Меню Рубрики

Отцы и дети кирсанов анализ

В своем произведении «Отцы и дети» И.С. Тургенев показал по большей части не конфликт поколений, а противодействие либералов и демократов. Каждое из этих течений стремилось улучшить общество. Базаров и Кирсанов, спор которых проходит через весь роман, олицетворяют собой эти два направления. Автор очень наглядно отображает противостояние представителей двух разных культур.

Сам Тургенев о романе «Отцы и дети» говорит, что он направлен против представителей дворянства, аристократии.

Базаров и Кирсанов, спор которых разворачивается на страницах произведения – персонажи с отличными друг от друга взглядами. Это люди разного происхождения.

Основная причина противостояния двух героев – полная противоположность суждений по всем жизненно важным вопросам: нравственным, политическим, духовным.

Для того чтобы подчеркнуть противоположность своих героев, автор использует приемы, которые показывают их совершенное отличие друг от друга. Он добивается этого за счет описания внешнего облика персонажей, манеры одеваться, особенностей поведения. Мы легко можем представить себе Базарова: порывистого, резкого, быстрого, грубоватого, с красными руками, одетого в балахон. Он всегда говорит то, что думает.

Павел Петрович, напротив, изящен, строен, «породист». Жесты Кирсанова полны благородства, речь грамотна и образна. Руки его красивые, с розовыми ногтями.

Одним описанием внешности и манеры поведения писатель готовит нас к тому, что споры Базарова и Павла Кирсанова непременно будут иметь место.

Итак, отношение двух героев к разным моментам жизни принципиально отличны друг от друга.

Базаров и Кирсанов, споры которых составляют существенную часть романа, безусловно, по-разному относятся к дворянству.

Павел Петрович определяет аристократию как главную силу, способствующую развитию общества. В качестве действий, способствующих преобразованию жизни, Кирсанов выбирает либеральные реформы.

Евгений Базаров видит неспособность аристократии к активной деятельности. В его глазах дворяне не могут принести никакой пользы для общественного развития.

Спор между Базаровым и Кирсановым, безусловно, затрагивает тему нигилизма. Герои по-разному видят его роль в жизни общества. Для Павла Петровича нигилисты – это беспринципные нахалы и циники, которые не уважают общественные нормы и ценности. Базаров – настоящий нигилист. Для него важно только то, что приносит пользу, он считает необходимыми революционные преобразования. Никаких принципов для Евгения не существует.

Базаров и Кирсанов, споры которых пронизывают весь роман, по-разному воспринимают положение народа в обществе.

Павел Петрович, который не представляет того, как живет простой крестьянин, умиляется его патриархальности. Базаров находит народ невежественным, плохо осведомленным о собственных правах. Для Кирсанова жизнь крестьян, протекающая по тем же порядкам, что были установлены их далекими предками, совершенно естественна и правильна. Базаров видит темноту и невежество простого народа.

Такое разное мнение о жизни крестьян у героев сложилось неспроста. Евгений по своему происхождению – разночинец, труженик, он хорошо понимает простой народ. Павел Петрович – выходец из дворянской семьи, совершенно далекий от крестьянской жизни. Народную веру, которой так восхищается Кирсанов, Базаров определяет как суеверие.

Невозможность героев найти компромисс, постоянные противоречия привели к тому, что между ними состоялась дуэль.

Базаров и Кирсанов, споры которых не обходят стороной даже искусство, определяют его место в человеческой жизни по-разному. Базаров не видит смысла в чтении художественной литературы, природа для него — ресурс. Кирсанов, напротив, ценит искусство, природу воспринимает как его своеобразную составляющую.

Базаров и Кирсанов, споры которых являются неотъемлемой частью бессмертного произведения Тургенева, имеют определенную природу. Евгений считает Павла Петровича никчемным человеком, ведущим бесполезную жизнь. Честолюбие Кирсанова задето таким отношением, ведь он всегда считал себя благородным, деятельным человеком. За это Павел Петрович ненавидит Базарова. Скорее всего, именно благодаря этому сильному чувству герои спорят на протяжении всего произведения. Именно осознание бессмысленности собственного существования заставляет Кирсанова вступать в диалог с Евгением.

Споры между Базаровым и Кирсановым велись по самым различным вопросам, они касались и воспитания, и общественного долга, и религии. Базаров – противник отживших устоев и культуры. Он выступает за уничтожение прежних идеалов, за активные революционные действия. Кирсанов придерживается давно усвоенных им «принсипов».

Эти два героя совершенно противоположны друг другу. При отстаивании своих идей они впадают в крайности.

Базаров и Кирсанов спорят, но забывают об истине, которая может открыться, если хоть немного слушать своего оппонента. Смысл спора для них – в самом споре. Символично, что Базаров – олицетворение материализма, умирает в конце романа. Кирсанов во время болезни пересматривает собственные взгляды на жизнь.

источник

Николай Петрович Кирсанов является одним из нескольких главных героев романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Он является очень добрым, светлым и вообще положительным персонажем. На момент повествования мужчине было 44 года. Николай очень юморной человек.

Выглядел он свежо и румяно. Он немного хромал, имел чуть грустные глаза. У него были мягкие седые волосы. Николай был пухлым, ходил он сгорбившись. Николай Петрович любил гостей и был гостеприимным. Он так же был щедрым, ласковым, добрым, веселым человеком. Кирсанов очень сильно доверял людям, его можно было без труда обмануть. При всем этом он был довольно скромным. Николай не сильно отличался храбростью. Его даже считали и называли трусом. Ему было присуще чувство стыда, он мог даже покраснеть.

Николай Петрович довольно непрактичный человек. У него очень плохо получалось вести хозяйство. Зато он любил природу, поэзию. В основном произведения Александра Сергеевича Пушкина. Так же Николай умеет играть на фортепиано и виолончели, прекрасно поет. Кирсанов любит помечтать, он был романтиком. Хоть Николай и трудолюбивый человек, он частенько любит полениться. Так же он был домоседом, боялся общества. Значительно большую часть своей жизни он провел в глуши. Он был меланхоличным человеком, частенько придавался самокритике. Так же Николай был миролюбивым, он не любил драки.

Николай Петрович являлся сыном военного. Из-за этого он должен был поступить на службу. К несчастью он сломал ногу, и у него появилась пожизненная хромота. Отец не стал отдавать сына на службу.

Николай был дворянином и помещиком. У него есть крупное имение в двести душ. Так же он образованный мужчина. Как только Николаю исполнилось восемнадцать лет, его отправили на учебу. В 1835 году Кирсанов закончил Петербургский университет. Он прекрасно владел немецким и французским языком.

Николай был женат на дочери чиновника, которую звали Мария. Кирсанову нравился его брак, он был счастлив. Они жили очень хорошо и мирно. Почти никогда не ссорились. К большому сожалению Мария умерла. Николай Петрович очень часто вспоминал о ней, ему хотелось вновь прикоснуться к ней, почувствовать ее теплое дыхание.

У Николая есть сын Аркаша. Кроме сына у него так же есть брат Павел. Кирсанов очень любит своего сына. Николая считали очень хорошим отцом. Он никогда не ссорился с сыном, был в самых лучших с ним отношениях.

Николай Петрович жил в неофициальном браке с Фенечкой. Во время событий романа они проживают вместе уже третий год. У Кирсанова и Фенечки есть сын Митя. Николая Петровича не остановило то, что она простая бедная девушка. В конце романа Николай Петрович сыграл свадьбу с Фенечкой

«Отцы и дети» — роман И.С.Тургенева, отражающий взаимоотношения двух поколений. В основе произведения лежит конфликт меду консервативным дворянством и современно настроенной молодежью, придерживающейся нигилистических взглядов.

В характере героев можно найти отражение позиции писателя, который ищет «золотую середину» между новыми и старыми жизненными позициями. Поэтому можно заметить противопоставление образов главных действующих лиц по парадигме «отцы-дети». Одним из ключевых персонажей, представляющий позицию отцов, является Николай Петрович Кирсанов.

