Меню Рубрики

Звуковой анализ слов рак жук

Надежда Битюкова
Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «Дом»

Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе

Тема: Звуковой анализ слова «Дом».

Цель: Познакомить детей с последовательным звуковым анализом слова «дом».

Задачи: Продолжать знакомить детей со схемой звукового анализа слова.

Научить детей произносить слово медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме.

Продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определять последовательное звучание каждой части слова.

Закреплять представление о предложении (количество и порядок слов).

Обогащать словарный запас детей.

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Воспитывать доброжелательные отношения.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

— Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и всем гостям, чтобы у всех было хорошее настроение, чтобы день был добрым, радостным.

— Ребята! Я сегодня утром, когда шла в детский сад, встретила необычного зимнего героя, я пригласила его в группу, ему очень хотелось с вами познакомиться и поиграть, но он подумал – подумал и почему-то побоялся зайти в нашу групповую комнату. Почему, я не знаю. Думаю, может, вы сами догадайтесь. Подумайте и скажите, кто же это мог быть? Не догадались? А хотите его увидеть? А чтобы встретиться с ним, нужно выполнить задания. Вот он передал целый конверт заданий. Согласны? Тогда, быстро за дело.

1. Отгадайте загадку: Дел у меня не мало:

«Зима». Что я сказала? (Слово).

Дети, давайте с вами составим рассказ о зиме и составим схемы предложений.

Выпал белый пушистый снег.

Деревья стоят обледенелые.

— Сколько предложений в нашем рассказе? (4).

Какое самое короткое предложение? Из скольких слов оно состоит?

Какое самое длинное предложение? Из скольких слов оно состоит?

Какое первое слово в этом предложении?

Какое второе слово, третье, четвертое?

2. Дети, я сейчас буду говорить слова, а вы будете подбирать к ним слова.

Итак: Зима (какая)(снежная, морозная, холодная).

Лес (какой)(неподвижный, спящий, непроходимый, глухой, тихий).

Снег (какой) – (белый, пушистый, блестящий, мягкий, глубокий, скрипучий, холодный, липкий, рыхлый).

Снежинки (какие)(холодные, пушистые, легкие, белые, серебристые).

Ветер (какой)(сильный, холодный, пронизывающий).

Мороз (какой)(сильный, слабый, крепкий).

День (какой)(холодный, снежный, пасмурный, морозный, короткий).

Ночь (какая)(темная, морозная, холодная, звездная, длинная).

Дорожки (какие)(скользкие, ледяные, снежные).

Деревья (какие)(голые, обледенелые, серебристые).

Вам нужно встать в пару с тем, у кого в слове столько же слогов. Докажите, что вы правильно нашли пару.

Подойдите и поставьте карточки в этот домик на нужный этаж.

Сколько слогов в словах, которые живут на первом этаже?

Сколько слогов в словах, которые живут на втором этаже?

Сколько слогов в словах, которые живут на третьем этаже?

4. Ребята, послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.

Может быть, звенит и ползет

Ребята, но тишину нарушают разные звуки. Угадайте, что же это за звуки и шумы (дети отворачиваются и определяют звуки, которые создает воспитатель: шуршание пакетом, листание страниц книги, удары мяча об пол и т. д.).

— Мы слышим шум дождя, пение птиц — это все звуки окружающего мира. А еще мы слышим друг друга, когда разговариваем. Мы слышим звуки нашего голоса. Они сливаются и получаются слова, и мы понимаем друг друга.

— Дети, а какие бывают звуки? (Гласные и согласные).

-А почему их так называют, давайте вспомним?

(У гласных- очень громкий голос, они голосистые. Они носят красную одежду. Они каждое утро просыпаются, открывают настежь свои окошки и начинают громко-прегромко петь. За то, что у них громкий голос, их и назвали гласными).

— Если вы будете внимательны, то узнаете по губам, какой гласный звук я произнесу беззвучно. Д/и «Угадай, что я сказала?»:

— А какие это согласные звуки?

(Они не умеют петь. Они носят синюю одежду. Они умеют только рычать, мычать, свистеть, шипеть, пыхтеть, сопеть, шуршать и никогда не смогут петь так, как поют гласные. Они сначала обиделись на гласные звуки, а потом согласились, что они тоже нужные звуки. За это их назвали согласными).

5. Д / игра «Прятки». Гласные звуки только и думают, как с нами в прятки поиграть. А также считают, что вы их не найдете в словах. Попробуем? Я кидаю вам всем по очереди мячик, и называю слово, а вы называете, какой гласный звук там спрятался.

Бак, мак, рак, шар. Рог, нос, рот, сок. Кит, мир, пир. Суп, сук, лук, жук. Сыр, рысь.

Д / игра: «Назови слово, с заданным звуком».

С (Снег, санки, снежинки, снеговик, снежки, сугроб, снегири).

Физкультминутка: Тихо – тихо, как во сне,

С неба все скользят пушинки –

Все хотят играть в снежки.

— Скажите, какие слова со звуком «С» вы услышали в физкультминутке.

7. Загадка о доме: Кирпичи кладет он в ряд,

Строит для взрослых и ребят.

Что построит нам строитель? (Дом).

У каждого человека: и у взрослого и у ребенка должен быть дом, где он живет со своими родными, которых он любит, которые любят его, понимают, ждут.

Скажите, а какие бывают дома?

Дом (какой) – (кирпичный, деревянный, светлый, высокий, многоэтажный, одноэтажный, теплый, красивый, уютный).

8. Давайте сделаем звуковой анализ этого слова.

Сколько слогов в слове «Дом»? (Один).

Сколько звуков? (Три).

Произведем анализ каждого звука.

Какой звук первый? (Д).

Какой он? (согласный, твердый). Каким он обозначается значком? (Синим).

Какой второй звук? (О). Какой это звук? (Гласный). А почему вы так думаете? Каким значком его обозначают? (Красным). Правильно.

Какой третий звук в слове «Дом»? (М). Какой он, дети? (Согласный, твердый). Каким значком мы его обозначим? (Синим).

Приступайте к работе: выложите слово «Дом» значками.

Мы выполнили все задания. Ребята, вы догадались, кто это? Нет? Хорошо, я вам подскажу:

Шляпа старая на нем.

А теперь ответьте, никак не могу догадаться, кто знает, почему Снеговик побоялся придти к нам в гости? Как вы думаете? Правильно, как я сразу не догадалась, в комнате у нас тепло, он побоялся, что растает.

10. Итог: Ребята, вы сегодня очень порадовали меня. Вы все были внимательны, старательны, догадливы, умны, сообразительны. Поэтому я приглашаю вас на прогулку к Снеговику.

Внутрифирменное обучение педагогическим технологиям по звуковой культуре речи. Конспект занятия по обучению грамоте Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка» г. Переславль-Залесский Занятие в рамках группы Спиридоновой.

«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе Цель: обобщить у детей знания полученные ранее. Задачи: — образовательные:обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей.

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе. Цель: определить уровень подготовленности обучения грамоте детей старшей группы. Образовательные: Развивать фонетическое восприятие и слух,.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «Лес» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,.

Конспект НОД по развитию речи «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения.

Конспект НОД в старшей группе «Звуковой анализ слова «Роза»» Конспект непосредственно образовательной деятельности №13. Тема: Звуковой анализ слова «Роза» Интеграция образовательных областей: «Речевое.

Конспект занятия по обучению к грамоте на тему «Звук [Ш]» в старшей группе Конспект по обучению к грамоте на тему: Звук «Ш» в старшей группе. Цель: познакомить обучающихся со звуком [Ш]; учить выделять звук [Ш].

