Меню Рубрики

Анализ ушинского дети в роще

Присоединяйтесь к инновационной сети ФГБНУ ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСТВА, СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ !

Здесь http://school-projects.ru/gorizontyi-otkryitij-2016 все участники конкурса могут продолжить работу над своими проектами, а все желающие — могут к ним присоединиться!

Школьные театральные сезоны

Культурное наследие России

Дорогие ученики, педагоги и родители! В Проектной мастерской ( ПРОЕКТНЫЙ ОФИС ) на нашем портале вы.

В Школе 1384 имени А.А.Леманского продолжит свою работу стажировочная площадка для педагогов.

ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ! С большой радостью сообщаем, что Фестиваль продолжается! Т.

Мы рады сообщить вам, что наша инновационная сетевая площадка на базе ФГБНУ Инстит.

Участником межрегионального сетевого проекта может стать любой человек, n.

Сетевые проекты профессионального развития как фактор становления детского тво.

Родителям

  • участие в проектах
  • расширение кругозора ребенка и развитие его проектного

    Ученики рассказывают на сайте о своих идеях, получать советы и мнения экспертов, а также развивают свои проекты используя новые знания, полученные в библиотеке. Родители могут зарегистрироваться как участники проекта и помогать в ребенку в исследованиях.
    Проект может быть подан на конкурс, главное, чтобы тематика

    заявка обработана
    на последнем конкурсе

    2012-11-10 | Автор: Татьяна Саксон

    Константин Дмитриевич Ушинский писал детям не только воспитывающие сказки (1). (2). не только сказки научно-познавательные. но и рассказы. Представляю вам анализ рассказов Ушинского: «Дети в роще», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Гадюка», «Утренние лучи».

    Рассказ «Дети в роще»

    читаем для того, чтобы привить детям привычку сначала выполнять свои обязанности, а потом уже гулять.

    В данном произведении рассказывается о том, как двое детей – брат и сестра – решили не идти в школу, а погулять в это время в роще. Но никто с ними не хотел играть: ни пчелка, ни ручеек, ни птичка. И все потому, что каждый был занят своим делом: жучку надо было добыть себе обед, пчелке – собирать мед. Скучно стало детям в роще, но все равно с ними никто не играл. А малиновка их даже пристыдила и сказала, что только тем и будет приятно отдыхать и играть, кто сначала поработал да сделал все, что был обязан сделать. И при этом рассказ заканчивается оптимистично.

    Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно»

    читаем для того, чтобы научить детей играть вместе и не жалеть друг другу свои игрушки. При этом в данном очень маленьком произведении перед ребятами ставится проблемный вопрос, который провоцирует их на то, чтобы задуматься и самим найти решение проблемы.

    это учебно-познавательный рассказ, из которого дети узнают о том, какие ужи и какие гадюки. При этом рассказ не сухой и напичканный фактами, а как будто вырванный из жизни. Рассказывается о том, как собака спасла своего хозяина от гадюки. Читатель вместе с рассказчиком будет переживать за судьбу собаки, что, кстати, учит детей сопереживанию, а в конце все будет хорошо. И детки узнают, почему собакам не страшен укус гадюки.

    Рассказ «Утренние лучи»

    здесь описывается, как красиво просыпаются все, на кого попадают солнечные лучики, и как ведет себя лентяй, когда такой лучик попадает на него. Понятно, что такой рассказик поможет в борьбе с ленью.

    И дорогие мои читатели, на десерт я вам припасла рассказ Ушинского «Четыре желания». Обязательно прочитайте его вашему ребенку!

    Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

    -Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

    -Запиши твоё желание в мою карманную книжку, -сказал отец.

    Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

    -Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

    Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

    Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

    -Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

    И это желание Мити было записано в ту же книжку.

    Наступила осень. В саду собирали плоды -румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

    -Осень лучше всех времён года!

    Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

    А в следующий раз я охарактеризую вам следующие рассказы Ушинского для детей: «История одной яблоньки», «Как рубашка в поле выросла», «Курица и утята», «Проказы старухи-зимы».

    Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

    Скажите спасибо, поделитесь с друзьями —

    И моя благодарность останется с вами!

    2012-11-11 | Автор: Татьяна Саксон

    В прошлый раз мы вместе с вами семимильными шагами прошлись по следующим рассказам Ушинского для детей: «Дети в роще», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Гадюка», «Утренние лучи». В этот раз вашему вниманию предлагается еще 4 рассказа данного автора: «История одной яблоньки», «Как рубашка в поле выросла», «Курица и утята», «Проказы старухи-зимы».

    Рассказ «История одной яблоньки»

    читаем детям, чтобы проследить судьбу одной яблоньки: как она в лесу из зернышка от кислой яблони выросла, как ее садовник выкопал и в сад пересадил, как он за ней ухаживал, да как на ней вместо кислых яблок стали расти сладкие. Прочитав этот рассказ, можно прийти к следующему умозаключению: не надо никогда думать, что если родители плохие, то и дети такие же будут, потому что важная роль в формировании ребенка отдается уходу и воспитанию. Этот урок будет полезно усвоить и взрослому человеку, а не только ребенку.