На момент писанных в книге событий, Николаю Петровичу было сорок четыре года. Он изображен в романе как полный, немного сгорбленный и полностью седой человек. Кирсанов вдовец, его жена умерла через десять лет супружеской жизни. В память о ней Николаю Петровичу остался сын – Аркадий, с которым он старается поддерживать дружеские доверительные отношения.

В образе Кирсанова преобладает романтический настрой. Он трудится и ищет счастье в любви. Жизнерадостность и не конфликтность героя позволяют ему быть в хороших отношениях с окружающими. Николая Петрович терпеливо относится к нигилистическим взглядам Аркадия, считая их неизбежным пылом юности. Также, в отличии от своего брата, Николай Кирсанов не вступает в спор с Базаровым, не обращает внимание на колкие замечания Евгения. Отчасти он просто не хочет обидеть сына, с другой же стороны доброжелательному и дружелюбному герою чужды проявления злости по отношению к людям. Николай Петрович с радостью проводит время на природе, ему по душе тихая спокойная деревенская жизнь. Из-за мягкого характера герой с трудом управляется с имением, ему сложно быть жестким и требовательным с крестьянами.

У Николая Петровича есть любимая женщина – Фенечка, простая девушка, немеющая никакого состояния. Несмотря на это Кирсанов женится на ней в конце повествования и находит счастье, к которому стремился.

Таким образом, Николай Петрович Кирсанов – это полностью положительный герой романа Тургенева. В нем писатель воплотил свое внутреннее правило «золотой середины», соблюдая которое можно обрести радость и счастье в жизни.

Старшее поколение в романе представлено в лице нескольких персонажей, но главную роль забирает себе Николай Петрович Кирсанов. Если брать современные мерки, то «старик», не настолько уж и стар. В романе говорится, что Николая Петровичу сорок четыре года. Он любящий отец и преданный муж. Пробыл вдовцом целых десять лет, и лишь спустя это время, снова стал думать о любви и продолжении жизни. Это была тяжелая рана для героя, которая развила слегка циничный характер к жизни. Вновь поверить в любовь ему помогла крестьянка Фенечка, которая родила герою ещё одного ребенка.

В произведении очень четко видна грань между старшими и младшими. Они не понимают друг друга, и признаться честно, не сильно этого и хотят. Николай Петрович как-то сказал, что он тоже когда-то был молод и имел споры в понимании, со старшим поколением. Кирсанов имеет также черты мечтателя, склонный к позиции реалиста, часто грустит. Теперь, по его мнению, пришла очередь молодых, становиться на их место. Это очень печальные слова, которые таят в себе горькую правду.

«Отцы и дети»- прекрасный роман, который обязан прочесть каждый уважающий себя человек. Поколения — это лишь символ, которым обусловлено название текста. На примере Николая мы видим, как переплетаются поколения, и проблема остается все той же. Так и происходит, новое приходит на смену старому. Так было, и так будет!

Как много разных произведений нам приходиться читать по школьной литературе. Многие не любят книги, отказываются от всего того, что действительно имеет цену. Мы развиваемся благодаря этому прекрасному дару! Сколько прекрасных рукописей скрывает мировая литература? Это количество ни счесть! Что же можно говорить о всеми признанных авторах и произведениях? Одной из лучших книг русской литературы, которая производит на каждого человека неповторимое впечатление, является «Отцы и дети» Ивана Тургенева.

Почему стоит прочитать этот роман, если вы по какой-то причине не сделали этого в школе? Да даже потому, что до сих пор «Отцы и дети» остаются актуальным произведением, которое способно повлиять на мировоззрение каждого. В романе мы видим переплетение двух времен, старого и нового поколения. Эти «времена» представлены в виде главных героев, таких как Евгений Базаров, Аркадий Кирсанов, Николай Петрович Кирсанов и других. В романе очень важную роль играют второстепенные диалоги и монологи. Здесь важна каждая деталь.

На протяжении всего года обучения, мечтал о том, чтобы посетить самые лучшие города своей сильной и знаменитой страны. Но для этого нужно было полностью выполнить школьную программу,

Еще в прошлом веке родственные семьи жили недалеко или же непосредственно вместе друг с другом. Наши бабушки и дедушки не имели возможности получить или купить отдельное жилье и вынуждены были жить вместе

Рассуждений на данную тему может быть уйму, поэтому сегодня мы все же постараемся разобрать пользу и вред компьютера.

Импрессионизм в поэзии, как я понимаю, состоит из тонких описаний. То есть картина такая рисуется не «чётко и просто», а намёками, полутонами. Когда смотришь слишком близко на картину импрессиониста

Произведение представляет собой исключительную ценность в развитии русской литературы, поскольку является гениальным выражением древнерусского поэтического творения, изобразившего великие исторические события прошлых лет.

источник

Знакомство с героем. Основные мотивы романа: В начале «Отцов и детей» перед нами зрелище крестьянской нищеты. Крепостные не могут изменить заведенный порядок. Они и не хотят трудиться при существующем положении, не верят своим хозяевам. «Отцы и дети» показывают, что к концу пятидесятых годов перемены, собственно говоря, уже начались. Новое все активнее пробивает себе дорогу. Автором намечен острый конфликт нового и вечного. Читать далее.

Образ Базарова. Характеристика главного героя: Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Его отличает некая грубость поведения, нежелание следовать правилам хорошего тона и даже элементарным нормам приличия. Его поведение контрастно искренней в своей приветливости манере добродушного Николая Петровича, изысканной холодноватой любезности его брата или восторженному многословию Аркадия. Читать далее.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Противоречия социальные и идеологические: Перед нами предстают герои-антагонисты, чье мировоззрение определяется непримиримыми принципиальными противоречиями. Столкновение между ними предрешено и неизбежно. Между Павлом Петровичем и Базаровым то и дело вспыхивают споры. При этом внутренние и личные побуждения становятся отражением грандиозных общественных перемен. Читать далее.

Сюжет и композиция романа: Сюжет романа насыщен событиями. В большинстве это ситуации «бытового масштаба», естественные и непритязательные, как завязка произведения. Сюжет тургеневского романа предвосхищает заветы А.П. Чехова: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни.» Читать далее.

Проблема отцов и детей. Родители: Сцена приезда Базарова под отчий кров своей трогательностью напоминает встречу отца и сына Кирсановых, и даже превосходит ее. Родители Базарова, которых автор с оттенком трогательной нежности называет «старичками», с нетерпением ждут на каникулы сына, но встреча не принесла старикам полного, чаемого счастья. Уже к вечеру «…глаза Арины Власьевны, неотступно обращенные на Базарова, выражали не одну преданность и нежность: в них виднелась и грусть , виднелся какой-то смиренный укор». Читать далее.

Анна Сергеевна Одинцова и Базаров: Анна Сергеевна настолько тонка и проницательна, что без труда угадывает за внешне вызывающим поведением героя попытки скрыть робость. Именно ей Базаров решается поведать свои взгляды, заветные убеждения. «Все люди друг на друга похожи, как телом, так и душой , небольшие видоизменения ничего не значат». Одинцова мгновенно проникла в уязвимую сторону базаровских рассуждений: всеобщая усредненность как гарантия прекрасного будущего. Категоричному в своих воззрениях Базарову пришлось убедиться, что аристократизм тоже бывает разный. Между аристократизмом Анны Сергеевны и ее надменной тетки лежит пропасть. Читать далее.

Приезд Базарова к родителям — кульминационный момент романа: Приезд Базарова к родителям начинает процесс переосмысления многих прежних постулатов. Он так глубоко загнал свою внутреннюю жизнь, что теперь трудно понять, «что в тебе происходит». Впервые при виде родного дома героя охватывает чувство ностальгии, впервые в голову приходит сознание неповторимости и ценности своей личности, впервые Базаров осознал, что, поставив себя над всеми, он обрек себя на одиночество. Читать далее.

