Меню Рубрики

Карта анализа утренний прием детей в доу

Примерная схема анализа режимных процессов:

1.Режимный процесс (прием детей, сон, умывание, закаливание, раздевание, утренняя гимнастика и т.д.)

Утренний прием. Воспитатель пришла на работу за 15 минут до рабочего дня. Проветрила группу, просмотрела план, приготовила пособия. Постепенно начали приходить дети. Воспитатель приветливо здоровается с родителями и детьми. Пока дети раздеваются, воспитатель разговаривает с родителями, узнает о самочувствии детей, как они спали, что их беспокоит.

Ребенок второпях, чтобы первым начать играть со строителем, небрежно складывает одежду. Воспитатель напоминает ему, что вещи надо сложить в шкаф аккуратно. Педагог одновременно осуществляет разные задачи: принимает детей, разговаривает с родителями, организует игры, осуществляет запланированную на утро работу. С одним проводит индивидуальную работу по развитию речи, организует с несколькими детьми дидактические игры, с другим проводит беседу на тему «Что он видел по дороге в детский сад.»

В 8_05 воспитатель предлагает детям собрать игрушки и подготовится к утренней гимнастике (дети переодеваются в физкультурную форму). Воспитатель следит за порядком переодевания, аккуратностью одежды.

Утренняя гимнастика. Воспитатель предлагает построится по росту, еще раз обращает внимание на их внешний вид, ведет ребят в физкультурный зал. Гимнастика проходит по плану, включает в себя упражнения на все группы мышц, дозировка соответственно возрасту. Воспитатель во время ее проведения обращала внимание на позу детей, точнее выполнения упражнений, соблюдала порядок проведения упражнений и порядок их объяснения. Дети получили заряд бодрости и хорошего настроения.

После гимнастики дети возвращаются в группу с воспитателем, начали переодеваться, дежурным предлагает переодеться быстрее, чтобы успеть накрыть на столы.

Дежурство. Дежурные первые моют руки и надевают белые фартуки и колпаки. Воспитатель напоминает, что чашки надо брать за ручки, ставить аккуратно, ложки раскладывать напротив каждого стула. Затем с дежурными остается помощник воспитателя и помогает им сервировать стол.

Умывание. Детям, которые уже переоделись, воспитатель предлагает идти в умывальную мыть руки. Необходимо напомнить, что надо засучить рукава, чтобы их не намочить. Предлагает вспомнить порядок умывания.

Завтрак. Дети постепенно садятся за столы, не создавая шума. Воспитатель предлагает детям сесть прямо, подвинуть стулья, не класть локти на стол. Желает им «Приятного аппетита!», создает спокойную обстановку за столом. Воспитатель постоянно следит, чтобы дети сидели за столом удобно, не пачкали скатерть и одежду, правильно держали ложку. Напоминает детям, что выходя из- за стола нужно говорить «спасибо», задвинуть за собой стул. По окончанию завтрака няня с помощью дежурных убирает со стола и приводит в порядок комнату. Воспитатель контролирует работу дежурных и оценивает ее. Предлагает детям идти играть. Пока дети самостоятельно играют, воспитатель готовится к занятиям.

Подготовка к прогулке. Воспитатель предлагает детям собрать игрушки. Детям, которые прибрали за собой, предлагает сходить в туалет и идти в раздевальную комнату, напоминая порядок одевания. В первую очередь обращаем внимание на медлительных детей, обращает внимание на одежду, помогает застегнуть пуговицы.

Воспитатель одновременно помогает одеться детям и рассказывает о том, чем будут заниматься на прогулке. Первым одевшимся детям воспитатель предлагает выходить на участок( проявляет к ним доверие) и потом расспросит, чем они занимались, что делали. Когда дети почти все оделись, воспитатель выводит их на прогулку парами, оставляя не одевшихся детей на попечение няне. Помощник воспитателя помогает одеться оставшимся детям и выводит их на участок.

Возвращение с прогулки. В 11_40 воспитатель отправляет дежурных в группу, напоминая о том, чтобы они быстро разделись, аккуратно сложили свою одежду в шкафу, вымыли руки, одели фартуки, и шли накрывать на столы. В 11_45 воспитатель предлагает детям заканчивать игры и собираться в группу. Собирают игрушки, строятся парами и заходят в детский сад чисто вытираем ноги об половик и идем тихо, не шумим по коридору.

В раздевальной воспитатель предлагает детям вспомнить порядок раздевания. Тем детям, которые уже разделись, предлагает идти умываться.

Подготовка к обеду. Воспитатель напоминает детям, что необходимо вымыть не только руки, но и лицо, шею, локти. Напоминает порядок умывания, контролирует действие детей, поощряет их аккуратность. Постепенно дети заканчивают умываться, воспитатель указывает некоторым на неаккуратность повешенного полотенца и прослеживает за исправлением ими оплошности. Дети проходят за столы.

Обед. Воспитатель создает спокойную обстановку, регулирует поведение детей за столом, делает замечание расшалившимся. Побуждает детей доедать до конца. По окончанию еды дети говорят «спасибо».

Подготовка ко сну. Дети постепенно проходят в спальную комнату, воспитатель предупреждает их, что заходить надо тихо, не разговаривать. Начинают раздеваться, воспитатель следит, чтобы дети раздевались в правильной последовательности и аккуратно складывали свои вещи на стул. Затем дети идут к своим кроваткам, воспитатель укутывает каждого ребенка( объясняет детям, что сейчас они уснут, отдохнут, наберутся сил и проснутся уже готовые снова играть.) Тон воспитателя доброжелательный, настраивающий на спокойную обстановку. Когда большинство детей же в кроватке, воспитатель предлагает детям закрыть глазки и читает им небольшую сказку тихим, добрым голосом. Воспитатель остается в спальне до тех пор, пока все дети не заснут.

2.Условия для организации процесса (окружающая обстановка, единство требований и т.д.)

В группе созданы все условия для полноценного проведения всех режимных процессов. Прием детей осуществляется в специальной комнате- раздевальной, где имеются шкафчики по количеству детей, скамейки для переодевания, зеркало, чтобы дети могли устранить непорядок в своем внешнем виде(зеркало находится на уровне роста детей). У каждого ребенка в шкафчике имеется персональная расческа.

В группе также созданы все условия: все оборудование и игрушки находятся в досягаемости для детей, принадлежности для дежурства лежат в определенном месте, дети свободно берут их оттуда и убирают обратно по окончанию дежурства.

Умывальная оборудована всем необходимым: имеется несколько раковин, что не создает толчение при мытье рук, зеркала, вешалки для полотенец, ко всему есть свободный доступ.

В группе достаточно посуды, белья( оно меняется своевременно, по графику), столов, стульев.

В группе наблюдается единство требований к детям, действия воспитателя согласованы с действиями няни, а также с требованиями второго воспитателя. Воспитатели ведут беседу с родителями на тему «Режим дня в детском саду и дома.», дают консультации родителям о том, как приблизить домашний режим к режиму детского сада, в уголке родителей висят рекомендации по организации режима. Таким образом, воспитатели пытаются добиться единства требований к ребенку в ДОУ и дома.

Распорядок дня обеспечивает содержательность детской деятельности, в группе царит деловая обстановка, нет шума, гама, дети четко выполняют требования режима.

Режим дня носит определенный характер, т.е. подчинен ряду правил, которых придерживаются дети: правила пользования игрушками, вещами, определяющие взаимоотношения между детьми и взрослыми. Требования, вытекающие из режима понятны детям, это дисциплинирует их. Видно, что режим дня в группе отвечает требованию постоянности, т.к. дети без капризов выполняют те или иные режимные процессы и к определенному времени уже испытывают потребность в переходе на новый режимный отрезок.

