Меню Рубрики

Пришвин о чем шепчутся раки анализ

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 классе

Учитель: Енкен Марина Ивановна

Предмет и УМК: Литературное чтение, 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

Тема учебного занятия: Иду, учусь у леса жить по человечьи. М. Пришвин «О чём шепчутся раки»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель и ожидаемый результат: проанализировать новое произведение, подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли рассказа – каждое живое существо стремиться к жизни и мы можем помочь сохранить жизнь на Земле.

Актуализировать знания обучающихся по изученному из раздела «Человек и природа».

Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения, давать характеристику героям и их поступкам.

Развивать навык выразительного чтения.

На материале урока формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.

Организовать самооценку обучающихся.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс (2 часть), автор: В.А. Лазарева, толковый словарь С. И. Ожегова, презентация.

Содержание и технология урока:

задачи в деятельности обучающихся

1.Актуализация знаний обучающихся

+Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?

+ Мы продолжаем нашу тему. Кто может её сформулировать.

+ Давайте обозначим этапы нашего урока.

+ Вы прочитали несколько произведений о лесе и его обитателях. Чему вы хотите научиться у леса?

+ Лес дарит нам свои богатства. Какие?

+ Что может сделать человек для леса?

+ Дети читают сочинения, написанные дома.

+ Самоконтроль готовности к уроку

+На доске карточки с этапами урока. Дети составляют план урока.

1 . Демонстрация домашнего задания.

4. Работа над непонятными словами.

5. Определение темы и главной мысли произведения.

6. Итог урока. (Что я взял для себя с нашего урока).

+ На предыдущих уроках дети записывали на бумажных деревцах качества характера человека.

+Чтение сочинений – миниатюр « Чудеса леса»

Познавательные (логические — анализ объектов с целью выделения признаков)

Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий

+ Я предлагаю вам познакомиться с писателем, который очень любил лес, умел замечать то, что порой скрыто от глаз, умел удивляться.

+ Слайд с портретом писателя.

+ Кому интересно поближе познакомиться с произведениями М. Пришвина? Зачем?

+ Выставка книг (несколько книг на стенде, остальные предлагаю подобрать дома или в библиотеке и принести в класс).

+ Какие произведения М. Пришвина есть в нашем учебнике? Прочтем первое « О чем шепчутся раки»

+ Слайд с изображением раков.

+Можно ли по заголовку определить жанр произведения?

+ К концу урока ответьте на главный вопрос урока: чему мы можем научиться у леса, прочитав произведение М. Пришвина «О чём шепчутся раки»

+ Рассказ о жизни и творчестве М Пришвина

+ (определяют тему урока) М. Пришвина « О чем шепчутся раки»

Познавательные (информационные — извлечение информации) Коммуникативные

Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)

Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом)

Регулятивные (составление плана и последовательности действий)

+Познакомиться с рассказом;

+учиться самостоятельно находить в словаре значение слова; +перечитать сказку

+Я предлагаю вам два варианта знакомства с произведением: я читаю, вы слушаете или вы читаете про себя.

+Жанр произведения (проверка предположений).

+ От чьего лица ведется повествование?

+Кто еще является героями рассказа.

+ Самостоятельное вторичное чтение. У каждого из вас на столе карточка с отрывками из рассказа, где пропущены старинные, незнакомые слова. Внимательно читайте рассказ, находите нужный отрывок, вставляйте слово.

+ Работа со словарём (группами).

+Какой следующий пункт плана?

+ Чему же удивился герой — рассказчик? Зачитайте.

+ Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Когда вам было грустно, а когда весело и даже смешно?

+ Как герои относятся к тому, что случилось с

+ Как сами раки вели себя в этой ситуации?

+ Как вы, читатели, относитесь к ракам?

+ Какова главная мысль рассказа, найдите её в тексте?
+ Можете ли вы ответить на вопрос: О чем шептались раки?

+ Ответьте на главный вопрос урока: чему мы можем научиться у леса, прочитав произведение М. Пришвина «О чём шепчутся раки»

+Познакомиться с произведением

Ответы детей с обоснованием (из текста).