    Рассказ «Как рубашка в поле выросла»

    читаем для того, чтобы показать ребятам, как много стараний человек отдает на то, чтобы что-то сделать. И таким образом ребенок осознает ценность труда и научается ценить человеческие старания. А в итоге – бережно относиться к вещам. Более того, в начале рассказа перед детьми опять-таки ставится проблемный вопрос «как рубашка могла на поле вырасти?». Таким образом, ребенка легко заинтересовать и он будет с удовольствием слушать весь рассказ.

    Рассказ «Курица и утята»

    о том, как хозяйка захотела утят вывести и подложила утиные яйца под курицу. А курица высидела утят и растила и однажды ради них чуть не погибла. А смысл в этом произведении таков: если принял кого-то как родного, то и будешь с ним как с родным. И за это сердце будет болеть не меньше. И неважно, что это не твои детки…

    Рассказ «Чужое яичко» очень похож на рассказ «Курица и утята». И смысл в нем тот же.

    Рассказ «Проказы старухи-зимы»

    в интересной, даже сказочной, форме подается нам информация о зиме, о том, как хотела она всех заморозить и у нее это не получалось, да о том, как она «расплакалась» -так, что стало ясно, что и весна недалеко. Описывается, как проводят время зимой птицы, звери, рыбы и люди, и почему им всем зима не страшна. После прочтения для развития мышления можно задать детям вопрос: «А что это за зимние слезы такие?»

    Что же, на этом мы с вами и заканчиваем знакомство с творчеством Константина Дмитриевича Ушинского для детей. Но я надеюсь, что за это время вы успели осознать главное: читать детям не только интересно, но и полезно!

    Кстати, а вы уже прочитали своему ребенку сказку про шарик, который похож на солнышко ?

    Вот, кстати, подобрала интересный мультфильм, по тематике подходящий к рассказам Курица и утята и Чужое яичко. Я сама его пересматривала несколько раз и он мне очень понравился. Уверена, что понравится он и вам, и вашему ребенку. Приятного просмотра!

    Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

    источник

    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Дети в роще» в подготовительной группе

    Кириллова Тамара
    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Дети в роще» в подготовительной группе

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

    совместной деятельности воспитателя с детьми:

    «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Дети в роще»

    в подготовительной группе детей с ЗПР

    воспитатель: Кириллова Т. Н

    1. Познакомить детей со сказкой К. Д. Ушинского «Дети в роще».

    2. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

    3. Воспитывать читателя, способного испытывать сочувствие к героям сказки.

    4. Расширять и уточнять представления детей о растениях и обитателях рощи.

    1. Вступительное слово воспитателя.

    Сегодня я читаю вам сказку Константина Дмитриевича Ушинского «Дети в роще». Мы вместе с двумя детьми, братом и сестрой, главными героями сказки, попадаем в тенистую рощу. Роща – это небольшой, близкий к жилью лиственный (нехвойный) лесок. Роща полна обитателей: насекомых, зверей, птиц. Вместе с детьми мы пойдём по роще и увидим, чем занят каждый из живущих здесь жителей.

    2. Чтение сказки К. Д. Ушинского «Дети в роще»

    Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.

    — Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

    Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.

    Прежде всего дети увидели золотого жучка.

    — Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.

    — С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.

    — Поиграй с нами, — сказали дети желтой мохнатой пчеле.

    — Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.

    — А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.

    Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.

    Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.

    Голубь сказал:

    — Строю гнездо для своих маленьких деток.

    Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

    Детям стало скучно, что все заняты своим делом, и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.

    — Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!

    — Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.

    Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.

    — Эй ты, веселый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.

    — Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.

    Детям стало стыдно: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.

    Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

    Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

    И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

    Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

    И на место снова сели. (Дети садятся.)

    4. Беседа по содержанию сказки.

    — Куда предложил пойти брат сестре вместо школы? (Ответы детей: в рощу).

    — Почему сестра согласилась пойти в рощу? (Ответы детей: брат сказал, что в роще весело).

    — Как встретила детей роща? (Ответы детей: пели птички, белки прыгали по веткам, насекомые суетились в траве).

    — Что ответил золотой жук детям на предложение поиграть с ними? (Ответы детей: нет времени, я должен добыть себе обед).

    — Приняла ли пчела приглашение поиграть? (Ответы детей: не приняла, потому что ей нужно собирать мёд).

    — Как отреагировал муравей на слова детей? (Ответы детей: муравью некогда было слушать детей, он тащил соломинку, чтобы строить жильё).

    — Что ответила белка на предложение поиграть? (Ответы детей: она должна запастись орехами на зиму).

    — Каков был ответ голубя? (Ответы детей: строю гнездо для своих маленьких деток).

    — Чем был занят серенький зайчик? (Ответы детей: бежал к ручью умыть свою мордочку).

    — Почему белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми? (Ответы детей: спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду).

    — Каким было настроение детей к этому времени? (Ответы детей: детям скучно, все заняты делом, никто не хочет с ними играть).

