Меню Рубрики

Какая ночь я не могу есенин анализ

Может казаться, будто поэт или писатель далек от мирской суеты от простых забот и немного пошлых метаморфоз человеческих отношений. Тем не менее, в действительности такая отдаленность может зачастую быть только в уме, но на практике даже творческие люди не чужды пошлости жизни, простым разочарованиям и пониманию тщеты. Пожалуй, более того, именно такие люди могут себе лучше других признаваться в фальши и не стесняясь обличать фальш в других.

Какая ночь! Я не могу.. – написано всего за несколько недель до того как Есенина повесят в отеле Англетер и потом также положат на кровать, как он лежит в этом стихотворении. Лирический герой тут по большей части сам Есенин, возможно, он описывает даже какую-то настоящую ночь, которую провел со своей третьей супругой Софьей Толстой. По мнению биографов, Толстая обожала Есенина, но он был холоден и даже открыто проявлял эти чувства.

Тем не менее, в самом стихотворении мы видим немного другую и частично обличительную картину. Автор говорит об обмане между двумя людьми, о ситуации, когда игру называют любовью, когда люди только играют в любовь, но не чувствуют ничего настоящего. Более печальной и суровой становится ситуация, когда понятным становится факт безысходности и такой ощутимой потребности в человеческом счастье.

Как любой человек, который хочет и в чем-то даже требует душевного тепла и покоя, лирический герой соглашается играть в недорогую любовь, наслаждаться лукавой страстью. Этот контраст между иллюзорным и подлинным, между ожидаемым и действительным также выражается через образ снега и инея, которые видны на липах. Зимние узоры на деревьях могут казаться цветами и сердцу поэта даже хочется видеть их таковыми, но в этом стихотворении он не строит красивых картин, а наоборот обличает любые красивые иллюзии и говорит: там где кажутся красивые цветы на самом деле холод.

Откровенность и честность поэта с самим собой и своей избранницей явно заслуживают уважения. Помимо этого следует отметить красивый образ весны в душе, который, как мы видим не исчез, несмотря на довольно плачевное положение Есенина в 1925 году за несколько недель до гибели.

Есенин всю свою жизнь не скрывал чувств особенно в последние годы своей жизни. Напротив, он открыто выражал и чувства, и мысли. Никогда не стремился чтобы критики его ценили, и всегда писал, что болело в душе. Именно поэтому можно смело сказать что он не поддерживал коллективизацию в отличие от своих коллег, которые хотели построить социализм, и всё дальше удалялся от них. Его это совершенно не интересовало так как он чувствовал, что исход его жизни уже давно предрешен. Он всегда знал разрушение души, есть физическая смерть.

За месяц до своей кончины Есенин написал чудесный стихотворение, которым поставил в неловкое состояние свою супругу, не открыл главного секрета кого он любил реальности. При прочтении произведений создается впечатление что поэт в прошлом, при этом он уже ничего не в силах изменить в своей жизни. Автор всегда скрывался от самого себя при жизни, возможно именно по этой причине он женился в третий раз, чтобы не чувствовать вокруг себя одиночество и неприятного душе состояния. Позже автор пришел к мысли что его бракосочетания с Софией оказалось его дурной ошибкой. На протяжении не одного года он подавлял в себе неприятные эмоции живя с Софией, но при этом никогда не хотел что либо менять всегда считая лучше такая любовь чем ничто. Их взаимоотношения позже автор описал в одном из своих стихотворений.

В тех строках Есенин полностью признал что любовь их прошла, а даже возможные ее никогда и не было, что он любил другую, а она возможно его и вовсе не любила. Он никогда не искал ответа почему же он до сих пор вместе с той которую не любит. Есенин и сам прекрасно понимал молодой супруги он был совершенно безразличен, фальшь и обман был в её наигранной нежности. Есенин описывал свои страдания переживания и мысли которых вслух никогда не произносил, как сложно было ему прятать в себе свое истинное лицо. Он прятал в себе чувства к девушке, которую никогда больше не увидит, не услышит ее голоса, и не обнимет. В этом стихотворении он показал своей жене что любовь лишь игра, притворство, и что любовь у него к другой. Поэту было тяжело жить с этой мыслью.

Кто была той неизвестной женщиной, которую любил поэт? Никто не знает до сих пор, многие предполагали Сардановская Анна в которую Есенин был влюблён, и не был решителен в признание ей об этом. Никто на сегодняшний день не может сказать с уверенностью кто же была эта девушка, и какие на самом деле чувства испытывал к ней автор.

Анализ стихотворения Какая ночь! Я не могу по плану

Одно из самых чувственных и прекрасных стихотворений Александра Блока. Не многие знают, что ранняя лирика поэта касалась пейзажей, природы, чувств. Такие работы Блока показывают его совершенно с другой стороны

Может казаться, будто поэт или писатель далек от мирской суеты от простых забот и немного пошлых метаморфоз человеческих отношений. Тем не менее, в действительности такая отдаленность может зачастую быть только в уме

Это стихотворение заканчивает цикл романтических стихотворений А.С. Пушкина, написанных им в Южной ссылке. По форме произведение напоминает элегию, по жанру перед нами

Произведение является составной частью позднего лирического творчества поэта и по жанровой направленности относится к философским размышлениям.

Стихотворение под названием «Дедушка», написанное Некрасовым, является одним из самых известных и популярных стихотворений в его творчестве. Оно описывает глубокие отношения между двумя поколениями

источник

В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и дальше отдалялся от своих коллег, которые в угоду новой власти прославляли коллективизацию и выступали за построение социализма. Есенин же был от всего этого настолько далек, что неоднократно становился объектом критики. Однако это его нисколько не беспокоило, потому что поэт предчувствовал свою скорую гибель. Он понимал, что за разрушением души непременно следует физическая смерть, и до

Примерно за месяц до гибели Есенин написал стихотворение “Какая ночь! Я не могу…” , в котором мысленно вернулся в свое прошлое и вдруг отчетливо осознал, что уже ничего не сможет изменить в собственной жизни. Он неоднократно пытался убежать от себя самого и даже в третий раз женился, пытаясь избавиться от гнетущего чувства одиночества. Однако очень скоро осознал, что его брак с Софьей Толстой был ошибкой. Именно взаимоотношениям с этой женщиной и посвящено стихотворение, в котором поэт без утайки признается, что “отлюбили мы давно, ты – не меня,

“Любить лишь можно только раз, вот оттого ты мне чужая”, – признается поэт, однако при этом не может и не хочет заставить себя разорвать этот порочный круг и изменить собственную жизнь. Да и смысла делать это Есенин не видит, считая, что гораздо проще и привычнее “играть в любовь недорогую”, чем пытаться по-настоящему любить. И в эту ночь, когда на него вновь нахлынули воспоминания юности, поэт мечтает лишь об одном: “Пусть сердцу вечно снится май и та, что навсегда люблю я”.