+ У детей карточки с отрывками из рассказа, где пропущены старинные, незнакомые детям слова. В процессе самостоятельного чтения дети вставляют слова и затем , работая со словарём, находят значение слов.

+ Дети дают ответ, цитатой из текста.

+ На доске записаны герои рассказа. После ответов детей возле каждого героя записывается его отношение к происходящему.

20 мин. Регулятивные (удержание цели урока)

Коммуникативные (планирование сотрудничества)

Познавательные (поиск информации, знаково-символические)

4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля

+ В нашем лесу появится еще одно деревце. Какое качество вы напишите на нем?

Дети записывают еще одно качество на деревце.

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Контрольно – оценочный этап

Формировать умение оценивать себя

+Какое произведение читали?

+Чего вы не знали, а сейчас знаете – новое для вас?

+Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Где? Как?

+ Оцените свою работу на уроке.

— всё получилось, доволен своей работой

— не всё получилось, но могу работать лучше

— ещё есть затруднения в работе

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

+ Я предлагаю вам пополнить нашу выставку книг

М. Пришвина и прочитать выразительно понравившийся отрывок из рассказа.

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Урок литератерного чтения на тему: «Изображение природы в художественном произведении. Отношение человека к природе . М.М. Пришвин «О чем шепчутся раки?» (2класс)

Урок литературного чтения на тему : Изображение природы в художественном произведении. Отношение человека к природе . М.М. Пришвин «О чем шепчутся раки?»

Читайте также:  10 1 при анализе на рак

Технологическая карта урока (чтение)

Изображение природы в художественном произведении. Отношение человека к природе. М.М. Пришвин «О чём шепчутся раки»

— Наблюдение над способами изображения жизни людей и природы в рассказах писателя;

формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Осознание значимости чтения для личного развития.

Понимание роли чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста, участвовать в его обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетенции, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественного текста с использованием элементарных литературоведческих понятий.

1.формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

2.развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-

1.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

2. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

3. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

4. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных) в соответствии с содержанием предмета.

-познакомиться с произведением М.М. Пришвина «О чём шепчутся раки»;

-развитие умения учащихся прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; определять основную тему и главную мысль произведения;

-отработка навыка правильного, выразительного чтения с соблюдением всех необходимых норм; ——прививать любовь и интерес к чтению;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным;

— развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию.

Урок введения нового знания и формирования УУД.

Учебно – методический комплекс

Презентация, разработанная учителем

Организационно – деятельностный блок

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства

Участие в обсуждении проблемы.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Диагностика результатов урока (итог урока)

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

1. Организация начала урока.1-3 мин.

2. Актуализация знаний.10 мин.

3. Постановка проблемы.10-15 мин.

4. «Открытие» детьми новых знаний.7-10мин.

5. Итог урока. Рефлексия.3-5 мин.

1. Организация начала урока

Приветствие, организация рабочего места.

— Здравствуйте ребята, меня зовут Дарья Вадимовна, сегодня урок чтения проведу у вас я.

Объявление темы урока. Целеполагание.

-Сегодня у нас урок чтения, давайте подготовим для этого нашу речь.

— Вы все знаете скороговорки, сейчас я попрошу вас по очереди встать и рассказать по одной скороговорке.

— А сейчас откройте учебники на 89 странице. И откройте тетради запишите число, классная работа, ниже запишите Михаил Михайлович Пришвин «О чём шепчутся раки».

— На 89 странице у вас цепочки слов

-Прочитайте цепочки, восстанавливая пропущенные слова:

-Как понимаете значение этих слов?

Сегодня мы познакомимся с творчеством Михаила Михайловича Пришвина.

— Ребята, что вы можете сказать о человеке, изображенном на портрете?

— Обратите внимание на его глаза. Они добрые, внимательные?

Воспоминания об отце сына писателя, Петра Михайловича Пришвина.

Читает ученик: «После охотничьего броска по торфяным болотам, немного передохнув, он энергично забрасывает ногу на ногу, вынимает из бокового кармана записную книжку, кладет ее на коленку, берет карандаш и начинает что-то записывать; изредка, прерывая запись, смотрит в бездонное небо, шевелит губами и опять спешно что-то записывает. »

-О чём нам говорят эти строки?