    Читайте также:  Биохимический анализ нормальные показатели детей

    — Почему рассердился на детей ручей? (Ответы детей: они решили, что ручью нечего делать).

    — А на самом деле, какие дела у ручья? (Ответы детей: поит людей и животных, моет бельё, вертит мельничные колёса, носит лодки и тушит пожары).

    — Как чувствовали себя дети после разговора с ручьём? (Ответы детей: детям стало ещё скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а уж из школы зайти в рощу).

    — Чем занималась крошечная малиновка на зелёной ветке? (Ответы детей: насвистывала превесёлую песенку).

    — Почему малиновка обиделась на мальчика? (Ответы детей: он сказал, что ей нечего делать и позвал поиграть).

    — Чем занималась целый день малиновка, и что она делает сейчас? (Ответы детей: целый день ловила мошек для своих малюток, а сейчас убаюкивает их песенкой).

    — Как вы считаете, справедливо ли малиновка назвала детей маленькими ленивцами? (Ответы детей: справедливо).

    — Что велела помнить малиновка о том, кому и когда приятно отдыхать и играть? (Ответы детей: тому, кто поработал и сделал всё, что обязан был сделать).

    — Почему после разговора с малиновкой дети пошли в школу? (Ответы детей: им стало стыдно).

    — Как учились дети в тот день? (Ответы детей: прилежно).

    5. Дидактическая игра «Угадай героя сказки».

    1). Он тащил соломинку втрое больше себя. (Муравей).

    2). Она должна запастись орехами на зиму. (Белка).

    3). Он спешил приготовить к сроку свою ягоду. (Цветок земляники).

    4). Он работает днём и ночью, журча по камням. (Ручей).

    5). Она ловила целый день мошек. (Малиновка).

    6). Они другим мешали дело делать. (Дети).

    Вы удивились, что в такой красивой роще, где живут и белка, и серенький зайчик, и голубь, и муравей, растёт земляника, журчит ручей, поёт маленькая малиновка, нашим героям стало сначала скучно, а потом стыдно?

    Думаю, что вы правильно поняли мудрую сказку К. Д. Ушинского: у каждого есть дела, обязанности, которые просто необходимо выполнять, а игры и отдых – после того, как всё сделано.

    Блок совместной деятельности воспитателя с детьми в подготовительной логопедической группе Интеллектуальная игра по произведениям С. Я. Маршака «Умники и умницы» Цель: создать условия для расширения и закрепления знаний детей о.

    Конспект организации совместной деятельности воспитателя с детьми «Как дети весну в сказках искали» Конспект организации совместной деятельности воспитателя с детьми «Как дети весну в сказках искали». Подготовила воспитатель: Рудакова.

    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение литературной сказки В. Бианки «Сова» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Чужое яичко» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Н. Павловой «Жёлтый, белый, лиловый» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки Л. Т. Тарасенко «Фокус ящерицы» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

    Конспект совместной НОД воспитателя с детьми «Чтение рассказа Г. Виеру «Хлеб с росою» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Совместная деятельность.

    Совместная деятельность воспитателя с детьми «Чтение рассказа Ушинского К. Д. «Гадюка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Совместная деятельность.

    источник

    2.2 Рассказы о детях: «Дети в роще», «Утренние луга», «Сила не права», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Четыре желания». Педагогическая направленность этих произведений

    Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помешенные в учебных книгах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания. Например, «Детский мир. » открывается занимательным рассказом «Дети в роще», где говорится о пагубности лени и безответственности. Брат и сестра отправились в школу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу. Однако ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними — все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? — говорит им уставшая малиновка. — В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще да еще мешаете другим дело делать. Помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать» 1 .

    Произведения Ушинского о детях (например, «Четыре желания», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем. Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домовом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу — она его в лоб ударила; а тут еще упал он, запутавшись в оборке от лаптя. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика.

    «Четыре желания» — рассказ о другой черте характера — нерешительности. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не способен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное. Писатель не морализирует, оно только показывает факты. Митя ко всем временам года относится одинаково, как бы не желая никого обидеть. Он не может сделать свой выбор. А может быть он и в других делах окажется в затруднительном положении? В жизни бывают моменты, когда надо сделать выбор, порой и трудный.

    «Вместе тесно, а врозь скучно». Это маленький рассказик о брате и сестре.

    «Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка»” Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!» Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?» Взрослым все понятно. Понятно и ребенку. Но как это выразить словами, как объяснить душевные состояния брата и сестры.

    Рассказец «Сила не право» о Мите, отнявшем у сестры куклу, и их старшем брате, отобравшем у Мити и куклу, и лошадку, – логическое продолжение рассказца «Вместе тесно, а врозь скучно», где тоже не поделили игрушки брат и сестра. Но на всякую силе найдется большая сила. Мораль такова, что не надо обижать боле слабого. И это помогает понять рассказ «Сила не право».

    Таким образом, рассказы К.Д. Ушинского о детях отличаются добротой, поучительностью, непринужденностью.