Конспект занятия по обучению грамоте «Кошкин дом» йымдастырылан оу іс – рекетіні картасы Карта организационной учебной деятельности.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Разбор слова «Мак» Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «АБВГДейка» Задачи: формировать умение называть слова с заданным звуком и определять.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «В гости к Незнайке» НОД по обучению грамоте в старшей группе «Пчелки» Тема «В гости к Незнайке», февраль 2017год. Воспитатель Андрианова Г. Ш. Цели: Закрепить.

источник

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Программное содержание. Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова; звуковой анализ слова дым. Учить детей находить в словах одинаковые звуки, учить детей называть слова с определенным звуком в заданном месте.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением дыма, дома и мака. 2. Фишки белые у доски и у детей. 3. Карточки с изображением дыма, мака и дома у всех детей.

1. Звуковой анализ слова дым.
Трое детей находят по очереди у доски звуки. Требовать от каждого выходящего к доске ребенка «чтения» слова с указкой по схеме (в случае необходимости воспитатель приходит на помощь), произнесения слова с интонационным выделением звука.
2. Игра со словом дым:
а) Сначала вызвать менее подготовленных детей. Назвать их звуками д, ы, м. Вызвать к себе не по порядку: ы, м, д — дети должны встать правильно, так, чтобы получилось слово. Поставить фишки на схему: м, ы, д.
б) Вызвать наиболее активных детей. Назвать их по номерам звуков: 1, 2, 3. Вызвать к себе по звукам: д, м, ы. Поставить фишки на схему: ы, м, д.
3. Найти одинаковые звуки в словак дом и дым. Сначала задание выполняется детьми за своими столами, потом выполнение его проверяется у доски.
Найти одинаковые звуки в словах дом, дым и мак. Задание выполняется сразу у доски.
4. Игра: назвать слова, начинающиеся с того звука, которым кончается слово дым (проверить, поняли ли дети задание).

Программное содержание. Звуковой анализ слова сыр, учить сравнивать по звуковому составу слова сыр и дым.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением сыра и дыма. 2. Белые фишки у доски и у детей. 3. Карточки с изображением сыра и дыма у каждого ребенка.

1. Звуковой анализ слова сыр.
Для определения звуков вызывается по одному ребенку. Вызванный к доске должен, ведя указкой по схеме, прочесть слово с интонационным подчеркиванием того звука, который он должен определить, произнести этот звук изолированно и зафиксировать его фишкой на схеме. Вместе с ребенком, работающим у доски, работают на местах все дети.
2. Игра со словом сыр:
а) Менее подготовленные дети получают задание назвать звуки по порядку.
б) Более активные дети получают задания не по номерам звуков, а вызываются к доске и ставят фишки на схему по звукам вразбивку.
3. Найти одинаковые звуки в словах сыр и дым:
а) Повторение звукового состава слова дым. Воспитатель или хорошо подготовленный ребенок произносит слово, последовательно интонационно подчеркивая каждый звук, дети в группе называют эти звуки.
б) Отметить на карточках одинаковые звуки. Только после того как дети на местах справятся с заданием, вызвать ребенка к доске. Лучше вызвать менее активного ребенка и помочь ему у доски выполнить задание.
4. Игра «Построим дом».
Воспитатель. Сейчас я нарисую на доске дом. Но не весь, а только стену. Вы будете называть мне части дома, которые нужно нарисовать, чтобы получился дом. Но назвать можно только такие слова, в которых есть звук р, а те, в которых этого звука нет, называть не надо, я рисовать этого не буду.
Дети называют слова: крыша, труба, двери, рамы, крыльцо, забор и т. д.
Воспитатель предлагает сделать вокруг дома двор и посадить деревья. Когда дети исчерпают своя запас слов, можно предложить поставить в дом мебель, соблюдая то же условие со звуком р. Все называемые детьми предметы воспитатель схематично рисует на доске.
Эта игра очень увлекает детей, и занятие может немного продлиться во времени.

Программное содержание. Звуковой анализ слов жук и лук. Учить детей находить сходство и различие слов по их звуковому составу. Учить детей называть слова по заданию воспитателя с определенным звуковым составом.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением жука и лука, мака, дома, дыма. Карточки с изображением жука и лука у каждого ребенка. 3. Белые фишки у детей и у доски.

1. Звуковой анализ слова жук (проводят три ребенка, каждый выделяет один звук).
2. Игра со словом жук. Вызвать детей по номерам: 1, 2, 3, позвать к себе по звукам: у, ж, к, поставить фишки на схему по номерам: 2, 1, 3.
3. Звуковой анализ слова лук. Проводят три ребенка.
4. Загадка. На доске вывешены таблицы, на которых нарисованы мак, лук, жук, дом, дым. Кто найдет слова, в которых есть звук к, и отметит этот звук фишкой?
Дети по очереди выходят и ставят фишки на таблицы. Воспитатель вместе с детьми проверяет, нет ли звука к в словах дым и дом.
5. Назвать слова, которые начинаются со звука к. За правильный ответ ребенок награждается фишкой.

Программное содержание. Познакомить детей с понятиями «гласный звук» и «согласный звук». Звуковой анализ слова шар с определением гласных и согласных звуков.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением мака, дома, жука, сыра, кита, шара. 2. У каждого ребенка карточка с изображением шара. 3. Фишки белые, красные и синие для доски. 4. У каждого ребенка белые фишки. 5. Детские синие и красные фишки (по две каждого цвета на каждого ребенка) приготовлены у воспитателя в двух коробках (мешочках).

На доске таблица с изображением мака.
Воспитатель. Вы помните, из каких звуков состоит слово мак? Назовите их. (Вызывает подготовленного ребенка, чтобы разбор слова не занимал много времени.) Правильно, слово мак состоит из звуков м, а, к. Теперь я загадаю всем загадку. Отгадайте: какой звук в слове мак можно очень громко крикнуть? (Дети поднимают руки, называют звук а.) Андрюша думает, что звук а. Давайте попробуем его крикнуть. Правильно Андрюша угадал, звук а можно крикнуть очень громко. И теперь я скажу вам еще что-то интересное про звук а. Когда мы его произносим, нам во рту ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язычок. Давайте попробуем сказать звук а не очень громко и понаблюдаем, не мешает ли нам что-нибудь его произносить. (Если вместо звука а вызванный ребенок называет звуки м и к, нужно попробовать вместе с детьми его крикнуть и убедиться, что громко кричать его нельзя.) А вот когда мы произносим звук м, нам что-нибудь мешает?
Давайте скажем м. Видите, нам мешают губы. А произнести громко звук к нам мешает язычок. Попробуйте сказать громко звук к. Нет Сережа, ты говоришь не к, а кэ, ты кричишь звук э, а не к (вешает таблицу с изображением дома). А вот в слове дом попробуйте найти звук, который можно очень громко крикнуть, и при этом во рту нам ничего не помешает. (Так поочередно разбираются слова мак, дом, сыр, жук, кит. Звуки а, о, у, ы, и отмечаются на схеме фишками.)
Ребята, звуки, которые можно громко, кричать без помех, называются гласными звуками, а все остальные — согласными. Мы с вами будем теперь отмечать гласные звуки — те, которые можно кричать,— красными фишками, а согласные — те, крикнуть которые нам мешают либо язык, либо губы, либо зубы, — мы будем обозначать синими фишками.
Пойдет к доске Марина и на всех наших табличках поменяет белые фишки на красные, чтобы мы все запомнили, что гласные звуки обозначаются красными фишками. А мы посмотрим и вспомним еще раз, какие же это звуки.
По мере проставления фишек (девочка меняет белые фишки на красные) воспитатель говорит: «Звук а — гласный, звук о — гласный, звук у — гласный, звук ы — гласный, звук и — гласный. Сколько же у нас всего оказалось гласных звуков? Посчитайте! Правильно: пять. Есть, правда, еще один гласный звук — э, но мы не разбирали слов с этим звуком.
Сейчас я вам раздам красные фишки для обозначения гласных звуков и синие — для согласных, а белые фишки уберу, они нам больше не понадобятся. Теперь мы будем разбирать все слова и определять, какие звуки гласные, а какие — согласные. (Говоря это, воспитатель раздает фишки, идя между рядами.)
Теперь возьмите карточку, на которой нарисован шар. Давайте разберем слово шар. Какой первый звук? Правильно, ш. Скажем все вместе этот звук: ш. Видите, как он тихо произносится, нам мешают зубы и язык. Значит, это звук согласный, обозначим его синей фишкой. (Воспитатель работает у доски, а дети на местах. Так разбирается все слово.)
Вот, ребята, как много нового мы с вами сегодня узнали: звуки бывают гласные и согласные. Кто помнит, какие звуки называются гласными? Давайте назовем их. Какими фишками мы их обозначаем? А согласные звуки, которые нельзя кричать, какими фишками обозначаем?

