаем. Творчество С. Я Маршака» Участники проекта: дети подготовительной к школе группы.

Сценарий театрализованного представления для детей средней группы: (стихотворения Сергея Михалкова по мотивам русской сказки) Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Цель: приобщение детей к народному творчеству и русскому народному.

Творческий годовой проект «Устное народное творчество, как средство развития речи детей 3–4 лет» Тип проекта: творческий. Участники проекта: дети с 3 до 4 лет, воспитатели групп, родители. По времени: долгосрочный. Введение Возраст от.

источник