    2.3 Рассказы познавательного характера: «Как рубашка в поле выросла», «Гадюка», «Чужое яичко», «История одной яблоньки». Сочетание богатства познавательного материала с простотой и доступностью изложения

    К. Ушинский-педагог делал радостным именно познание мира, природы, своими произведениями он заинтересовывал маленьких читателей. Таков рассказ «Как рубашка в поле выросла». В нем рассказывается о том, как рос в поле лен, как он сине-сине цвел, а затем из него изготавливали прялки, из которых делали нитки, а потом ткали из них полотно, из которого шили рубашки. То есть, Константин Дмитриевич Ушинский изображает весь процесс пошива сорочки. Он хочет, чтобы дети знали, каким тяжелым трудом добываются все материальные блага. Писатель учит детей уважать и любить труд, особенно труд крестьянина.

    Постепенно К.Д. Ушинский усложняет содержание своих рассказов, он предлагает детям «Историю одной яблоньки». Автор рассказывает о том, как из семечки, которое упало в землю, выросла дикая яблонька. Садовник принес ее в сад и привил ей молодой отрасль от хорошей садовой яблоньки. Через некоторое время яблонька уродила красивыми, румяными яблочками. Писатель не выпускает ни одной детали: как прорастало семечки — «пустило вниз корешками, а доверху выгнало две первые листочки», как «среди листочков выбежала соломинку с почкой, с которой выросли зеленые листочки». Этот рассказ можно назвать поэзией, а еще лучше — искусством постижения окружающего мира, всего живого.

    В некоторых своих рассказах К. Ушинский пытается подвести детей к самостоятельному выводу о том, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что не надо. Таков рассказ «Гадюка». Играя в сене, мальчик случайно наткнулся на змею. Константин Дмитриевич Ушинский подробно рассказывает о том, чем отличается змея от ужа. «У ужа во рту небольшие острые зубы, он ловит мышей и птиц, может прокусить кожу; но нет яда в этих зубах. » Другое дело — гадюка, К.Д. Ушинский повествует о различных случаях, когда гадюка кусала животных и людей. «Но водились у нас и не одни ужи: водилась и ядовитая змея, чёрная, большая, без тех жёлтых полосок, что видны у ужа около головы. Такую змею зовут у нас гадюкой. Гадюка нередко кусала скот, и если не успеют, бывало, позвать с села старого деда Охрима, который знал какое-то лекарство против укушения ядовитых змей, то скотина непременно падёт — раздует её, бедную, как гору» 1 .

    Он заставляет ребенка задуматься. Ребенок сам должен сделать соответствующие выводы. «Кувыркнулся я в одну копну, повернулся в ней раза два и вдруг вскочил с ужасом. Что-то холодное и скользкое махнуло меня по руке. Мысль о гадюке мелькнула в голове моей — и что же? Огромная гадюка, которую я обеспокоил, вылезла из сена и, подымаясь на хвост, готова была на меня кинуться.

    Вместо того чтобы бежать, я стою как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми, неморгающими глазами. Ещё бы минута — и я погиб; но Бровко, как стрела, слетел с копны, кинулся на змею, и завязалась между ними смертельная борьба». Бровко спас мальчика, а сам чуть не погиб. Две недели он бродил по лесам, искал лечебную траву и выжил.

    Таким образом, в этих рассказах читается доброта, взаимовыручка, предостережение ребенка от возможной опасности. Мальчик знал, что в копне может быть змея, потому что много случаев встречи со змеями в данной местности, но он не поостерегся. Хорошо, что рядом оказался добрый и верный пес.

    Литературная деятельность великого русского педагога К.Д. Ушинского — одно из замечательных проявлений многогранности его таланта. В течение почти всей своей творческой жизни он писал стихи и очерки, пробовал свои силы в драматургии, опубликовал ряд литературно-критических статей, рецензий и обзоров, а также художественных переводов произведений зарубежных авторов. Но особенно был известен он, конечно, как детский писатель, автор рассказов и сказок, обработок для детского чтения фольклорных материалов и произведений русской классики.

    В предисловии к книге «Детский мир» и «Хрестоматия» (1861) Ушинский писал, что появление этого труда вызвано «современной потребностью». Принципом приобщения детей к основам наук он провозгласил связь между наукой и жизнью. Цель его книг — дать ученикам младших классов по возможности полное представление о мире, которое поможет развитию их мыслительных способностей.

    Второй учебной книгой, созданной Ушинским, было «Родное слово» для детей младшего возраста. Она, как и первая, имела большой успех. Так же как «Детский мир. », «Родное слово» сложено на основе фольклора, которому Константин Дмитриевич отводил исключительно важную воспитательную роль, и на лучших литературных образцах. Ушинский стремится и здесь дать детям систему реальных знаний, сохранить энциклопедическую широту.

    Большое значение К. Ушинский придавал языку своих рассказов, он считал, что рассказы должны быть написаны на родном языке, просто, без использования малопонятных для маленьких читателей слов. На родном языке можно прикоснуться к миру сокровенных мыслей ребенка, до самых сокровенных уголков ее души, ибо только на родном языке можно воспитать национально сознательную личность, настоящего патриота своей Родины.