Анализ дуэли Базарова и Павла Петровича: потерпев поражение с аристократкой Одинцовой, Базаров хочет проверить, не легче ли завоевать чувства бедной простодушной Фенечки. Павел Петрович потребовал поединка. Он захватил даже палку, чтобы любыми путями сделать дуэль неизбежной. Самим фактом вызова старший Кирсанов отошел уже от своих аристократических «принсипов»: настоящему аристократу не следовало снисходить до простолюдина. Читать далее.

Анализ смерти Базарова: смерть во многом освобождает Базарова, побуждает не скрывать более своих настоящих чувств. Просто и спокойно может он теперь выразить свою любовь к родителям. Теперь можно не скрывать своей любви к Анне Сергеевне, попросить ее приехать принять его последний вздох. Оказывается, можно впустить в свою жизнь простые человеческие чувства. Читать далее.

Герои второго плана: Николай Петрович – первый, с кем мы знакомимся на страницах романа. Автор представляет его человеком «седым, пухленьким и немного сгорбленным». Множеством внешне мимолетных черт автор стремится подчеркнуть невиданный для своего времени демократизм Николая Петровича. Об Аркадии говорит само его имя (счастливый). Аркадий действительно имеет талант быть счастливым настоящим. Подобно отцу, он от природы деликатен. Из уст Аркадия мы узнаем многое о Базарове; не менее важна его роль в композиционном сцеплении произведения: при внешней мягкости, незаметности, его роль своеобразного оруженосца при друге очень важна для понимания главного героя. Читать далее.

Читайте также:  Расшифровка анализов глюкозы у детей

Сатира в романе: Нам более известен Тургенев-лирик. Но не меньшую силу имел талант Тургенева-сатирика. В этом романе он проявился в парных комических фигурах – Ситникова и Кукшиной — рядом с Базаровым Тургенев изобразил карикатурных нигилистов. Но в отличие от Базарова, Кукшиной и Ситникову неведомо самопожертвование, способность «наступать на горло собственной песне». Читать далее.

Цвета, краски и звуки в романе. Живые и мертвые персонажи: Нигде в романе писатель прямо не говорит о том, что гордый Павел Петрович увлечен простодушной Фенечкой. Достаточно косвенных приемов. Контраст красных туфель и светлого листа газеты в руках Кирсанова находит продолжение в противопоставлении белого платка и темных волос молодой женщины. Кроме того, Тургенева издавна интересовало не только, что говорят его персонажи, но и как именно произносят те или иные слова. В романе некоторые слова автор выделяет курсивом, призывая читателя обратить на них особое внимание. Читать далее.

Анализ эпилога романа: Звучание финала литературовед А.М. Гаркави определил как «элегию, переходящую в реквием». Элегические ноты начинают звучать уже в описании природы. С тех пор, как уходит из жизни Базаров, накал страстей в романе падает, знойное лето сменяется студеным зимним пейзажем. Читать далее.

Пушкинское начало: Пушкинское начало романа определяется полюсами «Онегина» (цитирование которого герой грубо прерывает) и «Цыган» – поэмы, которую Аркадий с ведома Базарова отбирает у отца. Читать далее.

Читайте также анализ других произведений И.C. Тургенева:

источник

Ниже представлена цитатная характеристика Николая Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети»: описание внешности и характера героя.

Смотрите:
Все статьи о Николае Кирсанове
Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Отцы и дети»

Возраст Николая Петровича Кирсанова — 44 года:
«. в сорок четыре года. «

О его внешности известно следующее:
«. веселый, свежий, румяный появился Николай Петрович. »
«..Николай Петрович прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы. »
«. в запыленном пальто и клетчатых панталонах. »
«. большие пуговицы его деревенского пальто. »
«. совсем седого, пухленького и немного сгорбленного. »
«. его седые волосы. »

Николай Петрович является дворянином и помещиком:
«. хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел «ферму», – в две тысячи десятин земли. »
«. состояние у Кирсанова изрядное. «

Он — образованный человек. Николай Петрович закончил Петербургский Университет:
«. как только ему минул восемнадцатый год, и поместил его в университет. »
«. В 1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом. «

Как большинство дворян, Николай Кирсанов собирался стать военным, но не смог этого сделать из-за своей хромоты:
«. В качестве генеральского сына Николай Петрович должен был поступить в военную службу; но он переломил себе ногу на всю жизнь остался «хроменьким». Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской. «

Поэтому он служил в Министерстве Императорского Двора и уделов («министерстве уделов»):
«. покинув министерство уделов, куда по протекции отец его записал. «

Николай Петрович женился по любви на дочке чиновника:
«. Она стала его женой, он был счастлив, как немногие на земле. »
«. Между тем Николай Петрович успел, еще при жизни родителей и к немалому их огорчению, влюбиться в дочку чиновника Преполовенского. Он женился на ней. «

Он был счастлив в браке, однако его жена Маша умерла спустя некоторое время:
«. блаженствовал со своею Машей. »
«. Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались. «

На момент событий, описанных в романе, Николай Петрович является вдовцом. Он скучает по своей покойной жене:
«. Представилась ему опять покойница жена, но не такою, какою он ее знал в течение многих лет, не домовитою, доброю хозяйкою, а молодою девушкой с тонким станом. »
«. ему хотелось вновь осязать близость своей Марии, ощутить ее теплоту и дыхание. »

От этого брака у Николая Кирсанова остался сын Аркадий, которого он очень любит:
«. Для твоего приезда, душа моя. » (молодой нигилист Аркадий Кирсанов — сын Николая Петровича Кирсанова)

Николай Петрович является хорошим отцом:
«. такому отцу, который, как ты, никогда и ни в чем не стеснял моей свободы. »

Он — гостеприимный хозяин:
«. Душевно рад, – начал он, – и благодарен за доброе намерение посетить нас. «

Он — щедрый человек:
«. ребята, подсобляйте, – воскликнул Николай Петрович, – на водку будет. «

Николай Петрович является добрым человеком:
«. Добрый папаша. »
«. да и отец добрый малый, прекословить не будет. «

Он — мягкий человек:
«. нежности к доброму и мягкому отцу. »
«. Я человек мягкий, слабый. «

Николай Петрович — ласковый человек:
«. отвечая на отцовские ласки. »
«. и ласково крикнул ей. »
«. Аркаша! Аркаша! – закричал Кирсанов его губы уже прильнули к безбородой, запыленной и загорелой щеке. «

Николай Кирсанов — скромный человек:
«. такой добрый и скромный. «

При этом он является трусливым человеком:
«. хотя не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки. »
«. Николай Петрович побаивался молодого «нигилиста». «

«. Николай Петрович покраснел. «

Он является совестливым человеком:
«. Конечно, мне должно быть совестно, – отвечал Николай Петрович, все более и более краснея. «

Николай Петрович — непрактичный человек. У него плохо получается вести хозяйство:
«. Брат не довольно практичен. » (Павел Петрович Кирсанов о брате Николае Петровиче)
«. не раз, видя, как он бился и ломал себе голову, придумывая, как бы извернуться. »
«. в хозяйстве вряд ли смыслит. »
«. Скот плохой, и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут. »

Николай Кирсанов любит природу:
. И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. «

Он л юбит поэзию, в частности стихи Пушкина:
«. Но отвергать поэзию? – подумал он опять, – не сочувствовать художеству, природе. »
«. А впрочем, я согласен с Пушкиным – помнишь, в Евгении Онегине. »
«. Стихи он напрасно читает. «

Николай Петрович и грает на фортепиано и поет:
«. играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты. «

Он также и грает на виолончели:
«. играл с чувством, хотя и неопытною рукою «Ожидание» Шуберта
– Твой отец играет на виолончели?
– Да. «

Николай Кирсанов — т актичный, деликатный человек:
«. незаметно, чтобы не обидеть сына, отворачивал нос. «

Николай Петрович Кирсанов — » золотой человек», по мнению Базарова:
«. А отец у тебя славный малый. »
«. Отец у меня золотой человек. »
«. Он такой добрый, хороший человек. »
«. эта божья коровка Николай Петрович. »

