Меню Рубрики

Диагностика звукового анализа и синтеза детей

Формирование навыков звукового анализа и синтеза при обучении грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Ключевые слова: речь, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематические процессы.

Постановка проблемы. Ежегодно наблюдается возрастание количества детей, имеющих разные речевые нарушения. В детском возрасте существует огромное количество различных расстройств речи. На данный момент наиболее частым является фонетико-фонематическое недоразвитие речи, которое принято считать нарушением процессов в формировании произносительной стороны речи у детей, имеющих различные расстройства речи, что являются результатом дефектов восприятия и произношения фонем.

Актуальность. Проблема, связанная с формированием фонематических процессов у детей дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, является актуальной, по той причине, что развитие фонематических процессов положительно воздействует на формирование всей системы речи. Именно поэтому необходимо, как можно раньше выявить у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи данную проблему и оказать им логопедическую помощь в специально организованных условиях. Устранением данной проблемы занимались следующие ученые и методисты: Т.В.Волосовец, Р.Е.Левина, В.К.Орфинская, Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева [2] и другие.

Цель статьи – описать методические основы логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Изложение основного материала. В процессе логопедической работы с детьми с ФФНР необходимо решать задачи, направленные на то, чтобы у детей формировалась фонетическая система языка, развивать у детей полноценный фонематический слух и восприятие, формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, учитывать аналитико-синтетическую деятельность, обеспечивать усвоение элементов грамоты.

Работа логопеда начинается с формирования простых форм фонематического анализа. В процессе формирования сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать то, что любое умственное действие должно пройти следующие этапы формирования:

На первом этапе необходимо составлять предварительное представление, которое касается задания, осваивать действия с предметами, выполнять действия, касающиеся громкой речи, переносить действия во внутренний план, окончательно формировать внутреннее действие, то есть, переходить на уровень интеллектуальных умений и навыков.

Потому, учитывая исследования, проведенные Д.Б. Элькониным [3], П.Я. Гальпериным[1] и др., можно выделить этапы формирования функции фонематического анализа. Формирование фонематического анализа с учетом вспомогательных средств, внешних действий.

Ребенок получает картинку, рассмотрев которую, необходимо сделать анализ слово-названия, и графическую схему слова, число клеточек которой равняется количеству звуков в слове. Также детям дают фишки. Сначала анализируются односложные слова. По мере того, как ребенок выделяет звуки, фишками он заполняет схему, которая является моделью звукового строения слова. Все действия ребенка – это практическое действие, связанное с моделированием последовательности звуков в слове. Основой овладения фонематическим анализом считается навыки определения первого и последнего звука, его места в слове.

Используя на данном этапе картинки, можно значительно облегчить задачу, поскольку показывает анализ конкретного слова. Графическая схема, направлена на то, чтобы контролировать, правильно ли было выполнено задание. Если после того, как ребенком был сделан анализ, окажется, что одна из клеточек не заполнена, то это свидетельствует о том, что действие выполнено неправильно.

Второй этап заключался в том, что у детей формируются действия фонематического анализа в плане речи. В процессе проведения занятия, материализация действия исключается, а фонематический анализ осуществляется в речевом плане, при этом используются картинки, хотя они и не предъявляются. Дети обязаны назвать слово, а затем определить первый, второй, третий звуки и уточнить число звуков.

Третий этап заключался в формировании действия фонематического анализа в уме. На данном этапе дети должны были определить, каково количество звуков, какова их последовательность, местоположение, и при этом не называть словами картинки, которые используются.

Формировать фонематический анализ следует с учетом усложнения не только форм анализа, но и речевого материала. Процесс коррекции требует огромного внимания, и времени для выполнения различных упражнений, которые необходимо выполнять не один раз.

Нельзя начинать изучать следующий материал, пока не усвоен предыдущий. Состояние детской речи улучшаться будет более успешно если в коррекционную работу с детьми включить также игры и игровые приемы.

С каждым годом растет количество детей, которые имеют различные нарушения речи.

Речь – это не врожденная способность, а способность, которая формируется в процессе онтогенеза, то есть, индивидуального развития организма с момента его рождения и до конца жизни, вместе с тем, как ребенок развивается физически и умственно. Речь является показателем его общего развития.

Ребенок не может полноценно гармонично развиваться, если у него не будет правильно формироваться речь, которая, с точки зрения подбора слов, грамматики (словообразования и словоизменения), должна не только быть оформлена правильно, но и быть четкой и безупречной в плане произношения звуков и звуко-слоговой наполняемости слов.

В детском возрасте существует огромное количество различных расстройств речи. Среди них наиболее частым является фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), которое принято считать нарушением процессов формирования произношений русского языка у детей, имеющих различные расстройства речи, что являются результатом дефектов восприятия и произношения фонем. Устранением данной проблемы занимались следующие авторы: Т.В.Волосовец, Р.Е.Левина, В.К.Орфинская, Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева [2] и другие.

Следовательно, проблема, связанная с формированием фонематических процессов у детей дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, является актуальной, поскольку развитие фонематических процессов положительно воздействует на то, как будет формироваться вся система речи. Именно поэтому важно, как можно раньше определить у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи данную проблему и оказать им логопедическую помощь в специально организованных условиях. Это поможет корригировать функцию речи у детей дошкольного возраста и не допустить возникновения дисграфии и дислексии.

Объектом исследования являются особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ФФНР.

Предмет исследования – процесс формирования навыков звукового анализа и синтеза при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Целью практического исследования являлось изучение состояния фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
Констатирующее исследование состояло с двух этапов:

  • 1 этап — логопедическое обследование,
  • 2 этап — анализ полученных данных.

Данное исследование проходило на ДОУ детский сад №78 «Боровичок» г.Улан-Удэ. В исследовании приняло участие 30 детей в возрасте 6 лет, диагностика которых позволила выявить 10 детей для логопедической работы.