-Каким вы представляете писателя?

Михаил Михайлович Пришвин – известный писатель. Автор большого количества произведений для детей, рассказов о природе и охоте.

Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он учился в гимназии.

Он бродил по лесам, много путешествовал, собирал фольклор. Все впечатления от путешествий, записанные им тогда, легли в основу его книг. Много путешествовал.

-Что интересного вы узнали о Пришвине?

Объявление темы урока. Целеполагание. Объяснение нового материала.

— На 90й странице у вас произведение которое называется «О чём шепчутся раки». Мы продолжаем с вами изучать произведения о природе.

-Если мы посмотрим на название как вы думаете о чём или о ком это произведение?

-Ребята раки это, животное с прочным панцирем, клешнями, и хвостом который служит им для движения, раки обитают в воде, но время от времени им нужно выбираться на сушу. Питаются они микроорганизмами и остатками других животных.

— Сейчас внимательно меня послушайте, а потом я проверю, внимательно вы слушали или нет.

Удивляюсь на раков — до чего много, кажется, напутано у них лишнего: сколько ног, какие усы, какие клешни, и ходит хвостом наперёд, и хвост называется шейкой. Но всего более дивило меня в детстве, что когда раков соберут в ведро, то они между собой начинают шептаться. Вот шепчутся, вот шепчутся, а о чём, не поймёшь.

И когда скажут: «Раки перешептались», это значит — они умерли и вся их рачья жизнь в шёпот ушла.

В нашей речке Вертушинке раньше, в моё время, раков было больше, чем рыбы. И вот однажды бабушка Домна Ивановна с внучкой своей Зиночкой собрались к нам на Вертушинку за раками. Бабушка с внучкой пришли к нам вечером, отдохнули немного — и на реку. Там они расставили свои рачьи сеточки. Эти рачьи сачки у нас все делают сами: загибается ивовый прутик кружком, кружок обтягивается сеткой от старого невода, на сетку кладётся кусочек мяса или чего-нибудь, а лучше всего кусочек жареной и духовитой для раков лягушки. Сеточки опускают на дно. Учуяв запах жареной лягушки, раки вылезают из береговых печур, ползут на сетки. Время от времени сачки за верёвки вытаскивают кверху, снимают раков и опять опускают.

Простая эта штука. Всю ночь бабушка с внучкой вытаскивали раков, наловили целую большую корзину и утром собрались назад, за десять вёрст к себе в деревню. Солнышко взошло, бабушка с внучкой идут, распарились, разморились.

Им уже теперь не до раков, только бы добраться домой.

— Не перешептались бы раки, — сказала бабушка.

Раки в корзинке шептались за спиной бабушки.

— О чём они шепчутся? — спросила Зиночка.

— Перед смертью, внученька, друг с другом прощаются.

А раки в это время совсем не шептались. Они только тёрлись друг о друга шершавыми костяными бочками, клешнями, усиками, шейками, и от этого людям казалось, будто от них шёпот идёт. Не умирать раки собирались, а жить хотели. Каждый рак все свои ножки пускал в дело, чтобы хоть где-нибудь найти дырочку, и дырочка нашлась в корзинке, как раз чтобы самому крупному раку пролезть. Один рак вылез крупный, за ним более мелкие шутя выбрались, и пошло, и пошло: из корзинки — на бабушкину кацавейку, с кацавейки — на юбку, с юбки — на дорожку, с дорожки — в траву, а из травы — рукой подать речка.

Читайте также:  Анализы алт и аст онкология

Солнце палит и палит. Бабушка с внучкой идут и идут.Солнце палит и палит. Бабушка с внучкой идут и идут, а раки ползут и ползут. Вот подходят Домна Ивановна с Зиночкой к деревне. Вдруг бабушка остановилась, слушает, что в корзинке у раков делается, и ничего не слышит. А что корзинка-то лёгкая стала, ей и невдомёк: не спавши ночь, до того уходилась старуха, что и плеч не чует.

— Раки-то, внученька, — сказала бабушка, — должно быть, перешептались.

— Померли? — спросила девочка.

— Уснули, ответила бабушка, не шепчутся больше.

Пришли к избе, сняла бабушка корзинку, подняла тряпку:

— Батюшки родимые, да где же раки-то?