Николай Петрович является р омантиком:
«. эти старенькие романтики. » (Евгений Базаров о Кирсанове)

Николай Кирсанов — м ечтатель:
«. Замечтался наш Николай Петрович. »
«. Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность. «

Он является т рудолюбивым человеком, но при этом охотно ленится:
«. несмотря на все свое рвение и трудолюбие. »
«. Николай Петрович попал в мировые посредники и трудится изо всех сил. »
«. он охотно ленился. «

Николай Петрович л юбит читать:
«. читал охотно. »
«. Стало быть, напрасно он, бывало, зимою в Петербурге по целым дням просиживал над новейшими сочинениями. »

Он знает французский и немецкий язык:
«. Он запнулся на мгновенье и продолжал уже по-французски. »
«. Я по-немецки понимаю. «

Николай Петрович — д омосед. Он боится общества людей:
«. Николай Петрович, как все домоседы, занимался лечением. »
«. боялся общества. »
«. век свой провел в глуши, – говаривал он. »

Он — жизнерадостный человек, оптимист:
«. Николай Петрович не унывал, но частенько вздыхал и задумывался. «

Николай Петрович является д оверчивым человеком. Его легко обмануть:
«. И добрые мужички надуют твоего отца всенепременно. »
«. его обманывают. «

При этом он — с амокритичный человек. Он не боится назвать себя глупым в каких-то ситуациях:
«. Либо я глуп, либо это все – вздор. Должно быть, я глуп. «

Николай Петрович является меланхоличным человеком. Иногда у него наворачиваются беспричинные слезы:
«. У него. навертывались слезы, беспричинные слезы. »
«. Помоги мне сесть на дрожки и не предавайся меланхолии. »

Николай Кирсанов — миролюбивый человек. Он не любит драки:
«. Самому драться невозможно. «

Дворянин Николай Кирсанов живет в неофициальном браке с крестьянкой Фенечкой. У них рождается сын Митя:
«. Конечно, если б эта девушка не стоила… Это не легкомысленная прихоть. »
«. эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме. «

В конце романа Николай Петрович, вопреки общественному мнению, женится на Фенечке:
«. в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой. «

Это была цитатная характеристика Николая Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети»: описание внешности и характера героя.

Смотрите: Все материалы по роману «Отцы и дети»

источник

В этой статье представлена цитатная характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети»: описание внешности, личности и характера героя.

Смотрите:
— Все статьи о П. П. Кирсанове
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Отцы и дети»

Характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети»: описание внешности и характера в цитатах

«. На вид ему было лет сорок пять. «

О внешности Павла Петровича Кирсанова известно следующее:
«. человек среднего роста. »
«. его коротко остриженные седые волосы. »
«. Он с детства отличался замечательною красотой. »
«. он прекрасно одевался. »
«. от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами. «

Павел Кирсанов родился на юге России:
«. родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу. «

Павел Петрович учился в Пажеском корпусе:
«. Павел Петрович Кирсанов воспитывался сперва дома. потом в Пажеском корпусе*. » (*Пажеский корпус – привилегированное военное учебное заведение)

Затем он служил в гвардейском полку:

«. вышел офицером в гвардейский полк. » (гвардейские полки считались элитными подразделениями армии)

Павел Петрович является дворянином. Он и его брат Николай владеют имением с крестьянам. Это имение досталось братьям от их отца-генерала:
«. имение, ты, может быть, не знаешь, у них не разделено,— но он всякому рад помочь и, между прочим, всегда вступается за крестьян. » (о П. П. Кирсанове и его брате).

Павел Кирсанов когда-то в молодости был «светским львом» в Петербурге:
«. ведь он львом был в свое время. »
«. с тем особенным отпечатком, который дается человеку одним лишь долгим пребыванием в высших слоях общества. »
«. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. «

Павел Петрович когда-то сводил с ума женщин:
«. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. «

Он является любезным, учтивым, вежливым человеком:
«. любезно покачиваясь, подергивая плечами. »
«. проговорил с изысканною учтивостью Павел Петрович. »
«. Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью. «

Павел Петрович Кирсанов является чудаковатым мужчиной и «архаическим являением», по мнению Базарова:
«. А чудаковат у тебя дядя, – говорил Аркадию Базаров. »
«. Архаическое явление. » (Базаров о Павле Петровиче)

При этом он — хороший, добрый человек:
«. только он, право, хороший человек. »
«. Я недаром всегда утверждал, что ты самый добрый и умный человек в мире. »
«. Павел Петрович не раз помогал своему брату давал ему денег. »
«. он всякому рад помочь и, между прочим, всегда вступается за крестьян. »

Павел Кирсанов является великодушным человеком:
«. ты такой же благоразумный, как и великодушный. «

Павел Петрович Кирсанов является аристократом по натуре:
«. и те и другие его уважали за его отличные, аристократические манеры, за слухи о его победах. »
«. Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. «

Павел Петрович ведет себя как джентльмен:
«. уважают в нем совершенного джентльмена, «a perfect gentleman». «

Он любит какао и зеленый чай (считались дорогими напитками в то время):
«. мне пора пить мой какао. »
«. велите купить для меня зеленого чаю. «

Павел Петрович хорошо играет в вист (в карты):
«. за то, что он мастерски играл в вист и всегда проигрывал. «

Он является человеком с принципами:
«. Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя. «

Павел Петрович — насмешливый, ироничный человек:
«. немного насмешлив и как-то забавно желчен – он не мог не нравиться. «

«. Слово «германцы» вместо «немцы» Павел Петрович употребил ради иронии. «

Он является самолюбивым человеком:
«. Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатство. «

Павел Петрович — самоуверенный человек:
«. к тому же он был самоуверен. «

Павел Кирсанов — мизантроп, он избегает общества людей:
«. его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа. «

Он — медленный, неторопливый человек:
«. Павел Петрович начал, не торопясь, намазывать масло на хлеб. »
«. Павел Петрович медленно повернулся на каблуках и медленно вышел. »

Он — брезгливый человек:
«. вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон. «

Павел Петрович — слабонервный, чувствительный человек:
«. Известное дело: нервы, – перебил Базаров. »
«. Ох, уж эти мне нервные люди! Вишь, кожа-то какая тонкая. «

При этом он является умным мужчиной:
«. И он далеко не глуп. Какие он мне давал полезные советы… особенно… особенно насчет отношений к женщинам. «

Павел Петрович — практичный человек:
«. Николай Петрович, напротив, был высокого мнения о практичности Павла Петровича и всегда спрашивал его совета. «

По словам его брата, Павел Петрович хорошо разбирается в людях:
«. ты недаром так много жил с людьми, ты их хорошо знаешь: у тебя орлиный взгляд. «

Павел Кирсанов любит детей:
«. Я люблю детей: покажите-ка мне его. «

Он искренне любит своего брата — Николая Петровича Кирсанова:
«. с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил. «

Павел Петрович является славянофилом:
«. Он придерживается славянофильских воззрений. «

Павел Петрович — либеральный человек, любящий прогресс:
«. меня все знают за человека либерального и любящего прогресс. »

Он уважает свои и чужие права:
«. я уважаю аристократов – настоящих Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности. «

Читайте также:  Расшифровка анализов детей в 4 месяца

У него есть чувство собственного достоинства:
«. без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному зданию. »
«. Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека. «

Павел Петрович — вспыльчивый и упрямый человек:
«. Мой брат – человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый. «

Он — неромантичный мужчина:
«. Он не был рожден романтиком. «

Павел Петрович не умеет мечтать:
«. не умела мечтать его душа. «

Он является холодным человеком:
«. «Так тебя холодом и обдаст», – жаловалась Фенечка Дуняше. »
«. своею леденящею вежливостью. «

Павел Петрович — глубоко несчастный человек:
«. он глубоко несчастлив, поверь мне; презирать его – грешно. »
«. но жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает. »
«. Да он и был мертвец. «

Когдато-то у него была блестящая карьера, но он оставил ее ради любви к княгине Р.:
«. На двадцать восьмом году от роду он уже был капитаном; блестящая карьера ожидала его. Вдруг все изменилось. «

Несчастная любовь к княгине Р. «убила» и раздавила его. После смерти княгини герой больше не общается с женщинами:
«. человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен. »
«. Дамы находили его очаровательным меланхоликом, но он не знался с дамами. «

«. Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль. »
«Пиотр Кирсаноф, генерал-майор». «

Мать братьев Кирсановых:
«. Родительница его, из фамилии Колязиных, в девицах Agathe, а в генеральшах Агафоклея Кузьминишна Кирсанова, принадлежала к числу «матушек командирш», носила пышные чепцы и шумные шелковые платья, в церкви подходила первая ко кресту, говорила громко и много, допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла, – словом, жила в свое удовольствие. «

Это была цитатная характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети» Тургенева: описание внешности и характера Павла Петровича Кирсанова, его взглядов, привычек и т.д.