В работе использовались следующие диагностические методики:

1. Методика – Анкета статистических данных;

2. Методика – Исследование состояния ФФ стороны речи (Л.Р.Лизунова) Данная методика основана на методах логопедического обследования Р.Е.Левиной, С.Н.Шаховской, Н.А.Никашиной, Е.М.Мастюковой и др., включает в себя исследование состояния звукопроизношения, слоговой структуры слова и просодических компонентов речи.

В ходе анализа полученных анкетных данных, были сделаны следующие выводы: из данной выборки в количестве 30 человек сформировали выборку в 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек) с максимально приближенными условиями воспитания, общего развития и развития речи. На этой выборке и было проведено подробную диагностику ФФНР.

Рис. 1. Анализ обследования ФФНР

Анализ обследования ФФНР можно был представлен в виде следующей диаграммы (рис.1), по которой можно сделать вывод, что все в выборке можно наблюдать ФФНР и они нуждаются в дальнейшей коррекционно-развивающей работе. Было отмечено, что в данной выборке преобладает ФФНР с дислалией 70% детей, а ФФНР с дизартрией – 30%.

В процессе логопедической работы с детьми с ФФНР решались задачи, направленные на то, чтобы:

  • у детей формировалась фонетическая система языка, то есть, уточнять и закреплять произношение сохранных звуков, исправлять нарушенные звуки;
  • развивать у детей полноценный фонематический слух и восприятие, иными словами, используя специальные приемы, научить детей различать разные звуки на слух, запоминать и воспроизводить определенные звуки и слоги;
  • формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, то есть, развивать умение делить слово на слоги и звуки, делая при этом их последовательный анализ, проводить обратные операции: составлять слог, используя звуки, и слово – используя слоги;
  • учитывая аналитико-синтетическую деятельность, обеспечивать усвоение элементов грамоты.

Работа логопеда начинается с формирования простых форм фонематического анализа. Поскольку мы проводили обследования детей дошкольного возраста в ноябре, то было видно, что с ними уже была проведена коррекционная работа, в результате которой простые формы звукового анализа сформировались.

Учитывая это, нами еще раз были проработаны данные формы с целью убеждения того, что дети все поняли и легко могут определить заданный звук на фоне слова и вычленить первый ударный гласный из слова.

В процессе формирования сложных форм фонематического анализа учитывалось то, что любое умственное действие должно пройти некоторые этапы формирования:

Первый этап заключался в том, чтобы составлять предварительное представление, которое касается задания, осваивать действия с предметами, выполнять действия, касающиеся громкой речи, переносить действия во внутренний план, окончательно формировать внутреннее действие, то есть, переходить на уровень интеллектуальных умений и навыков.

Потому, учитывая исследования, проведенные Д.Б. Элькониным [3], П.Я. Гальпериным[1] и др., были выделены этапы формирования функции фонематического анализа. Становление фонематического анализа с учетом вспомогательных средств, внешних действий.

Ребенок получает картинку, рассмотрев которую, необходимо сделать анализ слово-названия, и графическую схему слова, число клеточек которой равняется количеству звуков в слове. Также детям дают фишки. Сначала анализируются односложные слова: кот, мак, лук, дом, сом и т.д.

По мере того, как ребенок выделяет звуки, фишками он заполняет схему, которая является моделью звукового строения слова. Все действия ребенка – это практическое действие, связанное с моделированием последовательности звуков в слове. Основой овладения фонематическим анализом считается навыки определения первого и последнего звука, его места в слове. Рассмотрим последовательность и место звуков в слове лук. Дети получают картинку, на которой нарисован лук, а под ней – схема, которая состоит из трех клеточек, которые соответствуют числу звуков в слове. Логопед ставит наводящие вопросы: «Какой звук вы слышите в слове после звука [л]?» (Ответ: звук [у]). Детям предлагается повторно произнести слово и определить звук, который они слышат после звука [у]в. Дети выполняют задание полностью, накрыв последнюю клеточку фишкой. Далее, используя схему, повторяется последовательность звуков в слове лук.

Используя на данном этапе картинки, можно значительно облегчить задачу, поскольку показывает анализ конкретного слова. Графическая схема, которая была представлена, направлена на то, чтобы контролировать, правильно ли было выполнено задание. Если после того, как ребенком был сделан анализ, окажется, что одна из клеточек не заполнена, то это свидетельствует о том, что действие выполнено неправильно.

Второй этап заключался в том, что у детей формируются действия фонематического анализа в плане речи. В процессе проведения занятия, материализация действия исключается, а фонематический анализ осуществляется в речевом плане, при этом используются картинки, хотя она и не предъявляется. Дети обязаны назвать слово, а затем определить первый, второй, третий звуки и уточнить число звуков.

Третий этап заключался в формировании действия фонематического анализа в уме.

На данном этапе дети должны были определить, каково количество звуков, какова их последовательность, местоположение, и при этом не называть слова картинки, которые используются.

Формировать фонематический анализ следует с учетом усложнения не только форм анализа, но и речевого материала. Приведем пример последовательности, c которой можно предъявить материал:

— сначала предъявляются односложные слова без стечений согласных, которые включают один слог (обратный, прямой открытый, закрытый): мак, сок, на, дом, ус и пр.;

— двусложные слова, в состав которого входят два открытых слога: рука, каша, лапа, луна, папа, козы, Даша и пр.;

— двусложные слова, в состав которых входят открытый и закрытый слоги: диван, сахар, гамак, лужок, дубок, повар и т.д.;

— двусложные слова, в которых согласные стекаются на стыке слогов: марка, окна, карман, лампа, ослик, санки, барбос, полка, арбуз, мишка, утка, сумка и пр.;

— односложные слова, в которых согласные стекаются в начале слова: врач, крот, стол, грач, шкаф, стул и пр.;

— односложные слова, в которых согласные стекаются в конце слова: полк, тигр, волк и пр.;

— двусложные слова, в которых согласные стекаются в начале слова: грачи, трава, врачи, брови, слива, крыша, крыса и пр.;

— двусложные слова, в которых согласные стекаются в начале и середине слова: крошка, клумба, крышка и пр.;

— трехсложные слова: паровоз, канава, ромашка, кастрюля и т.д.