Зиночка заглянула — корзина пустая. Поглядела бабушка на внучку — и только руками развела.

— Вот они, раки-то, — сказала она, — шептались! Я думала — они это друг с другом перед смертью, а они это с нами, дураками, прощались.

— Так о ком это произведение?

-К какому жанру относиться? Сказка или рассказ?

— Это научно-популярный или художественный текст? Почему? Докажите.

— Ребята вы поняли, что раки не шептались? Как вы догадались об этом?

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

источник

В сборник «Зеленый шум» известного русского советского писателя M.M. Пришвина (1873–1954) вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, о красоте русской природы и животном мире нашей страны.

Михаил Михайлович Пришвин

Михаил Михайлович Пришвин

О чем шепчутся раки

Удивляюсь на раков – до чего много, кажется, напутано у них лишнего: сколько ног, какие усы, какие клешни, и ходят хвостом наперед, и хвост называется шейкой. Но всего более дивило меня в детстве, что когда раков соберут в ведро, то они между собой начинают шептаться. Вот шепчутся, вот шепчутся, а о чем – не поймешь.

И когда скажут: «раки перешептались», это значит – они умерли и вся их рачья жизнь в шепот ушла.

В нашей речке Вертушинке раньше, в мое время, раков было больше, чем рыбы. И вот однажды бабушка Домна Ивановна со внучкой своей Зиночкой собрались к нам на Вертушину за раками. Бабушка со внучкой пришли к нам вечером, отдохнули немного – и на реку. Там они расставили свои рачьи сеточки. Эти рачьи сачки у нас все делают сами: загибается ивовый прутик кружком, кружок обтягивается сеткой от старого невода, на сетку кладется кусочек мяса или чего-нибудь, а лучше всего кусочек жареной и духовитой для раков лягушки. Сеточки опускают на дно. Учуяв запах жареной лягушки, раки вылезают из береговых печур и ползут на сетки.

Время от времени сачки за веревки вытаскивают кверху, снимают раков и опять опускают.

Простая это штука. Всю ночь бабушка со внучкой вытаскивали раков, наловили целую большую корзину и утром собрались назад – за десять верст к себе в деревню. Солнышко взошло, бабушка со внучкой идут, распарились, разморились. Им уж теперь не до раков, только бы добраться домой.

– Не перешептались бы раки, – сказала бабушка.

Раки в корзинке шептались за спиной бабушки.

– О чем они шепчутся? – спросила Зиночка.

– Перед смертью, внученька, друг с другом прощаются.

А раки в это время совсем не шептались. Они только терлись друг о друга шершавыми костяными бочками, клешнями, усиками, шейками, и от этого людям казалось, будто от них шепот идет. Не умирать раки собирались, а жить хотели. Каждый рак свои ножки пускал в дело, чтобы хоть где-нибудь найти дырочку, и дырочка нашлась в корзинке, как раз чтобы самому крупному раку пролезть. Один рак вылез крупный, за ним более мелкие шутя выбрались, и пошло и пошло: из корзинки – на бабушкину кацавейку, с кацавейки – на юбку, с юбки – на дорожку, с дорожки – в траву, а из травы рукой подать речка.

Солнце палит и палит. Бабушка со внучкой идут и идут, а раки ползут и ползут.

Вот подходят Домна Ивановна с Зиночкой к деревне. Вдруг бабушка остановилась, слушает, что в корзинке у раков делается, и ничего не слышит. А что корзинка-то легкая стала, ей и невдомек: не спавши ночь, до того уходилась старуха, что и плеч не чует.

– Раки-то, внученька, – сказала бабушка, – должно быть, перешептались.

– Померли? – спросила девочка.

– Уснули, – ответила бабушка, – не шепчутся больше.

Пришли к избе. Сняла бабушка корзинку, подняла тряпку:

– Батюшки родимые, да где же раки-то?

Зиночка заглянула – корзинка пустая.

Поглядела бабушка на внучку – и только руками развела.

– Вот они, раки-то, – сказала она, – шептались! Я думала – они это друг с другом перед смертью, а они это с нами, дураками, прощались!