источник

Роман Тургенева «Отцы и дети» показывает сложный период, когда происходит жестокая ломка устоявшихся веками социальных отношений. Привычные для многих устои жизни рушатся, меняются на новые. Все происходит быстро и стихийно.

На протяжении всего действия в центре романа находится проблема столкновения старого и нового поколений. Ярким образом устоявшегося социального сословия является образ Кирсанова Павла Петровича. Автор строит все повествование на постоянных столкновениях между ним и главным героем Базаровым.

Сын боевого генерала, участвовавшего в военной компании 1812 года, Павел мечтал стать военным. К 28 годам он добился многого. Пажеский корпус в качестве образования Кирсанова позволял сделать блестящую карьеру военного офицера. Он всегда шел напролом, вел светский образ жизни, любил женщин и развлечения. Жизнь сыграла с ним жестокую шутку: неудачная любовь к загадочной и самой восхитительной женщине, княгине Р, разбила все мечты и надежды. Он бросил службу, скитался по заграницам, вернулся, жил, ничего не делая. Так он провел 10 лет , которые сделали его одиноким и меланхоличным.

Павел Петрович – аристократ, сохранивший свои чопорные аристократические привычки на протяжении всей жизни. Происхождение Кирсанова отдаляет его от простого народа. Он страстный поклонник всего английского, и свою жизнь Павел Петрович строит на английский манер: книги читает английские, одевается как англичане, живя за границей, общается больше с ними.

Его стиль жизни чужд русскому человеку. Он настолько далек от простого крестьянина, что даже не знает, как с ним разговаривать. По выражению Базарова, мужик не признает в нем соотечественника, он просто его боится. А отношение Кирсанова к народу, когда он «морщится и нюхает одеколон» лучше всего показывает его аристократические привычки.
Тургенев не только не сглаживает иностранные привычки героя, наоборот, он их подчеркивает, вводя в речь Кирсанова большое количество непонятных «русскому мужику» слов. Даже в этом проявляется его пренебрежение к своим традициям и обычаям.

Друга Аркадия, «лощеный аристократ» (именно так характеризует внешность Кирсанова Базаров) возненавидел с первой встречи. Эпитеты, которыми он характеризует Базарова, «шарлатан», «господин нигилист», «лекаришка», ясно указывают на его отношение к герою. Он злиться при каждой встречи и старается зацепить Базарова, вывести его из себя. Между ними происходят постоянные стычки. В словесных перепалках читатель четко видит политические взгляды Кирсанова и его оппонента.

Павел Петрович, человек умный, хоть и является представителем старого поколения. Но в спорах с Евгением он постоянно терпит поражение. Меняется даже внешность героя Кирсанова: его ледяная вежливость и полное спокойствие мгновенно перерастает в раздражение. Он не понимает, как можно жить, не веря ни во что. Это рушит его представление об устоявшемся строе. Но в итоге, Кирсанов понимает и признает свое поражение.
Но в то же время, автор обращает внимание читателя на такие положительные качества героя, как его безупречная честность, щедрость и заступничество. Кирсанов портрет которого Тургенев представляет как живого мертвеца, был настоящим дворянином. Его можно причислить к сливкам аристократического общества. Сцена дуэли очень наглядно показывает читателям двойственность его образа.

Характеристика Павла Кирсанова в романе «Отцы и дети» является характеристикой целого сословия, которое уходит в прошлое. Жить таким людям, по словам Тургенева, тяжелее, чем они сами себе представляют. Упрек и осуждение – все, что они могут получить от окружающих и это все, что им остается от жизни.

источник

В процессе анализа VII главы романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”:

  1. Обобщить знания о композиции романа через анализ композиции сюжета.
  2. Актуализировать представления о своеобразии конфликта между “отцами” и “детьми” , подвести к убеждению о том, что П. П.Кирсанов и Е.Базаров являются “героями своего времени”, относятся к лагерю “детей” и между ними гораздо более сходства, чем различий.
  3. Заставить задуматься о личной ответственности за судьбу тех, кто тебе близок. Развитие основ гармоничных отношений с окружающим миром.
  4. Обогащение словарного запаса, развитие аналитических навыков и умений: выделять главное, сравнивать, доказывать и опровергать, обобщать и систематизировать.

1. Постановка цели, определение путей ее достижения.
2. Анализ VII главы романа с использованием плана анализа эпизода:
– Как данный эпизод связан с предыдущим содержанием романа;
– Содержание:
– Тематика
– Проблематика
– Идея и идейно-эмоциональная оценка (пафос).
– Форма:
1. Характер конфликта
2. Сюжет и композиция:
– композиция сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка);
– время и пространство;
– система образов: главные герои (их место в образной системе всего романа), второстепенные персонажи;
– средство создания образа (поступки, портрет, речь, внутренняя речь, взаимные характеристики, самохарактеристики персонажа, авторская оценка и т. д.);
– пейзаж, интерьер;
– роль детали;
– отступления от сюжета.
– Речевая система.
– Значение эпизода для понимания общего смысла произведения.
3. Подведение итогов.

Конспективный сценарий урока.

1. Вступительное слово учителя.

Каковы причины нашего обращения к одному из эпизодов романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” и особого внимания к нему? История любви П. П. Кирсанова к княгине Р. ,несомненно, интересна сама по себе, но также она проливает свет на характер героя и, что самое главное, многое объясняет в его настоящей жизни. У большого художника даже маленькая деталь наполняется большим смыслом. Вставной эпизод может быть соотнесен с остальными персонажами. Через него можно услышать и почувствовать “задушевные” мысли всего романа. Попробуем в этом убедиться.

2. Анализ VII главы романа.

Вопрос учителя: Как данный эпизод связан с предыдущими событиями? Чем вызвана его необходимость?

– В доме Кирсановых “предгрозовая” атмосфера. П. П. Кирсанов, испытывая явную неприязнь к Базарову, готовится к “схватке”. Базаров, отрицая все, не признает Кирсанова как отжившее явление, поэтому его суждения резки, категоричны. Аркадий, желая разрядить обстановку, рассказывает Базарову историю своего дяди.

Вопрос учителя: Почему с историей П. П. Кирсанова читатель знакомится через автора-повествователя, хотя рассказывает ее Аркадий?

– Смена рассказчика, вероятно, связана позицией автора: это придает истории более объективное значении, к тому же ей отводится самостоятельное место (VII главы). Этим, скорей всего, подчеркивается особая значимость эпизода.

Учитель обращает внимание на своеобразие жанра эпизод.

Это вставная новелла. Здесь налицо все признаки этого жанра; в том числе динамично развивающиеся события, ограниченное число персонажей, она может быть рассчитана на слушание не только одного героя, но и более многочисленной публики.