Кто эта таинственная незнакома? История умалчивает, хотя существует множество версий по поводу того, кто именно является тайной дамой сердца поэта. То, что к их числу не принадлежит не одна из бывших жен, очевидно. Исследователи жизни и творчества Есенина склонны полагать, что речь идет об Анне Сардановской, в которую поэт был влюблен в юности, однако так и не смог в этом признаться своей избраннице. Впоследствии Сардановская вышла замуж и скончалась во время родов, о чем Есенин узнал лишь через несколько лет после ее гибели.

Анализ стихотворения Есенина “Вот уж вечер. РосаСергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего.

Анализ стихотворения Есенина “Не бродить, не мять в кустах багряныхПокидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен.

Анализ стихотворения Есенина “Ты запой мне ту песню, что преждеС сестрой Александрой Сергея Есенина связывали очень непростые отношения. Эта молодая девушка сразу и безоговорочно приняла революционные новшества и отказалась от прежнего уклада жизни. Когда поэт приезжал в родное село.

Анализ стихотворения Есенина “Ну, целуй меня, целуйСергей Есенин был трижды официально женат, и каждый его брак, по признанию поэта, оказался неудачным. Тем не менее, своим любимым женщинам он посвятил множество восхитительных, нежных и страстных стихов. Среди.

Анализ стихотворения Есенина “Этой грусти теперь не рассыпатьСергей Есенин очень болезненно переживал период своего становления и взросления, считая зрелость синонимом приближающейся старости. Его беспокоило не столько физическое состояние, хотя постоянные запои далеко не самым лучшим образом сказались.

Анализ стихотворения Есенина “Гой ты, Русь, моя роднаяПоэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был.

Анализ стихотворения Есенина “Я помню, любимая, помнюНе секрет, что поэт Сергей Есенин был человеком влюбчивым и достаточно импульсивным. До сих пор ходят споры о том, скольким женщинам за свою недолгую жизнь он успел вскружить голову, и.

Анализ стихотворения Фета “Майская ночьСтихотворение “Майская ночь” , созданное Афанасием Фетом в 1870 году, относится к позднему периоду творчества поэта. К этому времени автор решил полностью завязать с литературой, разорвал отношения с журналом “Современник”.

Анализ стихотворения Есенина “Весенний вечерВ 1912 году Сергей Есенин приехал покорять Москву, однако удача улыбнулась молодому поэту не сразу. Пройдет еще несколько лет прежде, чем его первое стихотворение будет опубликовано в столичном журнале. Пока.

Анализ стихотворения Сергея Есенина “Письмо матери”“Письмо матери” очень хорошее и трогательное стихотворение. На мой взгляд, оно является практически пророческим. Сейчас я поясню, почему я так думаю. Стихотворение написано в 1924 году, лишь за год до.

Анализ стихотворения Маяковского “НочьНачало 20 века ознаменовалось в русской литературе возникновением различных течений, одним из которых являлся футуризм. Поэт Владимир Маяковский, чье творчество в этот период было известно лишь небольшому кругу почитателей, также.

Анализ стихотворения Есенина “ЧеремухаВ раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где.

Анализ стихотворения Есенина “ВоспоминаниеРанний период творчества Сергея Есенина связан с пейзажной лирикой, которая впоследствии принесла поэту популярность. Однако мало кто знает о том, что этот автор любил наблюдать не только за природой, но.

Анализ стихотворения Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека…” (1)“Ночь, улица, фонарь, аптека…” – составная часть поэмы “Пляски смерти” из цикла “Страшный мир”. Поэма повествует о жизни и смерти безжалостной и леденящей. А своенравный ритм смерти словно hубленый ритм.

Анализ стихотворения Бориса Пастернака “Зимняя ночь”В 1946 г. Борис Пастернак пишет стихотворение “Зимняя ночь”. Совсем недавно закончилась война. Казалось, наступило спокойствие! Но бури мировых потрясений не утихли. Давайте вернемся к стихотворению и посмотрим, что хотел.

Анализ стихотворения Есенина “Поет зима – аукаетОдно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием “Поет зима – аукает…” , было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его.

Анализ поэмы Есенина “РусьНаиболее значительным произведением стала маленькая поэма “Русь” (1914), в которой Сергей Есенин создает обобщенный образ родной земли, задумывается о ее судьбе, рассказывает о страданиях и надеждах своего народа и пытается.

Анализ стихотворения Маяковского “Сергею ЕсенинуНе секрет, что Владимир Маяковский считал себя гением, поэтому к творчеству других поэтов, в том числе и классиков русской литературы относился с некоторым пренебрежением. Одних он открыто критиковал, над другими.

Анализ повести “Ночь перед Рождеством”История создания повести “Ночь перед Рождеством”. Николай Гоголь показал российскому миру совсем неоткрытый раньше украинский край, который имеет свою уникальную национальную мифологию, традиции, фольклор и обычаи. Он утверждал тем самым.

Образ Родины в лирике С. ЕсенинаНо более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. С. Есенин План I. “Чувство Родины основное в моем творчестве”. II. Любовь к Родине и природе родного края.

Мир природы в лирике С. ЕсенинаМир природы в лирике С. Есенина План I. Есенин – поэт природы. II. Гармония и совершенство – мерило красоты. 1. Яркие параллели описаний природы и чувств человека. 2. Любовь к.

Анализ стихотворения Жуковского “Таинственный посетительРомантик и мечтатель, Василий Жуковский неоднократно пытался найти взаимосвязь между чувствами и поступками людей. В итоге поэт пришел к вводу, что каждым из нас управляют некие высшие силы, которые и.

РУССКАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНАБ своем лирическом наследии Сергей Есенин оставил нам яркие, светлые образы русской природы. Самобытность его поэтического слова берет истоки в красоте, обычаях и фольклоре Рязанщины – родины поэта. “Рязанские поля.