Режим дня в группе целесообразен, т.к. все требования режима имеют определенный смысл, необходимы и обусловлены общей целью и задачами воспитания.

3.Приемы создания интереса к режимным процессам (потешки, вопросы, загадки, игровой прием, вступительная беседа и др.)

В течении 1 половины дня воспитатель использовала разнообразные приемы создания интереса к режимным процессам. Основным приемом является игровой: воспитатель часто обращалась к куклам , чтобы дети проявляли свои знания и еще раз подкрепили их. К игровому приему воспитатель прибегла и тогда, когда ребенок плохо ел: она сказала девочке, что ее ждет кукла и что она тоже хочет завтракать., после чего девочка доела всю кашу.

Также воспитатель использовала художественное слово с юмором, когда надо было обратить внимание ребенка на его оплошность при умывании и чтении сказки при укладывании детей спать. Все это, несомненно, создало у детей интерес к режимным моментам.

Педагог поощряла детей за хорошие поступки: за помощь детям, за хорошо выполненную работу. Это так же служит мотивацией для детей, которые заслужили похвалу, и для тех детей, которые слышали ее, т.к. им также хочется заслужить одобрение взрослого, и в следующий раз они тоже будут стараться.

При подготовке ко сну воспитатель объяснила детям для чего нужен сон, настроила их на то, что после тихого часа они снова будут играть. Таким образом, создала интерес детей к восстановлению своих сил посредством сна. Воспитатель широко пользовалась созданием интереса у детей к различным процессам, чтобы достичь выполнения поставленных задач.

4.Методика проведения (использование показа, разъяснения, приучения, упражнения, игровых методов, дидактических игр, художественного слова, контроля, требований, оценки, опоры на активность, учет индивидуальных особенностей и т.д.)

Воспитатель методически грамотно проводила все режимные процессы. Использовала разнообразные методы и приемы, свободно ворьировала ими, при этом опиралась на знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Именно поэтому проведение режима давалось ей легко, дети были послушны, дисциплинированны и выполняли все требования режима.

Она широко использовала игровые приемы, художественное слово, беседы, разъяснения, напоминания, использовала активность детей(при показе и объяснении последовательность действий при умывании и одевании), контролировала действия детей, оценивала их поступки и привлекала детей к самооценке, давала им указания. И всегда тон ее общения с детьми оставался доброжелательным, она давала советы детям, оказывала помощь и приучала самих детей быть заботливыми, помогать своим товарищам.

5.Использование режимных процессов для решения воспитательных задач (воспитание активности и самостоятельности, взаимопомощи, культуры поведения, бережного отношения к вещам, ответственности и т.д.)

Режим как относительно постоянный уклад жизни является одним из факторов воспитания и содействует формированию таких качеств, как: организованность, точность, ответственность, способность подчинятся требованиям взрослых, ориентироваться во времени.

Всю работу можно поделить на три основные вида: воспитательная работа в связи с выполнением режимных моментов: встреча детей, умывание, питание, проведение закаливающих процедур, сон, уход детей домой; организация разнообразной деятельности детей: игры, занятия, труд; организация взаимоотношений детей, формирование детского коллектива и поведения детей. Все эти виды воспитательной работы взаимосвязаны, обусловлены общими задачами и программными требованиями детского сада.

В процессе выполнения режимных моментов воспитатель обучает детей навыкам культурного обращения с вещами, знакомит их с правилами поведения, правилами общения друг с другом и со взрослыми, приучает их к самостоятельности в обслуживании себя, к целесообразным, полезным действиям.

Воспитывая нормы поведения за столом, воспитатель должен также прививать формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности.

Воспитатель организует работу дежурных так, чтобы она сочеталась с самообслуживанием.

Правильно организованная трудовая деятельность воспитывает у детей привычки и потребность трудится, усидчивость, стремление к знаниям, любознательности.

6.Переход от одного режимного процесса к другому, соблюдение гигиенических требований.

Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

Режим дня детей раннего возраста включает примерно одни и те же для всех дошкольных групп виды деятельности и отдыха. Так, основные режимные процессы- прием пищи, пребывание на свежем воздухе, сон, игра, трудовая деятельность, учебные занятия, развлечения во всех группах- четко определены требованиями программы воспитания и обучения.

Прием детей- начало рабочего дня воспитателя.

Если прием происходит на площадке, следует организовать игры для детей. При входе в помещение дети должны тщательно вытирать или обмести ноги, раздеваются в раздевальной, аккуратно убирают в свой шкафчик одежду, переобуваются.

Если прием происходит в помещении, воспитатель организует игры для детей. Закончив прием детей, воспитатель проверяет работу дежурных по уголку природы, что изменилось за сутки с растениями.

Дежурные по группе моют руки и приступают к исполнению обязанностей. Дети помогают привести друг другу в порядок свой внешний вид и идут на утреннею гимнастику.

Перед завтраком, как правило, дети моют руки и по указанию воспитателя моют лицо, у кого оно запачкалось.

Перед умыванием надо напомнить, как надо засучить рукава. Дети садятся за столы, у каждого лежат приборы ложка, вилка, чашка, глубокая и мелкая тарелка (для обеда) и блюдца (для завтрака). Как только ребенок закончил есть, он благодарит взрослого, встает, задвигает стул и выходит из- за стола.

По окончанию завтрака, обеда и полдника няня с помощью дежурных убирает со стола и приводит в порядок комнату. За организацию условий для занятий ответственность несет заведующая детским садом и воспитатель. Во время занятий ничто не должно отвлекать.

В режима дня отводится время для организации самостоятельной деятельности детей, и в первую очередь для игры. Особое внимание требует игра на прогулке. После обедав детском саду проводится дневной сон. Воспитатель укрывает заботливо каждого ребенка.

Встают дети постепенно. Они одеваются самостоятельно, помогая друг другу. После этого они умываются. Старшие дети сами убирают свои постели.

7.Распределение обязанностей между воспитателем и его помощником, их взаимодействие.

Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и няни. Помощь няни необходима постоянно, но больше всего в таких ответственных моментах, как подготовка к прогулке, выход на участок и возвращение в группу, укладывание детей, проведение воздушно- водных процедур. Важный момент в организации прогулки- одевание детей и выход их на улицу. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать этих ребят выходит с ними на участок, остальные продолжают одеваться под присмотром няни, которая выводит их гулять позже. Участие няни в подготовке детей к прогулке обязательно в любой возрастной группе.

Четкость и организованность сборов на прогулку достигается в результате согласованной работы воспитателя и няни, а также развитых навыков самообслуживания детей.

Для воспитания трудолюбия у детей воспитатель в помощь няне организует уборку групповой комнаты и поощряет охотное выполнение поручений: вымыть игрушки, протереть полочку и. т. д

К приему пищи няня осуществляет соответствующую подготовку: комната прибирается и проветривается, дежурные накрывают столы.

Помощники воспитателей обеспечивают санитарный режим дошкольного учреждения. Они обязаны следить за чистотой помещения, осуществлять правильное обслуживание детей, наряду с воспитателями своим примером и поведением помогать гигиеническому воспитанию детей.

Воспитатель полностью отвечает за соблюдение всех санитарно- гигиенических правил содержания помещений группы.

8.Учет возрастных особенностей дошкольников.

Воспитателю, помимо педагогики, важны знать и основы возрастной физиологии и гигиены. Опираясь на знания психофизиологических особенностей детского организма, педагог более успешно будет осуществлять его воспитательные, учебные и оздоровительные мероприятия в ДОУ, применять правильные педагогические приемы.