Учащиеся отмечают совпадение сюжета с фабулой и классическое построение сюжета. Определяется экспозиция, знакомящая читателя с жизнью Павла Петровича до встречи с княгиней. Значительному отрезку времени – 28 лет – отводится сравнительно небольшой объем, несмотря на то, что и пространство (дом, корпус, Петербург) достаточно широко, художественное время, не совпадающее с реальным, усиливает впечатление динамизма жизни героя. Характерологический портрет П. П. Кирсанова, нарисованный по контрасту с портретом его брата, подчеркивает его исключительность, энергию.

Завязка совпадает с “ключевым” словом “вдруг”, означающим начало нового этапа в жизни героя. Это происходит на балу, где Кирсанов встречается с княгиней Р. Романтический портрет героини подчеркивает главное в ее характере – таинственность. Объяснение романтического двоемирия княгини весьма банально: она глубоко несчастная женщина, ее блеск и беспечность всего лишь маска, истинное лицо обнаруживается лишь ночью, когда княгиня остается наедине с собой.

Павел Петрович, покоренный тайной княгини Р., так и не смог разгадать ее загадки.

Развитие действия сюжета связано с описаниями, как Кирсанов волочился везде и всюду за княгиней. Время словно остановилось для него, оно не заполнено ничем значительным, а жизнь однообразна.

Особое значение в описании взаимоотношений П. П. Кирсанова и княгини Р. в эпизоде отводится художественной детали. Это кольцо с изображением сфинкса. Что означает крестообразная черта по сфинксу? Выходя за пределы данного эпизода, представляется возможным сравнить сначала героинь любовных коллизий, а затем сопоставить влюбленных в них героев. Сравнивая княгиню Р. и Одинцову, обнаруживаем сближающую их таинственность: “Что гнездилось в душе – бог весть! Казалось, она находилась во власти каких-то тайных для нее самой сил”, – княгиня Р. “Довольно странное существо” – Одинцова. Обе героини, несомненно, явление значительное по живости изображения, по авторскому отношению к ним. Есть сходство и в семейном положении: тихий и спокойный брак с любимым человеком у княгини Р. и тихая, спокойная жизнь с мужем, а затем во вдовстве у Одинцовой. При этом обе несчастные: княгиня Р. “плачет и молится”, Одинцова – уставшая от жизни женщина, уединившаяся в деревне. Сопоставление П.П.Кирсанова и Базарова, непримиримых идеологических противников, прошедших через “испытание любовью”, позволяет также обнаружить между ними гораздо больше сходств, чем различий: возникает некая незримая связь, когда человек попадает во власть природы. Отвергнутые, они оба страдают. Несмотря на словесные дуэли, между ними нет той резкости и непримиримости (горе сближает!), что было в начале романа. Базаров влюбляется и тем самым приобщается к духовному миру, который только что отрицал. Рушится миф о свободе человека от всего, что связывает его с другими людьми.

Неразделенная любовь разрушает и Павла Петровича, и Базарова. Любовь не бывает счастливой, если она настоящая, сильная страсть. Такой любви почти всегда уготован печальный конец – утрата, разлад, расставание.

Интересно также сравнение княгини Р. и Фенечки.

При отсутствии внешнего сходства между героинями все же есть связь, начиная с символики имен: княгиня Нелли (Елена) – “свет, блеск”; Фенечка (Федосья) – “богом данная”; т.е. высший свет, высший блеск. Это, конечно, поверхностное, внешнее сравнение. И все же! Стоит особо сказать о том, что именно к Фенечке “тянется” душа Павла Петровича. Знаменателен эпизод посещения им дома Фенечки (гл. IX). Глазами Павла Петровича мы видим Дом, Мать с ребенком – вот они – тайны и их разгадка, вот он – смысл жизни. Не случайно Павел Петрович, придя к себе в комнату, “бросается на диван” – дважды повторяется эта фраза. Что это? Наверное, позднее прозрение; жизнь прошла в разгадке тайны – жизнь прошла мимо: Павел Петрович, увы, княгиню Р. с ее указывающим крестом на сфинксе понять не сумел!

Этот смысл понятен Николаю Петровичу (не случайно в VII главе рисуются через противопоставление) – он не искал тайны в женщине, был счастлив со своей первой женой, счастлив с Фенечкой.

“Тянется” к Фенечке и Базаров. Это не только “сюжетная подтяжка”, когда противоположные герои объединяются общим объектом любви. Во внимании к Фенечке в Базарове обнаруживается то самое живое человеческое чувство, которое он так тщательно прятал под нигилистическими “одеждами”.

3. Подведение итогов урока.

Анализируемый эпизод, представляя собой новеллу, связан с предыдущим и особенно последующим содержанием романа:

– Он помогает глубже понять Павла Петровича Кирсанова. История княгини Р. позволяет глубже понять идейное содержание романа и закономерности развития сюжета.

– Что означает крестообразная черта по сфинксу? В чем разгадка креста?

Учащиеся вспоминают миф об Эдипе, отмечают, что в мифе Эдип разгадал загадку сфинкса и остался жив. Павел Петрович не смог разгадать загадку – саму княгиню Р. – и поплатился за это своими чувствами, так и не сумел завоевать любовь таинственной княгини.

Крест – начало новой жизни. Возвращая кольцо с крестообразной чертой по сфинксу, княгиня словно дает ему напутствие на начало новой жизни. Но Павел Петрович не смог раскусить и этот орешек, продолжал мучить себя мыслями о княгине Р. всю жизнь.

Обращается внимание на то, что кольцо и камень обозначают замкнутое пространство. Княгиня перечеркнула его, указывая на желание вырваться из этого замкнутого пространства в жизнь, которая шире, богаче, не менее интересна и загадочна, чем придуманное, искусственно созданное воображением.

Перечеркивая сфинкса, княгиня, может быть, хотела сказать, что, видя в женщине загадку, не надо пытаться ее разгадать, ибо это невозможно, во-первых, и это превращает ее в сфинкс, идола, кумира, во-вторых. А она – живая душа. Павел Петрович же всю жизнь провел, думая о тайне.

Учащиеся обращают внимание на окончательную остановку времени для Павла Петровича, движение реального времени (полтора года прошло, три зимы) лишь изредка, однажды в 48-году, приобретает размытые, обтекаемые формы, а замкнутое Марьиным пространство изолирует героя от настоящей жизни. Не случайно автор в конце XXIV главы (после дуэли П. П. и Базарова) подведет черту такой фразой: “Да он и был мертвец”.

– Какова связь эпизода с содержанием всего романа.

Несмотря на появление княгини Р. лишь в одном эпизоде, нетрудно увидеть, что героиня продолжает жить в романе.

Учащиеся находят сходство между княгиней Р. и Одинцовой. Обе героини, несомненно, явление значительное по живости изображения, по авторскому отношению к ним.

Семейное положение: тихий и спокойный брак с любимым человеком у княгини Р. и тихая, спокойная жизнь с мужем, а затем во вдовстве у Одинцовой. При этом обе несчастные: Р. “плачет и молится”, Одинцова – уставшая от жизни женщина, уединившаяся в деревне.

– В VII главе обнаруживается параллель между Базаровым и П. П. Кирсановым.

Домашнее задание: написать сочинение на тему “История любви Павла Петровича Кирсанова и княгини Р.” (Анализ эпизода VII глава романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”).

  1. Геймбух Е. Ю. Сочинение. Просто? Сложно? Попробуй написать! УНЦ ДО, Москва 2003.
  2. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения “Флинта”, “Наука”, Москва 1998.
  3. Бусланова Т. П. Русская литература XIX века. Москва “Высшая школа”, 2003.
  4. Криницын А.Б. Тургенев. Ст. в книге “Русская литература” XIX-XX веков, т. 1 Издательство МГУ 2003.
  5. Базанова А. Е., Рыжова Н. В. Русская литература XIX-XX веков, Москва, 1997.
Читайте также:  Расшифровка анализов детей до года

источник

Название романа Тургенева «Отцы и дети» очень точно отражает основной конфликт произведения. Писатель поднимает пласт культурных, семейных, романтических, платонических и дружеских тем, но на первый план выходят отношения двух поколений − старшего и младшего. Спор Базарова и Кирсанова − яркий образец этого противостояния. Историческим фоном для идеологических конфликтов послужила середина 19 века, время перед отменой крепостного права в Российской империи. Тогда же либералы и революционные демократы столкнулись лоб в лоб. Детали и исход полемики рассмотрим на примере наших героев.