Читайте также:  Анализ из позвоночника на рак

Программное содержание. Повторение правила о гласных и согласных звуках. Звуковой анализ слов рак и роза. Обратить внимание детей на разницу в звуковой структуре этих слов.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением рака и розы. 2. У каждого ребенка карточки (рак и роза). 3. Фишки: красные и синие у доски (по 5—6) и у каждого ребенка (по две).

1. Воспитатель. Что мы узнали с вами о звуках на прошлом занятии? Какие звуки называются гласными? Назовите их. Какие звуки называются согласными? Какими фишками мы обозначаем гласные звуки? А согласные? (В случае, если дети затрудняются с ответами, воспитатель должен повторять объяснение.)
2. Звуковой анализ слова рак (проводит у доски один ребенок).
3. Звуковой анализ слова роза (проводят у доски четыре ребенка). Таблица с разобранным словом рак не убирается с доски. Дети же свои карточки с изображением рака убирают.
4. Игра со словом роза. Вызвать детей и раздать фишки по звукам: р, о, з, а. Позвать к себе по номерам звуков: 3, 1, 2, 4. Поставить на схему фишки по звукам: а, о. Спросить, какие звуки остались: гласные или согласные? Согласные. Поставить на место первый согласный, второй согласный звук.
5. Чем отличается слово роза от всех тех, которые разбирали раньше? В нем четыре звука. А в тех словах, которые разбирали раньше, сколько звуков? Три.
Обратить внимание детей на то, в какой последовательности стоят согласные и гласные звуки в слове роза (согласный, гласный, согласный, гласный). А в слове рак? Там три звука: согласный, гласный и согласный.

Программное содержание. Звуковой анализ слов луна и рыба. Учить детей ориентироваться в заданиях на звуки: знать все о каждом звуке. Учить детей подбирать слова определенной звуковой структуры.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением луны и рыбы. 2. У каждого ребенка карточки с луной и рыбой. 3. Фишки синие и красные у доски и у детей.

1. Повторение правила о гласных и согласных звуках (подобно занятию 15).
2. Звуковой анализ слова луна (проводят четверо детей).
3. Игра со словом луна (вызвать сильных детей). Раздать фишки по звукам: л, у, н, а. Позвать к себе детей: 1-й гласный, 2-й гласный, 1-й согласный, 2-й согласный.
В первый раз это задание сложно для детей. Они могут путать первый звук и первый гласный звук. Поэтому вначале, раздав детям фишки, воспитатель обращает их внимание: «Ты, Костя, звук л, какой ты по счету звук в слове? Первый. А какой ты по счету согласный звук? Тоже первый. А ты, Лена, звук у. Какой ты по счету звук в слове? Правильно, второй. А подумай, какой ты по счету гласный звук в слове? Давай подойдем к доске и посчитаем. Вот он, твой звук у — второй в слове, а гласный какой? Правильно, гласный — первый.
Поставить фишки на схему: 3-й, 2-й, 1-й, 4-й звуки.
4. Звуковой анализ слова рыба (проводят два ребенка).
5. Игра со словом рыба. Проводится так же, как предыдущая игра.
6. На доске поставлены фишки: синяя, красная, синяя.
Воспитатель. Кто может назвать слово, в котором первый звук — согласный, второй — гласный, третий — согласный? Вспоминайте, мы такие слова разбирали. (Дети называют слова мак, рак, жук и т. д., все разобранные трехзвуковые слова.) А есть еще слова, у которых звуки расположены так же. Например, слово нос. Давайте прочтем его по схеме. (Читают хором, воспитатель ведет указкой по стоящим на доске фишкам.) Кто еще вспомнит такое слово? (Показывает на фишки. В случае затруднений детей воспитатель подсказывает: дочь, суп, сын и т. п., каждое слово вместе с детьми читается с указкой.) Таких слов (показывает на фишки) много, мы с вами научимся их находить

источник

Ересек то бындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности в старшей группе

Өткізу күні/Дата проведения: 07.03.18

Тәрбиеші/Воспитатель: Избасарова А.А.

Білім беру саласы/Образовательная область: «Коммуникация»

Пән/Предмет: «Основы грамоты»

Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Расцветание природы»

Тақырыбы/Тема: « Предложение. Звуковой анализ слова «Жук» »

1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитывать интерес к занятию

2.Дамытушылық развивающая: Развитие логического мышления

3.Оқыту- обучающая: Учить слышать отдельные предложения в потоке речи, членить предложение на слова, определять их количество; продолжать учить проводить звуковой анализ слов

Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: личностно – ориентированная, игровая

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: фишки красные, синие,

зеленые у каждого ребенка

Көптілділік/ полиязычие: жук – қоңыз — beetle

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы/ Ход занятия

I .Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент

А жужжу, когда кружусь. (Жук)

— Как можно назвать маленького жука (Жучок)

— Если увидим несколько жуков, как их назовём. Кто они? (Жуки)

— Жук, жучок, жуки — какой первый звук вы слышите?

II . Негізі бөлімі/основная часть

— Жук это животное или насекомое.

— Я сказала «жук». Что я сейчас сказала?

— Какими словами назовем это насекомое?

— Жук хочет узнать, что за звуки живут в моем слове «жук»?

— Давайте попробуем вместе, но очень важно это слово «жук» произнести так, чтобы нужный звук было хорошо слышно.

— Назовите звук, который звучал дольше всех.

Звуковой анализ слова жук

— В слове жук, сколько звуков?

— Звук ж — это всегда твердый согласный звук, у него нет мягкой пары. Если он твердый согласный звук, то какой фишкой будим обозначать этот звук? (синей фишкой).

— Какой второй звук в этом слове? («у» гласный звук, красная фишка)

— Какой третий звук? («к» твердый согласный звук, синей фишкой)

— Как из слова жук сделать слово жуки?

— Каким стал третий звук в слове жуки? (мягким согласным)

— Значит, какую фишку нужно поставить теперь на его место? (зеленую).