Процесс коррекции требует огромного внимания, время для выполнения различных упражнений, которые необходимо выполнять не один раз.

Нельзя начинать изучать следующий материал, пока не усвоен предыдущий.

Повторная диагностика проводилась с помощью методик, использованной на констатирующем этапе (рис. 2).

Рис.2 Анализ обследования ФФНР после реализации коррекционной программы

Как видим с рис. 2 проведенная коррекционная работа дала положительный результат. После реализации коррекционно-развивающей работы было выявлено, что дети улучшили свой результат: с высоким уровнем 60%, средний уровень составил 40% детей.

Как оказалось, состояние детской речи намного улучшается тогда, когда в коррекционную работу с детьми включаются игры и игровые приемы.

Список литературы

1. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка [Электр. ресурс] / П.Я.Гальперин. – URL: http://childpsy.ru/lib/books/id/8107.php (дата обращения 05.10.2018).

Читайте также:  Хламидийная инфекция у детей анализы

2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.

источник

Процесс звукового анализа предполагает:

· умение выделять устойчивые смыслоразличительные единицы — фонемы из звукового потока слова на основе их слухопроизносительной дифференциации;

· овладение учебным (умственным) действием последовательно, по порядку выделять все звуки в составе слова.

Таким образом, звуковой анализ следует рассматривать как сложный процесс, развернутый по составу операций (А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, Л. Е. Журова и др.) и требующий с самого начала формирования активности и произвольности.

При несформированности одного из указанных компонентов могут отмечаться нарушения в формировании звукового анализа. Поэтому обследование звукового анализа слова у детей должно быть в первую очередь направлено на поиск того, какой из компонентов, участвующих в его формировании, оказывается нарушенным или недостаточно сформированным.

Звуковой анализ, как всякое учебное действие, формируется постепенно. При этом само действие остается одним и тем же — меняется только степень его осознания, степень сокращенное™ и обобщенности операций, посредством которых оно осуществляется. Поэтому в процессе обследования звукового анализа слова важно выявить, на каком уровне интериоризации происходит его действие, т.е. степень автоматизации навыка. Для грамотного письма и правильного чтения необходима высокая степень его автоматизации и устойчивости.

Учет указанных выше положений и определяет процедуру обследования.

Звуковой анализ, как уже указывалось, не может протекать без участия процессов фонематического восприятия, требуется полная сохранность фонематического слуха. Кроме того, формирование речевого слуха осуществляется при ближайшем участии артикуляционного аппарата в процессе активного артикуляционного опыта (Н. Х. Швачкин, А. Н. Гвоздев и др.).

Совершенно естественно, что для диагностических целей следует в первую очередь ориентироваться в особенностях речевой деятельности ребенка, определять, нет ли выраженных отклонений в формировании звуковой стороны речи (как ребенок произносит те или иные звуки, звукослоговую структуру слова), а также выявлять умения дифференцировать звуки на слух и в произношении.

Далее предметом обследования становится способность ребенка, свободно и сознательно ориентируясь в звуковом составе, производить сложные операции над его элементами.

В первую очередь следует выявить, каково состояние звукового анализа, доступного ребенку. С этой целью используется прием определения количества звуков в слове.

Ребенку устно предъявляется слово и предлагается сказать, из какого числа звуков оно состоит. Его спрашивают, сколько звуков, например, в слове мак, или в слове шуба, или в слове карточка, или в слове фотографировать. Сначала предлагаются фонетически простые (однои двусложные) слова, а затем и более протяженные. В том и в другом случаях следует включать звуки, произношение или различение которых может затруднять детей.

Обследующий фиксирует, что ребенку доступно и при каких степенях сложности задания он испытывает затруднения. Что касается последних, то обследующий должен определить, во-первых, какая звуко-слоговая структура, выделение и произношение каких звуков (гласных и согласных) трудны для ребенка и какую позицию в слове эти звуки занимают.

Специальное внимание обращается и на то, испытывает ли ребенок трудности в дифференциации выделенного звука речи и близкого ему акустического звука и в какой мере он может определить, какие звуки он произносит правильно или неправильно. Если ребенок допускает замену, то следует попросить его подобрать слова с соответствующими звуками. Это даст возможность определить, обусловлена ли замена трудностями различения звуков или только неумением правильно их произносить.

Обследующий, используя указанные приемы, получает общее представление о способности ребенка производить звуковой анализ слова, которое нуждается в дальнейшем уточнении. Поскольку «важнейшим свойством, характеризующим материальную, звуковую сторону слова как языкового знака, — подчеркивает Ф. Л. Сохнин, — является дискретность, линейность, временная последовательность составляющих его звуковых единиц»*, необходимо выявить степень сформированности у ребенка звукового анализа как действия по определению временной последовательности составляющих звуков. Для этого ему устно называют слово и дают инструкцию назвать последовательно (один за другим) все звуки в нем. Материалом для обследования служат слова различной звуко-слоговой сложности. Вот некоторые из них: дом, кот, сам, шуба, окно, сумка, щипцы, клещи, бабушка, карточка, обезьяна, дверь, ткач, гнездо, дружба, торт.

Для детей, которые уже овладели в той или иной мере действием выделения звуков из слов, подбирают для анализа слова, не очень часто употребляемые в процессе обучения: многосложные, со стечением согласных, с неправильно произносимыми им звуками (типа скворечник, чернильница, трещотка, кастрюля, кораблекрушение).