Читайте также:  Анализы на вирусы у детей

Основные принципы построения режима является общими для разных возрастных групп, однако в каждой из них имеется своя специфика. Правильная организация режима дня детей дошкольного возраста предполагает использование на каждом возрастном этапе соответствующих педагогических приемов и методов.

В младшем дошкольном возрасте умения и навыки в различных видах самообслуживания сформированы у детей еще недостаточно прочно, поэтому воспитателю постоянно помогает ребенку и контролирует выполнение многих действий. Изменения режима с возрастом- это качественное преобразование всего педагогического процесса и составляющих его частей. Постепенно детей приобщают к новым видам деятельности, к воспитаннику предъявляются новые требования, активизирующие самостоятельность.

К старшему дошкольному возрасту навыки у детей становятся прочными, что позволяет освободить больше времени для игр, творческой деятельности. Воспитание старших дошкольников опирается на осознанное отношение ребенка к совершаемым действиям, умение в определенной мере контролировать свое поведение, оценивать свои поступки и поступки сверстников. Вс эта возрастная динамика развития положена в основу режимов дня для разных возрастных групп.

Воспитатель должен помнить, что особенности возраста и подход к детям- понятия взаимосвязаны. Содержание и форма требований не могут быть одинаковыми и для самых маленьких и для старших детей.

При назначении режима учитываются возрастные особенности ВНД и индивидуальные особенности ребенка. Ребенок переводится из одного режима в другой постепенно при условии его физиологической готовности к переходу.

9.Культура внешнего вида воспитателя и его помощника.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих их взрослых. Недопустимо, чтобы воспитатель или няня приходили в группу неряшливо одетыми, непричесанными. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию., поэтому воспитатель (няня) должен быть для них образцом.

Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль- все это противоречит законам красоты.

Если воспитатель (помощник воспитателя) позволяет себе ходить в неопрятной одежде, забывает причесаться, то трудно будет приучить ребенка быть всегда опрятным (разве только срабатывает механизм «от противного» , и то это может произойти в более старшем не дошкольном возрасте).

Выработка у детей устойчивой привычки соблюдать чистоту и быть опрятным- длительный воспитательный процесс, который требует от взрослых большого терпения, неустанного внимания к «мелочам» детской жизни.

Чрезвычайно важно доходчиво объяснять детям, почему необходимо соблюдать чистоту в доме, заботиться о гигиене тела, одежды и обуви, мыть руки перед едой, зачем нужны отдельное полотенце, своя зубная щетка…

При этом всегда помнить, что личный пример чистоплотности и аккуратности- один из сильнейших способов воспитания.

источник

Морозова Наталья
Аналитическая справка по результатам персонального контроля «Утренний прием детей»

В соответствии с годовым планом работы МДОУ «Детский сад комбинированного вида №167» в период с 10.09 по 14.09. 2018 года был проведен персональный контроль на тему: «Утренний прием детей».

Цель контроля: Создание оптимальных условий для детей при утреннем приеме в детский сад.

Вопросы для анализа:

1. Эстетичный вид и санитарное состояние группы;

2. Соблюдение графика проветривания помещения;

3. Соблюдение методических требований проведения утреннего приема детей;

4. Стиль общения воспитателя с детьми;

5. Индивидуальная работа с детьми;

6. Стиль общения воспитателя с родителями;

7. Информация для родителей.

В ходе контроля выявлено:

1. Санитарное состояние группового помещения соответствовало требованиям СаНПин. В игровых зонах был наведен порядок, все игрушки, пособия, дидактические материалы аккуратно расставлены.

2. За 10 минут до начала приема детей, групповое помещение было проветрено.

3. Методические требования при проведении утреннего приема детей соблюдены. Для установления эмоционального контакта больше значения имеет подготовленная заранее обстановка для приема детей. Организация среды предполагает создание условий для охраны нервной системы детей от чрезмерного возбуждения. Чтобы быстрее отвлечь ребенка, воспитатели переключают внимание на что-то интересное различными приемами: вместе понаблюдать за чем-либо интересным, предложить игрушку, предлагают свободное пользование уже знакомые детям игрушки (подбирали, если возможно, не шумные): машины, повозки. Игры с ними побуждают малышей к энергичным действиям, вызывают удовлетворение. Также во время утреннего приема были использованы простые языковые игры-развлечения: в ладушки, с пальчиками и другие. Забавы, игры-потешки улучшали настроение малышей, потому что они просты, понятны, динамичны.

4. Воспитатели видят, с каким настроением приходят в сад дети и проявляют педагогический такт: либо сразу привлекают малышей к деятельности, либо дают им возможность побыть одному, успокоиться. Чаще малышам предлагались уже знакомые игрушки и игры. Воспитатели следили за тем, чтобы каждый ребенок нашел себе игру. Учитывалось и то, что воспитатель утром в значительной степени занят приемом детей, таких игрушек и пособий, которые требуют постоянного надзора со стороны взрослого (мозаика, разрезные картинки) не было. Когда дети все собирались в группе, была дана установка: «Доброе утро, малыши. Настал новый день, мы улыбаемся друг другу. Нам будет сегодня весело, хорошо!»

5. Педагоги вовлекали детей в различные виды деятельности, формируя у них привычку быть занятым. Первая минутка – похвалы, добрые слова под музыку. Также было предложено детям зайти в группу необычно «полететь как листочек к другим детям-листочкам» или «покружиться как снежинка» под музыку. Это игровое перевоплощение придавало больше положительных эмоций детям и воспитателям. Был предложен строительный материал, расположенный на нескольких столах. Воспитателем перед приходом детей было построено несложное здание из строительного материала, для того чтобы натолкнуть малышей на определенную игру: мостик, по которому можно провести матрешек; ворота, через которые дети могут провозить свои машины; заборчик, за которым находятся животные.

6. Воспитатели начинают проводить ежедневный утренний прием с опроса родителей о состоянии здоровья детей, их самочувствии. Встречают родителей и каждого ребенка лично, здороваются, выражают радость по поводу того, что они пришли, говорят ребенку, что его прихода с нетерпением ждут другие дети. Если позволяет время, и дети спокойны и заняты какой-либо деятельностью, отвечают на вопросы, интересующие родителей. Если дети капризны или плачут, извиняются и занимаются с детьми, отвлекают, успокаивают, предлагают игрушки.

7. Родительский уголок оснащен информацией для родителей, папками-передвижками на такие темы, как: «Идем в детский сад!», «Как облегчить адаптацию», «Памятка родителям от детей», «Совета доктора Айболита», «Возрастные особенности детей 2-3 лет», «Что нам осень принесла». Также для родителей приготовлены памятки и буклеты с информацией по адаптации детей.

Рекомендации и предложения:

1. Продолжать пополнять развивающую предметно-пространственную среду группы.

2. Добавить музыкальное сопровождение при утреннем приеме детей.

Ответственные: воспитатели групп

Составила и проверила старший воспитатель Н. А. Морозова

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей Аналитческая записка по результатам анкетирования родителей аттестация Ильиной Натальи Николаевны-результаты анкетирования родителей «Оценка.

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни» В МДОУ «Детский сад «Светлячок» п. Пеледуй» в период с 13 по 24 ноября 2017 года был проведен тематический контроль по теме: «Организация.

Аналитическая справка по результатам контроля «Адаптация детей 2–3 лет к условиям детского сада» На основании Приказа заведующего № 68 от 06.10.2017 года и в соответствии с Годовым планом работы на 2015-2016 учебный год старшим воспитателем.

Аналитическая справка по результатам мониторинга Мониторинг проводился с подгруппой детей с нарушениями речи с 10.05.17 по 31.05.17 г. по следующим направлениям: -развитие словаря; -состояние.