Жук умеет петь песенки, попробуйте и вы спеть песенки жука.

— Ребята, А жук сочинил для вас стишок, послушайте его.

— Ребята, понравилось вам стихотворение жука? Давайте его выучим. (Повторяем 2-3 раза)

Дети изображают жуков, сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:

«Я жук, я жук, Я тут живу, Жжужу, жужжу».

— По моему сигналу «жуки» полетели на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат «ж-ж-ж…». По сигналу «дождь» «жуки» летят в домики (на стулья).

III . Қорытынды/итоговая часть

Анализ и оценивание результатов организованной учебной деятельности.

— Какие слова со звуком «ж» вы запомнили?

— Что вам понравилось делать на занятии?

Номер материала: ДБ-1274746

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Консультация для родителей по подготовке детей к обучению грамоте

«Звуковой анализ слова».

Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.
Письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.

Каждый из нас улыбнется, вспомнив «народное» правило русского языка: «как слышится, так и пишется». Действительно, если ребенок не произносит звук правильно, вряд ли стоит рассчитывать на то, что он правильно напишет его в тетрадке в недалеком будущем.

Необходимо обращать внимание не только на правильную артикуляцию звука, но и на умение ребенка выделять, т. е. слышать звуки в слове.

Это навык вырабатывается в ходе систематической работы как педагогов в детском саду, так и родителей дома в таких играх, как: «Назови первый звук в слове», «Подбери словечко», «Поймай звук», «Определи позицию звука в слове», «Найди место картинке» и др.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А, У, О, И, Э, Ы

Гласных букв десять: А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в слове: выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова «ЖУК» ребёнок должен произнести его три раза: «ЖЖук», «жУУк», «жуК».

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено.

Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове «дом» три звука — нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом — схема этого слова: ребёнок уже знает, что слова состоят из звуков.

Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?» — «Три». — «А сколько звуков в слове?» — «Тоже три». — «Давай будем эти звуки искать. Произнеси слово дом так, чтобы я услышала в нем первый звук«. Это наш ребенок уже умеет — научился на первом этапе обучения. «д-дом», -старательно произносит малыш. — «Какой первый звук?» — «Д». — «Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук?» — «Д».

В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона квадратики или возьмите старую мозаику и выберите из нее белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зеленые — они еще понадобятся.

Итак, перед ребенком схема звукового состава слова «дом», в которой первая клеточка уже закрыта. Можно двигаться дальше.

«Давай теперь произнесем слово «дом» так, чтобы услышать в нем второй звук, первый д — мы уже знаем». Помогите ребенку для первого раза, скажите вместе с ним «до-о-ом».

Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем по схеме и надолго остановить его на второй клеточке. Палец держим на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете «до-о-ом». «Какой же второй звук в этом слове?» — «О!» — «Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой!» Ребенок берет точно такую же, как первая, фишку и ставит ее на вторую клеточку.

«Видишь, — продолжаете вы, — мы уже знаем два звука в слове «дом». Давай найдем последний звук в этом слове. Произнеси слово «дом» так, чтобы слышался последний звук«.

И снова вы ведете пальцем по уже почти заполненной схеме слова и произносите: «дом-м-м». «Какой последний звук в слове дом-м-м?» — «М-м», — отвечает ребенок и ставит на схему последнюю, третью фишку.

Вот и проведен впервые звуковой анализ слова.

Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру «Кто внимательный». «А теперь, — говорите вы, — я буду называть звук, а ты будешь снимать его обозначение со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, обозначение звука «д» (фишка синего цвета)

Для данного вида анализа ребёнку предлагаются слова из трех звуков: мак, дом, сыр, кот, кит, шар, жук, лук, лес, рак.

Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове.

Особенно важным этот вид работы со звуками является для детей с нарушениями речи. Если вы видите, что со звуковым анализом слова ребёнок не справляется, то возвращайтесь к играм по развитию фонематического слуха.

В процессе анализа з-х звуковых слов напомните ребёнку о наличии в языке гласных и согласных звуков. Сначала предложите ему найти в слове гласный звук и заменить нейтральную фишку на красную.

Затем вспомните о том, что согласные звуки бывают мягкие и твёрдые: твёрдые звуки обозначаем синими фишками, а мягкие – зелёными. Таким образом, теперь при составлении схем слов ребёнок будет пользоваться фишками трёх цветов.

Все характеристики звуков даются УСТНО (записывать не надо). Если ребёнок захочет, модель слова оформите в виде аппликации, чтобы потом показать ее еще кому-то (попросить бабушку или дедушку «отгадать», что это за «таинственные квадраты»).

источник

Программное содержание. Повторение правила о гласных и согласных звуках. Звуковой анализ слов рак и роза. Обратить внимание детей на разницу в звуковой структуре этих слов.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением рака и розы. 2. У каждого ребенка карточки (рак и роза). 3. Фишки: красные и синие у доски (по 5—6) и у каждого ребенка (по две).

Читайте также:  Анализ из спинного мозга на рак

Ход занятия

1. Воспитатель. Что мы узнали с вами о звуках на прошлом занятии? Какие звуки называются гласными? Назовите их. Какие звуки называются согласными? Какими фишками мы обозначаем гласные звуки? А согласные? (В случае, если дети затрудняются с ответами, воспитатель должен повторять объяснение.)
2. Звуковой анализ слова рак (проводит у доски один ребенок).
3. Звуковой анализ слова роза (проводят у доски четыре ребенка). Таблица с разобранным словом рак не убирается с доски. Дети же свои карточки с изображением рака убирают.
4. Игра со словом роза. Вызвать детей и раздать фишки по звукам: р, о, з, а. Позвать к себе по номерам звуков: 3, 1, 2, 4. Поставить на схему фишки по звукам: а, о. Спросить, какие звуки остались: гласные или согласные? Согласные. Поставить на место первый согласный, второй согласный звук.
5. Чем отличается слово роза от всех тех, которые разбирали раньше? В нем четыре звука. А в тех словах, которые разбирали раньше, сколько звуков? Три.
Обратить внимание детей на то, в какой последовательности стоят согласные и гласные звуки в слове роза (согласный, гласный, согласный, гласный). А в слове рак? Там три звука: согласный, гласный и согласный.

Программное содержание. Звуковой анализ слов луна и рыба. Учить детей ориентироваться в заданиях на звуки: знать все о каждом звуке. Учить детей подбирать слова определенной звуковой структуры.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением луны и рыбы. 2. У каждого ребенка карточки с луной и рыбой. 3. Фишки синие и красные у доски и у детей.