Обследующий фиксирует, насколько легко ребенок решает стоящую перед ним задачу (встречаются ли какие-либо затруднения и в чем они проявляются) или он совсем не справляется с ней, характер и количество ошибок, а также уровень выполнения. Для того чтобы определить меру освоения действия, обследующий ведет наблюдение за тем, производит ли ребенок выделение каждого звука из слова, или опускает то одну, то другую его часть, теряя правильную последовательность звуков, или же пропускает, дополняет или заменяет отдельные звуки при анализе лишь отдельных слов; какие это звуки — гласные или согласные Обращается внимание и на процесс выделения звуков: происходит ли он сразу при помощи проговаривания слова про себя, «в уме», или замедленно, развернуто — на основе громкого или шепотного проговаривания слова вслух, « артикуляторного прощупывания его элементов» (А. Р. Лурия).

Если ребенок самостоятельно не справляется с предъявленным заданием, то обследующий облегчает его восполнение: сам четко произносит слово, которое ребенок должен проанализировать, выделяя каждый входящий в его состав звук и демонстрируя тем самым способ вычленения звуков путем их интонированного произношения.

Можно использовать прием, разработанный Д. Б. Элькониным. Ребенку дают картинку со схемой звукового состава слова, которая имеет столько клеточек, сколько звуков в названии изображенного на картинке предмета. Ребенок должен произнести вслух слово-название, выделяя все звуки в нем. Каждый звук обозначается фишкой. Фишки размещают в клеточках схемы в той последовательности, в которой звуки стоят в слове.

Показателем уровня сформированности звукового анализа является умение ребенка не только последовательно выделять звуковые элементы слова,, но и самостоятельно определять их. Чтобы определить, насколько ребенок владеет этим, можно использовать такой прием: преобразование слов путем замены, перестановки или добавления звуков и слогов. Ребенку дают для анализа слово и предлагают изменить в нем, например, гласный звук, сказав при этом, какое другое слово получится (соксук), или переставить звуки и назвать полученное слово (маркирамки). Можно предложить ему придумать слова, состоящие, например, из 3 звуков, в которых второй и третий известный (дом, ком, сом, лом и др.).

Чтобы определить степень освоения ребенком действия и сокращенности операции по звуковому анализу, после выявления им последовательности и количества звуков в слове (при условии, что ребенок справляется в той или иной степени с указанным заданием) следует изучить, как он выделяет звуки из анализируемого слова «вразбивку».

Для этой цели предлагаются следующие приемы:

· называние второго, третьего, пятого и др. звуков в слове;

· самостоятельное называние слов, в которых определенный звук стоял бы на втором, четвертом, седьмом и т.д. месте;

· определение количества гласных и согласных в анализируемом слове.

Как и при использовании ранее указанных приемов, обследующий прослеживает и фиксирует, как ребенок выполняет поставленную перед ним задачу: сразу, «в уме», или развернуто, выделяя сначала по порядку все звуки в слове, определяя место того или иного звука. Отмечаются также характер ошибок и умение контролировать собственные действия.

Особое место занимают приемы, которые позволяют определить не только степень сокращенности, но и обобщенности выполняемого действия. К ним можно отнести, в частности, прием называния звуков в слове, стоящих перед или после определенного звука. Ребенку предлагается сказать, какой звук в слове размер стоит после или перед 3 (3′) или какой звук в слове дрова стоит перед В или после Д и т.д.

При помощи указанного приема обследующий получает данные, характеризующие умение не только выделить звук из целого, но и оценить положение звуков по отношению друг к другу, т.е. производить определенные логические действия, сознательно овладевать звуковым анализом.

Звуковой анализ с самого начала своего формирования является произвольной деятельностью. Чтобы проанализировать слово, ребенок должен удержать его в памяти, распределить свое внимание между различными звуковыми его элементами, сосредоточиться на определении позиции звука в слове и т.д. Поэтому последняя группа приемов и направлена на то, чтобы выявить, не страдает ли эта сторона деятельности ребенка.

В этой группе выделяются следующие приемы:

1. Выделение последнего звука в анализируемом слове и придумывание ребенком таких слов с этим звуком, чтобы он стоял на втором, третьем или любом другом месте (рогасана, шалашкошка). Предъявляются слова, оканчивающиеся как на гласный, так и на согласный звуки.

2. Определение 3-го звука в слове (гласного или согласного) и придумывание с ним таких слов, где выделенный звук стоял бы вначале слова, в середине и в конце. Например, в слове Маша, ребенок должен выделить звук Ш и назвать с ним три слова типа шапка, мишка, карандаш.

3. Называние слов, состоящих из трех, четырех и пяти звуков,и выделение в них звуков в той последовательности, в какой онирасполагаются в словах.

4. Придумывание слов или отбор картинок с изображениемпредметов, названия которых начинаются на определенный звук, например на звук С, но чтобы после звука С стоял обязательно гласный А.

5. Называние слов, включающих сразу два оппозиционных звука: С и Ш или Ц и Ч: (сушка, чернильница и т.д.).

Последний прием позволяет одновременно выявить также и возможности различения звуков.

Обследующий обращает внимание на то, как умеет действовать ребенок по сложной инструкции, в состоянии ли он усвоить предложенное ему задание и приступить к его выполнению или удерживает в памяти лишь одно из условий задания, а не поставленную перед ним задачу. При отвлекаемости внимания, неумении вслушаться в задание и проконтролировать результаты собственных действий, импульсивности и т.д. задания по звуковому анализу будут выполняться ребенком неустойчиво, ошибочно, т.к. поставленная задача им не усвоена.

Для письма и особенно для чтения большое значение имеет не только анализ, но и синтез звуковых элементов, составляющих слово. Поэтому специальной формой обследования должен стать, наряду со звуковым анализом, звуковой синтез слога и слова. С этой целью ребенку предъявляются отдельные звуки, например с-а, и предлагается сказать, какой слог должен получиться. Материалом для обследования являются прямые слоги (са, пу), обратные слоги (an, ом), закрытые слоги (сас, лам), слоги со стечением согласных (ста, сто) и др

Облегченный вариант этого приема — синтез по следам анализа. Ребенку устно предъявляется слог, он выделяет звуки, его составляющие, а затем говорит, какой слог эти звуки составляют. Более сложен вариант, когда ребенку предъявляются отдельные звуки, например с-у-м-к-а, а он должен сказать, какое слово они составят. Или ребенок должен определить недостающий слог в слове. Обследующий называет один из слогов и предлагает ребенку добавить недостающий, чтобы получилось целое слово. Последний прием можно отнести к приемам «упреждающего синтеза», т.е. прогнозирования слова на основе восприятия отдельных его элементов, что является особенно важным для чтения.

