Меню Рубрики

Анализ диагностики подготовки детей к школе

Цель методики: определить готовность детей к школе.

Диагностический набор включает в себя тесты, давно применяемые в психологической практике, а также задания, которые традиционно используются педагогами при записи в школу и выявляют уровень готовности ребенка к школе.

Методика готовности к школе представляет собой комплекс, состоящий из:

  • Анкеты ребенка (заполняется психологом в процессе беседы с ребенком).
  • 11 тестов для тестирования детей.

Для проведения тестирования необходимы стимульный материал и протокол тестирования. Заполняя протокол, оцениваю выполнение каждого задания по трехбалльной шкале и по сумме полученных за все 11 заданий баллов оцениваю общий уровень готовности ребенка.

В 2009 году было протестировано по данной методике 11 дошкольников. Результаты тестирования представлены в таблице 1.

Результаты диагностики оценивались следующим образом:

  • ребенок, набравший 18 баллов и больше, к обучению школе готов;
  • ребенок, набравший 16 или 17 баллов, к школе готов условно , в этом случае требуются дополнительные занятия с психологом;
  • ребенок, набравший 15 баллов и менее, к школе не готов.

Результаты диагностики дошкольников по методике

Экспресс-диагностика готовности к школе

Анализируя результаты тестирования, видим, что из 11 человек (100%) только 2 (18%) готовы условно . Дети легко справились с тестами: Нелепицы, Геометрические фигуры, Рисунок человека. Сложнее было выполнить Аналогии, Пространственно-геометрический диктант, Последовательные картинки, Логопедический тест, Запрещенные слова. Трудно было выполнить тест Ключи, не справились с Чтением и совсем не выполнили тест Составление слов.

Изначально тест № 8 Ключи сложен и дает возможность сильным, развитым детям проявить свои способности. Он направлен на диагностику сформированности у ребенка умения выявлять закономерности и использовать их. Только двое детей справились с заданием и получили максимальный балл, а остальные не обозначили правильно ни одного из изменяющихся в ключах признаков.

Тест № 9 Чтение представлен в двух видах: в виде текстов для детей, умеющих читать и в идее букв для детей, не умеющих читать. По результатам теста: дети не умеют читать слогами. Пять человек знают 10 букв из показанных, шесть дошкольников совсем буквы не знают и, следовательно, с заданием не справились.

Тест № 11 Составление слов предполагает, что ребенок должен хорошо владеть навыками чтения, иметь некоторые творческие задатки, а также обладать достаточно высоким уровнем общей осведомленности. По результатам теста № 9 видим, почему дети не справились с тестом № 11.

Продолжая анализировать результаты в таблице №2, выделяю, что 18% дошкольников не владеют навыками счета, плохо ориентируются в пространстве, не всегда понимают устную инструкцию, не умеют действовать по правилам. У 27% низкий уровень сформированности причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умение строить связный последовательный рассказ). У 18% детей не сформирована способность делать умозаключения по аналогии. У 9% дошкольников трудности со звукопроизношением и фонематическим слухом. 45% требуется коррекция произвольности, развития речи и общей осведомленности. 81% не умеют выявлять закономерности и использовать их. 54 % детей не владеют основами грамоты. И у всех дошкольников (100%) по данной методике не сформированы навыки чтения.

Можно выделить несколько групп тестов:

Тесты №1,3,6 и 7 в совокупности дают достаточно хорошее представление о речевом развитии ребенка;

Тесты № 2,4 и 8 — о развитии его пространственных представлений;

Тесты № 5,8 и 11 — о развитии логического мышления.

Полученные результаты в 1 и 2 группах средние, а вот в 3 группе низкие, следовательно, существует необходимость развития логического мышления.

Качественный анализ анкет детей тоже дает очень много информации. Так, например, мы обращаем внимание на ответы ребенка в первой части анкеты, а именно: правильно ли он называет имя, отчество и фамилию, как называет родителей, знает ли свой день рождения и даже в какой последовательности называет членов своей семьи. Скудные, неполные ответы, незнание полных имен родителей и их социальных ролей и тому подобные ответы могут быть не только признаком отсутствия контакта ребенка с тестирующим его психологом, но и (при общих низких результатах тестирования) позволяют предположить сниженный уровень вербального развития, недостаточность общей осведомленности ребенка.

Вывод:

  1. Данная методика достаточно объективно оценивает уровень подготовленности детей к школе;
  2. По результатам тестов можно составить прогноз возможных трудностей в обучении и адаптации к школе по каждому ребенку;
  3. Позволила выявить необходимость коррекционного обучения 9 детей из 11.
  4. Необходимо провести с дошкольниками цикл развивающих занятий по развитию логического мышления.
  5. Обратить внимание воспитателей, работающих с дошкольниками, о необходимости развивающих занятий, направленных на развитие речи, общей осведомленности.
  6. По данным тестирования определить индивидуальную коррекционную программу по каждому ребенку и проконсультировать как воспитателей на группах, так и родителей.

СПРАВКА по результатам изучения предпосылок психологической готовности детей
к обучению в школе

Дата проведения обследования: сентябрь, 20___ г.
Эксперт: ___________
Количество обследуемых: 70 человек.

Изучение предпосылок психологической готовности детей к обучению в школе проводилось по следующим направлениям:

  • интеллектуальная готовность (зрительное восприятие, визуальная память, аудиальная память, оперативная память, произвольное внимание, стадия интеллектуального развития);
  • мотивационная готовность;
  • самоконтроль;
  • мелкая моторика руки;
  • социально-психологическая готовность.

В результате обследования получены следующие результаты:

  • высокий уровень – 16 человек (22 %);
  • средний уровень – 41 человек (59 %);
  • посредственный уровень – 8 человек (11 %);
  • низкий уровень – 5 человек (8 %).
  • высокий – 13 человек (19 %);
  • средний – 39 человек (56 %);
  • посредственный – 14 человек (20 %);
  • низкий – 4 человека (5 %).
  • высокий уровень – отсутствует;
  • средний – 33 человека (47 %);
  • ниже среднего – 26 человек (37 %);
  • низкий – 11 человек (16 %).