Ход занятия

1. Повторение правила о гласных и согласных звуках (подобно занятию 15).
2. Звуковой анализ слова луна (проводят четверо детей).
3. Игра со словом луна (вызвать сильных детей). Раздать фишки по звукам: л, у, н, а. Позвать к себе детей: 1-й гласный, 2-й гласный, 1-й согласный, 2-й согласный.
В первый раз это задание сложно для детей. Они могут путать первый звук и первый гласный звук. Поэтому вначале, раздав детям фишки, воспитатель обращает их внимание: «Ты, Костя, звук л, какой ты по счету звук в слове? Первый. А какой ты по счету согласный звук? Тоже первый. А ты, Лена, звук у. Какой ты по счету звук в слове? Правильно, второй. А подумай, какой ты по счету гласный звук в слове? Давай подойдем к доске и посчитаем. Вот он, твой звук у — второй в слове, а гласный какой? Правильно, гласный — первый.
Поставить фишки на схему: 3-й, 2-й, 1-й, 4-й звуки.
4. Звуковой анализ слова рыба (проводят два ребенка).
5. Игра со словом рыба. Проводится так же, как предыдущая игра.
6. На доске поставлены фишки: синяя, красная, синяя.
Воспитатель. Кто может назвать слово, в котором первый звук — согласный, второй — гласный, третий — согласный? Вспоминайте, мы такие слова разбирали. (Дети называют слова мак, рак, жук и т. д., все разобранные трехзвуковые слова.) А есть еще слова, у которых звуки расположены так же. Например, слово нос. Давайте прочтем его по схеме. (Читают хором, воспитатель ведет указкой по стоящим на доске фишкам.) Кто еще вспомнит такое слово? (Показывает на фишки. В случае затруднений детей воспитатель подсказывает: дочь, суп, сын и т. п., каждое слово вместе с детьми читается с указкой.) Таких слов (показывает на фишки) много, мы с вами научимся их находить

источник

1)У доски трое детей находят по очереди звуки в слове «шар».

2) Чтение слова с указкой по схеме.

3) Игра со словом «шар»: к доске вызываются трое детей, назвать их звуками не по порядку: [а], [р], [ш] — дети должны встать правильно, чтобы получилось слово.

4) Задание: найти одинаковые звуки в словах «дом» и «дым», а потом в словах «дом», «дым», «мак».

Физкультминутка «Если нравится тебе»

4. Составление предложенийиз 2, 3, 4слов по сюжетной картине (по выбору педагога), запись предложений (графически) на доске:_______________.

Например: Наступила холодная зима.

5. Работа втетрадях.

Задание детям: дорисовать узор.

(Узор размером в две клеточки и узор размером в одну кле­точку.)

Итог занятия.

Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «ЖУК» И «ЛУК». СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

• закреплять умение интонационно выделять звук в слове;

• расширять представления детей о родном языке в игровых упражнениях на словоизменение;

• продолжать упражнять детей производить звуковой анализ слов «жук» и «лук»;

• совершенствовать умение детей находить сходство и раз­личие слов по их звуковому составу;

• продолжать закреплять умение составлять предложения из 2, 3, 4 слов;

• упражнять детей в штриховке предметов (в разном направ­лении).

Пособия: картины-схемы слов «жук» и «лук», карточки трехзвуковых слов, конверты с фишками; тетради, простые ка­рандаши.

Ход занятия

Игра «Скажи как я».

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч кому-либо из ребят, называя слово с интонационным выделением любого из согласных звуков (ррука, саммолет, трубба, нножик, домм, ллампа). Ребенок должен повторить слово так, как его произно­сит взрослый, перебрасывая мяч назад.

Игровое упражнение на словоизменение.

Педагог предлагает детям изменить один звук в заданном слове, чтобы получилось новое слово, например:

дом — дым сыр — сор кот — кит мат — мот

3. Звуковой анализ слова «жук»(проводят три ребенка, каждый выделяет один звук).

Игра со словом «жук».

Суть игры: вызвать детей по номерам (1, 2, 3), позвать к себе по звукам ([у], [к], [ж]). Дети встают так, чтобы получилось сло­во «жук».

Звуковой анализ слова «лук».

6. Задание детям:

а) Найти одинаковые звуки в словах «жук» и «лук». Назвать звуки, которыми эти слова отличаются друг от друга.

б) Загадка. На доске вывешены таблицы, на которых на­рисованы мак, лук, жук, дом, дым, шар. Найти слова, в которых есть звуки [к], [м], [а], [у].

Работа в тетрадях.

Штриховка елочек в разных направлениях.

Тема: ПОДБОР ОПРЕДЕЛЕНИЙ

К СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ. ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА

ПО ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЕ. СОСТАВЛЕНИЕ

ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

С ПРЕДЛОГАМИ

• упражнять детей в подборе определений к существительным;

• развивать умение пересказывать небольшой текст, опира­ясь на его графическую схему;

• упражнять в составлении графической схемы предложений с предлогами;

• воспитывать внимание, чуткое отношение к слову, разви­вать чувство юмора.

Пособия: мяч; картинка (или иллюстрация) «Ель», графи­ческая схема рассказа на доске или на листе бумаги (ватмана); тетради, простые карандаши.

Ход занятия

1. Дидактическая игра «Кто больше?»(с мячом).

Условия игры: воспитатель задает детям вопросы о зиме и зимних явлениях, а дети отвечают.

Правила игры: отвечать по очереди, ответы не должны по­вторяться.

— Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая? (Снежная, волшебная, сказочная, морозная, холодная, краси­вая, зима-волшебница.)

(Спящий, дремучий, густой, глухой, сказочный, волшебный, суровый, таинственный, неподвижный.)

(Белый, пушистый, серебристый, чистый, блестящий, мяг­кий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий, мокрый, искристый, холодный.)

(Холодные, пушистые, белые, легкие, нежные, серебристые, ажурные).

(Морозный, холодный, ясный, снежный, короткий.)

(Темная, холодная, морозная, звездная, морозная, длинная).

2. Работа с текстом.

Мягко светятся иголки, Его-носят вечно. (елки).

— Как по-другому можно назвать елку? (Ель.)

2) Педагог сообщает детям, что сегодня они будут пере­сказывать текст, используя его графическую схему:

___ _____ ______. Она стройная, высокая.

____ _____ ______ ____. Ель приятно пахнет хвоей.

____ _____ ______ ______ ____. Она дарит людям полезный воздух.

Воспитатель сначала полностью озвучивает текст. Потом просит детей угадать название рассказа, состоящего из одного слова. (Ель.) Предлагает детям рассмотреть графическую схему рассказа:

— Сколько всего предложений в рассказе?

— Сколько слов в первом предложении?

— Сколько слов во втором? и т. д.

Повторно педагог озвучивает каждое предложение по схеме.

3)Пересказ текста детьми (2-3 человека).

Физкультминутка «Мороз»

Я мороза не боюсь, С ним я крепко подружусь. Подойдет ко мне мороз, Тронет руку, тронет нос. (Надо показать руку, нос.)

Значит, надо не зевать, Прыгать, бегать и играть. (Соответствующие движения.)

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

источник

Тема: Ознакомление со звучащим словом, самостоятельное называние слов детьми, подбор прилагательных к существительному

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

1. Звуковой анализ слова жук (проводят три ребенка, каждый выделяет один звук).

2. Игра со словом жук. Вызвать детей по номерам: 1, 2, 3, по­звать к себе по звукам: у, ж, к, поставить фишки на схему по номе­рам: 2, 1, 3.

3. Звуковой анализ слова лук. Проводят три ребенка.

4. Загадка. На доске вывешены таблицы, на которых нарисо­ваны мак, лук, жук, дом, дым. Кто найдет слова, в которых есть звук к, и отметит этот звук фишкой?

Дети по очереди выходят и ставят фишки на таблицы. Учитель вместе с детьми проверяет, нет ли звука к в словах дым и дом.

5. Назвать слова, которые начинаются со звука к. За правиль­ный ответ ребенок награждается фишкой.

Тема: Звуковой анализ слов кот и кит, об­ратить внимание детей на мягкость звука к

в слове кит, добивать­ся правильного произнесения этого звука. Учить детей

сравнивать слова по звуковому составу. Учить детей называть слова по зада­ —

нию воспитателя с определенным звуковым составом.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением кита и кота. 2. Карточки с изображением кита и кота у каждого ребенка. 3. Бе­лые фишки у доски и у детей.