Анализ стихотворения Пастернака “Весна в лесуПоэтические образы, создаваемые Борисом Пастернаком, очень ярки и разнообразны. Однако в отличие от многих других поэтов он никогда не приукрашивал действительность. Потому пейзажная лирика этого автора отличается реалистичностью, хотя в.

Анализ стихотворения Блока “Душа молчит. В холодном небеСегодня можно с уверенностью утверждать, что Александр Блок, как и многие поэты его поколения, обладал неким даром предвидения. Более того, исторические факты указывают на то, что он его культивировал и.

Анализ стихотворения Маяковского “Дешевая распродажаВладимир Маяковский неоднократно говорил о том, что считает себя гением, и пророчил собственным стихам бессмертие. Однако он готов был отдать все, что имеет, за возможность обычного разговора по душам. И.

Анализ стихотворения Пушкина “Поэт и толпаПушкин Неоднократно задавался вопросом о том, какова же роль поэта в социуме. Он понимал, что рифмованные строки могут полностью изменить мир и заставить людей мыслить по-иному. Примером тому являлось восстание.

Анализ стихотворения Фета “Alter EgoВнутренний мир Афанасия Фета долгое время был закрыт для окружающих. Даже близкие поэта не догадывались о том, что на заре жизни он переживал настоящую душевную драму, связанную с гибелью любимой.

Анализ стихотворения Фета “Жди ясного на завтра дняРанний период Творчества Афанасия Фета неразрывно связан с пейзажной лирикой. Именно благодаря стихам, в которых воспевается красота русской природы, этот поэт снискал себе славу романтичного и утонченного поэта, который способен.

Анализ стихотворения Заболоцкого “ЖуравлиВ Творчестве Николая Заблоцкого довольно много произведений, которые посвящены родной природе, но при этом имеют глубокий философский и житейский смысл. К ним, в частности, относится стихотворение “Журавли” , которое поэт.

источник

В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и дальше отдалялся от своих коллег, которые в угоду новой власти прославляли коллективизацию и выступали за построение социализма. Есенин же был от всего этого настолько далек, что неоднократно становился объектом критики. Однако это его нисколько не беспокоило, потому что поэт предчувствовал свою скорую гибель. Он понимал, что за разрушением души непременно следует физическая смерть, и до этого момента остается совсем немного времени.

Примерно за месяц до гибели Есенин написал стихотворение «Какая ночь! Я не могу…». в котором мысленно вернулся в свое прошлое и вдруг отчетливо осознал, что уже ничего не сможет изменить в собственной жизни. Он неоднократно пытался убежать от себя самого и даже в третий раз женился, пытаясь избавиться от гнетущего чувства одиночества. Однако очень скоро осознал, что его брак с Софьей Толстой был ошибкой. Именно взаимоотношениям с этой женщиной и посвящено стихотворение, в котором поэт без утайки признается, что «отлюбили мы давно, ты – не меня, а я – другую». Он не пытается найти ответ на вопрос, почему же тогда именно в этот момент находится рядом с женщиной, которая ему совершенно безразлична. Но при этом понимает, что и молодой супруге он совершенно не нужен, и ее наигранная нежность так же обманчива и фальшива, как липы за окном, на ветках которых вместо ароматных цветов лежит первый ноябрьских снег.

«Любить лишь можно только раз, вот оттого ты мне чужая», — признается поэт, однако при этом не может и не хочет заставить себя разорвать этот порочный круг и изменить собственную жизнь. Да и смысла делать это Есенин не видит, считая, что гораздо проще и привычнее «играть в любовь недорогую», чем пытаться по-настоящему любить. И в эту ночь, когда на него вновь нахлынули воспоминания юности, поэт мечтает лишь об одном: «Пусть сердцу вечно снится май и та, что навсегда люблю я».

Читайте также:  Какие анализы сдать после укуса клеща

Кто эта таинственная незнакома? История умалчивает, хотя существует множество версий по поводу того, кто именно является тайной дамой сердца поэта. То, что к их числу не принадлежит не одна из бывших жен, очевидно. Исследователи жизни и творчества Есенина склонны полагать, что речь идет об Анне Сардановской, в которую поэт был влюблен в юности, однако так и не смог в этом признаться своей избраннице. Впоследствии Сардановская вышла замуж и скончалась во время родов, о чем Есенин узнал лишь через несколько лет после ее гибели.

Анализ стихотворения Есенина «Какая ночь! Я не могу»

В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и дальше отдалялся от своих коллег, которые в угоду новой власти прославляли коллективизацию и выступали за построение социализма.

Есенин же был от всего этого настолько далек, что неоднократно становился объектом критики. Однако это его нисколько не беспокоило, потому что поэт предчувствовал свою скорую гибель. Он понимал, что за разрушением души непременно следует физическая смерть, и до этого момента остается совсем немного времени.

Примерно за месяц до гибели Есенин написал стихотворение «Какая ночь! Я не могу», в котором мысленно вернулся в свое прошлое и вдруг отчетливо осознал, что уже ничего не сможет изменить в собственной жизни. Он неоднократно пытался убежать от себя самого

и даже в третий раз женился, пытаясь избавиться от гнетущего чувства одиночества. Однако очень скоро осознал, что его брак с Софьей Толстой был ошибкой. Именно взаимоотношениям с этой женщиной и посвящено стихотворение, в котором поэт без утайки признается, что «отлюбили мы давно, ты — не меня, а я — другую». Он не пытается найти ответ на вопрос, почему же тогда именно в этот момент находится рядом с женщиной, которая ему совершенно безразлична. Но при этом понимает, что и молодой супруге он совершенно не нужен, и ее наигранная нежность так же обманчива и фальшива, как липы за окном, на ветках которых вместо ароматных цветов лежит первый ноябрьских снег.

«Любить лишь можно только раз, вот оттого ты мне чужая», — признается поэт, однако при этом не может и не хочет заставить себя разорвать этот порочный круг и изменить собственную жизнь. Да и смысла делать это Есенин не видит, считая, что гораздо проще и привычнее «играть в любовь недорогую», чем пытаться по-настоящему любить. И в эту ночь, когда на него вновь нахлынули воспоминания юности, поэт мечтает лишь об одном: «Пусть сердцу вечно снится май и та, что навсегда люблю я».