Уровень развития произвольного внимания:

  • высокий уровень – отсутствует;
  • средний уровень – 29 человек (41 %);
  • посредственный уровень – 27 (39 %);
  • низкий уровень – 14 человек (20 %).

Уровень развития зрительного восприятия:

  • высокий уровень – 16 человек (22 %);
  • средний уровень – 42 человека (60 %);
  • посредственный уровень – 6 (9 %);
  • низкий уровень – 6 (9 %).

  • высокий уровень – 9 (13 %);
  • средний уровень – 26 (37 %);
  • посредственный – 18 (26 %);
  • низкий уровень – 17 (24 %).
  • высокий уровень – 4 человека (6 %);
  • средний уровень – 49 (70 %);
  • посредственный уровень – 16 (22 %);
  • низкий уровень – 1 человек (2 %).
  • высокий уровень – 1 (2 %);
  • средний уровень – 26 (37 %);
  • посредственный уровень – 22 (31 %);
  • низкий уровень – 21 (30 %).
  • Низкие результаты старшие дошкольники ДОУ показали в эмоционально-волевой, мотивационной сфере, в развитии произвольного внимания и аудиальной памяти.
  • Интеллектуальное развитие в целом соответствует возрастным особенностям детей 5 – 6 лет.
  • Особое внимание хотелось бы обратить на мнемонические особенности детей логопедических групп. В основном у них преобладает неосознанное, механическое запоминание. Это проявляется в непонимании причин и следствий элементарных явлений.
  • Педагогам старших групп совершенствовать работу по развитию у детей навыков самоконтроля через проведение этических бесед, игр-инсценировок, игр с правилами, чтение художественных произведений, сотрудничество с семьёй.
  • Подобрать необходимый материал для консультирования родителей по вопросам подготовки старших дошкольников к школьному обучению, развитию у них необходимых навыков, умений и познавательных процессов.
  • Вести углубленную работу по развитию у детей логического, творческого мышления.
  • Обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход к детям на основе результатов психодиагностики.
  • Также, на основе результатов психодиагностики, психологу необходимо обеспечить коррекционно-развивающую деятельность с детьми, подготовив ряд коррекционно-развивающих программ.

по результатам изучения предпосылок психологической готовности детей
группы № 11 к обучению в школе

Дата проведения обследования: сентябрь, 2002 г.
Эксперт: ___________
Количество обследуемых: 21 человек.

Изучение предпосылок психологической готовности детей к обучению в школе проводилось по следующим направлениям:

  • интеллектуальная готовность (зрительное восприятие, визуальная память, аудиальная память, оперативная память, произвольное внимание, стадия интеллектуального развития);
  • мотивационная готовность;
  • самоконтроль;
  • мелкая моторика руки;
  • социально-психологическая готовность.

В результате обследования получены следующие результаты:

Переход к наглядно-образному уровню мышления

  • Невысокие результаты старшие дошкольники показали в эмоционально-волевой, мотивационной сфере, в развитии произвольного внимания и аудиальной памяти.
  • Интеллектуальное развитие в целом соответствует возрастным особенностям детей 5 – 6 лет.
  • Совершенствовать работу по развитию у детей навыков самоконтроля через проведение этических бесед, игр-инсценировок, игр с правилами, чтение художественных произведений, сотрудничество с семьёй.
  • Подобрать необходимый материал для консультирования родителей по вопросам подготовки старших дошкольников к школьному обучению, развитию у них необходимых навыков, умений и познавательных процессов.
  • Вести углубленную работу по развитию у детей логического, творческого мышления.
  • Обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход к детям на основе результатов психодиагностики.
  • Также, на основе результатов психодиагностики психологу необходимо обеспечить коррекционно-развивающую деятельность с детьми, подготовив ряд коррекционно-развивающих программ.

1 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ за 2011-2012 учебный год

2 Цель исследования: диагностика психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению Категория участников: воспитанники подготовительных к школе групп: 7, 11 Общее количество обследованных детей: 49 чел.

3 Использованные методики и их цели: «Диагностическая Беседа «Готовность к школьному обучению» (Р. Айзман ) Определение степени психо-социальной зрелости, запаса представлений ребёнка, его ориентировке и семейной ситуации. «Тест Керна и Йерасека» Определение уровня развития мелкой моторики руки и зрительно-моторной координации, умение подражать образцу. «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин) умение действовать строго по инструкции, определение степени самостоятельности в учебной работе.

4 Анализ результатов первичной диагностики готовности к школе (октябрь 2011 г.) Анализ результатов первичного (входного) тестирования по готовности к школе, проводившийся в октябре 2011 года выявил наличие детей с низкими показателями готовности к школе: Группа 7: 8 чел. Группа 11: 6 чел. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА: Среди данных воспитанников в феврале 2012 года была проведено углубленное психодиагностическое исследование уровня развития высших психических функций. На основе полученных данных были сформированы группы детей, посещавших занятия с психологом «Подготовка к школе». Занятия были направлены на развитие у детей памяти, внимания, восприятия, а также усидчивости, умения работать в учебном коллективе, слушать инструкцию взрослого, развитие мелкой моторики.

5 Результаты диагностики ГРУППА 7 Общее количество обследованных детей: 24 чел.

6 Результаты диагностики ГРУППА 11 Общее количество обследованных детей: 25 ЧЕЛ.

7 Анализ трудностей, возникших у детей при выполнении тестовых заданий: Наибольшие трудности при выполнении тестовых заданий у детей были связаны со сферой их психосоциальной зрелости (например, назвать Ф.И.О. родителей, их профессию; время суток их последовательность). У нескольких воспитанников, несмотря на общий высокий показатель по тестовой беседе Р. Айзмана, выявилось преобладание игровой мотивации над учебной. Отмечаются также и трудности при выполнении рисунка мужчины из теста «Керна и Йерасека». Выполняя данное задание, дети часто забывали рисовать человеку уши, пальцы рук, части тела были дисгармоничны по отношению друг к другу. Это говорит о недостаточной степени овладения навыком письма, развития мелкой моторики а также о несистематических обучающих и развивающих занятиях детей с родителями.

8 Заключение Результаты тестирования говорят о высоком уровне развития высших психических функций выпускников подготовительных групп и предполагают успешное овладение ими учебной деятельностью.