Данная система приемов, направленных на выявление различных компонентов, участвующих в формировании звукового анализа и синтеза, позволяет получить конкретные данные для оценки уровня последних.

источник

Обследование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у дошкольников 5 -7 лет с ЗПР в форме игры «Поездка в автобусе»

Представлено обследование развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей 5 – 7 лет с ЗПР. Основная цель обследования: проведение диагностики фонематических процессов в игровой, интересной для детей форме. Материал адресован педагогам компенсирующих групп, учителям – логопедам, работающим с детьми с ЗПР, а также с детьми с ОНР.

Обследование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у дошкольников 5 -7 лет с ЗПР в форме игры «Поездка в автобусе».

При составлении обследования фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей 5-7 лет с ЗПР была использована методика Е. А. Стребелевой. Содержание соответствует программе С.Е. Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР », по которой работает группа.

Обследование проводится индивидуально в начале и в конце учебного года в форме игры «Поездка в автобусе».

— Наш автобус возит детей бесплатно, но чтобы ехать в нем, нужно выполнять интересные задания. – Ты согласен? – Поехали.

1) Узнавание неречевых звуков.

Логопед показывает 3 баночки, наполненные горохом, гречей и манкой, предлагает послушать и запомнить звучание каждой из них.

Задание. — Догадайся, какая коробочка шумела, что находится в ней. Задание выполняется без зрительной опоры, с закрытыми глазами.

2) Узнавание музыкальных инструментов.

Сначала показать инструменты, послушать, как они звучат, а затем без зрительной опоры определить, какой музыкальный инструмент звучал (погремушка, барабан, колокольчик, дудочка ).

Читайте также:  Хламидия пневмония у детей расшифровка анализа

Логопед отстукивает ритм, а ребенок повторяет.

Отправляемся дальше, следующая остановка «Узнавайка».

Цель: Уметь выделять слово среди других слов, близких по звучанию, понимать смысл услышанного.

Задание. У меня на картинке нарисован банан. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать только тогда, когда я скажу слово банан.

Банан, диван, банан, стакан, баран, банан ,таран, банан.

Если ребенку трудно, то называются слова, различные по звучанию.

Банан, апельсин, яблоко, банан, лимон, груша, банан.

Цель: Уметь различать на слух слоги, близкие по звучанию.

Сначала ребенок повторяет слоговые цепочки из 2 слогов, если справляется, то повторяет по 3 слога.

  • па-ба, па-ба-па
  • ко-то, ко-то-ко
  • си-зи, си-зи-си
  • ву-фу, ву-фу-ву
  • ку-ту, ку-ту-ку
  • пи-би, пи-би-пи
  • ма-на. ма-на-ма

3) Навыки слогового анализа.

Цель: Уметь отхлопывать и называть количество слогов в слове.

Задание. Хлопни столько раз, сколько слогов в слове.

  • Мак, сок, нос.
  • Ва-та, не-бо, ру-ка, ку-бик, ба-тон.
  • Мо-ло-ко, са-по-ги, ма-ши-на.

Отправляемся дальше, следующая остановка «Спортивная».

1) Выделение гласного звука среди других звуков.

Цель: Уметь выделять гласный звук среди других звуков.

Задание. Присядь, если услышишь звук «А».

2) Выделение начального гласного звука в слове.

Цель: Уметь выделять гласный звук в начале слова.

Задание. Подними правую руку вверх, когда услышишь звук «У» в начале слова.

Утка, аист, улица, окна, ухо, азбука, утро.

3) Выделение конечного гласного звука в слове.

Цель: Уметь выделять гласный звук в конце слова.

Задание. Топни правой ногой, если услышишь звук «И» в конце слова.

Ноги, руки, мука, мост, шина, сапоги, соки, окно, тапки, яблоки.

Автобус едет дальше, следующая остановка «Фигурная».

1) Выделение согласного звука среди других звуков.

Цель: Уметь выделять согласный звук среди других звуков.

Задание. Перед ребенком лежат геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Положи перед собой круг, если услышишь звук «М».

2) Выделение согласного звука в начале слова.

Цель: Уметь выделять согласный звук в начале слова.

Задание. Если услышишь в начале слова звук «С», то положи перед собой квадрат.

Сок, мак, сумка, кот, собака, мама, сом, машина, санки, коза, слон.

3) Выделение согласного звука в конце слова.

Цель: Уметь выделять согласный звук в конце слова.

Задание. Если услышишь звук «К» в конце слова, то положи перед собой треугольник.

Сок, носок, душ, ток, сон, мак, лак, стол, ком, лук, стук.

4) Дифференциация близких по звучанию звуков.

Цель: Уметь различать близкие по звучанию звуки.

Задание: — Хлопни, если услышишь звук «С» и топни, если услышишь звук «Ш»

Автобус отправляется дальше. Следующая остановка «Школьная».

Обследуются только дети 6-7 лет.

1) Навыки звукового анализа и синтеза.

Цель: Уметь определять количество и последовательность звуков в слове с помощью зрительных опор.

Задание. Положи столько кружков, сколько звуков ты услышал. Назови звуки по порядку.

Задание: — У меня отдельные звуки «С», «О», «К», собери звуки в слово.

— Какое слово получилось? – CОК.

2) Нахождение картинок с предметами на заданный звук.

Цель: Уметь из множества картинок находить только картинки с предметами на заданный звук.