источник

Удивляюсь на раков — до чего много, кажется, напутано у них лишнего: сколько ног, какие усы, какие клешни, и ходят хвостом наперед, и хвост называется шейкой. Но всего более дивило меня в детстве, что когда раков соберут в ведро, то они между собой начинают шептаться. Вот шепчутся, вот шепчутся, а о чем — не поймешь.

И когда скажут: «раки перешептались», это значит — они умерли и вся их рачья жизнь в шепот ушла.

В нашей речке Вертушинке раньше, в мое время, раков было больше, чем рыбы. И вот однажды бабушка Домна Ивановна со внучкой своей Зиночкой собрались к нам на Вертушину за раками. Бабушка со внучкой пришли к нам вечером, отдохнули немного — и на реку. Там они расставили свои рачьи сеточки. Эти рачьи сачки у нас все делают сами: загибается ивовый прутик кружком, кружок обтягивается сеткой от старого невода, на сетку кладется кусочек мяса или чего-нибудь, а лучше всего кусочек жареной и духовитой для раков лягушки. Сеточки опускают на дно. Учуяв запах жареной лягушки, раки вылезают из береговых печур и ползут на сетки.

Время от времени сачки за веревки вытаскивают кверху, снимают раков и опять опускают.

Простая это штука. Всю ночь бабушка со внучкой вытаскивали раков, наловили целую большую корзину и утром собрались назад — за десять верст к себе в деревню. Солнышко взошло, бабушка со внучкой идут, распарились, разморились. Им уж теперь не до раков, только бы добраться домой.

— Не перешептались бы раки, — сказала бабушка.

Раки в корзинке шептались за спиной бабушки.

— О чем они шепчутся? — спросила Зиночка.

— Перед смертью, внученька, друг с другом прощаются.

Читайте также:  Анализа женских органов при онкологии

А раки в это время совсем не шептались. Они только терлись друг о друга шершавыми костяными бочками, клешнями, усиками, шейками, и от этого людям казалось, будто от них шепот идет. Не умирать раки собирались, а жить хотели. Каждый рак свои ножки пускал в дело, чтобы хоть где-нибудь найти дырочку, и дырочка нашлась в корзинке, как раз чтобы самому крупному раку пролезть. Один рак вылез крупный, за ним более мелкие шутя выбрались, и пошло и пошло: из корзинки — на бабушкину кацавейку, с кацавейки — на юбку, с юбки — на дорожку, с дорожки — в траву, а из травы рукой подать речка.

Солнце палит и палит. Бабушка со внучкой идут и идут, а раки ползут и ползут.

Вот подходят Домна Ивановна с Зиночкой к деревне. Вдруг бабушка остановилась, слушает, что в корзинке у раков делается, и ничего не слышит. А что корзинка-то легкая стала, ей и невдомек: не спавши ночь, до того уходилась старуха, что и плеч не чует.

— Раки-то, внученька, — сказала бабушка, — должно быть, перешептались.

— Померли? — спросила девочка.

— Уснули, — ответила бабушка, — не шепчутся больше.

Пришли к избе. Сняла бабушка корзинку, подняла тряпку:

— Батюшки родимые, да где же раки-то?

Зиночка заглянула — корзинка пустая.

Поглядела бабушка на внучку — и только руками развела.

— Вот они, раки-то, — сказала она, — шептались! Я думала — они это друг с другом перед смертью, а они это с нами, дураками, прощались!

В Сибири, в местности, где водится очень много волков, я спросил одного охотника, имеющего большую награду за гражданскую войну:

— Бывают ли у вас случаи, чтобы волки нападали на человека?

— Бывают, — ответил он. — Да что из этого? У человека оружие, человек сила, а что волк! Собака — и больше ничего.

— Однако, если эта собака да на безоружного человека…

— И то ничего, — засмеялся партизан. — У человека самое сильное оружие — ум, находчивость и, в особенности, такая оборотливость, чтобы из всякой вещи сделать себе оружие. Раз было, один охотник простой ящик превратил в оружие.

Партизан рассказал случай из очень опасной охоты на волков с поросенком.