    Ушинский никогда не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, направленным на духовное развитие. Особая ценность его рассказов о природе, о животных состоит в том, что природа в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.

    Произведения Ушинского о детях отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем. В некоторых своих рассказах К. Ушинский пытается подвести детей к самостоятельному выводу о том, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что не надо.

    Таким образом, детские произведения К.Д. Ушинского – большая энциклопедия знаний, высокой нравственности, народной мудрости.

    Долженко, Л.В. Развитие концепции детства в русской литературе и критике XIX века: уч. пособие к спецкурсу по дет. лит. [Текст] / Л.В. Долженко, Л.Н. Савина. — Волгоград: Перемена, 2001. – 298 с.

    Долженко, Л.В. Развитие концепции детства в русской литературе и критике XIX века: уч. пособие к спецкурсу по дет. лит. [Текст] / Л.В. Долженко, Л.Н. Савина. — Волгоград: Перемена, 2001. – 354 с.

    Егоров, Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века [Текст] / Б.Ф. Егоров. – СПб: Питер, 2002. – 365 с.

    Жигулева, А. Народные пословицы в учебных книгах К.Д. Ушинского [Текст] / А. Жигулева // Дошк. воспитание. — 1995. — №7. – С.13-18.

    Жук, А.А. Русская проза второй половины XIX века [Текст] / А.А. Жук.- М.: Высш. шк., 2001. – 368 с.

    Жук, А.А. Русская проза второй половины XIX века [Текст] / А.А. Жук. — М.: Просвещение, 2001. – 386 с.

    История русской литературы XIX века. 40-60-е годы: учеб. пособие [Текст] / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. — М.: Изд-во МГУ, 1998. – 287 с.

    История русской литературы XIX века. 40-60-е годы: учебн. пособие [Текст] / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. — М.: Изд-во МГУ, 1998. – 289 с.

    Карпова, Т.В. Великий русский педагог-демократ К.Д. Ушинский [Текст]/ Т.В. Карпова, В.В. Карпов. — Ярославль, Верхне-Волжское кН. изд-во, 1995. – 387 с.

    Константин Дмитриевич Ушинский [Текст] // Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. зав. / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Изд. центр Академия, 2005. — С. 280-289.

    Читайте также:  Биохимический анализ расшифровка у детей

    Лотман, Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века [Текст] / Л.М. Лотман. — Л.: Просвещение, 1984. – 432 с.

    Лотман, Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века [Текст] / Л.М. Лотман. — СПб.: Питер, 2004. – 386 с.

    Соловейчик, С.Л. Час ученичества. Жизнь замечательных учителей [Текст] / С.Л. Соловейчик. — М.: Высш. шк., 2002. – 365 с.

    Тодорова, Л. Структура учебных книг и хрестоматии, составленных К.Д. Ушинским [Текст] / Л. Тодорова // Педагогика. – 2004. — № 2 — С. 98-103.

    Ушинский Константин Дмитриевич [Текст] // Писатели нашего детства. 100 имен: биобиблиографический словарь в 3 ч. Ч.3. – М.: Либерея, 2000. – С. 201-205.

    Цейтлин, А.Г Становление реализма в русской литературе. (Русский физиологический очерк) [Текст] / А.Г. Цейтлин. — М.: Высш. шк., 1995. – 356 с.

    Юрова, Д. Анализ «Родного слова» Ушинского [Текст] / Д. Юрова. – Педагогика. – 1998. — № 3. – С. 14-21.

    1 История русской литературы XIX века. 40-60-е годы: учеб. пособие [Текст] / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. — М.: Изд-во МГУ, 1998. – С. 234.

    1 Жигулева, А. Народные пословицы в учебных книгах К.Д. Ушинского [Текст] / А. Жигулева // Дошк. воспитание. — 1995. — №7. – С.13.

    1 Цейтлин, А.Г Становление реализма в русской литературе. (Русский физиологический очерк) [Текст] / А.Г Цейтлин. — М.: Высш. шк., 1995. – С.153.

    2 Юрова, Д. Анализ «Родного слова» Ушинского [Текст] / Д. Юрова. – Педагогика. – 1998. — № 3. – С. 14.

    2 Долженко, Л.В. Развитие концепции детства в русской литературе и критике XIX века: уч. пособие к спецкурсу по дет. лит. [Текст] / Л.В. Долженко, Л.Н. Савина. — Волгоград: Перемена, 2001. – С.321.

    2 Лотман, Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века [Текст] / Л.М. Лотман. — СПб.: Питер, 2004. – С.134.

    1 Жук, А.А. Русская проза второй половины XIX века [Текст] / А.А. Жук. — М.: Просвещение, 2001. – С.289.

    1 Ушинский Константин Дмитриевич [Текст] // Писатели нашего детства. 100 имен: биобиблиографический словарь в 3 ч. Ч.3. – М.: Либерея, 2000. – С. 202.