Кто эта таинственная незнакома? История умалчивает, хотя существует множество версий по поводу того, кто именно является тайной дамой сердца поэта. То, что к их числу не принадлежит не одна из бывших жен, очевидно. Исследователи жизни и творчества Есенина склонны полагать, что речь идет об Анне Сардановской, в которую поэт был влюблен в юности, однако так и не смог в этом признаться своей избраннице. Впоследствии Сардановская вышла замуж и скончалась во время родов, о чем Есенин узнал лишь через несколько лет после ее гибели.

  1. Анализ стихотворения Есенина «Ночь (Тихо дремлет река…)» Свои первые стихи Сергей Есенин начал писать в подростковом возрасте, и многие из них впоследствии были опубликованы. Естественно, что простой.
  2. Мне грустно на тебя смотреть какая боль какая жалость Сергей Есенин писал, свои стихотворения по мановению своей души, о том, что происходит в его жизни. Судя по стилю написания.
  3. Анализ стихотворения Фета «Какая ночь как воздух чист» Стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист. » было написано в 1857 году. К этому времени Афанасий Фет выпустил уже три.
  4. Анализ стихотворения Есенина «Моя жизнь» Библиографы Сергея Есенина до сих пор задаются вопросом, как в одном человеке могли так органично уживаться циник и романтик, похабник.
  5. Анализ стихотворения Есенина «В этом мире я только прохожий» В своих последних произведениях Сергей Есенин нередко затрагивал тему жизни и смерти, так как предчувствовал, что его дни сочтены. Автор.
  6. Анализ стихотворения Есенина «Звезды» Романтик по натуре, Сергей Есенин не только умел видеть красоту окружающего мира, но и мастерски передавал ее в своих стихах.
  7. Анализ стихотворения Есенина «Мой путь» Не секрет, что Сергей Есенин предчувствовал свою гибель, поэтому последние несколько лет жизни словно бы подводил в стихах ее итоги.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Какая ночь! Я не могу»

Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело,-
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы —
На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я — другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.

Стихи классиков: Пушкин, Есенин, Блок, Маяковский, Ахматова, Жуковский, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Фет, Толстой, Бальмонт, Брюсов, Андрей Белый, Хлебников, Игорь Северянин, Гумилев, Мандельштам, Пастернак, Цветаева на сайте стихи классиков .

Сайт создан в системе uCoz

«Какая ночь! Я не могу…» Сергей Есенин

Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет

Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело,-
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы —
На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я — другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.

В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и дальше отдалялся от своих коллег, которые в угоду новой власти прославляли коллективизацию и выступали за построение социализма. Есенин же был от всего этого настолько далек, что неоднократно становился объектом критики. Однако это его нисколько не беспокоило, потому что поэт предчувствовал свою скорую гибель. Он понимал, что за разрушением души непременно следует физическая смерть, и до этого момента остается совсем немного времени.

Примерно за месяц до гибели Есенин написал стихотворение «Какая ночь! Я не могу…», в котором мысленно вернулся в свое прошлое и вдруг отчетливо осознал, что уже ничего не сможет изменить в собственной жизни. Он неоднократно пытался убежать от себя самого и даже в третий раз женился, пытаясь избавиться от гнетущего чувства одиночества. Однако очень скоро осознал, что его брак с Софьей Толстой был ошибкой. Именно взаимоотношениям с этой женщиной и посвящено стихотворение, в котором поэт без утайки признается, что «отлюбили мы давно, ты – не меня, а я – другую». Он не пытается найти ответ на вопрос, почему же тогда именно в этот момент находится рядом с женщиной, которая ему совершенно безразлична. Но при этом понимает, что и молодой супруге он совершенно не нужен, и ее наигранная нежность так же обманчива и фальшива, как липы за окном, на ветках которых вместо ароматных цветов лежит первый ноябрьских снег.

«Любить лишь можно только раз, вот оттого ты мне чужая», — признается поэт, однако при этом не может и не хочет заставить себя разорвать этот порочный круг и изменить собственную жизнь. Да и смысла делать это Есенин не видит, считая, что гораздо проще и привычнее «играть в любовь недорогую», чем пытаться по-настоящему любить. И в эту ночь, когда на него вновь нахлынули воспоминания юности, поэт мечтает лишь об одном: «Пусть сердцу вечно снится май и та, что навсегда люблю я».

Кто эта таинственная незнакома? История умалчивает, хотя существует множество версий по поводу того, кто именно является тайной дамой сердца поэта. То, что к их числу не принадлежит не одна из бывших жен, очевидно. Исследователи жизни и творчества Есенина склонны полагать, что речь идет об Анне Сардановской, в которую поэт был влюблен в юности, однако так и не смог в этом признаться своей избраннице. Впоследствии Сардановская вышла замуж и скончалась во время родов, о чем Есенин узнал лишь через несколько лет после ее гибели.

Какая ночь! Я не могу…
Не спится мне. Такая лунность!
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью.
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело, —
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз.
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы —
На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,
Ты — не меня, а я — другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.

источник

«Какая ночь! Я не могу…» Сергей Есенин

Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело,-
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы —
На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я — другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.

В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и дальше отдалялся от своих коллег, которые в угоду новой власти прославляли коллективизацию и выступали за построение социализма. Есенин же был от всего этого настолько далек, что неоднократно становился объектом критики. Однако это его нисколько не беспокоило, потому что поэт предчувствовал свою скорую гибель. Он понимал, что за разрушением души непременно следует физическая смерть, и до этого момента остается совсем немного времени.

Примерно за месяц до гибели Есенин написал стихотворение «Какая ночь! Я не могу…», в котором мысленно вернулся в свое прошлое и вдруг отчетливо осознал, что уже ничего не сможет изменить в собственной жизни. Он неоднократно пытался убежать от себя самого и даже в третий раз женился, пытаясь избавиться от гнетущего чувства одиночества. Однако очень скоро осознал, что его брак с Софьей Толстой был ошибкой. Именно взаимоотношениям с этой женщиной и посвящено стихотворение, в котором поэт без утайки признается, что «отлюбили мы давно, ты – не меня, а я – другую». Он не пытается найти ответ на вопрос, почему же тогда именно в этот момент находится рядом с женщиной, которая ему совершенно безразлична. Но при этом понимает, что и молодой супруге он совершенно не нужен, и ее наигранная нежность так же обманчива и фальшива, как липы за окном, на ветках которых вместо ароматных цветов лежит первый ноябрьских снег.