1. Звуковой анализ слова кот (проводят три ребенка).

2. Игра со словом кот. Раздать фишки по звукам: к, о, т. Вызвать детей по номерам звуков: 2, 1, 3. Поставить фишки на схему по звукам: и, т, к.

3. Звуковой анализ слова кит (проводит подготовленный ребе­нок). После «прочтения» слова воспитатель спрашивает: «Какой пер­вый звук в этом слове?»—«К».—«Давай еще раз скажем это слово и послушаем в нем первый звук: кит. Какой же первый звук?»— «К».—«Да, первый звук в этом слове звучит мягко, а не к. А в сло­ве кот какой первый звук?»—«К».—«Да, в слове кот первый звук К, а в слове кит он звучит по-другому, мягко: к’».

4. Игра со словом кит. Раздать фишки по звукам: к’, и, т. Вызвать детей к себе враз­бивку по звукам: т, к’, и. Поставить фишки на схему по номерам: 2, 1, 3.

5. Найти одинаковые звуки в словах кит и кот. Задание дети выполняют за столами, самостоятельно. Потом вы­звать ребенка к доске. Обратить еще раз внимание, что звук к зву­чит по-разному в этих словах: к и к’. А какие звуки в этих словах неодинаковые? Первый и третий звуки в словах кит и кот — одина­ковые звуки т и к. А какие разные? Вторые звуки. Какие же? О и и.

6. Игра: назвать слова, обозначающие что-нибудь вкусное, со звуком к. Отмечать правильные ответы не индивидуально, а по рядам. Со­ревнование: какой ряд выиграет? Учитель делит мелом доску на три части, в каждой части палочками отмечает правильные ответы. Ряд, набравший наибольшее количество очков, — победитель.

Тема: Познакомить детей с понятиями «гласный звук» и «согласный звук».

Звуковой анализ слова шар с определением гласных и согласных звуков.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением мака, дома, жука, сыра, кита, шара. 2. У каждого ребенка карточка с изобра­жением шара. 3. Фишки белые, красные и синие для доски. 4. У каждого ребенка белые фишки. 5. Детские синие и красные фишки (по две каждого цвета на каждого ребенка) приготовлены у воспитателя в двух коробках (мешочках).

На доске таблица с изображением мака.

Учитель. Вы помните, из каких звуков состоит слово мак? Назовите их. (Вызывает подготовленного ребенка, чтобы раз­бор слова не занимал много времени.) Правильно, слово мак со­стоит из звуков м, а, к. Теперь я загадаю всем загадку. Отгадайте: какой звук в слове мак можно очень громко крякнуть? (Дети под­нимают руки, называют звук а.) Андрюша думает, что звук а. Да­вайте попробуем его крикнуть. Правильно Андрюша угадал, звук а можно крикнуть очень громко. И теперь я скажу вам еще что-то интересное про звук а. Когда мы его произносим, нам во рту ни­чего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язычок. Давайте попробуем сказать звук а не очень громко и понаблюдаем, не мешает ли нам что-нибудь его произносить. (Если вместо звука а вызванный ребе­нок называет звуки м и к, нужно попробовать вместе с детьми его крикнуть и убедиться, что громко кричать его нельзя.).

А вот когда мы произносим звук м, нам что-нибудь мешает? Давайте скажем м. Видите, нам мешают губы. А произнести к звук к нам мешает язычок. Попробуйте сказать громко звук к. Нет Сережа, ты говоришь не к, а кэ, ты кричишь звук э, а не к (вешает таблицу с изображением дома). А вот в слове дом попробуйте найти звук, который можно очень громко крикнуть, и при этом во рту нам ничего не помешает. (Так поочередно разбираются слова мак, дом, сыр, жук, кит. Звуки а, о, у, ы, и отмечаются на схеме фишками.)

Ребята, звуки, которые можно громко кричать без помех, назы­ваются гласными звуками, а все остальные — согласными. Мы с вами будем теперь отмечать гласные звуки — те, которые можно кричать,— красными фишками, а согласные — те, крикнуть которые нам мешают либо язык, либо губы, либо зубы, — мы будем обозна­чать синими фишками.

Пойдет к доске Марина и на всех наших табличках поменяет белые фишки на красные, чтобы мы все запомнили, что гласные звуки обозначаются красными фишками. А мы посмотрим и вспомним еще раз, какие же это звуки.

По мере проставления фишек (девочка меняет белые фишки на красные) учитель говорит: «Звук а — гласный, звук о — глас­ный, звук у — гласный, звук ы — гласный, звук, и — гласный». Сколь­ко же у нас всего оказалось гласных звуков? Посчитайте! Правиль­но: пять. Есть, правда, еще один гласный звук — э, но мы не раз­бирали слов с этим звуком.

Сейчас я вам раздам красные фишки для обозначения глас­ных звуков и синие — для согласных, а белые фишки уберу, они нам больше не понадобятся. Теперь мы будем разбирать все слова и определять, какие звуки гласные, а какие — согласные. (Говоря это, учитель раздает фишки, идя между рядами.)

Теперь возьмите карточку, на которой нарисован шар. Давайте разберем слово шар. Какой первый звук? Правильно, ш. Скажем все вместе этот звук: ш. Видите, как он тихо произносится, нам ме­шают зубы и язык. Значит, это звук согласный, обозначим его си­ней фишкой. (Учитель работает у доски, а дети на местах. Так разбирается все слово.)

Вот, ребята, как много нового мы с вами сегодня узнали: звуки бывают гласные и согласные. Кто помнит, какие звуки называются гласными? Давайте назовем их. Какими фишками мы их обознача­ем? А согласные звуки, которые нельзя кричать, какими фишками обозначаем?

Тема: Повторение правила о гласных и сог­ласных звуках. Звуковой анализ слов рак

и роза. Обратить внима­ние детей на разницу в звуковой структуре этих слов.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением рака и розы. 2. У каждого ребенка карточки (рак и роза). 3. Фишки: красные и синие у доски (по 5—6) и у каждого ребенка (по две).

Читайте также:  Анализ из влагалища может определить рак

Учитель. Что мы узнали с вами о звуках на прошлом занятии? Какие звуки называются гласными? Назовите их. Какие звуки называются согласными? Какими фишками мы обознача­ем гласные звуки? А согласные? (В случае, если дети затрудняются с ответами, воспитатель должен повторить объяснение.)

1. Звуковой анализ слова рак (проводит у доски один ребе­нок).

2. Звуковой анализ слова роза (проводят у доски четыре ребен­ка). Таблица с разобранным словом рак не убирается с доски. Дети же свои карточки с изображением рака убирают.

3. Игра со словом роза. Вызвать детей и раздать фишки по зву­кам: р, о, з, а. Позвать к себе по номерам звуков: 3, 1, 2, 4. По­ставить на схему фишки по звукам: а, о. Спросить, какие звуки остались: гласные или согласные? Согласные. Поставить на место первый согласный, второй согласный звук.

4.Чем отличается слово роза от всех тех, которые разбирали раньше? В нем четыре звука. А в тех словах, которые разбирали раньше, сколько звуков? Три.

Обратить внимание детей на то, в какой последовательности стоят согласные и гласные звуки в слове роза (согласный, гласный, согласный, гласный). А в слове рак? Там три звука: согласный, гласный и согласный.

Тема: Звуковой анализ слов луна и рыба. Учить детей ориентироваться в заданиях

на звуки: знать все о каж­дом звуке. Учить детей подбирать слова

определенной звуковой структуры.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением луны и рыбы. 2. У каждого ребенка карточки с луной и рыбой. 3. Фишки синие и красные у доски и у детей.