Аналитическая справка по результатам мониторинга возрастных возможностей и достижений детей в мае 2018 года В мае на конец года в группе было 28 человек: Обследование проводилось с 28детьми. — 12 мальчиков; — 16 девочек. Развитие детей на заключительном.

Аналитическая справка по результатам промежуточной оценки индивидуального развития детей 2017–2018 учебный год Аналитическая справка по результатам промежуточной оценки индивидуального развития детей 2017- 2018 учебный год Группа средняя Воспитатели:.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Выстраивание индивидуальной образовательной траектории развития ребёнка (ИОТР).

источник

В отношении маленьких детей, дошкольников, переоценить значение утра просто невозможно: от того, как проходит пробуждение, утренний туалет, завтрак, зависит настроение на весь последующий день. В ряд этих непременных атрибутов в будние дни добавляется ещё один этап — поход в детский сад. Утренний сбор в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — это своего рода начало рабочего дня маленького человека, которое организуется не самим малышом, а взрослыми: родителями и, конечно, педагогом. Вот почему тонкостям организации приёма и утреннего сбора ребят воспитатели уделяют особое внимание.

Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится сразу после завтрака.

Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех. Таким образом, основная цель проведения утреннего сбора — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. Кроме этого, групповой сбор:

  • развивает толерантное отношение к людям;
  • формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе;
  • позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.

Утренний сбор способствует тому, что дети учатся играть не рядом, а вместе, терпимо относясь друг к другу

Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:

  • Создаёт условия для общения детей и взрослых:
    • Познавательного характера, если речь идёт об обсуждении новой информации, которую малыши получили с момента предыдущей встречи.
    • Делового толка, если говорить о решении организационных вопросов, например, распределении обязанностей при подготовке костюмов к утреннику.
    • Межличностного характера, определяющего взаимодействие детей между собой, а также с педагогом.
  • Развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность. Иными словами, ребята учатся правильно строить разговор (к примеру, давать возможность высказаться товарищу), привыкают к режиму дня (например, переодевание по приходу в сад, расставание с родителем, игры, подготовка к завтраку и т. д.).
  • Нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию. Например, видя, что товарищ расстроен, малыш ищет способ его отвлечь, дав любимую игрушку или пригласив вместе поиграть с кубиками.
  • Работает над развитием навыков культурного общения. Малыши, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п. Постепенно дети приучаются так же вести себя со взрослыми: воспитательницей, нянечкой.
  • Обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения. Например, если обсуждается поступок героев прочитанной накануне сказки или увиденного мультфильма.
    Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
    • Учиться делать выбор и принимать решения (я хочу рисовать, играть).
    • Учить ставить цель (я буду строить дом).
    • Учиться говорить предложениями.
    • Учиться различать и называть признаки предметов (цвет, форма, величина, пространственное положение).
    • Учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми).
    • Инициировать разговор, включаться в него и поддерживать общение (давай вместе…, я хочу сказать…, я думаю, что…).
    • Обращаться к источнику получения знаний (я узнал это из книги, из телепередачи).
    • Заявлять о своих представлениях, знаниях (я знаю, что белые медведи…).
    • Принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации (я играю в доктора, я…).
    • Управлять своим поведением и способами общения (я понимаю, что мама устала, буду играть тихо).
    • Сравнивать предметы (камешков 5, а шишек 3; река широкая, а ручеёк узкий).
    • Анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков (если я сделаю так, то…).
    • Разрешать конфликтные ситуации (попросить, сказать о том, что не нравится…).
    • Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании.
    • Установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога).
    Цит. по: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-utrenniy-sbor-1415994.html

    Сбор группы обычно носит обобщённый характер, то есть не привязан к конкретной теме. Однако ряд приёмов (например, на этапе игры) может быть объединён общей сюжетной линией с другими занятиями в группе. Поэтому рекомендуется составлять календарный план проведения утренних сборов, группируя приёмы по темам.

    Тема конкретного утреннего сбора должна прослеживаться на всех этапах работы, в том числе и в процессе игры

    Тематика утренних кругов может быть понедельной.

    Автор Фатиева И., воспитатель МБДОУ комбинированного вида №1, п. Шушенское, Красноярский край.
    Тема Структура утреннего сбора
    Вкусные дары осени Позывной «Дудочка».
    • Громко дудочка поёт,
      Ребятишек в круг зовёт.
    • Здравствуй, небо голубое (Смотрят вверх),
      Здравствуй, солнышко родное (Руки вверх),
      Здравствуй, матушка Земля (Кланяются),
      Здравствуй, ты (Пожимают друг другу руки),
      И здравствуй, я (Руки к груди)!

    По окончании текста с движениями дети, взявшись за руки, произносят слова:

    • Мы рады, что пришли в детский сад,
      Всем, всем, всем доброго дня!

    Игра-тренинг.
    В.: Дети, представьте себе, что мы овощи на грядке (помидоры, огурцы и пр.). Давно не было дождя, и овощи завяли: сначала опустились головки, потом — листики, а потом согнулся весь стебелёк до земли. (Дети на счёт 1 опускают голову, 2 — роняют руки вдоль туловища, 3 — приседают на корточки).
    Вдруг закапал дождик, и овощи начали оживать. (Дети повторяют упражнение в обратном порядке).
    Беседа по аналогии «трёх вопросов» (мне бы хотелось узнать «кто садит овощи», «как ухаживать за овощами», «какие мама делает заготовки»).
    (Ребята высказываются по очереди, передавая атрибут недели друг другу — осенний листочек).

    • Какое сейчас время года сейчас?
    • Что поспевает на грядках осенью?
    • Какие вы знаете овощи?
    • Какие овощи вы любите?
    • Что мама делает из овощей?

    Дидактическая игра «Посадим овощи на грядку».
    Используются наборное полотно и тематические картинки. Дети называют овощ и «сажают» его на «грядку».
    Дидактическая игра «Раздели по корзинкам овощи и фрукты».
    Цель: Классификация.
    Пальчиковая гимнастика «У Зиночки в корзиночке».

    • У девчушки Зиночки
      Овощи в корзиночке:
      Вот пузатый кабачок
      Положила на бочок,
      Перец и морковку
      Уложила ловко,
      Помидор и огурец.
      Наша Зина молодец!
      (Дети делают ладошки «корзинкой». Сгибают пальчики, начиная с большого. Показывают большой палец).

    Игра на воображение с опорой на комментарий.
    В.: Тёплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
    (Дети приседают на корточки, голову и руки опускают; поднимают голову, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны — цветок расцвёл; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены).
    Работа с календарём (число, месяц, день недели).
    Презентация воспитателем организации дня.

    Грузовик привёз игрушки Позывной «Погремушка».
    • Динь-дон, дили-дили, погремушки нам купили.
      У Марины, у Танюшки и у Вовы погремушки,
      И звенит со всех сторон: дили-дили-дили-дон.
    • В группе нашей каждый день
      Делаем зарядку,
      Выполняем упражненья
      Строго по порядку:
      Все присели,
      Дружно встали,
      Повертели головой,
      Потянулись, повернулись
      И друг другу улыбнулись!

    Игра-тренинг.
    В.: Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня Кате, Серёже, Саше, … (перечисляет всех детей, напоминает о добрых делах, которые они сделали накануне). А что вы можете пожелать мне?
    Загадки об игрушках.
    Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке».
    Цель: совершенствовать лексико-грамматическую структуру речи.
    Дети на ощупь отгадывают, какую игрушку они достают и говорят, как с ней можно играть.
    Интервью «Моя любимая игрушка».
    Пальчиковая гимнастика.