«Любить лишь можно только раз, вот оттого ты мне чужая», — признается поэт, однако при этом не может и не хочет заставить себя разорвать этот порочный круг и изменить собственную жизнь. Да и смысла делать это Есенин не видит, считая, что гораздо проще и привычнее «играть в любовь недорогую», чем пытаться по-настоящему любить. И в эту ночь, когда на него вновь нахлынули воспоминания юности, поэт мечтает лишь об одном: «Пусть сердцу вечно снится май и та, что навсегда люблю я».

Кто эта таинственная незнакома? История умалчивает, хотя существует множество версий по поводу того, кто именно является тайной дамой сердца поэта. То, что к их числу не принадлежит не одна из бывших жен, очевидно. Исследователи жизни и творчества Есенина склонны полагать, что речь идет об Анне Сардановской, в которую поэт был влюблен в юности, однако так и не смог в этом признаться своей избраннице. Впоследствии Сардановская вышла замуж и скончалась во время родов, о чем Есенин узнал лишь через несколько лет после ее гибели.

источник

  • Авиация (120)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (29)
  • Атмосферные электрические явления (8)
  • Бабочки (15)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (19)
  • Вокруг Солнечной системы (49)
  • Вопрос-Ответ (1709)
  • Габсбурги (14)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (45)
  • Дальние страны (785)
  • Дорога — это жизнь (28)
  • Животные (398)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (667)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (11)
  • ЗДОРОВЬЕ (242)
  • Земля (80)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (374)
  • Истории любви (124)
  • ИСТОРИЯ (1474)
  • История одного стихотворения (2017)
  • История одной картины (599)
  • Книги для детей (235)
  • Краса ветвей зависит от корней (27)
  • КУЛЬТУРА (163)
  • Легенды и мифы (134)
  • ЛИТЕРАТУРА (167)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (150)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (145)
  • ЛЮДИ (275)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (25)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (23)
  • МИКРОмир (12)
  • Мода (39)
  • Москва (66)
  • Музеи (99)
  • Наполеон Бонапарт (56)
  • Насекомые (72)
  • НАУКА (377)
  • Облака (12)
  • Оружие (22)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (226)
  • ПАРАЗИТЫ (22)
  • Первые среди равных (154)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (1)
  • Поэзия (678)
  • Праздники (31)
  • Притчи (33)
  • Проза (425)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (193)
  • Психология (73)
  • Птицы (168)
  • Растения (64)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (98)
  • Россия (880)
  • Сады и парки (33)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (101)
  • Символы (109)
  • Скульпторы (28)
  • СЛОВАРЬ (7)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1157)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (309)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (193)
  • Фарфор (8)
  • Фотографии (400)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (182)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (567)
  • ЦВЕТЫ (35)
  • ЧАЙ (20)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (38)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (639)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (286)
  • ЭПОХА СССР (179)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Сергей Александрович Есенин

Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело,-
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы —
На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я — другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.

В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и дальше отдалялся от своих коллег, которые в угоду новой власти прославляли коллективизацию и выступали за построение социализма. Есенин же был от всего этого настолько далек, что неоднократно становился объектом критики. Однако это его нисколько не беспокоило, потому что поэт предчувствовал свою скорую гибель. Он понимал, что за разрушением души непременно следует физическая смерть, и до этого момента остается совсем немного времени.

Читайте также:  Форма 302н какие анализы нужны

Примерно за месяц до гибели Есенин написал стихотворение «Какая ночь! Я не могу…», в котором мысленно вернулся в свое прошлое и вдруг отчетливо осознал, что уже ничего не сможет изменить в собственной жизни. Он неоднократно пытался убежать от себя самого и даже в третий раз женился, пытаясь избавиться от гнетущего чувства одиночества. Однако очень скоро осознал, что его брак с Софьей Толстой был ошибкой.

Софья Толстая

Именно взаимоотношениям с этой женщиной и посвящено стихотворение, в котором поэт без утайки признается, что «отлюбили мы давно, ты – не меня, а я – другую». Он не пытается найти ответ на вопрос, почему же тогда именно в этот момент находится рядом с женщиной, которая ему совершенно безразлична. Но при этом понимает, что и молодой супруге он совершенно не нужен, и ее наигранная нежность так же обманчива и фальшива, как липы за окном, на ветках которых вместо ароматных цветов лежит первый ноябрьских снег.

«Любить лишь можно только раз, вот оттого ты мне чужая», — признается поэт, однако при этом не может и не хочет заставить себя разорвать этот порочный круг и изменить собственную жизнь. Да и смысла делать это Есенин не видит, считая, что гораздо проще и привычнее «играть в любовь недорогую», чем пытаться по-настоящему любить. И в эту ночь, когда на него вновь нахлынули воспоминания юности, поэт мечтает лишь об одном: «Пусть сердцу вечно снится май и та, что навсегда люблю я».

Кто эта таинственная незнакома? История умалчивает, хотя существует множество версий по поводу того, кто именно является тайной дамой сердца поэта. То, что к их числу не принадлежит не одна из бывших жен, очевидно. Исследователи жизни и творчества Есенина склонны полагать, что речь идет об Анне Сардановской, в которую поэт был влюблен в юности, однако так и не смог в этом признаться своей избраннице.

Анна Сардановская

Впоследствии Сардановская вышла замуж и скончалась во время родов, о чем Есенин узнал лишь через несколько лет после ее гибели.

источник

Какая ночь я не могу с есенин. Стихи о любви. Сергей Есенин. Анализ стихотворения «Какая ночь! Я не могу…» Есенина

Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело,-
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы —
На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я — другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.

В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и дальше отдалялся от своих коллег, которые в угоду новой власти прославляли коллективизацию и выступали за построение социализма. Есенин же был от всего этого настолько далек, что неоднократно становился объектом критики. Однако это его нисколько не беспокоило, потому что поэт предчувствовал свою скорую гибель. Он понимал, что за разрушением души непременно следует физическая смерть, и до этого момента остается совсем немного времени.