источник

Цель методики: определить готовность детей к школе.

Диагностический набор включает в себя тесты, давно применяемые в психологической практике, а также задания, которые традиционно используются педагогами при записи в школу и выявляют уровень готовности ребенка к школе.

Методика готовности к школе представляет собой комплекс, состоящий из:

  • Анкеты ребенка (заполняется психологом в процессе беседы с ребенком).
  • 11 тестов для тестирования детей.
  • Для проведения тестирования необходимы стимульный материал и протокол тестирования. Заполняя протокол, оцениваю выполнение каждого задания по трехбалльной шкале и по сумме полученных за все 11 заданий баллов оцениваю общий уровень готовности ребенка.

    В 2009 году было протестировано по данной методике 11 дошкольников. Результаты тестирования представлены в таблице 1.

    Результаты диагностики оценивались следующим образом:

  • ребенок, набравший 18 баллов и больше, к обучению школе готов;
  • ребенок, набравший 16 или 17 баллов, к школе «готов условно», в этом случае требуются дополнительные занятия с психологом;
  • ребенок, набравший 15 баллов и менее, к школе не готов.
  • Результаты диагностики дошкольников по методике

    «Экспресс-диагностика готовности к школе»

    Ф.И. ребенка Итоговое кол-во баллов Готовность к школе
    Антонов Никита 17 Готов «условно»
    Датская Эльмира 6 Не готова
    Жилина Таня 13 Не готова
    Корунова Маша 16 Готова «условно»
    Ларионов Саша 9 Не готов
    Малькова Даша 13 Не готова
    Мальков Данил 10 Не готов
    Мишустин Паша 7 Не готов
    Сабельников Андрей 7 Не готов
    Салтымуратов Вадим 9 Не готов
    Щербина Илья 11 Не готов

    Данная методика не только дает представление готов или не готов ребенок к обучению в школе, а прежде всего представление информации о психологических особенностях ребенка. Такого рода информация полезна не только психологу, но и воспитателю, и учителю, так как позволяет знать сильные стороны детей и понимать природу их проблем.

    Оценка результативности детей по каждому тесту.

    Название теста Оценка результативности детей
    2 балла 1 балл 0 баллов
    Нелепицы 8 3
    Пространственно-арифметический диктант 4 5 2
    Последовательные картинки 2 6 3
    Геометрические фигуры 9 2
    Аналогии 6 3 2
    Логопедический тест 1 9 1
    Запрещенные слова 3 3 5
    Ключи 2 9
    Чтение 5 6
    Рисунок человека 1 10
    Составление слов 11
    Читайте также:  Анализ мно дети до года

    Анализируя результаты тестирования, видим, что из 11 человек (100%) только 2 (18%) «готовы условно». Дети легко справились с тестами: Нелепицы, Геометрические фигуры, Рисунок человека. Сложнее было выполнить Аналогии, Пространственно-геометрический диктант, Последовательные картинки, Логопедический тест, Запрещенные слова. Трудно было выполнить тест Ключи, не справились с Чтением и совсем не выполнили тест Составление слов.

    Изначально тест № 8 «Ключи» сложен и дает возможность сильным, развитым детям проявить свои способности. Он направлен на диагностику сформированности у ребенка умения выявлять закономерности и использовать их. Только двое детей справились с заданием и получили максимальный балл, а остальные не обозначили правильно ни одного из изменяющихся в ключах признаков.

    Тест № 9 «Чтение» представлен в двух видах: в виде текстов для детей, умеющих читать и в идее букв для детей, не умеющих читать. По результатам теста: дети не умеют читать слогами. Пять человек знают 10 букв из показанных, шесть дошкольников совсем буквы не знают и, следовательно, с заданием не справились.

    Тест № 11 «Составление слов» предполагает, что ребенок должен хорошо владеть навыками чтения, иметь некоторые творческие задатки, а также обладать достаточно высоким уровнем общей осведомленности. По результатам теста № 9 видим, почему дети не справились с тестом № 11.

    Продолжая анализировать результаты в таблице №2, выделяю, что 18% дошкольников не владеют навыками счета, плохо ориентируются в пространстве, не всегда понимают устную инструкцию, не умеют действовать по правилам. У 27% низкий уровень сформированности причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умение строить связный последовательный рассказ). У 18% детей не сформирована способность делать умозаключения по аналогии. У 9% дошкольников трудности со звукопроизношением и фонематическим слухом. 45% требуется коррекция произвольности, развития речи и общей осведомленности. 81% не умеют выявлять закономерности и использовать их. 54 % детей не владеют основами грамоты. И у всех дошкольников (100%) по данной методике не сформированы навыки чтения.

    Можно выделить несколько групп тестов:

    Тесты №1,3,6 и 7 в совокупности дают достаточно хорошее представление о речевом развитии ребенка;

    Тесты № 2,4 и 8 — о развитии его пространственных представлений;

    Тесты № 5,8 и 11 — о развитии логического мышления.

    Полученные результаты в 1 и 2 группах средние, а вот в 3 группе низкие, следовательно, существует необходимость развития логического мышления.

    Качественный анализ анкет детей тоже дает очень много информации. Так, например, мы обращаем внимание на ответы ребенка в первой части анкеты, а именно: правильно ли он называет имя, отчество и фамилию, как называет родителей, знает ли свой день рождения и даже в какой последовательности называет членов своей семьи. Скудные, неполные ответы, незнание полных имен родителей и их социальных ролей и тому подобные ответы могут быть не только признаком отсутствия контакта ребенка с тестирующим его психологом, но и (при общих низких результатах тестирования) позволяют предположить сниженный уровень вербального развития, недостаточность общей осведомленности ребенка.

    Вывод:

    1. Данная методика достаточно объективно оценивает уровень подготовленности детей к школе;
    2. По результатам тестов можно составить прогноз возможных трудностей в обучении и адаптации к школе по каждому ребенку;
    3. Позволила выявить необходимость коррекционного обучения 9 детей из 11.
    4. Необходимо провести с дошкольниками цикл развивающих занятий по развитию логического мышления.
    5. Обратить внимание воспитателей, работающих с дошкольниками, о необходимости развивающих занятий, направленных на развитие речи, общей осведомленности.
    6. По данным тестирования определить индивидуальную коррекционную программу по каждому ребенку и проконсультировать как воспитателей на группах, так и родителей.