Ошибочно полагать, что суть произведения «Отцы и дети» сводится к одной лишь смене идеологии поколений, имеющей социально-политический подтекст. Этот роман Тургенев наделил глубоким психологизмом и многослойным сюжетом. При поверхностном чтении фокус читателя находится лишь на конфликте аристократии и разночинцев. Помогает выявить взгляды, которых придерживаются Базаров и Кирсанов, спор. Таблица, представленная ниже, отображает суть этих противоречий. И если копнуть глубже, то можем заметить, что здесь есть и идиллия семейного счастья, и интриги, и эмансипация, и гротеск, и вечность природы, и размышления о будущем.

Евгений Базаров оказывается в эпицентре конфликта отцов и детей, когда соглашается вместе с университетским другом Аркадием приехать в гости в Марьино. В доме товарища атмосфера сразу не заладилась. Манеры, внешний вид, расхожесть взглядов − все это провоцирует взаимную антипатию с дядей Аркадия. Дальнейший спор Базарова и Кирсанова разгорается из-за множества тем: искусства, политики, философии, русского народа.

Евгений Базаров − представитель поколения «детей» в романе. Он − молодой студент с прогрессивными взглядами, но при этом склонен к нигилизму, что порицают «отцы». Тургенев будто нарочно одел героя нелепо и небрежно. Детали его портрета подчеркивают грубость и стихийность молодого человека: широкий лоб, красные руки, самоуверенное поведение. Базаров, в принципе, внешне непривлекателен, но обладает глубоким умом.

Спор Базарова и Кирсанова обостряется тем, что первый не признает никаких догм и авторитетов. Евгений убежден, что любая истина начинается с сомнения. Также герой считает, что все можно проверить опытным путем, суждения на веру не принимает. Усугубляет ситуацию нетерпимость Базарова к противоположным мнениям. Он подчеркнуто резок в своих высказываниях.

Павел Кирсанов − типичный дворянин, представитель поколения «отцов». Он − изнеженный аристократ и убежденный консерватор, который придерживается либеральных политических взглядов. Одевается изысканно и аккуратно, носит строгие костюмы на английский манер и крахмалит воротнички. Оппонент Базарова внешне очень ухожен, изящен в манерах. Он всем видом показывает свою «породу».

С его точки зрения, устоявшиеся традиции и принципы должны оставаться незыблемыми. Спор Базарова и Кирсанова подкреплен тем, что Павел Петрович все новое воспринимает негативно и даже враждебно. Здесь дает знать о себе врожденный консерватизм. Кирсанов преклоняется перед старыми авторитетами, только они являются для него истинными.

Самая главная проблема уже озвучена Тургеневым в названии романа − разница поколений. Линию спора главных героев можно проследить по данной таблице.

«Отцы и дети»: конфликт поколений

Небрежен в своих высказываниях и поведении. Самоуверенный, но умный молодой человек.

Подтянутый, изысканный аристократ. Несмотря на почтенный возраст, сохранил стройность и презентабельный внешний вид.

Продвигает нигилистические идеи, за которыми также следует Аркадий. Не имеет авторитетов. Признает только то, что считает полезным для общества.

Придерживается либеральных взглядов. Главной ценностью считает личность и самоуважение.

Отношение к простому народу

Презирает простолюдинов, хотя и гордится дедом, который всю жизнь трудился на земле.

Вступает на защиту крестьянства, но держит дистанцию с ними.

Убежденный материалист. Не считает философию чем-то важным.

Верит в существование Бога.

Не имеет принципов, руководствуется ощущениями. Уважает людей, которых либо слушают, либо ненавидят.

Главным принципом считает аристократизм. А людей беспринципных приравнивает к душевной пустоте и безнравственности.

Отрицает эстетическую составляющую жизни. Не признает поэзию и любое другое проявление искусства.

Считает искусство важным, но сам им не интересуется. Человек сухой и неромантичный.

Добровольно отказывается от любви. Рассматривает ее только с точки зрения физиологии человека.

К женщинам относится трепетно, благоговейно, почтительно. В любви − настоящий рыцарь.

Идеи нигилизма ярко проявляются в противостоянии оппонентов, которыми являются Павел Кирсанов, Базаров. Спор обнажает бунтарский дух Евгения Базарова. Он не склоняется перед авторитетами, а это объединяет его с революционер-демократами. Герой подвергает сомнению и отрицает все, что видит в обществе. Именно эта черта свойственна нигилистам.

В целом Базаров относится к категории людей дела. Он не приемлет условностей и напускного аристократического этикета. Герой находится в ежедневных поисках истины. Одним из таких поисков и является спор Базарова и Кирсанова. Таблица четко показывает противоречия между ними.

Кирсанов хорош в полемике, только дальше разговоров дела не заходят. Он рассуждает о жизни простого народа, но о его истинной связи с ним говорит лишь пепельница в форме лаптя на его рабочем столе. Павел Петрович с пафосом рассуждает о служении на благо Родины, а сам при этом живет сытой и спокойной жизнью.

Из-за бескомпромиссности героев истина не рождается в романе «Отцы и дети». Спор Базарова и Кирсанова завершается дуэлью, которая демонстрирует пустоту дворянского рыцарства. Крах идей нигилизма отождествляется со смертью Евгения от заражения крови. А пассивность либералов подтверждает Павел Петрович, так как остается жить в Дрездене, хотя жизнь вдали от Родины ему дается тяжело.

источник

Характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе “Отцы и дети”: описание внешности и характера в цитатах

Меню статьи:

Случается порою, что самые близкие люди очень отличаются по своему внешнему виду, характеру и темпераменту со своими ближайшими родственниками. Порой создается впечатление, что они должны принадлежать другой семье, ибо среди своих родственников они выглядят белыми воронами. Таких примеров можно отыскать множество и в литературе, и в реальной жизни. Одними из таких персонажей являются братья Кирсановы – Павел и Николай

Павел Петрович Кирсанов – старший брат Николая Кирсанова. Начальное образование он получил дома, так же как и его младший брат. Подробности его раннего детства для читателя остаются загадкой, да и собственно, до периода отрочества мы мало что знаем о его жизни.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием произведения “Отцы и дети” Ивана Тургенева.

Отец его был военным офицером. Он принимал участие в войне с Наполеоном. Свою военную карьеру Кирсанов-отец окончил в звании генерал-майора. И отправился в поместье, где он пользовался уважением «в силу своего чина». Автор говорит, что он был «полуграмотный, грубый, но не злой русский человек».

Мать, Агафоклея Кузьминишна, жила в свое удовольствие. Ее обыденность состояла зачастую из показных традиционных действий, «принадлежала к числу «матушек-командирш».

Сыны росли под влиянием авторитета отца. Его положение в обществе выгодно отличалось – причиной тому был его военный чин. Этот фактор, подстрекаемый авторитетом военной карьеры существовавшим в обществе, стали причиной того, что, после получения начального образования предпочтение отдавалось продолжению получения образования на поприще военной карьеры.

Старший сын, Павел, имел к этому предрасположенность. Свое обучение он продолжил в Пажеском корпусе. Кирсанов довольно легко вжился в новую роль и делал один за другим карьерные успехи. Его популярность росла, так же стремительно, как и его звания. В скором времени его имя стало широко известно во всех аристократических кругах. Его красивая внешность, атлетическое телосложение становиться поводом для зависти многих молодых людей. Женщины были без ума от него, но, пророчества о ее дальнейшем блестящем будущем неожиданно сошли на нет. Роковой для него стала влюбленность в графиню Р. – его возлюбленная отвергла Кирсанова, причинив ему немало горечи и боли. Долгое время Павел Петрович ездил «за ней по за границам», в надежде, что отношение к нему измениться, но, не добившись существенных изменений, возвращается на Родину. Неожиданное известие о смерти графине окончательно выбивает его из колеи – Павел Петрович возвращается в деревню к своему брату. Где живет, не изменяя своим привычкам. После женитьбы Николая Петровича, Павел Кирсанов выезжает в Дрезден.