Примерно за месяц до гибели Есенин написал стихотворение «Какая ночь! Я не могу…», в котором мысленно вернулся в свое прошлое и вдруг отчетливо осознал, что уже ничего не сможет изменить в собственной жизни. Он неоднократно пытался убежать от себя самого и даже в третий раз женился, пытаясь избавиться от гнетущего чувства одиночества. Однако очень скоро осознал, что его брак с Софьей Толстой был ошибкой. Именно взаимоотношениям с этой женщиной и посвящено стихотворение, в котором поэт без утайки признается, что «отлюбили мы давно, ты – не меня, а я – другую». Он не пытается найти ответ на вопрос, почему же тогда именно в этот момент находится рядом с женщиной, которая ему совершенно безразлична. Но при этом понимает, что и молодой супруге он совершенно не нужен, и ее наигранная нежность так же обманчива и фальшива, как липы за окном, на ветках которых вместо ароматных цветов лежит первый ноябрьских снег.

«Любить лишь можно только раз, вот оттого ты мне чужая», — признается поэт, однако при этом не может и не хочет заставить себя разорвать этот порочный круг и изменить собственную жизнь. Да и смысла делать это Есенин не видит, считая, что гораздо проще и привычнее «играть в любовь недорогую», чем пытаться по-настоящему любить. И в эту ночь, когда на него вновь нахлынули воспоминания юности, поэт мечтает лишь об одном: «Пусть сердцу вечно снится май и та, что навсегда люблю я».

Кто эта таинственная незнакома? История умалчивает, хотя существует множество версий по поводу того, кто именно является тайной дамой сердца поэта. То, что к их числу не принадлежит не одна из бывших жен, очевидно. Исследователи жизни и творчества Есенина склонны полагать, что речь идет об Анне Сардановской, в которую поэт был влюблен в юности, однако так и не смог в этом признаться своей избраннице. Впоследствии Сардановская вышла замуж и скончалась во время родов, о чем Есенин узнал лишь через несколько лет после ее гибели.

«Какая ночь! Я не могу…» С.Есенин

«Какая ночь! Я не могу…» Сергей Есенин

Пусть лучше этот лунный свет

Ко мне струится к изголовью.

Ведь разлюбить не сможешь ты,

Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз,

Что липы тщетно манят нас,

На этих липах снег да иней.

Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай

В лукавой страсти поцелуя,

Пусть сердцу вечно снится май

И та, что навсегда люблю я.

В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и дальше отдалялся от своих коллег, которые в угоду новой власти прославляли коллективизацию и выступали за построение социализма. Есенин же был от всего этого настолько далек, что неоднократно становился объектом критики. Однако это его нисколько не беспокоило, потому что поэт предчувствовал свою скорую гибель. Он понимал, что за разрушением души непременно следует физическая смерть, и до этого момента остается совсем немного времени.

Примерно за месяц до гибели Есенин написал стихотворение «Какая ночь! Я не могу…», в котором мысленно вернулся в свое прошлое и вдруг отчетливо осознал, что уже ничего не сможет изменить в собственной жизни. Он неоднократно пытался убежать от себя самого и даже в третий раз женился, пытаясь избавиться от гнетущего чувства одиночества. Однако очень скоро осознал, что его брак с Софьей Толстой был ошибкой. Именно взаимоотношениям с этой женщиной и посвящено стихотворение, в котором поэт без утайки признается, что «отлюбили мы давно, ты – не меня, а я – другую». Он не пытается найти ответ на вопрос, почему же тогда именно в этот момент находится рядом с женщиной, которая ему совершенно безразлична. Но при этом понимает, что и молодой супруге он совершенно не нужен, и ее наигранная нежность так же обманчива и фальшива, как липы за окном, на ветках которых вместо ароматных цветов лежит первый ноябрьских снег.

«Любить лишь можно только раз, вот оттого ты мне чужая», — признается поэт, однако при этом не может и не хочет заставить себя разорвать этот порочный круг и изменить собственную жизнь. Да и смысла делать это Есенин не видит, считая, что гораздо проще и привычнее «играть в любовь недорогую», чем пытаться по-настоящему любить. И в эту ночь, когда на него вновь нахлынули воспоминания юности, поэт мечтает лишь об одном: «Пусть сердцу вечно снится май и та, что навсегда люблю я».

Кто эта таинственная незнакома? История умалчивает, хотя существует множество версий по поводу того, кто именно является тайной дамой сердца поэта. То, что к их числу не принадлежит не одна из бывших жен, очевидно. Исследователи жизни и творчества Есенина склонны полагать, что речь идет об Анне Сардановской, в которую поэт был влюблен в юности, однако так и не смог в этом признаться своей избраннице. Впоследствии Сардановская вышла замуж и скончалась во время родов, о чем Есенин узнал лишь через несколько лет после ее гибели.

есенин пусть сердцу вечно снится май

Не спится мне. Такая лунность.

Пусть лучше этот лунный свет

Ко мне струится к изголовью.

Ведь разлюбить не сможешь ты,

Как полюбить ты не сумела.

Что липы тщетно манят нас,

Что в этот отсвет лунный, синий

На этих липах снег да иней.

Играть в любовь недорогую.

В лукавой страсти поцелуя,

Пусть сердцу вечно снится май

Сергей Есенин: какая ночь! Я не могу.

«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

Рубрика . Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.
Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.
Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело,-
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.
Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.
Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы —
На этих липах снег да иней.
Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я — другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.
Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.

***
Ну, целуй меня, целуй,
Хоть до крови, хоть до боли.
Не в ладу с холодной волей
Кипяток сердечных струй.

Опрокинутая кружка
Средь веселых не для нас.
Понимай, моя подружка,
На земле живут лишь раз!

Оглядись спокойным взором,
Посмотри: во мгле сырой
Месяц, словно желтый ворон,
Кружит, вьется над землей.

Ну, целуй же! Так хочу я.
Песню тлен пропел и мне.
Видно, смерть мою почуял
Тот, кто вьется в вышине.

Увядающая сила!
Умирать так умирать!
До кончины губы милой
Я хотел бы целовать.

Чтоб все время в синих дремах,
Не стыдясь и не тая,
В нежном шелесте черемух
Раздавалось: «Я твоя».

И чтоб свет над полной кружкой
Легкой пеной не погас —
Пей и пой, моя подружка:
На земле живут лишь раз!