Лунной ночью сели в сани четыре охотника и захватили с собой ящик с поросенком. Ящик был большой, сшитый из полутеса. В этот ящик без крышки посадили поросенка и поехали в степь, где волков великое множество. А было это зимой, когда волки голодные. Вот охотники выехали в поле и начали поросенка тянуть кто за ухо, кто за ногу, кто за хвост. Поросенок от этого стал визжать: больше тянут — больше визжит, и все звонче и звонче, и на всю степь.

Со всех сторон на этот поросячий визг стали собираться волчьи стаи и настигать охотничьи сани. Когда волки приблизились, вдруг лошадь их почуяла и как хватит! Так и полетел из саней ящик с поросенком, и, самое скверное, вывалился один охотник без ружья и даже без шапки.

Часть волков умчалась за взбешенной лошадью, другая же часть набросилась на поросенка, и в один миг от него ничего не осталось. Когда же эти волки, закусив поросенком, захотели приступить к безоружному человеку, вдруг глядят, а человек этот исчез, и на дороге только ящик один лежит вверх дном.

Вот пришли волки к ящику и видят, ящик-то не простой, ящик движется с дороги к обочине и с обочины в глубокий снег. Пошли волки осторожно за ящиком, и как только этот ящик попал на глубокий снег, на глазах волков он стал нижеть и нижеть.

Волки оробели, но, постояв, справились и со всех сторон ящик окружили. Стоят волки и думают, а ящик все ниже да ниже. Ближе волки подходят, а ящик не дремлет: ниже да ниже. Думают волки: «Что за диво? Так будем дожидаться ящик и вовсе под снег уйдет».

Старший волк осмелился, подошел к ящику, приставил нос свой к щелке…

И только он свой волчий нос приставил к этой щелке, как дунет на него из щелки! Сразу все волки бросились в сторону, какой куда попал. А тут же вскоре охотники вернулись на помощь, и человек живой и здоровый вышел из ящика.

— Вот и все, — сказал партизан. — А вы говорите, что безоружному нельзя против волков выходить. На то и ум у человека, чтобы он из всего мог себе делать защиту.

— Позволь, — сказал я, — ты мне сейчас сказал, что человек из-под ящика чем-то дунул.

— Чем дунул? — засмеялся партизан. — А словом своим человеческим дунул, и они разбежались.

— Какое же это слово такое он знал против волков?

— Обыкновенное слово, — сказал партизан. — Какие слова говорят в таких случаях? «Дураки вы, волки», сказал — и больше ничего.

Через наш большой лес проводят шоссе с отдельными путями для легковых машин, для грузовиков, для телег и для пешеходов. Сейчас пока для этого шоссе только лес вырубили коридором. Хорошо смотреть вдоль по вырубке: две зеленые стены леса, и небо в конце. Когда лес вырубали, то большие деревья куда-то увозили, мелкий же хворост — грачевник — собирали в огромные кучи. Хотели увезти и грачевник для отопления фабрики, но не управились, и кучи по всей широкой вырубке остались зимовать.

Осенью охотники жаловались, что зайцы куда-то пропали, и некоторые связывали это исчезновение зайцев с вырубкой леса: рубили, стучали, гомонили и распугали. Когда же налетела пороша и по следам можно было разгадать все заячьи проделки, пришел следопыт Родионыч и сказал:

— Синий лапоть весь лежит под кучами грачевника.

Родионыч — в отличие от всех охотников — зайца называл не «косым чертом», а всегда «синим лаптем»; удивляться тут нечему: ведь на черта заяц не более похож, чем на лапоть, а если скажут, что синих лаптей не бывает на свете, то я скажу, что ведь и косых чертей тоже не бывает.

Слух о зайцах под кучами мгновенно обежал весь наш городок, и под выходной день охотники во главе с Родионычем стали стекаться ко мне.

Рано утром, на самом рассвете, вышли мы на охоту без собак: Родионыч был такой искусник, что лучше всякой гончей мог нагнать зайца на охотника. Как только стало видно настолько, что можно было отличить следы лисьи от заячьих, мы взяли заячий след, пошли по нему, и, конечно, он привел нас к одной куче грачевника, высокой, как наш деревянный дом с мезонином. Под этой кучей должен был лежать заяц, и мы, приготовив ружья, стали все кругом.

источник