Задание: — Положи перед собой только те картинки ,на которых изображены предметы ,названия которых начинаются на звук «С»

— Отложи слева от себя картинки, на которых изображены предметы ,названия которых начинаются на звук «Л», а справа от себя картинки на звук «Р».

3) Подбор слов на заданный звук.

Цель: Уметь подбирать слова и предметы с заданным звуком.

Задание: — Назови слово, которое начинается на звук «М».

При затруднении логопед сам называет несколько слов, помогая ребенку включиться в выполнение задания.

Использование игровых приемов позволяет в интересной для ребенка форме провести диагностику развития фонематического восприятия и уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза.

Данные обследования заносятся в таблицу.

Динамика развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза отражается количеством баллов.

  • 1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание.
  • 2 балла — ребенок принимает задание, но условия задания не понимает, ответы носят неадекватный характер, после обучения отвечает адекватно, но самостоятельно с заданием не справляется.
  • 3 балла — ребенок принимает и понимает задание, самостоятельно его выполняет только после обучения.
  • 4 балла — ребенок принимает и понимает условия задания, самостоятельно справляется с его выполнением.

Таким образом, у нас существует 4 уровня оценки развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза:

  • 1 уровень — низший.
  • 2 уровень — средний.
  • 3 уровень — выше среднего.
  • 4 уровень — высокий.

Баллы по каждому разделу ссумируются в начале года и ставится уровень развития. В конце года после обследования снова ссумируются баллы по каждому разделу и ставится уровень развития.

Такое обследование позволяет увидеть динамику и результаты коррекционной работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза и спланировать дальнейшую логопедическую работу по данному разделу.

Играя, дети легче справляются с заданиями, с удовольствием отвечают на вопросы логопеда.

  1. Корнилова Л.А. Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников. //Логопед. 2009. №2. 65-69 с.
  2. Кудрова Т.И. Использование игровых приемов при обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №2. 51-53 с.
  3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста./ Под ред.Е.А.Стребелевой.М.Просвещение,2005,164с.
  4. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.,1994.,- 265 с.
  5. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с ЗПР», М. Школьная пресса, 2004 г.

Фуртаева Ольга Михайловна,
учитель–логопед,
МАДОУ «ЦРР – детский сад №161»,
г. Пермь

источник

Материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему:
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

В материале описаны этапы работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников.

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие звуковой стороной языка из-за неправильного произношения звуков и нарушенного фонематического восприятия. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте и начинаются с развития фонематического слуха. Полным фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет никакой необходимости — ребенок с детства усваивает все слова «целиком» и ему просто незачем «дробить» их на отдельные звуки. В школе же работе над анализом речевого потока специально отведен так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребенок придет в школу совсем не подготовленным к звуковому анализу слов, то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит, неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Вот почему и возникает необходимость постепенной подготовки его в этом плане уже в дошкольном возрасте. Несомненно, эта необходимость возрастает у детей с нарушением фонематического восприятия. Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты и может повлечь возникновение вторичных дефектов (заторможенность развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы). Таким образом, решение этой проблемы является одним из условий успешной подготовки ребенка к школе. Актуальной является разработка наиболее рациональных путей формирования звуко-слогового анализа — необходимой ступени к овладению грамотой. Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется. На место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогового состава. За период предбуквенного обучения дети в норме овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит из предложений, предложения — из слов, слова — из слогов, слоги — из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов — в слова, слов — в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква». Таким образом, процесс обучения звуковому анализу осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, пространственной ориентации. Работая на логопункте, я столкнулась с тем, что все существующие программы, например: программа Т.Б.Филичевой и Г.В. Чиркиной, предназначены для работы в логопедических группах. Я попробовала разработать систему занятий по формированию навыков фонематического анализа и синтеза для работы с детьми в условиях логопункта.

Цель : формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

— сформировать у детей фонетическую систему языка, т.е. уточнить и закрепить произношение сохранных звуков, а также исправить произношение нарушенных звуков;

— развить у них полноценный фонематический слух и , с помощью специальных приёмов, научить детей различать звуки на слух, запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов;

— сформировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, т.е. развить умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слово – из слогов (синтез);

— на основе аналитико-синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми некоторых элементов грамоты.

Предназначена для работы с детьми 5-6-ти лет.

Может реализовываться в следующих видах деятельности: коммуникативной, познавательной, игровой

Цель обследования : выявление состояния фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Методика обследования адаптирована на основе рекомендации авторов:

Р.И. Лалаевой, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичевой.

Методика исследования включает следующие разделы:

Раздел I . Исследование состояния фонематического анализа.

А) Исследование простых форм фонематического анализа.

Задание № 1. Выделение (узнавание) заданного звука на фоне слова.

Задание № 2. Выделение начального ударного гласного из слова.

В) Исследование сложных форм фонематического анализа.

Задание № 1. Вычленение первого согласного звука из слов.

Задание № 2. Вычленение последнего звука из слов.

Задание № 3. Определение места звука в слове.

Задание № 4. Определение последовательности звуков в слове – последовательный анализ.

Задание № 5. Определение количества звуков в слове – количественный анализ.

Задание № 6. Определение места звука в слове по отношению к другим звукам – позиционный анализ.

Раздел II. Исследование фонематического синтеза

Задание № 1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.

Задание № 2. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности.

Для проведения обследования используются задания (см. Приложение№1 )

Занятия по формированию навыков фонематического анализа и синтеза можно условно разделить на три этапа:

1. Первый этап посвящается изучению гласных звуков. При этом хорошо использовать систему символов, разработанную Т.А. Ткаченко. Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре: выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия; в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы это геометрические формы красного цвета: А — большой круг, У — маленький кружок, И -горизонтальная полоска, О — вытянутый по вертикали овал, Ы — нижняя половина круга. На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в словах.

Используются следующие игры и упражнения ( смотри Приложение 2 ).