    источник

    Виктория Васильевна Иванченко
    Образец анализа готовности детей подготовительных групп ДОО к обучению в школе

    АНАЛИЗ

    готовности к школьному обучению детей подготовительных групп

    В период с ___ по ___ в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога проходило итоговое обследование детей подготовительных групп к обучению в школе, в котором приняли участие 74 дошкольника.

    Уровень готовности детей к школьному обучению выявлялся с помощью тестовых методик программы Н. Семаго, М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения».

    Обследование проводилось в индивидуальной форме.

    Цель: определение уровня школьной зрелости детей подготовительных групп.

    По итогам были получены следующие результаты: Г — 52 чел. (70,3%, УГ — 21 чел. (28,4%, УНГ — 1 чел. (1,3%, Н — 0 чел. (0%).

    В диагностике не приняли участие 7 детей в связи с непосещением ДОУ по семейным обстоятельствам и по заявлениям.

    Таким образом, из 74 обследованных выпускников 70,3% детей готовы к обучению в школе, они усвоили программу подготовительной группы, обладают достаточным уровнем работоспособности, у них сформирована произвольная регуляция собственной деятельности. Условно готовы 28,4% выпускников — у этих детей можно отчасти прогнозировать некоторые трудности в начале регулярного обучения из-за недостаточно сформированного регуляторного компонента деятельности. Однако большинство детей смогут адаптироваться к началу обучения (сентябрь – октябрь) без дополнительной помощи специалистов. Условная неготовность к началу регулярного обучения выявлена у одного ребенка, который нуждается в помощи школьного психолога и должен быть обследован с целью выявления компенсаторных возможностей, путей помощи.

    В целом, результаты проводимой работы с детьми по коррекции и развитию психических процессов имеют положительную динамику.

    Педагог-психолог МБДОУ ___

    Что нужно знать родителям о речевой готовности ребенка к обучению в школе Речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь.

    Физкультурное развлечение «Спортивный огород» для детей старших и подготовительных к школе групп) Физкультурное развлечение «Спортивный огород » (подготовительная и старшая группы) ГККП «Ясли – сад №16» г. Аксу Физкультурное.

    Консультация для родителей подготовительных к школе групп «Готовность к школе — что это?» Готовность к школе. 1 Слайд Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое «готовность к обучению в школе»?.

    Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе готовности к обучению в школе Реализация основных задач дошкольного образования в контексте основных идей ФГОС ДО невозможна без создания особых условий взаимодействия.

    Проект по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе «Звездочка в ладошке» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Колосок» муниципального образования город-курорт Анапа.

    Развитие связной речи как основной фактор готовности к обучению в школе. Развитие речи, обучение детей дошкольного возраста родному языку становится особенно актуальной проблемой в связи с целенаправленной, углубленной.

    Сценарий новогоднего праздника для детей подготовительных к школе групп ДОУ с большим количеством сказочных персонажей СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ К ШКОЛЕ ГРУПП ДОУ «СКАЗОЧНЫЙ КАРНАВАЛ» Подготовила музыкальный руководитель Левченко.

    Сценарий осеннего праздника для детей старших и подготовительных к школе групп ДОУ Золотая осень в Ростове-на-Дону Сценарий осеннего праздника для детей старших и подготовительных к школе групп ДОУ Подготовила музыкальный.

    Спортивно-познавательный досуг «В гостях у Светофора» для детей старших и подготовительных к школе групп Спортивно – познавательный досуг «В гостях у Светофора» для детей старших и подготовительных к школе групп. Составили: инструктор по физической.

    Военно-спортивный турнир «Зарничка» для детей подготовительных к школе групп В преддверии 9 мая в нашем детском саду «Ёлочка» прошли спортивные соревнования «Зарничка». дети подготовительных групп показали свои умения.

    источник

    4. Методика диагностики психологической готовности к школьному обучению Н.И. Гуткиной

    Наиболее удачной в отношении практического использования нам представляется методика диагностики психологической готовности к школьному обучению Н.И. Гуткиной. Ее достоинства заключаются в том, что при своей компактности она позволяет оценить самые важные компоненты психологической готовности. Отбор вошедших в эту методику заданий теоретически обоснован, вследствие чего характеристика психологической готовности отличается разумной необходимостью и достаточностью. Эта диагностическая программа состоит из четырех частей, оценивающих мотивационно — потребностную, интеллектуальную, речевую и произвольную сферы развития детей. Для исследования мотивационно — потребностной сферы применяются экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника» и методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов, Последняя состоит вследующем. Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставленыобычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку, интересную для его возраста, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, а экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется — поиграть с игрушками или дослушать сказку до конца. Дети с выраженным познавательным интересам предпочитают послушать сказку, а дети с игровыми интересами — поиграть с игрушками. Для диагностики интеллектуальной сферы применяется методика «Сапожки», позволяющая исследовать обучаемость детей, а также особенности и уровень развития обобщения. В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака — сапожек на ногах. Есть сапожки — картинка обозначается «1» (единицей), нет сапожек «0» (нулем). Цветные картинки предлагаются испытуемому в виде таблицы, содержащей: 1) правила кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые загадки, которые испытуемый должен разгадать путем кодирования. Помимо таблицы с цветными картинками, в эксперименте используется белый лист бумаги с изображениями геометрических фигур, представляющих собой еще две загадки. Экспериментатор анализирует характер допускаемых ребенком ошибок, имеет право задавать ему наводящие вопросы (чтобы выяснить, сможет ли он решить задачу с помощью взрослого), а также вопросы, позволяющие уточнить характер обобщений (эмпирическое или теоретическое). Методика не имеет нормативных показателей, ее результаты подвергаются качественному анализу. Для оценки интеллектуального компонента психологической готовности используется и еще одна методика «Последовательность событий». В качестве экспериментального материала в ней используются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ. Выполнить это задание можно при наличии достаточного уровня логического мышления. Кроме того, эта методика диагностирует речевой компонент психологической готовности, так как составление рассказа по картинкам позволяет оценить, свободно ли ребенок владеет языком, есть ли у него повествовательная речь, каков его словарный запас. Речевое развитие характеризуется также уровнем фонематического слуха (умением на слух выделять в слове различные звуки). Неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит и пишет слова, поэтому так важна диагностика фонематического слуха. С этой целью используется методика «Звуковые прятки». Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, для примера произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагают поиграть в «прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове. Предлагается поочередно искать звуки «о», «а», «ш», «с».Если испытуемый не допустил ни одной ошибки, то считается, что задание выполнено хорошо; если допущена одна ошибка — задание выполнено средне; если ошибок более одной — задание выполнено плохо. Для диагностики произвольной сферы Н.И. Гуткина использует две методики — «Домик» и «Да и нет». Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание выявляет умение ребенка скопировать образец, что зависит от развития произвольного внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Анализ допущенных ошибок в рисунке позволяет оценить вышеперечисленные психические характеристики. Методика «Да и нет» применяется для исследования умения действовать по правилу и является модификацией известной детской игры «Да и нет не говорите, черного с белым не носите». По ходу игры ребенку задаются вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет», но произнесение этих слов считается ошибкой. Задание считается выполненным на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки; если допущена одна ошибка— это средний уровень, более одной ошибки — плохой уровень выполнения. Методика Н.И. Гуткиной проверена на валидность и имеет хорошие прогностические показатели. Некоторое неудобство этой методики определяется отсутствием для многих заданий количественных показателей и нормативных границ. На основе этой методики Н.И. Гуткина разработала систему коррекционно-развивающих игр, позволяющую сформировать психологическую готовность детей к школе.