1.Повторение правила о гласных и согласных звуках ( подобно занятию 15).

2. Звуковой анализ слова луна (проводят четверо детей).

3. Игра со словом луна (вызвать сильных детей). Раздать фиш­ки по звукам: л, у, н, а. Позвать к себе детей: 1-й гласный, 2-й гласный, 1-й согласный, 2-й согласный. В первый раз это задание сложно для детей. Они могут путать первый звук и первый гласный звук. Поэтому вначале, раздав детям фишки, воспитатель обращает их внимание: «Ты, Костя, звук л, ка­кой ты по счету звук в слове? Первый. А какой ты по счету со­гласный звук? Тоже первый. А ты, Лена, звук у. Какой ты по счету звук в слове? Правильно, второй. А подумай, какой ты по счету гласный звук в слове? Давай подойдем к доске и посчитаем. Вот он, твой звук у — второй в слове, а гласный какой? Правильно, гласный — первый. Поставить фишки на схему: 3-й, 2-й, 1-й, 4-й звуки.

4. Звуковой анализ слова рыба (проводят два ребенка).

5. Игра со словом рыба. Проводится так же, как предыдущая игра.

6. На доске поставлены фишки: синяя, красная, синяя.

Учитель. Кто может назвать слово, в котором первый звук — согласный, второй — гласный, третий — согласный? Вспоминайте, мы такие слова разбирали. (Дети называют слова мак, рак жук и т. д., все разобранные трехзвуковые слова.) А есть еще сло­ва, у которых звуки расположены так же. Например, слово нос. Давайте прочтем его по схеме. (Читают хором, воспитатель ведет указкой по стоящим на доске фишкам.) Кто еще вспомнит такое слово? (Показывает на фишки. В случае затруднений детей вос­питатель подсказывает: дочь, суп, сын и т. п., каждое слово вместе с детьми читается с указкой.) Таких слов (показывает на фишки) много, мы с вами научимся их находить.

Тема: Звуковой анализ слов лиса и сани. Учить детей: ориентироваться в заданиях,

требующих полной харак­теристики звука; искать в словах одинаковые звуки;

подбирать сло­ва определенной звуковой структуры.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображениями лисы .и са­ней. 2. Карточки у каждого ребенка (лиса и сани). 3. Фишки крас­ные и синие у доски и у каждого ребенка.

1. Повторение правил о гласных и согласных звуках.

2. Звуковой анализ слова лиса (проводят два ребенка; следить за произношением звука л’).

3. Игра со словом лиса (вызывать малоактивных детей). Раз­дать фишки по номерам звуков: 1, 2, 3, 4. Вызвать к доске детей по звукам: л’, а, с, и. Поставить фишки на схему: л’, 4-й звук, с, 2-й звук.

4. Звуковой анализ слова сани (проводят два ребенка; следить за произношением звука н’).

5. Игра со словом сани (вызвать наиболее подготовленных де­тей). Раздать фишки по номерам звуков: 1, 2, 3, 4. Вызвать детей к доске по звукам: и, а, н’, с. Поставить фишки на схему: 1-й глас­ный, 2-й гласный, 1-й согласный, 2-й согласный.

6. Найти одинаковые звуки в словах лиса и сани. Сначала де­ти работают на местах, затем проверка у доски. Им задается воп­рос: это звуки гласные или согласные?

7. Игра. Назвать слова по модели: согласный, гласный, соглас­ный (фишки выставлены на доске). Учителю необходим запас таких слов, чтобы иметь возможность помочь детям: нос, лоб, рот, мёд, сын, дочь, лёд, сук, день, пень, лень, зуб, чиж, лес, нёс, вёз и т. д.

Каждое неверно произнесенное слово учитель произносит правильно, ведя указкой по модели и показывая детям, в чем их ошибка. Например, Петя назвал слово роза.

Учитель. Давайте проверим. Читаем все вместе слово роза. Видите, фишек уже нет, а мы произносим звук а. В слове роза четыре звука, оно сюда не подходит.

Учитель. Давайте проверим. В слове ухо первый звук у — гласный. А у нас первый звук должен быть согласным. Будьте внимательны!

Тема: Звуковой анализ слов рука и бусы. учить детей: ориентироваться в заданиях,

требующих полной харак­теристики звука, искать в словах одинаковые звуки,

подбирать сло­ва определенной звуковой структуры.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображениями руки и бус. 2. Карточки без картинок со схемой слова. 3. Фишки красные и си­ние у доски и у каждого ребенка.

1. Повторение правила о гласных и согласных звуках.

2. Звуковой анализ слова рука. Обратить внимание детей на то, что у них больше нет картинок, а есть только «домики» для звуков. Можно теперь по одной карточке разбирать все слова, со­стоящие из четырех звуков.

3. Игра со словом рука (вызвать малоподготовленных детей). Раздать фишки по номерам звуков: 1, 2, 3, 4. Вызвать детей по звукам: р, у, к, а. Поставить фишки на место по звукам вразбивку: а, у, р, к.

4. Звуковой анализ слова бусы (проводят два ребенка).

5. Игра со словом бусы (вызвать наиболее активных детей). Раздать фишки по звукам: б, у, с, ы. Вызвать к себе: 1-й гласный, 2-й согласный, 1-й согласный, 2-й гласный. Поставить фишки на схему по номерам звуков: 2, 1, 3, 4.

6. Найти одинаковые звуки в словах рука и бусы. Задание вы­полняется на местах устно, потом вызванный ребенок ставит звук у в словах рука и бусы.

7. Игра: кто назовет больше слов по модели: согласный — глас­ный — согласный.

Тема: Звуковой анализ слов пила и паук. Учить детей: ориентироваться в заданиях,

требующих полной ха­рактеристики звука; искать в словах одинаковые звуки;

подбирать слова определенной звуковой структуры.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением пилы и паука. 2. Карточки с четырехзвуковыми схемами у каждого ребенка. 3.Фишки красные и синие у доски и у каждого ребенка (количе­ство фишек у детей увеличивается: по три фишки каждого цвета).

1. Повторение правила о гласных и согласных звуках.

2. Звуковой анализ слова пила (проводят двое детей; следить за правильным произношением звука п’).

3. Игра со словом пила (вызвать слабо .подготовленных детей). Раздать фишки: 1-й согласный, 1-й гласный, 2-й согласный, 2-й гласный. Помочь детям установить, какие звуки они представляют. Вызвать к доске: 1-й гласный, 2-й согласный, 2-й гласный, 1-й со­гласный. Поставить фишки на схему по звукам: п’, а, л, и.

4. Звуковой анализ слова паук (проводят два ребенка). Табли-

ца с разобранным словом пила не убирается, фишки стоят на схеме Сравнение моделей пила и паук. В слове пила согласные и гласные звуки перемежаются, а в слове паук — по краям согласные, а в се­редине — гласные.

5. Игра: кто назовет больше слов по модели: согласный — глас­ный — согласный — гласный?

В случае затруднений учитель должен прийти на помощь детям.

Тема: Звуковой анализ слов аист и гуси. Учить детей: ориентироваться в заданиях,

требующих полной харак­теристики звука; искать в словах одинаковые звуки;

подбирать слова определенной звуковой структуры.

Материал к занятию. 1. Таблицы с аистом и гусями. 2. Карточ­ки с четырехзвуковыми схемами на столах у детей. 3. Фишки крас­ные и синие у доски и на столах перед детьми.