    • Я с игрушками играю (Руки перед собой, сжимают-разжимают пальцы обеих рук):
      Мячик я тебе бросаю (Протягивают руки вперёд — «бросают мяч»).
      Пирамидку собираю (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладут друг на друга несколько раз).
      Грузовик везде катаю (Двигают перед собой слегка раскрытой кистью правой руки — «катают машинку).

    Подвижная игра «Найди домик игрушки».
    Цель: закрепить умение убирать игрушки на место.
    Дети закрывают глаза, воспитатель расставляет на полу разные игрушки, малыши по сигналу разносят игрушки по местам.
    Работа с календарём (число, месяц, день недели).
    Презентация воспитателем организации дня.

    Дом, в котором мы живём Позывной «Картинка — дом».
    • Вот какой красивый дом,
      В этом доме мы живём.
      Раз, два, три, четыре —
      В новой мы живём квартире!
    • Встань, как только солнце встанет (Руки вверх),
      И тихонечко к окошку руку луч к тебе протянет (Руки вперёд).
      Ты подставь скорей ладошку (Подставляют ладошки солнышку),
      Пусть тебя увидит мама и одетым, и обутым (Проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви),
      Пусть твой день весёлым, звонким будет (Широко разводят руки в стороны).

    Пальчиковая гимнастика «Дом».

    • Дом стоит (Складывают ладони «домиком» над головой),
      На дверях замок висит (Смыкают ладони в «замок»).
      За дверями стол стоит (Накрывают правой ладонью кулачок левой руки),
      Вокруг дома частокол (Руки перед собой, пальцы растопырить).
      «Тук-тук-тук!» — дверь открой (Стучат кулачком по ладони),
      «Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх).

    Интервью «Какой дом у тебя».

    • Для чего человеку нужен дом?
    • Как вы помогаете маме и бабушке поддерживать порядок в доме?
    • Кто убирает твои игрушки?
    • Кто живёт дома вместе с тобой? (С кем ты живёшь?).
    • Какие добрые слова ты говоришь своим близким?
    • Как ты заботишься о маме, папе, бабушке, дедушке?

    Дидактическая игра «Помоги Кате навести порядок» (разложить предметы по назначению: посуду на стол, игрушки на полку, одежду в шкаф).
    Цель: группирование предметов по назначению.
    Подвижная игра «Ищи свой дом».
    Дети располагаются в «домике» (на гимнастических скамейках или стульчиках). Воспитатель предлагает им пойти на лужок — цветочками полюбоваться, на бабочек посмотреть. На сигнал «Быстро в домик, дождь пошёл» малыши бегут занимать место в «домике» (любое место).
    Работа с календарём (число, месяц, день недели).
    Презентация воспитателем организации дня…>

    Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/-kartoteka-utrenego-sbora-vo-2-mladshei-grupe.html
Читайте также:  Анализы на выявление гельминтов у детей
№ недели Тема недели Структура утреннего сбора
1 Лето
  1. Позывные для утреннего сбора — звон колокольчика.
  2. Организация круга. Дети сидят на именных подушках.
  3. Приветствие.
    В.: Доброе утро, (имя ребёнка)! Я рада, что ты сегодня с нами.
  4. Новости.
    В.: Как называются летние месяцы? Сколько дней в июне, июле, августе? Каждый летний месяц, как и все месяцы года, имеют свои названия в народном календаре. Напомню, что народный календарь — это закреплённый по месяцам годовой круг обычаев и обрядов, примет, природных явлений.
    Июнь — первый месяц лета. Получил название разноцвет, так как в июне цветут луговые и полевые растения.
    Июль — самый жаркий месяц лета. Его старинное название — липец, так как в это время цветёт липа. Даже примета такая есть: «Зацвела липа — началась самая жаркая пора в году». Все деревья уже отцвели, а липы только собираются. Потому называют липу «царицей лета». Не спеша нянчит липа каждый свой цветочек. И неспроста: пока всё вокруг цвело, пчёлы заняты были. А теперь пчёлы посвободнее, всё внимание липе уделяют. Нектар в липовых цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчёлы так стараются его собрать, что даже ночью летают. А какой мёд получается! Липовый мёд считается одним из самых лучших и полезных. Было время, когда на Руси не знали сахара, а если хотели полакомиться сладеньким, ели фрукты и мёд. Пили липовый чай с липовым мёдом. А как полезен липовый мёд! Лучше многих лекарств лечит он простуды.
    Август — последний месяц лета. Поворот на осень в народе называли зарничником, так как частыми становятся яркие холодные зори. (Демонстрация иллюстраций к каждому месяцу).
  5. Обмен информацией.
    В.: Какое у нас сейчас время года? Какой сейчас месяц? Какая погода? Скажите, какие приметы лета вы знаете?
  6. Динамическая пауза.
  7. Проблемные ситуации.
    В.: Как вы думаете, как можно объяснить такие поговорки и пословицы: «Летом заря с зарёй встречаются». (Большой световой день). «В июне солнце высоко, а с утра до вечера далеко».
  8. Игры по теме. Подвижная игра «Косари».
    Выбираются трое водящих — косари, остальные играющие — цветы. Каждый играющий ребёнок получает цветную ленту, обозначающую цветок: жёлтая лента — одуванчик, белая лента — ромашка, синяя — василёк. Ленты закрепляются у детей сзади на поясе. Водящие заранее договариваются, кто какой цветок будет срывать. Играющие произносят текст и имитируют движение: цветы, стоя на месте, раскачиваются, двигают руками-листочками, растут. Косари делают энергичные движения руками в сторону — вперёд и ходят между цветами по полю.
  9. Предоставление права выбора центра активности.
2 Овощи, фрукты
  1. Позывные для утреннего сбора — звон колокольчика.
  2. Организация круга. Дети сидят на именных подушках.
  3. Приветствие от имени овощей и фруктов «Привет! Малинка…».
  4. Новости.
    В.: В овощах и других полезных продуктах содержится большое количество витаминов, и каждый витамин имеет своё имя и большое значение для организма.
    • витамин А очень важен для зрения;
    • витамин В помогает хорошей работе сердца;
    • витамин Д делает наши руки и ноги крепкими;
    • витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым. (Воспитатель вывешивает картинки).
      Но в сырых овощах больше всего витаминов.
  5. Обмен информацией.
    В.: Посмотрите в корзинку. На какие две группы можно разделить то, что в ней лежит? (Овощи и фрукты). Что мы называем овощами? Какие овощи вы знаете? Что мы называем фруктами? Какие фрукты вам известны? Назови свой любимый фрукт. А ты знаешь, где он растёт — на веточке дерева. Почему овощи и фрукты полезные? Что такое витамины? Витамины — это полезные вещества, которые нужны нам для укрепления здоровья.
  6. Динамическая пауза. Физкультминутка.
    • Пейте все томатный сок (Ходят на месте),
      Кушайте морковку (Руки к плечам, руки вверх).
      Все ребята будете (Руки на пояс, наклоны в сторону)
      Крепкими и ловкими (Руки на пояс, приседания).
      Грипп, ангину, скарлатину (Руки на пояс, прыжки) —
      Всё прогонят витамины (Ходьба на месте).
  7. Проблемные ситуации.
    • Какие названия витаминов вы знаете?
    • В каких продуктах много витаминов А, В, С?
    • Для чего нужны эти витамины?
    • Как вы думаете, перед употреблением в сыром виде овощи и фрукты нужно мыть? Почему?
  8. Дидактические игры по теме:
    • «Соберём урожай»,
    • «Наш огород»,
    • «Во саду ли, в огороде».
  9. Предоставление права выбора центра активности…>
29 Космос
  1. Позывные для утреннего сбора. Речёвка:
    • Вот собрался наш кружок,
      Улыбнись скорей, дружок.
      Рука другу, рука другу,
      Передаём тепло по кругу.
  2. Организация круга. Дети сидят на именных подушках.
  3. Приветствие: передача флажка.
  4. Новости.
    В.: Ребята, часто, когда мы выходим вечером на улицу, мы поднимаем наши глаза вверх и пытаемся рассмотреть, что там, в космосе. Космический мир очень широк и разнообразен. Иногда мы можем вечером рассмотреть на небе множество для нас кажущихся маленьких звёзд. На самом же деле, звёзды — это огромнейшие небесные светила, похожие на Солнце, и вокруг них есть свои планеты. А кто знает, на какой планете живём мы с вами? (Земля). Земля вращается вокруг огромнейшего огненного шара — Солнце. Вокруг этого шара вращаются и другие планеты: Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Меркурий, Марс, Венера.
  5. Обмен информацией.
    Календарь: сегодня 12 апреля — день космоса, какой сегодня день недели? Повторить весенние месяцы.
  6. Динамическая пауза. Физкультминутка.
    • Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
      Быть здоровым, не лениться, в школе хорошо учиться.
      И зарядку каждый день будем делать — нам не лень!
      Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,
      Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
      А потом всё тише, тише походить — и сесть опять.
  7. Проблемные ситуации.
    Стихотворение Я. Аким «Земля».
    • Есть одна планета-сад
      В этом космосе холодном.
      Только здесь леса шумят,
      Птиц скликая перелётных.
      Лишь на ней одной цветут
      Ландыши в траве зелёной,
      И стрекозы только тут
      В речку смотрят удивлённо…
      Береги свою планету —
      Ведь другой, похожей, нету!
    • В.: Почему надо беречь нашу планету — Земля?
  8. Игры по теме.
    Упражнение «Четвёртый лишний»
    • Солнце, сон, солнечный, солнышко.
    • Космос, косматый, космонавт, космический.
    • Планета, план, планетный, планетарий.
  9. Предоставление права выбора центра активности.