    При написании контрольной работы и изучении литературы было выявлено, что в решении вопросов готовности к школе можно выделить два подхода: педагогический и психологический. Сторонники первого подхода определяют готовность к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков: считать, читать, писать и т.п. Подобный подход ориентирован лишь на отбор и не позволяет ответить на вопрос, по какой программе обучать дошкольника. Кроме этого, в рамках подхода не решаются вопросы актуального и потенциального развития ребенка, прогноза качества, темпа, индивидуальных особенностей усвоения ЗУН и т.п. В основе психологического подхода лежит предположение о том, что готовность к школе определяется показателями общего психического развития дошкольника. В рамках этого подхода наблюдают широкий спектр различных взглядов на доминирующую роль тех или иных характеристик и факторов психики. Например, значительно распространено мнение, что готовность к школе определяется значением показателя психической зрелости ребенка. При этом психическая зрелость рассматривается как необходимая степень развитости отдельных психических функций типа эмоциональных, интеллектуальных, социальных и т.п. Возможны и подходы, являющиеся комбинацией педагогического и психологического подходов. Так, например, согласно А. Анастази, готовность к обучению в школе «. в сущности означает овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального освоения школьной программы поведенческими характеристиками». В рамках подобного подхода диагностируются навыки и способности, играющие важную роль при обучении чтению, числовым представлениям, письму. Примерами диагностируемых психических функций могут являться: способность к зрительным и слуховым различиям; сенсомоторный контроль понимание на слух; словарный запас количественные понятия и общая осведомленность. Заканчивая обсуждение диагностических методик, определяющих готовность к школьному обучению, еще раз подчеркнем, что их использование позволит выявить особенности умственного и психического развития ребенка, а это первый шаг на пути создания условий оптимизации периода школьной адаптации первоклассников и предотвращения неуспеваемости.

    Читайте также:  Анализ микоплазма у детей отзывы

    1. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. Изд. 2-е. – Ростов н/Д : «Феникс», 2004. – 288 с.

    2. Методика подготовки детей к школе 9психологические тесты, основные требования, упражнения) / сост. Н.Г. Кувагнова, Е.В. Нестерова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 40 с.

    3. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007. – 156 с.

    4. Основы психологической диагностики: Учебное пособие / под ред. К.М. Гуревича, М.К. Акимовой. – М. : Изд-во УРАО, 2003. – 392 с.

    5. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2005. – 672 с.

    6. Степанова Н. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 11. – С. 43-46.

    7. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 512 с.

    источник

    Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе, инструменты ее диагностики. Характеристика готовности ребенка к школе, ее показатели. Уровни оценки результатов для детей 6 и 7 лет. Исследование речевой сферы. Анализ результатов диагностики.

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Диагностика готовности ребенка к обучению в школе

    (контрольная работа по дисциплине «ПДМШиПВ»)

    Выполнил: студент 11 группы

    Проверила: к. псх. н., доцент Манапова Е.И.

    Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически крепким, здоровым. Особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, укрепление нервной системы, формирование правильной осанки и т.д. Ведь нередко именно по состоянию здоровья некоторые дети отстают в учении. Важно к моменту поступления в школу развить у ребенка ловкость, гибкость, силу, выносливость. Специальные исследования дают основание рассматривать выносливость как узловую характеристику физического развития. Это качество теснейшим образом связано с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности.


    У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения — интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника — эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость.


    Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми, т.е. у него должна быть развита произвольность. Реакциям дошкольника свойственна непосредственность, импульсивность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости». Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня».


    Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам. В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка. Общение с другими детьми важно для формирования способности к децентрации — умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.


    Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и ряда психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение), умственное и речевое развитие.


    Наиболее значимыми с точки зрения интеллектуального развития будущего школьника является дифференцированное восприятие, развитие наглядно — действенного и наглядно — образного мышления, умение упорядоченно ориентироваться в мире. Ребенок должен научиться целенаправленно наблюдать, сравнивать предметы и явления, видеть черты сходства, различия, выделять главное и второстепенное. К старшему дошкольному возрасту дети осваивают рациональные способы обследования свойств предметов и явлений. Эти способы, основанные на усвоении и применении детьми сенсорных эталонов, позволяет анализировать сложную форму предметов, пространственные отношения, пропорции, сочетания цветов. Старший дошкольник приобретает правильные ориентировки в разных областях действительности: в мире живой и неживой природы, предметов и социальных явлений. Быть готовым к школьному обучению — значит обладать умением обобщать в соответствующих категориях предметы и явления окружающей действительности. И если мы говорим о знаниях, то — важно не столько их расширение, сколько углубление, т.е. осознание, систематизация и умение оперировать ими.