1. Повторить правило о гласных и согласных звуках.

2. Звуковой анализ слова аист (проводит один ребенок). Обра­тить внимание детей на расположение звуков в слове: сначала два гласный, потом два согласных.

3. Игра в слово аист (вызвать слабо, подготовленных детей). Раздать фишки: 1-й гласный, 2-й гласный, 1-й согласный, 2-й соглас­ный. Вызвать детей по звукам: а, и, с, т. Поставить фишки на схе­му: звук и, 1-й гласный, звук с, 2-й согласный.

4. Звуковой анализ слова гуси (проводят два ребенка). Обра­тить внимание на правильное произнесение звука с, на расположе­ние звуков в слове гуси. Сравнить со словом аист.

5. Игра со словом гуси (вызвать наиболее подготовленных де­тей). Раздать фишки: 1-й согласный, 2-й гласный, 2-й согласный, 1-й гласный. Вызвать по звукам: г, и, у, с’. Поставить фишки на схему: 3-й звук, 2-й звук, 1-й согласный, 2-й гласный.

6. Найти одинаковые звуки в словах гуси и аист. На доске ви­сят таблицы без фишек. Дети работают без карточек. После опре­деления звука с вызванный ребенок ставит фишки на схемы. Обра­тить внимание детей на то, что в слове аист звук с звучит твердо, а в слове гуси — мягко (с’).

7. Игра: кто назовет больше слов, начинающихся с любого гласного звука? За правильные ответы награждать детей фишками (белыми).

Тема: Звуковой анализ слов игла, утки. Учить детей: ориентироваться в заданиях,

требующих полной ха­рактеристики звука; искать в словах одинаковые звуки;

подбирать слова определенной звуковой структуры.

Материал к занятию. 1. Таблицы с утками и иглой 2. Карточки с четырехзвуковыми схемами у каждого ребенка. 3. Фишки красные и синие у доски и у каждого ребенка.

1. Звуковой анализ слова утки (разбирают четыре ребенка — обратить внимание на произнесение звука к’. Обратить внимание на расположение звуков в слове: по краям гласные, а в середине два согласных. Сколько гласных в слове утки? Какие? Сколько соглас­ных? Какие?

2. Игра со словом утки. Раздать фишки: 1-й гласный, 1-й со­гласный, 2-й согласный, 2-й гласный. Вызвать к доске детей по зву­кам: и, у, т, к’. Поставить фишки на схему по номерам звуков 3, 4, 2, 1.

3. Звуковой анализ слова игла (разбирают два ребенка). Табли­ца с утками не убрана, заполнена фишками. Похоже ли слово утки на слово игла? Чем похоже? (В обоих словах по краям гласные звуки, а в середине согласные.)

4. Игра со словом игла. Раздать фишки по номерам звуков: 1, 2, 3, 4. Вызвать детей по звукам: а, г, л, и. Поставить фишки на схему: 1-й гласный, 2-й гласный, 1-й согласный, 2-й согласный.

5. Найти одинаковые звуки в словах утки и игла. Перед деть­ми на доске обе таблицы без фишек. Найти общий для обоих слов звук и, обозначить его на схеме, определив, гласный он или соглас­ный.

6. Игра: кто назовет больше слов с таким расположением звуков — согласный, гласный, согласный? (Фишки поставить на доску.)

Тема: Звуковой анализ слов лист и волк. Учить детей: давать полную

характеристику звука; искать одинако­вые звуки в словах; подбирать слова

определенной звуковой струк­туры.

Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением листа и волка.2. Карточки с четырехзвуковыми схемами у каждого ребенка.3. Фишки красные и синие у доски и у каждого ребенка.

1. Повторение правила о гласных и согласных звуках.

2. Зву­ковой анализ слова лист (проводят два ребенка). Обратить внима­ние на правильное произношение звука л’. Сколько гласных в сло­ве лист? Какие? Сколько согласных? Какие? Обратить внимание на расположение звуков в слове лист — согласный, за ним гласный, а потом подряд два согласных. Обратить внимание детей на то, что они впервые разбирают слово, где три согласных звука и один гласный.

4. Звуковой анализ слова волк. Провести так же, как анализ слова лип. Похоже ли слово волк на слово лист? (Да, у них звуки распо­ложены одинаково; согласный, гласный, два согласных.)

6. Найти одинаковые звуки в словах волк и лист. Обратить внимание детей на то, что в слове волк звук л про­износится твердо, а в слове лист — мягко (л’).

7. Игра: кто назовет больше слов, начинающихся с любого со­гласного звука?

Тема: Введение различения понятий «твер­дый согласный звук» и «мягкий

согласный звук». Звуковой анализ слов лиса, луна, сани. Учить детей: искать

одинаковые звуки в словах; ориентироваться в заданиях, требующих полной

Материал к занятию. 1. Таблица с изображением луны, лисы саней. 2. Карточки с четырехзвуковыми схемами у каждого ребенка. 3. Фишки красные и синие у доски и у каждого ребенка. 4. Зеле­ные фишки для доски (5—6) и для детей (по 3 для каждого ребен­ка) приготовлены у воспитателя.

1. Повторение правила о гласных и согласных звуках.

2. Звуковой анализ слова лиса (проводит один ребенок). Таб­лица с фишками не убирается.

3. Звуковой анализ слова луна (проводят два ребенка). Табли­ца с фишками не убирается, висит рядом с первой.

4. Сколько гласных в каждом из этих слов? Какие? Вызвать ребенка убрать одинаковые гласные звуки (а). Какие гласные зву­ки остались? Вызвать ребенка убрать их. Сколько согласных в каж­дом из этих слов? Есть ли одинаковые согласные звуки? А есть ли разные? Какие? (с, н.) Вызвать ребенка убрать их. Какие звуки остались в этих словах? Как звучит первый звук в слове луна? (Твердо.) А как звучит первый звук в слове лиса? (Мягко.)

Учитель. Согласные бывают твердые и мягкие, мы с вами это уже слышали в разных словах. Теперь все мягкие соглас­ные будем обозначать не синими, а зелеными фишками. А твердые согласные будем, как и раньше, обозначать синими фишками. За­помните: твердые согласные — синими, а мягкие — зелеными. Я вам раздам сейчас зеленые фишки для мягких согласных, и вы разбе­рите еще раз слово лиса, но уже пользуясь не только синими, но и зелеными фишками для мягких согласных (говоря это, учитель раздает зеленые фишки, идя между рядами).

Дети работают на местах. К доске вызывается один ребенок. Учитель просит выделить звук л’ при интонационном подчерки­вании первого звука.

Учитель. Твердый или мягкий первый звук в слове лиса? Правильно, мягкий. Значит, какой фишкой мы его обозна­чим? Зеленой.

При интонационном выделении звука с учитель обращает внимание детей на то, что звук с звучит твердо и его нужно обоз­начать синей фишкой.

5. Звуковой анализ слова сани (разбирают два ребенка). Учитель следит за четким интонационным выделением звуков и правильным их произнесением изолированно: с и н’.

6. Игра со словом сани. Раздать фишки детям: твердый соглас­ный, 1-й гласный, мягкий согласный, 2-й гласный. Вызвать к доске по звукам: с, и, н’, а. Поставить фишки на схему: мягкий соглас­ный, 1-й гласный, 2-й гласный, твердый согласный.

7. Игра: воспитатель называет слово, а вызванный ребенок оп­ределяет, с твердого или мягкого согласного оно начинается.

источник