***
Не гляди на меня с упреком
Не гляди на меня с упреком,
Я презренья к тебе не таю,
Но люблю я твой взор с поволокой
И лукавую кротость твою.
Да, ты кажешься мне распростертой,
И, пожалуй, увидеть я рад,
Как лиса, притворившись мертвой,
Ловит воронов и воронят.
Ну, и что же, лови, я не струшу.
Только как бы твой пыл не погас?
На мою охладевшую душу
Натыкались такие не раз.
Не тебя я люблю, дорогая,
Ты лишь отзвук, лишь только тень.
Мне в лице твоем снится другая,
У которой глаза — голубень.
Пусть она и не выглядит кроткой
И, пожалуй, на вид холодна,
Но она величавой походкой
Всколыхнула мне душу до дна.
Вот такую едва ль отуманишь,
И не хочешь пойти, да пойдешь,
Ну, а ты даже в сердце не вранишь
Напоенную ласкою ложь.
Но и все же, тебя презирая,
Я смущенно откроюсь навек:
Если б не было ада и рая,
Их бы выдумал сам человек.

***
Письмо к женщине
Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел —
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь —
Корабль в плачевном состояньи.
Земля — корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.

Тогда и я,
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был —
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.

Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий.

Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был,
И что со мною сталось!

Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне.
Я знаю: вы не та —
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.

***
Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Знаю я — они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.

Пусть твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.

Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь, —
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку
Ты пройдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер!»
Я отвечу: «Добры вечер, miss».

И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь, —
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

Не ходи ты ко мне под окно
И зеленой травы не топчи,
Я тебя разлюбила давно,
Но не плачь, а спокойно молчи.
Я жалею тебя всей душою,
Что тебе до моей красоты?
Почему не даешь мне покою
И зачем так терзаешься ты?
Все равно я не буду твоею,
Я теперь не люблю никого,
Не люблю, но тебя я жалею,
Отойди от окна моего!
Позабудь, что была я твоею,
Что безумно любила тебя,
Я теперь не люблю, а жалею —
Отойди и не мучай меня.

Читайте также:  Как сдается анализ на асат

***
Руки милой — пара лебедей —
В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.

Пел и я когда-то далеко
И теперь пою про то же снова,
Потому и дышит глубоко
Нежностью пропитанное слово.

Если душу вылюбить до дна,
Сердце станет глыбой золотою,
Только тегеранская луна
Не согреет песни теплотою.

Я не знаю, как мне жизнь прожить:
Догореть ли в ласках милой Шаги
Иль под старость трепетно тужить
О прошедшей песенной отваге?

У всего своя походка есть:
Что приятно уху, что — для глаза.
Если перс слагает плохо песнь,
Значит, он вовек не из Шираза.

Про меня же и за эти песни
Говорите так среди людей:
Он бы пел нежнее и чудесней,
Да сгубила пара лебедей.

***
Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.
Я помню, ты мне говорила:
«Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда».
Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.
И сердце, остыть не готовясь,
И грустно другую любя
Как будто любимую повесть,
С другой вспоминаю тебя.

***
Улеглась моя былая рана —
Пьяный бред не гложет сердце мне.
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане.
Сам чайханщик с круглыми плечами,
Чтобы славилась пред русскими чайхана,
Угощает меня красным чаем
Вместо крепкой водки и вина.
Угощай, хозяин, да не очень.
Много роз цветет в твоем саду.
Незадаром мне мигнули очи,
Приоткинув черную чадру.
Мы в России девушек весенних
На цепи не держим, как собак,
Поцелуям учимся без денег,
Без кинжальных хитростей и драк.
Ну, а этой за движенья стана,
Что лицом похожа на зарю,
Подарю я шаль из Хороссана
И ковер ширазский подарю.
Наливай, хозяин, крепче чаю,
Я тебе вовеки не солгу.
За себя я нынче отвечаю,
За тебя ответить не смогу.
И на дверь ты взглядывай не очень,
Все равно калитка есть в саду.
Незадаром мне мигнули очи,
Приоткинув черную чадру.

***
Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.

Чужие губы разнесли
Твоё тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.

Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.

Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.

Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.

Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада.
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.

***
Ты ушла и ко мне не вернешься,
Позабыла ты мой уголок,
И теперь ты другому смеешься,
Укрываяся в белый платок.
Мне тоскливо, и скучно, и жалко,
Неуютно камин мой горит.
Но измятая в книжке фиалка
Все о счастье былом говорит.

***
Лебеды и не искать следа.
Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —
К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

***
Ты прохладой меня не мучай
И не спрашивай, сколько мне лет,
Одержимый тяжелой падучей,
Я душой стал, как желтый скелет.
Было время, когда из предместья
Я мечтал по-мальчишески — в дым,
Что я буду богат и известен
И что всеми я буду любим.
Да! Богат я, богат с излишком.
Был цилиндр, а теперь его нет.
Лишь осталась одна манишка
С модной парой избитых штиблет.
И известность моя не хуже,-
От Москвы по парижскую рвань
Мое имя наводит ужас,
Как заборная громкая брань.
И любовь, не забавное ль дело?
Ты целуешь, а губы как жесть.
Знаю, чувство мое перезрело,
А твое не сумеет расцвесть.
Мне пока горевать еще рано,
Ну, а если есть грусть — не беда!
Золотей твоих кос по курганам
Молодая шумит лебеда.
Я хотел бы опять в ту местность,
Чтоб под шумом молодой лебеды
Утонуть навсегда в неизвестность
И мечтать по-мальчишески — в дым.
Но мечтать о другом, о новом,
Непонятном земле и траве,
Что не выразить сердцу словом
И назвать человек.

***
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.

Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

***
Голубая кофта. Синие глаза.
Никакой я правды милой не сказал.
Милая спросила: «Крутит ли метель?
Затопить бы печку, постелить постель».
Я ответил милой: «Нынче с высоты
Кто-то осыпает белые цветы.
Затопи ты печку, постели постель,
У меня на сердце без тебя метель».

Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

***
Ты плакала в вечерней тишине,
И слезы горькие на землю упадали,
И было тяжело и так печально мне.
И все же мы друг друга не поняли.
Умчалась ты в далекие края,
И все мечты увянули без цвета,
И вновь опять один остался я
Страдать душой без ласки и привета.
И часто я вечернею порой
Хожу к местам заветного свиданья,
И вижу я в мечтах мне милый образ твой,
И слышу в тишине тоскливые рыданья.

***
Весна на радость не похожа
Весна на радость не похожа,
И нет от солнца желт песок.
Твоя обветренная кожа
Лучила гречневый пушок.
У голубого водопоя
На широкоперой лебеде
Мы поклялись что будем двое
И не расстанемся нигде.
Кадила темь и вечер тощий
Свиваясь в огненной резьбе,
Я проводил тебя до рощи,
К твоей родительской избе.
И долго — долго в дреме зыбкой
Я оторвать не мог лица,
Когда ты с ласковой улыбкой
Махала мне шапкою с крыльца.