Однообразие порождает апатию, что совершенно неприемлемо по отношению к детям, тем более дошкольникам. Поэтому педагогу необходимо постоянно пополнять свою методическую копилку новыми и содержательными приёмами проведения утреннего сбора. Некоторые из них малышам нравятся больше, другие — меньше. Так появляются традиции утреннего круга. Но чтобы подобрать действенные методические приёмы проведения утреннего сбора, нужно представлять, из каких этапов он состоит.

  1. Приветствие (1–3 минуты).
  2. Игра (2–5 минут).
  3. Обмен новостями (2–10 минут).
  4. Составление плана дня (5–12 минут).

Иногда даже простая игрушка при проведении привычных видов работы вносит необходимую новизну в традиционный утренний круг

Альтернативной формой могут быть пожелания (например, ребята не просто здороваются, но и желают, каким должен быть день у собравшихся), комплименты (после приветствия малыш говорит 2–3 комплимента товарищам).

Относительно комплиментов как приёма проведения первого этапа утреннего сбора у методистов нет однозначного мнения: одни отстаивают пользу такого задания (дети расширяют словарный запас, учатся быть вежливыми и предупредительными), другие настаивают на том, что много комплиментов малыши не подберут, то есть некоторые дети останутся без внимания. Значит, обида от всех негативных составляющих (расставания с домом, ранний подъём в детский сад и пр.) усилится.

Одной из традиций является начало утреннего сбора в форме позывных. Для оповещения можно выбрать:

  • музыку (примеры песенок можно посмотреть здесь);
  • звуки колокольчика (этот позывной хорошо подходит для детей старшего возраста, так как приучает их воспринимать школьный звонок как сигнал концентрации внимания на работе);
  • речёвку (может сочетаться с движениями; периодически рифмовки нужно обновлять).

Соединение рук под речёвку настраивает ребят на совместное дружное времяпрепровождение

Многие методисты считают, что сама по себе речёвка в качестве позывного малоэффективна, так как настраивает на работу только тогда, когда произносится очень громко, хором, что осуществить очень сложно, ведь дети ещё не настроены на совместную деятельность. Поэтому этот приём рекомендуется сочетать с музыкой или звоном колокольчика.

Автор Медовикова Ж. А., воспитатель МДОУ детский сад №113, г. Рыбинск, Ярославская область.
Текст речёвок
  • Давай с тобой обнимемся,
    И над землёй поднимемся,
    Тепло сердец соединим
    И станем солнышком одним!
  • С добрым утром! С новым днём!
    С новым солнцем за окном!
    Утро доброе встречай!
    День хороший начинай!
  • Дружба крепкая у нас, ею мы гордимся!
    Вместе учимся, играем, вместе отдыхаем!
    Ну, а если у кого-то приключится вдруг беда,
    Огорчаться нет причины, мы поможем всем всегда!
    Если радость у кого-то, вместе радуемся мы!
    Потому что в нашей группе все заботливы, дружны!
  • Здравствуй, солнце золотое!
    Здравствуй, небо голубое!
    Здравствуй, вольный ветерок!
    Здравствуй, маленький дубок!
    Мы живём в одном краю –
    Всех я вас приветствую!
    Здравствуй, солнце!
    Здравствуй, небо!
    Здравствуй, вся моя Земля!
    Мы проснулись очень рано
    И приветствуем тебя!
Цит. по: http://vospitateljam.ru/kartoteka-utrennix-privetstvij/

Ребята выбирают игры из предложенного списка или организуют их самостоятельно. При наличии условий в это время дети слушают музыку и, возможно, поют.

Дошкольник будет стараться любой вид деятельности свести к игре, поскольку именно в ней он приобретает необходимые навыки и умения.

Забавы в младших и средней группах могут быть:

    пальчиковыми (например, «Домик», «Кошки-мышки» и др.);

Пальчиковые игры с миниатюрными героями очень нравятся детям

В старших группах игра может проводиться в форме тренингов на разные темы. К примеру, можно обсуждать перспективу предстоящего дня при плохом настроении и при хорошем. Большинство игр утреннего круга для детей старшего дошкольного возраста носят характер психогимнастики, то есть метода социализации ребят посредством эмоциональных реакций зачастую даже при отсутствии речевого сопровождения.

Психологические особенности возраста таковы, что младшие ребята предпочитают на этом этапе взаимодействие с игрушками, в то время как старшие стремятся к организации игр в мини-группах, парах.

Возраст Название Цели Содержание
Младший дошкольный «Снежный ком» Тренировка памяти, речи. Воспитатель первым называет своё имя (или любое слово). Каждый последующий участник игры повторяет его и называет своё. Последний ребёнок повторяет имена (слова) в порядке их представления и называет своё имя (слово).
«Да, нет» Формирование умения работать коллективно, развитие быстроты реакции и внимания. Педагог задаёт вопросы: «Вы хорошие дети? Это вы разбили окно?» и т. д. Ребята должны ответить хором и правильно.
Средний, старший «Послушай тишину» Развитие речи, воображения, умения сосредотачиваться на поставленной задаче. Воспитатель предлагаем детям 1–2 минуты посидеть в тишине. За это время они должны попытаться услышать как можно больше звуков и затем рассказать о них. Например: «Я слышал, как чирикает воробей», «Я услышал, как шумят машины».
Старший «Нос, нос, рот» Тренировка координировать действия со словами, слушать и слышать инструкции, развитие быстроты реакции. Ведущий говорит: «Нос, нос, нос, нос, рот». При первых словах он касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до другой части головы. Сидящие около воспитателя дети должны делать всё не так, как они слышат, но так, как они видят, то есть так, как делает ведущий.
«Покажи своё настроение» Развитие речи, эмоциональной сферы детей, артистических способностей. Эту игру можно проводить по-разному. Например, предложить одним детям показать мимикой и жестами, какое у них сейчас настроение, а другим — разгадать его. Вариант: дать одному ребёнку картинку с нарисованным «настроением», он пытается воспроизвести его на своём лице, а остальные отгадывают, какое же настроение он изображает.
Читайте также:  Анализы на выявление паразитов у детей

Если тема позволяет, то весь сбор может быть объединён общей сюжетной линией игровой ситуации.