    а) методика по определению доминирующего мотива у ребенка Оборудование: На столе заранее расставляются игрушки.


    Ребенка приглашают в комнату, показывают игрушки, которые он рассматривает в течение одной минуты. Затем экспериментатор подзывает ребенка к себе и предлагает послушать интересную сказку (но не очень длинную). На самом интересном месте чтение сказки прерывается и задается вопрос: «Чего тебе сейчас хочется больше: дослушать сказку или пойти поиграть с игрушками?» Дети с развитым познавательным интересом просят дочитать сказку, со слабым — идут играть (но игра, как правило, носит манипулятивный характер — хватают то одну игрушку, то другую).


    б) Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника Беседа должна содержать вопросы, которые бы косвенным образом позволяли определить наличие познавательных или учебных потребностей.


    Число положительных ответов 6 и более свидетельствует о наличии познавательных или учебных потребностей.


    Цель: Выявить у ребенка умение ориентироваться в работе на образец, умение точно скопировать его, уровень развития произвольной памяти, внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.


    Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листочке точно такую же картинку, какую ты видишь здесь (положить перед ребенком образец с домиком). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а надо поверх неправильного (или рядом) нарисовать правильно. Тебе понятно задание?» Рисунок выглядит следующим образом:

    1-2 балла — высокий уровень;

    3-5 баллов — средний уровень;

    б) Методика «Да и Нет» Инструкция: «Давай с тобой поиграем в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, какие слова нельзя будет произносить? (Ребенок повторяет эти слова). Теперь будь внимателен, я тебе буду задавать вопросы, отвечая на которые нельзя будет говорить слова «да» и «нет». Понятно?» После того, как ребенок подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».

    Ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Допустимо, если ребенок вместо словесного ответа отвечает утвердительным или отрицательным кивком головы.

    Высокий уровень — ни одной ошибки;

    Средний уровень — 1 ошибка;

    Низкий уровень — более 1 ошибки.

    Исследование интеллектуальной сферы.

    а) Методика исследования обучаемости А. Ивановой (приложения А, Б).

    б) Сюжетные картинки Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.

    Материал: 3-4 сюжетные картинки, предъявляемые в неправильной последовательности.

    Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом расскажи по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

    Высокий уровень — если ребенок все сделал правильно или же при неправильной раскладке картинок сочинил логичную версию рассказа.

    Средний уровень — если картинки разложены правильно, но рассказ ребенок смог составить только при помощи наводящих вопросов.

    Низкий уровень — если ребенок не справился с заданием.

    Считается, что ребенок не справился с заданием в том случае, если:

    · не смог выложить последовательность картинок и отказался от рассказа;

    · по выложенной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;

    · выложенная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность, несоответствующую рассказу);

    · каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными — в результате рассказа не получается;

    · на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

    В случае если наблюдаются феномены, описанные в пунктах 4 и 5, требуется дополнительная проверка интеллектуальных способностей ребенка, т.к. подобные нарушения характерны для детей с ЗПР.

    Данная методика позволяет определить и уровень развития речи ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д. Но не менее важно и умение выделять на слух в слове различные звуки, т.е. развитие фонематического слуха.

    Исследование речевой сферы. Методика «Звуковые прятки».

    Предназначена для проверки фонематического слуха.

    Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагается поиграть в прятки со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове.

    Инструкция: «Давай с тобой поиграем в прятки со звуками. Мы с тобой загадаем какой-нибудь звук, который надо будет искать. Потом я буду называть тебе слова, а ты мне будешь говорить, есть в них звук, который мы ищем, или нет». Разобрать пример: «у» — шуба.

    Предлагается по 4 слова на каждый звук:

    «ш» — шайба, ручка, школа, суша;

    Высокий уровень — ни одной ошибки;

    Средний уровень — 1 ошибка;

    Низкий уровень — более 1 ошибки.

    Если ребенок на все слова подряд отвечает, что искомый звук есть, или, что разыскиваемого звука нигде нет, то правильные ответы стоит рассматривать как случайные.

    Общие итоги: готовность ребенка к школе определяется преобладанием высокого и среднего уровней по каждой из четырех обследуемых сфер. Наличие низкого уровня по одной или двум сферам свидетельствует о недостаточном развитии соответствующих способностей. В связи с этим родителям даются соответствующие рекомендации по развитию отстающих способностей, и в конце августа проводится повторное тестирование.

    Форма протокола, заполняемого в процессе обследования, представлена ниже.

    «Да и Нет не говори» (Гуткина Н. И.);

    Цель: изучение произвольности общения ребенка с взрослым. Методика рассчитана для детей 6-7 лет.

    Инструкция: «Ты играть любишь? В какие игры ты играешь? Давай мы с тобой поиграем в новую игру! Я буду задавать тебе различные вопросы, а ты будешь на них отвечать. Только запомни — тебе нельзя говорить: «Нет», «Да». Например, нельзя говорить — «не бывает», «не хочу», «не знаю». Запомнил?»Так, какие слова тебе нельзя говорить?» (Если ребенок затрудняется воспроизвести «запрещенные слова», нужно снова разъяснить инструкцию).

    Затем следует 25 вопросов, ответы на которые взрослый никак не оценивает и не выражает своего отношения к ним.

    5. Ты видел синее мороженое?

    8. На тебе надето платье (брюки) (называется предмет одежды, который не надет на ребенка)?

    12. Твой папа любит играть в куклы?

    13. Ты умеешь ходить по потолку?

    15. Тебя зовут… (неверное имя)?

    16. Ты любишь ходить к врачу?

    17. Какого цвета халаты у врачей? *

    19. Ты любишь слушать сказки?

    Читайте также:  Анализ мои при энурезе у детей

    20. Какие сказки ты любишь? *

    Следует иметь в виду, что вопросы задаются ребенку в довольно быстром темпе. Если ребенок долго молчит, следует напомнить ему вопрос и попросить побыстрее отвечать. Иногда можно переходить к следующему вопросу, если данный вызывает у ребенка затруднения.

    По окончании взрослый спрашивает: «Игра тебе понравилась? Какие слова нельзя было говорить? Ну-ка назови… Ты говорил эти слова? А почему ты их говорил?». В протоколе регистрируются все ответы детей и общее время выполнения задания, количество верных ответов в абсолютных значениях и в процентах.