***
Видно, так заведено навеки —
К тридцати годам перебесясь,
Всё сильней, прожженные калеки,
С жизнью мы удерживаем связь.

Милая, мне скоро стукнет тридцать,
И земля милей мне с каждым днем.
Оттого и сердцу стало сниться,
Что горю я розовым огнем.

Коль гореть, так уж гореть сгорая,
И недаром в липовую цветь
Вынул я кольцо у попугая —
Знак того, что вместе нам сгореть.

То кольцо надела мне цыганка.
Сняв с руки, я дал его тебе,
И теперь, когда грустит шарманка,
Не могу не думать, не робеть.

В голове болотный бродит омут,
И на сердце изморозь и мгла:
Может быть, кому-нибудь другому
Ты его со смехом отдала?

Может быть, целуясь до рассвета,
Он тебя расспрашивает сам,
Как смешного, глупого поэта
Привела ты к чувственным стихам.

Ну, и что ж! Пройдет и эта рана.
Только горько видеть жизни край.
В первый раз такого хулигана
Обманул проклятый попугай.

***
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
О, возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.
Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.
Пора расстаться с озорной
И непокорную отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.
И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неторопливый.
Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь.
Иными — кладбища и хаты.
Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.
Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.

Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело,-
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы —
На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я — другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.

Последние годы жизни Есенина отмечены глубочайшим душевным кризисом. Поэт мучительно искал выход из этого тяжелого положения. Стремясь отгородиться от проблем, он находил утешение в алкоголе и беспорядочных любовных связях. Настоящим спасением для Есенина могла стать С. Толстая – внучка великого писателя. Они познакомились в начале 1925 г. Толстая с первого взгляда безумно влюбилась в скандального поэта, который ответил ей взаимностью. Есенин оценил, с каким вниманием и заботой женщина отнеслась к нему. Он надеялся, что с ее помощью сможет избавиться от своей пагубной привычки и наконец-то обрести покой. Но даже совместная жизнь и официальное заключение брака мало что изменили. Трезвый и плодотворный образ жизни перемежался у поэта с днями тяжелых запоев. После одного из наиболее страшных в ноябре 1925 г. Есенин под давлением супруги и близких друзей лег на лечение в психиатрическую клинику. В ней он написал стихотворение «Какая ночь! Я не могу…», которое посвящено С. Толстой. Поэт мучается от бессонницы и размышляет над своими чувствами к жене.

Современники вспоминали, что Толстая боготворила поэта. Многие отговаривали ее от брака, указывая, что Есенин уже неисправим. Но она надеялась на силу своей любви, которая принесет им обоим счастье. В стихотворении поэт обращается к своей последней жене с очень горькими и обидными для нее словами. Он признается, что вся эта затея со свадьбой с самого начала была просто игрой. Есенин знал, насколько женщина ему предана. Поэтому он заявляет, что она уже не сможет его разлюбить. При этом и ее чувство он считает ненастоящим («полюбить ты не сумела»). Поэт высказывает мысль, что любовь к человеку приходит «только раз» в жизни. Про его бесчисленные романы и так известно. Толстая в момент знакомства с Есениным также состояла в браке.

Поэт традиционно обращается к образам природы. Супруги создали в своем воображении иллюзорную картину новой весны, связанную с майским зовом лип. Но «лунный свет» развеял этот фантастический образ, показав, что на липах «не цветы», а всего лишь «снег да иней». Поэтому Есенин называет свою последнюю любовь «недорогой». Принимая горячие ласки жены, он все равно в душе обращается к прошлому. В финале поэт намекает, что до сих пор предан своей первой и единственной любви. Вероятно, он имеет в виду А. Сардановскую.

Анализ стихотворения Есенина «Какая ночь! Я не могу…»

В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и дальше отдалялся от своих коллег, которые в угоду новой власти прославляли коллективизацию и выступали за построение социализма. Есенин же был от всего этого настолько далек, что неоднократно становился объектом критики. Однако это его нисколько не беспокоило, потому что поэт предчувствовал свою скорую гибель. Он понимал, что за разрушением души непременно следует физическая смерть, и до этого момента остается совсем немного времени.

Примерно за месяц до гибели Есенин написал стихотворение «Какая ночь! Я не могу…», в котором мысленно вернулся в свое прошлое и вдруг отчетливо осознал, что уже ничего не сможет изменить в собственной жизни. Он неоднократно пытался убежать от себя самого и даже в третий раз женился, пытаясь избавиться от гнетущего чувства одиночества. Однако очень скоро осознал, что его брак с Софьей Толстой был ошибкой. Именно взаимоотношениям с этой женщиной и посвящено стихотворение, в котором поэт без утайки признается, что «отлюбили мы давно, ты – не меня, а я – другую». Он не пытается найти ответ на вопрос, почему же тогда именно в этот момент находится рядом с женщиной, которая ему совершенно безразлична. Но при этом понимает, что и молодой супруге он совершенно не нужен, и ее наигранная нежность так же обманчива и фальшива, как липы за окном, на ветках которых вместо ароматных цветов лежит первый ноябрьских снег.

«Любить лишь можно только раз, вот оттого ты мне чужая», — признается поэт, однако при этом не может и не хочет заставить себя разорвать этот порочный круг и изменить собственную жизнь. Да и смысла делать это Есенин не видит, считая, что гораздо проще и привычнее «играть в любовь недорогую», чем пытаться по-настоящему любить. И в эту ночь, когда на него вновь нахлынули воспоминания юности, поэт мечтает лишь об одном: «Пусть сердцу вечно снится май и та, что навсегда люблю я».

Кто эта таинственная незнакома? История умалчивает, хотя существует множество версий по поводу того, кто именно является тайной дамой сердца поэта. То, что к их числу не принадлежит не одна из бывших жен, очевидно. Исследователи жизни и творчества Есенина склонны полагать, что речь идет об Анне Сардановской, в которую поэт был влюблен в юности, однако так и не смог в этом признаться своей избраннице. Впоследствии Сардановская вышла замуж и скончалась во время родов, о чем Есенин узнал лишь через несколько лет после ее гибели.

«Какая ночь! Я не могу…» Сергей Есенин

Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело,-
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы —
На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я — другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.

источник