    1 Константин Дмитриевич Ушинский [Текст] // Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. зав. / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Изд. центр Академия, 2005. — С. 280.

    1 Соловейчик, С.Л. Час ученичества. Жизнь замечательных учителей [Текст] / С.Л. Соловейчик. — М.: Высш. шк., 2002. – С.137.

    1 История русской литературы XIX века. 40-60-е годы: учебн. пособие [Текст] / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. — М.: Изд-во МГУ, 1998. – С.138.

    1 Егоров, Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века [Текст] / Б.Ф. Егоров. – СПб: Питер, 2002. – С.169.

    источник

    Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.

    — Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

    Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.

    Прежде всего дети увидели золотого жучка .

    — Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.

    — С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.

    — Поиграй с нами, — сказали дети желтой мохнатой пчеле.

    — Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.

    — А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.

    Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.

    Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.

    — Строю гнездо для своих маленьких деток.

    Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

    Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью . Журча по камням, пробегал ручей через рощу.

    — Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!

    — Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.

    Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку . Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.

    — Эй ты, веселый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.

    — Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.

    Детям стало стыдно: они пошли в школу и, хотя пришли поздно, но учились прилежно.

    Беседа по рассказу К. Д Ушинского « Дети в роще»

    Цель : осмысление понятий «труд», «лень», «ответственность».

    — воспитывать уважение к чужому труду, ответственное отношение к своим поступкам, труду

    Оборудование: компьютер, проектор, книга К.Д Ушинского «Дети в роще», картинки жучка, пчелы, муравья, белки, цветка земляники, зайчика, ручья, малиновки

    Механизмы нравственного воспитания

    Знания и представления: все насекомые и птицы добывают себе корм, строят жилища, делают запасы на зиму. Земляника готовит свою сочную, вкусную ягоду только в солнечный жаркий день. Ручей работает днем и ночью …..Птица малиновка не просто так поет песни, а убаюкивает птенцов.

    Мотив: прежде чем отдохнуть и поиграть, нужно поработать и сделать все, что обязан был сделать

    Чувства и отношения: ответственность, воля, стойкость и чувство долга, теплое отношение к окружающему миру, стремление к полезной деятельности, твердый характер

    Поступки и поведение: дети должны стремиться к обучению, у них должно быть желание учиться и понимание того, что знания необходимы.

    Нравственные качества: трудолюбие, стремление к полезной деятельности, привитие любви и уважения к природе, к труду и умение работать так, чтобы работа приносила радость и счастье.

    1.Вводная часть Психологический настрой

    -Ой, где это мы? Поют птицы, журчат ручьи, слышится шепот листьев. Мы с вами оказались в солнечной роще, где веет спокойствием и тишиной. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть воздуха, запах зеленой травы. Кого можно встретить в роще?

    загадки про героев рассказа

    -Однажды, все эти насекомые, птицы, зверята и даже растения с ручейком повстречали двоих детей: мальчика и девочку. И приключилась с ними вот такая история, хотите послушать? Её написал К.Д Ушинский «Дети в роще»

    — показ наглядного материала (книга)

    Восприятие и освоение нового

    -чтение рассказа по частям

    -Кто главные герои рассказа?

    -Чем были заняты жители рощи?

    -Почему ребята не попали в школу?

    -Давайте проанализируем поступок детей. Хорошо ли они поступили?

    -Хотелось ли им идти в школу?

    -роща была тенистая, там было прохладно и весело, шумно

    — птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали, белки прыгали по веткам, насекомые суетились в траве

    -дети бросили азбуку в траву

    -нет, они не попали в школу, они остались в роще

    -ребята заленились идти в школу, им не хотелось учиться, а хотелось бегать, прыгать, резвиться. Они поступили неправильно

    источник

    Константин Дмитриевич Ушинский писал детям не только воспитывающие сказки (1), (2), не только сказки научно-познавательные, но и рассказы. Представляю вам анализ рассказов Ушинского: «Дети в роще», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Гадюка», «Утренние лучи».

    Рассказ «Дети в роще» —

    читаем для того, чтобы привить детям привычку сначала выполнять свои обязанности, а потом уже гулять.

    В данном произведении рассказывается о том, как двое детей – брат и сестра – решили не идти в школу, а погулять в это время в роще. Но никто с ними не хотел играть: ни пчелка, ни ручеек, ни птичка. И все потому, что каждый был занят своим делом: жучку надо было добыть себе обед, пчелке – собирать мед. Скучно стало детям в роще, но все равно с ними никто не играл. А малиновка их даже пристыдила и сказала, что только тем и будет приятно отдыхать и играть, кто сначала поработал да сделал все, что был обязан сделать. И при этом рассказ заканчивается оптимистично.

    Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» —

    читаем для того, чтобы научить детей играть вместе и не жалеть друг другу свои игрушки. При этом в данном очень маленьком произведении перед ребятами ставится проблемный вопрос, который провоцирует их на то, чтобы задуматься и самим найти решение проблемы.