    Оценка произвольности общения:

    Низкому уровню развития произвольно-контекстной формы общения соответствует 0-5 набранных дошкольниками баллов;

    Среднему уровню развития произвольно-контекстной формы общения соответствует 5-15 набранных дошкольниками баллов;

    Высокому уровню развития произвольно-контекстной формы общения соответствует 15-25 набранных дошкольниками баллов.

    «Сюжетные картинки» (Дерманова И.Б.).

    Цель: исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению. Методика предназначена для детей 6-7 лет.

    Инструкция: Ребёнку говорят: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом расскажи по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

    Высокий уровень — если ребенок все сделал правильно или же при неправильной раскладке картинок сочинил логичную версию рассказа.

    Средний уровень — если картинки разложены правильно, но рассказ ребенок смог составить только при помощи наводящих вопросов.

    Низкий уровень — если ребенок не справился с заданием.

    Считается, что ребенок не справился с заданием в том случае, если:

    · не смог выложить последовательность картинок и отказался от рассказа;

    · по выложенной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;

    · выложенная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность, несоответствующую рассказу);

    · каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными — в результате рассказа не получается;

    · на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

    В случае если наблюдаются феномены, описанные в пунктах 4 и 5, требуется дополнительная проверка интеллектуальных способностей ребенка, т.к. подобные нарушения характерны для детей с ЗПР.

    Данная методика позволяет определить и уровень развития речи ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д. Но не менее важно и умение выделять на слух в слове различные звуки, т.е. развитие фонематического слуха.

    «Звуковые прятки» (Гуткина Н. И.).

    Цель: проверка фонематического слуха. Методика предназначена для детей 6-7 лет.

    Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагается поиграть в прятки со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове.

    Ребёнку говорят: «Давай с тобой поиграем в прятки со звуками. Мы с тобой загадаем какой-нибудь звук, который надо будет искать. Потом я буду называть тебе слова, а ты мне будешь говорить, есть в них звук, который мы ищем, или нет». Разобрать пример: «у» — шуба.

    Предлагается по 4 слова на каждый звук:

    «ш» — шайба, ручка, школа, суша;

    Высокий уровень — ни одной ошибки;

    Средний уровень — 1 ошибка;

    Низкий уровень — более 1 ошибки.

    Если ребенок на все слова подряд отвечает, что искомый звук есть, или, что разыскиваемого звука нигде нет, то правильные ответы стоит рассматривать как случайные.

    Общие итоги: готовность ребенка к школе определяется преобладанием высокого и среднего уровней по каждой из четырех обследуемых сфер. Наличие низкого уровня по одной или двум сферам свидетельствует о недостаточном развитии соответствующих способностей. В связи с этим родителям даются соответствующие рекомендации по развитию отстающих способностей, и в конце августа проводится повторное тестирование.

    Ребёнок набрал 19 баллов, что говорит о высоком уровне развития произвольно-контекстной формы общения со взрослым.

    готовность дошкольник показатель школа

    Ребёнок все сделал правильно, что говорит о высоком уровне развития логического мышления, речи и способности к обобщению.

    Ребёнок ни разу не ошибся, что говорит о высоком уровне развития фонематического слуха.

    Итак, завершив диагностику готовности ребёнка к обучению в школе и проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что дошкольник готов к учёбе в школе, поскольку все его умения и навыки сформированы в соответствии с возрастом. У ребёнка на высоком уровне развито логическое мышление, речь, способность к обобщению, фонематическая речь и произвольно-контекстная форма общения со взрослым.

    3. https: // sites. google.com/site/licnostnaagotovnostkskole/home/komponenty-licnostnoj-gotovnosti

    4. http://www.vseodetishkax.ru/gotovnost-k-shkole/64-psixologicheskaya-gotovnost-k-shkole-psixologam/686-diagnostika-gotovnosti-detej-6-7-let-k-shkolnomu? showall=1

    6. http://brunner. kgu.edu.ua/index. php? option=com_content&view=article& >

    Психологическая характеристика и особенности детей дошкольного возраста. Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе, анализ методов специальной диагностики. Программа психологической коррекции готовности ребенка.

    курсовая работа [115,3 K], добавлен 17.11.2009

    Понятие психологической готовности к обучению в школе, подходы к его определению в педагогической литературе. Исследование психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Формирование готовности ребенка к школе средствами дидактической игры.

    дипломная работа [71,6 K], добавлен 21.03.2014

    Проблема готовности детей к обучению в школе. Переход от дошкольного возраста к младшему школьному. Потребность ребенка заняться учебной деятельностью как общественно-полезным видом деятельности. Процедура определения психологической готовности к школе.

    курсовая работа [62,0 K], добавлен 23.02.2012

    Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к школе. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста. Психологическая, волевая, личностная готовность к школе и ее виды. Основные этапы развития ребенка дошкольного возраста.

    курсовая работа [51,7 K], добавлен 05.12.2014

    Понятие готовности ребёнка к обучению в школе. Основные теоретические подходы в рассмотрении проблемы подготовки детей к школе. Педагогические средства формирования у дошкольников компонентов готовности к обучению в школе в условиях детского сада.

    курсовая работа [233,2 K], добавлен 21.01.2015

    Определение понятия готовности детей к обучению в школе. Рассмотрение основных методов диагностики школьной зрелости ребенка. Выявление позитивного влияния посещения групп дошкольной подготовки на социальное, личностное, познавательное развитие ребенка.

    курсовая работа [373,3 K], добавлен 06.09.2015

    Сложность определения степени готовности ребенка к обучению в школе. Тенденция увеличения количества детей с отклонениями в развитии, обусловленными негативными изменениями среды жизнедеятельности человека. Условия формирования готовности к обучению.

    контрольная работа [18,3 K], добавлен 26.07.2010

    Теоретическое исследование интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Формирование психологической готовности детей к обучению в школе. Воспитание и организация занятий с детьми. Экспериментальное исследование интеллектуальной готовности.