Это интересно. Танграм — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).

Определение понятия

https://ru.wikipedia.org/wiki/Танграм

Тема Суть игровой ситуации
День улыбок Этот день в группе начинается с рисования улыбок:
  • маминой помадой на стекле,
  • красками на воздушных шариках, бумажных тарелках и стаканчиках.

В центрах активности детям предлагается найти самую удивительную улыбку (для этого понадобятся фотографии улыбающихся людей, животных, фотоаппарат для фотосессии, зеркала для практики). В центре музыки самостоятельно или вместе с музыкальным руководителем можно послушать аудиозапись песенки или разучить её. В центре театрализации/книги — устроить весёлое представление. В центре игры — организовать любимые игры под музыку.

День переучёта Пришёл день, когда нужно пересчитать всё, что есть в групповой комнате:
  • игрушки,
  • шарики в бассейне,
  • фломастеры в коробках.

Во время группового сбора эта работа будет спланирована и распределена между участниками. В конце дня самым усердным счетоводам выдаются дипломы.

День, когда всё наоборот Детям предлагается потрудиться над путаницами, а также:
  • послушать «Путаницу» К. Чуковского в аудиозаписи или живом чтении;
  • распутать «самую запутанную путаницу» (для этого используются любые основы с отверстиями, шнурки, тесьма или ленты);
  • запутать её снова, чтобы было что распутывать другим детям.

Во время группового сбора воспитатели могут предложить игры с клубками, словесные игры-перевёртыши, а в центрах активности детей будут ждать лабиринты, танграмы, задания на сообразительность.

Цит. по: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-utrenniy-sbor-1415994.html

Обычно это самый любимый этап у малышей. Дети озвучивают и обсуждают (в старших группах) всё новое, что они услышали и увидели накануне. Как правило, обмен фактами происходит в форме монолога ребёнка — реакции на вопрос взрослого.

Малыши обычно с удовольствием делятся своими новостями-впечатлениями, так что к организации этого этапа нужно отнестись со всей серьёзностью

Для детей первой младшей группы (а иногда и второй) уместно проводить обмен новостями в вопросно-ответной форме, то есть в виде интервью, где ответные реплики малышей, которые только учатся говорить, будут короткими. Примеры вопросов:

  • Что за погода на улице?
  • Какое сейчас время года?
  • Какой месяц, день недели, число?
  • Сколько дней осталось до ближайшего праздника? Что это будет за мероприятие?
  • Кого вы встретили, подходя к садику? Предполагается, что ответом на вопрос будет: «Дворника».
  • Кто сегодня из ребят нашей группы не пришёл в садик?
  • Сколько сегодня девочек/мальчиков в группе?

На этом этапе в средней и старших группах от педагога требуется особое внимание к организации обмена новостями, так как поделиться «тем, что ещё никто, кроме меня, не знает» захотят все малыши. Для решения этой непростой задачи воспитатель может предложить ребятам самим решить, сколько человек и кого именно сегодня они будут слушать, или оговорить, что свои новости рассказывают в этот день только девочки/мальчики и т. д. В целом этот этап позволяет:

  • отрабатывать умение вести диалог, обсуждение;
  • обогатить и активизировать свой словарь;
  • формировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Обмен новостями может быть организован в форме телефонного разговора двух подружек или друзей

Это интересно. Педагог должен следить за тем, чтобы раз в неделю каждый из ребят смог рассказать свои новости.

Подача новостей происходит в соответствии с правилами четырёх «не»:

  • не регламентируем (нельзя требовать от малышей только по одному длинному или по два коротких сообщения);
  • не отбираем (принцип «только хорошая информация» не подходит);
  • не вытягиваем (фразы «а почему ты молчишь?» или «мы ещё не слышали новости Пети, Димы» недопустимы);
  • не запрещаем (запретных тем нет).

Для малышей этот структурный элемент очень важен, он приучает к дисциплине. Обычно воспитатель озвучивает перечень занятий до обеда и после дневного сна, разъясняет, если необходимо, какие-то непривычные элементы, например, знакомство с классической музыкой в исполнении приглашённых артистов филармонии и пр.

Старшие дошкольники могут сами озвучивать все предстоящие виды деятельности. Воспитатель лишь корректирует последовательность и добавляет мероприятия, которые не являются обыденными для ребят. К примеру, выездной показ кукольного спектакля местного театра, встреча с интересным гостем и пр.

На этом этапе можно использовать такой приём, как презентация. Он особенно актуален, если перед педагогом стоит задача расширить информационное поле текущей темы. К примеру, при рассмотрении темы «Семья» в подготовительной группе в процессе планирования предстоящего дня каждый ребёнок демонстрирует родословное древо, рассказывает о своей семье.

Если этап составления плана на день включает проектную деятельность, то можно немного сократить этап обмена новостями

Ряд методистов советует на этапе планирования предлагать детям самим определить, чем они будут заниматься: рисовать, играть или слушать сказку, то есть выбрать центр активности. Обычно для такой «самодеятельности» выделяется 10–15 минут после дневного сна и полдника. Этот приём практикует малышей в принятии ответственных решений.

Итак, утренний сбор состоит из 4 этапов, на которые отводится до получаса (в младших группах — до 15 минут, в средней — до 20, в старших — до 30). Каждый временной отрезок требует использования характерных приёмов. Наглядность (картинки, слайды, игрушки) — эффективный способ заинтересовать малышей в работе, направленной на реализацию поставленных задач.

Сравнивая подходы к организации и проведению утреннего сбора, можно сделать следующие выводы:

  • в младших группах новости вписаны в этап планирования деятельности;
  • в работе с младшими дошкольниками большую часть утреннего круга озвучивает воспитатель, а дети повторяют за ним (такая форма работы связана с тем, что в возрасте 2–3 лет многие дети ещё не вполне понятно говорят и формулируют свои мысли);
Автор Группа Содержание сбора
Павлова О., воспитатель МБДОУ «Детский сад №7 «Дельфин», г. Троицк, Челябинская область. Первая младшая
  1. Приветствие. (Дети сидят на паласе).
    Кто-то у нас в уголочке маленький сидит и тихонечко пищит. (Мышка).
    (Дети прислушиваются и отгадывают).
  2. Игра с мышонком.
    Маленький мышонок потерялся.
    Надо маму отыскать и скорей её позвать.
    (Дети на картинках с изображением животных ищут мышку).
  3. Знакомство.
    Маму — мышку мы нашли,
    Мышонок успокоился.
    Пора и познакомиться.
    (Дети называют мышонку свои имена).
  4. Игра с заводной мышкой.
    Мышка с вами познакомилась,
    А теперь хочет играть,
    От вас быстро убегать.
    (Дети догоняют заводную мышку).
  5. Игра с цветными картинками «Найди домик для мышат».
    Цветные мышки по поляне побежали
    И свои норки потеряли.
    (Дети ставят мышек в домики по цвету).
  6. Конструирование «Дом для мышонка».
    В поле у мышонка есть норка. А в нашей группе ему негде жить. Давайте построим ему домик.
    (Дети строят мышонку домик из конструктора).
  7. Подвижная игра «Кошки-мышки».
    Мышонок любит не только с мышатами играть, но и от кошки убегать.
    (Дети бегают по паласу. При слове «кошка» бегут прятаться в «домик»).
  8. Игра «Покажи свой стульчик».
    Мышонок устал играть,
    Он хочет отдыхать.
    Кто хочет мышонку свой стул показать?
    (Дети находят свои стульчики по картинкам и показывают мышонку).
  9. Словесная игра: «Во что мы поиграем».
    Мышонок хочет узнать,
    Во что будем мы играть.
    (Дети по очереди показывают и рассказывают, во что они будут играть самостоятельно).
    Мышонок на свободном стульчике посидит и на вас поглядит.
    Хватит нашим игрушкам скучать. Идите, ребята, скорее играть.
    (Дети расходятся по группе играть).
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-utrenego-grupovogo-sbora-v-pervoi-mladshei-grupe-myshata.html
Ковернева Н., воспитатель дошкольного мини-центра КГУ «Средняя школа №9», г. Петропавловск, Казахстан. Вторая младшая
  1. Приветствие.
    Я проснусь, затороплюсь, быстро в садик соберусь,
    В группе книжки и игрушки и любимые подружки.
  2. Игра «Улыбка».
    Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
  3. Пальчиковая гимнастика.
    Мой Мизинчик, где ты был?
    С Безымянным щи варил,
    А со Средним кашу ел, с Указательным запел.
    А Большой меня встречал и конфетой угощал.
  4. Обсуждение: Как называется наша группа? Для чего нам спальня? Раздевалка? Туалетная? Игровая? Что мы делаем в этих комнатах? Что есть в спальне и т. д.?
  5. Показ картины «В детском саду».
    Кого вы видите на картине? Как вы думаете, это спальня? Как называется эта комната?
Цит. по: https://multiurok.ru/files/utriennii-krugh-dlia-2-mladshiei-ghruppy.html
Зарубина Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад №31», г. Ачинск, Красноярский край. Средняя
  1. Звенит колокольчик.
    Раз, два, три, четыре, пять — становитесь в круг играть.
    Ребята, вот и настал новый день. Пришло время утреннего сбора. Я рада всех вас видеть.
  2. Речёвка.
    Слева друг и справа друг,
    Очень дружный общий круг.
    Крепче за руки держитесь,
    И друг другу улыбнитесь!
    Я предлагаю спеть песенку «Доброе утро»!
    (Поют песенку «Доброе утро» с элементами самомассажа).
  3. Приветствие.
    А теперь, ребята, давайте поприветствуем друг друга (стоя в кругу, дети приветствуют друг друга разными способами).
  4. Коммуникативная игра «Я человек».
    Играющие стоят парами лицом друг к другу.
    Я человек, и ты человек.
    У меня нос, и у тебя нос.
    У меня щёчки аленькие, и у тебя щёчки аленькие.
    У меня губки сладенькие, и у тебя губки сладенькие.
    Мы с тобой друзья, мы любим друг друга.
    (Дети выполняют движения по тексту, дотрагиваясь до своего лица, а затем до лица партнёра, в конце пожимают руки и обнимаются).
    Ребята, садитесь на ковёр, как вам удобно.
  5. Обмен информацией.
    Ребята, давайте посчитаем, сколько мальчиков и девочек сегодня присутствуют. Мальчиков мы обозначим синими машинками, а девочек — красными. (Выкладывают на доске синие и красные машинки).
    Кого сегодня больше? Меньше? А кого сегодня нет с нами? А как вы думаете, почему эти малыши не пришли в детский сад. Как мы сможем узнать, что с ними? (Ответы детей).
    Ребята, сегодня второй день недели. Как он называется? А какой день недели был вчера? А какой день недели будет завтра? Какое у нас сейчас время года? Назовите мне приметы осени.
  6. Новости.
    А теперь пришло время поделиться новостями. Что интересного у вас произошло? (Новостями делятся сегодня девочки).
  7. Ребята, я хочу напомнить вам, что тема нашей недели «Транспорт нашего города». Я предлагаю поиграть в игру «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем». Но так как тема наша посвящена транспорту, то все движения, которые мы будем показывать, должны быть связаны с транспортом. Согласны? (С помощью считалки выбирают водящего и показывают различные движения: едут на машине, летят на самолёте, путешествуют на поезде и т. д.)…>
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-utrenego-grupovogo-sbora-v-srednei-grupe.html
Чекоева С., музыкальный руководитель МКДОУ №10, г. Беслан, Республика Северная Осетия. Старшая (Под музыку Г. Савельева «Большой хоровод» дети вместе с воспитателем садятся по кругу на подушечки).
Приветствие.
В.: Давайте поприветствуем друг друга.
  • Я люблю свой детский сад,
    В нём полным-полно ребят,
    Может, сто, а может, двести,
    Хорошо, когда мы вместе!
    Все на месте?
    Все ли тут?
    Повернулись, оглянулись,
    И друг другу улыбнулись…>

В.: Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями? (Высказывания детей). Ребята, вспомните, над какой темой мы с вами работали прошлую неделю? («Мой Беслан»). А что вам больше всего понравилось делать по этой теме? Что запомнилось? (Высказывания детей).

Мешкова М., воспитатель МДОУ №4 «Звёздочка», п. Шушенское, Красноярский край. Подготовительная В.: Ребята, настал новый день. Пришло время утреннего сбора. Я рада всех сегодня видеть. Давайте потрём свои ладошки, почувствуем тепло своих рук, передадим его своим товарищам. (Воспитатель показывает своими действиями, как можно передать своё тепло. После этого дети повторяют действия педагога).
Ребята, у меня сегодня радостное настроение, и мне очень интересно узнать, с каким настроением вы пришли в детский сад. (Дети берут свою фотографию и помещают её в выбранный кармашек на стенде «Уголок настроения»).
Ребята, сегодня у всех радостное настроение, и чтобы оно не исчезло, предлагаю поиграть в любую игру. (Дети предложили несколько игр и выбрали игру «Руки-ноги»).
Давайте вспомним правила игры. Один хлопок — команда рукам. Их нужно поднять или опустить. Два хлопка — команда ногам. Нужно встать или сесть.
Ребята, у нас есть красивая «Звезда недели». Давайте подумаем, чью фотографию мы поместим в кармашек. Но сначала давайте вспомним правила:
  • себя предлагать не надо;
  • обязательно нужно объяснить свой выбор;
  • выбирать «Звезду недели» нужно от души и сердца, без получения выгоды.

Дети делают и объясняют свой выбор. Помещают фотографию ребёнка в кармашек стенда «Звезда недели».
В.: Ребята, мы не виделись с вами целый день. За это время произошло много интересных событий. Вчера я увидела маленького котёнка. Он так громко мяукал, наверное, потому что был голодный. Я угостила его колбаской. А какие новости есть у вас? Кто хочет рассказать о своих событиях? Давайте сначала расскажут новости девочки, у которых имя начинается на звук «Л». (Дети делятся своими новостями).
Воспитатель: Ребята, наш утренний сбор завершился. Я надеюсь, что мы весело провели время!

Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-utrenego-sbora-v-podgotovitelnoi-grupe.html

Утренний сбор — важный режимный момент, объединяющий малышей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному контакту педагога со всеми воспитанниками группы, а также с родителями, которые могут оценить эффективность группового сбора по тому, с какой охотой малыш идёт в детский сад. Таким образом, правильная методически грамотная организация утреннего круга помогает зарядить и детей, и взрослых позитивным отношением к жизни.

источник