2.В ходе второго этапа наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный. На занятиях дети учатся анализировать обратные слоги типа гласный + согласный, прямые слоги типа согласный + гласный, а затем слов СГС (например: лак). На данном этапе вводятся упражнения с фишками (красные квадраты обозначают гласные звуки, синие — твердые согласные, зеленые квадраты — мягкие согласные).

Используются следующие игры и упражнения (смотри Приложение 3).

3. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение. У детей формируют умения:

различать изученные звуки;

знать гласные звуки первого ряда и звук И;

знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные

признаки (твердость — мягкость, звонкость — глухость); о выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак), двусложных (лапа), трехсложных (малина);

Читайте также:  Хронический тонзиллит у детей анализы

определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова);

определять линейную последовательность звуков в слове; о определять количество звуков в слове.

Знания детей о звуковом составе слов, полученные на первых двух этапах, объединяются с умением членить слова на слоги. Дети узнают, что в каждом слоге есть один гласный звук; учатся делить на слоги слова различной слоговой структуры, определять последовательность слогов в слове и их количество.

Фонематический анализ предполагает как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарным считается выделение (узнавание) звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места в нем. Самая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам.

В процессе этих занятий дети учатся понимать термины «слово», «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова.

Используются следующие игры и упражнения ( смотри Приложение 4).

На последнем этапе проводится повторное обследование, с целью выявить динамику формирования навыков фонематического анализа и синтеза.

источник

Методика изучения навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Надежда Власова
Методика изучения навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Проблема своевременной диагностики речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана с установлением вида, этиологии и механизмов формирования того или иного нарушения, а с позиций практики ее решение способствует более точному и дифференцированному логопедическому воздействию.

Для достижения поставленной в нашем исследовании цели по изучению навыков фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, нам необходимо выяснить состояние слухового внимания, уровень развития фонематического

восприятия, звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием

речи, III уровнем речевого развития. Для исследования фонематических

процессов мы использовали методику Г. Г. Голубевой, адаптировав ее с

учетом психофизических особенностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР, участвовавших в исследовании.

Направления методики исследования фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР:

2. Фонематическое восприятие

3. Фонематический анализ

4. Фонематический синтез

Исследование состояло из двух этапов: I этап: отбор детей с нормальным речевым развитием в контрольную группу и с ОНР — в экспериментальную; исследование уровня развития фонематических процессов речи по разработанной методике.

II этап: изучение и сравнительный анализ состояния фонематических процессов у детей с ОНР общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием.

Методика обследования речи с балльно — уровневой системой оценки позволяет:

-уточнить структуру речевого нарушения и оценить степень его выраженности.

Все задания предлагались в игровой форме. Перед началом выполнения задания для его объяснения использовалась словесная инструкция и образец в случае необходимости.

Изучение слухового внимания:

Задание 1. «Угадай, что я делаю»

Цель: выявить способность ребёнка распознавать неречевые звуки.

Материал: рамки М. Монтессори (с кнопками, липучками).

Ход обследования. Логопед знакомит ребёнка со звуками, которые слышатся при застегивании металлических кнопок и отрывании липучек. Ребенок выполняет аналогичные действия, а логопед обращает внимание ребёнка на звуки. Затем рамки помещаются за настольную ширму, педагог воспроизводит одно из действий и просит ребенка угадать, что происходит за ширмой.

Инструкция: «Покажи, что я делала»

Пояснение. В случае неудачи педагог помогает ребёнку, демонстрируя рамки повторно.

4 балла – правильно распознает все предложенные звуки самостоятельно

3 балла – путает два из предложенных вариантов

2 балла – не узнает один из предложенных звуков (после пояснения)

1 балл — затрудняется в определении источника звука во всех случаях после пояснения.

Задание 2. «Ритмическое эхо»

Цель: изучить развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур:

Способ воспроизведения: «отхлопывание» в ладоши.

Ход обследования: Логопед предлагает отстучать по подражанию предъявленные изолированные удары. Инструкция: «Повтори за мной»

4 балла — правильно воспроизводит все предложенные комбинации

3 балла — воспроизводит ритмические ряды с тремя ошибками

2 балла — затрудняется в воспроизведении четырех и более ритмических рядов

1 балл – не воспроизводит ни одного из ритмических рядов.

Цель: определить уровень развития слухового внимания к звучащей речи.

Материал: карточка с речевым материалом.

Пятка, ватка, лимон, кадка, сук

Ветка, диван, клетка, сетка, сок

Процедура: Логопед предлагает ребёнку прослушать ряд слов и назвать слово, непохожее на остальные.

Инструкция: «Прослушай несколько слов и скажи, какое лишнее, непохожее на остальные».

Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец:

«Мак, бак, так, банан». Лишнее слово «банан».

4 балла — правильно выделил «лишнее» слово во всех предложенных рядах

3 балла — выделил «лишнее» слово в четырех рядах

2 балла — в четырех рядах не выделил «лишнего» слова

1 балл – не выделил «лишнего» слова ни в одном случае.

Изучение фонематического восприятия:

Задание 1. «Повторение слогов»

Цель: выявить уровень фонематического восприятия.

Материал: карточки со слогами.

Инструкция: «Послушай, затем повтори».

Па-ба, та-да, ва-та, на-та, ка-га, та-на.

БА-ба-па, та-да-та, ка-га-ка, ба-бя-ба.

4 балла — правильно повторяет все предложенные варианты

3 балла – правильно повторяет все предложенные варианты из первого ряда, две комбинации из второго ряда

2 балла — путает слоги, их последовательность из второго ряда (безошибочно только первый ряд)

1 балл — затрудняется в повторении комбинаций любой сложности.

Цель: выявить способность распознавать слова, различные по произношению одним звуком.

Материал: карточки с картинками-изображениями называемых слов.

Мышка-мишка, корова-корона, точка-бочка, маска -каска.