    Рассказ «Гадюка» —

    это учебно-познавательный рассказ, из которого дети узнают о том, какие ужи и какие гадюки. При этом рассказ не сухой и напичканный фактами, а как будто вырванный из жизни. Рассказывается о том, как собака спасла своего хозяина от гадюки. Читатель вместе с рассказчиком будет переживать за судьбу собаки, что, кстати, учит детей сопереживанию, а в конце все будет хорошо. И детки узнают, почему собакам не страшен укус гадюки.

    Рассказ «Утренние лучи» —

    здесь описывается, как красиво просыпаются все, на кого попадают солнечные лучики, и как ведет себя лентяй, когда такой лучик попадает на него. Понятно, что такой рассказик поможет в борьбе с ленью.

    И дорогие мои читатели, на десерт я вам припасла рассказ Ушинского «Четыре желания». Обязательно прочитайте его вашему ребенку!

    Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

    — Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

    — Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

    Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

    — Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

    Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

    Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

    — Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

    И это желание Мити было записано в ту же книжку.

    Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

    — Осень лучше всех времён года!

    Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

    А в следующий раз я охарактеризую вам следующие рассказы Ушинского для детей: «История одной яблоньки», «Как рубашка в поле выросла», «Курица и утята», «Проказы старухи-зимы».

    Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий ? Я ценю ваше мнение!

    источник

    Рассказ Ушинского Дети в роще читать с картинками в одно удовольствие. Дети в роще – рассказ для детей Ушинского ребятам школьного возраста учит быть трудолюбивым, ответственно относиться к своим обязанностям. Рассказ Ушинского Дети в роще вы можете читать онлайн.

    Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.
    — Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?
    Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.
    Прежде всего дети увидели золотого жучка.
    — Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.

    — С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.
    — Поиграй с нами, — сказали дети желтой мохнатой пчеле.
    — Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.
    — А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.
    Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.
    Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.

    Голубь сказал:
    — Строю гнездо для своих маленьких деток.
    Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку.

    Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми.

    Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду. Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними.

    Читайте также:  Биохим анализы у детей до года

    Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!
    — Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей.

    — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.
    Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку. — Эй ты, веселый запевала! — закричал малиновке мальчик.

    — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.
    — Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.
    Детям стало стыдно: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.

    Брат и сестра отправились в школу, а по дороге брат предложил пойти в рощу, где было прохладнее, чем в школе, можно было повеселиться. В роще все были заняты своими делами. Сначала ребята обратились к золотому Жучку, но он был занят добычей обеда. Потом они просили муравья поиграть с ним, а он спешил строить жильё. Белка также отказалась играть, она запасались орехами, голубь, серый зайка также отказались играть с детьми. Детям стало скучно, они побежали к ручью, который рассказал им, что он поет для детей и животных, работает днём и ночью, носит лодки и тушит пожары. Ребятам опять стало скучно, они решили пойти в школу, встретив крошечную птичку малиновку, которой мальчик сказал, что птичке нечего делать. А птичка ответила, что она уставшая после ловли мошек, накормив детишек, убаюкивает их. Детям стало стыдно, они отправились в школу, где прилежно учились..

    Отдыхать имеет право только тот, кто сделал все свои дела. Брат и сестра должны были учиться в школе, но они не пошли туда, а решили поиграть в роще. Обитатели рощи показали детям, что труд важнее развлечений.

    источник

    Деятельность К.Д. Ушинского как детского писателя. Произведения о детях, их педагогическое значение. Рассказы К.Д. Ушинского о животных, рассказы познавательного характера

    К.Д.Ушинский (1824—1870) — выдающийся педагог и дет­ский писатель.

    Отрочество и юность Ушинского прошли в небольшом городе Новгород-Северске, где он и учился в гимназии. Позднее Ушин­ский окончил Московский университет.

    Педагогическая деятельность. В русской и мировой педагогике имя К. Д.Ушинского занимает особое и значительное место. Помимо громадного вклада в развитие отечественной педаго­гической мысли — он справедливо считается создателем русской народной школы — чрезвычайно важно и сегодня его учение о духовной стороне человеческой жизни, о связи общественного прогресса с состоянием образования. Большую часть своей жизни Ушинский посвятил практиче­ской педагогике. Основное его внимание было сосредоточено на создании русской народной школы, а также на вопросах женско­го образования (несколько лет он служил инспектором Смольно­го института для благородных девиц). В области народного образо­вания Ушинский ориентировался на традиционные ценности жизни народа. В наступлении эпохи капитализма и индустриали­зации он усматривал «грязь» и «разврат». И утверждал, что лишь церковь и школа могут вывести «наш простой народ. в более об­ширную и свободную сферу».

    Свою педагогическую практику Ушинский теоретически осмыс­лил в большом двухтомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868— 1869). Многие выводы этого труда не устарели и сегодня. Также не устарели и отдельные положения его статьи «Родное слово» (1861). Ушинский признавал краеугольным камнем формирования лич­ности нравственное воспитание, развитие «нравственных чувств». Следует воспитывать, считал он, не навязывая ребенку своих убеж­дений, а пробуждая в нем «жажду этих убеждений и мужество к обороне их как от собственно низких стремлений, так и от других».