    курсовая работа [79,9 K], добавлен 15.12.2004

    Развитие детей в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. Становление психологической готовности к обучению в школе, освоение ребенком речи и грамоты. Анализ уровня сформированности коммуникативно-речевой готовности у дошкольников.

    курсовая работа [85,6 K], добавлен 19.10.2013

    Проблема психологической готовности ребёнка к школе в исследованиях отечественных и зарубежных учёных. Опытно-экспериментальное изучение уровня готовности детей к обучению в школе. Описание методик и результатов исследования. Психокоррекционная работа.

    курсовая работа [75,5 K], добавлен 17.10.2004

    источник

    Аналитическая справка: анализ готовности к школьному обучению детей подготовительных групп (май 2018 г.)

    готовности к школьному обучению

    детей подготовительных групп

    В 2017-2018 уч. году из МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка» выпускаются в школу три подготовительные группы в количестве 71 ребенка. В диагностическом обследовании приняли участие 64 ребенка:

    подготовительная группа комбинированной направленности № 9 –18 детей из 18;

    подготовительная группа № 12 – 23 ребенка из 26 детей;

    подготовительная группа № 14 – 24 ребенка из 27 человек.

    Уровень готовности детей к началу регулярного обучения в школе выявлялся с помощью скрининг – обследования готовности к школьному обучению Н. Семаго, М. Семаго, состоящего из 5 заданий.

    Цель обследования : оценить уровень сфор мированности предпосылок к учебной деятельности: возмож ности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществ лять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следую щего. Таким образом, оценивается сформированность регуля торного компонента деятельности в целом.

    Обследование детей подготовительных к школе групп проводилось в групповой и индивидуальной (дообследование) формах.

    Каждое задание оценивалось по пятибалльной шкале. В дальнейшем балльные оценки суммировались и выводилась уровневая оценка готовности детей к началу регулярного обучения в школе.

    В задании № 1 оценивались особенности тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умение работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

    Результаты представлены в графике 1 в процентном соотношении.

    Из диаграммы 1 видно, что 36 детей справились с данным заданием на высоком уровне, 23 ребенка – на среднем уровне и 5 детей показали низкий уровень выполнения данного задания.

    В задании № 2 оценивались сформированность навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры и количества изображенных фигур; оценка моторных навыков при изображении цифры; сформированность понятия «больше – меньше» в ситуации конфликтного расположения элементов. Также важным в данном задании является сохранение в памяти инструкции взрослого и последовательности выполнения задания.

    Из диаграммы 2 следует, что большинство выпускников (59 детей) имеют высокий уровень сформированности оцениваемых параметров в данном задании; 3 детей – средний уровень и 2 ребенка справились с заданием на низком уровне.

    В задании № 3 оценивается сформированность звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух; сформированность графической деятельности, произвольная регуляция собственной деятельности.

    37 детей показали высокий уровень сформированности звукобуквенного анализа (диаграмма 3), 14 детей — средний уровень. У детей наблюдается инверсия написания букв, пропуски гласных. У 13 детей оцениваемые параметры сформированы недостаточно.

    В следующем задании № 4 оценивалась сформированность произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), распределение и переключение внимания, работоспособность, темп и целенаправленность деятельности.

    Результаты выполнения данного задания отражены в диаграмме 4, из которой видно, что справились с заданием на высоком уровне – 58 детей, на среднем – 5 детей, 1 ребенок с заданием не справился.

    Последнее задание № 5 направлено на общую оценку сформированности графической деятельности, оценку топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений.

    Результаты по данному заданию представлены в диаграмме 5: 20 детей показали высокий уровень сформированности графической деятельности ии пространственных представлений, 29 детей — средний уровень и 15 детей справились с заданием на низком уровне.

    Каждое из пяти заданий оценивалось по пятибалльной шкале. В дальнейшем балльные оценки суммировались, и с учетом корректировочных коэффициентов выводилась уровневая оценка готовности детей к началу регулярного обучения в школе.

    На основании полученных данных, результаты готовности детей к школьному обучению среди трех подготовительных групп распределились следующим образом:

    подготовительная гр. № 9 (18 чел.)

    подготовительная гр. № 12 (23 чел.)

    подготовительная гр. № 14 (23 чел.)

    Наглядно результаты готовности воспитанников подготовительных групп на конец 2017-2018 уч. года представлены в диаграмме 6.

    ВЫВОДЫ: Таким образом, из 50 обследованных выпускников: 44 ребенка полностью готовы к началу регулярного обучения в школе, имеют высокий уровень готовности (в среднем 68%). Эти дети усвоили программу подготовительной группы, обладают достаточным уровнем работоспособности, у них сформирована произвольная регуляция собственной деятельности.

    17 детей имеют средний уровень готовности – условно готовы (26%). У этих детей можно отчасти прогнозировать некоторые трудности в начале регулярного обучения из-за недостаточно сформированного регуляторного компонента деятельности. Однако большинство детей смогут адаптироваться к началу обучения (сентябрь – октябрь) без дополнительной помощи специалистов.

    1 ребенок (2%) условно не готов к началу регулярного обучения из-за недостаточного психофизиологического развития, низкого уровня усвоения программы подготовительной группы. Эти дети нуждаются в дополнительной коррекционной помощи.

    2 ребенка (4%) не готовы к началу регулярного обучения в школе, они проходили ПМПК для определения условий и программы обучения, прошли обучение в группе комбинированной направленности в течение 2-х лет, но программу подготовительной группы не усвоили (один из данных воспитанников остается в МАДОУ для повторного обучения в подготовительной группе комбинированной направленности по АООП ДО для детей с ТНР).

    Таким образом, учитывая результаты первичного обследования воспитанников подготовительных групп на готовность к школе в конце 2017-18 учебного года (май), можно отметить, что прогресс в развитии отмечен у 59 воспитанников, 4 воспитанника не показали прогресса, повторив результаты первичной диагностики на определение готовности к регулярному обучению в школе на начало учебного года, у одного ребенка наблюдается регресс в развитии, в сравнении с результатами на начало учебного года (с ноября 2017г. по май 2018г. ребенок находился на домашнем обучении, в связи с желанием родителей (законных представителей) ребенка).

    Педагог – психолог МАДОУ № 1 «Ласточка» Шпилевая И.Е.

    источник