Ход обследования: Логопед предлагает прослушать слова и показать их на картинках.

Инструкция: «Покажи то, что я назову»»

4 балла — правильно показывает все предложенные комбинации

3 балла — правильно показывает только две предложенные комбинации

2 балла — выполняет задание с тремя ошибками

1 балл — затрудняется в показе всех картинок.

Изучение фонематического анализа:

Задание 1. «Выделение звука»

Цель: выявить способность выделять звук в слоге.

Материал: карточки с буквами (семь букв: О, А, Ы, И, Э, У, И)

Ход обследования. Логопед произносит слоги, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающей звук, который повторяется в предложенных слогах.

Инструкция: «Послушай. Определи общий звук во всех слогах и подними соответствующую букву».

Он – ор; па – ка – на; ты – мы – лы; ил – ит – ис; эх – эт – эс; ру – ну – ту; ти – ки — ни.

4 балла – правильно выделяет звук во всех семи предложенных вариантах

3 балла — ошибается один или два раза

2 балла — допускает три-шесть ошибок

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из семи вариантов.

Задание 2. «Выделение гласного ударного звука»

Цель: выявить способность выделять звук в словах в начальной позиции под ударением.

Материал: карточки с буквами (пять букв: О, И, А, У, Э).

Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с буквой, обозначающей звук в начальной позиции слова.

Инструкция: «Послушай. Определи первый звук во всех словах и подними соответствующую букву».

Речевой материал: обувь, искра, астры, узкий, игры, аист, огненный, умный, эхо, окунь.

4 балла – правильно выделяет звук во всех предложенных вариантах

3 балла — ошибается один или два раза

2 балла – допускает от трех до девяти ошибок

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из вариантов.

Задание 3. «Выделение согласного звука»

Цель: выявить способность выделять согласный звук в словах в начальной позиции.

Материал: карточки с буквами (шесть букв: П, Д, М, К, Б, Н).

Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающую звук в начальной позиции слова.

Инструкция: «Послушай. Определи первый звук во всех словах и подними соответствующую букву».

4 балла – правильно выделяет звук во всех предложенных вариантах

3 балла — ошибается один раз

2 балла — допускает несколько (от двух до пяти) ошибок

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из вариантов.

Цель: выявить способность определить последний звук в слове.

Материал: карточки с буквами (шесть букв: М, К, Ш, А, Ч, Н).

Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающую звук в конце слова.

Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец

Инструкция: «Послушай. Определи последний звук во всех словах и подними соответствующую букву».

Дом, мак, камыш, муха, танк, ключ, барабан.

4 балла – правильно выделяет последний звук во всех предложенных вариантах

3 балла — ошибается один или два раза

2 балла — допускает несколько (от трех до шести ошибок)

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из вариантов.

Цель: выявить способность определить количество звуков в слове.

Материал: предметные картинки с изображением предметов: дом, луна, рак, сова, жук, утка, рыба, шар; карточки с цифрами: 3 и 4.

Ход обследования. Логопед показывает предметную картинку. Ребенок определяет количество звуков в слове и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец

Инструкция: «Посмотри на картинку. Определи, что это, сколько звуков в этом слове? Подними соответствующую карточку с цифрой».

Дом, луна, рак, совы, жук, утка, рыба, шар.

4 балла – правильно определяет количество звуков во всех предложенных вариантах

3 балла — ошибается один или два раза

2 балла — допускает три или четыре ошибки

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может определить количество звуков в большинстве слов или ни в одном из вариантов.

Изучение фонематического синтеза:

Цель: выявить способность соединять последовательно названные звуки в слово.

Ход обследования. Логопед называет отдельно звуки. Ребенок мысленно соединяет их и называет полученное слово.

Инструкция: «Прослушай звуки. Какое получится слово, если их соединить? Назови это слово».

Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец:

4 балла – правильно называет все полученные слова

3 балла — ошибается один раз

2 балла — допускает две ошибки

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может составить слово ни в одном из вариантов.

Цель: выявить способность составлять слово из звуков, представленных в хаотичном порядке.

Ход обследования. Ребенку предлагается составить слово, используя звуки, данные в разбивку.

Инструкция: «Я буду называть звуки. Запомни их. Постарайся составить из них слово. Назови это слово».

Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец:

4 балла – правильно составляет и называет все слова

3 балла — ошибается один раз

2балла — допускает две-четыре ошибки

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может составить ни одного слова.

Сценарий башкирского осеннего праздника «Сомболя» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №162 компенсирующего вида» Сценарий башкирского народного праздника.

Дидактические игры для формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков звукового анализа и синтеза слов Исходным процессом при обучении детей письму и чтению является звуковой анализ и синтез слов. Многие дети испытывают затруднение при расчленении.

Досуг для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Навстречу Олимпиаде» Навстречу Олимпиаде. И. Б. Заварцева, музыкальный руководитель, Е. Г. Соколова, учитель-логопед, МБУ д/с №23 «Волжские капельки» г. Тольятти.

Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях логопункта Основной контингент детей, зачисленных на логопункт, имеет логопедическое заключение: ОНР III ур. Основным признаком, которого, является.

Консультация «Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного.

Пособие «Разноцветные мячи» для формирования навыков слогового анализа и синтеза слов для детей старшего дошкольного возраста Вариант первый Логопед объясняет детям правила игры. Сегодня у нас в магазине будут продаваться разноцветные мячи. Я буду продавцом,.

Проблема коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Человек не может жить, трудиться,.

Работа по формированию фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР III уровня В работе по формированию фонематического анализа и синтеза определены следующие направления: 1. Формирование фонематического восприятия.

Развитие фонематического анализа и синтеза у детей с нарушением речи. 1. Формирование анализа звукового ряда состоявшего из гласных: — уточнение артикуляции гласных звуков; — определение наличия гласного звука.

Влияние коллективных игр на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию коммуникативных умений ребенка. Возникают.

источник