    В предисловии к книге «Детский мир и хрестоматия» (1861) Ушинский писал, что появление этого труда вызвано «современной потребностью». Принципом приобщения детей к основам наук он провозгласил связь между наукой и жизнью. Цель его книги — дать ученикам младших классов по возможности полное представ­ление о мире, которое поможет развитию их мыслительных спо­собностей. Материал располагался по разделам: «Из природы», «Из географии», «Из русской истории», «Первые уроки логики». В приложении-хрестоматии ученик знакомился с «образцами сло­га лучших писателей» — как с классическими произведениями Крылова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, так и с произве­дениями современных авторов — Некрасова, Тургенева, Гонча­рова, Никитина, Майкова и др. В хрестоматию были включены и произведения иностранных авторов.

    Второй учебной книгой, созданной Ушинским, было «Родное слово» для детей младшего возраста. Она, как и первая, имела большой успех. Так же как «Детский мир. », «Родное слово» слово сложено на основе фольклора, которому Константин Дмитриевич отводил исключительно важную воспитательную роль, и на луч­ших литературных образцах. Ушинский стремится и здесь дать де­тям систему реальных знаний, сохранить энциклопедическую широту.

    Произведения для д е т е й. Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных кни­гах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читате­лям конкретные знания. Например, «Детский мир. » открывается занимательным рассказом «Дети в роще», где говорится о пагуб­ности лени и безответственности. Брат и сестра отправились в шко­лу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу. Однако ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними — все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? — говорит им уставшая малиновка. — В школу не пошли, ничего не выучи­ли, бегаете по роще да еше мешаете другим дело делать. Помни­те, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать».

    Рассказы «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень» дают представле­ние о смене времен года. Простые понятия, ясный язык, спокой­ная интонация — все располагает маленького читателя к воспри­ятию информации, заключенной в этих рассказах.

    На полях появляются сначала проталины; но скоро земля, мокрая, про­питанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдет еще неделя-другая — и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится все синее, а воздух все теплее.

    Ушинский никогда не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, на­правленным на духовное развитие. Рассказ «О человеке» начина­ется словами: «Я человек, хотя еще и маленький, потому что у меня есть такая же душа и такое же тело, как и у других людей». Далее идет подробное описание человеческого тела, а в конце — напоминание: «Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой — свободной, разумной и бессмерт­ной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной». В хресто­матии дан короткий рассказ об органах человеческого тела, о том, как они перессорились между собой, увидели, что это плохо, и помирились, «стали по-прежнему друг на друга работать — и все тело поправилось и сделалось здоровым и сильным».

    В «Детском мире. » в разделе «Из русской истории» напечата­ны рассказы Ушинского о важных исторических событиях. Свои рассказы из истории Ушинский создавал, опираясь на Карамзина и на переложение его «Истории Государства Россий­ского», сделанное Ишимовой.

    Особая ценность его рассказов о природе, о животных («Жало­бы зайки», «Пчелки на разведке» и др.) состоит в том, что приро­да в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.

    Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошло­годней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях распускались и выпускали молоденькие листочки. Вот просну­лась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лап­ками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?

    Такие рассказы Ушинского, как «Играющие собаки», «Два козлика», «Лошадь и осел», по существу, представляют собой басни. Согласно басенной традиции автор завершает их моральными сен­тенциями. Недаром они вошли в единый раздел «Басни и расска­зы в прозе».

    Произведения Ушинского о детях (например, «Четыре жела­ния», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отли­чаются тонкой психологичностью и на простых примерах препо­дают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут ме­шать в дальнейшем. Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домо­вом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу — она его в лоб ударила; а тут еше упал он, запутавшись в оборке от лаптя. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика. «Четыре желания» — рассказ о другой черте характера — нерешительности. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не спосо­бен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное.

    Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он отда­вал им предпочтение даже перед хорошо написанным литератур­ным произведением. Он высоко ценил поэтический мир народно­го творчества, считал сказку лучшим средством для «понимания народной жизни».

    В сказке «Мужик и медведь», обработанной Ушинским, хит­рый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы — корешки; «с тех пор у медведя с мужиком и дружба врозь». В другой сказке — «Лиса и Козел» — Лиса, упав в колодец, уверяет Козла, что она здесь просто отдыхает: «Там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь». Козел просто­душно прыгает в колодец, а Лиса «вскочила Козлу на спину, со спины — на рога, да и вон из колодца».

    Книги К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» и «Род­ное слово» оказали очень большое влияние как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педаго­гические принципы Ушинского использовал Лев Толстой при составлении знаменитых «Азбук».

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    источник

    Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.

    — Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

    Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.

    Прежде всего дети увидели золотого жучка.

    — Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.

    — С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.

    — Поиграй с нами, — сказали дети желтой мохнатой пчеле.

    — Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.

    — А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.

    Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.

    Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.

    — Строю гнездо для своих маленьких деток.

    Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

    Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.

    — Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!

    — Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.

    Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.

    — Эй ты, веселый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.

    — Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.

    Детям стало стыдно: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.

    источник