На момент повествования Кирсанову 45-50 лет. Автор не дает точных данных на этот счет, поэтому возрастная его разница столь велика. Тургенев противоречиво отмечает, что у Павла Петровича вид «человека лет около пятидесяти», но спустя некоторое время отмечает, что ему было «на вид ему было лет сорок пять».

Можно сделать предположение, что выглядел Кирсанов моложе своего реального возраста. Тот факт, что Павел Петрович очень щепетильно следил за своей внешностью, а его повседневная жизнь была лишена тяжелого физического труда или нестабильного режима дня становятся неопровержимыми доказательства этому. Но абсолютно уверено мы не может это утверждать. Возможно, что Тургеневу не важен был конкретный возраст его персонажа – ему достаточно было приблизительной даты, чтобы обрисовать принадлежность к тому или иному поколению людей.

На момент разворачивание основных событий романа. Кирсанов выглядит так: у него средний рост, и сейчас «коротко остриженные седые волосы», похожие на серебро. Кирсанов не сбривает усы, он их периодически сбрызгивает одеколоном и поэтому они у него «душисто пахнут». Остальное его лицо тщательно выбрито, « желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом». Обворожительный образ добавляют белоснежные зубы и темные «продолговатые глаза» », он обладает приятным тембром голоса. Несмотря на приличный возраст Кирсанов все также стройный и подтянутый, у него «гибкий стан».

Как видим, никаких необычных внешних признаков у Павла Петровича нет. И комплекция, и внешние черты лица его обладают миловидными характеристиками. Его движения, не смотря на возраст, обладают юношеской грацией и пластикой.

Он всегда следил за своим внешним видом. Ни тот факт, что теперь Павел Петрович уже не является светским львом, ни то, что он живет в деревне, не меняет его привычек: он всегда выглядит безукоризненно и опрятно. Это сразу же бросается в глаза на общем фоне запустения и ограничивания основными правилами гигиены. У Павла Кирсанова руки всегда в идеальном состоянии. Они удивляют своей белизной. Базаров, впервые увидевший Павла Петровича, удивлено отмечает: «Ногти то, ногти, хоть на выставку посылай!». Павел Петрович любит хорошую модную одежду: « на нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска», «одетый в легкий клетчатый пиджак и белые, как снег, панталоны», «надел тонкую батистовую рубашку, щегольскую утреннюю курточку». В течение дня он периодически меняет свой костюм, делает он это не потому, что она испачкалась, а потому, что так требовал этого этикет. В гардеробе Кирсанова всегда в достаточном количестве безукоризненно белые, отлично накрахмаленные воротнички.


Одеколон, ванна и идеально чистая одежда – вот составляющие его внешнего вида. Так было во времена его молодости, такая же тенденция остается и в дальнейшем. «Я не роняю себя, я уважаю в себе человека» – так объясняет Кирсанов свое пристрастие к моде и чистоте. В его понятии аристократ всегда должен выглядеть отменно, при этом не важно, где он живет и чем занимается.

По своей сути Павел Петрович – либерал, ему не чужды славянофильские идеи. Павел Петрович считает, что уважающий себя аристократ должен никогда не уступать своих прав, безукоризненно выполнять все свои обязанности и требовать от других чтобы они выполняли свои обязанности по отношению к нему, несмотря ни на что. Сам он о себе отзывается как о человеке «любящего прогресс». Но, при этом, не все новомодные веяния он готов безукоризненно принять. Так, например, он очень резко противоречит нигилистическим взглядам Базарова: «Молодые люди обрадовались, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты».

Павел Петрович видит в деятельности нигилистов только желание все разрушить, но при этом ничего не построить нового. Что же займет место старых порядков? – вот что интересует Кирсанова, но, так как конкретного ответа (кроме как «разруха») он найти не может, то такая нигилистическая позиция выводит его из себя. «Либо я глуп, либо это всё вздор» – подытоживает свои размышление на этот счет Павел Петрович.

Для Кирсанова важна личность человека, он считает, что без отсутствия личности, без остро развитого чувства собственного достоинства «нет никакого прочного основания общественному зданию».

У Павла Петровича специфическое отношение к представителям народных масс. Он готов отстаивать их права, часто заступается за них, но в то же время, пренебрежение крепостными норм гигиены его удручает и вызывает отвращение, «говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон». Исходя из такой позиции и вытекает жизненное кредо Кирсанова: «без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». Он считает, что «что без принсипов принятых на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя».

Павел Кирсанов старался выглядеть как можно в больше привлекательном свете, поэтому все его детали поведение, манера говорить всегда были на высоте, безукоризненны и изысканы.


В молодости он был необычайно красив, в сочетании с умением вести себя в обществе и грамотно поддержать беседу, это был пик совершенства. «Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему».

Павел Петрович старается держать себя вежливо, однако из-за вспыльчивости натуры ему, не всегда удается достичь этого. Так, например, в разговорах с Базаровым, Кирсанов порой срывается и их беседа переходит в разряд спора.

Личность Павла Кирсанова вызывает уважение и некий страх у простых людей. С одной стороны, его «уважали за его безукоризненную честность», «он всякому рад помочь и, между прочим, всегда вступается за крестьян», но его манера держаться в разговоре, проницательный взгляд пугают и действуют настораживающее. Кирсанов хорошо разбирается в людях, его брат отмечает, что у Павла «орлиный взгляд». В целом, Павел Петрович человек добрый и искренний, но порой его положительные эмоции так и остаются невыраженными, поэтому создается впечатление, что он черствый.

Кирсанов имел талант постигать разные науки и языки – газеты он предпочитал читать на английском, всегда умел поддержать беседу на должном уровне и не упасть в грязь лицом, обличив свое не знание той или иной информации. У Павла Петровича развито интуиция, он знает, как поступить в какой ситуации. Его брат часто обращается к нему за советом, то по поводу отношений с женщинами, но по поводу ведения хозяйства.

У Павла Кирсанова нет своей личной семьи, и он не стремится жениться и заводить детей, хотя сам искре отмечает, что очень любит детей. Он с удовольствием забавляет своего маленького племянника Митю Неприятная ситуация с графиней Р. Навсегда отбила у него желание связывать себя узами брака.

Сам по себе Павел Петрович человек не любящий конфликты. Это ярко показано в ситуации, когда Павел Петрович видит поцелуй Фени (возлюбленной брата) и Евгения Базарова. Понимая, что обнародования информации скорее всего приведет к плачевным последствиям для всех: брат разочаруется в матери его полугодовалого сына, племянник окажется в затруднительном положении , так как вынужден будет либо прервать общение со своим другом, либо с отцом, Павел Петрович никому не говорит о том, что видел. Он назначает Базарову дуэль, скрыв основную причину поединка от всех. Сам же Евгений понимает, что поводом стал поцелуй, а не разногласия в идейном плане. Кирсанов – человек чести, он осознает, что возраст и долгое время отсутствие практики играет не в его пользу и он может погибнуть, но не может позволить никому порочить честь его семьи и любимого брата.

Таким образом, Тургенев изображает перед нами образованного, умного и порядочного человека. Он пытается следовать новым традициям в обществе, но при этом не слепо следует за модой, а пытается разобраться в полезности этих нововведений. В образе Павла Петровича Кирсанова воплощен образ идеального представителя высшего общества – благородность, честь, стремление к самоусовершенствованию – его ключевые позиции. Кирсанов добрый, умеет анализировать сложившиеся жизненные ситуации, первоначально положительно настроен по отношению к окружающим, не считает позорным заступиться за крестьянина, готов отстаивать свою честь и честь своей семьи.

источник